Возврат денежных средств налоговым органом

Налоговики ответили на 10 наиболее популярных вопросов налогоплательщиков

Africa Studio / Shutterstock.com

ФНС России обобщила информацию о поступивших в контакт-центр службы запросах налогоплательщиков с 18 по 24 августа текущего года. Так, более 10 тыс. граждан поинтересовалось вопросом: каков срок возврата излишне уплаченного НДФЛ при использовании налогоплательщиком права на налоговые вычеты в случае представления заявления на возврат налога одновременно с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ?

В ответе сотрудники налоговой службы разъяснили, что камеральная проверка налоговой декларации по форме 3-НДФЛ проводится налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления такой декларации и необходимых документов (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса). В случае подтверждения права налогоплательщика на применение налогового вычета у него возникает право на возврат налога. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Таким образом, в случае представления налогоплательщиком заявления на возврат налога одновременно с налоговой декларацией максимальный срок поступления денежных средств на расчетный счет заявителя составляет 4 месяца.

ФОРМА

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)
Другие формы

Еще одной острой темой для налогоплательщиков стал порядок уточнения налоговых обязательств физлица в случае обнаружения им в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов недостоверной информации. С данным вопросом за неделю в налоговое ведомство обратилось свыше 6 тыс. граждан.

В ответе налоговики напомнили, что в случае обнаружения некорректной информации в налоговом уведомлении налогоплательщики могут сообщить об этом в налоговый орган, заполнив соответствующее заявление. Иначе в дальнейшем не избежать получения уведомлений с теми же ошибками. Адрес ИФНС России для направления заявления налогоплательщик может узнать по телефону контактного центра, указанному в налоговом уведомлении. ИФНС России, осуществляющая конкретный расчет налога, указана в соответствующих строчках налогового уведомления. При отсутствии бланка заявления, последнее составляется в произвольной форме. Налоговые органы рассмотрят заявление. При необходимости сделают запросы в регистрирующие органы и по итогам рассмотрения направят ответ заявителю.

В случае, если ошибка в налоговом уведомлении повлияла на расчет налога, будет произведен перерасчет налога и в адрес заявителя направлено новое налоговое уведомление с учетом перерасчета.

В то же время при неподтверждении регистрирующими органами сведений, представленных налогоплательщиком, налоговый орган направит в адрес налогоплательщика информационное письмо, в котором сообщит о результатах рассмотрения обращения.

Добавим, что помимо почтового сообщения, в налоговый орган можно также обратиться через официальный сайт www.nalog.ru с помощью сервисов «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Обращение в УФНС (ИФНС) России».

Отметим, что актуальными для граждан также были темы, касающиеся причин приостановления операций по счетам организаций или ИП и другие. С ответами налоговой службы можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы/ Часто задаваемые вопросы».

Статья 79 НК РФ. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа

Новая редакция Ст. 79 НК РФ

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 79 НК РФ

Правила, установленные законодателем в п. 1 комментируемой статьи, распространяются на случаи излишне взысканных налогов и лишь тогда, когда имело место:

— принудительное исполнение обязанности по уплате налогов в силу того, что плательщик добровольно и в установленный срок упомянутую обязанность не исполнил;

— взысканная в ходе принудительного исполнения сумма оказалась большей, чем требовалось. При этом причины излишне взысканного налога для применения ст. 79 НК РФ роли не играют.

Сумма излишне взысканного налога согласно п. 1 комментируемой статьи возвращается не только налогоплательщику, но и плательщику сбора, а также налоговому агенту. С другой стороны, в ст. 79 НК РФ не имеются в виду ни представители плательщиков, ни лица, упомянутые в ст. 51 НК РФ.

Возврат излишне взысканной суммы производится, если:

у плательщика отсутствует недоимка по налогам или задолженность по пеням и штрафам;

указанные недоимка и задолженность хотя и налицо, но причитаются другому бюджету (внебюджетному фонду).

Согласно п. 2 ст. 79 НК РФ решение о возврате излишне взысканного налога принимает руководитель (его заместитель) налоговой инспекции, допустившего излишнее взыскание, либо вышестоящего органа (который, например, проверял законность взыскания налогов и выявил излишне взысканные суммы) в течение 10 дней, считая со дня установления этого факта на основании письменного заявления плательщика. Следовательно, нужно четко зафиксировать дату и факт его подачи. Вообще заявление можно принести лично и вручить инспектору под расписку или послать почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.

Упомянутое заявление подается в течение одного месяца со дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налогов. При этом нужно обратить внимание на два момента:

— не имеет значения то, каким образом он узнал об этом (например, в ходе проведения внутренней проверки, аудита, от налогового органа);

— отсчет упомянутого месячного срока начинается со следующего (после дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания) дня.

Исковое заявление в арбитражный суд — если плательщик — организация или индивидуальный предприниматель — или в суд общей юрисдикции — если плательщик — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем — подается в течение трех лет (срок исковой давности), начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Обращаем ваше внимание, что имеется в виду календарный трехлетний срок. Отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после дня, когда плательщик узнал либо должен был узнать о факте излишнего взыскания) дня.

Налоговый орган, в который было подано заявление, обязан:

— рассмотреть указанное заявление;

— признать факт излишнего взыскания налогов или, наоборот, установить необоснованность требований плательщика;

— сообщить о признании факта излишнего взыскания в сроки, которые мы с вами будем рассматривать в п. 3 ст. 78 НК РФ;

— принять решение о возврате сумм налогов в течение десяти дней со дня регистрации заявления. В решении должны содержаться сведения о конкретной сумме излишне взысканного, однозначное указание о ее возврате плательщику, а также о размере процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (об этом мы с вами будем говорить в п. 5 ст. 79 НК РФ).

В п. 4 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает:

Первое. Сообщение плательщику налоговый орган обязан направить, соблюдая следующие правила:

— если установлен факт излишнего взыскания;

— в письменной форме (с указанием ИНН плательщика);

— не позднее 10 дней со дня установления факта излишнего взыскания суммы налогов. Отсчет при этом начинается со следующего (после дня установления этого факта) дня;

Второе. Хотя п. 4 комментируемой статьи 79 Налогового кодекса России и не обязывает уведомлять заявителя о том что налоговый орган не установил факт излишнего взыскания, все же такая обязанность вытекает из общего законодательства о порядке рассмотрения жалоб, заявлений, обращений и т.п. организаций и физических лиц федеральными и иными госорганами, включая налоговые. О результатах необходимо сообщить плательщику в месячный срок со дня получения от него заявления (это следует также из п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 32 и ст. 140 НК РФ).

Правила, установленные в п. 5 комментируемой статьи, предписывают возвращать сумму излишне взысканного налога одновременно с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога. Это означает, что учитываются все изменения, которые претерпела эта ставка в указанный период.

Органы Федерального казначейства должны уведомить налоговиков о том, что перечислили сумму излишне взысканного налога и процентов.

Применяя нормы, указанные в п. 8 комментируемой статьи Кодекса, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств. Во-первых, чиновники возвращают сумму излишне взысканного налога и начисленные проценты исключительно в рублях. Во-вторых, ст. ст. 123, 125 Таможенного кодекса установлено, что суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица (с которого они взысканы) в течение одного года с момента взыскания. При этом допускался возврат как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.

Пунктом 9 ст. 79 НК РФ правила указанных статей распространяются также в отношении авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов.

Другой комментарий к Ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 79 Кодекса установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

2. В соответствии с п. 2 ст. 79 Кодекса возврат суммы излишне взысканного налога производится по решению налогового органа. Основанием для принятия налоговым органом решения является соответствующее заявление налогоплательщика, с которого взыскан этот налог. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога должно быть принято налоговым органом в течение двух недель со дня регистрации заявления налогоплательщика, а судом — в порядке искового судопроизводства.

Пунктом 2 комментируемой статьи установлены следующие сроки, в течение которых налогоплательщик может подать заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

заявление в налоговый орган — в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;

исковое заявление в суд — в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5, в случае возникновения спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда. Там же указано следующее:

если налогоплательщик полагает, что решением налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки его права нарушены, он вправе оспорить такое решение в суде путем предъявления иска о признании недействительным решения государственного органа;

если же налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со ст. 78 или 79 Кодекса, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с п. 2 ст. 45 Кодекса, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм.

3. Пункт 3 устанавливает обязанность налогового органа при установлении факта излишнего взыскания налога сообщить об этом налогоплательщику. Такое сообщение должно быть произведено в срок не позднее одного месяца со дня установления этого факта.

4. В соответствии с п. 4 ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04 указал, что ст. 79 Кодекса не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания налога.

Содержащаяся в п. 4 комментируемой статьи норма, предусматривая начисление процентов на суммы излишне взысканного налога, не распространяет свое действие на незаконно взысканные суммы штрафа. Определением КС России от 7 февраля 2002 г. N 30-О в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность п. 4 ст. 79 Кодекса отказано, т.к. КС России посчитал, что заявители, по сути, считают необходимым внести в данную норму соответствующее дополнение, а это является исключительной прерогативой федерального законодателя.

Как установлено п. 4 комментируемой статьи 79 НК РФ, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. О ставке рефинансирования Банка России см. комментарий к ст. 64 НК РФ.

Пленум ВАС России в п. 23 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

5. Пункт 5 ст. 79 Кодекса устанавливает срок, в течение которого подлежат возврату налоговым органом сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты:

в случае принятия решения о возврате излишне взысканных сумм налоговым органом — не позднее одного месяца со дня принятия такого решения;

в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм — в течение одного месяца после вынесения такого решения.

6. В пункте 6 ст. 79 Кодекса установлено, что возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

7. Правила ст. 79 Кодекса о возврате излишне взысканного налога согласно ее п. 7 применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Может ли Налоговая не вернуть переплаченный налог из-за того, что заявление составлено не по форме?

По п 1 ст 79 НК РФ излишне взысканные с плательщика налоги подлежат возврату. Порядок такого возврата указан в этой же статье кодекса. Налоговый орган решает возвращать ли сумму плательщику в течение 10 дней после получения заявления. Заявление должно быть составлено письменно или в электронной форме. Электронная форма — это недавнее нововведение. В законе указано, что электронное заявление должно быть обязательно подкреплено электронной подписью (п 2 ст 79 НК РФ). Заявить о возврате суммы переплаченного налога плательщик может в течение месяца со дня, как узнает о переплате. Или, если дойдет до судебного разбирательства, то в течение месяца со дня вступления в силу решения суда (п 3 ст 79 НК РФ). Излишне взысканные налоги возвращаются с процентами. Формы документов, которые используются налоговыми службами и налогоплательщиками, и порядок заполнения документов, утверждают уполномоченные органы исполнительной власти (ст 31 НК РФ). За контроль в области налогов и сборов отвечает ФНС РФ. Форма заявления о возврате переплаченного или излишне взысканного налога была утверждена ФНС не так давно — Приказом N ММВ-7-8/[email protected] от 3.03.15 года. Однако в статье 79 НК РФ и в иных правовых нормах нет такого основания для отказа в возврате средств, как неправильная форма заявления. Любые недомолвки и противоречия закона толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому Налоговая служба не вправе отказывать в возврате средств плательщику, из-за неправильной формы переданного им заявления. При таком отказе налогоплательщик может отстаивать свои права в суде.

Начисляются ли проценты при зачёте Налоговой инспекцией суммы переплаченного налога в счёт будущих платежей?

По ст 79 НК РФ переплаченный налог может быть возвращен плательщику только при отсутствии у него задолженностей и недоимок. Если же какие-либо долги перед налоговой службой у плательщика есть, то сначала сумма его переплаты идет в счёт их погашения. Остаток может быть возвращен. Излишне уплаченный налог по закону возвращается с процентами. Возникает вопрос — начисляются ли проценты, если переплата не возвращается лицу, а засчитывается в счёт будущих налоговых платежей? Про это в статье 79 НК РФ не упоминается. ФНС РФ придерживается официального мнения, что при зачёте излишней уплаты, так же как и при её возврате, должны начисляться проценты. Зачёт переплаченных сумм — это такое же возмещение для налогоплательщика, как и их возврат на банковских счёт. Поэтому своего права на проценты плательщик лишаться не должен. Судьи, при решении споров, связанных с начислением процентов, сходятся в том, что при зачёте средств в счёт будущей уплаты налога проценты должны начисляться. Однако мнения разделились относительно зачёта средств в счёт недоимки. Некоторые суды выносят решения, которыми обязывают инспекцию начислять проценты даже при том, что излишне взысканный налог был зачтён в счёт налогового долга. Другие судьи указывают, что при зачёте переплаты в счёт долгов плательщика, проценты начисляться не могут. Итак, в законе вопрос начисления процентов при зачёте средств не урегулирован. Если руководствоваться разъяснениями Налоговой службы и судебной практикой, можно сделать вывод: при зачёте переплаченных сумм в будущие платежи налогоплательщик может рассчитывать на проценты, а за проценты при зачёте в счёт недоимки придется побороться в суде.

Начисляются ли проценты, если налоговая служба не по своей вине просрочила возврат переплаченного налога?

Статья 79 НК РФ в пункте 5 возлагает на инспекцию обязанность вернуть переплаченную сумму налога с процентами. Проценты начинают начисляться в день, следующий после даты взыскания, и продолжают увеличивать излишне взысканную сумму до дня её фактического возврата налогоплательщику. В НК РФ нет указаний, что налоговый орган в каких-то случаях освобождается от своей обязанности по начислению процентов. В том числе, если просрочка произошла не по его вине (например, из-за неполадок с программным обеспечением). Арбитражные суды не принимают оправдания налоговых служб. Есть единая судебная позиция, согласно которой, отсутствие вины налогового органа в просрочке возврата денег плательщику — не основание для освобождения его от уплаты процентов.

Publications

Вопросы возврата налога на имущество

Natalia Malilkova, Associate of Volga directorate

Маликова_CRE_Вопросы возврата налога на имущество_12.2020

Download file

File added 28.01.2020
Presentation .pdf (289 Кб)

В практике нередко возникают ситуации, когда у налогоплательщика образуется переплата по налогу на имущество. При наличии такой переплаты лицо вправе осуществить ее возврат или зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Как правильно это сделать и на что может претендовать налогоплательщик, рассмотрим в настоящей статье[1]. Нижеприведенный порядок также применим для возврата излишне уплаченных (взысканных) пени, штрафов по налогу на имущество.

1 этап – определяем является ли сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной

Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2016 N 308-КГ16-399 по делу N А63-12002/2014).

Излишне уплаченной может считаться сумма, оплаченная плательщиком добровольно, в отсутствие факторов внешнего принуждения.

Излишне взысканной может быть признана сумма, поступление которой в бюджет связано с действиями налогового органа, например, оплата недоимки, начисленной по решению инспекции, оплата налога на основании требования, принудительное взыскание денежных средств, зачет налога в отсутствие заявления налогоплательщика и т.д.

В зависимости от вида переплаты Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает различное правовое регулирование. Порядок возврата (зачета) излишне оплаченных сумм установлен ст.78 НК РФ, а в отношении возврата излишне взысканных сумм применятся ст.79 НК РФ.

2 этап – выясняем срок давности для обращения с заявлением о возврате налога

Если сумма налога является излишне взысканной, заявление о ее возврате может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Если сумма налога является излишне уплаченной, заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае если указанный срок по какой-либо причине пропущен, но налогоплательщик готов отстаивать свои права в судебном порядке, заявление все равно необходимо подать, так как это является необходимым условием для предъявления иска в суд о возврате излишне уплаченных сумм налога (п.33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пропуск вышеуказанных сроков ограничивает возможность налогоплательщика осуществить возврат налога в административном порядке, но не препятствует обращению в суд с заявлением о возврате (взыскании) налога. При защите прав в судебном порядке применению подлежит общий трехлетний срок исковой давности (ст.200 НК РФ), который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

3 этап – определяем объем претензий и формулируем требование

При наличии переплаты по налогу налогоплательщик может заявить требование о ее зачете и / или возврате.

Заявление о зачете переплаты по налогу на имущество может быть подано только в счет текущих или предстоящих платежей по данному или иному региональному (для организаций) или местному (для физических лиц) налогу (пени). Иные виды налогов, например, федеральные, такой переплатой погасить не удастся.

В отношении суммы излишне уплаченных (взысканных) денежных средств также может быть подано заявление об их возврате. Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам возврат будет осуществлен только после зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки (задолженности). Зачет производится инспекцией самостоятельно, но не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Действующее законодательство не запрещает налогоплательщику разделить сумму переплаты и часть направить в зачет по налогу и иным платежам, а в отношении оставшейся части заявить требование о ее возврате.

В случае если денежные средства являются излишне взысканными, помимо возврата налога, инспекция обязана уплатить налогоплательщику проценты на указанную сумму. Проценты начисляются и уплачиваются за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в указанный период ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

В случае если денежные средства являются излишне уплаченными, проценты подлежат начислению и уплате только при нарушении инспекцией срока возврата налога и исключительно за период такой просрочки.

Расчет и уплата процентов производится налоговым органом самостоятельно.

Если сроки давности позволяют, то налогоплательщик до подачи заявления о возврате (зачете) может провести сверку с налоговым органом по налогам и сборам. Однако это не является обязательным условием для предъявления такого заявления.

4 этап – подготавливаем заявление о возврате (зачете) налога

Приказом ФНС России от 23.05.2017 N ММВ-7-8/[email protected] утверждены рекомендуемые форматы заявлений о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога и о зачете суммы излишне уплаченного налога для подачи их в электронной форме.

Однако заявление может быть подано и в произвольной форме, так как действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в возврате (зачете) сумм по причине несоблюдения установленной формы заявления.

5 этап – подаем заявление

Заявление о возврате (зачете) подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Судебная практика исходит из того, что не имеет значения, в какой налоговый орган – по месту нахождения организации или по месту нахождения недвижимого имущества – подается данное заявление, так как в силу ст.30 НК РФ налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах РФ.

Налоговый кодекс также не содержит ограничений в отношении способа предоставления заявления о возврате (зачете). Таким образом, оно может быть направлено почтой, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика или вручено нарочно.

6 этап – контролируем соблюдение налоговым органом сроков возврата (зачета)

В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки, подтверждающего излишнюю уплату налога, или получения заявления налогоплательщика о возврате (зачете) налоговый орган должен принять решение о возврате или зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

Не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении их зачета (возврата). Аналогичное правило может быть применено и к решению, принятому в отношении излишне взысканных денежных средств (Письмо Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26087).

Возврат излишне взысканных денежных средств с начисленными на них процентами, а также возврат излишне уплаченных денежных средств должен быть осуществлен в течение 1 месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика.

Однако необходимо учитывать, что указанный срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

7 этап – оспариваем действия/бездействие налоговых органов

Если в установленный срок налоговый орган не принял решение о возврате (зачете) налога, налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия контролирующего органа незаконным.

Налогоплательщик вправе в судебном порядке также оспорить законность решения инспекции об отказе в возврате (зачете) указанных сумм.

Однако, необходимо помнить, что вышеуказанным обращениям в суд должен предшествовать досудебный порядок регулирования споров, предусмотренный п.2 ст.138 НК РФ, согласно которому акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

При предъявлении в суд требования имущественного характера о возврате инспекцией (взыскании с инспекции) излишне уплаченной (взысканной) суммы и процентов, соблюдения указанного досудебного порядка не требуется. Для предъявления имущественного иска достаточно выполнения процедуры возврата, установленной статьями 78 и 79 НК РФ.

Таким образом, процедура возврата (зачета) налога хорошо детализирована Налоговым кодексом РФ и проста в применении.

В Москве создаются предпосылки для массовых обращений налогоплательщиков за возвратом (зачетом) налога на имущество.

26 декабря 2016 Правительство Москвы Постановлением г. N 937-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 21 ноября 2014 г.» (далее – Постановление Правительства Москвы) преподнесло неприятный предновогодний сюрприз владельцам объектов недвижимости в столице, увеличив кадастровую стоимость некоторых объектов в несколько раз. Причем, согласно п.3 указанного документа, постановление подлежало применению с 1 января 2016.

С учетом этого, многие налогоплательщики, оплачивающие налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, увеличили свои платежи в бюджет. Тем же, кто не откорректировал налоговую базу, соответствующие доначисления произвели налоговые инспекции в рамках камеральных проверок.

В основном налогоплательщики оспаривали решения налоговых органов о соответствующих доначислениях, однако некоторые владельцы недвижимости решили оспорить Постановление Правительства Москвы в части распространения его действия на период 2016 года.

31 октября 2020 года Московский городской суд по делу № 3а-3533/2020 вынес решение по одному из таких исков и признал недействующим п.3 Постановления Правительства Москвы со дня его принятия в той мере, в какой он применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Указанное решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано Правительством Москвы. Однако в случае оставления его без изменения, владельцы недвижимости, оплатившие налог в бюджет за 2016 год исходя из новой кадастровой стоимости, предусмотренной данным постановлением, смогут претендовать на зачет и / или возврат налога на имущество. Кроме того, налогоплательщики, проигравшие в суде споры по вопросу обоснованности применения новой кадастровой стоимости в период 2016 года, смогут обратиться за пересмотром судебных актов по новым обстоятельствам (пп.1 ч.3 ст.311 АПК РФ) при условии, что судебный акт был основан на Постановлении Правительства Москвы. Владельцы недвижимости также будут вправе требовать возмещения вреда, причиненного в результате издания спорного нормативного акта.

[1] Кроме случаев возврата налогов по консолидированной группе налогоплательщиков.

Когда налоговая платит: взыскиваем с нее проценты

Налоговый кодекс – документ пробюджетный. Но даже в нем есть нормы, обеспечивающие баланс личных и государственных интересов. В частности, это нормы о процентах, которые налоговики обязаны выплачивать налогоплательщикам в ряде случаев. Например, если вовремя не вернули переплату, ошибочно взыскали налоги, незаконно заблокировали счет. Уплачивая проценты, налоговые органы тем самым возмещают вред, который они нанесли компании, незаконно удерживая ее деньги. Ниже рассказано обо всех таких случаях и приведена практика по взысканию процентов с ФНС.

В Налоговом кодексе существуют следующие основные пять норм, которые обязывают налоговиков выплачивать налогоплательщикам проценты.

За незаконную блокировку счета / несвоевременное снятие законной блокировки

«В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам» (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

За нарушение срока возврата переплаты

«В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата» (п. 10 ст. 78 НК РФ).

За незаконно взысканную сумму налогов

«Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (представленного в электронной форме заявления с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации» (п. 5 ст. 79 НК РФ).

За нарушение срока возврата возмещения по НДС

«При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения» (п. 10 ст. 176 НК РФ).

За нарушение срока возврата переплаты по акцизам

«По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма (акциза. – прим. ред.), которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса» (п. 3 ст. 203 НК РФ).

СТАТЬЯ Проказина Е.А., редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера»

Компания обратилась в суд с требованием взыскать с ИФНС проценты в сумме 2 434 337,38 рубля.

Организация рассчитала их, исходя из 360 дней в году. Брать за основу такое количество дней предписывали разъяснения в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14.

ВАС РФ признал данные разъяснения неверными.

Дело в том, что в НК РФ нет положений, согласно которым при расчете процентов число дней в году и месяце должно приниматься равным соответственно 360 и 30 дням.

Поэтому при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание:

  • при определении периода просрочки – фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк на счет налогоплательщика);
  • при определении ставки процентов – ставка рефинансирования Центробанка, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году: 365 или 366 (если год високосный).
  • Дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

    При новом рассмотрении суд взыскал с МИФНС 2 405 250,25 рубля (Решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2014 № А53-31914/12).

    С учетом общей суммы разница невелика, всего 29 тыс. рублей, но важен сам принцип расчета. Ведь при неверном расчете, засиленном судом, решение может быть отменено.

    Аналогичный порядок расчета процентов прописан в п. 3.3.7, 3.3.11 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 № ММ-3-1/[email protected] (ред. от 25.01.2020).

    Формула расчета процентов выглядит так.

    Сумма на счете или сумма переплаты и так далее х ключевая ставка ЦБ РФ: 365 х количество дней незаконной блокировки счета, невозврата переплаты и так далее = сумма процентов.

    • на расчетном счете компании заблокировано: 5 млн рублей;
    • количество дней незаконной блокировки счета: 92 дня.
    • ключевая ставка ЦБ РФ все это время: 7,5 процента;
    • 5 000 000 рублей х 7,5% : 365 х 92 = 94 520,55 рубля.

      Таким образом, за трехмесячную блокировку на счете компании 5 млн рублей инспекция будет должна компании около 100 тыс. рублей.

      Организация подала в суд заявление о взыскании с ИФНС процентов в размере 998 711,18 рубля, начисленных за период неправомерного приостановления операций по счетам.

      Инспекция возразила, что невозможность пользования заблокированными счетами не является поводом для взыскания процентов. Компания не доказала, что понесла какие-либо материальные потери. К тому же у нее была возможность пользоваться счетом, поскольку заблокировали лишь определенную сумму – 10 228 036 рублей.

      Суды первой и апелляционной инстанций посчитали возражения инспекции разумными и отклонили иск.

      Однако суд кассационной инстанции, напротив, отверг возражения и удовлетворил иск в полном объеме.

      Арбитры округа объяснили, что наличие возможности пользоваться счетами в случае приостановления операций по счету на определенную денежную сумму не имеет правового значения.

      Выплата предусмотренных п. 9.2 ст. 76 НК РФ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным воспрепятствованием в пользовании денежных средств частного субъекта. Данная норма права принята во исполнение реализации положений ст. 52 и 53 Конституции РФ и не связывает начисление процентов с необходимостью доказывания прямого ущерба.

      Правовое значение имеют два обстоятельства:

      1) инспекция в течение 12 месяцев не направляла в банк постановление о разблокировке счета, хотя обязана была это сделать по решению арбитражного суда;

      2) размер взыскиваемых компанией процентов судами проверен и признан правильным, инспекция в отношении именно расчета возражений не заявила.

      При таких обстоятельствах требование организации подлежит полному удовлетворению.

      Компании, которые осведомлены о возможности взыскания процентов, пользуются ею постоянно. Так, одно предприятие несколько раз взыскало с налоговой проценты за незаконную блокировку счета, наложенную якобы за несданные декларации, в то время как на самом деле отчетность были подана:

    • 267 521,56 рубля (Постановление АС Поволжского округа от 23.04.2020 № Ф06-32049/2020);
    • 176 716,10 рубля (Постановление АС Поволжского округа от 28.05.2020 № Ф06-32626/2020);
    • 213 720,75 рубля (Постановление АС Поволжского округа от 11.12.2020 № Ф06-39062/2020);
    • 106 231,05 рубля (Постановление Одиннадцатого ААС от 26.03.2020 № 11АП-2136/2020);
    • 156 021,39 рубля (Постановление Одиннадцатого ААС от 18.05.2020 № 11АП-4972/2020);
    • 148 647,94 рубля (Постановление Одиннадцатого ААС от 07.06.2020 № 11АП-7477/2020);
    • 120 916,58 рубля (Постановление Одиннадцатого ААС от 03.10.2020 № 11АП-13503/2020).

    Компания обратилась в арбитражный суд с требованием взыскать с ИФНС сумму излишне уплаченного налога в размере 38,6 млн рублей и проценты за просрочку возврата налога в размере 8,7 млн рублей.

    Суд удовлетворил требования в полном объеме.

    Заявленная к возврату сумма переплаты образовалась у организации в результате уплаты налога на прибыль и НДС за 2008?2010 годы и последующего уменьшения налогов на основании уточненных налоговых деклараций, поданных в 2012 году.

    Обратиться в суд за переплатой и процентами компанию вынудило то, что ИФНС в течение года не принимала решения по уточненным декларациям и по заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм.

    Фирма сдала уточненные формы еще дважды, но реакции так и не последовало.

    Тогда компания написала жалобы в УФНС и прокуратуру.

    После этого ИФНС, наконец, составила акт сверки, в котором подтвердила переплату.

    Компания подала заявление о возврате переплате (это было уже в 2014 году), но инспекция вновь его проигнорировала.

    Когда же фирма подала иск в суд, чиновники заявили, что организация пропустила трехлетний срок на возврат переплаты, так как отсчитывать его нужно с дат подачи первоначальных деклараций.

    Однако суд решил, что иск организации целиком обоснован, а возражения инспекции – нет.

    Трехлетний срок на подачу в суд иска о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм применительно к случаям, предусмотренным п. 3 ст. 79 НК РФ, должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате.

    Если компания подала уточненную декларацию после того, как получила от контрагента документы, подтверждающие расходы прошлого периода, суды исчисляют трехлетний срок подачи заявления на возврат с момента подачи уточненной декларации.

    На дату платежа, а также при подаче первичной отчетности, налогоплательщик не мог знать о переплате. Срок обращения за зачетом или возвратом переплаты отсчитывается с даты, когда расход был документально подтвержден и налогоплательщик получил право учесть его для целей налогообложения (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О, постановления ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, ФАС Московского округа от 18.09.2012 № А40-127627/11-116-341, ФАС Центрального округа от 07.04.2010 № А54-3708/2009-С20).

    В данном случае переплата возникла в результате подачи организацией уточненных деклараций с указанием сумм налога к уменьшению. Поэтому днем, когда фирма узнала о нарушении своего права на своевременный возврат налога, следует считать предполагаемый день, когда она должна была получить решение ИФНС об отказе в возврате налога.

    По итогам выездной проверки инспекция вынесла решение о начислении предприятию недоимки по налогу на прибыль и НДС, а также пени и штрафа на общую сумму 49,7 млн рублей.

    После выставления требования об уплате указанные суммы были взысканы с организации.

    Она оспорила решение инспекции в суде, который признал его недействительным.

    После этого предприятие подало второй иск – об обязании ИФНС на основании п. 5 ст. 79 НК РФ начислить и уплатить организации проценты с излишне взысканного налога. За три года, прошедшие с момента взыскания незаконно доначисленных сумм, проценты составили 10,6 млн рублей.

    Арбитры полностью одобрили иск, указав, что в соответствии с приведенной нормой кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центробанка.

    Расчет процентов суд проверил и признал правильным, а инспекцией расчет не оспорен и контррасчет не представлен.

    При таких обстоятельствах исковые требования полностью удовлетворяются.

    Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

    Налоговые инспекции и фонды порой пытаются доказать, что если компания добровольно заплатила налоги по решению инспекции, то это является не взысканием, а излишней уплатой. Тем более если фирма перечислила деньги в бюджет, когда решение инспекции еще не вступило в силу.

    Однако судьи отвергают этот аргумент (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.06.2020 № Ф07-6191/2020).

    Арбитры ссылаются на разъяснения высших судов:

  • излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, рассчитывая налог самостоятельно, то есть без участия ИФНС, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (определения КС РФ от 21.06.2001 № 173-0, ВС РФ от 22.10.2020 № 301-КГ18-16046);
  • взысканием налога во всех случаях является его уплата по решению налогового органа. Вне зависимости от того, исполнено ли оно после вступления решения в силу и выставления требования или до этого (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11).

    Компания подала иск с требованием обязать инспекцию возместить из бюджета НДС в размере 35 млн рублей и уплатить проценты в размере 7,3 млн рублей.

    Суды полностью удовлетворили иск, установив следующее.

    29.07.2015 по итогам камеральной проверки декларации НДС инспекция приняла решение о возмещении НДС.

    08.09.2015 в ответ на заявление организации о перечислении налога на ее расчетный счет инспекция приняла решение о возврате. Однако деньги на счет организации не поступили.

    Компания подала жалобу в Управление Федерального казначейства. Оттуда сообщили, что заявка на возврат с поручением о перечислении денежных средств в адрес компании не поступала.

    Компания подала жалобу в УФНС, но ее оставили без удовлетворения. Сослались на то, что 09.09.2015 в связи с возбуждением уголовного дела в отношении компании следователь на основании постановления о производстве выемки изъял файл с заявкой на возврат налога. Таким образом, ИФНС исполнила свою обязанность. Дальнейшие препятствия связаны с действиями правоохранительных органов.

    Однако суд решил, что это не так.

    1. Как выяснилось, инспекция направила файл-заявку на возврат суммы налога в федеральное казенное учреждение для последующей передачи в территориальный орган Федерального казначейства.

    Это нарушение порядка, предусмотренного п. 8 ст. 176 НК РФ: должно быть направлено поручение на возврат налога в орган казначейства, а не файл-заявка в учреждение, созданное ФНС РФ.

    Несостоятелен довод ИФНС о том, что направление заявки на возврат может быть приравнено к направлению поручения на возврат в казначейство, поскольку он противоречит НК РФ и Положению о ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П.

    2. Выемка следственными органами документа (файла) не является основанием для неисполнения налоговым органом собственного решения и ст. 176 НК РФ.

    Проведение правоохранительными органами проверки в компании не влияет на обязанность ИФНС возвратить НДС на основании уже вынесенного решения о возмещении налога, а также совершить иные действия, предусмотренные указанной статьей кодекса.

    Кроме того, каких-либо решений об отмене или приостановлении исполнения решений о возврате НДС ни налоговым органом, ни следственными органами не принималось.

    Организация по итогам выездной проверки получила решение о доначислении акцизов в сумме 80 тыс. рублей плюс пени и штраф.

    Компания заплатила эти суммы, но оспорила решение инспекции в суде, который признал его недействительным.

    Предприятие обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов.

    Однако налоговый орган никакого решения не принял (ни о возврате, ни об отказе в нем).

    Компания снова обратилась в суд с требованием признать бездействие инспекции незаконным, обязать ее вернуть суммы акциза, пени и штрафа, а также уплатить проценты за нарушение срока их возврата.

    Суды снова удовлетворили исковые требования и присудили компании 13 тыс. рублей в качестве процентов на сумму невозвращенных налогов и санкций.

    Попутно арбитры отклонили довод ИФНС о том, что без заявления компании инспекция не обязана начислять проценты, поскольку отсутствие такого заявления вовсе не освобождает налоговый орган от обязанности по уплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога, пени и штрафа в силу прямого указания кодекса (п. 10 ст. 78 НК РФ).

    Примечание редакции:

    Инспекция должна начислять и перечислять проценты самостоятельно. В кодексе не сказано, что это делается по заявлению компании о выплате процентов.

    Обязательный досудебный порядок на данный случай также не распространяется. Организация, которой налоговики добровольно не перечисляют проценты, имеет право, минуя УФНС, обратиться в арбитражный суд.

    Московские судьи приходили к таким выводам уже не раз (постановления ФАС Московского округа от 11.11.2009 № КА-А40/11750-09, от 01.09.2009 № КА-А40/7698-09, от 15.07.2008 № КА-А40/6172-08).

    Организация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ИФНС процентов в размере 214 тыс. рублей за каждый календарный день необоснованной блокировки счета (со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до его отмены).

    Суд удовлетворил иск.

    Инспекция подала апелляцию. Компания, в свою очередь, направила в апелляционный суд заявление о процессуальной замене себя на гражданина, которому она уступила право требования процентов с ИФНС. Договор цессии с ним был подписан после вынесения решения судом первой инстанции.

    Инспекция возразила против такой замены на двух основаниях:

    1) цессия (уступка права требования) предусмотрена ГК РФ, поэтому к налоговым (публично-правовым) отношениям, она неприменима. НК РФ права на такую сделку налогоплательщикам не предоставляет;

    2) решение суда о взыскании процентов еще не вступило в силу, так как инспекция подала апелляционную жалобу. Выходит, что передать право требования того, что еще не присуждено, компания не имела права.

    Суд развеял сомнения инспекции и отклонил ее доводы по следующим причинам.

    Первый аргумент несостоятелен, поскольку ни ГК РФ (ст. 382–390), ни НК РФ не содержат норм, ограничивающих возможность применения цессии к рассматриваемым отношениям.

    Кроме того, это не налоговые отношения в чистом виде, не отношения по уплате налогов в бюджет. Обязанность ИФНС заплатить проценты возникла вследствие принятия ею обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам компании. Таким образом, норма о процентах (п. 9.2 ст. 76 НК РФ) имеет своей целью компенсирование налогоплательщику возможности пользоваться денежными средствами.

    Второй довод инспекции также не принимается, поскольку право стороны на уступку требования возникает с того момента, когда организация лишилась возможности пользоваться своими денежными средствами, а не с момента вступления в силу судебного акта о взыскании процентов. Вступление решения в силу свидетельствует исключительно о возникновении у другой стороны соответствующей обязанности по их возмещению.

    В итоге апелляционную жалобу инспекции судьи отклонили, а заявление компании о передаче своего права требования о выплате процентов гражданину удовлетворили.

    По мнению налоговой службы, если сумму процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога или неверно взысканный налог получает гражданин, то эти деньги не облагаются НДФЛ, поскольку получение процентов не приводит к возникновению у него экономической выгоды, а соединено с компенсацией затрат, связанных с чрезмерным удержанием у него лишнего налога.

    Аналогичная позиция изложена в письме Минфина РФ от 08.06.2015 № 03-04-07/33140.

    Данные письма от лица министерства и службы являются последними официальными разъяснениями по данному вопросу. Поэтому они превалируют над более ранними. Это важно, поскольку раньше чиновники полагали, что полученные гражданами из бюджета проценты за нарушение сроков возврата переплаты или за незаконно взысканную сумму налогов облагаются НДФЛ (письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-04-05/34450).

    Возврат денежных средств налоговым органом

    Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

    Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

    Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

    Актуально

    Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

    В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

    Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

    Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

    Информационно-справочная система

    Новости

    19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

    24 декабря 2020 г.

    5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

    16 октября 2020 г.

    С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

    3 октября 2020 г.

    «…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

    ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

    «. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

    ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

    © 1996 – 2020 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *