Приказ мвд 80 от 11.02.2010 гарант

Порядок создания и функционирования строевых подразделений ППСП (п.п. 8 — 14)

Порядок создания и функционирования строевых подразделений ППСП

8. Подразделения ППСП в установленном порядке создаются и дислоцируются в городах и других населенных пунктах, где есть объективная необходимость охраны правопорядка, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. Численность подразделений ППСП, финансируемая за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством Российской Федерации.

10. Подразделения ППСП входят в штаты соответствующих территориальных органов МВД России на районном уровне и находятся в непосредственном подчинении их начальников.

11. В целях оперативного маневрирования силами и средствами патрульно-постовой службы в составе УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации создаются полки, отдельные батальоны, роты, взводы и отделения.

12. Штаты подразделений ППСП утверждаются начальниками УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Штаты ППСП Управления МВД России на комплексе «Байконур» утверждаются начальником ГУ МВД России по Московской области.

13. Материально-техническое и иное обеспечение подразделений ППСП осуществляется в порядке, установленном МВД России.

14. Командный состав подразделений ППСП комплектуется из числа сотрудников полиции, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, прошедших соответствующую профессиональную подготовку, способных по деловым и моральным качествам руководить подчиненным личным составом.

Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены изменения

Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80
«Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»

С изменениями и дополнениями от:

10 марта 2009 г., 13 января 2010 г., 22 июля 2011 г., 11 марта 2012 г., 24 февраля 2014 г., 12 февраля 2015 г.

В целях совершенствования деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, повышения их роли в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Устав патрульно-постовой службы полиции.

2. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить изучение личным составом подчиненных подразделений органов внутренних дел и выполнение требований Устава, утвержденного настоящим приказом.

2.2. Организовать работу строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в соответствии с требованиями прилагаемого Устава.

2.3. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков документов, предусмотренных настоящим приказом, обеспечению ими подразделений патрульно-постовой службы полиции.

2.4. Исключить деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции на службе, не связанной с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, и обеспечить привлечение в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших использование сотрудников патрульно-постовой службы полиции не по назначению.

3. ДГСК (В.Л. Кубышко), ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России внести в установленном порядке в первом полугодии 2012 года соответствующие изменения в рабочие программы первоначальной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и учебных сборов сотрудников территориальных органов МВД России с учетом требований настоящего приказа.

4. Считать утратившим силу приказ МВД России от 18 января 1993 г. N 17*.

5. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2008 г.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за соответствующие направления деятельности.

* Зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 1993 г., регистрационный N 175.

Регистрационный N 11290

Утвержден новый Устав, определяющий порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (подразделения ППСМ).

Основными задачами подразделений ППСМ являются: обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования; выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда; оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Подразделения ППСМ входят в штаты соответствующих горрайлинорганов внутренних дел, ОВДРО и находятся в непосредственном подчинении их начальников. В целях оперативного маневрирования силами и средствами патрульно-постовой службы в составе МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, ОВДРО создаются полки, отдельные батальоны, роты, взводы и отделения.

Закреплено правовое положение должностных лиц подразделений ППСМ, определен порядок управления силами и средствами ППСМ, в том числе порядок планирования работы, принятия решений на охрану правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, контроля за организацией и несением службы нарядами ППСМ, учета и оценки результатов деятельности ППСМ, виды и полномочия нарядов ППСМ. Установлены особенности несения службы нарядами ППСМ на автомобилях и мотоциклах, с использованием служебных лошадей и собак, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на объектах метрополитенов.

Приведены примерный перечень служебной документации подразделений ППСМ, а также формы используемых ими документов.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2008 г.

Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2008 г.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2008 г.

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 июля 2008 г. N 27

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 12 февраля 2015 г. N 253

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МВД России от 24 февраля 2014 г. N 110

Приказ МВД России от 11 марта 2012 г. N 160

Приказ МВД РФ от 22 июля 2011 г. N 868

Приказ не был зарегистрирован в Минюсте. Текст приводится без учета изменений.

Приказ МВД России от 13 января 2010 г. N 8

Приказ МВД России от 10 марта 2009 г. N 203

Воспитательная работа с личным составом в рамках управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими воспитательную работу в органах внутренних дел, являются:

Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;

Директива МВД России от 27.02.2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации устанавливает, что воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности[1].(п.46 Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80)

Цели, задачи и содержание воспитательной работы с кадрами органов внутренних дел обусловлены конкретно-исторической обстановкой, политикой государства, реальными событиями, интересами и потребностями общества, а также содержащими основные требования к кадрам нормативно-правовыми актами.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством ре­шения следующих задач:

— формирование государственно-правово­го мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государ­ственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

— мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

— обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь, профессионального становления и формирования личности сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел;

— воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

— формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

— воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

— использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

— психологическое обеспечение работы с кадрами, повышение психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

— формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престиж­ности профессии стража правопорядка.

Задачи и содержание воспитательной работы в каждом конкретном подразделении, органе определяются, конкретизируются руководителями, кадровыми и воспитательными аппаратами в зависимости от конкретной обстановки.

Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально- психологического состояния личного состава.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом.

Воспитательной работе присущи закономерности:

— соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

— выбор средств, форм и методов воспитания, адекватных целям и зада­чам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются: формирование государственно-правового мировоззрения; правовое воспитание; профессионально- нравственное воспитание; патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональ­ных отношений; эстетическое воспитание.

Основными средствами реализации задач воспитания являются индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов.

Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) является важнейшей со­ставной частью многогранного процесса воспитания. Одним из основных средств реализации задач воспитания, в соответствии с Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», является именно индивидуальная воспитательная работа.

Индивидуальную воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи:

всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;

обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;

оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;

подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;

оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир. Таким образом, формирование личности — это процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и изменение в связи с этим внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы не было места индивидуальной воспитательной работе. Она может найти свое применение и на службе и в быту.

Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

В отличие от коллективных форм воспитательного воздействия ИBP имеет свои особенности, которые дают ей определенные преимущества, при этом она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, так как проводится всегда с конкретным сотрудником и преследует актуальные для каждого конкретного момента цели; характеризуется оперативностью, так как может проводиться в любое время и в любой обстановке; обладает наиболее высокой действенностью в силу ее избирательности и конкретности, так как обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.

Сущность ИВР, ее особенности обусловливают ее место и значение во всей системе воспитательной работы, во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и с учетом этих данных определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность. Во-вторых, ИВР является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности. В-третьих, ИВР способствует повышению взаимоответственности руководителя и сотрудника друг перед другом.

Значение ИВР в значительной мере повышается еще и в связи с тем, что в ней заложены наиболее широкие возможности для проведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства. Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами (блоками).

Блок 1 – это требования к личности сотрудника органов внутренних дел – это требования системы МВД России, подразделения (службы), должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

Блок 2 – это изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться руководителю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Блок 3 – это анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям должен учитывать, что будущие сотрудники испытывают значительные затруднения при попытке анализа своей пригодности к той или иной должности, обусловленные неадекватностью оценки не только своих качеств, но и требований профессии. Даже у более опытных сотрудников нередко бывают слишком ограниченные представления о своих обязанностях, ошибочное представление о предъявляемых к ним профессиональных требованиях.

Блок 4 – составление Программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

Блок 5 – это подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия, что предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т.д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств, индивидуальная беседа и др.). В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и замыслов.

Блок 6 – это направление усилий руководителей на личность, что предусматривает учет уровня подготовленности и профессионализма каждого сотрудника, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании. К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования.

Блок 7 – это контроль индивидуальной воспитательной работы, что выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (карточка, дневник и т.п.), в составлении карт сотрудников с оценкой уровня развития их личностных и служебно-профессиональных качеств.

Основными требованиями к индивидуальной воспитательной работе выступают:

— ИВР должна осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

— ИВР должна охватывать всех сотрудников.

— При проведении индивидуальной воспитательной работы необхо­димо учитывать динамичность развития личности сотрудника, так как с течением времени человек развивается, приобретает жизненный опыт и знания, меняется в нравственном и физическом отношении и т.д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент.

Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи повышенного внимания требуют лица, проходящие стажиров­ку перед их поступлением на службу.

— Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что, прежде всего, выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа.

— Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Эта работа предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т.д. Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

— Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности.

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

— Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т.д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается как на члена коллектива.

— Базироваться на рекомендациях психологии и педагогики.

Значительную помощь в индивидуальном воспитании сотрудников оказывают такие общественные формирования органов и подразделений внутренних дел, как собрания личного состава (общие и по категориям сотрудников), советы ветеранов, наставников и др.

В соответствии с п.44приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» документирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определены категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании:

— сотрудники, в том числе курсанты (слушатели) образовательных организаций МВД России, имеющие по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности (не менее 6 мес.);

— сотрудники с низкими адаптационными способностями к условиям оперативно — служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости (не менее 3 мес.);

— сотрудники, имеющие низкий социометрический статус, находящиеся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц (не менее 3 мес.);

— сотрудники, склонные к аддиктивному поведению (не менее 3 мес.);

— сотрудники, допустившие грубые нарушения служебной дисциплины или неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме (не менее 1мес.).

В соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками: впервые принятыми на службу в органы внутренних дел; окончившими образовательные учреждения МВД России; вновь назначенными на вышестоящие должности; переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений); многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей; пережившими сложные жизненные ситуации.

Индивидуальные формы воспитательной работы с личным составом, сроки проведения и их периодичность определяются руководителем (заместителем) подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Индивидуальная воспитательная работа проводится в форме индивидуальных бесед (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие; индивидуальной помощи; индивидуальных заданий и поручений; систематического индивидуального контроля за деятельностью сотрудника; заслушивания сотрудников по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; посещения сотрудника по месту жительства.

Групповые формы воспитательной работы предполагают государственно-правовое информирование; групповые беседы; доклады; устные журналы.

Коллективные формы воспитательной работы проводятся в форме общих собраний; торжественных ритуалов (вручения Знамени, возложение венков к памятникам боевой славы, торжественного принятия Присяги, вручения удостоверений, погон, государственных наград, наградных знаков, объявление поощрений); празднований, посвященных датам и событиям общенародного, профессионального характера; наглядной агитации.

Таким образом, можно отметить, что сущность воспитания сотрудника органов внутренних дел проявляется как процесс целенаправленного взаимодействия всех субъектов служебной деятельности, которое обеспечивает эффективное решение оперативно-служебных задач и формирования сотрудников как гармонично развитых личностей, как профессионалов.

Эффективность применения различных методов и форм воспитательного воздействия во многом зависит от руководителя, а также от наличия или отсутствия у сотрудника соответствующей потребности на приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, на самостоятельную работу по формированию и развитию необходимых профессионально важных качеств, на способность самосовершенствования и самовоспитания.

Стиль руководства опирающийся на командно-административные методы работы с людьми остался в прошлом и на сегодняшний день руководитель в рамках управленческой деятельности должен владеть различными формами воспитательной работы, наиболее эффективными на современном этапе методами воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел.

Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миклошевич К.С.

В статье рассматривается одна из важных для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации социальных гарантий — медицинское обеспечение ; анализируются проблемы медицинского обеспечения сотрудников ОВД РФ.One of the important members of the Interior of the Russian Federation social guarantees — health care ; analyzes the problems of medical support enforcement officers of the Russian Federation.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миклошевич К.С.

Текст научной работы на тему «Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел»

?Социально-гуманитарные проблемы ОВД

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

В статье рассматривается одна из важных для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации социальных гарантий — медицинское обеспечение; анализируются проблемы медицинского обеспечения сотрудников ОВД РФ.

Ключевые слова: социальная работа, социальные гарантии; медицинское обеспечение; медицинская помощь; скорая помощь; система обязательного медицинского страхования.

MEDICAL SUPPORT POLICE

One of the important members of the Interior of the Russian Federation social guarantees — health care; analyzes the problems of medical support enforcement officers of the Russian Federation.

Keywords: social work, social guarantees; health care; Ambulance; compulsory health insurance system.

Социальная работа — вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на обеспечение реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты сотрудников и создание на этой основе социальных условий для эффективного выполнения личным составом оперативнослужебных задач (приказ МВД РФ № 80 от 11.02.2010 «О моральнопсихологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»).

Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует вопросы, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий. Таким образом, это основной нормативно-правовой акт, регулирующий социальную защиту всех сотрудников органов внутренних дел. К важнейшим социальным гарантиям, прописанным в законе относятся:

— ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —

— денежное довольствие сотрудников;

— пенсионное обеспечение сотрудников;

— обеспечение сотрудников жилыми помещениями;

— медицинское обеспечение сотрудников.

Медицинская помощь, это то, в чем периодически нуждается любой человек, в том числе и сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации. Однако оказание медицинской помощи имеет свою специфику, что влечет за собой как положительные так и отрицательные моменты.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации [2]. В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных

металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел [3]. Таким образом,

из законодательства вытекает следующее: сотрудник органов внутренних дел имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в ведомственном медицинском учреждении, государственном или муниципальном лечебном учреждении или платное получение медицинской помощи.

В то же время в соответствии со ст. 65 ФЗ N 342-ФЗ освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника — иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения. Таким образом, сотрудник, по месту жительства или службы которого имеется медицинская организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан обратиться туда. На территории Иркутской области ведомственные медицинские организации имеются только в г.Иркутске и обращаться в них обязаны проживающие или проходящие службу в Иркутске, что ставит

в неравные условия всех остальных. Таким образом, ущемляются права и тех, и других. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1]. Ограничение прав сотрудников на получение медицинской помощи не связано с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это связано только с контролем за здоровьем сотрудников и является дискриминацией по профессиональному признаку.

«Привязка» сотрудников для получения медицинской помощи влечет за собой такие проблемы, как отсутствие возможности проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи, невозможность получения медицинской помощи с выдачей листка временной нетрудоспособности в негосударственных медицинский учреждениях (Центр молекулярной диагностики, г. Иркутск; железнодорожная больница, г. Иркутск). В других субъектах Российской Федерации из-за неправильного буквального толкования закона встает вопрос о

Социально-гуманитарные проблемы ОВД

получении листков временной нетрудоспособности по уходу за детьми (на основании нормы закона, что листок временной нетрудоспособности выдается только медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при ее наличии по месту жительства или месту службы сотрудника). Последний пример заслуживает особого внимания, некоторым сотрудникам предлагается взять справку врача-педиатра и на ее основании оформить больничный, некоторым врач-педиатр выдает листок временной нетрудоспособности, который заверяют в ведомственном медицинском учреждении или обменивают на свой больничный.

В сентябре 2015 г. автором было проведено исследование, в котором участвовали 30 сотрудников из 17 регионов России. По результатам опроса 21 сотрудника не устраивает качество медицинского обеспечения сотрудников ОВД РФ; 28 приходится пользоваться услугами платной медицины; у 20 сотрудников возникают проблемы или неудобства при получении медицинской помощи в системе МВД России; 26 сотрудников хотели бы вернуться в систему обязательного медицинского страхования.

Могут возникнуть проблемы и с получением скорой медицинской помощи. С одной стороны, в соответствии со ст. 35 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно [4]. С другой стороны, в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказывается скорая медицинская помощь [5]. А так как сотрудники не входят в систему обязательного медицинского страхования, то вопрос оказания скорой медицинский помощи с финансовой точки зрения остается открытым.

Одним из вариантов решения проблем может быть возврат сотрудников органов внутренних дел в систему обязательного медицинского страхования (как уже было отмечено выше, этот вариант поддержали 26 из 30 опрошенных сотрудников), но он маловероятен, так как повлечет за собой значительную дополнительную нагрузку на федеральный бюджет или использование возможностей добровольного меди-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

цинского страхования с внесением изменений в законодательство Российской Федерации в части возможности получения медицинской помощи в частных медицинских центрах с правом получения листков временной нетрудоспособности.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Гарант эксперт: гарант-максимум. Вся Россия / НПП «Гарант-сервис-университет». Версия от 01.03.2015.

2. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2012 г. N 342-ФЗ (с изм.) // Гарант эксперт: гарант-Максимум. Вся Россия / НПП «Гарант-сервис-университет». Версия от 01.03.2015.

3. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (с изм.) // Гарант эксперт: гарант-

Максимум. Вся Россия / НПП «Гарант-сервис-университет». Версия от 01.03.2015.

4 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ // Гарант эксперт: гарант-максимум. Вся Россия / НПП «Гарант-сервис-университет». Версия от 01.03.2015.

5. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ // Гарант эксперт: гарант-максимум. Вся Россия / НПП «Гарант-сервис-университет». Версия от 01.03.2015.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Автор освещает некоторые теоретические проблемы перевода как одного из основных видов учебной деятельности курсантов и слушателей на примере определения содержания концепта BOOK.

Ключевые слова: теория перевода, концепт, лексема, лексико-

семантическая сочетаемость, содержание концепта.

THEORETICAL PROBLEMS OF TRANSLATION IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH IN NON-LINGUISTIC INSTITUTIONS

OF HIGHER EDUCATION

The author highlighted some theoretical problems of translation as the one of the main activities of cadets and students. The defining of the concept BOOK content is given as an example.

Keywords: theory of translation, concept, lexeme, lexico-semantic combination, content of the concept.

Обучение переводу является одним из самых важных видов учебной деятельности в неязыковых образовательных организациях, в том числе и в образовательных организациях ОВД, так как в период глобализации существует повышенный спрос на перевод различного рода юридических текстов. Прежде всего, это перевод англоязычных текстов, так как английский язык является общепринятым языком международного общения. В связи с этим особенно важно обратить внимание на особенности перевода в сфере юриспруденции. В данной статье пойдет речь о некоторых лингвистических аспектах перевода с английского на русский язык. Эта тема является актуальной и широко обсуждается в современной литературе по теории и практике перевода и тесно связана с проблемой значения слова. Так в процессе перевода мы передаем содержание понятия или концепта с одного языка на другой. В связи с этим для осуществления перевода необходимо определить понятие концепта и способы выявления его содержания. В данной статье мы попытаемся выявить содержание концепта BOOK при помощи метода анализа словарных дефиниций и лексико-семантической сочетаемости лексемы book.

Культурно-досуговая деятельность в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени и формирования культуры проведения досуга сотрудниками органов внутренних дел. Анализируются условия, необходимые для удовлетворения разносторонних творческих интересов сотрудников полиции, реализации их возможностей за рамками оперативно-служебной деятельности или учебного процесса. Отражены исторические ведомственные документы, характеризующие отношение к шефской помощи, наставничеству, связи поколений, которые были и остаются актуальными не только в профессиональной деятельности, но и в проведении досуга как гарантов воспитания достойного полицейского, обладающего профессиональной чистоплотностью.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лазарева Ирина Юрьевна

Leisure Activities in the Law Enforcement Agencies

The article is devoted to the issues of organizing leisure time and forming the culture of leisure among law enforcement officers. The researcher analyzes conditions necessary to meet various creative interests of police officers, conditions of realization of their abilities beyond their service and studying process. The article describes historical departmental documents characterizing the attitude to corporate assistance, mentoring, generations connections which have been and still are up-to-date not only in professional activity but also in organizing leisure time as the guarantee of bringing up a dignified police officer.

Текст научной работы на тему «Культурно-досуговая деятельность в органах внутренних дел»

?Психологические аспекты воспитательной и правовой работы

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ключевые слова: свободное время, культурно-досуговая деятельность, воспитательная работа, культурный центр, сотрудник ОВД.

Концепция развития правоохранительных органов в современных условиях утверждает уважение к правам человека, переориентацию к защитным и охранительным функциям. Это требует новой ментальности, иных системы ценностей и отношения к личности сотрудника полиции. Правоохранительная практика последних лет показывает, что качественное выполнение оперативнослужебных задач, эффективность деятельности органов и подразделений МВ Д России напрямую зависят от уровня общей и профессиональной культуры сотрудников, состояния морально-психологического климата в служебных коллективах.

Министр внутренних дел Р. Г. Нургалиев подчеркивал: «. сегодня от каждого из нас, от рядового до генерала, от нашего отношения к служебному долгу, профессионализма и высокой гражданской ответственности зависит благополучие, безопасность и спокойствие отдельного человека, общества и государства в целом» 1. В этом контексте личностные качества сотрудников органов внутренних дел становятся фактором национальной безопасности, что предопределяет настоятельную потребность с первых дней службы, обучения создать такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.

С принятием Федерального закона «О полиции» открыта новая страница в истории органов внутренних дел. В Законе сформулированы направления деятельности по охране правопорядка, определено основное назначение полиции, заключающееся в защите прав, собственности и обеспечении общественной безопасности граждан. В нем подчеркивается, что в числе основополагающих начал деятельности полиции закреплены ее открытость и публичность 2, для чего необходимо вести диалог с обществом и средствами массовой информации, взаимодействовать с ними на основе взаимного уважения и социального партнерства. Подобный диалог способен вести сотрудник полиции, имеющий сформированные гражданские и нравственно-эстетические качества, компетентный в вопросах правовых и нравственных норм поведения, обладающий высоким уровнем общей и профессиональной культуры.

Руководством МВД России культурно-досуговая работа рассматривается как одно из важных направлений деятельности не только по созданию условий для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности сотрудника, возможностей для реализации его потенциала и творчества членов семей, развития духовнокультурных потребностей, а также как возможность для населения увидеть службу и сотрудников ОВД в другом ракурсе.

В последние годы сделан ряд шагов для обеспечения профессиональной направленности и реального позитивного воздействия культурно-просветительной работы на морально-психологический климат в служебных коллективах; активизации и координации деятельности культурно-досуговых учреждений, творческих коллективов, привлечения сотрудников к участию в смотрах и конкурсах; использования духовно-нравственного и культурного потенциала традиционных религиозных конфессий3. Важным инструментом информационного и методического обеспечения воспитательной и культурно-просветительной работы стал Интернет-сайт Департамента государственной службы и кадров МВД России. Его функционирование позволило сделать доступными для руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом базы методических материалов, нормативных документов, фотоматериалов, музыкальных фонограмм. Разработана система оперативного доведения до всех органов и подразделений ежемесячного иллюстрированного информационного бюл-

летеня ДГСК МВ Д России «В службе честь!». С первыми двумя выпусками бюллетеня сотрудники органов внутренних дел уже смогли ознакомиться — они были размещены на специально оборудованных стендах во всех органах и подразделениях, включая районные и поселковые отделения милиции.

Целенаправленно ведется обновление нормативнометодической базы культурно-досуговой работы. В ходе реформирования воспитательной работы в ОВД России, начатой в 2007 г. приказом МВД № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», изданы приказы МВД России, регламентирующие деятельность ведомственных культурнопросветительских учреждений, проведение конкурсов: «О фестивале музыкального творчества МВД России „Щит и Лира“»; «О фотоконкурсе МВД России «Открытый взгляд»; «Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации»; «О совершенствовании деятельности библиотек органов внутренних дел Российской Федерации»; «О литературном конкурсе МВД России «Доброе слово» 4. Департамент государственной службы и кадров МВ Д России, проводя работу по обновлению правовых актов, создает основу для построения эффективной системы культурно-досуговой работы.

Неотъемлемой частью масштабной деятельности, направленной на культурно-эстетическое и профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел, стало фестивальное движение. Это фестивали-конкурсы «Щит и Лира», «Милосердие белых ночей», Лига КВН силовых структур «Подъем» и др. Важнейшее звено этого движения — ежегодный фестиваль самодеятельного творчества сотрудников МВД России «Щит и Лира» — ведет свою работу с 2006 г. Практика показала, что проведение фестиваля в три этапа имеет важное как организационное, так и воспитательное значение. Региональные смотры-конкурсы в субъектах Российской Федерации придают фестивалю массовый характер и вызывают большой интерес среди сотрудников, членов их семей и местного населения.

Важно, что год за годом растет число участников (на рассмотрение жюри для участия уже во втором туре поступает свыше шестисот заявок от победителей конкурса в регионах) и расширяется сама программа фестиваля. Большие благотворительные акции «Щит и Лира», включающие концерты победителей фестиваля и звезд российской эстрады, состоялись в Ярославле и Владимире в 2007 г., в Иваново и Костроме в 2008 г., в Астрахани в 2009 г.

Крупномасштабная благотворительная акция прошла в Сочи в 2011 г. Лучшие фотоработы сотрудников полиции с первого дня акции демонстрировались на главной улице города, где у стендов фотовыставки «Открытый взгляд» постоянно можно было наблюдать много зрителей. Идея этого фотоконкурса основана на обобщении и приумножении интересного опыта и богатого фотоматериала о прошлом и настоящем органов внутренних дел, накопленном в ряде регионов страны. Кон-

курс создает условия для развития творчества фотографов из числа сотрудников органов внутренних дел и позволяет создать своего рода фотолетопись полицейской службы, ее особый фотопортрет. С участием ветеранов и сотрудников органов внутренних дел практически во всех школах города прошли «Уроки мужества», а с 16 по 23 сентября в учебных заведениях Краснодарского края была проведена всероссийская акция «Школа полиции». Был организован многочасовой автопробег служебного автотранспорта и ретро-автомобилей, что вызвало дополнительный интерес горожан и гостей Сочи к деятельности полиции и мероприятиям, проводимым в рамках акции «Щит и Лира».

Завершающим этапом благотворительного форума МВД России стал четырехчасовой гала-концерт на центральной площади Сочи. Важно, что рядом с популярными артистами эстрады исполняли творческие номера сотрудники органов внутренних дел, лауреаты ведомственных музыкальных конкурсов. Благотворительные концерты «Щит и Лира», проходившие в разных городах, не только собрали большое число зрителей, стали настоящим праздником для жителей и гостей областных и краевых центров, но и создали условия для реализации в регионах ведомственной целевой программы по восстановлению образа положительного сотрудника органов внутренних дел в обществе.

В 2007 г. возникла еще одна творческая традиция — участие победителей фестиваля «Щит и Лира» в праздничном концерте, посвященном Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в Государственном Кремлевском дворце. Из года в год все большее число людей, носящих погоны, в свой профессиональный праздник выходят на главную сцену страны вместе с известными певцами и артистами, показывая высокий уровень своего исполнительского мастерства. Так, в 2011 г. в Кремлевском зале выступили вокальный ансамбль сотрудников МВД по Республике Саха-Якутия «Служба 02», танцевальный ансамбль курсантов Воронежского института МВД РФ «В ритме танца», квартет адъюнктов Московского университета МВД РФ «Генеральная линия», курсанты и слушатели—участники команд КВН. Подобные мероприятия позволяют повысить уровень доверия к органам внутренних дел, а также способствуют формированию положительного общественного мнения о российских полицейских.

При подготовке к кремлевскому концерту нам удалось познакомиться с огромным массивом интереснейших исторических материалов из архивных фондов. Поразили весьма важные документальные свидетельства полицейской практики. Они касались законности и этики в полицейском деле, сведений о наградах и поощрениях, первых праздниках полиции. Так, о еженедельном журнале «Вестник полиции» № 31 от 4 августа 1910 г. «Полицейские собрания (клубы)» поговорим более детально. Это вызвано тем, что для молодых людей, в том числе и для сотрудника органов внутренних дел, характерно стремление заслужить признание окружающих, обрести поддержку собственного авторитета. Социологами, пси-

хологами и педагогами отмечается желание молодых людей самоутвердиться через музыку, танцы, определенные темы бесед. Именно реализация потребности в общении, статусе и самоутверждении объясняют причину выбора вида деятельности, представляющего для педагогов и офицеров-воспитателей наибольший интерес.

Что же ценного в статье журнала «Вестник полиции»? В ней говорится: «Создание для всей полицейской семьи в каждой губернии такого центра (полицейского собрания), где можно было бы на досуге с пользой и разумно провести свободное время, — дело весьма желательное. Осуществить его, при добром желании, — не представляет особых затруднений; а между тем такая мера являлась бы одним из звеньев к объединению разрозненных частей огромного полицейского целого, объединению, столь необходимому нам для пользы нашего родного дела»5. Эти психолого-педагогические проблемы беспокоят сегодня многих руководителей подразделений, отделов и учреждений Министерства внутренних дел.

Мы видим, что вопросы проведения свободного времени были и сто лет назад актуальными для руководства полиции: « .Часто в городе, где протекает служба, особенно у молодых полицейских, нет ни родных, ни близких, ни порядочных знакомств, а замкнутость и обособленность в таком возрасте молодежи несвойственна. И что же им делать в свободное время без подходящих знакомств и при отсутствии своих полицейских собраний ! При таких условиях они поневоле ищут развлечений на стороне, в разных укромных и темных местечках, ресторанах, шантанах, подальше от глаз начальства, сближаясь за рюмкой вина чуть не с первыми попавшимися, зачастую совсем не подходящими и, конечно, только пагубно влияющими на них. Вскоре обнаруживаются и последствия такой жизни: расшатанность здоровья, манкировка службой и финансовая запутанность; все это, словно тень, следует по пятам — и человек, только начинающий жизнь, уже колеблется на грани падения. Вся эта атмосфера незаметно подтачивает лучшие устои жизни — именно нравственность человека, затуманивает чуткость совести его и чистоту души! Конечно же, с ними притупляется и сознание долга службы» 6

Вопросы шефской помощи, наставничества, связи поколений были важными в то время не только в профессиональной деятельности, но и в проведении досуга, организации свободного времени как гаранта воспитания достойного полицейского, обладающего профессиональной чистоплотностью. «Сколько молодых, холостых чинов полиции в губернском городе, начинающих не только служить, но даже — вполне самостоятельно — начинающих только жить. Конечно, они нуждаются еще в воспитании воли и характера, в разумном руководстве ими и благотворном влиянии своих старших сослуживцев. Сохранение присущих их молодости лучших душевных качеств является весьма желательным. И потому старшим товарищам нужно оберегать их от деморализующего влияния чуждой среды и подозрительных знакомств» 7.

Для изучения современной практики организации досуга и свободного времени сотрудниками полиции

был проведен опрос 23 начальников управлений и отделов территориальных органов МВД России по работе с личным составом, обучающихся на высших академических курсах, анкетирование 156 действующих сотрудников ОВД и 183 курсантов и слушателей вузов МВД России. Анализ результатов исследования показал, что в современных условиях контраст между стремлением эффективно построить служебный процесс и недостаточной организованностью личного и общественного досуга, нерациональным его использованием представляется все более нетерпимым.

Так, при ответе на вопрос анкеты: «Что влияет в первую очередь на успех организации досуга в вашем подразделении» 86% респондентов на первое место поставили необходимость активной поддержки со стороны руководства. Значение уровня материальной базы, важность наличия необходимого оборудования и культ-инвентаря — аппаратуры, музыкальных инструментов, наличие помещений для репетиций выделили 67% опрошенных; 35% их отметили важность личности организаторов, отвечающих за культурно-досуговое мероприятие. В числе прочих были отмечены такие факторы, влияющие на успех проведения досуга, как выбор интересных и активных форм, актуальных тем и художественный уровень проводимых мероприятий.

Опрос позволил установить, что истоки проблем, связанных с организацией досуга, лежат в сфере действия различных факторов. Необходимо согласиться с мнением о том, что объективными причинами являются: общий недостаток свободного времени, слабая материально-техническая база досуга, его плохая организация, недостаток личных средств.

Вместе с тем не стоит снимать ответственности и с самих сотрудников. Опрос показал, что немалое их число обладают низким уровнем культуры досуга. Именно низкий уровень духовных интересов и потребностей, отсутствие умений и навыков самоорганизации свободного времени являются теми немаловажными факторами, которые становятся определяющими в конкретных сложных жизненных ситуациях.

Для решения задач нашего исследования было проведено изучение бюджета свободного времени сотрудников полиции путем анкетирования 108 молодых сотрудников (в возрасте до 30 лет) и 362 курсантов. Были заданы вопросы о том, как они распределяют свободное время. Опрос выявил, что 61% сотрудников имеют в рабочие дни более двух часов свободного времени; 71% респондентов на проведение досуга в выходные и праздничные дни тратят 13 часов, в недельном исчислении это составляет 23 часа и более свободного времени у 66% опрошенных сотрудников.

Анализ современных ведомственных приказов и материалов по воспитательной работе с личным составом в органах внутренних дел8 выявил актуальность и значимость культурно-досуговой работы. Потребность самореализации, выражения своих чувств, эмоций характерна в любом возрасте, при любом социальном положении или занимаемой должности.

Ведешкин Н. А. Изучение правосознания кандидатов на службу..

Оценить эффективность предпринятых мер развития системы и совершенствования форм и методов культурно-досуговой работы в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России можно будет через длительное время. Сегодня можно отметить положительный опыт и успехи, а также ряд общих проблем в организации этого направления деятельности в ОВД:

— отход от педагогического принципа — не развлекать, а всегда учитывать воспитательный эффект мероприятий. Иногда предпочтение отдается не активным, а пассивным формам, средствам и методам работы, формальным мероприятиям, без установления обратной связи со зрителями и слушателями, без заинтересованного участия сотрудников в культурно-досуговых мероприятиях;

— медлительность разработки системы культурного обслуживания и организации досуга личного состава непосредственно в органах и подразделениях МВ Д России, узость используемых форм, средств и методов, их шаблонное копирование из года в год;

— недостаточное финансирование данного направления деятельности, которое привело к нищенскому положению как учреждений культуры — культурных центров, клубов, библиотек, так и коллективов художественной самодеятельности (в ряде подразделений это привело к их ликвидации);

— комплектование учреждений культурно-досуговой работы высококвалифицированными специалистами ведется не на должном уровне, не осуществляется их регулярная переподготовка и повышение квалификации;

— медленно развивается нормативно-методическая база культурно-досуговой работы.

Решение этих проблем в сфере организации культурно-досуговой работы представляется наиболее важной задачей для подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел в ближайшей перспективе.

1 Нургалиев Р. Г. Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России. 23.08.2005 г. // Сборник нормативно-методических материалов по организации работы с личным составом в органах внутренних дел. М., 2006. С. 8.

2 О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900. С. 2140-2186.

3 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г.; Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 490 от 29.06. 2009 г.; Об организации морально-психологического обеспечения оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 80 от 11.02.2010 г

4 О безотлагательных мерах по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 341 от 30 апреля 2009 г.; О фестивале музыкального творчества МВД России «Щит и Лира»: приказ МВД России № 468 от 26.05.2007 г.; О фото-

конкурсе МВД России «Открытый взгляд»: приказ МВД России №880 от 13.10.2008 г.; Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1145 от 24.12.2008 г.; О совершенствовании деятельности библиотек органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1146 от 24.12.2008 г.; О литературном конкурсе МВД России «Доброе слово»: приказ МВД России № 1147 от 24.12.2008 г.

5 Вестник полиции : еженедельный журнал. СПб., 1910. № 1-52. С. 3.; Свод законов Российской империи в 5 книгах / под ред. И. Д. Мордухай-Болтовского. Кн. 1. Т. 1-3. Гл. 5. Ст. 361-362.

6 Вестник полиции : еженедельный журнал. СПб., 1910. № 31. С. 4.

8 Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 80 от 11.02.2011г.; Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в 2010 г. и задачах на 2011г.: приказ МВД России № 189 от 15.03.2010 г.; Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1139 от 24 декабря 2008 г.; О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ МВД России № 120 от 1.02.2007 г.; КубышкоВ. Л. Актуальные проблемы реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России : мат-лы учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России. М., 2008. 302 с.; Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. И. Адаев; ред. В. Л. Кубышко. М., 2006.

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

В статье анализируются теоретические и практические аспекты изучения правосознания и обосновывается необходимость внедрения нового подхода в практику профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Ключевые слова: полиция, профессионально важные качества, кандидат на службу в ОвД, группа риска, скрываемая информация, правосознание.

В ходе реформирования системы МВД России, начавшейся в 2009 г. и продолжающейся по настоящее время, были изданы нормативно-правовые документы, определяющие приоритетные аспекты и направления профессионального психологического отбора в органы внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» установлены жесткие требования к процедуре отбора. Граждане, поступающие на службу в ОВД, проходят психофизиологические исследования, тестирование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *