Банкротство в австралии

Несостоятельность (Банкротство)

Нашей компанией накоплен немалый опыт представления клиентов в процедурах банкротства, в том числе в наиболее сложных и крупных делах.

Мы оказываем правовую поддержку должнику, кредитору, арбитражному управляющему, а также иным лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Среди наших клиентов – крупные банки, инвестиционные компании и лидеры рынков.

Мы можем представлять интересы клиента в рамках трансграничного банкротства как в России, так и за рубежом, консультировать по вопросам зарубежного права в сфере несостоятельности.

Наши услуги в области сопровождения процедур банкротства включают в себя, в частности:

  • предварительный правовой анализ, оценку необходимости подачи заявления о банкротстве и разработку стратегии применения процедур банкротства;
  • подготовку и подачу в арбитражный суд заявления о банкротстве;
  • представление интересов конкурсного кредитора, должника или лиц участвующих в процессе по делу о банкротстве в рамках любых процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • правовое сопровождение деятельности арбитражных управляющих;
  • выявление имущества должника в России и за рубежом, участие в реализации данного имущества;
  • представление клиента в трансграничных банкротствах в России и за рубежом;
  • консультирование по любым вопросам российского и зарубежного права в сфере несостоятельности.

Сергей Бакешин
Старший юрист
[email protected]

Адресное приветствие от Министра

И.В. Осколков, Директор Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации

Луис Мануэль Межан, директор Федерального института по надзору за деятельностью арбитражных управляющих Мексики, и Председатель МАРБ

1) Отчетные материалы по итогам Собрания и Конференции в Бангкоке 2007 – на утверждение

2) Ежегодный отчет о деятельности 2007 – на утверждение

3) Отчет по сайту в Интернете – для информации

4) Финансовая отчетность МАРБ 2007 – на утверждение

5) Утверждение размера членского взноса на 2009

6) Назначение исполнительного комитета 2008-10

7) Назначение Председателя МАРБ

8 ) Назначение секретариата

9 ) Назначение Исполнительного директора

10) предложение о признании Линна Сандерса и Десмонда Флинна

Исполнительный директор/ секретариат

Примечания (1) Текущий состав Исполнительного комитета: Служба банкротства и арбитражных управляющих Австралии; Служба надзора в банкротстве, Канада; Департамент банкротства, Малайзия; Федеральный институт по надзору за деятельностью арбитражных управляющих Мексики; Служба банкротства и арбитражных управляющих, Новая Зеландия; Магистрат Верховного суда, ЮАР; Правовой департамент, Таиланд; Служба банкротства и арбитражных управляющих, Великобритания (Англия и Уэльс).

(2) Луис Механ, ИФЕКОМ, Мексика, выразил готовность оставаться на посту председателя МАРБ.

(3) Служба ИТСА Австралии выражает готовность продолжить выполнять функции секретариата

(4) Питер Джойс покидает пост Исполнительного директора после Собрания и Конференции в Санкт-Петербурге; и Терри Галлахер подтвердил свое согласие занять пост исполнительного директора после ухода с поста руководителя Службы банкротства и арбитражных управляющих Австралии.

Утренний кофе-брейк, фотография

Банкротство в австралии

Анализ и обобщение правоприменительной практики Великобритании в сфере несостоятельности граждан.
Законодательство о несостоятельности граждан Англии и Уэльса, наиболее из всех европейских стран, приближено к законодательству США. Неплатежеспособные физические лица в Англии и Уэльсе, в настоящее время рассматриваются в основном в соответствии с Законом о несостоятельности 1986 года, некоторые части которого были изменены Законом о предпринимательстве 2002 года и другими законодательными актами.
В таблице 3 представлены статистические данные по индивидуальной несостоятельности граждан в Англии и Уэльсе, с 2005 года по 2013 год.

Таблица 3
Статистические данные индивидуальной несостоятельности в Англии и Уэльсе, с 2005 года по 2013 годы [7].

год Всего В т.ч. заявлений
о банкротстве
Заявлений
о списании
долга
Индивидуальные
добровольные
договоренности
Судебные
договоренности
2005 67584 47291 20293 0
2006 107288 62956 4332 0
2007 106645 64480 42165 0
2008 106544 67428 39116 0
2009 134142 74670 11831 47641 0
2010 135045 59173 25179 50693 0
2011 119941 41876 29009 49056 0
2012 109660 31787 31179 46694 0
2013 101049 24536 27546 48967 0

Количество индивидуальной несостоятельности в Англии и Уэльсе (представлено в таблице 3), хоть и меньше, но сопоставимо с количеством индивидуальных банкротств в США. В законодательстве Англии и Уэльса граждане должники подпадают под определенную защиту от обязательств перед кредиторами, однако в гораздо меньшем масштаб, чем в США. С даты подачи заявления о банкротстве у гражданина должника изымается на продажу в пользу кредиторов все имущество, за исключением самого необходимого (недвижимость самым необходимым не признается). В течение года должник должен соблюдать режим «хорошего поведения», в рамках которого все его действия должны быть направлены на удовлетворение требований кредитора в счет погашения долга. По истечении 12 месяцев режима «хорошего поведения» с гражданина должника автоматически снимаются все обязательства по выплате долгов [8].
В 2007–2009 годах в законодательство о банкротстве Англии и Уэльса внесены изменения по облегчению бремени задолженности, что привело к росту индивидуальных банкротств. Как представлено в таблице 2, в кризисные годы общее количество заявлений о признании банкротства увеличилось в два раза (с 67 604 в 2005 году до 134 142 в 2009 году).

Анализ и обобщение правоприменительной практики стран, входящих в Европейский союз в сфере несостоятельности граждан.
Специфика процедур банкротства граждан в Федеративной Республики Германии несколько похожа на механизм индивидуального банкротства в Англии и Уэльсе, и регулируется Кодексом (правила) несостоятельности (банкротства) от 05.10.1994 (далее — Правила) [9].
Со вступлением в силу в 1999 году Правил, гражданам должникам стало возможным освободиться от обязательств 6 . У гражданина должника возникла возможность больше не платить долги через шесть лет после открытия производства по делу о несостоятельности. Если по завершению процедуры неплатежеспособности по-прежнему остаются обязательства, должник может быть освобожден от этого через процедуру, так называемую, «облегчение остаточного бремени задолженности».
В таблице 4 представлены статистические данные потребительского банкротства в Германии с 2005 года по 2016 год.

Институциональные аспекты банкротства предприятий в развитых странах Запада Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ельчанинов Д. В.

В статье на примере развитых зарубежных стран дан сравнительный анализ функций и полномочий государственных органов по банкротству предприятий, определены преимущества внесудебной процедуры реструктурирования долгов, рассмотрена проблема выбора между реорганизационными и ликвидационными процедурами несостоятельных предприятий.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ельчанинов Д. В.

ENTERPRISE BANKRUPTCY IN WESTERN DEVELOPED COUNTRIES: THE INSTITUTIONAL ASPECTS

The article analyses the functions and powers of the state bodies responsible fo r enterprise bankruptcy using the example of the developed countries and shows the advantages of debt restructuring without courts. It also examines the problems of choice between reorganization and liquidation procedures at bankrupt enterprises.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты банкротства предприятий в развитых странах Запада»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЗАПАДА

Как показывает практика большинства развитых зарубежных стран (Великобритании, Канады, США, Швеции, Германии, Австралии и др.), одним из ключевых элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации относительно действий правительства в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе).

Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, государственные органы по банкротству стран Европейского союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постанов -лений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банк -ротству.

В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет следующие полномочия:

— анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности;

— обеспечивать адекватность информации о должнике;

— делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства;

— дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.

В Великобритании роль государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1 800 постоянных сотрудников [1]. Функции этой Службы таковы:

— лицензировать специалистов по банкротству, осуществлять контроль за процессом выдачи лицензий специалистам по банкротству и за соответствием деятельности арбитражных и конкурсных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве;

— получать статистические данные от судов и от назначенных арбитражных и конкурсных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве с тем, чтобы решения, которые

кандидат экономических наук, соискатель кафедры менеджмента, Самарский государственным экономический университет

будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией;

— осуществлять функции конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;

— выявлять вероятные причины банкротства должника и понесения им убытков;

— выявлять причины незаявления о банкротстве директорами должника как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;

— проверять документацию любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;

— предписывать неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначать определенных аудиторов за счет компании;

— добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества; это примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сот в год);

— после каждого случая банкротства затребовать и получать от конкурсного управляющего отчет о деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности обращаться в суд о дисквалификации такого директора на срок до 15 лет;

— возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.

В Канаде существует специализированный государственный орган по делам о банкротстве, подчиненный Правительству страны и именуемый «Институтом суперинтендантов по несостоятельности». В компетенцию этого органа входит:

— законодательная инициатива по вопросам несостоятельности;

— обобщение опыта и практики банкротств в стране;

— разработка и контроль за соблюдением единого профессионального стандарта арбитражных и конкурсных управляющих;

— лицензирование, контроль деятельности и отзыв лицензий у специалистов по банкротству;

— возбуждение дел о банкротстве в судах.

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. С 1938 г. ее функции, зафиксированные в Законе о банкротстве, были таковы:

— выступать в качестве эксперта-консультанта судов по банкротству;

— быть стороной в судопроизводстве по делам о банкротстве с правом давать обязательные заключения по планам реорганизации несостоятельных предприятий;

— рекомендовать судам по банкротству кандидатуры независимых внешних управляющих.

В реформированном в 1978 г. американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:

— выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в частности по поводу назначения конкурсного управляющего, комиссий креди-

торов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управ -ляющих, использования, продажи и аренды собственности;

— контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;

— возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.

В ряде случаев КБЦБ воздействовала на условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству в США появились Государственные федеральные конкурсные управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.

Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его таковы:

— выработка государственной политики в области банкротств и контроль ее осуществления;

— консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;

— подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих;

— осуществление функций конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с малыми активами;

— консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;

— контроль уровня оплаты конкурсных управляющих; доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника;

— контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;

— осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.

Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице.

В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. В Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования [1].

В целом добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

Функции и полномочия Государственных органов по банкротству

Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве Великобритания США Швеция Россия

1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере

Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве + + + +

Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы + +

Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности + + +

Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве + + +

Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности + +

Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству + + +

Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству + + +

2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия

Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия + +

Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также об осуществлении оценки стоимости активов + + +

Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве + + + +

Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства + + + +

Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий + + +

Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве + + + +

Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника + + + +

Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом + + +

Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) + + + +

Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) + + +

Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства + + +

Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы +

4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности

Организация системы подготовки специалистов по банкротству + +

Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления + + + +

Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих + + +

Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих + + +

Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству + + +

Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих + + +

Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.

Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле [3]. В Великобритании ликвидация предприя-

тия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовали большинство акционеров (не менее 75%) и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов.

В этой же стране некоторые функции органа по банкротству в части осуществления внесудебных процедур выполняют также банки. По закону любой английский банк в том случае, если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции его руководства. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию.

Законодательством Канады предусмотрено наличие превентивных реорганизационных мер, применяемых к должнику с целью недопущения его банкротства, причем проведение таких мероприятий может прямо указываться в договоре, из которого вытекают обязательства должника (судебные же процедуры возникают только с момента появления предмета спора по реализации указанных процедур).

По мнению ведущих западных специалистов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства.

За последние годы отношение законодателей, практиков по банкротству и общественного мнения большинства зарубежных стран к проблеме выбора между реорганизационными и ликвидационными процедурами несостоятельных предприятий претерпело значительные изменения. Наиболее типичным примером законодательства о банкротстве, отдающего предпочтение реорганизации несостоятельного предприятия перед его ликвидацией и продажей новому собственнику, был Закон о банкротстве США, а именно гл. 11. Под влиянием этого закона после Второй мировой войны аналогичные положения были введены в законодательства некоторых других стран, в частности Германии и Франции.

Однако формы реорганизации несостоятельных предприятий в этих странах оказались на практике не столь успешны, как первоначально предполагалось, частично — из-за негативного воздействия на бизнес обнародования информации о финансовых трудностях предприятия-должника, частично — из-за отсутствия дальнейшего финансирования. Поэтому в большинстве западных стран законодательное закрепление приоритета реорганизационных процедур над ликвидационными было отменено (даже в США наиболее известная ст. 11 Закона о банкротстве была радикально пересмотрена в 1994 г), и в настоящее время единственной страной, в которой принцип сохранения предприятий и рабочих мест приоритетен по сравнению с принципом банкротства, является Франция, где соблюдение этого принципа привело к негативным последствиям в виде потери конкурентоспособности на мировых рынках многих французских предприятий и даже отраслей. Некоторые западные юристы считают, что этот принцип настолько далек от идеи банкротства, что другие

страны не должны признавать французское законодательство правомерным законодательством о банкротстве вообще.

Согласно общепринятому сейчас на Западе мнению любое положение в законодательстве, отдающее предпочтение спасению бизнеса по сравнению с обеспечением возмещения кредиторам, может означать, что несостоятельные и нежизнеспособные предприятия будут продолжать свою деятельность в ущерб кредиторам. Это приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны кредиторов, и затрудняет получение новых кредитов. Сохранение рабочих мест как приоритетное направление по сравнению с отдачей долгов осложняет получение кредита предприятиями прежде всего трудоемких отраслей.

Проблемы подобного рода возникли во Франции, при этом уровень спасения бизнеса там остался чрезвычайно низким. Требования приоритетного сохранения рабочих мест по сравнению с объявлением предприятия банкротом не только контрпродуктивны, но и не нужны, поскольку в огромном большинстве случаев рабочие места сохраняются не при реорганизации несостоятельных предприятий, а при продаже их действующего бизнеса. К тому же при этой форме банкротства кредиторы получают наибольшее возмещение.

В соответствии со сложившейся на Западе практикой , банкротство — это эффективное средство для перераспределения ресурсов независимо от того, представлены ли эти ресурсы основными фондами или квалифицированной рабочей силой. Никакая экономика не может выиграть от того, что на неработающем предприятии будут заняты квалифицированные кадры, которые могли бы быть привлечены к работе на предприятии преуспевающем. Если прибыль — награда предпринимателя за успех, то банкротство — это цена неудачи. Общепризнан факт, что тот, кто не выдерживает конкуренции, в конце концов ликвидируется — в противном случае не остается достаточных стимулов для конкуренции. Попытка избежать банкротств любой ценой хорошей альтернативой не является.

В последние годы на Западе наблюдается движение к реформе законодательства о несостоятельности, что, в частности, свидетельствует о поиске путей повышения эффективности процедур реорганизации несостоятельных предприятий [2]. Законодательством о банкротстве Канады установлено, что Закон и процедуры несостоятельности должны пересматриваться каждые три года с целью приведения их в соответствие с изменяющимися экономическими реалиями. Особое судопроизводство, направленное на защиту предприя-тий-должников или на стимулирование мирового соглашения между ними и кредиторами и проводящееся отдельно от процедур признания предприятия банкротом, было отменено в странах Запада (Франция, США, Германия) в результате реформ законодательства о банкротстве. Такое судопроизводство оказалось неспособным в современных финансовых условиях помочь в спасении терпящих трудности предприятий. В Германии, например, только в 1% случаев такого согласительного судопроизводства было достигнуто соглашение между должником и необеспеченными кредиторами.

К тому же условия таких соглашений недостаточно учитывают положения обеспеченных кредиторов.

По мнению немецких юристов, наиболее практичным и часто используемым способом спасения пред-приятий-должников является полная продажа активов таких предприятий новому собственнику. В 1989 г. Федеральное Министерство юстиции Германии опубликовало реформированный Закон о банкротстве, в котором целью производства по несостоятельности заявлено максимальное увеличение стоимости активов должника и распределение этой стоимости среди различных претендентов на нее в соответствии с относительной очередностью прав финансовых требований. Германский подход состоит в том, что нужно предоставить рыночным силам решать, что лучше подходит для максимального увеличения стоимости активов действующего предприятия: реорганизация должника или продажа его бизнеса и активов после ликвидации. Исходя из этой цели германское законодательство о банкротстве не отдает предпочтение продолжению деятельности существующего предприятия-должника по сравнению с продажей предприятия другому субъекту или даже расчленением активов должника с последующим их более эффективным распределением. Иными словами, современная цель процедур несостоятельности в Германии — эффективное использование активов, а

не защита попавших в затруднительное положение фирм от действия рыночных сил.

Как полагают ведущие западные специалисты по несостоятельности, если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих мест, а не удовлетворения исков кредиторов возобладает в России, то ни у российских, ни у западных инвесторов не будет стимула инвестировать в отечественные предприятия, предоставлять им кредиты, ибо не будет гарантии возврата (хотя бы частичного) вложенных средств в случае их неэффективного использования.

По итогам анализа зарубежного опыта можно сделать вывод о том, что применение внесудебных, например экономико-предпринимательских, процедур антикризисного управления предприятиями является бо -лее эффективным.

1. Антикризисное управление / Под ред. Э .С.Минаева, В. П. Панагушина. М.: ПРИОР, 1998.

2. Антикризисное управление: Теория и практика наблюдения / Под общ. ред. В.В. Голубева. М.: Статут, 2000.

3. Григорьев В., Юн Г., Гусев В. Направления, виды и типы реструктурирования // Вестник ФСФО. 2001. №2.

4. Макаренко О.Г. Стратегический менеджмент. Самара: Изд-во Самарской гос. эконом. академии, 2002. Ч. I: Стратегическое мышление.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА -ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ВОСПРОИЗВОДСТВА КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Несмотря на обилие работ по проблеме коррупции, в общественнополитической и специальной литературе пока нет общепринятого определения этого феномена. Это обусловлено, во-первых, сложностью рассматриваемого явления, а во-вторых, различием критериев отнесения к ней той или иной человеческой деятельности. В рамках заявленной темы, не вдаваясь детально в рассмотрение существующих подходов к трактовке этой дефиниции, будем исходить из следующего ее определения: кор -рупция — это подсистема общественных отношений, направленных на достижение корыстных личных или групповых интересов.

Для достижения корыстных целей используются любые средства и методы, независимо от существующих правовых норм и правил. Проявления коррупционных отношений весьма разнообразны и пронизывают все ветви и уровни государственной власти и управления, политические институты общества, его экономический базис.

В современной России коррумпированность органов власти и управления, по оценке Президента страны В.В. Путина, стала главным тормозом экономических преобразований. Она является одним из важных факторов развития преступности в обществе. Сегодня коррупционные отношения выступают связующим звеном между государственными органами и преступными группировками и в ряде случаев лишают защиты граждан и юридических лиц в попытках отстоять свои законные права и интересы. Однако самый большой ущерб от нее не экономический, а социальнополитический — утрачивается доверие народа к власти.

Основным средством для достижения корыстных интересов в различных сегментах человеческой деятельности являются деньги. Источником

кандидат экономических наук, профессор, начальник кафедры гуманитарных и социальных наук, Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ

Банкротство в Австралии

Знакомая одна провела работу по изучению опыта зарубежных стран по банкротству физ.лиц. решил выложить ее труд сюда.

Согласия своего на ее профиль я не получил.

Сейчас также занимаюсь этой сферой. Решил выложить сюда для общего развития.

Дубликаты не найдены

Что как бы закономерно.

О сообществе

Задачами сообщества являются поддержка, разъяснение и консультирование Пикабушников по правовым вопросам.

Сообщество также осуществляет развлекательную и просветительскую функции путем публикации материалов тематической направленности и юмористического содержания.

(Ст 2 КПОП ЛЮ Пикабу РФ)

Все правила сообщества прописаны в КПОП ЛЮ Пикабу РФ.

P.S КПОП ЛЮ Пикабу РФ написан с определенной долей юмора, действует только на территории Пикабу, имеет слабое отношение к законодательству РФ, в чем то даже ему противоречит)))

Администрация сообщества желает вам приятного времяпрепровождения в «стенах» нашего сообщества 😉

Кодекс поведения, общения и публикации материалов в Лиге Юристов на сайте Пикабу. (КПОП ЛЮ Пикабу РФ от 02.03.2017)

Краткое содержание КПОП ЛЮ Пикабу РФ в упрощенном виде.

Любой пост с просьбой о помощи должен обозначаться хештегом «юридическая консультация» или » прошу юр помощи» (Ст.8 КПОП ЛЮ Пикапу РФ), те, кто по какой то причине не хотят видеть такие посты, просто добавляют хештеги в игнор лист. Игнорирование этого правила влечет за собой удаление поста в соответствии со ст.11 КПОП ЛЮ Пикабу РФ)

Бан можно получить за: заведомо бесполезный или вредный совет; за глумление,высмеивание, троллинг и иные формы социальной провокации; за оскорбления в адрес отдельных пользователей, а также социальных групп, народов, национальностей и т.д.; за комментарии экстремистского характера, а также направленные на разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;

Как банкротят физических лиц в разных странах

Процедура банкротства граждан в Австралии, США, Японии, Великобритании, Франции и Испании отличается жесткостью по отношению к должнику. Помимо имущества, которое теряет банкрот, он может лишиться и некоторых гражданских прав.

США: алименты списанию не подлежат

В США закон о банкротстве физических лиц имеет сложную структуру. В зависимости от дохода должника происходит выбор статьи закона о банкротстве. Для физических лиц обычно применяются статьи 7 и 12 закона о банкротстве.

В простых случаях по статье 7 процесс признания должника банкротом может занять всего три-четыре месяца. Характерно, что некоторые виды долгов, как правило, не могут быть списаны даже после признания должника банкротом. К таким долгам относятся образовательные кредиты, алименты, некоторые долги по налогам и уголовные штрафы. Списываются следующие виды долгов: долги по кредитным картам, персональные ссуды, счета за медицинское обслуживание. Должник может объявить себя банкротом и пройти процедуру банкротства по статье 7 не чаще чем раз в восемь лет.

Имущество должника, находящееся в залоге у кредитора, например автомобиль, может быть изъято у должника даже после признания его банкротом. Мошенничества в области банкротств являются уголовно наказуемым преступлением.

Великобритания: хватит и 750 фунтов

В Соединенном Королевстве физическое лицо может стать банкротом в трех случаях:

1. Должник обращается в суд с просьбой признать себя банкротом из-за неимения возможности оплачивать существующие долги.

2. Кредитор обращается в суд с просьбой признать должника банкротом, когда последний задолжал не менее 750 фунтов (около $1150).

3. Конкурсный управляющий обращается в суд с просьбой признать должника банкротом по причине нарушения должником условий мирового соглашения, достигнутого ранее с кредиторами.

Процедура банкротства, как правило, длится не больше года, однако если должник не желает сотрудничать с арбитражным управляющим, то срок может быть увеличен. По факту признания физического лица банкротом на него налагается ряд ограничений по роду деятельности: должник не может быть членом ассоциации юристов, агентом по недвижимости, конкурсным управляющим, биржевым брокером или руководителем коммерческой структуры. Кроме того, банкрот не может быть членом парламента или занимать должности в органах местного самоуправления. При попытке получения кредита размером более 500 фунтов (примерно $800) и при устройстве на работу должник обязан уведомить банк и потенциального работодателя о своем статусе банкрота.

По завершении процедуры банкротства должник может оставить себе инструменты и недорогой автомобиль, необходимые для выполнения какой-либо работы, предметы быта, одежду, мебель. Банкрот также сохраняет свое право на пенсию. Пенсионные накопления не могут быть изъяты арбитражным управляющим.

Банкрот лишается права распоряжаться своим имуществом. Недвижимость, земельные участки и автомобили могут быть проданы для покрытия долгов. Кроме того, арбитражный управляющий имеет право заморозить все банковские счета должника. При этом в случае, когда у банкрота есть срочная потребность в этих средствах, например для покупки еды, по договоренности доступ к счету может быть открыт.

Конкурсный управляющий при необходимости имеет право обязать должника ежемесячно выплачивать часть получаемых доходов в пользу кредиторов. Это обязательство может длиться до трех лет и исполняется должником только при наличии финансовой возможности.

Франция: все на распродажу

Во Франции перед началом процедуры банкротства физического лица принимаются меры, направленные на недопущение банкротства. Специальная комиссия по задолженности составляет план-график выплат кредиторам. Однако в большинстве случаев такая практика не приносит должного результата, поэтому наступает следующий этап — восстановление.

Этот этап является добровольным, длится, как правило, 12 месяцев и подразумевает самостоятельную продажу имущества, движимого и недвижимого, с целью выплаты долгов (в США и Великобритании этим занимаются арбитражные управляющие). Если комиссия по задолженности находит, что должник прилагает все возможные усилия к выплате долга, то по истечении годового периода остаток долга может быть списан.

Банкроты, как правило, попадают в черный список Банка Франции и могут испытывать трудности при попытке получения нового кредита в течение следующих восьми лет. Должники, прилагающие должные усилия к добровольной выплате долга, могут избежать этой участи. Если должник не желает продавать свое имущество для выплаты долга (автомобиль или дом), то он может заключить соглашение с кредиторами, в рамках которого часть заработка должника будет автоматически направляться на выплаты кредиторам. Однако кредиторы имеют право не соглашаться на такой вариант и в редких случаях через суд все же принуждают должника к распродаже имущества.

Австралия: заграница только снится

Персональное банкротство в Австралии имеет долгосрочные последствия, поэтому эксперты рекомендуют прибегать к этой мере лишь в крайнем случае.

Процедура банкротства осуществляется специальным государственным органом — Australian Financial Security Authority (AFSA). Банкротом может объявить себя любое частное лицо, имеющее размер долга более 5000 австралийских долларов (примерно $3500).

По завершении процедуры банкротства должник может оставить себе инструменты, недорогой автомобиль, мебель, предметы быта, а также имеет право на целевое использование средств, накопленных в рамках страхования жизни и здоровья, право на пенсию и выплаты государственного агентства Centrelink (http://www.humanservices.gov.au/customer/dhs/centrelink), поддерживающего малообеспеченных и безработных граждан.

В результате банкротства должник может потерять жилье, любую инвестиционную недвижимость и земельные участки, автомобиль, права на доли имущества, которое находится в совместном с партнерами владении, права на имущество и денежные средства, получаемые должником по завещанию, права на выигрыши в лотерею. Кроме того, банкрот лишится права на получение налоговых премий, накопленных до наступления банкротства, а также любых ценных бумаг, имеющихся в его распоряжении.

В долгосрочной перспективе банкрот столкнется с ограничениями при получении кредитов, при пересечении границы и осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, если должник играет в азартные игры и продолжает накапливать долг, к нему могут быть применены дополнительные меры воздействия в виде штрафов. Нарушение банкротом правил, предусмотренных законом о банкротстве, грозит тюремным заключением сроком до трех лет.

Испания: право первого

В Испании должник может быть признан банкротом либо по собственному желанию, либо по требованию кредиторов.

В первом случае наличия задолженности недостаточно для того, чтобы быть признанным банкротом. Должник должен доказать свою неплатежеспособность. Интересным фактом является то, что первый кредитор, подавший требование о банкротстве должника, имеет преимущество перед остальными кредиторами: он может получить до 25% от совокупного долга перед пулом кредиторов. Есть и еще один плюс для того, кто первым забил тревогу: эти средства он может получить еще до вынесения судебного решения.

Должник, являющийся наследником какого-либо имущества или денежных средств, может попросить признать себя банкротом, но только до вступления в права наследования.

Должник должен инициировать процедуру собственного банкротства в течение двух месяцев с момента наступления неплатежеспособности, в противном случае он может понести дополнительную ответственность по решению суда.

Япония: в ответе за долги компании

Интересным фактом о персональных банкротствах на территории Японии является то, что в случае банкротства компании может последовать наступление индивидуальных банкротств ее топ-менеджеров. В Японии такая практика широко распространена: высшее руководящее звено компаний малого и среднего бизнеса зачастую является поручителем по корпоративному долгу. Поэтому при наступлении банкротства компании ее руководители должны оплатить накопленный долг. В случае недостаточности личных средств для оплаты долга компании менеджеры проходят процедуру персонального банкротства и лишаются личного имущества.

При наступлении банкротства физического лица право распоряжения активами, банковскими счетами, недвижимостью переходит к арбитражному управляющему. Должник может оставить себе лишь мебель, денежные средства для личных нужд, достаточные для покрытия расходов в течение следующих трех месяцев (обычно не более $10 000), автомобиль и страховку жизни, совокупная стоимость которых не превышает $2500.

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТЫХ СТРАН И РОССИИ

Ушанов С.А. студент 4 курса

Российский университет дружбы народов

STATE AUTHORITIES OF DEVELOPED COUNTRIES AND RUSSIA IN BANKRUPTCY ACTIONS: A COMPARATIVE ANALYSIS

Ushanov S.A. student of 4th courses

Peoples’ Friendship University of Russia

Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Основными задачами, решаемыми законами о банкротстве стран с рыночной экономикой, являются следующие:

Максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены и внести свой вклад в экономику страны;

Защита активов предприятия — должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов;

Возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов или в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение);

Обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.

Известный исследователь проблем национальных моделей несостоятельности Е. Файншмидт неоднократно отмечал, что в соответствии с применяемой концепцией банкротства, процедуры, реализующие вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации прежней управленческой стратегии. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, — если бизнес должника удается сохранить, — в сохранении деловых отношений с должником в будущем.

Законодательство развитых стран о банкротстве представляет собой гораздо более высокую ступеньку в эволюции предпринимательского права, чем в России. Это обусловлено более долгим периодом существования данной отрасли права в развитых зарубежных странах (хотя источники и указывают на более, чем 200 летнюю историю существования данного вида права в России, однако в современном его понимании в условиях рыночной экономики предпринимательское право существует и развивается на территории России немногим более 20 лет, т.к. в развитии данного направления был сделал более чем 50 летний перерыв во время существования СССР).

Более эффективное развитие позволяет создать лучшие условия для предпринимательской деятельности, привлекать инвесторов и стимулирует граждан на более высоком уровне реализовывать свой предпринимательский потенциал, не боясь в дальнейшем необоснованного преследования по закону и тяжёлые последствия банкротства.

Несостоятельность (банкротство) – признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации, или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Под термином «банкротство» также понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработке мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, – на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника.

Банкротство, инициированное самим должником, часто именуется как самобанкротство, или плановое банкротство.

В РФ решение о признании должника банкротом уполномочен принимать арбитражный суд, а в правовой науке институт несостоятельности (банкротства) относят к отрасли предпринимательского права.

В настоящее время общая процедура банкротства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в России регламентируется и критерии несостоятельности определяются федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником.

У большинства стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.) одним из ключевых элементов современной системы несостоятельности является наличие специального Государственного органа (ведомства) с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации правительству относительно действий последнего в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе). Законодательная и консультационная функции являются одной из ключевых особенностей Уполномоченных органов в делах о банкротстве в России и Государственных органов (уполномоченных) в развитых странах с рыночной экономикой.

Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству зарубежных стран: а) разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой; б) сбор, анализ и представление Правительству статистической информации о делах о несостоятельности; в) сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве; г) выработка рекомендаций Правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности; д) организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству; е) разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих; ж) организация контроля таких аспектов деятельности арбитражных управляющих, как: соблюдение профессионально-этическому кодекса; отчетность по выявленным активам; соответствующее и своевременное инвестирование денежных поступлений; соответствующее распределение средств от реализации активов; правильное признание исков; сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности, утверждаемые судом; получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения; з) консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству; и) осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами; к) обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае нехватки конкурсной массы; л) контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях-должниках, представляемой судам; м) контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров; н) защита интересов общества путем выявления серьезных нарушений в управлении предприятиями (например, подлога с инвестиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже, незаконном отчуждении активов, ведении аморального или бесчестного бизнеса) и вмешательства в дела таких предприятий вплоть до возбуждения в судах дел об их банкротстве; о) защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности 1 .

Также необходимо отметить, что уполномоченные органы зарубежных стран имеют более широкий и комплексный круг обязанностей, который создаёт наилучшие условия для их функционирования во всей плоскости законодательства, а также его исполнения.

Компетенция и функции уполномоченных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, уполномоченные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, уполномоченные органы по банкротству стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.

В Австралии Уполномоченным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия: а) анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности; обеспечивать адекватность информации о должнике; делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства; дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно, либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль Уполномоченного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США.

В реформированном в 1978 г. американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции: выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в том числе, кандидатуры и уровня оплаты арбитражного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, использования, продажи и аренды собственности; контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов; возражать против утверждения судом плана реорганизации в случае злоупотреблений со стороны должника.

В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Уполномоченному органу по банкротству в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства 1 .

Уполномоченный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его таковы: выработка и контроль за осуществлением государственной политики в области банкротств; консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности; подготовка, лицензирование, консультирование арбитражных управляющих; консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства; контроль уровня оплаты конкурсных управляющих; доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника; контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов; осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.

В Великобритании роль Уполномоченного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 2700 постоянных сотрудников.

Функции этой Службы таковы:

Разработка рекомендаций Правительству в отношение политики в области банкротства.

Обследование финансового состояния и контроль финансовой деятельности всех физических и юридических лиц, в отношении которых в суде возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с целью выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков.

Осуществление функций арбитражного управляющего в делах, представляющих общественный интерес.

Осуществление функций конкурсного управляющего в делах, по которым активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия не хватает для оплаты независимого профессионала (по российской терминологии — ликвидация отсутствующего должника).

Выявление криминальных нарушений в делах о несостоятельности (банкротстве) и возбуждение в судах дел о судебном преследовании соответствующих лиц (руководителей должников или арбитражных управляющих).

Направление соответствующей информации в правоохранительные органы;

В случае необходимости (по жалобам или иным показаниям) — затребование и получение от конкурсного управляющего отчета о деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности — возбуждение в суде дела о дисквалификации таких руководителей на максимальный срок до 15 лет.

Лицензирование и регулирование деятельности специалистов по банкротству (либо непосредственно, либо путем делегирования соответствующих полномочий) аккредитованным профессиональным ассоциациям); контроль за соответствием деятельности арбитражных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве.

Получение статистических данных от судов и от назначенных арбитражных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве с тем, чтобы решения, которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией.

Выявление причин по подаче заявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно (неисполнение этой обязанности – нарушение закона).

Проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности.

Предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку за счет компании и назначение определенных аудиторов.

Возбуждение дела о ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества; на такие случаи приходится приметно 1 % всех банкротств в Великобритании (несколько сот в год).

Функционирование системы банкротства Канады обеспечивается совместными усилиями Уполномоченного органа Канады по банкротству, судов и частных лицензированных управляющий дел по несостоятельности (аналог российских арбитражных управляющих, в Канаде называемые «трасти» — с ударением на последнем слоге).

В 1967 году была окончательно сформирована Службы Суперинтенданта по банкротству (ССБ), которая с тех пор является единственным Уполномоченным органом по банкротству осуществляющим как предписанные Суперинтенданту Законом надзорные, нормотворческие и прочие функции и полномочия по обеспечению соответствия всей канадской системы банкротства Закону.

Имея установленный Законом о банкротстве и несостоятельности мандат «управлять и контролировать ведения всех дел, на которые распространяется действие настоящего Закона», задачи ССБ состоят в следующем: обеспечивать соответствие Закону осуществление всех действий и процедур несостоятельности и банкротства в стране; создавать и постоянно совершенствовать нормативную базу процедур несостоятельности, своевременно отражающую сущностные перемены в экономической и финансовой жизни страны; обеспечивать активное участие всех частных участников процедур несостоятельности и банкротства (должника, кредиторов и лицензированного управляющего) в эффективном управлении и распоряжении имуществом должника; обеспечивать гармоничность действий всех трех составных частей системы несостоятельности Канады, — т.е. сообщества управляющих, судов и самой ССБ; активно содействовать повышению доверия со стороны инвесторов путем предоставления необходимой информации деловому сектору страны.

Исходя из этих задач, функции ССБ таковы:

Осуществление программы мониторинга (надзора) действий всех участников дел о несостоятельности; в первую очередь, конечно, мониторингу подвергаются лицензированные управляющие; однако равным образом проверяется деятельности должников и кредиторов. Мониторинг осуществляется как по жалобам, так и по инициативе самой ССБ: на выборочной основе, на определенной территории и т.д.

Осуществление программы интервенции (вмешательства) в дела по банкротству и несостоятельности всякий раз, когда надзор выявляет отклонение процедуры от Закона; вмешательство может иметь форму указания нарушителю со стороны сотрудника ССБ, а может иметь форму возбуждения дела в суде или выступления стороной в судебном заседании или настоянии на организации судом специального заседания.

Разработка изменений и дополнений в Закон о банкротстве и несостоятельности, причем делается это постоянно, поскольку согласно канадскому законодательству Закон о банкротстве должен пересматриваться каждые 5 лет (или чаще, если потребуют обстоятельства).

Разработка обязательных к исполнению лицензированными управляющими правил, инструкций, форм и прочих нормативных документов.

Сбор, анализ и публикация статистики дел о несостоятельности и банкротстве в стране и в разных провинциях.

Предоставление по запросам информации в отношении любого лица (физического или юридического) о том, подвергалось ли это лицо! процедурам банкротства, когда и с каким результатом.

Регистрация заявлений участников процедур, исследования отчетов о поступлениях и расходах средств в ходе осуществления процедур и выработка по этим отчетам заключений, выдача сертификатов о начале процедуры.

Исследование финансового состояния должника, ведение в качестве председателя собрания кредиторов.

Все эти функции статусны и определены Законом.

Функции и полномочия уполномоченных органов по банкротству

Наименование функций и полномочий уполномоченного органа по делам о банкротстве

1. Уполномоченный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере

Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве

Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы

Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности

Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве

Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности

Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству

Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству

2. Уполномоченный орган по банкротству и несостоятельные предприятия

Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия

Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов

Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве

Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий

Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве

Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника

3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности

Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом

Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности)

Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника)

Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства

Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы

Организация системы подготовки специалистов по банкротству

Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления

Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих

Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих

Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству

Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих

Источник: Бандурин В. В., Ларицкий В. Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 1999. – 164 с.

В заключении необходимо отметить, что на данный момент уполномоченные органы Российской Федерации находятся на начальном этапе развития и значительно отстают от уполномоченных органов развитых зарубежных стран. Законодательство в нашей стране отличается от законодательства стран с развитой рыночной экономикой, в сторону меньшей гибкости по отношению в банкроту и кандидату на эту роль, что подтверждают данные о банкротствах и финансовых оздоровлениях за последние год (финансовых оздоровлений единицы). Однако это обусловлено не только неэффективной законотворческой деятельностью, но и «молодостью» существующей системы.

Западные системы банкротства сильно различаются по степени участия суда в процессе (к примеру, во Франции вмешательство суда весьма велико, что создает задержки и повышает стоимость процедур). Во многих странах часто наблюдаются трения, нестыковки и пробелы по вопросам соотношения между законом о банкротстве и законодательством по другим смежным вопросам. По мнению ряда экспертов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению, канадская модель банкротства наиболее интересна и оптимальна для российской экономики.

Необходимо заметить низкую интеграцию уполномоченных органов Российской федерации в законотворчество и консультирование бизнеса по вопросам банкротства.

Список использованных истоников:

Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление, 2011

Короткова Э.М. Антикризисное управление, 2003

1 Бандурин В. В., Ларицкий В. Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 1999. 115 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *