Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов осаго с апреля 2020

Указание Банка России от 4 декабря 2020 г. N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Указание Банка России от 4 декабря 2020 г. N 5000-У
«О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

1. Настоящее Указание на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2020, N 1, ст. 32) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (приложение 1 к настоящему Указанию), коэффициенты страховых тарифов (приложение 2 к настоящему Указанию), требования к структуре страховых тарифов (приложение 3 к настоящему Указанию), а также порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование) (приложение 4 к настоящему Указанию).

Пункт 2 приложения 2 к настоящему Указанию, пункты 5-8 приложения 4 к настоящему Указанию вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период до 1 апреля 2020 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с приложением 5 к настоящему Указанию.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 15 августа 2020 г. N АКПИ19-493 пункт 4 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части

Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 28 ноября 2020 г.

Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 года N 34187;

Указание Банка России от 20 марта 2015 года N 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2015 года N 36541.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Банк России на 20% вверх и вниз расширил тарифный коридор базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО.

Для легковых автомобилей граждан определены минимальная и максимальная границы ставок от 2746 до 4942 руб. Ранее ставки находились в диапазоне 3432 — 4118 руб.

По стажу и возрасту водителей разделили на 58 категорий вместо прежних 4. «Автогражданка» подорожает для молодых водителей с небольшим стажем и в случае покупки полисов ОСАГО с неограниченным числом допущенных к управлению водителей. Водители старше 59 лет со стажем более 6 лет смогут оформить полис со скидкой 7%. Изменилась система скидок за безаварийную езду и надбавок за аварии.

Ранее действовашее указание Банка России утратило силу.

Указание применяется с 9 января 2020 г., за исключением положений с иными сроками вступления их в силу.

Указание Банка России от 4 декабря 2020 г. N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2020 г.
Регистрационный N 53241

Настоящее Указание вступает в силу с 9 января 2020 г., за исключением пункта 2 приложения 2 и пунктов 5-8 приложения 4, которые вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Стоимость ОСАГО согласно новым тарифам 2020 года

  • 1. Базовая ставка ОСАГО в 2020
  • 2. Коэффициенты ОСАГО в зависимости от территории
  • 3. Коэффициенты для полиса без ограничений по водителям
  • 4. Коэффициент возраста и стажа
  • 5. Коэффициент бонус-малус с 1 января 2020 года
  • 6. Изменения в расчете КБМ
  • 7. Когда тарифы ОСАГО поменяются?

Базовая ставка ОСАГО в 2020

В связи с предполагаемым введением новых базовых ставок при расширении тарифной вилки в 20% новая стоимость ОСАГО составит 2746–4942 рубля против действующих 3432–4118 рублей. Помимо базового тарифа на стоимость страховки повлияют дополнительные коэффициенты, которые могут либо намного повысить, либо снизить расчетную стоимость. К ним относятся:

  • территориальная принадлежность автовладельца. Для крупных городов коэффициент выше, потому что происходит больше аварий по сравнению с сельской местностью;
  • количество лошадиных сил двигателя (мощность);
  • КВС автолюбителя (возраст и водительский стаж). Чем моложе водитель или чем меньше водительский стаж, тем выше стоимость страховки. При оформлении страховки на нескольких лиц, страховщики рассчитывают стоимость полиса по самому молодому или менее опытному водителю;
  • количество лиц, допущенных к управлению транспортом. При конкретном перечне лиц берется меньший коэффициент, чем при многочисленном круге водителей;
  • качество езды (безаварийность или, наоборот, аварии в прошлом);
  • использование прицепа у транспортных средств. Данный тип коэффициента распространяется на юрлиц и владельцев мотоциклов, для владельцев легковых автомобилей коэффициент не применяется.
  • Так же будет полезно узнать какой штраф за отсутствие страховки ОСАГО

    Коэффициенты ОСАГО в зависимости от территории

    Территориальный коэффициент (КТ) ОСАГО рассчитывается в зависимости от величины населенного пункта и статистики аварийности в нем. Размер увеличивается пропорционально характеристикам этих показателей. Регулируется указом ЦБ РФ за № 3384, ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО».

    Показатель КТ определяется местом регистрации собственника транспортного средства, а для юрлиц — юридическим адресом организации. Так, для автолюбителя, проживающего в Подмосковье, показатель составит 1,7, а для москвича — 2,0. Помимо этих факторов, принимаются во внимание следующие:

    • количество зарегистрированных транспортных средств на территории населенного пункта. Соответственно, для маленьких городов КТ устанавливается ниже, чем для городов-миллионников;
    • высчитывается средний показатель ДТП по региону;
    • количество проходящего грузопотока по региональным автомагистралям.
    • Чтобы снизить стоимость страховки, некоторые автовладельцы идут на хитрость и регистрируют авто на родственников или знакомых из регионов с пониженным КТ. Для юрлиц, в собственности которых числятся транспортные единицы, в целях экономии денежных средств приходится тоже регистрировать ТС в регионах с приемлемым показателем КТ.

      Новые тарифы ОСАГО пока не предусматривают конкретные изменения в этом сегменте, несмотря на явную необходимость в пересмотре или даже отмене этого коэффициента. Часто стоимость страховки в соседних городах одной области с учетом данного коэффициента намного отличается. Так, житель из населенного пункта Свердловской области платит за страховку 3600 рублей, а автовладелец из рядом расположенного поселка Курганской области — 1980 рублей. Получается, автовладельцы состоят далеко не в равных условиях при покупке полиса ОСАГО. Минфин выступил с инициативой отмены территориального коэффициента еще в 2017 году. Представители ЦБ отметили, что отмена КТ произойдет не ранее 2020 года.

      Коэффициенты для полиса без ограничений по водителям

      Под страховкой без ограничений понимается неограниченный круг лиц, который допускается к управлению автотранспортом. Преимущество этого вида страховки заключается в том, что автотранспортом вправе управлять любое лицо при наличии водительских прав. Чаще всего такой вид страхования используется юрлицами, чьим транспортом управляют несколько водителей.

      При расчете стоимости страхового полиса учитывается, сколько водителей могут управлять ТС. Расчет производится с помощью коэффициента КО, имеющего два значения: 1 и 1,8. При неограниченном круге лиц применяется КО 1,8. Применение КО для страховки без ограничений увеличит ее стоимость на 80%, однако есть один нюанс. Если в расчетах используется КО, то коэффициент по возрасту и стажу не применяется. Максимальный КВС также равен 1,8. Таким образом, страховой продукт не подорожает.

      Для аварийных водителей выгодно использовать КО, чем ему насчитают повышающий коэффициент бонус-малус до 2,45. В данном случае финансово обосновано выбрать КО, чем репрессивный бонус-малус.

      Коэффициент возраста и стажа

      КВС считается повышающим коэффициентом, который увеличивает стоимость полиса для молодых водителей или водителей с непродолжительным стажем. Однако статистикой не подтверждается факт, что эта категория автолюбителей совершает больше аварий. Вот почему в 2020 намерены ввести новые ставки по ОСАГО с четко градуированным КВС. Водителей поделят на 58 категорий в зависимости от возраста и водительского стажа. Те граждане, у кого продолжительный стаж, при калькуляции страховки получат скидку, а вот начинающим придется заплатить больше. Такие изменения направлены на то, чтобы водители уделяли должное внимание страховой истории, исходя из которой будет рассчитываться стоимость страхового полиса.

      Стаж, лет
      Возраст, лет
      0 1 2 3–4 5–6 7–9 10–14 Свыше 14
      16–21 1,87 1,87 1,87 1,66 1,66
      22–24 1,77 1,77 1,77 1,04 1,04 1,04
      25–29 1,77 1,69 1,63 1,04 1,04 1,04 1,01
      30–34 1,63 1,63 1,63 1,04 1,04 1,01 0,96 0,96
      35–39 1,63 1,63 1,63 0,99 0,96 0,96 0,96 0,96
      40–49 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
      старше 49 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96

      Коэффициент бонус-малус с 1 января 2020 года

      Бонус-малус, наоборот, относится к понижающим коэффициентам. На расчет влияет качество вождения водителя — безаварийность. Количество аварий по вине водителя и размер выплат пострадавшим увеличат стоимость полиса ОСАГО. При безаварийном управлении автомобиля водитель получит 5% скидку, если продлит страховой полис.

      Класс водителя на начало срока страхования КБМ Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
      0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения З возмещения Более 3 возмещений
      М 2,45 0 М М М М
      0 2,3 1 М М М М
      1 1,55 2 M M M M
      2 1,4 3 1 M М М
      3 1 4 1 M М М
      4 0,95 5 2 1 М М
      5 0,9 6 3 1 М М
      6 0,85 7 4 2 М М
      7 0,8 8 4 2 М М
      8 0,75 9 5 2 М М
      9 0,7 10 5 2 1 М
      10 0,65 11 6 3 1 М
      11 0,6 12 6 3 1 М
      12 0,55 13 6 3 1 М
      13 0,5 13 7 3 1 М

      Изменения в расчете КБМ

      С 1 апреля 2020 года КБМ будет определяться раз в год. Если за год КБМ рассчитывается несколько раз, то страховщики выберут наиболее низкий показатель. Ранее КБМ обнулялся до базовой ставки, равной 1, если прерывался договор страхования. После вступления изменений в силу, коэффициент нельзя изменить даже после расторжения страхового договора, что сыграет дисциплинирующую роль для недобросовестных нарушителей. Такие изменения направлены на то, чтобы водители уделяли должное внимание страховой истории, на основании которой рассчитывается стоимость полиса. Для юрлиц планируют ввести единый КБМ на разные категории транспорта. Для транспортных компаний это нововведение повлияет на снижение стоимости полиса.

      Когда тарифы ОСАГО поменяются?

      Тарифы на страховые полиса ОСАГО изменились с 9 января 2020 года. С этой даты введен новый коридор цен по базовым тарифам, коэффициент по возрасту и стажу. А с 1 апреля 2020 года каждый год предполагается начисление КБМ в эту дату, который закрепит страховую историю за водителем. Такая реформа приведет к персонализации каждого автовладельца, и у недобросовестных водителей стоимость ОСАГО в 2020 году значительно вырастет.

      Из-за изменений в градации коэффициентов для автовладельцев важно понять, как правильно рассчитать ОСАГО самостоятельно по новым тарифам перед тем, как обратиться за новой страховкой. Нет необходимости выезжать в офис страховой организации, достаточно просчитать стоимость на калькуляторе онлайн, а затем там же приобрести новый полис. Процедура займет не больше часа.

      События года

      Страхование

      Финансы

      Энергетика

      Бизнес

      Здравоохранение

      Недвижимость

      Нефть и газ

      Образование

      Промышленность

      Технологии

      Эксперт: Полис ОСАГО подорожает для 15-20 процентов водителей

      — С 9 января 2020 года стартовала реформа ОСАГО, которую активно обсуждали в прошлом году. Основная идея реформы — сделать тариф более индивидуальным, зависящим от уровня риска конкретного водителя.

      Первые два изменения вступили в силу 9 января. Это расширение тарифного коридора на 20 процентов в обе стороны и изменение коэффициента возраста и стажа. Нижняя граница коридора для легковых автомобилей физических лиц теперь составляет 2746 рублей (ранее — 3432 рубля), верхняя — 4942 рубля (ранее — 4118 рублей).

      Коэффициент «возраст-стаж» по новым правилам рассчитывается по 58 категориям вместо 4. Вместо двух вариантов возраста и двух вариантов стажа теперь используется по 8 градаций в каждой категории. Максимальное значение коэффициента составляет 1,87, минимальное — 0,93. В отличие от ранее действовавшего принципа применяются не только повышающий, но и понижающий коэффициенты. Для водителей старше 35 лет с опытом вождения более 3 лет, а также для категории 30-34 года со стажем более 10 лет коэффициент снизился. Повышение коснулось в основном молодых и неопытных водителей.

      Следующее изменение, касающееся коэффициента «бонус-малус» (КБМ), вступит в силу 1 апреля. Водитель сможет выбрать более выгодный для себя коэффициент, также он не будет обнуляться при перерыве в вождении. С периодичностью один раз в год КБМ будет пересчитываться с учетом убытков, произошедших за этот год.

      Ожидания страховщиков в отношении реформы позитивны: около 10 миллиардов рублей дополнительных премий в год, что составляет примерно пять процентов премий. Ожидания ЦБ в три раза ниже (+1,5 процента премий), но увеличение средней стоимости полиса не подвергается сомнению. В результате первого этапа реформы полис подорожает для 15-20 процентов водителей. Пока лидеры сегмента либо оставили базовые тарифы без изменений (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), либо повысили их для большинства субъектов РФ. Увеличение коснулось и нетоксичных регионов, что объясняется как стратегией регионального развития (данный субъект РФ не входит в число территорий присутствия), так и желанием скомпенсировать убытки предыдущих периодов. При этом страховщики обязаны сообщать Центральному банку об изменении ставок и публиковать их на своих сайтах.

      Снижение стоимости полиса могут ожидать аккуратные водители старше 30 лет, но не во всех регионах. При этом стоимость уменьшится в большинстве случаев не за счет базового тарифа (по расчетам РСА, снижение базовых ставок коснется около 20 регионов), а за счет коэффициентов. По мере дальнейшей реализации реформы страховщики будут конкурировать за малоубыточных клиентов, прежде всего за счет цены. Идеальных тарифов ждать не стоит, но без сомнения новая тарификация будет более справедливой. В то же время при серьезном увеличении цены для аварийных водителей возможен сценарий отказа от покупки полиса. В этом случае необходимо изменение системы штрафов и контроля за наличием полиса (например, с помощью камер).

      Купить полис ОСАГО станет проще. В 2020 году ОСАГО стало драйвером интернет-продаж, в 2020 году тенденция сохранится. Только семь процентов интернет-продаж приходится не на ОСАГО. Если в целом по рынку интернет-канал приносит страховщикам около пяти процентов премий, то в сегменте ОСАГО доля электронных продаж выше 30 процентов. Со 2 апреля 2020 года вносится изменение в систему «Единый агент»: страхователи смогут выбирать страховую компанию (но не из всех страховщиков ОСАГО, а в зависимости от квоты).

      Еще одним нововведением стала служба страхового омбудсмена. Именно выгодоприобретатели по ОСАГО будут ее первыми клиентами. С 1 июня 2020 года досудебное урегулирование через службу финансового уполномоченного станет обязательным. Работа будет строиться на безвозмездной основе для прямых клиентов, но обращения третьих лиц, которым уступлено право требования (в том числе автоюристов), будут платными. В результате ожидается снижение судебных расходов страховщиков, уменьшение доли выплат по договорам уступки права требования, что в конечном итоге положительно скажется на убыточности сегмента.

      В качестве следующих этапов реформы предлагается увеличение срока действия полиса до трех лет, возможность выбора лимитов ответственности, ликвидация территориального коэффициента и коэффициента мощности. Возможно введение коэффициентов, учитывающих нарушения правил дорожного движения, характер вождения автомобиля, а также отказ от учета износа по всем видам выплат (пока это правило применяется только при натуральном возмещении). Однако пока эти нововведения находятся на стадии обсуждения. Наиболее ожидаемые шаги, касающиеся отмены коэффициентов территории и мощности, будут реализованы в 2020 и 2021 годах соответственно.

      Сейчас на рынке осталось около 50 страховщиков ОСАГО, среди них есть компании, у которых убытки по этому виду страхования оказывают серьезное давление на финансовый результат. Но в целом ситуация в сегменте улучшается, рынок готов к переменам. Говорить о победе над страховым мошенничеством и злоупотреблении правом со стороны автоюристов рано, но решение этой проблемы уже не представляется невозможным.

      Как изменится ОСАГО в 2020 году

      Центральный банк и Минфин в 2020 г. основательно взялись за реформу ОСАГО – сперва ожидалось, что нововведения состоятся в середине уходящего года, но по разным причинам они отложились на начало 2020 г.

      Изменятся не только тарифы, но и подход к расчету цены полиса. Необходимость в реформе ее авторы и страховщики аргументируют переходом к индивидуальной цене полиса ОСАГО, но вначале многим автомобилистам придется смириться с подорожанием услуги.

      Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется умножением базового тарифа (коридор 3432–4118 руб.) на коэффициент стажа и возраста водителя (КВС), коэффициент бонус-малус (КБМ: скидки за безаварийную езду и надбавки за аварии), региональный коэффициент (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и коэффициент, связанный с мощностью двигателя.

      Новый год – новые тарифы

      В январе ЦБ вводит новые тарифы ОСАГО – коридор расширится на 20% в обе стороны: от 2746 до 4942 руб. Указание ЦБ находится на регистрации в Минюсте.

      После изменения тарифов для среднеобобщенного водителя цена полиса вырастет с 5800 до 7000 руб., говорил в мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Тарифы необходимо поменять, объяснил он, чтобы создался конкурентный рынок с хорошей ценовой и физической доступностью услуги. Повышение верхней границы тарифа поддержали страховщики – они лоббировали такое изменение все последние годы.

      Расширение коридора снизит убыточность услуги в проблемных регионах, как следствие, увеличится доступность полисов, утверждает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Благодаря этому удастся уйти от дотационного подхода и кросс-субсидирования, когда законопослушные водители одного региона платят за сверхубыточных из другого, поддерживает его член правления «Росгосстраха» Дмитрий Пурсанов.

      В большинстве регионов страховщики продают ОСАГО по верхней границе коридора. «РЕСО-гарантия» готова была снизить цену полиса для опытных водителей в 90% регионах России, но из-за убыточности молодых водителей компания вынуждена продавать полисы по максимуму, объясняет Иванов.

      Российский союз автостраховщиков проанализировал убыточность в разных регионах и выяснил, что лишь в 20 (из 85) цена ОСАГО после изменений может снизиться. По предварительным прогнозам ЦБ, расширение коридора снизит цены на ОСАГО для 80% водителей, а доля тех, для кого ОСАГО сильно подорожает, не превысит 5%. Если подорожание ОСАГО и произойдет, то средняя цена полиса вырастет максимум на 1,5%, привел в ноябре новую оценку Чистюхин. В январе – ноябре средняя цена полиса ОСАГО составила 5703 руб., по данным РСА (союз обобщает информацию от всех страховщиков ОСАГО).

      Эксперты не верят ни ЦБ, ни страховщикам. Сразу после расширения тарифного коридора средняя цена полиса, скорее всего, вырастет, считает замдиректора группы рейтингов АКРА Евгений Шарапов. «Никакого снижения цены ожидать не стоит», – уверен и сопредседатель Центра стратегического развития страхового рынка Александр Коваль (с 2009 по 2012 г. возглавлял Федеральную службу страхового надзора). Он напоминает, что в прошлые годы ЦБ уже расширял коридор и тогда полисы ОСАГО дешевле не становились – а сейчас не позволит это сделать и изменение курса доллара и евро, что влечет повышение цен на запчасти. Волатильность курса рубля сказывается на стоимости ремонта, соглашается президент РСА Игорь Юргенс: около 70% российского автопарка – иностранные машины, которые чинятся иностранными материалами.

      Чем моложе, тем дороже

      Одновременно с новыми тарифами ЦБ введет более гибкую систему КВС с детальной градацией: вместо действующих четырех ступеней будет 58. Как обещает ЦБ, изменения снизят КВС для опытных водителей старшего возраста, а для молодых и неопытных повысят, что скажется и на цене полиса.

      Например, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа (16–21 год, стаж вождения 0 лет) коэффициент – 1,87; для наименее рискованного сочетания (старше 59 лет, стаж более 3 лет) коэффициент будет в 2 раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для пенсионеров.

      Скидку перестанут обнулять

      С опозданием в несколько месяцев после повышения тарифов ЦБ изменит подход к применению КБМ. С 1 апреля скидка за безаварийную езду или надбавка за аварийность будет назначаться водителю раз в год и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2020 г. у автовладельца в системе данных РСА будет числиться несколько КБМ, то ему будет присвоен самый низкий (более выгодный. – «Ведомости»). Такой подход исключит случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, сообщил ЦБ. «Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем (а не за договором. – «Ведомости») и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться», – указал ЦБ. Сейчас около 80% автовладельцев ездит безаварийно и совокупная накопившаяся скидка даст снижение цены полиса, говорит Юргенс.

      Без прописки, без мощности

      Минфин подготовил поправки, поэтапно отменяющие коэффициенты: мощности – с 1 сентября 2020 г. и региональный – с 1 сентября 2020 г. Против отмены этих коэффициентов всегда выступали страховщики, но Минфин предусмотрел льготу. Он готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2020 г. по 1 сентября 2020 г. устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. – на 40% ниже или выше. В обоих случаях максимальная цена не может превышать трехкратного максимального базового тарифа ЦБ.

      Отмена коэффициента мощности – правильное решение, это не определяющий фактор аварийности, говорит руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Но отмена коэффициента территорий будет означать не индивидуализацию, а, наоборот, усреднение тарифа, продолжает он. В Германии, одном из эталонных страховых рынков, территория разбита на 415 регионов, каждому из которых присвоено одно из 12 значений коэффициента. «Так что и мировая практика, и здравый смысл против этого нововведения», – резюмирует он.

      Указание ЦБ о тарифах ОСАГО

      Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2020 г. N 53241

      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 4 декабря 2020 г. N 5000-У

      О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ

      БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ

      (ИХ МИНИМАЛЬНЫХ И МАКСИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ

      В РУБЛЯХ), КОЭФФИЦИЕНТАХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, ТРЕБОВАНИЯХ

      К СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ ИХ

      ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ

      ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

      ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

      1. Настоящее Указание на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2020, N 1, ст. 32) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) ( приложение 1 к настоящему Указанию), коэффициенты страховых тарифов ( приложение 2 к настоящему Указанию), требования к структуре страховых тарифов ( приложение 3 к настоящему Указанию), а также порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование) ( приложение 4 к настоящему Указанию).

      2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 30 ноября 2020 года N 36) вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу.

      Официально опубликовано на сайте Банка России 29.12.2020.

      Пункт 2 приложения 2 к настоящему Указанию, пункты 5 — 8 приложения 4 к настоящему Указанию вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

      4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.

      5. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившими силу:

      Председатель Центрального банка

      «О предельных размерах базовых

      владельцев транспортных средств»

      БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ (ИХ МИНИМАЛЬНЫЕ

      И МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫЕ В РУБЛЯХ) (ДАЛЕЕ — ТБ)

      Тип (категория) и назначение транспортного средства

      Базовая ставка страхового тарифа (рублей)

      Минимальное значение ТБ

      Максимальное значение ТБ

      Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M»)

      Транспортные средства категории «B», «BE»

      используемые в качестве такси

      Транспортные средства категорий «C» и «CE»

      с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

      с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

      Транспортные средства категорий «D» и «DE»

      с числом пассажирских мест до 16 включительно

      с числом пассажирских мест более 16

      используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

      Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)

      Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)

      Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6706, ст. 6723; 2016, N 15, ст. 2066; N 18, ст. 2502; N 27, ст. 4192; 2016, N 27, ст. 4229; 2017, N 31, ст. 4753; N 52, ст. 7921; 2020, N 1, ст. 27; N 45, ст. 6841) (далее — Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»).

      Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

      Машины, на которые выдается паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

      Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в документе о регистрации транспортного средства, выданном органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы), с учетом информации, указанной страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базовой ставки страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.

      (их минимальных и максимальных

      их применения страховщиками

      КОЭФФИЦИЕНТЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ

      1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее — коэффициент КТ).

      Территория преимущественного использования транспортного средства

      Коэффициент КТ для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин

      Коэффициент КТ для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Ишимбай, Кумертау, Салават

      Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт

      Прочие города и населенные пункты

      Республика Марий Эл

      Республика Саха (Якутия)

      Республика Северная Осетия — Алания

      Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск

      Бугульма, Лениногорск, Чистополь

      Абакан, Саяногорск, Черногорск

      Заринск, Новоалтайск, Рубцовск

      Армавир, Сочи, Туапсе

      Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк

      Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово

      Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск

      Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск

      Кисловодск, Михайловск, Ставрополь

      Губкин, Старый Оскол

      Борисоглебск, Лиски, Россошь

      Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово

      Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга

      Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск

      Арзамас, Выкса, Саров

      Балахна, Бор, Дзержинск

      Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк

      Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог

      Балаково, Балашов, Вольск

      Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск

      Верхняя Салда, Полевской

      Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево

      Вышний Волочек, Кимры, Ржев

      Алексин, Ефремов, Новомосковск

      Еврейская автономная область

      Ненецкий автономный округ

      Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

      Чукотский автономный округ

      Ямало-Ненецкий автономный округ

      Машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

      1. Территория преимущественного использования транспортного средства определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

      2. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, применяется коэффициент КТ в размере 1,7.

      П. 2 приложения 2 вступает в силу с 01.04.2020.

      2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования (далее — период КБМ, коэффициент КБМ соответственно).

      Коэффициент КБМ на период КБМ

      0 страховых возмещений за период КБМ

      1 страховое возмещение за период КБМ

      2 страховых возмещения за период КБМ

      3 страховых возмещения за период КБМ

      Более 3 страховых возмещений за период КБМ

      3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО).

      Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо

      Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством

      Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством

      Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.

      4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).

      Стаж, лет\Возраст, лет

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

      1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;

      1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

      5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE») (далее — коэффициент КМ).

      Мощность двигателя (лошадиных сил)

      До 50 включительно

      Свыше 50 до 70 включительно

      Свыше 70 до 100 включительно

      Свыше 100 до 120 включительно

      Свыше 120 до 150 включительно

      При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. В случае если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 киловатт-час = 1,35962 лошадиной силы.

      6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее — коэффициент КПр).

      Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства

      Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам

      Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски

      Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски

      Нумерация номеров по порядку дана в соответствии с официальным текстом документа.

      Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств

      7. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного использования транспортного средства (далее — коэффициент КС).

      Период использования транспортного средства

      8. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее — коэффициент КП).

      Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации

      От 5 до 15 дней

      От 16 дней до 1 месяца

      10 месяцев и более

      9. Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — коэффициент КН).

      Коэффициент КН равен 1,5.

      требованиях к структуре страховых

      ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ

      Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы)

      Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам обязательного страхования)

      Резервы компенсационных выплат — всего

      резерв текущих компенсационных выплат

      Расходы на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      к Указанию Банка России

      коэффициентах страховых тарифов,

      тарифов, а также порядке

      при определении страховой премии

      ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ

      СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

      1. Размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию, и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства, установленной пунктом 1 приложения 2 к настоящему Указанию, и утверждается страховщиком.

      Об утвержденных размерах базовой ставки страхового тарифа страховщик в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения должен уведомить в письменном виде Банк России с приложением документа об утверждении их размера и разместить информацию на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      2. В случае наличия нескольких владельцев транспортного средства применяются базовая ставка страхового тарифа, коэффициенты КО, КН и КБМ для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, установленные в отношении владельца — собственника транспортного средства.

      3. Для городов и населенных пунктов, находящихся в административном подчинении города (района), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), в административном подчинении которого они находятся.

      4. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — АИС ОСАГО).

      При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были зарегистрированы в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.

      Для определения коэффициента КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.

      В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.

      П. 5 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      П. 6 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

      Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.

      Коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанном периоде времени.

      П. 7 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      7. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

      П. 8 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      8. Коэффициент КБМ владельца транспортного средства — юридического лица (далее — КБМ юридического лица) определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.

      Коэффициент КБМ юридического лица определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период КБМ в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на следующий после периода КБМ день договоры обязательного страхования.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на период КБМ, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на период КБМ, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

      При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства — юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.

      При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования данного юридического лица, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству устанавливается в размере коэффициента КБМ юридического лица с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.

      Коэффициент КБМ юридического лица определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.

      9. Коэффициент КВС применяется для расчета страховой премии при заключении или внесении изменений в договор обязательного страхования, предусматривающий ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями.

      10. Если в договоре обязательного страхования указано более 1 допущенного к управлению транспортным средством водителя, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении водителей, допущенных к управлению транспортным средством.

      11. При определении водительского стажа используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.

      12. Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее — Т).

      Категория транспортного средства

      Определение размера страховой премии в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо или индивидуальный предприниматель

      Определение размера страховой премии в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства)

      Транспортные средства категории «B», «BE» (в том числе такси)

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КМ x КС x КН

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КМ x КС x КН x КПр

      Транспортные средства категорий «A», «M», «C», «CE», «D», «DE», «Tb», «Tm», тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КС x КН x КПр

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КС x КН x КПр

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства

      Т = ТБ x КБМ водителя x КВС x КО x КМ x КП

      Т = ТБ x КБМ юридического лица x КО x КМ x КП x КПр

      Т = ТБ x КБМ водителя x КВС x КО x КП x КПр

      Т = ТБ x КБМ юридического лица x КО x КП x КПр

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КМ x КП x КН

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КМ x КП x КН x КПр

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КП x КН x КПр

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КП x КН x КПр

      До 1 апреля 2020 года коэффициент КБМ в соответствии с приложением 5 к настоящему Указанию.

      13. Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства и повторного технического осмотра транспортного средства, составляет до 20 дней включительно, и в этом случае применяется коэффициент КП — 0,2.

      14. При определении размера страховой премии, дополнительно уплачиваемой либо подлежащей возврату в соответствии с пунктом 2.1 приложения 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204, 17 июня 2015 года N 37679, 29 декабря 2016 года N 45036, 28 апреля 2017 года N 46531, 15 ноября 2017 года N 48901, 5 марта 2020 года N 50253, 11 мая 2020 года N 51058, ее величина рассчитывается как разность страховой премии, рассчитанной по действующим на дату ее дополнительной уплаты (возврата) страховым тарифам и первоначально уплаченной страховой премии по договору. Полученная разность корректируется в размере ее доли, приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования, в течение которого действуют условия договора обязательного страхования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующим на дату уплаты дополнительной страховой премии (возврата части страховой премии).

      15. Базовые ставки страхового тарифа и коэффициенты страховых тарифов, определенные в настоящем порядке, применяются страховщиками при определении размера страховой премии по договору обязательного страхования.

      по договору обязательного страхования

      СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕННОГО СТРАХОВЩИКАМИ

      ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПЕРИОД ПО 31 МАРТА 2020 ГОДА

      Класс на начало годового срока страхования

      Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования

      3 страховых возмещения

      1. Коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

      2. Для определения класса владельца транспортного средства (водителя) (далее — класс) используются сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), содержащиеся в АИС ОСАГО.

      3. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении владельца транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается владельцу транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении владельца транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, владельцу данного транспортного средства присваивается класс 3.

      4. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений данным водителям присваивается класс 3. В случае если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, представленные сведения учитываются только в том случае, если водитель являлся владельцем транспортного средства.

      5. При представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

      6. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      7. В случае если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, сведения о страховых возмещениях, осуществленных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.

      8. В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен владельцу (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.

      9. Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

      от 4 декабря 2020 года N 5000-У

      ставок страховых тарифов

      значений, выраженных в рублях),

      С 01.04.2020 применяется коэффициент, указанный в п. 2 приложения 2 .

      СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ

      В ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПЕРИОДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

      СТРАХОВАНИЯ (КОЭФФИЦИЕНТ КБМ), И ПОРЯДОК ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

      СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ

      ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПЕРИОД С 1 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА

      ПО 31 МАРТА 2020 ГОДА

      Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2020 года или прекратившим свое действие в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года

      Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования

      0 страховых возмещений

      1 страховое возмещение

      2 страховых возмещения

      3 страховых возмещений

      Более 3 страховых возмещений

      1. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      2. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2020 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, определяется на основании минимального значения коэффициента КБМ из тех, которые были определены такому водителю по таким договорам обязательного страхования, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2020 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении данного минимального коэффициента КБМ указанного водителя.

      Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого содержатся в АИС ОСАГО, но при этом сведения о котором отсутствуют в отношении договоров обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2020 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, устанавливается равным 1.

      Коэффициент КБМ водителя определяется на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период времени.

      3. Определение на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года коэффициента КБМ не является основанием для пересчета страховой премии по договорам обязательного страхования, заключенным до 1 апреля 2020 года.

      4. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

      5. Коэффициент КБМ владельца транспортного средства — юридического лица (далее — КБМ юридического лица) на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных на указанный период времени для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.

      Коэффициент КБМ юридического лица на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2020 года по всем действующим на 1 апреля 2020 года договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на 1 апреля 2020 года договоры обязательного страхования.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству, в отношении которого содержатся сведения о договоре обязательного страхования, действующего на 1 апреля 2020 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на начало действия этого договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2020 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования, прекратившего свое действие (в том числе досрочно прекращенного) в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на дату заключения указанного договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.

      При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства — юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2020 года устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.

      При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо, и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования данного юридического лица, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2020 года устанавливается в размере коэффициента КБМ юридического лица с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.

      Коэффициент КБМ юридического лица определяется на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *