Гражданин и гражданство сообщение

История понятия «гражданин»

Идея гражданства прошла несколько этапов развития, прежде чем достичь современной формы. Рассмотрим основные этапы.

История понятия «гражданин»

Понятие «гражданин» пускает свои корни во времена Древней Греции. Само слово в прямом переводе с греческого обозначает «житель города». Гражданами в этом древнем государстве называли людей, которые обладали правом голоса.

Зачастую такие люди проживали в полисах, и обладали большим социальным весом. Чтобы заслужить право голоса, мужчине необходимо было прослыть между своими соотечественниками меценатом, быть добропорядочным человеком. Жители отдаленных провинций, женщины и рабы не имели права голоса, поэтому не обладали статусом гражданина.

Либеральное отношение к гражданству зародилось относительно недавно, в 19 веке. Именно тогда была разработана концепция, следовательно которой, женщины приобретали право голоса.

После окончания Гражданской войны в США в некоторых штатах статус гражданина начали получать бывшие рабы. В начале 20 века понятие «гражданин» начали воспринимать не только как права индивида, но и как его обязанности перед государством.

Понятие гражданства

Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей. Гражданство – это основной институт конституционного права, который находит свое закрепление в основном законе государства (конституции), а также в других государственных нормативно-правовых актах.

Каждое государство предоставляет людям, проживающим на территории страны фундаментальные права и свободы, например: право на жизнь, право на труд. Однако исключительно гражданам предоставляются такие права как активное и пассивное избирательное право, возможность занимать государственные должности, проходить военную службу.

Гражданин и государство

Прежде чем рассматривать взаимосвязь между гражданином и гражданство, давайте рассмотрим по отдельности эти понятия. Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод.

Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод. Гражданин и государство связанны между собой стабильной политической и правовой связью.

Права гражданина порождают обязанности государства, также как права государства влекут за собой обязанности со стороны гражданина. Ярким примером является обязанность гражданина пройти военную службу. Нарушение политико-правовой связи гражданина и государства влечет за собой юридическую ответственность.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Формы государственного устройства. Полис. Нация. Государство- нация.
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПонятие «конституция»: ее значение в государстве и история создания

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Гражданин, гражданство. Права человека и гражданина

Взаимоотношения личности (человека), гражданина и государства имеют особую юридическую форму в виде «гражданства». Это понятие в юридической литературе, как правило, определяется так: «гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [1] .

По-видимому, содержание гражданства как правовой связи личности с государством заключается в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей. Такой вывод соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступает и гражданин, и государство. Факт гражданства дает право каждому гражданину требовать от других граждан, а также от органов государства, должностных лиц и др. уважения и признания всех его прав и свобод, а последние обязаны выполнять это требование и соответствующим образом строить свое поведение. Из факта гражданства вытекает право и возможность государства требовать от гражданина исполнения всех правовых предписаний. В свою очередь государство обязано охранять интересы гражданина, сто права и свободы.

Конституция РФ, базируясь на общепризнанных нормах международного права, закрепляет следующие основные принципы российского гражданства:

  • – единое гражданство Российской Федерации;
  • – равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;
  • – обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами, свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ;
  • – невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;
  • – защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;
  • – невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.
  • Впервые на конституционном уровне (ст. 62 Конституции РФ) гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Отметим и то, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не снижает значения его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, предопределяемых российским гражданством.

    Порядок приобретения и прекращения российского гражданства регулируется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

    Конституция РФ закрепляет важный принцип, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных законом или международным договором Российской Федерации.

    Как видим, используемый в Конституции РФ термин «каждый» означает, что речь идет об определенном обобщении, означающем, что права и свободы распространяются не только на российских граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Назовем в связи с этим следующее конституционное положение: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23).

    Вместе с тем ясно, что большинство прав принадлежит лишь гражданину России. В частности, ст. 33 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и органы местного самоуправления». Очевидно и то, что в случае совершения правонарушения гражданин должен нести юридическую ответственность по законам своего государства. В отношении гражданина иностранного государства могут действовать и иные правила.

    Определение в законе гражданства как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

    Права человека и гражданина. Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек, член сообщества людей. Предпосылка возникновения прав человека – объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. Поэтому права человека признаются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности и индивида, и общества. К их числу прежде всего относятся право на жизнь, право собственности, право на создание семьи, неприкосновенность личности, свободу и т.д. Они принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное осуществление прав человека – один из основных признаков развитости гражданского общества.

    Права человека получают официальное закрепление в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах и др. [2] Такие права признаются международным сообществом, рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от их социально-экономического строя.

    Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией. Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты нрав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Таким межгосударственным органом является Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

    Конституцией РФ предусмотрен также специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдением прав человека и гражданина – уполномоченный по правам человека. Соответствующие нормы, относящиеся к этому институту, предусмотрены Конституцией РФ, содержатся в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

    Существенно то, что институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Главное в том, что происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, на наполнение свободы личности новым содержанием.

    Особая значимость принадлежит принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, ставшей органической частью Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.

    Конституция РФ закрепляет принципиальные положения, связанные с понятием права и свободы человека и гражданина.

    Права и свободы человека определяются как высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закрепляются как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

    Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

    Конституция РФ использует такие понятия, как «человек», «гражданин», которые различаются в терминологическом и содержательном смысле.

    Прежде всего имеется в виду то, что на территории каждого государства находятся не только его граждане, но и иностранцы и лица без гражданства. По-видимому, по отношению к ним речь должна идти не о правах гражданина, а о правах человека. В частности отметим, что правовое положение иностранных граждан, соответственно их права определяются национальным законодательством государства местонахождения и заключенными международными договорами и соглашениями.

    К тому же по своему содержанию понятия «человек» и «гражданин» различаются разным объемом прав. Скажем, обладание политическими правами непосредственно связано с принадлежностью к российскому гражданству. Обязанность защищать Отечество, нести военную службу относится только к гражданам Российской Федерации.

    В Конституции РФ закрепляется институт гражданства Российской Федерации (ст. 6, 61, 62), перечисляются права и обязанности российских граждан (ст. 31 –33, 59), определяются формы и средства их защиты (ст. 61).

    Конституционные права и свободы составляют не только ядро правового статуса личности, но и являются основополагающей предпосылкой, основой всех других прав. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения – на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

    В Конституции РФ разделения прав на группы нет. Объяснение этому может заключаться в том, что все классификации прав личности относительны, условны. Как видно, одно и то же право может иметь отношение к разным группам, скажем, личное право свободы может быть отнесено и к политическим правам, и к свободе художественного творчества, и др. Уделим внимание краткой характеристике основных прав и свобод с учетом их группового обособления.

    1. Личные права и свободы являются по своей сути правами и свободами человека, т.е. каждого индивида, и не производны от принадлежности к гражданству государства, не предопределяются им. Они составляют основу правового положения личности, охватывают фундаментальные аспекты ее свободы, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.

    Они отражены в ст. 20–29 Конституции РФ и представлены в значительно большем объеме, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Личные права включают:

  • – право на жизнь;
  • – право на свободу и неприкосновенность личной частной жизни, жилища;
  • – тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений;
  • – свободу передвижения и выбора места жительства;
  • – свободу совести, свободу мысли;
  • – свободу выбора национальности и выбора языка общения.
  • Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу, выражают гуманистические основы жизни общества, призваны обеспечить индивидуальность личности в отношениях с другими людьми и государством.

    Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

  • – по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида, и не связаны непосредственно с наличием гражданства, принадлежностью к определенному государству;
  • – эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
  • – они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.
  • Значимость личных прав и свобод индивидов подтверждается тем, что именно они открывают главу о нравах и свободах человека и гражданина. Известно, что в предшествующих советских конституциях последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала закреплялись социально-экономические, затем политические и личные права и свободы.

    Следует отметить, что некоторые из конституционных статей, фиксирующих права и свободы личности, отличаются декларативным характером, не обеспечены механизмом реализации, например ст. 27 Конституции РФ.

    Согласно содержанию этой статьи, «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». В действительности это не так, о чем, в частности, свидетельствуют нередкие публикации в российских газетах.

    2. Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» человеку от рождения, а политические – только «гражданам» государства. Политические права нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь, способствовать проявлению инициативы личности в политической сфере. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31–33 Конституции РФ.

    К политическим правам и свободам относятся:

  • – свобода слова, право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии, право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия;
  • – право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным;
  • – право на равный доступ к государственной службе;
  • – право на участие в отправлении правосудия;
  • – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
  • Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей.

    Непосредственные формы реализации рассматриваемого права – это: участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и др.

    Особенность рассматриваемых прав в том, что они могут быть реализованы как индивидуально (право на равный доступ к государственной службе), так и коллективно (право на шествия, демонстрации). Показательны в этом плане п. 4, 5 ст. 29, ст. 30, п. 4, п. 5 ст. 32 Конституции РФ и др.

    Государство признает, соблюдает и защищает политические права гражданина, так же как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ).

  • 3. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека, предусматривают его возможности отстаивать, реализовать свое право на достойную жизнь, на защиту от экономического произвола, на овладение культурными ценностями общества. Эти нрава закреплены в ст. 8, 9, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 42, 43, п. 1, 2 ст. 44 Конституции РФ и включают:
    • – право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
    • – право частной собственности, включая право собственности на землю;
    • – право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности;
    • – право на социальное обеспечение;
    • – право на жилище;
    • – право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
    • – право на образование;
    • – свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания; право на благоприятную окружающую среду и др.

    Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 – право на жилье, ст. 38 – защита материнства и детства, ст. 43 – право на высшее образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями. В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях существующей безработицы, о праве на жилье в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья, и т.д.

    Права и свободы человека в юридической литературе также подразделяются на абсолютные и относительные.

    Первые – это такие фундаментальные личные права человека, ограничение или временное приостановление которых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, право на судебную защиту и др.

    Вторые – те, которые могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

    Очевидно, возможности личности в различных сферах общественной жизни ограничиваются определенными требованиями, которые к ней предъявляет государство. Такие требования, как известно, принимают форму юридических обязанностей, т.е. необходимого должного поведения. Это подтверждает общепризнанное правило: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.

    В Конституции РФ закреплена система юридических обязанностей, представляющих собой существенный элемент взаимодействия личности и общества, государства. В их числе есть такие обязанности, которые касаются только российских граждан (например, обязанность защищать Отечество).

    Вместе с тем большинство юридических обязанностей в качестве установленных законодательством мер должного поведения обязанных субъектов распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. К таким обязанностям относятся следующие:

    • – соблюдать Конституцию РФ и законы страны (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);
    • – уважать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ);
    • – заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ);
    • – заботиться о памятниках истории и культуры (п. 3 ст. 44 Конституции РФ);
    • – сохранять окружающую среду (ст. 59 Конституции РФ);
    • – получение основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ) и др.
    • Изложенный материал может служить основанием для следующего вывода: конституционные (основные) права, свободы и обязанности важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством.

      Взаимная ответственность государства и личности — необходимый показатель их взаимодействия. Он выражает нравственные и правовые начала в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином.

      Именно государство в лице его органов является основным гарантом осуществления прав, свобод и законных интересов граждан, берет на себя обязанность их обеспечивать. Это, в частности, проявляется в следующем.

    • 1. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право па возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Имеется в виду обязанность государства возместить причиненный вред в связи с наличием такого основания ответственности, как незаконные действия (или бездействие) соответствующих государственных органов (должностных лиц).
    • 2. Статья 1069 ГК РФ устанавливает обязанность государства возместить вред гражданину, если таковой был причинен в результате незаконных действий либо бездействий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа самоуправления.
    • 3. Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу или незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, такой вред возмещается за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Следовательно, государство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб вне зависимости от причины нарушения прав гражданина.
    • Личность также песет ответственность в отношениях с государством. При совершении гражданином противоправного деяния к нему применяются меры юридической ответственности, соответствующие тяжести совершенного правонарушения, либо правовосстановительные средства компенсационного характера.

      Таким образом, гражданин и государство – носители взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с которыми может строиться их взаимная юридическая ответственность.

      Как видим, теория государства и права рассматривает и изучает в этой сфере отношений лишь некоторые самые общие черты взаимодействия гражданина и государства. Основное ключевое звено такого взаимодействия заключается в обеспечении необходимых условий для нормальной жизнедеятельности общества. Для этого каждая из сторон рассматриваемого отношения «государство – гражданин» должна строить свои действия на основе права, принципа законности, ориентации на ценности демократического общества.

      Граждане без гражданства: как отстоять право на российское гражданство

      Марьяна Торочешникова: Граждане без гражданства. Кто остался за бортом после развала Советского Союза и законодательных преобразований в России? Как отстоять право на российское гражданство? Нужно ли доказывать факт наличия российского гражданства? На чьей стороне закон? На чьей стороне суды?

      В студии Радио Свобода консультант по правовым вопросам сети « Миграция и право » Маргарита Петросян и правозащитник Артур Корковидов .

      Вообще, я начала сегодняшнюю передачу с такой странной довольно формулировки – граждане без гражданства. Звучит довольно абсурдно, как это так – если гражданин, значит, и гражданство есть. Либо нет. Но, тем не менее, выясняется, что сейчас довольно много людей, которые считают себя гражданами в России в нашем случае, но чиновники их таковыми не считают или представители правоохранительных органов вдруг заявляют о том, что «на самом деле вы не имеете российского гражданства», и отбирают паспорта. Или же люди, которые остались после развала Советского Союза жить в странах СНГ и Прибалтики, не успели или не захотели принять гражданство тех стран, все так же остаются гражданами Советского Союза, хотя такой страны не существует, и что с этими людьми? Обладают ли они правом на российское гражданство? Могут ли они считаться гражданами России?

      Я бы хотела начать наш разговор как раз с этой группы людей, с тех, кто живет за пределами Российской Федерации, не на территории России, кто не имеет гражданства, скажем, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана или Литвы, Латвии, то, не менее, не может по каким-то причинам получить российское гражданство. Много ли таких людей? И что они могут предпринять в данном случае, Маргарита Ефремовна?

      Маргарита Петросян: Прежде всего я хотела бы внести мелкую, но важную поправку в вашу формулировку о том, что люди считают себя гражданами. Считать – это мнение, это, если хотите, эмоция. Правильнее, наверное, было бы сказать: люди, которые по праву, по духу права что ли (не всегда по букве закона), по логике права имеют право быть гражданами. Но это право за ними отрицается, и гражданство они получить не могут.

      Марьяна Торочешникова: Но что это за люди, например. Давайте, просто чтобы было понятно, о чем речь, какой-то конкретный пример приведем.

      Маргарита Петросян: Пожалуйста. Я назвала бы в первую очередь две группы людей. Это люди, которые, скажем, родились на российской территории, потом уехали работать или по каким-то другим причинам в другие республики Советского Союза, прожили там, там родились их дети. Они либо не приняли гражданство, либо гражданство они получили, не отказываясь от гражданства теперь уже государства своего рождения, поскольку тогда, как вы помните, гражданство получали часто автоматически, просто по принципу проживания. И теперь они вернулись сюда и не могут получить российское гражданство. Это первая категория, это так называемые «лица Российской Федерации по рождению». И вторая, очень большая группа – это граждане бывшего СССР, то есть обладатели паспортов СССР образца 1974 года, иногда, кстати, потерявшие эти паспорта: что очень осложняет их положение, которые живут здесь годами, с 1993 года, с 1994 года.

      Марьяна Торочешникова: Здесь – в России?

      Маргарита Петросян: Да, в России, и которые оказываются в подвешенном положении. Практически им тоже весьма трудно. Вот они действительно чувствуют себя гражданами, они живут в этой стране 10, 12 и так далее лет, но за ними не признают возможности получить гражданство.

      Марьяна Торочешникова: Я знаю, что Артур Константинович более радикально настроен. И насколько я помню из наших разговоров по прошлым передачам, вы считаете, что с точки зрения юридической, если уже переходить даже немножко к казуистике, то, в принципе, все бывшие граждане Советского Союза, не принявшие гражданство других стран, являются гражданами России, поскольку Россия – преемник Советского Союза. Правильно?

      Артур Корковидов: Все правильно.

      Марьяна Торочешникова: А скажите, пожалуйста, вот эта позиция ваша, такая более радикальная, она находит подтверждение, в частности, в судах? Можно ли доказать каким-то образом свое право на российское гражданство?

      Артур Корковидов: Нет, пока в судебной практике невозможно, потому что наши суды не руководствуются международными договорами Российской Федерации, по которым Российская Федерация является правопреемником, продолжателем СССР, по международным договорам. Всеобщая декларация прав человека, статья 15, которая была ратифицирована СССР, и в настоящее время Российская Федерация ее выполняет, предусматривает, что никто не может быть лишен гражданства или права его изменить. Поскольку Российская Федерация является правопреемником СССР, по международным договорам, Российская Федерация обязана обеспечить гражданством всем гражданам бывшего СССР, которые по тем или иным причинам оказались лицами без гражданства. А таких достаточно большое количество, не меньше… только на территории Российской Федерации около миллиона, и в других республиках – в Прибалтике и так далее.

      Вы затронули вопрос о том, что есть значительная часть граждан, которые чувствуют себя, считают себя гражданами. Они не просто считают себя гражданами, они имеют документы, российский паспорт, подтверждающий принадлежность их гражданства Российской Федерации. Эта часть граждан бывшего СССР прибыли на территорию России после 6 февраля 1992 года, прописались здесь, кто где, у знакомых или приобрели жилье, прописались, будучи с советскими паспортами. И когда они обменивали их, в тот период не только на федеральном уровне, а в районных отделениях вообще никто не понимал ничего в законе о гражданстве, и их всех прописали, затем поменяли паспорта на новые российские. В 2003 году в постановление правительства 828 от 8 июля 1997 года был внесен пункт 7, который предоставлял право органам внутренних дел изымать паспорта, выданные с нарушением установленного порядка или оформленные на похищенном или утраченном бланке паспорта, они подлежали изъятию. В результате сейчас, когда граждане достигают определенного возраста – 45 лет, им надо обменять паспорт, или нам надо получить вкладыш на детей, или по другим основаниям они обращаются, работники милиции требуют выписку из домовой книги и обнаруживают, что он прописался на территории Российской Федерации после 6 февраля 1992 года. Они заявляют: «Вам был ошибочно выдан паспорт. Вы не являетесь гражданином Российской Федерации, вы должны сдать паспорт и обратиться за получением российского гражданства».

      Марьяна Торочешникова: То есть получается, что люди, которые благополучно жили все это время в России и были гражданами Российской Федерации, участвовали в выборах, исполняли какие-то обязанности, платили налоги как граждане Российской Федерации, а потом оказывается, что все это они делали неправильно, потому что таковыми они не являются. Мы попозже остановимся подробно на этой категории людей. Просто давайте, раз уж мы, в принципе, обозначили категории тех людей, которые столкнулись с этими проблемами, сейчас попробуем по каждой из них поговорить отдельно, что этим людям можно конкретно делать для того, чтобы получить документ, в конце концов, если уж такими категориями мы будем рассуждать, который подтверждает их гражданство.

      И теперь, когда мы уже определились с группами людей, которые вот в таком подвешенном состоянии оказываются, давайте попробуем как-то им помочь, во всяком случае, рассказать им, каким образом они могут действовать, для того чтобы доказать свое гражданство и стать действительно гражданами. Начнем с тех людей, которые сейчас живут в странах СНГ, за пределами России, но которые чувствуют себя гражданами России и считают, что у них есть право на российское гражданство. Маргарита Ефремовна, пожалуйста, что делать этим людям?

      Маргарита Петросян: Тем людям, которые живут не на территории Российской Федерации, в этом случае поступить как раз проще, потому что, в соответствии с 14-ой статьей закона о гражданстве – это статья, которая предусматривает упрощенный порядок получения гражданства для лиц, граждан бывшего СССР, как они именуются в законе, – они могут обратиться, если они не получали гражданство того государства, бывшей республики, в которой проживают, в соответствии с частью 1-ой, пунктом «А» этой первой части статьи 14-ой, они могут обратиться в посольство и подать документы, подтвердив, что у них нет другого гражданства, могут подать документы. И ждать, когда им в течение какого-то времени…

      Марьяна Торочешникова: А сколько времени может занять это ожидание?

      Маргарита Петросян: Теоретически или практически?

      Марьяна Торочешникова: Ну, и теоретически предусматривает ли закон какие-то сроки…

      Маргарита Петросян: По закону – 9 месяцев.

      Марьяна Торочешникова: А на самом деле как происходит?

      Маргарита Петросян: Я не могу вам сказать. Дело в том, что от людей, которые обращаются к нам, мне известно, что когда они приходят… Во-первых, там люди, к сожалению, еще менее информированы о содержании законодательства, чем в России. Это естественно, потому что в России они хоть могут прийти проконсультироваться, скажем, в нашу организацию, есть и другие организации.

      Марьяна Торочешникова: У тех же правозащитников.

      Маргарита Петросян: Да. А там нет информации. Так вот, когда все-таки кто-то получает представление о том, что у него есть такое право, и приходит в консульство, то ему, как правило, говорят: «Да что вы, езжайте туда, езжайте в Россию и там решайте этот вопрос». Но человек приезжает в Россию – и ситуация меняется кардинально. По подзаконному акту, утвержденному указом президента положению о порядке рассмотрения вопросов гражданство, ему надо с другими документами при подаче документов представить вид на жительство.

      Марьяна Торочешникова: То есть получается, что проблем у человека становится больше.

      Маргарита Петросян: Не только больше! Проблема становится практически неразрешимой.

      Марьяна Торочешникова: Почему? Так сложно получить вид на жительство в России?

      Маргарита Петросян: Конечно. Все это не совсем, может быть, точно тема нашей сегодняшней беседы, но я не могу не сказать, что эта проблема и масса других проблем – это проблемы несостыковки двух этих законов – закона о правовом положении иностранных граждан и закона о гражданстве. Не будем говорить об этом подробно, это самостоятельная тема, но в результате этой несостыковки получается так, что люди, которые как бы могут получить российское гражданство, не могут практически этого сделать, потому что закон о правовом положении иностранных граждан создает для них проблему с их легальным нахождением на российской территории.

      Марьяна Торочешникова: На территории Российской Федерации.

      Маргарита Петросян: Да.

      Марьяна Торочешникова: То есть получается, что здесь мы должны дать какой-то универсальный совет людям, которые все-таки желают получить российское гражданство: лучше обращаться в консульство Российской Федерации в той стране, где человек сейчас живет, и пробовать получить гражданство таким образом, но не ехать в Россию.

      Маргарита Петросян: Вы понимаете, в чем дело, вот эта самая 14-ая статья «Об упрощенном порядке приобретения гражданства для граждан бывшего СССР», в ней шесть статей. Практически действует — я сужу по обращениям — вернее, практически функционирует, и по ней, как правило, пытаются получить гражданство, часть 4-ая. Эта часть 4-ая – временного действия. В соответствии с этой частью, российское гражданство могут получить иностранные граждане, в том числе лица без гражданства, которые живут на российской территории и зарегистрированы по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года, или те, которые получили разрешение на временное проживание. Вот если человек приезжает из другой бывшей республики СССР, ему удается получить разрешение на временное проживание – он тут же может подать документы на гражданство. Но это, повторяю, временная статья, она действовала до 2006 года, сейчас ее продлили до 1 января 2008 года. А если ее не продлят, то вопрос о получении российского гражданства…

      Марьяна Торочешникова: … таким образом, он уже…

      Маргарита Петросян: Нет, просто этот наиболее популярный способ уже себя исчерпает, и будут действовать эти самые часть 1-ая, часть 2-ая и так далее.

      Марьяна Торочешникова: Здесь очень важный момент, я хочу обратить на него внимание. Если вернуться к попытке получить гражданство через консульство Российской Федерации, вы говорили, что человек может подать заявление на получение российского гражданства в случае, если он не имеет другого гражданства, гражданства этой страны. Я так услышала.

      Маргарита Петросян: В том случае, если он остается лицом без гражданства.

      Марьяна Торочешникова: Да, но опять же в самом начале передачи вы сказали, что многие граждане получали гражданство по так называемому нулевому варианту. То есть вот Союз распался, человек жил в Молдавии, меня паспорта – и ему дали молдавский паспорт, его сделали гражданином Молдавии. И все, у этого человека больше нет права претендовать на российское гражданство?

      Маргарита Петросян: Увы, нет. Это вытекает из, в общем-то, в свое время очень прогрессивного решения Конституционного суда, в 1996 году было такое уже многим известное так называемое «дело Смирнова», где было сказано, что человек, который родился на территории РСФСР, потом уехал в пределах бывшего СССР в другое государство, не принял его гражданство и потом вернулся в Российскую Федерацию, он признается, будучи гражданином Российской Федерации по рождению, ему не нужно приобретать гражданство, он признается гражданином Российской Федерации. Но только в том случае, если он не принимал другого гражданства.

      Марьяна Торочешникова: А если принял, то все, поезд ушел?

      Маргарита Петросян: Поезд ушел.

      Марьяна Торочешникова: И на какое российское гражданство рассчитывать нельзя?

      Маргарита Петросян: Да. Хотя надо сказать, что, с моей точки зрения, новый закон о гражданстве дает возможности для того, чтобы Конституционный суд снял вот эту последнюю оговорку о непринятии другого гражданства. Потому что, в отличие от закона о гражданстве 1991 года, в законе 2002 года сказано не только о том, что проживание за пределами Российской Федерации не ведет к утрате гражданства, но и сказано там, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не означает утраты им гражданства Российской Федерации. А по мнению Конституционного суда, лицо, которое родилось на территории Российской Федерации и является гражданином Российской Федерации по рождению, является гражданином с момента рождения. То есть он уже гражданин и перестает быть гражданином, только если он по свободному волеизъявлению…

      Марьяна Торочешникова: … от этого гражданства отказался.

      Маргарита Петросян: Да, и принял другое гражданство. То есть, таким образом, в этом законе акцент перенесен, с моей точки зрения, с получения другого гражданства на выход из российского гражданства. Но Конституционный суд, к сожалению, не хочет менять вот это самое свое постановление 1996 года.

      Марьяна Торочешникова: Пока ожидает чего-то?

      Маргарита Петросян: Я думаю, что он ничего не ожидает.

      Марьяна Торочешникова: Олег из Петербурга дозвонился на Радио Свобода. Здравствуйте.

      Слушатель: Здравствуйте. Артур Константинович, пару лет назад Верховный суд рассматривал ваше обращение по поводу срока действия паспортов образца 1974 года, и там этот Верховный суд, в общем-то, признал, что эти паспорта не имеют ограничительного срока действия. Скажите, пожалуйста, это определение кассационной коллегии Верховного суда по вашему делу, оно исполняется? То есть органы Федеральной миграционной службы признают действительность паспортов 1974 года? И вы по другим вопросам намереваетесь обращаться, например, в Верховный суд или в Конституционный суд?

      Марьяна Торочешникова: Спасибо, Олег. Артур Константинович, пожалуйста, по поводу ФМС.

      Артур Корковидов: По поводу признания Верховным судом Российской Федерации действительности паспорта СССР образца 1974 года для граждан Российской Федерации, признаюсь, хотя на местах и устраивают всякие козни, но вот в февральском номере 2007 года «Бюллетеня Верховного суда», на странице 4 также напечатано определение судебной коллегии Верховного суда и указано, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации является действительным до даты фактической замены его на паспорт гражданина Российской Федерации. То есть, пока сам гражданин его не пойдет и не обменяет, он является действительным, и поэтому все нарушения, связанные с наличием паспорта, можете обжаловать смело в районные суды.

      Марьяна Торочешникова: Давайте послушаем Вячеслава Михайловича из Петербурга. Здравствуйте.

      Слушатель: Здравствуйте. Я хочу не вопрос задать, а сказать. Люди добрый, кто собирается везти своих стариков, выполняя сыновний и дочерний долг, не делайте этого. У меня теща, 83 года, родилась в Самаре, в России, сейчас перевезли ее с Украины. Поверьте мне, это хождение по мукам уже 9 месяцев! В октябре перевезли, и представляете, 83 года, инвалид – никому она не нужна, мы мучаемся. И временное получили – и все равно этот ужас. Поэтому я хочу через мою радиостанцию предупредить: не делайте этого.

      Марьяна Торочешникова: Вячеслав Михайлович, спасибо за предупреждение. Я просто сразу же хочу обратиться с вопросом к Маргарите Ефремовне. Насколько я понимаю, вы говорили, что люди, согласно постановлению Конституционного суда от 1996 года…

      Маргарита Петросян: Нет, здесь дело не в этом. Она получила разрешение на временное проживание, и она сразу может подать документы на получение гражданства.

      Марьяна Торочешникова: Но вот 9 месяцев ждут – и ничего не происходит.

      Маргарита Петросян: Нет, я так поняла, что 9 месяцев ждали для того, чтобы она, наконец, получила разрешение на временное проживание. Сейчас для тех, кто приезжает, — это уже поправка к закону «О правовом положении иностранных граждан» — этот срок сведен до 2 месяцев для получения разрешения на временное проживание, для лиц, которые приезжают из государств – бывших республики. Но вообще это была ужасная совершенно история с этими самыми стариками. У меня были такие дела, когда это тянулось 9 месяцев, 10 месяцев, год. Я знаю дело, когда, правда, мы судились очень основательно, и прошел года, пока эта очень пожилая женщина после инсульта получила разрешение на временное проживание, тоже нетрудоспособная мать вполне дееспособных детей, граждан Российской Федерации.

      Марьяна Торочешникова: А на ваш взгляд, вообще, следует ли руководствоваться советом нашего слушателя и отказываться от этой затеи раз и навсегда по причине волокиты, длительных сроков ожидания. И уж тогда не трогать стариков. Во всяком случае, не добиваться гражданства.

      Маргарита Петросян: Тут речь шла не о гражданстве, насколько я понимаю, а о фактическом положении, обо всей этой волоките, о том, что все это в подвешенном состоянии. А почему так добиваются люди гражданства российского и не могут, скажем, удовлетвориться, как очень многие в других странах, просто видом на жительство? Потому что при общей незащищенности наших людей, граждан я имею в виду, лицо, которое не имеет гражданства, является еще менее защищенным. То есть максимальную из возможной, недостаточной, с моей точки зрения, социальной и прочей защиты лицо может получить только после того, как приобретет гражданство. Я знаю многих людей, которые живут, я не знаю, в Канаде, в США на основании вида на жительство, и разница между ними и гражданами состоит только в том, что они не голосуют, во всяком случае, на федеральных или…

      Марьяна Торочешникова: А все остальные социальные услуги они могут получать на тех же основаниях и так же, как все остальные люди.

      Маргарита Петросян: Практически да. Я понимаю человека, который позвонил. В нем говорит, конечно, горечь, потому что это все наша бюрократическая… Вы понимаете, дело же не только в законе. Дело в том, что чиновник, если ему надо встать и перейти в комнату и позвонить, не будет этого делать, если он может переложить, скажем, получение какого-то запроса или справки на самого обращающегося. Наши чиновники, я не имею в виду конкретно каждого, но вот основная масса, насколько я могу судить, чиновники низшего уровня…

      Марьяна Торочешникова: … не заинтересованы в том, чтобы помогать.

      Маргарита Петросян: Дело не в том. Они, во-первых, очень тешатся своей властью, во-вторых, они безумно ленивы, они не любят лишних движений. И кроме того, к сожалению, они просто не образованны и некомпетентны очень часто.

      Марьяна Торочешникова: Надежда Владимировна из Москвы дозвонилась на Радио Свобода. Пожалуйста.

      Слушатель: Здравствуйте. У меня два коротеньких вопросика. Если с гражданином России заключен брак, ну, с Украины или не важно откуда, является ли жена или муж, которые сюда приехали, уже гражданами России? Потому что не секрет, что очень многие заключают фиктивные браки. Будут ли они сразу же являться гражданами? Это первый вопрос. И второе, здесь была передача, на вашей же волне, и там задавали такой вопрос люди: «Мы проживаем, не являясь гражданами России…» И семьи сюда перетянули они, отовсюду – и с Молдавии, и с Кавказа. «Очень много нас народу, — говорят, — и мы живем по 12 лет. Нам не нужны ни деньги, ни квартиры. Можем ли мы, не имея никаких документов, просто здесь проживая 12 лет нелегально, быть сейчас гражданами России, легализоваться?»

      Марьяна Торочешникова: Надежда Владимировна, я очень хорошо помню этот вопрос, у нас тогда был представитель Федеральной миграционной службы, и мы рассказывали о новой программе добровольного переселения. Позвонил человек, он совершенно легально здесь живет, он просто не имеет российского гражданства, и говорит, что хотелось бы его получить: «Мне ничего от России не надо, но просто хочется уже гражданство, чтобы как-то участвовать в жизни страны». Это отдельная история. А на первый вопрос позвольте мне ответить, просто чтобы нам далеко не уходить. Нет, не будет автоматически супруг или супруга – гражданин другой страны не станет гражданином Российской Федерации. Да, Артур Константинович, вы хотите что-то добавить?

      Маргарита Петросян: Прошу прощения, но может получить разрешение на временное проживание вне квоты.

      Марьяна Торочешникова: Да, то есть и без очереди, и неограниченное во времени, правильно?

      Маргарита Петросян: Нет, на три года. Разрешение дается на три года. По истечении одного года можно подать заявление о получении вида на жительство. А право на получение гражданства супруг приобретает только по истечении трех лет брака, но при этом он должен легально находиться на российской территории, то есть обязательно иметь разрешение на временное проживание.

      Артур Корковидов: Я хотел затронуть самую такую угнетенную категорию граждан, которые лишены вообще всех прав на территории России. Это граждане бывшего СССР, их сотни тысяч, в основном русских, русскоязычных, которые из Средней Азии, из Казахстана приехали, они более 10 лет, по 15 лет находятся на территории Российской Федерации, не приобрели никакого гражданства и являются лицами без гражданства. Они абсолютно не защищены государством. Больше того, их еще и лишают всего, штрафуют, якобы, они незаконно находятся. И вот в отношении этой категории граждан специально в новом законе норма есть, которая предоставляет им право в упрощенном порядке, независимо от места постоянного проживания на территории бывшего СССР приобрести гражданство без соблюдения условий. Не требуется законом предоставлять вид на жительство. А вот указ президента как-то и не дает возможности им (указ этот, сразу скажу, противоречит закону) прибрести гражданство. Я, вообще, рассматриваю это как государственный геноцид. Эти люди лишены всех прав. Их что, на вымирание бросили?

      Марьяна Торочешникова: А кто-нибудь предпринимал попытки оспорить в суде вот это противоречие?

      Артур Корковидов: Да, мы недавно совершенно оспорили этот абзац «Положения о порядке рассмотрения вопроса» указа президента 1325, но пока Верховный суд разъяснил нам, что, мол, этот упрощенный порядок для этих лиц заключается только в ограничении срока проживания. Хотя там прямо сказано, что «без соблюдения всех условий, предусмотренных статьей 13-ой, частью 1-ой», а именно – наличие законности проживания, срока проживания с момента получения вида на жительство, независимо от того, в какой республике он живет, в том числе на территории Российской Федерации. Им не надо никаких видов на жительство, не требуется этим законом. А Верховный суд пока отказал, сейчас идем в кассационную инстанцию.

      Марьяна Торочешникова: То есть вы продолжаете бороться.

      Артур Корковидов: Да, чтобы снять это требование о предоставлении вида на жительство, который невозможно получить, не имея жилья. То есть право получения гражданства непосредственно связано с наличием индивидуального жилья.

      Марьяна Торочешникова: То есть если собственник…

      Маргарита Петросян: Это то, о чем я говорила в начале, это 14-ая статья, 1-ая часть, пункт «А». То есть когда вы подаете за границей, как будто бы вы без всяких препятствий получаете российское гражданство, но как только вы въезжаете, не в соответствии с законом, а именно в соответствии с этим самым подзаконным актом, с положением, вы почему-то должны предоставлять вид на жительство.

      Марьяна Торочешникова: Иван из Москвы дозвонился на Радио Свобода. Здравствуйте.

      Слушатель: Всем присутствующим большое спасибо за очень интересную передачу, всегда с удовольствием ее слушаю, постоянный радиослушатель. У меня вопрос ко всем. Меня интересует общее положение, когда Российская Федерация приняла на себя обязательства Советского Союза в выполнении всех актов, распоряжений и так далее. Как это называется правильно и от какого это числа?

      Марьяна Торочешникова: Да, Иван, спасибо за вопрос. Вы, правда, нас немножко уводите в сторону от темы…

      Артур Корковидов: Это федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». Там есть нормы, которые Российская Федерация признает и является продолжателем СССР по всем международным договорам СССР.

      Марьяна Торочешникова: А вы можете назвать номер этого документа, и где его можно посмотреть?

      Артур Корковидов: У меня нет с собой, не знаю. Закон называется «О международных договорах Российской Федерации».

      Марьяна Торочешникова: Я бы хотела вернуться к разговору о группах граждан, которые сейчас оказались в таком подвешенном состоянии, что им можно делать. Мы поговорили о жителях СНГ, которые хотят получить российское гражданство, как они это могут сделать, в консульстве или не в консульстве. Но есть же люди, вы об этом говорили, Маргарите Ефремовна, которые сами являются гражданами Российской Федерации, но их дети родились за пределами Российской Федерации. Эти дети обладают правом на российское гражданство?

      Маргарита Петросян: Да. Я говорила о позиции Конституционного суда, выражала сожаление, что он не хочет расширять свою позицию, выраженную в этом самом решении по «делу Смирнов» 1996 года, но маленький прорыв в этой части Конституционный суд все-таки сделал. Он принял такое определение, не решение, и определением обычно отказываются в рассмотрении жалобы, но иногда в определениях Конституционный суд помещает весьма важные, имеющие правовые последствия какие-то такие замечания. Было такое определение по делу гражданки Даминовой, которая является дочерью лиц, являющихся гражданами Российской Федерации по рождению, которые, в соответствии со схемой «дела Смирнова», вернулись, они не принимали гражданство той республики, в которой они жили, они получили признание своего российского гражданства по рождению. А дочь их родилась… по-моему, в Узбекистане все это происходило, и дочь их родилась в Узбекистане, причем дочь уже давно совершеннолетняя. И вот, рассматривая это дело, Конституционный суд вынес весьма важное решение, что если родители или единственный родитель человека, гражданин Российской Федерации по рождению, не получил гражданство той республики, в которой он проживал, вернулся, был признан, в порядке признания стал гражданином, официально это называется – получил гражданство в порядке признания. Ссылаясь прямо на принцип крови (есть два принципа гражданства – принцип почвы и принцип крови), Конституционный суд пришел к выводу, что дети таких граждан Российской Федерации по рождению тоже должны признаваться гражданами Российской Федерации, независимо от места рождения и независимо от того, достигли ли они совершеннолетия. Последняя оговорка важна в том смысле, что пока лицо несовершеннолетнее, оно автоматически получает гражданство, так сказать, по заявлению родителей. А когда уже человеку 18 лет исполнилось, он должен самостоятельно принимать гражданство. Так вот, такие дети, даже уже весьма взрослые, они также признаются гражданами Российской Федерации.

      Марьяна Торочешникова: Именно признаются, то есть…

      Маргарита Петросян: Признаются, признаются…

      Марьяна Торочешникова: Это очень важно.

      Маргарита Петросян: Это важно, потому что недавно приходили ко мне люди, которые дошли до Верховного суда, примерно такая же ситуация, но они не знали об этом определении, и суды, видимо, не знали об этом определении. И они дошли, в общем, до Верховного суда с требованием о признании сына такого вот гражданина Российской Федерации по рождению также гражданином, и везде получили отказ. Вот сейчас мы пытаемся как-то это дело перерешить.

      Марьяна Торочешникова: Леонид из Москвы дозвонился на Радио Свобода. Пожалуйста, говорите.

      Слушатель: Здравствуйте. Я хотел бы узнать, вернее, надо как-то уточнить, когда мы говорим о русских или русскоязычных – это же разница большая. Вот, например, мой племянник в Узбекистане вместе с другом окончили институт, пошли попросить гражданство российское в посольство – его друг уже давно гражданин России, а мой племянник армянского происхождения, но русскоязычный, и ему говорят: «Идите в армянское посольство». А он ни одной буквы, ни одного слова не знает, он русскоязычный человек от рождения. Что же делать в этом случае?

      Марьяна Торочешникова: Артур Константинович ответит на ваш вопрос. Спасибо, Леонид.

      Артур Корковидов: К русскоязычным относятся все, для кого русский язык является родным, в том числе ваш племянник.

      Марьяна Торочешникова: А вообще, имеет какое-то принципиальное значение, если мы говорим о признании за человеком гражданства, какой язык для него является родным? И может случиться так, как в этой ситуации, что родители признаны гражданами Российской Федерации, а их ребенок, который родился на территории другой республики, предположим гипотетически, совершенно не говорит по-русски, но он же будет при этом гражданином признаваться или нет?

      Артур Корковидов: Нет, русскоязычный – это вообще не юридический термин, это обиходный. А необходимость при получении гражданства знать русский язык – это предусмотрено законом о гражданстве. Надо знать русский язык тем, кто обращается за приобретением гражданства.

      Марьяна Торочешникова: Я так и поняла, что делать этому племяннику теперь?

      Маргарита Петросян: Что делать? Жаловаться, естественно. Только непонятно, куда он будет жаловаться там. Но это прекрасная практическая иллюстрация того, как обращаются с людьми в наших российских консульствах.

      Марьяна Торочешникова: Можно попробовать связаться с правозащитниками.

      Маргарита Петросян: Пожалуйста. Я могу предложить следующее. Нужно написать, он может обратиться, скажем… Ну, наша сеть находится только на территории Российской Федерации. Я бы хотела получить подробное письмо в подробным изложением, но не только, так сказать, с голыми словами. желательно, конечно, получить письменный отказ.

      Марьяна Торочешникова: Адрес назовите, пожалуйста.

      Маргарита Петросян: Не помню индекса, к сожалению. Москва, улица Долгоруковская, дом 33, строение 6, «Гражданское содействие». Это наша московская приемная.

      Марьяна Торочешникова: Если Долгоруковская, то индекс – 127006. Я знаю это почтовое отделение.

      Артур Корковидов: Я хотел коснуться той категории граждан, которые в настоящее время имеют российские паспорта, которые органы Федеральной миграционной службы не признают и пытаются их изъять. Так вот, вообще, эта норма предусмотрена 7-м пунктом постановления правительства, она явно незаконна, потому что федеральным законодательством запрещено изымать паспорта.

      Марьяна Торочешникова: Это мы говорим уже о тех людях, которые случайно выяснили, что они, оказывается, не граждане.

      Артур Корковидов: Этот вопрос был обжалован в Верховном суде по делу Кириллова, и Верховный суд установил, что изъятие паспорта по этим основаниям, что якобы он выдан незаконно, в нарушение установленного порядка, выяснив такой факт, не может расцениваться как лишение гражданства гражданина Российской Федерации. Раз они изымают этот документ, который, по их мнению, является выданным с нарушением установленного порядка, он же не куплен, а выдан органами внутренних дел, значит, они должны выдать взамен другой паспорт гражданина Российской Федерации. Более того, первым законом о гражданстве Российской Федерации отмена решения по вопросам гражданства допускалась только в течение пяти лет. В соответствии с ныне действующим законом о гражданстве отмена решения по вопросам гражданства допускается только в судебном порядке и в случае, если будет доказано, что сам гражданин предоставил при получении гражданства…

      Марьяна Торочешникова: … недостоверные сведения.

      Артур Корковидов: … ложные сведения, заведомо ложные, недостоверные сведения или подложные сведения, только в судебном порядке. Следовательно изъятие паспорта по тем основаниям, что он позже прописался на территории России, после 6 февраля, как это повсеместно делается, не является основанием для лишения гражданства.

      Марьяна Торочешникова: Артур Константинович, вы меня немножко опередили, я хотела как раз на закуску оставить эту вашу судебную победу, а вас просить сообщить контактные координаты, как можно с вами связаться. Вот люди спрашивали.

      Артур Корковидов: По вопросам помощи, вот этот армянин, для которого русский язык родной, как и для меня, армянина, — 738-06-66. Пожалуйста, звони, разберемся.

      Марьяна Торочешникова: Это телефон в Москве.

      Артур Корковидов: Мой, да.

      Марьяна Торочешникова: 495 – код Москвы. Лука из Петербурга дозвонился на Радио Свобода. Пожалуйста, говорите.

      Слушатель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Те ограничения по получению гражданства, в том числе факты нарушения законодательства, факты наличия противоречий в законодательстве, вот эта ситуация, когда она создавалась, это имело какую-то цель для законодательных органов, правительства? Или это делалось без цели? То есть у меня просьба ответить прямым текстом, за этим стоит какая-то тенденция или органы законодательные и правительство действуют вообще без всякой цели, наобум? Спасибо.

      Марьяна Торочешникова: Спасибо, Лука, за ваш вопрос. Я думаю, он просто адресован немножко не тем людям.

      Артур Корковидов: Да нет, я объясню, объясню. Дело в том, что по первому закону о гражданстве Российской Федерации все граждане, любой гражданин бывшего СССР мог спокойно до 1 января 2001 года в порядке регистрации получить без всяких проблем гражданство Российской Федерации. Но просто люди не знали об этом многие и оказались в результате вообще без гражданства. А теперь, естественно, это цель, это не просто так ограничивают. Для чего? Для того чтобы предоставить возможность получения гражданства, но проживания в том регионе, в котором вам будет указано. Сибирь, Урал, Дальний Восток – пожалуйста, обращайтесь, вам дадут гражданство с обязательством прожить определенное количество лет там.

      Марьяна Торочешникова: Это было мнение Артура Константиновича Корковидова. Маргарите Ефремовна, ваше мнение?

      Маргарита Петросян: Поскольку я слежу, естественно, за этим законодательством и за тем, как оно принимается, я прекрасно помню, как принятие теперешнего закона о гражданстве 2002 года проходило в Думе под вопли: «Россия не проходной двор! Все, кто хотел получить российское гражданство, уже смог это сделать», что, разумеется, не соответствует истине. Таким образом, это была, как это принято называть, политическая воля.

      Марьяна Торочешникова: Спланированная акция?

      Артур Корковидов: Целевая.

      Маргарита Петросян: Ну, умонастроения нашего депутатского корпуса, и не только депутатского корпуса. Менее чем через год обнаружилось, что закон слишком жесткий. И то, что мы имеем сейчас, это все-таки уже закон, в частности, 14-я статья, с учетом изменений, которые были внесены в 2003 году. Это, так сказать, вопрос о политической направленности этого закона. Но, кроме всего прочего, чрезвычайно важную негативную роль играет некомпетентность и… воздержусь от более резких слов.

      Артур Корковидов: Да просто безграмотность!

      Марьяна Торочешникова: Людей, которые должны этот закон применять.

      Маргарита Петросян: Там масса противоречий. Анализ, скажем, 14-ой статьи, всех ее частей это подтверждает.

      Марьяна Торочешникова: Тем не менее, как показывает практика, побороться все-таки можно. К сожалению, наша передача подошла к концу. Как всегда, времени не хватает на то, чтобы обсудить все вопросы…

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *