Государственная экспертиза проектной документации виды

Экспертиза проектной документации.

Известный факт — проектная документация на строительство должна пройти экспертизу на подтверждение её качества. На сегодняшний день такие экспертизы бывают двух видов: государственная и частная. В чем между ними разница, и какую из них выбирать заказчику, нам согласился рассказать почетный строитель России Лев Каплан.

Определение понятия

Проектная документация — документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и (или) технического перевооружения объектов капитального строительства.

Экспертиза проектной документации проверяет, насколько представленная документация соответствует требованиям технического регламента и результатам инженерных изысканий. Также в процессе экспертизы проверяется, насколько результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технического регламента. В результате таких проверок представители экспертизы выдают заключение о соответствии или несоответствии представленного проекта вышеуказанным требованиям.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Без положительного заключения экспертизы проектной документации разрешение на строительство получить невозможно.

Где проводить такую экспертизу

Как уже было сказано выше, существует как государственная, так и негосударственная экспертиза проектной документации. Государственная экспертиза проводится органом исполнительной власти субъекта РФ или подведомственным ему государственным учреждением по месту нахождения земельного участка.

С полными правилами прохождения экспертизы в государственных учреждениях можно ознакомиться в положении утверждённым Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

Негосударственная экспертиза проводится частными компаниями, имеющими аккредитацию для таких работ. Процедура получения аттестации на право проведения негосударственной экспертизы регламентируется статьями 49.1 и 50 ГК РФ. Основное требование к организациям, которые наделены правом проведения негосударственной экспертизы, что в них должно быть не менее 5 лицензированных экспертов, которые должны пройти регистрацию в лицензионной палате.

Важно отметить, все объекты строительства, финансируемые из государственного бюджета должны проходить исключительно гос. экспертизу. Также исключительно её должны проходить некоторые особо важные объекты.

В остальных случаях заказчик волен на свое усмотрение выбирать к какому типу экспертизы ему прибегнуть. Стоимость обоих видов экспертиз примерно одинаковая. При этом, негосударственная экспертиза практически во всех случаях проходит быстрее, а результаты экспертиз, проведенных в частных компаниях, котируются также как и государственные.

По сути, частные компании были наделены правом проведения негосударственной экспертизы для ускорения прохождения данного процесса и для ликвидации монополии государственных экспертиз. Это имеет как свои плюсы, так и свои минусы.

Плюсы, предложения стало больше, и процесс стал проходить быстрее. Минусы, что в нашей стране статистика проверки качества проектов показывает, что уровень проектирования сильно упал. Тому есть три основных причины: часто нет технико–экономического обоснования проектов, используется старая нормативная база и стало мало профессионалов. Вместе со всем этим некоторые заказчики свои несут проекты, на экспертизу в частную фирму к «своим» и знакомым, которые за деньги дадут положительное заключение к проекту сомнительного качества. Или попросту будут его проверять не как следует. Тут как в каждой фирме по-разному относятся к данной работе. Так и заказчики по-разному относятся к экспертизе. Добросовестный заказчик выберет экспертизу, которая серьезно подойдет к вопросу и проверит, правильно ли бы проведен проект, посчитаны сметы, и.т.д. А некоторые заказчики идут по пути наименьшего сопротивления.

Если говорить о положении дел сегодня, то объем заказов на данные работы в 2015 году снизился в три раза. Это произошло по причине выхода на рынок крайне малого количества новых объектов.

Сейчас застройщики достраивают старые объекты в надежде их продать, поэтому предложение на экспертизу проектной документации значительно превышает спрос на эту услугу.

Экспертиза проектной документации в электронном виде

Подавляющее большинство строительных объектов перед получением разрешения на строительство должно пройти обязательную процедуру экспертизы проекта. Исключение из этого правила составляют лишь некоторые типы небольших объектов. Предполагается, что даже если при их возведении были допущены нарушения строительных норм, это не повлечет за собой серьезных последствий. Например, к числу таких исключений относятся дома малой этажности с числом этажей не более трех, коммерческие объекты площадью не выше 1500 квадратных метров и т.д. При этом если такие объекты принадлежат к категории особо опасных в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, право не проводить экспертизу для них не предоставляется.

Основные виды экспертиз

Общий порядок выполнения требуемых работ по экспертизе проектов урегулирован положениями ГрК РФ. Чтобы выяснить, какие виды экспертизы проектной документации проводятся в нашей стране, следует обратиться к ст. 49 данного нормативного документа. Она предусматривает два основных вида экспертиз, которые могут проводиться в отношении проектной документации:

  • государственная экспертиза, которая выполняется специалистами минстроя россии или подведомственных ему организаций в зависимости от типа и характера объекта;
  • негосударственная экспертиза, которая проводится специалистами независимой экспертной организации, прошедшей процедуру аккредитации в установленном порядке.
  • На государственную экспертизу в обязательном порядке направляются технически сложные объекты, автодороги, объекты, строящиеся с привлечением бюджетных средств и проч. Полный перечень таких объектов приведен в ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ. В остальных случаях заказчик вправе самостоятельно выбирать организацию, в которую он хотел бы обратиться для выполнения работ по проверке безопасности и качества объекта.

    Экспертиза проектной документации в электронном виде

    Некоторое время назад традиционной формой подачи заявки на выполнение экспертизы проектов было предоставление заявления в бумажном виде. Летом 2016 года Главгосэкспертиза даже опубликовала официальное письмо, в котором признала преждевременным переход на электронный формат анализа проектов. Однако в соответствии с последними изменениями в постановлении Правительства N 145 эта ситуация полностью изменилась. С 1 января 2017 года процедура предоставления необходимых документов для организации экспертизы была полностью переведена в электронный формат. Документ направляется напрямую в орган, подведомственный Минстрою, который будет проводить экспертизу.

    Исключение из этого правила составляют ситуации, когда в документации, предоставляемой вместе с заявлением, или в самом заявлении содержатся секретные данные. Например, к ним относится государственная тайна, определяемая в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1.

    Виды экспертизы проектной документации

    Прежде, чем принять решение о начале работ по строительству или реконструкции того или иного объекта, его расширению или техническому перевооружению, а также работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, представляющего опасность для окружающей среды и жизни людей, проводится экспертиза промышленной безопасности проектной документации.

    Этот вид экспертизы оценивает проектную документацию на соответствие требованиям государственных стандартов и технических регламентов.

    Существуют два вида экспертиз:

    • государственная с участием представителей органов исполнительной власти;
    • негосударственная, которая осуществляется юридическими лицами, имеющими для этого аккредитацию
    • Государственная экспертиза проектной документации

      Государственная экспертиза проектной документации, пришедшая на смену сложной, состоящей из множества ступеней системы экспертиз, которая работала на протяжении многих лет в нашей стране, была введена в действие 1 января 2007 года.

      Ее проведением занимается только один орган – Росстрой, а точнее, входящее в его подчинение ФГУ «Главэкспертиза России».

      Был утвержден и перечень объектов, для которых проведение государственной экспертизы обязательно.

      Среди них объекты:

    • предназначенные для обороны государства и его безопасности:
    • культурного наследия, являющиеся уникальными и имеющие федеральное значение;
    • технически сложные;
    • представляющие определенную опасность или являющиеся государственной тайной;
    • возводимые в территориальных или внутренних морских водах, а также на континентальном шлейфе;
    • строительство которых намечено в исключительной экономической зоне или на территории двух и более субъектов Федерации.
    • Негосударственная экспертиза проектной документации

      Этот вид экспертизы выполняется уполномоченным на это органом государственной власти конкретного субъекта Федерации.

      Она может быть проведена также юридическим лицом, у которого имеется аккредитация (согласно ГСК РФ ст.50), дающая право ее проведения.

      Негосударственная экспертиза проектной документации проводится для объектов, которые не включены в перечень федерального значения (см. выше), а также для вновь возводимых объектов, для которых проведение государственной экспертизы, согласно Градостроительному кодексу (ст.49, п. 2 и 3), необязательно.

      При этом заключение негосударственной экспертизы имеет такую же силу, как и государственной, и должно беспрепятственно приниматься Ростехнадзором.

      Экспертиза проектно-сметной документации

      При возведении объектов как федерального значения, так и на уровне субъектов Федерации, вне зависимости от их форм собственности и источников финансирования, предусматривается обязательное проведение экспертизы проектно-сметной документации.

      Экспертизе этого вида подлежит технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства.

      Пакет документов, которые должны быть предоставлены на экспертизу проектно-сметной документации, регламентируется специальными правилами РФ и строительными нормами.

      Проведение экспертизы проектной документации:

    • Начинается проведение экспертизы проектной документации с приема пакета документов и присвоения соответствующего номера.
    • На это отводится от одного до трех дней.
      После того как будет подтверждена оплата согласно договору, начинается рассмотрение проекта. Оно должно быть проведено в течение 26-30 дней.

      Если в период проведения экспертизы потребуются дополнительные расчеты, изыскания, введение дополнительных разделов или полная переработка одного из них, об этом сообщается заказчику в письменном запросе.

      При недостаточном объеме документов для проведения экспертизы заказчик получает уведомление о том, что документы подлежат возврату.

    • На следующем этапе готовится заключение, которое передается в сектор, занимающийся подготовкой комплексного заключения.
    • После этого проводится работа по устранению выявленных экспертизой недочетов, указанных в замечаниях.

      При внесении необходимых изменений все замечания снимаются.

      На это отводится определенный срок, который указывается в договоре.
      На завершающем этапе оформляется окончательное заключение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

      Заказчику на руки выдается 2 или 3 экземпляра.

      Положительное заключение экспертизы проектной документации при снятии полученных замечаний до окончания указанного в договоре срока может быть оформлено в две недели (15 дней).

      Экспертиза проектной документации объектов жилищного строительства должна быть проведена максимум за 45 дней; для нежилых – за 90 дней.

      Если заказчик получил отрицательное заключение, потребуется повторная экспертиза.

      Повторная экспертиза проектной документации

      Этот вид экспертизы проводится:

    • при необходимости разработки дополнительных разделов;
    • когда требуется коренное изменение отдельных разделов проекта;
    • при внесении корректировок в проектную документацию, которая ранее имела положительное заключение.
    • Повторная экспертиза проводится в том же порядке, что и первичная.

      Расчет стоимости экспертизы проектной документации

      Стоимость экспертизы проектной документации осуществляется по следующей формуле:

      Сэ= Сб*К, где Сэ – стоимость экспертизы;

      Сб – базовая стоимость экспертизы;

      К – коэффициент инфляции.

      Сб = (А+В*Х +С*Y)*Кн*Кс , где А – постоянный сбор А=100000 рублей;

      В — пошлина В= 35 рублей;

      С — постоянная величина С=3,5 рубля;

      Х – площадь земельного участка под строительство;

      Y – площадь возводимого объекта;

      Кн – коэффициент учитывающий вид осуществляемых работ

      (строительные Кн =1, ремонтные Кн=0,5);

      Кс – коэффициент, учитывающий сложность местности под строительство:

    • в горных регионах Кс=1,5
    • сейсмоопасных районах Кс=1,2-1,3,
    • в прочих районах Кс=1
    • Стоимость повторной государственной экспертизы составляет 30 % от расчетной стоимости первичной.

      Если проектная документация на повторную экспертизу (при отрицательном заключении) подана в двухнедельный срок, то она проводится бесплатно.

      Остались вопросы?

      Закажите звонок прямо сейчас и получите ответы на все ваши вопросы!

      Ваш контактный телефон

      Нажимая «Получить консультацию» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

      Что нужно знать об экспертизе проектной документации

      Перед началом строительства компания-застройщик обязана отправить проектную документацию на экспертизу. Какие требования предъявляет закон, в каких случаях необходимо делать государственную экспертизу, а когда застройщик вправе обратиться в частную организацию.

      Что входит в понятие экспертизы проектной документации

      На сегодняшний день понятие «экспертиза» как таковое не нашло общего единого определения в законодательстве РФ. Тем не менее, изучив нормативные правовые акты РФ в сфере экспертной деятельности, можно дать следующее определение: экспертиза – это оценка соответствия чего-либо (объекта, предмета, качества и т. д.) требованиям нормативных правовых документов РФ.

      В соответствии с Градостроительным кодексом РФ предметом экспертизы проектной документации является:

    • оценка соответствия этой документации требованиям законов и подзаконных актов;
    • проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов, если такой проверки требует закон.
    • В рамках проведения экспертизы выясняют, соответствует ли проектная документация:

    • техническим регламентам;
    • санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды;
    • требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
    • требованиям к безопасному использованию атомной энергии;
    • требованиям промышленной безопасности;
    • требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;
    • требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование;
    • результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы перед возведением объектов капитального строительства.
    • Если в рамках государственной экспертизы проверяют проектную документацию, в отношении которой также проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

      Помимо экспертизы проектной документации, проводится экспертиза результатов инженерных изысканий – согласно Градостроительному кодексу РФ, это оценка соответствия результатов изысканий требованиям технических регламентов.

      Когда для проектной документации не понадобится заключение экспертизы

      За экспертизой проектной документации компании-застройщику необходимо обращаться при возведении практически всех видов объектов капительного строительства. Исключение составляют:

    • объекты ИЖС, садовые дома;
    • жилые дома с количеством этажей не больше 3, состоящие из нескольких блоков, число которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи;
    • отдельно стоящие капитальные объекты с количеством этажей не больше 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Также не нужна экспертиза для аналогичных объектов, в которых ведут такую деятельность, но для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или в границах участков, на которых расположены такие объекты, установлены данные зоны.
    • По актуальным правилам экспертиза понадобится, если строительство перечисленных объектов планируется осуществлять в границах охранных зон трубопроводов.

      В одном деле суд не удовлетворил иск общества, которое требовало признать незаконным отказ городской администрации в выдаче разрешения на строительство. Общество не представило заключение экспертизы по проектной документации. Суд отклонил ссылку общества, что случай относится к исключениям, в которых экспертиза не нужна. Проектируемый объект находится в непосредственной близости от жилой застройки. Санитарно-защитная зона попадает как на жилые объекты, так и объекты иного назначения, что не обеспечивает установление зоны в границах участка, на котором планируется строительство (постановление АС Уральского округа от 27.09.2020 № Ф09-5961/18 по делу № А60-53733/2017).

      Какие виды экспертиз проектной документации существуют

      В законе выделяют два вида экспертиз проектной документации: государственную и негосударственную. Правительство РФ в постановлении № 145 от 05.03.2007 указало, в каких случаях требуется проведение государственной экспертизы проектной документации. Это необходимо для:

    • Объектов, работы по которым предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, капитальных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или воздушного транспорта (если объект возводят в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, по которым у РФ возникнет право собственности на данные объекты). Кроме того, такую экспертизу проводят перед строительством или реконструкцией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.
    • Объектов, сметная стоимость работ по которым согласно закону подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Такую проверку проводят в отношении капитальных объектов, если работы финансируют с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в уставных /складочных капиталах которых составляет более 50 % (письмо Минстроя от 21.04.2017 № 14094-СМ/09).
    • Объектов, работы по которым планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения таких объектов исходя из оценки их влияния на объект, место, в целях охраны которых установлена зона, или исходя из оценки влияния объекта, места, на размещаемый капитальный объект. А также объектов культурного наследия регионального и местного значения (если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта). Правило работает и для результатов инженерных изысканий выполненных для подготовки такой документации, а также для документации по проектам на охраняемых природных территориях.
    • Объектов в госсобственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального или местных бюджетов предоставляются субсидии.
    • Объектов метрополитена, Вооруженных сил РФ, ядерных объектов.
    • На сегодняшней день государственную экспертизу проектной документации проводит Федеральное автономное учреждение Главгосэкспертиза России. В регионах Главгосэкспертиза представлена двенадцатью филиалами. Филиалы расположены на всей территории РФ: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, Севастополь и т. д.

      В каких случаях допускают проведение экспертизы проектной документации в негосударственной организации

      Второй вид экспертизы проектной документации – негосударственная. Она проводится:

    • Если закон требует обязательной экспертизы без уточнения ее вида, изыскания провели и документацию разработали для объекта, который не указан в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ, а застройщик выбрал негосударственную экспертизу.
    • Если проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным, но заявитель решил отправить документы на негосударственную проверку.
    • Негосударственную экспертизу проводят юридические лица, у которых есть аккредитация на право проведения проверок соответствующего вида.

      Получить аккредитацию можно при наличии:

    • По месту основной работы не менее 5 работников, у которых есть аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или экспертизы результатов изысканий.
    • Сайта организации в сети «Интернет».
    • Регламента проведения такой экспертизы, который утвердили приказом руководителя и разместили на сайте.
    • Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и /или негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством РФ.

      Обладатель аккредитации обязан публиковать на своем сайте:

    • наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона компании;
    • состав органов управления;
    • ФИО работников, у которых есть соответствующая аттестация;
    • регламент проведения экспертиз.
    • Информация и документы, размещаемые на сайте организации, должны быть доступны для бесплатного ознакомления.

      Федеральный орган исполнительной власти, который формирует единую национальную систему аккредитации и контролирует деятельность аккредитованных лиц, ведет государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

      На сегодняшний день данные функции осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Служба находится в ведении Минэкономразвития и осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные управления и подведомственную организацию (ФАУ «Национальный институт аккредитации»).

      Сведения, которые содержатся в реестре, размещают на официальном сайте Росаккредитации в бесплатном доступе.

      Порядок ведения реестра устанавливает Правительство. Порядок организации и проведения негосударственных экспертиз проектной документации или результатов изысканий установили в специальном Положении (утв. постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 272).

      Для проведения такой экспертизы заявитель и экспертная организация заключают договор. В договоре определяют:

    • порядок представления документов для экспертизы и устранения замечаний в представленной документации,
    • срок проведения исследования,
    • размер платы.
    • Как проводят государственную экспертизу проектной документации

      Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проекта, заявитель предоставляет:

    • заявление о проведении государственной экспертизы;
    • проектную документацию на объект капитального строительства;
    • задание на проектирование;
    • результаты инженерных изысканий;
    • задание на выполнение инженерных изысканий;
    • положительное заключение государственной экологической экспертизы;
    • документы в подтверждение полномочий заявителя действовать от имени застройщика (доверенность, решение/протокол);
    • выписку из реестра СРО в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ;
    • документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в таком СРО, так как это случай, указанный в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ;
    • выписку (выписки) из ЕГРЮЛ;
    • выписку (выписки) из реестра акционеров (если исполнитель работ – АО);
    • договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий.
    • Процедура проведения государственной экспертизы проектной документации состоит из следующих этапов:

      1. Представление документов в уполномоченный орган. Орган вправе дополнительно истребовать от заявителя расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалы инженерных изысканий. Указанные расчеты и материалы нужно направить в течение 5 дней после получения запроса. Не допускается истребование от заявителей иных сведений и документов.
      2. Аудит полученных документов. Орган проверяет их в течение 3 рабочих дней. В ряде случаев срок проверки не должен превышать 10 рабочих дней. После окончания аудита заявитель получает проект договора с расчетом размера платы за проведение исследования, подписанный со стороны проводившей организации. Учтите, что орган вправе дать мотивированный отказ в принятии документов или направить заявителю решение об оставлении заявления и документов без рассмотрения.
      3. Непосредственное проведение экспертизы.
      4. Оформление результатов.
      5. Решение об оставлении документов без рассмотрения, принимают, если:

      6. Исследование должны сделать в иной организации по проведению государственной экспертизы.
      7. Документы представлены с нарушением требований постановления № 145. Если такое решение приняли, заявителя уведомят о причинах.
      8. Орган вправе отказать заявителю. С 1 июля 2020 года основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются:

      9. Отсутствие в документации разделов, которые подлежат включению в ее состав в соответствии с требованиями Правительства РФ.
      10. Подготовка документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ.
      11. Отсутствие результатов инженерных изысканий или отсутствие положительного заключения экспертизы таких результатов, если ее проводили до подачи проектной документации на исследование.
      12. Несоответствие результатов изысканий составу и форме, установленным в соответствии с ГрК РФ.
      13. Выполнение изысканий, результаты которых направлены на экспертизу лицом, которое не соответствует требованиям закона.
      14. Направление не всех документов, предусмотренных Правительством.
      15. Направление проектной документации и (или) результатов изысканий не в тот в госорган, который должен проводить экспертизу таких проектов.

      Как проходит госэкспертиза

      Сама государственная экспертиза проектной документации:

    • начинается после того, как заявитель передаст документы в подтверждение платы за исследование согласно договору;
    • завершается направлением заявителю заключения.
    • Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 60 дней.

      В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:

    • результатов изысканий, которые направлены на исследование до подачи проектной документации на проверку;
    • проектной документации или документации вместе с результатами изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
    • документации либо документации вместе с результатами изысканий в отношении объектов капитального строительства, работы по которым будут вести в особых экономических зонах.
    • Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться более короткие сроки на исследование в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными учреждениями.

      Исследовательская структура вправе:

    • истребовать от госорганов, органов местного самоуправления, организаций сведения и документы, необходимые для проведения экспертизы;
    • привлекать к работе иные организации или специалистов на договорной основе.
    • Если исследовательская структура запросила документы и сведения, органы государственной власти, местного самоуправления и организации в срок не позднее 10 дней с даты поступления письменного обращения:

      • направляют испрашиваемое либо
      • письменно уведомляют о невозможности представления с указанием причин.
      • Как оформляют результаты проведения госэкспертизы

        Итогом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение об их соответствии (положительное заключение) или о несоответствии (отрицательное заключение) требованиям технических регламентов. Итогом экспертизы проектной документации является заключение о ее соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение):

      • результатам изысканий,
      • заданию на проектирование,
      • требованиям закона.
      • Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

        В случае несогласия с заключением экспертизы по проектной документации и (или) результатам изысканий застройщик вправе обжаловать его. На это отводят 3 года со дня утверждения заключения. По поводу обжалования обращаются в экспертную комиссию при федеральным органе власти, который занимается выработкой и реализацией госполитики и нормативно-правовым регулированием в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Обращение происходит в порядке, который утвердил этот орган. На сегодняшний день такой орган – это Минрегионразвития. Деятельность комиссии регулирует приказ ведомства № 126 от 23.03.2012.

        Решение комиссии в подтверждение или против заключения экспертизы является обязательным для структуры, которая проводила исследование и издала заключение. Заявитель вправе обжаловать решение в суде.

        Например, суд удовлетворил требования учреждения госэкспертизы к обществу о взыскании:

      • стоимости выполненных работ по договору об исследовании,
      • процентов за пользование чужими денежными средствами.
      • При этом суд отклонил доводы общества о том, что выводы эксперта в отношении части проектной документации не соответствуют требованиям технических регламентов и результатам изысканий. Как указал суд, в случае несогласия с заключением заявитель вправе обжаловать его в экспертной комиссии в течение 3 лет (п. 12 ст. 49 ГрК РФ). Ответчик таким правом не воспользовался. Суд признал необоснованными его доводы о некачественности данного заключения (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2020 № Ф02-3105/2020 по делу № А78-6472/2017).

        Отрицательное заключение может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке напрямую, минуя экспертную комиссию.

        Не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ. При этом Правительство ввело изменения (постановление № 296 от 21.03.2020). В соответствующие разделы реестра в обязательном порядке включаются сведения:

      • о проектной документации, которую предоставили на экспертизу и по рассмотрении которой организация вынесла заключение;
      • о результатах изысканий для экспертизы;
      • об участке, в пределах которого уже расположен капитальный объект или планируется его расположение;
      • номер и дата выдачи градостроительного плана участка (если документация по линейному объекту – номер и дата документа, которым утверждены бумаги по планировке территории в тех случаях, когда закон требует подготовки таких бумаг).
      • Чем процедура проведения негосударственной экспертизы проектной документации отличается от государственной процедуры

        Если застройщик обратился за негосударственной экспертизой, то организационные моменты прописывают в договоре. Документы представляют в электронном виде с использованием:

      • официального сайта экспертной организации;
      • в предусмотренных законом случаях – также с использованием личного кабинета на портале «Госуслуги».
      • документы подписывает уполномоченное лицо с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
      • по формату документы должны соответствовать требованиям, утвержденным Минстроем к формату таких документов.
      • Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий.

        Заключение по результатам проведения негосударственной экспертизы проектной документации выдается в форме электронного документа с помощью сайта организации или сервиса «Личный кабинет» на «Госуслугах» (когда его использование предусмотрено законом).

        Процедуры проведения негосударственной экспертизы осуществляются в том же порядке, который установлен для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. В том числе это касается:

      • подготовки заключения, его подписания, утверждения и выдачи заявителю;
      • обжалования;
      • открытия и ведения дел негосударственной экспертизы;
      • ведения реестра выданных экспертных заключений и предоставления сведений из него.
      • Государственная экспертиза проектной документации

        Государственную проектную экспертизу можно назвать ключевым инструментом, обеспечивающим управление строительной и территориальной деятельностью. Проведение проверочных мероприятий гарантирует дополнительную безопасность для всех восстанавливаемых, возводимых или демонтируемых объектов.

        Организация государственной экспертизы исключает появление недвижимости, которая строится или эксплуатируется с нарушением действующих норм и имеет низкий уровень безопасности. Экспертная комиссия внимательно обследует объект и дает заключение о качестве проектной документации. Мнение специалистов учитывается инвесторами, планирующими вложить деньги в восстановление или строительство сооружений.

      • Сложность сооружения.
      • Уникальность объекта.

      Точная стоимость озвучивается только после первичного рассмотрения. Сумма должна выплачиваться вне зависимости от решения, которые приняли эксперты.

      Государственная экспертиза

      Изучение строительной документации государственными органами проходит в ряд этапов. Сначала проверяется качество документов, которые относятся к строительству объекта. На выполнение процедуры выделяется до трех суток. После проверки документации компетентным органом заявитель отправляет договор на экспертизу. Если проверяющая структура обнаруживает проблемы в период предварительной экспертизы, заявитель получает отказ с указанием причины (со ссылкой на нормы законодательства).

    • Заявления (оформляется по установленной форме). Внесение данных стоит производить по образцу.
    • Копии правоустанавливающих бумаг (должны подтверждать право владения участком).
    • Экспертиза должна осуществляться другой государственной структурой.
    • Документы нельзя проверить на факт качества по тем параметрам, которые устанавливаются для инженерной и строительной документации.
    • Отсутствие в переданных бумагах разделов, которые должны быть по требованиям законодательства.
    • Несоответствие разделов или источников, которые переданы для проведения экспертизы, действующим на момент проверки критериям.
    • Негосударственная экспертиза

      Подходы негосударственной экспертизы в целом не отличаются от принципов, которые лежат в основе проверки государственных органов. И первые, и вторые проверяют базовые параметры инженерных и строительных источников. Разница в том, что частные структуры могут проводить более глубокую проверку. По просьбе заказчика они выполняют те процедуры, которые государственными органами не проводятся. Как пример, частные организации могут проанализировать качество проекта на факт структуры, дополнения документов полезными формулировками и так делее.

      К задачам негосударственной экспертизы относится оценка соответствия передаваемых бумаг действующим регламентам в технической сфере, а также анализ качества документов с позиции соответствия формулировок требованиям санитарно-эпидемиологического, экологического и других законодательств.

      Главной задачей государственной экспертизы является определение следующего факта — соответствует ли сооружения утвержденным на законодательном уровне стандартам и правилам. Эксперты должны проверить материалы, которые применяются в процессе возведения, модернизации или восстановления здания, проведенные расчеты, сметы и технические задания. Отдельное внимание уделяется соблюдению строителями экологических, противопожарных и санитарно-эпидемиологических стандартов.

      Список объектов

      Кроме рассмотренных выше сооружений, государственной экспертизе подлежат объекты, которые относятся к оборонному сектору, являются уникальными, сложными или особо опасными. В эту же категории входят и дороги федерального значения.

      Государственная экспертиза проектной документации — комплекс мер, которые проводятся перед выполнением работ по возведению, восстановлению (модернизации), ликвидации, увеличению и технического перевооружения недвижимости. Что это такое? Какие виды экспертизы бывают, и в чем их особенности? Кто занимается решением этих вопросов? В каких случаях требуется проверка проектной документации специализированными органами? Рассмотрим эти моменты подробно в статье.

      Что такое экспертиза проектной документации?

      Предметом госэкспертизы являются проектные документы. Экспертная комиссия оценивает их соответствие требованиям и нормам — радиационным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным, экологическим и другим.

      Государственная проектная экспертиза проводится в срок до 1,5 месяцев. Если это требуется, заказчик обращается к негосударственным органам и заказывать срочную (ускоренную) проверку объекта. Расчет стоимости услуги производится индивидуально для различных клиентов. Здесь оцениваются следующие показатели:

    • Площадь помещений внутри здания.
    • Уровень сложности разработки проекта и проведения изыскательных работ.
    • Экспертиза проектно-сметной документации по законам РФ бывает двух видов — частной и государственной. К независимым проверкам относится второй вариант. Хотя, государственная экспертиза также основана на независимых критериях, ведь в процессе работ эксперты ориентируются только на закон, многообразие трактовок которого исключено. Рассмотрим особенности каждого из видов проверок подробнее.

      Рассмотренный процесс подразумевает подготовку и отправку в государственный орган следующего пакета бумаг:

    • Инженерных и строительных документов.
    • Копию задания на создание проекта, а также на выполнение инженерных работ.
    • Копию градостроительного плана.
    • Возможны ситуации, когда переданные для проведения госэкспертизы документы возвращаются обратно заявителю. Такие ситуации могут иметь место в следующих ситуациях:

      Государственная экспертиза начинается с оформления договора между структурой, которая будет проводить проверку, и заявителем. Как отмечалось выше, работа госсруктуры оплачивается. Это значит, что до проведения экспертизы организация должна передать квитанцию об оплате. Общий срок проведения государственной экспертизы составляет три месяца. Если проверяются документы в отношении сооружений, не относящихся к категории уникальных, на экспертную экспертизу должно уйти до 1,5 месяцев.

      В определенных случаях заявитель вправе обратиться в негосударственную (частную) структуру и поручить ей независимую экспертизу проектных документов. Как правило, в роли заказчиков организаций выступают инвестиционные организации, которые планируют вложить средства в реконструкцию или возведение объекта, а также крупные подрядные компании.

      Кроме того, частная экспертиза бывает нескольких типов — проверка проекта, инженерных разработок и строительных смет.

      Кто проводит экспертизу проектной документации?

      Процесс проведения госэкспертизы прописан в ГрК РФ и специальных Положениях. Чтобы специалист Управления приступил к выполнению задачи, заказчик оформляет заявление и передает необходимый пакет бумаг. Как отмечалось ранее, с клиентом оформляется соглашение на выполнение исследовательских работ. В договоре указываются главные нюансы будущей проверки. По завершении мероприятий эксперты делают вывод о возможности применения проектной документации. Решение может быть положительным или негативным. При выявлении недостатков они должны быть устранены своими руками.

      В 2007 году в российском законодательстве произошли определенные изменения. С этого года работа по проведению экспертиз передана Рострою ФАУ «Главэкспертиза РФ». Кроме того, к выполнению мероприятий допускается привлечение подведомственных учреждений, находящихся в 22 субъектах РФ. При проведении проверок иных сооружений, список которых определен приказом Президента РФ, к выполнению работ привлекаются другие органы.

      Юридическая сила результатов экспертизы

      С юридической позиции государственная и негосударственная проверки имеют идентичную юридическую силу. Главное, чтобы частная экспертиза проектно-сметной документации выполнялась с привлечением уполномоченных компаний, имеющих соответствующее разрешение на выполнение подобного рода работ.

      В обоих случаях заказчику на руки выдаются документы, которые подтверждают возможность начала запланированных работ. Оба существующих механизма отличаются идентичными принципами. Отличием является набор выполняемых работ, а также организационные критерии.

      В каких случаях проводится?

      Целью проведения государственной и частой экспертизы является подтверждение следующих аспектов — возможности реализовать конкретный проект, уровня его безопасности и надежности, а также обоснованности расходов застройщика. С помощью экспертизы удается сэкономить деньги. Это связно с тем, что эксперты вычисляют минимальные расходы, которые приходится нести в процессе строительства, определяют недостатки и несоответствия в проекте, делающие дальнейшую эксплуатацию недопустимой.

      Проведение обязательной экспертизы проекта обязательно для соблюдения действующего регламента законодательства РФ. Такая проверка необходима владельцам недвижимости. Для них оценка экспертов — возможность избежать финансовых потерь, которые могут иметь место по причине допущенных ошибок в расчетах на этапе проектирования. Привлечение квалифицированных специалистов государственных или частных структур с допуском СРО — возможность получить гарантии отсутствия технических и финансовых рисков.

      В законодательстве РФ четко прописано, какая документация должна передаваться для проведения экспертизы. Специалисты принимают к проверке только те проекты, которые разрабатывались с учетом действующего в России регламента. Внимание уделяется:

    • Проектной документации. Выполнение исследований документации в отношении возводимых объектов позволяет своевременно определить ошибки (если они имеют место) и устранить их без значительных денежных затрат. Построенные после получения заключения здания будут отвечать нормам безопасности в течение долгих лет.
    • Газоснабжения. По законам РФ госэкспертиза проводится в отношении проектной документации сетей газораспределения. Это относится к тем участкам, которые расположены за пределами территории, где планируется выполнение работ. Проектная документация, касающаяся газопровода, проходящего от общей уличной «ветки» до отключающего устройства, возводимого или реконструированного объекта, не подлежит проверке.
    • Освоения лесов. Все проекты, которые касаются освоения лесов, должны пройти государственную экспертизу. Эти мероприятия проводятся специальными госструктурами. Кроме того, возможность проверки проектной документации имеют и органы местного управления. Последние создают специальные комиссии, в состав которых входят представители общественных объединений.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *