Налог на японский автомобиль

Налог на японский автомобиль

Купить аль не купить, вот в чем вопрос.
Достойно ли смириться со системой,
Иль в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними разом и купить машину…

Для тех, кто постоянно чалится в Тояму, Фусики и прочие порты Японии за машинами, такой вопрос, без условно, кажется нездоровым, ответ на него очевиден – конечно, брать! Но для всех тех, кто решил связать несколько лет своей жизни со страной восходящего солнца, машинный вопрос довольно актуален.

А вообще, хотите знать, как живет японский автомобилист? Вот и читайте дальше!

Вот ввели у нас очередной лохотрон государственного масштаба под звучным именем «автогражданка», и как-то в жизни полноты убавилось… Но все познается в сравнении; если кто-то думает, что в великой автомобильной стране Японии авто — это не роскошь, а средство передвижения, то он верно мыслит. Но это роскошное средство передвижения, если посчитаешь, сколько денежек оно кушает. Не в коня корм, так в народе говорят.

Для большей наглядности вообразим себе следующую ситуацию: решили, значит, мы в Японии жить и по ней на машине кататься. Здравое решение, но и его надо тщательно взвесить и обдумать.

Для пущей рекогносцировки зададимся простыми вопросами.

Во-первых, где мы живем?

Если вы поселились вблизи крупного города или непосредственно в нем, то вам машина в принципе не нужна. Поезда в Японии ходят точно по расписанию, никогда не опаздывают, и, несмотря на некоторую дороговизну, в сумме в любом случае выйдет куда дешевле, чем покупка и кормежка машины. Если же машина все-таки необходима, а это обычно происходит только если она нужна для работы, то можно попробовать выбить ее из фирмы.

Вообще поезда и автобусы, постоянно колесящие по всем городам Японии, вполне могут заменить авто и облегчить материальное бремя. Конечно, приятнее выезжать на природу с шашлычком (упаси вас Господь разжигать костер без мангала вблизи объектов жизнедеятельности японцев!), любоваться высокими зелеными бамбуками и видом гор из окна родного автомобиля. Все-таки, прежде чем приобретать авто, подумайте.

Ладно, проехали. Принято решение отовариться машиной.

Не рекомендую даже задумываться над приобретением нового автомобиля. Это встанет в дикую копеечку, очень дикую, но симпатишную для продавца-японца. Так что прямая нам дорога на рынок юзаных автомобилей. Неубитая машина, на которой еще лет пять можно бегать по Японии без проблем, продаваемая вдали от основных баз покупок машин русскими товарищами, встанет в 3000 долларов, а вообще куда как дешевле. Самые дешевые машины в Японии относятся к классу «К» (Kei) — это компактные малолитражки. Такие машинки стоят дешевле и в плане содержания обходятся проще, чем их сородичи стандартного размера.

Шакен (правильно говорить и писать Сякэн, но так уж повелось. по-нашему — талон техосмотра, плюс еще страховка и пр., об этом чуть ниже) — крайне важная штука, на которую прежде всего необходимо обратить свое внимание при покупке машины. Каждые два года машина должна проходить техосмотр и получать этот пресловутый Шакен. Любая машина старше трех лет проходит через него. Для прохождения техосмотра за обыкновенный автомобиль (малолитражки к таковым в Японии не относятся) вам придется выложить как минимум штуку зеленых, МИНИМУМ! А порой ценник подскакивает в два раза.

Если один торговец предлагает вам авто за 500 бакарей и с шакеном, заканчивающимся через месяц, а второй за 1000 и с техосмотром, действительным в течение всего следующего года, то, пожалуй, покупка второй машины будет более разумной. У некоторых японцев есть прибабах – они продадут свои машины не первой молодости с большей охотой, чем озаботятся расходами на техосмотр.

При покупке авто следует также помнить, когда вы собираетесь на родину и что будете делать с машиной по отъезду. Если ваше пребывание в стране Японии не затянется больше чем на год, то покупать машину с шакеном на два года смысла нет. С другой стороны, перепродать автомобиль будет и проще и прибыльнее, если срок действия шакена к моменту продажи все еще остается солидным.

Что есть шакен сам по себе?

1. Полис обязательного автомобильного страхования сроком на два года. В Японии есть два вида автострахования: первый – обязательное страхование (кёсэй хокэн), которое распространяется только на машину; и дополнительное страхование (дзибайсэки хокэн), покрывающее сопутствующий ущерб, который вы можете причинить прочим участникам дорожного движения и их автомобилям и/или который может быть причинен вам. Длинно, но точно! Стоимость страховки зависит от вашего возраста, от того, сколько еще членов вашей семьи водит данный автомобиль, успели ли вы уже побывать в ДТП и сколько раз, есть ли в автомобиле воздушная подушка и пр.

2. Стандартный технический осмотр автомобиля (300 долларов).

3. Дополнительные расходы, которые пойдут на то, чтобы привести машину в соответствие с техническими нормами.
Цена за техосмотр была и, видимо, останется на уровне 300 долларов. Но инспектор ВСЕГДА найдет в вашем автомобиле неполадки, будьте готовы к дополнительным расходам.

В среднем страховка на 15-летний седан составит 800 зеленых, плюс 300 за шакен, плюс за доводку, итого: 1400 – 1500 американских рублей за все про все.

Ну как? Заценили прелесть процесса?

НО шакен это не самая дорогая во всех смыслах этого слова составляющая вашего автомобиля. Есть еще несколько:

1. Стоимость бензина в Японии — около 1 доллара за литр.

2. При покупке автомобиля вам придется уплатить три вида налогов. Во-первых, налог на приобретаемое имущество, во-вторых, налог на вес автомобиля, в-третьих, ежегодный налог, выплачиваемый в мае. Первые два уплачиваются сразу по приобретению автомобиля. Налог на приобретаемое имущество составляет около 5% от стоимости автомобиля; налог за вес будет равен 560 долларов, если объемом двигателя до 2 литров, если выше, то – 750 долларов. Покупатели автомобилей, в верхнем правом углу лицензионного талона которых есть цифры 300 или 33, заплатят еще больше, поскольку по японским меркам таковые можно отнести к автомобилям повышенной комфортности. А 50 означает авто среднего размера, «Kei» — малолитражка. В общем, чем больше машина, тем больше платите и наоборот. Ежегодный «майский» налог для малолитражек составит порядка 50 долларов, для машин с объемом двигателя до 2.5 литра – 340-395 долларов, свыше 2.5 литров – 450. И, наконец, за машину с трехлитровым движком ее счастливый обладатель выложит 550 баксов!

3. Плата за пользование хайвэями тоже не маленькая. Дорога от префектуры Аомори, что на самом севере острова Хонсю, до Токио обойдется в 90 долларов. Можно конечно поехать не по хайвэям, но ехать будете долго и упорно с черепашьей скоростью. Учтите — многие японцы водят машину в состоянии анабиоза. И только поэтому уровень аварий в Японии относительно низок. Японцы водят ДЕЙСТВИТЕЛЬНО медленно!

4. Не стоит экспериментировать с японской выпивкой. Японские гаишники вообще не понимают, как можно садиться за руль, принявши даже миллиграмм зеленого змия. Застав вас в таком состоянии (хотя у нас на родине это даже не состояние), вас оштрафуют и отправят домой на буксире за ВАШИ денежки. Это, кстати, стоит где-то на треть дешевле, чем поездка на такси. Система отлажена и работает без проволочек, так что ждать долго не придется.

5. В Японии парковка автомобиля сродни шахматной игре с маститым игроком – один сплошной головняк. Кроме того, вы обязаны иметь зарегистрированное в полиции место парковки и документ на него (сяко сёмэйсё). Рента за парковку разнится от 20 долларов в месяц за место где-нибудь на окраине города до 10000 долларов в месяц за место в центре Токио. Для того чтобы найти себе место, некоторые обращаются в агентство по продаже недвижимости, иные арендуют или выкупают его у предыдущих владельцев.

В общем и целом, покупка и содержание автомобиля в Японии – дело сложное и затратное. Так что нам остается только посочувствовать бедным японцам, которые вынуждены платить за все подряд.

Налог на автомобили — чем порадует правительство?

Сравниваем схемы транспортных налогов разных стран с российской

В очередной раз власти подумывают о «рестайлинге» транспортного налога, который сейчас зависит от мощности автомобиля. Так, глава Минпромторга Алексей Рахманов заявил, что уже достигнуты соглашение о замене транспортного налога на экологический, пропорциональный выбросам углекислого газа СО2. Ставки еще не утверждены, но сам принцип весьма любопытен.

Равнение на Европу

Откуда дует ветер — понятно. В Европе все больше стран переходят на схему, при которой налог зависит от выбросов СО2. Этот газ, во-первых, считается парниковым, во-вторых, его количество в выхлопных газах пропорционально расходу топлива.

Например, в Англии за 1,6-литровый Citroen C4 с выбросами СО2 143 г/км владелец платит 140 фунтов в год (порядка 7000 рублей). За Toyota RAV4, которая выбрасывает уже 167 г/км — 200 фунтов (более 10 000 рублей). При этом машины с выбросами менее 100 г/км вообще освобождены от налога, например, дизельные Kia Rio и Smart ForTwo.

Фактически, европейский налог — это налог на прожорливость. Чем экономичнее машина, тем меньше платит владелец.

О подобной схеме говорил и Алексей Рахманов. Казалось бы, в целом она мало отличается от нынешней, ведь чем мощнее машина — тем больше налог в обоих случаях. Но есть тонкость. Так, даже при одинаковой мощности большинство старых машин имеют повышенные выбросы СО2, поэтому новый налог можно также считать «налогом на старость». Учитывая, что в России более половины автопарка — это машины старше 10 лет, налог должен мотивировать людей отказываться от «подержанок» и пересаживаться на новые машины. Другое дело, что для автомобилистов это влетит в копеечку, ведь помимо прочего упадут цены на вторичном рынке, особенно для сильно подержанных машин.

Японцы тоже стимулируют жителей отказываться от больших прожорливых автомобилей, но делают это чуть по-другому. Налоги зависят от объема двигателя, а в некоторых случаях, от размера автомобиля. Так, в Японии есть понятие «кей-каров» с двигателем не более 660 куб. см и длиной не более 3,4 метра, налоги на которые исчезающе малы. Чтобы не мешать бизнесу, коммерческий транспорт платит меньше. Поскольку правила действуют в Японии с 1950 года, производители давно подстроились и предлагают массу компактов, немыслимых на других рынках. Ведь в Японии есть кей-кары в виде микроавтобуса длиной с Matiz! Также здесь давно уже популярны малообъемные турбомоторы — эта мода постепенно захлестывает и Европу.

Ряд стран Европы взял курс на постепенный отказ от автомобиля, для чего используются абсурдно большие налоги на «первую регистрацию» — в среднем порядка 70% (!) от стоимости нового авто. Для сравнения, Peugeot 308 1.4 стоит в Дании более 1 млн рублей (пересчет по курсу), а Chevrolet Aveo — от 854 тысяч. Интересно, что коммерческий транспорт частично освобождается от налогов, и датчане идут на маленькие хитрости: здесь можно встретить Porsche Cayenne, задняя часть которого переделана в подобие фургона.

Датский вариант приемлем в крупных городах, где развит общественный транспорт. Но жители сельской местности, привязанные к личному автомобилю, весьма недовольны тем, что малолитражки стоят, как авто премиум-сегментов в соседней Германии.

В США нет федерального транспортного налога — все отдано на откуп местных властей, более того, налоги могут дифференцироваться даже в рамках одного штата. Где-то сумма зависит от стоимости автомобиля, где-то — от массы.

В благополучной Калифорнии налог тем больше, чем новее и дороже автомобиль. Систему можно признать наиболее справедливой. С одной стороны, больше платит тот, чья машина дороже. С другой, по мере старения автомобиля налог уменьшается, что позволяет сохранить ликвидность «бэушек».

Как вы помните, некогда единый и нецелевой дорожный налог в России заменили двумя: ежегодным транспортным налогом и акцизами на бензин. Так, в 2014 году за каждый литр бензина 3-го экологического класса топливники (и мы) заплатим в казну лишние 8 рублей.

Мы не одиноки. В США в стоимости топлива сидит как федеральный акциз, так и местный. В Коннектикуте, например, наценка составляет 67,7 цента за галлон (5,9 рубля за литр), в Оклахоме — 35,4 цента (3,1 рубля).

Чей налог лучше?

Если подытожить, в мире существует три основные схемы «оброка» для автомобилистов. Первая — в зависимости от технических параметров машины, как мощность, масса, выбросы СО2, экологический класс. Вторая — от его стоимости. Третья — от фактического пробега или количества использованного топлива (например, наши акцизы).

Если говорить о социальной справедливости, самым правильным является налог, пропорциональный фактической стоимости машины. Но для России он вряд ли применим по политическим мотивам. Сегодня, в период стагнации авторынка, властям очень важно стимулировать покупку новых машин, тогда как «стоимостный налог» делает ровно обратное.

Предлагаемый экологический налог — не что иное, как попытка растормошить рынок. Спровоцировать людей продавать старые автомобили и брать кредиты на новые. Для поддержки автосборочных производств — шаг правильный. Для владельцев старых машин — вряд ли.

Ставки будущего налога пока не известны, но многие аналитики сходятся во мнение, что для подержанных машин он окажется выше, чем сейчас. И постепенно будет расти — мы ведь равняемся на Европу.

Покупка машины в Японии

Прошло уже много времени с тех пор, как я разместил пост о получении прав в Японии. Пост был изложен с точки зрения человека никогда не имевшего российских прав. Но видимо процедура получения что у нас, что в Японии схожа, ну кроме пары небольших отличий. Помню, однажды кто-то писал про получение прав в Австралии — вот это на самом деле контраст. Вероятно покупка машины тоже практически ничем не отличается, но может кому будет интересно.

Покупка автомобиля стала для меня острым вопросом сразу же после получения водительского удостоверения. На момент покупки мне было известно два способа приобретения: аукцион или дилер. Автомобильных аукционов существует в Японии довольно много. Есть две крупнейших площадки в Токио и Кобе, но туда я решил даже не соваться. Меня больше привлекал интернет-аукцион «Yahoo!» ( http://auctions.yahoo.co.jp/ ), так как уже доводилось им пользоваться — постоянно покупаю электронику там. Преимущество аукциона заключается прежде всего в цене — будет на порядок дешевле, но в то же время можно нарваться на машину с сомнительной историей и, в конечном итоге, получить автомобиль, который будет потом невозможно зарегистрировать. Проще говоря, с аукционов машины покупают в основном дилеры с целью дальнейшей перепродажи, естественно подкованные в этом деле люди. К тому же, осмотр автомобиля может представлять некоторые трудности. Например, если вы живёте в Осаке, то ехать в Токио на осмотр «немного» затратно. Если же сделка состоялась, вам привозят (иногда пригоняет сам хозяин) автомобиль и необходимые документы (акт передачи машины, доверенности и т. д.) Далее, регистрацию автомобиля вы делаете самостоятельно — в Японии это довольно проблематично и занимает некоторое время (что-то около 1-2 недель). Особенно если вы такой среднестатистический японец, не имеющий ни секунды свободного времени и день-ночь ставящий стахановские рекорды на работе, согласитесь, так не годится. Дилер же даёт кое-какую гарантию на автомобиль и берёт на себя процедуру регистрации. В конечном итоге, вы просто забираете автомобиль с номерами зарегистрированный на вас. Однако это не бесплатно, и многие магазины (но не все :)) сразу закладывают это в стоимость машины.

Как многим известно, Япония славится своими экономичными малолитражками (или кейкарами, яп. ????). Это такая маленькая машинка с объёмом двигателя около 600-700 куб. см. Тут конечно, японский автопром заваливает рынок неописуемым разнообразием оных, вот например такие машины могут быть: фургоном, грузовиком, джипом и даже купе! Можете представить себе какой-нибудь астон-мартин с движком в 600 кубиков или, вот, паджеро мини! Можно конечно думать, что это извращение какое-то, но японские реалии диктуют совсем другое. А именно — узкие дороги, ширины которых для одной машины мало, а надо как-то вдвоём разъехаться. Я после Японии ездил по Минску и был поражён, какие у нас широкие дороги! Другими словами, кейкар к своей экономичности имеет один большой плюс — это размеры. Но, когда эти машины выезжают на магистраль или едут под нагрузкой на подъёме (например с 3-мя пассажирами) — это просто насилие над двигателем. С другой стороны, стоит упомянуть о маленьких налогах и стоимости обслуживания. Вот например, транспортный налог (за год) составляет всего 10,800 йен. А вот уже на машины по-мощнее (объёмом до 1-го литра) от 29,500 йен. Сверх этого кейкар не требует подтверждения наличия у владельца парковочного места. Да-да, та самая круглая сине-белая наклейка слева на заднем стекле не обязательна на малолитражках.

(наклейка эта выдаётся ГАИ)

(именная печать; принт — моё имя латиницей)

Пару раз прокатившись на осмотры автомобилей с аукционов, я всё-таки решил особо не рисковать и смотреть машины по месту проживания у местных дилеров. В конечном итоге я купил машину у дилера. Так вот, для приобретения автомобиля требуется наличие именной печати (??). Это что-то вроде нашей подписи, только уже юридически заверенная. Процедура регистрации проста до безобразия и проходит в местной мэрии, от вас требуется только документ, подтверждающий личность, и сама печать. Далее, при покупке от вас потребуют подтверждение наличия парковочного места. Согласно закону, стоянка (гараж и т. д.) должен находиться в радиусе 2-х километров от места жительства. В моём случае проще всего было заключить дополнительный контракт с арендодателем. Помню, за эту бумажку я заплатил около 3,000 йен. А месячная арендная плата составляет 5,400 йен, что по японским меркам является смешным. Конечный список необходимого для покупки у меня составил: карточка иностранца (?????), свидетельство о прописке (???), печать, сертификат подлинности печати (?????) и подтверждение наличия паркоместа (???????). В выборе автомобиля мне здорово помог сайт http://www.carsensor.net — тут представлены многие (если не все) предложения авто по стране с фото и характеристиками, можно также договариваться о просмотре интересующей машины. Я же прямо ездил по стоянкам и смотрел на месте. Цена вопроса варьируется, причём, как я упомянул выше, некоторые магазины не включают стоимость сопутствующих расходов в конечную цену, поэтому нужно всегда у этих ребят требовать конечный расчёт. Например, смотрел я Toyota Porte (идея с раздвижной дверью мне там понравилась) — на стенде цена была в районе 5 тыс. долларов, а насчитали они мне на все 7. В общем как и везде цена зависит от класса, степени убитости и пробега автомобиля. Степень убитости не разбирающемуся в авто человеку оценить трудно — под капотом все машины вылизаны так, что по виду не уступают новым. И практически все машины с пробегом до 100 тыс. км. Исключения составляют скайлайны, импрезы, лансеры и т. д. — эти встречаются и за 200 тыс. км. пробега. Машин на механике практически нет, всё представлено автоматами/вариаторами. Кстати сертификат государственного техосмотра (??????) не получается новым владельцем заново, а просто переписывается на его имя, также и обязательная страховка. Поэтому, чем больше остаток срока действия техосмотра, тем выше стоимость машины. Сертификат прохождения техосмотра выдаётся сроком на 2 года. Если новая машина с салона проходит первый техосмотр, то на 3 года. За 5 тыс. долларов можно взять нормальный вариант и техосмотром ещё на год вперёд или даже сразу на два — как повезёт. В таком ценовом диапазоне вариантов так много, что не знаешь куда смотреть. Я рассмотрел что-то около 20-25 машин, уже был готов купить Toyota Prius 2006 года с 90 тыс. км. пробега. Машина была в очень хорошем состоянии, но 6.6 тыс. долларов, да ещё переизбыток электроники в ней меня оттолкнуло. Ах да и техосмотра не было у неё. И меня не переставала посещать мысль о том, что 10 лет для ведущей батареи многовато, и если она выйдет из строя то экономичная Тойота Приус превратится просто в прожорливую Тойоту. В конце концов, я остановился на Honda Fit 2006 года с 70 тыс. км. пробега. Не знаю как, но я сразу понял что это моя машина, когда сел в неё. Хотя до этого смотрел/садился в другие фиты, но мне состояние салона не нравилось. Обошлась она мне в 4.5 тыс. долларов. Техосмотр оставался на 6 месяцев вперёд. Вот уже езжу на ней около полугода — ни на трассе, ни на узком горном серпантине — ни разу не подвела. Машина мне нравится, а это главное.

(на парковке перед домом; жёлто-зелёная наклейка на капоте — начинающий водитель, клеится спереди и сзади сроком на 1 год)

Техосмотр я уже прошёл, осталось только наклейки на лобовое стекло и сам сертификат забрать. Вот наверное и всё 🙂 Спасибо за внимание! 🙂

Как я заказал машину из Японии

Многие автомобилисты на востоке России покупают б/у автомобили в Японии.

Выгода по сравнению с покупкой в России может казаться небольшой, но считается, что при том же пробеге машины из Японии в значи­тельно лучшем состоянии.

В 2017 году я тоже заказал машину в Японии. Расскажу о том, почему я искал авто без пробега по России, и о граблях, на которые наступил при заказе.

Моя Тойота Аква 2013 года прямиком из Японии. Обошлась мне в 670 тысяч

Почему я решил покупать машину в Японии

До этого я уже долго ездил на японских автомобилях: у меня было две Тойоты и одна Субару. Их я покупал с рук в России.

Хоть я и был доволен предыдущими машинами, не обошлось без подвохов. Например, свою Тойоту Премио при покупке я проверял в независимой мастерской. Мне сказали, что с ней все в порядке. А уже при продаже выяснилось, что она была битой в круг — пришлось сильно снижать цену.

В этот раз я подошел к вопросу иначе и заказал машину напрямую из Японии. Есть мнение, что б/у японское авто без пробега по России по надежности соответствует новой машине отечественной сборки: отличное качество ГСМ в Японии бережет двигатель, а хорошие дороги сохраняют подвеску.

А еще большинство японцев покупает автомобили у официальных дилеров, которые проводят бесплатное гарантийное обслуживание в течение нескольких лет. К концу гарантии автомобили часто находятся в идеальном состоянии. Конечно, и среди японцев встречаются разгильдяи, которые плохо ухаживают за машиной, но это скорее исключение.

На сайтах вроде «Дрома» или «Авито» можно найти немало японских машин с пометкой «Без пробега по РФ». Такие машины продают перекупы — компании или частники, которые профессионально занимаются перепродажей японских автомобилей.

Чтобы не попасться на такой развод, я решил покупать машину напрямую из Японии.

Подержанные автомобили без пробега по РФ на «Дроме» Машина 2008 года. Заявленный пробег за 10 лет — 65 тысяч километров. Это подозрительно

Как можно купить машину из Японии

Есть несколько способов:

  • лично съездить в Японию и выбрать машину;
  • заказать через знакомых;
  • выкупить на аукционе.
  • Съездить в Японию я не мог, надежного представителя там тоже не было, поэтому я решил участвовать в автоаукционе. Решающим для меня стал тот факт, что аукционные дома проводят подробную диагностику автомобилей перед продажей. Некоторые работают уже двадцать с лишним лет и дорожат репутацией, поэтому их оценке обычно можно верить.

    В Японии более двадцати автоаукционов, самые популярные из них — Aucnet, JU , Honda, NAA (Nissan), TAA (Toyota), USS , CAA , HAA , Arai, KAA. Цены на машины примерно одинаковые. Аукционы условно делят на строгие и нестрогие. Разница в том, насколько дотошно они осмат­ри­вают авто.

    Одна и та же царапина может получить разную характеристику при осмотре экспертами разных аукционов. Один эксперт опишет ее как «царапину на капоте длиной 15 см», другой же кратко напишет «небольшая царапина на капоте», а то и вовсе не упомянет о ней в отчете. Деление на строгие и нестрогие аукционы очень условное и зачастую субъективное. К строгим часто относят Aucnet, Honda, TAA , NAA . Считается, что оценщики этих аукционов более ответственные и максимально точно отмечают состо­яние авто. Но гарантией это считать нельзя.

    Как машина попадает на аукцион

    На аукционах в основном продают машины, у которых недавно закон­чилась гарантия. Так происходит, потому что в Японии автомобильный налог сильно повышается, когда машине исполняется три года, поэтому ее выгоднее продать. Часто автомобили на аукцион поставляют авто­салоны, которые выкупают их по трейд-ину. Из-за высокого налога внутри страны такие машины покупают плохо, поэтому большинство из них продают за границу: в Африку, Австралию, страны Океании и Ближнего Востока и в Россию.

    Через аукционы проходят сотни машин в сутки, на осмотр каждой выделяется всего несколько минут. В таких условиях проверять состояние двигателя и подвески времени нет, поэтому на них обращают внимание, только если есть явные проблемы. Зато осмотр кузова и салона обычно довольно тщательный.

    Сотрудники проводят внешний осмотр и составляют аукционный лист. В нем описывают внешнее состояние авто, указывают номера двигателя и кузова, пробег, год выпуска. При осмотре кузова обращают внимание на царапины, вмятины, сколы, следы ремонта. В салоне ищут пятна и прожоги на обивке, царапины приборной панели и посторонние запахи.

    Все найденные недостатки записывают в аукционный лист в виде общей оценки в баллах — от 3 до 5 — и буквенной характеристики состояния кузова и салона по шкале от A до D . Наиболее существенные особенности машины прописывают в разделе «Примечания».

    В финальном разделе аукционного листа обычно нарисована схема автомобиля с перечислением всех недочетов каждого элемента кузова: дверей, стекол, бамперов, капота и багажника. Степень повреждения также учитывается. Вот небольшой список наиболее распространенных обозначений дефектов.

    Классификация состояния кузова

    Класс Что значит
    A Царапины
    B/AU Царапины с вмятиной
    E/U Вмятины
    W Следы ремонта
    G, X Сколы (G) и трещины (X) на стеклах

    Классификация состояния салона

    Класс Что значит
    A Чистый салон
    B Чуть загрязненный салон, возможны слегка подпаленные места
    C Салон, требующий чистки, возможны прожженные места
    D Загрязненный салон, имеются царапины, прожоги, возможны порванные места обшивки

    Автомобиль, который прошел оценку и получил аукционный лист, поступает в онлайн-каталоги. Владельцы машин, выставленных на аукцион, могут определить цену автомобиля, по которой его можно купить до официальных торгов. Это называется one price. Продавец также вправе зафиксировать резервную цену и отменить результаты аукциона, если она не будет достигнута.

    Примеры дефектов и их обозначений можно посмотреть на сайтах компаний, которые специализируются на поставках подержанных машин из Японии. Там же можно посмотреть вмятины, повреждения бампера и состояния салона.

    Самостоятельная покупка или помощь посредника

    Купить машину с японского аукциона можно самостоятельно или через посредника. На автомобильных форумах много историй о том, как люди привозили автомобили самостоятельно, не обращаясь к посредникам. Но во всех описанных случаях участвует либо опытный человек, либо новичок, потративший много времени на изучение деталей.

    Чтобы купить авто самому, нужно:

  • Найти японского брокера, который будет делать ставки от вашего имени. Обсудить с ним условия и оплатить его услуги.
  • Самостоятельно искать нужные лоты и переводить аукционные листы.
  • Оплатить купленный лот международным банковским переводом.
  • Организовать доставку авто по Японии в порт отгрузки.
  • Подготовить документы для таможенной очистки для экспорта из Японии, а затем и для импорта в Россию.
  • Оплатить таможенные пошлины и сборы.
  • Купить и активировать прибор ЭРА-ГЛОНАСС — он обязателен с 2017 года.
  • Получить от таможни ПТС и другие документы.
  • Найти перевозчика для доставки авто по России.
  • Все шаги выполнимы, но вместе представляют собой довольно объемную задачу, особенно для новичка. У меня не было времени заниматься этим, поэтому я решил обратиться к посреднику. В итоге я остановился на компании из Владивостока.

    Вот по каким критериям я выбирал посредника:

  • Наличие официального юрлица и детального договора.
  • Приличный веб-сайт.
  • Прослеживаемый опыт работы более пяти лет.
  • Положительные отзывы на «Дроме».
  • Личные рекомендации знакомых — желательно.
  • Работать с посредником можно по-разному. Можно самостоятельно мониторить предстоящие торги, выбирать подходящие лоты, запра­шивать для них переводы аукционных листов и называть ставки. А можно сделать проще: обозначить желаемые характеристики авто — модель, год, пробег, общее состояние — и бюджет, а остальную работу оставить на усмотрение посредника. Так как я покупал машину для себя и мне был интересен процесс покупки, я решил участвовать по максимуму.

    Вот из чего складывается цена машины при покупке через посредника:

    1. Цена лота на аукционе.
    2. Транспортные расходы — доставка по Японии, фрахт судна до России и страхование.
    3. Таможенные пошлины и сборы.
    4. Комиссия посредника.
    5. Оплата склада временного хранения и услуг брокера по оформлению автомобиля.
    6. Терминал ЭРА-ГЛОНАСС , его активация и свидетельство безопасности конструкции транспортного средства — СБКТС .
    7. Перегон на стоянку автовозов и доставка до Иркутска.
    8. Первые три статьи расходов самые значительные, к тому же зависят от курсов валют. Цена лота и транспортные расходы — в иенах, размер пошлин и сборов определяется курсом доллара и зависит от характеристик авто.

      На сайте моего посредника подробно описано, как формируется конечная цена автомобиля

      Заключение договора с посредником

      24 октября 2017 года я запросил шаблон договора. Ответ получил на следующий день. Отдельные формулировки договора меня не устроили, пришлось обсуждать приложение с правками. Для меня было важно зафиксировать официальные каналы связи и список вещей и документов, которые я должен получить вместе с авто. Еще я внес пояснение: что будет считаться существенным недостатком авто, который посредник обязуется исправить за свой счет.

      Хоть я и не просил глобального пересмотра условий договора, согла­со­вание заняло около недели. Обсуждение шло довольно медленно, прихо­дилось постоянно подпинывать посредника по электронной почте и в личных сообщениях на «Дроме». Было довольно странно видеть такой подход в эпоху глобальной клиентоориентированности.

      Приложение к договору с посредником

      Порядок оплаты был справедливым:

    9. Внесение аванса при заключении договора. Аванс составляет 10% от предполагаемой стоимости авто, но не менее 50 тысяч рублей.
    10. Оплата японской части расходов. Счет приходит сразу после победы на аукционе. Включает в себя стоимость лота на аукционе, а также расходы на транспортировку авто до порта отгрузки и доставку до Владивостока.
    11. Таможенные платежи, комиссия посредника и остальные расходы. Оплачиваются после прибытия автомобиля в порт Владивостока. Кроме пошлины, сборов и комиссии посредника нужно оплатить систему ЭРА-ГЛОНАСС , перегон автомобиля к автовозу, отправку документов почтой, а зимой еще и замену технических жидкостей.
    12. К 30 октября мы согласовали приложение и посредник выставил счет на 61 тысячу рублей — это был аванс. Успокоило указание офици­альных реквизитов ООО посредника в счете. Они соответствовали информации на сайте и пробивались в сервисах проверки контра­гентов. Но не обошлось и без минусов.

      В частности, меня смущала туманная формулировка в счете: «Оплата авто по договору такому-то ». Ссылка на договор — это хорошо, но непо­нятно, что именно я оплачиваю. Я настоял на более детальном описании со ссылкой на конкретный пункт договора.

      Сначала читать, потом подписывать

      После перечисления аванса отношение ко мне резко изменилось. Ответы сотрудников посредника стали поступать в течение часа-двух даже в нерабочее время. Настало время охоты за моей будущей машиной.

      Если вы не уверены, что сможете сами разобраться во всех нюансах заключения договора, рекомендую проконсультироваться с юристом. Особенно нужно обратить внимание на формулировки предмета дого­вора, описание этапов оплаты и процесса поставки в целом, детальное перечисление ваших прав.

      По гражданскому кодексу не подписанный на бумаге договор считается вступившим в силу, если стороны фактически приступили к исполнению его условий. Оплата по официальным реквизитам и ссылка на договор в платежке автоматически вводят его в силу. Так я сэкономил несколько дней на обмене бумажными копиями

      Выбор лота

      С выбором модели я определился заранее. Мне нравятся гибриды, Тойоты и небольшие хэтчбэки. Сопоставил факты и понял, что мне нужна Тойота Аква. Машинка небольшая, красивая и экономичная. То, что мне нужно. Осталось определиться с другими важными критериями.

      Какие аукционы рассматривать. Я принципиально выбирал только строгие аукционы: Honda, Nissan, Aucnet, TAA . Возможно, я зря сужал поле выбора: цены и гарантии примерно одинаковы. Но мне так было спокойнее.

      Если вы хотите получить машину как можно скорее, то стоит выбирать торги, проходящие наиболее близко к порту отгрузки, через который работает ваш посредник. Это поможет сократить срок поставки на несколько дней. Точный список таких аукционов лучше уточнить у самого посредника. Я старался выбирать лоты из Иокогамы, Токио, Чубу и Нагои, хотя рассматривал и более удаленные варианты.

      Какие оценки автомобиля устроят. При выборе конкретных лотов я ориентировался на середнячков: общая оценка в районе 4 баллов. Кузов и салон — B или C. Если переводить это на общепонятный язык, такие оценки предполагают, что ничего хуже «жизненных коцок по кузову» с машиной не случалось, а недочеты в салоне можно решить полировкой и химчисткой.

      Некоторые марки автомобилей выпускаются с различными объемами двигателя, типом кузова и коробкой передач. Можно настраивать поиск по этим критериям. В моем случае это было неактуально, так как Тойоты Аквы интересующего меня возраста выпускались только хэтч­бэками с гибридным двигателем на 1,5 л и коробкой типа вариатор. Цвет и комплектация для меня значения не имели.

      Тойота Аква на «Дроме». Тут можно посмотреть отзывы владельцев, характеристики, актуальные предложения

      Год выпуска автомобиля. По законодательству самые низкие тамо­женные пошлины действуют на автомобили возрастом от трех до пяти лет. Если авто старше или моложе, придется заплатить намного больше. Платить больше я не хотел, поэтому выбирал авто, которому от трех до пяти лет. Чем моложе машина, тем она дороже, и наоборот.

      Когда авто выставляют на аукцион, в поле «год» указывают год первичной постановки на учет, а не реальный год выпуска. В боль­шин­стве случаев эти даты совпадают, но бывают и исключения. Чтобы избежать неприятных сюрпризов на таможне, важно проверять реальный год выпуска автомобиля. На сайте моего посредника можно было сделать это по номеру кузова.

      На момент написания статьи на торги было выставлено 111 условно подходящих Тойот Потенциально интересный лот. Надо внимательно изучать аукционник и проверять другие параметры Увы, этот лот оказался с сюрпризом. В списке лотов автомобиль числится 2014 годом. Но при проверке по номеру кузова видна дата выпуска — сентябрь 2013 года. При расчете ввозной пошлины таможня будет учитывать именно эту дату

      Пробег. Тут все просто: чем больше пробег, тем дешевле авто. Бывают и исключения, но в целом правило действует. Я почитал автофорумы и рекомендации посредника и решил выбирать машины с пробегом от 35 до 80 тысяч километров.

      Авто с пробегом более 80 тысяч нужно внимательно проверять в России: с большой вероятностью придется заменять отдельные агрегаты. Пробег менее 35 тысяч для трех-пятилетнего авто означает существенно более высокую цену и вызывает подозрения в скрученном счетчике. Такое бывает и в Японии, хоть и редко.

      Начальная цена и максимальная ставка. Очень полезно изучить статистику по прошедшим торгам на выбранную вами модель. Это поможет понять реальные цены на нее. Низкая начальная цена автомобиля не показатель, в ходе торгов она может вырасти в десятки раз. Другое дело — высокая начальная ставка. Я не выбирал такие варианты, так как, судя по статистике, эти машины обычно уходили довольно дорого.

      Максимальную ставку я определял из общего бюджета на покупку авто. Изначально для себя я обозначил психологическую отметку в 600 тысяч рублей с доставкой в Иркутск (спойлер: не уложился).

      Чтобы прикинуть стоимость авто с доставкой в Россию, сначала нужно определить сумму таможенных платежей и утилизационного сбора. Сделать это можно с помощью калькулятора. Вводите характеристики авто и приблизительную стоимость на аукционе.

      Калькулятор таможенных платежей. Для расчета я использовал характеристики Тойоты Аквы, подсмотренные на «Дроме»

      После этого можно воспользоваться калькулятором посредника: заполняете поля и получаете примерную стоимость машины в вашем городе при действующих курсах. Осталось поиграть цифрами в поле «ваша ставка», чтобы итоговая сумма совпала с вашим бюджетом. Получившееся значение — это и есть ваша максимальная ставка.

      Максимальная ставка играет решающую роль в торгах. Какую стратегию выбрать — решайте сами. Можно ставить минимальную ставку и надеяться, что она выстрелит и вам удастся дешево урвать хороший вариант. Это реальный сценарий, но он может потребовать много времени. Поэтому если вам важно получить машину поскорее, то надо быть реалистом и выставлять адекватную ставку.

      Большинство автомобилей, продаваемых на аукционах, включают только один комплект резины, обычно летней, и не оборудованы автосигнализацией. Учитывайте это при планировании расходов.

      При бюджете в 700 тысяч рублей на покупку и доставку Тойоты Аквы в Иркутск моя максимальная ставка — 600 тысяч иен

      Процесс торгов

      Сами торги проходят в формате открытого английского аукциона. Выигрывает вторая ставка плюс один шаг, обычно 2000—3000 ? ( 1198 — 1797 Р ). То есть если ваша максимальная ставка была 1 000 000 ? ( 599 189 Р ), а ближайшая к ней ставка конкурента, скажем, 900 000 ? ( 539 270 Р ), то аукцион выиграете вы, но заплатите не миллион, а 903 000 ? ( 541 067 Р ).

      государственная валюта Японии — иена

      Каждый день я просматривал предстоящие торги и выбирал подхо­дящие лоты. С учетом всех моих фильтров ежедневно в поле моего зрения попадало 20—30 автомобилей . Это немного, так как Тойота Аква — менее распространенная модель, чем Королла и Камри.

      Из пары десятков найденных вариантов я выбирал 3—5 лотов , которые понра­вились больше всего, и запрашивал на них переводы аукционных листов. Мой посредник обрабатывал их довольно оперативно — уже через пару часов перевод был у меня. Обычно я отсеивал одну-две машины, а на остальные определял максимальные ставки и отправлял их посреднику.

      Посредник передавал ставку и название лота своему партнеру-брокеру в Японии. Представитель брокера непосредственно участвует в аукционе, обозначая максимальную ставку своего клиента на конкретный лот.

      Первые пару недель я надеялся на чудо и делал ставку ниже средне­рыночной. Это не сработало. Без машины становилось все тяжелее, и я начал действовать более решительно, повысив максимальную ставку. Где-то через неделю я получил уведомление о выигранном аукционе.

      Мой запрос на перевод аукционных листов понравившихся лотов. Необходимо указать дату торгов, аукцион, номер лота и ссылку на него. Мой посредник разрешал бесплатно заказывать до пяти переводов аукционников в день Ответ посредника с переводом запрошенных аукционных листов Размещение ставок. Выбираем понравившиеся по аукционнику лоты и делаем ставки. Если лот чем-то особенно понравился, ставку можно увеличить, и наоборот Уведомление об успешном окончании аукциона Аукционный лист купленного мной автомобиля. Недочетов по кузову немало, но все они небольшие, при получении авто я их даже не заметил. Полировка не потребовалась, а вот средство для химчистки салона купил

      После победы на аукционе

      Настало время вносить вторую часть платежа. Конечная цена моей Тойоты на аукционе составила 634 000 ? ( 379 885 Р ), еще 90 000 ? ( 53 927 Р ) составили транспортные расходы, фрахт и страховка до Владивостока. Итого 724 000 ? ( 433 812 Р ). На сайте посредника было сказано, что при пересчете расходов в иенах в рубли будет использоваться курс продажи от банка «Приморье» плюс 2%.

      И тут меня ждал неприятный сюрприз. Курс, примененный в расчетах, отличался в большую сторону даже с учетом двухпроцентной надбавки, пусть и незначительно. Причину расхождения посредник объяснил тем, что курс на сайте указан для примера. А в реальности курс определяется сложным способом, объяснять который очень долго, трудно и вообще незачем. Такая непрозрачность оставила осадок, но разница была совсем небольшой, поэтому разбираться я не стал. Общий размер второго платежа составил 324 тысячи рублей.

      Доставка до Владивостока

      Аукцион завершился 11 ноября, спустя девять дней моя Аква была уже в порту отгрузки. Здесь представитель посредника сделал подробный фотоотчет по состоянию автомобиля перед отправкой. Фотографии в аукционных листах очень маленькие, поэтому можно сказать, что я впервые увидел свою новую машину уже после покупки. В целом остался доволен.

      22 ноября было определено судно, которое доставит машину во Влади­восток. Выход из Японии — 27 ноября, а прибытие во Влади­восток — 4 декабря. Посредник также сообщил, что перемещение судна можно отслеживать на Marinetraffic.com.

      Посредник сообщил мне название судна — я мог посмотреть общую информацию о нем Также можно определить текущее положение и направление судна. Например, на момент верстки этой статьи судно двигалось из Японии в сторону Китая

      Оплата таможенной пошлины

      Как только автомобиль прибыл во Владивосток, я получил счет на оплату таможенной пошлины и иных сборов. C учетом харак­те­ристик моей Тойоты — бензиново-электрический двигатель объемом 1,5 л и мощностью 74 л. с., возраст 5 лет, аукционная стоимость 634 000 ? ( 379 885 Р ) — таможенные платежи составили 179 тысяч рублей, еще 5 тысяч — утилизационный сбор.

      я заплатил за мою машину на таможне. В эту сумму входят таможенные платежи и утилизационный сбор

      К таможенным расходам посредник добавил 1,5% в качестве комиссии за перевод по межбанку. Я решил сэкономить эти полтора процента и перевести деньги таможне напрямую. Посредник не возражал, но предупредил, что в бухгалтерии таможни во Владивостоке царит бардак и платеж могут потерять. Я пошел на этот риск и отправил деньги на реквизиты таможни. Это был мой третий платеж.

      Покупка ЭРА-ГЛОНАСС

      Для получения этого свидетельства нужно только наличие кнопки, а установка ее в авто остается на выбор владельца. У меня есть знакомые, которые уже второй год просто возят нераспакованное устройство в бардачке.

      Существенную разницу объяснили тем, что устройств за 23 тысячи в Приморье завозят мало, а очередь на получение может занять несколько недель, а то и месяцев. За 45 тысяч рублей я получил бы так называемую заводскую кнопку. Так называют устройства, которые поставляются заводам — производителям автомобилей и которые всегда есть в наличии.

      я заплатил за устройство ЭРА-ГЛОНАСС

      К сожалению, информация о длительном ожидании получения кнопок подтверждалась новостями на городских порталах Владивостока и историями на «Дроме». Весной 2017 года автомобильные склады временного хранения (СВХ ) во Владивостоке были переполнены. На складах скопилось более 5 тысяч автомобилей, ожидавших полу­чения кнопки и ПТС .

      Поиск потерянной пошлины

      После оплаты кнопки выяснилось, что мрачный прогноз посредника насчет самостоятельной оплаты пошлины сбылся. Мой платеж поте­ряли. Причем бухгалтерия таможни находила мой платеж по номеру и подтверждала его получение, однако инспектор, выпус­кающий ПТС , в своей системе оплаты не видел. Посредник сказал, что надо ждать.

      Через неделю ожидания я начал обрывать телефоны таможни. Прошло еще около недели, когда со мной связался представитель таможни и попросил написать заявление об идентификации платежа. Это помогло — через день ПТС выдали.

      Только после этого заявления таможня нашла мой платеж Долгожданный ПТС. Я первый владелец. Красота! СБКТС Таможня дала добро и этот приходный ордер

      Оплата СВХ и доставки в Иркутск

      Учитывая, сколько времени и денег уже было потрачено на покупку автомобиля, спорить с посредником я не стал. Настало время проводить последний платеж, 37 тысяч, включавший перегон авто до места погрузки на автовоз и доставку в Иркутск. Перед перегоном посредник представил второй, более подробный фотоотчет, чтобы доказать, что за время доставки из Японии с машиной ничего не случилось. Оставалось дожидаться прибытия Тойоты в Иркутск.

      Пока машина была в пути, я приобрел комплект зимней резины за двадцать тысяч. Новые шипованные колеса стоили 17 500 Р , б/у штампованные диски — 2000 Р , плюс 500 Р за шиномонтаж. В это же время купил сигнализацию за 19 000 Р .

      Чек с СВХ. Думаю, что если бы за тот же срок СВХ запросил 10 тысяч, посредник без вопросов заплатил бы и эту сумму. Деньги же не свои

      Приемка автомобиля в Иркутске, страховка и постановка на учет

      С момента оплаты перевозки до получения Тойоты прошло больше полутора месяцев. Произошло это из-за наступивших новогодних праздников и сложности движения автовоза по зимним дорогам Дальнего Востока и Восточной Сибири. 10 февраля мне позвонил водитель автовоза и сообщил, что через день мою машину можно забирать на стоянке недалеко от Иркутска.

      11 февраля я поехал забирать свою Тойоту с разгрузочной площадки за городом. С собой взял водительское удостоверение, паспорт, распе­ча­танный полис ОСАГО и заранее купленный комплект зимней резины на дисках.

      Приемка и проверка авто

      Сначала я проверил внешнее состояние автомобиля, чтобы убедиться, что за время перевозки его не помяли и не поцарапали. Я сверялся с фотографиями из последнего фотоотчета. Доставку выполнили качественно — царапин не прибавилось.

      С номерами кузова и двигателя тоже все было в порядке. В бардачке лежало устройство ЭРА-ГЛОНАСС с документами, в которых были указаны данные моей Тойоты.

      В таких невзрачных коробках поставляются терминалы ЭРА-ГЛОНАСС

      Подготовка машины к эксплуатации

      Расписавшись в акте приемки, первым делом я переобул машину в зимнюю резину на ближайшем шиномонтаже и перегнал ее в свой гараж в Иркутске. Не рекомендую оставлять новый автомобиль на стоянке во дворе. Сигнализации еще нет, да и на учет машина пока не поставлена. Это притягивает угонщиков.

      Обычная пошлина за регистрацию авто — 2850 р.. На госуслугах — 1995 р.

      Техосмотр и замена расходников

      При покупке подержанного автомобиля всегда стоит проверить его техни­ческое состояние. В моем случае сделать это до покупки было невозможно, пришлось проверять после. Я не особенно беспокоился на этот счет: спокойствие внушали небольшой пробег, хорошая аукци­онная оценка и дополнительные гарантии по договору с посредником.

      Технический осмотр двигателя и ходовой части стоил около двух тысяч рублей. Диагностика двигателя не выявила неисправностей, а ходовка, по словам мастера СТО , была в идеальном состоянии. На этом этапе можно было сказать, что мой договор с посредником полностью выполнен: я получил свою Тойоту и она была в исправном состоянии.

      Замена масла и фильтров стоила еще около четырех тысяч.

      Итоги

      Покупка автомобиля из Японии заняла у меня почти три с половиной месяца и обошлась в 670 тысяч рублей. Для чистоты подсчетов я не учитывал в этой сумме госпошлину на регистрацию, техосмотр, замену расходников, покупку и установку резины и сигнализации. При покупке новой или подержанной машины в России большинство этих расходов также были бы необходимы.

      Средняя цена Тойоты Аквы 2013 года выпуска на конец 2017 года составляла 600—700 тысяч. Поэтому нельзя сказать, что с финансовой стороны все мои старания и мучения оправдались.

      Осенью 2020 года Аквы 2013—2014 годов без пробега по РФ у перекупщиков стоили столько же — около 650 тысяч рублей

      Но стоит учитывать, что на вторичном рынке в России выше риск получить проблемный автомобиль. Самостоятельно выбрав и купив автомобиль под себя, я получил максимально возможную гарантию того, что моя Тойота не принесет неприятных сюрпризов после покупки.

      Скоро пройдет первый год моего владения купленным в Японии авто­мо­билем. За семь месяцев было пройдено более шести тысяч кило­метров, никаких технических проблем выявлено не было. Ездить на Акве — сплошное удовольствие: резвая, тихая, экономичная. Ни разу не пожалел о том, что решил привезти ее из Японии.

      Иногда я задумываюсь, решился бы я на повторную покупку авто на аукционе. Думаю, да. Уверен, что благодаря накопленному опыту следующую машину можно будет привезти значительно быстрее и дешевле.

      Возможно, даже обращусь к этому же посреднику. В конце концов, несмотря на проблемы с клиентоориентированностью, условия договора они выполнили полностью.

      Что принесет для экономики увеличение налога на старые авто

      14 сентября 2010, 19:35

      Текст: Дмитрий Киров

      Чиновники хотят привязать транспортный налог к экологии: для владельцев машин старше пяти лет он вырастет на 100%. Эксперты признают: если для российских автолюбителей подобное развитие событий станет серьезным ударом, то для реформируемого отечественного автопрома – настоящей палочкой-выручалочкой.

      Налоговая реформа

      Минпромторг России хочет в два раза увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили, выпущенные до 1 января 2006 года. Соответствующее предложение содержится в разосланном на согласование в различные ведомства письме замминистра промышленности Андрея Дементьева.

      В частности, министерство предлагает привязать базовую ставку транспортного налога на легковые автомобили к экологическому классу транспортного средства, сообщает «Интерфакс». За основу будет взят стандарт «Евро-4» – для машин такого класса ставку менять не будут. Для автомобилей стандарта «Евро-5» чиновники из Минпромторга предлагают использовать 30-процентную скидку к базовой ставке транспортного налога.

      Для авто стандарта «Евро-3» повышение к базовой ставке составит 20%, для «Евро-2» – 60%. Больше всего не повезет владельцам автомобилей старше пяти лет: базовая ставка для машин, выпущенных в обращение до 1 января 2006 года, может быть увеличена сразу на 100%.

      Народ против.

      Отраслевые эксперты признают: если инициативы Минпромторга воплотятся в жизнь, то для многих из россиян это станет настоящим ударом. «Проблема в том, что более половины машин в России старше пяти лет, а следовательно, для их владельцев будет введено фактически второе налогообложение», – комментирует лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

      Его слова подтверждает статистика: согласно данным «Автостата», в России лишь 28% легковых автомобилей находятся в эксплуатации меньше пяти лет, причем в Сибири их доля составляет 12,2%, а на Дальнем Востоке – и вовсе всего 2,6%.

      Наглядный пример: если сегодня владелец семилетней BMW третьей серии мощностью 170 л. с. платит в Москве транспортный налог в размере 6,46 тыс. рублей, то после «реформы» от ведомства Виктора Христенко он будет вынужден платить уже почти 13 тыс. рублей.

      «Совершенно непонятно, зачем надо стимулировать народ избавляться от, например, пятилетних иномарок, на которых ездит полстраны, – недоумевает замруководителя управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова. – А как люди будут избавляться от машин? Продавать другим владельцам? Но и те, другие, понимая, что им придется платить высокий транспортный налог, не слишком охотно будут приобретать такие авто или же будут снижать цены, делая сделку невыгодной для продавца».

      В результате же, по мнению Корнетовой, пострадают ни в чем не повинные автовладельцы, которые имели несчастье купить машину не того года выпуска.

      . А экономика – за

      Впрочем, если рядовые автолюбители, ценящие подержанные авто за экономичность и качество, от реформы Минпромторга проиграют, то активно реформируемое российское автомобилестроение в частности и экономика в целом, наоборот, выиграют. Во-первых, при грамотной организации системы взимания транспортного налога резко возрастут доходы региональных бюджетов.

      Во-вторых, рост налогообложения старых машин сделает менее выгодной их эксплуатацию, что заставит часть автолюбителей обратить взгляд на производящиеся в России авто (как отечественные, так и иномарки). А следовательно, повышение транспортного налога даст смотрящим на перспективу автоконцернам сигнал увеличивать объемы производства (большинство новых импортных и российских автомобилей соответствуют стандарту «Евро-4»).

      #К слову, именно благодаря большому налогообложению подержанных машин ряду стран, которых сегодня принято называть локомотивами мирового автомобилестроения, удалось поднять свой автопром.

      Самый характерный пример – Япония. Долгое время в Стране восходящего солнца действовала такая система: чем старше авто, тем дороже стоил техосмотр, и к пяти годам он превышал 1 тыс. долларов. После же 80–100 тыс. пробега техосмотр нельзя было пройти без замены очень многих дорогих агрегатов транспортного средства, что также стимулировало автолюбителей пересаживаться на более новые машины, а старые сбывать перекупщикам, которые отправляли их в менее принципиальные страны (например, в Россию).

      А с началом кризиса власти Японии ввели новые меры, стимулирующие переходить на новые машины. Сегодня при покупке автомобиля в Японии необходимо заплатить два налога: потребительский (он составляет 5% от стоимости машины) и так называемый налог на массу авто, который взимается ежегодно (в случае с легковым транспортом – 500–700 долларов). С апреля 2009 года размер налога можно было снизить по специальной «экологической» шкале.

      Так, машины с гибридным двигателем или электромотором избавляются от налогов на 100%. Сокращение на 75% положено для тех авто, выхлоп которых на 25% меньше официально допустимого максимума, а на 50% – для машин с выбросами на 15% ниже разрешенного уровня. В результате, скажем, известный японский «гибрид» «Тойота Приус» стоимостью около 30 тыс. долларов обойдется покупателю дешевле почти на 1,5 тыс. долларов.

      Французский экопоцелуй

      Другой пример – Франция. Правительство этой страны в последние годы предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к покупке «экологичных» автомобилей. Делается же это в том числе с помощью добавочного налога, который был введен в 2006 году.

      Теперь один «выхлопной» грамм в диапазоне от 201–250 граммов СО2 на километр стоит 2 евро, а от 350 граммов и выше – четыре. В результате владелец десятилетнего Citroen C6 с объемом выхлопа около 340 граммов СО2 на километр вынужден платить порядка 580 евро «экологического» взноса. Более того, для машин с выбросами от 350 граммов и выше существует еще и ежегодный «сверхналог» в размере 160 евро. Таким образом, не стоит удивляться, что многие автомобили во Франции сегодня не старше 3–4 лет.

      Испанский вариант

      Немного другой подход в Испании. Здесь любой покупатель новой машины должен уплатить в государственный бюджет налог на регистрацию авто, и размер последнего как раз и зависит от количества выбросов приобретенного автомобиля в окружающую среду.

      Для примера: в том случае если машина может похвастаться выбросом в атмосферу менее 120 граммов углекислого газа на километр пробега, то налог на ее регистрацию не нужно платить вовсе. Покупатель среднестатистической машины с бензиновым двигателем до 1,6 тыс. «кубиков» заплатит уже не менее 7% ее цены. Владельцам же самых «грязных» авто придется дополнительно заплатить и вовсе почти 15% от их номинальной стоимости.

      В общем, мировой опыт показывает, что, законодательным образом стимулируя собственных граждан избавляться от автохлама, государства хорошо пополняют свой бюджет и к тому же развивают автопром. Другое дело, что сами автолюбители от этого не в восторге.

      «В России, как правило, владельцы старых машин – это люди небольшого достатка, и увеличение для них налогов (пусть и относительно небольших) вполне может вызвать социальное недовольство», – считает старший юрист компании «Налоговик» Антон Кротин.

      К слову, свое негативное отношение к инициативе Минпромторга в части транспортного налога уже высказал Минфин. «Наше ведомство не поддерживает предложение Минпромторга о введении на федеральном уровне понижающих коэффициентов к базовой ставке транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля», – сообщил «Интерфаксу» начальник отдела имущественных налогов Минфина Алексей Сорокин.

      «Мы к этому относимся отрицательно, потому что данный налог региональный, и в рамках ранее принятых поправок к 28-й главе Налогового кодекса была введена норма, которая предусматривает право субъекта РФ дифференцировать базовые ставки налога в зависимости как от возраста автомобиля, так и от экологического класса», – резюмировал Сорокин.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *