Пособие тренер футбол

Теория и методика подготовки юных футболистов Текст

Лапшин Олег Борисович – Заслуженный работник физической культуры России. Заслуженный тренер РСФСР. Инструктор ФИФА. Старший инструктор методист СДЮШОР «Смена» (Москва)

Методическое пособие, подготовленное известным специалистом в области юношеского футбола О.Б. Лапшиным, безусловно, является важным вкладом в данную сферу и рекомендуется к печати для дальнейшего использования в практике.

В данном пособии охватываются основные этапы обучения и тренировки юных футболистов, раскрываются принципы данного процесса, приводятся примерные упражнения по разным разделам подготовки, а также рекомендуется технология планирования работы с игроками разных возрастных групп. Полезным являются разделы, раскрывающие современные тенденции подготовки юных футболистов в одной из ведущих футбольных стран Европы – Испании, а также педагогические аспекты деятельности тренера, работающего с молодыми игроками, тесты и контрольные испытания.

Основанная на богатом личном опыте автора, включающая требования ФИФА и РФС по подготовке квалифицированного резерва, данное пособие необходимо использовать в практической деятельности тренерского состава ДЮСШ, СДЮШОР и УОР, а также групп подготовки молодых игроков спортивных клубов.

заслуженный тренер РФ,

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры теории и методики МГАФК

I.Введение. Юношеский футбол сегодня

Актуальность данного вопроса, подготовка юношей к большому футболу, сегодня как никогда остра.

Подготовка мальчиков и девочек, которые пришли в футбольную школу в 6–7 лет, требует от тренера больших знаний, умений и педагогического опыта.

Тренер должен выстроить целую систему тренировочного и педагогического процесса так, чтобы мальчику или девочке впервые пришедшим на стадион или в спортзал было интересно приходить ежедневно.

Начальный этап подготовки юного дарования самый сложный. Мало, мальчика или девочку, научить техническому приёму, надо ещё из тех, кто приходит, отбирать более быстрых, координированных, ловких и сообразительных.

Педагогический процесс подготовки игрока составляет целый комплекс знаний, который даёт возможность достижения высоких результатов посредством овладения техническим мастерством, планомерного развития физических и индивидуальных, а также морально волевых качеств. Учить, обучать, тренировать, воспитывать – это неразрывные звенья одной цепи.

Итак, начальный этап подготовки требует внимательного отношения к вашему ученику, который к Вам пришёл. Для тренера очень важно – определить и понять принципы эффективного общения с игроком на уровне группы или индивидуально, а также специфику контактов с родителями.

Тренер – пример для подражания.

Тренер должен быть последовательным во взаимоотношениях с игроками, он должен объяснить вклад каждого игрока в успехе команды. И ко всем игрокам относиться как к личностям.

Обучение техническим элементам (приёмам), как правило, начинают с простого ведения мяча, в сочетании с элементам других видов (лёгкая атлетика – бег, прыжки, гимнастика – растяжки, приседания, отжимания и др., баскетбол – ловля, передачи мяча руками и т. д.). Начиная обучать ведению мяча, тренер должен знать и добиваться того, чтобы его ученик поднимал голову, отрывал глаза от мяча. Природный инстинкт, который с самого рождения закрепился у ребёнка, когда «Мама говорила: «смотри под ноги, чтобы не упасть». Мы, тренеры должны разрушить этот природный навык, постоянно, давая такие упражнения, чтобы ученик смотрел вперёд и по сторонам, контролируя мяч или не глядя на него или, успевая смотреть на мяч и выполнять следующее действия или приём.

Первое упражнение – ведение мяча по прямой удобной ногой серединой подъёма или носком на расстояние 5-10 метров, остановить мяч подошвой и катнуть мяч назад, развернуться, продолжить ведение другой, неудобной ногой. После первого прохождения ведения, сделать остановку, поправить или исправить, увиденные ошибки, показав правильное ведение мяча.

Когда ученики освоят технический приём, его надо закрепить, проведя соревнование:

1 – кто будет лучшим, вторым, третьим…

2 – какая команда будет первой, второй, третьей.

Затем мы переходим к изучению следующего технического приёма.

Второе упражнение – как научится держать мяч в воздухе (жонглируя), не давая ему дотронуться земли (опустится на землю). Начинающие пробуют, после показа тренера. Кто-то сделает 1 раз, другой 1–2 раза. Остановите, покажите ещё раз, дайте попробовать ещё, ещё и ещё. Дайте команду – мяч взять в руки, затем опустив мяч (бросить) на землю и после отскока от земли подбить мяч удобной ногой, поймать его руками. Дать команду сделать это же упражнение другой ногой. Затем дать задание выполнить это упражнение поочередно той и другой ногой.

По окончании урока (тренировки) дать задание на дом по этому упражнению, и на следующей тренировке проверить, как они справились с домашним заданием.

Третье упражнение – от ведения мяча по прямой, переходим к ведению мяча по диагонали, при этом расстояние между стойками должно быть 3–4 метра:

Ведение мяча правой ногой внутренней стороной стопы, касаясь три раза, остановка мяча левой ногой внутренней стороной стопы, продолжить ведение, касаясь три раза внутренней стороной стопы, остановка правой ногой, продолжить ведение этим способом по диагонали.

Четвёртое упражнение – ведение по диагонали, но внешней стороной стопы.

Если вы замечаете ошибки при выполнении упражнения, останавливаете, показываете правильное выполнение, даёте задание продолжить с учётом замечаний.

Постепенно переходим к упражнениям по обучению передачам мяча внутренней стороной стопы и ударам внутренней частью подъёма. Когда мы начинаем обучать ударам (передачам), должны обратить внимание, как второй партнёр должен принимать (останавливать) мяч.

Эти технические приёмы выполняются, когда мяч будет на земле или катиться по земле.

Очень важно знать: как подойти к мячу?

Где поставить опорную ногу?

Какое движение должна сделать бьющая нога?

Куда она должна быть направлена после удара?

Приёмы ведения мяча, которые необходимо освоить в течение всего учебного процесса:

ведение – носком, серединой подъёма, внешней и внутренней стороной стопы, подошвой.

Виды ударов ногам, которыми надо овладеть:

– носком, внутренней стороной стопы, внутренней частью подъёма, серединой подъема, внешней и внутренней частью подъема, коленом, пяткой.

Раз, мы начали осваивать удары, значит необходимо осваивать остановки мяча.

Сначала, все упражнения по ударам и остановкам выполняются по земле, затем переходим к передачам по воздуху и остановкам мяча после передач.

Остановки мяча под подошву, на носок на бедро, на грудь, головой, внутренней и внешней стороной стопы.

Освоив технические приёмы в ведениях, остановках, ударах, переходим к изучению

обманных движений (финтов).

Самым первым и простым в обучении является финт корпусом. Ребята уже научились ведениям, передачам и мы приступаем к изучению финта.

Начинаем с ведения мяча внутренней стороной стопы правой ноги, касаясь 3–4 раза, затем, как бы оступаясь на левую ногу, корпус и вес тела смещается влево, а затем резким движением изменяем положение тела вправо и забираем мяч внешней стороной стопы правой ноги убегаем вправо.

Тоже упражнение повторяем в противоположную сторону.

Сначала этот технический приём выполняются на месте, затем отступив один шаг от мяча, по команде, раз – делаем шаг – выпад влево, два – забираем мяч внешней стороной стопы, убегаем вправо. Потом, повторяем после ведения мяча по диагонали. Когда освоили приём, напоминаем ребятам, чтобы голову держали прямо.

Затем усложняем упражнение, когда два партнера двигаются одновременно на встречу друг к другу и за 2–3 метра показывают финт влево и уходят вправо.

Освоив этот финт, переходим ко второму, построенному на базе первого:

Сначала повторяем первый финт на месте влево, затем правой ногой делаем движение влево, закрываем мяч, ставим ногу на землю, смещаем корпус вправо, забираем мяч внешней стороной стопы левой ноги и убегаем влево.

Освоив правильное выполнение на месте, повторяем, отойдя один шаг от мяча.

Затем выполняем этот финт после ведения по диагонали.

Усложняем выполнение финта, двигаясь друг к другу на встречу.

Предлагаем применить изученные финты в игре.

Таким образом, игрок, овладев определенным арсеналом навыков должен продолжить совершенствовать их в игре. Например, игра 1 против 1 в течение одной минуты, здесь есть маневр и выбор позиции, и отбор мяча, и обводка, где выявляются те качества, которые хорошо освоились и те, которые ещё не освоены. Над чем надо работать. Повторив несколько таких упражнений, сделав замечания по ошибкам каждому игроку, переходим к упражнениям в играх 2 против 2, 3 против 3 и т. д.

При обучении ударов, тренер должен ставить перед учеником новые задачи, таким образом:

первую неделю – удар определенным способом в определенную часть ворот,

вторую неделю – удар из разных точек, поражать одну и ту же точку ворот,

третью неделю – удар с одного и того же места, посылать мяч поочередно в две точки ворот.

На четвертой неделе – ударом из двух точек попадать поочередно в каждую зону ворот.

В дальнейшем повторяем различные виды ударов по катящему мячу (от партнера, к партнеру, справа и слева, с отскока о землю, с воздуха) правой и левой ногой.

Чтобы побудить воспитанников освоить и закрепить навыки различных ударов, предлагаю каждую неделю производить удары:

Первую – удар внутренней частью подъёма

Вторую – удар серединой подъёма

Третью – удар внешней частью подъёма

Четвёртую – резаный удар внутренней стороной подъёма

Пятую – резаный удар внешней стороной подъёма.

Затем закрепляем технику ударов и усложняем условия исполнения, время исполнения, выполнения ударов после различных видов технической подготовки (ведения, остановок, обработки, финтов, передач). Тренер требует от учеников, чтобы они выбирали способ удара, который необходимо выполнить в данный момент в сложившейся ситуации.

Выполняя технические приемы в связках надо ставить задачу по сокращению пауз между обработкой, остановкой, финта, передачи.

Например – остановка мяча ногой – удар, или пауза перед ударом

– остановка мяча грудью – удар,

– остановка мяча головой – удар, при этом ребята должны, как можно быстрее поразить ворота.

Тренировка данных упражнений должна быть приближена к игре. И ещё очень важно, чтобы удары выполнялись точно и с необходимой силой как правой, так и левой ногами. Те ребята, кто слабо или плохо выполняют удары, должны получать задания на дом.

По мере освоения технических приёмов, переходим к изучению взаимодействия футболистов своей команды, то есть начинаем изучать азы тактики. Учим, как лучше сыграть в данный момент, отдать пас в ноги по земле или по воздуху, сделать паузу, финт, сыграть с партнером, или убежать, забить гол.

Но прежде, чем перейти к тактике мы должны сформировать команду, расставив своих учеников так, чтобы они могли выполнять поставленные задачи перед командой. Кто будет защищать ворота, кто будет играть в защите, кто будет полузащитниками, кто будет атаковать.

В процессе тренировок, где осваиваются технические навыки и приёмы, уже выявляются способные, координированные, быстрые ученики.

При игре в обороне, надо учить не только отобрать мяч у противника, но и отдать точный пас партнеру. Выбежит, к примеру, защитник из-за спины нападающего, перехватит передачу и должен будет мгновенно сориентироваться в обстановке. Каким путём выгоднее начать контратаку? То ли самому пойти вперёд, то ли коротко сыграть с партнером, то ли длинным пасом направить мяч за спину соперника, куда должен первым поспеть нападающий партнер.

Ещё очень важно – это дисциплина, строгое выполнение указаний тренера.

Защитник сегодня должен быть таким же быстрым, как и нападающий, умеющий хорошо играть головой, предугадывать маневр противника (читать игру), обладать хорошим ударом, уметь отбирать мяч.

Линия полузащиты комплектуется прежде всего из работоспособных футболистов, хорошо ориентирующихся на поле в разных ситуациях и способных выдать пас партнеру для завершающего удара или для продолжения атаки. Умение организовать игру- ценное качество, поэтому полузащитники должны быть дирижёрами.

Нападающие должны быть быстрыми, агрессивными, умеющие обыграть противника, быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, исполнять (забивать) мяч и тем способом, которым позволяет обстановка.

С детства, играя на определенном месте, футболист постепенно постигает все тонкости борьбы, характерные для его игрового амплуа, становится опытным, надежным форвардом, полузащитником, защитником, вратарем.

Тренеры стараются найти такое амплуа игроку, где он любит играть, когда раскрывает свои лучшие индивидуальными качества.

Творчество тренера вместе с энтузиазмом, старанием, дисциплиной и исполнением игрока, во всем тренировочном процессе, дает результат. Работая в ФШМ-Москва, с ребятами разных возрастов, я добивался результата. Так с Игорем Колывановым и Александром Смирновым мы отрабатывали постановку ударов, с Евгением Сидоровым больше уделяли времени отработке обманных движений. С Александром Дозморовым отрабатывали взятие ворот после обыгрыша защитника, а с Игорем Терениным и братьями Мишей и Васей Каратаевыми работали над проникающим пасом.

В команде юношей 1955 года рождения, я переставил Сергея Петренко из линии нападения в линию полузащиты, а Виктора Круглова переставил из центрального защитника в правого крайнего. Все, выше перечисленные, стали игроками команд мастеров, старались, добивались новых успехов, попадая в составы сборных команд.

Некоторые из них стали чемпионами Европы.

II.Основные этапы и принципы тренировочного процесса

Подготовка юных футболистов будет полноценной, когда обучение проходят, как ученики, так и их учителя – тренеры

развитие и обучение молодых игроков

Обучение тренеров: современное состояние

Невозможно представить, как можно реализовать программу, нацеленную на юных игроков, если в ней не сделан упор на образование и тренировки. Это означает, очевидно, что квалифицированные тренеры также необходимы.

Несмотря на тот факт, что у нескольких тысяч тренеров была возможность получить инструкции и улучшить свои навыки на курсах ФИФА в последние годы, мы понимаем, что тренерская наука с ее упором на физические, педагогические и психологические аспекты постоянно развивается и прокладывает новые пути. Более того, принимая во внимание современную эволюцию игры и постоянно возрастающие потребности игроков, необходимо, чтобы современные тренеры и инструкторы – истинные архитекторы индивидуальной и коллективной подготовки игроков – были лучше «вооружены» в столкновениях со всеми требованиями своей работы. Для достижения этой цели мы намерены предоставить им эту техническую программу.

Эта программа была методически разработана и основана на хорошо устоявшемся, прогрессивном подходе, который нацелен на подготовку юных футболистов. Тем не менее, он также подходит для использования тренерами команд высшего уровня. Программа может использоваться для игроков как женского, так и мужского пола.

Задачи подготовки юных футболистов определяются многолетней эффективной методикой, возрастной диапазон сегодня простирается с 6 до 17–18 и даже 19–21 года. Каждый этап, которые я бы разделил на несколько: 6–9 лет, 10–12 лет, 12–15 лет, 15–17, 16–19. или даже 19–21 год, требует учета методических положений и выполнения задач, средств и методов при подготовке юных и квалифицированных игроков.

ФИФА рекомендует следующие этапы

ФИФА предлагает непрерывность обучения, в тренировках и развитии юных футболистов

Приведенные для различных стадий обучения возрастные рамки являются лишь примерными. Они должны варьироваться в зависимости от развития юного игрока и уровня его игры.

• Стадии обучения и, в особенности, начального обучения являются решающими. Поэтому основной акцент и цели тренировок, которые мы более подробно опишем в последующих главах, сконцентрированы в основном на этих двух уровнях.

• Стадия 1 Начальный этап подготовки 8-12 лет, где закладывается основы тренировочного процесса. Общая подготовка: знакомство с мячом и футболом через игру и развитие основных психомоторных навыков с мячом и без него – фундаментальные элементы образовательного процесса.

Выделяем возраст 10–12 лет, в котором продолжается обучение и развитие вышеперечисленных принципов. Это генеральный период игрока будущего, который ФИФА называет золотым годом обучения. Этот период называют экстенсивной фазой развития, в котором продолжается укрепление психической устойчивости, фундамента заученных элементов футбола. Особо обратить внимание на развитие координации, скорости, индивидуального технического мастерства. Этом периоде рекомендуется применять длительный интервальный метод тренировки.

В этом возрасте закладывается понятие игры в атаке и обороне.

• Стадия 2 Этап углубленного обучения 12–15 лет – в котором формируется игрок будущего.

• Стадия 3 Этап спортивного совершенствования, где индивидуальные и коллективные действия футболиста доводятся до автоматизма.

• Стадия 4 Основная подготовка: относится к игрокам от 19 до 21 года, которые хотя и не завершили полностью свое обучение и развитие, особенно развитие психических и ментальных качеств, уже приглашаются играть за первую команду своего клуба. В отношении этой важной стадии мы высказываемся в пользу особенной, индивидуально подобранной программы, которая гарантирует, что различные связанные с качеством исполнения способности, над которыми эти игроки не могут работать с первой командой или с профессионалами, все еще будут развиваться.

Все приводимые на следующих страницах рекомендации и информация имеют ценность только в сопровождении квалифицированной тренерской деятельности и должной их адаптации под игроков, команду и цели тренировки.

Наиболее благоприятные возрастные периоды развития в подготовке футболистов

И – интенсивное развитие. В – наиболее высокие темпы развития. Ц – целенаправленное развитие. П- развивается плохо. С – снижение показателя О – основной период.

Ключевые компоненты, которые определяют выступление юных футболистов

Начальный этап обучения

Детский футбол. Возраст 6—12 лет

• Возраст раннего детства – детства

• Возраст приобретения и заучивания жестов

• Возраст раскрытия и копирования других

• Навыки психомоторной координации

• Технический инстинкт и раскрытие жестов

• Индивидуальный контроль мяча

• Тактическая осведомленность (индивидуальная)

• Усвоение понятий атака и защита

• Ментальные отношения, приобретенные через опыт

Координация – Базовые моторные функции

Игра – Упражнения с мячом – Игра

Тренировка для формирования игрока будущего

Средний возраст 12–15 лет

Этап полового созревания

Полный контроль жестов тела и их элементарных разновидностей

Сложный период в ментальном плане

Тренировка базовых технических навыков

Индивидуальный контроль мяча «под давлением

Осознание индивидуальности и командная тактическая осведомленность

Тактическое поведение защиты и атаки

Ответственность в игре

Приобретение базовых ментальных отношений посредством опыта и через особые формы тренировки.

Координация – Базовая выносливость – Укрепление мышц – Скорость

Коллективная и специальная (индивидуальная) тренировка

Игровая практика (матчи) – Комбинированные технические и технико-тактические упражнения – Игра

Тренировка на результат

Тренировочный уровень/уровень развития

возраст 15–18/19 лет

Стабилизация/доведение навыков до автоматизма

• Этап юношества, рост заканчивается

• Особая атлетическая и физическая тренировка/развитие

• Возраст окончательного выбора; развитие в сторону статуса молодого взрослого; период «правды»

• Техническая работа по позициям и в команде «под давлением»

• Сложные технические/тактические навыки «под давлением»

• Индивидуальная техника с мячом; хороший тюнинг, точность (особые тренировочные занятия)

• Осведомленность о тактике команды

• Тактическое поведение атаки и защиты как часть игрового плана (организационная и игровая система)

• Особое тактическое поведение

Ментальные отношения, связанные с выступлением, развитые специальной тренировкой и другими техниками

Энергия-сила – Скорость – Особая выносливость

• Коллективная (командная) тренировка

• Соотношение тренировки с индивидуальными потребностями

Игровая практика (матчи) – Технико-тактические упражнения – Реальные матчи

Методическое пособие для тренеров детско-юношеских спортивных школ по технико-тактической подготовке групп НП по футболу

Владимир Титов
Методическое пособие для тренеров детско-юношеских спортивных школ по технико-тактической подготовке групп НП по футболу

На начальных этапах многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов. В футболе будущего особенно востребованными окажутся игроки, индивидуальное техническое мастерство которых позволит им эффективно контролировать мяч в насыщенных соперниками зонах поля. В первые годы многолетней подготовки нужно сосредоточить внимание на основных технических действиях. Такими, прежде всего, являются: удары, ведения, остановки и передачи мяча. Кроме того, нужно использовать различные упражнения для повышения уровня координации и скоростных качеств детей.

В первую очередь, следует учить детей ведению мяча, затем различным ударам ногами и головой, остановкам мяча, финтам, скоростному дриблингу, отбору мяча. Такая последовательность изучения технических приемов с использованием специальных упражнений дополняется игрой в футбол, в которой все эти приемы выполняются в разнообразных и усложненных условиях. Дети должны начинать играть в футбол малыми составами (2.2, 3.3, 4.4) и на маленьких площадках (от 5.10 м и до 20.40 м). Только в таких играх частота «общения» с мячом у них максимальна, и решать игровые задачи им приходится за счет правильного выполнения игровых приемов.

Продолжительность: 1 час 15 минут.

— Многообразная спортивная активность (15%);

— Многообразные упражнения и игры с мячом (15%);

– Упражнения на технику, учитывающие возраст (20%);

Разминка Координация/Скорость — Заминка

Базовые навыки — Игры

или игры составами

упражнения, по кругу с мячом и движение с мячом, 5х5, другие игры, отдых

группы

Советы и рекомендации тренерам:

Тренировка базовой техники –

– Чередовать упражнения и игры

(матчи) в неполных (сокращенных)

составах и по специальным правилам.

– Стремиться к тому, чтобы все игроки как можно чаще касались мяча и принимали активное участие в игре, проявляли творчество!

– Разъяснять азы тактики!– Показывать личный пример честности, надежности, вежливости!

– В соревнованиях под словом «успех» не понимается: «победить» и «взять очки» любой ценой.

– Турниры в комплексе с конкурсами по технической подготовке, на знание основ правил игры, истории футбола.

– Учить основам тактики.

– Давать детям возможность пробовать себя в разных амплуа.

Для детей игра в футбол — удовольствие и радость!

Познавательное методическое пособие по музыке «Гармошка» Как сделать познавательное методическое пособие по музыке, чтобы он был полезен и педагогу, и детям. Возьмем картон и сложим его как книгу.

Методическое пособие «Что варится в кастрюльке?» Предлагаю Вашему вниманию игровое пособие, сделанное своими руками «Кастрюлька». Для него необходим картон двойной, сшитый в форме кастрюльки.

Методическое пособие «Цветы вокруг нас» Методическое пособие «Цветы вокруг нас» Автор: Сытова Александра Юрьевна Введение. Ознакомление дошкольников с природой является одной.

Методическое пособие «Грамотные матрешки» Описание пособия: Дидактическое пособие «Грамотные матрешки» используется, как демонстрационный материал на занятиях по обучению грамоте,.

Методическое пособие Методическое пособие «Робот Робик в гостях у детей». Актуальность. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для.

Методическое пособие «Пожарный» Цель: Формирование культуры безопасности поведения у детей дошкольного возраста при обращении с огнем, через многообразные виды игровых.

Методическое пособие «Сад и огород» для младшей группы Методическое пособие «Сад и огород» для младшей группы. Подготовила: Мартынова Л. В. Цель:закрепление знаний об овощах и фруктах, местах.

Методическое пособие «Спорт — здоровье» Общеобразовательная организация МКДОУ детский сад «Росинка» г. Макарьев Костромской области Разработали: Ражева Светлана Владимировна воспитатель.

Методическое пособие «Загляни в космос» Описание: лист железа прикреплен к стене. На нем нарисованы млечный путь, солнце, орбиты планет. Нарисованные фигуры (космонавт, ракета,.

Учебно-методическое пособие «Театр теней» Представляю вашему вниманию теневой театр, очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Тень сопровождает нас повсюду.

22 книги, которые стоит прочитать футбольному тренеру

Энциклопедии тренерской деятельности:

Райнер Мартенс — Успешный тренер. 2014 год.

Похожа на книгу Райнера Мартенса, но это не совсем так. Ее советую прочитать первой, а потом Мартенса. В ней личная организованность, управление командой, физподготовка и многое другое.

Прочитал от корки до корки и рекомендую всем, кто хочет стать тренером или им уже является. Однозначно настольная.

Начинал свой тренерский путь именно с этой книги, а потом пошли и другие. Однозначно стоит прочесть. В продаже нет, можно поискать в библиотеках.

Книга не только для новичков в футболе, но и для опытных игроков и тренеров. Раскрываются различные футбольные хитрости.

В. Лях, З. Витковски — Координационная тренировка в футболе. 2010 год.

Эта научное пособие поможет вам в подборе упражнений и нагрузок для тренировки координационных способностей.

Дональд Киркендалл — Анатомия футбола. 2012 год.

Иллюстрированное пособие по развитию силы, выносливости и координации движений. Много упражнений без тяжестей, которые можно выполнять дома, либо в спортзале без тренажеров.

Жан-Люк Чесно, Жерар Дюрз — Футбол. Обучение базовой технике. 2002 год.

Хорст Вайн. Как научиться играть в футбол. 2004 год.

Учебник пятилетней давности, но для тренеров, кто начинает свой путь в мини-футболе вполне может помочь. Здесь описана и техника и тактика игры, характеристики физических качеств и способностей. Организация и проведение мероприятий и соревнований по мини-футболу.

В.П. Губа. Теория и методика мини-футбола. 2016 год.

Книга с приставкой “супер”. Рекомендуется к прочтению. Просто берите и читайте.

Отличное пособие о том, как общаться с детьми, какие методы применять, и что внешняя мотивация это не самый важный инструмент.

Пособия для тренера по футболу

Футбольное пособие для тренеров-волонтеров

Известный британский детский футбольный тренер и волонтер Ричард Пирс поделился с добровольцами Центра «Под флагом доброй воли!» методическими рекомендациями для обучения базовым техническим элементам футбола детей разных возрастных групп. Текст пособия вручили волонтерам перед футбольным мастер-классом, проведенным тренерами Британской школы футбола на стадионе «Спартаковец» 19 апреля.

Это пособие призвано помочь волонтерам в работе по социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, посредством игры в футбол.

Одним из главных принципов спортивной тренировки маленьких детей английский специалист называет веселую и безопасную обстановку во время занятий. Он также обращает внимание, что любой ребенок требует индивидуального подхода, которые позволит максимально раскрыть возможности каждого.

Футбол тренировочные процессы, ТРЕНЕР

2 906 записей к записям сообщества

Друзья!
Официально открываем регистрацию на наш новый турнир

09-10 февраля #огниково
Манеж с искусственным покрытием Показать полностью…

Категория — 2010 г.р. Формат 4+1
Категория — 2008/09 г.р. Формат 4+1
Категория — 2008/09 г.р. Формат 7+1
Категория — 2006/07 г.р. Формат 7+1
#минькарф #минькаджуниор #минькапро

БАРСЕЛОНА
Предлагаем Вашему вниманию статью о системе академии Барселоны.
Задумывались ли вы всерьез, почему одной из сильнейших команд мира на протяжении последних лет остается «Барселона»? И насколько сильно это связано с Показать полностью… развитием детского футбола в клубе?
В этот раз делимся секретами футбольной школы испанской команды.

«ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ».
Давайте зададимся еще одним вопросом: почему и за счет чего в Барселоне выступают 10 (!) ее воспитанников ? Оказывается, все дело даже не деньгах, а в грамотной методике подготовки резерва. Так, они начинают отбирать детей уже с пятилетнего возраста. Группа таких ребятишек называется «чупа-чупс». До конца года детей из всех возрастных групп не отчисляют, как частенько бывает у нас, — мол, бесперспективный. Там это тренерам категорически запрещено.

Ребята должны играть 50% времени, причем на первом плане у них стоит воспитание личности ( с точки зрения человеческих качеств ), на втором — общее образование и только на третьем — футбольное обучение. По словам президента Барселоны Жоана Лапорты, политика клуба в области комплектования команды выглядит следующим образом: в основном составе должно быть не менее 50% своих воспитанников — это считается главной идеей, стратегией клуба, 35% — воспитанники других испанских команд, и только 15% могут составлять легионеры.

С детства им прививается футбол только креативный, атакующий. На это направлено все обучение. До 14 лет никаких тестов, никаких тренеров по физподготовке, никаких усиленных тренажеров. Одни тренеры наблюдают за игрой, другие потихоньку начинают учить элементам тактики.

Однако следует заметить и относиться не просто как отвлеченному понятию, — я бы назвал это геометрией игры, поскольку в основе, если присмотреться, положены треугольники. При любом количестве игроков на поле от 4х4 в пятилетнем возрасте до 11х11 — с 12 лет их учат прежде всего взаимодействию — как располагаться, как открываться по отношению к движущемуся мячу. То есть учат понятиям «открытый мяч», «закрытый мяч», чтобы футболисты понимали, в какую зону их партнер может отдать передачу и куда они должны открыться, дабы этот пас прошел и они получили мяч. Понимание футбола одними игроками должно соответствовать пониманию других.

В отличие от нас, круглогодичный чемпионат они начинают играть только с 12-13 лет, а до этого участвуют в кратковременных турнирах в один-два дня, полными составами, причем игрок может сыграть сначала за одну команду, потом за другую, затем и за третью.

Состав меняется очень часто. По их мнению, в юношеском возрасте ротация состава должна быть обязательной, чтобы все дети, внесенные в заявку на игру, были задействованы на поле. И это проверяется и контролируется спортивным директором и куратором, дабы у мальчишек была игровая практика. Делается это еще и для того, чтобы психологически не было нацеленности на результат. У нас же зачастую в юном возрасте заставляют без замен отыграть весь турнир, шесть матчей подряд, только для того чтобы был достигнут нужный результат. А остальные сидят на скамейке. И в этой ситуации мы уже растим неполноценных ребят, так как, находясь в глубоком запасе, они за год иной раз проводят на поле в сумме минут тридцать.

В Испании же самое главное — воспитание футболиста , а не команды, которая добивается результата, а именно игрока, индивидуальности, личности. На это направленны все тренировочные упражнения. И все они построены на взаимодействии.

Если, например, один игрок заполняет зону, значит, где-то она освобождается, туда должен пойти его партнер и заполнить ее независимо от амплуа. Понятно, что у каждой страны, каждого клуба есть свои тонкости и различия связанные как с историческими, так и культурными традициями. Отражается это и на футболе, в том числе и на селекции. Есть такой чисто футбольный термин — TIPS, где T-техника, I-ум, мышление понимание, P-индивидуальность, S-скорость.

Так вот у испанцев, и они ставят это на первое место при отборе ребят в команды более взрослого уровня, стоит понимание игры. У голландцев — техническое оснащение. В том же Аяксе начиная с 1990-х годов огромное внимание обращали на то, как футболист работает с мячом, на скорость и нацеленность юного игрока на достижение победы. А вот у итальянцев важнейшим аспектом воспитания является четкое выполнение игровой дисциплины, и они плотно начинают заниматься тактикой с 14-15 лет. Это можно заметить наблюдая за тренировками Фиорентины. Очень строгое выполнение тренерских указаний плюс ко всему современный научный подход к тренировочному процессу.

Интересен был доклад директора школы Эмполи Клаудио Мазелли. В качестве главного, основного он выделял скорость выполнения футболистами всех игровых действий. По возрастным категориям эта школа работает следующим образом: с шести и до десяти лет мальчишкам прививается техника и только техника; с десяти до пятнадцати — координация, ловкость, сила; с 16-17 лет — тактика и выносливость; с 17 до 19 лет — специальная функциональная подготовка, характер, и можно сказать идет окончательная шлифовка игрока, его знакомство с миром футбола, психологическим давлением, у игрока формируют первые навыки общение с прессой, рекламой, агентами, со всем тем, что окружает современный футбол.

Простейшее упражнение, которое выполняют в школе Милана, и которое мы рекомендуем внедрить выглядит так. Два игрока из одной команды (А и А1) и один соперник (С). Мяч у игрока А, его партнер А1 должен четко понимать, куда именно он может открыться и в какую зону А может отдать пас одним касанием (обязательное условие задачи). У нас на этом редко акцентрируют внимание, и футболисты подчас открываются туда, куда захотят. Это неправильно. Игрок А1 может и должен открыться только в правую или левую зону, чтобы игрок С не смог перехватить мяч, а для этого нужно двигаться перемещаться без мяча, выполнять ложные движения. (Схема 1). ( Подходит для детей 8-10 лет )

Несколько усложненный вариант этого упражнения. Добавляются по два-три игрока с обеих сторон, но принцип остается прежним:
партнеры игрока А (А1,А2,А3) открываются в разные позиции, а соперники (С1,С2) пытаются их перекрыть. (Схема 2).
( Подходит для детей и подростков 11- 14 лет )

В квадрате два игрока А и его соперник С. За квадратом — четыре партнера игрока А, у которых находится мяч. Каждый из них по очереди делает передачу своему партнеру А, находящемуся в квадрате, а тот должен открыться так, чтобы игрок С не смог перекрыть его. Получив мяч, он должен отыграться с любым игроком А вне квадрата и снова открыться под другого своего партнера. Футболисты, расположившееся за квадратом, не могут отдавать мяч друг другу, а должны делать только ответные передачи партнеру в одно касание, находящемуся в квадрате. Один игрок учится открываться, другой, наоборот, перекрывать соперника. (Схема 3).
( Подходит юношам 14-16 лет )

В следующей возрастной группе упражнение усложняется. В квадраты добавляются еще по одному игроку, противоборство идет двое на двое, а количество футболистов за квадратом остается прежним. Суть задания не меняется. Но один из игроков А будет открываться не только в зависимости от того, куда может отдать мяч футболист, стоящий за квадратом, а и от перемещений своего партнера (второго игрока А), действующего вместе с ним в квадрате. То есть у игрока, владеющим мячом за квадратом уже не один, а два адресата для паса. Отрабатывается взаимодействие игроков в группе, моделируется игровая ситуация на поле. (Схема 4).
( Подходит для юношей 16-17 лет )

Те же принципы заложены и в Барселоне, оставаясь незыблемыми при игре 4х4, 7х7, 9х9, 11х11. Игрок А с мячом, и унего несколько предложений, кому он может отдать пас, потому что один его партнер открылся вправо, другой впево, третий по продольной оси.
Получаются своеобразные треугольники. (Схема 5).
( Подходит для юношей 16-18 лет )

Просматриваются они и на большом поле при игре 11х11. Это и есть геометрия игры современного футбола. Игроки Барсы выполняя изо дня в день эти упражнения, учатся открываться в зависимости от положения игрока, владеющего мячом, места нахождения мяча и открывания своего партнера, учатся освобождаться от опекуна, освобождать зоны и заполнять их.

Может поэтому у Чави. да и других игроков Барсы всегда бывает так много предложений, потому, что футболисты с детства обучены предлагать себя, играть с партнером и на партнера, прекрасно оснащены тактически и технически, помимо наличия у них таланта и индивидуальности. (Схема 6).

Барселона великая команда не потому, что она выиграла 12 из 15 турниров в которых участвовала. Она великая команда потому, что возвращает игру — игре. При всем великолепном мастерстве ее игроков, эта команда играет в футбол, который словно вчера вышел из двора. Держи мяч, обыгрывай один в один, имей свой коронный финт или два, а если кто хочет нас обыграть, то пусть сначала попробует забрать у нас мяч, а мы поиграем в с ним в ,,собачки,, — так между прочим всегда играли у нас мальчишки во дворах, и так играет нынешняя Барселона. ( Подходит для юношей 16-18 лет )

P.S. Рекомендации по возрасту условны — все зависит от подготовленности юных футболистов.
Статья взята с спортивного блога Вахрушева.

#футбол #футбольнаяакадемия #футбольнаяшкола #детскийфутбол #барселона #испания #лалига

Лучшие книги о футболе. Часть 1: научная литература и пособия

Истинные любители футбола, особенно те, которые ценят хорошее спортивное чтиво, наверно, поймут наше желание рассказать о тех книгах, посвящённых лучшей в мире игре, которые произвели на нас наиболее сильное впечатление. FOOTBALLHD.RU представляет серию статей о футбольной литературе разных жанров, мимо которых не должен пройти болельщик. В этот раз поговорим о трудах, в которых рассматривается футбольная теория.

Гавриил Дмитриевич Качалин. «Тактика футбола»

Великий футбольный стратег, светлая голова и один из лучших тренеров в истории отечественного спорта. Заслуженный тренер СССР, который привел сборную к самым значительным победам в ее истории, написал эту книгу, представ перед читателем, как ведущий советский специалист в области футбольной тактики. Что важно, со временем данная книга не потеряла в актуальности, читая ее, погружаешься в тонкости стратегии тактики и лучше понимаешь суть процесса. Для меня лично, многое из того, что я вижу на поле, стало яснее благодаря этому труду великого тренера. Один из главных тезисов Качалина в том, что ведущим элементом игрового процесса и образования в футболе является тактика. Именно тактика предстаёт квинтэссенцией существующих форм и методов борьбы в каждом матче.

«Когда мы говорим, что футбол стал сложнее, умнее, — мы говорим о тактике: о системах, методах и средствах ведения игры, об игровых и стандартных комбинациях, о темпе, об индивидуальных и коллективных действиях», – пишет автор.

М. Д. Товаровский. «Футбол» (1948г.)

В годы, когда была написана эта книга, футбол прочно вошел в жизнь простых людей. Однако это не помешало ее автору писать о таких понятных нынешнему обывателю вещах как вратарская форма, разминка перед матчем, и так далее.

Данный труд будет полезен не только любителям истории и коллекционерам, но и начинающим спортсменам, а также тренерам детских и юношеских команд.

До недавнего времени она лежала на пыльных полках, и лишь пару лет назад ее удалось хотя бы отчасти вернуть в массы.

Лях Витковски. «Координационная тренировка в футболе»

Узкопрофильная книга, адресованная скорее тренерам и методистам. Однако от этого она не может стать менее интересной простым болельщикам и любителям футбола. Ведь истинного гурмана интересует не только происходящее на поле, но и то, как этого достичь.

Представленная книга вбирает в себя многообразие исследований, которые выявили максимально полезные виды тренировок на координацию футболистов.

В эти тренировки входят как повсеместно принятые упражнения, так и оригинальные игры, которые помимо физической тренировки будут направлены и на повышение настроения.

Жан-Люк Чесно, Жерар Дюрэ. «Футбол. Обучение базовой технике»

Книга французских авторов была переведена на русский совсем недавно. Она вбирает в себя методы развития способностей в раннем возрасте. Многие из нас удивляются, почему тот или иной футболист не может отдать пас на пять метров? Ответ зачастую лежит в плоскости детского образования. Именно об этом и идет речь в данной книге.

Отметим, что сей труд будет интересен как тренерам, так и юным футболистам, которым мы эту книгу настоятельно рекомендуем.

Селуянов, Сарсания, Заборова. «Футбол. Проблемы физической и технической подготовки»

Соавтором этого труда является известный футбольный функционер и аналитик Константин Сарсания. В данной монографии приводятся методы планирования физической и технической тренировки спортсменов, которые выведены на основе новейших биологических открытий.

Работа окажется полезной как специалистам в области теории спортподготовки, теории и методики футбола, а также тренерам высшей квалификации.

Клайв Гиффорд. «Футбол. Наглядное пособие по самой популярной игре»

В довольно простой и логичной форме автор этой книги говорит о футболе как о явлении, и пытается логически выявить основы и корни этой игры.

Совершенно не знакомым с футболом людям (а такие тоже найдутся) эта книга станет входом в мир данного вида спорта, а тем, кто учится играть – некоторой подсказкой по правильному поведению на поле.

Эндрю Дженнингс. «Кто убивает FIFA. Странности мирового футбола»

Любителям теорий заговоров и детективного жанра посвящается. Вам, безусловно, понравится форма и методика подачи материала, и мнение автора о тех или иных событиях в мире футбола.

Как политика влияет на футбол, как побеждают и проигрывают сборные?

Кто убивает ФИФА, кто наиболее коррумпированный человек в мире футбола? Об этом – в книге Дженнигса.

Джонатан Уилсон. «Революция на газоне. Книга о футбольных тактиках»

Не игроками одними прекрасен футбол. Ведь результат зависит не только от индивидуальных качеств футболистов, но и от той схемы и расстановки, которую применяет команда. Несомненно, крайне важно то, как используют игроков и свободное пространство на поле.

В этой книге рассматривается много вопросов: от правил определения оффсайда и его связи с футбольной стратегией до спора о том, что первично: результат или красота игры. Данные вопросы вкупе с интереснейшим анализом эволюции стратегии и тактики футбола, а также увлекательные рассказы из футбольного мира вы найдете в это книге.

Борис Плон. «Новая школа в футбольной тренировке»

Автор труда стал первым специалистом, который выявил девять учебных и тренировочных программ, позволяющих руководить подготовкой игроков и команды всех возрастных категорий.

Многие специалисты называют данные программы основой футбольной школы каждого подрастающего игрока.

В тренировочном процессе может быть использовано огромное количество средств и упражнений. Однако из всего этого многообразия форм подготовки футболистов, автор выбрал исключительно игровые упражнения. Именно они, по мнению Плона, способствуют возникновению в футболисте творческой жилки, мышления и способности эффективно взаимодействовать с партнерами.

Дональд Киркендалл. «Анатомия футбола»

Ни для кого не секрет, что одним из слагаемых успеха в современном футболе является «физика». Представленная книга позволит вам углубиться в суть работ, направленных на повышение качества игры за счёт увеличения силы, скорости и ловкости футболистов. Главная идея автора в том, что только увеличение выше перечисленных показателей, а также обучение игроков технике ударов по мячу, позволит добиться максимального результата. В книге приведено 79 упражнений, которые сопровождаются пошаговыми инструкциями и анатомически выверенными цветными иллюстрациями.

Читайте также: Лучшие книги о футболе

Методическое пособие для тренеров детско-юношеских спортивных школ по технико-тактической подготовке групп НП по футболу

Владимир Титов
Методическое пособие для тренеров детско-юношеских спортивных школ по технико-тактической подготовке групп НП по футболу

Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать, что футбол станет более скоростно-силовым. В нем увеличится число игровых эпизодов, в которых футболисты будут принимать мяч в условиях жесткого сопротивления соперника. Уменьшится время на принятие решений. Возрастет эффективность групповых действий в каждом игровом эпизоде и одновременно – эффективность индивидуальной игры в штрафных площадках соперников. Станут намного более трудными действия игроков в начальной фазе атаки, так как повысится число попыток отобрать мяч именно в этой фазе. Скоростная техника будет основным фактором решения игровых задач, особенно задач завершения атаки ударом по воротам. Все это приведет к тому, что повысится значение скоростной техники и специальной физической подготовленности игроков, особенно таких специальных качеств, как быстрота реагирования и принятия решений в условиях дефицита времени, быстрота передвижения по полю, взрывная сила, координация движений. Развивать эти качества и способности нужно с детского и юношеского возраста.

План футбольной тренировки для детей групп НП

— Многообразная спортивная активность (15%);

— Многообразные упражнения и игры с мячом (15%);

Футбольные матчи неполными составами (50%).

Разминка Координация/Скорость — Заминка

Базовые навыки — Игры

Начало Координация/Скорость Базовые навыки Игры неполными Отдых

10-15 минут 10 минут 15-20 минут 20-25 минут 5 минут

Технические Эстафеты, бег Беговые упражнения 2х2, 3х3, 4х4, Индивидуальный

небольшие игры и без, рабочие рабочие группы повторение игры

– Развивать индивидуальные сильные стороны!

прежде всего игровая тренировка!

– Обращать внимание на точное исполнение приемов и при необходимости поправлять!

Для детей игра в футбол — удовольствие и радость!

Познавательное методическое пособие по музыке «Гармошка» Как сделать познавательное методическое пособие по музыке, чтобы он был полезен и педагогу, и детям. Возьмем картон и сложим его как книгу.

Методическое пособие «Что варится в кастрюльке?» Предлагаю Вашему вниманию игровое пособие, сделанное своими руками «Кастрюлька». Для него необходим картон двойной, сшитый в форме кастрюльки.

Методическое пособие «Цветы вокруг нас» Методическое пособие «Цветы вокруг нас» Автор: Сытова Александра Юрьевна Введение. Ознакомление дошкольников с природой является одной.

Методическое пособие «Грамотные матрешки» Описание пособия: Дидактическое пособие «Грамотные матрешки» используется, как демонстрационный материал на занятиях по обучению грамоте,.

Методическое пособие «Пожарный» Цель: Формирование культуры безопасности поведения у детей дошкольного возраста при обращении с огнем, через многообразные виды игровых.

Методическое пособие «Сад и огород» для младшей группы Методическое пособие «Сад и огород» для младшей группы. Подготовила: Мартынова Л. В. Цель:закрепление знаний об овощах и фруктах, местах.

Методическое пособие «Спорт — здоровье» Общеобразовательная организация МКДОУ детский сад «Росинка» г. Макарьев Костромской области Разработали: Ражева Светлана Владимировна воспитатель.

Методическое пособие «Загляни в космос» Описание: лист железа прикреплен к стене. На нем нарисованы млечный путь, солнце, орбиты планет. Нарисованные фигуры (космонавт, ракета,.

Учебно-методическое пособие «Театр теней» Представляю вашему вниманию теневой театр, очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Тень сопровождает нас повсюду.

22 книги, которые стоит прочитать футбольному тренеру

Советы от Алексея Брусенцова, тренера юношеской команды мини-футбольного клуба «Норильский Никель».

Знакомлю вас с подборкой книг о футболе, мини-футболе, которые пригодятся в тренерской деятельности. Автобиографические пока опустил, напишу про них в следующей заметке.

В этой книге вы найдете информацию обо всем, что угодно. О физподготовке, о питании спортсменов, о том, как бороться с наркотиками и другими вредными привычками. О методах, принципах обучения и управления, психологии. В общем, все то, что мжет встретится в работе тренера.

Школа испанского футбола. 2015 год.

Различные упражнения, в том числе и игровые, которые помогут улучшить понимание игры и технических навыков ваших воспитанников. Есть детали. Плюс есть несколько советов для тренеров и молодых игроков.

Дейв Чемберс. Профессия — тренер. Наука и искусство. 2013 год.

Николай Озолин. Настольная книга тренера. Переиздание. 2011 год.

Александр Кочетков. Управление футбольной командой. 2002 год.

Ден Бланк. IQ в футболе. 2016 год.

Методические пособия:

Иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. Рекомендую тренерам старших возрастных групп.

Брет Контрерас — Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощений собственного веса. 2014 г.

Много схематичных упражнений и деталей в обучении футбольной техники. Ее уже не продают, возможно найдете на полках вашей ДЮСШ. У меня она в бумажном варианте. Буду делиться тем, что там есть.

Оригинальная методика воспитания и обучения юных футболистов, основанная на системе так называем “упрощенных игр” с учетом уровня физического и психического развития детей каждой возрастной категории. Однозначно в библиотеку тренера.

Учебники по мини-футболу:

Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа — Мини-футбол (футзал). Учебник. 2012 год.

С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Еременко. Программа по мини-футболу (футзалу). 2008 год.

Примерная программа содержит учебный материал по основным видам подготовки. Сенситивные периоды, примерный план-график на год. Программный материал для практических занятий по технической, тактической и вратарской подготовке. Книжка на которой зиждится вся система мини-футбола в России.

В этом учебном пособии собрано все вышеназванное с несколькими добавлениями тактической подготовки.

В.С. Левин, С.С. Соколов. Мини-футбол (футзал). Тактика игры в атаке и обороне. 2016 год.

Совершенно новое и полезное пособие, которое поможет постичь азы расстановок в футзале, а также узнать несколько комбинций со стандартных положений (ауты, угловые, удары от ворот). Вышла ограниченным тиражом.

С. Андреев, Сирило. Техника дриблинга и финтов в мини-футболе (футзале). 2016 год.

Тоже новое пособие, которое показывает нюансы и технические элементы в отработке мини-футбольных финтов.

Tim Burns. Holistic Futsal. A total mind-body-spirit approach. 2003 год

Книга на английском языке. Часть своих статей я перевел из этой книги, и возможно буду еще переводить.

Vic Hermans/Rainer Engler. Futsal. Technique. Tactics. Training. 2011 год.

Еще одна книга на забугорном. Есть упражнения, которые я тоже переводил для блога. Особенно для начальной подготовки. Постараюсь снова выбрать что-то оттуда.

Книги по психологии:

Дэниел Койл — Код таланта. 2010 год.

Система выявления и развития таланта. Подойдет как для тренеров, так и для родителей. Советую прочитать самой первой из всех.

Эту книгу сейчас тяжело найти. Я успел ее купить. В электронном варианте не видел.

Джона Лерер. Как мы принимаем решения. 2010 год.

В бумажном варианте вряд ли ее можно найти, зато можно скачать. Ссылка.

У. Тимоти Гэллуэй. Теннис. Психология успешной игры. 2010 год.

Книга про психологию. Вы узнаете, как научиться сосредоточению, узнаете что значит “Первое Я” и “Второе Я”.

Марвин Маршалл. Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться. 2014 год.

Подборку автобиографических книг сделаю в следующей части. Если у вас есть интересные книги по психологии, педагогике, методике — делитесь названиями в комментариях.

56 процентов тренеров в России не учились на тренера. Самая недооцененная проблема русского футбола

По официальной статистике.

Пропустим абзац, где я буду пытаться небанально расписать, что у ребенка не будет правильного развития без грамотного тренера. Роль детского тренера первостепенна. Это все понимают. Сразу к проблеме.

Чтобы стать лицензированным тренером в России, достаточно получить низшие категория D или С. На самом деле это необязательно, вас могут допустить к работе с детьми и без лицензий, но об этом чуть позже. Стоимость обучения – 7 и 15 тысяч рублей. Много это или мало, каждый решит сам. Однозначно можно сказать про срок обучения – 5 дней (категория D) и 3 недели (категория С). Это мало. На категорию D возьмут учиться со средним образованием, на С – с любым высшим (профильного не требуется).

– На категорию D обучают в регионах, у нас – сразу на С, – отвечают в приемной московского центра. – У вас есть высшее образование? Да? Тогда можете учиться сразу на С. Подобные центры есть в Ярославле, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже, Омске и Волгограде.

В РФС входит 11 межрегиональных федераций и 81 региональная федерация – они охватывают своей странной сетью всю страну. И при этом существует всего 10 центров обучения и выдачи лицензий тренерам. Эта цифра объясняет, почему с детьми в России половина тренеров работает без лицензии. Кто хочет – тот и работает.

По данным РФС, в России зарегистрировано 11 000 тренеров. Из них 6198 не имеют лицензии – это 56 процентов. Официально. График из Общенациональной стратегии развития футбола в РФ на период до 2030 года:

Тренеры категории D (5 дней) и C (3 недели) не могут считаться высококачественными специалистами, поэтому их в этом графике тоже нужно выделить красным. Если сделать это, то получится, что в России 9947 из 11 000 тренеров не обладают высокой квалификацией. 90,4 процента.

А еще нужно понимать, что далеко не все учтенные РФС тренеры работают. Получили лицензию давно и уже уволились/не смогли трудоустроиться после получения/проходили курсы из интереса и так далее. Если все это учесть, то каким получится процент работающих компетентных тренеров?

– Сравнительные цифры по другим странам показывают, что на сегодняшний день тренеры – самое проблемное направление, достигнуть качественных изменений в котором будет очень непросто и затратно по времени и ресурсам. Количество тренеров в Германии, сертифицированных по B-УЕФА, превышает число российских в 41 раз (21 731 против 528), – выкладка из программы развития футбола в РФ до 2030 года.

Директора и тренеры школ в областях, где нет центров, полагаю, мыслят так: возможности получить лицензию рядом нет, а ехать ради трех недель обучения – нет смысла (и дорого). И так вроде неплохо работается.

– Учился на лицензию С в Москве, – рассказывает выпускник курсов Дмитрий Кортава. – Дают много базы, терминов. Предметы? Анатомия, биомеханика и вроде все. Хорошая вещь, каждый должен пройти эти курсы. Естественно, за три недели из тебя не сделают специалиста, но дают все емко и по делу, советуют правильную литературу, на многое открывают глаза. Преподают в основном молодые ребята, но это даже хорошо, поскольку большинство из них – практики. Они хорошо знают детский футбол изнутри. На выходе сдается экзамен. Тебе дают задачи, которые нужно реализовать в ходе тренировки, а ты составляешь план занятия и защищаешь его перед комиссией. На следующий день – теория. Экзамен далеко не формальный. Примерно 30-40 процентов его не сдают. После обучения трудоустраивать тебя не будут, но, возможно, помогут рекомендацией, если выделишься. Считаю, что это очень полезно.

После получения категории C и года работы в детско-юношеской школе можно получить категорию B, потом A и, наконец, PRO. Мест, где можно выучиться на эти категории в 10 раз меньше, чем на C и D. Такое место одно. Академия тренерского мастерства находится в Москве при РГУФКСМиТ. Это отлично отражает состояние футбола в России.

Четыре года назад РФС пролоббировал в УЕФА разделение категорий B и A. Теперь можно получить соответствующие категории для работы в профессиональном футболе (B-УЕФА, A-УЕФА) и детско-юношеском (B-РФС юношеская, A-РФС элитный детско-юношеский футбол). Для чего это было сделано, непонятно, учитывая, что в Европе такого разделения нет. На этот и другие вопросы отвечает технический директор РФС и генеральный директор академии тренерского мастерства Андрей Лексаков.

– Существует два разделения обучения: профессиональные тренеры в системе УЕФА и тренеры детско-юношеского футбола. Мы получили разрешение от УЕФА на это разделение четыре года назад. Это чисто наше введение, сейчас УЕФА будет идти во всех федерациях по этому пути.

Тренеры с лицензиями профессионального футбола не всегда работают успешно в детско-юношеском. Пожелание, прежде всего, шло от наших академий: «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Краснодар», «Динамо» обратились к нам, чтобы мы создали это направление подготовки.

– Вы считаете этот эксперимент успешным?

– Да, поскольку другие страны начали этот вектор в обучении тренеров, скажем так, не то что использовать, но реализовывать.

«На сайте нет информации о стоимости обучения? Вышлю вам табличку»

– Академия тренерского мастерства находится в структуре РФС. Я правильно понимаю?

– И финансируется на деньги организации?

– Нет, РФС является учредителем, а академия тренерского мастерства финансируется самостоятельно.

– То есть она самоокупаемая? Прибыльная?

– Практически. О прибыльности нельзя говорить, поскольку это процесс обучения.

– Но деньги за обучение берутся.

– Деньги берутся, но они тратятся на обеспечение процесса всем необходимым в соответствии с требованиями. Включены в стоимость стажировки (перелет, гостиница, поля и т. д.), все-все-все тратится на процесс обучения и его совершенствование: методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы…

– На сайте академии нет прейскуранта на обучение. Это секретная информация?

– Нет, она не секретная, просто сейчас она может поменяться. Вы можете ее… По-моему, в открытом доступе она была. Это не секретная информация.

– Однако на сайте ее нет.

– Учтем, но никакого секрета нет. Вышлю вам табличку.

– В стране всего 10 центров. Почему вы не расширяете эту сеть?

– Процесс обучения требует, прежде всего, наличие квалифицированных преподавателей. Во многом это связано именно с неким не то что отсутствием, но нехваткой профессиональных преподавательских кадров. Причем речь не только об области футбола, но и о других смежных науках: физиология, биохимия, биомеханика. Такие преподаватели сосредоточены в университетах, поэтому большинство центров привязано к кафедрам.

– Примеры стран, где в 21 веке футбол встал на ноги – Исландия, Германия, Бельгия – показывают, что там начинали прежде всего с детских тренеров… У нас этот вектор есть?

– Отчасти прослеживается. Четыре года назад мы выделили целое направление подготовки детских тренеров – то, с чего вы начали разговор. Вместе с тем страна очень большая, скажем так, не всегда удается осуществить полноценный контроль над преподавательской деятельностью и тренировочной деятельностью наших специалистов. Не всегда удается. Или в полной мере не удается.

«56 процентов тренеров не имеют лицензии? Страна очень большая»

– Я правильно понимаю, то работать в ДЮСШ может вообще любой, лицензия для этого не нужна?

– Смотря в какой [школе] вы работаете и на каком возрасте. Если вы тренируете команду и участвуете в соревнованиях под эгидой РФС, то вы обязаны иметь ту или иную аттестационную категорию. Ясно, что вы можете работать с мальчиками 2010 года в муниципальной школе какого-то поселка. Но как только вы начнете играть в соревнованиях на область/республику и так далее, то лицензия вам понадобится. Это требования не только РФС, это требования УЕФА, поскольку мы являемся членами тренерской конвенции УЕФА.

– По статистике РФС, 56 процентов тренеров не имеют лицензии. Как такое возможно?

– Опять же говорю на примере. Страна очень большая. Например, в каком-нибудь поселке под Магаданом…

– Даже не в поселке, а в самом Магадане. Там же нет школы тренеров.

– Школы нет, но можно приехать в Омск, Хабаровск или организовать обучение в Магадане.

– Это же недешево – ехать в другой город.

– Тогда обучение силами центров организуется на местах. Определенное количество тренеров должно подать заявку через свою региональную федерацию. Многие, кстати, так и делают для оптимизации средств. Так поступают и клубы. Например, краснодарский центр обучает соискателей лицензий в Грозном, Махачкале, Владикавказе.

«У западных коллег нет такого количества физкультурных вузов»

– Обучение на категорию D занимает 5 дней, C – 3 недели. Этих сроков достаточно, чтобы допустить тренера работать с детьми?

– Это стандартные программы УЕФА, которых мы придерживаемся. Вместе с тем стоит вопрос об увеличении учебных часов. Уже начали с лицензий Pro, A… Скорее всего, в следующем году увеличим количество часов на лицензию C. Здесь подразумевается, что на лицензию С приходят слушатели с высшим образованием физкультурных вузов или педагогических факультетов физвоспитания. Этим мы разительно отличаемся от западных коллег, где нет такого количества физкультурных вузов.

– Физкультурные вузы – да, но ведь это далеко не все. Можно прийти на тренерские курсы с любым образованием.

– Можно, но ведь не все получают лицензию.

– Со стороны кажется, что три недели – формальность. Я не понимаю, как можно стать тренером за этот срок.

– Вы им и не станете, даже получив лицензию PRO и пройдя все ступеньки обучения. Но для начальной ступени получить определенные знания… После получения лицензии С, скорее всего, вам дадут самые младшие группы, и вы начинаете обучаться. Каждые три года вы подтверждаете лицензию. Идете учиться на лицензию B-юношеская, А-элитный уровень в детско-юношеском футболе. Постепенно вы становитесь тренером, например, «Спартака».

– Получается, что ты учишься на детях?

– Необязательно, вам могут дать другой возраст, назначить помощником. Кроме того, не нужно забывать, что на каждой ступеньке есть как вступительные экзамены, так и выпускные.

Когда ввели обязательное обучение на лицензию B-юношеская для тренеров академий и школ РФПЛ и ФНЛ, за первый год за парту село примерно 300 тренеров, из них 60 процентов не получили лицензию. Что касается категорий УЕФА, то она регламентирована профессиональным футболом. Конкурс примерно 1 к 5. То есть поступает 100 заявлений, а берут 20 человек.

– Мы хотим, чтобы у нас было больше квалифицированных тренеров, соответственно мы заинтересованы принять на обучение как можно больше тренеров. Зачем отсеивать четыре пятых?

– Невозможно одновременно учить сто человек. Также тренеры должны учитывать, что где они собираются работать – в детско-юношеском футболе или профессиональном.

«Когда говорят о бесплатности, говорят о халяве»

– Вам не кажется необходимым под чемпионат мира запустить программу, выделить финансирование, чтобы открыть больше центров в регионах и сделать обучение бесплатным?

– У нас и так одни из самых дешевых курсов среди европейских стран.

– Вы сравниваете с европейскими странами. Какой уровень жизни здесь и там.

– Смотря что и с чем сравнивать. Это дискуссионный момент. На Западе все платят сами, причем очень приличные деньги, а у нас школы зачастую платят за тренеров. Я считаю, что когда вы платите сами, то более ответственно подходите к процессу обучения, а не когда за вас платит дядя.

– И все-таки. 15 тысяч – приличные деньги.

– Мы держим эту планку определенное количество лет. Речь идет о том, чтобы выделить несколько сегментов – массовый футбол, детско-юношеский, профессиональный… Для подготовки высококвалифицированных футболистов тренеров достаточно. Для массовости… Мы думаем ввести дистанционное обучение, сделать его доступным в любой точке нашей страны. Попытаемся реализовать в этом году, но все равно для практического экзамена нужно будет приезжать в центр, либо организовываться в группу и ждать приезда преподавателя.

– Вам не кажется, что бесплатное обучение на тренера привело бы к буму футбола?

– Обучение бесплатным не бывает. Знаете, когда говорят о бесплатности, говорят о халяве. Халява в нашей ментальности жила, живет и будет жить, поэтому этого надо избежать.

– Да, но почему бы не использовать эту ментальность в хороших целях?

– И сейчас есть бум. Тренеры идут на курсы, все центры обучают тренеров в достаточном количестве. Просто в силу масштабов страны это сложно контролировать.

– Тем не менее, программа развития футбола считает иначе. Там нехватка квалифицированных тренеров называется одной из главных проблем и самой болезненной.

– В Германии тоже не хватает тренеров. Вот я был в Германии – там не хватает тренеров. В Испании, Италии тоже не хватает. У них такая же сеть, такая же система обучения, но расстояния другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *