Требования к органам по сертификации менеджмента

Система сертификации «СовАсК»

+7(499)394-40-56
+7(925)678-00-54
+7(905)574-04-25

Свидетельство о Государственной регистрации № РОСС RU.К041.04АК00
Зарегистрировано в Государственном реестре сертификации Госстандарта России 15.11.93

Система сертификации «СовАсК» МОО «МАК»-«СовАсК» Сертификация Аккредитация Обучение Контакты Сертификация
систем менеджмента
ГОСТ Р ИСО 9001
ГОСТР Р ИСО 14001
ISO 45001:2020
и другие
Орган по сертификации
систем менеджмента
МОО «МАК»-«СовАсК» Наши ПАРТНЕРЫ АО «3М Россия»
АО «Газпром»
ФГУП «Уралвагонзавод»
ОАО «Ксерокс СНГ»
ОАО «ДСК-1»
ОАО «Северсталь»
ЗАО «СУ-155»
ФГУП «ПО Баррикады»
. БОЛЕЕ 500

Аккредитация МОО «МАК»-«СовАсК» осуществляется на основании

Закона РФ «О техническом регулировании».

В соответствии со статьей 21 Закона система добровольной сертификации имеет право

самостоятельно устанавливать свою структуру деятельности и определять участников системы сертификации.

Для обеспечения объективной и достоверной оценки соответствия объектов сертификации

в Системе сертификации «СовАсК» осуществляется деятельность по аккредитации

органов по сертификации и испытательных лабораторий.

По согласованию с государственными органами Российской Федерации в Системе сертификации «СовАсК» предусмотрена аккредитация (нотификация) органов по техническому аудиту.

Органы по сертификации продукции (услуг)
должны соответствовать требованиям
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012

Органы по сертификации систем менеджмента качества,
Органы по сертификации систем экологического менеджмента,
Органы по сертификации систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
должны соответствовать требованиям
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ, ПРОВОДЯЩИМ АУДИТ

И СЕРТИФИКАЦИЮ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Испытательные лаборатории
должны соответствовать требованиям
ГОСТ ISO/IEC 17025-2020

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ

И КАЛИБРОВОЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

Органы по техническому аудиту,
независимо от направления деятельности, должны соответствовать основным требованиям
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ И УСЛУГ

применительно к области своей деятельности

© МОО «МАК» — «СовАсК» 2000-2014

Сертификация систем менеджмента ГОСТ ISO 9001, ГОСТ Р ИСО 14001, OHSAS 18001 ,

аккредитация (аттестация) органов по сертификации, испытательных лабораторий,

органов по техническому аудиту, обучение экспертов по сертификации

Часть 5. Мифы о методике организации и проведения сертификации систем менеджмента

Мифы о сертификации как таковой

Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента

Мифы о статусе Органов по сертификации систем менеджмента

Мифы об аудиторах систем менеджмента

Мифы о методике организации и проведения сертификации систем менеджмента

Мифы о процедуре проведения сертификационных аудитов систем менеджмента

Мифы о бизнес-результатах сертификации систем менеджмента

Миф 5-1.
Критерии сертификации выбирает Орган по сертификации

Нет, это не так. На самом деле и Орган по сертификации, и то, на соответствие чему заявитель хотел бы проверить свой объект сертификации (а последнее и есть критерий сертификации), определяет исключительно заявитель аудита. Другое дело, что выбранный Орган по сертификации может как иметь, так и не иметь полученной в установленном порядке аккредитации в этой области сертификации, что в будущем может повлиять на признаваемость итогов сертификации разными потенциальными потребителями владельца сертификата.

Миф 5-2.
Стоимость и трудоемкость работ по сертификации в различных Органах по сертификации должна быть одинаковой, поскольку сертифицируемая система менеджмента и критерии аудита – одни и те же

Нет, это не так. Стоимость работ определяется трудоемкостью аудита, измеряемой в аудито-днях, умноженной на стоимость одного аудито-дня в конкретном Органе по сертификации. Первый показатель не может быть меньше того, который установлен для трудоемкости аудита Международным аккредитационным форумом (International Accreditation Forum — IAF), и обычно в точности ему соответствует или немного его превышает. Иными словами, трудоемкость аудита у разных Органов по сертификации обычно совпадает или, если и отличаться, то не сильно. А вот цена за один аудито-день действительно может отличаться, и при этом значительно. В итоге это приводит к существенному различию в цене.

Следует отметить, что в Российской Федерации у одного и того же Органа по сертификации для разных заказчиков при одной и той же трудоемкости аудита отличие в стоимости работ по сертификации не должна составлять более 20%. В противном случае это должно квалифицироваться как демпинг и влечь за собой ответственность в соответствии с антимонопольным законодательством.

Миф 5-3.
Органы по сертификации проводят первичную сертификацию в две ступени, чтобы заработать побольше денег

Нет, это не так. Действительно, правилами первичной сертификации установлено, что она проводится в две ступени (в две стадии, два этапа и т.п.). Но, во-первых, общая трудоемкость и стоимость первичной сертификации определяется на две ступени такого аудита в совокупности сразу. Во-вторых, первая ступень преследует иные цели, чем прямое подтверждение соответствия системы менеджмента требованиям выбранного для сертификации стандарта. Задача первой ступени – получить уверенность в том, что:

Другое дело, что когда в ходе первой ступени сертификационного аудита выявляются несоответствия, организация должна будет реагировать на них так же, как если бы это была вторая ступень аудита.

Проведение повторных сертификаций (ресертификаций) обычно не требует проведения первой ступени и их трудоемкость (в том числе и по этой причине) составляет, как правило, 2/3 от трудоемкости первичной сертификации.

Миф 5-4.
Ответственность за соответствие требованиям к сертификации несет Орган по сертификации, а не аудитируемая организация

Нет, это не так. Всё как раз с точностью до наоборот: в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 4.4.1 и 4.4.2) ответственность за соответствие требованиям к сертификации несет не Орган по сертификации, а организация-клиент.

Сертифицирующий орган несет ответственность за оценку достаточности объективных доказательств, на которых основывается решение о сертификации. Орган по сертификации, основываясь на заключениях по аудиту, принимает решение о выдаче сертификата (если имеется достаточно доказательств соответствия) или об отказе в выдаче сертификата (если доказательств соответствия недостаточно).

Миф 5-5.
Информацию о правилах и процедурах сертификации можно получить только после заключения договора (контракта) на сертификацию

Нет, это не так. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 8.1.1) сертифицирующий орган должен поддерживать в актуальном состоянии и сделать общедоступной или предоставлять по запросу информацию, описывающую его процессы проведения аудита, процессы сертификации, касающиеся выдачи сертификата, поддержания, приостановки и восстановления его действия, расширения или сокращения области его применения, отзыва или изъятия сертификата, а также описывающую его деятельность по сертификации, типы сертифицируемых систем менеджмента и географические зоны, в которых он работает. При этом предоставляемая сертифицирующим органом любому клиенту или рынку в целом информация, включая рекламные материалы, должна быть точной и не вводящей в заблуждение. Обычно данные материалы содержатся на сайте Органа по сертификации в сети Интернет.

Миф 5-6.
Если в организации на общей основе созданы и функционируют несколько систем менеджмента, объединенных в так называемую интегрированную систему менеджмента, их сертификация проводится на соответствие требованиям к интегрированной системе, а не на соответствие требованиям каждого стандарта в отдельности

Нет, это не так. Сертификация всегда проводится по каждой системе менеджмента в отдельности. Точнее – сертификации интегрированной системы менеджмента проводится на соответствие требованиям каждого соответствующего конкретного стандарта в отдельности. Причина этого проста: пока не принят стандарт, содержащий требования к интегрированным системам. Более того, его появления трудно ожидать, в том числе потому, что комбинация стандартов, использованных для создания интегрированной системы менеджмента, может быть самой разной.

Другое дело, что проведение аудита отдельных систем, входящих в интегрированную систему, можно объединить по времени, проведя их «в один заход». Кроме того, при наличии определенных предпосылок, подтверждающих, в том числе, высокую степень интеграции этих систем, сертификация возможна по так называемому комбинированному способу. В этом случае создается единая команда из аудиторов, имеющих признание в качестве аудиторов по нескольким стандартам, и они, посещая подразделения, проводят оценку соответствия осуществляемой там деятельности нескольким стандартам за один раз. Это позволяет на величину до 15% снизить трудоемкость (и, соответственно, цену) аудита по сравнению с суммарной стоимостью сертификации по каждому стандарту в отдельности. Комбинированная сертификация возможна при условии, что:

А вот положительные результаты аудитов нескольких систем при проведении их сертификации по комбинированному способу действительно можно «интегрировать», отразив их в одном сертификате.

Миф 5-7.
Во время сертификационного аудита будет проверяться деятельность всех подразделений организации

Нет, это не так. Аудит – это представительная, но, все же, выборочная проверка. И если в организации есть несколько подразделений, осуществляющих однотипную работу, их обычно проверяют на основе выборки, стараясь, чтобы в каждом очередном аудите это были новые подразделения. Другое дело, что обычно в организациях есть подразделения, осуществляющие особо важную и/или специфическую (уникальную, неповторяющуюся) деятельность – они будут проверяться во время всех аудитов. Проверка других единичных подразделений и должностных лиц определяется характером ключевой осуществляемой в них деятельности, поскольку в каждом Органе по сертификации установленными в них правилами:

некоторые виды осуществляемой в рамках системы менеджмента деятельности проверяются всегда — во время и сертификационных, и наблюдательных (инспекционных), и повторных (ресертификационных) аудитов. В Органе по сертификации TUV Thuringen (Германия), например, к таким видам деятельности относятся установление целей и разработка программ их достижения, проведение внутренних аудитов;

Миф 5-8.
Если в компании существуют филиалы или территориально обособленные подразделения, их при сертификации будут проверять все

Нет, это не совсем так. Если деятельность, осуществляемая в каком-то конкретном филиале или обособленном подразделении, входит в область сертификации и больше нигде не осуществляется, этот филиал или подразделение действительно будут подвергать проверке всегда – и на сертификационном, и на всех наблюдательных (инспекционных), и на всех повторных (ресертификационных) аудитах.

Если же какая-то сертифицируемая область деятельности (одна и та же) осуществляется в нескольких филиалах или в нескольких обособленных подразделениях, то их проверка проводится на основе выборки. Правило такой выборки устанавливает Орган по сертификации (в России – Система сертификации) – это определено в международном стандарте ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 9.1.5). Общее требование таково: при каждом очередном аудите состав выборки должен меняться, а состав аудитируемых филиалов или обособленных подразделений частично должен определяться на основе случайной выборки. Логическое обоснование выборки должно быть зафиксировано.

Вместе с тем, в некоторых органах по сертификации правило выборочной проверки не распространяется на те филиалы, в которых сертифицируемая бизнес-деятельность отнесена органом по сертификации к так называемым «критическим» областям деятельности. В TUV Thuringen, например, в число таких областей входит деятельность по использованию атомной энергии, производству фармацевтической продукции, авиакосмическая промышленность и деятельность по регенерации отходов. Там подобные филиалы проверяются в ходе каждого аудита не по выборке, а все без исключения.

Если в филиале или территориально обособленном подразделении осуществляется деятельность, не заявленная для сертификации, они в область аудита не попадают вообще.

Миф 5-9.
При наличии филиалов сертификат все равно может быть выдан только один — головной («материнской») компании или центральному офису

Нет, это не совсем так. На самом деле сертификат, выдаваемый головной компании или центральному офису, всегда содержит ссылки на все филиалы и территориально обособленные подразделения, включенные в систему менеджмента, – вне зависимости от того, являются ли они структурными подразделениями головной компании или самостоятельными юридическими лицами. При этом филиалу (но не обособленному подразделению), если он был включен в заявку на сертификацию, по желанию головной компании может быть выдан свой сертификат (так называемый подсертификат) на ту осуществляемую в нем деятельность, которая входит в область сертификации – даже если он при сертификационном, наблюдательном или повторном аудите не попал в соответствующую выборку, и его деятельность командой аудиторов непосредственно у него на месте не анализировалась.

Миф 5-10.
Решения о сертификации (как положительные, так и отрицательные) могут быть оспорены только в суде или иных аналогичных инстанциях, т.е. апелляцию на решение Органа по сертификации следует для рассмотрения подавать именно туда

Нет, это не так. Решения Органа по сертификации могут быть оспорены только в специальной комиссии или комитете по апелляциям, создаваемыми в Органе по сертификации и действующими независимо от тех лиц, которые принимали решение о сертификации.

Общий принцип формирования и функционирования комиссий/комитетов по рассмотрению апелляций определен в международном стандарте ISO/IEC 17021 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 9.7), где установлено, в т.ч., следующее:

  • Описание процесса рассмотрения апелляций должно быть общедоступным.
  • Подача, расследование апелляций и принятие решения по ним не должны приводить к каким-либо дискриминирующим действиям, направленным против апеллирующей организации.
  • Процесс рассмотрения апелляций должен включать, по крайней мере, следующие элементы и методы:
  • а) схему процесса получения, признания обоснованности и расследования апелляции, а также принятия решения о том, какие ответные действия должны быть осуществлены;

    б) сопровождение и регистрацию апелляций, включая регистрацию действий, предпринятых для их удовлетворения;

    • Сертифицирующий орган должен подтвердить поступление апелляции и представлять апеллирующей организации отчеты о ходе рассмотрения апелляции и его результатах.
    • Сертифицирующий орган должен официально известить апеллирующую организацию об окончании процесса рассмотрения апелляции.
    • Следует заметить, что при наличии обоснованных аргументов апеллирующее лицо вправе обратиться также с жалобой в Орган/службу по аккредитации, но уже не с апелляцией, а лишь по вопросу несоблюдения Органом по сертификации установленных правил аккредитации и/или сертификации. В Российской Федерации такое право закреплено Федеральным законом «О техническом регулировании» (ст. 28).

      Судами могут рассматриваться лишь иски к Органу по сертификации, если из-за его неправильных действий клиенту нанесен ущерб.

      Миф 5-11.
      Орган по сертификации не вправе разглашать информацию о приостановленном или отозванном сертификате, если организация против такого разглашения

      Нет, это не так. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 8.1.3) информацию как о выданных, так и приостановленных или отозванных/изъятых сертификатах сертифицирующий орган должен сделать общедоступной.

      Миф 5-12.
      После принятия решения о сертификации, никакие претензии и жалобы Орган по сертификации ни от кого не принимает и не рассматривает

      Нет, это не так. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 9.8) в Органе по сертификации должно быть общедоступное описание процесса обращения с претензиями/жалобами. Там же установлено следующее:

      а) схему процесса получения, признания обоснованности и расследования претензий/жалоб, а также принятия решения о том, какие ответные действия должны быть осуществлены;

      б) сопровождение и регистрацию претензий/жалоб, включая регистрацию действий, предпринятых для их удовлетворения;

      в) обеспечение уверенности в том, что все необходимые коррекции и корректирующие действия будут осуществлены.

      Миф 5-13.
      Получение потребителем недоброкачественной продукции дает ему все основания требовать от Органа по сертификации отзыва у поставщика этой продукции сертификата на систему менеджмента качества

      Нет, это не совсем так. Конечно, право обращаться в Орган по сертификации с подобным предложением (а не с требованием, конечно) имеется у любой организации, которой стали достоверно известны факты сбоев и отказов в сертифицированной системе менеджмента качества его поставщика, выражающихся, в том числе, в невыполнении требований потребителя и/или законодательных и нормативных требований, применимых к соответствующей продукции. Но результаты рассмотрения этого предложения в Органе по сертификации не обязательно приведут к отзыву сертификата, хотя при наличии соответствующих оснований сертификат действительно может быть отозван.

      Миф 5-14.
      Получение Органом по сертификации достоверной информации о выявлении у потребителей брака в приобретенной продукции ведет к отзыву сертификата на систему менеджмента качества у организации-поставщика

      Нет, это не совсем так. На самом деле этот вопрос должен рассматриваться Органом по сертификации в совокупности с другими данными, в т.ч.:

    • Отражает ли полученная информация единичный случай брака или указывает на его систематический характер?
    • Как реагирует сертифицированная компания на подобные случаи?
    • Причины появления брака были вызваны случайными факторами или это системная ошибка?
    • Для уточнения на месте степени возможно появившихся несоответствий в системе менеджмента качества требованиям ISO 9001:2008 может потребоваться проведение внеочередного аудита. При этом надо знать, что в случае возникновения сомнений в адекватности СМК требованиям ISO 9001:2008 у Органов по сертификации есть право на проведение такого аудита за счет сертифицированной компании.

      Основанием же для отзыва сертификата могут быть лишь серьезные (критические, значительные, неприемлемые, существенные и т.п.) несоответствия, которые сертифицируемой организацией не устраняются в установленные правилами сертификации сроки.

      Миф 5-15.
      Срок действия сертификата определяет Орган по сертификации ( Одной и причин такого мифа, вне сомнения, являются выявленные автором в Интернете предложения о выдаче сертификатов со сроком действия 5 лет. )

      Нет, это не так. На самом деле, если Орган по сертификации аккредитован, он обязан руководствоваться в своей деятельности требованиями соответствующего международного стандарта, устанавливающего, в том числе, и требования к единичному циклу сертификации. Органы по сертификации, аккредитованные на право проводить сертификацию систем менеджмента, обязаны руководствоваться требованиями ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента», где в разделе 9.1.1.2 установлен трехлетний цикл сертификации и, соответственно, трехлетний период действия сертификата соответствия.

      Миф 5-16.
      Если трехлетняя программа аудитов (сертификационный аудит и два наблюдательных — через год и через два после сертификационного) с Органом по сертификации согласована, никаких других аудитов быть не может

      Нет, это не так. У сертифицирующего органа может возникнуть необходимость провести у своих сертифицированных клиентов и другие аудиты, в т.ч.:

    • дополнительные (для подтверждения устранения критических несоответствий);
    • внеочередные (при поступлении информации о существенных сбоях в функционировании системы менеджмента), в т.ч. такие внеочередные аудиты, интервал времени между уведомлением о проведении которого и его фактическим началом будет очень коротким – так называемые аудиты с краткосрочным предварительным уведомлением. Последние могут проводиться, чтобы проанализировать жалобы, или в качестве ответной реакции на информацию об изменениях, или для проведения соответствующих действий в отношении клиентов, у которых действие сертификата было приостановлено.
    • Принципиальная возможность и право Органа по сертификации на проведение таких аудитов обычно устанавливается в контракте/договоре на сертификацию.

      Миф 5-17.
      После истечения срока действия сертификата он должен быть возвращен в Орган по сертификации

      В принципе – да, но на самом деле это не совсем так. Обычно в соответствии с положениями контракта на сертификацию сертификат является собственностью Органа по сертификации. Но по истечения срока своего действия сертификат Органом по сертификации, как правило, не изымается. Причина этого заключается в том, что срок действия любого сертификате указан на нем самом и, таким образом, после наступления соответствующей даты его юридическая сила автоматически прекращается. После этого у сертификата остается лишь историческая ценность.

      Кроме того, если бы даже требование о возврате сертификата выполнялось, т.е. оригинал сертификата возвращался бы в Орган по сертификации, то ничто (ни организационно, ни технически, ни юридически) не мешает сертифицированной компании сделать его цветные копии (иногда они даже лучше смотрятся, чем оригинал) и делать затем с ними всё, что заблагорассудится.

      По этим причинам сертификаты, срок действия которых истек, обычно остаются у сертифицированной компании.

      Другое дело если Орган по сертификации по тем или иным обоснованным причинам прекращает действие сертификата досрочно и отзывает его. Тогда организация действительно обязана его вернуть.

      Миф 5-18.
      После получения сертификата товарный знак выдавшего его Органа по сертификации организация может (в качестве рекламы своего сертифицированного статуса) наносить на продукцию или на ее упаковку

      Нет, это не так. Более того, так делать запрещено. Подобные знаки разрешено наносить только на тарно-транспортную упаковку с набором продукции, т.е. на внешнюю транспортную упаковку нескольких единиц продукции со своей персональной упаковкой. И то – только таким способом, который исключает ошибочное представление у потребителей о том, что сертифицирована сама продукция, а не система менеджмента, связанная с ее разработкой, изготовлением, поставкой или деятельностью после поставки. Например, с помощью следующей сопровождающей нанесение товарного знака Органа по сертификации надписи: «Продукция произведена на предприятии, система менеджмента качества которой сертифицирована на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2008 Органом по сертификации TUV Thuringen e.V.».

      Нарушение этого требования будет расценено Органом по сертификации как неприемлемое нарушение требований контракта на сертификацию.

      Миф 5-19.
      Новую сертификацию (ресертификацию) системы менеджмента по этому же стандарту нельзя провести ранее, чем истечет срок действия имеющегося сертификата

      Нет, это не так. Организация, имеющая действующий сертификат соответствия, может провести новую сертификацию на соответствие

      • тому же или другому стандарту,
      • той же или иной области применения,
      • в том же или в ином Органе по сертификации
      • в любой момент времени вне зависимости от срока окончания действия имеющегося у нее сертификата. Другое дело, что 3-летнее действие нового сертификата начнется в этом случае не с момента окончания действия старого сертификата, как это было бы в случае обычной ресертификации, а с момента выдачи нового сертификата.

        Некоторые организации идут на это, например, для синхронизации сертификационных циклов нескольких систем менеджмента в целях проведения их сертификации по так называемой схеме комбинированного аудита, позволяющей сэкономить значительные средства.

        Миф 5-20.
        Если организация, осуществляющая несколько видов бизнес-деятельности, включила в состав системы менеджмента и сертифицировала вначале не все из них, то сертификация новых областей возможна только после истечения срока действия выданного ранее сертификата

        Нет, это не так. Организация может обратиться в Орган по сертификации с просьбой о сертификации любой из новых областей своей деятельности в любое время и получить на нее отдельный сертификат со своим сроком действия вне зависимости от того, когда кончается срок действия имеющегося у нее сертификата. Если, однако, этого не требуют какие-то особые обстоятельства, обычно проведение новой первичной сертификации приурочивают ко времени проведения очередного наблюдательного или повторного (ресертификационного) аудита уже сертифицированной части системы менеджмента. Такой аудит называется расширительным. Это минимизирует как финансовые, так и психологические нагрузки. Сертификат при этом переоформляется с добавлением в него новой области, прошедшей сертификацию, но с сохранением предыдущего срока действия.

        Миф 5-21.
        Если организация сертифицировала одну свою систему менеджмента (например, СМК) в одном Органе по сертификации, она обязана и все другие системы менеджмента (например, СЭМ) сертифицировать в том же Органе по сертификации

        Нет, это не так. Выбор Органа по сертификации – исключительное право самой организации-заявителя сертификации. По тем или иным причинам она, например, может:

        сертифицировать одну и ту же систему менеджмента (например, СМК) в нескольких Органах по сертификации;

      Миф 5-22.
      Если Орган по сертификации не прекратил действие сертификата, а лишь приостановил (временно) его действие, статус организации как сертифицированной компании продолжает сохраняться

      Нет, это не так. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (пп. 9.6.3) во время приостановки действия сертификата система менеджмента клиента временно считается несертифицированной. Более того, сертифицирующий орган должен иметь юридически значимое соглашение с клиентом, гарантирующее, что в случае приостановки действия сертификата клиент воздерживается от рекламирования себя как сертифицированной организации. Орган же по сертификации должен сделать информацию о статусе приостановленного сертификата общедоступной.

      Миф 5-23.
      После получения сертификата компания должна извещать Орган по сертификации абсолютно обо всех изменениях в своей деятельности

      Нет, это не совсем так. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 8.6.3) сертифицированные организации обязаны без задержек информировать Орган по сертификации только о тех вопросах, которые могут повлиять на способность системы менеджмента продолжать соответствовать требованиям стандарта, использованного для сертификации. Эти вопросы включают, например:

      а) изменения юридического, коммерческого, организационного статуса или формы собственности;

      б) изменения организационной структуры организации и руководящего звена (например персонала, осуществляющего руководство работами и принимающего решения, или технического персонала);

      в) изменения контактных реквизитов организации и мест расположения производственных площадок;

      г) изменения сферы деятельности, охваченной сертифицированной системой менеджмента;

      д) существенные изменения в системе менеджмента и процессах.

      Миф 5-24.
      Перечень всех клиентов, сертифицированных Органом по сертификации, кроме Органа по сертификации не доступен никому

      Нет, это не так. В случае сертификации систем менеджмента международный стандарт ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (пп. 8.3 и 9.6.7) требует, чтобы Орган по сертификации поддерживал в актуальном состоянии перечень действующих сертификатов и предоставлял свободный или по запросу доступ к этому перечню установленным им способом. Перечень должен содержать, как минимум, наименование клиента, соответствующий нормативный документ, область сертификации и географическое местоположение (например город и страна) каждого сертифицированного клиента (или географическое местоположение штаб-квартиры и всех отдаленных производственных площадок, попавших в область сертификации, в случае сертификации организации со многими отдаленными производственными площадками).

      По запросу любой стороны сертифицирующий орган должен правильно указать сертификационный статус системы менеджмента клиента: как сертифицированной систмы, как системы, действие сертификата на которую приостановлено, как системы, сертификат на которую отозван/изъят, или как системы, область сертификации которой сокращена.

      При этом надо иметь в виду, что данный перечень является исключительной собственностью Органа по сертификации.

      Миф 5-25.
      Если организация имеет сертификат на систему менеджмента, выданный каким-то Органом по сертификации, но хочет сменить этот Орган на другой, она должна проходить процедуру сертификации «с чистого листа»

      Нет, это не совсем так. Все зависит от того, являются ли Органы по аккредитации, проводившие аккредитацию этих двух Органов по сертификации, членами так называемого «Соглашения о взаимном признании» (членами MLA – Multilateral Agreement), распространяющегося на сертификацию по стандартам ISO 9001 и ISO 14001.

      Если да, то переход от одного Органа по сертификации к другому может произойти в ходе любого очередного планового аудита (конечно, по правилам и ценам нового Органа по сертификации). Для этого, кроме соответствующего заявления, организация должна представить материалы обо всём текущем цикле сертификации, включая отчеты о всех прошедших аудитах (сертификационном/повторном, наблюдательных), зафиксированные несоответствия и доказательства результативного реагирования на них. При этом срок действия сертификата, выданного вторым Органом по сертификации, останется тем же, что был у сертификата, выданного первым Органом по сертификации.

      По всем остальным стандартам решение о признании сертификата, выданного другим Органом по сертификации, остается на усмотрение принимающего Органа по сертификации.

      Миф 5-26.
      Если компания сертифицирована, то ресертификация, в отличие от первичной сертификации, проводится не в две, а в одну ступень

      Нет, это не совсем так. Международный стандарт ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 9.4.1.3) содержит положение, в соответствии с которым деятельность в рамках ресертификационного аудита может потребовать проведения первой стадии аудита, если в системе менеджмента, у клиента или в условиях, в которых функционирует система менеджмента, произошли существенные изменения (например изменения в законодательстве). Решение об этом принимает Орган по сертификации на основании информации, полученной им как от самой сертифицированной организации, так и из других источников.

      quality .eup.ru

      Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества

      Даже полное соответствие системы менеджмента качества стандарту ИСО 9001:2000 не гарантирует постоянного повышения качества производимой продукции.

      Рейтинг органов по сертификации

      В последнее время в тендерах на услуги по сертификации от претендентов требуют представить различную информацию: количество компьютеров и автомобилей, бухгалтерские балансы за прошлые годы, справки о производственном травматизме и перечни основных и вспомогательных помещений. Какое отношение вся эта информация имеет к услуге по сертификации, известно, наверное, только одним отделам закупок. Соответственно, окончательный выбор подрядчика – органа по сертификации – в таких условиях происходит по простому критерию: кто больше представил различных справок и назначил меньшую цену, тот и проводит сертификацию. Для полной «объективности» подобных тендеров авторы еще бы порекомендовали запрашивать информацию о производительности и возможностях цветных принтеров, «стоящих на вооружении» органа по сертификации.

      Но это шутка. А если серьезно, то в области сертификации систем менеджмента (СМ) уже давно начали появляться некоторые рейтинговые модели, позволяющие сравнивать различные ОС и выбирать те, которые наиболее полно соответствуют потребностям организации. Например, в журнале «Методы менеджмента качества» (2006, № 1, с. 22) приведен пример ранжирования ОС для сертификации конкретной организации. Но данная методика не идеальна, так как перечисленные в статье показатели в другой ситуации и для другой организации при выборе ОС будут иметь иное значение. Кроме того, в качестве критерия там упомянуто «Наличие консалтинговых услуг», что категорически противоречит требованиям ИСO/МЭК 17021:2006.

      Часто встречаются в интернете ссылки на рейтинг «Национального экспертного совета по качеству» (НЭСК) – организации, непосредственно вовлеченной в сертификационную деятельность, что вызывает сомнения в объективности данного рейтинга. Кроме того, НЭСК не опубликовал принципы, критерии и методологию оценки, то есть рейтинг не является прозрачным и не позволяет определить, благодаря каким заслугам занял свое место в рейтинге тот или иной орган. Схожие проблемы и у рейтинга на сайте Ассоциации независимых экспертов по качеству.

      Рейтинг, помещенный на сайте Системы добровольной сертификации «Военный Регистр», содержит пять параметров: объективность, компетентность, добросовестность, эффективность (результативность) работ по сертификации и ценовая политика. Посетителям сайта предлагается проголосовать по этим параметрам за тот или иной орган. Идея такого рейтинга, несомненно, более продуктивна, хотя в ней и присутствует некий субъективизм голосующих. Смущает и непонятная «обработка голосов», которая также не гарантирует полной объективности рейтинга.

      Актуальность и востребованность рынком объективного и полного рейтинга ОС объясняются следующими причинами:

      все больше организаций проникается идеями TQM и выдвигает к своим поставщикам требование наличия сертифицированной СМ, в тендерах все чаще и чаще встречается это условие;

      растет интерес предприятий к независимой оценке своих проектов и результатов работы консультантов по внедрению СМ на основе международных стандартов;

      обостряется конкуренция на рынке сертификационных услуг.

      Появилось много организаций, занимающихся фальсификацией процедуры сертификации, подделкой сертификатов и прямой их продажей. Интернет заполнен предложениями так называемой «быстрой сертификации», «закажи консалтинг – получи сертификат бесплатно» и т.п. При этом организации называют себя ОС, а свои услуги – «быстрой» сертификацией, хотя к данному виду деятельности не имеют никакого отношения. Они подрывают саму идею независимого подтверждения соответствия, но что самое страшное – дискредитируют усилия тех предприятий, которые реально внедряют передовые СМ и заботятся о качестве своей продукции и удовлетворенности потребителя.

      Выявить «быстрые» сертификаты очень сложно, так как отечественные правила регистрации систем добровольной сертификации (далее – СДС) позволяют регистрировать системы, созданные даже фирмами-однодневками. Учредители не несут ответственности за подобные системы, а органы по аккредитации их не контролируют. Кроме того, сегодня российские предприятия не знают общепринятых международных механизмов рынка сертификационных услуг, которые позволили бы им объективно оценить и сделать выбор в пользу того или иного ОС.

      Некоторые небольшие российские ОС, заключив соглашения с крупными зарубежными ОС, заманивают клиентов иностранными брендами. На сертификационных же аудитах вместо обещанных западных специалистов предприятия проверяют российские «спецы», не имеющие, как правило, ни соответствующих знаний, ни международного опыта.

      В России действуют сотни СДС и множество ОС, которые могут как быть владельцами этих СДС, так и получать аккредитацию в «чужих» СДС. Самая массовая СДС – это, конечно же, ГОСТ Р, но набирают силы и другие системы, особенно отраслевые. Неискушенным клиентам трудно разобраться в различных взаимосвязях СДС и ОС.

      Определить профессионализм и компетентность ОС не так просто даже организациям, имеющим определенный опыт деятельности в данной области. А что же делать предприятию, впервые выбирающему аудитора? Эти и другие соображения делают указанный рейтинг еще более актуальным.

      Кому нужен такой рейтинг? В первую очередь, объективный рейтинг, основанный на прозрачных критериях оценки, принесет неоценимую пользу предприятиям, выбирающим орган по сертификации. Выбор ОС – важный и ответственный шаг для организации по следующим причинам.

      1. Сертификация обычно является завершающим этапом и оценкой результатов огромной работы, проделанной всем коллективом предприятия.

      2. Процедура сертификации СМ устанавливает длительные партнерские отношения между организацией и ОС, как правило, на срок не менее чем три года (срок действия сертификата).

      3. Обоснованный выбор ОС способствует успешному продвижению продукции на рынке, развитию, укреплению и улучшению имиджа организации.

      4. Повышаются доверие к предприятию, удовлетворенность потребителей, и исполняются ожидания других заинтересованных сторон.

      5. Компетентная, аккредитованная сертификация с последующим инспекционным контролем может (и должна!) рассматриваться и использоваться организациями в качестве надежного и эффективного инструмента развития и повышения конкурентоспособности их продукции и услуг.

      Органы по сертификации должны нести ответственность за результаты своей работы, поэтому зарубежная аккредитация (в отличие от отечественной) требует от органов страхования ответственности перед третьими лицами.

      Предприятие не обязано выбирать ОС, руководствуясь исключительно его лидирующим местом в рейтинге. Прозрачность критериев оценки и результатов оценки ОС позволят предприятию выбрать тот орган, который максимально соответствует их ожиданиям и потребностям.

      Кроме того, данный рейтинг может принести неоценимую пользу и самим ОС. При достаточной объективности рейтинга и его признании основными участниками рынка услуг по сертификации СМ его результаты позволят органам получить объективную оценку своей деятельности, определить дальнейшие направления своего развития. Помимо этого, критерии, на которых основывается рейтинг, могут послужить моделью самооценки ОС и инструментом бенчмаркинга, на основании которого органы по сертификации могут ориентироваться на достижения лидеров. Все это послужит делу создания более цивилизованного и развитого рынка услуг по сертификации СМ.

      В качестве прототипа методологии такого будущего рейтинга ОС предлагается система показателей, характеризующая разные аспекты деятельности по сертификации СМ, требования по необходимым ресурсам, учитывающая отзывы различных предприятий и организаций.

      Ниже представлена система показателей для составления рейтинга ОС систем менеджмента, действующих на территории Российской Федерации.

      В качестве критериев для рейтинга выступают следующие базовые положения, относящиеся к деятельности ОС.

      Легитимность и ответственность – официальная регистрация юридического лица и наличие своей зарегистрированной СДС в соответствии с российским законодательством. Наличие в России офиса ОС, который принимает решения и несет ответственность за регистрацию СМ, оформление, утверждение и выпуск сертификатов соответствия. Застрахованная ответственность лиц, занимающихся сертификацией.

      Профессионализм и компетентность ОС складываются из профессионализма его сотрудников, наличия аккредитаций ОС в российских системах сертификации и зарубежных органах по аккредитации, а также их внутренних правил и процедур, регламентирующих деятельность ОС, аккумулирующих опыт сертификации СМ в организациях различных сфер деятельности. Знание отраслевой специфики, наличие подтвержденного опыта сертификации предприятий различных отраслей, что также подкрепляется наличием широкой области аккредитации (количеством индустриальных кодов, например EAC, NACE, ОКПО и т.д., в области аккредитации).

      Многофункциональность – возможность проведения совместной комплексной сертификации в нескольких системах сертификации, как в международных (ИАФ, IATF, SAAS, UNIFE и т.д.), так и в популярных российских, например ГОСТ Р, Оборонсертифика, Военный Регистр, Газпромсерт и др., наличие необходимых соглашений о совместной сертификации с российскими и международными ОС и соответствующей аккредитации в различных системах по различным стандартам.

      Независимость ОС, гарант объективности и беспристрастности ОС, определяется юридической формой ОС и влиянием на его работу учредителей, степенью аффилированности ОС или его учредителей с основными клиентами, также необходимо учитывать степень «добровольности» собственной системы сертификации, в которой работает ОС (особенно это касается ведомственных систем сертификации или систем, созданных при участии органов исполнительной власти и направленных на «добровольно-принудительное фильтрование» поставщиков для соответствующих ведомств или органов исполнительной власти).

      Известность ОС – достаточно субъективный показатель, который можно оценить на основе стажа работы и доли рынка, некоторых данных, характеризующих клиентов ОС, имеющихся у него аккредитаций, регалий и знаков признания, членства в различных российских и международных общественных объединениях и ассоциациях, наличия разветвленной сети представительств в России и за рубежом (доступность услуги ОС), наличия зарубежных компаний, сертифицированных ОС (признание за рубежом). Известность ОС, по сути, является содержанием его бренда и определяется активностью ОС на рынке.

      Доступность и оперативность ОС – наличие устойчивой сети официальных представительств ОС (филиалов и/или дочерних компаний) и их офисов на территории России, чья деятельность охвачена областью аккредитаций ОС. Временные параметры обработки заявки, предоставления услуг и отзывов на запросы предприятий также являются важными требованиями к сертификации со стороны потребителей. При этом «быстрой сертификации» не может быть по определению, так как минимальная продолжительность проверок строго регламентирована международными правилами по аккредитации.

      Финансовые показатели деятельности ОС не имеет смысла учитывать в рейтинге, так как цена сертификации в самом общем виде складывается из затрат на оплату работы экспертов и затрат на поддержание аккредитаций ОС. Сама услуга сертификации в достаточной степени стандартизована, в том числе и международными требованиями по длительности аудита и его этапам (в отличие, скажем, от услуг по консалтингу). Кроме того, предприятие фактически привязывается к одному ОС на срок в три года – пока действует сертификат. И в течение этих трех лет оно платит ОС не только за сертификацию, но и за надзор, и суммы этих услуг могут различаться, поэтому как-то качественно учесть финансовый показатель в рейтинге достаточно сложно. Кроме того, ценовые показатели будут явно завышены в ведомственных добровольно-принудительных системах сертификации.

      Деятельность ОС сейчас регламентируется ИСO/МЭК 17021:2006 «Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента». Данный стандарт пришел на смену двум международным руководствам – ИСO/МЭК 62 «Общие требования для органов, проводящих оценку и сертификацию систем качества» и ИСO/МЭК 66 «Общие требования для органов, проводящих оценку и сертификацию систем экологического менеджмента». На данный момент российского аналога новому стандарту нет, поэтому в российских системах действуют ГОСТ Р ИСО/МЭК 66 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 62. Однако работа по созданию российского аналога ИСО/МЭК 17021 активно ведется, и в ближайшем времени можно ожидать его официальную публикацию и последующую замену старых руководств.

      Сам процесс аудиторской проверки регламентирован ИСO 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента», в котором изложены принципы проверки и требования к аудиторам.

      Приведенный перечень критериев отражает типовые требования к услуге по сертификации систем управления и позволяет достаточно объективно провести оценку и выбор ОС с точки зрения наиболее полного удовлетворения потребностей сертифицируемой организации.

      Баллы суммируются и взвешиваются в зависимости от конкретных потребностей предприятия, которое решит составить такой рейтинг самостоятельно.

      Представленные в таблице показатели – достаточно полные и объективные. Предприятие вправе использовать их как для решения своих локальных задач, так и для построения общероссийского рейтинга ОС. Несомненно, что в таком виде рейтинг не является завершенным и его критерии и методика выставления баллов может и должна неоднократно анализироваться и обсуждаться специалистами. Однако сама концепция представляется авторам верной, так как здесь была предпринята попытка с разных сторон взвесить и оценить деятельность ОС. Вопрос только в том, кто возьмется собрать и обработать информацию для данного рейтинга в целом для всего рынка? На наш взгляд, наиболее правильным было бы передать составление данного рейтинга профессиональному рейтинговому агентству или регулятору рынка услуг по сертификации, которые обладают необходимыми знаниями, опытом и авторитетом для того, чтобы осуществить данную работу.

      Перечень документов, используемых Органом по сертификации для проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

      В своей деятельности Орган по сертификации систем менеджмента качества руководствуется следующими нормативными документами:

    • Федеральный закон от 27.12.2009 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
    • ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
    • ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации.
    • ГОСТ Р 1.4.-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.
    • ГОСТ Р 1.7-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
    • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификация систем менеджмента.
    • ГОСТ Р 51000.6-2008 Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг
    • ГОСТ Р 53755-2009 (ISO/TS 22003:2007) Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции
    • ГОСТ Р 54318-2011 Порядок определения продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Общие требования
    • ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
    • ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с 01.01.2013 г.)
    • ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
    • ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования (с 01.01.2013 г.)
    • ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества
    • ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
    • ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента (с 01.02.2013 г.)
    • ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Система менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции
    • ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности
    • ГОСТ Р 40.003-2008 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).
    • ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества.
    • ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования
    • ГОСТ Р 52614.4-2007 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления.
    • ГОСТ Р 54421-2011 Руководство по аудиту систем менеджмента качества изготовителей медицинских изделий на соответствие регулирующим требованиям. Часть 1. Общие требования
    • ГОСТ Р 54882-2011 Руководство по аудиту систем менеджмента качества изготовителей медицинских изделий на соответствие регулирующим требованиям. Часть 2. Стратегия аудита
    • ГОСТ Р 54881-2011 Руководство по аудиту систем менеджмента качества изготовителей медицинских изделий на соответствие регулирующим требованиям. Часть 3. Отчет о проведении.
    • СЕРТИФИКАЦИЯ ISO

      Cертификация на соответствие требованиям международных стандартов ISO – это сертификация, которая, в первую очередь,полезна для самого предприятия. При прохождении сертификации оптимизируются внутренние процессы, улучшается качество продукции, увеличивается эффективность использования ресурсов, совершенствуется система управления рисками, повышается прозрачность предприятия. Таким образом, системы менеджмента (качества, экологии, охраны труда и т.д.) охватывают деятельность всего предприятия и являются важнейшими составляющими управления бизнесом, основанными на анализе информации и конкретизации производственных моментов, для получения той продукции, которая будет соответствовать высоким международным требованиям. Именно поэтому полученный сертификат соответствия международным стандартам создает у потребителей и партнеров уверенность в том, что Ваше предприятие имеет высокий уровень и стабильно высокое качество продукции и услуг.

      Башкирский центр сертификации и экспертизы аккредитован ФСА «Росаккредитация», в качестве органа по сертификации, по следующим стандартам:

    • ГОСТ ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
    • ГОСТ Р ИСО 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
    • ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования;
    • ГОСТ Р ИСО 22000, «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции;
    • ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента».
    • Сертификация систем менеджмента добровольная. Однако сертификат соответствия требованиям стандартам ISO, на сегодняшний день, является единственным подтверждением стабильности функционирования предприятия и его соответствия международным требованиям. Это повышает конкурентоспособность предприятия, облегчает его выход на отечественный и, особенно, на международный рынки. Наличие сертификата, в большинстве случаев, обязательно для участия в тендерах, как в государственных, так и в международных. Кроме того, сертификация во многих системах (ГОСТ Р, пожарной безопасности и т.п.) продукции предприятия с внедренной системой менеджмента соответствующей международным стандартам ISO проходит проще, быстрее, дешевле и часто даже без дополнительных испытаний.

      Аккредитация органов по сертификации

      Подтверждение компетентности
      органов по сертификации,
      выполняющих работы по
      сертификации

      Обеспечение доверия
      изготовителей, продавцов и
      приобретателей к деятельности
      органов по сертификации

      Создание условий
      для признания результатов
      деятельности органов по
      сертификации

      ЧТО ТАКОЕ ОБЪЕКТ АККРЕДИТАЦИИ

      Под объектом аккредитации понимается организации, которые имеют право оказывать услуги по выдаче сертификатов и деклараций соответствия.

      • Оценка компетентности заявителя;

      • Принятие решения по аккредитации;

      • Регистрация результатов аккредитации в Реестре Органа по аккредитации «НЦСС»;

      • Подача заявления на аккредитацию;

      • Представление необходимого комплекта документов;

      • Заключение договора на аккредитацию;

      • Оформление и выдача аттестата аккредитации;

      • Заключение договора на проведение инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации;

      • Проведение инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации.

      КАК ДОЛГО ПРОХОДИТ АККРЕДИТАЦИЯ

      Время проведения аккредитации зависит от заказчика и сотрудников «НЦСС». Заказчик: насколько быстро и полно предоставит необходимые документы. Сотрудники «НЦСС»: время на проверку правильности предоставленных документов, плюс время на исправление недочетов, если они были найдены при экспертизе документов. (в среднем аккредитация ИЛ занимает от 3 недель и больше)

      Для добровольного подтверждения соответствия (сертификации) продукции, работ (услуг), персонала, систем менеджмента в Системе «НЦСС» аккредитуются эксперты по сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории — участники сертификации.

      Аккредитация органов по сертификации осуществляется в целях:

    • • подтверждения компетентности органов по сертификации, выполняющих работы по сертификации;
    • • обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации;
    • • создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации.
    • Аккредитация осуществляется на основе принципов:

      1. • добровольности;
      2. • открытости и доступности правил аккредитации;
      3. • компетентности и независимости субъектов аккредитации;
      4. • недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации;
      5. • обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
      6. • недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и сертификацию;
      7. • недопустимость установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

      Аккредитация органов по сертификации осуществляется на соответствие требованиям стандартов:

    • • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг»;
    • • ГОСТ ИСО/ МЭК 17024-2011 «Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала»;
    • • ГОСТ ИСО/ МЭК 17021-2012 «Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента».
    • в зависимости от направления деятельности.

      Этапы аккредитации органов по сертификации сертификации:

    • • подача заявления на аккредитацию;
    • • представление необходимого комплекта документов;
    • • заключение договора на аккредитацию;
    • • оценка компетентности заявителя;
    • • принятие решения по аккредитации;
    • • регистрация результатов аккредитации в Реестре Органа по аккредитации «НЦСС»;
    • • оформление и выдача аттестата аккредитации;
    • • заключение договора на проведение инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации;
    • • проведение инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации.
    • —>

      Требования к органам по сертификации

    • • наличие необходимой компетентности в области оценки соответствия;
    • • беспристрастность и независимость от коммерческого, финансового, административного и другого воздействия изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
    • • не заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении результатов сертификации со стороны заявителя или других заинтересованных сторон;
    • • наличие внедренной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или наличие сертифицированной системы менеджмента качества на соответствие требованиям указанного стандарта;

    Орган по сертификации систем менеджмента

    1. НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Руководитель ОС СМ: Александров М. Н.

    2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА.

    В состав организационной структуры входят:

  • – Генеральный директор АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь»;
  • – Директор по сертификации АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь»;
  • – Руководитель ОС СМ;
  • – Заместитель руководителя ОС СМ — технический менеджер ОС СМ;
  • – Специалист отдела продаж (сотрудник Отдела продаж АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь»);
  • – Эксперты по сертификации ОС СМ (эксперты по сертификации СМ, технические эксперты);
  • – Координатор (сотрудник Отдела координации АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь»);
  • – Сертификационный (координационный) Комитет АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь»;
  • – Комиссия по апелляциям и жалобам;
  • – Комиссия по обеспечению беспристрастности;
  • – Обеспечивающие службы АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь»: административный отдел (секретарь), менеджер по персоналу, специалист по информационным технологиям, менеджер по системе менеджмента, бухгалтерия.
  • 3. ОПИСАНИЕ ПРАВ, ОБЯЗАННОСТЕЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    ОС СМ имеет право:

  • – запрашивать от заявителей информацию по вопросам сертификации систем менеджмента;
  • – проводить сертификацию систем менеджмента в соответствии с утвержденной областью аккредитации;
  • – привлекать к работам по сертификации систем менеджмента экспертов и технических экспертов сторонних организаций для выполнения работ на основе субподряда.
  • – соответствовать основным принципам и требованиям к компетентности в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, требованиям к аккредитованным лицам;
  • – обеспечивать проведение сертификации систем менеджмента только в рамках своей области аккредитации;
  • – обеспечивать беспристрастность оценки соответствия;
  • – принимать решения по сертификации и нести за них ответственность;
  • – обеспечивать, чтобы каждое окончательное решение по результатам сертификации принималось лицом или лицами, не участвующими в процессе сертификации;
  • – вести Реестр объектов сертификации;
  • – представлять официальную информацию по данным вопросам в Технический центр Регистра для учета и публикации;
  • – обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения сертификации;
  • – обеспечивать рассмотрение апелляций, жалоб и разногласий заявителей;
  • – разрабатывать и совершенствовать документы СМ органа по сертификации;
  • – поддерживать систему регистрации данных, подходящую для его конкретных условий и соблюдения действующего законодательства;
  • – обеспечивать повышение профессионального уровня экспертов;
  • – предоставлять по требованию заявителя документально оформленные процедуры по п. 8.6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012;
  • – предоставлять любые необходимые разъяснения заявителю по заявке на сертификацию;
  • – взаимодействовать с Техническим центром Регистра и другими организациями, в том числе международными, в области сертификации.
  • ОС не должен предоставлять:

    1. – консультационные услуги, обеспечивающие последующую сертификацию.
    2. ОС СМ несет ответственность:

    3. – за соблюдение порядка и правил сертификации систем менеджмента;
    4. – за полноту и правильность исполнения своих функций и обязанностей;
    5. – за достоверность и объективность результатов сертификации систем менеджмента;
    6. – за свои решения по сертификации систем менеджмента;
    7. – за выполнение финансовых обязательств, связанных с аккредитацией и инспекционным контролем ОС СМ;
    8. – за работу, выполненную при сертификации систем менеджмента экспертами и техническими экспертами ОС СМ, а также специалистами, привлекаемыми по субподряду;
    9. – за конфиденциальность информации, получаемой в ходе работ по сертификации систем менеджмента.
    10. – обращаться для осуществления подтверждения соответствия СМ в любой орган по сертификации;
    11. – подавать апелляцию/жалобу /претензию на решения ОС СМ;
    12. – обращаться в службу по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС СМ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    13. – запрашивать информацию о ходе сертификации;
    14. – требовать от ОС СМ сохранения конфиденциальности информации, полученной в ходе сертификации.
    15. – обеспечивать все необходимые меры для проведения оценки системы менеджмента, включая изучение документации и доступ ко всем подразделениям организации, регистрируемым данным (в том числе актам о проведении внутренних проверок) и персоналу для проведения оценки, инспекционного контроля, повторной оценки (ресертификации) и рассмотрения жалоб;
    16. – заявлять, что СМ сертифицирована только применительно к тем видам деятельности, на которые был выдан сертификат;
    17. – не использовать свой сертификат таким образом, чтобы это могло дискредитировать ОС СМ, и не делать каких-либо заявлений, которые ОС СМ мог бы расценить как вводящие в заблуждение или неразрешенные;
    18. – в случае приостановления или отмены действия сертификата (в соответствии с принятым решением) прекратить использование любых ссылок на сертификат во всех рекламных материалах, и вернуть все документы по сертификации, ОС СМ;
    19. – в случае сужения области сертификации вносить коррективы во все рекламные материалы, брошюры, в Интернет и в другие документы, содержащие информацию о сертификате и области сертификации;
    20. – использовать сертификат соответствия только для подтверждения, что СМ соответствует определенным стандартам, и не использовать его таким образом, чтобы могло создаться впечатление, что продукция или услуги сертифицированы органом по сертификации СМ;
    21. – обеспечивать, чтобы любой документ по сертификации, сертификат, знак соответствия, акт не применялись для введения в заблуждение;
    22. – сообщать обо всех изменениях, связанных с формой собственности, организационной структурой, адресом, областью деятельности в рамках сертифицированной СМ и об изменениях процессов СМ;
    23. – своевременно оплачивать работы, связанные с проведением сертификации СМ/инспекционного контроля сертифицированной СМ.
    24. 4. СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

      5. ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ

      Стоимость работ по сертификации СМ определяется исходя из трудоемкости работ по оценке соответствия, рассчитываемой исходя из рекомендаций международного форума по аккредитации IAF MD 5:2009.

      Основными факторами, влияющими на стоимость работ по сертификации, инспекционному контролю и ресертификации систем менеджмента, являются: область деятельности предприятия, численности сотрудников предприятия, эффективная численность, география филиалов и обособленных подразделений предприятия, сложность системы менеджмента, зрелость СМ и др.

      Примерная стоимость услуг по сертификации системы менеджмента качества предприятия численностью 25-100 человек составляет 80 – 210 т. руб.

      6. ИНФОРМАЦИЯ О СЕРТИФИКАЦИОННОМ КОМИТЕТЕ И КОМИССИИ ПО АПЕЛЛЯЦИЯМ

      Для обеспечение беспристрастности и отсутствия конфликта интересов, а также отсутствия любого коммерческого, финансового или другого давления, которое может быть оказано на специалистов, которые принимают участие в процессе сертификации СМ. В состав ОС СМ входит Сертификационный (Координационный) Комитет.

      Комитет создается с целью обеспечения беспристрастности и объективности проведения процедуры сертификации в соответствии с требованиями применяемых стандартов, Политикой и Целями ОС СМ в области качества, исключения возможности дискриминации по отношению к участникам сертификации.

      Основными задачами Комитета являются:

    25. – участие в разработке Политики в отношении беспристрастности деятельности ОС СМ;
    26. – противодействие любым тенденциям в ОС СМ по коммерческим или другим соображениям препятствующим последовательному и объективному выполнению работ по сертификации;
    27. – предоставление рекомендаций по вопросам, затрагивающим доверие к сертификации, включая открытость и восприятие общественностью;
    28. – проведение ежегодного анализа беспристрастности процессов верификации и принятия решений ОС СМ;
    29. – оценка соответствия процессов сертификации и принятия решений по сертификации в ОС СМ требованиям применяемых стандартов, Политики ОС СМ, документам Системы добровольной сертификации и внутренней документации ОС СМ.
    30. Комиссия по апелляциям. Организационная структура, обеспечивающая рассмотрение и принятие решения по апелляциям участников сертификации, связанным с решениями о выдаче/приостановлении/отмене сертификатов соответствия на СМ.

      Персональный состав Комиссии по апелляциям утверждается приказом Генерального директора АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» и формируется из независимых высококвалифицированных специалистов. Комиссию по апелляциям возглавляет председатель. Члены Комиссии принимают участие в ее работе на общественных началах.

      Для рассмотрения конкретных апелляций при необходимости привлекаются специалисты подразделений АО «Бюро Веритас Русь», а также других организаций – по согласованию.

      7. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЦЕДУРЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И АПЕЛЛЯЦИЙ

      Результативное реагирование на жалобы – важное средство защиты ОС СМ, его заказчиков и других пользователей результатов сертификации от ошибок, упущений или ненадлежащего поведения. Доверие к деятельности по сертификации обеспечивается в том случае, если проводится соответствующая работа с жалобами.

      Все обращения, апелляции и жалобы, представленные в ОС СМ, подлежат регистрации и должны быть в кратчайшие сроки рассмотрены руководством ОС СМ.

      Источниками получения жалоб и разногласий могут быть:

    31. – анкеты анализа удовлетворенности заказчика услугами ОС СМ;
    32. – обращения заинтересованных сторон, включая Заказчиков, Ответственных сторон, аккредитационного органа, государственных органов, других сертификационных органов и т.д.;
    33. – устные обращения заинтересованных сторон, включая Заказчиков, Ответственных сторон, аккредитационного органа, государственных органов, других сертификационных органов и т.д.
    34. Все обращения, поступившие от заинтересованных сторон, регистрируются координатором ОС СМ в Журнале жалоб. Обо всех жалобах координатор ОС СМ информирует заместителя руководителя ОС СМ — технического менеджера и руководителя ОС СМ.

      Заместитель руководителя ОС СМ — технический менеджер определяет, имеет ли ОС СМ непосредственное отношение к полученной жалобе. Если жалоба относится к ОС СМ, то проводится ее анализ заместителем руководителя ОС СМ — техническим менеджером и руководителем ОС СМ в 5-дневный срок с целью:

    35. – определения обоснованности жалобы;
    36. – установление причины ее возникновения;
    37. – разработки необходимых корректирующих и предупреждающих действий.
    38. Жалоба может быть принята полностью, частично или отменена. При полном или частичном отказе в удовлетворении жалобы в письменном ответе указывается обоснование отказа со ссылками на свидетельства, обосновывающие отказ.

      В случае, если жалоба принята, заместитель руководителя ОС СМ — технический менеджер разрабатывает и согласовывает корректирующие действия с руководителем ОС СМ. Заместитель руководителя ОС СМ — технический менеджер контролирует выполнение корректирующих действий и информирует заявителя о принятых мерах в письменном виде.

      В случае, если жалоба относится к нарушениям в области обеспечения беспристрастности и объективности, то материалы по ее рассмотрению передаются в Сертификационный (Координационный) Комитет.

      Письменный ответ ОС СМ потребителю услуг по сертификации регистрируется в журнале жалоб. В случае, если потребитель не согласен с отказом в удовлетворении жалобы или предпринятыми корректирующими действиями, то материалы направляются в Комиссию по апелляциям.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *