Льготы и порядок освобождения от уплаты налогов

Разъяснено, какими документами ИП может подтвердить освобождение от налога на имущество физлиц

Syda_Productions / Depositphotos.com

ИП, применяющий УСН или ЕНВД, может быть освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц на основании документов, подтверждающих фактическое использование имущества для ведения предпринимательской деятельности. Такой вывод содержится в письме ФНС России от 3 июля 2020 г. № БС-3-21/[email protected] «О рассмотрении обращения». Такими документами, например, могут быть договоры с покупателями и поставщиками, платежные документы, свидетельствующие о получении дохода от предпринимательской деятельности. В отдельных случаях это могут быть документы, в которых прописан адрес конкретного помещения в качестве места приема-отпуска товаров или места работы сотрудников налогоплательщика.

Если ИП ведет деятельность самостоятельно без привлечения наемных работников, то по мнению ФНС России, подтвердить использование помещения можно договорами, документами деловой переписки с контрагентами, в которых объект упоминается в качестве магазина, офиса, производственного цеха, адреса для поставки товаров и т. п.

Уплачивается ли налог на имущество физлицом в отношении объектов незаврешенного строительства? Узнайте из материала «Налоговая база по налогу на имущество физических лиц» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налоговики напомнили, что при применении УСН или ЕНВД предприниматель вправе применить налоговую льготу по налогу на имущество физлиц, только если он является собственником имущества и использует его в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11, абз. 2 п. 4 ст. 346.26, ст. 400 Налогового кодекса). При этом порядок предоставления налоговой льготы по данному налогу установлен ст. 407 НК РФ.

Напомним, что физлица, имеющие право на получение налоговой льготы по налогу на имущество, подают в налоговую инспекцию соответствующее заявление, а также они вправе представить документы, подтверждающие право на эту льготу. Обязанность представлять документы по льготе отменена с 1 января 2020 года (п. 16 ст. 1 Федерального закона от 30 сентября 2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Новая редакция Ст. 56 НК РФ

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Статье 56 НК РФ

Настоящей статьей дано определение льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:

— в более низкой налоговой ставке;

— в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

— в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

— в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);

— в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров(работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

— в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).

Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедура предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.

— отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

— приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).

Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Другой комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 2 ст. 17 Кодекса предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как определено п. 1 ст. 56 Кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены — связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

КС России в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления КС России от 21 марта 1997 г. N 5-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П , от 19 июня 2002 г. N 11-П и от 27 мая 2003 г. N 9-П ).

СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.

СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2431.

В Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О КС России признал, что предусмотренное ст. 145 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость является разновидностью налоговых льгот.

Согласно п. 1 комментируемой статьи не допускается установление индивидуальных льгот. Причем запрет на индивидуальный характер касается норм законодательства о налогах и сборах, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот по налогам и сборам.

2. Пункт 2 ст. 56 Кодекса предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пленум ВАС России и Пленум ВС России в п. 16 Постановления от 11 июня 1999 г. N 41/9 при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, предписал судам исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

КС России в Определении от 5 февраля 2004 г. N 43-О выразил следующую позицию в отношении п. 2 комментируемой статьи:

пункт 2 ст. 56 Кодекса лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы;

однако, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом установление в Кодексе особенностей применения налоговых льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 12671/03 указал, что исходя из положения ст. 56 Кодекса право на льготу по налогу не может быть поставлено в зависимость от избранного организацией метода учетной политики, т.к. в этом случае хозяйствующие субъекты поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях и права части из них.

3. Пункт 3 ст. 56 Кодекса определяет нормативные правовые акты, которыми устанавливаются и отменяются льготы по налогам:

по федеральным налогам и сборам — Кодексом;

по региональным налогам — Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам — Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Положения п. 3 комментируемой статьи основаны на закрепленных ст. 12 Кодекса полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12);

представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12).

Квартира, дача, земля

Именно эти налоги имел в виду президент страны Владимир Путин, когда предложил сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2020 года.

Налог на имущество

Пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности.

Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 квадратных метров.

Земельный налог

При расчете земельного налога за 2017 год пенсионеры имеют право уменьшить сумму налога на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог не нужно. Если он больше, налог рассчитают за оставшуюся площадь.

Человек, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую налоговую до 1 ноября. По умолчанию вычет будет применен автоматически для одного участка с наибольшей суммой налога.

Дополнительные льготы

Муниципалитетам закон разрешает расширять эти льготы своими нормативными актами. К примеру, налоговый вычет может быть предоставлен на 700 квадратных метров от площади земельного участка, или льгота по налогу на имущество физлиц может быть распространена на все квартиры пенсионеров.

Подробно с информацией о дополнительных льготах по местным налогам можно ознакомиться на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как получить льготы

Чтобы воспользоваться налоговой льготой, пенсионер должен подать в Федеральную налоговую службу заявление. Если человек ранее обращался в инспекцию с таким заявлением, и в нем не было указано, что льгота имеет ограниченный срок, то повторно представлять заявление не требуется.

Транспортный налог

Льготы по транспортному налогу, в отличие от налога на имущество и земельного, не относятся к категории федеральных льгот. Это региональные льготы.

Поэтому решение о предоставлении или непредоставлении их пенсионерам принимают в каждом конкретном регионе. Как правило, если такая льгота есть, то она действует только в отношении одного транспортного средства.

Льготы по налогам: кому и в каких случаях положены

Статья 407 НК РФ утверждает перечень налогоплательщиков — физических лиц, имеющих право на льготы. Особые льготные механизмы существуют и для юридических лиц. Налоговая льгота представляет собой право на снижение (вплоть до нуля) размера обязательного платежа, предоставляемое государством определенным категориям налогоплательщиков. Действует она, только если субъект лично решил воспользоваться таким правом.

Для того чтобы получить льготы, нужно обратиться в ФНС: предоставление налоговых льгот по умолчанию в РФ не предусмотрено. Конкретного срока действия для них законодательство не устанавливает. Обычно он совпадает со сроком действия документа, подтверждающего право на льготное налогообложение. Сокращение размеров налогов — это альтернатива бюджетным дотациям. Введение таких мер избавляет государство от необходимости решать соответствующие задачи за счет субсидий.

Назначение

На первый взгляд, государство несет убытки, предоставляя гражданам и юридическим лицам налоговые льготы (НК РФ содержит ряд статей, утверждающих правила их предоставления). Но у них есть свои функции, которые делают применение налоговых льгот оправданным:

  • регулирование экономики;
  • достижение социальной справедливости;
  • поддержка предпринимательства;
  • привлечение инвестиций;
  • стимулирование отдельных отраслей;
  • помощь социально незащищенным слоям населения.
  • Благодаря тому, что государство в определенных случаях предоставяет освобождение от налогов, многие граждане преодолевают порог бедности, а начинающие предприниматели получают возможность вести деятельность и не разориться в первый год.

    В то же время сам факт существования таких преференций вынуждает государство усиливать контроль за их предоставлением. Возникает необходимость в более тщательной проверке субъектов, что позволяет предупредить возможные случаи мошенничества. В противном случае меры помощи стимулируют не развитие экономики, а минимизирование обязательных платежей. Также благодаря развитой системе мониторинга выявляются неэффективные преференции.

    В какой форме предоставляются льготы

    Анализируя формы налоговых льгот, установленные действующим законодательством, обобщенно выделим такие категории:

    1. Изъятие. Часть объекта выводится из-под налогообложения. Такая форма характерна для налога на прибыль и НДФЛ.
    2. Скидка. Имеется в виду, что за счет определенных расходов уменьшается налоговая база. Самый известный пример — стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ ( ст. 218 НК РФ ).
    3. Освобождение от уплаты налогов. Определенные категории предприятий — например, производители детского питания — освобождаются от НДС (то есть для них ставка НДС — 0%).
    4. Кредит. Позволяет уменьшать размеры периодических платежей с последующей полной выплатой. За эту возможность необходимо уплачивать проценты.
    5. Зачет ранее уплаченного налога. Возврат суммы налога, уплаченной ранее, при достижении определенных условий.
    6. Амнистия. Объявление старых долгов безнадежными по поручению президента или правительства. В этом случае должники освобождаются от уплаты налогов за прошедшие периоды. Примером служит амнистия по транспортному налогу, по которому имеются недоимки и пени до 2015 года.

    Отдельно рассматривается отсрочка — изменение срока уплаты. Ее следует отличать от рассрочки — она к налоговым льготам не относится, а лишь дает право на внесение платежа частями за оговоренный период.

    Перечень льготников

    Поскольку налоговые льготы являются элементом конкретного налога, то однозначно выделить категории лиц нельзя. Для получения такой информации следует изучить соответствующие статьи НК РФ или получить консультацию в ФНС.

    Для того чтобы ответить на вопрос, кто имеет право на налоговые льготы среди граждан, нужно обратиться к статье 407 НК РФ. Преференции предоставляются:

    Полный список дан в статье 407 НК РФ.

    Иногда при предоставлении такого права законодательство ориентируется не только на субъект, но и на объект. Например, если им является транспортное средство, то предъявляется ряд требований к его техническим характеристикам.

    Налоговый кодекс предоставляет и налоговые льготы для юридических лиц, которые выражаются в:

  • уменьшении НДС до 10% для производителей ряда товаров, перечни которых утверждаются правительством ОРФ, например, медицинских изделий — по Постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 ; для производителей детских товаров — по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 , для издательств, выпускающих периодику и книги, связанные с образованием, наукой и культурой, — по Постановлению Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 ;
  • уменьшении страховых взносов (в соответствии со ст. 427 НК РФ ),
  • и в возможности применять налоговые льготы для организаций, выражающиеся в спецрежимах.

    Виды спецрежимов для юридических лиц и предпринимателей

    Такого понятия, как льготная система налогообложения, законодательство не содержит. Обычно под ним подразумевается специальный режим. Он освобождает отдельные категории субъектов от части обязательных платежей.

    К таким режимам, рассматриваемым в разделе VIII НК РФ, относятся:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН, глава 26.1 );
  • упрощенная система (УСН, глава 26.2 );
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД, глава 26.3 );
  • режим при выполнении соглашения о разделе продукции ( глава 26.4 );
  • патентная система (ПСН, глава 26.5 ).
  • Субъекты предпринимательства, подпадающие под эти режимы, вносят в бюджет особые платежи. Они меньше, чем сумма тех, от которых законодательство их освобождает.

    Налоговые льготы

    Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

    Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

    Формы налоговых льгот

    Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

    пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

    освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

    уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

    Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

    НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

    освобождении от налога;

    уменьшении налоговой базы;

    предоставлении налогового кредита.

    Налоговые освобождения

    Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

    налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

    налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

    полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

    изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

    пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

    Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

    Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

    налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

    необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

    Налоговые кредиты

    Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

    Кто может использовать налоговые льготы

    Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

    Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

    Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

    Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

    Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

    Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

    Уровни применения налоговых льгот

    На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

    Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

    Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

    Порядок отмены налоговых льгот

    Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

    Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

    Итоги

    Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

    Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Льготы по налогу на имущество физических лиц

    Налог на имущество физических лиц является местным налогом. Он устанавливается НК РФ и нормативными актами органов муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ). Соответственно, и льготы по налогу на имущество физических лиц устанавливаются как НК РФ, так и местными «законами».

    «Федеральные» налоговые льготы на имущество физических лиц

    Для многих категорий налогоплательщиков НК РФ предусматривает льготы по налогу на имущество. Льготник вправе не уплачивать этот налог, но только по одному объекту недвижимости каждого вида, из всех, находящихся у него в собственности (п. 3, 4 ст. 407 НК РФ). То есть если гражданин является собственником нескольких квартир, то он может не платить налог только по одной из них. При этом «льготируемый» объект недвижимости не должен использоваться им в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 НК РФ).

    Итак, право на освобождение от налога на имущество физических лиц с учетом указанных выше условий имеют (п. 1 ст. 407 НК РФ):

    • пенсионеры;
    • предпенсионеры;
    • инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
    • военнослужащие, а также уволенные с военной службы по определенным причинам (по достижении предельного возраста, состоянию здоровья и др.);
    • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
    • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
    • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах;
    • лица, имеющие право на социальную поддержку, т.к. подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на ПО «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
    • лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • лица, получившие / перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений, иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику;
    • Герои Советского Союза и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
    • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР, ветераны боевых действий;
    • лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, ОВД и госбезопасности, занимавшие должности в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, участвовавшие в обороне городов, что засчитывается им в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях;
    • Также освобождаются от уплаты налога лица, которые ведут профессиональную творческую деятельность в своих специально оборудованных мастерских, ателье, студиях (в части налога, которым облагаются именно эти помещения).

      И абсолютно всем физическим лицам предоставляется льгота в отношении хозяйственных построек площадью не более 50 кв. метров, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

      «Местные» налоговые льготы по налогу на имущество

      Иные налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, могут быть прописаны в нормативных актах муниципальных образований. Сведения о них можно найти на сайте ФНС.

      Налоговые льготы для пенсионеров

      В соответствии со статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Налоговая льгота предоставляется в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении не используемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места.

      Налоговая льгота в отношении указанных видов объектов налогообложения предоставляется вне зависимости от площади указанных объектов. Кроме того, налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в от-ношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

      Для оформления налоговой льготы налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы (если ранее налоговая льгота не оформлялась), а также он вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, и уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота (при наличии нескольких объектов недвижимости одного вида).

      Уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, необходимо представить в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с ко-торого в отношении этого объекта применяется налоговая льгота. При непредставлении такого уведомления налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

      Следует отметить, что помимо налоговых льгот на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения: например, в отношении квартиры налоговый вычет установлен в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома — 50 квадратных метров общей площади этого дома.

      Таким образом, налогоплательщик, являющийся пенсионером, полностью освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража независимо от площади каждого из таких объектов, а также в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

      В отношении иных объектов недвижимости жилого назначения, находящихся в собственности налогоплательщика и не подлежащих полному освобождению от уплаты налога, предоставляется соответствующий налоговый вычет.

      Подготовлено прокуратурой Михайловского района

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *