Налог на имущество организаций с 2012

Льгота по налогу на имущество не применяется, если ОС было приобретено ранее 1 января 2013 года, а поставлено на учет – после этой даты

Chekunov Aleksandr / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что на приобретенные организацией до 1 января 2013 года активы, соответствующие критериям отнесения к основным средствам, стоимость которых была сформирована до указанной даты, льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве ОС с 1 января 2013 года, распространяться не может (письмо ФНС России от 5 сентября 2017 г. № БС-4-21/[email protected]).

Напомним, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета, если иное не предусмотрено ст. 378-378.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 374 НК РФ).

При этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ (ст. 375 НК РФ).

В свою очередь имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухучете информации об ОС организации закреплены в ПБУ «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н), а также в Методических указаниях по бухучету основных средств (приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Так, актив принимается организацией к бухучету в качестве ОС, если одновременно выполняются следующие условия:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01).

Таким образом, если организация приобрела движимое имущество для последующей перепродажи и учитывала его на счете бухучета как товары, то данное имущество не подлежало налогообложению налогом на имущество организаций в связи с тем, что не являлось ОС.

В то же время, если организация не предполагает продажу приобретенного и учтенного в качестве товаров движимого имущества, то данное движимое имущество соответствует критериям отнесения его к объектам ОС, и следовательно, в бухучете должно быть переведено на счет «Основные средства» и с момента перевода в состав ОС облагаться налогом на имущество организаций.

Узнать, в отношении каких вводимых объектов движимого и недвижимого имущества применяется льгота по налогу на имущество организаций, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налоговики обратили внимание на то, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций предоставляется исключительно в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве ОС с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК РФ).

При этом моментом принятия такого имущества на учет является момент, когда по соответствующему объекту закончены вложения и объект доведен до пригодности к использованию (эксплуатации), после формирования его первоначальной стоимости (п. 4, 7-8 ПБУ 6/01). Соответственно, при приобретении имущества в 2012 году, таким моментом будет 2012 год.

Изменения по налогу на имущество с 2013 года

Изменения по налогу на имущество с 2013 года

Примечание:
* Подробнее о поправках, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ и касающихся транспортного и земельного налогов, а также других законов, которые вносят изменения в порядок исчисления налога на прибыль, НДС, акцизов, НДПИ и государственной пошлины в 2013 году, читайте в № 2 (февраль) «БУХ.1С» за 2013 год, стр. 9.

Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ (далее — Закон № 202-ФЗ) внесены поправки в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2013 года.

Что изменилось

Наиболее существенной для большинства налогоплательщиков является поправка, согласно которой не признается объектом налогообложения и, соответственно, не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В новой норме особое внимание следует обратить на два момента.

1) Не признается объектом налогообложения только движимое имущество организации.

Ранее вопрос о том, является ли имущество движимым или недвижимым для налогоплательщиков не являлся актуальным, поскольку вид имущества практически не влиял на его налогообложение. Исключение составляли лишь земельные участки и иные объекты природопользования, которые не облагались налогом на имущество.

Теперь определение вида имущества стало актуальным.

В главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ не раскрывается, какое имущество считается движимым, а какое недвижимым.

На основании части 1 статьи 11 НК РФ, если в Налоговом кодексе не сказано иного, то институты, понятия и термины гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимому имуществу относится все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения и др.).

К недвижимым вещам относятся также земельные участки и участки недр, но они не признаются объектом налогообложения.

Также к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Все остальные вещи, т. е. вещи, не относящиеся к недвижимым вещам, признаются движимым имуществом.

2) Не облагается налогом лишь то движимое имущество, которое принято к бухгалтерскому учету в качестве основных средств начиная с 1 января 2013 года.

По остальному движимому имуществу, т. е. движимому имуществу, которое имелось на балансе налогоплательщика по состоянию на 01.01.2013, следует по-прежнему исчислять и уплачивать налог на имущество.

Делать это необходимо до тех пор, пока имущество не будет списано с учета.

Законом № 202-ФЗ также расширен перечень недвижимого имущества, которое не признается объектом налогообложения.

С 1 января 2013 года к такому имуществу относятся (п. 3 ст. 1, ст. 3 Закона № 202-ФЗ):

  • объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
  • До 1 января 2013 года перечисленные виды недвижимого имущества относились к льготируемому имуществу, которое, по желанию налогоплательщиков, освобождалось от налогообложения (см. пп. 5, 9, 10, 12 и 18 ст. 381 НК РФ).

    В отличие от движимого имущества, дата принятия к учету в качестве основных средств указанных видов имущества значения не имеет.

    Отражение изменений в «1С:Бухгалтерии 8»

    Новации в главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ не потребовали внесения изменений в программу «1С:Бухгалтерия 8» (и в другие учетные программы «1С») в части порядка учета имущества для целей налогообложения.

    Изменения внесены лишь в алгоритмы автозаполнения регламентированных отчетов Расчет авансовых платежей по налогу на имущество организаций и Декларация по налогу на имущество организаций.

    Для того чтобы расчет налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) производился корректно, пользователю необходимо обратить внимание на следующее.

    Отнесение основного средства, учтенного на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к движимому и недвижимому имуществу в программе производится по значению реквизита Группа учета ОС сведений об объекте в справочнике Основные средства (рис. 1).

    Имуществом, подлежащим налогообложению, считаются основные средства, у которых указана группа учета «Здания», «Сооружения», или «Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости».

    По имуществу с группой учета «Машины и оборудование (кроме офисного)», «Офисное оборудование», «Транспортные средства», «Производственный и хозяйственный инвентарь», «Рабочий скот», «Продуктивный скот», «Другие виды основных средств» для целей налогообложения учитывается дата принятия к учету (дата записи регистра Состояние ОС с видом Принято к учету).

    Если дата принятия к учету — ранее 01.01.2013, то имущество учитывается для целей налогообложения (рис. 2).

    Если дата принятия к учету — 01.01.2013 или позже, то имущество при расчете налога (авансовых платежей по налогу) с 2013 года не учитывается для целей налогообложения (рис. 3). Для того чтобы для целей налогообложения не учитывалось недвижимое имущество, указанное в подпункте 3-7 пункта 4 статьи 374 НК РФ, в регистр Ставки налога на имущество по отдельным основным средствам необходимо ввести запись, в которой указать, что объект Не подлежит налогообложению.

    О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Алиев Х.Б.

    В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие введению единого налога на недвижимость в РФ. Обозначены достоинства и недостатки налога на недвижимость . Выявлены резервы увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований за счет повышения эффективности администрирования имущественных налогов и улучшения механизма их взимания (по материалам Республики Дагестан). Обоснован комплекс практических рекомендаций, направленный на совершенствование механизма исчисления и взимания местного налога на недвижимость , планируемого к введению в муниципальных образованиях РФ.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Алиев Х.Б.

    Текст научной работы на тему «О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в российской Федерации»

    о проблемах и перспективах введения налога

    в российской федерации*

    Б. Х. АЛИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения E-mail: [email protected] ru

    Х. М. МУСАЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и денежного обращения E-mail: [email protected] ru

    Х. Б. АЛИЕВ, старший преподаватель кафедры налогов и денежного обращения E-mail: [email protected] ru Дагестанский государственный университет

    В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие введению единого налога на недвижимость в РФ. Обозначены достоинства и недостатки налога на недвижимость. Выявлены резервы увеличения налоговых доходов бюджетов муниципальных образований за счет повышения эффективности администрирования имущественных налогов и улучшения механизма их взимания (по материалам Республики Дагестан). Обоснован комплекс практических рекомендаций, направленный на совершенствование механизма исчисления и взимания местного налога на недвижимость, планируемого к введению в муниципальных образованиях РФ.

    * Статья опубликована в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг.

    Ключевые слова: налог на недвижимость, ставки, кадастр, реестр, собственник, оценка, прогрессия, вычеты, рыночная стоимость, имущественные налоги, льготы, единый объект.

    Система имущественного налогообложения в действующей налоговой системе РФ — наиболее слабо отработанная область налоговых отношений. Этим объясняется низкая фискальная и регулирующая роль имущественных налогов.

    Между тем преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налоговой базы. Имущественные налоги не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности

    налогоплательщиков, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных источников формирования доходов региональных и местных бюджетов.

    Фискальная роль имущественных налогов в доходах консолидированного бюджета РФ не превышает 7 %:

    Но в индустриальных странах эти цифры значительно выше.

    При этом темпы роста общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет в целом по РФ, а также по Республике Дагестан значительно превышают рост имущественных налогов (см. таблицу). По официальным данным Федеральной налоговой службы (ФНС России), в 2010 г. по сравнению с 2009 г. темп роста общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ составил 122,4 % (в Республике Дагестан — 112,3 %), тогда как имущественных налогов — только 106,8 % (в Республике Дагестан — 108,8 %).

    В I квартале 2011 г. имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 137,2 млрд руб., что на 19,4 % больше по сравнению с соответствующим периодом 2010 г.

    Однако общий объем налоговых поступлений в анализируемом периоде увеличился на 34,6 %. Особенно незначительны поступления по налогу на имущество физических лиц. По официальным данным финансовых и налоговых органов РФ, в I квартале 2011 г. удельный вес данного налога в доходах консолидированного бюджета составил 0,7 %, а в налоговых доходах, мобилизованных по Республике Дагестан в бюджетную систему России, только 0,5 % [7, 8, 9]. Социально регулирующая функция также не реализуется в практике исчисления и взимания имущественных налогов.

    Несмотря на слабо выраженную тенденцию роста, уровень мобилизации имущественных налогов значительно отстает от общих налоговых поступлений. Это обусловлено:

    — несовершенством механизма их взимания;

    — неэффективностью практики администрирования имущественных налогов.

    Налоговым законодательством РФ предусмотрено три имущественных налога на движимое и недвижимое имущество (за исключением обложения транспортных средств).

    1. Налог на имущество организаций (действующий механизм исчисления и взимания регулируется гл. 30 Налогового кодекса РФ), уплачиваемый организациями, имеющими на балансе движимое и недвижимое имущество, учитываемое в составе основных средств. Налоговой базой выступает среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых по остаточной стоимости. Максимальная ставка в 2,2 % установлена Налоговым кодексом РФ. Средства от налога на имущество организаций поступают в региональные бюджеты.

    2. Земельный налог (гл. 31 Налогового кодекса РФ), уплачиваемый организациями и физическими лицами, владельцами земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3 % в отношении:

    — земель, занятых жилыми строениями;

    В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 %. Налог зачисляется в бюджеты муниципальных образований.

    3. Налог на имущество физических лиц, установленный ст. 15 Налогового кодекса РФ и Законом РФ от 09.12.1991 №° 2003-1 «О налогах на имущес-

    Сравнительная характеристика изменений общего объема налоговых поступлений и имущественных налогов, мобилизованных в консолидированный бюджет, в целом по РФ и по Республике Дагестан за 2008-2010 гг., млрд руб.

    Субъект Федерации 2008 2009 2010 Темп роста, %

    2009 к 2008 2010 к 2008 2010 к 2009

    Налоговые поступления, всего

    Российская Федерация 7 948,9 6 288,34 7 695,81 79,8 96,8 122,4

    Республика Дагестан 17,99 16,01 17,89 90,0 99,4 112,3

    Российская Федерация 453,09 432,32 461,73 95,4 101,9 106,8

    Республика Дагестан 1,85 1,81 1,97 0,97 106,4 108,8

    тво физических лиц», уплачивается физическими лицами, имеющими в собственности:

    — иное строение, помещение и сооружение.

    Исчисляется этот налог с инвентаризационной

    стоимости объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка налога на имущество физических лиц — 2 %.

    Первоначально законодателем предусматривалась замена трех налогов (на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц) единым налогом на недвижимость. В 2004 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, призванный узаконить эти изменения. Проект федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» был принят в первом чтении. Однако обсуждение законопроекта зашло в тупик, поскольку для его принятия требовалось немедленное решение множества проблем:

    — определение объекта налогообложения и его рыночная оценка;

    — введение государственного кадастра недвижимости;

    — осуществление кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

    В обновленном варианте предусмотрено объединение только двух налогов:

    — налог на имущество физических лиц.

    Несмотря на то, что налог на имущество организаций сохраняется, жилое имущество, принадлежащее юридическим лицам, предлагается облагать налогом на недвижимость.

    Главное нововведение, которое отличает новый налог на недвижимость от действующих имущественных налогов, — размер налоговой базы. В современных условиях одна из основных причин низкой фискальной роли имущественных налогов заключается в том, что налоговой базой их исчисления является кадастровая (земельный налог) или инвентаризационная стоимость (налог на имущес-

    тво физических лиц), в десятки раз отличающаяся от оценки рыночной.

    Новый налог на недвижимость предлагается взимать с оценочной стоимости объектов налогообложения. Оценку будет проводить государственный орган по утвержденной методике. Налог предлагается взимать по ставке 0,1 % от кадастровой стоимости имущества, которая будет приближена к рыночной (ранее планировалась дифференциация ставок в размере от 0,1 до 1,0 % в зависимости от стоимости объектов недвижимости).

    По данному налогу предусмотрен налоговый период — календарный год. Считать налог для всех категорий налогоплательщиков будут налоговые органы. Налогоплательщику нет необходимости заполнять декларацию. В течение двух месяцев со дня получения уведомления следует уплатить исчисленную налоговиками сумму в бюджет.

    Хотя первое думское чтение, как упоминалось, законопроект прошел, ежегодно откладывается введение единого налога на недвижимость, поскольку нерешенными остаются следующие проблемы:

    — недостаточное наполнение государственного кадастра недвижимости сведениями о недвижимом имуществе [4];

    — наличие в ряде случаев в системе государственного реестра недостоверных данных об объектах налогообложения;

    — трудности оценки недвижимости и определения соответствующей налоговой ставки.

    — переоценка недвижимости требует дополнительных финансовых и временных затрат (чтобы правильно исчислить налог на недвижимость, необходимо собрать, обработать огромные массивы информации);

    — существенное увеличение налоговой нагрузки на собственников квартир. Фактическая неспособность человека уплачивать налог на недвижимость может привести к дополнительным социальным проблемам;

    — несовершенство системы кадастровой и независимой оценки недвижимого имущества, отсутствие достаточного количества высокопрофессиональных оценщиков;

    — отсутствие механизмов административного процесса досудебного оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости, принимаемой за основу при исчислении земельного налога, а в будущем — при исчислении налога на недвижимость;

    — умышленное занижение сторонами сделки в договорах купли-продажи цен на недвижимость, прежде всего в целях минимизации налога на доходы физических лиц (в случаях продажи жилья);

    — отсутствие нормативно-законодательной основы регулирования методики проверки результатов оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, проведения работ по кадастровой оценке объектов недвижимости.

    Однако все эти трудности преодолимы. Необходима последовательная и поэтапная работа по реформированию действующих имущественных налогов и подготовка к введению налога на недвижимость.

    Среди положительных сторон введения налога на недвижимость следует выделить следующие:

    — сократится число имущественных налогов (что согласуется с реализуемой концепцией упрощения налоговой системы, а также классическим принципом экономичности налогообложения, сформулированного А. Смитом);

    — повысится эффективность налогового администрирования доходов местных бюджетов;

    — увеличатся налоговые доходы и прозрачность расходов местных бюджетов;

    — сократится спрос на недвижимость за счет отказа обеспеченных людей инвестировать деньги в эту отрасль, что приведет к снижению цен на жилье.

    Правительство РФ планировало начать введение налога на недвижимость в некоторых регионах страны начиная с 2012 г. Для этого обсуждалась проблема создания единой информационной базы недвижимости, которая до сих пор отсутствует.

    В своем выступлении на Международном налоговом конгрессе экс-председатель комитета Совета Федерации РФ по бюджету Е. Бушмин отмечал, что эксперимент с налогом на недвижимость в двух регионах — в Твери и Великом Новгороде завершился полным провалом. При этом он подчеркнул, что объединить между собой налог на землю и налог на имущество — большая проблема, так как очень часто земля находится в собственности одного, а недвижимость на этой земле — в собственности другого налогоплательщика. Сформировать единую базу по налогу на недвижимость в этом случае невозможно.

    На заседании Государственного совета РФ, состоявшемся 26.12.2011, бывший министр экономического развития РФ Э. Набиуллина отмечала,

    что в России еще долго не будет единого налога на недвижимо сть.

    Это общая позиция Минфина России, ФНС России и Минэкономразвития России, поскольку действующее законодательство исходит из того, что оформление собственности произведено по разным объектам. Если взять отдельно оформленные титул собственности на землю и титул собственности на здание и заставить физических лиц и организации все это переоформлять в отдельный документ, — это будет очень сложный процесс. Ведь в нашей стране действует заявительный порядок регистрации имущества.

    Таким образом, по словам Э. Набиуллиной, переходить на взимание единого налога на недвижимость необходимо постепенно, в течение нескольких лет, когда люди сами начнут регистрировать свою собственность как единый объект.

    По мнению авторов, наиболее близка к истине позиция Ю. Д. Шмелева и Р. И. Маргулиса. Они считают, что обложение жилой недвижимости, принадлежащей юридическим и физическим лицам, одним налогом вызовет много трудностей при определении налоговой базы и ставки налога как такового [6].

    В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на жилое имущество с кадастровой стоимостью до 300 тыс. руб., принадлежащее физическому лицу, взимается по ставке, не превышающей 0,1 %. Такое же имущество, принадлежащее юридическому лицу, облагается налогом по ставке 2,2 % от балансовой стоимости имущества. Если не учитывать механизма определения налоговой базы, ставки различаются в 22 раза. Таким образом, чтобы объединить в один налог жилую недвижимость и физических, и юридических лиц, придется существенно понижать налоговую нагрузку юридических лиц за счет повышения налоговой нагрузки физических лиц. А это противоречит социальной и регулирующей функциям налога. Следует также отметить, что механизм определения налоговой базы по данным бухгалтерского баланса наиболее оптимален для юридических лиц и абсолютно неприемлем для физических лиц.

    Итак, в случае обложения жилой недвижимости юридических и физических лиц одним налогом для каждого вида налогоплательщиков придется устанавливать разные ставки и использовать различные механизмы определения налоговой базы. В связи с этим рационально объединить в единый налог два налога:

    — на имущество физических лиц;

    Отдельным налогом целесообразно облагать имущество (как жилое, так и нежилое), принадлежащее юридическим лицам.

    Введению местного налога на недвижимость должна предшествовать большая подготовительная работа:

    — необходима информационная основа для налога, формируемая на базе государственного кадастра объектов недвижимости, земельного и градостроительного кадастров;

    — необходим реестр собственников недвижимости, реестр самой недвижимости;

    — должна быть отработана система массовой оценки, для того чтобы налог эффективно функционировал.

    На необходимость осторожного и взвешенного подхода введения в практику налогообложения единого налога на недвижимость указывают известные ученые И. В. Горский и М. Ю. Березин [1, 2].

    Поскольку полномасштабное введение налога на недвижимость является задачей на перспективу, следует вносить коррективы в действующий механизм исчисления и взимания имущественных налогов и порядок их администрирования. На взгляд автора, имеющиеся резервы роста налоговых доходов местных бюджетов за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц в современных условиях используются недостаточно. Прежде чем вводить новый налог на недвижимость, необходимо умело использовать налоговый потенциал действующих имущественных налогов.

    Проведенное исследование по мобилизации земельного налога по Республике Дагестан показало, что в отдельных городах и районах комитеты по земельным ресурсам не в полном объеме выполняют возложенные на них функции. В постановлениях об утверждении материалов инвентаризации за юридическими лицами закрепляются земельные участки с момента принятия постановления, а в списках отсутствуют ссылки на первичные документы — с какого времени выделены эти земельные участки. Это не дает возможности налоговым инспекциям начислять юридическим лицам налог в полном объеме.

    Многие крупные землепользователи, у которых проведена инвентаризация:

    — не имеют правоустанавливающих документов;

    — отказываются подтвердить наличие земель, показанных в списках.

    Наблюдаются ситуации, когда у юридических лиц по результатам инвентаризации земель оказывается значительно больше земельных площадей, чем числится по правоустанавливающим документом. В сведениях о земельных участках, представляемых Роснедвижимостью в местные налоговые инспекции, имеется множество ошибок и неточностей. В частности, выявлено большое количество земельных участков, по которым нет данных о месте расположениях их владельцев.

    Сформулированные недостатки создают ситуацию, при которой сложно идентифицировать потенциального плательщика указанного налога.

    Как отмечалось, в Республике Дагестан (как и в целом по РФ) весьма низкие объемы поступлений обеспечивает налог на имущество физических лиц. В 2008-2010 гг. удельный вес данного налога в общей мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему РФ по республике не превышал 0,5 %. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. налоговые поступления по налогу на имущество физических лиц возросли на 108,9 % и составили 85,6 млн руб. Однако при этом бюджетные назначения по мобилизации указанного налога в бюджет были исполнены лишь на 61,5 % [9].

    Расширение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц напрямую зависит от полноты учета объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам. Необходимо отметить, что в Республике Дагестан темпы роста поступлений налога на имущество физических лиц явно несопоставимы с масштабами и объемом возведения новых строений. В настоящее время не используются в достаточной степени резервы увеличения доходов местных бюджетов за счет полного учета всех объектов налогообложения.

    К примеру, по налогу на имущество физических лиц на 01.01.2012 по Республике Дагестан 78 % имущества инвентаризационной стоимостью более 500 тыс. руб. оформлено на льготные категории граждан. Кроме того, по данным статистических органов Республики Дагестан, в рамках подготовки к переписи населения было выявлено 55 тыс. неучтенных домостроений, в которых проживают физические лица (из них более 20 тыс. — в Махачкале), в том числе 178 многоэтажных жилых домов [5]. Эти домостроения нигде не учтены. Соответственно с владельцев незарегистрированных квартир не взимаются имущественный и земельный налоги, а также налог на доходы физических лиц (в случаях продажи жилья).

    Важнейшей проблемой взимания имущественных налогов является процедурно сложный, затратный материально и по времени механизм регистрации имущества. Препятствием к формированию налоговой базы служат необоснованно высокие расценки на услуги государственных организаций. Проблематичными, как показало проведенное исследование, являются следующие вопросы:

    — оформление прав собственности, имущества и земли;

    — несовершенство системы администрирования имущественных налогов;

    — отсутствие стимулов к проведению инвентаризации и составлению реестров имущества органами местного самоуправления.

    В нынешних условиях налоговые органы по субъектам Федерации не мотивированы к сбору налогов, не поступающих в федеральный бюджет и не являющихся предметом отчетности. Налоговые органы добиваются сокращения долгов налогоплательщиков перед консолидированным бюджетом только лишь за счет лучшего администрирования федеральных налогов.

    Существенной проблемой становится то, что налоговые органы не предоставляют информации, необходимой для принятия решения в отношении учета и оценки имущества потенциальных плательщиков имущественных налогов (в частности — органам местного самоуправления). Необходимо, чтобы эта проблема в дальнейшем была снята. Органы местного самоуправления должны принимать активное участие в процессах администрирования имущественных налогов, тесным образом взаимодействуя с налоговыми органами. Необходимы единые подходы как в работе налоговых органов, так и финансовых органов и органов местного самоуправления, которые обеспечивают формирование доходной базы местных бюджетов за счет имущественных налогов.

    В целях улучшения администрирования предполагаемого к введению местного налога на недвижимость следует создать специальные отделы:

    — контролирующие правильность его исчисления и взимания;

    — осуществляющие контроль за соответствием сведений, содержащихся в кадастре, реальным показателям;

    — несущие ответственность за исчисление налога с объектов незавершенного строительства.

    В условиях сохраняющейся в России инфляции необходима периодическая переоценка объектов

    недвижимого имущества. К примеру, в Германии длительное время, несмотря на относительную устойчивость развития экономики, при взимании аналогичного налога переоценка имущества осуществлялась раз в три года. В РФ на начальном этапе введения налога на недвижимость может быть использован опыт Германии. В дальнейшем сроки переоценки могут быть изменены в зависимости от уровня инфляции и состояния рынка недвижимости.

    В соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению только завершенные и сданные в эксплуатацию объекты недвижимости. В целях избежания налогообложения отдельные физические лица преднамеренно продлевают сроки оформления фактически завершенных строений и сооружений. Целесообразно в законодательстве в процессе определения состава налогоплательщиков не использовать термина «собственники», заменив его определением «физические лица, обладающие правом собственности или другими вешними правами на объекты недвижимости».

    Другим способом решения сформулированной проблемы может быть установление соотношений земельного налога и налога на имущество физических лиц. В частности, установление нормативного срока строительства, в течение которого взимался бы только земельный налог. После завершения строительства и регистрации права по построенному объекту владелец начинает платить налог на имущество.

    Если владелец не регистрирует в учреждениях юстиции фактически завершенный объект недвижимости и уклоняется от уплаты налога на имущество, то для него должны автоматически увеличиваться в несколько раз ставки налога на землю. Повышение ставки земельного налога будет действовать до тех пор, пока владелец не зарегистрирует своего права на недвижимость.

    Предлагаемые меры смогут увеличить доходы местного бюджета за счет роста поступлений по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

    Как было отмечено, современный проект налога на недвижимость предусматривает замену только двух налогов:

    — налога на имущество физических лиц;

    Наблюдается существенная либерализация ранее предусмотренного проекта взимания налога на

    недвижимость. Снизились ставки налога. Ставка налога на недвижимость не должна превышать 0,1 % (ранее предусматривались дифференцированные ставки в диапазоне от 0,1 до 1 %).

    В обновленном проекте налога на недвижимость предусмотрены:

    1) стандартный налоговый вычет в размере 50 м2 на чел.:

    — участникам Великой Отечественной войны и т. д.;

    2) социальный налоговый вычет в размере 20 м2 на чел.

    Предлагаемые законодателем стандартные и социальные льготы по местному налогу на недвижимость являются прогрессивными элементами его эволюционного развития. Но, если сохранить в предлагаемом виде льготы для инвалидов, участников войны и пенсионеров, то это может привести к тому, что недвижимость с высокой стоимостью будет переоформлена на льготные категории граждан. Это наблюдается в рамках действующего налога на имущество физических лиц (к примеру в Республике Дагестан свыше 75 % элитной недвижимости оформлено на льготные категории граждан).

    В этих условиях для обеспечения реализации принципа всеобщности налогообложения важнейшей проблемой является определение реальных владельцев недвижимого имущества и их потенциальных возможностей по уплате налога. В данном случае может быть использован опыт применения имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц (ст. 220 Налогового кодекса РФ), т. е. при предоставлении вычета следует учитывать сроки нахождения имущества в собственности граждан.

    К сожалению, из-под обложения налогом на недвижимость выпало незавершенное строительство. Поэтому необходимо решить, как пресечь практику преднамеренного продления сроков оформления фактически завершенных строений и сооружений. Налогообложение незавершенного строительства (после истечения нормативного срока строительства) не только увеличит поступления по налогу, но и будет стимулировать скорейшее завершение строительства. При этом усилится как фискальная, так и регулирующая роль исследуемого налога.

    Рассматривая предлагаемый механизм исчисления и взимания налога на недвижимость, следует отметить, что, на взгляд авторов, более справедливой и

    социально значимой является прогрессивная шкала взимания, предусмотренная в первоначальном варианте налога на недвижимость (при этом максимальная ставка может быть несколько снижена). Опыт прогрессивного налогообложения весьма успешно применяется в зарубежной практике.

    В процессе взимания единого налога на недвижимость необходимо также осуществлять дифференциацию налогоплательщиков в зависимости от следующего условия: один или более объектов жилой недвижимости находится в их владении. Для второй категории граждан целесообразно установить более высокие прогрессивные налоговые ставки налога на недвижимость.

    В обновленном варианте единый налог на недвижимость отнесен в состав местных налогов РФ. Данный подход в целом соответствует мировой практике взимания налога на недвижимость. Во многих индустриальных странах налог на недвижимость является местным налогом, при этом он обеспечивает преобладающую часть доходов муниципальных образований (к примеру в США -в среднем до 40 % доходов муниципальных образований).

    Однако, на взгляд авторов, целесообразно предоставить право органам местного самоуправления, исходя из экономических и социальных условий, состояния рынках недвижимости и стоимости объектов недвижимости, самостоятельно регулировать ставки в пределах минимальных и максимальных ставок, установленных федеральным законодательствам.

    В условиях формирования налогового федерализма самостоятельность местных бюджетов должна быть реальной, а не декларативной. Местные органы власти имеют право влиять на отдельные элементы по местным налогам. При этом данный подход не противоречит Основным направлениям налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. в рамках реализации общей концепции снижения льгот по региональным и местным налогам [3].

    В целях повышения налоговой дисциплины и ответственности владельцев имущества, скрывающих недвижимость от государственной регистрации и уплаты налога на недвижимость, в законодательстве необходимо предусмотреть жесткие меры наказания (финансовые и уголовные) за нарушения сроков регистрации имущества.

    Несмотря на имеющиеся проблемы, введение налога на недвижимость должно стать основным

    этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения в Российской Федерации.

    Все это позволит не только сохранить количество имущественных налогов, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

    1. АлиевБ.Х., МусаеваХ.М. Развитие налогового федерализма в условиях российских реформ // Налоги и финансовое право. 2012. № 3.

    2. Березин М. Ю. Новый налог на недвижимость в российской налоговой системе // Финансы. 2011. № 4.

    3. Горский И. В. Налог на недвижимость: за и против // Финансы. 2012. № 2.

    4. Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения: утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 03.11.2006 № 358.

    5. МусаевМ. А. Дагестан: системные проблемы со сбором налогов. URL: http://www. vestikavkaz. ru.

    6. Шмелев Ю. Д., Маргулис Р. Л. О новой концепции налога на недвижимость физических лиц и механизм ее реализации // Финансы. 2012. № 1.

    Налог на имущество организаций: практика применения и актуальные новшества

    Начало года — традиционно сложный период для бухгалтеров: нужно и годовой отчет составлять, в том числе декларацию по налогу на имущество организаций, и новшества осваивать. Рассмотрим правила исчисления и уплаты налога на имущество организаций, которые нужно учесть при составлении налоговой декларации за 2012 г., а также изменения, которые действуют с 1 января 2013 г.

    Плательщиками налога на имущество организаций с 2013 г. признаются организации, которые имеют движимое (принятое на учет до 1 января 2013 г.) и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета. Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г., не признается объектом налогообложения.

    Для целей исчисления налога имеют значение не только федеральные нормы, установленные главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, в том числе элементы налогообложения (объекты, налоговая база, ставки налога), но также дифференцированные ставки и льготы, право на установление которых предоставлено субъектам РФ.

    Практика применения налоговых преференций

    В 2010—2012 гг. по налогу на имущество организаций на федеральном уровне принят ряд новых налоговых преференций, направленных на стимулирование отдельных социальных проектов, инноваций, модернизацию экономики. Эти преференции касаются не только отдельных отраслей с выраженной спецификой, но и многих организаций, деятельность которых обеспечивается капитальными вложениями на новое строительство и модернизацию производств, а также приобретение нового оборудования, машин и других средств труда, обновление и модернизацию сложных технических сооружений.

    Пункт 6 ст. 376 НК РФ устанавливает уменьшение налоговой базы по налогу на имущество на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов. Напомним, что названный пункт введен в целях проведения работ по обновлению и модернизации сложных технических сооружений, таких как водные гидротехнические сооружения и объекты авиационной инфраструктуры, в частности, к которым отнесены аэродромы, аэропорты и другие сооружения воздушного транспорта Федеральным законом 27.11.2010 № 308-ФЗ

    Пункт 6 ст. 376 НК РФ не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 г.

    При применении налоговой льготы с 1 января 2011 г. учитывалось отраслевое законодательство РФ.

    Так, при рассмотрении вопроса об отнесении объектов основных средств к гидротехническим сооружениям необходимо руководствоваться ст. 3 и 7 Федерального закона от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» во взаимосвязи со ст. 4 (п. 4 и 5) Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (письмо Минфина России от 26.09.2011 № 03-05-05-01/76).

    К гидротехническим сооружениям отнесены: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водо­выпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

    Кроме того, согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ к портовым гидротехническим сооружениям отнесены инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов (письмо Минфина России от 26.09.2011 № 03-05-05-01/76).

    При этом на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ не относятся к гидротехническим сооружениям перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта, предназначенные для оказания услуг в морском порту (письмо Минфина России от 26.09.2011 № 03-05-05-01/76)

    Что касается применения п. 6 ст. 376 Кодекса в отношении сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, то по заключению Минтранса России (письмо от 22.06.2011 № ОВ-18/6843) понятие авиационной инфраструктуры определено Федеральным законом от 08.01.98 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации».

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.98 № 10-ФЗ авиационная инфраструктура включает аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.

    Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 40 Воздушного кодекса РФ аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

    При рассмотрении вопроса об отнесении имущества к сооружениям инфраструктуры воздушного транспорта следует также учитывать нормы Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (письма Минфина России от 26.09.2011 № 03-05-05-01/75 и от 06.07.2011 № 03-05-05-01/52).

    В случае передачи в уставный капитал организации указанных в п. 6 ст. 376 НК РФ сооружений, в отношении которых предыдущим собственником произведены и закончены капитальные вложения на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию, новый собственник не несет указанных инвестиционных затрат, в связи с чем положения п. 6 ст. 376 Кодекса на него не распространяются (письмо Минфина России от 26.09.2011 № 03-05-05-01/76).

    На основании ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 № 308-ФЗ положения п. 6 ст. 376 Кодекса применяются с 1 января 2011 г. до 1 января 2025 г.

    Имущество закрытых паевых инвестиционных фондов

    Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании (п. 2 ст. 378 НК РФ). Эта норма была введена в целях урегулирования вопроса, касающегося налогообложения имущества (основных средств), переданного и приобретенного в закрытые паевые инвестиционные фонды при осуществлении управляющими компаниями доверительного управления, Федеральным законом от 27.11.2010 № 308-ФЗ. Аналогичные изменения внесены в главу НК РФ о земельном налоге.

    Налоги уплачиваются за счет имущества, составляющего ЗПИФ.

    Рассмотрим отдельные вопросы, возникшие при применении управляющими компаниями ЗПИФ установленного порядка налогообложения имущества ЗПИФ.

    Постановка на учет управляющей компании в отношении имущества ЗПИФ. Кодексом не предусмотрено основание для постановки на учет управляющей компании в налоговом органе по месту нахождения имущества (в том числе недвижимого имущества и художественных ценностей, являющихся объектом налогообложения), входящего в состав закрытого паевого инвестиционного фонда, переданного в доверительное управление.

    Вместе с тем согласно ст. 378 и 388 Кодекса имущество (в том числе земельные участки), составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании.

    Учитывая изложенное, а также в целях обеспечения уплаты налога на имущество организации и земельного налога управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного фонда, до внесения изменений в приказ ФНС России от 13.01.2011 № ММВ-7-11/[email protected] в соответствии с п. 10 ст. 83 Кодекса ФНС России налоговым органам рекомендовала следующее.

    Осуществлять постановку на учет (снятие с учета) управляющей компании в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, входящего в состав ЗПИФа, переданного в доверительное управление, на основании обращения указанной управляющей компании (ее представителя) с приложением заверенных в установленном порядке копий следующих документов:

    — правил доверительного управления ЗПИФом (изменений и дополнений в правила доверительного управления

    — свидетельства о государственной регистрации права (прекращения права) общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев.

    В обращении должно быть указано наименование управляющей компании в соответствии с ее учредительными документами, ОГРН, ИНН/КПП и ее местонахождение, а также наименование соответствующего закрытого паевого инвестиционного фонда.

    Постановка на учет (снятие с учета) управляющей компании осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения вышеназванных документов (письмо ФНС России от 23.05.2011 № ЗН-4-11/[email protected]).

    Минфин России также выпустил ряд писем о порядке формирования первоначальной и остаточной стоимости имущества ЗПИФ для целей налогообложения (письма от 17.05.2011 № 03-05-05-01/29). Суть разъяснений Минфина России состоит в том, что учет имущества, составляющего ЗПИФ, ведется управляющими компаниями в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется по правилам ПБУ 6/01.

    При этом Минфином России разъяснено, что исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, первоначальную стоимость основных средств, включаемых в состав имущества паевого инвестиционного фонда при его формировании, следует определять в порядке, аналогичном установленному ПБУ 6/01 для определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации.

    Так, пунктом 9 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    В силу положений Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество (недвижимое имущество, художественные ценности), оценка его осуществляется оценщиком.

    Таким образом, постановка на учет имущества ЗПИФ (недвижимого имущества или художественных ценностей) осуществляется по оценочной стоимости.

    Формирование остаточной стоимости осуществляется в общеустановленном порядке, то есть исходя из амортизационных отчислений, капитальных вложений, проведенной переоценки основных средств не чаще одного раза в год (письма Минфина России от 17.05.11 № 03-05-05-01/31, от 30.08.2011 № 03-05-05-01/70).

    Обратите внимание, что к основным средствам относятся не только активы, учтенные на счете бухгалтерского учета 01 «Основные средства», но и в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 к ним относятся основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (в том числе предназначенные для предоставления в аренду), отражаемые в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности, то есть учтенные на счете бухгалтерского учета 03.

    Поэтому если приобретенные в состав закрытого паевого инвестиционного фонда основные средства, в частности, квартиры, предназначены для сдачи в аренду, данные объекты отвечают критериям основных средств (письмо Минфина России от 30.08.2011 № 03-05-05-01/70).

    Если же квартиры приобретены с целью продажи, они не отвечают установленным п. 4 ПБУ 6/01 критериям и поэтому не подлежат налогообложению.

    С целью обобщения информации о наличии и движении объектов имущества (например, картин, икон), составляющих закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей, приобретенных за счет средств фонда в целях дальнейшей перепродажи через определенный длительный период времени, можно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с выделением указанной информации на отдельном субсчете (письмо Минфина России от 26.04.2011 № 03-05-05-01/24). Поэтому материальные ценности (основные средства), составляющие закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей, подлежат налогообложению.

    Объекты высокой энергетической эффективности

    Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Эта норма введена в целях модернизации и технологического развития экономики России Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ.

    Данная льгота вступила в силу с 1 января 2012 г. и применятся различно в отношении:

    — объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности;

    — объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

    Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 308.

    При этом освобождены от налога на имущество организаций приобретенные и поставленные на баланс с 1 января 2012 г. вошедшие в Перечень виды имущества, например, автомобили легковые малого класса для индивидуального и служебного пользования.

    Что касается объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, для которых предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, следует иметь в виду, что принципы и правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара регламентированы постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара», приказом Минпромторга России от 29.04.2010 № 357 «Об утверждении правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности», согласно которым установлено применение следующих обозначений для классов энергетической эффективности товаров: А (А+, А++), B, C, D, E, F, G.

    В этой связи в целях применения налоговой льготы в отношении основных средств, имеющих высокий класс энергетической эффективности (за исключением объектов, указанных в Перечне), применяются обозначения для высоких классов энергетической эффективности товаров (учтенных в составе основных средств организации: А (А+, А++)).

    Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта (ст. 373 НК РФ). Льгота введена с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 30.07.2010 № 242-ФЗ.

    При использовании данной льготы необходимо иметь в виду, что под маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета понимаются российские и иностранные организации, являющиеся официальными спонсорами, поставщиками, лицензиатами Международного олимпийского комитета в рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, и официальные вещательные компании.

    Официальными вещательными компаниями являются иностранные организации, получившие исключительные права на трансляцию Олимпийских игр и Паралимпийских игр в пределах определенного государства или определенной территории (в том числе права на трансляцию по цифровым или иным каналам связи).

    Российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета являются:

    1) российские организации, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета;

    2) филиалы, представительства в РФ иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета. Иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета являются иностранные организации, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, за исключением филиалов, представительств в РФ таких иностранных организаций.

    Перечень маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета, в том числе перечень официальных вещательных компаний, утверждается Правительством РФ.

    Льготы для участников инновационного центра «Сколково»

    На основании п. 19 и 20 ст. 381 НК РФ освобождены от налогообложения организации, признаваемые управляющими компания­ми в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» (далее — Закон № 244-ФЗ), а также получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом № 244-ФЗ. Данная льгота введена Федеральным законом от 23.09.2010 № 243-ФЗ.

    Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Законом № 244-ФЗ, а также данные учета доходов (расходов).

    Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 145.1 Кодекса участник проекта утрачивает право на освобождение в случае, когда:

    — утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;

    — совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил

    1 млрд руб., превысил 300 млн руб., с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.

    Важно, что сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

    Особенности учета для участников проекта «Сколково»
    С 2013 г. особенности ведения бухгалтерского учета для организаций, получивших статус участников проекта инновационного центра «Сколково», установлены в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.
    Напомним, что до 2013 г. абз. 3 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) обязывал названные организации вести бухгалтерский учет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ, если их годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) превышал 1 млрд руб.
    Если названный лимит не превышался, согласно абз. 1 и 2 п. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ участники проекта инновационного центра «Сколково» освобождались от ведения бухгалтерского учета и вели учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, то есть вели налоговый учет доходов и расходов в порядке, установленном для организаций, применяющих УСН. Таким образом, до 2013 г. особенности учета были установлены только в отношении доходов и расходов.
    Кроме того, п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ обязывала организации, перешедшие на УСН, вести налоговый учет согласно главе 26.2 Кодекса в отношении доходов и расходов, а в отношении основных средств и нематериальных активов — вести учет в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.
    Поэтому участники проекта инновационного центра «Сколково» должны были вести учет основных средств в соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“ ПБУ 6/01».
    Сформированная в соответствии с ПБУ 6/01 остаточная стоимость основных средств должна найти отражение в налоговой декларации по налогу на имущество организаций участника проекта инновационного центра «Сколково».

    Преференции для судостроителей

    В целях обновления и ремонта действующих судов с 2012 г. налоговые льготы предоставлены судостроительным организациям, имеющим статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ введен Федеральным законом от 07.11.2011 № 305-ФЗ)

    Преференции для резидентов ОЭЗ

    На основании п. 23 ст. 381 НК РФ, введенного Федеральным законом от 30.11.2011 № 365-ФЗ, освобождаются от налогообложения с 2012 г. организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон (ОЭЗ) и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

    Тем же законом внесены изменения в п. 17 ст. 381 НК РФ, согласно которым с 2012 г. резиденты ОЭЗ могут применять льготу по налогу на имущество не в течение пяти лет, как это было ранее установлено, а в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного имущества.

    Льгота для владельцев движимого имущества — 2013

    Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в ст. 394 главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса введена новая норма по налогу на имущество организаций, которая начинает действовать с 1 января 2013 г. Установлено, что поставленное на баланс с 1 января 2013 г. в качестве основных средств движимое имущество не признается объектом налогообложения.

    Таким образом, новое, а также бывшее в употреблении движимое имущество (активная часть основных средств), приобретенное организациями и поставленное на баланс с 2013 г. в качестве основных средств, не облагается налогом.

    Учитывая, что данное имущество не признается объектом налогооб­ложения, в налоговой декларации (расчете) оно не отражается.

    Льготу отменили, ставки понизили
    Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2013 г. отменена налоговая льгота по налогу на имущество организаций по п. 11 ст. 381 Кодекса в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и железнодорожных путей общего пользования.
    Одновременно для указанных объектов предусмотрены пониженные налоговые ставки до 2020 г. Налоговые ставки не могут превышать в 2013 г. 0,4%, в 2014 г. — 0,7%, в 2015 г. — 1%, в 2016 г. — 1,3%, в 2017 г. — 1,6% и в 2020 г. — 1,9%.

    Объект налогообложения и налоговая база

    Определение объекта налогообложения и налоговой базы основывается на нормативных актах по бухгалтерскому учету (ст. 373 и 374 НК РФ).

    Основным нормативным актом является ПБУ 6/01. Согласно ему актив принимается в состав основных средств при соблюдении одновременно всех критериев, установленных п. 4 ПБУ 6/01.

    Итак, актив должен быть предназначен для использования в деятельности организации, использоваться более 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, организация не предполагает последующую перепродажу имущества (то есть не должен использоваться в качестве товара), способен приносить компании в будущем экономические выгоды (за исключением некоммерческих организаций).

    В силу ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества (движимого и недвижимого) юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу деятельности организации (Определение КС РФ от 14.12.2004 № 451-О, Решение ВАС РФ от 17.10.2007 по делу № 8464/07, Определение ВАС РФ от 14.02.2008 № 758/08 и др.) (письмо Минфина России от 17.06.2011 № 03-05-05-01/44).

    Объект недвижимого имущества

    Под объектом недвижимого имущества, в отношении которого отдельно исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

    В частности, в состав объекта недвижимого имущества включаются учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и прочее.

    Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видео­наблюдения и др.) (письмо Минфина России от 21.04.2011 № 07-02-06/58).

    Если имущество предназначено для сдачи в аренду, в том числе финансовую аренду (лизинг), ссуду, доверительное управление, совместную деятельность и по иным гражданско-правовым договорам, такое имущество в силу НК РФ во взаимосвязи с ПБУ 6/01 подлежит налогообложению.

    Элементы налогообложения (объект, налоговая база) по налогу на имущество организаций определяются по данным бухгалтерского учета, поэтому изменения, вносимые в правила ведения бухгалтерского учета, могут существенно влиять на формирование объекта налогообложения и налоговой базы по налогу.

    Кстати
    В 2011 г. Минфин России направил ФНС России письмо от 18.03.2011 № 03-05-04-01/08 об изменениях бухгалтерского учета объектов недвижимого имущества, внесенных в отдельные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) приказом Минфина России № 186н от 24.12.2010.

    Напомним, что изменения внесены в частности, в абз. 1 п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

    Названные нормы до 2011 г. содержали требования постановки на учет материальных ценностей в состав основных средств при наличии свидетельства о праве собственности на объект недвижимого имущества.

    С 1 января 2011 г. при совершении сделки купли-продажи с объектом недвижимого имущества для принятия объекта в состав основных средств не требуется документа о государственной регистрации прав.

    Поэтому продавец вправе:

    — списать с баланса (вывести за баланс) объект недвижимости при передаче новому собственнику, если права нового собственника не зарегистрированы и не утрачены права собственности на объект продавца;

    — вывести объект купли-продажи недвижимости из состава основных средств и учесть в составе товаров отгруженных, если денежные средства об оплате покупателем сделки не поступили продавцу.

    Организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат госрегистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения, независимо от факта государственной регистрации прав собственности (письмо Минфина России от 17.06.2011 № 03-05-05-01/44).

    В отношении налогообложения объектов капитального строительства необходимо иметь в виду, что ст. 703 Гражданского кодекса РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Поэтому объекты, завершенные строительством и переданные по акту ввода заказчику вне зависимости от государственной регистрации прав заказчика, подлежат учету в составе основных средств и налогообложению.

    Если объект капстроительства, например, комплекс зданий, строится в несколько этапов, и по договору подряда предусмотрена сдача по акту ввода каждого из них, каждый объект подлежит постановке на учет в состав основных средств как самостоятельный объект на основании соответствующего акта ввода и с этой даты подлежит налогообложению.

    Если здание, как единый объект, строится несколькими подрядчиками — соответственно на возведение фундамента и стен, внутренних работ, монтаж входящего в здание или сооружение оборудования, — ввод строительных работ на основании последнего подряда является основанием для перевода здания в состав основных средств при его вводе.

    При приобретении объекта основных средств, требующего капитальных вложений, зачисление его в состав основных средств осуществляется при завершении капитальных работ. Это следует из положений ПБУ 6/01. Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект доведен до состояния, пригодного для использования в деятельности организации (письма Минфина России от 22.06.2011 № 03-05-05-01/50 и от 22.06.2011 № 03-03-06/1/370).

    Все сказанное соответствует судебной практике, например Информационное письмо Президиума ВАС от 17.11.2011 № 148, согласно которому доработка объекта недвижимости до состояния пригодности к эксплуатации сопровождается увеличением его стоимости, что влияет на формирование первоначальной стоимости, по которой он в дальнейшем будет принят к учету в качестве основного средства. После окончательного формирования первоначальной стоимости объект недвижимости, ставший пригодным к использованию по назначению, должен быть включен в состав основных средств.

    Если объект капитального строительства (например, комплекс сооружений) состоит из нескольких связанных между собой объектов недвижимости и согласно договору подряда до сдачи их по акту ввода требуется проведение испытательных работ, то объект капитального строительства (с учетом всех сооружений, входящих в его состав) подлежит зачислению в состав основных средств после завершения испытательных работ на основании акта ввода объекта капитального строительства, и, следовательно только после этого определяется налоговая база по данному объекту.

    Напомню, что на основании п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся, в частности, внутрихозяйственные дороги и другие соответствующие объекты, а также учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

    Арендатор обязан учитывать капитальные вложения, произведенные им в арендованные объекты основных средств, произведенные за счет собственных средств (как возмещаемые так не возмещаемые лизингодателем), до их выбытия в рамках договора аренды. Данный подход в полной мере относится к лизингополучателю, если им произведены за счет собственных средств капвложения на объекте лизинга, учитываемого согласно договору финансовой аренды (лизинга) на балансе лизингодателя.

    Подпунктом «г» п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, было определено, что не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог. Однако приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н п. 50—53 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации признаны утратившими силу. Данный приказ Минфина России вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г. (письмо Минфина России от 08.04.2011 № 03-05-05-01/20). Поэтому обратите внимание, что с 1 января 2011 г. сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, отвечающие критериям п. 4 ПБУ 6/01, учитываются в составе основных средств и облагаются налогом на имущество организаций.

    Важно!
    В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 указанного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. В силу ст. 374 Налогового кодекса активы, отраженные в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (письмо Минфина РФ от 15.09.2011 № 03-05-04-01/26).
    Если организация приобрела активы (например, здание, помещение, машины, оборудование или автомобили) которые предназначены для последующей продажи, данное имущество не учитывается в составе основных средств на счете 01 «Основные средства» и, следовательно, не облагается налогом на имущество.

    Для целей исчисления налоговой базы остаточная стоимость объекта основных средств формируется исходя из первоначальной стоимости имущества и начисленной амортизации. Учитываются также результаты проведенной в соответствии с ПБУ 6/01 переоценки основных средств.

    В силу ПБУ 6/01 первоначальная оценка объектов основных средств складывается из всех затрат на приобретение основного средства, включая стоимость объекта по соответствующему договору, доставку, установку, пошлины и т.п.

    Если имущество передается в счет вклада в уставный капитал, то п. 9 ПБУ 6/01, п. 12 ПБУ 19/02 определено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    В силу действующего законодательства, например, Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», при постановке на учет переданных в уставный капитал основных средств должна учитываться стоимость основных средств, произведенная оценщиком (письмо Минфина России от 03.10.2011 № 03-05-05-01/80). Действующим законодательством требования о проведении оценки имущества оценщиком установлены и для иных случаев (в том числе приватизации, акционирования, передачи имущества в закрытые паевые инвестиционные фонды).

    Согласно п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Амортизация начисляется также в отношении незарегистрированных в установленном законодательством порядке объектов основных средств (движимого и недвижимого имущества), в том числе транспортных средств, предназначенных для использования в деятельности организации.

    Транспортные средства, приобретенные для перепродажи и используемые до 12 месяцев в качестве демонстрационного образца по договору, учитываются бухгалтерском учете в качестве товара и, следовательно, налогом на имущество не облагаются (письмо Минфина России от 07.11.2008 № 03-05-05-01/65).

    При исчислении налоговой базы в части среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в расчет включается сформированная в бухгалтерской отчетности по правилам ведения бухгалтерского учета остаточная стоимость имущества, отраженная на балансе организации по состоянию на 1-е число каждого месяца, начиная с 1 января и остаточная стоимость имущества на конец календарного года, то есть отраженная в бухгалтерской отчетности за отчетный год на конец года остаточная стоимость имущества с учетом произведенных за 31 декабря календарного года соответствующих операций, свидетельствующих о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости (письмо Минфина России от 15.07.2011 № 03-05-05-01/55).

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *