Срок действия начисленной пени

Энциклопедия решений. Начисление пеней за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога

Начисление пеней за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. При этом НК РФ не содержит положений, прямо предписывающих начислять либо не начислять пени на период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В свою очередь принятие уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на законных основаниях переносит срок уплаты налога на более поздний срок (п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 64). В связи с чем для начисления пеней на отсроченную (рассроченную) налоговую задолженность нет оснований (постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2007 N А48-4283/06-6).

Однако на суммы налога (сбора), которые не были уплачены налогоплательщиком за все время со дня, установленного для уплаты налога, и до дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, пени начисляются в общем порядке в соответствии со ст. 75 НК РФ. То есть начисление пеней прекращается только при принятии положительного решения по вопросу предоставления отсрочки или рассрочки. Указанные пени включаются в сумму задолженности, в отношении которой выносится решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Внимание

Одной из форм изменения срока уплаты налога является инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 66 НК РФ).

В отличие от отсрочки или рассрочки по уплате налога инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты налога в период действия договора об ИНК, то есть текущих (будущих) платежей. Такая форма переноса срока уплаты налогов не предполагает возникновение задолженности по налогу, в отношении которого заключен договор ИНК, а значит и начисления пени, до заключения соответствующего договора. На сумму предоставленного кредита, впоследствии поэтапно погашаемую налогоплательщиком, предусмотрено начисление процентов (как и в большинстве случаев на сумму отсроченной или рассроченной задолженности).

В случае, если в предоставлении отсрочки (рассрочки) отказано, пени будут продолжать начисляться вплоть до дня уплаты налогоплательщиком соответствующего налога (сбора) (либо до дня истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, способом обеспечения уплаты которого служили пени). См. п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192, постановления Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 N 1868/08, от 06.11.2007 N 8241/07.

Спорным остается вопрос начисления пеней на сумму неуплаченного налога в случае, если налоговый орган принял решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки), которое впоследствии налогоплательщик успешно оспорил.

Многие суды приходят к выводу, что факт признания отказа в предоставлении отсрочки недействительным не является безусловным основанием для неначисления пеней в связи с несвоевременной уплатой налога. Отмечается, что пока решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога не принято, обязанность по уплате пени сохраняется. А если налогоплательщик считает, что в результате неправомерного отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) ему были причинены убытки, то он вправе обратиться за защитой нарушенных интересов (ст.ст. 12, 16 ГК РФ, пп. 14 п. 1 ст. 21, ст. 35 НК РФ). См. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), от 24.12.2008 N Ф04-7942/2008(18143-А67-15), от 10.12.2008 N Ф04-7741/2008(17540-А67-15), от 19.11.2008 N Ф04-7186/2008(16320-А67-40). Такой подход представляется вполне логичным.

Альтернативное мнение выражено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2011 N Ф07-13969/2010 (определением ВАС РФ от 27.06.2011 N ВАС-7193/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Судьи пришли к выводу, что при незаконном отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) период просрочки уплаты налога для целей начисления пеней следует исчислять со дня, установленного для уплаты налога, до даты вынесения налоговым органом решения об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки). Подобный вывод содержится и в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-3762/2008-Ф02-5391/2008. Здесь судьи отталкивались от срока, в течение которого должно было быть принято решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) — 30 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Начисление пеней признано правомерным за период просрочки уплаты налога до момента истечения срока для принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки)*(2).

*(1) В отличие от отсрочки или рассрочки по уплате налога инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты текущих (будущих) платежей по налогам. Такая форма изменения срока уплаты налогов не предполагает возникновение задолженности по налогу, в отношении которого заключен договор ИНК, а значит и начисления пени до заключения соответствующего договора.

*(2) Стоит отметить, что в период, рассматриваемый судами, действовали положения п. 7 ст. 64 НК РФ, ограничивающие уполномоченный орган в возможности отказа заинтересованному лицу в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога при наличии определенных оснований. Иными словами, в некоторых случаях уполномоченный орган обязан был предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате налога и не вправе был принимать решение об отказе в изменении срока уплаты налога.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Просрочили платеж по кредиту – каковы последствия?

Оформляя ссуду, некоторые заемщики случайно или умышленно пропускают раздел кредитного договора, в котором идет речь о штрафных санкциях за несвоевременное погашение долга. Многим кажется, что их это не коснется, и лишняя информация им ни к чему. Именно поэтому невнимательные клиенты банков всегда удивляются, обнаружив, что вместо обязательного платежа, к примеру, — 1000 рублей – с них требуют уже 1500. Оказывается, что за небольшую просрочку платежа банк начислил неустойку. Насколько правомерными являются такие действия кредитора, как рассчитывается размер неустойки, и есть ли шанс избежать оплаты штрафов? На все эти вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Правомерность начисления пени и штрафов за просрочку платежа по кредиту и порядок их расчета

Просрочкой по кредиту считается отклонение от установленного графика оплаты ссуды. Даже если вы задержались всего на 1 день, финансисты будут требовать оплатить неустойку. Согласно ст. 330, п.1. Гражданского кодекса РФ под неустойкой понимаются штрафы и пени:

  • Штраф – разовая мера наказания, которая применяется 1 раз, но за каждую просрочку. Например, если размер штрафа составляет 100 рублей, а вы не платили кредит в течение 3-х месяцев, приготовьтесь дополнительно заплатить штраф — 300 рублей.
  • Пеня рассчитывается, исходя из срока, в течение которого вы задерживаете выплату. Если просрочка большая, пеня может превысить сумму начисленных процентов.
  • Отметим, что неустойка на неоплаченную сумму неустойки начисляться не может.

    Согласно ст. 395 ГК РФ сумма штрафных санкций рассчитывается, исходя из 1/360 ставки рефинансирования – на данный момент она составляет 8,25% годовых — за каждый день просрочки (0,0229%).

    Рассмотрим пример расчета неустойки, исходя из установленного ГК РФ размера штрафных санкций. Предположим, вы взяли кредит в размере 300 тыс. рублей под 21,5% годовых и на 48 месяцев; ваш аннуитетный платеж равен 9 370 рублей в месяц. Вы не внесли 2 платежа, и просрочка составляет 40 дней. Тогда размер пени составит 107,28 рублей:

    1. 9 370 * 30 * 0,0229 / 100 = 64,37 (руб.) – размер пени, начисленной при задержке одного планового платежа за 1 месяц.
    2. (9370 + 9370) * 10 * 0,0229 / 100 = 42,91 (руб.) – размер пени, начисленной за просрочку 2-х плановых платежей за 10 дней второго месяца.
    3. 64,37 + 42,91 = 107,28 (руб.) – размер пени за 40 дней.

    Вполне очевидно, что столь незначительный размер неустойки банки не устраивает. Именно поэтому финансисты используют п. 2 ст. 332 ГК РФ, который гласит, что размер неустойки может быть увеличен по соглашению сторон. Иными словами, прописав в кредитном договоре больший размер пени и штрафов, чем 1/360 ставки рефинансирования Центробанка, кредитная организация может на законных основаниях взимать с вас неустойку в указанном в соглашении размере.

    Противостоять слишком «жадным» банкам можно: согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. То есть, если дело дойдет до суда, судья вправе признать начисленную сумму неустойки завышенной и отказать в удовлетворении требования банка к заемщику относительно ее погашения. Такие случаи известны в судебной практике России, поэтому финансисты стремятся не злоупотреблять своими возможностями.

    О том, какие средние размеры штрафов и пени встречаются в нашей стране, мы расскажем более детально.

    Размер штрафных санкций в российских банках

    Мы уже рассматривали пример с кредитом в размере 300 тыс. рублей под 21,5 % годовых и ежемесячным платежом — 9 370 рублей. Попробуем на нем же рассчитать размер штрафных санкций в 3-х банках России – Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ 24 при условии, что процентная ставка и аннуитетный платеж везде одинаковые, и с учетом реальных штрафных санкций банков (по состоянию на 2013 год):

    • Сбербанк устанавливает плату за нарушение обязательств в размере 0,5% в день от суммы просроченной задолженности. То есть, за 40 дней просрочки вы заплатили бы 2 342,5 рублей.
    • Альфа-Банк взимает 2% в день от суммы просроченной задолженности. То есть, пропустив 2 плановых платежа и при общем сроке просрочки в 40 дней, вы бы заплатили неустойку в размере 9 370 рублей (фактически – еще один плановый платеж).
    • ВТБ 24 взимает 0,6% в день от суммы просроченной задолженности. Итого, задержка в 40 дней будет стоить вам 2 811 рублей.

    Сравнив полученные цифры с той, которую мы рассчитали на общих основаниях — 107,28 руб., можно понять, почему банки игнорируют предложенный ГК РФ размер неустойки, определяемый, исходя из ставки рефинансирования. Далее мы рассмотрим, какие еще варианты расчетов штрафов и пени используют банки.

    Основные виды штрафов

    Существует 4 основные формы штрафов:

  • Штраф в виде процента от суммы долга, начисляемый за каждый день просрочки. Чаще всего, и мы видели это на примере 3-х банков, кредитные организации применяют именно этот вариант.
  • Фиксированные штрафы в денежном эквиваленте. Например, 500 рублей – за каждую просрочку.
  • Фиксированные штрафы с нарастающим итогом. Например, первая просрочка – 500 рублей, вторая – 600, третья и последующие — 800 рублей.
  • Штраф в виде процента от суммы остатка по кредиту, начисляемый за каждый день просрочки или 1 раз в месяц. В России практически не встречается. То есть, при остатке долга в размере 100 000 рублей и просроченном плановом платеже в размере 3 000 рублей, вас могут обязать заплатить штраф в размере, к примеру, 2% от суммы остатка (2 000 рублей).
  • Некоторые банки используют комбинированные методы: к примеру, начисляют пеню в размере 0,2 — 1% в день от суммы долга и ежемесячный фиксированный штраф. Помимо штрафных санкций, кредиторы применяют и другие методы давления на заемщиков с целью получения долга. О них – более детально.

    Действия банка в случае возникновения просрочки платежа по кредиту

    Закон «О кредитных историях» обязывает банки передавать данные о просрочках своих заемщиков в бюро кредитных историй 1-2 раза в неделю (независимо от количества дней просрочки). То есть, если в момент передачи общего файла у вас есть долг, о нем сообщат в БКИ. Результатом вашей забывчивости или неумения спланировать бюджет может стать не только начисленный штраф, но и отказ других банков работать с вами в дальнейшем из-за плохой кредитной истории.

    Что касается коллекторов, о работе которых мы детально расскажем в следующей статье, они принимают дела заемщиков не раньше, чем через 2-3 месяца после наступления первой просрочки. Конечно, порядок работы с данными организациями в каждом банке устанавливается индивидуально, но все же вначале кредиторы пытаются заставить клиента погасить долг самостоятельно, для этого:

  • направляют ему SMS-сообщения;
  • звонят (звонки могут начинаться уже через несколько дней с момента возникновения просрочки, а могут – и через месяц);
  • пишут письма;
  • приглашают должника на встречу.
  • Естественным желанием каждого должника является уменьшение своих обязательств по оплате штрафов. Насколько это реально в современных условиях, а также о так называемых «технических просрочках» мы расскажем более подробно.

    Можно ли уменьшить размер штрафов и пени

    Не так давно политики заявили о своем намерении внести в законопроект «О потребительском кредите» изменения, установив фиксированный размер неустойки за просрочку по займам — 0,05–0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. Если эту поправку примут, банкам придется существенно пересмотреть свои тарифы (сейчас средний размер неустойки по стране составляет от 0,2 до 1% от суммы задолженности в день).

    Попытаться уменьшить размер неустойки можно и в судебном порядке, если до этого дошло дело. Обычно долги погашаются в следующем порядке: вначале выплачиваются штрафы, пени, затем — проценты, и в конце – основной долг. Каждый заемщик имеет право объяснить судье причину возникновения долга и попросить либо об отмене штрафных санкций, либо об их уменьшении. Также можно попросить пересмотреть порядок погашения задолженности: вначале закрыть тело кредита и проценты, а по остаточному принципу погашать неустойку.

    Нельзя не сказать и о технических просрочках. К примеру, погашая ссуду через терминал, заемщик может не учесть, что деньги не сразу попадают на счет, а через 1-7 дней. Та же ситуация с выходными: если иное не прописано в договоре, то в случае попадания плановой даты погашения кредита на выходной день, платеж следует вносить накануне.

    Помня об этих мелочах и придерживаясь графика, вы избавите себя от необходимости оплачивать крупные суммы неустойки и объяснять будущим кредиторам, почему в вашей кредитной истории содержатся данные о просрочках.

    Срок исковой давности по пеням

    За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику или налоговому агенту в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.

    Основание спора

    Решением ИФНС предприятию доначислены к уплате в бюджет недоимка по НДФЛ,
    пени по НДФЛ, в разы превышающие сумму недоимки, и штрафные санкции за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом. Пени исчислены по состоянию на дату принятия решения.

    Позиция налогоплательщика

    Налогоплательщик считает, что пеня за неуплату НДФЛ должна рассчитываться только
    за проверяемый период.

    Позиция налогового органа

    За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная
    со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога
    или сбора, начисляются пени. Пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки по налогу.

    Суд решил

    Решение Арбитражного суда Краснодарского края
    от 30 сентября 2016 г. по делу № А32-19438/2016

    Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога
    не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).

    Пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки по налогу. Данная позиция отражена в пунктах 57 и 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

    Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1–4 ст. 75 НК РФ).

    Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пунктом 5 статьи 75 НК РФ определено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. За все время до даты фактического исполнения обязанности по уплате налога пени продолжают начисляться
    на сумму налога.

    По результатам выездной налоговой проверки выявлен факт неперечисления предприятием
    в проверяемом периоде (1 января 2012 года – 31 декабря 2013 года) удержанного с доходов физических лиц НДФЛ в сумме 7 603 059 рублей. Поэтому инспекция на основании статьи
    75 НК РФ начислила пени в размере 42 963 512 рублей на задолженность по НДФЛ по состоянию на 10 марта 2016 года (дата принятия решения).

    Задолженность образовалась в течение проверяемого периода, и пени, являющиеся по существу компенсацией потерь бюджета, подлежат начислению на момент окончания налоговой проверки и принятия итогового решения, в котором определяются неуплаченные суммы налогов, пени, как компенсационная мера, а также налоговые санкции.

    Налоговое законодательство связывает момент прекращения начисления пени не с датой окончания проверяемого периода, а с моментом уплаты (перечисления) налога (сбора)
    в соответствующий бюджет, что также подтверждается арбитражной практикой (постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, от 1 января 2010 г. № 13065/10).

    Довод заявителя о том, что пеня должна рассчитываться за проверяемый период, то есть
    с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года, несостоятелен.

    Практическая энциклопедия бухгалтера

    Все изменения 2020 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

    Поделиться

    Распечатать

    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Каков порядок взыскания пени с учетом применения судом обеспечительных мер?

    Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно (то есть добровольно) и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. В противном случае применяются меры принудительного характера – взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ (п. 2 и 6 ст. 45 НК РФ).

    Кроме того, за каждый день просрочки уплаты налога начиная со дня, следующего за установленным для его уплаты днем, начисляются пени. Причем сумма соответствующих пеней уплачивается независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ­также взыскания штрафов за налоговые правонарушения (п. 1–3 ст. 75 НК РФ).

    Пени, начисляемые за несвоевременную уплату налога, взыскиваются с организации в том же порядке, что и недоимка (п. 8 ст. 45, п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47, п. 6 ст. 75 НК РФ, письмо Минфина России от 29.04.2011 № 03-02-07/1-149).

    Общий порядок взыскания налога, пени, штрафа

    Процедура принудительного взыскания налога (пени, штрафа) состоит из отдельных, но юридически неразрывно связанных этапов, в отношении каждого из которых установлены определенные сроки исполнения.

    Первым этапом является направление требования об уплате налога (пени, штрафа). В рассматриваемом случае такое требование должно быть направлено не позднее 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения налогового органа, так как задолженность была выявлена в результате налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

    При этом пени в требовании указываются в сумме, начисленной на дату направления этого требования (п. 4 ст. 69 НК РФ). Соответственно, после погашения недоимки налогоплательщику может быть направлено новое требование об уплате пени в размере, определенном с даты предыдущего расчета и по день фактического погашения недоимки.

    По истечении указанного в требовании срока на добровольную уплату налога (пени, штрафов) выносится решение об их бесспорном взыскании (с соблюдением определенной последовательности):

    за счет денежных средств на счетах налогоплательщика или его электронных денежных средств – не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. На основании этого решения в банк, где открыты счета налогоплательщика, направляется инкассовое поручение (п. 2–4 ст. 46 НК РФ). Поручение на списание денежных средств и их перечисление в бюджетную систему РФ в счет погашения налоговой задолженности подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (письма Минфина России от 06.03.2014 № 03-02-07/1/9689, от 15.09.2011 № 03-02-07/1-330).

    Решение должно быть передано налогоплательщику в течение шести рабочих дней либо направлено по почте заказным письмом (в таком случае оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма) (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

    за счет иного имущества (в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика, как в данном случае) – не позднее одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В течение трех рабочих дней с момента вынесения такого решения налоговый орган направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения.

    Налог за счет иного имущества взыскивается в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пени, штрафа и с учетом сумм, взысканных со счетов налогоплательщика или его электронных ­денежных средств (п. 1 ст. 47 НК РФ).

    Решение, принятое после истечения установленных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит (постановление ФАС Мос­ковского округа от 06.02.2014 № Ф05-17622/13 по делу № А40-19048/2013). При этом в случае пропуска установленного срока у налогового органа остается возможность обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (также в определенные п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ сроки).

    Обращаем внимание, что срок исполнения требования об уплате налога (пени, штрафов) относится к числу обязательных данных, указываемых в нем (п. 4 ст. 69 НК РФ). С учетом положений п. 6 ст. 6.1 НК РФ требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Иными словами, срок добровольного погашения задолженности не может быть менее 8 рабочих дней после даты получения требования. Если требование направляется налогоплательщику по почте заказным письмом (что предусмотрено п. 6 ст. 69 НК РФ), оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления заказного письма.

    Обжалование действий налогового органа

    Организация вправе в установленном порядке обжаловать (в том числе в суде) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению организации, они нарушают ее права (ст. 137 и 138 НК РФ).

    При этом в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

    Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ налогоплательщик может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (или со дня вынесения обжалуемого решения). В ФНС России жалоба может быть подана в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). К примеру, при несогласии с фактом начисления пени на сумму недоимки (или их размером) организация может подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года с момента получения требования об их уплате (или с момента, когда требование считается полученным при его направлении заказным письмом). Именно на эту дату налогоплательщик узнал или должен был узнать об обязанности по уплате пени.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

    До дня вступления в силу обжалуемого решения (о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) может быть подана апелляционная жалоба в ­вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

    Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в суде производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 4 ст. 138 НК РФ).

    Последствия применения судом обеспечительных мер

    По ходатайству налогоплательщика арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения, а также по заявлению лица, участвующего в деле, применить обеспечительные меры, ­указанные в ст. 91 АПК РФ (ч. 1 ст. 90, ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

    В рассматриваемой ситуации суд, принявший к рассмотрению заявление налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа, на основании которого предполагается взыскание недоимки (пеней, штрафов), принял обеспечительные меры, запретив налоговому органу совершать действия, направленные на принудительное взыскание оспариваемых сумм. Соответственно, в этот период налоговый орган не вправе в бесспорном порядке взыскивать налог (пени и штрафы) (постановления ФАС Поволжского округа от 09.04.2014 № Ф06-5010/13 по делу № А06-6550/2013, ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2013 № ­Ф07-9931/13 по делу № А42-1903/2013).

    В связи с этим срок, в течение которого действует соответствующее определение суда, не включается в установленные ст. 46, 47, 70 НК РФ сроки на принятие мер по взысканию налоговой задолженности (п. 76 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57), постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 № 17533/08). После отмены обеспечительных мер налоговый орган вправе продолжить процедуру бесспорного взыскания, что и было сделано в указанном случае.

    Обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в силу соответствующего судебного акта и в случае отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика. Резолютивная часть решения должна содержать указание на отмену принятых обеспечительных мер с момента вступления в силу судебного акта (ч. 5 ст. 96 АПК РФ, п. 76 Постановления № 57).

    При отсутствии такого указания вступление в силу судебных актов не является безусловным основанием для отмены принятых обеспечительных мер (постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.02.2014 № Ф03-202/14 по делу № А51-19917/2013, от 17.02.2012 № Ф03-205/12 по делу № А51-8290/2011; постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.08.2013 № Ф04-3273/13 по делу № А03-17021/2012, от 15.05.2012 № Ф04-2056/12 по делу № А03-13422/2011; постановления ФАС Уральского округа от 22.12.2011 № Ф09-8528/11 по делу № ­А07-4536/2011, от 12.10.2011 № Ф09-6426/11 по делу № А34-884/2011).

    Обеспечительные меры могут быть также отменены отдельным определением суда и после вступления в силу судебных актов. Исключение представляют случаи, когда при принятии обеспечительных мер суд определил срок их действия ­(постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2011 № Ф09-1819/08 по делу № А07-9109/2007).

    Существует позиция, согласно которой в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры автоматически прекращают свое действие после вступления в силу судебного акта, которым дело рассмотрено по существу. Указание на их отмену в принятом по делу судебном акте либо принятие по ходатайству заинтересованного лица отдельного определения является правом суда, а не его обязанностью. Такой вывод со ссылками на ч. 5 ст. 96 АПК РФ и п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 17.02.2012 № Ф03-205/12 по делу № А51-8290/2011. Однако следует учитывать, что этот вывод был сделан до принятия Постановления № 57, п. 76 которого однозначно указывает на необходимость отражения в решении суда информации об отмене обеспечительных мер.

    Абзац 2 п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривает, что пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период ­действия указанных обстоятельств.

    Как буквально следует из приведенной нормы, начисление пеней на сумму недоимки за период действия указанных в ней обстоятельств ставится в зависимость от того, мог ли налогоплательщик погасить задолженность вследствие принятых в отношении него обеспечительных мер. Иначе говоря, арест имущества или иные меры, направленные на обеспечение исполнения обязательств налогоплательщика, могут быть основанием для не начисления пеней на сумму недоимки по налогам (сборам) не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они препятствуют налогоплательщику в погашении имеющейся ­задолженности.

    Вместе с тем, как следует из вопроса, обеспечительные меры, принятые по заявлению налогоплательщика, направлены на ограничение действий налогового органа по бесспорному взысканию. При этом, как отмечено в определении ВАС РФ от 27.05.2014 № ВАС-6145/14, действие обеспечительных мер не исключает возможности добровольного исполнения налоговой обязанности и не касается срока на добровольное исполнение требования и не прерывает его.

    Поскольку в данном случае действие обеспечительных мер не ограничивало осуществление налогоплательщиком операций по банковским счетам, не накладывался арест на его денежные средства или имущество, у организации не было препятствий (при соответствующем желании) для добровольного погашения недоимки во избежание дальнейшего начисления пеней. В рассматриваемой ситуации обеспечительные меры не приостанавливали исполнение требования об уплате налога (пени, штрафов). Несогласие налогоплательщика с фактом доначисления налогов по результатам налоговой проверки не означает ­невозможности их уплаты.

    На наш взгляд, при таких обстоятельствах начисление пени на ­недоимку в период действия обеспечительных мер не приостанавливается.

    Правила расчета пени по налогам

    Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

    В начале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:

  • обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
  • на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.
  • Что такое пеня по налогам?

    Словом, пеня является средством обеспечения своевременной уплаты налога. Но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

    Случаи, когда пени не начисляются

  • арест имущества налогоплательщика на основании решения налогового органа;
  • арест денежных средств или иного имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках на основании решения суда;
  • выполнение письменных рекомендаций уполномоченных органов.

    Важная деталь: в первых двух случаях освобождение от уплаты пеней работает лишь в период действия указанных в них обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

    Порядок начисления пени

    Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

    Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

    Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

    Два мнения по поводу одного дня

    Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03?02?07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

    Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

    Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

    Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03?02?07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

    Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

    Итак, для расчета пени нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

    Формула расчета пени

    Сумма налоговой задолженности

    1/300 ставки рефинансирования

    Количество

    просрочки

    Важная деталь: с 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894?У).

    Для расчета пеней ключевая ставка применяется в том размере, в котором она действовала в период просрочки. Расчет усложняется, если ключевая ставка изменяется в периоде просрочки.

    С 14 июня 2016 года величина ключевой ставки составляет 10,5% (Информация Банка России от 10.06.2016).

    Обратите внимание

    В начале августа на сайте regulation.gov.ru было размещено уведомление о разработке проекта поправок в ст. 75 НК РФ, целью которых является увеличение ставки пени. Но текст самого законопроекта пока не опубликован.

    Величина просроченного налогового платежа за период с 26 июля по 15 августа 2016 года составила 178 000 руб.

    Размер пени составит 1 308,3 руб. (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 21 дн.).

    Налоговая задолженность может погашаться частями. Как это скажется на расчете пеней – покажем на примере.

    Воспользуемся данными предыдущего примера. Уплату налога (178 000 руб.) налогоплательщик произвел двумя платежами:

    – 1 августа 2016 года – 80 000 руб.;

    – 15 августа 2016 года – 98 000 руб.

    Недоимка по налогу и соответствующий ей размер пени составит:

    С 26 по 31 июля

    (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 6 дн.)

    С 1 по 15 августа

    (98 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 15 дн.)

    Итого пени к уплате

    Резюмируем сказанное. Пеня – является инструментом, обеспечивающим своевременную уплату налогов и сборов, поскольку ее начисление прекращается при погашении просроченного налогового платежа. Размер пени исчисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки рефинансирования (которая с 2016 года приравнена к ключевой ставке).

    Но есть одна сложность: период просрочки законодательно не определен. Финансисты считают (Письмо № 03?02?07/39318), что день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени. То есть, если платежное поручение на перечисление налога на прибыль направлено в банк 29 июля вместо установленного Налоговым кодексом 28 июля, оснований для расчета пени не возникает. Ведь пени рассчитываются со дня, следующего после установленного срока уплаты, а день погашения налоговой задолженности, по мнению Минфина, должен исключаться из расчета пени.

    Тогда как налоговики, руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС (п. 57, 61 Постановления № 57), напротив, полагают, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки. Выгода первой из двух изложенных позиций очевидна, как, впрочем, и ее риск. Поэтому с учетом данного обстоятельства налогоплательщику следует самостоятельно решить, какому из обозначенных вариантов расчета пени отдать предпочтение.

    Неустойка после истечения срока действия договора поставки

    Столкнулся в работе с вполне тривиальной ситуацией: между сторонами заключен договор поставки, который был нарушен Поставщиком, не поставившим товар. Срок действия договора был установлен сторонами датой, которая истекала через 5 дней после срока поставки.

    В связи с этим возник вопрос о пределах начисления неустойки (пени) по данному договору. Должен ли Поставщик, не исполнивший свои обязательства уплачивать ее за период после истечения срока действия договора?

    Вопрос, на первый взгляд достаточно простой, между тем недооценивать его не стоит, т.к. судебная практика пошла, на мой взгляд, по достаточно нелогичному пути.

    Недооценка данного вопроса чревата с потерями в государственной пошлине, когда, к примеру, в части иска о взыскании пени за пределами срока действия договора поставки будет отказано. Например, в моем случае вопрос шел о сумме порядка 30 000 рублей (в связи с длительным периодом просрочки Поставщика). Терять эту сумму, что называется на ровном месте, совершенно не хотелось.

    Итак, по данному вопросу существует две позиции. Рассмотрим их подробнее.

    1. Позиция первая (Логичная).

    Неустойка начисляется за весь период просрочки поставки товара, в том числе за пределами предусмотренного контрактом срока его действия.

    Данной позиции придерживаются в частности, специалисты системы «Гарант» в аналитических материалах, размещенных на официальном сайте системы (http://www.garant.ru/consult/gpurchase/616574).

    Обоснование данного подхода вполне понятно и следует из университетского курса обязательственного, где все мы учили, что обязательства прекращаются надлежащим исполнением (ч. 1 ст. 408 ГК РФ). Следовательно, если договором специально не предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон (ч. 3 ст. 425 ГК РФ), то договор действует — неустойка начисляется до момента фактического исполнения обязательств по поставке и можно расслабиться.

    Аналогичный вывод следует из п. 68 Постановления Пленума от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» где ВС РФ отмечает, что окончание срока действия договора не влечет прекращение всех обязательств по договору, в частности обязанностей сторон уплачивать неустойку за нарушение обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором (пункты 3, 4 статьи 425 ГК РФ).

    2. Позиция вторая (Реалистичная).

    Неустойка начисляется только до даты истечения срока действия договора поставки, после этой даты подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами.

    Указанная позиция основана на спорной, по моему мнению, трактовке ч. 1 ст. 511 ГК РФ, которая устанавливает обязанность Поставщика восполнить недопоставленное количество товара только в пределах срока действия договора.

    Правоприменитель трактует эту норму так: поставщик освобожден от обязанности поставить товар после истечения срока действия договора поставки. Следовательно, неустойка после истечения срока действия договора начислению не подлежит.

    Например, ФАС Уральского округа в постановлении от 27 мая 2013 г. N Ф09-3367/13 Дело N А50-14484/2012 пишет: истечение срока действия контракта прекращает обязанность поставщика поставлять предусмотренный данным контрактом товар, в связи с чем начисление пени за недопоставку после этой даты неправомерно; так как контракт содержит определенное условие о сроке его действия, то наличие неисполненных обязательств между сторонами не влечет изменения установленного договором срока его действия.

    Также по этому вопросу можно почитать Постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2000 N 6088/99 по делу N А60-1072/98-С4, Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2016 N 307-ЭС16-5901 по делу N А56-9806/2015, Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2015 N 305-ЭС15-2047 по делу N А40-55711/2014.

    Таким образом, вопрос о начислении неустойки за пределами срока действия договора Поставки при неисполнении Поставщиком своих обязательств в настоящее время судами разрешен достаточно однозначно: до момента истечения срока действия договора – неустойка, после – проценты за пользование чужими денежными средствами.

    В связи с этим также необходимо учитывать, что поскольку суды исходят из того, что договор прекратил свое действие, требования о расторжении такого договора в судебном порядке также не имеют под собой правового основания.

    Подобное толкование положений ст. 511 ГК РФ, несомненно, на руку недобросовестному Поставщику, поскольку освобождает его от договорной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по поставке.

    При этом наблюдается серьезный дисбаланс в ответственности сторон по договору поставки: если Заказчику взыскать неустойку по договору прекратившему свое действие практически невозможно, то Поставщику в данном случае предоставлены широкие возможности.

    Так, в п. 3. Письма ВАС РФ от 30.01.1995 N С1-7/ОП-54 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно — арбитражной практике» указано, что обязательство по оплате продукции (товаров) является договорным обязательством, которое сохраняется и после истечения срока действия договора. При невыполнении покупателем этого обязательства) с него подлежит взысканию пеня за просрочку платежа, исчисленная до дня фактической оплаты, независимо от того, что предусмотренный сторонами срок действия договора истек.

    В п. 10 Постановления Пленума ВАС от 06.06.2014 N 35 «О последствиях расторжения договора» указано, что если к моменту расторжения договора поставленные товары не были оплачены, то взыскание задолженности осуществляется согласно условиям расторгнутого договора. При этом сторона сохраняет право на взыскание долга на условиях, установленных договором или законом, регулирующим соответствующие договорные обязательства, а также право требовать возмещения убытков и взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства (пункты 3 и 4 статьи 425 ГК РФ).

    Таким образом, с одной стороны Заказчик не может должным образом мотивировать исполнение обязательства со стороны Поставщика, поскольку после истечения срока действия договора из реальных инструментов воздействия остается только взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами. С другой стороны Поставщик имеет гораздо более сильную позицию, которая позволяет ему привлечь Заказчика к ответственности по договору, который уже фактически прекратил свое действие.

    В данному случае Заказчику для того, чтобы защитить свои интересы необходимо устанавливать в договорах поставки более длительный срок действия договора, либо использовать формулировку, что «договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств», не указывая при этом конкретную дату истечения такого договора — такова позиция ВС РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2016 N 307-ЭС16-5901 по делу № А56-9806/2015).

    Расчет неустойки

    Одним из обязательных условий, содержащихся в государственных (муниципальных) контрактах, является условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу заказчика неустойки. Однако в некоторых случаях расчет неустойки может вызвать определенные затруднения. В данной статье рассмотрим вопрос, связанный с расчетом пеней за исполнение контракта с разными периодами просрочки.

    Нормативное обоснование

    Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

    Согласно общим положениям главы 23 ГК РФ неустойка является одним из предусмотренных законодательством способов обеспечения исполнения обязательств.

    Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. А согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

    Согласно ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Пунктом 6 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила), предусмотрена норма, аналогичная приведенному выше п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при этом указано, что размер пеней определяется по формуле: П = (Ц–В) x С, где Ц – цена контракта; В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С – размер ставки.

    В практической деятельности довольно часто возникают ситуации, при которых исполнение обязательства происходит поэтапно (как в пределах срока контракта, так и за его пределами). В связи с этим расчет пеней может вызвать определенные вопросы: с одной стороны, существует судебная практика, сложившееся в результате применения норм ГК РФ, а с другой стороны, есть положения Закона № 44-ФЗ и действующие на положениях данного Закона Правила.

    Расчет по ГК РФ

    Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В связи с этим размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 24.12.2014 № 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 № 02-02-04/60726.

    Такая точка зрения подтверждается и судебной практикой. Рассмотрим следующее решение 1 .

    Из материалов дела усматривается, что между ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» – «Липецкэнерго» и ООО «Торговый дом «Хорда» был заключен договор поставки № 4648006974 от 14.03.2014, согласно которому ответчик принял на себя обязательства поставить покупателю, а покупатель – принять и оплатить на условиях договоров товар, указанный в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договоров.

    В соответствии с графиком поставки по договору от 14.03.2014 ответчик должен был поставить товар в течение 45 календарных дней с даты заключения договора, то есть товар должен был быть поставлен в срок до 27.04.2014.

    Фактически поставка товара произведена ответчиком в следующие сроки: 14.03.2014 поставлен товар на сумму 119 770 руб. 00 коп., 06.06.2014 – на сумму 101 523 руб. 41 коп., 21.07.2014 – на сумму 283 996 руб. 50 коп., 13.10.2014 – на сумму 2360 руб. 00 коп.

    В связи с просрочкой поставки товара по договору за период с 28.04.2014 по 10.09.2014 истец начислил пени в сумме 103 437 руб. 73 коп. из расчета 0,15% за каждый день просрочки от цены договора.

    Как следует из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 № 5467/14 по делу № А53-10062/2013, неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.

    Начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.

    Анализ приведенной правовой позиции позволяет сделать вывод о том, что начисление неустойки на сумму исполненных надлежаще обязательств ведет к неосновательному обогащению.

    Поскольку действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность исполнения обязательства по частям (ст. 311 ГКРФ), начисление неустойки на общую сумму договора без учета исполнения части обязательства противоречит принципу юридического равенства, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за тот товар, который был поставлен досрочно.

    С учетом вышеизложенного судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что методика расчета неустойки, приведенная истцом, противоречит нормам действующего законодательства (ст. 330 ГК РФ) и условиям договоров.

    Расчет по Закону № 44-ФЗ

    Наравне с такой позицией в судебной практике присутствует и иная, основанная на нормах Закона № 44-ФЗ. Рассмотрим следующий случай 2 .

    По результатам открытого аукциона в электронной форме победителем был признан ответчик, с которым 12.05.2014 учреждение (заказчик) заключило государственный контракт на поставку технических средств реабилитации.

    Согласно п. 5.1.2 контракта в течение 7 дней со дня заключения государственного контракта (то есть до 19.05.2014) поставщик обязан осуществить предварительную поставку всей партии товара в г. Читу и организовать предварительную приемку всей партии товара в г. Чите.

    Актом предварительной поставки товара от 19.05.2014 товар поставлен в количестве 21 475 шт. на сумму 1 758 475 руб. 76 коп.

    Актами предварительной поставки товара, подписанными сторонами без замечаний: от 28.05.2014 товар поставлен в количестве 27 629 шт. на сумму 2 403 109 руб. 05 коп., от 06.06.2014 товар поставлен в количестве 16 853 шт. на сумму 1 197 813 руб. 05 коп., от 16.06.2014 товар поставлен в количестве 77 шт. на сумму 3082 руб. 13 коп.

    Поставщиком принятые по п. 5.1.2 контракта обязательства в срок не исполнены.

    Истец начислил неустойку с учетом актов предварительной приемки товара за период с 20.05.2014 по 15.06.2014 на общую сумму 240 837 руб. 58 коп. Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения.

    При буквальном толковании п. 6 Правил следует вывод о том, что базой для начисления пеней является цена контракта, уменьшенная только на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в установленный контрактом срок, поскольку именно так в этом пункте определено значение показателя В. При этом, как указано выше, Правилами также предусмотрено увеличение коэффициента К, необходимого для определения размера ставки пеней, пропорционально увеличению периода просрочки в сравнении со сроком исполнения обязательства по контракту (увеличение от 0,01 до 0,03, то есть от 1/100 до 3/100 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, что соответственно увеличивает размер пеней до трех раз в расчете на каждый день просрочки).

    Возможность при расчете пеней уменьшения цены контракта на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по истечении установленного контрактом срока, а также возможность определения показателядней просрочки не как общего количества дней просрочки, а как количества дней между датами предоставления очередных частей исполнения обязательства по истечении установленного срока Правилами не предусмотрена и не следует из их смысла и содержания.

    В данном случае, поскольку при заключении государственного или муниципального контракта стороны оговаривают срок исполнения предусмотренного им обязательства, разумное ожидание кредитора (заказчика) сводится к получению исполнения в полном объеме в оговоренный сторонами срок. В связи с этим при нарушении срока исполнения обязательства должник вправе претендовать на уменьшение цены контракта для целей расчета пеней только на стоимость той части исполнения, которая произведена в установленный срок, так как только эта часть исполнения может быть признана надлежащей.

    Вывод

    Как мы уже выяснили, расчет неустойки с разными периодами просрочки в рамках Закона № 44-ФЗ отличается от порядка расчета неустойки, основанного на положениях ГК РФ. Вместе с этим считаем необходимым отметить следующее.

    Закон № 44-ФЗ и Правила не содержат такого определения, как «этап исполнения контракта». ГК РФ также не апеллирует таким термином, раскрывая нам лишь понятие «период поставки товара» (ст. 508 ГК РФ), под которым понимается поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями. Такой порядок поставки должен быть предусмотрен сторонами.

    Вместе с этим согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг – периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода), в плане-графике должен указываться срок исполнения контракта. Важно понимать, что данные положения регулируют те контракты, которые предусматривают поэтапное исполнение обязательств. Если же контрактом поэтапное его исполнение не предусмотрено, то квалификация положений контракта как предполагающих такое исполнение будет являться неверной и идти вразрез с нормами Закона № 44-ФЗ. Таким образом, исполнение обязательств по контракту частями как в пределах срока, предусмотренного для исполнения обязательств, так и за его пределами не может служить основанием для признания исполнения контракта по этапам. В связи с этим начисление пеней должно происходить со дня, следующего после истечения срока исполнения обязательств.

    При этом следует учитывать, что начисление пеней должно происходить с момента просрочки обязательств и рассчитываться из стоимости неисполненных обязательств. Исполнение обязательств в период просрочки не должно учитываться при расчете. Если же исполнение части обязательств было произведено в установленный контрактом срок, то согласно п. 6 Правил расчет пеней должен осуществляться исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств фактически исполненных стороной.

    Такой порядок, на наш взгляд, полностью соответствует положениям, отраженным в Законе № 44-ФЗ, и является юридически верным. Данный вывод подтверждается и складывающейся судебной практикой.

    Но вместе с этим остается законодательно не разрешенным вопрос соотношения расчета неустойки в гражданском обороте и в контрактной системе. С одной стороны, Закон № 44-ФЗ основывается на положениях ГК РФ и, следовательно, должен соблюдать общие принципы, заложенные законодателем в его основание. Но, с другой стороны, контрактная система представляет собой самостоятельный институт права и вправе разрешать отдельные ситуации по своему усмотрению.

    1 Постановление Девятнадцатого ААС от 05.06.2015 по делу № А36-4926/2014.

    2 Постановление Четвертого ААС от 02.02.2016 № 04АП-4687/2015 по делу № А78-185/2015.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *