Нарушение правил пожарной безопасности какое правонарушение

Статья 8.32 КоАП РФ. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Новая редакция Ст. 8.32 КоАП РФ

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Статье 8.32 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и ЛК РФ. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 52, ч. 1 ст. 53 ЛК РФ). Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под пожаром понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ч. 1 — ч. 4 ст. 1).
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; см. с изм. и доп.

3. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, согласно Правилам пожарной безопасности в лесах РФ, утв. Постановлением Совмина — Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886 , несут должностные лица, осуществляющие руководство работами на отдельных участках лесного фонда или объектах, либо лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, а также юридические лица и граждане, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом (п. 2). В пожароопасный сезон, то есть в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной, т.е. очищенной до минерального слоя почвы, полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим. Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов) на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора, т.е. котлованы или площадки, будут отводиться на расстоянии не менее 100 м от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 м от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора будет очищена в радиусе 25 — 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая с расстоянием между ними 5 м (п. 5, абз. 1 п. 6, абз. 2 п. 8). Перечень противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, и Требования к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, утверждены Приказом МПР РФ от 13 июля 2005 г. N 193 .
———————————
САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к Ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Лесопользователи на основании ст.94 ЛК обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, каковым является Министерство природных ресурсов РФ, оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством и Министерством внутренних дел РФ, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

2. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются экологическая безопасность и общественные отношения, возникающие в сфере охраны лесов как составной части охраны окружающей среды.

3. Объективная сторона административного правонарушения, содержащегося в рассматриваемой статье, заключается в действиях (бездействии), направленных на нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В частности, такие правила предусмотрены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 28 июля 1992 г. «О мерах по усилению охраны лесов от пожаров».

4. Засорение леса бытовыми отходами и отбросами, свалка мусора и строительных остатков в лесу запрещаются. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора (котлованы или площадки) будут отводиться на расстоянии не менее 100 метров от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 метров от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) будет очищена в радиусе 25-30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 метра каждая с расстоянием между ними 5 метров.

5. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

6. Субъектами комментируемой статьи могут быть любые субъекты административной ответственности, совершившие правонарушение, предусмотренное данной статьей.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.4, являются общественный порядок и общественная безопасность. Изменения внесенные в ст. 20.4 Федеральным законом от 09.11.09 N 247 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — вступили в силу с 11.11.09.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в:

1) ч. 1 ст. 20.4 состоит в том, что виновный нарушает требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с Законом о пожарной безопасности, Законом о ТР, в технических регламентах, а также утвержденные полномочными госорганами противопожарной защиты (см. об этом также коммент. к ст. 8.32). При этом виновный чаще всего игнорирует упомянутые выше правила, технические регламенты и т.п. За рамками объективной стороны данного административного правонарушения остаются нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а также на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (в этом случае налицо объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ст. 8.32, 11.16, см. коммент. к ним). Иначе говоря, виновный совершает данное административное правонарушение в быту, на работе, по месту учебы, на улице, площадях и т.п. Оконченным это деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действия (например, виновный развел костер на пляже), так и бездействия (например, виновный не устраняет неисправность в электропроводке, хотя она оголена и искрит при включении электролампы);

2) ч. 2 ст. 20.4 состоит в том, что виновный нарушает противопожарные правила, технические регламенты, нормы в условиях особого противопожарного режима (например, в местах складирования взрывоопасных веществ, хранения ГСМ на территории АЭС). Оконченным данное административное правонарушение считается с момента совершения: оно также совершается в форме действий либо бездействия. Наступление иных последствий, например возникновение пожара, не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения;

3) ч. 3 ст. 20.4 состоит в том, что виновный нарушил требования технических регламентов, норм и правил пожарной безопасности и это повлекло возникновение пожара (однако при этом тяжких последствий не было). То есть налицо материальный состав административного правонарушения — пожар стал фактом. Оконченным данное административное правонарушение считается с момента возникновения пожара. Если пожар причинит тяжкий (или средней тяжести) вред здоровью человека либо повлечет иные тяжкие последствия, то (при наличии других необходимых признаков) возможна уголовная ответственность виновного по ст. 219 УК «Нарушение правил пожарной безопасности»;

4) ч. 4 ст. 20.4 состоит в том, что виновный выдает (на бланке установленного образца, с соблюдением процедур, предусмотренных Законом о ТР, Законом о пожарной безопасности, иных правовых актов в области сертификации и противопожарной безопасности) сертификат соответствия на продукцию (например, на партию сырья, полуфабрикатов, лакокрасочных изделий) при отсутствии сертификата пожарной безопасности (т.е. лицо, которое испрашивало сертификат соответствия, не представило, среди прочих документов, сертификат пожарной безопасности, а виновный, несмотря на это, выдал такому лицу сертификат соответствия продукции). Действующая форма сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов, утверждена приказом Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09). Оконченным данное правонарушение считается с момента выдачи сертификата соответствия. Оно совершается исключительно в форме действий. Наступление иных последствий (например, пожар, вызванный такой продукцией) объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается;

5) ч. 5 ст. 20.4 состоит в том, что виновный продает продукцию (например, осуществляет поставку книг, холодильников, телевизоров своим контрагентам) или оказывает услуги (например, гостиничные), подлежащие сертификации, не имея при этом сертификата соответствия (несмотря на то, что законодательством предусмотрена обязательная сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности). При этом виновный нарушает также Положение о системе сертификации в области пожарной безопасности в РФ (утв. приказом МЧС от 18.06.03 N 312, в ред. от 07.02.08) Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения: оно совершается в форме действий. Наступление иных последствий (например, возникновение пожара) объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается;

6) ч. 6. ст. 20.4 состоит в том, что виновный осуществляет несанкционированное (т.е. при отсутствии разрешений, выдаваемых, например, органами местного самоуправления, дорожными службами, органами ГИБДД и т.д.) перекрытие (путем выставления шлагбаумов, захламления стройматериалами, установкой врытых в землю столбов, разрытия траншей и т.п.) проездов (внутридворовых, внутриквартальных и т.п.) к зданиям и сооружениям (в т.ч. и к жилым зданиям, школам, заводам) для пожарных машин и техники.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда оно было совершено. Оно совершается только путем действий.

3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.4, являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8), должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5), юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10) — при совершении административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1-3, 6 ст. 20.4;

2) должностные лица и юридические лица — при совершении административных правонарушений, предусмотренных в ч. 4, 5 ст. 20.4.

4. Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

В то же время относительно последствий, предусмотренных в ч. 3 ст. 20.4, речь может идти только о неосторожности; умышленное причинение легкого вреда здоровью не охватывается объективной стороной данного правонарушения, а при наличии иных признаков может иметь место состав преступления, предусмотренного ст. 219 УК.

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.4, показывает, что:

1) по ч. 1 назначается или предупреждение, или административный штраф (см. коммент. к ст. 3.4, 3.5). Кроме того, с 18.08.05 судья вправе также назначить (ИП или ЮЛ) такое наказание как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. коммент. к ст. 3.12);

2) по ч. 2-6 — только административный штраф;

3) предупреждение и штраф назначаются органом противопожарной службы (см. коммент. к ст. 23.34).

Статья 11.16 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

Новая редакция Ст. 11.16 КоАП РФ

Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 11.16 КоАП РФ

1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности осуществляется посредством Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре», распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс) «О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», а также нормативных документов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования пожарной безопасности на разных видах транспорта.

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112, устанавливают основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта и являются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями МПС России, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утв. Приказом Минтранса РФ от 24 декабря 2002 г. N 158 (далее — Правила), устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река — море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Правила распространяются на самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирские и наливные суда, паромные переправы.

Экземпляр Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила пожарной безопасности, установленные на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте.

При обеспечении пожарной безопасности на судах судовладельцы и экипажи судов руководствуются международными договорами и соглашениями, законодательными актами Российской Федерации в области транспорта, иными нормативными правовыми и техническими актами в области пожарной безопасности судов, а также Правилами.

Судовладельцы (далее также — владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.

Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна в соответствии с действующим законодательством возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

Организацию работы по выполнению на судах требований противопожарного режима, выполнению мер пожарной безопасности при осуществлении технологических процессов в периоды эксплуатации, при ремонте и отстое судов (проведение огневых работ, погрузка и выгрузка взрыво-, пожароопасных грузов и т.п.) осуществляют соответствующие службы владельца судна, судоремонтной организации, порта. При отсутствии такой службы эти функции осуществляют назначенные для этой цели лица инженерно-технического персонала, прошедшие специальную противопожарную подготовку.

Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна.

В целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации разработано Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России, утв. Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 11 декабря 1998 г. N 361.

3. Субъекты данного правонарушения — граждане, достигшие 16-летнего возраста, в случае нарушения противопожарных правил общего характера, а также должностные лица, на которых действующими правилами или специальным распоряжением была непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы транспорта.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В Российской Федерации обеспечение пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. Названные нормативные акты устанавливают общие требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, которые являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности. Следовательно, и на транспорте соблюдение указанных правил является обязательным.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.11.16, является пожарная безопасность на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, а непосредственно противоправные деяния направлены на нарушение установленных правил пожарной безопасности.

2. Объективная сторона комментируемого правонарушения выражается в нарушениях, которые могут совершаться как активным действием, так и бездействием.

3. Субъектом данного административного правонарушения являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности усилена

Федеральным законом от 03.06.2011 №120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» внесены изменения в отдельные статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Законом конкретизирован перечень действий, являющихся нарушением требований пожарной безопасности. В частности, к ним относятся нарушения требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, строений, сооружений, электротехнической продукции, первичным средствам пожаротушения.

Изменения, внесенные в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, увеличили срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о пожарной безопасности с 2 месяцев до 1 года.

Кроме того, согласно внесенным изменениям увеличены размеры штрафов за правонарушения в области пожарной безопасности.

Так, санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) предусматривает административное наказание в виде предупреждения, исключено наказание в виде административного приостановления деятельности, а размер штрафов составил: на граждан в размере от 1 000 до 1500 руб. (ранее от 500 до 1000 руб. соответственно); на должностных лиц от 6 000 до 15 000 руб. (ранее от 1000 до 2000 руб.); юридических лиц — от 150 000 до 200 000 руб. (ранее от 10000 до 20000 руб.).

За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ) на граждан будет налагаться штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб., на должностных лиц — от 15 000 до 30 000 руб., на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб.

В отдельные составы правонарушений выделены нарушения требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, предусмотрено наложение штрафов: на граждан — от 4 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 руб.

Введена ответственность за неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, в виде штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 90 000 до 100 000 руб.

Предусмотрена более строгая ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

В отдельный состав правонарушения выделено невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ). За указанное правонарушение установлена ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб.; на должностных лиц — от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц — от 90 000 до 100 000 руб.

Изменения в закон вступили в силу с 17.06.2011.

Нарушение требований пожарной безопасности

Нежелание задумываться о пожарной безопасности может влететь организации «в копеечку». Какая ответственность предусмотрена действующим российским законодательством за нарушение требований пожарной безопасности?

В современных условиях проведение практически любой проверки соблюдения требований пожарной безопасности (как плановой, так и внеплановой) в организациях заканчивается выявлением тех или иных нарушений. Указанные нарушения делятся на две большие группы и могут носить режимный либо нережимный характер.

Нарушения требований пожарной безопасности

К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.

Например, в данную группу входят такие нарушения, как:

  • загромождение путей эвакуации;
  • допуск к работе лиц, не прошедших обучения мерам пожарной безопасности;
  • отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
  • ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.
  • К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.

  • отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов с этажа или из здания в целом;
  • превышение допустимой площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
  • отсутствие систем автоматической противопожарной защиты и т. д.
  • Безусловно, с учетом вышесказанного устранить нарушения режимного характера проще, поэтому на их ликвидацию обычно отводится меньше времени (скажем, месяц).

    Устранение же нарушений нережимного характера, как правило, требует не только серьезных капиталовложений, но и большого количества времени, поэтому в выданном организации предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, принимая во внимание данные обстоятельства, устанавливает более отдаленную дату внеплановой проверки исполнения пунктов предписания.

    К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.

    Единственным средством борьбы с подобными недобросовестными организациями является принятие государственным инспектором по пожарному надзору решения о временном запрете деятельности объекта защиты, возможность которого предусмотрена ст. 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

    Например, основанием для приостановки деятельности объекта защиты может послужить такое грубое нарушение требований пожарной безопасности, как отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

    Однако временный запрет деятельности действует лишь до рассмотрения дела судом.

    Между тем, по сложившейся практике, судебный процесс, инициированный органом государственного пожарного надзора, может растянуться на месяцы и все это время возобновивший работу опасный объект будет функционировать, создавая угрозу для здоровья и жизни людей. Представляется, что эта проблема требует скорейшего решения.

    Конечно, большинство организаций являются более ответственными и выполняют выданные им государственным инспектором по пожарному надзору предписания в срок.

    Тем не менее, «вредная привычка» предпринимателей задумываться о пожарной безопасности только после проведения проверки и получения предписания зачастую чревата серьезными последствиями.

    Например, несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.

    Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает отдельную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оно влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 70 тыс. до 80 тыс. руб.
  • Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.

    При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

  • Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

  • загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:
    • загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
    • блокировать двери эвакуационных выходов;
    • нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:
      • обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта:
        • автоматических (автономных) установок пожаротушения;
        • автоматических установок пожарной сигнализации;
        • установок систем противодымной защиты;
        • системы оповещения людей о пожаре;
        • средств пожарной сигнализации;
        • противопожарных дверей;
        • противопожарных и дымовых клапанов;
        • защитных устройств в противопожарных преградах;
        • организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
        • изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:
        • подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
        • п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .
        • Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:

          • неправильная эксплуатация электроустановок;
          • аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.
          • Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.

            С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.

            Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.

            При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:

          • оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
          • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
          • пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
          • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
          • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
          • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
          • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.
          • Наказание за нарушения требований пожарной безопасности

            КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

            1. предупреждение;
            2. административный штраф;
            3. административное приостановление деятельности;
            4. дисквалификация.

            Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

            Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.

            Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.

            Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

          • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
          • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
          • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
          • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
          • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
          • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
          • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
          • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
          • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
          • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
          • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

            Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:

          • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
          • повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
          • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
          • совершение административного правонарушения группой лиц;
          • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
          • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
          • При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.

            Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).

            Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:

            • для граждан – в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
            • для должностных лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
            • для юридических лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
            • В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:

            • для граждан – в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
            • для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
            • для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
            • Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

              Нарушения такого рода наказываются штрафом:

            • для граждан – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
            • для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
            • для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
            • В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.

              Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

              Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

              Допустивший нарушение сотрудник организации может быть подвергнут административному наказанию в виде предупреждения или штрафа, а ее руководитель в дополнение к этому может быть дисквалифицирован и лишен права занимать руководящие должности на срок до трех лет.

              Следует отметить, что, несмотря на то, что последний раз административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ужесточалась еще несколько лет назад, ее нынешний размер представляется вполне адекватным и предпосылок для усиления ответственности пока не наблюдается.

              Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена и на рядового сотрудника организации в случае, если он совершит противоправные действия прямо на глазах у государственного инспектора по пожарному надзору (например, будет курить в неустановленном месте).

              Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах).

              Лицо, возражающее против вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания, имеет право в течении 10 суток с момента получения копии постановления обжаловать его вышестоящему должностному лицу федерального государственного пожарного надзора МЧС России или в судебном порядке. Правда, такое обжалование редко бывает успешным.

              Например, в течение 2014 г. были удовлетворены заявления об обжаловании 225 постановлений о назначении административных наказаний, что составляет всего 1% от общего количества вынесенных должностными лицами органов государственного пожарного надзора постановлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности.

              С.А. Лысиков, полковник внутренней службы, зам. нач. Главного управления МЧС России по г. Москве – нач. Управления надзорной деятельности. Журнал «Справочник специалиста по охране труда» №5 2015 г.

              Источник: Журнал «Справочник специалиста по охране труда»

              Нарушение правил пожарной безопасности какое правонарушение

              Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

              Административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности

              Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

              Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

              Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

              Обеспечение пожарной безопасности населённых пунктов и лесов является одной из важнейших функций государства. Поскольку пожары влекут за собой человеческие жертвы, причиняют вред здоровью людей и огромный материальный ущерб, а также негативно влияют на экологическую обстановку, государство устанавливает общеобязательные требования и правила пожарной безопасности.

              За нарушение таких требований Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена ответственность по ст. 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

              Данная статья содержит 4 состава административных правонарушений, посягающих на установленные законом или иным нормативным правовым актом требования пожарной безопасности:

              1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (часть 1);

              2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (часть 2);

              3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (часть 3);

              4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (часть 4).

              Объектом посягательства указанных правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, в том числе связанные с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах.

              Основные требования, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ, установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

              Например, в соответствии с пунктом 8 указанных Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

              -разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.

              -бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.).

              -использовать при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов.

              -оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах.

              -заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

              -выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

              Пунктом 9 запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

              Согласно пункту 10 сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

              -места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:

              а) 100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

              б) 50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

              -территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 — 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.

              Также запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (пункт 12).

              В соответствии с пунктом 13 юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

              -хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

              -при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

              -соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

              -в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

              Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров (пункт 14).

              Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны обо всех обнаруженных нарушениях правил пожарной безопасности в лесах информировать органы государственной власти или органы местного самоуправления (пункт 15).

              Правила пожарной безопасности в лесах также определяют обязанности граждан и юридических лиц при проведении рубок лесных насаждений, проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы, осуществлении рекреационной деятельности, размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, добыче торфа, выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, требования к пребыванию граждан в лесах (пункты 16 – 37).

              В частности, сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещено (пункт 18). Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю, а заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. (пункт 19). Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах (пункт 21).

              Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ.

              В городах и районах Республики Коми составлять протоколы об указанных административных правонарушениях уполномочены должностные лица Комитета лесов Республики Коми, подведомственных ему лесничеств, а также органов внутренних дел (полиции).

              Рассмотрение дел об административных правонарушениях указанной категории осуществляется Комитетом лесов Республики Коми.

              По административным правонарушениям, совершенным на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения, составлять и рассматривать протоколы уполномочены должностные лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми.

              В случаях нарушения правил пожарной безопасности, не охватываемых диспозицией ст. 8.32 КоАП РФ, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).

              Данная статья включает следующие составы административных правонарушений:

              1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ (часть 1);

              2. Нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (часть 2);

              3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушени (часть 3);

              4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4);

              5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 ст. 20.4 КоАП РФ (часть 5);

              6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (часть 6);

              7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (часть 7);

              8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям (часть 8).

              Основные требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые утверждены приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, и являются обязательными для применения и исполнения всеми органами, ведомствами, юридическими лицами и гражданами.

              Например, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (п. 112 ППБ 01-03).

              Территории населенных пунктов и организаций в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (п. 21 и 112 ППБ 01-03).

              Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудованием не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений (п. 22 ППБ 01-03).

              Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям населенного пункта должны содержатся в исправном состоянии, обеспечивать проезд пожарной техники к месту пожара (п. 23 ППБ 01-03).

              Запрещено разведение костров, сжигание отходов и тары в пределах, установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 м до зданий и сооружений (п. 26 ППБ 01-03).

              На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов (п. 32 ППБ 01-03).

              На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п. 114 ППБ 01-03).

              Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану (п. 118 ППБ 01-03).

              Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием (п. 89 ППБ 01-03).

              У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03).

              Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу (п. 91 ППБ 01-03).

              В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должно быть указано их назначение. Порядок включения насосов-повысителей должен определяться инструкцией. Помещения насосных станций противопожарного водопровода населенных пунктов должны иметь прямую телефонную связь с пожарной охраной (п. 92 ППБ 01-03).

              При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах — на органы местного самоуправления) (п. 94 ППБ 01-03).

              Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается (п. 95 ППБ 01-03).

              Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать». Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (п. 27 ППБ 01-03).

              Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 в целях пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 — прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 — не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке (п. 31 ППБ 01-03).

              Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке.

              В частности, согласно п.15 ст. 69 и п. 1 ст. 75 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарное расстояние от границы застройки поселения до лесного массива должно составлять не менее нормативного (50 м для городских поселений, 15 м для сельских поселений с застройкой 2-х этажными жилыми домами и садоводческих товариществ).

              Запрет на разведение костров, сжигание мусора на территории образовательных, учебно-воспитательных учреждений и в непосредственной близости от них предусмотрен Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89), введенными в действие приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 № 541.

              Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, не допускается сжигание бытовых отходов во дворах (пункт 3.5.8), а также сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках (пункт 3.7.16).

              Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещено сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

              Запрет на сжигание отходов производства и потребления, если оно осуществляется без использования специальных установок, оснащенных пылегазоулавливающими аппаратами, установлен также Инструкцией по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.03.2011 № 112.

              В соответствии с пунктом 10.10 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов» СанПиН 1.2.1330-03, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.05.2003 № 103, сжигание отходов производства и тары из-под них осуществляется с соблюдением требований действующей нормативной документации на высокотемпературных установках, обеспечивающих распад сжигаемых соединений до нетоксичных (неопасных) веществ.

              В силу пункта 5.2. Санитарно-эпидемиологических правил «Обеспечение безопасности иммунизации», утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.03.2008 № 15, в сельской местности допускается сжигание медицинских отходов, образующихся при иммунизации, в специальных защищенных ямах, металлических емкостях и небольших печах, к которым закрыт доступ посторонним лицам.

              Недопущение сжигания древесных отходов и кустарников на торфяниках и в не предназначенных для этой цели местах установлено пунктом 1.14 Правил по охране труда при проведении мелиоративных работ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.02.2003 № 50.

              Изложенные требования пожарной безопасности являются лишь основными и наиболее типичными из всех нарушений требований пожарной безопасности населенных пунктов. Нарушение любого из перечисленных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.

              В городах и районах Республики Коми полномочиями по осуществлению административного преследования по ст. 20.4 КоАП РФ обладают должностные лица Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Республике Коми, отделов надзорной деятельности на территориях соответствующих городов и районов Республики Коми, а также органов внутренних дел (полиции) по ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ.

              По нарушениям требований пожарной безопасности, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью и безопасностью гидротехнических сооружений, протоколы по ч. 1 – 3 ст. 20.4 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица Печорского управления Ростехнадзора.

              Рассмотрение дел об административных правонарушениях указанной категории осуществляется должностными лицами Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Республике Коми, территориальных отделов надзорной деятельности, а также районными судьями, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности.

              Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» органам государственной власти и органам местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности предоставлено право на соответствующих территориях устанавливать особый противопожарный режим, на период действия которого на соответствующих территориях нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры), за нарушение которых виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 8.32 или 20.4 КоАП РФ.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *