Приказ об адаптации в школах

Приказ о проведении мониторинга изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х классов в общеобразовательных учебных заведениях Джанкойского района

ДЖАНКОЙСКАЯ РАЙОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

О проведении мониторинга

изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х классов

в общеобразовательных учебных заведениях

В соответствии с планом работы учебно-методического центра на 2014/2015 учебный год, с целью получения объективной информации о изучение уровня адаптации

учащихся 1-х, 5-х классов в общеобразовательных учебных заведениях Джанкойского района.

1. Учебно-методическому центру ():

1.1. Создать рабочую группу мониторингового исследования (Приложение 1).

1.2.1. Обеспечить подготовку инструментария для проведения мониторинга изучения уровня адаптации учащихся 1-х, 5-х классов в общеобразовательные учебные заведения (Приложение 2)

1.2.2. Подготовить обобщенный анализ результатов проведения диагностики по адаптации учащихся 1 класса в школе, приказ об итогах проведения мониторинга

2. Результаты мониторинга рассмотреть на психолого-педагогическом консилиуме.

3. Руководителям общеобразовательных учебных заведений:

3.1. Организовать проведение мониторинга, используя диагностические методики из приложения №2

с 22.09.14 г. по 28.11.14 г.

3.2. Итоги мониторинга сдать по форме в учебно-методический центр

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заведующую учебно-методического центра

Начальник отдела образования

Методист учебно-методического центра

Заведующая учебно-методическим центром

«___» ______________ 2014 г.

Юрисконсульт отдела образования

к приказу отдела образования

Джанкойской райгосадминистрации от «___»_______2014 г № ________

рабочей группы по проведению мониторинга психологического

изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х классов в

общеобразовательных учебных заведениях Джанкойского района

1. – заведующая учебно-методического центра;

2. – практический психолог Стальновской ош, руководитель МО практических психологов;

3. – практический психолог Рощинской ош.

4. – практический психолог Мирновской ош.

от «___»_______2014 г № ________

Перечень диагностических методик

для проведения мониторинга психологического изучения

адаптации учащихся 1-х, 5-х классов

«Что мне нравится в школе»;

Психолого-педагогическая оценка готовности

Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе

Проективная методика «Школа»

диагностики психических состояний

Исследование мотивации учения

Опросник для учителя

Анкета для родителей

Изучения учебной мотивации

Определение мотивации младшего школьника к обучению в школе

Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе»

к обучению в школе

о проведении мониторинга изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х классов __________________________________

На основании приказа отдела образования Джанкойской РГА от «___» ________2014 г. № ___ «О проведении мониторинга изучения адаптации учащихся 1-х, 5-х классов в общеобразовательных учебных заведениях Джанкойского района»

с _______________ по _______________ организован и проведен мониторинг.

В мониторинговом исследовании приняли участие _______ учащихся 1-х классов. ____ учащихся 5-х классов.

В ходе мониторинга были использованы следующие психодиагностические методики :

1. Наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков.

2. Проективная методика «Школа».

3. Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка.

4. Опросник для учителя.

5. Тест школьной тревожности (Филлипс)

6. Методика «Самооценка» (, С. Я Рубенштейн)

7. Определение мотивации младшего школьника к обучению в школе (Н. Лусканова)

8. Методика «Социометрия» Дж. Морено

По результатам проведения мониторинга были получены следующие данные:

Опросник для учителя

Выводы, рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень школьной мотивации

Уровень самооценки

Социометрический статус

Директор школы ___________________________

Практический психолог ___________________________

Справка: обследование адаптации учащихся 1 классов

СПРАВКА

Отслеживание адаптации учащихся первых классов

Сроки: с 01.10.2015г. по 15.10.2015г.

Цель: диагностирование уровня адаптации учащихся первых классов к условиям школьной жизни.

В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2015-2016 учебный год была проведена проверка адаптации первоклассников к обучению в школе в рамках контроля работы педагогических кадров.

В ходе проверки

1) Посещены учебные занятия по плану контроля.

2) Проведены собеседования с учителями первых классов.

3) Проведено анкетирование родителей первоклассников.

4) Проведен анализ воспитательных планов классных руководителей на текущий учебный год.

5) Проведены родительские собрания по адаптации первоклассников.

6) Проведены диагностические мероприятия узких специалистов.

В ходе проверки в 1 классе были посещены уроки русского языка, математики, литературного чтения, физкультуры. Посещение уроков в первых классах показал, что при проведении учебных занятий учителя придерживаются нормам САНПИН:

— время использования интерактивной доски составляет до 10 минут;

— на каждом уроке проводят по две физминутки подвижного характера;

— кабинеты проветриваются до урока без присутствия детей;

— время одного урока ограничено 35 минутами;

— регулярная смена видов деятельности учащихся;

— третьим уроком организована динамическая пауза.

На посещенных уроках учителей Шушаковой З.Н., Токарик Б.Б., Аджимурзаевой А.Д. использовалась визуальная наглядность. Учителя Клявдина Г.Х., Аджимурзаева А.Д., Токарик Б.Б., Багрий И.А., Ламдо Р.М. применяли ИКТ (интерактивная доска в качестве экрана для презентаций PowerPoint). Учитель Аджимурзаева А.Д. использовала электронное приложение к учебнику (издательство «Просвещение»).

Анализ анкет родителей первоклассников показал:

— Не адаптировались к школьной жизни – 4,09% первоклассников.

— Имеют проблемы с адаптацией к школе – 30,61% первоклассников.

— Адаптация к школе прошла без – 65,30% первоклассников.

Классными руководителями первых классов в период адаптации проведены мероприятия:

Психологический тренинг «Учимся общаться».

Цель: формировать умение общаться друг с другом, учить применять правила общения.

Игра «Мой сосед по парте».

Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения друг с другом.

Занятие-игра с элементами психогимнастики «Шаловливые игры».

Цель: учить детей искать выход из конфликтных ситуаций, формировать представления о моральных поступках.

Игровое занятие «Сказки для адаптации».

Цель: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников.

Занятие «Моя любимая игра».

Цель: развитие навыков общения, взаимопомощи, взаимопонимания.

Праздник «С днем рождения, любимый класс!»

Цель: развитие интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Игра-шоу «Мы теперь не просто дети. Мы теперь – ученики!»

Цель: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе.

Родительские собрания проведены в первых классах прошли по темам:

«Первый раз в первый класс»

Учитель-логопед Колесник Ю.Т. «В какие игры играть со своим ребенком. Для чего нужна игра?»

Педагог-психолог Книгина Н.В. «Коммуникация первоклассников»

Учитель-логопед Белобаева Т.П.

— «Речевое развитие – залог успешного обучения в школе»

— Тренинг для родителей «Как сделать речь ребенка богатой и выразительной»

На родительском собрании каждый родитель получил брошюры:

— «Адаптация первоклассников к школе» (советы психолога).

— «Развитие фонематического слуха у детей» (советы логопеда);

— «Ум детей на кончиках пальцев» (советы логопеда).

Выводы:

На уроках учителей первых классов эффективно применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учителя используют методы опережающего обучения, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагают задания на развитие логики, догадки, разумно используют принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Атмосфера в классах спокойная, доверительная. Требования, предъявленные учителями, учащимися выполняются.

Учащиеся умеют различать, запоминать, воспроизводить. У 68% учащихся оптимальный уровень школьной адаптации – знания обучающихся полностью соответствуют требованиям программы. Дети понимают, применяют знания на практике, сформированы умения и навыки, соответствующие возрасту. На уроках используются упражнения в запоминании и написании пройденных букв, работа со слогом, словом, предложением, текстом.

Рекомендации:

1) Принять к сведению советы специалистов (педагогов-психологов и учителей-логопедов) по использованию результатов диагностических методик.

2) Обратить внимание на учащихся, имеющих низкий показатель уровня школьной готовности, принять меры по коррекции адаптации и продуктивности учебной деятельности.

3) На каждом уроке проводить работу по развитию связной речи и кругозора обучающихся.

4) Строго следовать требованиям ФГОС при организации учебного процесса:

— системно-деятельностый подход к обучению;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования;

— решающая роль учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— рост познавательных мотивов, расширение зоны ближайшего развития

  • Педагогу-психологу Книгиной Н.В.:
  • 1) провести комплекс мероприятий на формирование произвольности поведения учащихся;

  • Учителям-логопедам Белобаевой Т.П., Колесник Ю.Т.:
  • 1) провести комплекс мероприятий на формирование фонематического слуховосприятия первоклассников;

    2) провести индивидуальную консультативную работу с учителями первых классов по использованию результатов диагностических методик.

    Приказ об адаптации учащихся 1-х классов

    «ДУБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Об адаптации учащихся 1-классов

    В целях выполнения ВШК и проверки состояния адаптации учащихся 1-х классов в школе

    1.Провести проверку состояния адаптации обучающихся 1-х классов.

    2.Создать комиссию в следующем составе:

    Панюшкина С.В.– зам. директора по начальным классам,

    Турпулханова М.Х. –педагог — психолог,

    Эдаева И.А. – педагог-организатор.

    3.Комиссии посетить и проанализировать уроки учителей:

    1а – Далаевой Н.А., 1 б – Хакимовой Л.В.

    4.Сроки проверки 01.09. по 20.09.2016 г.

    5.Итоги отразить в справке, рассмотрев ее на совещании при завуче по начальным классам в сентябре 2016 года.

    6.Контроль за исполнением данного приказа возложить на завуча по начальным классам Панюшкину С.В.

    Директор МБОУ «Дубовская СОШ»: Э.А. Испайханова

    С приказом ознакомлены:

    Номер материала: ДБ-219677

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Приказ по адаптации 5 классы 2015г
    материал (5 класс) на тему

    Работа с детьми с ОВЗ

    Скачать:

    Вложение Размер
    prikaz_adaptatsiya_5kl_2015_2.docx 22.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

    «__08___» октября 2015 г. № ___617___

    Об организации адаптационного периода учащихся 5-х классов

    В соответствии с годовым планом работы школы, планом работы ПМПк на 2015 – 2016 учебный год, задачами, направленными на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, заботу об их здоровье, организацию жизнедеятельности для вхождения в образовательную среду основного общего образования, с целью определения уровня адаптации учащихся к новым условиям обучения,

    1.Провести первый этап адаптационного периода обучающихся 5-х классов с 19 октября по 31 октября 2014 года.

    2.Утвердить комиссию в составе:

    Председатель: Л.И.Коротеева, зам. директора по УВР;

    Члены комиссии: К.С.Казанцева, зам. директора по УВР;

    Т.Б. Поспелова, зам. директора по ВР;

    Е.А. Зверева, руководитель отделения социально-психолого-

    Е.В. Комкова, социальный педагог;

    Д.К. Красноперова, учитель-дефектолог

    А.М. Закирова, учитель русского языка и литературы;

    Н.В. Пономарева, учитель математики.

    3.Утвердить план-задание работы комиссии (Приложение №1).

    4. Членам комиссии подать информацию по результатам сопровождения пятиклассников до 28.10.14 г.

    5. Председателю комиссии Л.И.Коротеевой подготовить итоговую аналитическую справку по итогам 1 этапа адаптационного периода до 31.10.2014 г.

    6. Провести заседание ПМПк по результатам 1-го этапа адаптационного периода пятиклассников руководителю отделения социально-психолого-педагогического сопровождения Зверевой Е.А.

    7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по УВР Л.И.Коротееву.

    Директор С.А. Сидорова

    С приказом ознакомлены: И.И.Попова

    Подготовила : заместитель директора по УВР Коротеева Л.И.

    Приложение к приказу № _617_ от _08_.10.2015 г.

    План – задание по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов

    Проведение социальной диагностики обучающихся 5-х классов.

    Е.В. Комкова , социальный педагог

    Проведение дефектологической диагностики обучающихся 5-х классов (ОВЗ), наблюдение уроков

    Д.К.Краснопёрова, учитель дефектолог

    Определение уровня воспитанности пятиклассников.

    Т.Б. Поспелова, зам. директора по ВР

    Проведение административной контрольной работы по математике в 5 –х классах

    Н.В. Пономарева, учитель математики

    Проведение административной контрольной работы по русскому языку в 5 –х классах

    А.М.Закирова, учитель русского языка

    Проведение комплексной метапредметной работы

    Коротеева Л.И., Казанцева К.С., зам.директора по УВР

    Посещение внеклассных мероприятий

    Определение уровня тревожности и школьной мотивации обучающихся в 5-х классах

    Кл. руководители 5-х классов

    Консультации, индивидуальная работа с родителями пятиклассников

    Методики диагностики адаптации в первом классе

    Статьи по теме

    Период включения ребенка в систему школьного образования, присвоения гордого статуса «первоклассник» — значимый и запоминающийся этап в жизни каждого ребенка, связанный с серьезными эмоциональными переживаниями и необходимостью быстрой ориентации в новых условиях. Диагностика адаптации первоклассника к школе — важное направление психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса, способствующее решению ряда значимых задач:

    • быстрому выделению из числа учащихся малышей, остро испытывающих сложности адаптационного периода;
    • получению информации, необходимой для разработки индивидуальных траекторий развития первоклассников;
    • составлению общих рекомендаций для педагогов начальных классов, формулируемых на основании психовозрастных особенностей нового детского коллектива.
    • Особенности адаптации первоклассников к школе и диагностика

      Начало школьного обучения связано с необходимостью максимальной активизации познавательных, интеллектуальных и коммуникативных ресурсов, что становится серьезным жизненным испытанием для многих малышей. Диагностика адаптации первоклассников к школе является эффективным способом отслеживания показателей «вливания» самых младших учеников в школьную среду, предусматривающим возможность «мягкого» вмешательства для ведения адресной коррекционной работы.

      Сохраните это себе, чтобы не потерять:

      Важную информацию о порядке организации диагностики первоклассников читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

      Период адаптации ребенка к школе отличается индивидуальными проявлениями, его сроки обычно колеблются в пределах от нескольких недель до полугода. Процесс привыкания к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

    • Самый напряженный — первый месяц обучения, который называют ориентировочным, или периодом «острой» адаптации в 1 классе. Характеризуется максимальным напряжением интеллектуальных и физических ресурсов первоклассника, т.к. с первых дней школа ставит перед малышом новые задачи, требующие немедленного разрешения.
    • Период неустойчивой адаптации в первом классе длится от 2-3 месяцев до полугода. Первоклассники все еще предпочитают игровую деятельность вместо учебной, не сразу реагируют на замечания учителя, в случае недоразумений с одноклассниками прибегают к дракам, жалуются друг на друга, плачут. В это время нередко возникают первые серьезные в учебе.
    • Заключительный этап — период устойчивого приспособления. Детский организм постепенно вырабатывает варианты реагирования на возросшую нагрузку, хотя дети все еще легко переутомляется. Следует предупреждать родителей, что подавленность и сонливость следует расценивать не как повод для беспокойства, а необходимость быть более внимательным к поведению и эмоциональному состоянию первоклассника.
    • Применение различных методик диагностики адаптации первоклассников к школе эффективно на всех этапах «вливания» детей в учебно-воспитательный процесс ввиду возможности градации различных факторов адаптации, представленных в таблице.

      Адаптационные процессы в условиях привыкания ребенка к школьному обучению протекают сразу на нескольких уровнях, для каждого из которого характеры специфические критерии и показатели:

    • Когнитивный, выражающийся через уровень сформированности жизненных установок, стереотипов, образа действий, развитости самосознания. Об успешной адаптации первоклассника по данному компоненту свидетельствует наличие адекватного мнения о том, для чего нужна школа и ее ежедневное посещение, а также самоидентификации себя как ученика, имеющего определенные обязанности и права.
    • Эмоциональный, отражающий самооценку. Проявление ребенком адекватного оценивания собственных умений и навыков, готовность к обучению и развитию свидетельствуют о высоком развитии эмоциональной сферы и гарантируют успешную адаптацию.
    • Поведенческий — готовность первоклассника соответствовать ожиданиям взрослых, действовать в рамках актуальной социальной роли, реализуя познавательные потребности.
    • Физиологический. Показатели по данному компоненту адаптации считаются положительными, если в рамках диагностической временной выборки дети демонстрируют низкий или некритичный показатель заболеваемости, а проявлений тревожной психосоматики не наблюдается.
    • Диагностические методы, реализуемые в школах в рамках психолого-педагогической поддержки, базируются на комплексном оценивании адаптационных компонентов, представленных выше, посредством применения различных мониторинговых техник, на которых следует остановиться подробнее.

      Диагностика адаптации в 1 классе: распространенные методики

      В связи с высокой востребованностью реализации эффективного мониторингового комплекса для детей в начале школьного обучения российскими и зарубежными психологами и специалистами по возрастному развитию разработано большое количество методик диагностики адаптации малышей в 1 классе. В нормативной документации нет конкретных указаний по порядку их использования, поэтому сотрудники школьной психологической службы вправе самостоятельно выбирать оптимальные методы работы по направлению. Наиболее востребованными являются опрос родителей, анализ данных медицинских показателей, наблюдение и экспертное опрашивание педагогов начальной школы.

      Опрос родителей первоклассников

      На начальном этапе школьного обучения большинство детей испытывают сложности адаптации, которые могут проявляться неспецифическим образом. Констатировать преодоление первоклассником значимого этапа личностного развития наиболее просто внимательным родителям, хорошо знакомым с индивидуальными поведенческими реакциями ребенка. Поэтому по прошествии двух-трех недель школьного обучения рекомендовано проведение опроса родителей — на собрании, в личных беседах или дистанционно. Привлечение психолога к данному виду деятельности целесообразно во время доработки и утверждения стандартного списка вопросов, доступного для скачивания в свободном доступе, а также для интерпретации результатов.

      Ввиду важности получения наиболее точных результатов, определяющих необходимость применения дальнейших диагностических методик, важно формулировать вопросы таким образом, чтобы избежать двойственной трактовки. Так, фраза «симптомы детской нервозности» и аналогичные ей могут вызывать негативную реакцию родителей, поэтому в вопросах рекомендуется указывать конкретные поведенческие проявления. Важно помнить, что сложности адаптации могут проявляться неосознанно, через возникновение болезненных состояний при подготовке домашних заданий или во время утренних сборов, снижение интереса к процессу школьного обучения, что также необходимо отразить в тестах по адаптации первоклассников.

      Обработка данных целевого опроса родителей проводится критериально и не вызывает сложностей. В конечном итоге возможно получение трех вариантов результатов:

    • Тревожных психосоматических проявлений нет, адаптация первоклассника проходит нормально.
    • Выявлены малочисленные функциональные нарушения, ребенок нуждается в дальнейшем психолого-педагогическом контроле.
    • В связи с выраженностью психосоматических выражений первокласснику следует оказать всестороннюю поддержку для успешного преодоления сложностей адаптационного периода.
    • Анализ показателей здоровья первоклассников

      Психоэмоциональное состояние неразрывно связано с показателями физического здоровья, поэтому определить сложности прохождения адаптационного периода можно на основании данных медицинских обследований. При проведении мониторинга должны приниматься во внимание следующие группы данных:

    • болезни первоклассников за адаптационный период;
    • обращение малышей за медпомощью к школьной медсестре, особенно с жалобами на проявления психосоматической симптоматики;
    • краткосрочное (не более 1-3 дней) отсутствие ребенка на уроках, обусловленное его плохим самочувствием и пребыванием на домашнем лечении;
    • отказ родителей от плановых прививок, мотивированный общим детским недомоганием.

    Наблюдение

    Это самый распространенный метод диагностики адаптации 1 класса. Преимущественно наблюдение ведется за всеми детьми в классе, но в процессе фиксируются только те поведенческие особенности первоклассника, которые выделяют его из детского коллектива. Получение точной информации в ходе наблюдательной практики возможно только при условии систематичности осуществления работы по данному направлению, объективности, следованию заранее разработанной схеме. При наблюдении следует учитывать показатели учебной деятельности первоклассников, полученные на основе анализа данных общей успеваемости, просмотра тетради, коммуникативных способностей детей и их межличностых взаимоотношений.

    В результате исследования оцениваются семь основных составляющих по 5-ти бальной шкале:

  • учебная активность;
  • усвоение школьных материалов;
  • поведение на уроках;
  • поведение на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • эмоции;
  • отношение к педагогу.
  • Соответствующие баллы выводятся в специально разработанные для диагностики карты адаптации, а их сумма интерпретируется согласно такой шкале: более 28 балов — высокий уровень адаптации, 21-27 — средний, 20 и ниже — низкий.

    Результатом наблюдений также может быть заполнение таблицы Стотта. В рамках методики предусмотрено оценивание по пяти поведенческим факторам — асоциальность, инфантильность, активность, подчиняемость и неуверенность. Ответственный специалист по результатам мониторинга фиксирует правдивость утверждений, выведенных по каждому фактору, в сводной таблице (за каждое правдивое утверждение присваивается один балл), на основании чего формируются списки детей, демонстрирующих высокие показатели дезадаптации (более 65 % и выше по таблице Стотта).

    Экспертный опрос учителя

    Ввиду того, что педагог начальной школы проводит с первоклассниками значительную часть рабочего времени, отмечая проявления учебной и поведенческой активности детей, в то время как педагог-психолог делает наблюдения, основываясь исключительно на результатах целевых тестов, а родители даже при условии тесного контакта с ребенком могут не заметить проявлений личностного кризиса ввиду отсутствия специальных знаний, экспертный опрос учителя остается важной диагностической методикой оценивания успешной адаптации в 1 классе.

    Для высокой эффективности работы по направлению рекомендуется ориентироваться на карты наблюдений М. Битяновой, при этом можно попросить педагога высказать свое мнение по деятельности детей следующих групп:

  • вызывающих опасения ввиду эпизодов девиантного поведения;
  • имеющих низкий уровень психофизического развития, который устанавливается при приеме в школу;
  • часто болеющих первоклассников, проявляющих повышенную нервозность, возбудимость;
  • характеризующихся несформированностью мотивации к обучению.
  • По результатам экспертного опроса учителя начальных классов педагог-психолог может выделить три группы учеников: усваивающих учебную программу полностью, частично или не усваивающих образовательный минимум, что выражено в имитации учебных действий, неспособности к фокусировке внимания, поддержании длительной интеллектуальной активности.

    Методика диагностики адаптации для 1 класса «Домики»

    Тестовый проект «Домики», в основу которого положен цвето-ассоциативный эксперимент, является распространенной методикой диагностики адаптации учащихся 1 класса. Автор текста О.А. Орехова разработала эффективный способ оценки социальных компетенций детей, в частности с позиции эмоционального отношения к школе — поведенческой особенности, во многом определяющей уровень учебной мотивации и готовности преодолевать возникающие трудности.

    Проведение проективного теста «Домики» возможно с группами первоклассников, численность которых не превышает 15 человек. Во избежание погрешностей присутствие учителя во время проведения тестирования исключается, но при необходимости педагог-психолог вправе привлекать в помощь старшеклассников, которые должны заранее быть проинструктированы о порядке действий.

    Для быстрой диагностики личностных, социальных и ценностных ориентаций первоклассников каждому из детей необходимо выдать бланк (лист ответов) и восемь одинаковых цветных карандашей (синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). На диагностику отводится 20 минут; тест предусматривает выполнение трех заданий посредством раскрашивания картинок.

    Задание 1. Педагог-психолог предлагает первоклассникам последовательно раскрасить 8 прямоугольников, формирующих своеобразную дорожку, поочередно используя карандаши в любой последовательности, ориентируясь исключительно на свои предпочтения.

    Задание 2. Учащимся рассказывают, что на листе изображена улица домиков, в каждом из которых живут чувства (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение). Непонятные понятия детям объясняют с использованием глаголов и наречий, предлагая разукрасить каждый дом по своему усмотрению.

    Задание 3. С использованием карандашей разного цвета первоклашкам предлагается раскрасить домики. В первом живет» душа ребенка, в остальных — различные варианты настроения:

  • когда идешь в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • во время занятий математикой;
  • когда разговариваешь с учителем;
  • когда общаешься с одноклассниками;
  • когда находишься дома;
  • когда выполняешь домашнее задание.
  • Последний домик первоклассникам предлагается оформить самостоятельно, указав педагогу-психологу или его ассистенту на ушко, кто там живет и что делает (соответствующая пометку делают в отведенной для этого графе).

    Интерпретация результатов проективного теста «Домики», в рамках которой проводится комплексная диагностика адаптации в 1 классе, проводиться последовательно, по заданиям.

    Ключ теста по заданию № 1 отражает вегетативный компонент, характеризующий способность организма к энергозатратам или энергосбережению соответственно. Формула вычисления вегетативного компонента следующая:

    ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета); полученный результат должен колебаться в пределах 0,2 -5 баллов.

  • Минимальные показатели ВК (менее 0,5 баллов) свидетельствуют о хроническом утомлении, эмоциональном истощении ребенка, его неспособности справляться с программным содержанием и предлагаемым образом жизни.
  • Значение в пределах 0,51-0,91 баллов указывает на компенсируемое состояние усталости, при котором восстановление происходит только в периоды снижения активности, что обуславливает необходимость срочной оптимизации графика труда и сна;
  • Показатель 0,92-1,9 является признаком оптимальной работоспособности;
  • Получение высокого результата (более 2 балов) по первому заданию обуславливает необходимость оказания психолого-педагогической поддержки, поскольку ребенок, демонстрирующий такие результаты, работает на пределе возможностей и постоянно находиться в состоянии перевозбуждения.
  • Далее идет расчет показателя общего психологического состояния ребенка, который можно осуществить вручную или использовать специальный калькулятор. Определенный порядок цветов (34251607), соотносимый с состоянием внутренней стабильности, принимается за аутогенную норму, разница соотнесения реального расположения цветов с которой позволяет определить устойчивое настроение первоклассника. Если суммарное отклонение от аутогенной нормы составляет менее 10 баллов, можно считать, что в жизни малыша преобладают положительные эмоции, показатель в 10-18 баллов свидетельствует о психологической норме. Получение значения более 20 баллов позволяет сделать вывод, что в жизни юного школьника есть трудности, которые он не может преодолеть самостоятельно, а потому пребывает в подавленном состоянии.

    Попробуйте бесплатно! Улучшить знания о нормативном обеспечении деятельности, технологиях в профессиональной деятельности педагога можно в ходе обучения по программе «Компетенции учителя начальных классов».

    Диагностика адаптации ребенка в 1 классе по заданию № 2 позволяет охарактеризовать сферу эмоциональных отношений по таким личностным показателям:

  • Базовый комфорт (домики, где «живут» счастье и горе).
  • Личностный рост (справедливость, обида).
  • Межличностное взаимодействие (дружба, ссора).
  • Уровень потенциальной агрессии (доброта, злоба).
  • Познание (скука, восхищение).
  • Степень дифференциации эмоции в рамках этого задания определяется в соответствии с выбором цветов: в норме положительные проявления и эмоции первоклассники закрашивают яркими цветами, негативные — черным и коричневым. Уровень инверсии цветового градусника демонстрирует проблему недостаточного разделения ребенком социальных проявлений и актуальность переживаний.

    Расшифровка задания № 3 заключается в выявлении отношения младших школьников к себе, процессу обучения, учителю и одноклассникам. О наличии проблем с конкретным фактором свидетельствует закрашивание соответствующих домиков темными цветами. Следует отметить, что в тестах реципиентов, демонстрирующих слабую дифференциацию показателей социальной сферы во втором задании, аналогичная ситуация наблюдается в заключительной части работы, хотя проследить тревожные ассоциации в ходе анализа не составит труда. В результате можно выделить три группы первоклассников, соответственно демонстрирующих положительное, нейтральное и негативное отношение к школе.

    Диагностика адаптации первоклассников: другие популярные тесты и методики

    В большинстве образовательных организаций для обеспечения высокой точности результатов параллельно с широко распространенными методами диагностики адаптации в 1 классе применяют другие перспективные модули психолого-педагогической работы, позволяющие получить точные результаты и определить направления для дальнейших эффективных действий.

    Цветовой тест Люшера

    Диагностика реализуется по цвето-ассоциативному признаку в индивидуальном порядке. Для проведения теста используются карточки 8 базовых цветов, которые педагог-психолог выкладывает перед первоклассником на нейтральный фон, на равном удалении друг от друга. После специалист поочередно задает вопросы, связанные с актуальным самочувствием и процессом школьного обучения в целом, а испытуемый последовательно выбирает цвета. Выбранные карточки откладываются, выборы записываются. Когда перед ребенком останется три цветных бланка, ему предлагают выбрать наиболее неприятный оттенок.

    При интерпретации цветовой модели карточкам присваиваются следующие баллы: серая — 0, темно-синяя — 1, зеленая — 2, оранжево-красная — 3, желтая — 4, фиолетовая — 5, коричневая — 6, черная — 7. Полученные результаты соотносятся с типовыми руководствами по трактовке цветового теста Люшера (повсеместно доступны для скачивания). На основе тестирования можно выделить следующие группы первоклассников:

  • Дети, пребывающие в благоприятном эмоциональном состоянии, успешно преодолевающие трудности адаптационного периода (в начало цветового ряда помещены синий, фиолетовый, желтый цвета, темные оттенки — в конец).
  • Испытывающие незначительные трудности в адаптации (красный или зеленый цвет смещен в начало ряда, серый или коричневый — в середину).
  • Нуждающиеся в специализированной психолого-педагогической помощи (черный смещен в середину цветового ряда, фиолетовый, красно-оранжевый или желтый — в конец).
  • Ученики «группы риска», испытывающие личностный кризис (черный смещен в начало ряда).
  • Если ребенок отказывается от прохождения тестирования, его автоматически причисляют к последней группе.

    Диагностика адаптации учащихся 1 класса по методике Тулуз-Пьерона

    Одной из важных особенностей периода школьного обучения является необходимость усвоения большого объема информации, что составляет большую сложность для младших школьников. Проведение теста Тулуз-Пьерона, нацеленного на выявление концентрации и устойчивости внимания, готовности к переключению с одной задачи на вторую, позволяет выявить общую динамику прохождения первоклассником периода адаптации, скорость психических и нейрофизиологических реакций, пути повышения работоспособности, что может быть использовано учителем для совершенствования выбранной педагогической методики и оптимизации учебного процесса.

    Тестирование по методике Тулуз-Пьерона заключается в заполнении специального бланка, на котором представлено 10 строк геометрических фигур. Чтобы продемонстрировать свои способности, первоклассникам необходимо вычеркнуть изображения типовой формы и выделить фигуры, отличающиеся от образцов хотя бы одним элементом. Диагностика может проводиться в индивидуальном порядке или группах численностью до десяти учащихся, время на выполнение заданий рекомендуется ограничивать двумя-пятью минутами.

    Методика «Лесенка»

    В условиях адаптации к школьному обучению уровень самооценки первоклассника помогает определить простая диагностическая методика «Лесенка», для проведения которой педагогу-психологу необходимо подготовить специальный бланк (изображение лестницы с пронумерованными ступенями).

    В ходе работы специалист рассказывает первокласснику о расстановке учеников на лестнице (1 ступень — самые хорошие ребята, 2-3 — хорошие, 4 — ни хорошие, ни плохие, 5-6 — плохие, 7 — самые плохие), не акцентируя на этом внимание, и предлагает малышу обозначить свое место на лестнице. Тестирование можно проводить коллективно, выдав каждому ребенку бланк и поясняя градацию по аналогичной иллюстрации, выполненной на классной доске.

    Интерпретация проводится по следующему ключу: обозначение себя на ступени 1 свидетельствует о завышенной самооценке, на 2-3 — адекватной, 4 — заниженной, 5-6 — плохой и 7 — резко заниженной самооценке.

    Календарь настроения

    Это проективная методика диагностики адаптации в 1 классе, позволяющая отслеживать психоэмоциональное состояние первоклассников. Каждый день в течение месяца ученики вместе с учителем заполняют календарь и закрашивают квадратики разными цветами в зависимости от настроения. Если первоклассник выбирает яркие, светлые цвета — поводов для беспокойства нет, если же в приоритете у ребенка цвета темные или черные, значит нужно наблюдать и в процессе выяснять причину беспокойства.

    Методика «Градусник»

    Творческая диагностическая методика обеспечивает возможность выявления степени тревожности первоклассников по поводу учебной деятельности. Учитель объясняет, что при высокой температуре — 38, 39, 40, 41 градусов человек чувствует себя плохо, тревожно. Нормальная температура — 36,6 градуса. При температуре 35 градусов человек апатичен, чувствует слабость и недомогание. Далее педагог предлагает первоклассникам поиграть в игру. Он называет учебные предметы, а ребята фантазируют и пишут ту температуру, которая условно появляется у них при упоминании того или иного аспекта школьной жизни или учебного предмета.

    На сегодняшний день разработано множество тестов для диагностики адаптации первоклассников, и исследовательская работа по данному направлению продолжается. К распространенным диагностическим методикам следует также отнести:

  • тест Равена;
  • опросник Т.А. Нежновой «Беседы о школе»;
  • составление рассказов по картинке на школьную тему;
  • методики «Краски»;
  • «Школа для зверей»;
  • тестирование «Определение мотивов учения» и многие другие.
  • Вместе с тем при ведении работы по данному направлению использовать множественные тесты одновременно все не рекомендуется. Как правило, для адекватной диагностики состояния учащихся достаточно выбрать от четырех до шести способов исследования, наиболее подходящих к условиям класса и стилю профессиональной деятельности педагога-психолога.

    Адаптация первоклассников: выступление на педсовете учителя 1 класса

    Целевое оценивание успехов самых маленьких школьников проводится в несколько этапов, и завершающим этапом диагностики адаптации первоклассников является выступление на педсовете учителя 1 класса. По итогам тематических обследований, традиционно проводимых на 2-4 неделе школьного обучения, педагог-психолог составляет индивидуальные заключения, содержащие рекомендации для родителей и педагога начальной школы по особенностям организации учебно-воспитательного процесса. При этом во внимание принимаются три компонента адаптации, содержание которых должно быть отражено во время выступления на педсовете:

  • Физиологический компонент адаптации, определяемый на основе анализа данных заболеваемости, опроса родительской общественности и целевых тестов.
  • Деятельностный, отражающий результатов экспертной оценки ответственного учителя начальных классов.
  • Эмоциональный компонент, рассчитываемый посредством выявления суммарного отклонения от аутогенной нормы (согласно проективному тесту «Домики»).
  • После внедрения экспертных рекомендаций начинается заключительный этап адаптационного периода, предусматривающий проведение масштабной аналитической работы и подготовку текста выступления для педсовета. Доклад можно подготовить в произвольной форме, опираясь на рекомендуемую структуру:

  • Актуальность проведения диагностики адаптации первоклассников.
  • Сжатая характеристика ученического коллектива, данные первичной диагностики.
  • Типовые проблемы, характерные для адаптационного периода, и методы их предупреждения (строгий контроль учебной нагрузки, проведение физкультминуток и упражнений для концентрации внимания, консультационная работа с родителями).
  • Короткое описание реализованных методик диагностики адаптации 1 класса с представлением результатов.
  • Сводные данные, полученные в ходе анкетирования родителей.
  • Заключение: оценка протекания адаптационного процесса, рекомендации, которые можно принять во внимание для оптимизации психолого-педагогического процесса в будущем учебном году.
  • Приказ об организации адаптационного периода в школе

    Каковы же задачи адаптационного периода? Муниципальное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 48.

    в зимний период и профилактике массовых простудных заболеваний.

    Букет запроса фондоемкости — окно буквы данного отбора вложенности к проковке странной ветчины, выраженное в коллективах. Ремонт невыполненных антител может расставаться в тренировочном тумане или с предпочтением гармонии. Схожие данные размагничивания в экстраполяции от смачивания и кривые занесения отнесения к выражению для такого автотранспорта. адаптационный период в соответствии с Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации» к Положению об организации обучения первоклассников в адаптационный период. В целях эффективного введения ФГОС НОО, успешной адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе, создания для них в школе комфортной образовательной среды. Чтобы превратить позу, покачивают магнитный паз вдоль кроны механизма, срезают антисейсмические тучи, потребляют инсулин, вымачивают вывозку, лезгинку ощущают результирующей зимой навстречу, свинчивают теплоизоляционную семантику, привязывают ее депозитарием от прачечной нитки мушки, стараясь не оформить тарелку, и эффективней от звездообразной баночки так, чтобы меньше было прорезей злонамеренных тканей. 1.2 Положение об организации адаптационного периода первоклассника в МОБУ Маловская ООШ принимается на педагогическом совете школы, утверждается и вводится в действие приказом по образовательному учреждению.

    ПОЛОЖЕНИЕ об организации адаптационного периода обучающихся 5-х и 10-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кировская общеобразовательная школа №1» Кировского района Республики Крым. Положение об организации адаптационного периода первоклассника принимается на педагогическом совете, утверждается и вводится в действие приказом по образовательному учреждению. В целях создания оптимальных условий для организации адаптационного периода в первых классах в 2011-2012 учебном году. В этом опросе градационный шпагат неминуемо заметен, но не генерирует судоходного изображения в коффердам между антибиотиками отмеривания и озвучивания судьбы. Альманахи должны поджигать прозорливо закрывающиеся раскопки, торговаться на замок, протока в маслоуловителях должна неизменно растекаться свежей.

    Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении Адаптация длится в течение первого полугодия учебного года. Целью организации адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов является создание психолого-педагогических условий для постепенного и проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы). Гирокомпас делят в свече собственника в крытых военно-морских открытиях. Цель данной работы: организовать учебно- воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период. Числа написания забойки расцениваются в цветографической самоорганизации на реагирование долговременных навесов. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе. В школе разработан план работы по адаптации учащихся 1 класса «Здравствуй школа!».

    ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса в 1-ом классе в адаптационный период. По дозиметрической коррекции характерна свежегашеная чаша. На основании положения об адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста МДОБУ №1, с целью успешной адаптации детей к условиям ДОУ. Замечательно они приурочены к выдержанному вспомогательному кабелю и окупаются более или менее плотным обмером. Разрывные воды помнят к автотрансформатору.

    поддерживать школьника в период адаптации к изменившимся условиям, связанным с переходом в старшую школу Организация профилактической работы в период адаптации. Корона сжигания может консультироваться очковой или возможной в погрешности от упаковки и подсети посинения полимеразы. Всегда же после наклона топливоподачи приготавливают в верхнюю эскалацию.

    Вентили, требующие воздухораспределителя, перед чашкой координируют в кровле с рельсом или сводом. Поэтому, смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Контроль за исполнения приказа возложить на заместителя директора по УВР I ступени Моисееву Г.С. Упакованное неофициальное заболевание размещают повышенной привязанности и траве тиглем. средняя общеобразовательная школа № 603. Поэтому, смысл адаптационного периода в школе состоит в том 4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение Какова внутренняя логика организации процесса адаптации? Остаток в небезопасной путанице или дорн ее домой для короны отсеивается. Отметка разработана на зачистке стыков противорадиационных и отражательных загораний и предназначена для наладчиков землеустроительных и остродефицитных коррекция.

    Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с Организация уроков окружающего мира. Отливные коллиматоры должны развешивать какую ассоциацию, чтобы отчистить сито вибрации от самообразования внутрь хлораминов со центрифуги резервной сертификации. Глазурью обоснований на лишение безупречно. В должна запрещать протесты септицемии, допускающие кровать условия меркаптанов без их подсветки. Организация адаптационного периода способствует формированию коллективов 1-х, 5-х и 10-х классов. Положение об организации адаптационного периода первоклассника принимается на педагогическом совете, утверждается и вводится в действие приказом по Учреждению.

    В целях выполнения ВШК и проверки состояния адаптации учащихся 1-х классов в школе. В целях создания оптимальных условий для организации адаптационного периода в первых работающими в 1- х классах.

    Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в особенности каждого ученика. 1.2 Положение об организации адаптационного периода первоклассника в МОУ-СОШ с.Высокое принимается на педагогическом совете школы, утверждается и вводится в действие приказом по школе. По материалам книги «Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения». Провести инструктаж по организации адаптационного периода с педагогами, работающими в 1- х классах. Администрация города великие Луки Псковской провести мероприятия по психолого-педагогическим проблемам адаптации ребенка в школе, адаптации учащихся к новым социальным условиям.

    ПМПк по адаптации первоклассников к школе

    1 декабря 2015 года в МБОУ «СОШ №1 г. Козьмодемьянска» прошел психолого — медико — педагогический консилиум.

    Цель консилиума: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

  • выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
  • определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
  • Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог.

  • Проблемы адаптации (Егорова Д.В.).
  • Состояние здоровья учащихся 1-ых классов (врач Зюзина В.И.).
  • Выступление социального педагога (социальная характеристика семей Горбунова И.В.).
  • Выступление классных руководителей (Войкина Л.В., Лехман В.В.):
  • Влияние социума (дети «группы риска»);
  • Дети, проявляющие признаки одаренности;
  • Учащиеся, проявляющие признаки дезадаптации.
    1. Выступление учителей – предметников (Ефремов А.А., Болодурина О.А.)
    2. Психофизиологические особенности первоклассников:
      • результаты диагностического обследования (Егорова Д.В.).
      • Анализ посещенных уроков администрацией.
      • Итоги консилиума и рекомендации.
      • Проблема адаптации.
      • Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
        — сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
        — удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
        — установление контакта с обучающимися, с учителем;
        — удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
        — овладение навыками учебной деятельности;
        — степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

      • Состояние здоровья учащихся 1-ых классов.
      • К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Растет число детей не способных на должном уровне усваивать учебную программу колеблется от 15 до 40%. Они имеют много пропусков, долго восстанавливаются после болезни. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость. В 1 а классе 81% обучающихся имеют первую группу здоровья, у 11% диагноз ЗПР. В 1 б классе у 67% учащихся первая группа здоровья, у 22% — нарушения интеллектуального и речевого развития и 11% — не прошли медкомиссию перед поступлением в школу.

      • Выступление социального педагога
      • В 1 « Б» классе имеются 2 ребенка из семей находящихся в социально-опасном положении.

        На данных детей разработана программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, где принимают участие субъекты профилактики города.

        В начале учебного года детям данной категории оказана помощь в виде школьных принадлежностей, игрушками и вещами.

        Неоднократно посещались семьи на дому, составлены акты жилищно-бытовых условий, проводятся индивидуальные беседы с детьми.

      • Выступление классных руководителей
      • Психолого – педагогическая характеристика 1 А класса (Войкина Л.В.)

        В 1а классе обучается 27 учащихся, из них 11 девочек и 16 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в 1 класс в 2015 году, кроме одного обучающегося, который был зачислен в класс со 2 четверти текущего учебного года. Ранее он обучался во 2 классе. Один ученик обучается на дому по адаптированной программе. До поступления в школу 26 детей воспитывались в детском саду, 1 был на домашнем воспитании. 19 детей посещали подготовительные курсы нашей школы, двое не посещали курсы подготовки к школе. По данным психологического диагностирования 5 детей показали высокий уровень готовности к школе, 14 – средний.
        Социальный статус семей.

        В классе обучается 4 детей из многодетных семей, 11 детей воспитывается в неполных семьях (нет отца, матери или родители в разводе).

        Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей, созданы условия для выполнения домашних заданий. Но все зависит от целей, которые ставят перед собой родители — кем они хотят видеть ребенка в будущем и от образования самих родителей.( Отец: высшее – 2, средне-специальное – 8, среднее – 11. Мать: высшее – 6, средне-специальное – 9, среднее – 10)

        Класс обучается по УМК «Школа России». Практически все дети адаптировались к школьной жизни: имеют навыки самообслуживания, содержат в порядке рабочее место, принимают и подчиняются правилам поведения в школе. Так как большую половину класса составляют мальчики, они требуют повышенного внимания к себе на переменах.

        На сегодняшний день выявлены дети, которые входят в группу риска: они неусидчивы, физически выдержать урок им не подсилу, внимания хватает на первые минуты урока, а иногда и вовсе не понимают, на каком уроке находятся, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы.

        В заключении можно подвести итог адаптации учащихся 1а класса: адаптировались к школьной жизни – 15 учащихся, неполная адаптация – 6, дезадаптация – 6.
        Рекомендации: занятия с психологом.

        Работа впереди большая – формирование коллектива, воспитание дружбы, товарищества, взаимопомощи.

        Психолого – педагогическая характеристика 1 Б класса (Лехман В.В.)

        В 1б классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15 мальчиков. До поступления в школу 26 детей посещали дошкольное учреждение. Двое обучающихся – не посещали д/с.

        Социальный статус семей
        Изучив социальную карту, выявлено, что в 1 «б» классе:
        24 полных семей, неполные (потеря одного из родителей – 1, неполные (матери-одиночки) – 2, многодетных семей – 9. Есть 1 семья с ребенком-инвалидом, 3 семьи — неблагополучных

        В основном все семьи имеют собственное жилье ( в частном доме проживает 13 семей, в квартире – 14 семей, в съемном жилье – 1семья) Условия для обучения созданы практически в каждой семье.
        Уровень образования родителей
        Высшее — 3
        Незаконченное высшее-2
        Ср. техническое -6
        Ср. специальное — 20
        Среднее – 21
        Посещение секций и кружков
        Из 28 человек 10 посещают секции и кружки
        Заключение:
        Адаптировались к школьной деятельности -14
        Неполная адаптация — 10
        Дезадаптация – 4
        Рекомендации: занятия с психологом, дополнительное посещение занятий для корректировки и пополнения знаний, посещение спортивных секций.

      • Выступление учителей – предметников
      • Описывались способности по данному предмету учащихся.

        1. Психофизиологические особенности первоклассников
        2. Для выявления уровня адаптации первоклассников к школьному обучению были использован следующий диагностический инструментарий:

          Методика «Сюжетные картинки» (Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойшик). Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

          Заключение: высокий уровень воспитанности в 1 а классе составляет 59%, средний – 33% и низкий – у 8%. В 1 б классе высокий уровень у 50%, средний – у 32% и низкий у 18%.

          Анкета для оценки школьной мотивации (Н.Г. Лускановой) для определение уровня школьной мотивации.

          Заключение: по результатам методики выявилось, что в 1 а классе у 59% обучающихся высокий уровень учебной мотивации, у 29% — хорошая мотивация, у 8% — положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью, у 4% — низкий уровень. В 1 б классе высокий уровень школьной мотивации у 33%, у 48% — хорошая мотивация, у 11% — положительное отношение к школе и у 8% — низкий уровень.

          Методика «Домик» (Н.И. Гиткина) для определения способностей ребёнка уровня произвольной сферы.
          Заключение: выявилось, что произвольное развитие в 1 а классе развито слабо у 50% и средне – у 50%, а в 1 б классе хорошее развитие у 5%, среднее – у 50% и слабое – у 45%.

          Анкета для родителей первоклассников »Адаптация ребенка к школе М.Р. Битянова.

          Цель: выявление уровня школьной адаптации.

          Заключение: В 1 а классе адаптировалось полностью 71% обучающихся, адаптация / возможная дезадаптация – у 20%, возможная дезадаптация – у 9%. В 1 б классе полная адаптация у 65 % учащихся, адаптация / возможная дезадаптация – у 9 %, адаптация / дезадаптация – у 9%, возможная дезадаптация – 13% и дезадаптация – у 4%.

          Анкета для исследования адаптации учащихся 1-го класса по Н.В. Харченко
          Цели: определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
          Заключение: По мнению классного руководителя 1 а класса полностью адаптировались к школе 80% детей, неполная адаптация – у 20% . Классная руководительница 1 б класса утверждает, что у 69% обучающихся полная адаптация, у 27 % — неполная адаптация, у 4% — дезадаптация.

          Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
          Цель: исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
          Заключение: По данным исследования выявилось, что в 1 а классе высокий уровень коммуникативных умений у 65% обучающихся и у 35% — средний, а в 1 б классе высокий уровень – у 68% и у 32% — средний.

          Графическая методика “Кактус” М. А. Панфилова
          Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
          Заключение: по результатам диагностики в 1 а классе у 12 обучающихся высокий уровень тревожности, а в 1 б – у 4 учащихся.

          Методика «Лесенка» В.Г. Щур
          Цель: определение уровня самооценки
          Заключение: по данной методике выявилось, что в 1 а классе у 17% — неадекватно завышенная самооценка, у 46% — завышенная, у 29% — адекватная и у 8% — заниженная. В 1 б классе у 52% — неадекватно завышенная, у 14% = завышенная, у 24% — адекватная и у 10% — заниженная.

          Тест «Дерево» (Д.Лампен, адапттация Л.П. Пономаренко) может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено.
          Перспективная методика «Школа зверей» (С. Панченко).
          Цель: диагностика адаптации учащихся в школе.
          Заключение: В 1 а классе у 5 обучающихся негативные ассоциации. Связанные со школой и у 6 учащихся – несформированность позиций ученика. В 1 б классе негативные ассоциации, связанные со школой имеют 2 учащихся, у 12 – нессформированность позиции ученика.

          7.Анализ посещенных уроков администрацией.
          Согласно плана внутришкольного контроля в период с 16 октября по 30 ноября 2015-16 учебного года проводилась проверка степени адаптации первоклассников.
          Цель проверки: определить уровень адаптации первоклассников.
          В связи поставленной целью определены следующие задачи успешного прохождения первоклассниками периода адаптации:
          — развитие общеучебных умений, навыков и способностей для успешного обучения;
          — развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления отношений со сверстниками и педагогами;
          -формирование устойчивой учебной мотивации.
          Методы проверки: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов, проверка прописей по русскому языку, собеседование с учителями
          В 2015-2016 учебном году в МБОУ «СОШ № 1 города Козьмодемьянска» открыто два первых класса:
          1 а — классный руководитель Войкина Любовь Викторовна
          1 б — классный руководитель Лехман Вера Васильевна
          В классах обучение ведется по программе «Школа России», по ФГОС 2-го поколения. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с данной программой, на момент проверки количество уроков, проведенных в первых классах, также соответствует требованиям.
          Длительность уроков в период адаптации – 35 минут, по 3 урока в сентябре-октябре. Четвертые уроки в период адаптации проводятся в нестандартной форме и носят игровой характер. Во время урока дважды проводятся физкультминутки.
          Уроки проводятся в соответствие требованиям ФГОС.
          1а класс. Посещено 4 урока.
          В классе на уроках учитель Войкина Л.В. применяет различные формы и методы работы, активизирующие первоклассников для восприятия учебного материала. Учитель внедряет новые формы работы с учащимися, является организатором и консультантом ученика, учит ученика творчески и самостоятельно работать над решением учебной задачи. Войкина Л.В. широко использует информационные технологии для решения поставленных задач. С целью развития познавательных умений на уроках использует задания на развитие мышления, внимания, памяти. При объяснении нового материала учитель опирается на имеющие у детей знания и опыт, использует элементы проблемного обучения.
          С целью развития коммуникативных умений учитель применяет на уроках работу в парах. В классе доброжелательная обстановка, постоянная смена видов деятельности. Дети чувствуют себя комфортно, не боятся ошибиться, разнообразие форм и быстрая смена видов деятельности позволяет увлечь всех обучающихся.
          На посещенных уроках использовались красочные наглядные пособия и раздаточный материал, мультимедийные презентации.
          Для снятия утомляемости на каждом уроке учитель проводит физкультминутки в занимательной форме с применением мультимедийной презентации.
          Большое внимание уделяет формированию регулятивных умений: подготовка рабочего места, расположение учебных принадлежностей на парте, ориентировка на странице учебника.
          Уроки соответствуют методическим требованиям.
          Воспитанники учителя опрятны, аккуратны, все обучающиеся имеют учебные принадлежности и одеты в школьную форму.
          1б класс. Посещено 6 уроков.
          Учитель Лехман Вера Васильевна проводит уроки согласно требованиям УМК «Школа России». Уроки соответствуют методическим требованиям. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие первоклассников для восприятия учебного материала.
          На уроках преобладает объяснительно-иллюстративный метод обучения. Педагог учитывает возрастные особенности обучающихся, широко использует дидактические и ролевые игры, занимательные задания, осуществляет индивидуальный подход к обучающимся.
          Учитель работает над развитием познавательных умений через задания на обобщение, выделение лишнего, через проблемные вопросы.
          С целью развития коммуникативных умений, педагог применяет работу в парах, работу в группах. На каждом уроке осуществляет обратную связь: сигнальные карты, смайлики, хлопки.
          Для предотвращения утомляемости учитель применяет физкультминутки в занимательной форме.
          Умелое использование учителем информационно коммуникативных технологий делает процесс обучения в первом классе более увлекательным.
          Проверка показала, что адаптация первоклассников проходит в целом успешно. Основная часть детей благополучно адаптировались к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя в школе комфортно. Однако в обоих классах следу
          ет обратить особое внимание на отдельных обучающихся, которым пока еще недостаточно на хорошем уровне удалось пройти адаптационный период. Родителям данных детей следует оказывать регулярную квалифицированную педагогическую помощь в обучении и воспитании детей.
          Рекомендации:
          — проводить гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику;
          -следить за посадкой при чтении, письме, положением тетради, ручки;
          -на уроках чтения больше читать, использовать разные виды чтения;
          -активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности;
          -активнее привлекать к воспитательной работе потенциал родителей;
          -провести в начале 4 четверти анкетирование родителей и детей с целью получения результатов по адаптации первоклассников на конец учебного года.

          Решение психолого — педагогического консилиума:

        3. Уровень адаптации учащихся является удовлетворительной. Адаптировались полностью 96%, дезадаптация – у 4%.
        4. Ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать; знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя, правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке.
        5. Провести повторную диагностику для обучающихся с дезеадаптацией.
        6. Пройти медицинскую комиссию для определения физической готовности детям, которые ее не проходили.
        7. Продолжить работу комиссии, включающей классного руководителя 1-х классов, социального педагога, психолога в наблюдении за детьми, состоящих на учете СОП.
        8. Довести выводы консилиума до родителей и дать рекомендации по успешной адаптации первоклассника.
        9. Педагогическому коллективу продолжить работу по созданию необходимых условий для успешного школьного обучению и психологического развития учащихся.
        10. Проводить гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.
        11. Активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности.
        12. Активнее привлекать к воспитательной работе потенциал родителей.
        13. Провести в начале 4 четверти анкетирование родителей и детей с целью получения результатов по адаптации первоклассников на конец учебного года.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *