Требования к технике урока

Требования к современному уроку технологии

Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку технологии.

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.

Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование для опытов, отбираются необходимые дидактические материалы. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями к подготовке и организации урока.

На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Требования к структуре говорят о необходимости:

1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);

2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом);

3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками;

4. Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;

5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

7. Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:

1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);

3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;

4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме;

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:

— урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы школьники должны осознавать себя гражданами общества;

— обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению, ориентировать их в выборе профессии;

— в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:

1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

6. Обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

7. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а, следовательно, и качества урока в современной школе.

Таким образом, современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.

Каким из общих требований должен отвечать качественный современный урок технологии? Каковы основные характерные черты этого урока?

Главная черта качественного урока технологии и главное требование к преподаванию технологии в целом — высокий научно- теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. При этом в школьный курс технологии как учебного предмета в общеобразовательной школе должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение учащимися основами знаний по предмету, социальном, духовном, нравственном опыте предков, традициях государства, вооружение учащихся методами решения практических задач, умение работать с инструментами и оборудованием.

Важнейшим требованием к уроку, характерным признаком каждого урока является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Большое значение имеет определение учителем главного существенного для каждого урока, с тем, чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. Содержание учебной программы (на конкретный урок), образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений и навыков — все это определяет отбор материала, выделение главного в нем, а также методы и приемы, используемые учителем на уроке, содержание, образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений имеют определяющее значение при подборе материала к уроку, планировании его типа и структуры, при выборе наиболее целесообразных и эффективных для данного урока методов и приемов.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала, опроса, повторения и закрепления, умение учитывать при этом индивидуальные особенности каждого учащегося, сильные и слабые стороны в их знаниях и навыках — также одна из наиболее важных, характерных черт качественного урока.

Качественный урок характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к качественному, современному уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта. В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно — функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом

Разрабатывая конспект, учитель выясняет, нужна ли на этом уроке проверка знаний, умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы. Он отбирает оптимальное сочетание методов, приемов, средств и организационных форм обучения. Это могут быть словесные, печатные, наглядные или практические методы, проблемно — поисковые или репродуктивные, самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя. Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются также состояние учеников, их возможное настроение и работоспособность, возможности кабинета технологии, имеющееся время.

В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу наложения нового, способы работы с картиной, картой, иллюстраций, предусматривает запись терминов, схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать объяснение ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала на уроке.

Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

Освоив преподавание, учитель вместо конспекта пользуется на уроке развернутым планом. В нем прописаны структурные элементы урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено урока и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем плане излагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного и неглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия. Здесь же пометки, как соотнести устное изложение нового с учебником.

В виде сложного плана учитель записывает основные и дополнительные вопросы для повторения. Рядом с вопросами и заданиями помечает приемы проверки: «фронтальная беседа», «запись на доске», «развернутый ответ», «вопрос сильному ученику» и так далее. Делаются также указания по использованию оборудования урока, учебных пособий, документов, дополнительной литературы, перечисляются задания.

План урока должен быть посильным для учащихся, реальным. Надо продумать, как приспособить теоретическое и методическое содержание урока к конкретному классу, какая ситуация сложилась к уроку, как будет стимулирована деятельность учащихся, каковы возможные их достижения на уроке. В хорошем плане словесной информации немного, но много графических и схематических обозначений, здесь также различные стрелки, подчеркивания, указания по ведению урока. Это программа управления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняют ученики на всех этапах урока, что будет делать при этом каждый ученик.[2]

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав

Требования к технике проведения урока

1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6. Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7. Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания на уроке:

— до 7 мин. урока – внимание рассеянное. Требует определённых усилий со стороны учителя на его концентрацию;

— 8-23 мин. урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

— 24-30 мин. урока – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требует снижение напряжения работы, расслабление внимания;

— 31-45 мин. урока – концентрация внимания в связи с поставленной целью.

Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке:

v Получение информации 40% учебного времени: постановка учебной задачи перед учащимися; изложение новых знаний или самостоятельная работа по их приобретению.

v Освоение информации 40%: закрепление навыков и умений на практике; применение навыков и умений на практике.

v Контроль информации 5-10%: проверка их усвоения.

v Коррекция процесса рассогласования с информацией 10-15%.

Наряду с требованиями современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе.

Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме. Помимо указанных выше факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Каждый урок отличается от других уроков своими особенностями, даже если они проводятся по одному и тому же предмету в параллельных классах. На уроке всегда можно увидеть специфический «педагогический почерк» учителя.

Мастерство учителя на уроке заключается, главным образом, в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших методик и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8797 — | 7158 — или читать все.

176.112.138.173 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования к проведению и анализу урока

Зная характеристику урока как целостной системы и учитывая особенности типологии и структуры уроков, можно вывести систему современных требований к уроку. В основе всякой рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на проектирование оптимальной структуры урока, позволяют ему упорядочить процесс проведения урока, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока, а также качества труда учителя. Такая система требований никоим образом нс исключает творчества учителя, а напротив, задаст некоторый вектор его развития, помогает направить в нужном направлении.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей, поскольку в противном случае урок будет аморфным и случайным. Педагогические цели и задачи урока образуют многоуровневую взаимосвязанную систему, включающую в себя систему целей, отображенную на рис. 3.18.

Рис. 3.18. Многоуровневая система постановки целей и задач урока

Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения поставленных целей, тщательно продумывает средства, на основе использования которых он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо и осуществляется в ходе проектирования хода урока, определяемого четырьмя группами требований к структуре урока, его подготовке и организации, его содержанию и проведению.

Все четыре группы требований взаимосвязаны друг с другом, поэтому несоблюдение одной группы требований ведет к нарушениям во всех остальных. Структура взаимосвязей схематично изображена на рис. 3.19.

Всякий урок в момент его проведения есть лишь один из видимых моментов деятельности учителя по его подготовке. Проведению любого урока предшествует большая

Рис. 3.19. Структура взаимосвязи различных этапов проектирования урока

подготовительная работа, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения. На каждом уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все они реализованы быть не могут, поэтому всякий урок проектируется как часть системы или цикла уроков.

Первая группа требований к уроку, соблюдение которой обеспечивает целостность замысла, – это требования к его структуре, которые предопределяют:

  • 1) правильность определения дидактических и воспитательных целей урока, его значение в системе уроков по теме;
  • 2) определение типа урока и обоснование его структуры во взаимосвязи всех частей;
  • 3) связку данного урока с предыдущим и последующими уроками;
  • 4) отбор оптимального сочетания методов изучения нового материала;
  • 5) обеспечение систематического и разнообразного обучающего контроля знаний учащихся;
  • 6) определение системы повторения и закрепления изученного материала;
  • 7) выбор домашнего задания, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимального по объему, своевременного и всем понятного, учитывающего индивидуальные возможности учащихся.
  • Вторая группа требований связана с подготовкой и организацией урока в конкретном месте и конкретное время:

    • 1) обеспечение на уроке охраны здоровья школьников;
    • 2) заблаговременная подготовка учебного материала, определение его объема и сложности применительно к данному классу, а также основных видов работ учащихся на уроке;
    • 3) своевременная подготовка демонстрационного и дидактического материала, технических средств обучения;
    • 4) создание условий для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
    • Третья группа требований связана с требованиями к содержанию урока и процессу учения:

    • 1) урок должен быть воспитывающим – всякий материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся;
    • 2) урок должен строиться на обязательном соблюдении основных дидактических принципов: систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;
    • 3) процесс поиска доказательств истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя – аргументированными и доказательными;
    • 4) организация учебного процесса должна быть выстроена на аккуратности в исполнении различных действий, терпеливости и упорстве в достижении желаемого результата, умении вести себя в коллективе.
    • Четвертая группа требований направлена на требования к технике проведения современного урока и основывается на психолого-педагогических основах педагогического взаимодействия:

    • 1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
    • 2) теми и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников – завершенными;
    • 3) необходимо добиваться полного контакта во взаимодействии учителя и учащихся, соблюдения педагогического такта;
    • 4) важно создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
    • 5) необходимо не забывать менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
    • 6) нужно обеспечивать соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
    • 7) большую часть урока необходимо посвящать активной работе учащихся.

    Реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а следовательно, и качества урока в современной школе. Кроме того, проектирование урока по предложенной схеме позволяет на каждом этапе проектирования проводить анализ целостности и эффективности задуманного на основе рефлексии и самого учителя, и его учеников. Особенно эффективно проходит рефлексия в том случае, если учитель фиксирует этапы урока в технологической карте, которая может быть организована произвольным образом на основе соотнесения нескольких позиций урока: использованные методы; планируемые результаты обучения; реализуемые цели обучения; достигнутые результаты обучения. Таким образом, эффективность современного урока определяется пониманием его как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.

    Требования к технике урока

    Урок — это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения.

    Основные признаки урока:

    — постоянный состав учащихся;

    — каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;

    — систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;

    — сочетание на уроке фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся;

    — многообразие методов обучения;

    — наличие систематического текущего индивидуального контроля.

    Основные звенья /этапы/ урока:

    Организационный момент, характеризующий внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к уроку.

    Проверка знаний и умений, обучающихся для подготовки к новой теме.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка цели занятия перед обучающимися.

    Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

    Первичная проверка понимания.

    Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

    Творческое применение ранее усвоенных знаний и умений путем решения проблемных задач.

    Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний.

    Домашнее задание к следующему уроку.

    Подведение итогов урока.

    Многообразие структур урока развивающего типа обучения

    Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

    Структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в общей системе уроков по теме программы. Помимо указанных факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работа преподавателя и конкретные условия работы в данном классе.

    Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Задача этого этапа – установить оптимальные методы, приемы и средства обучения для каждого этапа урока, характер познавательной деятельности обучающихся (репродуктивная или поисковая), отобрать и подготовить дидактический материал, наглядные, технические и другие средства обучения.

    СтруктураУрока изучения нового материала:

    — первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности обучающихся;

    — указание на то, что обучающиеся должны запомнить;

    — мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

    — сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

    — первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

    — контроль результатов первичного запоминания;

    — регулярное систематизирующее повторение материала через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

    — внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

    — частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

    СтруктураУрока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

    — сообщение обучающимся цели предстоящей работы;

    — воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

    — выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений;

    — проверка выполненных работ;

    — обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

    — задание на дом (если это необходимо).

    СтруктураУрока формирования умений и навыков:

    — постановка цели урока;

    — повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

    — проведение проверочных упражнений;

    — ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

    — упражнения на их освоение;

    — упражнение на их закрепление;

    — тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

    — упражнения на перенос в сходную ситуацию;

    — упражнения творческого характера;

    — организация начала урока;

    — постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

    — проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

    — подведение итого повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

    СтруктураУрока проверки знаний:

    — организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Обучающиеся не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

    — постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы обучающиеся обязательно сами проверили работы;

    — изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

    — подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы обучающихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

    — определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    СтруктураУрока применения знаний, умений и навыков:

    — организация начала урока (психологический настрой учащихся);

    — сообщение темы урока и его задач;

    — изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

    — формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;

    — упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

    — творческое применение знаний и умений;

    — упражнения по обработке навыков;

    — итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

    — вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

    — выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщённо-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

    — проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

    — формулирование выводов по изученному материалу;

    — оценка результатов урока;

    — задание на дом (не всегда).

    Структуракомбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

    организация начала урока;

    — проверка домашнего задания, постановка цели урока;

    — подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

    — изучение нового материала, в том числе и объяснение;

    — закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;

    — обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

    — подведение итогов и результатов урока;

    — подготовка (предварительная работа), необходимая учащимися для изучения новой темы (не всегда).

    Требования к уроку

    Дидактические требования к современному уроку:

    — чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

    — определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

    — прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    — выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;

    — реализация на уроке всех дидактических принципов;

    — создание условий для успешного обучения учащихся.

    2. Гигиенические требования к уроку:

    — физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

    — предупреждение утомления и переутомления;

    — чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

    — своевременное и качественное проведение физкультминуток;

    — соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;

    — соответствие классной мебели росту обучающегося.

    3. Требования к технике проведения урока:

    — урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

    — темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся – завершёнными;

    — необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

    — должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

    — по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

    — учитель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.

    Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

    Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая, в свою очередь, зависит от их подготовки к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

    Учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. Не устанавливается единая и обязательная для всех форма тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей работы каждого учителя.

    Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. План урока(рабочий план урока) необходим для каждого учителя, независимо от его эрудиции и опыта работы, поскольку в процессе составления плана учитель осуществляет прогнозирование будущего урока, готовит как бы его сценарий.

    Не регламентируется объем плана урока, равно как и его содержание и структура. Начинающие учителя обычно составляют планы-конспекты уроков, опытные – ограничиваются подготовкой кратких и сжатых планов. И все же наличие подробного плана урока свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока.

    Итак, этапы планирования урока:

    — разработка системы уроков по теме или разделу;

    — определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

    — отбор оптимального содержания материала, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка;

    — выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке;

    — разработка структуры, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём;

    — нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся;

    — планирование всех действий учителя и обучающихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

    — подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

    — проверка оборудования и технических средств обучения;

    — планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

    — предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы обучающихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности;

    — определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний;

    — составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими методами с учётом уровней их сформированности, планирование проверки умений обучающихся;

    — определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом;

    — продумывание форм подведения итогов урока;

    — планирование внеклассной работы по данной теме;

    — запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

    Основная задача преподавателя – приблизить все уроки к уровню открытых, отличающихся стройным структурным построением, умелым сочетанием и подбором методов, приемов, средств и форм обучения

    29 апреля 2020 года

    VI зональный фестиваль-конкурс
    «Соловушка»

    -> Приказ
    -> Положение БЕЗОПАСНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ! Конституция Российской Федерации

    [Глава 2] [Статья 43]

    1. Каждый имеет право на образование.

    2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

    4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

    5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    Современный урок в начальной школе

    Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

    В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.

    Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

    Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет [13]. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 – 19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика» [6]. Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков [5]. И.Ф. Гербарт (1776 — 1841) разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствии с законами психической деятельности ребёнка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса [5]. А. Дистервег (1790-1866) разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся [4].

    В 50-60-е годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

    Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М.И. Махмутовым и представлено в монографии «Современный урок» (1985 г.) [11].

    Исследованием понятия «урок», описанием его элементов можно найти в работах следующих авторов: Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, Ю.Б. Зотов и др. Более многочисленная группа педагогов пишет только об отдельных элементах урока и его теории. Учитель получает частичные сведения об уроке (о требованиях к уроку, о структуре урока, о его анализе и т. д.). Таковы, например, работы Н.Г. Дайри, Ю.А. Конаржевского, М.Н. Скаткина, Н.А. Сорокина, Н.Е. Щурковой, Н.М. Яковлева и других авторов.

    В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [16].

    Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ [9].

    Щуркова Н.Е. даёт такое определание: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится [18].

    Выделяет три постулата современного урока:

    1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
    2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
    3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

    К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:

    Требования к структуре говорят о необходимости:

    1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
    2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
    3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
    4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
    5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
    6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
    7. Найти оптимальное место домашнему заданию.
    8. Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

      1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
      2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
      3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
      4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
      5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
      6. Требования к содержанию урока и процессу учения:

        1. Урок должен быть воспитывающим;
        2. Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
        3. На уроке следует воспитывать любовь к природе;
        4. Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
        5. В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
        6. Требования к технике проведения урока [3]:

          1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
          2. Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
          3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
          4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
          5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
          6. Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
          7. Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена [17].

            Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Пидкасистый П.И. считает, что цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи [13].

            Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов [14]. Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

            От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике [14].

            До 50-х годов урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой, основывающейся на классической четырехзвенной структуре. Так, урок изучения нового материала состоял из следующих этапов: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, подведение итогов урока и задание на дом. В 50-х годах начинает зарождаться (и в дальнейшем получает свое развитие) тенденция за ликвидацию регламентации последовательности этапов и границ между ними. Появляется и еще одно нововведение – развиваются идеи свободного конструирования учебных занятий [14].

            Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

            Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно – воспитательном процессе применяются новые методы обучения:

            • По виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия;практические методы обучения);
            • По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы);
            • По степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учитель (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познава-тельной деятельностью учащихся с помощью источников информации);
            • По основновным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности);
            • По логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения; дедуктивные методы обучения) [17].
            • Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.

              Ксензова Г.Ю. предлагает характеристику основных компонентов деятельности учителя-«профессионала»[10].

              Организация внутренне мотивированной учебной деятельности учителем-«профессионалом»

    Компоненты деятельности

    Установки и действия педагога

    Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

    III. Гигиенические требования к уроку:

    физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

    предупреждение утомления и переутомления;

    чередование видов деятельности;

    соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

    соответствие классной мебели росту школьника.

    IV. Требования к технике проведения урока:

    урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;

    темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

    необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;

    доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда;

    оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

    обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

    учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника 18 .

    § 6. Многообразие форм организации обучения

    ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО

    Практикумы и семинары. Одной из форм организации обучения, дополняющей урок, является практикум. Практикумы проводятся с учащимися старших классов и представляют собой лабораторные или практические занятия, в ходе которых школьники выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. Практикумы проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках. По сравнению с обычными лабораторными работами и практическими занятиями, они характеризуются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению заданий.

    Семинары проводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Использование этой формы организации обучения позволяет провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьников к участию в общественной жизни и продолжению образования.

    В соответствии с принятым планом устанавливается программа подготовки к семинару каждого учащегося и класса в целом, распределяются задания, рекомендуется для изучения литература (обязательная для всех). Темы сообщений, рефератов и докладов учащихся на семинаре ставятся преимущественно в проблемной форме. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.

    Семинарское занятие начинается обычно с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного семинара, выдвигаются проблемы для обсуждения. Семинарские занятия рассчитаны на проявление школьниками высокой активности и самостоятельности, которые обеспечиваются тщательной их подготовкой и хорошо продуманным проведением. Иногда бывает целесообразно предварительно не распределять темы рефератов, сообщений или докладов, поручая готовиться каждому ученику по всему плану проведения семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову преподавателя. Такая методика подготовки к семинару оправдывает себя в тех случаях, когда в плане его нет особенно сложных вопросов, требующих более глубокого изучения отдельными учащимися. Иногда, кроме основных докладчиков, готовятся и их оппоненты, участие которых в обсуждении вопросов активизирует проведение семинара. В процессе занятия необходимо вызывать дискуссию, не обходя острые и злободневные проблемы. В конце занятия учитель подводит его итоги, по возможности связывая их с конкретными задачами обучения.

    Факультативы и их организация. Учебные предметы, изучаемые учащимися по выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, называют факультативами. В учебный план общеобразовательной средней школы включены факультативные занятия, представляющие собой одну из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанную на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.

    Факультативные занятия проводятся по специальным программам, рассчитанным на соблюдение преемственности между обязательными и факультативными курсами, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. При определении перечня факультативов школа исходит не только из личных желаний учащихся, но и из возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

    Учебные экскурсии. Учебные экскурсии ? это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета.

    Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные и сельскохозяйственные предприятия (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение комплексных экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.

    Дополнительные занятия с учащимися. Чтобы оказать помощь школьникам в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания, проводят дополнительные занятия. Эта форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении каких-либо отраслей научного знания, техники или искусства (в тех случаях, когда эту задачу не удается решить с помощью факультативов). Дополнительные занятия проводятся учителями в школе во внеучебное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, проводиться как консультации или самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством и с помощью учителя.

    Консультации учителя бывают текущими, тематическими и обобщающими (например, при подготовке к экзаменам или зачетам)

    Дополнительные занятия с отстающими учащимися организуются по мере необходимости. Установив на уроках пробелы в знаниях у отдельных учеников, учитель выясняет причины этих пробелов и на дополнительных занятиях принимает меры к их устранению. Дополнительные занятия позволяют полнее учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышают уверенность их в своих силах и интерес к изучению предмета

    Для удовлетворения потребностей учащихся в более основательном изучении отдельных предметов или разделов программы учитель проводит с ними индивидуальные занятия, дает им задания повышенной трудности и рекомендации по изучению дополнительной литературы.

    Домашняя учебная работа. Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.

    Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают возможность домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело.

    Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.

    Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.).

    Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов).

    Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на, уроке. Заключается она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом.

    На уроках, используются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться отчетливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задание в домашних условиях.

    Объем домашних заданий определяется в соответствии с предельными нормами времени, записанными в Уставе средней общеобразовательной школы. Общий объем домашних заданий учащимся на каждый день требует координации, так как учителя нередко дают задания по своему предмету, не согласовывая их объем с другими учителями, работающими в данном классе. Такую координацию должен осуществлять классный руководитель, чтобы не допускать перегрузки школьников домашними заданиями.

    Помощь родителей заключается в том, чтобы создать необходимые условия (ученик должен иметь дома рабочее место, удовлетворяющее установленным гигиеническим требованиям, и нужные пособия), приучить школьников выполнять задание по предмету, как правило, в день его получения, а не накануне срока выполнения, соблюдать основные правила: выполнять сначала более сложные задания (теоретические и письменные), осуществлять систематический самоконтроль, делать перерывы через каждые 30?40 минут или после выполнения задания по предмету (если оно потребовало меньшей затраты времени) 19 .

    КРАЕВСКИЙ В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.

    ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

    Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя — предметники.

    Содержание занятий в кружках включает:

    углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса;

    знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей, с новейшими достижениями науки и техники;

    проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям;

    организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

    На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т. п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

    Олимпиады и конкурсы. Эти формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школьного уровня могут проводиться по любым предметам. Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным и республиканским. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет. Кроме олимпиад и конкурсов организуются выставки детского технического творчества, для которых отбираются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении открывать и развивать таланты.

    Конференции. Школьная учебная конференция приближает учащихся к научным формам деятельности. Учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению.

    Конференция проводится в рамках отдельного класса и учебного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разновидностью конференций является симпозиум, на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями по данной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно.

    Конференции более эффективны, чем традиционное повторение и закрепление материала на уроках, поскольку при умелой организации участие в них дает ученикам возможность сопоставлять различные точки зрения и в свободной дискуссии отстаивать свою позицию. Школьная учебная конференция применяется в основном в старших классах.

    Консультации. Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых – помощь ученикам в освоении отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета. Во время консультаций ученики задают вопросы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения педагога или приглашенных специалистов.

    Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем.

    Консультации могут стать поводом для проведения специальных занятий, посвященных выявленным проблемам или потребностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выявленные пробелы, создавать основу успешности дальнейшего обучения.

    Экзамен. Цель данной формы обучения – систематизация, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответственность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, повторение и обобщение образовательных результатов.

    К формам проведения экзамена относятся: ответы на экзаменационные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников. В последнее время распространен Единый государственный экзамен, в ходе которого в тестовой форме проверяется базовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ. Он может выступать одновременно вступительным экзаменом в вузы.

    Подготовительной к экзамену формой обучения являются зачеты. Соревновательные и творческие формы экзаменов привлекают ребят возможностью попробовать свои силы. Особенно это относится к учащимся старших классов. Для младших школьников экзамены проводятся в игровой, занимательной форме.

    Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях необычной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств школьников 20 .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *