Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

Ответственность водителя. Важные нюансы

Не секрет, что большинство водителей позволяют себе по мелочам нарушать Правила.
И хотя у каждого имеется наготове свое оправдание, не забывайте:
именно «небольшие» нарушения часто приводят к серьезным неприятностям.

Кого и за что?

То, что за нарушение Правил дорожного движения водителя могут оштрафовать – даже ребенку известно. А если родители этого ребенка перейдут дорогу в неположенном месте?

Да, верно, и их может постигнуть та же участь. Если нарушение произошло на глазах у инспектора ДПС — можете не сомневаться, нарушителям-пешеходам придется раскошелиться на 500 руб.

Стоит заметить, что за последние несколько лет штрафы ГИБДД «кусаются» все сильнее и сильнее.

Если вы — пассажир, и забыли пристегнуться ремнем безопасности, даже сидя на заднем сиденье – тогда готовьте 1000 руб. Водителя в этом случае оштрафуют на такую же сумму, независимо от количества непристегнутых пассажиров в его машине. За подобные нарушения, конечно, наказывают нечасто, но иногда случается.

За что же в нашем случае наказывают пешехода или пассажира? Вообще-то за то же самое, что и водителя — за НАРУШЕНИЕ ПДД. А именно — разделов 4 и 5: Обязанности пешеходов и Обязанности пассажиров. Водителя же за невыполнение пункта 2.1.2.

Из всего сказанного сделаем первый вывод: к ответственности могут привлечь любое лицо, нарушившее Правила, будь то водитель, пешеход и даже пассажир. Это также касается должностных лиц, в том числе, тех, кто отвечают за безопасность дорожного движения.

Нарушения, совершенные по НЕОСТОРОЖНОСТИ: не знал, не увидел, не учел, не освобождают от ответственности, хотя могут повлиять на смягчение наказания.

Процедура привлечения к ответственности за нарушение ПДД чаще всего начинается с инспектора ГИБДД, который фиксирует нарушение и в большинстве случаях тут же определяет наказание.

Согласно презумпции невиновности, каждый человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Подозреваемый в правонарушении может приводить любые доказательства, подтверждающие его невиновность, в том числе отрицать предъявленные обвинения. Доказывать наличие события правонарушения — обязанность органов, привлекающих лицо к ответственности.

Однако возможности фото- и видеоаппаратуры в наши дни достигли значительных высот — поэтому спорить с инспекторами ГИБДД и доказывать их неправоту бывает очень не просто. Да и суды чаще всего безоговорочно встают на их сторону.

Что можно и что нельзя делать инспектору ГИБДД, определено в Административном регламенте МВД РФ. Знать основные положения этого документа будет очень не лишне.

Виды ответственности

Ответственность зависит от серьезности правонарушения и его последствий. Причем, как уже упоминалось, неважно, как именно нарушены Правила: умышленно или по неосторожности.

Ответственность бывает 3-х видов:

Гражданская (обязанность возместить убытки при причинении вреда, например, в ДТП);

Административная (наказание за: нарушение ПДД, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью);

Уголовная (наказание за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти).

Давайте разберем каждый вид ответственности более подробно.

Гражданская ответственность водителя

Говоря проще, возникает в случаях, когда один ГРАЖДАНИН из-за нарушения Правил, причинил ущерб имуществу кого-либо, (например, в результате ДТП). Согласно требованию статьи 1079 Гражданского кодекса (ГК) — тот, кто нанес вред, тот и обязан его возместить. Хотя не редки случаи, когда ущерб возмещают несколько владельцев*: и тот, кто был за рулем и тот, в чьей собственности находится авто.

Получается, что собственник автомобиля может оказаться «без вины виноватым». Помните о таком нюансе, когда будете доверять свой автомобиль кому-либо!

Т.е. гражданская ответственность — это, если хотите, материальная ответственность владельцев авто (и собственника, и водителя) перед пострадавшими.

Согласно 15 статье ГК РФ владелец пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: — расходов на восстановление имущества (ремонт) ; — реального ущерба (стоимости утраты товарного вида); — неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды).

Возьмем пример: водитель, выезжая со двора, не уступил дорогу другому водителю, в результате чего произошло ДТП. В этом случае, на того, кто нарушил ПДД, и будет возлагаться гражданская ответственность — как минимум, привести чужой помятый автомобиль в прежнее состояние.

А если машина виновника оказалось служебной? Тогда, чаще всего, гражданская ответственность возлагается на организацию-владельца авто. А уж со своим горе-водителем начальство само разберется. Однако, если в ДТП серьезно пострадали люди, то уголовная ответственность будет возложена именно на того, кто был за рулем.

Все это так, но как вы знаете, перед тем, как выехать на дорогу, владельцу необходимо иметь действующий полис ОСАГО — Обязательного Страхования Автомобильной Гражданской Ответственности. Для чего же он нужен?

* — Владелец авто — это тот, кто в данный момент сидит за рулем, то есть владеет автомобилем, пусть даже и временно, по доверенности, или на правах аренды. А собственником является тот, кому принадлежит машина. Оба понятия могут относиться как к одному лицу, так и к разным людям. Юридически собственник имеет все права на свое имущество — право пользования, владения, распоряжения.

От чего страхует полис ОСАГО?

Когда вы заключаете полис обязательного автострахования (ОСАГО), вы страхуете именно гражданско-правовую ответственность: в первую очередь, свою собственную, а также всех тех, кто будет указан в этом полисе в качестве допущенного к управлению.

Согласно договору ОСАГО, страховая компания берет на себя обязанность ВМЕСТО ВЛАДЕЛЬЦА возместить причиненный ущерб пострадавшему. Но если сумма ущерба превысит заранее установленный в страховом полисе предел, то возмещать разницу придется из своего кармана.

* — За езду без ОСАГО водителю грозит административная ответственность — штраф от 500 до 800 руб. и запрещение эксплуатации авто. Т.е. на владельца возлагают только штраф и отпускают восвояси. (Автомобиль при этом не задерживается, на штраф-стоянку не помещается). Ровно через сутки любой гаишник вправе снова оштрафовать водителя за отсутствие страховки!

От возмещения вреда освобожден! (Согласно статье 1079 ГК)

Да, могут быть и такие случаи. Например, у человека угнали его машину, и угонщик имел неосторожность стать виновниками ДТП. В этом случае собственник автомобиля освобождается от возмещения ущерба. Ответственность за причиненный вред должно понести лицо, противоправно завладевшее автомобилем.

Разумеется, собственник авто должен доказать, что он к произошедшему ДТП не причастен, в том числе и косвенно. Иначе и ему не избежать наказания за свою оплошность.

Еще случай, когда водитель не будет возмещать причиненный им вред — это ситуации, когда вред возник исключительно вследствие непреодолимой силы. Я даже не знаю, какой пример здесь привести. Ну например, столкновение машин произошло по причине… цунами, извержения вулкана, нашествия саранчи… Продолжите список сами 🙂

От возмещения вреда также освободят, если будет доказано, что вред возник исключительно вследствие умысла потерпевшего. Например, водитель предъявил неопровержимые доказательства того, что владелец пострадавшего авто сам спровоцировал ДТП. О дорожных «подставах» все мы наслышаны.

Административная ответственность водителя

Грубо говоря, административная ответственность — это когда АДМИНИСТРАЦИЯ (в нашем случае — государство), в лице сотрудников правопорядка наказывает нарушителей.

Административная ответственность наступает за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Водителей к административной ответственности чаще всего привлекают за: нарушение ПДД, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Отделался предупреждением?!
Днем, при движении на авто вы забыли включить фары. За это вас остановил инспектор ГИБДД. Или, может быть, вас остановили из-за грязных (нечитаемых) номерных знаков. При этих нарушениях, есть вероятность того, что вы отделаетесь не 500 рублевым штрафом, а всего лишь предупреждением.

Да-да, иногда можно услышать и такие сказочные финалы. Предупреждение, кстати, выносится в письменной форме, для чего составляется постановление (в былые времена-протокол), где будет указано, что водитель не оштрафован, а просто предупрежден.

Превышаем?!
Возьмем более частые нарушения. Водитель превысил скорость чуть более 20 км/ч. За это ему грозит штраф в 500 рублей и никаких предупреждений не предусмотрено. Превышение скорости от 40 до 60 км/ч — карается штрафом от 1000 до 1500 руб., (в реальности почти всегда берите верхний предел).

Ну и самое приятное для инспекторов нарушение — это превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч. За это нарушение предусмотрено, в том числе и лишение* водительского удостоверения, хотя на первый раз запросто можно отделаться штрафом.

* — с 1 сентября 2013 года права на дороге у нарушителей не изымаются(!). ГИБДД оформляет нарушение на месте, а лишать ли водителя прав или нет, решать будет суд. В случае лишения, водитель должен сам сдать водительское удостоверение. На это ему отводится 3 рабочих дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Мы рассмотрели такие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение права управления.
  • Но есть и другие:

  • административный арест до 15 суток
  • конфискация орудия или предмета совершения правонарушения.
  • Загреметь на 15 суток можно за злостные нарушения. Например, если водителя лишили прав, а он опять взялся за руль. Либо водитель оказался за рулем в нетрезвом состоянии и при этом без прав (лишен их или забыл дома). При этом, кстати, с правами можно попрощаться на 1,5-2 года и заплатить штраф в 30 тысяч рублей.

    Конфискация, (т.е. изъятие навсегда) применяется довольно редко. При этом шансы лишиться автомобиля практически равны нулю. Чаще всего у водителей могут конфисковать незаконно установленные: знаки-шашечки такси, звуковые спец сигналы, «мигалки», самодельное ксеноновое освещение и другие незаконные вещички.

    Т.е. если у водителя есть «мигалка» на крыше, но нет на нее законного разрешения, то любой инспектор ГИБДД имеет право «мигалку» изъять, В дальнейшем, по решению суда, ее скорее всего отберут навсегда (конфискуют), а водителя нарушителя, за это нарушение — лишают прав.

    Как долго можно не оплачивать штраф?

    На оплату административного штрафа отводится срок в один месяц с момента истечения срока обжалования постановления о наложении штрафа, (обычно это 10 дней). Если по прошествии этого времени нарушитель штраф не оплатил, то у него есть еще один месяц, чтобы одуматься. А вот ежели по истечении двух месяцев и десяти дней он не оплатил штраф, то его может ожидать сюрприз в виде наложения двукратного размера изначального штрафа, а то и арест сроком до 15 суток.

    Загреметь на полмесяца за неуплату штрафа шансы невелики, а вот не попасть на заграничный курорт можно запросто. За границу должников обычно не выпускают. И такие неприятные обстоятельства иногда неожиданно выясняются прямо в аэропорту.

    Узнать подробно об административных наказаниях вы можете в таблице штрафов ГИБДД за нарушение ПДД.

    Уголовная ответственность водителя

    Если последствия нарушения ПДД (не дай Бог, конечно) привели к гибели человека или причинили тяжкий вред его здоровью*, то наступает УГОЛОВНАЯ ответственность определенная статьями 264, 268 Уголовного Кодекса.

    Натворил дел с серьезными последствиями — значит и ответственность грозит соответствующая. И если, например, после ДТП, в результате экспертизы будет доказано, что водитель, при возникновении опасности для движения не принял возможные меры для остановки транспортного средства, то светит ему реальный тюремный срок.

    В подобных случаях, более-менее спасти положение может опытный адвокат. И чем раньше он примется за дело, тем лучше. Да, здесь крутятся большие деньги и не малые сроки лишения свободы. Единственное чего тут не предоставят даже высокооплачиваемые адвокаты — это гарантий исхода дела.

    * — тяжкий вред здоровью человека: причинение вреда, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть либо утрату профессиональной трудоспособности.

    От ответственности освобожден! Битый перед битым невиновен?!

    Оказывается и такое бывает. Мы, кстати, уже рассмотрели некоторые случаи освобождения владельца от ответственности по причине непреодолимой силы или угона.

    Между тем, в ДТП могут быть виновны не только водители. А, например, дорожные службы, которые старательно вырыли на дороге яму, а предупреждающие знаки должным образом выставить позабыли. А еще, причиной ДТП может послужить неисправность светофора или несвоевременное устранение рытвины на дороге.

    Иски, предъявленные дорожным службам, в нынешнее время не редкость. Да и сотрудники ГИБДД не застрахованы от ошибок, которые могут привести к ДТП с участием водителей автомобилей.

    ДТП также может произойти по причине бракованной детали или некачественного ремонта. В этом случае есть вероятность того, что виновным в ДТП признают автосервис или производителя некачественных комплектующих (а может быть даже автопроизводителя).

    Для обращения в суд вам обязательно потребуются: наличие чека организации, производившей ремонт, или магазина, продавшего некачественную деталь, а также много терпения, нервов и времени.

    Доказать виновность перечисленных лиц и организаций бывает крайне и крайне сложно. Но это не значит, что нужно сложить руки и не отстаивать свою правоту. Хотя, конечно, по-разному бывает: иногда овчинка действительно не стоит выделки.

    Подведем итог

    Для привлечения лица к серьезной ответственности необходим факт нарушения закона! А к какой ответственности привлекут и как сильно накажут, зависит от характера правонарушения и от причиненных им ВРЕДНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ.

    Вариант-1. Есть нарушение , но нет вредных последствий
    Ситуация: водитель мог остановиться у стоп-линии, но предпочел проскочить на запрещающий сигнал светофора. Все это произошло на пустынном перекрестке, без ГИБДД поблизости. Ну чтож, обошлось! Посчитаем, что водителю на этот раз повезло.

    Если же нарушителя ПДД поймал-таки инспектор и выписал штраф, (привлек к административной ответственности), то, в принципе, тоже не худший вариант из возможного.

    Вариант-2. Нарушение привело к ДТП с материальным ущербом
    . При проезде на запрещающий сигнал светофора случилось незначительное ДТП. В этом случае у нарушителя ПДД возникает гражданская ответственность перед пострадавшим. Но это еще не все. Если авария возникла из-за нарушения Правил дорожного движения, то ГИБДД дополнительно привлечет виновника к административной ответственности.

    При действующем у нарушителя страховом полисе ОСАГО, нанесенный материальный ущерб пострадавшему будет оплачивать его страховая компания, но до определенного предела. Собственный автомобиль водителю-нарушителю придется восстанавливать за свой счет. Если, конечно, до ДТП он не заключил полис КАСКО.

    Вариант-3. Нарушение привело к ДТП с пострадавшим(и)
    . Хотел проскочить, а в итоге создал ДТП с причинением вреда здоровью другому человеку, например пешеходу. Здесь вид ответственности будет зависеть от тяжести нанесенного вреда.

    Напомним, если в результате нарушения ПДД причинен легкий или средней тяжести вред здоровью — это административная ответственность. А если последствия более серьезные — тяжкий вред или смерть человека — то это уже уголовная ответственность.

    К примеру, такая вот ситуация. После ДТП на водителе — ни царапинки, а пассажир остался инвалидом, (получил тяжкий вред здоровью). Оказывается, за это водителя привлекут к уголовной ответственности, как владельца источника повышенной опасности (автомобиля). Засадят такого водителя за решетку или он отделается условным сроком – зависит от решения суда.

    При этом водителя одновременно могут привлечь и к гражданской ответственности: заставят возмещать лечение пассажира в полном объеме. И будет он работать пострадавшему на лекарства, может даже и до конца своих дней.

    Как вы могли заметить из приведенных примеров, нарушителя ПДД могут подвергнуть сразу двум видами ответственности.

    Вывод: на водителя, как на владельца источника повышенной опасности возложена большая ответственность, чем на всех остальных участников!

    Совет!
    Не хотите неприятностей на свою голову – стремитесь не нарушать Правила. Даже незначительное нарушение может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Мой собственный грустный опыт меня научил: спешка и нервозность за рулем до добра не доводят. В первую очередь всегда думайте о безопасности.

    Важные пояснения и напоминания

    При ДТП позаботьтесь о доказательствах виновности нарушителя ПДД!

    Как мы уже упоминали, доказывать чью-либо вину обязаны соответствующие государственные органы, привлекающие нарушителя к ответственности. Но если быть точнее, то это правило в полной мере относится к административным и уголовным правонарушениям.

    Но в гражданском судопроизводстве дела обстоят несколько иначе: каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается при рассмотрении дела.

    Т.е. если например, в результате ДТП, пострадали вы сами или ваше имущество, то в ваших же интересах собрать как можно больше доказательств вины нарушителя и зафиксировать их каким-либо образом или проследить чтобы их зафиксировал инспектор, оформляющий ДТП. (Собирайте доказательства только с соблюдением закона, иначе они не будут приняты в суде).

    Используйте все доступные вам способы фиксации нарушения ПДД другим участником и их последствия. Не стесняйтесь пользоваться фото- или видео- съемкой места ДТП. Наличие свидетелей произошедшей аварии будет очень кстати. И часто именно свидетельские показания могут коренным образом повлиять на исход дела.

    Но, что не говори, «идеальными» свидетелями являются видеорегистраторы и видеокамеры наружного наблюдения. Порой только кадры, попавшие в объектив электронных устройств, позволяют устранить все разногласия и выявить вину участников.

    За что водителей часто лишают прав или разводят на взятки?

    Ну и в завершении приведем некоторые нарушения ПДД, за которые можно запросто схлопотать лишение прав:

    • проезд железнодорожного переезда на запрещенный сигнал светофора
    • превышение скорости более чем на 60 км/ч
    • выезд на встречную полосу через сплошную или двойную сплошную линию

    Запомните их и не пытайтесь совершать.

    На самом деле список нарушений, за которые лишают прав, гораздо длиннее. Ознакомиться с ним можно в таблице штрафов ГИБДД.

    Как только Вы завели двигатель автомобиля, помните, с этого момента на Вас возлагается повышенная ответственность. Ваша жизнь, жизнь рядом сидящих пассажиров, да и многих окружающих, будет зависеть от правильности ваших действий.

    Остается пожелать нам всем безопасной дороги и отсутствия поводов для ответственности.

    Статья 12.29 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    Новая редакция Ст. 12.29 КоАП РФ

    1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    Комментарий к Статье 12.29 КоАП РФ

    1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.

    2. Часть 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения. Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пассажир — лицо, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.

    Часть 2 статьи предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, мопедом, либо возчиком. Признаком части 3 данной статьи является нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром в состоянии опьянения.

    3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

    4. Субъектом данного правонарушения является лицо, управляющее мопедом, велосипедом, или другие лица, участвующие в процессе дорожного движения.

    Другой комментарий к Ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения.

    2. С объективной стороны правонарушение характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.

    Часть 1 ст.12.29 предусматривает административную ответственность за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения.

    Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

    Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

    По юридической конструкции ч.1 образует формальный состав, он является оконченным с момента нарушения соответствующего Правила дорожного движения пешеходом.

    Часть 2 статьи предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения.

    Квалифицирующим признаком ч.3 ст.12.29 КоАП РФ является нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром или лицом, приравненным к пешеходу, в состоянии опьянения.

    Комментируемая статья является бланкетной. В каждом случае при квалификации правонарушения по ст.12.29 следует устанавливать, какое конкретно нарушено правило.

    3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Например, пешеход знает, осознает, что он должен пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, однако нарушает указанное правило.

    4. Субъектами данного правонарушения признаются лица, управляющие мопедом, велосипедом, или другие лица, участвующие в процессе дорожного движения.

    Вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — П.А. Солошенков, М.В. Мукабенов

    В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, вносятся предложения по оптимизации комплексных мер административной ответственности и экономического воздействия в данной сфере.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — П.А. Солошенков, М.В. Мукабенов

    ISSUES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF TRAFFIC LAWS

    The paper cons >administrative responsibility and economic impact affected in this area.

    Текст научной работы на тему «Вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения»

    доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,

    кандидат юридических наук, доцент

    адъюнкт* кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка

    (Академия управления МВД России)

    Вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

    Административная ответственность, обеспечение безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения (ПДД), аварийность, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), дорожно-транспортный травматизм, Федеральная целевая программа (ФЦП).

    candidate of legal sciences, assistant-professor, Department of management of public order maintenance units

    adjunct*, Department of management of public order maintenance units (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs)

    Issues of administrative responsibility for violation of traffic laws

    The paper considers the issues of road security in Russia and offers the proposals aimed to improvement of complex measures related to the administrative responsibility and economic impact affected in this area.

    Administrative responsibility, traffic security, traffic rules, accident risk, traffic accident, Federal SpecialPurpose Program.

    Интенсивный рост парка автотранспортных средств и возрастание числа участников дорожного движения сопровождается увеличением количества административных правонарушений на дороге; и эта цифра огромна. Так, за последние 10 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) погибло 320 тыс. человек, 2,5 млн получили увечья.

    Сложившееся положение с аварийностью на дорогах в основном обусловлено диспропорцией интенсивного роста автомобилизации населения и слабым развитием улично-дорожной сети.

    Ранее — инспектор по исполнению административного законодательства отделения ГИБДД МО МВД России по Республике Калмыкия.

    Early — inspector, Administrative Law Enforcement Section, Traffic Police Division, Department of Internal Affairs for Kalmykia.

    За последнее десятилетие количество транспортных средств выросло на 40 % и составляет порядка 50 млн единиц. Отметим, что одной из причин возникновения ДТП — в 8 % случаев является неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств. Вместе с тем в первом квартале 2013 г. в результате предпринимаемых мер к исправлению создавшейся ситуации наметилась тенденция к снижению как общего количества аварий на дорогах (на 5,5 %), так числа погибших (на 6,7 %) и раненых на (5 %) в результате ДТП [7].

    На заседании расширенной коллегии МВД России, состоявшейся 8 февраля 2013 г., Президент РФ В.В. Путин отметил, что несмотря на принимаемые меры, в том числе и в, рамках федеральной и региональных целевых программ, ситуация на дорогах остается острой. «Мы как-то фиксировали с Вами улучшение

    этой ситуации пару-тройку лет назад. Вместе с тем сегодня люди серьезно обеспокоены ростом ДТП. В 2012 г. зарегистрировано 203,6 тыс. ДТП, в которых погибли 28 тыс. человек, ранены 258,6 тыс. человек. Это почти как сводки из района боевых действий» [6].

    К сожалению, пока еще нет оснований правового характера, которые бы останавливали нарушителей своей жесткостью, а имеющиеся правовые инструменты не всегда применяются в точном соответствии с законом и рекомендациями судебной практики.

    Исходя из анализа случаев ДТП, можно сделать вывод о недисциплинированности участников дорожного движения, и прежде всего — водителей автотранспортных средств. По их вине совершается порядка 85 % от общего количества дорожных аварий, и основными причинами являются грубые нарушения ПДД, такие как: управление транспортным средством в состоянии опьянения; выезд на полосу, предназначенную для встречного движения; превышение установленного скоростного ограничения (режима); проезд на запрещающий сигнал светофора и т. д.

    Административной деликтоспособностью обладают не только общие и специальные, но и особые субъекты — водители, должностные лица, отвечающие за состояние и эксплуатацию технического средства (далее — ТС), собственники ТС, пешеходы, пассажиры, иные участники дорожного движения. Кроме того, в ст. 2.5 КоАП РФ предусмотрена возможность привлекать к административной ответственности в области дорожного движения военнослужащих; граждан, призванных на военные сборы; имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов [1; ст. 2.5; ст. 2.6; ст. 2.6.1; п. 6 ст. 3.5; п. 2 ст. 3.9].

    Внесение Федеральным законом РФ № 210 в 2007 г., а также рядом других законов в последующие годы значительных изменений (в отношении некоторых нормативных положений даже революционных) в КоАП РФ, о необходимости которых многократно говорилось в последние годы, позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом. Тому подтверждение — статистика, показывающая снижение количества ДТП в 2008—2010 гг.

    Внесенные федеральными законами изменения были приняты в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 100 от 20 февраля 2006 г. [4]. Так, была повышена ответственность по ряду статей главы 12 КоАП РФ, появились

    новые составы административных правонарушений, было узаконено использование автоматических комплексов фиксации правонарушений, которые априори обязали водителей и других участников более ответственно относится к соблюдению Правил дорожного движения. Но, тем не менее, масштабы совершаемых ДТП, печальная статистика по погибшим и раненым в них людям — участникам дорожного движения, — все это оставляет желать лучшего.

    Обратим внимание на тот факт, что КоАП РФ — это один из часто изменяемых в законодательстве Российской Федерации нормативных правовых актов: более 200 изменений в редакциях федеральных законов внесено за последние 10 лет [2]. Правонарушения в области дорожного движения выделены в отдельную главу 12 КоАП РФ, что свидетельствует о понимании законодателем важности проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

    По итогам 2012 г. количество правонарушений в области дорожного движения превысило 65 млн, в их числе — зафиксированные с помощью приборов фото- и видеофиксации; выявлено порядка 20 млн правонарушений [8]. С одной стороны, это говорит о том, что на территории России значительно увеличилось количество приборов, работающих в автоматическом режиме и нацеленных на выявление правонарушений, а с другой — дисциплина водителей пока еще находится на достаточно низком уровне, так как 85 % правонарушений приходится на их долю.

    Правоприменительная практика последних лет, идущая в области безопасности дорожного движения по пути повышения степени административной ответственности (ужесточения административных санкций), только подтверждает, что участники дорожного движения начинают соблюдать нормы, в частности, и из-за неотвратимости наказания. В то же время нередко отсутствует единообразное понимание многих правовых норм, регламентирующих правоотношения в сфере дорожного движения.

    Основным субъектом правоприменительной практики в сфере безопасности дорожного движения является Госавтоинспекция. В этой связи необходимо отметить, что организационно-штатные изменения в системе МВД России, коснувшиеся и подразделений ГИБДД, значительно затруднили реализацию Госавтоинспекцией законодательства Российской Федерации об административной ответственности в области безопасности дорожного движения. Полагаем, что такую ситуацию нужно изменять, в частности, в сторону увеличения штатной численности инспекторов по исполнению административного законодательства, особенно тех из них, кто задействован в производстве административных расследований.

    Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

    К наиболее распространенным санкциям, применяемым при совершении административных правонарушений, связанным с нарушением правил дорожного движения, относятся предупреждение (предусмотрено каждым третьим составом правонарушения) и лишение права на управление транспортным средством (см. ч. 2, 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5, 6 ст. 12.5, ч. 1-2, 4 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1, 3 ст. 12.10, ч. 4, 5 ст. 12.15, ч. 3, 31 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 1 ст. 12.212, ч. 1-2 ст. 12.24, ч. 1 ст. 12.26, ч. 2, 3 ст. 12.27 КоАП, это наказание установлено каждой четвертой санкцией). Эти наказания применяются так часто только при совершении рассматриваемых административных правонарушений, наряду со случаями, установленными гл. 12 КоАП, лишение специального права может быть применено только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.37 (в данном случае установлено административное наказание в виде лишения права охоты), ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5 (лишение права управления воздушным судном), ч. 1-3 ст. 11.7 (лишение права управления судном морского или внутреннего водного транспорта, а также маломерным судном), ч. 1, 2 ст. 11.9 КоАП (лишение права управления морским судном или судном внутреннего водного транспорта, включая маломерные суда).

    Лишение специального права устанавливается на максимальный срок в три года при совершении правонарушения, установленного ч. 4 ст. 12.8 КоАП. В данном случае предусмотрен фиксированный, безальтернативный срок лишения специального права на максимально возможный временной период, подобные условия применения этого наказания используются крайне редко.

    К характерным особенностям, присущим только административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, следует отнести возможность применения к водителям, — а в случае ч. 2 ст. 12.37 и к владельцам транспортного средства, — административного штрафа, исчисляемого в фиксированной денежной сумме, в размере, установленном санкцией соответствующей статьи КоАП.

    Применительно к рассматриваемым правонарушениям максимальный размер административного штрафа для организаций-нарушителей в фиксированной сумме в 1 млн руб. предусмотрен ч. 2 ст. 12.213. Штрафные санкции до 500 тыс. руб. установлены ч. 1-3 ст. 12.4 (в случаях, определенных ч. 2, 3 этой статьи КоАП, предусмотрен фиксированный размер штрафа), ч. 1 ст. 12.211 и ч. 1 ст. 12.212.

    При совершении рассматриваемых правонарушений часто применяется фиксированный минимальный размер штрафных санкций в размере 100 руб., в этих случаях штраф представляет собой санкцию, альтернативную административному наказанию в виде предупреждения, и назначается при совершении незначительных проступков (см. ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ч. 1, 2 ст. 12.11, ч. 1, I1, 2, 3 ст. 12.14, ст. 12.20, ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22)2. Другие административные санкции, устанавливающие прямые или косвенные имущественные обременения нарушителя, назначаются редко, к ним относится конфискация, применяемая в качестве дополнительного наказания при совершении проступков, установленных ч. 1-2 ст. 12.4 и ч. 3-5 ст. 12.5.

    Предупреждение выносится при нарушении правил дорожного движения, не представляющих значительной общественной опасности (см. ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 1-2 ст. 12.11, ч. 1,11, 3 ст. 12.14, ч. 1 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ч. 1-4 ст. 12.19, ст. 12.20-12.21, ст. 12.22, ч. 1, 2 ст. 12.29, ст. 12.361 КоАП).

    Субъектами административных правонарушений являются, как правило, водители транспортных средств, а в редких случаях — пешеходы и иные участники дорожного движения (см. ст. 12.30). В некоторых случаях субъектами правонарушений могут быть только должностные лица (см. ч. 1 ст. 12.31, ст. 12.32 КоАП).

    Рассматриваемые административные правонарушения, как правило, не связаны с предпринимательской деятельностью, в этой связи в отличие от правонарушений, предусмотренных гл. 5-11, 13-16, 18-20 КоАП, установлены унифицированные правила квалификации правонарушений, совершенных индивидуальными предпринимателями. Иные правила установлены только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ст. 12.31, ч. 1-3 ст. 12.311 и ст. 12.32 КоАП. Применительно к этим правонарушениям индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную санкциями указанных статей КоАП для юридических лиц. В остальных случаях, если проступок обусловлен собственной предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (см. прим. к ст. 2.4 КоАП). Если нарушение Правил дорожного движения не обусловлено предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности, установленной санкцией соответствующей статьи КоАП для граждан.

    Иные процедуры квалификации субъектного состава рассматриваемых правонарушений используются редко и применяются только при совершении проступков, предусмотренных ч. З1 ст. 12.211 и ч. 1, 2 ст. 12.213 КоАП. Применительно к этим составам административных правонарушений индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в качестве самостоятельных субъектов наряду с гражданами и юридическими лицами.

    Публичные должностные лица, например сотрудники Госавтоинспекции и Ространсинспекции, могут быть субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.35 КоАП (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством). Действие иммунитета от административной юрисдикции не распространяется на таких лиц при совершении ими нарушений правил дорожного движения, т.е. они привлекаются к ответственности на общих основаниях и несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (ч. 2 ст. 2.5).

    Нарушение правил дорожного движения считается завершенным в момент их несоблюдения, в некоторых случаях для квалификации проступка необходимо доказать причинение телесного (физического) вреда потерпевшему: причинение водителем легкого вреда здоровью потерпевшего или вреда средней тяжести квалифицируется соответственно по ч. 1, 2 ст. 12.24 КоАП. Если легкий вред здоровью потерпевшего был причинен иным участником дорожного движения, например пешеходом или пассажиром транспортного средства, проступок содержит признаки правонарушения, установленного ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Квалификация правонарушений в случае причинения телесного вреда возможна только при неосторожном деянии, умышленное причинение участниками дорожного движения легкого вреда содержит признаки состава преступления (см. ч. 1 ст. 115 УК). Причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти по неосторожности квалифицируется соответственно по ч. 1 ст. 118 и ч. 1 ст. 109 УК. Применительно к рассматриваемым проступкам под правилами дорожного движения понимаются все нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности физических и юридических лиц. Наряду с правилами к таким актам относятся, в частности, правила эксплуатации транспортного средства (см. ст. 12.24 КоАП).

    При квалификации некоторых нарушений правил дорожного движения необходимо установить причинно-следственную связь между фактом нарушения и причинением релятивного или реального имущественного ущерба. Косвенные ограничения публичных и частноправовых имущественных интересов обусловлены созданием препятствий для передвижения транспортных средств или пешеходов. Соответствующие правонарушения подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.13, ч. 3 ст. 12.19 КоАП (применительно к созданию препятствий для пешеходов), ч. 4 ст. 12.19 и ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Наряду с имущественным ущербом следствием таких правонарушений может быть причинение морального вреда физическому лицу или ущерба деловой репутации юридического лица. Для таких правонарушений характерно совершение деяния по неосторожности, однако умышленное создание препятствий в дорожном движении квалифицируется по ст. 12.33 КоАП и влечет за собой применение к нарушителю более значимых штрафных санкций.

    Причинение реального имущественного ущерба объектам транспортной инфраструктуры (дорожному покрытию, дорожным сооружениям на переездах и др.) влечет за собой применение наказаний, установленных ст. 12.33 КоАП. Следствием повреждения дорожных сооружений в этих случаях является причинение восполнимого ущерба публичным объектам недвижимости (например, находящимся в государственной или муниципальной собственности дорожным сооружениям), сопряженного с временным прекращением их использования по целевому назначению.

    Таким образом, для правонарушений, установленных гл. 12 КоАП, характерно применение обременительных санкций, влекущих за собой прямые или косвенные ограничения имущественных прав нарушителя. Такие имущественные ограничения являются следствием применения административного штрафа в максимальном размере (см. ч. 2 ст. 12.213 КоАП) или лишения специального права на максимально допустимый срок (см. ч. 4 ст. 12.8 КоАП). Административные наказания, ограничивающие неимущественные права, например административный арест, применяются значительно реже (см. ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП).

    При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с применением специальных технических средств, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело. В этих случаях административное наказание назначается в виде административного штрафа, размер которого должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи. В случае если санкцией предусмотрено применение наказаний в виде лишения специального права или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан ч. 1 ст. 3.5 КоАП (см. ч. З1 ст. 4.1, ч. 3 ст. 28.6, ст. 29.10 КоАП).

    При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с помощью специальных технических средств, не применяется презумпция невиновности и бремя доказывания своей невиновности вменяется в обязанность лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения (см. примеч. к ст. 1.5 КоАП).

    Административная ответственность при нарушении правил дорожного движения

    Административная ответственность при нарушении правил дорожного движения

    Administrative responsibility for violation of traffic rules

    Бородина Лада Андреевна

    Borodina Lada Andreevna

    студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г Иркутск

    Манзаева Татьяна Владимировна

    Manzaeva Tatyana Vladimirovna

    Аннотация. В статье рассматривается вопрос привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, а также анализ действующего законодательства в сфере дорожного движения. На основе данного материала выявить особенности расследования и рассмотрения административных правонарушений в сфере дорожного движения.

    Annotation. The article discusses the issue of bringing to administrative responsibility for violation of traffic rules, as well as analysis of the current legislation in the field of road traffic. Based on this material to identify the features of the investigation and handling of administrative violations in the field of road traffic.

    Ключевые слова: правила дорожного движения, административные правонарушения, административная ответственность, сфера регулирования, административный штраф, арест, транспортное средство, субъект, мера воздействия, ГИБДД.

    Key words: rules of the road, administrative offence, administrative responsibility, scope of regulation, an administrative fine, arrest, vehicle, subject, a measure of the impact of the traffic police.

    На сегодняшний день нарушение правил дорожного движения (Далее – ПДД) является одним из наиболее распространенных видов правонарушения. Борьба с ними ужесточается из года в год, ответственность за нарушение таких правонарушений становится все серьезней. В связи с этим актуальной данной темы возрастает.

    Административная ответственность являются мерой государственно–правового воздействия на нарушителей установленных правил поведения в различных сферах общественной жизни.

    Разновидностью такой ответственности является применение административных наказаний к лицам, нарушившим правила безопасности дорожного движения.

    Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации (Далее – КОАП) содержит совокупность статей, каждая из которых регламентирует условия и основания правовой ответственности участников дорожного движения за отдельно взятое нарушение ПДД, а также устанавливает вид и размер наказания. [1]

    К административной ответственности за нарушения ПДД по российскому законодательству подлежат как физические лица – граждане Российской Федерации (Далее – РФ), иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

    Ответственность за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения устанавливается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

    Порядок и правила производства по делам данной категории, гарантии прав лиц – участников административных правоотношений определяются КОАП.

    Наиболее распространенными видами административных наказаний являются:

  • предупреждение, то есть официальное письменное предостережение о недопустимости конкретного действия, отнесенного законом к разряду правонарушения. Несущественные правонарушения, такие как езда с включенными фарами или с нечитаемыми номерными знаками, являются поводом, позволяющим сотрудникам ГИБДД остановить транспортное средство и выписать предупреждение.
  • административный штраф – наиболее распространенная мера материальной ответственности, определяемая в форме денежного взыскания в пользу государства, в пределах предусмотренных санкциями статей КОАП.
  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке наказывается штрафом в размере 500 до 800 рублей/ Управление транспортным средством водителем, лишенным правом управления транспортным средством наказывается штрафом в размере 30000 рублей. Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенная для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей.

    1. лишение специального права управления транспортными средствами, предоставленного физическому лицу на срок от 1 месяца до 3 лет, назначается только судьей.
    2. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

    3. административный арест – содержание нарушителя правил дорожного движения в условиях полной изоляции от общества, назначается исключительно судьей, срок не более 30 суток.
    4. Управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения, лишенным прав или не имеющим их наказывается арестом от 10 до 15 суток.

    5. обязательные работы, назначаются судом на время от 20 до 200 часов и заключаются в привлечении нарушителя для выполнения социально полезных работ в свободное от основной занятости время.

    Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренным КОАП, наказывается обязательными работами до 50 часов.

    С нововведениями, принятыми в КОАП, лишение прав в качестве меры административного взыскания стало применяться чаще. Водителей лишают прав на управление транспортным средством за:

    — вождение в нетрезвом виде или передачу управления автомобилем лицу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

    — отказ от медицинского освидетельствования; превышение скорости и выезд на встречную полосу движения;

    — отсутствие регистрационных знаков на автомобиле;

    — некорректное использование световых приборов транспортного средства;

    — нарушение стандартов перевозки крупногабаритных грузов.

    Также основанием для лишения прав является повторное совершение однородного правонарушения.

    После истечения срока лишения водитель вправе восстановить документ. Порядок возвращения прав строго установлен КОАП. Согласно законодательству, соискатель обязан подготовить перечень бумаг:

    — справка об изъятии удостоверения;

    — выписка о прохождении медицинского обследования;

    — документ, подтверждающий сдачу экзамена по теории правил дорожного движения.

    Стоит отметить, что водительские права в ГИБДД будут храниться 3 года. Если за указанный отрезок времени соискатель не обратится за восстановлением, то документ будет ликвидирован, а гражданину придется заново сдавать на права.

    Вопросы административной ответственности в области дорожного движения, рассмотренные в настоящей статье, не исчерпывают всей проблематики данного направления. Решение такой задачи невозможно в рамках одного исследования.

    Кроме того, если проанализировать нормы действующих в России ПДД и нормы главы 12 КОАП РФ в комплексе, то напрашивается несложный вывод о том, что далеко не все регулятивные нормы ПДД обеспечиваются соответствующими охранительными нормами главы 12 КОАП РФ. В этой связи, исходя из принципа неотвратимости наказания как одного из базовых принципов юридической ответственности, представляется целесообразным пересмотреть положения главы 12 КОАП РФ на предмет более адекватной правовой защиты ее нормами регулятивных положений Правил дорожного движения. Так, в частности, необходимо добавить главу 12 КОАП РФ отдельной статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 12 КОАП РФ, повлекшее причинение имущественного ущерба потерпевшему. [1]

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  • Разъясняем законодательство

    Постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения гражданин может обжаловать в суд

    Вопрос: На основании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного начальником службы ГИБДД, я привлечен к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения и мне назначено наказание в виде штрафа. С принятым решением я не согласен, но своевременно его не обжаловал по причине выезда в командировку за пределы Курской области. Может ли прокурор в моих интересах опротестовать данное постановление? Жогин М.

    Отвечает начальник отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Курской области Ефимова Т.Л.:

    В последнее время в органы прокуратуры поступает значительное число обращений от граждан, которые в установленный административным законодательством 10-тидневный срок не воспользовались своим правом на обжалование вынесенных в отношении них должностными лицами различных уполномоченных, в том числе контролирующих органов, постановлений о привлечении к административной ответственности. А по вступлению указанных постановлений в законную силу, просят рассмотреть указанный вопрос прокурора.

    Статьей 30.12 КоАП РФ предусмотрено право прокурора на опротестование в порядке надзора вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб.

    Однако, ст. 126 Конституции РФ, ст.ст. 19, 20 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» определено, что Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

    Поскольку Конституция РФ и названный Федеральный конституционный закон, имеющие более высокую юридическую силу, чем федеральные законы, наделяют перечисленные выше суды полномочиями по надзору только за деятельностью соответствующих судов, то и предметом их надзора могут быть только акты, принимаемые судами, но не какими-либо иными государственными органами и должностными лицами.

    Акты несудебных органов и должностных лиц, в том числе и по делам об административных правонарушениях, могут быть обжалованы в суд первой инстанции, решение которого после вступления в законную силу и может стать предметом судебного надзора.

    Вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы в суд до вступления их в законную силу, не могут пересматриваться вышестоящим судом в порядке надзора.

    В связи с этим, у органов прокуратуры отсутствуют правовые основания для опротестования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами уполномоченных органов.

    Данная правовая позиция закреплена Конституционным Судом РФ и существующей судебной практикой.

    Вместе с тем, согласно ст.ст.25.1, 30.3 КоАП РФ заинтересованное лицо (гражданин, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности) вправе самостоятельно обратиться с жалобой на данное постановление, приложив мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

    Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
    схема проезда

    Ответственность водителей транспортных средств за нарушение правил дорожного движения с учетом изменений в законодательстве

    Ответственность водителей транспортных средств за нарушение правил дорожного движения с учетом изменений в законодательстве

    Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

    С 01.09.2013 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

    Указанные изменения существенно ужесточили ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения (далее ПДД), в том числе путем увеличения размеров штрафов, а также расширения перечня нарушений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством (далее ТС).

    Минимальный штраф за совершение административного правонарушения в области дорожного движения теперь не может быть менее пятисот рублей.

    Наказание в виде лишения права управления ТС может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

    Усиливается ответственность за нарушения целого ряда статей КоАП РФ, в том числе за:

    — управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

    — превышение установленной скорости движения транспортного средства;

    — нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение правил движения по автомагистрали;

    — нарушение правил маневрирования;

    — невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

    Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

    Уточнено понятие «повторное совершение однородного административного правонарушения», а также срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В ряде случаев повторное совершение правонарушения (в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении наказания за соответствующее правонарушение) служит основанием для наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

    Изменен порядок возврата водительского удостоверения после истечения срока наказания в виде лишения права управления ТС. Так, права будут возвращаться лицу только после проверки знаний Правил дорожного движения, а для лиц, подвергнутых административному наказанию за управление ТС в состоянии опьянения, а равно за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, потребуется также медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению автомобилем.

    Для наглядности основные изменения, внесенные в КоАП РФ, отражены в сравнительной таблице.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *