Кто должен оформить ттн

Кто должен оформлять накладную №1-Т?

Наша организация получает много товаров из Москвы и других городов России. Перевозку товаров производят транспортные компании: «компания 1», «компания 2», «компания 3», «компания 4». Оплату за перевозку товаров производит наша компания в Нижнем Новгороде. Соответственно, транспортная компания оформляет акт на услуги транспортной экспедиции. Товар получаем со складов транспортной компании.

Вопрос: Поставщик оформляет документы на товар накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру. Кто должен оформлять накладную №1-Т, чтобы мы могли подтвердить транспортные расходы.

Мы обращались к поставщикам с просьбой оформления накладной №1-Т они отказываются. В накладной нужно заполнить реквизит Прием груза транспортное средство ссылаясь на то, что они не знают этих реквизитов, так как они товар сдают в транспортную компанию и конкретно имя водителя и номер его машины они не знают.

Мы обращались в транспортную компанию 1 в Н. Новгороде, они тоже не желают оформлять накладную №1-Т, ссылаясь на то, что они оформляют нам акт выполненных работ.

Получается замкнутый круг, кто же должен оформлять накладную №1-Т? Может в нашем случае не нужно оформлять накладную №1-Т, так как товар транспортная компания доставляет не на наш склад, а на склад транспортной компании. Со склада транспортной компании мы забираем товар сами. И для подтверждения нам транспортных расходов достаточно акта выполненных работ.

Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.08.2011 года №03-03-06/1/499 в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее — Правила перевозки грузов).

Одновременно продолжают действовать «Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная .

Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена товарная накладная (форма N ТОРГ-12), она относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

В этой связи использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N 1-Т и ТОРГ-12.

При этом в утвержденной Правилами перевозки грузов форме транспортной накладной содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации затраты, понесенные налогоплательщиком.

Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.

Если между Вашей организацией и транспортными компаниями заключен договор перевозки грузов, то накладная №1-Т или транспортная накладная заполняется Вашей организацией и подтверждает заключение договора перевозки груза.

Если договорные отношения между Вашей организацией и транспортной компанией отсутствуют, следовательно, доставка товара до склада транспортной компании это разовое оказание услуг, выполнение которых подтверждается актами выполненных работ.

Данный вывод находит свое отражение в существующей судебной практике например, согласно Определению ВАС РФ от 31.08.2010 № ВАС-11597/10 в соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что факт оказания услуг подтвержден надлежащими актами. Доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком не представлено. Судами отмечено, что доказательства, свидетельствующие о заключении между сторонами договоров перевозки, отсутствуют, в связи с чем оснований для применения к рассматриваемой ситуации положений главы 40 Кодекса не имеется.

То есть, Вы может оформлять с транспортными организациями именно акты выполненных работ, а не транспортные накладные или накладные №1-Т. В этом случае к отношениям сторон будут применяться положения главы 39 ГК РФ, а не главы 40 ГК РФ.

Когда, кому и зачем нужна ТТН

Налоговики при проверке обоснованности вычетов по НДС обращают особое внимание на наличие и правильность оформления такого первичного документа, как товарно-транспортная накладная (форма Это унифицированная форма, однако нет никаких четких инструкций о том, в каких случаях ее нужно оформлять, как ее правильно заполнить, кому она необходима и т. д. Поэтому, стараясь избежать споров с проверяющими, большинство организаций оформляют ТТН по поводу и без. Давайте сначала разберемся, когда же все-таки нужна ТТН.

Но и в Гражданском кодексе, и в Уставе автомобильного транспорта четко сказано, что ТТН подтверждает заключение договора перевозки груз а ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав); п. 2 ст. 785 ГК РФ . То есть ТТН служит оправдательным документом для подтверждения оказанных услуг по движению груза. Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания.

При самовывозе ТТН не нужна

Наш поставщик своего склада не имеет, товар мы забираем на собственном транспорте со склада другой организации — грузоотправителя. Нужна ли нам ТТН для подтверждения расходов?

: Вы приобретаете товар на условиях самовывоза и перевозите его на собственном транспорте, перевозчика нет, а значит, и оформлять ТТН не нужно. Для подтверждения факта приобретения товара и принятия его на учет достаточно формы Недавно такую позицию поддержал Высший арбитражный су д Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 . Этого же мнения придерживается и Минфи н Письма Минфина России от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413 .

Возможно, теперь, учитывая позицию ВАС и мнение Минфина по данному вопросу, налоговики не будут настаивать на оформлении ТТН при самовывозе.

А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездк у Постановление ФАС ВСО от 17.11.2008 № А19-6488/08-50-Ф02-5714/08 .

Если покупатель забирает товар сам, поставщику достаточно оформить

Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик. Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН. Говорят, что им достаточно Что нам делать?

: Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

Включать стоимость доставки нельзя, нужен отдельный документ

Поставщик везет нам товар собственным транспортом и не выписывает ТТН. Доставка товара по условиям договора оплачивается отдельно. Какой документ должен быть оформлен на услуги доставки? Можно ли стоимость доставки указать в отдельной строкой?

: Указывать стоимость доставки в отдельной строкой неправильно. Эта накладная применяется для оформления продажи товара, а не услу г Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 .

Унифицированной формы первичного документа для учета услуг по доставке нет. Поэтому ваш поставщик может оформить документ в свободной форме, включив в него обязательные реквизиты первичного документ а ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 «О бухгалтерском учете»; пп. 12, 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н . Например, это может быть акт оказанных услуг, содержащий сведения о транспортных расхода х Постановления ФАС ЦО от 15.01.2010 № А54-366/2007-С4-С5; ФАС МО от 25.05.2009 № КА-А40/4486-09 .

Цена и стоимость товара указываются в ТТН с НДС

В форме ТТН отсутствует отдельная графа для указания суммы НДС. Как заполнять графы «Цена» и «Сумма»: с НДС или без?

: В этих графах указываются суммы с учетом НДС. И вот почему. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучател ю ст. 8 Устава; ст. 785 ГК РФ . Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю и обязан в случае возникновения ущерба возместить ег о ст. 34 Устава; ст. 796 ГК РФ . ТТН служит основанием для расчетов между заказчиком автотранспорта и транспортной компание й Указания. утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 . Если в процессе транспортировки с товаром что-либо случится (например, частично или полностью сломается, разобьется, потеряется), то возмещать убытки вам будут исходя из стоимости, указанной в ТТН, то есть с НДС.

Несовпадение цены и ТТН не влияет на вычет по НДС

Налоговая отказывает в возмещении НДС по товару из-за того, что цена в товарной накладной и счете-фактуре не совпадает с ценой в ТТН. Обоснованны ли претензии проверяющих?

: Требование налоговой инспекции необоснованно. Документом, на основании которого НДС принимается к вычету, является счет-фактур а п. 1 ст. 169 НК РФ . Первичными документами, подтверждающим принятие товара на учет, являются не только ТТН, как считают налоговики, но и другие первичные документы, например товарные накладные или акты приема-передач и Постановления ФАС СЗО от 20.02.2008 № А56-2004/2007; ФАС ПО от 10.01.2008 № А12-6193/07, от 25.09.2008 № 57-23539/07; ФАС СЗО от 15.03.2007 № А56-53734/2005 . Поэтому счета-фактуры и товарной накладной в вашем случае достаточно для подтверждения вычета НДС.

В графе «Плательщик» ТТН нужно указывать организацию, оплачивающую услуги перевозчика

По договору доставить товар до склада покупателя должны мы (поставщик). Для этого мы нанимаем транспортную компанию. При заполнении ТТН возник вопрос: кого указать в заголовочной части ТТН в графе «Плательщик»: нас (мы оплачиваем услуги транспортной организации) или нашего покупателя (он оплачивает товар, перевозимый по этой накладной)?

: В Порядке заполнения ТТ Н утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 ответа на свой вопрос вы не найдете. Но в 1983 г. была утверждена Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспорто м утв. Минфином СССР № 156, Госбанком СССР № 30, ЦСУ СССР Минавтотрансом РСФСР от 30.11.83 (далее — Инструкция) , которая в настоящее время не утратила силу. В ней сказано, что в строке «Заказчик (плательщик)» ТТН нужно указывать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной ТТ Н п. 9 приложения № 3 к Инструкции .

Хотя этот документ устанавливает правила заполнения уже не действующей формы, термины, использующиеся в нем, вполне применимы и в отношении актуальной ТТН.

Указание в графе «Плательщик» именно заказчика по договору перевозки также можно обосновать следующим. Назначение ТТН — учет расчетов за перевозку, а не за транспортируемый товар.

На практике же многие организации указывают в графе «Плательщик» того, кто платит за товар, сравнивая товарный раздел ТТН с накладной

ТТН при транзитной поставке

Мы своего склада не имеем. Отгрузка товара идет со склада нашего поставщика, который доставляет груз сразу нашему покупателю. Поставщик (он же грузоотправитель) выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр. Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему?

: При таких условиях повлиять на заполнение ТТН вам не удастся. Графы «Цена» и «Сумма» должны быть заполнены поставщиком. Вряд ли у вас получится уговорить его оставить эти графы пустыми, так как в случае непредвиденных обстоятельств он не сможет взыскать ущерб с транспортной компании. А указывать в ТТН ваши продажные цены он тоже едва ли согласится.

По «единой» накладной учесть товар и заявить вычет НДС возможно

Наш поставщик поставляет нам товары из другого города. Вместо привычных и ТТН стали привозить «гибрид» накладной, то есть добавили в некоторые реквизиты из Можно ли на основании такого «гибрида» учитывать расходы на приобретение товара? Возможны ли претензии со стороны налоговиков к вычету НДС по товару?

: Чтобы принять входной НДС к вычету, товары должны быть приняты на уче т п. 1 ст. 172 НК РФ . Поэтому нужны первичные документы, подтверждающие расходы на покупку товаров. НК не уточняет, какие именно это документы. Сами контролирующие органы высказали мнение, что это может быть или товарно-транспортная накладная (форма или товарная накладная (форма

Формы товарной накладной и товарно-транспортной накладной унифицирован ы Постановления Госкомстата России от 25.12.98 № 132, от 28.11.97 № 78 . Но при необходимости и ТТН можно дополнить нужными реквизитам и Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата России от 24.03.99 № 20 . В своих письмах контролирующие органы против этого не возражаю т Письмо УФНС России по г. Москве от 27.03.2009 № 16-15/028267 .

Таким образом, вы можете учитывать товар по полученной от поставщика накладной (либо либо ТТН, содержащей дополнительные реквизиты).

Кто обязан выписывать товарно-транспортную накладную?

Цитата (Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78): Товарно-транспортная накладная
(форма N 1-Т)

Предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций-владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация-владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:
первый и второй экземпляры передаются организации-владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации-владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;
третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

ТТН или ТН обязан оформить Грузоотправитель собственник груза. Если право собственности на товар не переходит в момент передачи груза уполномоченному лицу ООО «Авто», то обязанность оформления ТТН будет за Поставщиком — Грузоотправителем (за Вами).
Для сравнения. Если бы доставку организовал ООО «Метрика» и в договоре поставки, прописано что право собственности на товар , переходит от поставщика к покупателю в момент получения товара покупателем ( на складе поставщика), тогда поставщик не обязан выписывать ТТН или ТН. Поставщик получает доверенность, товар передал, на этом его обязательства закончились. Но это не Ваш вариант.

В итоге ООО «Авто» выставляет Вам счет-фактуру, акт выполненных работ и передает один экз. ТТН или ТН подписанный Грузополучателем.

Транспортная накладная или ТТН?

ТТН или обязательство оформления транспортных документов

В статье «Подводные камни самовывоза» мы выяснили, что в случае EXW продавец из товаросопроводительных документов, согласно законодательству РФ должен выписать товарную накладную (например, ТОРГ-12), а в случае FCA к обязанностям продавца добавляется еще обязательство оформления транспортных документов.

Вот о транспортных документах и пойдет речь в этой статье, а точнее кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом. Какие документы подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен.

В данной статье речь идет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название — материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин «ТМЦ»).

Документом на перевозку грузов автотранспортом на территории РФ согласно действующему законодательству является Товарно — транспортная накладная (ТТН).

ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.

В каких же случаях продавец должен оформлять перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов «F» по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов «C» или «D», то к обязанностям продавца добавляется еще заключение договора перевозки и его оплата.

Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и об этом речь пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, ибо в большинстве случаев можно провести аналогию, а в частности — нельзя объять необъятное.

Договор перевозки с перевозчиком.

Договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком. Группы терминов «F», «C» или «D» по Инкотермс. В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки продавец или покупатель – обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, т.е. на продавце (поставщике). При автоперевозках документом будет Товарно — транспортная накладная (ТТН) по утвержденной Форме 1-Т.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта «Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР.»

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа утверждена «Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденной сторонами — Минфин СССР N 156, Госбанк СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранс РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).

Примечание. Указанным Постановлением Госкомстата изменена и утверждена Форма 1-Т, которая ранее была в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. В упомянутой Инструкции осталось Приложение N 3 «Порядок изготовления, учета и заполнения товарно – транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом».

В соответствии с вышеуказанной Инструкцией:

Товарно — транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах:

— первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно- материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

— второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно- материальных ценностей у получателя груза;

— третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов — товарного и транспортного. Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспортных услуг с организацией — владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций.

Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.

Кстати, при необходимости, в любую форму, утвержденную Госкомстатом можно вносить дополнения. Т.е. если не хватает каких-то строк или столбцов — вносите дополнительно.

Обратите внимание на то, что суммы в данной накладной указываются без НДС.

В случае, когда Договор перевозки заключен непосредственно с перевозчиком для подтверждения транспортных расходов в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор перевозки (необязательно);

— ТТН 1-й и 3-й экземпляры (2-й и 3-й экземпляры, если договор перевозки заключался покупателем, например при FCA);

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1)

*Наличие товарно-транспортной накладной является обязательным, а вот наличие акта об оказании услуг обязательным не является, поскольку ПЕРЕВОЗКА и ЭКСПЕДИРОВАНИЕ по нормам (п.2 Главы 39 ГК РФ) не являются услугой. Нормами ГК РФ, Уставом автотранспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозки, акт об оказании услуг по перевозке, как документ, не предусмотрен.

Налоговые органы своим письмом от 30.04.2004 г. № 04-02-05/1/33 так же признали, что: акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

Договор перевозки через посредника

Если базис поставки EXW, а Договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будет поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. (См. статью Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни)

В сопроводительных документах отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и Счет-фактуре) в графе «грузоотправитель» указываются реквизиты экспедитора.

Если же в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из групп «F», «C» или «D», то кто будет выписывать транспортный документ, зависит от вида договора с посредником.

Договор перевозки через агента

Если посредник при заключении договора перевозки действует в рамках агента (Гл.52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае — ТТН) целиком и полностью ложиться на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное проблемы продавца.

Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет клиент, ибо ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае заключается в том, как подтвердить целесообразность оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут то и пригодиться возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, внести в ТТН строку «основание», в которую вписывать агента и реквизиты договора с ним.

В случае, когда Договор перевозки заключен с перевозчиком через агента для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор перевозки (необязательно*);

— ТТН 1-й и 3-й экземпляры;

— Счет(а) на оплату;

— Акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно*);

— Акт выполненных работ с агентом;

— Счет-фактура – 2 шт.

* См. примечание к Договору перевозки с перевозчиком.

Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре, т.к. для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ. А это уже другой вид договора — экспедиторский.

Договор перевозки с экспедитором.

Правовой статус экспедитора (Глава 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза, требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности.

Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:

— деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком, согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее, экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.

— экспедитор выступает в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, «перевозчиком по договору», ответственным за груз и перевозку в целом.

Согласно нормам российского законодательства, а именно ст. 801 ГК РФ экспедитор так же может заключать договоры перевозки, как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон.

Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, это то, что для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать документ экспедитора, который свидетельствует о том, что экспедитор товар принял, и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору.

Товар находится в распоряжении экспедитора. В соответствии с п.1 Статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от своего имени.

Полная цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор; Экспедитор – Перевозчик; Перевозчик – Экспедитор; Экспедитор – Получатель (покупатель).

Нужно отметить, что по «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» товарно-транспортная накладная (ТТН) заполняется грузоотправителем груза. В данном случае грузоотправителем будет не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно, за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе «Поручение (заявка) экспедитору».

ТМЦ передаются экспедитору, по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме, с соблюдением необходимых условий (см. Перечень экспедиторских документов. См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов).

По «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, ТМЦ, переданные экспедитору, как раз и списывает экспедитор по ТТН.

В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор транспортной экспедиции (необязательно);

— Поручение экспедитору (заявка клиента);

— Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);

— Акт выполненных работ*;

*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

**Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.

Если накладную на перевозку (ТТН) для перевозчика выписывает сам экспедитор, то третий экземпляр должен к нему же и вернуться, для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком.

Подтверждением получения товара покупателем является накладная ТОРГ-12 с исполнением, которую покупатель обязан отправить продавцу. А в случае если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из группы «D», у экспедитора будет еще и обязанность возвратить ТОРГ-12 с исполнением, как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. Также к иным услугам относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением.

На иные услуги экспедитор должен быть уполномочен. Полномочия необходимо заранее прописать в договоре. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.

Если Экспедитор и Перевозчик это одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор (перевозчик); Экспедитор (перевозчик) – Получатель (покупатель).

В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-Т.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента.

В соответствии с п.4 Статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

В соответствии с п.2 Статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить Грузоотправитель.

Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строку «Грузоотправитель» и строку «Плательщик» в товарном разделе? И что писать в строке «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела?

Выход из этой запутанной ситуации на самом деле есть и достаточно прост.

Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор.

В строке «Грузоотправитель» делается запись следующего содержания: ООО «Экспедитор» от имени ООО «Клиент» на основании доверенности № дата (указываются реквизиты выданной доверенности).

Клиентом может быть как Покупатель, так и Продавец, в зависимости от того на какой термин Инкотермс имеется ссылка в договоре купли-продажи.

Добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) «Экспедиторский документ», в которую заносятся реквизиты данного документа.

Строку «Заказчик (плательщик)» следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО «Клиент», а не ООО «Экспедитор», который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.

Накладная подписывается представителем экспедитора и ставится печать тоже экспедитора. Количество оформляемых ТТН — 5 экземпляров. Два т.н. 3-х экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор обязан впоследствии передать Клиенту.

В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:

— ТТН 3-й экземпляр;

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1);

— Акт выполненных работ с перевозчиком*;

— Акт выполненных работ с экспедитором*;

— Счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет Клиент);

— Счет-фактура от экспедитора.

Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ.

И это несмотря на то, что во всем мире грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок с начала XIX века.

Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций – ФИАТА, которая в 1998 г. направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона — «Modelle FIATA» (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. — РАМЭ, 1998).

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.

Статья 2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие «Правила транспортно-экспедиционной деятельности».

Эти правила должны быть утверждены Правительством Российской Федерации. Но с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс РФ обнародовал проект данных правил, статус их так и не изменился (См. статью Транспортная экспедиция – борьба без правил).

Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и которые представляют собой их русскоязычный аналог: складская расписка, экспедиторская расписка, экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора.

Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.*

* Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены. См. статью Игра по Правилам. Обещанного три года ждут, или дождались…

См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.

К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке «Приложение», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.

В товарном разделе ТТН, в строках, отражающих прием — передачу груза, в правой части, заполняется только строка «Груз к перевозке принял». Строка, в которой указываются реквизиты доверенности, заполняется только в условиях, когда товарно — материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту по доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12). Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.

Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам (См. Груз и ТМЦ это две большие разницы).

Водитель свое право на получение груза подтверждает Путевым листом.

Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать «Груз получил грузополучатель», вместо «Груз получил грузоотправитель».

Утвержденная форма путевого листа индивидуального предпринимателя отрывного талона заказчика не имеет, талон заказчика предусмотрен формой N 4-П.

Если Акт выполненных работ не оформляется, то экспедиторский документ, форма которого не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Порядок и правила оформления транспортных накладных

После того, как были приняты Правила перевозки, у многих предпринимателей возникали вопросы о том, как грамотно и правильно оформить новую форму транспортной накладной, которая подтверждает договор перевозки какого-либо груза.

Как заполнить ТТН нового образца? Она составляется на одну партию груза или несколько, однако только в том случае, если в договоре не предусмотрено других мер и условий. Причем партия или партии должны перевозиться только с помощью одного конкретного транспортного средства. Составляется она в трех экземплярах:

  • для грузоотправителя;
  • для грузополучателя;
  • для перевозчика.
  • На одну машину создается только одна накладная по специальному и официальному принципу. Однако в том случае, если одним транспортам перевозятся грузы различным грузополучателям, то для каждой партии груза для отдельного получателя нужно составлять разные накладные.

    Транспортная накладная оформляется, если транспортировка выполняется с привлечением стороннего перевозчика, а также тогда, когда груз поставляется непосредственно к клиенту транзитом.

    В документе не прописывается цена транспортируемого груза, а в бланке может быть указана объявленная стоимость, однако только тогда, когда товары относятся к категории ценных.

    Если в транспортной накладной имеются какие-либо исправления, то они должны быть заверены подписями сторон.

    Оформление документов выполняется только в следующих случаях

    Перевозка организуется поставщиком, однако выполняется сторонним перевозчиком.

    В этой ситуации оформляются отдельно документы на доставку, а также на куплю-продажу товаров. Нужно создавать три экземпляра накладной по новой официальной форме. Один вариант отдается продавцу, который с его помощью подтверждает свои расходы на транспортировку. Другой переходит непосредственно покупателю, который подтверждает с его помощью реальность операции. Третий экземпляр накладной переходит к перевозчику. В том случае если транспортировка груза осуществляется в специальных контейнерах, то дополнительно составляется сопроводительную ведомость.

    Транспортировка осуществляется покупателем с помощью стороннего перевозчика.

    В данной ситуации поставщик оформляет ТОРГ-12, поскольку он должен лишь подготовить товар к транспортировке, а также известить об этом покупателя. Покупатель в этом случае выступает в качестве грузоотправителя, а право собственности на груз переходит к нему в то время, когда продавец передает товар перевозчику. Однако это происходит только тогда, когда другие условия не прописываются в договоре. Оформлением транспортных накладных должен в этом случае заниматься именно покупатель.

    Груз транспортируется транзитом непосредственно покупателю от продавца, не проходя через перекупщиков.

    Обычно различные оптовые фирмы закупают у поставщиков всевозможные товары и перепродают их непосредственно конечным потребителям. Однако все эти операции прописываются по документам, а на самом деле перевозчик просто доставляет товар от продавца к потребителю, не сгружая его на склад перекупщика.

    Для данной ситуации нужно составить две ТОРГ-12. В первом документы перевозчик – это покупатель, а во втором – продавец. После подписания первой накладной он становится собственником груза, который полностью принадлежит ему, поэтому во время оформления накладной в графе грузоотправитель указывается перевозчик, а в качестве грузополучателя выступает конечный покупатель.

    Заполняется документ грузоотправителем и перевозчиком. Однако стороны могут изменять порядок заполнения транспортной накладной, поэтому не редки случаи, когда ее заполняет только перевозчик.

    Заказчик подает заявку перевозчику, который должен рассмотреть ее в течение 3-х дней и дать ответ заказчику о том, будет ли принята заявка или отклонена. Отказ должен составляться в письменном виде.

    Официальной формы заявки нет, однако стороны могут самостоятельно ее создать и утвердить. На основании заявки перевозчик первоначально оформляет накладную, поэтому в заявке должна прописываться вся необходимая информация о грузе и расчет цены.

    Форма заявки

    • Перевозчик по принятию заявки ставит специальную отметку о ее принятии, печать и подпись.
    • Заказчик с перевозчиком при рассмотрении конкретной заявки определяют все важнейшие условия и правила транспортировки. Перевозчик заполняет с 8 по 11, а также 13, 15 и 16 пункты накладной.
    • Заказчик заполняет пункты с первого по седьмой. Можно дополнительно прописывать в договоре, что именно перевозчик самостоятельно заполняет все пункты заявки. Пункты 6 и 7 не заполняются на данном этапе, поскольку они необходимы для приемки товара и его сдачи грузополучателю.
    • В 16 пункте обе стороны ставят дату, когда была составлена данная накладная, а также расписываются и ставят печати. Если все это присутствует в документе, то это означает, что все условия и правила транспортировки согласованы обеими сторонами.
    • В 6 пункте заказчик должен поставить печать и расписаться, а перевозчик после выполнения транспортировки должен в этом же пункте поставить подпись.
    • В 12 пункте перевозчик после завершения транспортировки может написать какие-либо замечания или примечания о приемке груза.
    • В 7 пункте грузополучатель должен поставить свою печать и расписаться. Сдавший груз водитель должен также поставить свою подпись.
    • Все графы, в которых ничего не заполнены, должны содержать прочерки, которые можно сделать ручкой.
    • В случае если все подписи выполняются по специальным доверенностям, то печати можно не ставить.
    • Вышеуказанные правила не учитывают много различных важных факторов и особенностей, которые возникают на практике, например таких:

    • заказчик действует от лица грузоотправителя, но не является им;
    • заказ может поступить в электронном виде, поэтому заказчик не может подписать накладную и оформить ее вручную.

    Если заказчик перевозки и сам перевозчик не могут быстро и в установленные сроки поставить подписи на накладной, то следует возлагать обязанность заполнения документа на перевозчика.

    Согласование может осуществляться с помощью факса или писем электронной почты. В этом случае перевозчик должен заполнить накладную, подписать ее и поставить на ней печать, отсканировать документ и в электронном виде отправить по факсу или почте заказчику, чтобы он оформил необходимые пункты.

    Однако такая накладная может стать причиной недовольства налоговых органов и приведет к возникновению множества вопросов. Поэтому окончательный вариант накладной со всеми важными и необходимыми подписями и отметками должен быть отправлен заказчику любым способом. Данный документ считается подтверждением того, что перевозчик полностью выполнил все свои обязанности.

    Полностью оформленная накладная со всеми заполненными пунктами должна находиться у:

    • заказчика;
    • грузоотправителя;
    • перевозчика;
    • грузополучателя.
    • Как заполнить ТТН

      Существует несколько алгоритмов, применяемых для различных ситуаций.

      Грузоотправитель – это заказчик перевозки.

    • Грузоотправитель – заполняет грузоотправитель и прописывает всю детальную информацию о себе и своих представителях.
    • Грузополучатель – заполняет грузополучатель и размещает детальные данные о себе.
    • Наименование груза – заполняет грузоотправитель. В данной графе пишется информация о грузе, его параметрах и особенностях.
    • Сопроводительные документы — заполняет грузоотправитель только при наличии важнейших официальных сертификатов и др. документов.
    • Указания грузоотправителя- заполняет грузоотправитель и прописывает характеристики транспортного средства, которые важны для того, чтобы осуществить качественную транспортировку груза.
    • Прием груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывается адрес приемки груза, а также дата и время, когда будет подан транспорт, в котором будет осуществляться перевозка.
    • Сдача груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывает адрес, на котором будет выполнена выгрузка товара, а также дата и точное время, когда прибудет транспортное средство с грузом под выгрузку.
    • Условия перевозки – заполняет перевозчик, а если данный пункт пустой, то правила должны быть взяты из специального ФЗ.
    • Данные о принятии заявки к исполнению – оформляется перевозчиком. Здесь прописывается информация о точном времени принятия заказа и о месте. Также ставится подпись перевозчика и его печать.
    • Перевозчик – заполняет перевозчик и прописывает важную информацию о себе и водителе, который будет выполнять транспортировку.
    • Транспортное средство – заполняет перевозчик и указывает вид транспортного средства, его марку, номер, вместимость и грузоподъемность.
    • Оговорки и замечания – заполняет перевозчик после погрузки груза.
    • Прочие условия – заполняет перевозчик, если транспортируются опасные грузы, тяжеловесные или же крупногабаритные.
    • Переадресовка – заполняет перевозчик, если во время перевозки произошла смена адреса, куда нужно доставить груз.
    • Порядок расчета и стоимость услуг транспортировки – заполняет перевозчик.
    • Дата составления договора и подписи всех сторон.
    • Отметки грузоотправителей,перевозчиков и грузополучателей. Данный пункт заполняется в том случае, если были нарушены какие-либо условия договора.
    • Заказчик перевозки – это не грузоотправитель и не грузополучатель.

      В этой ситуации все соглашения и условия транспортировки, а также стоимость перевозки оговариваются с заказчиком, который не считается отправителем груза или его получателем. С 1 пункта по 7 в накладной заполняются либо заказчиком, либо перевозчиком, но не грузоотправителем. В 16 пункте печать и роспись ставит заказчик, поскольку в данном случае подтверждается договорённость и согласование всех условийс перевозчиком. Также подтверждается правдивость и грамотность всей информации, располагающейся в накладной. По остальным пунктам все происходит таким же образом, как и в предыдущей ситуации.

      В 16 пункте можно указать грузоотправителя, а также и заказчика. В данной ситуации лучше всего указывать в договоре, что все обязанности по заполнению накладной лежат на перевозчике, а сам документ оформляется в четырех экземплярах.

      Заказчик перевозки – грузополучатель.

      С 1 пункта по 7 накладной заполняются именно заказчиком. Однако при согласованности сторон на основании заявки данные пункты может заполнять и перевозчик. В 16 пункте грузополучатель ставить печать и расписывается. Это является подтверждением согласованности всех условий с перевозчиком на основании заявки, а также подтверждением того, что вся информация является правильной, релевантной и достоверной. Все остальные пункты заполняются так же, как и в первом случае.

      В 16 пункте накладной можно будет указать и грузоотправителя, а также и заказчика.В данной ситуации лучше всего указывать в договоре, что все обязанности по заполнению накладной лежат на перевозчике.

      Накладная для заказчика является официальным и важным подтверждением всех затрат на транспортировку. Все налоговые органы признают затраты на транспортировку только в случае официального подтверждения, которым и является транспортная накладная.

      Перевозка груза выполняется при наличии экспедитора.

      С договором о транспортировке груза не отождествляется транспортная экспедиция, однако экспедитор может перевозить товары самостоятельно. Договор транспортной экспедиции имеет специфические особенности и характеристики, поэтому и документальное оформление данных услуг отличается от обычного договора перевозки.

      Договор транспортной экспедиции – это важный и основной документ, с помощью которого осуществляется регулирование отношений, складывающихся между самим экспедитором и клиентом. Все стороны договора должны согласовать и установить порядок выполненияперевозки, способ расчетов, метод подтверждения окончания оказания услуг, виды различных экспедиторских документов, которые не предусмотрены в законе, но необходимы для перевозки и др.

      В 5 пункте Правил транспортно-экспедиционной деятельности можно ознакомиться с перечнем необходимых и важнейших экспедиторских документов. К ним относится: поручение, расписка экспедитора, складская расписка и прочее.Акт оказанных услуг подписывается сторонами по факту выполнения обязанностей экспедитором. Его можно не оформлять официально, поскольку данный документ не предусмотрен в законодательстве и не является обязательным. Дополнительно не существует каких-либо особенных требований и условий, предъявляемых к отчету об оказании услуг.

      Однако рекомендуется оформлять акт, чтобы полностью предотвратить какие-либо недовольства или вопросы со стороны налоговой инспекции. Претензии с их стороны могут образоваться из-за того, что нужно подтверждать факт оказания услуг экспедитора, а также их стоимость, которая учитывается при налогообложении фирмы.

      Составить акт оказанных экспедиторских услуг можно в любой удобной форме и виде, однако необходимо указывать все важные для любого первичного документа реквизиты. Обязательными элементами акта являются:

    • наименование;
    • дата составления;
    • наименование предприятия, от которого был составлен акт;
    • содержание, особенности и специфика операции;
    • стоимость операции в денежном выражении или же натуральном;
    • имена всех должностей лиц, которые ответственны за данную операцию и за грамотность ее оформления;
    • росписи всех должностных лиц;
    • детальное наименование всех оказанных услуг, а также их стоимость.
    • Транспортные накладные должны обязательно присутствовать в любом предприятии, поскольку их постоянно требуют налоговые органы и при их не обнаружении могут возникнуть серьезные проблемы. Однако в законодательстве прописывается, что при оказанииэкспедиционных услугне обязательно должны быть накладные. Они необходимы только в том случае, если экспедитор самостоятельно перевозит груз.

      Если для перевозки груза привлекается экспедитор, то у покупателя и продавца будут разное количество документов. Все зависит от того, кто именно должен доставлять товары по договору.

      Доставку должен осуществлять поставщик.

      В этом случае у поставщика должны быть следующие документы: договор поставки, договор транспортной экспедиции и поручение конкретному экспедитору, расписка, ТОРГ-12 и акт услуг.

      Также лучше всего иметь на руках грамотно и правильно оформленную транспортную накладную, однако данное условие не считается обязательным. Обычно экспедиторы не выдают доверенность на получение ТМЦ.

      В том случае если экспедитор самостоятельно выполняет транспортировку, то транспортная накладная должны быть обязательно. Поскольку в этом случае экспедитор – не обычный посредник, а непосредственно перевозчик.

      У покупателя должны быть следующие документы: договор поставки, транспортная накладная, ТОРГ-12, копия путевого листа, доверенность для представителя на получение ТМЦ.

      В этой ситуации обязательно должна быть транспортная накладная, поскольку экспедитор обязательно воспользуется услугами перевозчика.

      Если покупатель – это не грузополучатель, то у него не будет накладной и путевого листа. Поэтому нужно будет потребовать у поставщика копию накладной, чтобы было официальное и документальное подтверждение доставки груза.

      Доставку груза осуществляет покупатель

      В этом случае у покупателя имеется: договор поставки, договор транспортной экспедиции, поручение и расписка, ТОРГ-12, акту оказания услуг. Также если покупатель – это грузополучатель, то у него должна быть и накладная.

      Один экземпляр накладной должен быть у грузополучателя, поскольку экспедитор в любом случае воспользуется услугами перевозчика.

      Поставщик имеет следующие документы: договор поставки, накладную, копию поручения экспедитору,ТОРГ-12, копию путевого листа, а также доверенность на водителя на получение ТМЦ.

      Во время передачи груза, поставщик должен убедиться, что передает его официальному представителю. В транспортной накладной прописывается, кто именно является заказчиком транспортировки.

      Все вышеуказанные рекомендации и советы созданы в соответствии с законами РФ. Благодаря грамотному оформлению всех документов, можно существенно снизить риск возникновение проблем и недовольства налоговых органов.

      Однако, даже не смотря на правильность оформления документов, полностью предотвратить претензии от инспекции невозможно в том случае, если контрагент окажется недобросовестным. Поэтому в суде налогоплательщик сможет выиграть только в случае наличия полного комплекта правильно и грамотно оформленных документов.

      Ответ:

      Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/[email protected]).

      В пункте 6 данных Правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

      Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

      Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

      Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

      При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

      Имеются многочисленные письма Минфина РФ от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 и ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/[email protected], согласно которым расходы на перевозку в соответствии с п. 6 Правил и Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ для подтверждения заключения договора перевозки груза необходимо оформление ТН по форме, указанной в приложении № 4 к Правилам.

      ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

      Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

      В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

      А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

      Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции:

      1. При самовывозе ТН (ТТН) необязательна (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500 и др.)

      Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

      В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

      2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

      В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

      В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

      ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (а доставка не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

      Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

      Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

      Кто обязан выписывать товарно-транспортную накладную?

      Цитата (Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78):Товарно-транспортная накладная
      (форма N 1-Т)
      Предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
      1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
      2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
      Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
      При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций-владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.
      В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
      Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
      второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
      второй — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
      третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта.
      Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация-владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
      По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:
      первый и второй экземпляры передаются организации-владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации-владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;
      третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

      Столько лет налогоплательщики спорят с налоговыми органами относительно прав на вычет НДС и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, когда приобретение товаров оформлено товарной накладной ТОРГ-12, а товарно-транспортной накладной формы 1-Т покупатель не имеет.

      Если среди прочих в требовании о предоставлении документов налогоплательщик видит просьбу предоставить товарно-транспортные накладные, пугаться не стоит. Нужно действовать. А именно поднять договор с поставщиком и проверить правильность заполнения накладной по форме ТОРГ-12, ведь эти действия, в конечном итоге, не позволят налоговым органам произвести доначисление НДС и налога на прибыль.

      Итак, что такое ТТН?

      Товарно-транспортная накладная – это унифицированный документ. Ее форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Там же описан порядок применения и заполнения товарно-транспортной накладной.

      Товарно-транспортная накладная является товарораспорядительным документом по учету работ в автотранспорте. Документ состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

      Товарный раздел необходим грузоотправителю и грузополучателю для списания ТМЦ со склада первого и оприходования их на склад второго.

      Товарно-транспортная накладная оформляется тогда, когда доставка покупателю приобретенного товара осуществляется компанией-перевозчиком. Прежде всего, ТТН необходима для подтверждения заключения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

      Для продавца накладная по форме 1-Т, в товарной части, является основанием для списания с учета товарно-материальных ценностей, а для покупателя этот же раздел является источником информации для оприходования ТМЦ.

      Транспортный раздел ТМЦ необходим перевозчику и заказчику транспорта для проведения расчетов. Перевозчик на основании транспортного раздела начисляет заработную плату водителю автотранспорта.

      Для водителя документ необходим для беспрепятственного проезда по автодорогам, ведь товарно-транспортная накладная подтверждает правомерность перевозки груза органам, осуществляющим контроль на дорогах.

      Таким образом, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

      ТОРГ-12 достаточно для оприходования товара

      Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 № 132, содержит такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

      Именно товарная накладная является в случае поставки продукции поставщиками достаточным доказательством оприходования товара, оформление товарно-транспортных накладных не обязательно.

      Споров налогоплательщиков с налоговыми органами относительно применения вычетов по НДС и учета в расходах стоимости ТМЦ при наличии или отсутствии у покупателя товарно-транспортных накладных было много. Одни суды принимают решения в пользу обязательного наличия ТТН, другие разрешают не применять эту накладную в том случае, если у фирмы имеются иные подтверждающие приобретение ТМЦ документы.

      Надеемся, что Президиум ВАС в Постановлении от 09.12.2010 № 8835/10 раз и навсегда разрешил конфликт налогоплательщиков и налоговиков. Ведь формальные придирки налоговых органов к отсутствию экземпляра ТТН у покупателя в последнее время были одной из самых распространенных причин не принять при расчете налога на прибыль произведенные расходы и отказать в праве налогоплательщика на вычет входного НДС. Теперь уж точно можно утверждать, что если компания-покупатель приобретает товар и не выступает в качестве заказчика по договору перевозки, такая компания имеет право учесть затраты на приобретение ТМЦ в расходах и принять к вычету входной НДС по таким товарам, даже если у покупателя нет товарно-транспортной накладной.

      Главное иметь оправдательные документы, подтверждающие сделку и уверенность, что сведения, содержащиеся в этих документах, полны, достоверны и (или) непротиворечивы.

      Хотите избежать споров с налоговыми органами и своим контрагентом? Укажите в договоре поставки, что оприходование товара осуществляется на основании товарной накладной ТОРГ-12.

      ТОРГ-12 по доверенности

      Не смотря на простоту вопроса о том, нужна ли печать покупателя на товарной накладной по форме ТОРГ-12, если товар получает представитель покупателя по доверенности, вопрос остается открытым. Существует две диаметрально противоположных точки зрения при ответе на этот вопрос. Одна из них основана на нормах п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5). В частности, в рекомендациях указано, что накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Сама форма товарной накладной ТОРГ-12 среди прочих реквизитов содержит реквизит «МП».

      Значит ли это, что печать на ТОРГ-12 нужна даже при наличии доверенности у лица, подписавшего накладную и осуществившего прием товара от имени покупателя?

      Считаем, что печать на ТОРГ-12 в случае, если полномочия представителя покупателя подтверждены доверенностью, не нужна.

      На доверенности уже стоит оттиск печати организации, ведь это предусмотрено п. 5 ст. 185 ГК РФ. В доверенности указаны реквизиты накладной, по которой представитель покупателя получает товар. Поэтому доверенность с печатью можно приложить к выписанной накладной. Налоговые санкции за отсутствие печати на товарной накладной отсутствуют.

      Для указания реквизитов доверенности в ТОРГ-12 предусмотрены соответствующие строки. Доверенное лицо расписывается в строке «Груз принял». Если товар принимается руководителем предприятия, то он расписывается в двух строках документа: в строке «Груз принял», и в строке «Груз получил грузополучатель». Поскольку руководитель организации, как единоличный исполнительный орган может принять товар без доверенности, в строках по указанию реквизитов доверенности ставятся прочерки.

      Кстати, продавцам товара нужно учитывать, что если в качестве покупателя товара выступает физическое лицо, то форма № ТОРГ-12 не заполняется. Ведь согласно Постановлению Госкомстата № 132 эта форма накладной применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

      ТТН – документ для оприходования ценностей

      Ваш иногородний поставщик прислал Вам партию товара, приложив к ней в качестве товаросопроводительного документа только накладную по форме 1-Т. При этом ТТН дополнена графой «сумма НДС» и некоторыми другими реквизитами. Можете ли Вы принять к учету товар по такой накладной и беспрепятственно заявить вычет входного «НДС»?

      Считаем, что факт приобретения товаров и признание расходов на их приобретение для целей исчисления налога на прибыль, равно как и принятие к вычету сумм входного НДС при наличии только ТТН – возможно. И вот почему. Чтобы расходы были законны — они должны быть направлены на получение дохода, экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Чтобы принять входной НДС по приобретенным ценностям к вычету достаточно принять ТМЦ к учету, иметь счет фактуру и подтвердить тот факт, что эти ТМЦ используются в операциях, облагаемых налогом (п. 1 ст. 172 НК РФ, ст. 171 НК РФ).

      И товарная и товарно-транспортная накладные являются первичными документам по учету движения товаров. Формы накладных ТОРГ-12 и 1-Т содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, от 28.11.1997 № 78). В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации при необходимости и та и другая накладные могут быть дополнены нужными реквизитами.

      Соответственно, если организацией-покупателем не оплачивается транспортировка товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных ТМЦ может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) либо товарная накладная (форма № ТОРГ-12). Аналогичные выводы содержат письма Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413.

      Вы покупатель и забираете товар со склада поставщика самовывозом на собственном транспорте? Нет договора с перевозчиком, нет необходимости и заполнять ТТН.

      Вы поставщик и самостоятельно доставляете товар со своего склада до склада покупателя собственным транспортом? Вам достаточно оформить отгрузку товара накладной ТОРГ-12, ТТН составлять не нужно.

      Вы покупатель и по условиям договора обязаны оплатить поставщику стоимость доставки. Каким документом подтвердить произведенные расходы по доставке? Унифицированной формы документа для отражения услуг по доставке не существует. Поэтому на сумму услуг по доставке груза от поставщика до покупателя составляют акт об оказании услуг по доставке.

      Вы перевозчик – владелец автотранспорта? Вы грузоотправитель или грузополучатель — участник взаимоотношений с организацией — владельцем автотранспорта, выполняющим перевозку грузов? Для Вас товарно-транспортная накладная – обязательна, поскольку применение формы 1-Т обязательно для всех юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов (п. 2 Постановления № 78).

      Хотите выиграть налоговый спор? При заполнении первичных документов соблюдайте правила, предусмотренные Федеральным законом №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и методическими рекомендациями по заполнению тех или иных унифицированных форм документов. Суды отмечают, что пока налоговый орган не доказал, что сведения, содержащиеся в первичных документах налогоплательщика, неполны, недостоверны и (или) противоречивы, налогоплательщик имеет право считаться добросовестным.

      Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

      Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

      Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

      Транспортная накладная — первичный документ типовой формы, составляемый при перевозке грузов автотранспортом. Заказчик на его основании признает расходы на перевозку, перевозчик — выручку Письма Минфина от 28.08.2020 N 03-03-06/1/61110, ФНС от 10.08.2020 N АС-4-15/[email protected]

      Транспортную накладную выписывает грузоотправитель вместе с перевозчиком при отправке груза. Грузополучатель расписывается в накладной при получении груза п. 6 Правил перевозок грузов автотранспортом.

      Грузополучатель — это организация, уполномоченная на получение груза.

      Грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать, например, если перевозку заказывает покупатель товара. В таком случае в разд. 1 и 2 будут указаны одни и те же реквизиты, но адреса погрузки и выгрузки будут разными п. 5 ст. 2 Устава автомобильного транспорта.

      В разд. 8 могут стоять прочерки п. 11 Правил перевозок грузов автотранспортом.

      Заверять печатью транспортную накладную не нужно, это не предусмотрено ее формой.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *