Договор рф с казахстаном

Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке

Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемыев дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

высоко оценивая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписанный 25 мая 1992 года в г. Москве, а также Декларацию между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированную в XXI столетие, принятую 6 июля 1998 года в г. Москве, которые способствовали укреплению правовой основы для развития добрососедства, всестороннего сотрудничества, сближения и интеграции между Российской Федерацией и Республикой Казахстан,

совершая переход на новый уровень отношений вечной дружбы и сотрудничества, отвечающий велениям XXI века, опираясь на исторически сложившиеся прочные связи и традиции добрососедства,

стремясь к дальнейшему углублению стратегического партнерстваи желая поднять двусторонние отношения на отвечающий духу союзничества качественно новый уровень в целях полной реализации потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, совершенствования договорно-правовой базы и институтов межгосударственной интеграции, практического взаимодействия в ее рамках,

считая, что укрепление дружественных и союзнических отношений, основанных на глубоких исторических и духовных связях между российским и казахстанским народами, отвечает национальным интересам обоих государств, способствует решению стоящих перед ними общих задач по повышению благосостояния и качества жизни их граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики, служит делу мира, безопасности и стабильности на евразийском пространстве,

подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего, целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинского Заключительного акта от 1 августа 1975 года и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,

подтверждая совместные договоренности и международные обязательства в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, Единого экономического пространства, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии,

заявляя о своей решимости продвигать идею формирования свободного, демократического, общего евразийского сообщества безопасности, основанного на согласованных принципах, совместных обязательствах и общих целях,

признавая необходимость тесного сотрудничества в сфере внешней политики и в военно-политической области, совместных усилий в целях обеспечения мира и безопасности на евразийском пространстве и во всем мире, преодоления блоковых подходов и недопущения новых разделительных линий в международных отношениях,

Договаривающиеся Стороны развивают взаимодействие друг с другом как равноправные и суверенные государства на основе взаимного доверия, стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества. Они обязуются руководствоваться принципами взаимного уважения государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, уважения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения международных обязательств, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны подтверждают и уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ Российской Федерации и Республики Казахстан, определенных положениями Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе, подписанного 18 января 2005 года в г. Москве.

Договаривающиеся Стороны не будут участвовать в каких?либо блоках или союзах, направленных против любой из них. Каждая из Договаривающихся Сторон будет воздерживаться от участия в каких?либо действиях или от поддержки таких действий, направленных против другой Договаривающейся Стороны, и не допустит, чтобы ее территория была использована в целях подготовки или осуществления агрессии или иных враждебных действий против этой другой Договаривающейся Стороны.

Каждая из Договаривающихся Сторон не будет оказывать помощь третьим государствам при возникновении вооруженных конфликтов между этими государствами и другой Договаривающейся Стороной.

Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности на евразийском пространстве и во всем мире. В этих целях Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное стратегическое партнерство. В интересах координации своей внешней политики Стороны используют и совершенствуют механизм регулярных встреч, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес.

Договаривающиеся Стороны взаимодействуют в вопросах разоружения и нераспространения всех видов оружия массового уничтожения и средств их доставки.

Договаривающиеся Стороны расширяют и углубляют сотрудничество в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, различными формами транснациональной организованной преступности, коррупцией, а также незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, контрабандой и незаконным вывозом культурных ценностей, актами незаконного вмешательства в деятельность транспорта, нелегальной миграцией, в том числе с незаконным перемещением физических лиц через свою территорию, торговлей людьми, а также в области обеспечения информационной безопасности.

Договаривающиеся Стороны содействуют развитию и укреплению контактов и связей между парламентами, политическими партиями и общественными организациями обоих государств.

Каждая из Договаривающихся Сторон защищает права своих граждан, проживающих на территории другой Договаривающейся Стороны, оказывает им поддержку в соответствии с международными договорами между ними, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны осуществляют согласованный комплекс мер по управлению миграционными процессами, включая взаимное обеспечение свободного перемещения граждан обоих государств.

Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств и этнических групп, проживающих на своих территориях, создают условия для сохранения и развития этой самобытности, эффективного участия этих лиц в культурной, социальной и экономической жизни, а также в государственных делах в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон.

Каждая из Договаривающихся Сторон поддерживает деятельность на своей территории информационно-культурных центров другой Договаривающейся Стороны, осуществляющих культурно-просветительскую и информационную работу среди диаспор последней, поддерживает связи с объединениями указанных диаспор в рамках требований, установленных законодательством государства их местонахождения.

Договаривающиеся Стороны способствуют дальнейшему укреплению Таможенного союза и Единого экономического пространства в целях углубления евразийской интеграции на принципах равноправия, добровольности и взаимной выгоды без ущемления политического суверенитета.

Договаривающиеся Стороны расширяют взаимовыгодное интеграционное сотрудничество в торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической областях с целью выведения на качественно новый уровень производственной и научно-технической кооперации, прямых связей между хозяйствующими субъектами всех форм собственности, взаимодействия на уровне регионов Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны принимают меры по сближению своего законодательства в указанных областях.

Договаривающиеся Стороны способствуют созданию благоприятных условий для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, включая стимулирование и взаимную защиту инвестиций, а также развитие различных форм объединений и прямых связей между гражданами, предприятиями и другими субъектами экономического сотрудничества обеих Договаривающихся Сторон.

Договаривающиеся Стороны осуществляют взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество в области электроэнергетики.

Договаривающиеся Стороны на основе равноправного и взаимовыгодного стратегического партнерства взаимодействуют в сфере разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородных ресурсов.

Договаривающиеся Стороны развивают взаимовыгодное сотрудничество в области атомной энергетики через укрепление экономических связей, создание благоприятных инвестиционных и торговых условий, выстраивание долгосрочных стратегических партнерств в сфере ядерного топливного цикла, сооружение объектов атомной энергетики и оказание всесторонней государственной поддержки для формирования устойчивых интеграционных связей в области использования атомной энергии в мирных целях, обеспечение глобального роста и лидирующего положения на мировом рынке и перевода такого сотрудничества на качественно новый уровень в полном соответствии международными обязательствами Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере нераспространения ядерного оружия.

Договаривающиеся Стороны в рамках интеграции развивают взаимовыгодное сотрудничество в области транспорта и коммуникаций, в том числе в сфере развития информационных транспортных систем и информационно-коммуникационных технологий, а также способствуют созданию необходимых правовых, экономических и организационных условий для осуществления беспрепятственных перевозок грузов и пассажиров.

Договаривающиеся Стороны взаимодействуют в рамках различных международных экономических, финансовых и других организаций и институтов, оказывая поддержку друг другу в участии или вступлении в те международные организации, членом которых является одна из Договаривающихся Сторон.

Договаривающиеся Стороны углубляют и совершенствуют связи в оборонной и военно-технической областях, рассматривая их в качестве важной составляющей обоюдного стратегического партнерства в интересах поддержания региональной и глобальной безопасности.

Договаривающиеся Стороны согласовывают действия, направленные на отражение общих военных угроз, проводят взаимовыгодную линию по вопросам военного и военно-технического сотрудничества, направленную на оснащение вооруженных сил двух государств современным вооружением и военной техникой.

Договаривающиеся Стороны принимают совместные меры, нацеленные на формирование в рамках Организации Договора о коллективной безопасности действенной системы обеспечения коллективной безопасности и реагирования на кризисные ситуации. Договаривающиеся Стороны активно взаимодействуют в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного в г. Ташкенте, согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности.

Договаривающиеся Стороны проводят согласованную пограничную политику в целях эффективного противодействия трансграничным вызовам, угрозам и рискам на российско-казахстанской государственной границе, а также укрепляют сотрудничество в области охраны внешних границ Российской Федерации и Республики Казахстан.

Договаривающиеся Стороны продолжают взаимовыгодное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, уделяя должное внимание вопросам создания и применения космической техники и развитию различных форм такого сотрудничества.

Договаривающиеся Стороны развивают стратегическое партнерство в деле совместного использования комплекса «Байконур», содействуют повышению степени взаимной вовлеченности в модернизацию инфраструктуры космодрома с учетом новых технологий и соображений экологической безопасности, в реализацию совместных космических проектов, в том числе по оказанию пусковых услуг.

Договаривающиеся Стороны содействуют развитию межрегионального и приграничного сотрудничества между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными единицами Республики Казахстан, созданию благоприятных условий для их эффективного взаимодействия, укреплению торговых, хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между регионами двух стран.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области образования, науки и техники, поощряя прямые связи между научно-исследовательскими центрами и проектно-конструкторскими учреждениями, осуществление совместных программ и разработок, в том числе в сфере нанотехнологий, нанопродуктов и других инновационных технологий, всемерно способствуют сотрудничеству между образовательными учреждениями Договаривающихся Сторон, в том числе в целях разработки совместных программ обучения.

Договаривающиеся Стороны взаимодействуют и создают благоприятные условия в области подготовки кадров, обмена учеными, специалистами и студентами, взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области здравоохранения, в социальной и гуманитарной сферах.

Договаривающиеся Стороны признают необходимость их совместных действий по охране и улучшению здоровья населения, регулированию обращения лекарственных средств и медицинских изделий, противодействию природно-очаговым и другим опасным инфекциям, развитию медицинской науки, обмену опытом в области подготовки кадров медицинского и фармацевтического профиля.

Договаривающиеся Стороны проводят согласованную социальную политику, в этих целях содействуют гармонизации национальных систем социальной защиты и соответствующего законодательства.

Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют сохранению духовной и культурной близости народов двух стран.

Договаривающиеся Стороны обеспечивают условия для укрепления единого культурного пространства на основе исторически сложившихся связей и контактов между творческими союзами и объединениями, деятелями культуры, литературы и искусства, способствуют сохранению этнической и языковой самобытности народов Российской Федерации и Республики Казахстан, всемерно поощряют сотрудничество в различных областях культуры, искусства, туризма и спорта, свободный информационный обмен.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области охраны окружающей среды, уделяя особое внимание защите окружающей среды Каспийского моря и трансграничных водотоков.

Договаривающиеся Стороны поддерживают и поощряют различные формы сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях в рамках глобального партнерства по реализации энерго-экологической стратегии и трансферта зеленых технологий.

Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу содействие в ликвидации последствий крупных экологических катастроф на их территориях, а также взаимную помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами и создающих угрозу для жизнедеятельности населения.

В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны могут заключать международные договоры в конкретных областях сотрудничества, представляющих взаимный интерес.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Споры, связанные с толкованием или применением положений настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров между Договаривающимися Сторонами.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается сроком на 5 лет. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не позднее чем за шесть месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода не уведомит по дипломатическим каналам другую Договаривающуюся Сторону в письменной форме о своем намерении прекратить действие настоящего Договора.

В настоящий Договор с согласия Договаривающихся Сторон могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами.

Совершено в городе Екатеринбурге 11 ноября 2013 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации

«Отношения Казахстана с Российской Федерацией являются эталоном межгосударственных связей, и мы продолжим развивать это направление»

Нурсултан Назарбаев, Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы

Афиша

Экономическое сотрудничество

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Россия продолжает являться ключевым внешнеэкономическим партнером Республики Казахстан. Несмотря на некоторое снижение динамики взаимной торговли в 2020 г. по сравнению с 2020 г., стратегический характер двустороннего экономического сотрудничества сохраняется как в отраслевом, так и в межрегиональном разрезах.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, товарооборот за 2020 год составил 17,6 млрд долл., увеличившись на 7,2% по сравнению с 2017 г. Объем казахстанского экспорта в Россию составил 5,2 млрд долл. (рост на 11,3%), импорта из РФ – 12,4 млрд долл. (+5,6%).

За январь-июнь 2020 г. объем взаимной торговли составил 8,8 млрд долл., в том числе казахстанский экспорт в РФ — 2,6 млрд долл., российский импорт в РК — 6,2 млрд долл.

Россия занимает 1-е место по объему товарооборота (с долей 19,3%) и импорта в РК (с долей 36,6%) и 3-е место по объему экспорта (с долей 9%) казахстанской продукции.

Россия занимает 3-е место по оттоку прямых инвестиций казахстанских инвесторов и 7-е место по притоку прямых инвестиций в Казахстан.

В соответствии с Национальной инвестиционной стратегией, утвержденной постановлением Правительства РК от 22 августа 2017 г. № 498, Российская Федерация включена в список приоритетных стран для привлечения инвестиций.

Накопленный объем прямых инвестиций с 2005 г. по I квартал 2020 г. (по данным Национального банка РК) составил 3,9 млрд долл. — из РК в РФ и 13,5 млрд долл. — из РФ в РК. В Казахстане функционируют 9 915 предприятий с участием российского капитала (по состоянию на 01.07.2020 г.), это более трети (37,8%) от общего числа предприятий с иностранным капиталом в РК.

Решению практических вопросов двустороннего экономического взаимодействия способствует работа Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РК и РФ и входящих в ее состав 7 подкомиссий по направлениям сотрудничества: межбанковское и инвестиционное; транспортное; межрегиональное и приграничное; военно-техническое; в области ТЭК; в сфере науки и новых технологий; в сфере промышленности.

Кроме того, по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества функционируют Комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов, Смешанная казахстанско-российской комиссии по вопросам окружающей среды по реализации Соглашения между правительством РК и Правительством РФ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и Казахстанско-российская комиссия по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык.

Между двумя странами наработан высокий потенциал сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Развиваются проекты в области разведки, добычи и транспортировки углеводородов, создаются совместные предприятия в атомной промышленности, в рамках ЕАЭС ведутся работы по созданию общих рынков нефти, газа и электроэнергетики.

На основе взаимовыгодных подходов осуществляется транспортировка казахстанской и российской нефти в направлении третьих стран. В 2020 г. компании двух стран, совместно с другими акционерами Каспийского Трубопроводного Консорциума, успешно завершили проект по расширению пропускной мощности КТК. В рамках межправительственных соглашений осуществляется транзит российской нефти через Казахстан в Китай и Узбекистан.

Сотрудничество в области мирного использования атомной энергии развивается в соответствии с подписанной между АО «НАК «Казатомпром» и ГК «Росатом» 29 мая 2014 г. Комплексной программой казахстанско-российского сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, которая предусматривает дальнейшее развитие и углубление сотрудничества в сферах атомной энергетики, ядерно-топливного цикла, научно-технологического и инновационного развития, а также в рамках других инициатив. В настоящее время «Казатомпром» и «Росатом» совместно реализуют значимые проекты по добыче и обогащению урана.

Межправительственным соглашением о международном автомобильном сообщении от 15 апреля 2003 г. для автомобильных перевозок в двустороннем и транзитном сообщении предусмотрена безразрешительная система, а для перевозок в/из третьих стран — на основе разрешений.

Полеты между РК и РФ осуществляются в соответствии с межправительственным соглашением о воздушном сообщении от 22 марта 1994 г. и на основании Протокола переговоров от 28-29 июня 2007 г. В настоящее время между РК и РФ выполняются регулярные рейсы по 42 направлениям. Казахстанские авиакомпании выполняют рейсы в 14 городов РФ, российские авиакомпании — в 12 городов РК.

Сотрудничество между РК и РФ в области водного транспорта регулируется межправительственными соглашениями о сотрудничестве в области морского транспорта от 7 октября 2007 г. и об организации и условиях перевозок грузов и пассажиров казахстанскими и российскими судами в бассейне реки Иртыш от 5 июня 2001 г.

Промышленная кооперация сохраняет потенциал одного из важнейших направлений сотрудничества. Продолжается реализация крупнейших совместных инвестпроектов на территории РК: производство электровозов и магистральных тепловозов в г.Нур-Султане, комбайнов «Vector» в Акмолинской области и различных типов техники КАМАЗ в г.Кокшетау, строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в г.Усть-Каменогорске и строительство комплекса по производству фосфорных удобрений в Жамбылской области. Расширяется взаимодействие в рамках ряда совместных проектов в фармацевтической, машиностроительной и горно-металлургической отраслях промышленности.

3 апреля 2020 г. в рамках визита Президента РК К.Токаева в Москву между профильными министерствами двух стран были подписаны Программа совместных действий в области казахстанско-российской производственной кооперации и Двусторонний план сотрудничества в области производственной и научно-технической кооперации предприятий.

Двустороннее сотрудничество в области сельского хозяйства осуществляется в рамках целого ряда межправительственных и межведомственных соглашений.

Имеется высокая динамика взаимодействия в области освоения космоса и совместного использования комплекса «Байконур».

Нормативную правовую основу сотрудничества в данной сфере формируют Соглашение между РК и РФ об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г., межправительственный Договор аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 г., Соглашение между РК и РФ о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» от 9 января 2004 г.

Кроме того, в реализацию указанных документов заключено около 60 международных договоров, регулирующих вопросы экологии и природопользования, сохранности имущества комплекса «Байконур», обеспечения безопасности и правопорядка, таможенного контроля, сотрудничества в области использования космической техники и технологий, социального обеспечения жителей г.Байконыр и ряд других вопросов. Ведется работа по реализации Дорожной карты по совместному использованию комплекса «Байконур» на 2016-2025гг., а также Концепции сотрудничества на комплексе «Байконур» (подписана 26 декабря 2016 г. в г.Санкт-Петербурге).

Функционирует отдельная Межправительственная комиссия по комплексу «Байконур». 6-е заседание МПК состоялось 26 августа 2020 г. в Москве.

Успешному развитию отношений способствует межрегиональное сотрудничество, осуществляемое на основании Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством РК и Правительством РФ на 2020-2023 гг. и более 200 договоров и соглашений, заключенных между регионами двух стран.

Осуществляется активный обмен визитами делегаций местных администраций и деловых кругов. Ежегодно проводится Форум межрегионального сотрудничества с участием Глав государств. XV Форум состоялся 9 ноября 2020 г. в Петропавловске.

Президенты утвердили План совместных действий РК и РФ на 2020-2021 гг. Подписано 36 межправительственных, межрегиональных и коммерческих документов. XVI Форум на тему «Актуальные вопросы приграничного сотрудничества РК и РФ» состоится 7 ноября 2020 г. в г.Омске (РФ).

Союз на Урале

Перед началом заседания главы государств пообщались тет-а-тет. «Коллеги наши работают интенсивно, очень продуктивно, много проектов», — оценил Путин подготовку форума. «При этом со стороны Казахстана товарные потоки в Россию увеличиваются существенно быстрее, чем потоки из России в Казахстан», — добавил он. В прошлом году поставки из Казахстана в Россию выросли на 20%, а из России в Казахстан — примерно на 8,5%. В этом рост составил уже более 20% и 13%. «Нас это не пугает, может, наоборот, это в конечном итоге приведет к балансу интересов. Мы очень рады вас видеть, и я уверен, что у нас будет интересная, полезная, интенсивная дискуссия», — заявил президент России.

Назарбаев напомнил, что межрегиональное сотрудничество двух стран началось 10 лет назад, что во многом послужило базой создания Таможенного союза. Отметив рост взаимных инвестиций, он выразил уверенность, что «Таможенный союз, Единое экономическое пространство, будущий экономический союз откроют еще больше возможностей для сотрудничества». Российские вложения в Казахстан составляют около миллиарда долларов, а из Казахстана в Россию — 1,7 млрд долларов, уточнил Путин.

После переговоров лидеры отправились на форум. Президенты двух стран встречаются с главами регионов ежегодно с 2003 года. На этот раз главная тема — промышленная кооперация. На межрегиональную и приграничную торговлю приходится около 70% товарооборота. С казахстанскими партнерами взаимодействуют 76 российских регионов. Заключено более 200 межрегиональных соглашений о сотрудничестве.

«Межрегиональные форумы доказали свою востребованность и эффективность», — подчеркнул Владимир Путин, выступая на форуме. «Нужно двигаться к технологическим, промышленным альянсам», — заявил он.

«Открытие рынков друг для друга — всегда сложный процесс, — сказал президент России. — Но долгосрочные плюсы интеграции всегда весомее». Количество российско-казахстанских предприятий превысило 5 тысяч, и действуют они во всех сферах — от добычи сырья до информационных технологий. «Глубокая промышленная кооперация придаст нашим отношениям еще больше прочности», — полагает Путин.

Лидеры подписали новый основополагающий договор между Россией и Казахстаном о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Он закрепляет принципы долгосрочного стратегического партнерства двух стран. «Этот документ будет определять связи между нашими странами на перспективу», — объяснил помощник президента РФ Юрий Ушаков.

Объем торговли России и Казахстана за 10 лет вырос в 4 раза. «Важно уже сейчас настраивать наше региональное и приграничное сотрудничество на работу с учетом нового, более продвинутого интеграционного формата. Имею в виду предстоящий с начала 2015 года запуск Евразийского экономического союза», — пояснил Путин и отметил необходимость создания оптимальных производственных цепочек из десятков и сотен предприятий. Благодаря Таможенному союзу и Единому экономическому пространству удалось снять многие барьеры, прежде всего в машиностроении, констатировал он и напомнил, что октябре в Минске было решено устранять изъятия и ограничения в рамках Таможенного союза. «Эти меры позволят странам «тройки» и далее показывать стабильный экономический рост», — убежден президент.

Российский лидер перечислил наиболее перспективные двусторонние проекты: создание в Казахстане сборочного производства и сервисного обслуживания российских вертолетов, оснащение ими городской службы спасения Алма-Аты, совместное производство лекарств в Караганде и планы Уралвагонзавода по выпуску двигателей для подвижного состава. В присутствии лидеров был подписан ряд соглашений — договор транспортировки нефти через Казахстан, «дорожная карта» по активизации промышленной кооперации на 2013-2014 годы, меморандум о взаимопонимании по расширению взаимодействия в области промышленности, протокол к межправительственному соглашению о сотрудничестве в освоении газоконденсатного месторождения «Имашевское», межправительственное соглашение по профилактике и тушению лесных пожаров на приграничных территориях, а также соглашение о сотрудничестве по созданию ассоциации промышленных колледжей.

«В современном мире ничего не может быть важнее кооперации, особенно между соседями», — подчеркнул Путин. Завершая встречу, он еще раз назвал цифры взаимных инвестиций и дал понять, что был удивлен их масштабами — особенно со стороны Казахстана.

«Форум играет важную роль в развитии двусторонней практической кооперации», — заявил российский президент журналистам и предсказал, что товарооборот в этом году будет больше, чем в прошлом. «Все участники были единодушны: необходимо максимально использовать преимущества, которые открывает евразийская интеграция», — подытожил он. Путин также похвалил Екатеринбург за то, что город «в очередной раз продемонстрировал готовность организовать мероприятия самого высокого уровня».

«Форум за эти годы стал важным фактором сотрудничества между нашими странами. Мы соседи, соседей не выбирают», — заключил Назарбаев, пояснив, что взаимодействие помогает выстоять в мировой конкуренции.

В завершение поездки в Екатеринбург Владимир Путин посетил завод «Уральские локомотивы» , где в этот день было открыто серийное производство скоростных электропоездов «Ласточка».

Президент Украины Виктор Янукович был в минувшую субботу в Москве с кратким визитом, обсуждал с Владимиром Путиным торгово-экономические отношения, рассказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Вчера же Владимир Путин дал поручения правительству и региональным властям по вопросам сохранения амурских тигров и дальневосточных леопардов, а также создания природных заповедников. До 1 января нужно подготовить стратегию и план действий по сохранению леопарда, а до 1 февраля — рассмотреть вопрос о создании охранных зон заповедников и национальных парков. Президент поручил представить предложения по созданию института общественных инспекторов и по ужесточению наказания за нелегальную вырубку леса и отстрел животных из Красной книги.

Парламент Казахстана одобрил решение о выводе из аренды РФ части земель в Байконуре

Арендная плата при этом останется прежней

Москва. 6 ноября. INTERFAX.RU — Мажилис парламента Казахстана одобрил решение о выводе из российской аренды 11 600 га земли в Байконуре. Это решение было прописано протоколе 2017 года к межправительственному соглашению об аренде космодрома и земли вокруг него.

6 ноября депутаты поддержали законопроект о ратификации этого протокола.

По словам министра сельского хозяйства Сапархана Омарова, всего из аренды выводится четыре земельных участка. На них будут построен участок автомобильной дороги «Западная Европа — Западный Китай», железной дороги Алма-Ата — Москва, участок газопровода «Бейнеу — Шымкент»). Также земля будет задействована в развитии поселка Торетам Кармакшынского района Кызылординской области.

При этом арендная плата со стороны России останется прежней, добавил Омаров.

Россия арендует комплекс «Байконур», в который входят город Байконур и космодром. В городе живет больше 76 500 человек, 60% из которых — граждане Казахстана, около 37% — граждане России. Глава администрации Байконура назначается указами президентов двух стран. В городе действуют российские органы власти, в том числе городская администрация, муниципальные предприятия и учреждения и силовые структуры.

Казахстан в Байконуре имеет специального представителя президента и представительства своих силовых структур, через которые проводится координация и взаимодействие между российскими и казахстанскими государственными органами и министерствами.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.05.2010 (ред. от 18.06.2010) «О применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза»

от 28 мая 2010 года

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН

О ПРИМЕНЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В РАМКАХ

ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,

в целях формирования таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза,

принимая во внимание обязательства государств — членов таможенного союза по применению и соблюдению положений международных договоров, заключенных в рамках формирования таможенного союза,

договорились о нижеследующем:

Для целей реализации настоящего Договора:

1) под единой таможенной территорией таможенного союза понимаются территории Сторон, а также находящиеся за пределами территорий Сторон искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Стороны обладают исключительной юрисдикцией;

2) под товарами таможенного союза понимаются находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях Сторон,

ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и иными международными договорами Сторон как государств — членов таможенного союза,

изготовленные на территориях Сторон из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и иными международными договорами Сторон как государств — членов таможенного союза;

3) под третьими странами понимаются государства, не являющиеся Сторонами настоящего Договора;

4) под таможенным законодательством таможенного союза понимаются Таможенный кодекс таможенного союза, а также регулирующие таможенные правоотношения международные договоры Сторон как государств — членов таможенного союза, решения Комиссии таможенного союза и решения, принятые представителями Сторон в Комиссии таможенного союза в соответствии со статьей 4 настоящего Договора.

1. Стороны применяют действующие международные договоры, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза, а также принятые в установленном порядке решения его органов.

2. Стороны на двусторонней основе применяют подписанные Сторонами международные договоры:

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года;

Протокол от 16 апреля 2010 года о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года;

Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года;

Соглашение о едином реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;

Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года;

Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года;

Протокол от 11 декабря 2009 года о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года;

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;

Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;

Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;

Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года;

Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств — членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;

Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, от 18 июня 2010 года;

Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, от 18 июня 2010 года.

3. Международные договоры, указанные в пункте 2 настоящей статьи, применяются при условии направления депозитарию уведомления об их ратификации Республикой Казахстан. Данное условие не распространяется на международные договоры, предусматривающие их временное применение до ратификации.

1. Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года применяется Сторонами с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу настоящего Договора, при соблюдении условия, указанного в пункте 3 статьи 2 настоящего Договора.

2. Стороны не применяют пункт 3 статьи 5 Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года.

Для целей применения указанного Соглашения нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны устанавливаются в следующих размерах:

Республика Казахстан — 7,69%;

Российская Федерация — 92,31%.

Для целей применения Сторонами Таможенного кодекса таможенного союза и иных международных договоров, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Договора, с 1 июля 2010 года полномочия и функции Комиссии таможенного союза, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза и иными международными договорами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Договора, реализуются представителями Сторон в Комиссии таможенного союза на двусторонней основе. Соответствующие решения принимаются ими на основе консенсуса.

Представители Сторон в Комиссии таможенного союза руководствуются в своей деятельности Правилами процедуры Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года в части, не противоречащей целям настоящего Договора.

Стороны до 15 июля 2010 года подпишут международный договор, определяющий процедуру принятия решений о применении в рамках единой таможенной территории таможенного союза действующих в Сторонах по состоянию на 1 июля 2010 года специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также решений по результатам расследований, завершенных или проводимых Сторонами по состоянию на 1 июля 2010 года в соответствии с национальным законодательством Сторон, решения по результатам которых приняты, а также процедуру принятия решений по введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории таможенного союза.

Стороны применяют таможенное законодательство таможенного союза и иные международные договоры, заключенные в рамках формирования таможенного союза, в части, не противоречащей настоящему Договору.

1. Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Договора, разрешаются, в первую очередь, путем проведения переговоров и консультаций.

2. Если спор не будет урегулирован сторонами спора путем переговоров и консультаций в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из сторон спора другой стороне спора, то при отсутствии иной договоренности между сторонами спора относительно способа его разрешения любая из сторон спора может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Настоящий Договор вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственых процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу, и временно применяется с 1 июля 2010 года.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 28 мая 2010 года в двух подлинных экземплярах на русском языке.

За Российскую Федерацию

За Республику Казахстан

Судебная практика и законодательство — Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.05.2010 (ред. от 18.06.2010) «О применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза»

Таможенный кодекс таможенного союза является составной частью Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, вступившего в силу 6 июля 2010 года и на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза от 28 мая 2010 года (статья 8), временно применяемого на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года. Согласно статье 1 данного Кодекса таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (пункт 2).

Таможенный кодекс таможенного союза является составной частью Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, вступившего в силу 6 июля 2010 года и на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза от 28 мая 2010 года (статья 8) временно применяемого на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года. Согласно статье 1 данного Кодекса таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (пункт 2).

Настоящий Протокол вступает в силу в порядке, установленном статьей 8 Договора, но не ранее вступления в силу Договора, и временно применяется с 1 июля 2010 года.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года в двух подлинных экземплярах на русском языке.

Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров)

В настоящее время у Российской Федерации действует 20 международных соглашений с 24 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

Название

Соглашение о социальном обеспечении

2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)

Румынская Народная Республика

24 декабря 1960 года

Венгерская Народная Республика

20 декабря 1962 года

Монгольская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

6 апреля 1981 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе территориальности

Страна

Дата подписания

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения

13 марта 1992 года

Пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны. При переселении с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата назначенной пенсии может быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права.

10 февраля 1995 года

Соглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан

27 апреля 1996 года

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

16 мая 1997 года

Соглашение о пенсионном обеспечении

29 июня 1999 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе пропорциональности

Особенности

Временное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения

15 января 1993 года

Граждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии гражданам, проживающим на территории Украины, производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.

11 апреля 1994 года

Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.

В отношениях с Белоруссией и Латвией — с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР (за указанный стаж пенсия назначается государством проживания).

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 января 2006 года

18 декабря 2007 года

Договор о социальном обеспечении

27 февраля 2009 года

Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

14 июля 2011 года

6 июня 2016 года

Договор в области социального обеспечения

19 декабря 2017 года

8 декабря 2011 года

Стаж, приобретенный до 31.12.2008, учитывается по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживал пенсионер на указанную дату, при условии, что продолжительность стажа на территории этой Договаривающейся Стороны составляет не менее 1 года. Стаж после 31.12.2008 учитывается Договаривающейся Стороной, на территории которой он был приобретен по ее законодательству

Иные международные договоры

Страна

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За стаж, выработанный на территории Республики Абхазия после 01.01.2002, установление и выплата пенсии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Для указанной категории граждан, в зависимости от величины пенсионного обеспечения, устанавливается доплата к пенсии до среднего уровня в Южном федеральном округе, равному 10179,65 рублей.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия и не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За стаж, выработанный на территории Республики Южная Осетия после 01.01.2002, установление и выплата пенсии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия.

Для указанной категории граждан, в зависимости от величины пенсионного обеспечения, устанавливается доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе, равному 10410,7 рублей.

Дополнение по Латвии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Латвии, может производиться по следующим вариантам:

Вариант 1: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, пенсию назначает страна проживания гражданина. За периоды после 1 января 1991 года, каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории (Россия назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации, а Латвия – за стаж, выработанный на ее территории);

Вариант 2: по законодательству страны, гражданином которой является пенсионер. В этом случае пенсия гражданину Российской Федерации назначается по российскому законодательству, а гражданину Латвийской Республики – по латвийскому законодательству, независимо от места проживания. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнение по Белоруссии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Белоруссии, может производиться по следующим вариантам:

ВАРИАНТ 1: назначение и выплата российской пенсии за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания. А за периоды стажа, приобретенного после этой даты на территориях Договаривающихся Сторон, – по законодательству и за счет средств страны, на территории которой этот стаж приобретен;

ВАРИАНТ 2: по желанию и на основании заявления гражданина может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству страны, гражданином которой он является, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит;

ВАРИАНТ 3: при переезде пенсионера с территории одной страны на территорию другой страны, если по законодательству страны по новому месту жительства право гражданина на пенсию не определяется, то выплачивать пенсию продолжает страна по прежнему месту жительства до приобретения им права на пенсию, в том числе пенсию другого вида, согласно законодательству страны по новому месту жительства пенсионера.

ВАРИАНТ 4: при переезде из одной страны в другую пенсионера, имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из стран (в том числе в период СССР), выплату пенсии может продолжить страна, назначившая пенсию. При этом нормы Договора не применяются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнение по Чехии

Назначение пенсии гражданину Российской Федерации, проживающему в Чехии, производится по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж.

При этом за стаж, приобретенный до 31 декабря 2008 года, назначение пенсии осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой он постоянно проживал на указанную дату, при условии, что продолжительность стажа на территории этой Договаривающейся Стороны составляет не менее 1 года.

Назначение и выплата пенсии в соответствии с договором между Российской Федерацией и государством Израиль

6 июня 2016 года подписан Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения, который вступает в силу с 01.10.2017 (в первый день третьего месяца, следующего за днем обмена ратификационными грамотами, который состоялся 11.07.2017).

  • Договор основан на пропорциональном принципе. По общему правилу каждая Договаривающаяся Сторона назначает и выплачивает пенсию за те периоды страхования[1], которые были приобретены на ее территории.
  • Договор для Российской Федерации распространяется на страховые пенсии по старости (в том числе досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированную выплату к страховой пенсии, повышения и (или) увеличения данной выплаты и доплаты к страховой пенсии, накопительную пенсию и выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также социальные пенсии (статья 2 Договора).
  • При этом социальная пенсия назначается и выплачивается только тем лицам, которые постоянно проживают в России.

  • Действие Договора распространяется на лиц, которые одновременно отвечают следующим условиям:
  • — являются гражданами России или Израиля;

    — проживают на территории России или Израиля;

    — подпадали или подпадают под действие законодательства России или Израиля (то есть работали или работают на их территориях).

    Также право на пенсионное обеспечение в рамках Договора имеют члены семей указанных лиц, проживающие на территории России или Израиля.

    Кроме того, действие Договора распространяется на беженцев в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28.07.1951 в период проживания на территории России или Израиля, а также членов их семей.

    Гражданам других государств, в том числе государств – бывших республик СССР, право на пенсионное обеспечение по нормам Договора не предоставлено.

    Также, Договором не регулируются вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Договаривающихся Сторон и других, созданных согласно законодательству этих Сторон воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц, пенсионирование которых осуществляется согласно специальному законодательству, а также на государственных гражданских служащих.

  • Определение права на пенсию, исчисление ее размера, а также подсчет и подтверждение стажа каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством.
  • Согласно общему правилу, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает без учета стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании стажа, приобретенного на ее территории.
  • В случае, когда общая продолжительность стажа, приобретенного на ее территории, не дает право на пенсию, то при определении права учитывается стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон (в том числе на территории бывшей РСФСР), за исключением случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

    Если продолжительность стажа, приобретенного на территории одной из Договаривающихся Сторон, составляет менее 12 месяцев и этот период не дает права на пенсию, то этот стаж засчитывается другой Договаривающейся Стороной, при условии, что с учетом этого стажа возникает право на пенсию.

    Таким образом, при определении права на российскую пенсию в соответствии с Договором учитывается стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе, на территории бывшей РСФСР)[2]. Периоды стажа, приобретенные на территории других бывших республики СССР, а также на территории иных государств, не учитываются. При этом, если стажа, приобретенного на территории России (РСФСР) недостаточно для назначения пенсии, применяется правило суммирования и учитывается стаж, приобретенный на территории Израиля, за исключением случаев совпадения приобретения стажа одновременно в России и Израиле.

  • Размер российской страховой пенсии, назначаемой в рамках Договора, исчисляется за периоды стажа, приобретенные исключительно на территории России (в том числе на территории бывшей РСФСР) и по ее законодательству.
  • По законодательству Российской Федерации, наряду с достижением установленного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) [3] и наличием определенной продолжительности стажа[4], для права на страховую пенсию требуется наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента[5].
  • При этом один год работы в Израиле приравнивается к одному баллу при определении величины ИПК[6], в случае определения права на российскую пенсию с учетом суммирования стажа.

    Еще одним аспектом правового регулирования является установление фиксированной выплаты к страховой пенсии, (по старости, по инвалидности либо по случаю потери кормильца), повышения фиксированной выплаты и (или) увеличения повышения фиксированной выплаты, которая выплачивается одновременно с пенсией.

    Право на указанную выплату по Договору имеют граждане, проживающие на территории Российской Федерации. Ее размер устанавливается пропорционально отношению фактической продолжительности стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная пропорция применяется если продолжительность стажа работы на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию на день назначения пенсии.

    Например, гражданин, проживающий в Израиле, достигший 60 лет, имеющий 4 года российского стажа и 22 года стажа в Израиле, обратился за назначением страховой пенсии по старости. Поскольку для определения права на российскую пенсию в 2017 году необходимо 8 лет и 11,4 балла, производится суммирование израильского и российского страхового стажа гражданина. При этом 1 год стажа в Израиле учитывается как 1 балл.

    Таким образом, все необходимые условия соблюдаются и его право на российскую пенсию определяется.

    При этом размер страховой пенсии по старости будет определен из стажа, приобретенного на территории России, т.е. 4-х лет.

  • Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с его положениями на основании соответствующего заявления лица, с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления, но не ранее даты вступления в силу Договора, а также при условии, что заявление о пересмотре пенсии по Договору подано гражданином не позднее истечения 2 лет, начиная с даты вступления в силу Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит и не может повлечь уменьшения размера пенсии.
  • В случае если размер пенсии в результате пересмотра уменьшается, то такой пересмотр не производится и продолжает выплачиваться ранее назначенная пенсия в прежнем порядке.

  • Порядок реализации Договора регламентируется Административным соглашением по его применению[7], согласно которому по вопросам реализации пенсионных прав по Договору граждане России и Израиля, а также члены их семей должны обращаться в компетентные учреждения России и Израиля по месту жительства, которыми в Российской Федерации являются Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в Государстве Израиль – Институт национального страхования Государства Израиль.
  • Таким образом, граждане, проживающие в Израиле, могут реализовать свои права путем обращения в Институт национального страхования Государства Израиль.

    Для решения вопроса об установлении и выплате российской пенсии гражданам, проживающим в Израиле, формуляры, заявления граждан и иные представляемые ими в целях пенсионного обеспечения документы направляются Институтом национального страхования Государства Израиль в Пенсионный фонд Российской Федерации (Отделение ПФР по Тульской области).

  • Назначение, перевод с вида на вид, перерасчет и пересмотр пенсий осуществляется на основании заявления, заполняемого по форме, применяемой в стране проживания гражданина, и необходимых документов, представляемых гражданином в компетентное учреждение той Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает.
  • Заявление о назначении и выплате пенсии по нормам Договора, поданное по законодательству одной Договаривающейся Стороны в компетентное учреждение этой Стороны считается одновременно поданным в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны и датой его подачи считается день обращения за назначением пенсии в компетентное учреждение первой Договаривающейся Стороны.

  • В целях установления группы и причины инвалидности производятся медицинское освидетельствование (обследование) или переосвидетельствование по месту жительства застрахованного лица. Данная процедура носит безвозмездный характер, если иное не установлено законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которого она производится. В случае возмездного проведения указанного освидетельствования, расходы покрываются в порядке, установленном законодательством названной Договаривающейся Стороны.
  • В свою очередь решение о группе и причине инвалидности, на основании представленных результатов, принимает медико-экспертное учреждение той Договаривающейся Стороны, по законодательству которой производится назначение и выплата соответствующей пенсии или пособия.

    Тем самым, в целях назначения российской страховой пенсии по инвалидности при обращении гражданина в компетентное учреждение Израиля с соответствующим заявлением и документами названное учреждение направляет формуляр и медицинские документы в ПФР. Для заочного медицинского освидетельствования ПФР перенаправляет эти документы в соответствующее медико-экспертное учреждение Российской Федерации, которое проводит указанное освидетельствование и сообщает о результатах в ПФР. На основании этих результатов ПФР выносит решение об установлении страховой пенсии по инвалидности.

    1. По желанию пенсионера на основании заявления назначенная ему пенсия может выплачиваться:
    2. на территории Российской Федерации – путем ежемесячного зачисления на счет пенсионера в банке или иной кредитной организации либо путем перевода через организации почтовой связи при условии ежегодного подтверждения факта нахождения гражданина в живых[8];

      переводиться в Государство Израиль – путем перевода сумм пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации до 15 числа первого месяца каждого квартала за предшествующий квартал на банковский счет компетентного учреждения Израиля, которое в свою очередь обеспечивает доставку российской пенсии на банковский счет пенсионера, реквизиты которого он представил в компетентное учреждение Израиля. При этом, ежегодное подтверждение гражданином факта нахождения в живых не требуется.

      При переселении гражданина, которому назначена пенсия в рамках Договора, из России в Израиль и наоборот выплату этой пенсии продолжает осуществлять государство, ее назначившее. В случае выезда указанного гражданина для постоянного проживания на территорию третьего государства, либо выхода из гражданства России или Израиля пенсия по Договору не выплачивается.

      В этом случае гражданину (члену его семьи) компетентное учреждение дает разъяснения о действиях, которые ему (им) необходимо предпринять в целях решения вопроса о его (их) дальнейшем пенсионном обеспечении.

    3. Положения Договора предусматривают возможность обращения компетентного учреждения одной Договаривающейся Стороны, при выявлении факта выплаты пенсии в размере, превышающем полагающийся гражданину по закону размер пенсии, в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны с целью проведения процедуры удержания из выплачиваемой этим учреждением суммы пенсии в соответствии со своим законодательством. При этом удержанные суммы возмещаются компетентному учреждению первой Договаривающейся Стороны.
    4. [2] Далее – периоды работы.

      [3] С 01.01.2020 поэтапно повышается возраст выхода на пенсию для мужчин с 60 до 65 лет и женщин с 55 до 60 лет (в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей — 65 и 60 лет соответственно.).

      [4] В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) продолжительность страхового стажа должна составлять 15 лет. При этом, согласно статье 35 Закона № 400-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляла шесть лет, и, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, с достижением 15 лет в 2024 году.

      [5] Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее – ИПК) – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию и продолжительность страхового стажа. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 400-ФЗ С 01.01.2015 требуемая величина ИПК должна быть не ниже 30. При этом в 2015 году эта величина должна была быть не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 к 2025 году.

      [6] Один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

      [7] Административное соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством социального обеспечения и услуг Государства Израиль по применению Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль от 06.06.2016, подписанное 11.07.2017.

      [8] Подтверждение данного факта производится путем представления документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, выданного компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства или нотариусом на территории Российской Федерации, а также составления акта о личной явке гражданина дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями России за границей либо Пенсионным фондом Российской Федерации или его территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации (Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386).

      О подтверждении российского и «советского» стажа на территории РСФСР гражданами Израиля

      Информация о порядке реализации пенсионных прав граждан, проживающих на территории Государства Израиль, в рамках Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016 с учетом необходимости истребования документов о стаже и заработной плате в архивных учреждениях Российской Федерации

      Пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территории Государства Израиль и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016 (далее – Договор).

      Гражданин, проживающий на территории Государства Израиль, при возникновении права на пенсию по Договору обращается в Институт национального страхования Государства Израиль по месту своего жительства с необходимыми документами для установления пенсии, имеющимися в его распоряжении.

      При этом, в случае необходимости получения архивных документов о периодах трудовой деятельности и (или) заработной плате на территории Российской Федерации (РСФСР) гражданином заполняется соответствующее заявление[1] с просьбой об оказании содействия в истребовании необходимых документов Пенсионным фондом Российской Федерации. При этом гражданином обязательно указывается его фамилия имя отчество, период (периоды) трудовой деятельности на территории Российской Федерации (РСФСР), в отношении которых требуется подтверждение сведений о стаже и (или) заработной плате; наименование и адрес организации (учреждения), где протекала трудовая деятельность гражданина.

      При поступлении от Института национального страхования Государства Израиль комплекта документов с заявлением об оказании содействия Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы) в установленном порядке обеспечат направление соответствующих запросов в архивные учреждения (организации) Российской Федерации и обработку поступивших по ним ответов.

      Самостоятельный розыск архивных документов самим пенсионером в таком случае не требуется.

      [1] Форма бланка прилагается (представлен Пенсионным фондом Российской Федерации в Институт национального страхования Государства Израиль письмом от 17.07.2017 № СА-21-2/23474).

      Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Название Дата подписания Особенности
    Абхазия Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия 14 апреля 2014 года
    Южная Осетия Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия 25 ноября 2016 года