Условия передачи земли в собственность

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Новая редакция Ст. 15 ЗК РФ

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Комментарий к Статье 15 ЗК РФ

Комментируемая глава посвящена правовым режимам собственности на землю в РФ. Конституцией РФ допускается возможность нахождения земли в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

Особенности правового режима частной собственности на землю, в том числе объекты, субъекты и их основные права, регламентируются положениями ст. 15 комментируемого Кодекса.

Право собственности, охватывающее правомочия владения, пользования и распоряжения, является наиболее полным вещным правом. Согласно п. 2 ст. 209 ГК собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Аналогично, применительно к земельным правоотношениям, в п. 1 ст. 260 ГК РФ закрепляются правомочия собственника земельного участка продавать его, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и т.п.

При этом, учитывая значение земли как основы жизни и деятельности народов РФ, Конституцией РФ, а вслед за ней и федеральным законодательством, декларируется право собственника земли свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 2 ст. 209 ГК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи субъектами частной собственности могут быть граждане и юридические лица (в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ используется более абстрактная формулировка — объединение граждан ).
———————————
Содержание понятия «объединение граждан» раскрыто в п. 2 Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202.

В действующем законодательстве РФ отсутствует легальное определение понятия «гражданин». Исходя из дефиниции гражданства, закрепленной в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» , гражданином является физическое лицо, имеющее устойчивую правовую связь с государством, в данном случае с РФ, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

В свою очередь, юридическим лицом согласно п. 1 ст. 48 ГК признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. п. 2 и 3 ст. 50 ГК РФ).

Стоит добавить, что не все из указанных видов юридических лиц могут выступать собственниками принадлежащего им имущества, в том числе и земельных участков. Так, в соответствии со ст. ст. 120, 296 ГК собственниками имущества государственных (муниципальных) учреждений выступают РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Земельные участки предоставляются государственным (муниципальным) учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 20 ЗК) .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 20 ЗК.

На основании ч. 2 ст. 35 Конституции РФ субъекты права собственности могут реализовывать свои субъективные права в отношении принадлежащего им имущества единолично (индивидуальная собственность) либо сообща (общая собственность). При этом согласно п. п. 2 и 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность, как правило, является долевой, то есть с определением доли каждого из собственников в праве собственности, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество, то есть без определения таких долей.

Например, земельные участки, входящие в состав имущества КФХ принадлежат его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не предусмотрено выделение доли каждому члену такого хозяйства (ст. 6 Закона о КФХ).

Пункт 1 комментируемой статьи 15 ЗК РФ, помимо субъектов частной собственности на землю, устанавливает и объект рассматриваемых правоотношений. Из всех перечисленных в п. 1 ст. 6 ЗК объектов земельных отношений объектами частной собственности на землю могут быть только земельные участки. Забегая вперед, скажем, что это распространяется на весь институт права собственности на землю, включая государственную и муниципальную формы собственности .
———————————
См.: комментарий к ст. ст. 17 — 19 ЗК.

Под земельным участком в силу ст. 11.1 ЗК понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 11.1 ЗК.

Согласно нормам п. п. 2 и 3 ст. 261 ГК право собственности на земельный участок по общему правилу распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения. В пространственном соображении это означает, что собственник земельного участка может использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, то есть возводить дом, сажать корнеплоды и т.п. Вместе с тем реализация правомочий собственника земельного участка не должна нарушать права других лиц. Кроме того, из указанного правила законодательством, в том числе законодательством о недрах , об использовании воздушного пространства могут быть установлены исключения.
———————————
См.: ст. 1.2 Закона N 2395-1.

См.: ст. 1 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

Основания возникновения права частной собственности, как следует из п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 25 комментируемого Кодекса, предусматриваются федеральным законодательством. Согласно общему положению п. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Некоторые из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, перечень которых приводится в вышеуказанной норме гражданского законодательства РФ, могут выступать в качестве юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение права частной собственности на земельные участки. К таковым, в частности, относятся сделки купли-продажи, мены, дарения и др., акты государственных органов и органов местного самоуправления о предоставлении в собственность земельных участков, судебные решения о признании права на земельный участок, наследование и т.п. .
———————————
См. подробнее: комментарий к главе V ЗК.

В п. 2 комментируемой статьи декларируется право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Данное право основывается на базовом принципе гражданского законодательства РФ — равенство участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК). В свою очередь, указанный принцип гражданского законодательства РФ берет свое начало из конституционного принципа равенства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Исходя из общих положений о праве собственности граждан и юридических лиц, установленных ст. 213 ГК России, в частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничиваются .
———————————
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства законом могут быть установлены изъятия из данного правила. См., например: п. 2 ст. 4 Закона N 101-ФЗ.

Виды земельных участков, которые не могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, определены в ст. 27 комментируемого Кодекса. Условно их можно разделить на две группы: земли, изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 27 ЗК.

Кроме того, ограничения на передачу в частную собственность земельных участков содержатся также в других законодательных актах РФ. Так, например, согласно п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ отчуждению из государственной (муниципальной) собственности не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе:

— лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

— общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Ограничения права граждан и юридических лиц обладать правом частной собственности на отдельные виды земельных участков обусловлены приоритетом публичного интереса в определенных сферах жизнедеятельности и сообразуются с конституционным положением ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи к субъектам частной собственности на землю относятся не только граждане РФ и российские юридические лица, но и иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет иностранного гражданина как лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства (апатридом) признается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Четкое легальное определение иностранного юридического лица отсутствует в действующем законодательстве РФ. Из содержания п. 11 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» можно сделать вывод о том, что основным критерием для определения национальности юридического лица служит право иностранного государства. Имеется в виду, что юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, признается иностранным юридическим лицом.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Вместе с тем Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при определении понятия «юридическое лицо-нерезидент» вышеуказанный критерий дополняется еще и местонахождением данного юридического лица за пределами территории РФ (подп. «б» п. 7 ст. 1).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

В целях создания необходимой правовой определенности представляется, что обозначенный законодательный пробел уже давно нуждается в восполнении.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ установлен национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, заключающийся в том, что указанные лица пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Вместе с тем федеральным законом или международным договором могут быть установлены определенные изъятия из национального режима правового регулирования правового статуса данных субъектов, в том числе при осуществлении права землепользования.

Так, особенность правового режима частной собственности на землю иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц проявляется в том числе в ограничении круга объектов частной собственности на землю. По сравнению с гражданами РФ и российскими юридическими лицами рассматриваемые субъекты земельных правоотношений не вправе приобретать на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных, установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Комментируемое положение п. 3 ст. 15 ЗК стало предметом рассмотрения КС РФ как допускающее в принципе право указанных лиц на приобретение в собственность земельных участков вне таких территорий. КС РФ, признавая названное положение комментируемого Кодекса не противоречащим Конституции РФ, аргументировал свою позицию главным образом тем, что «при предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность» .
———————————
Постановление КС РФ от 23 апреля 2004 года N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

В то же время, как было отмечено в указанном решении КС РФ, особый правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц в земельных правоотношениях «. имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом» . В этой связи законодателем устанавливаются ограничения по кругу объектов частной собственности иностранных субъектов земельных правоотношений.
———————————
Там же.

Ранее указывалось, что иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях.

Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» к приграничным территориям относит пограничные зоны, российские части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.
———————————
ВСНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Закрытый перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 .
———————————
СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268.

Также в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо подчеркивается невозможность приобретения указанными субъектами земельных правоотношений права собственности на земельные участки, расположенные в границах морского порта.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

Кроме того, в отношении иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц установлены ограничения на обладание на праве собственности земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 Закона N 101-ФЗ).

Следует также уделить пару слов правовому статусу лиц, имеющих двойное гражданство, в части приобретения в собственность земельных участков.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670.

Ввиду того что комментируемая статья, регламентирующая правовой режим частной собственности на землю в РФ, а вслед за ней и другие нормативные правовые акты, не содержат указания на какие-либо ограничения прав лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков, указанные лица наравне с гражданами РФ и юридическими лицами имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Аналогичная позиция по данному поводу сформулирована в п. 2 письма Минэкономразвития России от 12 октября 2011 года N Д02-7833 .
———————————
.

Другой комментарий к Ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации

Право собственности представляет собой первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. Право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над принадлежащим ему имуществом — земельным участком, что предполагает возможность собственника по своему усмотрению использовать принадлежащую ему землю. Однако закон определяет пределы такого усмотрения и право собственности на землю не носит абсолютного характера.

Право собственности на земельный участок является самым полным имущественным правом, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. В основе этого права лежит дозволение совершать любые действия, разрешенные законом, учитывая публичный характер регулирования отношений собственности на землю и иные природные ресурсы (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Право собственности существует в течение всего того времени, пока существует имущество, являющееся его объектом, — земельный участок. Поэтому право собственности имеет бессрочный характер.

В основу права собственности заложен следующий принцип: одна и та же вещь (земельный участок) может принадлежать только одному собственнику или нескольким сособственникам.

В связи с этим право собственности имеет исключительный характер.

Объектом права частной собственности на землю является непосредственно сама поверхность земли, т.е. земельный участок. Согласно п. 2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Это пространственная сфера деятельности собственника земельного участка. На своем участке собственник вправе строить здания, строения и возводить необходимые ему сооружения. Эта территория может также использоваться им как средство производства. На ней можно выращивать плодовые, декоративные деревья, кустарники и другие растения. На земельном участке могут находиться растительность, водные объекты, которые собственник также может использовать.

Деятельность собственника на своем земельном участке осуществляется в определенном пространстве: воздушном или подземном. Для того чтобы построить дом, нужно возвести фундамент, вторгнувшись в подземное пространство, и занять часть воздушного пространства над земельным участком в результате постройки здания. Поэтому законодательство закрепляет также право собственника земельного участка на пространство, т.е. на использование определенного объема воздушного столба над земельным участком или на использование части подземного пространства (недр).

Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено Законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Возможность обладания на праве собственности другими природными объектами и порядок их использования устанавливаются законодательством о природных ресурсах.

В частной собственности находятся земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т.е. законно.

2. Земельное законодательство (п. 2 комментируемой статьи) закрепляет право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, т.е. равное право на приватизацию земельных участков.

В собственности граждан и юридических лиц, как предусмотрено статей 213 ГК РФ, может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в указанных выше целях.

Статья 27 ЗК РФ определяет виды земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности, тем самым очерчивая круг объектов права частной собственности. Земельные участки, которые не подлежат приватизации, делятся на две группы: земли, изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте.

Вопрос о праве собственности юридических лиц на землю решается на основе ст. 213 ГК РФ, которая предусматривает, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Следует заметить, что законодательство не устанавливает никаких особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки. Право собственности на земельный участок юридического лица не связано с его организационно-правовой формой и подчинено общим нормам гражданского законодательства, определяющего режим имущества юридического лица. В законодательстве нет различий в правовом режиме земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц, и в содержании принадлежащих им правомочий. Равноправие всех так называемых «форм и видов» собственности обеспечивается единым для всех субъектов механизмом реализации права собственности и защиты прав собственника имущества (земельного участка).

3. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства, как и российские граждане и юридические лица, могут иметь в собственности землю (земельные участки). Иностранные граждане и лица без гражданства, как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Как указано в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Основное ограничение прав указанных лиц на приобретение в частную собственность земельных участков состоит в следующем. Согласно п. 3 комментируемой статьи иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Статья 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» определяет приграничную территорию как территорию пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.

До установления Президентом РФ перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на этих территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Пока соответствующий указ Президентом РФ принят не был.

23 апреля 2004 г. Конституционный Суд РФ принял постановление N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы». В этом постановлении, в частности, было отмечено, что согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу ГК РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2), и в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, ЗК устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками — постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), — не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9 и ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции РФ, а с другой — в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из ст. 9 и 36 Конституции РФ приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета РФ, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции РФ).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, ст. 15 ЗК РФ для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях РФ в соответствии с федеральными законами, а согласно п. 5 ст. 28 ЗК РФ земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно — в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.

Кроме того, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий. Так, согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся также на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, содержится в ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Нормы, устанавливающие специальное регулирование для иностранных физических лиц, содержатся также в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Законе РФ «О недрах», закрепляющих правила о порядке пользования участками континентального шельфа и недрами. Кроме того, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определены территории, организации и объекты, посещение которых ограничено для иностранцев.

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым — реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, положения ЗК, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, не противоречат Конституции РФ, как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.

Статья 37 ЗК РФ. Особенности купли-продажи земельных участков

Новая редакция Ст. 37 ЗК РФ

1. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

2. Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Указанные требования применяются также к договору мены.

3. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

4. Требования, установленные пунктом 3 настоящей статьи, применяются также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.

Комментарий к Статье 37 ЗК РФ

Комментируемая статья сосредоточена на узком предмете. В ней оговариваются отдельные условия договора купли-продажи земельного участка, а также вопросы, возникающие до и после его продажи. Анализ содержания статьи позволяет вычленить в ней три логических части.

Первая часть состоит из первого предложения п. 1 и п. 2. Предложение первое п. 1 формулирует материальное правило, подчеркивающее специфику земельного участка как объекта сделки, тогда как п. 2 перечисляет недействительные условия договора. Соответственно, за рамками статьи остаются общие положения о сделках и положения § 7 главы 30 ГК

Второе предложение п. 1 (оно же и вторая логическая часть) возлагает на продавца обязанность полного информирования покупателя обо всех обременениях и ограничениях его использования.

Пункты 2 и 3 прямо перечисляют основания для требований уменьшения покупной цены («обменной» цены или размера арендной платы), расторжения договора купли-продажи земельного участка (договора мены, аренды) и возмещения вследствие этого убытков.

Объектом купли продажи не могут быть ранее учетные земельные участки, местоположение границ которых на местности не устанавливалось, характерные точки (н1, н2, н3. н1) не закреплялись межевыми знаками, а в ГКН отсутствуют сведения о значении координат характерных точек XY.

Первичные сведения о приобретаемом земельном участке (статус участка в ГКН, площадь, местоположение) будущий покупатель может получить, обратившись к публичной кадастровой карте. Более детальные сведения покупатель получает из кадастровой выписки, паспорта или кадастрового плана территории (в последнем случае важно расположение земельного участка в границах квартала). Из этих же документов покупатель получает первичную информацию об обременениях и ограничениях, если сведения о них заносились ранее в ГКН, например, «государственный природный заказник», «охранная зона магистрального газопровода», «2-й санитарный пояс зоны охраны источников питьевого водоснабжения города N» и т.д.

Заказав и получив сведения из ЕГРП, покупатель может определить, вносились ли ранее в ЕГРП сведения об обременениях и ограничениях в отношении приобретаемого земельного участка.

До настоящего времени не завершен процесс утверждения границ охранных зон линейных объектов, магистральных газопроводов, границ охранной зоны газораспределительной сети в населенных пунктах — газораспределительных пунктов и систем, распределительных подземных газопроводов высокого давления, среднего и низкого давления, перекладок газопроводов низкого давления к жилым домам, технического перевооружения газопровода низкого давления IV категории. Тем не менее в соответствии с действующим законодательством земельные участки, расположенные в границах охранных и санитарно-защитных зон, у собственников земельных участков (а также у землепользователей, землевладельцев и арендаторов) не изымаются, но в их границах вводится особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Будущий покупатель земельного участка должен быть в идеальном варианте поставлен в известность, что в своей хозяйственной деятельности он обязан руководствоваться:

в границах охранных зон газопроводов — требованиями п. п. 4.3 и 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9;

в границах санитарно-защитных зон газопроводов (санитарных разрывов, санитарных полос отчуждения) — требованиями пункта 2.7 (приложение 1) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также п. 3.16 (таблица 4) СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»;

на земельных участках в населенных пунктах — п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 ).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4694.

В отношении земельных участков, которые попадают в зону трасс магистрального нефтепродуктопровода (обозначаются специальными информационными, километровыми знаками), также устанавливаются ограничения. Правилами охраны магистральных трубопроводов установлена охранная зона на расстоянии 25 м в каждую сторону от оси прохождения магистрального трубопровода. В охранной зоне нефтепродуктопровода без письменного разрешения с его собственником запрещается:

производить горные, карьерные, строительные, земляные, монтажные, взрывные работы;

возводить любые постройки и сооружения, прокладывать дороги;

организовывать садово-огородные товарищества, сооружать проезды и переезды через трассы нефтепровода.

В отношении земельных участков, которые расположены в границах ближайших к крупным городам населенных пунктов, также важна информация об ограничениях их использования для случаев прохождения по территории (точнее, под поверхностью земли, под почвенным слоем) магистральных сетей водоснабжения очистных водопроводных сооружений. Подземные инженерные коммуникации принимались в хозяйственное ведение водоканалов в основном в 60-е, 70-е и 80-ее гг. XX в. Графические данные по размещению магистральных водоводов, а также кабельных линий, согласовывались на топографических планах. В силу требований норм СП 31.13330.2012 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14) и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоводов питьевого значения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой, ширина которой по обе стороны от крайних линий водопровода:
———————————
Издан: М.: Минрегион России, 2011. Документ введен в действие с 01.01.2013 и заменил собой СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

а) при отсутствии грунтовых вод — не менее 10 м при диаметре до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм;

б) при наличии грунтовых вод — не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.

Главный вопрос для покупателя земельного участка в санитарно-защитной полосе водоводов — возможно ли строительство индивидуального жилого дома? По крайней мере, в рамках Закона о ЛПХ возможно использование приусадебного земельного участка для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. То есть покупателю для принятия окончательного решения необходимо обладать информацией о технических параметрах водовода, о его диаметре.

Пункт 3 ст. 37 ЗК предусматривает возможность расторжения договора купли-продажи земельного участка в случае предоставления покупателем заведомо ложной информации об ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием, о разрешении на застройку данного земельного участка и иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка. Однако проблема для заявителя заключается в доказывании существенного изменения обстоятельств, при которых стороны исходили при заключении договора.

Так, например, между ЗАО «Управляющая компания «Альянс» (покупатель) и ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» заключен договор от 08.05.2008 N 25/8119-АЗВ купли-продажи нежилого здания и земельного участка. Земельный участок расположен по адресу: Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Репино, 2-я Новая ул., д. 4, литера А, площадью 4488 кв. м, кадастровый номер 78:38:22119:28, входящий в состав земель населенных пунктов, представляемый для использования в рекреационных целях; ограничения/обременения земельного участка: в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99, земельный участок расположен в границах территории, предусмотренной для размещения объектов отдыха, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов различного типа, дачного фонда (Р-3), в связи с чем целевое использование земельного участка должно соответствовать разрешенным видам использования указанной функциональной зоны. Земельный участок находится в зоне регулирования застройки 2-1 Курортного района Санкт-Петербурга, границы которой утверждены распоряжением КГИОП от 14.11.2001 N 1. В отношении участка устанавливается следующий режим его использования: градостроительная деятельность, строительные и земляные работы производятся по согласованию с КГИОП; установлены предметы охраны.

В отношении объекта договора распоряжением КУГИ от 08.05.2007 N 946-рз и пунктом 3.23 договора установлены особые условия, а именно: обязанность покупателя осуществить снос здания в течение 6 месяцев с момента заключения договора купли-продажи от 23.07.2007 N 8119-АЗ и возвести на освобожденном земельном участке объект недвижимости в течение 42 месяцев с момента заключения договора или реконструкцию здания в течение 42 месяцев с момента заключения договора от 23.07.2007.

В обоснование своих требований о расторжении договора купли-продажи от 08.05.2008 N 25/8119-АЗВ ЗАО «УК «Альянс» ссылается на изменения в градостроительном законодательстве Санкт-Петербурга после заключения договора от 08.05.2008, которые повлекли существенное изменение обстоятельств, при которых стороны исходили при заключении договора. Истец принял решение о реконструкции здания под гостиницу, в то время как в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», вступившим в законную силу после заключения договора от 08.05.2008, размещение гостиницы на спорном земельном участке, отнесенном к зоне Т1Ж2-2, не допускается.

Между тем новая редакция Генерального плана Санкт-Петербурга, в соответствии с которой спорный земельный участок отнесен к зоне 1ЖД, вступила в действие до даты регистрации договора купли-продажи от 08.05.2008 N 25/8119-АЗВ, в связи с чем следует признать обоснованными доводы КУГИ о том, что обществу было известно об изменении вида функционального использования спорного земельного участка.

Договор купли-продажи от 08.05.2008 N 25/8119-АЗВ не содержит каких-либо указаний и условий о том, что земельный участок приобретается обществом именно для размещения гостиницы.

Невозможность использования земельного участка для размещения объекта гостиничной инфраструктуры не является основанием для расторжения договора купли-продажи, поскольку из материалов дела не следует, что данное обстоятельство являлось существенным для сторон, заключающих договор купли-продажи N 25/8119-АЗВ от 08.05.2008 .
———————————
Постановление Тринадцатого ААС от 11 апреля 2012 г. по делу N А56-26934/2011 // .

Пункт 3 комментируемой статьи 37 ЗК РФ предусматривает также возможность уменьшения покупной цены земельного участка в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием. В этом вопросе положения п. 3 комментируемой статьи производны от правил ГК. Согласно ст. 557 ГК, в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475 настоящего Кодекса, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 475 ГК, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены.

Для правильного разрешения споров покупателей с продавцами представляется важным определить состав заведомо ложной информации. Зачастую покупатель, не изучив вопрос, имеется ли такой состав в действиях продавца, обращается в суд. Так, например, ООО обратилось в Приозерский городской суд ЛО с иском к Д. о соразмерном уменьшении покупной цены 1/2 доли в праве общей долевой собственности земельного участка и о взыскании с Д. излишне уплаченных по договору купли-продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности указанного земельного участка денежных средств.

В обоснование требований ООО указало, что в договоре купли-продажи земельного участка было указано его разрешенное использование: для жилищного строительства. Однако после покупки земельного участка было принято постановление администрации МО «город Всеволожск», в соответствии с которым земельный участок получил статус «улицы районного значения». Возможности использовать участок по предполагаемому назначению — жилищное строительство, не имеется. Покупная цена участка подлежит уменьшению на основании ст. 557 и ст. 475 ГК.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, признав состоявшейся передачу земельного участка от продавца к покупателю и несение истцом рисков, связанных с последующим возможным изменением разрешенного использования земельного участка и возможным изъятием земельного участка у собственника для муниципальных нужд, обоснованно указал на отсутствие совокупности условий, предусмотренных ст. 451 ГК, являющихся основанием для изменения условий договора купли-продажи.

При этом доказательства, подтверждающие предоставление ответчиком истцу как покупателю земельного участка по договору заведомо ложной информации об участке, иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, отсутствуют .
———————————
Определение Ленинградского областного суда от 25 апреля 2012 г. N 33а-1491/2012 // .

Другой комментарий к Ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Разновидностью договора купли-продажи является договор продажи недвижимости (купли-продажи земельного участка), которому посвящен § 7 гл. 30 ГК РФ. Сущность этого договора заключается в том, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ). Комментируемая статья уточняет объект договора купли-продажи земельного участка. Таким объектом могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет. Объясняется это тем, что земельный участок признается недвижимым имуществом после того, как в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер. Земельный участок может быть объектом договора купли-продажи только после его идентификации в установленном порядке.

Требования к форме договора купли-продажи земельного участка установлены в статье 550 ГК РФ. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение указанной формы договора купли-продажи земельного участка влечет его недействительность.

Специфика земельного участка как первичного элемента понятия «недвижимость» обусловили требование об обязательной государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость. Переход права собственности на недвижимость (земельный участок) по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ст. 551 ГК РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Практический смысл и значение специальных правил, регулирующих договор продажи недвижимости, предопределены тем, что объекты недвижимости неотрывны от места их нахождения, а договоры их продажи могут совершаться в любом другом месте. Участникам имущественного оборота при заключении подобного рода сделок необходимо точно знать правовое положение приобретаемого конкретного объекта и, в частности: не обременено ли данное имущество правами третьих лиц; является ли продавец здания, сооружения иного объекта недвижимости действительно собственником соответствующего земельного участка и т.п. Эта цель достигается путем введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество*(9).

Правовое значение государственной регистрации перехода права собственности к покупателю на земельный участок состоит в том, что покупатель становится собственником приобретенного земельного участка только после такой регистрации. Данное требование относится и к тем ситуациям, когда стороны договора купли-продажи исполнили условия договора до государственной регистрации перехода права собственности, что не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Следует особо отметить, что в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Статья 550 ГК РФ не требует нотариального удостоверения договора купли-продажи земельного участка, поскольку действует система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с недвижимостью.

Если стороны изъявляют желание нотариально удостоверить договор купли-продажи земельного участка, то никаких препятствий для этого нет. Нотариус в этом случае выполнит функцию «контроля» за законностью условий договора. Нотариальное удостоверение договора осуществляется в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I.

ГК определяет существенные условия договора купли-продажи земельного участка. Так, согласно статье 554 ГК РФ в договоре купли-продажи земельного участка должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество — земельный участок, подлежащий передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о земельном участке, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Статья 555 ГК РФ предусматривает, что существенным условием договора купли-продажи земельного участка является также цена. В договоре купли-продажи земельного участка должна быть четко определена его цена. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене земельного участка договор о его продаже считается незаключенным. Правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ о том, что исполнение договора, в котором не определена цена, должно быть оплачено по цене, обычно взимаемой при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары, не применимы к договору купли-продажи земельного участка. Следует также отметить, что в договоре должна быть установлена цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, которая включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее.

В случаях, когда цена недвижимости в договоре купли-продажи земельного участка установлена за единицу его площади, то общая цена земельного участка, подлежащая уплате, определяется исходя из фактического размера переданного покупателю участка.

Возможны два варианта определения цены в договоре купли-продажи земельного участка. В первом случае стороны определяют цену участка по взаимному соглашению сторон, принимая во внимание рыночные цены на земельные участки, которые существуют в данной местности. Во втором случае стороны могут указать в качестве цены за земельный участок кадастровую стоимость земельного участка согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ. В любом случае цена за земельный участок не может быть меньше кадастровой стоимости земельного участка.

Передача земельного участка продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (ст. 556 ГК РФ). Обязательство продавца передать земельный участок покупателю считается исполненным после вручения, т.е. фактической передачи участка покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче земельного участка на условиях, предусмотренных договором, рассматривается как отказ либо продавца от исполнения обязанности передать имущество, либо покупателя от обязанности принять имущество.

Следует особо отметить, что принятие покупателем земельного участка, не соответствующего условиям договора купли-продажи, в том числе даже в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе о передаче недвижимости, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора.

В статье 557 ГК урегулированы последствия передачи земельного участка ненадлежащего качества. Так, в случае передачи продавцом покупателю земельного участка, не соответствующего условиям договора купли-продажи о его качестве, применяются правила ст. 475 ГК РФ. Эти правила предусматривают, что, если недостатки товара (земельного участка) не были оговорены продавцом, то покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Однако в этом случае покупатель не вправе потребовать замены земельного участка ненадлежащего качества на другой земельный участок, соответствующий договору. Таковы нормы гражданского законодательства, регулирующие порядок совершения сделок купли-продажи земельных участков.

2. Земельное законодательство устанавливает специальные требования применительно к сделкам купли-продажи земельных участков.

Во-первых, продавец земельного участка должен предоставить покупателю всю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях прав на земельный участок (п. 1 комментируемой статьи). Он обязан также сообщить покупателю иные исчерпывающие сведения о земельном участке (п. 3 комментируемой статьи). Если это требование не выполнено, то наступают последствия, которые предусмотрены в п. 3 комментируемой статьи: покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены либо расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков.

Кроме этого в п. 2 комментируемой статьи 37 Земельного кодекса перечислены условия договора купли-продажи земельного участка, которые ЗК РФ признает недействительными. Так, во-первых, нельзя предусмотреть в договоре право продавца выкупить земельный участок. Во-вторых, не допускается ограничение права покупателя распоряжаться земельным участком после его приобретения в части ограничения на ипотеку, передачи участка в аренду и совершения иных сделок с ним. В-третьих, в договоре не могут содержаться положения, которые бы ограничивали ответственность продавца, если третьи лица предъявят права на земельный участок.

3. Указанные выше особенности регулирования купли-продажи земельных участков (п. 3 комментируемой статьи) применяются также в отношении договоров мены земельных участков.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (ст. 567 ГК РФ). Характер обязательств, возникающих при совершении договора мены земельных участков, обусловил применение к ним правил о договоре купли-продажи, содержащихся в гл. 30 ГК РФ, если это не противоречит положениям гл. 31, регулирующей порядок совершения договоров мены, и существу обязательств, возникающих из договора мены. Нормы договора о купле-продаже должны применяться к договору мены земельного участка с учетом того, что каждая из сторон такого договора признается продавцом товара, который она обязуется передать, и одновременно покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. В результате совершения договора мены земельных участков осуществляется переход права собственности на соответствующий земельный участок.

Особенности договора мены, отличающие его прежде всего от договора купли-продажи, выражены в некоторых особых правилах, регулирующих отношения, возникающие из договора мены.

Так, когда в договоре мены отсутствуют условия о цене обмениваемых земельных участков, а также о распределении между сторонами расходов, связанных с исполнением обязательств, ст. 568 ГК РФ предусматривает, что в этом случае следует исходить из предположения, что предметом договора является обмен равноценными земельными участками. Расходы, связанные с передачей земельных участков, их принятием и иными действиями, связанными с исполнением договора, должны возлагаться на ту сторону, которая несет соответствующие обязанности согласно договору мены земельных участков.

В том случае, если из содержания договора следует, что его предметом является обмен неравноценными земельными участками, то на сторону, которая обязана передать земельный участок, цена которого ниже, чем цена участка, предлагаемого в обмен, возлагается дополнительная обязанность по оплате разницы. Оплата разницы в ценах должна быть произведена непосредственно до или после передачи земельного участка, имеющего более низкую цену. Договор мены земельных участков может предусматривать иной порядок компенсации разницы в ценах на обмениваемые земельные участки.

По договору мены обмен земельных участков вовсе необязательно должен быть осуществлен одновременно. Не исключены случаи, когда договор может предусматривать различные даты передачи обмениваемых земельных участков. Например, сначала обязанность по передаче участка исполняет одна сторона, а затем — другая. Согласно ст. 569 ГК РФ в случае, когда в соответствии с договором мены земельных участков сроки передачи обмениваемых участков не совпадают, то к исполнению обязательства передать участок стороной, которая должна его передать после передачи земельного участка другой стороной, применяются правила о встречном исполнении обязательств (ст. 328 ГК РФ). Правило о встречном исполнении обязательства в данной ситуации состоит в следующем. В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Статья 570 ГК РФ определяет момент перехода права собственности на обмениваемые земельные участки. По договору мены право собственности на полученные в порядке обмена земельные участки переходит к каждой из сторон одновременно после того, как обязательства по передаче участков исполнены обеими сторонами. После исполнения обязательств по договору мены земельных участков переход права собственности на них подлежит государственной регистрации.

Договор мены земельных участков должен заключаться в письменной форме. Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность.

Имеет свои особенности регулирование вопросов, касающихся применения ответственности за изъятие имущества — земельного участка, полученного по договору мены (статья 571 ГК РФ). Так, гражданское законодательство предусматривает, что по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар свободным от каких-либо прав третьих лиц за исключением случая, когда сам покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Эта норма полностью применима и к договору мены. В случае нарушения этой обязанности стороной по договору мены, виновная сторона должна не только возместить другой стороне причиненные этим убытки, но и возвратить контрагенту полученный от него в обмен товар — земельный участок.

Письмом Роскомзема от 19 октября 1994 г. N 2-16/1629 утверждена форма договора мены земельными участками. Особенности содержания договора мены земельных участков состоят в следующем. Так, в договоре обязательно указываются признаки, индивидуализирующие обмениваемые земельные участки, являющиеся предметом договора. В нем указываются: кадастровые номера земельных участков, их площадь, целевое назначение земель, в составе которых они находятся, цель использования земельных участков, размещенные на них объекты недвижимости с указанием их принадлежности. К договору прилагаются планы (чертежи) земельных участков*(10).

Обязательным условием является оценка земельных участков в соответствии с нормативной ценой земли согласно прилагаемым к договору актам и объектов недвижимости на земельных участках согласно прилагаемым к договору сводным ведомостям оценки строений, помещений и сооружений.

В договоре мены земельных участков на стороны возлагается обязанность проинформировать друг друга о наличии и характере имеющихся земельных споров по поводу участков или об отсутствии таковых.

Стороны также должны быть проинформированы о наличии имеющихся сервитутов, о передаче соответствующего земельного участка (части земельного участка) в аренду третьему лицу, о передаче земельного участка (части земельного участка) во временное пользование третьему лицу, о передаче земельного участка (части земельного участка) в залог. При этом границы земель, обремененных правами других лиц и содержание этих прав должны быть указаны на плане (чертеже) соответствующего земельного участка.

В договоре мены должны быть также отражены ограничения в связи с установлением санитарно-защитных, технологических и других зон или отнесением земель соответствующего участка (или его части) к землям природоохранного, рекреационного, историко-культурного значения. В договоре должно быть также отражено, что земельные участки не состоят под арестом (запрещением) и свободны от имущественных прав и претензий третьих лиц (кроме указанных ранее), о которых в момент заключения договора стороны не могли не знать. Стороны, в собственность которых в результате договора переходят земельные участки, принимают на себя обязательства соблюдать права третьих лиц, вытекающие из установленных сервитутов и заключенных другой стороной договоров.

В качестве неотъемлемой части к договору прилагаются планы или чертежи границ обмениваемых земельных участков; акты установления нормативной цены обмениваемых земельных участков, выданные районными (городскими) комитетами по земельной политике; сводные ведомости оценки строений, помещений и сооружений, расположенных на обмениваемых земельных участках (прилагаются при включении строений, помещений и сооружений в предмет договора); требования залогодержателя по задолженности (прилагаются в случае, если один или оба обмениваемых участка переданы в залог); доверенности лиц, уполномоченных выступать при заключении договора от имени сторон, обменивающих земельные участки (прилагаются в случае подписания договора уполномоченными лицами); копии договоров аренды, залога, заключенных сторонами с третьими лицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *