Федеральный закон о лицензировании деятельности по транспортировке отходов

Федеральный закон о лицензировании деятельности по транспортировке отходов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Ранее ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержала ограничение на отчуждение отходов — собственник мог передать их только лицу, имеющему соответствующую лицензию. В действующей редакции данное положение исключено.
Имеются ли какие-либо ограничения на продажу отходов производства I-IV классов опасности? Должен ли покупатель отходов иметь лицензию?

Действительно, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) собственник отходов I-IV класса опасности был вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, только если у такого лица имелась лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ ст. 4 Закона N 89-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2015 г. В соответствии с новой редакцией указанной статьи право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. При этом ни гражданским законодательством, ни Законом N 89-ФЗ не предусмотрена в настоящий момент обязанность собственника отходов при их отчуждении проверять наличие лицензии у приобретателя отходов.
Таким образом, с 1 января 2015 года собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу без необходимости проверки наличия у такого лица лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов.
При этом отметим, что пунктом 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) с учетом положений Закона N 89-ФЗ. В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой.
Деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности лицензированию не подлежит (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 N 20АП-2281/17, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 N 14АП-4682/16). Под накоплением отходов согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Следовательно, организация — приобретатель отходов может осуществлять их накопление и заключать договоры с организациями, обладающими соответствующими лицензиями, непосредственно занимающимися деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. В этом случае лицензия самой организации-приобретателю не нужна.
Договор на отчуждение отходов может содержать обязанность покупателя обеспечить вывоз отходов. Однако покупатель вправе самостоятельно определять, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти отходы самостоятельно (при наличии соответствующей лицензии) или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.
Таким образом, покупатель отходов обязан иметь лицензию только в случае самостоятельного осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов. Но, повторимся, продавец не обязан проверять наличие каких-либо лицензий у покупателя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Росприроднадзора от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

от 17 ноября 2015 г. N АС-03-03-36/20364

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также вступлением в силу с 15.10.2015 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, направляет для руководства в работе Методические рекомендации по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

ПО ПОРЯДКУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ,

ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ

ОТХОДОВ I — IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся, в том числе определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957.

Согласно указанному перечню Росприроднадзор осуществляет лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.

2. С 01.07.2015 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон N 458-ФЗ), согласно которым с 01.07.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон 203-ФЗ) статья 23 Закона N 458-ФЗ дополнена частью 3.1 следующего содержания «3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.».

Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, предоставлен переходной период до 01.01.2016 для получения лицензии.

При этом для осуществления видов работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности такой период не предусматривается. Осуществление обезвреживания и размещения отходов I — IV классов опасности возможно только при наличии соответствующей лицензии.

3. Согласно основным положениям Закона N 203-ФЗ, вступившим в силу 30.06.2015, лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2020 (с правом их переоформления на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности).

Однако стоит отметить, что указанный переходный период предусмотрен только для лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.

При этом стоит отметить, что при наступлении случаев переоформления, определенных ч. 3 ст. 18 Закона 99-ФЗ, такие лицензии подлежат переоформлению.

Перечень документов, который необходимо представить в лицензирующий орган лицензиату для переоформления лицензии в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности и изменения видов работ в составе лицензируемого вида деятельности, определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.

4. Согласно основным понятиям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Исходя из содержания данного понятия, таким объектом не может быть город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности», принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

При намерении соискателя лицензии осуществлять лицензируемые виды деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизации, обезвреживание отходов I — IV классов опасности) с использованием движимого имущества (транспортные средства, мобильные установки, оборудование) привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», которое может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

По данному вопросу Росприроднадзор обращался в Минприроды России за разъяснениями, до поступления которых территориальным органам Росприроднадзора необходимо руководствоваться вышеуказанной позицией.

5. Согласно основным понятиям Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

Основные требования к транспортированию отходов I — IV класса опасности установлены ст. 16 Закона 89-ФЗ.

Законом N 458-ФЗ определено, что порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, будет устанавливаться Минтрансом России по согласованию с Минприроды России. Данная норма вступает в силу с 01.01.2016.

23.10.2015 в Минприроды России состоялось совещание по вопросу предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Протоколом от 02.11.2015 N 05-16/339-пр, составленным по итогам совещания от 23.10.2015, Росприроднадзору рекомендовано при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения следующих требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ:

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;

приказ Минтранса России от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;

приказ Минтранса России от 04.07.2011 N 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»;

приказ Минтранса России от 05.09.2008 N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»;

протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);

ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Территориальным органам Росприроднадзора при осуществлении проверки соблюдения лицензионных требований и условий, установленных пп. «в» п. 6 Положения, до принятия и вступления в законную силу порядка транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, рекомендуется обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения вышеназванных требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ при условии, что транспортируемые отходы I — IV классов опасности подпадают под категорию опасных грузов.

6. Согласно основным понятиям ст. 3 Закона N 99-ФЗ:

лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

Территориальным органам Росприроднадзора необходимо принять к сведению, что лицензия выдается одна в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя и подлежит переоформлению в случаях, определенных ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ.

По практике Росприроднадзора соискатель лицензии или лицензиат может обращаться единовременно с заявлением о предоставлении или переоформлении лицензии в разные территориальные органы Росприроднадзора.

В связи с этим территориальным органам Росприроднадзора рекомендуется перед подписанием приказа о предоставлении (переоформлении) лицензии проверять наличие в реестре лицензий у соискателя лицензии (лицензиата) действующей лицензии, выданной ранее иным территориальным органом Росприроднадзора.

7. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 89-ФЗ порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Территориальным органам Росприроднадзора до утверждения указанного порядка, а также внесения изменений в ст. 15 Закона N 89-ФЗ необходимо принимать документы, предусмотренные как действующим законодательством об образовании, так и ранее выданные свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I — IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно п. 2.3 решений Протокола от 02.11.2015 N 05-16/339-пр Минприроды России полагает целесообразным руководствоваться в части не противоречащей законодательству Российской Федерации приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868 до принятия нормативных правовых актов Минобрнауки России по подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I — IV классов опасности.

8. Законом N 458-ФЗ в Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) внесены изменения в абз. 9 ч. 2 ст. 40, в части слова «использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению» заменить словами «транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению».

Следовательно, с 01.07.2015 обязательным условием для принятия решения Росприроднадзором о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления, в том числе деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV класса опасности.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором в том числе указывает согласно пп. «б» п. 5 Положения для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Вместе с этим соискателем лицензии или лицензиатом могут быть представлены реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения, выданного компетентным органом в 2011 — 2012 годах о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования в части видов работ по сбору и транспортировке отходов.

Для решения вопроса о возможности применения санитарно-эпидемиологических заключений, выданных до 01.07.2015, п. 2.2 решений Протокола от 02.11.2015 N 05-16/339-пр Минприроды России в срок до 28.10.2015 должно обратиться в Роспотребнадзор о предоставлении официальной позиции по данному вопросу.

До получения официальной позиции Роспотребнадзора территориальным органам Росприроднадзора необходимо учитывать следующее.

Лицензирующий орган в рамках проведения документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата проверяет сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений, в том числе сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Следовательно, оценка соответствия представленных соискателем лицензии или лицензиатом сведений о санитарно-эпидемиологическом заключении должна осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия с территориальными органами Роспотребнадзора, который должен подтвердить наличие у соискателя (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

9. Территориальным органам Росприроднадзора обратить внимание, что с учетом Положения лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов.

Выдача и переоформление на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода используемого для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду нуля недопустимо.

10. В соответствии с пп. «б» п. 5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

С учетом требований п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон N 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе относится проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ проектная документация разрабатывается в отношении объектов капитального строительства.

В отношении объектов обезвреживания отходов I — IV класса опасности, не являющихся объектами капитального строительства, требование по наличию проектной документации законодательством не установлено.

Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с пп. «б» п. 3 Положения оборудование (в том числе специальное) и специализированные установки, необходимые для выполнения заявленных работ, должны соответствовать установленным требованиям.

Так согласно ст. 11 Закона N 99-ФЗ к числу объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, проводить которую уполномочен Росприроднадзор, относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Согласно письму Минприроды России от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 новой является впервые предлагаемая к использованию на территории Российской Федерации и прошедшая апробацию техника и технология.

Территориальным органам Росприроднадзора обратить внимание на недопустимость требования от соискателя лицензии или лицензиата предоставления заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов, используемых для обезвреживания отходов I — V классов опасности, в случае, если планируемая к эксплуатации мобильная установка не предусматривает использование объектов капитального строительства, что предусмотрено эксплуатационной документацией.

11. Росприроднадзором во исполнение статьи 21 Закона N 99-ФЗ подготавливается проект приказа об обязательном заполнении и ведении территориальными органами реестра лицензий в едином программном продукте.

Ранее письмом Росприроднадзора от 03.08.2012 N ВК-08-03-36/10278 до территориальных органов Росприроднадзора доводилось о необходимости заполнения и ведения раздела «Лицензирование» в модуле «ПТК Госконтроль», размещенного в сети «Интернет» по адресу https://rpn.gov.ru:8084.

Территориальным органам необходимо актуализировать данный раздел по соответствующему субъекту Российской Федерации и продолжить ведение и заполнение этого раздела.

12. В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона N 99-ФЗ в случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 данной статьи, и (или) документы, указанные в части 3 данной статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 99-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 данной статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 данной статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Обращаю внимание на недопустимость осуществления возврата лицензионных материалов вместе с уведомлением о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (далее — Уведомление).

В целях недопущения утраты лицензионных материалов в период с момента направления или вручения соискателю лицензии Уведомления до момента принятия решения о возврате заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата руководителям территориальных органов организовать их надлежащее хранение.

Судебная практика и законодательство — Росприроднадзора от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»)

Кроме того, Росприроднадзором подготовлены и доведены до сведения своих территориальных органов методические рекомендации от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364 по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 255 г. Москва «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности»

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. N 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 36, ст. 3832);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 486 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3069);

пункт 19 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 14 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 78 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1246).

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 09.04.2012, N 15, ст. 1781.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — отходы), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — деятельность в области обращения с отходами).

Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» — «в» и «е» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

б) перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

е) сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «в» пункта 3 настоящего Положения;

з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

и) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

к) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

л) опись прилагаемых документов.

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

7. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

8. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, сведения об аннулировании лицензии, а также о предоставлении дубликата лицензии.

9. Информация, относящаяся к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемому виду деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

10. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

11. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдача дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, а также информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление содержащихся в них сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

12. За предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Приложение
к Положению о лицензировании
деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию и размещению
отходов I-IV классов опасности

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности

1. Сбор отходов I класса опасности
2. Сбор отходов II класса опасности
3. Сбор отходов III класса опасности
4. Сбор отходов IV класса опасности
5. Использование отходов I класса опасности
6. Использование отходов II класса опасности
7. Использование отходов III класса опасности
8. Использование отходов IV класса опасности
9. Обезвреживание отходов I класса опасности
10. Обезвреживание отходов II класса опасности
11. Обезвреживание отходов III класса опасности
12. Обезвреживание отходов IV класса опасности
13. Размещение отходов I класса опасности
14. Размещение отходов II класса опасности
15. Размещение отходов III класса опасности
16. Размещение отходов IV класса опасности

Росприроднадзор разъясняет: ВОПРОСЫ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I — IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

Письмо Росприроднадзора от 13.04.2017 N АС-10-01-36/7619 «О направлении информации»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 13 апреля 2017 г. N АС-10-01-36/7619

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет для использования в работе разъяснения Минприроды России по вопросам, связанным с осуществлением полномочий лицензирующего органа деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

А.Г.СИДОРОВ

Приложение

ВОПРОСЫ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I — IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

1. В случае если хозяйствующим субъектом осуществляется прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц с целью осуществления только одного конкретного вида работ, например, только с целью размещения отходов, то подпадает ли данный вид работ под определение сбора отходов?

2. Лицензионные требования предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, установлены п. 3 Положения, к числу которых для работ по сбору отходов относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Какие требования установлены к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для осуществления деятельности по сбору отходов?

3. Если в рамках своей деятельности хозяйствующим субъектом предполагается осуществление приема отходов от физических лиц и юридических лиц без использования зданий, строений, сооружений и помещений, например, непосредственно погружая отходы в транспортное средство, то требуется ли в данном случае предоставление копий документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата принадлежащих на праве собственности или на ином законном зданий, строений, сооружений и помещений, а также подпадает ли данный вид работ под определение сбора отходов?

4. Если в рамках своей деятельности хозяйствующим субъектом предполагается осуществление приема отходов от физических лиц и юридических лиц без использования зданий, строений, сооружений и помещений, например, непосредственно на объекты обезвреживания, размещения отходов, то требуется ли в данном случае предоставление копий документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата принадлежащих на праве собственности или на ином законном зданий, строений, сооружений и помещений, а также подпадает ли данный вид работ под определение сбора отходов?

5. Если в рамках своей деятельности хозяйствующим субъектом предполагается осуществление приема отходов от физических лиц и юридических лиц без использования зданий, строений, сооружений и помещений, например, с целью обработки и утилизации этих отходов, то требуется ли в данном случае предоставление копий документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата принадлежащих на праве собственности или на ином законном зданий, строений, сооружений и помещений, а также подпадает ли данный вид работ под определение сбора отходов?

6. Какие документы необходимо предоставить соискателю лицензии или лицензиату в лицензирующий орган, с целью исполнения подпункта «а» п. 6 и подпункта «а» пункта 7 Положения, если природопользователь для осуществления вида работ по сбору отходов использует контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора отходов, которые в свою очередь не подпадают под понятия «зданий, строений, сооружений и помещений», определенные действующим законодательством?

7. Согласно ст. 1 Закона утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Кроме того, в соответствии с указанной статьей Закона обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 6 Положения для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, к которому прилагает для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях), для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ.

Если в рамках своей деятельности хозяйствующим субъектом предполагается осуществление деятельности по утилизации и обработке отходов I — IV классов опасности с использованием ручного инструмента, без использования оборудования (в том числе специального) и установок, то какие документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии или лицензиата принадлежащих на праве собственности или на ином законном установок и оборудования, необходимо предоставить соискателю лицензии или лицензиату для предоставления/переоформления лицензии и требуется ли в данном случае предоставление таких документов?

В силу пп. «б» п. 3 Положения, к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Какие требования установлены к оборудованию (в том числе специальному) и специализированным установкам, используемым для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности?

Информационная справка по лицензированию деятельности в области обращения с отходами I — IV классов опасности

По первому вопросу.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Как следует из определения, деятельность по сбору является начальной стадией обращения с отходами по приему отходов от физических и юридических лиц и направлена на обеспечение любых из последующих способов обращения с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения).

Соответственно, прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего осуществления в отношении таких отходов хотя бы одного из указанных видов деятельности в области обращения с отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, транспортирование, размещение) является сбором.

По второму вопросу.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Законом N 89-ФЗ требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, а также необходимость наличия указанных объектов для выполнения работ по сбору отходов, не установлены.

Наряду с этим, согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV класса опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон N 184-ФЗ) определено, что технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Соответственно, требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, Законом N 7-ФЗ и техническими регламентами.

Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения к заявлению для получения лицензии соискатель лицензии для работ по сбору отходов прикладывает копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).

Аналогичные требования были предусмотрены при подаче заявления о переоформлении лицензии подпунктом «а» пункта 7 Положения.

Аналогичные требования предусмотрены при лицензировании деятельности по утилизации отходов.

По третьему вопросу.

Как указано выше, Законом N 89-ФЗ вид деятельности по сбору отходов определен в его нормативно-правовом значении, которое характеризует прием или поступление отходов в рамках гражданско-правовых отношений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

При этом Законом 89-ФЗ транспортирование отходов определено как перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Как видно из определений, работа по сбору отходов и работа по транспортированию отходов имеют самостоятельное правовое значение и практическое применение. При этом оказание услуги по транспортированию отходов должно осуществляться в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса при соблюдении требований, установленных в Законе N 89-ФЗ и Положении.

По четвертому вопросу.

Для осуществления дальнейших операций по обращению с отходами после их приема от юридического лица или индивидуального предпринимателя, в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности которого образовались отходы, по обезвреживанию или размещению законодательством не предусмотрено никаких ограничений возможности приема отходов в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, в которых осуществляется их дальнейшее обезвреживание, размещение отходов.

Таким образом, прием отходов от юридического лица или индивидуального предпринимателя, в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности которого образовались отходы, для дальнейшего обезвреживания, размещения сбор отходов может осуществляться в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, в которых осуществляется их дальнейшее обезвреживание, размещение.

По пятому вопросу.

Как указано выше, Законом N 89-ФЗ вид деятельности по сбору отходов определен в его нормативно-правовом значении, которое характеризует прием или поступление отходов в рамках гражданско-правовых отношений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате осуществяения хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Наряду с этим для работ, составляющих, в том числе, деятельность по обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, согласно подпункту «а» и «б» пункта 3 Положения у соискателя лицензии или лицензиата для выполнения заявленных работ должны быть здания, строения, сооружения и помещения, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, оборудование (в том числе специальное) и специализированные установки, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие установленным требованиям.

Для осуществления дальнейших операций по обращению с отходами после их приема от юридического лица или индивидуального предпринимателя, в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности которого образовались отходы, по обработке и утилизации законодательством не предусмотрено никаких ограничений возможности приема отходов в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, а также в то же оборудование (в том числе специальное) и специализированные установки, в которых осуществляется их дальнейшее обработка и утилизация.

Таким образом, прием отходов от юридического лица или индивидуального предпринимателя, в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности которого образовались отходы, для дальнейших обработки и утилизации (сбор отходов) может осуществляться в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, в которых осуществляется их дальнейшая обработка и утилизация, а также в то же оборудование (в том числе специальное) и специализированные установки, в которых осуществляется их дальнейшая обработка и утилизация.

По шестому вопросу.

В случае осуществления сбора отходов в контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора отходов I — IV классов опасности, они должны быть установлены в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, и соответствовать установленным требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 3 Положения.

Сооружением в соответствии с подпунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Площадки, предназначенные для сбора отходов в контейнеры и другие емкости, являются сооружениями в соответствии с подпунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, сбор может осуществляться только на площадках, обустроенных с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Только при соблюдении вышеназванных требований площадка, предназначенная для сбора отходов I — IV классов опасности в контейнеры и другие емкости, будет являться объектом сбора.

По седьмому вопросу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее — Положение), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по сбору отходов I — IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Указанная норма Положения сформулирована с учетом пункта 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены, в том числе, требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Законом N 89-ФЗ требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, а также необходимость наличия указанных объектов для выполнения работ по сбору отходов не установлены.

Наряду с этим, согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона 7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон N 184-ФЗ) технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использоваться для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Соответственно, требования для зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, Законом N 7-ФЗ и техническими регламентами.

Аналогичные требования предусмотрены при подаче заявления о переоформлении лицензии подпунктом «а» пункта 7 Положения.

При этом отмечаем, что в ранее действующем регулировании лицензирования деятельности в области обращения с отходами содержались требования, аналогичные требованиям, содержащимся в Положении.

В соответствии с Законом N 184-ФЗ технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Соответственно, требования к оборудованию (в том числе специальному) и установкам, необходимым для выполнения заявленных работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, установлены техническими регламентами.

Письмо Росприроднадзора от 14.10.2016 N АА-03-03-36/21179 «О рассмотрении обращения»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО от 14 октября 2016 г. N АА-03-03-36/21179

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет разъяснение по вопросу лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности и сообщает следующее.

На сегодняшний день у природопользователей имеются ранее выданные лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.

Вместе с этим Росприроднадзор сообщает, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Учитывая изложенное, лицензии, выданные по Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV классов опасности, подлежали переоформлению в порядке, определенном ст. 18 Закона N 99-ФЗ, и в настоящее время являются недействующими. Для осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо получение новой лицензии.

Возможность переоформления ранее выданных лицензий с иным наименованием предусмотрена ч. 6.1 ст. 22 Закона N 99-ФЗ, согласно которой лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Однако порядок переоформления лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, ст. 22 Закона N 99-ФЗ не определен. Порядок переоформления лицензий определяется ст. 18 Закона N 99-ФЗ.

Заместитель Руководителя А.М.АМИРХАНОВ

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *