Тема урока экономика и собственность

Урок по ЧОП «Человек и собственность» 9 класс

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Человек. Общество. Право. Класс: 9 «б»

Тема: Экономика и собственность.

Цель урока: Формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.

Задачи: Рассмотреть понятие «собственность», п ознакомить с различными видами собственности, арендой.

Развивать умение сравнивать, анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.

1. Организационный момент.

Опрос домашнего задания:

Какие виды потребности вы знаете?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделить слова на две группы.

Слова на доске: деньги, отдых, работа, знание, компьютер, квартира, машина, .

Опредеделите потребности первой необходимости и второстепенные.

3. Работа над новым материалом.

В экономике есть точное определение, что личная вещь является собственностью.

На доске появляется слово СОБСТВЕННОСТЬ . Возьмем книгу и почитаем определение этого термина. Читает один учеников из класса.

Почему я не могу распоряжаться Ю линой собственностью?

Могу ли я подарить телевизор, который стоит в вашем классе, своей родственнице ? (Если дети ответят, что он наш)

А коллектив можно назвать обществом?

Тогда телевизор будет чьей собственностью?

ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОРАССУЖДАЕМ.

Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)

А парк, ледовый дворец?

В ходе рассуждений мы вместе вывели виды собственности. Назовите их.

Частная Государственная Общественная

Определение вид собственности вычитываем из учебника. Первое определение зачитает . .

Второе прочти . и т.д.

4. Самостоятельная работа на тетради.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется ………………….

Введение понятия «передача собственности».

Как можно получить что-то в собственность?

— получить в подарок

— получить в наследство

Как может человек использовать собственность?

Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.

Какие виды собственности вы узнали?

Определите вид собственности некоторых объектов.

9. Домашнее задание.

Узнайте, на каких предприятиях работают ваши родители, и к какому виду собственности эти предприятия относятся.

Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.

Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.

Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.

Государственная собственность – когда собственником выступает государство.

Аренда – временное право пользования чужим имуществом.

Номер материала: ДВ-279525

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Разработка урока по обществознанию «Собственность»

Выбранный для просмотра документ Собственность .doc

Тема урока: «Собственность» 8 класс.

1. Место и роль урока в изучаемой теме : третий урок в теме «Экономика». Рассматривается понятие «собственность», «собственность как основа гражданского общества, необходимость регулирования этих отношений привела к возникновению гражданского права. Тема «Собственность» связана с уроками, раскрывающими основные черты экономической жизни общества, её усвоение необходимо для изучение темы «Рыночная экономика» и «Предпринимательская деятельность». Содержание урока изучается с опорой на предыдущие уроки темы «Экономика».

— создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации: экономический и правовой смысл понятия «собственность»;

— повысить уровень первичной экономической и правовой компетентности учащихся

3. Планируемые результаты:

Личностные: понимание моральных аспектов гражданского права, отработка форм взаимодействия и сотрудничества.

Метапредметные: умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, обрабатывать его результаты и представлять соответствующие выводы в таблице и диаграмме, интерпретировать события.

Предметные: усвоение понятия «собственность», знание совокупности правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи со вступлением в отношения собственников.
Понятия: собственность, имущественные отношения, формы собственности, субъекты права собственности, физические и юридические лица, гражданское право.

4.Оборудование: компьютер, видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп.

5. Используемая литература:

1.Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8 класс [Текст]: учебное пособие / Л.Н Боголюбов, Н.И Городецкая., Л.Ф Иванова.-М.: Просвещение,2012.- 223 с.

2. Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8 класс .Поурочные разработки [Текст]: учебное пособие / Л.Н Боголюбов, Н.И Городецкая., Л.Ф Иванова.-М.: Просвещение,2011.- 176 с.

3.Лопухов А.М.Словарь терминов и понятий по обществознанию[Текст]:учебное пособие/А.М.Лопухов.-М: Айрис Пресс,2012.-448с.

6.План изучения нового материала.

Корректирующая функция учителя.

-Что называют общественными отношениями?

-С какими формами собственности вы познакомились в курсе истории?

Ответы на вопросы параграфа в рубрике «Вспомни».

Ответы на вопросы.. Монологический рассказ.

Взаимодействует с учителем и классом.

Сотрудничество с собеседниками. Рассказ.

Владение устной и письменной речью,

Исправлять ошибки действий.

Уметь оценивать собственные возможности решения в ответах на вопросы

2-й этап Изучение новой темы (33-34 мин.)

Первый вопрос плана «Имущественные отношения», рассматривается в ходе беседы по вопросам.

Организует фронтальная работа .

1)- Чьим имуществом является мебель в кабинетах школы? Приборы в лаборатории? Телевизоры, компьютеры , карты в кабинетах?

-Кто пользуется этим имуществом?

— Какие отношения возникают между ними и владельцами школьного имущества?

2)- Чьим имуществом являются письменные принадлежности?

— Какие отношения по поводу этих принадлежностей складываются между владельцами и другими учениками в классе?

3) –какие отношения по поводу имущества складываются: а) на транспорте между владельцами транспорта и пассажирами; б)между должником и кредитором и т.д.

4)- Каждый человек может обладать имуществом?

Корректируя ответы детей, учитель подводит их к выводу о том, что такое имущественные отношения и об их многообразии в условиях рыночной экономики.

Второй вопрос плана «Собственность».

Учитель предлагает детям несколько определений понятия собственность.

СОБСТВЕННОСТЬ — принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.
Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»

Собственность — имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.

СОБСТВЕННОСТЬ — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, Экономический словарь

Собственность — система отношений между людьми по поводу принадлежности средств и результатов производства. Словарь бизнес-терминов

Познакомив с разными взглядами на определение, учитель предлагает выделит ключевое слово (принадлежность).Ученики подводятся к выводу о том, что отношения собственности основа любой экономической системы. Отношение собственности –это система исключений из доступа к материальным и не материальным ресурсам. Если определённые ресурсы принадлежат одному лицу, то они не могут принадлежать никому другому.

Проводит физкультминутку (2 мин.)

Применяет здоровьесберегающие технологии.

Третий вопрос «Формы собственности»

Организуется работа с Конституцией РФ

Вопрос: какие формы собственности есть в нашей стране?(частичная- личная и общая; государственная – федеральная и собственность субъектов РФ; муниципальная и иные формы собственности – собственность общественных организаций, иностранцев, совместных предприятий).

Необходимо ответить, что правовые нормы были приняты лишь в 90-е гг. 20 века, до 80-х гг. существовали государственная и кооперативная формы собственности. Частная собственность не считалась законной. Учащимся можно задать вопрос: — О чём свидетельствуют эти данные? (об изменениях структуры собственности, произошедших в ходе изменений в 90-х гг.)

Четвёртый вопрос «Защита прав собственности»

Организуется работа с Конституцией РФ, ст.35.

1.Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Вопрос: исходя из ст.35 Конституции РФ определите, какие полномочия принадлежат собственнику имущества? (ст.35, п.2: владение, пользование, распоряжение).

Вопрос: Как вы думаете, в чем заключается право пользования? (возможность получать от вещи пользу);право владения? (возможность иметь имущество в своем хозяйстве); право распоряжения? (возможность определять судьбу вещи: продать, сдать в аренду и т.д.).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия. Не противоречащие закону.

Задание. Приведите примеры по правомочиям собственника. (владение, распоряжение ,пользование).

— Каким образом вы стали владельцами вещей? (ответы учащихся).

Итак, можно выделить следующие способы:

1)первоначальные способы (вне зависимости от права предшествующего собственника).

-вновь создаваемое имущество, сбор общедоступных вещей, например, грибов, ягод и т.д.; находка, клад.

2) производные способы- приобретение по договору купли-продажи, поставки, наследование и т.д.

Организация Практической работы

Ситуация 1. Ваши родители сняли на лето дачу. В чем отличие прав вашей семьи по пользованию и распоряжению этой дачей по сравнению с правами соседа по участку, который живет в собственном летнем доме. (сосед владеет, пользуется и может распоряжаться своим летним домом, а вы можете только пользоваться).

Ситуация 2. Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения? (ответы учащихся).

Вопрос: Каким образом собственник может защищать свое право собственности?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебникам на стр.105-106, текстом Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.

(Закон предоставляет возможность собственнику защищать свое право собственности. Об этом говорится в ст.35, п.1 Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ).

Организации работы а в группах (парах) . (Группа(пара) получает задание, обсуждает ситуацию и дает ответ).

Ситуация 1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения

( до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, который должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

Ситуация 2. Орган опеки и попечительства обратился в суд, выразив протест против продажи матерью несовершеннолетнего приватизированной ею квартиры, т.к. в результате этого её несовершеннолетний сын оказался лишенным жилой площади. Суд объявил сделку недействительной.

Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки.

Задание. Проанализируйте ситуацию, связанные с судебной защитой прав собственности и имущественных интересов лиц и определите применительно к каждой митуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером. (ответы учащихся).

урок экономики в 10 классе по теме «Собственность».
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему

конспект урока в 10 классе по экономике (профиль)

Вложение Размер
urok_po_ekonomike_po_teme_sobstvennost.doc 42.5 КБ

Урок экономики в 10 классе.

Тема: что такое собственность

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование экономического мышления на основе осмысления понятия собственность.

Задачи: 1) рассмотреть понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности

2) развивать познавательную активность, социальный опыт.

3) формировать экономическую грамотность.

Содержание: понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности, изменение форм собственности, приватизация.

Самостоятельная работа по разделу «Главные вопросы экономики» в форме теста.

  • Изучение нового материала
  • Постановка проблемных вопросов.

    Когда мы говорим «собственность», то подразумеваем, что что-то принадлежит кому-то. каждый ли человек вправе быть собственником? Всегда ли это одно лицо? Все ли, что нас окружает может быть собственностью? Какие права и обязанности у собственника?

    В течение этого урока мы попытаемся ответить на все вопросы.

    Из истории появления собственности.

    Собственность ( от слова «собь» — пожитки, имущество и «собность» — обладание вещью.

    Как только первобытный человек взял в руки палку, то она стала его собственностью. Все, что человеку доступно становится объектом собственности. Так образуется индивидуальная и групповая собственность. С развитием государства появляется государственная форма собственности.

    Феодальное общество – земля и орудия ее обработки собственность владельца-феодала.

    Капитализм – средства производства – собственность владельца капитала.

    В некоторых странах все формы собственности были сведены к одной – государственной, что оказалось неэффективно.

    Так что же такое собственность?

    Запись определения в тетради.

    Собственность есть отношение между человеком или группой людей, с одной стороны и предметами, вещами, объектами с другой стороны. Они заключаются в том, что человек или группа людей присваивает вещи, объекты себе, отчуждая их от других людей.

    Собственники – субъекты права собственности.

    Это- 1) отдельная личность

    2) группы ( объединения):семья, трудовой коллектив, социальная группа, общественная организация и т.д.

    3) общество в целом.

    Объекты собственности – это, что принадлежит субъекту.

    — земля, земельные участки, угодья

    — основные производственные фонды

    -деньги, ценные бумаги

    -духовно-интеллектуальные и информационные ценности

    Беседа по вопросам.

  • Какие формы собственности вы знаете? 2) В чем отличие частной от государственной? 3) А что такое форма собственности?
  • Запись в тетрадь.

    Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является субъектом собственности, то есть собственником. Обучающиеся приводят примеры.

    Например, субъект – государство, форма собственности – государственная.

    Субъект гражданин, форма собственности – частная и т.д.

    Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу

    Формы собственности в РФ

    Наименование формы собственности

    Объекты собственности (имущество)

    Собственность граждан и юридических лиц.

    Земля, жилые здания, дома, денежные средства, средства производства, природные ресурсы.

    Федеральная собственность, собственность субъектов РФ

    Имущество, помещения, предприятия, земля, угодья, природные ресурсы.

    Имущество городских и сельских поселений.

    Жилые дома, предприятия.

    4. Иные формы собственности

    Собственность трудовых коллективов

    Жилой фонд, здания, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и т.д.

    По закону РФ применимы и равноправны все формы собственности.

    При переходе от одного типа экономической системы к другому особое значение приобретают такие способы прекращения и приобретения права собственности, как национализация и приватизация.

    Национализация ( от лат.natio – народ) – это переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленности, транспорта, банков и т.д.

    Приватизация ( от лат.privatus – частная) – это переход государственного или муниципального имущества в частную собственность.

    Основные способы приватизации:

  • акционирование
  • продажа гос. имущества на аукционе или по конкурсу
  • продажа или обмен на ваучеры по рыночным ценам
  • Закрепление изученного материала.
  • Ответить «да» или «нет».

  • Верно ли , что субъектом собственности может быть трудовой коллектив (да)
  • Верно ли, что объектом собственности могут быть средства производства (да)
  • Верно ли, что физическое лицо не может владеть земельным участком (нет)
  • Возможно ли купить государственную собственность ? (да, если она приватизируется).
  • Может ли информация быть объектом собственности? (да)
  • Подведение итогов урока. Выставление оценок активным ученикам.

    Домашнее задание – выучить основные понятия темы. Подготовить сообщение о проведении приватизации в 90-е годы.

    Урок по обществознанию «Собственность»
    план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

    Урок в 8 классе по разделам «Экономика» и «Право». Урок соответвует требованиям ФГОС. На уроке используется системно-деятельностный и индивидуальный подход.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Урок в 8 классе 51.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    IV конкурс учителей истории, обществознания и права
    «Через урок — к правовому просвещению»

    Козлова Людмила Геннадьевна

    Учитель истории и обществознания

    МКОУ СОШ п. Ключи

    Предмет: Обществознание 8 класс

    Тема раздела: Экономика.

    Тема урока: Собственность.

    Общедидактическая цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

    Обучающая цель: способствовать усвоению знаний о понятии собственность через работу с различными источниками информации

    Развивающая цель способствовать обучению умения сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; презентовать и самостоятельно оценивать итоги своей работы:

    Воспитательная цель: средствами учебного занятия воспитание уважительного отношения к праву собственности

    Тип урока: изучение нового материала

    ФОПД: индивидуальная самостоятельная работа, парная

    Форма урока по организации содержания: урок-практикум

    Методы обучения: частично-поисковый, проблемного обучения

    Предполагаемые результаты урока:

    осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к собственности через разрешение различных жизненных ситуаций

    умение собирать информацию из различных источников и её фиксировать в виде таблицы, схемы;

    умение понимать и правильно использовать основные экономические термины

    характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности;

    решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

    Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

    Средства обучения: презентация урока, медиаматериалы, объяснение учителя, раздаточные материалы, Интернет.

    Учебники и литература:

    «Обществознание» 8 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Просвещение,2010;

    Тесты по обществознанию. 8класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. «Обществознание. 8 класс». ФГОС

    1. Организационный момент. Учащиеся проверяют готовность к уроку: памятки, пакет материалов, учебники, тетради
    2. 2. Мотивация. Учитель предлагает игру «Заявка», т.е. написать как можно больше терминов, связанных с темой «Экономические системы», используя буквы слова производитель. Учащиеся вспоминают термины, В это время учитель создает ситуацию-провокацию, забирая одну из вещей, принадлежащих детям прямо из портфеля, вызывая естественное недоумение и недовольство учащихся.

      Учитель организует обсуждение ситуации, выявляя затруднения.

      — Что вызвало у вас недоумение? Почему?

      — Зачем я дала вам задание? (Чтобы отвлечь от своих действий)

      — Что чувствовал каждый из вас, видя мои действия? Учащиеся дают пояснения, пытаются доказать, что портфель, все, что в нем находится, являются личными вещами, собственностью ученика. Тот, в чей рюкзак заглянул учитель, испытали недовольство, унижение.

      3. Целеполагание. Учитель формулирует тему урока « Собственность» (слайд 1), предлагает цель и задачи урока. (Слайд 2 ). Какие вопросы у вас возникли по теме? Предлагаю обозначить уровень знаний по теме и интересующие вас вопросы в векторе развития, а в тетради записать вашу личную задачу урока с опорой на Слайд 2: узнать, научиться, понять, применить в практической деятельности.

      Учащиеся в векторе развития (Приложение 1) определяют уровень знаний по теме и аргументируют выбор, ставят собственную задачу, афишируют на векторе развития.

      4. Актуализация знаний и умений. Учитель организует индивидуальную работу с понятием «Собственность» через выбор заданий на учет ассиметрии головного мозга (Приложение 2).

      Учащиеся презентуют работу, выделяют существенные признаки понятия Слайд 3.

      Учитель рассказывает о субъектах и объектах собственности Слайд 5 и предлагает задание для закрепления понятия. Что лишнее? Слайд 4. – Человек не может быть собственностью. Это рабство. Оно запрещено Конституцией РФ.

      5. Первичное восприятие информации. Учитель предлагает парам выбрать и выполнить задания. Приложение 3.

      6. Осознание и осмысление информации.

      Пары презентуют результаты деятельности. Вывешивают на доску в виде «Педагогического забора»

      Учитель предлагает задавать уточняющие вопросы и предлагает задание для закрепления.

      — С какой целью на слайде 7 указан сайт – источник. – Учащиеся: это способ защиты права собственности.

      — Какие еще способы защиты права собственности Вы знаете? – Учащиеся анализируют слайд 13-14 и говорят, что есть законные и незаконные способы защиты. Использование незаконных способов влечет юридическую ответственность. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ материальная ответственность наступает с 14 лет.

      По окончании выступлений учащиеся вновь оценивают уровень знаний по теме в векторе развития.

      7. Закрепление ЗУН

      Учитель предлагает пройти к доске, вывешенной информации, прочитать, зафиксировать в тетради, задать уточняющие вопросы.

      8. Применение учебного материала в знакомой ситуации.

      Учащиеся выполняют задания на Слайд 10- 11. Вставьте пропущенные термины и назовите способ создания собственности.

      9. Применение учебного материала в новой ситуации.

      Учитель предлагает выполнить индивидуальные задания: охарактеризовать правовую ситуацию по плану. (Приложение 4, Слайд 14, 15)

      В МКОУ СОШ п. Ключи по распоряжению главы администрации Кирово-Чепецкого района установлена пожарная сигнализация. – Субъект Орган местного самоуправления; объект Сигнализация; Основание Создание; правомочие Распоряжение; форма Муниципальная

      10. Контроль ЗУН

      Учащиеся выполняют уровневые тестовые задания

      Учитель предлагает отметить уровень достижения результатов на векторе развития, проанализировать выполненные на уроке задачи, ответив на вопросы:

      — Чему я научился на уроке?

      — Какие мои действия способствовали достижению личной и общей цели?

      — Какая форма работы была наиболее результативной?

      — В каких жизненных ситуациях я могу использовать знания и умения, полученные на уроке?

      — Над чем еще предстоит работать?

      12. Домашнее задание (разноуровневое по выбору)

      Параграф 13 стр. 101 – 107

      1.Выучить понятия, записи в тетради

      Задание 2 ответы на вопросы учебника

      Задание 2 на выбор Написать эссе

      «У собственности есть свои обязанности, так же как и права» У.Драммонд

      Приложения к уроку.

      — называть характерные черты и признаки собственности, субъектов и объекты собственности, формы собственности

      — приводить примеры правомочий собственника, оснований приобретения права собственности

      — описывать способы защиты права собственности,

      — оценивать поведение человека с точки зрения прав собственника


      Приложение 2

      Задания для индивидуальной работы на выбор с учетом ассиметрии головного мозга

      1. Составьте понятие на доске, изменяя существительные именительного падежа.

      2.Используя учебную статью, выпишите главное понятие урока

      3. Составьте собственное понятие

      4.Найдите в Интернет понятие Собственность.

      5. Нарисуйте понятие собственность и объясните свой рисунок .

      Группа 1 Основания приобретения права собственности

    3. Рассмотрите слайд 4 , опишите с опорой на учебник стр105 – 106 основания приобретения права собственности,
    4. Дополните перечень, представьте рассказ
    5. Группа 2. Правомочия собственника

    6. Используя фрагмент Гражданского Кодекса РФ и статью учебника стр. 103 абзац 1-3 составьте схему Правомочия собственника
    7. Представьте схему и приведите примеры правомочий
    8. Группа 3. Формы собственности в России

    9. Используя текст учебника стр 105 абзац 1-3, фрагмент Гражданского кодекса РФ ст. 212,214,215 и Конституцию РФ ст. 8, 35,36 составьте таблицу «Формы собственности в России»
    10. Представьте таблицу на бумаге, приведите примеры различных форм собственности
    11. Собственность — ЭКОНОМИКА

      Цели и задачи: познакомить с имущественными отношениями; характеризовать основные формы собственности.

      Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий имущественные отношения, собственность, право собственности; описывать формы собственности, основания приобретения права собственности; характеризовать имущественные отношения; оценивать роль государства в защите собственности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, творческих способностей через активные формы деятельности.

      Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

      Тип урока: урок общеметодологической направленности.

      I. Организационный момент

      II. Актуализация опорных знаний

      Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

      1. Экономическая система, основанная на широком использовании ручного труда и натуральном обмене:

      1) рыночная экономика

      2) традиционная экономика

      3) командная экономика

      4) централизованная экономика

      2. Из двух суждений: а) технология — это знание о том, как производить товар; б) использование новых технологий производства позволяет повысить конкурентоспособность предприятия:

      1) верно только а

      3) верны оба суждения

      3. Из двух суждений: а) смешанная экономика — это современное хозяйство большинства стран мира; б) смешанная экономика в состоянии решить проблему ограниченности ресурсов:

      1) верно только а

      3) верны оба суждения

      4) оба суждения неверны

      4. Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:

      1) натуральное хозяйство

      2) альтернативная стоимость

      3) издержки производства

      4) экономическая эффективность

      5. Характерный признак традиционной экономики:

      1) высокая производительность труда

      2) удовлетворение минимальных потребностей

      3) использование новых технологий

      4) государственное регулирование

      6. Из двух суждений: а) командная экономика — экономическая система СССР; б) командную экономику характеризует государственная собственность на средства производства:

      2) верно только б

      7. Основные вопросы экономики:

      1) когда производить?

      2) для кого производить?

      3) где производить?

      4) что производить?

      5) как производить?

      6) сколько производить?

      (Проверка выполнения заданий.)

      III. Введение в новый материал

      Собственность возникла на заре развития человечества. Вначале она выражалась в индивидуальном, а потом и в коллективном присвоении древними людьми своей добычи. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах.

      Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

      Так что же такое собственность? Каковы ее основные виды и формы? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

      Тема урока: «Собственность».

      — Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

      — На какие вопросы нам предстоит ответить?

      (Ученики высказывают свои предположения.)

      1. Имущественные отношения.

      3. Формы собственности.

      4. Защита права собственности.

      — Что значит быть собственником?

      — Должна ли быть собственность священна и неприкосновенна?

      IV. Работа по теме урока

      1. Имущественные отношения

      — Какие ассоциации вызывает у вас слово «имущество»?

      (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «имущество».)

      Запись в тетради

      Имущество — это совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся во владении человека, семьи, группы лиц, организации или государства в целом, которыми они могут распоряжаться.

      Имущественные отношения — это отношения по поводу имущества, в основе которых лежит право собственности.

      Имущественные отношения подразделяются на два вида:

      1) принадлежность имущества правовому субъекту (лицу, группе лиц, предприятию и т. д.);

      2) переход имущества от одного правового субъекта к другому.

      Первая группа рассматривает как отношения по изменению имущества владельца либо вида своей собственности, так и временную передачу его лицам, не являющимся собственниками (например, по договору аренды). Ко второй группе относятся отношения, порожденные гражданско-правовыми договорами, наследованием.

      — Какие ассоциации вызывает у вас слово «собственность»?

      (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске.)

      Познакомьтесь с определениями понятия «собственность».

      Собственность — принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности (Большой экономический словарь).

      Собственность — 1) как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами — индивидуумами и коллективами — предметов природы, естественных и созданных трудом; 2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам — индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (Юридический словарь).

      Собственность — система отношений между людьми по поводу принадлежности средств и результатов производства (Словарь бизнес-терминов).

      Мы видим, что в определении понятия «собственность» ключевое слово — «принадлежность». Отношения собственности — основа любой экономической системы. Отношение собственности — это система исключений из доступа к материальным и не материальным ресурсам, т. е. если определенные ресурсы принадлежат одному субъекту (собственнику или группе собственников), то они не могут принадлежать никому другому.

      Некоторые ученые полагают, что собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения, наследственно.

      — Работая с п. 2 § 19 учебника, определите понятия «владение собственностью», «распоряжение собственностью» и «использование собственности» и запишите их в тетрадь.

      Владение собственностью — фактическое обладание вещью (имуществом), дающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на него.

      Использование собственности — это извлечение из имущества полезных свойств.

      Распоряжение собственностью — возможность изменения ее принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на имущество другим лицам.

      — Работая с п. 2 § 19 учебника, назовите и охарактеризуйте субъекты права собственности.

      (Проверка выполнения задания.)

      3. Формы собственности

      — Изучив таблицу и дополнительный материал, охарактеризуйте формы собственности.

      Абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.

      Обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника. Собственник может сам трудиться, а может привлекать наемный труд. За деятельность своего предприятия он отвечает всем своим имуществом

      Квартира, дача, частное предприятие

      Собственность, формальным собственником которой является общество как коллективный неорганизованный субъект. Средства и результаты производства принадлежат всему обществу. Результаты общего труда коллективно присваиваются всеми работниками.

      В экономической эффективности проигрывает частной собственности, имеющей ответственного хозяина и стимулы к ее рациональному использованию

      Заводы и фабрики в СССР и в других социалистических странах

      Совместная собственность членов трудового коллектива. Возникает за счет как объединения имущественных, денежных взносов, так и распределения выкупленной трудовым коллективом собственности на соответствующие доли. Единственный собственник — сам коллектив, а его члены имеют право на определенную часть дохода, на участие в управлении, изъятие своей доли (в денежном выражении) при выходе из коллектива

      Товарищества, кооперативы, общая собственность собственников многоквартирного дома (крыша, подъезд, подвал)

      Предполагает непосредственную деятельность центральных органов власти. В Российской Федерации это федеральная собственность и собственность субъектов РФ

      Государственные предприятия, природные ресурсы, объекты историко- культурного наследия, имущество Вооруженных сил

      Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления

      Детский сад, школа, поликлиника

      Гражданский кодекс Российской Федерации

      Статья 212. Субъекты права собственности

      1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

      2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

      Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

      4. Права всех собственников защищаются равным образом.

      Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

      1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

      2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

      3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

      4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

      Статья 214. Право государственной собственности

      1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

      2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

      4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

      Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

      5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

      Статья 215. Право муниципальной собственности

      1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

      3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

      Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

      В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

      (Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

      4. Защита права собственности

      — Работая с п. 4 § 19 учебника, определите, каким образом человек становится собственником.

      К сожалению, находятся люди, которые нарушают права собственности, присваивая чужое имущество.

      Существует несколько правовых способов защиты права собственности:

      1) требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено;

      2) требования собственника об устранении препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом;

      3) требование собственника имущества о констатации того факта, что он является собственником спорного имущества.

      В первом случае собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать о незаконности своего владения, возмещения всех доходов, извлеченных этим лицом за все время владения вещью. Недобросовестный владелец возвращает собственнику все доходы, полученные им от пользования вещью, начиная с того времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения либо когда получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

      — Используя прием «Мозговой штурм», предложите способы защиты права собственности.

      (Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует на доске основные из них. Составляется перечень.)

      V. Подведение итогов урока

      Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном. Аристипп утверждал, что нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

      — Согласны ли вы с Аристиппом?

      Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

      1. Объясните, как вы понимаете высказывание Пифагора, приведенное на с. 167 учебника.

      2. Выполните задания 1—3 рубрики «В классе и дома» на с. 166, 167 учебника.

      1. Прочитать § 19 учебника.

      2. Выполнить задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 167 учебника (на выбор).

      Обществознание. 10 класс

      Конспект урока

      Обществознание, 10 класс

      Урок 34. Право собственности

      Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    12. Право собственности.
    13. Юридическое право собственности.
    14. Владение.
    15. Пользование.
    16. Распоряжение.
    17. Вещное право – совокупность правомочий в отношении имущества.

      Владение — обладание вещью даже находясь на расстоянии.

      Имущественные права – это права участников имущественных правоотношений, то есть отношений, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением имуществом.

      Интеллектуальные права – виды прав на результаты интеллектуальной деятельности.

      Право собственности — совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

      Пользование – предполагает возможность извлекать из вещи ее полезные свойства.

      Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать, дарить, завещать).

      Собственность — это принадлежность имущества субъекту права.

      Собственность, право собственности, имущество, владение, пользование, распоряжение, имущественные права, государственная собственность, муниципальная собственность, частная собственность.

      Основная и дополнительная литература по теме урока:

      Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – С. 243 – 250.

      Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость. — М.: Юрайт, 2012. – С. 448.

      Собственность как экономическая основа формирования гражданского общества в России / В.В. Гребенников. — М.: Юркомпани, 2009. – С. 272.

      Теоретический материал для самостоятельного изучения

      Субъективное гражданское право права собственности заключается в возможности граждан согласно своей воле и выражая свои интересы в установленных законодательством рамках владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, принимая на себя все риски и расходы на содержание.

      Правомочия собственника на имущество – это его возможность владеть, пользоваться и распоряжаться.

      Обладание имуществом в своем хозяйственном ведении в юридической науке называется правомочием владения.

      Извлечение из имущества его полезных свойств и его хозяйственная эксплуатация раскрывается правомочием пользования.

      Изменение юридического статуса, определение принадлежности вещи, ее состояния или назначения входит в состав правомочия распоряжения.

      Различают движимое и недвижимое имущество.

      Владельцами имущества могут быть частные лица, государство или органы местного самоуправления, таким образом выделяют частную, государственную и муниципальную собственность.

      В соответствии с принципом федерализма в Российской Федерации государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов РФ.

      Приобрести право собственности возможно двумя способами: первоначальными и производными.

      Основания, на которых право собственности на имущество возникло впервые и независимо от воли прежнего собственника называются первоначальными. Например, человек, создавший какую-то новую вещь, становится ее собственником первоначальным основанием приобретения права собственности.

      Производные способы характеризуются наличием волеизъявления отчуждателя и приобретателя.

      К таким основаниями приобретения права собственности относятся купля-продажа, дарение, наследство и т.п.

      Неприкосновенность и защита частной собственности гарантируется Конституцией Российской Федерации.

      Любые правонарушения в области права собственности сталкиваются с правовой защитой государства, которая нацелена на защиту и восстановление ущемленных прав и интересов владельцев имущества.

      Защита и охрана прав собственности осуществляются нормами не только гражданского, но также уголовного кодекса.

      Разбор типового тренировочного задания

      1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

      Предполагает возможность извлекать из вещи ее полезные свойства.

      Обладание вещью даже находясь на расстоянии.

      Правильный вариант/варианты: владения.

      2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

      Собственность как экономическая категория – это ______(А) по поводу распоряжения, владения и пользования ______(Б) собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту, составляет ______(В) соответствующего лица.

      Отношения собственности возникают лишь при условии существования как минимум двух _______(Г). Примером может служить Робинзон Крузо, который имел вещи в собственном употреблении, но ему не с кем было вступать в отношения по поводу них, и поэтому его нельзя назвать _______(Д) в полном смысле слова. В первобытном обществе сначала не существовало понятия собственности. Но, постепенно ______ (Е) стали орудия труда, домашние вещи, жилье, скот. Позднее в частную собственность перешла и земля.

      Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

      1) имущество 4) субъект 7) право

      2) собственник 5) общественные отношения 8) владение

      3)частная собственность 6) объект 9) пользование

      Правильный вариант: общественные отношения, объект, имущество, субъект, собственник, частная собственность.

      Тема урока: Собственность Обществознание 8 класс. Раздел Экономика Васильева Е.В. учитель истории и обществознания ГБОУ лицей 369. — презентация

      Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕгор Ромадинов

      Похожие презентации

      Презентация 8 класса по предмету «История» на тему: «Тема урока: Собственность Обществознание 8 класс. Раздел Экономика Васильева Е.В. учитель истории и обществознания ГБОУ лицей 369.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

      1 Тема урока: Собственность Обществознание 8 класс. Раздел Экономика Васильева Е.В. учитель истории и обществознания ГБОУ лицей 369

      2 План урока: 1.Имущественные отношения 2.Понятие собственность. Право собственности 3.Формы собственности 4.Защита права собственности

      3 1.Имущественные отношения Имущественные отношения – это отношения между людьми возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность. Имущественные отношения а) вещные б) обязательственные (связаны с вещами т.е. ( касаются передачи вещи от принадлежность вещи одних лиц другим) какому-либо субъекту

      4 -Договор купли- продажи -Договор мены -Договор дарения Договоры по передаче по передаче по оказанию имущества имущества услуг в собственность в пользование — аренда — прокат — наем жилых помещений -Транспортный договор -страхование -хранение -займа

      5 Причинение вреда имуществу и возмещение причиненного вреда Внедоговорные отношения Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет возмещается родителями, усыновителем или опекуном (ст ГК РФ) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Однако, если у них нет имущества, достаточного для возмещения то привлекаются родители (ст.1074 ГК РФ)

      6 2.Собственность. Право собственности Экономическом Собственность – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам — собственникам Юридическом – право на владение, пользование и распоряжение объектом собственности Точки зрения. 1.Собственность – проявление биологической природы человека. 2.Собственность рассматривается в 2-х аспектах а) экономическом б) юридическом

      7 Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям. Владение – фактическое обладание вещью Пользование — извлечение из имущества полезных свойств Распоряжение – возможность изменения его принадлежности состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на него другим лицам. Право собственности

      8 Субъекты собственности Физические лица ( граждане ) Юридические лица ( организации, предприятия ) государство Органы местного самоуправления Объекты собственности — Земля, орудия труда, здания, – средства производства -Деньги -жилье -Драгоценности -Духовные ценности -Информационные ресурсы

      9 (принадлежность ( принадежность ( совместная собственность средств производства средств производства членов трудового коллективов) только отдельному и результатов субъекту) всему обществу) Частная общественная коллективная собственность собственность собственность Государственная муниципальная собственность собственность Федеральная собственность собственность субъектов федерации 3.Формы собственности(виды) Ст.8 Конституции. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,государственная, муниципальная и иные формы собственности

      10 -Если сам изготовил какую-либо вещь -Стать собственником плодов, продукции в результате использования имущества -Получить по наследству -Купить у другого лица или в результате обмена -Получить в подарок -Приобрести право собственности на имущество не имеющего собственника -Выплатив пай-взнос кооперативу 4.Защита прав собственности Основания приобретения собственности ст.218 ГК

      11 Конституция РФ ст.35 1.Право частной собственности охраняется законом 2.Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Как защитить свое имущество?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *