Судебная практика ст 39.16 зк рф

Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

СТ 39.16 ЗК РФ

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Комментарий к Статье 39.16 Земельного кодекса РФ

Указанные основания имеют объективный характер и связаны, как правило, с существующим запретом на предоставление земельного участка, например в связи с его ограниченностью в обороте, с наличием исключительных прав иных лиц на приобретение таких земельных участков или с намерением использовать земельный участок для государственных или муниципальных нужд, что должно подтверждаться документами территориального планирования, документацией по планировке территории, инвестиционными программами и т.д. .
———————————
Дополнительное основание для отказа в предоставлении земельного участка предусмотрено ч. 1 ст. 34 Закона N 171-ФЗ, согласно которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение 3 лет со дня принятия этого решения не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.

Субъекты РФ до 1 января 2020 г. наделяются правом принимать решения об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным законами данных субъектов РФ, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 г. (п. п. 31, 32 ст. 34 Закона N 171-ФЗ) .
———————————
Об указанных законах субъектов Российской Федерации см. комментарий к ст. 39.11 ЗК РФ.

Основания, предусмотренные подп. 8 — 10, связаны с условиями договора о развитии застроенной территории и о комплексном освоении территории. Так, согласно указанным договорам земельные участки, образованные из исходного, могут использоваться по-разному:

1) для размещения объектов, в том числе объектов инфраструктуры, строительство которых является обязательством лица, с которым заключен договор, — земельные участки, предназначенные для размещения таких объектов, должны предоставляться указанному лицу;

2) для размещения объектов инфраструктуры, обеспечение строительства которых является обязательством органа государственной власти или органа местного самоуправления, заключившего договор. Земельные участки, предназначенные для размещения таких объектов, должны предоставляться лицу, уполномоченному на их строительство (например, на основании государственного или муниципального контракта).

Кроме того, на застроенной территории, подлежащей развитию, могут находиться здания, сооружения, принадлежащие на праве собственности иным лицам, а также земельные участки, ранее предоставленные иным лицам. В этом случае собственники зданий, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков под соответствующими объектами недвижимости, правообладатели земельных участков — при наличии оснований, предусмотренных комментируемой главой.

При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному подп. 14 комментируемой статьи, необходимо исходить из того, что при оценке соответствия заявленным целям видов разрешенного использования земельного участка учитываются виды разрешенного использования земельного участка, которые определены для данной территориальной зоны градостроительным регламентом.

Характеризуя основание, предусмотренное подпунктом 15 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что Правила утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1369 (СЗ РФ. 2015. N 51 (ч. III). Ст. 7351).

Предельный размер площади испрашиваемого земельного участка установлен в ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (СЗ РФ 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007. N 27. Ст. 3213; N 48. Ст. 5812; 2008. N 20. Ст. 2251; 2009. N 1. Ст. 17; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7359; 2013. N 19. Ст. 2317).

Согласно п. 2 указанной статьи предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере 25% площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Понятия «объекты федерального, регионального, местного значения» раскрываются в п. п. 18 — 20 ст. 1 ГрК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 39.6 ЗК РФ).

Основание, предусмотренное подп. 23 комментируемой статьи, фактически означает запрет на предоставление земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд, кроме как для целей, для которых осуществлялось такое изъятие. Из этого правила есть одно исключение — в случае изъятия земельных участков в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В данном случае дальнейшее предоставление не увязано с целями изъятия земельного участка, поскольку изъятие осуществляется не для выполнения международных обязательств или размещения объектов, а для обеспечения безопасности жителей такого дома, состояние которого в силу изношенности конструкций и т.п. представляет угрозу жизни, здоровью граждан.

При рассмотрении основания, предусмотренного подп. 24 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду, что случаи, когда границы земельного участка подлежат уточнению, предусмотрены ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (подробнее см. комментарий к ст. 39.15 ЗК РФ).

В завершение хотелось бы обратить внимание, что в предусмотренном комментируемой статьей перечне основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов отсутствует следующее основание — земельный участок подлежит образованию.

Это связано с тем, что если земельный участок еще подлежит образованию, то в соответствии с пониманием земельного участка как объекта права (п. 3 ст. 6 ЗК РФ) он не существует и, следовательно, его предоставление может осуществляться только после того, как земельный участок будет иметь характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 310-ЭС17-20379 по делу N А14-15138/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 января 2020 г. N 310-ЭС17-20379

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кольцовой Ираиды Владимировны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.03.2017, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.09.2017 по делу N А14-15138/2016

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кольцова Ираида Владимировна (далее — предприниматель, ИП Кольцова И.В.) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее — Департамент, ДИЗО ВО) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Испытателей, 65, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для ведения подсобного хозяйства, кадастровый номер 36:34:0515012:77, выраженного в письме от 12.09.2016 N 52-17-12606з, и обязании Департамента предоставить в собственность ИП Кольцовой И.В. указанный земельный участок и направить в адрес ИП Кольцовой И.В. проект договора купли-продажи 3/4 доли земельного участка в течение 30 дней с момента принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятого судом (далее — АПК РФ)).

Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кольцова Александра Михайловича, открытого акционерного общества «Автоколонна 1747» (далее — ОАО «Автоколонна 1747»).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.03.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.09.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежит нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).

На основании указанных норм заявители обратились в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Из заявления и приложенных к нему документов следовало, что единый земельный участок, занятый строениями, принадлежащий двум собственникам, может быть предоставлен в общую долевую собственность, соразмерно долям в праве на строения.

Объекты недвижимости перешли в долевую собственность Кольцовой И.В. и Кольцова А.М. в результате заключения договора купли-продажи от 08.05.1997. В связи с переходом права собственности на здания заявителям в силу пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации перешло право постоянного (бессрочного) пользования площадью 40 000 кв. м, предоставленного ранее «Автоколонне 1747» для ведения подсобного хозяйства, и исключительное право на выкуп указанного земельного участка.

Спорный земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов», в связи с чем статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит применению.

Ссылка Департамента и судов на несоразмерность площади объектов недвижимости площади земельного участка не может служить основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность, учитывая, что исчерпывающий перечень оснований установлен статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Кольцова И.В. зарегистрирована как индивидуальный предприниматель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства 29.03.2012.

Кольцовой И.В. принадлежит 3/4 доли общей долевой собственности на объекты недвижимости: ограждение протяженностью 637,3 м, инв. N 6786, лит. 1; водонапорная башня объемом 252 м куб. и артезианская скважина глубиной 10 м, инв. N 6785, лит. Д, Г1; свинарник, общая площадь 1019,9 кв. м, инв. N 6786, лит. Г, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Испытателей, д. 65, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.12.2012, 02.10.2015, 12.12.2012, 02.10.2015, 12.12.2012, 02.10.2015 соответственно.

1/4 доли общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости принадлежит Кольцову А.М.

Вышеуказанные объекты расположены на земельном участке площадью 40000+/-70 кв. м с кадастровым номером 36:34:0515012:77, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения подсобного хозяйства.

12.01.2016 Кольцова И.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:0515012:77 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое ею было отозвано.

Впоследствии Кольцова И.В. 12.07.2016 со ссылкой на статьи 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность 3/4 доли земельного участка (кадастровый номер 36:34:0515012:77) для ведения подсобного хозяйства.

12.07.2016 с аналогичным заявлением о предоставлении в собственность 1/4 доли земельного участка обратился Кольцов А.М.

Письмом от 12.09.2016 N 52-17-12206з Департамент, ссылаясь на пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ сообщил, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, в связи с чем отказал в предоставлении в собственность земельного участка, указав также на превышение предельных размеров общей площади земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства, установленных Законом Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», несоразмерность площадей испрашиваемого земельного участка и объектов, на нем расположенных, принадлежащих заявителям.

Полагая, что указанный отказ Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, ИП Кольцова И.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Постановлением администрации Хохольского района Воронежской области от 08.02.1993 Автоколонне N 1747 под размещение подсобного хозяйства предоставлен земельный участок общей площадью 4,0 га, в том числе под размещение общественных построек — 1,0 га, прочих земель — 3,0 га.

На основании указанного постановления Автоколонне N 1747 в бессрочное (постоянное) пользование передан земельный участок площадью 3,6 га, расположенный в пос. Малышево, Хохольский район Воронежская область (свидетельство N 800-31-VI-47).

Согласно кадастровой выписке земельный участок площадью 40000+/-70 кв. м с кадастровым номером 36:34:0515012:77 поставлен на кадастровый учет 28.02.2008 и имеет статус ранее учтенного; относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием — для ведения подсобного хозяйства.

В порядке приватизации в 1993 году ОАО «Автоколонна N 1747» приобрело право собственности, в том числе на следующие объекты: свинарник (год постройки — 1988), артезианская скважина (1964), ограждение территории (1964), башня водонапорная (1991).

По договору купли-продажи от 08.05.1997 с ОАО «Автоколонна N 1747», а также в порядке наследования, что подтверждено вступившим в законную силу решением (с учетом определения об исправлении описки от 13.11.2009) Советского районного суда г. Воронежа от 14.05.2009 по делу N 2-1297/09, Кольцова И.В. приобрела 3/4 доли права собственности на имущество, в том числе на нежилые помещения — свинарник, ограждение территории, водонапорную башню и артезианскую скважину, расположенные по адресу: г. Воронеж, п. Малышево, ул. Испытателей, д. 65. Право Кольцовой И.В. на соответствующую часть доли общей долевой собственности зарегистрировано в установленном порядке.

В заявлении от 12.07.2016 о предоставлении в собственность части (3/4) спорного земельного участка с кадастровым номером 36:34:0515012:77 площадью 40 000,00 кв. м Кольцова И.В., ссылаясь на статьи 39.3, 39.20 ЗК РФ, указывала на нахождение на земельном участке сооружений: свинарника площадью 1019,9 кв. м, водонапорной башни и артезианской скважины, ограждения протяженностью 637,3 м, 3/4 доли которых принадлежит ей на праве собственности.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ. Кольцова И.В. (3/4 доли) и Кольцов А.М. (1/4 доли) обратились в Департамент с заявлениями о предоставлении в собственность частей спорного земельного участка, соответствующих принадлежащим им долям в общей долевой собственности на объекты, расположенные на нем.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее -неделимый земельный участок),или помещения в указанных здании, сооружении принадлежит нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).

Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

Таким образом, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью; бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.

Земельный участок испрашивался предпринимателем в собственность как участок, на котором расположены принадлежащие на праве общей долевой собственности объекты недвижимого имущества (свинарник площадью 1019,9 кв. м, водонапорная башня и артезианская скважина, ограждение протяженностью 637,3 кв. м), при этом площадь испрашиваемого земельного участка составляет 40 000 кв. м и превышает площади находящегося на нем объекты почти в 40 раз. Доказательства обоснованности испрашиваемой площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, предпринимателем не представлены.

Доводы заявителя жалобы о переходе к нему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 40 000 кв. м, правомерно признаны судами ошибочными.

Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до июня 2014 года) и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (пункт 2 статьи 35 ЗК РФ).

В абзацах 2 и 3 пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Заявление предпринимателя подано не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а в порядке приобретения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, согласно статьям 39.3, 39.20 ЗК РФ.

Испрашиваемый предпринимателем земельный участок, площадь которого составляет 4,0 гектара, не может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства в силу статьи 10 Закона Воронежской области N 25-ОЗ, согласно которой максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, в том числе за границами населенных пунктов — 1 гектар.

Суды также справедливо отметили, что особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 ЗК РФ, однако названным порядком ИП Кольцова И.В. не воспользовалась.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

Отказать в передаче кассационной жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кольцовой Ираиды Владимировны для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Энциклопедия судебной практики. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (Ст. 39.16 ЗК)

Энциклопедия судебной практики
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
(Ст. 39.16 ЗК)

1. Отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруга не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, которые предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ

Статьей 35 Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов, предусмотрена необходимость предоставления нотариально удостоверенного согласия супруга при совершении одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке (пункт 3).

Данная норма направлена на определение правового режима имущества, приобретенного супругами в браке, и по своему смысловому содержанию не устанавливает обязанность супругов получать в нотариальной форме согласие другого супруга при обращении к уполномоченному органу с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруга, как правильно указано в обжалованном решении, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, которые предусмотрены статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Ссылка на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ при отказе в утверждении схемы расположения спорного земельного участка органом местного самоуправления незаконна

Судебная коллегия приходит к выводу о незаконности отказа администрации КГО в подготовке и утверждении заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку законом не предусмотрено такое основание для отказа в выдаче указанного документа, как не соответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка

Аналогичное основание содержится в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающем, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: . разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Между тем, указанная норма права предусматривает основания для отказа именно в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, тогда как предметом настоящего административного искового заявления является законность отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка органом местного самоуправления.

3. В случае, если собственник здания испрашивает зарезервированный земельный участок под этим зданием в аренду без указания срока, то отказ по основаниям, предусмотренным п.п. 6, 7 ст. 39.16 ЗК РФ, неправомерен

На момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ( дата), испрашиваемый земельный участок являлся зарезервированным для муниципальных нужд, то есть ограничен в обороте путём запрета предоставления его в собственность или в аренду на срок, превышающим срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (абзац второй пункта 2 и подпункт 13 пункта 5 статья 27, пункт 6, 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).

Поскольку истец как собственник здания испрашивает зарезервированный земельный участок в аренду, без указания срока, то оснований для отказа, предусмотренных пунктами 6, 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось.

4. Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержащийся в ст. 39.16 ЗК РФ, является исчерпывающим

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Статья 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

5. Закрепление в законодательстве субъекта РФ нормы, разрешающей предоставление прав на землю под самовольными строениями, не противоречит п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ

Прокурор просил признать оспариваемый Закон N 983-V [Закон Республики Бурятия от 17 марта 2015 г. N 983-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»] противоречащим нормам гражданского и земельного законодательства, а именно положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации, статей 1, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование своих доводов указал на то, что, по смыслу пункта 4 статьи 39.16 и пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право определять категории граждан для предоставления им в собственность бесплатно только земельных участков, не занятых зданиями и сооружениями, а не граждан, самовольно занявших земельные участки для строительства жилых домов в отсутствие документов, предоставляющих право пользования земельными участками для указанных целей. Кроме того, оспариваемым Законом N 983-V граждане, самовольно занявшие земельные участки для строительства жилых домов без надлежащего оформления прав на земельные участки, поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными гражданами Российской Федерации, не допускавшими фактов незаконного занятия и использования земель, на равный доступ к земельным участкам государственной и муниципальной собственности.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков.

Судом правильно отмечено, что оспариваемый заявителем Закон N 983-V определяет именно случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не основания их предоставления, вытекающие из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации. Указанным законом не предрешается судьба возведённых на земельном участке самовольных построек, поскольку право собственности на названные объекты недвижимости устанавливается в судебном порядке по правилам, предусмотренным гражданским и гражданским процессуальным законодательством, которые согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Несостоятельным суд находит довод прокурора о противоречии оспариваемого Закона [Закона Республики Бурятия от 17 марта 2015 г. N 983-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»] п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации здание, сооружение, объект незавершенного строительства должны принадлежать гражданам или юридическим лицам на праве собственности или другом вещном праве.

Кроме того, п. «е» ч. 1 ст. 1 оспариваемого Закона предусматривается бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в случае, если он свободен от прав третьих лиц.

Следовательно, п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не применим к случаям бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР» и до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы.

6. Незаконен отказ по ст. 39.16 ЗК РФ в предоставлении прав на землю под самовольными строениями в случае наличия соответствующей нормы в законодательстве субъекта РФ

Отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов на основании со ссылкой на подп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16, подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет указал на то, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Лица, фактически использующие земельный участок под самовольно возведенным жилым домом, не относятся к категориям граждан, которым земельный участок предоставляется в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, Комитет не учел, что в силу подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» установлено, что земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Следовательно, поскольку в фактическом пользовании истца находится самовольно возведенный до даты введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации жилой дом, она относятся к числу лиц, которые вправе обратиться с заявлением об оформлении в свою собственность земельного участка под этим домом бесплатно без проведения торгов.

7. При рассмотрении дела суд должен установить факт наличия либо отсутствия всех оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ

Поскольку решение об обязании администрации направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка принято судом после 01.03.2015, суд также должен установить факт наличия либо отсутствия иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ в действующей редакции. В частности, в связи с отсутствием в кадастровом паспорте сведений о координатах поворотных точек испрошенного земельного участка и временном характере учета земельного участка, необходимо установить, подлежат ли границы земельного участка уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 24 статьи 39.16 ЗК РФ).

8. Для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения

По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Решение № 2-379/2015 2-379/2015

М-380/2015 М-380/2015 от 27 августа 2015 г. по делу № 2-379/2015

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2015 года пос. Заокский Тульской области

Заокский районный суд Тульской области в составе председательствующего судьи Никулиной Н.С.,

при секретаре Антоновой А.В.,

заявителя Лесничего К.А.,

представителя заинтересованных лиц – главы администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области Вдовина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-379/2015 по заявлению Лесничего о признании незаконным отказа муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительного согласования предоставления земельного участка,

заявитель Лесничий К.А. обратился в суд о признании незаконным действий муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В ответ на заявление ему было отказано на основании п.п. 4 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.16 и п.п.8 п. 1 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка’ target=’_blank’>39.15 ЗК РФ. Получив отказ в согласовании предоставления земельного участка Лесничий К.А. направил в администрацию муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области претензию, указав, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости. В ответ на претензию администрация сослалась на то, что при осмотре земельного участка выявлен факт незаконного возведения объекта недвижимости. С принятым решением заявитель не согласен, поскольку на земельном участке нет объектов недвижимости, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, поэтому заявитель не согласен с применением к спорным правоотношениям требований п.п. 4 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.16 ЗК РФ, просит суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать администрацию согласовать предоставление земельного участка.

На основании определения суда от 25 августа 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области.

В судебном заседании Лесничий К.А. подтвердил доводы своего заявления, поддержал требования и пояснил, что на испрашиваемом им земельном участке действительно расположен жилой дом, который возведен им на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности. Просит суд признать незаконным принятое ДД.ММ.ГГГГ с дополнением от ДД.ММ.ГГГГ решение главы администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области Вдовина А.Н. об отказе в предварительном согласовании предоставления и земельного участка.

Представитель заинтересованных лиц – глава администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области Вдовин А.Н. в судебном заседании возражал против заявления Лесничего К.А., ссылаясь на то, что наличие самовольной постройки на земельном участке, в отношении которого заявителем состоялось обращение в администрацию, препятствует принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. По итогам рассмотрения заявления Лесничего, ему дан ответ в установленный Земельным кодексом РФ срок, нарушений закона не допущено. В настоящее время в администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области направлена информация о факте самовольного строительства для проведения муниципального земельного контроля.

Выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд установил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес главы муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области поступило заявление о согласовании предоставления земельного участка в аренду по адресу: . Целью использования земельного участка указано индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов). К заявлению приложена схема расположения земельного участка, из которой следует, что на земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения и объекты недвижимости, неоконченные строительством. Схема не содержит даты и сведений о лице, ее подготовившем.

ДД.ММ.ГГГГ года за № № Лесничему К.А. дан ответ на указанное заявление, в котором глава администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области Вдовин А.Н. сообщил, что в соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка’ target=’_blank’>39.15 ЗК РФ и п.п. 4 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.16 ЗК РФ Лесничему К.А. отказано в предоставлении земельного участка, не понятна цель использования земельного участка. Указанное письмо отправлено в адрес Лесничего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией почтового конверта с указанной датой на штампе.

ДД.ММ.ГГГГ Лесничий К.А. в адрес главы муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области направил претензию, в которой указал на нарушение срока рассмотрения его обращения, неправомерность отказа в согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на п.п. 4 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.16 ЗК РФ, цель использования земельного участка указана в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года № 540.

В ответ на претензию глава муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес Лесничего К.А. письмо, указав, что на испрашиваемом земельном участке незаконно возведен объект недвижимости, поэтому в соответствии с п.п. 4 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.16 ЗК РФ ему (Лесничему) отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Копией постановления главы муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью являющегося государственной собственностью и находящегося в ведении муниципального образования Заокский район утверждена, установлен вид разрешенного использования участка – для индивидуального жилищного строительства.

Адрес земельному участку присвоен ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области:

Схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории составлена ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО1 утверждена на основании постановления администрации муниципального образования Страховское Заокского района от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о расположении на территории земельного участка строений, зданий и сооружений на схеме не имеется.

Актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, на основании устного обращения Лесничего К.А., глава администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области Вдовин А.Н., начальник сектора по имущественно-земельным вопросам, работе с населением и благоустройству территории администрации муниципального образования Страховское Заокского района ФИО2 начальник сектора архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Заокский район произвели осмотр территории и установили факт самовольного захвата муниципальной земли гр. Лесничим К.А., незаконное ограждение муниципальной земли, незаконное возведение строения (правоустанавливающие документы, а так же какие-либо разрешения на строительство вышеуказанного объекта недвижимости отсутствуют). К акту приложены фотографии строения и ограждения земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области Вдовиным А.Н. на имя главы администрации муниципального образования Заокский район Тульской области ФИО3 направлено обращение о проведении муниципального земельного контроля в отношении Лесничего К.А. – собственника земельного участка по адресу: , в части захвата муниципальной земли, прилегающей к вышеуказанному участку, незаконного ограждения и возведению строения на муниципальной земле.

Спорные правоотношения регулируются следующими правовыми нормами Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности’ target=’_blank’>39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьей Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков’ target=’_blank’>39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

В силу пункта 2 ст. Глава I. Общие положения > Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений’ target=’_blank’>11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.14 ЗК РФ, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу пункта 2 статьи Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка’ target=’_blank’>39.15 ЗК РФ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка указаны в пункте 8 статьи Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка’ target=’_blank’>39.15 ЗК РФ, а именно: уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 13, 15 — 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 17 статьи Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка’ target=’_blank’>39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Пункт 4 указанных требований предусматривает, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Судом установлено, что Лесничий К.А. обратился к администрации с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который огорожен и застроен без отсутствия к тому законных оснований. Факт расположения на испрашиваемом земельном участке строения установлен в судебном заседании актом осмотра территории, фотографиями и объяснениями заявителя. Доказательств того, что строение на земельном участке введено в гражданский оборот и является объектом гражданско-правовых отношений суду не представлено. Из объяснений заявителя Лесничего К.А. следует, что земельный участок огорожен им и им же возведено строение без наличия к тому правовых оснований.

При таких обстоятельствах схема расположения земельного участка от 01.08.2014 года и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не содержат обязательное в силу п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 указание на наличие строение в границах спорного земельного участка.

Поскольку схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи Глава I.1. Образование земельных участков > Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории’ target=’_blank’>11.10 ЗК РФ, ввиду ее несоответствия землеустроительной документации, а так же учитывая, что на основании подпункта 4 пункта 1 статьи Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов’ target=’_blank’>39.16 ЗК РФ, администрация муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области была обязана принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов в связи с тем, что на спорном земельном участке расположено строение, суд пришел к выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе Лесничему К.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка законно и обоснованно.

Доводы заявителя о том, что спорное строение не принадлежит гражданам или юридическим лицам, является самовольной постройкой, которая в силу требований ст. 222 ЗК РФ не является основание для возникновения права собственности, суд отвергает. Во-первых, строение возведено самим заявителем Лесничим К.А. с нарушением требований действующего земельного и гражданского, законодательства, следовательно, заявитель сам создал препятствия для приобретения в аренду спорного земельного участка в установленном порядке. Во-вторых, отсутствие строения и ограждения земельного участка на представленной заявителем в администрацию схеме, свидетельствует о том, что заявитель злоупотребил правом на приобретение испрашиваемого им земельного участка, представив недостоверные сведения.

В силу ч. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 1. Основные положения > Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав > Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав’ target=’_blank’>10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Частью 2 статьи Раздел I. Общие положения > Подраздел 1. Основные положения > Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав > Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав’ target=’_blank’>10 ГК РФ установлено, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Суд пришел к выводу о том, что заявление Лесничего К.А. от ДД.ММ.ГГГГ года и его претензия от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены главой администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области в установленный Земельным кодексом РФ тридцатидневный срок, принятое решение об отказе в согласовании предоставления земельного участка мотивировано, обоснованно и соответствует требованиям Земельного кодекса РФ в полном объеме.

При таких обстоятельствах доводы заявителя Лесничего К.А. не обоснованы, противоречат требованиям действующего законодательства, а его требования не подлежат удовлетворению.

в удовлетворении заявления Лесничего Кирилла Александровича о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительного согласования предоставления земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Заокский районный суд Тульской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *