Регуляторный договор это

«Регуляторный контракт» защитит инвесторов от изменения правил игры в период реализации проектов

Москва. 3 октября. INTERFAX.RU — Механизм, который планируется прописать в законе о поощрении капиталовложений, обсуждаемом в рамках недавно созданной рабочей группы чиновников и бизнеса на площадке РСПП, позволит защитить инвесторов от рисков изменения принципов регулирования в период реализации проектов, считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

«Договорились о принципиально новом формате взаимодействия бизнеса и власти — федеральные органы исполнительной власти должны представлять потенциальным частным инвесторам свои проекты в формате, соответствующем бизнес-стандартам: с IRR и другими финансовыми и экономическими показателями, а также вариантами «входа» в проект исходя из предпочтений бизнеса — облигации, вхождение в капитал и т.д. Фактически будут проводиться road show для бизнеса. Такой практики привлечения частных средств в госпроекты еще не было», — рассказал в беседе с «Интерфаксом» глава крупнейшего бизнес-объединения РФ.

Стабильность в обмен на инвестиции

При этом, подчеркивает Шохин, такие проекты должны обеспечивать не просто возврат частных инвестиций, а доходность вложений, сопоставимую с рыночной. Сам перечень пока формируется, но уже понятно, что в список претендентов войдут проекты из комплексного плана по развитию и модернизации инфраструктуры, проекты в сфере цифровизации и экологии.

Формат взаимодействия, предложенный рабочей группой, был поддержан премьер-министром Дмитрием Медведевым, с которым Шохин встретился в минувшую пятницу. «Важно не просто привлечение частных инвестиций в отдельные госпроекты, а выработка системных «правил игры», которые позволят существенно расширить привлечение внебюджетных средств и повысить эффективность реализуемых проектов», — говорит президент РСПП.

Вместе с тем, проекты федеральных органов исполнительной власти — это только одна часть работы. В отношении проектов частных компаний, соответствующих приоритетам «майского указа» президента, сам бизнес ждет поддержку со стороны государства в виде доступа к мерам стимулирования.

Как показал первый анализ проектов компаний, часто основным барьером является регуляторика, а особенно ее нестабильность. Неполная оценка рисков принимаемых радикальных регуляторных решений приводит к резкому снижению инвестпривлекательности отдельных отраслей и проблемам с уже начатыми проектами, например, в строительстве или рыбохозяйственном комплексе.

«Причем есть возможное решение этой проблемы — механизм «стабильность в обмен на инвестиции». Такая мера зафиксирована в законопроекте о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений в формате «регуляторного контракта». Внедрение этого механизма позволит защитить добросовестных инвесторов от избыточных рисков изменения принципов регулирования в период, когда реализация проекта далека от завершения», — рассуждает Шохин.

В целом, по его мнению, законопроект о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, основным компонентом которого является стабоговорка в фискальной и регуляторной части, привлекателен для бизнеса, как и подготовленный Минпромторгом пакет по совершенствованию механизма специнвестконтрактов, где инструмент стабоговорки уже используется.

«Ряд ведомств полагает, что стабоговорка нарушает конкурентные принципы, но, во-первых, предлагаемые РСПП низкие барьеры для входа (порог суммы инвестпроекта в 1 млрд руб.), откроют доступ к стабоговорке среднему бизнесу, что минимизирует риски для конкуренции. Во-вторых, в условиях растущей «внешней» нестабильности существенно растет важность для инвестиционных проектов предсказуемой регуляторики и фискальной нагрузки», — считает глава РСПП.

Неналоговые платежи — бизнес просит «пакетного» решения

Урегулирование проблемы неналоговых платежей далеко от завершения, продолжает Шохин. В целом необходим единый законопроект по всем неналоговым платежам, включаемым в НК, фиксирующий комфортные переходные положения для бизнеса. Например, бизнес негативно оценил законопроект по введению экологического налога из-за несоблюдения в нем достигнутых ранее договоренностей по принципам регулирования неналоговых платежей.

Речь идет о переходном периоде по уголовной ответственности за неуплату или неполную уплату квазиналоговых платежей, целевом характере средств по ряду платежей, урегулировании в рамках одного законопроекта порядка уплаты всех типов платежей, которые могут быть погружены в Налоговый кодекс, и так далее. Необходимость соблюдения этих условий подтвердил глава кабмина.

«Надеемся, что необходимые законопроекты появятся уже в этом году, но здесь качество работы не менее важно, чем скорость урегулирования этой давней проблемы», — подчеркивает Шохин.

Также президент РСПП напоминает, что масштабные инвестпланы требуют ликвидации дефицита высококвалифицированных кадров. А по опросам РСПП, нехватка кадров нужной квалификации попадает в топ-3 ограничителей для развития компаний все последние 10 лет.

«Предлагаемый нами инструмент — широкое внедрение новой системы квалификаций на предприятиях и в сфере подготовки кадров. Необходимо обеспечить развитие центров оценки квалификаций и цифровой платформы новой системы, обеспечить качественную обратную связь от рынка труда, включать в систему квалификаций компетенции цифровой экономики, эффективнее решать задачи повышения производительности труда», — говорит Шохин.

Такие меры, по его словам, включены в дорожную карту на период до 2024 года, подготовка которой завершается национальным советом по профессиональным квалификациям для представления главе государства. Д.Медведев подтвердил готовность поддержать реализацию «дорожной карты».

Бизнес все еще ждет стимулы для приема на работу «предпенсионеров»

«Принятые с учетом предложений президента законопроекты — начало масштабной работы по повышению эффективности и устойчивости пенсионной системы. Эта точка зрения разделяется и органами власти — достигнута договоренность, что рабочая группа по этой теме, сформированная на площадке Госдумы, продолжит свою работу», — рассказал глава союза промышленников и предпринимателей.

В частности, по его словам, предстоит обсудить судьбу накопительной части пенсии. «Начавшаяся дискуссия по проекту индивидуального пенсионного капитала (ИПК) — как раз старт этого обсуждения», — отмечает Шохин.

Отдельно он остановился на инициативе РСПП, ТПП и «Опоры России» о «донастройке» смежных с пенсионным законодательством вопросов, связанных, в частности, с повышением стимулирующей роли страховых взносов в ПФР в обеспечении занятости лиц предпенсионного возраста. Кроме того, в увязке с принятыми решениями по уголовной ответственности работодателей РСПП настаивает на принципах «административной преюдиции».

Также РСПП предлагает расширить поддержку работодателей, вкладывающих финансовые средства в развитие системы профессионального образования за счет выведения из-под налогообложения налогом на прибыль всех имущественных и денежных вложений работодателей в профобразование и обучение. Как считает Шохин, это создаст условия для повышения квалификации лиц предпенсионного возраста и в целом сократит дефицит необходимых кадров на рынке труда.

Основные направления деятельности правительства обсудят с РСПП через неделю

Недавно принятый правительством документ РСПП рассчитывает детально обсудить на заседании правления 10 октября с участием министра экономического развития Максима Орешкина.

«Но первые выводы уже можно сделать. Во-первых, в документ вошли критически важные для бизнеса направления работы по улучшению инвестиционного климата, не вошедшие в национальные проекты. Реформа контрольно-надзорной деятельности и переход на риск-ориентированный подход по своей масштабности вполне «тянут» на национальный проект», — заявил Шохин.

Во-вторых, в основных направлениях поставлена задача по снижению рисков, связанных с правоохранительными действиями, для добросовестных предпринимателей. «Данная тема особенно актуальна для секторов, работающих «в серой зоне», но готовых к массовому «обелению». Пока компании опасаются выходить из тени как из-за риска возбуждения дел за «старые грехи», так и резкого роста административной нагрузки, с которой сейчас сталкиваются работающие «в белую» компании», — рассказал глава РСПП.

В то же время он подчеркивает, что нужен баланс: прозрачно работающие компании не должны оказываться в худших условиях по сравнению с теми, кто нарушал закон. «Значит, необходимо избыточной административной нагрузки и защищенность от недобросовестных «правоохранителей» для всего бизнеса. Это и определяет инвестиционную активность бизнеса», — заключает президент союза.

Подписаны первые многосторонние регуляторные контракты в сфере газоснабжения регионов

Документы подписали главы Ростовской и Тюменской областей и дочерние компании ПАО «Газпром»

9 сентября руководитель ФАС России Игорь Артемьев, губернатор Ростовской области Василий Голубев, губернатор Тюменской области Александр Моор, Генеральный директор ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Владимир Ревенко, Генеральный директор АО «Газпром газораспределение Север», ООО «Газпром межрегионгаз Север» Сергей Скорняков подписали регуляторные контракты в сфере газоснабжения регионов, направленные на развитие газификации.

Также в церемонии подписания приняли участие заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, начальник Департамента ПАО «Газпром» Виталий Хатьков, Заместитель генерального директора по работе с органами власти и регионами ООО «Газпром межрегионгаз» Юрий Пахомовский.

Основными целями подписания контрактов являются:

  • направление дополнительных средств от тарифной выручки регулируемыми организациями (за счет сокращения операционных затрат) на газификацию городов и поселков;
  • закрепление и реализация всех базовых принципов ФАС России в области тарифного регулирования: долгосрочность тарифов (не менее 5 лет), «инфляция минус», обоснованность составляющих затрат по эталонному методу, исключение расходов, носящих необязательный характер, анализ закупок на соответствие Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ);
  • реализация принципа «единого окна» при работе с потребителями;
  • сокращение стоимости и сроков подключения потребителей к газораспределительным сетям.
  • Регуляторный контракт предусматривает использование для газификации региона кроме специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям дополнительные источники финансирования, определенные в рамках утверждения тарифов на следующий долгосрочный период регулирования (в период с 2020 по 2023 годы включительно).

    Игорь Артемьев отметил: «Тарифное законодательство разрешает вводить специальные тарифные надбавки для того, чтобы эти деньги под контролем губернаторов расходовались на доведение газа до городов и поселков. Газпром построил большой трубопровод до границы поселений, и сейчас есть ситуации, когда на трубопроводе стоит «заглушка», потому что у муниципальных хозяйств денег на то, чтобы осуществить проектирование и разводку газовых труб в дома, просто нет. Регуляторный контракт как раз позволяет решать эту проблему».

    «Мы открываем новую страницу в тарифном регулировании, потому что новое тарифное законодательство, в частности Закон об основах тарифного регулирования, который внесен в Правительство, предусматривает такие контракты не только по газу, но и по сетевым активам в электроэнергетике, водоснабжению и водоотведению. Все это позволит регионам решать свои социальные вопросы», — добавил он.

    В Ростовской области заключение регуляторного контракта за 5 лет позволит привлечь дополнительное финансирование в размере 2,2 млрд руб. на строительство и реконструкцию газовых сетей протяженностью 443 км для газификации около 13 тыс. домовладений, 170 объектов социального значения на территории 37 населенных пунктов области.

    Василий Голубев подчеркнул, что «Ростовская область сегодня в целом имеет хороший уровень газификации – порядка 88%, но газификация в регионе продолжается. Данные регуляторные контракты позволяют газу дойти «до населения». Президент поставил задачу, в том числе, перед Газпромом сделать серьезные шаги по доведению этой работы до конца. По Донскому краю данное соглашение очевидно и достаточно быстро принесет конкретную пользу».

    В Тюменской области заключение регуляторного контракта привлечет дополнительное финансирование за 5 лет в размере 1,35 млрд руб. на строительство и реконструкцию газовых сетей протяжённостью 1103 км.

    «Тюменская область достаточно газифицирована, но эта тема остается очень важной для наших муниципалитетов. Заключение трехстороннего соглашения — это, на мой взгляд, не только решение оставшихся вопросов, но и создание прецедента, закрепление современной и эффективной практики газификации, которая будет использоваться в других регионах. В результате реализации подписанного трехстороннего соглашения уровень газификации Тюменской области достигнет 98%», — подчеркнул Александр Моор.

    Виталий Хатьков напомнил об утвержденном Указом Президента РФ Национальном плане развития конкуренции, которым, в том числе, предусмотрено развитие рынка газа в стране, и рассказал, что «для ПАО «Газпром» совместная работа с ФАС России и губернаторами регионов позволяет дополнительно развить и подойти по-новому к вопросу региональных балансов. Для нас – это возможность совершенствовать и ценообразование, и внедрять технологии с объемами биржевой торговли. Этот проект даст старт новому направлению развития рынка газа, мы считаем практику очень позитивной и будем предлагать развивать её в других регионах».

    Предложения ФАС России о заключении регуляторных контрактов в целях увеличения темпов проведения газификации направлены во все субъекты Российской Федерации.

    Соглашение направлено на привлечение дополнительных объемов финансирования для региональной программы газификации и ускорения темпов ее реализации

    10 сентября руководитель ФАС России Игорь Артемьев, губернатор Пермского края Максим Решетников, генеральный директор АО «Газпром газораспределение Пермь» и ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» Сергей Черезов подписали регуляторный контракт в сфере газоснабжения региона.

    Заключение регуляторного контракта позволит привлечь дополнительное финансирование в размере 510 млн руб. за 5 лет на строительство семи распределительных газопроводов. Три объекта будет построено в Перми, по одному объекту в Добрянском, Нытвенском и Оханском городских округах, а также в Пермском районе. Часть средств будет направлена на развитие системы газоснабжения города Соликамска. Строительство объектов обеспечит техническую возможность подключения к газу для 12 142 домовладений. Общая протяженность построенных газопроводов составит около 56 км.

    В ходе церемонии подписания Игорь Артемьев отметил: «Несколько передовых регионов, в том числе Пермский край, смогли вместе с ФАС договориться о подписании регуляторных контрактов с Газпромом, основным поставщиком газа, которыми вводится специальная предусмотренная законом тарифная надбавка, дающая возможность привлечения дополнительных инвестиций в развитие газоснабжения без опережающего инфляцию роста тарифа, чтобы достроить газопроводы, развести и подвести газ непосредственно людям».

    «Мы намерены распространить такую практику регуляторных контрактов и дополнительных ресурсов на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, чтобы это все строилось, и был достигнут эффект, ради которого все начиналось: чтобы люди получали газ, чистую воду и надежное энергоснабжение», — добавил он.

    Максим Решетников подчеркнул: «Специальная надбавка, которая введена в Пермском крае, позволяет развивать газификацию, делать внутри селений и городов сети низкого давления и подавать газ в дома. Это большой шаг. Соглашение дает возможность дополнительно направить деньги на газификацию, за 5 лет это – полмиллиарда рублей. Это ощутимый ресурс».

    «Сегодня вектор существенно изменился: за 2017-2020 годы мы подключили 12 000 объектов, и я думаю, что 8000 еще в этом году подключим. Таких темпов газификации в крае не было», — заключил губернатор.

    В свою очередь, Сергей Черезов отметил, что «те задачи, которые стоят перед Газпромом на территории Пермского края невозможно было бы решить без дополнительных инвестиций, которые образовываются за счет регуляторного контракта, поэтому, безусловно, реализация контракта – это новые газифицированные квартиры на территории Пермского края».

    Также в церемонии подписания приняли участие заместители руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин и Виталий Королёв.

    Регуляторный контракт предусматривает использование для газификации региона кроме специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям дополнительные источники финансирования, определенные в рамках утверждения тарифов на следующий долгосрочный период регулирования (в период с 2020 по 2023 годы включительно).

    Основными целями подписания контрактов являются:

    • реализация принципа «единого окна» при работе с потребителями;
    • сокращение стоимости и сроков подключения потребителей к газораспределительным сетям.
    • Регуляторный договор это

      Заключение соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности направлено на привлечение дополнительных объемов финансирования для реализации региональных программ газификации в целях ускорения темпов их проведения

      Для Республики Башкортостан заключение регуляторного контракта за 5 лет позволит привлечь дополнительное финансирование в размере 318 млн руб. на строительство и реконструкцию газовых сетей протяжённостью 127 км для будущей возможности газификации 3 тыс. домовладений.

      «ФАС продолжает работу по заключению регуляторных контрактов с регионами. По нашему мнению, контракты являются универсальным инструментом для решения вопросов эффективной газификации, обеспечивают взаимодействие газовых компаний с потребителями в рамках модели «единого окна» и создают стимулы для снижения издержек. Важно, что решение этих вопросов происходит с соблюдением принципов тарифного регулирования «инфляция минус», — подчеркнул начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности Дмитрий Махонин.

    • направление дополнительных средств от тарифной выручки регулируемыми организациями (за счет сокращения операционных затрат) на газификацию городов и поселков;
    • закрепление и реализация всех базовых принципов ФАС России в области тарифного регулирования: долгосрочность тарифов (не менее 5 лет), «инфляция минус», обоснованность составляющих затрат по эталонному методу, исключение расходов, носящих необязательный характер, анализ закупок на соответствие Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ);

    Глава 7. Порядок оценки обязательств (страховых резервов) и активов, связанных со страховыми обязательствами

    Информация об изменениях:

    Указанием Банка России от 6 сентября 2016 г. N 4130-У название главы изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

    Глава 7. Порядок оценки обязательств (страховых резервов) и активов, связанных со страховыми обязательствами

    7.1. Для целей бухгалтерского учета страховщик проводит оценку страховых резервов по договорам страхования в следующем порядке.

    По договорам страхования жизни оценка страховых резервов проводится либо в соответствии с нормативными актами, устанавливающими правила формирования страховых резервов (далее — регуляторные требования), либо в соответствии с принципами наилучшей оценки, описанными в настоящей главе. В случае если оценка страховых резервов проводится в соответствии с регуляторными требованиями, страховщику необходимо провести проверку адекватности обязательств в соответствии с требованиями главы 11 настоящего Положения. В случае если страховщик оценивает страховые резервы в соответствии с принципом наилучшей оценки, проведение проверки адекватности обязательств не требуется, за исключением случаев, когда страховщик формирует резерв незаработанной премии (далее — РНП) по договорам страхования жизни.

    По страхованию иному, чем страхование жизни, страховые резервы, покрывающие страховые случаи, произошедшие до отчетной даты, формируются в соответствии с принципами наилучшей оценки. В случае если методы оценки РНП не базируются на принципе наилучшей оценки, страховщик обязан проводить проверку адекватности обязательств для оценки РНП в соответствии с требованиями главы 11 настоящего Положения.

    7.2. Наилучшая оценка страховых резервов представляет собой средневзвешенные будущие расходы страховщика за вычетом средневзвешенных будущих доходов, вытекающих из заключенных договоров страхования, с учетом вероятности их наступления. Наилучшая оценка доли перестраховщиков в страховых резервах представляет собой средневзвешенные будущие доли перестраховщиков в расходах за вычетом средневзвешенных будущих долей перестраховщика в доходах, вытекающих из заключенных договоров перестрахования, с учетом вероятности их наступления.

    7.3. При определении размера страховых резервов в соответствии с принципами наилучшей оценки страховщик должен исходить из следующего:

    будущие расходы страховщика, вытекающие из всех заключенных страховых договоров, должны включать выплаты при наступлении страховых случаев, расходы на поддержание бизнеса, расходы на урегулирование убытков, расходы по дополнительным выплатам по договорам страхования жизни, предусматривающим участие страхователя в инвестиционном доходе страховщика (страховым бонусам), расходы, связанные с расторжением договоров, и другие расходы;

    будущие доходы страховщика, вытекающие из всех заключенных договоров, должны включать страховые премии (для расчета математического резерва), полученный инвестиционный доход и другие доходы;

    наилучшая оценка страховых резервов должна отражаться без учета влияния операций по перестрахованию и прочих, связанных со страховой деятельностью операций, компенсирующих расходы страховщика, таких как поступление доходов по суброгациям и регрессным требованиям, а также доходов от получения застрахованного имущества и (или) его годных остатков.

    В ходе указанной оценки страховых резервов страховщик также должен учитывать будущие доходы и расходы от встроенных в договоры опционов и гарантий.

    При этом перечисленные в настоящем пункте элементы оцениваются страховщиком отдельно.

    7.4. Наилучшая оценка страховых резервов и доли перестраховщиков в страховых резервах может включать временную стоимость денег (ожидаемую текущую стоимость будущих денежных потоков). В качестве ставки дисконтирования может использоваться безрисковая процентная ставка, а именно доходность по финансовым инструментам с минимальным уровнем кредитного риска и сроком исполнения, равным средневзвешенному периоду высвобождения страховых резервов. В качестве источников информации в отношении ставки дисконтирования могут использоваться внешние источники (например, объявленная доходность по облигациям федерального займа) либо внутренние источники (например, данные сложившейся у страховщика практики инвестирования средств на покрытие страховых резервов в финансовые инструменты и исторические данные по полученному доходу от инвестирования в эти инструменты).

    7.5. В бухгалтерском учете страховщик отражает страховые резервы в размере не ниже наилучшей оценки.

    Пункт 7.6 изменен с 1 января 2020 г. — Указание Банка России от 14 августа 2017 г. N 4496-У

    Перевозчиков выберут на конкурсах

    В соответствии с транспортным планом

    Как говорится в пояснительной записке Минтранса, «реализация идеологических основ законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации пассажирского сообщения, когда государство будет заключать регуляторный договор об организации пассажирского железнодорожного сообщения на определённых условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности». По новой модели заключать договор с ФПК на дальние пассажирские перевозки и следить за его выполнением будет Росжелдор, регионы должны проводить конкурсы на обслуживание определённых маршрутов. Сейчас же очень небольшое число субъектов Федерации проводят конкурсные процедуры по выбору перевозчика (в частности, Москва и Московская область), а большинство не могли это сделать, поскольку только-только составили транспортные планы. Маршрутную сеть формируют сами ППК исходя из своих возможностей и компенсаций из местных бюджетов.
    «Особенностью новой модели является гармонизация системы организации пассажирских перевозок на федеральном и региональном уровнях, – пояснил заместитель руководителя Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов. – На федеральном уровне будут заключаться договоры по дальним перевозкам, региональные власти заключают соглашения по пригороду. Такие документы будут предусматривать помимо собственно цены определённый набор услуг, которые должны оказываться, и набор критериев, по которым такие услуги будут приниматься к исполнению и, соответственно, оплачиваться. И, конечно, ответственность сторон за соблюдение тех договорённостей, которые заключены».

    По словам Андрея Емельянова, в законодательстве уже есть правовые механизмы, которые регулируют пассажирские перевозки. С 2003 года действуют новая редакция Устава железнодорожного транспорта, закон «О железнодорожном транспорте», которые довольно детально описывают взаимоотношения перевозчика, клиента, а также государства при осуществлении таких перевозок. Поэтому новый правовой механизм восполняет законодательство с учётом реформирования железнодорожных пассажирских перевозок. Сейчас пригородные пассажирские компании (ППК) и АО «ФПК» уже самостоятельные юридические лица, они имеют взаимоотношения по доступу к инфраструктуре и другим вопросам с РЖД.

    Начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин говорит, что теперь изменится сама концепция взаимоотношений между властями субъектов Федерации и пригородными пассажирскими компаниями.
    «Регион определяет стоимость организации железнодорожных перевозок, проводит конкурсную процедуру, и если кто-то готов перевозить пассажиров по такой цене, то он заключает договор, – объясняет Алексей Белянкин. – Если некоторые ППК сейчас вынуждены ходить и просить у властей компенсировать полную стоимость затрат, то после принятия закона субъект Федерации сам будет искать исполнителя перевозок».

    Первый текст законопроекта был опубликован ещё в 2012 году. Это уже третья редакция, но все основные принципы и положения сохранены.

    Ранее закон не был одобрен из-за сопротивления субъектов Федерации, которые возражали против роста финансовой нагрузки на свои дефицитные бюджеты и указывали на непрозрачность расходов пригородных пассажирских компаний.

    Президент ассоциации «Желдорразвитие» Александр Кисько считает, что сейчас ситуация изменилась и документ будет принят.
    «Этого закона давно и долго ждут как пригородные компании, так и те, кто занимается дальними пассажирскими перевозками, он определит правила игры, – говорит эксперт. – Время прошло не зря: регионы в этом году утвердили комплексные планы транспортного обслуживания населения. Те льготы, которые даны железнодорожному пригородному комплексу, позволяют осуществлять безубыточную деятельность, и многие ППК находят во взаимодействии с региональными властями пути решения проблем. Ситуация уже не такая напряжённая, как была раньше».

    Регулирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

    С.А. Сергеев, главный эксперт, ООО «Центр инфраструктурных исследований», г. Москва

    Необходимость дополнительного законодательного регулирования договорных отношений в сфере теплоснабжения назрела достаточно давно. Общие нормы гражданского законодательства, а также нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ «Энергоснабжение», изначально не вполне учитывали специфику отношений в сфере теплоснабжения, вследствие чего между энергоснабжающими организациями и потребителями возникали споры по большому количеству вопросов. Эта ситуация усугубилась с развитием реформы электроэнергетики, когда многие поставщики тепловой энергии — ТЭЦ — оказались в рыночной ситуации в сфере продажи электроэнергии, и для них невольно изменилась ситуация и со сбытом тепловой энергии. Эти и иные не менее существенные причины привели к тому, что законодатель выделил в рамках Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» отдельную главу, посвященную регулированию договорных отношений в сфере теплоснабжения. Естественно, что такая специфическая, в первую очередь в силу технологических особенностей, отрасль как теплоснабжение, не может быть в полной мере урегулирована только на уровне федеральных законов. Для этого потребуется принятие значительного количества подзаконных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. И после принятия ФЗ «О теплоснабжении» остается много «белых пятен» в регулировании. Тем не менее, принятие данного федерального закона уже обладает огромным регуляторным эффектом, т.к. дает отрасли понятный механизм развития, в том числе и договорных отношений.

    В ст. 13 ФЗ «О теплоснабжении» указаны те основные договоры в сфере теплоснабжения, на которые распространяется действие закона, среди них следующие:

    · договор о подключении к системе теплоснабжения;

    · договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности;

    · договор поставки тепловой энергии (мощности) и(или)теплоносителя;

    · договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

    В указанной статье определяются случаи, когда заключаются данные договоры, а также его стороны и соотношение с государственным регулированием цен (тарифов). Указание на данные договоры в ФЗ «О теплоснабжении» не означает, что участниками отрасли не могут заключаться какие-либо иные договоры, свобода договоров ни в коей мере данным законом не отменяется. Но представляется, что в законе урегулировано подавляющее большинство отношений в сфере теплоснабжения, которые могут требовать государственного вмешательства в целях защиты прав потребителей или, например, обеспечения надежности теплоснабжения.

    В настоящее время, до принятия необходимых подзаконных актов, рано делать всеобъемлющие выводы о том, как будут выглядеть договорные отношения в сфере теплоснабжения. Тем не менее, уже сейчас можно выделить те нововведения, которые являются коренными, и которые не изменятся в ходе развития подзаконной базы.

    В первую очередь, это касается договора теплоснабжения.

    В законе введены ограничения на то, кто может выступать в качестве теплоснабжающей организации: это лица, обладающие имущественными правами на объекты теплоснабжения в системе теплоснабжения, в которой они реализуют тепловую энергию. При этом в целевой модели в системе теплоснабжения должна быть определена единая теплоснабжающая организация, которая будет закупать тепловую энергию, производимую источниками тепловой энергии, и реализовывать ее большинству потребителей в системе теплоснабжения по единым тарифам на основании публичных договоров теплоснабжения. Будут также существовать «прямые» договоры между источниками тепловой энергии и потребителями, но случаи заключения и условия таких договоров будут в дальнейшем определены Правительством РФ в правилах организации теплоснабжения.

    Также в договоре теплоснабжения конкретизирован товар, который реализуется теплоснабжающей организацией — это тепловая энергия (мощность) и (или) теплоноситель. В зависимости от потребностей потребителя и возможностей теплоснабжающей организации в договоре могут фигурировать только тепловая энергия (мощность), только теплоноситель или все указанные товары. Естественно, на практике снова возникнет вопрос о том, как регулируется поставка горячей воды в многоквартирные дома, но это вопрос, в первую очередь, не договорных отношений, а тарифного регулирования и он обязательно должен быть решен при принятии основ ценообразования в сфере теплоснабжения с соответствующим внесением изменений в иные подзаконные акты, регулирующие данный вопрос в настоящее время.

    Что касается договора поставки тепловой энергии, то он во многом будет схож по условиям с договором теплоснабжения. Его основное отличие в сторонах договора — это два профессиональных участника сферы теплоснабжения (либо единая теплоснабжающая организация и владелец источника тепловой энергии, либо теплосетевая организация). Соответственно, все иные особенности данного договора будут исходить из данного факта. Кроме того, в законе сделана попытка ввести понятный механизм распределения нагрузки между источниками в системе теплоснабжения — на основе схемы теплоснабжения. Соответственно, исходя из распределения нагрузки между источниками в схеме теплоснабжения будет определяться и объем поставки по договорам поставки между единой теплоснабжающей организацией и владельцами источников в системе теплоснабжения.

    Кардинальным новшеством ФЗ «О теплоснабжении» стало введение договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности. Это обусловлено тем, что в настоящее время большое количество потребителей, в первую очередь, промышленных, пользуясь ценовой конъюнктурой, перешли на использование собственных источников тепловой энергии. Но при этом, они не осуществили отключение от централизованной системы теплоснабжения, сохраняя для себя возможность вернуться к потреблению тепловой энергии извне, например, при изменении цен на газ. Это заставляет теплоснабжающие организации поддерживать для таких потребителей мощность в системе, содержание которой, по сути, оплачивается всеми остальными потребителями. В законе нет жестких норм об обязательности заключения данного договора для потребителей, тем не менее, представляется, что Правительство РФ вправе в подзаконных актах установить право теплоснабжающих организаций осуществить их отключение от системы теплоснабжения в случае не заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

    Что касается договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, то данные договоры встречались на практике и до принятия закона. Новшеством стало четкое определение того, кто заключает данные договоры — это только теплоснабжающая организация. Таким образом, для потребителя предполагается реализация «единого окна», когда он заключает договор теплоснабжения, а теплоснабжающая организация обязана урегулировать отношения со всеми теплосетевыми организациями, которые владеют тепловыми сетями, по которым осуществляется поставка тепловой энергии данному потребителю.

    Также, по сути, не новым для сферы теплоснабжения является и договор о подключении к системе теплоснабжения. Разница после принятия ФЗ «О теплоснабжении» заключается в том, что подключение к тепловым сетям выводится из-под регулирования ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Соответственно, меняется и система определения платы за подключение, определение технической возможности подключения, процедура заключения договора и т.д. Естественно, это также потребует изменения уже существующей соответствующей подзаконной базы.

    Кроме вышеупомянутых «коммерческих» договоров в сфере теплоснабжения, законодатель ввел в ст. 18 ФЗ «О теплоснабжении» еще один вид «технологических» договорных отношений в сфере теплоснабжения — соглашение об управлении системой теплоснабжения, которое должно заключаться между всеми теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в системе теплоснабжения. Введение подобных соглашений на законодательном уровне обусловлено, прежде всего, необходимостью упорядочить управление объектами в системе теплоснабжения, которые принадлежат различным собственникам вне зависимости от коммерческих отношений между ними.

    Кроме того, в части 6 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» неявно указывается на возможность оказания еще одной услуги в сфере теплоснабжения, а соответственно, и еще одного вида договора, — организации коммерческого учета. К сожалению, в рамках закона не прописаны основные условия данного договора и случаи его заключения, что могло бы стать хорошим подспорьем при реализации требований об установке приборов учета в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Остается надеяться, что данный вопрос будет более полно освещен в рамках правил коммерческого учета, которые подлежат принятию в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

    Таковы основные новшества законодательства в сфере организации договорных отношений в теплоснабжении. Остается лишь еще раз упомянуть, что это лишь первый, но самый главный этап в деле становления полноценного государственного регулирования данной отрасли гражданских правоотношений и пожелать скорейшего принятия необходимых подзаконных актов.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *