Приказ минздрава 972 от 31.10.1977

Вопрос: В соответствии с приказом Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (вместе с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.09.1977 N 870) с 1 января 1979 г. — ежегодный оплачиваемый дополнительный оплачиваемый 3-х дневный отпуск врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи за непрерывную работу в указанных. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.)

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (вместе с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.09.1977 N 870) с 1 января 1979 г. — ежегодный оплачиваемый дополнительный оплачиваемый 3-х дневный отпуск врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи за непрерывную работу в указанных учреждениях и на территориальных участках свыше трех лет. Проведена спецоценка труда 14.09.2017 в отделении экстренной консультативной медицинской помощи и по оценке рабочего места врача анестезиолога-реаниматолога, врача-неонатолога, медицинской сестры-анестезиста. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется вышеуказанным работникам по результатам специальной оценки условий труда, так как отнесены к вредным условиям труда 3.2. Прошу разъяснить полагается ли им дополнительный оплачиваемый 3-х дневный отпуск В соответствии с приказом Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (вместе с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.09.1977 N 870).

Работники, на рабочих местах которых условия труда отнесены к вредным условиям второй степени (подкласс 3.2), имеют права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная продолжительность указанного отпуска работникам составляет 7 календарных дней.

За особый характер работы участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый продолжительностью 3 календарных дня.

Приказ Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» положений о предоставлении дополнительных отпусков не содержит.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Согласно ст. 14 Закона N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Статья 118 ТК РФ определяет, что отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 32 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 22.09.1977 N 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск предоставляется за непрерывную работу участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи.

Согласно ст. 423 ТК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты как Российской Федерации, так и бывшего СССР, действующие на территории России до введения ТК РФ (до 01.02.2002), применяются на территории Российской Федерации, если они не противоречат ТК РФ.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Решение № 2-1051/2011 от 30 августа 2011 г. по делу № 2-1051/2011

Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1051/2011 Мотивированное
решение изготовлено

30 августа 2011 года

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года город Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой С.Ю., при секретаре Кошелевой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Распопина Алексея Вячеславовича к государственному учреждению здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 7» о защите трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л :

Распопин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 7» о защите трудовых прав. Исковые требования мотивированы следующим.

Истец работает в ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» с ../../. г. в должности . в отделении скорой и неотложной психиатрической помощи. С ../../. г. переведен на должность старшего врача отделения скорой и неотложной психиатрической помощи. Кроме того, истец работает также по совместительству врачом-психиатром в отделении скорой и неотложной психиатрической помощи по срочному трудовому договору.

Функциональные обязанности старшего врача – это не только руководство деятельностью отделения скорой и неотложной психиатрической помощи, но и выполнение обязанностей врача-психиатра отделения скорой медицинской помощи.

Таким образом, начиная с 01.12.2010 истец выполняет административные функции и кроме них выполняет функции врача-психиатра, вследствие чего у него возросла интенсивность труда и не изменилась вредность труда.

В июне 2011 года истец обратился с заявлением о предоставлении ему очередного ежегодного отпуска. При ознакомлении с приказом о предоставлении отпуска выяснилось, что дополнительный отпуск по основной работе и дополнительный отпуск по работе по совместительству не совпадают по продолжительности. Дополнительный отпуск по основной работе – 13 дней, по совместительству – 30 дней. Периоды, за который истцу были исчислены отпуска по основной работе и по работе по совместительству, совпадают, то есть с 09.08.2010 по 14.08.2011.

В отделе кадров ответчика истцу пояснили, что при исчислении продолжительности отпуска работодатель руководствуется трудовым кодексом и постановлением Государственного Комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», согласно которому у старшего врача продолжительность дополнительного отпуска составляет 12 рабочих дней, а у врача-психиатра – 30 рабочих дней. В соответствии с Трудовым кодексом РФ отпуска предоставляются в календарных днях, поэтому: 14 календарных дней составляет дополнительный отпуск старшего врача и 35 календарных дней – врача.

Кроме того, в соответствии с пунктом 32 приказа от 31.10.1977 Министерства здравоохранения СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» врачам выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи положен дополнительный отпуск продолжительностью 3 дня.

Истец считает, что действия работодателя по расчёту ему отпуска неправомерны.

В течение рабочей смены истец выполняет и функции врача и административные функции (как старший врач) за счет интенсивности труда. В течение всего рабочего времени находится во вредных условиях труда, вместе с бригадой скорой помощи выезжает по вызовам, занимается оказанием медицинской помощи. Поэтому истец считает, что по основной работе и по совместительству истец работает одинаково во вредных условиях труда и, соответственно, продолжительность дополнительного отпуска по основной работе и по работе по совместительству должна совпадать.

Истец просит обязать ответчика исчислять ему продолжительность дополнительного отпуска по основной работе из расчета 38 календарных дней за год работы и произвести перерасчёт продолжительности дополнительного отпуска за период с 09.08.2010 по 14.08.2011 по основной работе до 30 календарных дней.

В судебном заседании истец в полном объёме поддержал предъявленные исковые требования и просил об их удовлетворении.

Представитель ответчика – юрисконсульт ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» Малеева Ю.Ф., действующая на основании выданной в установленном законом порядке главным врачом учреждения доверенности от ../../. г. (л.д. 18), исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении иска в полном объёме. Поддержала доводы письменных возражений на иск, которые заключаются в следующем.

В соответствии с условиями заключенного с истцом трудового договора, как по основной работе, так и по совместительству, продолжительность отпуска определяется коллективным договором, но не менее, чем гарантировано действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно условиям коллективного договора ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» на 2009-1011гг. продолжительность дополнительного отпуска: врача-психиатра отделения скорой и неотложной психиатрической помощи составляет 38 календарных дней; старшего врача отделения скорой и неотложной психиатрической помощи составляет 14 календарных дней.

Статьей Часть III > Раздел V. Время отдыха > Глава 19. Отпуска > Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда’ target=’_blank’>117 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Исходя из этого, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или)опасными и иными особыми условиями труда» установлена минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не менее 7 календарных дней для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест.

Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ Минздравсоцразвития РФ поручено в срок до 7 июня 2009 года установить минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от класса условий труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, однако Минздравсоцразвития РФ это поручение Правительства РФ до настоящего времени не выполнило.

Следовательно, согласно статьей Часть VI > Раздел XIV. Заключительные положения > Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов’ target=’_blank’>423 Трудового кодекса РФ в настоящее время продолжительность дополнительных отпусков медицинских работников регламентируется «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ о минимальной продолжительности дополнительного отпуска в размере 7 дней.

Пункт 92 раздела XL «Здравоохранение» указанного Постановления Госкомтруда СССР предусматривает право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 12 рабочих дней врачам и старшим врачам станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи и отделения выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц. Кроме того, пунктом 32 приказа Минздрава СССР от 31.10.1977 № 972 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» врачам выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи за непрерывную работу свыше трех лет положен дополнительный отпуск в количестве 3 дней.

В соответствии с указанными нормативными актами истцу по основному трудовому договору положен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных (12 рабочих) дней, а также три дня за работу свыше трех лет в отделении скорой и неотложной психиатрической помощи.

Даже с учетом того, что истец по основному трудовому договору выполняет функциональные обязанности врача выездной бригады отделения скорой и неотложной психиатрической помощи в течение рабочего времени, в соответствии с пунктом 19 раздела 2 Должностной инструкции, предусмотренным в связи с дефицитом врачебных кадров в учреждении, учреждение в настоящее время не имеет законного права и возможности пересчитать и исчислять в большей продолжительности дополнительный отпуск истца (л.д. 55-56).

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Распопин А.В. работает в ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» старшим врачом скорой медицинской помощи в отделении скорой и неотложной психиатрической помощи на основании трудового договора №. от ../../. г. (л.д. 4-9,35-36).

В указанной должности Распопин А.В. работает с ../../. г. на основании дополнительного соглашения к трудовому договору №. от ../../. г. (л.д. 42). До назначения на данную должность Распопин А.В. работал врачом-психиатром скорой медицинской помощи в отделении скорой и неотложной психиатрической помощи.

Кроме того, Распопин А.В. работает в ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» по совместительству врачом-психиатром в отделении скорой и неотложной психиатрической помощи на основании срочного трудового договора №. от ../../. г. (л.д. 9-10).

В соответствии с условиями дополнительного соглашения №. от ../../. г. к трудовому договору №. от ../../. г., а также пунктом 1.11 трудового договора №. от ../../. г. продолжительность дополнительного отпуска определяется коллективным договором, но не менее чем гарантировано действующим законодательством РФ.

Согласно пункту 3 Приложения 7 Коллективного договора ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» на 2009-2011гг. продолжительность дополнительного отпуска врача-психиатра отделения скорой и неотложной психиатрической помощи составляет 35+3 календарных дня; а старшего врача отделения скорой и неотложной психиатрической помощи – 14 календарных дней.

Приказом главного врача ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» №. от ../../. г. Распопину А.В. был предоставлен отпуск по основной работе в должности старшего врача отделения скорой и неотложной психиатрической помощи за период работы с 09.08.2010 по 14.08.2011 продолжительностью 41 календарный день, из которых ежегодный основной оплачиваемый отпуск – 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск – 13 календарных дней, с 18 июля по 27 августа 2011 года (л.д. 11-13,43).

Кроме того, данным приказом истцу был предоставлен отпуск по работе по совместительству в должности врача-психиатра отделения скорой и неотложной психиатрической помощи за рабочий период с 09.08.2010 по 14.08.2011 продолжительностью 58 календарных дней, из которых ежегодный основной оплачиваемые отпуск – 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск – 30 календарных дней (л.д. 44-46).

Также приказом главного врача ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» №. -о от ../../. г. Распопину А.В., за основную работу в качестве врача скорой медицинской помощи, был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 3 календарных дня, с 28 по 30 августа 2011 года (л.д. 47-48, 49-50).

Истцом не оспаривается продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска, как по основной работе, так и по работе по совместительству. Предметом спора по рассматриваемому судом делу являются доводы истца о том, что продолжительность дополнительного отпуска при работе по основному месту работы и при работе по совместительству не может быть различной при равных вредных условиях труда.

Суд признаёт указанные доводы истца основанными.

В соответствии со статьей Часть III > Раздел V. Время отдыха > Глава 19. Отпуска > Статья 114. Ежегодные оплачиваемые отпуска’ target=’_blank’>114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии со статьей Часть III > Раздел V. Время отдыха > Глава 19. Отпуска > Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска’ target=’_blank’>116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии со статьей Часть III > Раздел V. Время отдыха > Глава 19. Отпуска > Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда’ target=’_blank’>117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с частью 3 статьи Часть III > Раздел V. Время отдыха > Глава 19. Отпуска > Статья 121. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска’ target=’_blank’>121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающей право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

В соответствии с частью 3 статьи Часть IV > Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников > Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников’ target=’_blank’>350 Трудового кодекса РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, дополнительные отпуска предоставляются работникам здравоохранения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этих отпусков и условия их предоставления, в соответствии со статьей Часть III > Раздел IV. Рабочее время > Глава 15. Общие положения > Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени’ target=’_blank’>92 Трудового кодекса РФ, должны утверждаться Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Однако данные перечни до настоящего времени Правительством РФ не приняты, в связи с чем, вплоть до принятия соответствующих перечней, в соответствии со статьей Часть VI > Раздел XIV. Заключительные положения > Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов’ target=’_blank’>423 Трудового кодекса РФ, действует Список производств, цехов, профессий, должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиумом ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22.

Перечень категорий работников здравоохранения, имеющих право на дополнительные отпуска в связи с работой в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, включен в специальный раздел Списка – раздел XL «Здравоохранение». Продолжительность дополнительных отпусков указанных в Списке медицинских работников дифференцирована в зависимости от характера и сложности работы, от вредности условий труда и степени их неблагоприятного воздействия на здоровье работника.

Пунктом 29 раздела XL «Здравоохранение» предусмотрено право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 12 рабочих дней врачам и старшим врачам станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи и отделения выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц.

Кроме того, пунктом 32 приказа Министерства здравоохранения СССР № 972 от 31 октября 1977 года «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» врачам выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи за непрерывную работу свыше трёх лет положен дополнительный отпуск в количестве трёх дней.

Судом установлено, что как по основной работе, так и по совместительству, условия труда Распопина А.В. характеризуются как вредные (л.д. 4-10, 35-42) и данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

При указанных обстоятельствах, суд признаёт обоснованными доводы истца о том, что дополнительный отпуск за один рабочий год – с 09.08.2010 по 14.08.2011 – по основной работе и работе по совместительству должны совпадать по своей продолжительности, поскольку иной расчёт продолжительности дополнительного отпуска (13 календарных дней) противоречит предусмотренным трудовым законодательством гарантиям для работников, занятых на вредных условиях труда.

Соответственно, с учётом права также на дополнительный отпуск продолжительностью три дня за работу в составе бригады скорой помощи, которое не оспаривается стороной ответчика в судебном заседании, расчет продолжительности дополнительного отпуска по основной работе истца должен производиться из расчета 38 календарных дней (35+3 календарных дня), пропорционально времени, фактически отработанному во вредных условиях труда.

Таким образом, суд признаёт обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет дополнительного отпуска истца за период с 09 августа 2010 года по 14 августа 2011 года по основной работе до 30 календарных дней.

В соответствии с частью 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 103. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела’ target=’_blank’>103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при предъявлении исковых требований по трудовому спору был освобождён, в сумме 200 руб.

Исковые требования Распопина Алексея Вячеславовича удовлетворить.

Возложить на государственное учреждение здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница №7» обязанность произвести перерасчет продолжительности дополнительного отпуска по основной работе Распопина Алексея Вячеславовича в должности старшего врача отделения скорой и неотложной психиатрической помощи из расчета 38 календарных дней за период с 09 августа 2010 года по 14 августа 2011 года пропорционально времени, фактически отработанному во вредных условиях труда и произвести перерасчёт продолжительности дополнительного отпуска за период с 09 августа 2010 года по 14 августа 2011 года по основной работе до 30 календарных дней.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 7» государственную пошлину, от уплаты которой истец при предъявлении иска был освобожден, в сумме 200 руб., которая подлежит уплате в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Нормирование труда — как главный инструмент формирования штатного расписания амбулаторно-поликлинических учреждений Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Маиса Афанасьевна

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Маиса Афанасьевна

WORK RATIONING — AS THE MAIN TOOL OF FORMATION OF THE LIST OF STAFF OF OUT-PATIENT-POLYCLINIC ESTABLISHMENTS

The analysis of the basic is standard-legal documents on rationing of work of experts of a primary link testifies to discrepancy of specifications of loading of the experts established in last century. In modern conditions of rendering of medical a >resources of the medical organisations is. In introduction in practical public health services of modern technologies of rendering of medical aid the main tool of their rational use is work rationing.

Текст научной работы на тему «Нормирование труда — как главный инструмент формирования штатного расписания амбулаторно-поликлинических учреждений»

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА — КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Москва

Анализ основных нормативно-правовых документов по нормированию труда специалистов первичного звена свидетельствует о несоответствии нормативов нагрузки специалистов, установленных в прошлом столетии. В современных условиях оказания медицинской помощи одной из важных задач отечественного здравоохранения является повышение качества оказания медицинской помощи при рациональном использовании материально-технических и кадровых ресурсов медицинских организаций. В период внедрения в практическое здравоохранение современных технологий оказания медицинской помощи главным инструментом их рационального использования является нормирование труда.

Ключевые слова:штатные нормативы, ресурсы, должности, население, амбулаторно-поликлинические учреждения.

WORK RATIONING — AS THE MAIN TOOL OF FORMATION OF THE LIST OF STAFF OF OUT-PATIENT-POLYCLINIC ESTABLISHMENTS

FRI «Health Organization and Informatics » Ministry of Health of the Russian Federation,Moscow

The analysis of the basic is standard-legal documents on rationing of work of experts of a primary link testifies to discrepancy of specifications of loading of the experts established in last century. In modern conditions of rendering of medical aid of one of important problems of domestic public health services improvement of quality of rendering of medical aid at rational use of material and personnel resources of the medical organisations is. In introduction in practical public health services of modern technologies of rendering of medical aid the main tool of their rational use is work rationing.

Keywords: regular specifications, resources, posts, the population, out-patient-polyclinic establishments. Актуальность.

В 70-80 ые годы много внимания уделялось вопросам нормирования труда [1-4]. Основная часть из нормативно-правовых документов, принятых с 30 и более летней давностью, продолжают действовать и по настоящее время в связи с отсутствием новых, соответствующих современным требованиям. Известно, что изменившиеся условия в организации медицинской помощи требуют не только наращивания материальных ресурсов, но и дальнейшего совершенствования стиля организации и методов оказания медицинских услуг [5-6].

Одной из глобальных задач отечественного здравоохранения является рациональность использования материально-технических и кадровых ресурсов, главным инструментом которого является нормирование труда специалистов в отрасли здравоохранения. Результаты

научных исследований свидетельствуют о существующих расхождениях в нормативно-правовых документах, как между собой, так современным требованиям [7-9].

Цель исследования: научное обоснование необходимости пересмотра нормативов нагрузки специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений.

Материал и методы:нрмативно-правовые документы, касающиеся нормативов нагрузки и обеспечения специалистами амбулаторно-поликлинического звена медицинской помощи.

Результаты и их обсуждение.

Приказом Минздрава СССР от 31.10.1977 №972 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» были утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала центральных районных поликлиник сельских районов, городских поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) с численностью населения до 25 тыс. человек (в ред. Приказа Минздрава СССР от 24.06.1981 № 685, действующего до настоящего времени):

Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливались из расчета численности населения, аштатные нормативы уточнялись последующими приказами (таблица 1).

Штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи (на 1000 населения)

Наименование должности врача Число должностей на 1000 населения

проживающего в населенном пункте, где расположена больница, и непосредственно обслуживаемого ею проживающего в населенном пункте, где расположена больница, но непосредствен но обслуживаемого ею (приписной участок прожив. на остальной терр. района, обслуж. больницей (для ЦРБ без учета на селения на территории деятельности РБ)

взрослого детского взрослого детского взрослого детского

Врач-терапевт участковый 0,59 — 0,59 — — —

(пп. «а» в ред. ПриказаМинздрава СССР от 30.05.1986 № 770)

Врач-хирург, уролог (суммарно) 0,07 0,04 0,07 0,04 0,01 0,01

(пп. «в » в ред. Приказа Минздрава СССр °от 30.05.1986№ 770)

Врач-травматолог-ортопед 0,03 0,04 0,02 0,04 0,01 0,01

Продолжение таблицы 1

Врач акушер-гинеколог 0,165 — 0,165 — 0,025 —

(пп. «д» в ред. Приказа Минздрава СССР от 06.12.1985 № 1567-ДСП)

Врач — участковый-педиатр — 1,25 — 1,25 — —

(пп. «е» в ред. ПриказаМинздрава СССр ° от 11.07.1985№ 920)

Врач-отоларинголог 0,04 0,12 0,02 0,12 0,01 0,01

Врач-офтальмолог 0,04 0,08 0,02 0,08 0,01 0,01

(в ред. Приказа Минздрава СССР от 10.11.1986 № 1470)

Врач-невропатолог 0,05 0,06 0,03 0,06 0,01 0,01

Врач-стоматолог и врач-стоматолог-хирург (суммарно) 0,4 0,45 0,4 0,45 0,02 0,02

(пп. «л » в ред. Приказа Минздрава ССС Рот 30.05.1986№ 770)

Врач- кардиоревматолог 0,02 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01

Врач — участковый терапевт цехового врачебного участка 1 должность на 1500 работников крупных (с числом работающих свыше 1000 человек) промышленных предприятий химической, угольной, горнорудной, нефтеперерабатывающей промышленности, или на 2000 работников крупных (с числом работающих свыше 1000 человек) промышленных предприятий других отраслей промышленности, или на 2000 работников строительных организаций, занятых на одном или нескольких рядом расположенных объектах строительства

Врач- терапевт подростковый 1 должность на 1500 подростков (15 — 17 лет включительно), вместо 0,9 должности врача-терапевта участкового

(пп. «о» в ред. Приказа Минздрава СССР от 30.05.1986 № 770)

В целях улучшения качества оказания медицинской помощи несколько позже был издан Приказ Минздрава СССР от 22.07.1982 №715 «О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении» (вместе с номенклатурами «Учреждений здравоохранения», «Врачебных должностей», извлечением из письма Министерства Финансов СССР от 13.10.1981 №190. Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета (таблица 2).

В 70-80-х годах прошлого столетия вся работа по нормированию труда работников учреждений здравоохранения проводилась в соответствии со сводными годовыми и пятилетними планами нормативно-исследовательских работ, которые успешно выполнялись. В основу этих планов положены рекомендации Госкомтруда СССР, являющегося координатором работ по нормированию труда всех министерств и ведомств.

Приказом Минздрава СССР от 24.06.81 № 685 «О штатных нормативах и типовых штатах персонала центральных районных поликлиник сельских районов» были утверждены до-

полнения к штатным нормативам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900, а также дополнения и изменения типовых штатов учреждений здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 декабря 1979 года №1320.

Число должностей врачей на 1000 населения

Наименование должности Число должностей на 1000 населения

(пп. «а» в ред. Приказа Минздрава СССР от 30.05.1986 № 770)

(пп. «б» в ред. Приказа Минздрава СССР от 11.07.1985 № 920)

Врач акушер-гинеколог 0,1 —

(пп. «в» в ред. Приказа Минздрава СССР от 23.12.1986 № 1263)

Врач-хирург 0,04 0,03

Врач-стоматолог 0,25 0,25

Врач-стоматолог-протезист (содержится на хозрасчете или за счет специальных средств) 0,07 —

Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. №1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» утвердил в числе прочего расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений). Указанные в данном Приказе ряд нормативов рабочего времени врачей-специалистов по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения просуществовали до 1990 года и действуют по настоящее время.

В 1990г. был издан приказ Минздрава СССР от 04.05.90г. №188 «Об утверждении Положения о лечебно-профилактическом учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма, и инструкции по составлению устава лечебно-профилактического учреждения (объединения)», который частично определял прекращение действия приказа Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. №1000 на лечебно-профилактическое учреждение с момента утверждения устава данного учреждения в новой редакции.

Данный приказ вводил новое определение лечебно-профилактического учреждения, как самостоятельного учреждения здравоохранения, предназначенного для оказания различных видов медицинской помощи населению. К учреждениям такого типа стали относиться диспансеры (лечебницы), все амбулаторно-поликлинические и санаторно-курортные учре-

ждения. На новые формы хозяйствования переводились учреждения, задействованные на всех этапах оказания медицинской помощи населению. Приказ №188 позволял главным врачам лечебно-профилактических учреждений самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание подведомственных учреждений.

Поскольку приказ действует и по настоящее время, нормирование труда относится к компетенции ЛПУ, большинство из которых продолжают работать по Приказу Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений».

Приказом МЗ РФ от 16 октября 2001 г. № 371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с население свыше 25 000 человек (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2006 № 320 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.10. 2001 №371». Приказ МЗ РФ от 16. 10. 2001 №371 (в ред. От 28.04.2006) «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 000 человек» (вместе с «Штатными нормативами медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах свыше 25 000 человек)» установлены штатные нормативы медицинского и педагогического персонала детских поликлиник, входящих в состав городских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами:

1. Должности врачей для обеспечения приема детей и подростков в поликлинике, оказания медицинской помощи в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и среднего профессионального образования, на дому и другой амбулаторно-поликлинической работы устанавливаются из расчета (таблица 3) (п. 1 в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2006 № 320 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.10.2001 №721»).

2. Должности врачей-стоматологов всех наименований и врачей амбулаторного приема населения приписных участков устанавливаются по штатным нормативам детских стоматологических поликлиник и приписных участков поликлиник (амбулаторий) в составе центральных районных и районных больниц сельских районов.

3. Должности врачей в дополнение к пунктам 1 и 2 настоящих штатных нормативов устанавливаются для обеспечения работы в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и

среднего профессионального образования (за исключением указанных учреждений, в штате которых сохранены врачебные должности) из расчета 1 должность на:

Число должностей специалистов для приема детского населения (на 10000 детей)

№ Наименование должностей Число должностей на 10 тысяч детей

п/п до 17 лет 11 месяцев 29 дней, прикрепленных к ней

1 Врач-педиатр участковый 12,5

2 Врач — детский хирург 0,5

3 Врач-травматолог-ортопед 0,75

4 Врач — детский уролог-андролог 0,5

5 Врач-акушер-гинеколог 1,25

6 Врач-отоларинголог 1,25

7 Врач-офтальмолог 1,5

8 Врач-невролог 1,5

9 Врач-кардиолог (ревматолог) 0,3

10 Врач — детский эндокринолог 0,5

11 Врач — детский онколог (гематолог) 0,1

12 Врач-аллерголог-иммунолог 0,2

13 Врач-нефролог 0,2

14 Врач-гастроэнтеролог 0,2

— 180 — 200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслей — садов);

— 600 детей детских садов (соответствующих групп в детских яслях — садах);

— 1200 учащихся образовательных учреждений.

3.2. Врача-фтизиатра — на 200 детей в санаторных яслях, яслях — садах и детских садах, а также лесных школах и других санаторных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.

3.3. Врача-психиатра детского (психиатра подросткового) на 200 учащихся для вспомогательных специальных коррекционных школ для умственно отсталых детей.

3.4. Врача-офтальмолога — в одной из поликлиник города (городского административного района) с численностью населения не менее 300 тыс. человек.

4. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются из расчета:

— 2 должности на каждую должность врача-травматолога-ортопеда;

— 1 должность медицинской сестры на каждую должность врача: детского хирурга, офтальмолога, отоларинголога, уролога, аллерголога-иммунолога, акушера-гинеколога, детского онколога, гематолога;

— 1 должность на каждые две должности врачей: невролога, кардиолога, ревматолога, детского эндокринолога.

5. Должности медицинских сестер или фельдшеров для непосредственного обслуживания детей в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и среднего профессионального образования (за исключением указанных учреждений, в штате которых сохранены должности среднего медицинского персонала) из расчета 1 должность на:

— 600 учащихся образовательных учреждений;

— 100 детей детских садов;

— 50 детей санаторных детских садов;

— 300 учащихся вспомогательных школ для умственно отсталых детей.

6. Должности санитарок врачебных кабинетов, лаборатории, регистратуры и т.д. устанавливаются из расчета 1 должность на: каждую должность врача: детского хирурга, травматолога-ортопеда, уролога, акушера-гинеколога, детского онколога, гематолога.

Последним Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены рекомендуемые штатные нормативы поликлиники (таблица 4) и признаны утратившими силу:

— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. № 487 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г. № 6954);

— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г. № 8200).

Рекомендуемые штатные нормативы поликлиники

№ п/п Наименование должностей Количество должностей

1. Главный врач 1 должность

2. Заведующий терапевтическим отделением при числе должностей врачей-терапевтов всех наименований (включая врачей-терапевтов подростковых при отсутствии соответствующего отделения) 6,5 — 9 — вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 9 — сверх этих должностей.

3. Заведующий хирургическим отделением 1 должность: при числе должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов (при отсутствии в учреждении должности заведующего травматолого-ортопедическим отделением) 5 — 8 — вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 8 — сверх этих должностей

4. Заведующий травмато- лого-ортопедическим отделением*(2) 1 должность на 8 и более врачебных должностей

5. Заведующий отделением медицинской профилактики 1 должность в штате поликлиники, обслуживающей не менее 25 тыс. взрослого населения, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики

6. Заведующий отделением оториноларинголо-гическим, офтальмологическим, неврологическим 1 должность по каждому из отделений указанного профиля при числе должностей врачей соответствующих наименований не менее 3,5 — вместо 0,5 должности врача

7. Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности 1 должность — при числе должностей врачей амбулаторного приема не менее 25

8. Главная медицинская сестра 1 должность

9. Заведующий кабинетом медицинской статистики Устанавливается в поликлинике с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 40

10. Заместитель главного врача по медицинской части Устанавливается при числе врачебных должностей (включая должность главного врача) не менее 40

11. Врач-терапевт участковый 1 должность на 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше

12. Врач-хирург 0,65 должности на 10 000 человек взрослого населения прикрепленного к поликлинике

13. Врач-травматолог-ортопед 1 должность для ведения приема взрослых больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы на 20 500 взрослого населения; 1 должность на 20 коек в смену травма-толого-ортопедического отделения; 1 круглосуточный пост на 100 000 прикрепленного населения для оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи

14. Врач-уролог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

15. Врач- оториноларинголог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

16. Врач-офтальмолог 0,6 должности 10 000 человек прикрепленного населения

17. Врач-невролог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

18. Врач-кардиолог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

19. Врач-эндокринолог (врач-диабетолог) 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

20. Врач-инфекционист 1 должность на 50 000 человек прикрепленного населения

21. Врач-аллерголог-иммунолог 1 должность на 100 000 взрослого населения

22. Врач-ревматолог 1 должность на 30 000 человек прикрепленного населения

23. Врач (фельдшер) кабинета медицинской профилактики 0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения*(3)

24. Заведующий кабинетом медицинской помощи при отказе от курения 1 должность вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики*(4)

25. Врач клинической лабораторной диагностики 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,25 должности при наличии аллергологического кабинета

26. Врач-рентгенолог 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

27. Врач-физиотерапевт в зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема поликлиники: от 15 до 30 — 0,5 должности; свыше 30 до 50 — 1 должность; свыше 50 — 1 должность и дополнительно 0,5 должности на каждые последующие 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием (сверх 50)

28. Врач по лечебной физкультуре 1 должность на 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, но не менее 1 должности на поликлинику

29. Врач-методист 1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 и более тыс. человек

30. Врач функциональной диагностики В зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема: от 20 до 50 — 0,5 должности; свыше 50 — 1 должность

31. Врач-психотерапевт 1 должность на 25 000 прикрепленного населения

32. Врач-онколог или врач-специалист, прошедший подготовку по онкологии 1 должность на 500 человек контингента диспансерных онкологических больных

33. Врач-психиатр-нарколог 1 должность на 30 000 прикрепленного населения

34. Врач-гастроэнтеролог 1 должность на 50 000 взрослого населения

35. Врач-колопроктолог 1 должность на 100 000 населения

36. Врач-эпидемиолог 1 должность в поликлиниках свыше 300 посещений

37. Медицинская сестра участковая 1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта

38. Медицинская сестра 2 должности на каждую должность врача-хирурга, травматолога-ортопеда, врача-эндокринолога (врача-диабетолога); 1 должность на каждую должность врача, ведущего амбулаторный прием; 1 должность в смену на круглосуточный травмпункт при наличии объема работы по наложению гипсовых повязок 1 должность на каждую должность врача функциональной диагностики

39. Медицинская сестра отделения (кабинета) медицинской профилактики (для обеспечения доврачебного приема, сбора анамнеза и обеспечения организации динамического наблюдения за лицами с высоким риском хронического неинфекционного заболевания) 0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения

40. Медицинская сестра по физиотерапии 1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год

41. Инструктор по лечебной физкультуре 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

42. Лаборант 1 должность на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

43. Рентгенолаборант Соответственно должностям врачей-рентгенологов и дополнительно 1 должность при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

44. Медицинская сестра по массажу 1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в поликлинике травматолого-ортопедического отделения

45. Медицинская сестра процедурной 1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

46. Старшая операционная медицинская сестра Устанавливается в штате поликлиники с числом должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов не менее 4 — вместо одной должности медицинской сестры

47. Старшая медицинская сестра регистратуры Устанавливается в поликлинике с числом должностей медицинских регистраторов не менее 8

48. Старшая медицинская сестра отделения Соответственно должностям заведующих отделениями*(5)

49. Медицинский регистратор 1,1 должности на 5 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием; 1 должность на архив рентгенкабинета (отделения) поликлиники с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 100; для ведения карт учета диспансеризации — из расчета 1 должность на 20 тыс. указанных карт

50. Медицинский статистик Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех): до 20 — 0,5 должности; свыше 20 до 40 — 1 должность; свыше 40 до 60 — 1,5 должности; свыше 60 — 2 должности*(6)

51. Помощник эпидемиолога 1 должность в поликлиниках с числом посещений до 300; 1 должность (вместе с врачом-эпидемиологом) в поликлиниках с числом посещений свыше 700

Продолжение таблицы 4

52. Сестра-хозяйка 1 должность

53. Санитар 1 должность: на каждую должность врача-специалиста (хирурга, травматолога-ортопеда, инфекциониста, колопрокто-лога); на каждые две должности других врачей, ведущих амбулаторный прием; на каждые 4 должности врачей-лаборантов и лаборантов; на каждые 2 должности медицинских сестер по физиотерапии, а при наличии водо-грязе-торфо-озокерито-парафинолечения — на каждую должность медицинской сестры, занятой отпуском указанных процедур; на каждую должность операционной медицинской сестры; на каждую должность медицинской сестры процедурного кабинета, но не более 1 должности на кабинет в смену; на рентгеновский кабинет в смену; на регистратуру в смену

54. Медицинский психолог Соответственно должностям врачей-психотерапевтов

55. Социальный работник Соответственно должностям врачей-психотерапевтов

Таким образом, в настоящее время деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений регламентируется следующими основными приказами:

¦ приказ Минздрава СССР от 11.10.82 № 999, утвердивший «Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек», с последующими изменениями и дополнениями;

¦ приказ Минздрава России от 16.10.01 № 371, утвердивший «Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала детских поликлиник, входящих в состав городских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами»;

¦ приказ от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению;

¦ приказ Минздрава России от 21.03.03 № 112, утвердивший «Штатные нормативы медицинского и другого персонала Центра общей врачебной (семейной) практики»;

¦ приказ Минздрава СССР от 01.10.76 № 950, утвердивший «Штатные нормативы медицинского персонала стоматологических поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек»;

¦ приказ Минздравсоцразвития России от 14.04.06 № 289 «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации».

А также приказы о порядках оказания специализированной медицинской помощи при различных заболеваниях, в которых определяются штатные нормативы.

1.Анализ основных нормативно-правовых документов по нормированию труда специалистов первичного звена свидетельствует о несоответствии нормативов нагрузки специалистов, установленных в прошлом столетии.

2. В период внедрения в практическое здравоохранение современных технологий оказания медицинской помощи главным инструментом рационального использования материально-технических ресурсов и кадрового потенциала для повышения качества оказания медицинской помощи является пересмотр нормативов нагрузки и штатного расписания в амбу-латорно-поликлинических учреждениях здравоохранения.

1. Приказ Минздрава СССР №730 от 14.09.1973 г. «Штатные нормативы медицинского персонала и работников кухонь, городских и областных (краевых, республиканских) кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов».

2. Приказ Минздрава СССР №560 от 31 мая 1979 г. «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных,краевых и республиканских больниц взрослых и детей».

3. Приказ Минздрава СССР от 23.09.81 №1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений»

4. Приказ Минздрава СССР №1096 от 16.08. 1985 г. «О мерах по улучшению нормирования труда в системе Министерства здравоохранения СССР».

5. Стародубов В.И. Предисловие/В.И.Стародубов// Стратегия реформирования регионального здравоохранения. Матер. ежег. Росс. науч.-практ.конф. 25-26 мая 2000. — С. 3-5.

6. Стародубов В.И. Управление здравоохранением на современном этапе. Проблемы, их причины и возможные пути решения/В.И. Стародубов, Д.В. Пливень//М.: Менеджер здравоохранения. 2007. 128 с.

7. Шипова В.М.Экономические механизмы оптимизации деятельности специализированной медицинской помощи/В.М. Шипова, А.В.Левин//Под редакцией академика РАМН О.П. Ще-пина. М. Гранть. 2002. 230 с.

8. Шипова В.М. Организация нормирования труда в амбулаторно-поликлиническом учрежде-нии/В.М.Шипова, Л.Г. Попова, Л.И.Ляпунова//Здравоохранение. 2005.№12. — С. 33-38

9. Шипова В.М. Правовое регулирование нормирования труда в сфере здравоохране-ния/В.М. Шипова, Г.М. Гайдаров// Под редакцией академика РАМН Р.У. Хабриева. Иркутск: Иркутское мед. издат. 2013.

The list of references

1. Prikaz Minzdrava SSSR №730 ot 14.09.1973 g. «Shtatnye normativy medicinskogo personala i rabotnikov kuhon’, gorodskih i oblastnyh (kraevyh, respublikanskih) kozhno-venerologicheskih dispanserov, otdelenij, kabinetov».

2. Prikaz Minzdrava SSSR №560 ot 31 maja 1979 g. «O shtatnyh normativah medicinskogo, farmacevticheskogo, pedagogicheskogo personala i rabotnikov kuhon’ oblastnyh, kraevyh i respublikanskih bol’nic vzroslyh i detej».

3. Prikaz Minzdrava SSSR ot 23.09.81 №1000 «O merah po sovershenstvovaniju organizacii raboty ambulatorno-poliklinicheskih uchrezhdenij»

4.Prikaz Minzdrava SSSR №1096 ot 16.08. 1985 g. «O merah po uluchsheniju normirovanija truda v sisteme Ministerstva zdravoohranenija SSSR».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *