Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в башкирии

История УИС Республики Башкортостан

В Башкортостане в 1934 году был создан отдел исправительно-трудовых работ, а в 1937 году ОМЗ (отдел мест заключения) УНКВД по БАССР, который в 1943 году был реорганизован в УИТЛК (Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний). В разное время на территории республики располагались ИТК (исправительно-трудовые колонии), отдельные лагерные пункты, лагерные отделения, пересыльные тюрьмы.
В 30-е годы трудом заключенных держались многие отрасли экономики — лесозаготовка, добыча золота и цветных металлов, градостроительство, строительство крупнейших индустриальных гигантов (Беломоро-Балтийский канал, Турксиб, Магнитка), освоение районов Севера и Дальнего Востока.
Спецконтингент, содержащийся в республиканских местах лишения свободы, был задействован на строительных участках «Башспецнефтестроя» в Казаяке, Красном Холме, Улу-Теляке, Туймазах.

В годы Великой Отечественной войны на территории Башкирии были созданы лагеря для содержания военнопленных, труд которых использовался на строительство промышленных предприятий, объектов социально-культурного назначения, жилья. Например, содержавшиеся на территории современной исправительной колонии №13 пленные немцы, принимали участие в строительстве некоторых цехов УМПО, кинотеатра «Победа», бараков на территории города Черниковска, позже ставшим одним из районов города Уфы. Большинство этих лагерей было ликвидировано, а ИК-13 стала использоваться для содержания осужденных за уголовные преступления. Посредством участия администрации и труда осужденных ИК-13 была построена исправительная колония №3 и открыта ИК-9. Для строительства промышленных объектов и жилья в г.Салавате было открыто еще несколько колоний. К концу 40-х годов состав контингента в местах лишения свободы изменился: подавляющее большинство из них содержалось за совершение уголовных преступлений. Однако в 1953 году по амнистии Верховного Совета СССР было проведено массовое освобождение осужденных за уголовные преступления, что имело отрицательные последствия. В июле 1954 года введено в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях, где главной задачей ставится исправление и перевоспитание заключенных на основе приобщения к общественно-полезному труду. Начинается ликвидация системы лагерей и переход к исправительно-трудовым колониям. В Башкортостане в результате реформирования в 1959 году было образовано УМЗ-ОМЗ МООП БАССР, где в 10 исправительно-трудовых колониях содержалось около 10 тысяч человек.

До середины 50-х годов администрация колоний была немногочисленной: небольшая оперативная и культурно-воспитательная часть. Более многочисленными были отделы охраны, сотрудники которых впрямую не работали с осужденными. Непродолжительно время колонии охранялись методом самоохраны: на охранные вышки выставлялись положительно зарекомендовавшие себя осужденные.

В 1957 году в системе УИТЛК республики содержалось 17658 человек.

В эти же годы вводится институт начальников отрядов. Основное внимание стало уделяться индивидуально-воспитательной работе, одним из основных методов которой был общественно-полезный труд. Во всех колониях было создано собственное производство, но в тот период оно не могло обеспечить работой весь спецконтингент. Осужденные строили большинство объектов нефтехимии и жилье в Салавате, в Уфе. Так силами осужденных были воздвигнуты предприятия «Салаватнефтеоргсинтез», «Синтезспирт», здание «Госцирка» и ряд других.

Совершенно несправедливы высказывания о каторжном труде осужденных. При назначении на работу всегда учитывалось состояние здоровья последних, имеющаяся специальность, в случае отсутствия которой проводилось обучение. Осужденным выплачивалась заработная плата, которая даже за вычетом половины на содержание колоний, позволяла приобретать дополнительные продукты питания, оказывать финансовую помощь семье, копить сбережения. В 50-х — начале 60-х годов осужденные имели право принимать пищу в коммерческой столовой, где питались и сотрудники, даже предварительно заказывать для себя отдельные блюда.

В примерном Положении об ИТК и тюрьмах союзных республик 1961 года, республикам предоставлялись права самостоятельно регулировать карательно-воспитательный процесс с учетом национальных особенностей, введением новой системы, нацеленной на углубленную дифференциацию осужденных. В 60-е годы появляются колонии-поселения, развивается сеть спецкомендатур для направления осужденных на стройки народного хозяйства, образованы следственные изоляторы, как самостоятельные учреждения, окончательно сформированы тюрьмы, как учреждения, исполняющие уголовные наказания, сложилась новая система, ведущее место в которой заняли ИТК.

У нас в республике дела обстояли следующим образом.

В 1969 году отдел мест заключения был преобразован в ОИТУ МВД БАССР, начальником его в те годы был полковник внутренней службы Юнусов Закий Кабилович, который впоследствии был назначен начальником открывшейся в Уфе средней специальной школы подготовки начальствующего состава МВД СССР (в настоящее время — Уфимский юридический институт МВД РФ). В 1972 году начальником отдела стал ныне покойный, полковник внутренней службы Рождественский Виктор Агафангелович. С 1987 по 1997 гг. Управление исполнения наказаний МВД РБ возглавлял полковник внутренней службы Коновалов Юрий Александрович, которого сегодня также нет среди нас. С августа 1997 года Управление исполнения наказаний МВД РБ возглавил подполковник внутренней службы Виктор Васильевич Шалыгин, а ныне генерал-лейтенант внутренней службы. В 1998 году Управлению был присвоен статус «Главного управления».

В 70-е годы из-за превышения лимита наполнения мест лишения свободы некоторые осужденные не были заняты трудом при недостатке трудовых ресурсов в стране. Поэтому часть осужденных направлялась не в колонии, а на госпредприятия и стройки. Была предпринята попытка решить кадровую проблему сотрудников исправительных учреждений путем повышения квалификации и переподготовки, начались изменения в практике взаимоотношения между администрацией и осужденными на принципе законности.

Многие годы УИС на территории Башкирии выступала инициатором и проводником новых методов воспитательного характера воздействия на осужденных. Еще в 70-е годы была разработана и внедрена «Система непрерывного профилактического воздействия на трудновоспитуемых осужденных», которая и сейчас успешно применяется в ряде регионов России. В конце 70-х годов впервые были организованы и проведены собрания родственников осужденных с посещением коммунальных и производственных объектов, встречей с осужденными, показами концертов художественной самодеятельности.

Руководством республиканской уголовно-исполнительной системы всегда уделялось особое внимание обучению и воспитанию кадров. В послевоенные годы основной костяк сотрудников составляли офицеры и солдаты, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны. В конце 60-х годов кадры УИС стали комплектоваться выпускниками высших учебных заведений, в основном педагогических институтов. В начале 70-х годов было принято решение об открытии на базе воспитательной колонии им. А. Матросова средней школы Министерства внутренних дел СССР. Первым ее начальником был назначен руководитель республиканской уголовно-исполнительной системы полковник внутренней службы З.К.Юнусов. Для практических занятий часто использовались базы исправительных колоний. Со временем средняя школа была преобразована в ВУЗ, сейчас это – Уфимский юридический институт МВД РФ.

В середине 80-х годов в законодательстве проявляется тенденция к ужесточению порядка отбывания наказания опасными преступниками, рецидивистами, расширен круг лиц, к которым не применялось условно-досрочное освобождение, усилилась уголовная ответственность за особо тяжкие преступления, в практику исполнения наказаний впервые пришла гласность, опубликована статистика ИТУ.

После распада СССР в 1991 году началось реформирование исправительно-трудовой системы России исходя из принципов гуманного отношения к правонарушителям, строгого соблюдения прав человека при исполнении наказаний, стимулирования правопослушных осужденных, дифференцированный подход к различным категориям преступников. Суть реформ сводится к последовательному претворению в местах лишения свободы международных стандартов и правил обращения с заключенными.

Новое время принесло с собой и новые задачи, подчас не связанные с уголовно-исполнительной деятельностью как таковой. Сотрудники УИС принимали и принимают участие в боевых действиях в горячих точках бывшего Союза, в контртеррористической операции на Северном Кавказе, каждодневно рискуя своими жизнями и проявляя в высшей степени героизм и мужество. Только за последние два с небольшим года более 60 сотрудников были награждены боевыми орденами и медалями.

С 1 января 1993 года согласно Указу Президента РФ было начато реформирование внутренних войск, функция надзора за спецконтингентом передавалась в ведение УИС. На практике передача надзора производилась с учетом только одной стороны – внутренних войск. Тогда в уголовно-исполнительной системе были созданы самостоятельные отделы безопасности, в функции которых входило обеспечение режима. В Башкортостане значительные успехи в укреплении режима в учреждениях УИС были связаны с назначением на должность заместителя начальника УИН по безопасности и оперативной работе В.В.Шалыгина. Уже 22 сентября 1993 года по инициативе республиканской УИС был подписан Указ Президента РБ «Об административной ответственности за недозволенную связь с осужденными». Было организовано патрулирование периметров исправительных колоний.

В 1995-96 г.г. УИС приняла от внутренних войск функцию охраны. Укомплектованность отделов охраны в большинстве подразделений не превышала 70 %. Началась серьезная работа по возведению новых технических средств охраны, внедрению новой техники, обучению личного состава. На базе ликвидированного ЛТП-2 в г.Мелеузе был создан Учебный центр, который стал проводить не только первоначальное обучение, но и переподготовку кадров.

Принятие в 1996 году нового Уголовно-исполнительного кодекса стало основанием для современной правовой базы исполнения наказаний, дальнейшей ее гуманизации, приближения условий отбывания наказаний в России к международным стандартам.

Усилия сотрудников и руководства УИС в Башкортостане принесли свои положительные результаты. Сегодня оперативная обстановка в подразделениях остается управляемой. Материальная база исполнения наказаний соответствует предъявляемым требованиям. Система УИС в 1999 году в числе первых получила статус «Главного управления».

В настоящий момент в УФСИН России по Республике Башкортостан имеет в своем составе 9 мужских исправительных колоний, Стерлитамакскую воспитательную колонию, 2 колонии — поселения, 2 лечебных учреждения, 5 следственных изоляторов, учебный центр, центр инженерно-технического обеспечения, управление по конвоированию, 35 филиалов уголовно-исполнительной инспекции, участок исправительного центра при КП — 6. Сегодня в республике в местах лишения свободы содержится свыше 12 000 человек. Свыше 17 000 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, состоит на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в башкирии

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Судебная реформа и контрреформа в Башкирии :

Ишкулов, Ф. А.
Судебная реформа и контрреформа в Башкирии : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии отмечалось, что Коммунистическая партия всегда придавала серьезное значение правильному, объективному освещению истории нашего государства[1]. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967 г.) партия поставила перед советской историко-право-вой наукой задачу глубокого изучения истории народов СССР[2].

Поэтому обращение к истории Башкирской АССР — одной из первых по времени образования, наиболее крупных по численности населения и размерам территории автономных республик Советского Союза — имеет большое научное и практическое значение.

До Великой Октябрьской социалистической революции Башкирия была одной из самых отсталых колониальных окраин царской России. В. И. Ленин относил башкир к национальностям, «не имевшим раньше ни государственного существования, ни автономии»[3].

Социалистическая революция коренным образом изменила положение Башкирии. История создания, бурного развития и подлинного расцвета Башкирской АССР за годы Советской власти — яркий и убедительный пример колоссального значения Октябрьской революции и образования СССР в жизни башкирского народа, неопровержимое доказательство торжества ленинской национальной политики[4].

Вполне понятен поэтому глубокий интерес исследователей к истории Советской Башкирии, особенно к проблеме образования, становления и развития Башкирской АССР в первые годы Советской власти.

В то же время дореволюционное прошлое Башкирии исследовано слабо, что сказывается на изучении и преподавании истории края. Единственной обобщающей работой до сих пор остаются «Очерки по истории Башкирской АССР» — серьезный научный, но, к сожалению, неполный и местами устаревший труд башкирских ученых[5]. Между тем, всестороннее исследование особенностей развития дореволюционной Башкирии имеет большое значение для правильного освещения истории и Советской Башкирии.

В настоящее время необходимость разработки различных проблем дореволюционной истории края признается всеми историками Башкирии.[6]

Одна из таких проблем — проведение на территории края буржуазных реформ второй половины XIX века, в частности, судебной реформы и контрреформы. Среди сравнительно немногочисленных работ местных исследователей нет ни одной, специально посвященной судебным и административным учреждениям Башкирии во второй половине XIX столетия, а вопрос о своеобразии судебной системы края в первой половине XIX века лишь попутно освещен в кандидатской диссертации А. 3. Асфандиярова[7].

При общей недостаточной изученности вопроса о проведении судебной реформы в различных частях Российской империи, проблема создания в Башкирии судебных органов по судебным уставам 20 ноября 1864 года никем вообще не

исследовалась[8]. Между тем, судебная реформа в Башкирии характеризуется рядом особенностей, не встречающихся при изучении процесса проведения буржуазных преобразований в других районах России. Это, прежде всего, одновременное проведение в крае и судебной реформы, и судебной контрреформы. В связи с этим исследование своеобразия подготовки и осуществления в крае судебной реформы и контрреформы приобретает значение, выходящее за рамки научного краеведения.

Эти соображения обусловили выбор темы данной работы. Основная задача работы — показать подготовку и проведение в крае судебной реформы и контрреформы. Освещение узловых вопросов диссертации потребовало также выяснения предистории проблемы — анализа сущности кантонной системы управления и свойственного ей суда.

Работа написана на основе марксистско-ленинской методологии. В ней использованы труды классиков марксизма-ленинизма, основные партийные документы, работы В. И. Ленина, характеризующие дореволюционную судебно-административную систему России и буржуазные реформы второй половины XIX века. В частности, автор исходил из указаний В. И. Ленина о том, что «суд есть государственное учреждение, деятельность суда есть одна из частей государственной деятельности»[9]. При работе над диссертацией автор учел также критические замечания в адрес историков и писателей Башкирии, содержащиеся в постановлении ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации» от 27 января 1945 года[10].

Источники, использованные в работе, это, в основном, нормативные акты и материалы официального делопроизводства. Указанные законодательные и другие нормативные акты сосредоточены, главным образом, в Полном собрании законов Российской империи (22—40 тт. первого ПСЗ, 1— 55 тт. второго ПСЗ и 1—25 тт. третьего ПСЗ), Своде законов

Российской империи, Собраниях узаконений, Своде военных постановлений, Своде учреждений и уставов управления духовных дел министерства внутренних дел и других правовых памятниках.

Материалы официального делопроизводства почерпнуты из центральных (ЦГВИА СССР) и местных (ЦГА БАССР, ГАОО, архивный фонд БФАН СССР) архивохранилищ. Материалы этой группы дают возможность установить особенности реализации тех или иных нормативных актов на территории Башкирии, выявить конкретное содержание деятельности царского правительства в крае.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении дается обоснование выбора темы, историография и характеристика источников, определяются задачи исследования.

Первая глава посвящена социально-экономическим и политическим предпосылкам судебной реформы в Башкирии, а также планам, проектам и подготовительным мерам правительства и местной администрации к введению в крае судебных уставов. В ней дается также краткая характеристика сущности и особенностей дореформенной судебной системы в Башкирии.

Кризис феодализма в России достиг максимальной остроты к середине XIX века и вылился в революционную ситуацию 1859—1861 гг. Последняя, как известно, разрешилась не революционным взрывом «снизу», а буржуазными преобразованиями «сверху», проведенными царизмом во второй половине XIX столетия.

В. И. Ленин указывал, что именно «сила экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма» заставила самодержавие взяться за подготовку и проведение реформ[11]. Отмена крепостного права и последовавшие за ней земская, судебная и другие буржуазные реформы 60— 70-х годов XIX века были обусловлены развитием капиталистических производительных сил и соответствующих им производственных отношений, властно требовавших приспособления всего государственно-правового механизма России к нуждам и потребностям времени.

Разложение феодальных и развитие капиталистических отношений в различных местностях империи протекало отнюдь не одинаково. В Башкирии, в силу ряда причин, этот

процесс шел неравномерно по времени и более медленно; чем в центральной России.

После подавления Крестьянской войны 1773—1775 гг. (в которой, как известно, башкиры принимали самое активное участие) царское правительство провело целый ряд мероприятий, направленных на углубление феодальных отношений в крае. К ним, в частности, следует отнести кантонную реформу 1798 года — наиболее крупный военно-политический акт правительства, рассчитанный на укрепление своих позиций в Башкирии путем создания из верхушки «инородцев» надежной социальной опоры. Тем не менее, основные тенденции общероссийского процесса развития буржуазных отношений пробивали себе дорогу и здесь, а политика правительства, вопреки его намерениям, объективно способствовала накоплению и развитию элементов капитализма.

Кантонная система управления первоначально (в 1798 г.) была введена только для башкир и мишарей, а затем (с 1855 г.) с некоторыми изменениями распространена п на остальное нерусское население края.

В период господства кантонных порядков (1798-1865 гг.) Башкирия управлялась военно-полицейскими методами. Население края было разделено по национальной принадлежности и правовому положению на две категории: 1) на башкир, мишарей, оренбургских и уральских казаков, отнесенных к так называемому военнослужилому сословию, и 2) на всех остальных жителей края (припущенников-«инородцев» и различных разрядов русских крестьян). Делению населения на военно-служилое и податное сословия соответствовало и управление краем: специальное (военно-кантонное) — для башкир и мишарей и общее (гражданское) — для всего остального податного населения. С учетом этого Башкирия в административно-территориальном отношении была разбита на попечительства (военно-полицейские округа), кантоны и юрты, причем размежевание территории края было проведено применительно к методам управления, национальной и сословной принадлежности населения.

Башкиры и мишари в административно-судебном и военно-оперативном отношении были подчинены непосредственно оренбургскому генерал-губернатору и ведомству военного министра. Общее управление возглавлял гражданский губернатор, подчинявшийся военному губернатору.

Управление религиозными делами мусульман с 1788 года было сосредоточено в Оренбургском магометанском ду-

ховном собрании. Глава духовного собрания — муфтии — подчинялся генерал-губернатору и параллельно управлению духовных дел министерства внутренних дел.

Судебная система Башкирии была приспособлена к системе управления и состояла из специальных (военно-кантонных) и общих судебных учреждений.

Специальная судебная система включала военно-административные судебные места и военные суды. К военно-административным судебным местам относились органы кантонного управления, наделенные военной, судебной и административно-полицейской властью. Юртовые старшины, кантонные начальники, попечители округов, командующий башкирским войском и военный губернатор края были наделены всей полнотой власти в отношении как военнослужащих башкир и мишарей, так и гражданского населения этих народов. К военным судам относились постоянные и временные военно-судебные комиссии, ордонанс-гаузы, а также оренбургский и уральский войсковые суды. Все они были судами первой инстанции и состояли обычно из нескольких кадровых офицеров во главе с презусом или обер-аудитором — председателями суда. Дела в военных судах решались в коллегиальном порядке, а в административно-судебных местах края — единолично должностными лицами юрт, кантонов, попечительств, башкирского войска и губернии на основе особо установленных правил и нормативных актов. Право утверждения и апелляции приговоров и решений административно-судебных мест и военных судов края принадлежало командующему башкирским войском, генерал-губернатору, аудиториатскому департаменту военного министерства и самому императору.

Оренбургский военный губернатор, занимавший одновременно все высшие военные и гражданские посты, по существу, был полновластным хозяином края. В. И. Ленин писал, что «губернатор в русской провинции был настоящим сатрапом, от милости которого зависело существование любого учреждения и даже любого лица»[12]. Оренбургские военные губернаторы в этом отношении не были исключением. Их судебная власть отнюдь не ограничивалась установленными законом рамками. Сами генерал-губернаторы края нередко прямо законодательствовали от имени высших органов государства. Это можно подтвердить целым рядом примеров из практики их деятельности в Башкирии. Так, например, 30 марта 1800

года все общеуголовные дела башкир и мишарей генерал-губернатором Н. Н. Бахметевым были переданы из юрисдикции общих судов в исключительную подсудность военно-судебных учреждений, а дела по «ссорам» и мелким правонарушениям — в компетенцию военно-административных органов и должностных лиц кантонов и юрт. В дальнейшем вплоть до отмены кантонного управления основная масса уголовных и часть гражданских дел башкир и других нерусских народностей края рассматривались в военных судах и военно-административных учреждениях.

Общие суды края разрешали дела податного населения и ничем не отличались от однотипных судов в других губерниях России.

Вопрос о подсудности специальных и общих судебных органов в диссертации рассмотрен подробно. Следует отметить, что подсудность носила весьма условный характер, поскольку военно-административные органы края нередко вторгались в процесс отправления правосудия в общих судах.

Необходимо подчеркнуть, что штаты военных и общих судов комплектовались исключительно из лиц русской национальности. Даже представители верхушки башкир и других нерусских пародов края не допускались па судебные должности, за исключением должностей переводчиков и духовных лиц при судах.

Таким образом судебно-административные органы Башкирии приспосабливались для обслуживания интересов царизма и господствующих классов России. Острие политики правительства было направлено, прежде всего, против трудящихся масс башкир и других «инородцев».

К 40-м годам XIX столетия кантонная система управления практически изжила себя. Основная причина этого — кризис системы военно-феодальных отношений в крае. Растущее недовольство народных масс военно-полицейским режимом и нещадная феодальная эксплуатация вылились в 1834—1835 гг. в восстание народов Башкирии. Определенное значение имело также превращение Башкирии во внутреннюю область империи (вследствие присоединения к России соседних казахских земель), в связи с чем отпала необходимость в дальнейшем сохранении башкирского войска и службе башкир по охране юго-восточных границ империи.

В 40—50-ые годы XIX века царское правительство пыталось реорганизовать управление краем. В главе показаны причины неудачи этих попыток царизма. Кантонное управле-

ние было упразднено лишь в 1863—1865 гг. Ликвидация кантонной системы управления находится в непосредственной связи с проводившимися в 60-х годах в России буржуазными преобразованиями. Отмена крепостного права на территории Башкирии влекла за собой и административно-судебные реформы, которые отвечали интересам правительства. Упразднение военно-кантонной организации увеличивало количество податного населения за счет башкир и других «инородцев» края, позволяло распустить башкирское войско, представлявшее потенциальную опасность для царизма. Кроме того, передача башкир из военного в гражданское ведомство уравнивала их в правовом положении с русскими крестьянами, превращала тех и других в однородную массу, что, в конечном счете, позволяло царскому правительству унифицировать систему управления и суда. Поэтому отмена кантонных порядков была одновременно и подготовительной мерой к проведению в крае судебной и других буржуазных реформ.

В диссертации подробно освещается процесс ликвидации кантонного режима и передачи башкир из военного в гражданское управление. Рассматривается также процесс создания, сущность и особенности новых волостных и уездных судов для башкир, татар и других «инородцев», планы и практические меры правительства и губернской администрации по проведению судебной реформы в Уфимской и Оренбургской губерниях.

В целом отмена военно-кантонного управления и передача башкир и других нерусских народов края в ведение гражданских административных и судебных органов была в тех условиях явлением объективно положительным. «Инородцы», за исключением лишь немногих башкир-военнослужащих, освободились наконец, от всевозможных ограничений, связанных с несением военной службы, были уравнены в правовом положении с крестьянами России, вышедшими из крепостной зависимости. Их уголовные и гражданские дела были переданы в подсудность общих судебных учреждений. Таким образом, отмена военно-феодальных порядков устранила некоторые препятствия на пути капиталистического развития Башкирии: разрушала патриархально-феодальные отношения среди башкир, в частности, общинные формы землевладения и землепользования, ускорила процесс классового расслоения среди них и т. п.

Вместе с тем, реформы не облегчили общего тяжелого положения трудящихся масс. Экономическое положение тру-

дящихся башкир резко ухудшилось, поскольку отныне они наравне с русскими крестьянами и припущенниками, должны были платить немалые подати. К тому же роспуск башкирского войска открыл широкие возможности для экспроприации башкирских общинных земель правительством в пользу казны, русских помещиков и предпринимателей. Кроме того, среди «инородцев», особенно башкир, и после отмены кантонных порядков сохранялись значительные пережитки военно-феодальных отношении в экономике, управлении и суде. Так, в судах, как и ранее, процветало лихоимство и взяточничество, а в органах управления — произвол и внесудебная расправа. Новые судебные учреждения сохранили ярко выраженный сословно-бюрократический характер и остались недоступными для трудящихся масс.

Вторая глава посвящена проведению в Башкирии судебной реформы и контрреформы.

Судебная реформа 1864 года — одна из наиболее последовательных буржуазных реформ 60—70-х годов XIX столетия. Она — следствие вступления России на капиталистический путь развития. Развивающиеся в стране буржуазные отношения требовали создания и буржуазного суда. Еще Ф. Энгельс указывал, что «. буржуа нуждаются для процессов, касающихся собственности, по крайней мере, в такой гарантии, как гласность, а для уголовных процессов, кроме того, еще и в суде присяжных, в постоянном контроле над юстицией со стороны представителей буржуа»[13].

Новые суды создавались на началах бессословности, несменяемости судей, независимости суда от администрации, участия присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел в окружных судах, гласности, устности и состязательности судопроизводства.

В диссертации на основе архивного материала показано, что в Башкирии ни одно из указанных положений последовательно не было осуществлено; суды были построены и действовали отнюдь не на тех принципах, которые были провозглашены в судебных уставах.

19 октября 1865 года было утверждено «Положение о введении в действие судебных уставов», которым устанавливался порядок проведения судебной реформы в стране. «Положением» министерству юстиции были предоставлены широкие полномочия в определении сроков и объема введения

судебных уставов в той или иной местности. В национальных районах суды приспосабливались к проведению русификаторской политики царизма, угнетению «инородцев» и всемерной охране интересов русских и местных феодалов и буржуазии.

Важной особенностью введения судебных уставов на территории Башкирии было то, что проведение судебной реформы в крае проходило в разгар проводившейся в центральной России контрреформы. Это отразилось на содержании вводимых в Башкирии судебных уставов.

Начало практическому осуществлению судебной реформы в крае было положено указом от 2 мая 1878 года «О введении в Уфимской, Оренбургской и Астраханской губерниях мировых судебных установлений отдельно от общих». Как видно из заглавия указа, судебные уставы здесь вводились в неполном объеме: создавались только мировые суды и съезды мировых судей округа. Создание общих судебных учреждений (окружных судов и судебных палат) правительство считало пока преждевременным.

В диссертации анализируется процесс введения мировых судебных учреждений, их организационная структура, принципы комплектования и компетенция, а также ряд других вопросов, связанных с их практической деятельностью па территории края.

Сравнительно с мировыми судами центральных губерний России, в Уфимской и Оренбургской губерниях эти суды имели ряд особенностей. Так, здесь были введены не две, а три категории мировых судей: участковые, почетные (как и везде) и добавочные. Основной фигурой мировой юстиции в центральной России был участковый мировой судья. Здесь же такую роль играли и добавочные мировые судьи. Анализ архивных материалов показывает, что добавочные мировые судьи подбирались исключительно из числа «правительственных элементов», то есть чиновников и крупных феодалов. По характеру своей деятельности добавочные мировые судьи заняли место, прежде всего, упраздненных городовых магистратов и ратуш. О том, что добавочные мировые судьи были введены не для обычной замены участковых судей (в случаях отсутствия последних по каким-либо причинам), а как дополнительный контингент со специальным назначением, говорит и тот факт, что количество добавочных мировых судей было значительно большим, нежели участковых.

В порядке комплектования и деятельности мировых судов Башкирии также имелись особенности. В указе от 2 мая

1878 года говорилось, что мировые судебные учреждения в крае открываются в точном соответствии с основами судебных уставов и «Положений» от 19 октября 1865 года. Однако за этими общими фразами следовали весьма серьезные отступления, которые перечеркивали прогрессивные положения судебных уставов 1864 года. Так, для Оренбургской губернии предусматривался особый порядок введения мировых судов. Здесь устанавливался принцип назначения мировых судей и кандидатов к ним «от короны», отменялся принцип несменяемости судей, вводился значительный контингент Добавочных мировых судей и т. д.

В Уфимской губернии участковые и почетные мировые судьи избирались в общем порядке уездными земскими собраниями, а добавочные — городскими думами или губернским земским собранием и утверждались Сенатом. Однако это мало что меняло в порядке комплектования мировых судов и Уфимской губернии, поскольку формальное провозглашение выборности судей не мешало губернским властям подбирать на судебные должности кандидатов, отвечающих «видам правительства». Здесь, как и в Оренбургской губернии, все должности мировых судей были заняты русскими помещиками и чиновниками.

Несменяемость судей в обеих губерниях края существовала лишь на бумаге, так как срок полномочий участковых и добавочных мировых судей в крае вообще не был установлен. Это давало возможность правительству сменить неугодных судей в любое время по своему усмотрению.

По указу от 2 мая 1878 года мировые суды вводились в Уфимской губернии с 1 декабря 1878 года, а в Оренбургской с 1 января 1879 года. Но на деле создание мировых судов в обеих губерниях и утверждение судей затянулось и было закончено только к середине 1879 года.

Как свидетельствуют архивные документы, комплектование мировых судов задерживалось по различным причинам. В некоторых уездах выборы проводились по нескольку раз из-за допущенных нарушений, неутверждения кандидатов в мировые судьи губернским собранием и правительством. В Уфимской губернии избрание мировых судей в ряде случаев осуществлялось не уездными, а непосредственно губернским земским собранием. В течение 1879 года должности мировых судей в обеих губерниях были полностью укомплектованы и все кандидаты утверждены царским правительством. Как и предполагалось, они были избраны из числа наиболее бога-

тых дворян-помещиков, купцов и чиновников. Ни один представитель нерусских народностей края не был допущен в мировые суды в качестве мировых суден. Коренному населению был закрыт доступ даже па должности секретарей мировых судов и судебных приставов. В лучшем случае они использовались в судах в качестве переводчиков, а муллы — духовных лиц для приведения участников судебного процесса из мусульман к присяге на Коране. Мировой суд для трудящихся масс был также недоступен, как и старые дореформенные суды. Цензовые барьеры закрывали возможность для деятельности их представителей в судах мировой юстиции не менее эффективно, чем старые сословно-бюрократические суды. Установление различных цензовых требований преследовало цель не «возвышения звания мирового судьи», как это лицемерно провозглашалось правительством, а отстранения от судебной деятельности представителей трудящихся масс.

Вследствие отказа правительства от введения в это время в крае и общих судебных мест, были сохранены старые палаты уголовного и гражданского суда.

В связи с введением мировых судов прокуратура была реорганизована применительно к положениям судебных уставов. Преобразуя прокуратуру, правительство вовсе не стремилось укрепить в крае законность и правопорядок или обеспечить необходимые гарантии для отправления правосудия. Об этом свидетельствует то, что вместе с введением прокуратуры здесь не только не была создана адвокатура, а были ликвидированы должности стряпчих, которые ранее оказывали башкирам, татарам и другим нерусским жителям края юридическую помощь в ведении тяжебных дел. Отныне обязанности стряпчих возлагались по совместительству на товарищей губернских прокуроров.

Введение мировых судебных учреждений вместо старых уездных судов не повлекло за собой ликвидацию местных («народных») и шариатных судов башкир, татар и мишарей. Вопрос об этих судах в диссертации рассматривается подробно. Сохранение местных и шариатных судов башкир и припущенников в период проведения в Башкирии судебной реформы — показатель стремления царского правительства к сохранению в крае отсталых, полуфеодальных судебных органов и соответствующих методов осуществления правосудия.

Далее в этой главе рассматривается введение в Башкирии общих судебных учреждений. В декабре 1885 года орен-

бургские и уфимские палаты уголовного и гражданского суда (введенные в крае в 1782 году по «Учреждению для управления губерний» 1775 года и реорганизованные в 1865 году при ликвидации кантонной системы управления) были изъяты из непосредственного ведения Правительствующего сената и переданы казанской (уфимские палаты) и саратовской (оренбургские) судебным палатам. С этого времени казанская и саратовская судебные палаты стали апелляционной инстанцией для всех дел, решенных в палатах уголовного и гражданского суда обеих губерний.

Эта мера положила начало второму этапу проведения судебной реформы в Башкирии. Поэтапное введение новых судебных органов было предопределено еще при подготовке к проведению судебной реформы победой реакционной линии П. П. Гагарина[14]. Вместе с тем, при установлении конкретных сроков проведения судебных преобразований в различных районах страны, правительство учитывало уровень развития там буржуазных отношений, революционного движения, финансовую сторону вопроса и т. п. Отражением потребностей развития капитализма в Башкирии в 80—90-х годах XIX века были неоднократные представления гласных уфимского губернского земского собрания о необходимости создания в крае общих судебных учреждений.

9 марта 1892 года был издан указ «О введении судебной реформы в полном объеме в Уфимской и Оренбургской губерниях». Согласно закону уфимская и оренбургская палаты уголовного п гражданского суда подлежали упразднению, а вместо них создавались три окружных суда в городах Уфе, Оренбурге и Троицке. Частичная реформа общих судебных учреждений края была направлена, главным образом, на унификацию судебной системы в центре и на окраинах России, Кроме того, организация общих судов создавала видимость удовлетворения «запросов депутатов с мест». Это видно хотя бы из того, что окружные суды в Башкирии вводились без составной их части—института присяжных заседателей. К тому же, несмотря па учреждение при окружных судах прокуратуры, адвокатура не была создана. Все это наносило ущерб прежде всего интересам трудящихся масс края, особенно башкир и других «инородцев», поскольку они были лишены возможности обжаловать приговоры и решения мировых и окружных судов с помощью хотя бы дорогостоящих

адвокатов. Следует учесть также, что судебные палаты находились в Казани и Саратове. Поэтому очень часто подсудимые и истцы из неимущих классов не могли из-за расстояния (а башкиры и другие «инородцы» еще и из-за своей безграмотности, незнания законов и русского языка) добиться пересмотра дела по апелляции.

В результате введения окружных судов и прокуратуры при них судебная система края в значительной степени была приведена в соответствие с положениями судебных уставов. Однако судебная реформа 1864 года в крае все еще не была завершена (не были введены суд присяжных заседателей и адвокатура).

Значительное место в диссертации уделено особенностям проведения в Башкирии судебной контрреформы и анализу общих судебных учреждений, созданных на ее основе.

Судебная контрреформа была реакцией царского самодержавия на рост революционного движения в стране и возникновение второй революционной ситуации 1879—1881 гг. Она имела цель ликвидации наиболее прогрессивных положений и институтов судебных уставов, усиления судебной реакции и репрессивных мер против трудящихся масс и их революционных представителей. В результате проведения контрреформы были созданы судебные учреждения, которые полностью отвечали «видам правительства», стали безотказным судебным инструментом в руках царизма и господствующих классов России, верой и правдой служившим самодержавию в его борьбе против революционного движения.

Судебная контрреформа проводилась в Башкирии позднее, чем в центральных районах России. Так, одна из наиболее реакционных мер правительства — ликвидация в 1889 году мировых судов и введение вместо них института земских участковых начальников и городских судей — была осуществлена в крае только в 1894 году.

6 нюня 1894 года вышел указ «О приведении в действие законоположений от 12 июля 1889 года о преобразовании местных крестьянских и судебных учреждений в губерниях: Астраханской, Олонецкой, Оренбургской и Уфимской». По этому закону в Уфимской и Оренбургской губерниях обе инстанции мировых судов подлежали упразднению. Мировые суды и уездные по крестьянским делам присутствия были заменены земскими участковыми начальниками, городскими судьями и уездными членами окружных судов, а съезды ми-

ровых судей округа — уездными съездами земских участковых начальников.

Институт земских начальников, названный В. И. Лениным «жалкой пародией на суд»[15], был создан как единый административно-судебный орган уезда; в подчинении земских начальников отныне находились все чины и должностные лица волостей, а также волостные, «народные» и шариатные суды. Власть земских начальников была весьма обширна. В результате создания института земских участковых начальников административно-полицейская и судебная власть на местах были слиты и сосредоточены в руках назначаемых правительством должностных лиц.

К концу 1894 года все мировые судебные учреждения обеих губерний были упразднены. В течение этого года было создано еще одно звено административно-судебных установлений — уездные съезды земских начальников и их административные присутствия во главе с предводителями дворянства. Уездные съезды земских начальников были апелляционными инстанциями для дел, рассмотренных земскими участковыми начальниками и городскими судьями.

Над всеми уездными административными присутствиями стояло губернское административное присутствие, возглавляемое лично губернатором. Сюда, кроме последнего, входили: губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, прокурор окружного суда губернского города или его товарищ, управляющий губернской казенной палатой, управляющий палатой государственных имуществ, председатель губернской земской управы и два непременных члена присутствия, назначаемые губернатором.

В итоге в течение 1894—1895 гг. в обеих губерниях края была проведена одна из наиболее реакционных мер царизма 80—90-х годов XIX столетия — судебная контрреформа.

После проведения судебной контрреформы, введение в Башкирии суда присяжных заседателей уже не представляло опасности для царизма, поскольку к этому времени основные прогрессивные положения судебных уставов, касающиеся суда присяжных, были ликвидированы. Так, в частности, из их подсудности были изъяты важнейшие уголовные дела, а также введены различные ограничения, затруднявшие участие в деятельности суда присяжных представителям низших слоев населения.

2 февраля 1898 года был издан указ «Об учреждении в Оренбургской и Уфимской губерниях суда с участием присяжных заседателей». Однако суд присяжных заседателей, создаваемый в крае этим законом, отнюдь не соответствовал суду, предусмотренному судебными уставами. Изменения, внесенные в 60—90-х годах XIX века в подсудность, порядок комплектования и деятельность существующих судов присяжных заседателей России, отразились и при введении их в Башкирии. Кроме того, башкиры, татары и другие нерусские народности края вновь не были допущены в судебные органы ни в качестве судей, ни в качестве присяжных заседателей.

Вместе с судами присяжных при оренбургском, уфимском, троицком окружных судах был введен также институт присяжных поверенных по судебным делам, а при других судебных учреждениях и административных органах — институт частных поверенных по всем, в том числе и судебным, делам. К присяжным и, особенно, к частным поверенным предъявлялись повышенные требования. В частности, запрещалось назначать на эти должности «инородцев» края. Только в период первой русской революции 1905—1907 гг. башкирам и другим «инородцам», удовлетворявшим цензовым требованиям, было впервые разрешено выступать в судах в качестве частных поверенных. «Благонадежность» частных поверенных из башкир и представителей других нерусских народов края при этом обеспечивалась высоким имущественным цензом, залогом, вносимым кандидатом в казну, рекомендацией-поручительством уездного съезда земских начальников, высоким образовательным, возрастным и другими цензами. В то же время женщины Башкирии, как и все женщины России, были вообще лишены права на звание частного поверенного.

В результате указанных ограничении на 1 января 1910 года во всей Уфимской губернии имелось всего лишь семь частных поверенных. Неудивителен поэтому мизерный процент дел, обжалованных и пересмотренных по протестам частных поверенных. Таким образом, башкиры и другие нерусские народы края и после указа от 24 августа 1906 года о допуске башкир к должностям частных поверенных фактически остались без судебной защиты.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования и формулируются некоторые общие выводы.

Судебная реформа в Башкирии, как и в других районах России, явилась следствием развития в крае буржуазных от-

ношений. Особенности социально-экономического развития Башкирии обусловили своеобразие форм и методов проведения здесь судебных преобразований. Судебная реформа, проведенная в крае на базе уже выхолощенных положений судебных уставов, как нельзя лучше отвечала интересам царского правительства и местных феодалов. Несмотря на ее относительную прогрессивность, в значительной мере ослабленную контрреформой, судебная реформа в Башкирии не привела к улучшению положения трудящихся масс края.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция создала суд, полностью отвечающий интересам широких трудящихся масс.

По теме диссертации опубликована следующая работа: Судебная реформа и контрреформа в Башкирии. Уфа, 1974 г. (6 п. л.).

[1] Материалы XXIV съезда КПСС М., Политиздат, 1972 г., с. 102.

[2] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 9, М., 1972, с. 350.

Рабочая программа учебного предмета «История и культура Башкортостана» для 8 класса

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

I . Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «История и культура Башкортостана» для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (с изменениями: приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69)

2. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009.
5. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6. Учебного плана Филиала СОШ с.Алкино-2-ООШ с. Бишкази на 2017-2020 учебный год.

7. Примерной программы для основного общего образования по истории и культуры Башкортостана (базовый уровень) 2009 г. для общеобразовательной школы

8. Программы по культуре Башкортостана 1 – 9 классов общеобразовательных школ под редакцией С.А. Галина, Г.С. Галиной, М.Х. Идельбаева, Ф.Т. Кузбекова, Р.А. Кузбековой, Л.Н. Поповой, А.М. Сулейманова. Министерство образования РБ. Уфа.2010г.

Программа соответствует учебнику : Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса/С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков и др.-Уфа: Китап, 2003

История Башкортостана: с древнейших времен до начала ХХ века. Учебник для 8 класса./ Кульшарипов М.М. – Уфа: Китап,2005 .

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Основная цель предмета: – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений.

Формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, прививать любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель данной нации.

Способствовать возрождению и развитию национальных культур.

II .Основное содержание учебного предмета

Повторение пройденного материала

Башкортостан на рубеже XVIII — XIX веков.

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года.

Участие башкир в заграничных походах русских войск

Усиление колонизации края.

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане.

Экономическое развитие края во второй половине XIX века

Зарождение революционного движения в крае

Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года.

Песни о начальниках кантонов и их историческая основа. Песни о беглых. Песни об армейской службе

Сэсэны-творцы и носители башкирского фольклора. Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Творческий путь М.

Мухаметсалим Уметбаев как поэт и ученый. Мажит Гафури– классик башкирской литературы. Шайхзада Бабич.Биография поэта.

Современная печать и проблемы развития культуры в республике.

Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период. Жизнь и творчество А. Лутфуллина.

В.П.Пустарнаков.Произведения на тему войны. Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра .А.С.Арсланов.Величавая

сила родной земли в его произведениях

Башкирская народная хореография.Жизнь и творчество Ф.Гаскарова.

История создания профессионального хореографического искусства в республике. Понятие о балете. Звезды башкирского

III .Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся VIII класса по истории и культуре Башкортостана должны знать:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

— анализировать произведения литературы, изобразительного искусства, произведения драматургии;

-сопоставлять произведения искусства с реальными историческими событиями;

— работать с документами (приложением);

— грамотно делать сообщения на заданную тему.

Межпредметные связи : Башкирский язык и литература, география, история

IV . Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

Оценивание осуществляет учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.

Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя, а также могут ознакомиться с порядком оценивания по предмету в школьной библиотеке, методическом кабинете или на сайте гимназии.

При оценивании учитываются:

самостоятельность и творческий характер применения знаний;

уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;

аккуратность выполнения письменных работ;

наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

особенности развития учащегося.

4. Оценивание итогов обучения делится на :

текущее оценивание в течение учебного года;

итоговое оценивание(четвертное, полугодовое, годовое).

4.1. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

за контрольную работу;

за практическую работу;

за тестовую работу;

за устные ответы

Оценка «5» — материал усвоен в полном объеме; изложение ло­гично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» — в усвоении материала незначительные пробелы, из­ ложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточ­ но устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» — в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выво­ ды и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» — материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

V. Тематическое планирование

Шпаргалки по истории Башкирии

16.массовые крестьянские восстание в первой половине 19в.В первой половине XIX века Россия вступает в полосу кризиса всего феодального строя, ярким показателем которого яви­лось усиление массового крестьянского движения. Крестьяне активно протестуют против кре­постнического гнета. Повсеместно вспыхивают стихий­ные крестьянские восстания. Очень крупным было восстание в Пермской и Орен­бургской губерниях в 1834—1835 годах. В восстании участвовали в основном русские крестьяне. Восстание было вызвано решением царя Николая I перевести триста тысяч государственных крестьян в раз­ряд удельных и, наоборот, триста тысяч удельных пере­вести в разряд государственных. Этим он надеялся уве­личить доходы царской семьи — более зажиточные кре­стьяне стали бы исправнее платить оброк. Перевод госу­дарственных крестьян в удельные означал превращение их в крепостных. Узнав об этом, государственные крестьяне подняли стихийное восстание. Восстание охватило Кунгурский и Красноуфимский уезды Пермской губернии, а также Бирский уезд, части Троицкого, Уфимского, Белебеевского уездов Оренбургской губернии.Крестьяне, собравшись большими группами, захваты­вали перевозы на реках, не пропуская царских чиновни­ков в свои деревни. Они отказывались платить налоги. Местные власти вызвали войска. 12 июня 1835 года у деревни Байкино (Кунгурский уезд) произошло столкно­вение правительственных войск с отрядом крестьян в три тысячи человек. Очень немногие крестьяне были воору­жены ружьями, остальные — топорами, косами, палками. Солдаты ружейным огнем рассеяли крестьянский от­ряд. На месте осталось 5 человек убитых и 34 раненых. Одновременно с русскими крестьянами начинают вы­ступать и башкиры. Это было вызвано распоряжением правительства о постройке запасных хлебных складов за счет населения. К тому же стали распространяться слухи о передаче в удел не только государственных крестьян, но и башкир и об обращении их в христианскую веру. Башкиры изгоняли царских чиновников, затем в при­сутствии муллы у ближайшего кантонного начальника брали присягу о том, что у него нет никаких предписаний о передаче башкир в удел и об обращении мусульман в христианскую веру. Каратели жестоко расправились с участниками вос­стания. Их били палками (наносили от 500 до 4000 ударов), а затем ссылали в Сибирь на каторжные работы. Восстание 1834—1835 годов было последним крупным антифеодальным восстанием народных масс в Башкирии до отмены крепостного права.

17.реформы Александра 2..манифест об отмене крепостного права. В 50-е годы крайне усилилось недовольство Крестьян крепостным правом. Они не хотели жить по-старому, подвергаясь эксплуатации со стороны помещиков-дворян. Повсюду вспыхивают крестьян­ские восстания и волнения. Это наблюдается и в Баш­кирии. В 1858 году крепостные крестьяне Белебеевского и Стерлитамакского уездов разгромили имения помещи­ков . Заводские крестьяне поднимаются на борьбу. Они отказываются работать и требуют повы­шения заработной платы, улучшения условий труда. . Александр II решил отменить крепостное право «сверху», не дожидаясь, пока оно будет отменено «снизу». По указу царя во всех губерниях России создаются дворянские комитеты по выработке условий освобожде­ния крестьян. В ноябре 1859 года такой комитет был создан в Оренбургской губернии. В него вошли самые богатые помещики края. Они постарались выработать такой про­ект, по которому помещикам доставались бы все выгоды от реформы. Выработанный помещиками проект был послан в Петербург, где готовилось общее положение об отмене крепостного права Нужд крестьян никто в расчет не принимал. Царский манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» были подписаны 19 февраля 1861 года. Но их опубликовали не сразу. В Уфе они стали известны только 15 марта. К тому вре­мени по приказу царя в Оренбургскую губернию были направлены казаки на случай волнения крестьян. Они знали, что крестьяне будут недовольны реформой, выгод­ной только помещикам. Во многих местах крестьянам предполагалось дать меньше земли, чем они имели до реформы. Причем землю крестьяне должны были вы­купать. У помещиков оставалось огромное количество лучших земель. За ними же сохранились все леса, выгоны, водопои и т. д. За пользование этими угодьями крестьянам приходилось дорого платить. Там, где крестьянам досталось мало земли, им приходилось арендовать и пахотные земли. Пользуясь безвыходным положением крестьян, поме­щики брали с них высокую арендную плату. Бывшие помещичьи крестьяне, таким образом, полу­чили только личную свободу, но остались в экономиче­ской зависимости от помещиков. Одновременно с помещичьими были освобождены и крестьяне, приписанные к уральским горным заводам. Условия их освобождения были еще хуже. Они получи­ли только приусадебный участок, да и то за большой выкуп. После реформы многие горнозаводские рабочие ос­тались без работы, потому что заводы были закрыты их владельцами. Недовольство крестьян проявлялось повсеместно. Крестьяне добивались новых законов, по которым бы они получили всю помещичью землю. Но волнения эти были разрозненными, неорганизованными. Поэтому пра­вительству удалось с ними легко справиться и сохра­нить господство помещиков. башкиры относились к военно­му сословию и управлялись по кантонной системе. Эта система за время своего существования претер­пела ряд изменений. В 1834—1835 годах было создано особое командование башкиро-мишарского войска. Ко­мандующих назначали из русских офицеров. В 40—50-е годы в некоторых кантонах военная служба заменяется денежным сбором. Во время проведения буржуазных реформ 60-х годов царское правительство решило ликвидировать кантонное управление в Башкирии. Башкиры были переведены из военного сословия в гражданское. Положение о новом устройстве башкир было принято 14 мая 1863 года. Баш­киры получили право свободных сельских жителей на­равне со всеми народностями России. Земля не была раз­делена между башкирскими селениями, а принадлежала всем жителям волости по общинному праву. Земля оставалась в собственности башкир, но они должны были выделить из своих земельных угодий наде­лы припущенникам. В Башкирии были созданы такие же органы управ­ления, как и в центральных губерниях России. В 1865 году Оренбургская губерния, куда входила Башкирия, была разделена на две губернии: Уфимскую и Оренбургскую.

18. башкирия после отмены крепостного права. Отмена крепостного права способствовала развитию капитализма как в промышленности, так и сельском хозяйстве. Большинство помещиков в Башкирии не обрабатывали землю с помощью наемных рабочих, а сдавали ее в аренду малоземельным крестья­нам. За аренду земли они взимали денежную плату или заставляли крестьян-арендаторов обрабатывать их земли. Применялась в Башкирии и испольная аренда: кре­стьянин отдавал помещику половину урожая с арендованной земли. Железнодорожное и пароходное сообщение соедини­ло наш край с центральными промышленными района­ми. В связи с развитием промышленности и торговли растет городское население края.. Преобладаю­щими становятся торгово-промышленная буржуазия и ра­бочий класс — основные классы капиталистического общества. Разорившаяся беднота идет в город на заработки или батрачит на кулака-бога­тея и помещика. Кулаки покупали или арендовали большие участки земли. Для ее обработки они нанимали крестьян-бедня­ков, которые соглашались на любые условия найма.. Из башкир выделяются кулаки- баи, владеющие сотнями десятин земли и эксплуатирую­щие башкир-бедняков. В 1869 году были приняты законы, разрешавшие баш­кирам продавать «излишние» земли. «Излишними» счи­тались земли, оставшиеся во владении башкирских во­лостей после наделения жителей волости — башкир — определенным количеством земли по закону 1869 года и выделения надела земли припущенникам, тоже по нор­мам, установленным правительством. Разгорелась беше­ная спекуляция, в которой участвовали русские чиновни­ки, купцы, кулаки, помещики. Вольнонаемных рабочих не хватало: в первые годы после реформы крестьяне не имели права уйти из дерев­ни. Но вскоре потребовалось много стали, чугуна, железа: стали строиться железные дороги, возникали новые от­расли промышленности; металл нужен был и для воору­жения новой армии. В связи с этим начался подъем производства черных металлов на Урале.Увеличилась также добыча золота. На золотых при­исках начинают применять машины. Помимо горнозаводской промышленности, в нашем крае значительное место занимает лесная промышлен­ность и промышленность по переработке сельскохозяй­ственного сырья. После реформы увеличивается заготовка леса и его переработка. На базе сельскохозяйственного сырья строятся кожевенные, салотопные, мукомольные и винокуренные заводы. Появляется первая суконная фабрика. Сохраняется и кустарное производство, большей ча­стью как подсобное в крестьянском хозяйстве. Одновременно развивается торговля.Быстро строятся железные дороги, осваиваются для судоходства реки. В нашем крае были построены две же­лезные дороги, соединяющие Поволжье с Уралом. Первые пароходы появились на реке Белой еще в 1858 году. 11 августа этого года в Уфу прибыли два парохо­да — «Грозный» и «Быстрый». Но это был только проб­ный рейс. Лишь с 1870 года начинается регулярное дви­жение пароходов по Белой.

19. Столыпинская аграрная реформа – 9 января 1906г. Помимо карательных мер и наступления на права наций царское правительство решило провести аграрную реформу. Цель реформы — расколоть крестьянство, укрепить опору царизма в деревне – кулачество; разрушить общину, т.е. выход крестьян из общин, передача земли в частную собственность. Сделать это предполагалось путем уничтожения общинного землепользования, передачи земли в частную собственность с правом свободной продажи ее. Правительство надеялось, что крестьянская беднота, которой нечем обрабатывать землю, станет продавать ее, а кулаки получат возможность скупать землю и увеличивать свои владения. Безземельную бедноту предлагалось переселить на окраины, где было много свободных земель. Крестьяне встретили реформу крайне неодобрительно. Они понимали, что все то, что затевает правительство, грозит им разорением. По Башкирии с общины вышло 15% крестьян, В Оренбургской губернии — 30 процентов, по России – 24%. Выходили из общины главным образом кулаки и беднота. Первые стремились округлить и увеличить свои владения, а вторые — продать землю и переселиться в город на заработки. Башкиры-бедняки выходили из общины охотно. Они стремились избавиться от тяжелых налогов и продавали свои земельные наделы. Их приобретали за бесценок кулаки или Башкирия была местом, куда правительство переселяло крестьян из малоземельных губерний центральной России. Они должны были поселиться на «свободных» башкирских землях. Но таких земель оказалось недостаточно, и многие переселенцы вернулись обратно или проследовали дальше в Сибирь. Итоги реформы: В деревню проникли капиталистические рыночные отношения (сельский наёмный работник, батрак, кулак) Переселение крестьян и аграрная реформа в целом не уничтожили нужду крестьян в земле. Только революция могла разрешить этот вопрос путем конфискации всех помещичьих земель.

20. События первой русской революции в Башкирии Башкирия была колониальной окраиной царской Рос­сии и испытывала все виды гнета. Поэтому здесь создается очень напряженная революционная обстановка. Главной силой в борьбе против гнета и эксплуата­ции был пролетариат. Рабочие Башкирии подвергались жестокой эксплуатации. Протестуя против нечеловече­ских условий жизни, они устраивали забастовки. Еще в 1881 году произошла крупная стачка на Миасских золотых приисках. 14 февраля 1891 года забастовали рабочие Уфимских железнодорожных мастерских. Они потребовали выдачи задержанной заводским началь­ством заработной платы. Рабочие добились успеха. Первый марксистский кружок в Башкирии образовался в Уфе в 1895 году. В него входила группа студентов. Они зани­мались изучением произведений Маркса и Энгельса. Свя­заться с рабочими Уфы им не удалось. Вскоре полиция разгромила эту группу. В 1897 году в Уфу приехал А. Д. Цюрупа, в то время уже опытный революционер. Вместе с марксистами, со­сланными в Уфу, Цюрупа установил связь с рабочими Уфы. По их инициативе создается социал-демократиче­ский кружок, во главе которого стоял рабочий Уфим­ских железнодорожных мастерских И. С. Якутов. В 1900 году Уфу дважды посетил В. И. Ленин. В 1903 году образовался Уфимский комитет РСДРП. Под руководством социал-демократов развертывается борьба пролетариата в нашем крае. Во время русско-японской войны социал-демократы Уфы распространяли листовки, в которых разоблачались грабительские цели русской буржуазии и помещиков в войне. Листовки призывали рабочих бороться против войны и прогнившего самодержавного строя. Рабочий класс готовился к штурму самодержавия. Поводом к революции послужил расстрел рабочих Петербурга 9 января 1905 г. В тот же день началась первая русская революция. Уже в первые месяцы 1905 года в знак протеста бастовали рабочие Уфы и уральских заводов. Действуя дружно и настойчи­во, они добились увеличения заработной платы. В начале июля 1905 года под руководством социал-демократов в Уфе была организована всеобщая забас­товка рабочих. Наряду с выступлениями рабочих происходило мас­совое движение крестьян. Они активно откликнулись на события в Петербурге. Собираясь на сельские сходы, крестьяне обсуждали события в стране, высказывали свои требования. Во многих местах они принимали реше­ние поделить между собой земли соседних помещиков. Своей высшей точки революционное движение достигло в октябре — декабре 1905 года. Во время всеобщей стачки ра­бочие всех промышленных предприятий Башкирии, же­лезнодорожники и служащие прекратили работу. Рабо­чие под руководством большевиков освободили полити­ческих заключенных. В Уфе и Белорецке создаются отряды рабочей милиции. Декабрьское вооруженное восстание сопровождалось всеобщей политической стачкой. Рабочие Уфы забасто­вали одновременно с Москвой — 7 декабря. Были прекращены все перевозки по железной дороге. Пропускались лишь воинские поезда с возвращавшимися с войны солдатами и составы с продовольствием для голодающих районов. В ходе декабрьской стачечной борьбы в Уфе был образован Совет рабочих депутатов. Председателем Совета избирается И. С. Якутов. Под руководством большевиков готовилось вооруженное восстание в Уфе. Создавались боевые дружины.. Восстание не удалось. Власти переходят в наступление. Контрреволюция захватывает инициативу в свои руки. Железнодорожные мастерские были закрыты, и всех рабочих объявили уволенными. Начались повальные обыски и аресты. Стачечная борьба продолжалась и в 1907 году, но боевой напор рабочих ослабел. Революция потерпела поражение.

20. Причины революции. 1. Первая буржуазно-демократическая революция в России закончилась контрреволюционным переворотом 3 июня 1907 года. По всей стране распространился террор. Царское правительство в период разгула контрреволюции усиливает русификаторскую политику на национальных окраинах России. По предписанию правительства ограничивается количество мусульманских школ, закрываются национальные культурные общества, возникшие во время революции. Принудительно насаждается христианская религия среди мусульман — башкир, татар и других. 2. Помимо карательных мер и наступления на права наций царское правительство решило провести аграрную реформу. Цель реформы — расколоть крестьянство, укрепить опору царизма в деревне — кулачество. Сделать это предполагалось путем уничтожения общинного землепользования, передачи земли в частную собственность с правом свободной продажи ее. Переселение крестьян и аграрная реформа в целом не уничтожили нужду крестьян в земле. Только революция могла разрешить этот вопрос путем конфискации всех помещичьих земель. 3. С осени 1916 года под влиянием общей хозяйственной разрухи и в Башкирии началось сокращение промышленного производства. Промышленность ощущала общую нехватку рабочей силы. Война нанесла большой ущерб сельскому хозяйству края. 4. Мужчин мобилизовали в армию. Поголовье лошадей сократилось. Трудно стало обрабатывать землю. 5. С каждым годом росли государственные налоги. Во время войны ухудшилось снабжение населения. Совсем исчезли с рынка такие товары, как сахар, соль, керосин и т. д. Не хватало хлеба, масла, мяса. С каждым днем возрастали цены на продукты, а заработная плата оставалась почти без изменения.

21. Башкирия во время мировой империалистической войны. Мировая империалистическая война первоначально вызвала подъем промышленного производства в Башкирии. Заводы выполняли военные заказы. Но с осени 1916 года под влиянием общей хозяйственной разрухи и в Башкирии началось сокращение промышленного производства. Промышленность ощущала общую нехватку рабочей силы. Многие предприятия Башкирии испытывали также и недостаток в угле. Из-за этого Тирлянский завод действовал только две недели в месяц. Война нанесла большой ущерб сельскому хозяйству края. Мужчин мобилизовали в армию. Поголовье лошадей сократилось. Трудно стало обрабатывать землю. С каждым годом росли государственные налоги. Во время войны ухудшилось снабжение населения. Совсем исчезли с рынка такие товары, как сахар, соль, керосин и т. д. Не хватало хлеба, масла, мяса. С каждым днем возрастали цены на продукты, а заработная плата оставалась почти без изменения. В 1916 году во всех городах Уфимской губернии были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты. Ухудшение положения рабочих вызывало недовольство. В 1915 году рабочие Белорецкого завода, работавшие на нужды войны, неоднократно объявляли забастовки. Празднование 1 Мая 1916 года рабочие Башкирии провели под лозунгами «Долой войну!», «Да здравствует демократическая республика!». Огромную роль в организации стачечной борьбы в Башкирии сыграли социал-демократы большевики. Они распространяли среди рабочих листовки, призывающие к борьбе с самодержавием и войной. Самой крупной большевистской организацией в Башкирии была уфимская, во главе которой в то время стояли В. П. Арцыбушев, Н. П. Брюханов, А. И. Свидерский, А. Д. Цюрупа, А. А. Юрьев. Активное участие в партийной работе принимали А. П. Кучкин, сестры Тарасовы, Л. И. Бойкова и другие. Большевистские организации края не ограничивались только агитацией среди рабочих. Они установили связь и с солдатами. Рост рабочего движения, зреющее недовольство среди солдат говорили о скором приближении новой революции.

22. Влияние Февральской революции на Башкортостан. Известие о Февральской революции и свержении царя в Петрограде было встречено всеобщим ликованием на местах..3 марта 1917 пода в Уфе состоялось собрание местных социал-демократов, на котором был образован Уфимский комитет РСДРП. Было решено создавать во всех городах Советы рабочих депутатов. В Уфе Совет рабочих и солдатских депутатов был образован на собрании рабочих и солдат 3-5 марта 1917 года. Большинство мест в нем получили эсеры. От большевиков в состав Совета вошли Н. П. Брюханов, А. Д. Цюрупа, П. И. Зенцов и другие. Большевики в Уфимском Совете добивались ликвидации старых органов власти, разоружения полиции и создания народной милиции. Этому всячески противились эсеры. Они требовали признания комиссара Временного ‘правительства, назначенного в Уфу на место царского губернатора. Таким образом, в Уфе, как и во всей России, образовалось двоевластие. Это, с одной стороны, — Совет рабочих и солдатских депутатов, с другой, — комиссар Временного правительства, представляющий власть буржуазии. Вслед за Уфой Советы рабочих и солдатских депутатов были созданы во всех городах и рабочих поселках Башкирии. В большинстве Советов руководство оказалось в руках меньшевиков и эсеров: это было время, когда они еще имели значительное влияние в массах. Меньшевики и эсеры всячески помогали буржуазному Временному правительству. Они мешали установить восьмичасовой рабочий день на предприятиях, не позволяли крестьянам делить помещичьи земли, настаивали на продолжении войны. Перед рабочими и крестьянами России стояла задача: свергнуть власть буржуазии и установить диктатуру пролетариата. После победы февральской революции 1917 в Башкортостане, как и во всей стране, возникли Советы рабочих и солдатских депутатов: 5 марта в Уфе, в марте – апреле в Богоявленском (ныне Красноусольск), Белорецком заводе, Миньяре, Тирляне, Бирске. Местная буржуазия создала свою националистическую организацию – Национальный совет. 26 октября (8 ноября) 1917 в Уфе была установлена Советская власть. В конце октября Советская власть утвердилась на большей части территории Башкортостана, за исключением восточных её районов. После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания их права на самоопределение

23. Установление Советской власти В Башкирии.. Башкиры к моменту Октябрьской революции представляли собой, правда недостаточно зрелую, но уже буржуазную нацию с присущими ей внутренними противоречиями. Между национальной буржуазией и бедняцко-пролетарскими слоями башкир нарастала классовая борьба. В Башкирии все глубже и шире развертывалось рабочее движение, направленное против капитализма. Во главе пролетарского движения стояли большевистские организации, вышедшие со свержением царизма из подполья. Большевики Башкирии повели в массах рабочих, солдат и крестьян усиленную агитацию против меньшевиков и эсеров, Временного правительства и его местных органов. Проходили митинги, на которых выносились резолюции в поддержку большевистской партии, наметившей курс на подготовку вооруженного восстания. 26 октября утром Уфимским Советом рабочих и солдатских депутатов была получена из Петрограда телеграмма, извещающая о свержении Временного правительства и образовании правительства Советов во главе с В. И. Лениным. Большевики Уфы приняли решительные меры к тому, чтобы поддержать революцию, обеспечить ее победу в условиях Башкирии. Срочно были созваны заседания Совета рабочих и солдатских депутатов и Мусульманского военного совета, образован революционный комитет .Было выпущено воззвание к трудящимся с призывом поддержать новую революционную власть. В ноябре 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило автономию Башкортостана в составе Российской республики. В декабре этого же года на третьем Всебашкирском учредительном курултае была утверждена автономия так называемой Малой Башкирии (девять восточных кантонов) и образовано Башкирское правительство, во главе которого стал лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог Ахметзаки Валидов. К ведению Башкортостана были отнесены обеспечение общественной безопасности, сбор и расходование налогов, суд, вооруженные силы, народное образование, распоряжение капиталами, землей, недрами, лесами, водами республики и пр. 12 марта 1918 года открылся I съезд Советов Оренбургской губернии. Съезд провозгласил установление Советской власти по всей губернии, включая юго-восточные районы Башкирии. Так родилась Советская власть в Башкирии.

24. Создание башкирской автономии До Октябрьской революции башкиры были угнетенным, бесправным народом. Интересы трудящихся требовали, чтобы национальная автономия строилась на основе Советской власти. Но буржуазная верхушка башкир этого не желала и всячески боролась с социалистической революцией. В 1917 году националисты созвали несколько «башкирских съездов». Образованные съездами Башкирский областной совет и Башкирское правительство добивались автономии без Советской власти. В огне революции возникли и революционные организации башкир и татар. Это — Мусульманский военно-революционный комитет и Временный революционный совет Башкортостана. Временный революционный совет Башкортостана выдвинул проект советской автономии Башкирии. Колчаковцы не доверяли башкирскому войску. Они жестоко преследовали башкир за малейшее недовольство и неповиновение. Политорганы сражавшихся на территории Башкирии советских войск всячески разъясняли, что Советская власть защищает интересы трудящихся масс и угнетенных народов, стоит за автономию башкирского народа, но без буржуазии, баев-кулаков. Правдивое большевистское слово, а также успехи Красной Армии на Восточном фронте в конце 1918—начале 1919 года способствовали разложению башкирского белого войска. Нарастало недовольство голодных и раздетых башкирских солдат колчаковским режимом. Некоторые из полков отказывались идти в атаку против красноармейских частей. В трудный час начавшейся гражданской войны башкирская беднота выступила на стороне русского пролетариата. Башкирское правительство вступили в союз с русскими белогвардейцами, и сколоченное ими белое башкирское войско почти полгода сражалось против Красной Армии. Но солдаты были на стороне Красной Армии, а территорию Башкирии занимали советские войска. В этих условиях Башкирское правительство стало искать пути к соглашению с Советской властью. После перехода башкирских полков на сторону Советской власти состоялся съезд их представителей, который высказался за советскую автономию Башкирии. На этом съезде был образован Башкирский военно-революционный комитет — Башревком, в состав которого вошли преимущественно члены Башкирского правительства. В сложной обстановке гражданской войны образовалась Башкирская АССР. Она возникла и развивалась как равноправная часть Российской Советской Федерации, в составе которой ей обеспечена постоянная помощь Советского государства, великого русского народа. Октябрьская революция и образование БАССР -завершающий этап в истории формирования башкирской нации и начало ее преобразования из буржуазной в социалистическую нацию.

25. Образование Башкирской АССР После революций 1917 года проходят Всебашкирские съезды (курултаи) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 16 ноября 1917 года образованное Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний Республики Башкурдистан. В марте 1919 г. на основании Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством была образована Башкирская Советская Автономная республика. 19 мая 1920 года Советское правительство приняло декрет «О Государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики». Этот декрет ставил своей целью усилить федеративные связи автономной Башкирии в составе РСФСР.

26 . Борьба с разрухой и голодом. В результате империалистической и гражданской войн и иностранной военной интервенции народное хозяйство страны пришло в полный упадок. Особенно сильно пострадало народное хозяйство Башкирии, на территории которой шли ожесточенные бои с белогвардейцами, посевная площадь и поголовье скота сократились почти наполовину. Урожаи были низкие. В городе и деревне не хватало самого необходимого: хлеба, одежды, керосина, мыла, соли и т. д. В марте 1921 года состоялся X съезд Коммунисти-ческой партии, который принял ленинскую резолюцию «О замене разверстки натуральным налогом». Это было началом перехода от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Башкирии повсеместно прошли собрания и конференции с обсуждением решений X съезда партии, которые встретили полную поддержку рабочего класса и крестьянства. На основе новой экономической политики хозяйственная жизнь стала постепенно налаживаться. Оживилась работа по восстановлению промышленных предприятий. Налаживались связи между городом и деревней. В новых условиях была успешно проведена весенне-посевная кампания 1921 года. Но урожай в этом году не удался: Башкирию, как и смежные с ней районы Урала и Поволжья, постигла сильная засуха. Возник голод. Распространялась эпидемия холеры и тифа. Голод и болезни уносили тысячи человеческих жизней, особенно в башкирских районах. В Малой Башкирии и Уфимской губернии были организованы комиссии по оказанию помощи голодающим — Башпомгол и Губпомгол. Башкирия была освобождена от продовольственного налога и включена в общегосударственный план борьбы с голодом. В 1921-1922 годах в Башкирию из-за границы было ввезено 1,8 миллиона пудов различных продуктов и более 1 миллиона банок консервированного молока. Большое внимание Советское правительство уделя-ло спасению от голода детей. С этой целью были созданы особые продовольственные фонды и организованы детские дома. В Малой Башкирии и Уфимской губернии в 1921-1922 годах было создано более 500 детских домов, в которых было размещено около 50 тысяч детей. Много детей из Башкирии на время было отправлено на Украину и в другие урожайные районы страны. В Башкирию ввозилось большое количество семян, лошадей, сельскохозяйственного инвентаря. Это была братская помощь русского народа и всей страны башкирскому народу, трудящимся Башкирии. Благодаря этой помощи сотни тысяч людей были спасены от голодной смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *