Аюрведу развод

Как два врача и сетевой продавец породили российский рынок аюрведических товаров

Йоге чуждо лишнее умствование. Надо просто добавить к слову «аюрведа» еще одно, не важно, какое, и у вас обязательно получится название интернет?магазина: ayurvedadom.com, ayurveda?life.ru, ayur?fresh.ru, ayurveda?apteka. ru, ayuryoga.ru и так далее. У каждого из них в ассортименте, скорее всего, будет косметика из Индии, средства гигиены, кое?что из еды и приправ, нехитрый набор украшений и аюрведические препараты из трав. Точнее БАДы, которые большинство сайтов без лишней скромности называют лекарствами. На самом деле это обилие предложения возникло сравнительно недавно, а два самых крупных игрока, «Аюрведамаркет» и «Аюрведа?Шоп», не просто удачнее других воспользовались имеющимся спросом, но и фактически сами его создали.

Казалось, профессиональное будущее Олега Аплевича предопределено и никакой «Аюрведы?Шоп» там не просматривается. Студент лечебного факультета Третьего меда, из семьи врачей – оставалось только выбрать специализацию. Но в судьбу молодого человека вмешалась Индия. Кто?то обращается к йоге в поисках здоровья, для кого?то это «спорт», где не нужно много двигаться, кому?то просто любопытно. У Аплевича было иначе: он искал в йоге душевное равновесие. В религии тоже искал – но религия предлагала просто верить, говорит он, а йога объясняла и доказывала: юноше естественно?научной направленности такое больше подходило. Это неспециалисты думают, что йога может быть для тебя чем?то ограниченным – только гимнастикой или только лечебной системой. На самом деле йога едина. Ничего удивительного, что постепенно она стала пробираться и в сферу профессиональных интересов Аплевича. Как может студент?медик, воспитанный в духе доказательной медицины, перейти к загадочным и смутным, на взгляд со стороны, йоговским системам? Тут важна постепенность.

В институте Аплевич изучал связь нервной, эндокринной и иммунной систем. А после окончания вуза, укрепившись в идее, что «все болезни – от головы», некоторое время занимался психотерапевтическим консультированием. «Я помогал людям, испытывающим фрустрацию в связи с тем, что жизнь нарушила их планы, сломала сложившуюся в голове систему. Фактически лечил обманутые ожидания, – объясняет Аплевич. – И конечно, использовал при этом элементы йоги».

Поработал Олег Аплевич и тренером в йоговском центре. А вот бизнесом поначалу занялся в совсем другой сфере. Дело в том, что он не только совершенствовался в медицине и занимался йогой. Он еще и пел, причем музыку предпочитал сугубо классическую. Так родилась идея – выступления исполнителей классической музыки на корпоративах. Олег и его компаньоны начали с самого приятного – переговоров с музыкантами. Те в большинстве своем легко соглашались. Новоявленные предприниматели разработали красивый сайт и стали ждать заказов. «Мы совершили типичную ошибку начинающих, нарушив основной маркетинговый принцип: сначала надо выяснить спрос на услугу, а уже потом думать о его удовлетворении», – рассказывает Аплевич. Классика на корпоративных вечеринках востребована была слабо, а наступивший кризис 2008 года свел интерес к нулю.

Вскоре знакомый позвал Аплевича в новый проект: продавать товары для занятий йогой. Позвал, а сам вскоре из проекта вышел, притом что для занятий йогой как гимнастикой, по сути, ничего и не нужно – ну разве что коврик. Но в те годы начала быстро развиваться известная в России сеть школ «Йога?Практика». Аплевич считает, что именно она во многом создала рынок различных приспособлений, облегчающих занятия йогой. Вот, скажем, ниша деревянных «кирпичей» – это простое, на первый взгляд, изделие используют самыми разными способами, например, для облегчения занятий тем, кто еще не так гибок и с трудом делает глубокие наклоны до пола. «Намучился я с подмосковными столярами, прежде чем добился, чтобы они делали все как надо, – вздыхает Аплевич. – Тут ведь качество обработки очень важно и стабильность». Йоговские коврики он покупал у поставщиков из Китая – по текстильной части конкурентов в России не нашлось. Обороты были мизерные, товары Аплевич порой развозил сам. В одну из таких поездок заказчица – владелица салона аюрведы на Арбате – подала идею: «А аюрведические препараты ты почему не продаешь?»

ШОП ЕЩЕ КУПИТЬ

Для тех, кто внутри этой сферы, йога подразумевает аюрведу, а аюрведа – йогу. Расширение деятельности показалось Олегу Аплевичу абсолютно логичным. Рос его бизнес исключительно исподволь, понемногу: сам товары из Индии он не возил, работал с оптовиками. Банковских кредитов не брал, развиваясь за счет прибыли. Зато сделал акцент на отладку технологий и маркетинг. Ayurveda?Shop позиционируется как федеральная сеть товаров для йоги, индийской косметики и препаратов: «У нас 90 пунктов самовывоза в городах России», – сообщает сайт компании. Так ли важно, что магазинов под брендом Ayurveda?Shop всего четыре – в Москве, Петербурге, Александрове и Альметьевске, причем питерский магазин хоть и называется Ayurveda?Shop, Аплевичу не принадлежит. «Это не франшиза, наше партнерство по?другому устроено», – говорит предприниматель. Остальные пункты самовывоза – это так называемые PickPoint одноименной российской компании, появившейся на рынке семь лет назад. На сайте Ayurveda?Shop клиенту отвечают на все вопросы, отправка заказа происходит довольно быстро, а аюрведические товары все же не те лекарства, которые бывают нужны неожиданно и срочно, так что тратиться на представительства незачем.

Был, правда, еще один собственный магазин в Воронеже, вспоминает Аплевич. Но средний чек там был крайне низок, 80–100 рублей против тысячи в Москве, а население не демонстрировало тонкого понимания аюрведы: «Некоторые заходили, долго осматривались и, наконец, спрашивали: «Водка, что?то спиртосодержащее есть?» Выручка ООО «Варна Плюс» (юридическое лицо Ayurveda?Shop) в 2015 году составила, по данным СПАРК?Интерфакс, 60 млн рублей. Аплевич говорит, что цифра соответствовала действительности, но в следующем году обороты упали из?за кризиса. Сейчас компания получает примерно сотню заказов в день на среднюю сумму 2 тысячи рублей. В штате полтора десятка сотрудников: они занимаются обработкой и упаковкой заказов, общением с клиентами, маркетингом. Средняя маржинальность товаров Ayurveda?Shop составляет, по словам Аплевича, 40%, и предприниматель, вместо того чтобы тратиться на маркетинг, довольно щедро делится прибылью с клиентами, предлагая целую россыпь скидок в зависимости от объема, сроков, степени «постоянства» и тому подобного. Бывают у него и хитрые 30?процентные скидки на товары, у которых срок годности по российским нормам подходит к концу, а по индийским – еще далек от завершения. С годами сложился ассортимент. Сейчас 50% выручки приходится на индийскую косметику и только 20% – на средства аюрведы в узком смысле. А главным продавцом таких «БАДов по форме и лекарств по содержанию» на рынке называют другой магазин – ayurvedamarket.ru.

ВСЕ ОТТЕНКИ ТРИФАЛЫ

Станислав Ларин, владелец 50% «Аюрведамаркета», пришел в эту сферу из сетевого маркетинга. 15 лет назад одним из проектов его компании «Бинамаркет» стала «интернетизация» питерского проекта «Аюрведа Плюс». Этой компании, считает Ларин, мы обязаны тем, что аюрведический рынок в России вообще появился: «Там собрался сильнейший экспертно?медицинский совет, который отбирал в Индии аюрведическую продукцию, соответствовавшую требованиям российского Минздрава. На базе Государственной химико?фармацевтической академии Санкт?Петербурга они создали курсы аюрведы для российских врачей, компания издавала журнал, открывала региональные представительства».

Ларин видел потенциал электронной коммерции, к тому же сам был не чужд йоге и решил принять участие в формировании рынка аюрведы. «Эти препараты в России тогда были очень мало известны, – рассказывает Ларин. – Количество поисковых запросов по слову «аюрведа» на «Яндексе» составляло всего 400 в месяц [сейчас – около 90 тысяч. – Vademecum] ». «Мы устраивали лекции и семинары, работали со специалистами, центрами, а в дальнейшем – с посольством Индии, создали несколько информационно?образова?тельных проектов», – рассказывает Ларин. Ему, как и Олегу Аплевичу из Ayurveda?Shop, бессмысленно задавать вопрос, сколько вложено в проект: «Судьба вовлекла нас в этот процесс, и мы делали все, что могли», – отвечает он. Способствовало популяризации создание при Институте Восточной медицины РУДН кафедры аюрведы. Ее возглавил врач Борис Рагозин, еще одни участник проекта Ayurvedamarket (у него 25%). Рагозин по образованию врач, но «еще на втором курсе осознал, что медицина, которой нас учат, лечит симптомы, а не саму болезнь», позже уехал в Индию, проучился там 12 лет и вернулся применять знания в России. «Кафедра была создана на средства спонсора, богатого индуса по фамилии Сингх, – рассказывает Рагозин. – Я до этого вел в РУДН семинары по аюрведе, потому мне и предложили руководство».

Продвижение принесло свои плоды: постепенно повсюду стали открываться магазины и магазин?чики, торгующие аюрведическими препаратами и прочей «Индией». Выручка первопроходца Ayurvedamartket сейчас превышает 60 млн рублей в год, говорит Ларин, причем на препараты аюрведы приходится больше 50%. В штате компании около 20 человек. Устроена она даже более «лаконично», чем Ayurveda?Shop: склад, офис и магазин есть только в Москве. «Сейчас, когда так развита доставка транспортными компаниями в пункты самовывоза или до дверей квартиры, необходимости открывать повсюду собственные точки нет никакой», – считает директор Ayurvedamarket.

К рынку аюрведы нельзя подходить с обычными мерками, уверяет Ларин. Аюрведа – это и особый режим дня, и йога, и питание, и вообще образ жизни. В каком?то смысле лечебным средством оказывается все, что продается в аюрведическом магазине. Индийские специи, без которых невозможно правильное питание. Хна – с точки зрения аюрведы не только краска, но и лекарство. Кокосовое и многие другие масла, без которых трудно себе представить многие процедуры. Масла есть в любом центре, имеющем отношение к аюрведе, а установить, каким образом они туда попали – напрямую от оптовиков, через магазины или в чемодане туриста, – невозможно в принципе, утверждают продавцы.

Если говорить о препаратах аюрведы в самом узком смысле, объем рынка, по оценке Ларина, может составлять 400–500 млн рублей в год. Аплевич считает, что рынок даже меньше. Оборот аюрведы в широком смысле больше на порядки. Все препараты продаются в России как БАДы, притом что в Индии являются лекарственными средствами. Продавцы уверены, что иначе и быть не может: регистрация в России индийских препаратов как полноценной фармацевтики при существующих объемах продаж не имеет никакого коммерческого смысла. Есть исключения – например, зарегистрированная в России в качестве лекарств линия препаратов Himalaya Drug Company, включающая известные Лив.52, Цистон и другие. Но исключение только подтверждает правило, говорит Ларин: эти лекарства продаются у нас еще с советских времен. РЛС называет Лив.52 препаратом из группы гепатопротекторов.

Wikipedia в своей объективной, но не лишенной коварства манере сообщает, что это «средство, позиционируемое производителем в качестве лечебно?профилактического для применения при гепатитах…» С доказательствами эффективности у аюрведы пока те же проблемы, что у любой традиционной медицинской системы. В сентябре прошлого года на сайте US National Library of Medicine была опубликована работа «Клинические исследования в аюрведе: анализ реестра клинических исследований в Индии». Авторы изучили отчеты о 208 КИ аюрведических препаратов, проведенных с 2010 по 2015 год, и оценили их качество. Дела обстоят плохо, но небезнадежно. Две трети исследований были рандомизированными, 36% – двойными слепыми или просто слепыми. Однако далеко не все они были опубликованы, а к качеству испытаний у авторов работы есть много претензий.

В мире многие называют аюрведу псевдонаукой. Другие – например, автор исследования «Смесь науки и духовности в аюрведических традициях лечения» Рам Манохар из университета «Амрита», – предпочитают термин «протонаука». То есть вещь, в которой рациональное естественно?научное зерно вроде бы есть, но в чем конкретно оно состоит, пока никто толком не понял.

У продавцов аюрведы переживаний по этому поводу нет. Предпринимателей, пришедших в эту сферу только ради денег, не существует, уверен Ларин, все они энтузиасты и продают то, что и сами используют. При этом игроки не скрывают, что в Индии многие аюрведические препараты стоят буквально копейки: «Если в других странах какая?то добавка продается, допустим, за $10, в Индии она может стоить $1», – обрисовывает картину один из них. «Я не владею информацией о всей цепочке посредников, – говорит Ларин. – Но отмечу, что в Индии препараты сразу становятся в 2,5 раза дороже, если предназначены для официального экспорта, потому что в этом случае нужна соответствующая лицензия, часто требуется адаптация формулы, а требования к производству порой могут стать более строгими». Если добавить к этому маржу самого Ларина – по его словам, 35% – и оптовиков, а также транспортные, таможенные и другие расходы, как раз и получится разница в ценах примерно на порядок. Корректное сравнение провести сложно, считает владелец «Аюрведамаркета». Взять трифалу – это смесь целебных растений, один из самых известных аюрведических препаратов. Существуют десятки видов трифалы, цены на них сильно различаются. «В Индии в какой?нибудь аюрведической лавке вы можете увидеть этот препарат за 100 рублей. А сравнивать будете, возможно, с ценой препарата совсем другого качества», – уверяет Ларин. Главный вопрос, считает он, в качестве: аюрведа основана прежде всего на травах, производить из них препараты могут и мелкие предприниматели, и серьезные заводы. Всякий уважающий себя продавец индийской продукции заверит вас, что имеет дело только с последними.

Наша поездка на Аюрведу в Индию

Недавно вернулись из Индии, штата Кералы, аюрведического курорта Маналтирам. Общее впечатление — все очень понравилось, хотя и скучновато вечерами.

Недавно вернулись из Индии, штата Кералы, отеля Маналтирам. Общее впечатление — все очень понравилось, хотя и скучновато вечерами. Ездили через турфирму «Лакшми Тревелс».

Достоинства отеля:
Уютный, домашний отель, похожий на маленькую индийскую деревеньку.
Номера — смешные отдельные домики с соломенными (а есть и с черепичными) крышами со всеми удобствами.
Расположение — близко к океану, но до пляжа Ковалам, где находятся всякие кафешки только на рикше (около 7-10 минут).
Питание — очень странное, (ничего жаренного, все вареное или приготовленное на пару), но вкусно.
Аюрведа – ну здесь опять же мое субъективное мнение — супер, супер, супер!

Недостатки отеля:
Пешком до цивилизации не дойти, нужно брать рикшу и с ветерком минут 7-10.
Если вы — молодежная компания, настроенная на тусовки, вам точно не сюда. Делать вечерами там, по сути, нечего. Один раз утраивали представление с национальными танцами Катхакали, на этом все развлечения закончились.

ПЕРЕЛЕТ.
Летели Катарскими авиалиниями до Тривандрума с пересадкой в Дохе.
Про Катаров могу сказать только хорошее. Самолеты нормальные, плееры, телевизоры… правда на обратном пути плеер у меня не работал, но это наверное скорее случайность, чем правило. Кормят сносно (я вообще не любительница самолетного питания).
До Дохи лететь где-то 4 часа, потом 2 часа в Дохе в аэропорту и еще 4 часа из Дохи в Тривандрум. В аэропорту Дохи делать нечего, сама транзитная зона аэропорта микроскопическая. Благо, мы только вышли из самолета, уже началась посадка на рейс до Тривандрума.
В Тривандруме при выходе из аэропорта нас встречал англоязычный представитель с табличкой с нашими именами на англ. языке. До Маналтирама ехали где-то минут 30.

МАНАЛТИРАМ.
Приехали мы рано утром, заселились сразу, без проблем. Вообще могу сделать вывод, что индусы — народ сверх улыбчивый и дружелюбный. В номере нас ждала тарелка с фруктами и 2 бутылки питьевой воды (воду приносили каждый день). За что большое спасибо отелю, поскольку, как изветсно, пить воду из-под крана в азиатских странах чревато отравлениями.

Сам отель представляет собой несколько десятков небольших круглых домиков большей частью с соломенными крышами (я так понимаю национальный стиль). Есть там коттеджи и с черепичными крышами и с кондиционерами, но, как нам объяснили еще в Москве в нашей турфирме, по законам аюрведы, желательно, чтобы никакой техники вокруг не было. А мы ехали именно на аюрведу, поэтому решили придерживаться правил. Благо, никакого дискомфорта от отсутствия кондиционеров не испытывали. Периодически включали вентилятор под потолком, на ночь выключали (холодно с ним).

Жили в домике на первой полосе (так называемый, Специальный коттедж), рядом с домиком — каменный стол и 2 плетеных кресла, гамак.
В отеле можно обменять деньги.
При выходе из ворот отеля все время дежурят рикши и такси. Ездили исключительно на рикшах ))) очень прикольно, стоит копейки.
Пляж большой, широкий. Зонтики и лежак предоставляются. На океане умеренные волны.
Кроме того, на территории есть бассейн с пресной водой.

АЮРВЕДА.
Еще в Москве я выбрала атистрессовую программу, а подруга программу красоты (как девушки в меру здоровые, никаких специфических программ выбирать не стали). Ну что же. Я, конечно, предполагала, что некий эффект должен быть, но не ожидала, что так понравится. Я действительно ОТДОХНУЛА и телом и мозгом, даже не помню, было ли у меня такое когда-либо раньше. Сейчас просто летаю и спокойна как танк. И это учитывая, что мы проходили аюрведу в течение 10 дней (рекомендуется не менее 14-ти).

В первый день — обязательная консультация с аюрведическим доктором в присутствии переводчика. Еще дома я излазила весь интернет, чтобы разобраться, что это такое все-таки – Аюрведа и что за врачи. Как ни странно, оказалось, у аюрведических врачей высшее образование и получают они его в аюрведических колледжах в течение 6-ти лет. А аюрведа — действительно медицинская наука, в лечении она исходит из правила, что заболевание у человека происходит в следствии нарушения балланса и равновесия в организме.

Кроме процедур вам выдают аюрведические препараты для приема внутрь. У меня это был чаванпраш (можно купить в Москве или закупиться там), и травяные таблетки для снятия стресса.
Процедуры занимают примерно 3 часа в день. Мне каждый день делали общий омолаживающий массаж (2 массажистки одновременно), дхару (на лоб почти час льют теплое масло, молоко) — минут через 15 просто засыпаешь, несколько раз массаж с помощью мешочков с порошком, паровую баню, маски для лица. После процедур нельзя смывать масла еще час, поэтому каждый день вам выдают халаты и, после процедур вы в таком экзотическом виде гуляете по курорту. В первый раз было странно, потом поняли, что так ходят все и успокоились. После процедур вы испытываете состояние лени, спокойствия. этакого умиротворения. Просто качаетесь в гамаке, смотрите на океан и. «пусть весь мир подождет».

ПИТАНИЕ.
Очень боялись, что есть эти специальные аюрведические блюда просто не сможем.
В принципе нам еще в турфирме объяснили, что аюрведическое питание, это не какие-то конкретные блюда, а так сказать, способ приготовления. Продукты, приготовленные таким образом, чтобы способствовать их наилучшему перевариванию. Супы, салаты, рыба (желательно не очень часто), разные гарниры, каши. Достаточно большой выбор. Все неострое и нежареное. На десерт сладости. По меню можно заказывать и морепродукты, и курицу, и др. На консультации с доктором определяется ваш тип (Вата, Питта или Капха), на каждом блюде на шведском столе стоит табличка, на которой написано, для какого типа предназначено блюдо. (Мы, конечно, все равно пернепробовали все, что было 🙂
Кроме того, вечером все время выбирались на Ковалам (на рикше максимум 10 минут). Там много кафешек, сувенирных магазинов.

ЭКСКУРСИИ.
Сеъздили на мыс Каньякумари (примерно 2,5 часа в одну сторону) на машине. Ну красиво, конечно, но не так, чтобы прямо АХ. Ездили в Тривандрум, нашли там магазин для местного населения, с дешевыми ценами на золото-бриллианты.
Еще хотели покататься на хаусботах (лодка-дом), но так нам было лениво, что так и не выбрались.

Очень надеюсь, что мой отзыв окажется полезным для тех, кто едет в Кералу в первый раз.
Удачи всем! Балланса вам и равновесия в теле, уме и душе!

АЮРВЕДА ОТЗЫВЫ ВРАЧЕЙ

АЮРВЕДА ОТЗЫВЫ ВРАЧЕЙ

АЮРВЕДА ОТЗЫВЫ ВРАЧЕЙ — «аюрведа, традиционная индийская медицина, имеющая тысячелетнюю историю успешного исцеления людей от самых разнообразных недугов. Она целостна и отличается комплексным подходом к лечению и профилактике здоровья. Причем именно здоровье являлось всегда целью исследования и конечным результатом. Изучение и знание здоровья, как быть здоровым или стать им, а вовсе не изучение болезни или ковыряние в диагноз. В то же время диагностика в аюрведе находится как и все остальные системы этой великой науки на высочайшем уровне и заслуживает пристального внимания. Аюрведа натуральна и естесственна, ориентированна не только на физическое, но и на душевное здоровье человека. Знание аюрведы открывают перед каждым человеком возможности к совершенному здоровью и активному долголетию. Это — медицина прошлого, настоящего и будущего…» — профессор, врач, Васильев В.Н

Аюрведа не нуждается в отзывах, так как за тысячелетия доказала свою необычайную эффективность в плане сохранения и восстановления здоровья, а также профилактике различных болезней!

Семенова Л.В., терапевт, врач высшей категории

? Стаж работы — 21 год. Аюрведой заинтересовалась в 2005 году. Сейчас вообще стало популярным в медицинской среде обращаться к основам — традиционным медицинам востока. Это индийская медицина Аюрведа и созданные на ее основе другие системы — тибетсткая, тайская, корейская, китайская и некоторые другие. Это происходит по разным причинам. Самые распространенные из них: 1) комплексный подход к здоровью — тело, биоэнергетика, душа, причем все три составляющие присутствуют в исцелении; 2) Тупиковое состояние и неспособность современной медицины вылечить человека. Второе наиболее часто заставляет врачей обращаться к восточной медицине, где как я уже писала, комплексный подход и человек рассматривается как единое цело, будь то физическое тело или более тонкие структуры и здоровье здесь гармоничное состояние. Западная медицина же ориентирована на симптоматическую помощь и точечное воздействие на определенный орган. И это тоже в свою очередь хорошо, так как порой необходимо быстрое снятие симптомов или оперативное вмешательство. Но это временный эффект и болезнь как правило возвращается. Далее снова глушится, причем со временем приходится увеличивать дозу и/или применять более сильные медикаменты.

В аюрведе исцеление строится по-другому принципу и затрагивает подчас все сферы жизни человека. А как же без этого, если болезнь и в самом деле тяжелая? Причина большинства болезней кроется в неправильном питании и как последствии накоплении амы — токсинов. Далее все развивается по цепочке — чем больше амы, тем слабее здоровье и в первую очередь страдает наиболее слабый орган. Лечение включает в себя подбор диеты в соответствии с индивидуальной конституцией, очищение организма, возможно массаж, назначение аюрведических препаратов , духовные практики и некоторые другие специальные методы. Аюрведа несомненно является самой эффективной медицинской системой, проверенной тысячелетиями. Однако, если вы не хотите думать о своем здоровье и вам надо лишь снять симптомы, то аюрведа не для вас.

АЮРВЕДА ОТЗЫВЫ ВРАЧЕЙ. Тимирязев С.В., доктор медицинских наук.

Аюрведа– древнейшая всеобъемлющая медицинская система в мире. Её название образовано из двух корней древнейшего на земле языка – санскрита: «аюр» (долгая жизнь) и «веда» (знание). Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами – риши, которые заложили фундамент ведической цивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды – составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвёртая из Вед – Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас – «Чарака самхита» и «Сушрута самхита», которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. «Аштанга хридаям» – это сокращённая компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад. Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.
Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесённым в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи, в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью «танец мироздания».

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утончённая, эта исконная энергия – и сама по себе, и всё то, что вытекает из неё – существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать её только в терминах материи. И, значительно изменённая, она, в конечном счёте, ведёт к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и всё живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это – внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом «я».

Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции «эго». Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью «меня», которая знает, какие части всеобщего мироздания являются «мной». И это «я» не является чем-то отдельным от всеобщего сознания – оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы «меня». По этой причине не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение. Первое – это саттва, субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость – эти объединённые вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе – это тамас, объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха – пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это – раджас, сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Стоит отметить, что даже на стадии плотных первоэлементов философия творения – которое согласно санкхье имеет место только сейчас, в настоящем, не имея какого-либо прошлого и будущего – всё ещё имеет дело с аспектами бытия вне наших простых физических планов творения. Точка зрения здесь заключается в том, что мы – первый и первоочередной дух, получающий переживание существования, бытия. Чтобы использовать аюрведу в повседневной жизни, человеку не нужно ни принимать, ни даже понимать эту философию. Но она обеспечивает более глубокое понимание того, как аюрведа способствует улучшению вашего здоровья.

Таким образом, аюрведа – это не просто система здравоохранения, а форма образа жизни, принятого для поддержания совершенного баланса и гармонии в рамках человеческого существования, от наиболее абстрактных трансцендентальных ценностей до наиболее конкретных физиологических проявлений. Аюрведа основана на предпосылке о том, что жизнь представляет собой разумное взаимодействие Атмы (высшей Души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Они являются средоточием пяти плотных первоэлементов, которые участвуют в формировании конституции каждого индивидуума, называемой пракрити. Она, в свою очередь, определяется балансом жизненных сил трёх физических энергий – ваты, питты и капхи и трёх умственных энергий – саттвы, раджаса и тамаса.

Аюрведа предлагает уникальный синтез науки и философии, который приводит в гармонию физические, умственные, эмоциональные и духовные компоненты, необходимые для обеспечения здоровья при целостном подходе.

АЮРВЕДА ОТЗЫВЫ ВРАЧЕЙ

Если у Вас есть полезный личный опыт исцеления различных недугов, применения любых аюрведических средств (для очищения или оздоровления организма, лечебных масел, кремов, шампуней, зубных паст и др.) или методов Аюрведы — напишите нам на указанный внизу сайта e-mail или опубликуйте сами в нашей группе ВКОНТАКТЕ

Аюрведа Инфо: Отзывы об аюрведе

(интервью известного российского сатирика корреспонденту журнала «Аюрведа – наука жизни» Светлане Деле).

— Вы прошли панчакарму.
— Да, это очень сильное начало: дескать, вы уже не только пытаетесь жить в соответствии с Аюрведой, но даже и прошли панчакарму. Зачем вам это всё надо, спросил бы простой обыватель. Ну, во-первых, я не хочу болеть. Во-вторых, мне жалко потерянного времени. У нас столько людей болеет гриппом, ангинами, насморком! И я раньше много болел. Но с тех пор, как я стал придерживаться некоторых советов Аюрведы, я перестал тратить столько времени на болезни. Вот, например, в этом году у меня был грипп — так я болел всего два дня, потому что я применил все возможности Аюрведы.
— Это связано с панчакармой?
— Панчакарма это особая тема. Пройдя панчакарму, я набрался сил. . еще

«Если не будешь есть еду как лекарство, то будешь есть лекарство как еду!»

— Все равно это все мракобесие! — ответила мне телеведущая. — Потому что все, что не наука, то мракобесие! Она ошиблась. Аюрведа — это наука! Наука о здоровье. Уже появились физики, которые с удивлением обнаружили, что некоторые положения Аюрведы подчиняются законам волновой механики. Оказывается, человек заболевает на атомарном уровне, а обычная медицина лечит его на уровне молекулярном. Конечно, современная Западная медицина очень многого достигла в смысле диагностики и лечения болезней, опасных для жизни. При этом, правда, не может объяснить: почему человек промачивает ноги, а у него заболевает горло. Потому что фармакологические препараты устраняет последствия болезни, а не причины. Ответить же на вопрос: почему при переохлаждении ног заболевает горло можно с помощью формул квантовой физики. Да, древние этих формул не знали. Но зато эта наука развивалась в той наивной нашей древности, когда у человечества не было денег, и создавалась она не для прибыли, а от души. Тогда человек был ближе к природе, он еще не потерял небо за небоскребными городами. И люди интуитивно чувствовали то, что не могут чувствовать теперь, когда нарушился космический треугольник: небо, земля, человек. . еще

ЭльДорадо Тур: Михаил Николаевич, когда Вас видишь на сцене, поражаешься, как Вы ухитряетесь на протяжении двух или даже трехчасового марафона вести концерт, держать публику? Это ж нужно быть здоровым человеком! С Вашей точки зрения, юмор помогает здоровью или здоровье юмору?
Михаил Задорнов: Мне помогает четыре часа простоять только одно: моя работа. Мне моя работа нравится. Вот и все. А если занимаешься любимым делом, то ты физически не нагружен так, как если ты занимаешься делом нелюбимым. Да я любому могу пожелать того же самого! А, отвечая далее, замечу, что здоровым я притворяюсь, потому что я артист хороший. Делаю вид, что я здоровый, играю роль здорового человека. На самом деле, я вел совершенно безрассудный образ жизни до 45 лет. А когда взялся за свое здоровье и даже обратился к таким людям, которых мы называем махатмами, то один из махатм, просто совсем лама, лама из лам, сказал мне: «Поздно взялись за свое здоровье». На что я ему ответил, что он лама ненастоящий. Потому что настоящий так не скажет. Потому что русская мудрость говорит, что за здоровье браться никогда не поздно. Как учиться, так и лечиться. . еще

Когда-то 12 лет назад я впервые попал в Индию и был покорен этой страной. Индия растопила мое холодное, как у «Снежной королевы» сердце и согрело его. После возвращения из «индийской» поездки я ушел из университета, где более 10 лет преподавал как доцент и решил полностью сменить профессию, открыв туристическую фирму (которая и сегодня «всех посылает в одно место» — в Индию). За время с 1995 года я сам побывал в большинстве индийских штатов и во многих интересных уголках этой страны, посетив Индию 28 раз. И одним из самых любимых моих мест стала Керала. И не только потому, что там очаровательная природа, безмятежное море и замечательные люди. Особую ценность Керале придавала аюрведическая медицина. . еще

Часы, ежедневники, планинги и, наконец, тайм-менеджмент — что только не изобрело человечество для того, чтобы грамотно использовать время, отведенное каждому из нас на этой планете. Но оказывается, подобное знание было даровано нам изначально. И называется это знание Аюрведа. Михаил Альбертович Суботялов расскажет на фестивале AreYouVedic как гармонизировать своё время для здоровой жизни. А пока мы выяснили у него, насколько законы Аюрведы близки современному человеку с его вечным желанием всё успеть. Михаил Альбертович, меня удивило, что уже в те времена когда появилась Аюрведа, люди задумывались о том как тратить свое время. Мне казалось это современная тенденция… . еще

— Андрей, официально (в интернете, скажем) Вас представляют публике, в числе прочего, как «йога-терапевта». О какой йоге идёт речь?

— Речь идёт о йоге Айенгара, в моём случае. Я считаю эту школу по-настоящему терапевтической. Хотя многие представители других направлений и критикуют йогу Айенгара за обилие дополнительных приспособлений, я считаю их наличие необходимым условием для работы с начинающими, больными и пожилыми людьми. Это делает практику хатха-йоги доступной практически каждому. Кроме того, в данной школе очень детальная постановка асан, что мне очень импонирует. Сам я лишь обучался йога-терапии, называть меня йога-терапевтом, наверное, неправильно – как йога-терапевт я не работаю, просто занимаюсь потихоньку сам и кое-что назначаю больным, при необходимости. Видимо, кто-то из организаторов моих семинаров по Аюрведе «постарался». Приукрасил. . еще

При слове «аюрведа» в голове, как правило, всплывает образ красавицы, которой льют на голову масло, а также разнообразные массажные удовольствия в четыре руки, под восточную музыку. Чего стоят 8 дней клизм, не говоря уже об обязательных утренних дегустациях топленого масла (стаканами). Страшно? Тогда трепещите и читайте отчет об индийском аюрведическом курсе Панчакармы, через который прошла главный редактор газеты «Аргументы и Факты» — Евгения Соколовская.

Лето — сезон индийских дождей. На юге Индии — в штате Керала, где родилась аюрведа — в июне безумно жарко и сыро. Поэтому мой выбор пал на аюрведический отельчик в Гималаях, расположенный рядом с микрогородком Раникхет. Про нечеловеческую красоту тех мест рассказывать бессмысленно — даже фотографии не передают дикости и безумия окружающей природы. А вот о людях и процедурах поведать можно. И о леопарде, конечно же, о леопарде! . еще

Мода, как известно, развивается по спирали. Сейчас очень модно быть здоровым. В фаворе любые оздоровительные практики – от китайского иглоукалывания до древнеиндийской дыхательной гимнастики. Когда-то, ещё в начале 60-х, уже случалась мода на йогу. Сейчас она вернулась. А вместе с ней — загадочная аюрведа. Говорят, она поднимает с постели безнадёжных больных и дарует молодость старикам.
Что же это: волшебство, мистика или реальность? А может быть, всего-навсего модное «плацебо» с красивым названием?
Информация на эту тему в сети и в прессе делится на две части: либо сложные для восприятия обычного человека научные статьи про всякие «ватта-питта-капхи», либо развесёлые путевые заметки. Разобраться, что же происходит на самом деле, лучше всего на собственном опыте. . еще

Существует три продолжительности жизни (Ayurbhava).
— Alpayu или короткая жизнь, простирается от рождения до 32 лет.
— Madhyayu или средняя жизнь, от 33 до 66 лет.
— Paramayu или длинная жизнь, от 67 до 100 лет.
По законам кармы срок жизни человека определен с самого рождения, но несмотря на это человек может изменить его и в основном в меньшую сторону.
Поэтому одной задачей аюрведы является прожить положенную жизнь всю сполна. С другой стороны мы должны понять, что главное не продолжительность жизни, а ее предназначение. Мы можем хранить новые инструменты всю жизнь, беречь их и бояться использовать. Да, они сохранятся, но однажды их просто украдут, новыми и неиспользованными. Инструменты нужны для работы и незачем беспокоиться о том, что они ломаются и изнашиваются. Это их жизнь и их предназначение. . еще

Доктор Олег Геннадьевич Торсунов – автор ряда книг по здоровому образу жизни, автор новых методов лечения. О режиме питания, правильном сне, болезнях, вегетарианстве и других интересных и актуальных темах он рассказал в интервью Денису Казанцеву.

— С чего начались ваши духовные поиски, и как вы пришли к науке Аюрведа?

— Мои духовные поиски начались в 12 лет. Я начал изучать аутогенную тренировку, йогу, учение Рерихов. К 18-ти годам я решил, что буду изучать медицину и психологию. По окончании мединститута я продолжил изучение Аюрведы, начал разрабатывать собственные методы лечения. . еще

– Александр Геннадьевич, Вы практикуете ведическое знание больше 25 лет, наверняка Вы можете дать какие-то практичные советы людям, как им сохранить здоровье и жить полноценно? Что об этом говорит, например аюрведа?

– Аюрведа, это прикладная ведическая наука. Дело в том, что ведическая культура всему придает важное значение. Скажем, здоровье человека, это очень важная основа для полноценной жизни. И Аюрведа, она скорее говорит об образе жизни, чем о средствах исцеления самой болезни. То есть эта наука как бы заблаговременно предупреждает болезнь, дает такой образ жизни, при помощи которого человек может быть максимально здоровым. Практически всю жизнь можно быть здоровым. Описывается. . еще

5 главных заблуждений про аюрведу

Восточная веда, насчитывающая не одно тысячелетие, в 20 веке стала модным трендом на западе , однако в условиях адаптации к условиям современного мира обросла мифами. Развеваем главные из них.

Заблуждение первое: аюрведа — это просто модный тренд

В России и на западе, может быть, и да. А вот на востоке ее применяют уже почти 5 тысяч лет. Не так давно археологи обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат древний город Двараку, его находки подтверждают применение целителями аюрведы и также позволяют примерно датировать возникновение веды.

Заблуждение второе: это исключительно салонные процедуры

В России аюрведа на самом деле применяется в основном в косметических салонах, spa-центрах и некоторых фитнес-клубах, где можно записаться на целебный или омолаживающий массаж, пройти курс релаксационных процедур, прикупить специальную косметику и масла.

Но в мире есть огромное множество аюрведических медицинских центров, где лечат «по-настоящему». Самые лучшие центры — на родине аюрведы, в Индии , а также на Шри-Ланке.

Заблуждение третье: это не настоящее лечение, а «гомеопатия»

Это и правда, и нет. В спа-центрах или салонах, конечно же, делают легкие процедуры, далекие от медицинского вмешательства (массажи, маски-примочки…). А вот в настоящих медцентрах, особенно в Азии , лечат людей с серьезными заболеваниями.

Главный принцип этой древней медицины — лечить не столько болезнь, сколько человека. Для этого берутся во внимание не только диагноз, но и конституция человека, его характер, умственные способности, поэтому часто бывает, что при одной и той же болезни у двух людей назначают разную терапию (см. Проверь свой тип по аюрведе).

Заблуждение четвертое: лечат стандартными процедурами и лекарствами, только называется все экзотическими именами

В аюрведе к медикаментам стараются прибегать в последнюю очередь. Современной медицине известно примерно семьдесят тысяч болезней, если каждую лечить только лекарствами, получится эффект бумеранга, когда, например, лечили гайморит — получили гастрит от таблеток.

Заблуждение пятое: аюрведа — религия

Аюрведа считается самым древнейшим медицинским направлением, и на нем, конечно, сказывается дух и нравы Индии. Но все-таки это не религия.

Аюрведа — это медицина, в Индии она считается официальной и к религии не имеет никакого отношения.

Аюрведические туры и лечение в Индии

Отличная новость для граждан РБ.

С 10 октября 2020 года Беларусь в списке стран с E-Visa (электронная виза в Индию). Стоимость визы снизилась в 4 раза и составляет 25 USD. Виза получается онлайн (без визита в посольство)

Представляем Вам ТОП-5 лучших Аюрведических курортов и клиник Индии по выбору наших клиентов:

  1. Rajah Beach — Госпиталь заслуженно занимает первое место. Ему просто нет равных по соотношению цена/качество.
  2. Rajah Eco Beach — Новая клиника группы Rajah Ayurveda с хорошим лечением и доступными ценами.
  3. Rajah Island — Госпиталь с качественным Аюрведическим лечением и отличными врачами.
  4. Somatheeram Beach — Пионеры в Аюрведе. Данный курорт — один из самых известных в Индии.
  5. Keraleeya Ayurveda Nilayam – новый аюрведический курорт, управляемый одним из самых квалифицированных аюрведических врачей Кералы – доктором Бинодом ( Dr.Binod Sydney).

Цены на Аюрведа лечение в Индии.

Заказать Аюрведа туры в Кералу или у знать более подробную информацию о курорте и стоимости оздоровительных программ Вы сможете, пройдя по ссылкам на указанные отели и клиники.

Для упрощения выбора и покупки Аюрведического тура Вы можете воспользоваться подбором по нескольким параметрам, отметив соответствующие критерии для поиска в разделе Аюрведические курорты и клиники или заполнив форму онлайн-подбора по данной ссылке.

Аюрведу развод

Вся суть Аюрведы содержится в истории с лечением Махатмы Ганди и его жены Кастурбы. В уже преклонном возрасте та серьёзно заболела пневмонией и врачи назначили ей курс пенициллина, но Ганди отказался, разрешив применять только традиционные индийские методы навроде обтирания священными водами Ганги. «Всё в руках бога» — заявил Махатма. Ни обтирания, ни приём внутрь целебной воды Кастурбе не помогли и она недолго мучаясь отправилась на тот свет.

Спустя какое-то время сам Ганди заболел малярией, и после трёх недель неудачного «аюрведического» лечения согласился принимать хинин. Как ни странно, испытанное средство британских солдат ему отлично помогло. Говорят, правда, что упрямый старикашка после выздоровления утверждал, что спас его не хинин, а прочитанная тысячу раз мантра «Траямбакам».

На этом разбор Аюрведы можно было и закончить, но мы знаем, что найдутся тысячи недовольных неофитов, которые потребуют развернуть эту тему шире. Поэтому повернёмся лицом к искателям истины.

Начнем с истоков.

1. Слово Аюрведа не означает ровным счетом ничего. То есть, слово существует, но за понятием «наука о жизни» ничего не стоит. Нет такой науки, не было и нет.

2. Никакой связи между Йогой и Аюрведой нет и быть не может. Что такое Йога я уже досконально разжевал в текстах, которые не перепечатали только ленивые, и не выдают за свои только бессеребренники. Русские и украинские «гуру» зарабатывающие деньги на армии лопоухих зайцев любят смешивать йогу и аюрведу в кучу. Однако, любой мало-мальски подготовленный в этом вопросе человек скажет три простых истины:
А. Суть Йоги заключается в прекращении флуктуации сознания. Еще это называется «остановка неконтролируемых проявлений ума» (читта-вритти-ниродха) Другой сути у Йоги нет.
Б. Есть только четыре инструмента благодаря которым достигается Йога это: неподвижность, уединение, концентрация и медитация.
В. Никакие системы физических упражнений, никакие оздоровительные практики и учения, никакие гуру или религии, не имеют к процессу остановки флуктуации сознания никакого отношения.

3. Бренд «Аюрведа» стал известен Западу после того, как известный гуру и удачливый бизнесмен Махариши Махеш Йоги его придумал и решил наполнить это слово содержанием, чтобы заработать на этом деньги.
Пятьдесят лет назад она так и называлась Махариши-Аюрведа, и получила своё распространение за счет «чудодейственных» БАДов, которые сейчас производятся в промышленных масштабах. К этому бизнесу Махеш Йоги сподвиг тот факт, что придумав науку «трансцендентальной медитации» и сыграв на интересе американцев и европейцев к восточной тематике, он заработал миллионы долларов. Поэтому он шел проторенной дорожкой.

4. Стоит упомянуть, что схема «засунуть в одну кастрюлю что-то рациональное, разбавить компиляцией избитых истин, напустить мистики и метафизики, добавить философии и красивых легенд, рассказать о том, что это полезно для ума или тела, запатентовать, а затем дорого продавать» работает безотказно.
Например, два таких известных «гуру», как Раджниш и Хаббард продали книг больше, чем все писатели в мире вместе взятые. Хаббард, так тот, чуть не переплюнул по продажам Библию. Старикашка Паттанджали переворачивается в гробу видя объявления об обучении у сертифицированных учителей йоги или у дипломированных специалистов в области медитации. Мир перевернулся с ног на голову. Просветлению, ради которого Будда отрёкся от всего земного, сейчас учит каждый сопливый «инструктор».

5. Еще одним «выдающимся гуру» и самым известным последователем Махеш Йоги, который поднял знамя «Махариши Аюрведы» на новую ступень (напомню, это ни что иное, как торговое марка) стал расторопный бизнесмен Дипак Чопра, книжки которого так обожают и слезливые адепты Паоло Коэльо, и Ошовские саньясины, и садхаки Саи Бабы.
Именно Чопра стал рекламировать Аюрведу, как древнеиндийскую систему исцеления организма и зарабатывать на этом кучу денег. Одна только лекция у этого «целителя» стоила двадцать пять тысяч долларов и состояла из духовных советов и наукообразного бреда.
Чопра заработав миллионы долларов на продаже аюрведический добавок, книг и аудиозаписей со своими лекциями, очень любит рассуждать о тщетности суеты и иллюзорности «материального мира».

6. Ни Махариши, ни Дипак Чопра — не уникальны в истории глобального надувательства людей. Никому не интересная суставная гимнастика придуманная Тирумулаи Кришнамачарьей чуть более ста лет назад, получила популярность благодаря его более предприимчивым и энергичным ученикам: Айенгару, Дешикачару, и Паттабхи Джойсу. Те открыли свои школы и популяризировали эту гимнастику под названием Хатха-йога, а когда от этих школ в свою очередь отпочковались десятки и сотни направлений, весь этот новодел получил в среде глупцов общее название «йога».

Стали бы вы вдруг ни того ни с сего заниматься обычной гимнастикой, даже зная, что она приносит некую пользу? Разумеется нет. Но как только эту гимнастику связывают с древними ведическими текстами, а проходимцы в оранжевых одеждах расхваливают на все лады её целительную силу, как только в погоне за сенсациями и неведомым телевидение тиражирует ересь из непроверенных фактов и плохо продуманных мифов, как только эта гимнастика получает громкое название и «авторитетных» сторонников — всё это становится отличным средством для извлечения прибыли из карманов простофиль.

7. Ни в каких ведах, ни в каких упанишадах нет даже близко никакого упоминания об Аюрведе. Рассказы об Аюрведе, как об источнике знаний, которому более 20 тыс. лет — это бессовестная и наглая ложь русских и украинских «гуру».
Более того, об Аюрведе вообще нет нигде никаких упоминаний, кроме наспех слепленных легенд. То есть, это достаточно молодой бизнес-кейс, который относится к середине пятидесятых годов. Момента появления в западном мире битников, хиппи, ЛСД, рок-н-ролла, свободной любви и расцвета интереса к культурам Индии, Китая и Японии.

Многие русскоязычные сайты пытаются абсолютно беспочвенно прилепить Аюрведу к Атхарваведе или к таким индийским риши, как Бхаврадваджайя и Дхавантари.
Этот маркетинговый приём можно смело отнести к разряду выступлений Михаила Задорнова относительно того, что египетские пирамиды строили славяно-арии.

8. Если немного отвлечься в практическую плоскость, то могу заметить следующее. В определенный период жизни я ел тоннами десятки наименований аюрведический БАДов. Скажу больше, это касалось и многих других «целительных препаратов» таких, как кордицепс, ягоды Годжи, сок Нони и еще десятков различных наименований. Ушлые продавцы «здоровья» чуть не пустили меня по миру. Не скажу, что употреблением этих веществ я нанес себе непоправимый вред, но никаких чудесных откровений со мной не случилось.
Единственное, что мне действительно нравилось, так это употреблять водочную настойку красных муравьев с плоскогорья Чанбайшань. Употребление такого божественного напитка по пятьдесят грамм ежедневно, да еще с утра натощак, очень хорошо прочищало чакры. Правда, после двухмесячного курса я чуть не стал алкоголиком.

9. Салернский кодекс здоровья, изыскания Парацельса, труды Авиценны (Ибн Сины), трактаты Гиппократа и его последователей, стихи Лукреция Кара, открытия Галена, и сотни, сотни других имен, экспериментов и трудов европейских ученых давно уже по полочкам разложили «науку о жизни». Открывай и читай, что ни предложение то истина. Вот послушайте, например, наставления Галена: «хороший врач должен быть философом». Или «здоровье — вид гармонии, но его границы очень широкие». А Парацельс: «все есть яд, все есть лекарство». Гиппократ: «все хорошо, что в меру». Никакой мистики, глубоко, но четко и ясно.

10. Кто-то может задать вопросы про «аюрведический» массаж, панчакарму, детоксикацию, промасливание организма, диеты и прочие очищения: А разве этого нет? А разве это не полезно?
Здесь можно сказать, что вамана (рвотная терапия), насья (назальное очищение)
астапана и анувасана (2 вида клизм), виречана (очищение слабительным), Шанк Пракшалана (очищение ЖКТ), хиджама (кровопускание) и прочие оздоровительные практики исторически широко известны во всем мире. Все это любили использовать все врачи во все времена — от греческих и римских до арабских и китайских. Любая медицина варировала методы лечения в зависимости от климата и особенностей питания.
Абсолютное большинство лекарей знали и умели приводить организм человека в состояние гармонии при помощи клизм и кровопусканий, диеты и физических упражнений, нагревания и массажа.
Поэтому, конечно, ни у какого «древнего» учения, ни у какой новомодной практики оздоровления нет эксклюзивных прав на общеизвестную методику. За интригующими названиями не стоит ровным счетом ничего, чего бы не знала любая повитуха из русской деревни.

11. Если бы нашелся предприимчивый человек, который бы собрал в кучу все проверенные рецепты излечения русской народной медицины, назвал бы своё учение «Заветы Перуна», добавил бы сюда известные методы очищения, связал бы эту традицию с нашими предками славяно-ариями от которых начали происходить все народы на земле включая австралийских аборигенов, добавил бы в это чистоту сибирских озер и целебную силу Алтайских гор, заручился бы поддержкой пары научных светил и вот вам пожалуйста — готово русское оздоровительное учение. И это можно хорошо продавать.

12. Концепция трех дош: Вата, Питта и Капха — это понятия традиционной индийской медицины, а не Аюрведы. Но и здесь нет ничего нового. Аналогичную концепцию человеческой природы в зависимости от преобладания желчи, крови или слизи, мы находим в европейской медицине прошлого. Вообще, любая концепция служит для простоты понимания тех или иных положений или процессов. Любые религии, секты и учения в обязательном порядке создают простые идеи рассчитанные на широкие массы. Так лучше продается. И у всех у них есть определенные признаки:

— своя космология (сотворение и разрушение мира) связанная с древностью
— своё божество
— особенный язык
— священная книга ( в ней всё написано, там все ответы)
— благая весть ( почему хорошие именно мы, а остальные плохие)
— сенсационный рецепт от болезней, боли и страданий

Если вы где-то заметили эти признаки, знайте, вас хотят надуть. Всучить вам плацебо за хорошие деньги, открыть то, что давно всем известно, вылечить то, что не болит.

13. Если уж говорить об Аюрведе, как об обобщенном названии индийской народной медицины, то надо знать следующее.
— Фармацевтическая индустрия Индии одна из самых развитых в мире
— Верхом крутости среди индийцев считается употребление именно аллопатических (фармакологических) препаратов
— Смертность, низкие показатели здоровья населения в Индии, одни из самых печальных в мире
— И возле Махариши Махеш Йоги, и возле Раджниша Ошо, и возле Саи Бабы, постоянно находились европейские врачи с современным медицинским образованием
— Нет никаких клинических доказательств в том, что Аюрведа обладает какими-то чудодейственными рецептами, продуктами или методиками

14. Наконец мы подходим к главному вопросу сегодняшнего дня: вредна ли Аюрведа? Стоит ли вообще на ней заморачиваться? Не нужно ли звонить в полицию, когда вы видите объявление о скорейшем излечении от чесотки при помощи «Чаванпраша», асан или очистительных клизм?

Ни Аюрведа, ни астрология, ни гомеопатия, ни хиромантия, ни НЛП, ни МЛМ, ни суставная гимнастика, которую глупцы и проходимцы называют «йога», ни даже сайентология, не нанесут большого вреда для ваших организма и кошелька, если вы будете внимательны.

В любом учении, секте или религии кроется рациональное зерно, просто нужно научиться отделять зёрна от плевел. Абсолютно все они дают неофитам свод правил и установок известный человечеству от начала времен:
— соблюдай меру во всем
— не отравляй организм
— уважай других людей
— занимайся физическими упражнениями
— познавай себя
— держи в чистоте тело, мысли и сознание

Просто везде разная упаковка и цели. И чем ярче упаковка, чем наглее рекламные слоганы обещающие вам исцеление, чем навязчивее адепты, чем больше непонятного в словах, терминах и первоисточниках, чем больше мистики и метафизики, тем с большей суммой денег вам придется расстаться, и тем большее разочарование в жизни вы испытаете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *