Доплата трансаэро

Долг авиакомпании сократит доплаты всем пилотам-пенсионерам страны

Финансовые проблемы «Трансаэро» начинают оказывать влияние на всю авиационную отрасль. Задолженность авиакомпании перед Пенсионным фондом России может сократить дополнительные выплаты десяткам тысяч летчиков-пенсионеров, никогда в «Трансаэро» не работавшим. Средства для таких выплат формируются в ПФР из взносов всех авиакомпаний, а затем распределяются по пенсионерам-льготникам. «Трансаэро» уже задолжало в «общий котел» почти 160 млн руб., а это почти треть ежемесячных сборов отрасли.

Авиакомпания «Трансаэро», которая в ближайшее время может подать иск о собственном банкротстве, задолжала только за второй квартал 157,1 млн руб. Пенсионному фонду России (ПФР) по дополнительному социальному обеспечению, рассказали «Ъ» в фонде. Представитель фонда Марита Нагога пояснила, что из этой суммы 148,8 млн руб. приходится на дополнительные взносы, 8,3 млн руб.— на пени за просроченные платежи. Ситуация с третьим кварталом будет понятна к 16 ноября, подчеркнули в фонде.

Маршруты «Трансаэро» отдали рынку

По закону «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» авиакомпании уплачивают дополнительный взнос в Пенсионный фонд в размере 14% от выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей. И хотя большая часть взносов (90%) приходится на крупнейшие компании, ПФР распределяет эти средства среди всех пенсионеров, независимо от их принадлежности в прошлом. «Если «Трансаэро» не погасит задолженность, то летчики-пенсионеры, получающие доплаты по льготному обеспечению, получат меньше, поскольку доплата осуществляется по факту поступивших дополнительных взносов от компаний»,— поясняет Марита Нагога.

Размер выплат меняется раз в квартал и высчитывается по сложной формуле, которая включает поправочный коэффициент, зависящий от суммы взносов и пеней, собранных ПФР.

«Трансаэро» подаст на свое банкротство

Соответственно, чем больше компаний за большее количество действующих летчиков платит, тем больше в итоге размер фонда и выплаты пенсионерам. Если одна компания не в состоянии заплатить, то общая величина сборов, соответственно, уменьшается. Как подчеркнула представитель ПФР, никакой компенсации за счет государства или других компаний в этом случае не предусмотрено. Компания «Аэрофлот» отказалась комментировать данный вопрос, S7 не смогла предоставить оперативный комментарий.

Учитывая тот факт, что «Трансаэро» в понедельник заявило о готовности начать процедуру банкротства, погашение задолженности за второй и третий кварталы неочевидно. Кроме того, уход одного из крупнейших плательщиков и в дальнейшем отразится на доходах летчиков-пенсионеров, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение. По данным ПФР, их в настоящее время насчитывается 42 тыс. человек.

Как ситуация с «Трансаэро» отразится на авиабилетах

«Это очень нехороший прецедент, ведь 160 млн руб.— это 30% от месячного сбора по всем компаниям. Даже без ее учета взносы авиакомпаний уменьшаются из-за сложного экономического состояния в отрасли»,— отмечает вице-президент Профессионального союза летного состава России Вилли Вечирко. С учетом его данных, в феврале—апреле этого года средняя выплата по дополнительному пенсионному обеспечению летчиков была всего на 2,2% ниже прошлогоднего показателя (13 тыс. против 13,3 тыс. руб.), в мае—июне расхождение выросло до 3,7% (10,3 тыс. против 10,7 тыс. руб.), а в августе—сентябре оно превысило 4,1% (11,5 тыс. и 12 тыс. руб.). С ноября, как прогнозирует Вилли Вечирко, снижение составит 4-5% по отношению к тому же периоду прошлого года. Впрочем, он добавляет, что «Аэрофлот» обещает трудоустроить у себя половину из летного состава «Трансаэро» (авиакомпания в середине октября пообещала трудоустроить около 700 пилотов), а именно от их фонда оплаты труда и формируются взносы. Кроме того, не исключено, что в будущем какую-то часть средств задолженности «Трансаэро» можно будет получить в ходе процедуры банкротства.

Участники рынка из частных структур тоже считают описанную ситуацию интересным прецедентом, но усматривают в этой истории более глобальный смысл. «Я считаю, что это очень серьезный прецедент с точки зрения архитектуры пенсионной системы. В данном случае распределительная система показала, что имеет высокие риски. Человек может получить вовсе не те выплаты, на которые рассчитывал, исходя из пенсионных взносов, если экономическая ситуация в стране ухудшается»,— подчеркивает председатель совета директоров НПФ «Европейский» Евгений Якушев. Он уверяет, что при накопительной системе, когда взносы не используются для выплат текущим пенсионерам, у застрахованных лиц больше шансов получить более солидные выплаты. Советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов также подчеркивает, что это очень показательная история, когда в случае с банкротством одной компании могут пострадать все льготные пенсионеры отрасли. И ситуация с «Трансаэро» может быть только началом, предполагает он, напоминая, что аналогичная система дополнительного соцобеспечения существует, в частности, и в угольной отрасли.

Доплата трансаэро

Реестр вакансий

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало на своем сайте реестр вакансий, которые различные компании предлагают работникам прекратившей операционную деятельность авиакомпании «Трансаэро».

В списке вакансий — свыше 900 рабочих мест, большая часть которых касается наземного персонала — от грузчиков и уборщиков санузлов до бухгалтеров и заместителей генерального директора. Около 250 вакансий касаются летного состава — командиров воздушных судов, пилотов и бортпроводников. Численность сотрудников «Трансаэро», по данным отчетности компании за 2014 год, составляет 10,6 тыс. человек.

Надбавки за налет

Часть потенциальных работодателей указывает размер предполагаемой заработной платы, но цифры сильно разнятся. Так, например, авиакомпания «Уральские авиалинии» предлагает бортпроводникам зарплату примерно в 47 тыс. руб., а авиакомпания «Якутия» раскрывает лишь базовый оклад в 4,5 тыс. руб.

Командиру Boeing 737-700 «Якутия» обещает оклад в 56 тыс. руб. (второму пилоту — от 43,9 тыс.). Командира SSJ («Сухой Суперджет») та же авиакомпания приглашает на оклад всего в 11,1 тыс. руб. (второй пилот — 9400 руб.), а командира Ан-24 — всего на 7260 руб. (второй пилот — 6185 руб.). В том же реестре можно найти вакансию пилота — инспектора Boeing 757 от компании «Ай Флай» с зарплатой в 235 тыс. руб.

Такая разница может объясняться тем, что зарплата работников воздушных служб обычно состоит из оклада и различных надбавок, размер которых может превышать базовую ставку, рассказал порталу BFM.ru вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский. Основная доплата, по его словам, положена за налет — количество часов на определенном типе самолета. Опыт полетов на SSJ есть в основном у сотрудников «Аэрофлота», поэтому другие авиакомпании могут искать пилотов с небольшим налетом на этом типе самолета на низкие стартовые оклады, рассуждает источник РБК в Шереметьевском профсоюзе летного состава.

Оклад командиров в «Трансаэро» без всяких надбавок составлял около 20 тыс. руб., рассказал BFM.ru на условиях анонимности один из пилотов авиакомпании. Сколько составляют доплаты в той же «Якутии», авиакомпания не раскрывает.

Ограниченный набор в «Аэрофлот»

Большую часть сотрудников «Трансаэро» обещал трудоустроить «Аэрофлот». 2 октября его гендиректор Виталий Савельев заявил, что объединенная авиакомпания, созданная на базе «России», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний», сможет принять 5–6 тыс. сотрудников «Трансаэро». Позже министр труда Максим Топилин подтвердил, что порядка 5,5 тыс. сотрудников авиакомпании «Трансаэро» перейдут на работу в «Аэрофлот». «Насколько быстро, насколько плавно, на какие профессии, с переобучением или без — это другой вопрос, вопрос «дорожных карт», которые мы делаем», — сказал министр.

В реестре Росавиации размер зарплаты, который «Аэрофлот» предлагает бывшим сотрудникам «Трансаэро», не раскрывается. Авиакомпания сообщает, что оклад назначается только по результатам собеседований. Но в объявлении о приеме на работу пилотов, размещенном на сайте «Аэрофлота», говорится, что зарплата командира лайнера составляет до 400 тыс. руб. в месяц плюс социальный пакет размером еще до 300 тыс. руб. на человека в год. Откр?ытых вакансий бортпроводников на сайте «Аэрофлота» сейчас нет. Представитель авиакомпании отказался уточнить уровень оплаты труда для сотрудников «Трансаэро». Профсоюз «Трансаэро» вчера не ответил на запрос РБК.

«Аэрофлот» планировал взять у «Трансаэро» 35 самолетов, для их эксплу?атации потребовалось бы 350 — максимум 400 пилотов, говорит помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков. По его оценкам, до последнего времени в «Трансаэро» работали около 1100 пилотов.

Сами авиакомпании в отчетностях по МСФО раскрывают только общие затраты на заработную плату и общую численность сотрудников. Исходя из этих данных, средняя зарплата в «Аэрофлоте» по итогам первого полугодия 2015 года составляла около 187 тыс. руб. в месяц, в «Трансаэро» — около 135 тыс. руб. в месяц. Ежемесячные выплаты пилотам «Аэрофлота» составляют 300–350 тыс. руб., говорил в январе этого года РБК Ободков.

Дефицитная профессия

В апреле 2014 года в России вступил в силу закон, по которому авиакомпании получили возможность брать на работу иностранных пилотов. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что российским авиакомпаниям не хватает 1100–1200 штатных пилотов. Чаще всего в дефиците командиры экипажей.

Бортпроводники и наземный персонал «Трансаэро» также не останутся безработными, считает руководитель хедхантинговой компании TopContact Executive Search Артур Шамилов. По его данным, в авиационной отрасли есть дефицит специалистов, сейчас на нее в России приходится около 25–30 тыс. вакансий.

Что случилось с «Трансаэро»

1 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева «Трансаэро» было решено обанкротить без реструктуризации долга. Иски о банкротстве перевозчика уже подали Сбербанк и Альфа-банк. Не допустить банкротства пытается авиакомпания S7, совладелец которой Владислав Филев договорился о покупке контрольного пакета акций проблемного авиаперевозчика.

Но с 26 октября авиакомпания «Трансаэро» прекратила операционную деятельность в связи с вступлением в силу решения Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта.

До 15 декабря самолетами «Аэрофлота» и (при необходимости) других авиакомпаний будет перевезен еще 100 241 пассажир с забронированными билетами на рейсы авиакомпании «Трансаэро», сообщал «Аэрофлот».

Суд взыскал с бывшего топ-менеджера «Трансаэро» полученную во время банкротства премию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 июля. /ТАСС/. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд взыскал с бывшего заместителя гендиректора по финансам авиакомпании «Трансаэро» Марины Акчуриной 9,5 млн рублей, которые она получила в качестве премии после того, как в отношении перевозчика возбудили дело о банкротстве, следует из определения суда.

«Взыскать с Акчуриной М. Н. в конкурсную массу ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» 9 млн 570 тыс. руб.», — говорится в документе. Апелляционный суд также отменил решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который ранее признал выплату премии законной и не нашел оснований для ее отмены.

Как следует из материалов дела, взыскать деньги с Акчуриной потребовал конкурсный управляющий «Трансаэро» Алексей Белокопыт, который посчитал, что выплата топ-менеджеру была необоснованной в 2015 году, когда авиакомпания имела значительные долги и попала под процедуру банкротства.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ежемесячный оклад экс-замгендиректора составлял 27 тыс. рублей, а надбавка «за качество» — 423 тыс. рублей, однако, согласно трудовому договору, она работала сначала на полставки, а затем на ее четверть. При этом отдельным соглашением ей установили доплату, которая не зависела от отработанного времени, значительно превышала саму зарплату, а ее часть выплачивалась даже во время отпуска.

Апелляционный суд согласился с доводами конкурсного управляющего о том, что предшественники Акчуриной на должности получали значительно меньше, даже работая полный день, такая схема выплат «не отвечала экономической целесообразности для должника («Трансаэро») в условиях банкротной процедуры», а также «фактически имела своей целью прикрытие необоснованных выплат должником в пользу ответчика».

В 2015 году «Трансаэро» оказалась не в состоянии обслуживать долги, превышавшие 250 млрд рублей. В октябре того же года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Трансаэро». В 2017 году «Трансаэро» признали банкротом. Бывший топ-менеджеров компании также пытаются в суде привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании, в частности, во вторник суд рассмотрит иск о привлечении бывшего руководителя «Трансаэро» Дмитрия Сапрыкина.

Новости

МОСКВА, 7 окт — РАПСИ. Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил законность постановления о взыскании 9,5 миллиона рублей с бывшего заместителя генерального директора «Трансаэро» Марии Акчуриной в пользу авиакомпании, говорится в материалах суда.

Экс-менеджер компании обжаловала в кассации постановление апелляционного суда от 8 июля. Тогда суд по заявлению конкурсного управляющего авиакомпании Алексея Белокопыта признал недействительными сделками допсоглашение между должником и Акчуриной к трудовому соглашению, а также приказы об установлении ей ежемесячной доплаты.

Апелляционный суд пришел к выводу о том, что увеличение зарплаты Акчуриной в результате спорных соглашений после возбуждения производства по делу о банкротстве при отсутствии с ее стороны соразмерного встречного предоставления является экономически необоснованным, неравноценным по отношению к обязанностям, выполняемым в соответствии с трудовым договором. Это, как посчитал суд, свидетельствует о злоупотреблении сторонами соглашений своим правом.

«Трансаэро» и Акчурина осознавали и должны были осознавать, что должник находится в кризисной ситуации, в условиях наличия острой недостаточности денежных средств не только для погашения значительной кредиторской задолженности перед контрагентами по соответствующим обязательствам, но и для погашения имеющихся текущих расходов по первоочередным выплатам персоналу и обязательным платежам, отметил суд.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти 13 сентября 2017 года признал «Трансаэро» банкротом. Кредиторы должника на собрании 6 сентября 2017 года единогласно проголосовали за введение в авиакомпании конкурсного производства и признание ее банкротом.

Авиакомпания «Трансаэро» оказалась не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами, по некоторым оценкам, около 250 миллиардов рублей. Компания не осуществляет полеты с 26 октября 2015 года.

Суд обязал экс-замгендиректора «Трансаэро» вернуть компании 9,5 млн рублей

Судьи АС Северо-Западного округа Елена Зарочинцева, Иван Тарасюк и Александр Яковец отклонили кассационную жалобу бывшего заместителя генерального директора по финансам «Трансаэро» Марии Акчуриной, тем самым обязав её вернуть авиакомпании 9,5 млн руб. (№ А56-75891/2015).

Как следует из материалов дела, Акчурина стала замгендиректора в «Трансаэро» в декабре 2015 года. В ноябре 2017-го трудовой договор с ней расторгли. Во время своей работы она получала ежемесячные доплаты. Конкурсный управляющий «Трансаэро» Алексей Белокопыт обратился в АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признать выплату Акчуриной 9,5 млн руб. недействительной сделкой и обязать её вернуть эти деньги.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Зато апелляционная инстанция – 13-й ААС – встала на сторону конкурсного управляющего и обязала Акчурину возвратить 9,5 млн руб. компании. АС Северо-Западного округа поддержал это решение. Дело в том, что ежемесячные доплаты Акчуриной назначили уже после того, как Сбербанк инициировал банкротство «Трансаэро», а выплата денег заместителю гендиректора началась после того, как в отношении авиакомпании ввели процедуру наблюдения. Причём Акчурина знала о том, что авиаперевозчик имеет долг перед кредиторами, говорится в постановлении АС СЗО. Суд также обратил внимание на то, что предшественники Акчуриной выполняли больший объём работы (в ноябре 2015 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта ОАО «ТК «Трансаэро» и авиакомпания перестала осуществлять коммерческие воздушные перевозки).

Суд признал «Трансаэро» банкротом в сентябре 2017 года. К этому моменту долги компании выросли до 250 млрд руб.

Апелляция отменила взыскание с Росавиации 664 млн рублей в пользу «Трансаэро»

Девятый апелляционный арбитражный суд отменил решение первой инстанции взыскать с Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в пользу ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» 664 млн рублей. Об этом пишет Интерфакс.

Предыдущая инстанция в конце 2017 года обязала Росавиацию выплатить перевозчику 664 млн рублей, которые бюджет недоплатил за перевозку пассажиров на Дальний Восток по льготным ценам. Месяцем ранее суд присудил авиакомпании 25 млн рублей субсидий за перевозки в Калининград.

«Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт», — говорится в картотеке арбитражных дел апелляционного суда.

Судебный спор связан с исполнением договора, по которому государство выделило до 1,095 млрд рублей на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Согласно материалам дела, перевозки по льготным ценам проводились с апреля по октябрь, но субсидии на сумму 363,86 млн рублей «Трансаэро» получила только за период до конца июня.

Тогда представители Росавиации утверждали, что для получения субсидий авиакомпания должна была своевременно предоставлять справки об отсутствии задолженности перед государством, однако Арбитражный суд Москвы встал на сторону «Трансаэро». Опираясь на позицию Верховного суда РФ, арбитраж постановил, что договором предусмотрен закрытый перечень документов, соответствующий правилам (предоставления соответствующих субсидий), и констатировал, что все эти документы были предоставлены. В итоге суд постановил взыскать с государства в пользу авиакомпании недоплаченные 663,9 млн рублей.

Летом 2015 года стало известно, что «Трансаэро» не в состоянии обслуживать долги, превышавшие 250 млрд рублей. Тогда в правительстве решили начать процедуру банкротства компании, ее также лишили лицензии. В сентябре 2017 года в «Трансаэро» было введено конкурсное производство.

Сейчас дело о доплате субсидий находится на втором круге рассмотрения. Сначала суды встали на сторону Росавиации, но ВС РФ отменил их акты и вернул дело на пересмотр. Мотивировочная часть решения апелляционной инстанции пока не опубликована.

Апелляция отменила взыскание с Росавиации в пользу «Трансаэро» 664 млн рублей

Москва. 8 мая. INTERFAX.RU — Девятый апелляционный арбитражный суд во вторник отменил решение первой инстанции взыскать с Федерального агентства воздушного транспорта в пользу ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» 664 млн рублей, которые бюджет недоплатил за перевозку пассажиров по льготным ценам. «Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт», — говорится в картотеке арбитражных дел.

Этот спор связан с исполнением договора о предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета в пределах 1,095 млрд рублей, выделявшихся ради обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Согласно материалам дела, перевозки по сниженным ценам проводились с апреля по октябрь, но субсидии на сумму 363,86 млн рублей компания получила только за период до конца июня.

Представители Росавиации говорили, что для получения денег перевозчик должен был своевременно предоставлять справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, но Арбитражный суд Москвы, опираясь на позицию Верховного суда (ВС) РФ, решил, что это не так. «Договором (между «Трансаэро» и Росавиацией) предусмотрен закрытый перечень документов, соответствующий правилам (предоставления соответствующих субсидий) — расчет (их) размера, отчет о количестве перевезенных пассажиров и реестр перевозочных документов», — говорилось в отмененном теперь решении первой инстанции. Она констатировала, что все эти документы были представлены, а раз так, то компания должна получить недоплаченные 663,9 млн рублей из бюджета.

О долговых проблемах «Трансаэро» широко известно стало в середине неоплаченного периода. 11 августа, как сообщалось, долг перед структурой «Роснефти» за авиакеросин поставил под угрозу рейс «Трансаэро» Владивосток — Москва. В итоге компания оказалась не в состоянии обслуживать долги, превышавшие 250 млрд рублей, на правительственном совещании было принято решение о начале процедуры банкротства компании, у нее был отозван сертификат эксплуатанта, в связи с чем она прекратила полеты. В сентябре 2017 года в «Трансаэро» было введено конкурсное производство.

Дело о доплате субсидий находится на втором круге рассмотрения. Сначала суды встали на сторону Росавиации, но ВС РФ отменил их акты и вернул дело на пересмотр.

Причины, по которой апелляционная инстанция отменила решение Арбитражного суда Москвы, станут известны позднее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *