Развод в рпц

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Предстоятель Русской Церкви посетил прием в честь участников II Бакинского саммита религиозных лидеров мира

Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение кафедрального собора святых Жен-мироносиц в Баку

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на месте мученической кончины апостола Варфоломея

Святейший Патриарх Кирилл посетил собор Рождества Пресвятой Богородицы в Баку

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым

Архив

О канонических аспектах церковного брака

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6). По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31).

I. Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака

Вступление в церковный брак (венчание) предполагает открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины, выраженное перед Церковью, представленной священнослужителем, совершающим таинство.

Вследствие заключения брака между мужем и женой возникают нравственные обязанности, а также юридические и экономические права как по отношению друг ко другу, так и по отношению к детям.

«Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» — гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческих обрядах. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. «Они (то есть христиане) заключают брак, как и все», ? говорит еще во II веке автор послания к Диогнету (V глава). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу, V).

Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна.

В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации брака, священнослужитель может самостоятельно принять таковое решение с последующим докладом о том епархиальному архиерею.

Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства). Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной.

Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому Таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении» 1 . Священнослужителю также следует рекомендовать желающим вступить в брак исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин в преддверии венчания.

Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности.

Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

а) уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;

б) находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства (Трул. 54, Вас. Вел. 87, указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года);

в) находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея (там же);

г) находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трул. 54: «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»; предусмотренные решениями Святейшего Синода (XVIII-XX вв.) запреты на вступление в брак при иных видах свойства применяются по усмотрению епархиального архиерея;

д) состоящих в духовном родстве:

  • восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым (указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года);
  • восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой (Трул. 53, указы Святейшего Синода от 19 января 1810 года, от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года).
  • е) ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;

    ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;

    и) не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;

    к) признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;

    л) осуществивших так называемую смену пола;

    м) удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

    Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

    В тех случаях, когда священнослужитель затрудняется определить наличие или отсутствие препятствий к совершению таинства Венчания, он должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

    Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указу Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года).

    II. Признание церковного брака недействительным

    Освящение брака, совершенное по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (например, при наличии установленных церковным законодательством препятствий) может быть епархиальным архиереем признано недействительным.

    Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть преодолены благословением архиерея (см. пункт в перечня выше), или при недостижении одним из венчанных брачного возраста при условии, что ко времени обнаружения данного обстоятельства брачный возраст был уже достигнут или если в таком браке родился ребенок.

    В тех случаях, когда супруги, находящиеся в зарегистрированном браке, принимают православие через таинство Крещения или через чин присоединения, их брак может быть венчан, если к тому нет канонических препятствий.

    Церковный брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и при этом была не известна другой стороне, а также если она не обуславливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна» 2 .

    В отношении православных христиан, состоящих в зарегистрированном браке, не освященном таинством, священнослужителям следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28–29 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака.

    III. Браки с инославными христианами

    Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству.

    Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» 3 .

    Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере.

    Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.

    IV. Браки с нехристианами

    Не освящаются венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами (Халк. 14). Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании вступающих в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» 4 .

    В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14).

    V. Признание церковного брака утратившим каноническую силу

    Брачный союз прекращается смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39).

    При жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5:32; 19:9). Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов.

    В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:

    а) отпадение одного из супругов от Православия;

    б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;

    в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

    г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

    д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

    е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

    ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

    з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

    и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

    к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

    л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

    При наличии одного из перечисленных выше оснований одна из сторон может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о признании ее церковного брака утратившим каноническую силу. Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака не является препятствием для вынесения церковной властью самостоятельного суждения и собственного решения по долгу пастырского попечения, в соответствии с церковными канонами, а также нормами, содержащимися в настоящем документе.

    По исследовании вопроса епархиальный архиерей 5 может выдать свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии.

    Фактическое рассмотрение дел и выдачу упомянутых свидетельств может, по благословению епархиального архиерея, осуществлять специальная комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Также эти функции могут быть возложены на епархиальный церковный суд. Дела рассматриваются комиссией или судом коллегиально, а при необходимости ? с выслушиванием сторон. К полномочиям комиссии (епархиального суда) относится подтверждение виновности (невиновности) каждой стороны.

    Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг инициирующий развод.

    В случае намерения одного из супругов принять монашеский постриг и направления соответствующего прошения епархиальному архиерею церковный брак может быть признан утратившим каноническую силу при соблюдении следующих условий:

    1) наличие письменного согласия другого супруга;

    2) отсутствие несовершеннолетних детей или иных лиц, находящихся на иждивении супруга, намеревающегося принять монашество.

    Постриг, совершенный без соблюдения этих условий, может быть признан недействительным, а последствия его регулируются Положением о монастырях и монашестве.

    О кровном родстве

    В кровном родстве по боковой линии состоят:

    • во второй степени — родные братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
    • в третьей степени — дяди и тети с племянниками и племянницами;
    • в четвертой степени —
      двоюродные братья и сестры между собой;
      двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянниками и племянницами (то есть с внуками или внучками своих родных братьев или сестер);
    • в пятой степени —
      данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
    • в шестой степени —
      троюродные братья и сестры между собой;
      данное лицо с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер.
    • [1] ? См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 2.

      [2] ? Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п. 10.

      [3] ? Основы социальной концепции, Х.2.

      [4] ? Основы социальной концепции, Х.2.

      [5] ? «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви, глава XV, 19, г).

      Как Церковь относится к разводам?

      Это вторая часть слайдов об отношении Церкви к браку. Читать первую часть.

      Какие есть поводы для развода?

      Как такового церковного развода не существует. С точки зрения Церкви в определенных ситуациях брак может быть признан недействительным или утратившим каноническую силу.

      Какой брак Церковь может признать недействительным?

      Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них . Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

      Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

      Где узнать полный список препятствий к церковному браку?

      Полный список препятствий к церковному браку можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

      Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?

      Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:

      а) отпадение одного из супругов от Православия;
      б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
      в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
      г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
      д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
      е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
      ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
      з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
      и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
      к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
      л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

      Церковь осуждает повторный брак?

      Нет, но для него нужно благословение духовника или архиерея. Церковь может благословить в отдельных случаях даже третий брак, а вот четвертый — нет, венчать супругов уже нельзя.

      Какие условия для повторного брака?

      Второй брак по умолчанию разрешается невиновному супругу. Супругу, брак которого был расторгнут по его вине, второй брак разрешается после покаяния и выполнения епитимии (церковное наказание). В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.

      Где можно получить церковный развод?

      Церковный развод получить нельзя, но можно получить решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу. Оно принимается «в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод» (из документа «О канонических аспектах церковного брака»).

      А «развенчаться» можно?

      Нет. Такого понятия, как развенчание, не существует. Нельзя отменить таинство. Церковь просто дает благословение на повторный брак.

      Культура

      Шоу-бизнес

      Пока смерть не разлучит? РПЦ запретила Петросяну и Степаненко развод

      В РПЦ отреагировали на требование Петросяна о разводе со Степаненко

      Юмористу Евгению Петросяну не разрешили развенчаться с бывшей супругой Еленой Степаненко в церкви. Несмотря на то, что официально артисты разведены, согласно религиозной традиции, они остаются мужем и женой.

      Десять лет назад юморист Евгений Петросян и его коллега Елена Степаненко венчались в храме Ильи Пророка в Обыденском переулке, но расторгнуть церковный брак не смогли. Иерей Андрей Дорохин рассказал, что церковь позволяет развенчаться далеко на всем желающим.

      «До последнего времени такого понятия, как развенчание брака, не было. Церковный брак не расторгали, потому что церковь не признавала развода», — приводит его слова сайт kp.ru.

      По словам иерея, раньше существовал только один способ разорвать церковный брак — обвенчаться с другим человеком. Но буквально год назад патриарх разрешил «снимать венцы» окончательно. Для этого паре необходимо прийти в каноническую комиссию и подать прошение о развенчании церковного брака, приложив к нему свидетельство о расторжении брака из загса.

      «Рассматривает прошение уполномоченный священник, который изучает все обстоятельства. При решении привлекают и того священника, который венчал людей. Каждый случай рассматривается индивидуально. Дается либо согласие на прекращение церковного брака, либо мотивированный отказ», — рассказал Дорохин.

      Он добавил, что отказом обычно отвечают виновной в расторжении брака стороне. Потерпевшей же, как правило, идут навстречу и выдают специальное разрешение.

      Коллега Дорохина, протоиерей Александр Ильяшенко, дал совет виновной в расторжении брака стороне: прежде чем просить о чем-то у церкви, она должна покаяться и понести духовное наказание.

      «Раньше даже разрешения повторного брака практически не выдавались. В принципе церковь признает только один брак. Но это идеал. Поскольку люди нередко по своей греховности не дотягивают до идеала, в отдельных случаях дается благословение на второй брак. И только в самом крайнем случае — на третий. При этом венчание уже, как правило, не проводится, — объяснил Ильяшенко. — Если один человек из двоих уже был женат, а второй еще ни разу то венчание могут провести. Если же для обоих это повторный брак, венчание уже не допускается, возможно только церковное благословение на второй брак».

      Петросяну отказали потому, что из-за романа с молодой помощницей Татьяной Брухуновой он официально развелся с супругой после 33-х лет брака.

      В середине марта новая муза народного артиста России праздновала в Дубае свое тридцатилетие. Девушка улетела в Эмираты одна, а позже к ней присоединился и сам Петросян. Судя по поведению Брухуновой в инстаграме, она часто отвлекалась от отдыха, эмоционально отвечая на негативные комментарии.

      Многочисленные фолловеры обвиняли помощницу Петросяна в том, что она интересна людям только благодаря своему звездному избраннику.

      «А вы разве не понимаете, что вас читают только потому, что вы любовница Петросяна? Петросян — знаменитость, а вы сама по себе ничего из себя не представляете. Так что зря вы зазвездились, повода нет», — возмутилась одна из подписчиц.

      На ответ хозяйки страницы «А вы-то зачем снизошли до меня?!» девушка продолжила излагать свои мысли по поводу неравного союза.

      «Танюша, потому и снизошла, что любопытно посмотреть на такой мезальянс. А вы, раз уж вы стали звездой инстаграма, не реагируйте так болезненно на неприятные комментарии. Учитесь у Степаненко мудрости. Раз вы влюблены и счастливы, то не отвлекайтесь от предмета своей любви на ругань с незнакомыми людьми», — посоветовала девушка

      Сравнение с бывшей супругой Петросяна Брухуновой не понравилось: на комментарий незнакомого человека она ответила резким выпадом в сторону Степаненко.

      «Учиться у Елены Степаненко можно только злости и неконтролируемой агрессии! Это не для меня!» — заявила Брухунова.

      Любопытно, что она не оставляет негативные комментарии без внимания, как поступает большинство публичных личностей, и зачастую нападает на обидчиков в ответ.

      Когда можно разводиться?

      Церковный взгляд

      Бывают ли обстоятельства, объективно позволяющие людям развестись? Какова позиция Церкви по этому поводу?

      Развод – тема очень тяжелая. Почему-то сейчас больше любят говорить о разводе, чем о семье, о матерях одиночках, чем о многодетных, о расстригах, чем о священниках, о коррупционерах, чем о честных людях и т.д. Суть церковной жизни в том, что она обращена к положительной стороне жизни. Церковь дает примеры и правила счастливой семейной жизни, но не дает примеров жизни несчастной и правил для развода. В свое время я был очень удивлен, когда один глубоко верующий немецкий студент лютеранского богословского факультета рассказывал о разводе в семье лютеранского епископа-женщины. Для этого немецкого студента — это был пример того, как должен себя вести христианин в ситуации развода. Еще в середине прошлого века развод в семье немецкого пастора был делом неслыханным, зато теперь епископ подает пример развода. В этом есть что-то глубоко противоречивое, глубоко неправильное, т.е. такое, для чего не может быть какого-то правила в Церкви.

      Именно с этой точки зрения и надо воспринимать церковные каноны о разводе*. Это ни в коем случае не «правила развода», не инструкция о том, как разводиться «по-церковному». Это указание на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью. Поэтому постановка вопроса об обстоятельствах, позволяющих людям развестись, некорректна. Вопрос можно поставить иначе – когда можно говорить объективно о том, что брак распался? На этот вопрос отвечает Сам Господь, когда говорит, что разводиться можно только в случае физической измены супруга.

      Конечно это не значит, что не бывает других причин и ситуаций, когда брак распадается. Дело в том, что только в этой ситуации можно со всей объективностью утверждать, что это так. Более того, далеко не всегда после измены одного из супругов семья распадается. Но даже в этом случае измена наносит такой вред семье, который окончательно может быть преодолен только особым благодатным действием Божиим, через покаяние и огромную духовную работу.

      Получается так, что даже одно-единственное «правило» о разводе – это совсем не правило, не инструкция к действию. Можно ли развестись после измены супруга? Вроде бы можно, но оказывается, что можно и сохранить и возродить семью. Даже в этой безнадежной ситуации христианин оказывается перед выбором. Он может преодолевать последствия этой трагедии один, а может пытаться преодолеть их вместе с супругом.

      Это и есть единственное церковное «правило о разводе». Только об одном в этой ситуации Церковь говорит совершенно определенно. Кто бы ни был, как нам кажется, виноват, каждый должен приложить все усилия для преодоления развода. Как и каким образом – это всегда большой вопрос. Возможно, это необходимо сделать вместе, и опыт показывает, что такая возможность у семьи остается всегда. Могут быть ситуации, когда приходится преодолевать последствия развода по отдельности и каждому выстраивать отдельную жизнь. Одно верно всегда – это преодоление, которое в Церкви называется покаянием, должно произойти обязательно.

      Субъективные причины: мы не подходим друг другу, нам скучно друг с другом, мы не умеем уступать, не хотим быть вместе, мы друг друга раздражаем …— могут ли стать причиной для верующих людей к разводу?

      Ни один из перечисленных факторов не является причиной разрушения семьи. Все это скорее следствия какого-то неверного ее устроения. Ведь когда люди женились, ничего этого не было. Просто их жизнь оказалась так устроена, что они шли не навстречу друг к другу, а постепенно все больше расходились и отдалялись. Если это расхождение в семье начинается, то тревогу надо бить сразу, а не тогда, когда вдруг муж с женой с удивлением понимают, что они друг другу «не подходят». Для этого существует и является крайне необходимый период перед свадьбой, когда можно и нужно понять, а способны ли мы к такому движению навстречу. Оно может выражаться в дружбе, в умении вдвоем делать что-то не для себя или общаться с кем-то третьим, особенно, если этот третий – Бог. Поэтому так важно, чтобы в семье муж и жена постоянно спрашивали себя: в правильную ли сторону мы движемся? Именно этому и служит в Церкви Таинство Исповеди.

      Венчались, потому что так хотели родители, но друг друга не любим и хотим расстаться. Можно?

      Во время венчания жениху и невесте задаются вопросы о том, добровольно ли они вступают в брак. Брак по принуждению всегда считался в Церкви невозможным. Тем не менее были и будут браки, которые так или иначе заключены, если и не по принуждению, то с учетом каких-то внешних обстоятельств. В этом случае Церковь очень строго относится к Таинству Венчания. Если ты отвечаешь на вопрос священника перед венчанием, что ты согласен на брак, это означает, что все внешние условия и даже давление на тебя ты принимаешь как данность. Всю ответственность за свой брак, в том числе за действия других людей, участвовавших в твоей жизни, ты берешь на себя. Отныне ты уже никогда не сможешь сказать, что кто-то другой это решил за тебя. Это становится только твоим решением. В современной жизни очень редко бывает так, чтобы брак был заключен под давлением родителей. Один очень опытный духовник в проповеди на венчании сказал как-то, что теперь приходится волноваться совсем не об том. Теперь нужно спрашивать прямо обратное: «А сказали ли вы своим родителям, что женитесь? Получили ли их одобрение и согласие?»

      Развод — это конец семьи?

      Нет, не конец. С одной стороны, бывает так, что семья восстанавливается. С другой стороны, семейные отношения настолько глубокие, что даже если никогда в жизни больше не видеть и не слышать своего разведенного супруга, связь с ним остается. Все равно придется встретиться, когда обоих призовет к себе Господь, и к этой встрече надо обязательно готовиться. Поэтому так важно преодоление последствий развода. Для этого необходимо покаяние, которое может быть очень разным. Это третья причина, по которой развод нельзя считать концом семьи. Часто оказывается так, что преодолев последствия развода, через покаяние, человек оказывается способным к новой прекрасной семейной жизни.

      Если у человека гангрена, правильнее ампутировать конечность, чем ждать гибели организма. В отношении семьи работает ли этот принцип?

      Если человек начал воспринимать членов своей семьи как конечности, то это уже признак какого-то очень глубокого непонимания и нечувствительности. Семья – это одно целое. У нее нельзя отрезать руку или ногу – только голову. Поэтому ампутации невозможны. Есть только один путь – полное выздоровление. В этом смысле приведенная метафора может быть очень яркой. Если в семье началась «болезнь», может быть только один выход – вылечиться. Что самое замечательное – это то, что семья может победить абсолютно любую заразу, даже «гангрену».

      *Десятая глава Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви регулирует «вопросы личной, семейной и общественной нравственности». В частности, в параграфе три мы находим подробное изложение позиции Церкви по разводу.

      Развод: взгляд церковного канониста

      Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

      Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).

      Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

      Развод, как наказание

      Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

      Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

      Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

      Расторжение брака не по вине супругов

      Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

      Возрастные ограничения

      Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12-13 лет для женщины и 14-15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

      Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

      Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

      О второбрачии

      Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное Церковью наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5-7 лет. Данная норма действует по сей день.

      Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов – как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. Церковь может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи – это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

      Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

      Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

      Развод по-христиански?

      Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

      Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

      1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

      2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

      3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

      4. Заболевание проказой или сифилисом.

      5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

      6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

      7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

      8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

      9. Вступление одного из супругов в новый брак.

      10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

      11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

      Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

      Причина номер один: смерть

      В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

      В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

      Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

      Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

      Расширительное толкование измены

      В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

      Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

      Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

      Развод по взаимному согласию?

      Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

      Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

      Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

      РПЦ не признает понятие церковного развода, заявил Легойда

      МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Русская православная церковь не признает понятие церковного развода, есть лишь ситуации, когда брак может быть признан утратившим каноническую силу, заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя недавно принятый на Архиерейском соборе документ «О канонических аспектах церковного брака».

      «Раз есть второй и даже третий церковный брак, значит, есть и церковный развод? Нет. Такого термина не существует в каноническом поле. Нет его и в данном документе. А что тогда есть? Есть ситуации, когда церковный брак может быть признан утратившим каноническую силу. Собственно, это и дает возможность заключения нового брака», — приводит слова Легойды пресс-служба отдела.

      Он отметил, что в документе уточняются те причины, по которым ранее венчанный брак может считаться утратившим силу. В разное время число таких обстоятельств было разным, в нынешнем документе их 11.

      По словам представителя РПЦ, когда Церковь говорит, что при определенных обстоятельствах брак может считаться утратившим каноническую силу, ключевое слово — «может».

      «То есть «может» — это не значит «должен». В документе прямо говорится, цитирую: «Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак». А почему надо пытаться сохранить даже такой брак, который дал серьезную трещину? Да потому что любовь сильнее всего. И это самое главное», — заключил Легойда.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *