Закон о выплатах осаго

Поправки в сфере ОСАГО. Что изменится для страховых компаний и собственников автомобилей?

Электронный полис ОСАГО заканодательно приравнен к бумажному варианту. При этом полисам будет присваиваться единый уникальный номер. Такие поправки внесены Федеральным законом от 01.05.2020 № 88-ФЗ. Также в новом законе предусмотрено снятие запрета на перестрахование рисков, уточнен порядок предъявления регрессных требований, а также упрощен порядок оформления дорожно-транспортных происшествий.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.05.2020 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ). В нем усовершенствовано законодательство об ОСАГО, в частности об оформлении полисов, перестраховании рисков, предъявлении страховыми компаниями регрессных требований, о компенсационных выплатах объединения страховщиков. За исключением некоторых положений Закон № 88-ФЗ вступит в силу с 29.10.2020.

Перестрахование рисков по ОСАГО

В Законе № 88-ФЗ разрешено перестрахование рисков по гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО). ОСАГО является единственным видом имущественного страхования, риски по которому в России не передаются в перестрахование. Снятие такого ограничения связано в том числе со значительным увеличением объемов страховых премий по ОСАГО, собираемых страховщиками (с 26 млрд руб. в 2003 г. до 234 млрд руб. в 2016 г.), размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

Также снятие запрета на перестрахование рисков по ОСАГО связано с ПАО СК «Росгосстрах», которое находилось в периметре санации банка «Открытие» как участник одной с ним группы. Ряд экспертов полагают, что если бы страховая компания имела возможность перестраховывать свои риски по ОСАГО, то не попала бы в такую ситуацию. Еще существует мнение, что перестрахование будут использовать для вывода денег. Ведь лимиты выплат по ОСАГО маленькие и страховые компании своими ресурсами вполне могут перекрыть риски. Перестрахование больше нужно в тех случаях, когда задействованы более крупные суммы и собственных денег страховой компании может не хватить для выплаты страхового возмещения.

Полис в электронном виде

Электронный полис ОСАГО приравнен к бумажному. Раньше это не было закреплено законодательно. С 29.10.2020 каждому договору ОСАГО будет присваиваться уникальный номер для идентификации страховщика и подтверждения достоверности приобретенного полиса страхователем. При наличии электронного полиса можно будет сообщить только уникальный номер и страховщика, с которым заключен договор. Раньше для бумажных и электронных документов велись отдельные базы данных. В связи с поправками будет исключена система двойного учета страховых полисов в бумажном и электронном виде в информационной системе и отчетности страховщиков.

Оформление ДТП через портал госуслуг

Оформить дорожно-транспортное происшествие можно будет в электронном виде через портал государственных услуг (федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»). Речь идет о случаях оформления без участия уполномоченных сотрудников полиции, если страховое возмещение — в пределах 100 000 руб. и если нет жертв. Это будет возможно с 01.10.2020.

ОСАГО для иностранцев

При пересечении границы РФ водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию РФ, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или в рамках международных систем страхования.

Регрессные требования страховщиков

В Законе № 88-ФЗ уточнен перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред.

Так, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, перейдет право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вред был причинен этим лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или если оно не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Сейчас пока страховщики могут предъявлять регрессные требования только нетрезвым водителям, а отказывавшимся от медицинского освидетельствования водителям грозит штраф 30 000 руб. и лишение водительских прав.

Также регресс будет возможен, если вред был причинен лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Теперь указано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия, а также к его родственникам и наследникам. Эта норма вступила в силу с 01.05.2020.

ОСАГО для юридических лиц

Уточнено, что для заключения договора обязательного страхования страхователь (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан представить страховщику не свидетельство о государственной регистрации, а выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это связано с тем, что сейчас при регистрации регистрирующий орган выдает лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Споры о компенсационных выплатах

Установлена процедура рассмотрения споров по договорам обязательного страхования между страхователями и объединением страховщиков, она будет аналогична процедуре рассмотрения споров между страхователями и страховыми компаниями. При наличии разногласий между страхователем и объединением страховщиков относительно исполнения последним своих обязательств (в том числе по размеру компенсационной выплаты) страхователь, прежде чем предъявить судебный иск, должен будет повторно обратиться к объединению страховщиков с обоснованием своих требований. Объединение страховщиков рассмотрит претензию в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. При этом к данным отношениям между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не будут применяться положения Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Федеральный закон от 1 мая 2020 г. N 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 17 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2020 года

Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 4; 1999, N 47, ст. 5622; 2003, N 50, ст. 4858; 2005, N 10, ст. 760; N 30, ст. 3101; 2007, N 49, ст. 6048; 2010, N 17, ст. 1988; N 49, ст. 6409; 2011, N 49, ст. 7040; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 30, ст. 4067; 2015, N 10, ст. 1409; N 29, ст. 4385; N 48, ст. 6715; 2016, N 1, ст. 52; N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3863, 3891; N 27, ст. 4225, 4294; 2020, N 18, ст. 2557; N 31, ст. 4840; N 32, ст. 5113) следующие изменения:

1) в абзаце третьем пункта 1 статьи 6 слова «(страхового возмещения)» исключить;

а) в пункте 4 слова «(страхового возмещения)» исключить;

б) в пункте 5 слова «(страхового возмещения)» исключить;

3) в пункте 12 статьи 13 слова «, а также обязательство страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» исключить;

а) в пункте 4 1 слова «минимально допустимое значение» заменить словами «порядок расчета», слова «установления такого значения)» заменить словами «расчета такого соотношения), а также его минимально допустимое значение»;

б) в пункте 4 2 слова «пороговые значения нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, в случае несоблюдения которых» заменить словами «пороговое значение нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, в случае несоблюдения которого».

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 30, ст. 3114; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2020, N 1, ст. 32; N 32, ст. 5076; N 52, ст. 8102) следующие изменения:

а) абзац восьмой после слов «настоящим Федеральным законом,» дополнить словами «правилами обязательного страхования,»;

б) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

«представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;»;

2) в пункте 1 статьи 2 слово «иных» исключить, дополнить словами «, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России)»;

а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.»;

б) подпункт «б» пункта 3 изложить в следующей редакции:

«б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;»;

4) в пункте 1 статьи 5 слова «Центральным банком Российской Федерации (далее — Банк России)» заменить словами «Банком России»;

5) в пункте 3 статьи 10:

а) в абзаце первом слова «при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона,» исключить;

б) подпункт «б» дополнить словами «при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона»;

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими наместо дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.»;

б) в пункте 6 слова «страховщика или представителя страховщика» заменить словами «сотрудника страховщика или иного уполномоченного страховщиком лица»;

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования заполняют извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении таких извещений.»;

7) в статье 11 1 :

а) в подпункте «в» пункта 1 цифру «5» заменить цифрой «6», слова «бланк которого заполнен» заменить словом «заполненном»;

б) дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

«1 1 . Положения настоящей статьи распространяются на дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства, которое зарегистрировано в иностранном государстве и гражданская ответственность владельца которого застрахована в рамках международных систем страхования, с учетом особенностей, установленных в соответствии с подпунктом «ж» пункта 9 статьи 31 настоящего Федерального закона.»;

в абзаце первом слова «бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный» заменить словами «извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное», после слов «транспортных средств,» дополнить словами «если иное не установлено настоящим пунктом,», слово «бланка» исключить;

в абзаце втором слова «бланке извещения» заменить словом «извещении»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть составлено водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в виде электронного документа. Извещение о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа составляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, установленной Банком России.»;

г) в пункте 4 цифру «5» заменить цифрой «6»;

д) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.»;

е) в абзаце первом пункта 8 цифру «5» заменить цифрой «6»;

8) статью 12 дополнить пунктом 9 1 следующего содержания:

«9 1 . В случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящей статьи. В этом случае общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона.»;

9) в пункте 4 статьи 12 1 :

а) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию и внесенное в государственный реестр экспертов-техников.»;

б) дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Профессиональная аттестация экспертов-техников и ее аннулирование осуществляются межведомственной аттестационной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В состав межведомственной аттестационной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального органа исполнительной власти в области юстиции, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также представители общественных организаций и эксперты в области независимой технической экспертизы транспортных средств.»;

в) абзац второй считать абзацем четвертым и его после слов «экспертов-техников» дополнить словами «, положение о межведомственной аттестационной комиссии»;

подпункт «б» дополнить словами «либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен»;

подпункт «ж» признать утратившим силу;

в подпункте «к» слово «страхователь» заменить словами «владелец транспортного средства», слова «в виде электронного документа» исключить;

дополнить подпунктом «л» следующего содержания:

«л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.»;

б) дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

«5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.»;

11) в статье 14 1 :

а) подпункт «б» пункта 1 после слова «застрахована» дополнить словами «по договору обязательного страхования»;

б) пункт 9 дополнить предложением следующего содержания: «В этом случае у потерпевшего не возникает право на получение компенсационной выплаты на основании невозможности осуществления страхового возмещения страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.»;

в абзаце первом слово «страхователь» заменить словами «владелец транспортного средства»;

в подпункте «б» слово «страхователем» заменить словами «владельцем транспортного средства»;

в подпункте «в» слово «свидетельство» заменить словами «выписка из единого государственного реестра юридических лиц», слово «страхователем» заменить словами «владельцем транспортного средства»;

подпункты «г» и «д» изложить в следующей редакции:

«г) регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства;

д) водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), временное удостоверение на право управления самоходными машинами либо копия одного из указанных документов в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);»;

подпункт «е» дополнить словами «, либо свидетельство о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин проведение технического осмотра таких машин не требуется)»;

дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:

«ж) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).»;

б) в абзаце первом пункта 3 1 слово «страхователь» заменить словами «владелец транспортного средства»;

в) дополнить пунктом 3 2 следующего содержания:

«3 2 . В случае представления владельцем транспортного средства ненадлежаще оформленного заявления о заключении договора обязательного страхования и (или) неполного комплекта документов страховщик в день обращения владельца транспортного средства сообщает ему об ошибках в оформлении указанного заявления и (или) о перечне недостающих документов.»;

г) в пункте 4 слово «страхователь» заменить словами «владелец транспортного средства»;

д) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа в соответствии с пунктом 7 2 настоящей статьи.

Бланки страховых полисов обязательного страхования с присвоенными уникальными номерами являются документами строгой отчетности, учет которых осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом «п» пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Страховщик вносит в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, сведения о заключенном договоре обязательного страхования не позднее одного рабочего дня со дня его заключения.»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«7 1 . Страховщик предоставляет страховым агентам и страховым брокерам бланки страховых полисов обязательного страхования с присвоенными уникальными номерами, обеспечивает контроль за использованием ими указанных бланков и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса обязательного страхования владельцу транспортного средства или иному лицу без присвоения такому полису в установленном порядке уникального номера, а также несоответствие сведений об условиях договора обязательного страхования, содержащихся в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям, предоставленным страховщику и (или) отраженным в бланке страхового полиса обязательного страхования, переданного страхователю.»;

в абзаце втором во втором предложении слово «бланка» заменить словами «уникального номера», слова «подпунктом «п» заменить словами «подпунктом «т»;

в абзаце втором слово «лицом» заменить словами «владельцем транспортного средства»;

в абзаце третьем слово «страхователь» заменить словами «владелец транспортного средства»;

в абзаце четвертом слова «направление страхователем» заменить словами «направление владельцем транспортного средства», слова «предоставляемых страхователем» заменить словами «предоставляемых владельцем транспортного средства»;

абзац шестой признать утратившим силу;

в абзаце седьмом слово «страхователя» заменить словами «владельца транспортного средства»;

в абзаце восьмом в первом предложении слово «страхователем» заменить словами «владельцем транспортного средства», слово «страхователю» заменить словом «ему», слова «и подписывается» заменить словом «подписывается», дополнить словами «и может быть распечатан на бумажном носителе», второе и третье предложения исключить;

дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

«В случае, если при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа в соответствии с правилами обязательного страхования выявлена недостоверность представленных владельцем транспортного средства сведений, возможность уплаты страховой премии владельцу транспортного средства страховщиком на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не предоставляется. Страховщик информирует владельца транспортного средства о необходимости корректировки представленных им при создании заявления о заключении договора обязательного страхования сведений с указанием их недостоверности.»;

абзац девятый считать абзацем десятым;

з) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Сведения о количестве наступивших страховых случаев по обязательному страхованию, количестве осуществленных страховых возмещений и об их размерах, о заявленных, рассматриваемых, но неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и их размерах, о количестве отказов в страховом возмещении и иные сведения, предусмотренные правилами профессиональной деятельности, установленными в соответствии с подпунктом «с» пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, вносятся страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней со дня получения страховщиком соответствующей информации или совершения им соответствующих действий.

По письменному требованию лица сведения, относящиеся к нему и указанные в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления такого требования.»;

и) в абзаце первом пункта 11 слово «бланка» исключить;

13) в пункте 1 статьи 16:

а) в абзаце втором после слова «сезонное» дополнить словами «и иное временное», слово «календарном» исключить;

б) в абзаце третьем после слова «сезонное» дополнить словами «и иное временное», слово «специальных» и слово «календарном» исключить;

а) пункт 2 1 изложить в следующей редакции:

«2 1 . Наряду с потерпевшим и выгодоприобретателем право на получение компенсационной выплаты после наступления событий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, имеют:

страховщик, приобретший в соответствии с пунктом 6 статьи 14 1 настоящего Федерального закона право на получение компенсационной выплаты;

лицо, приобретшее в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты, если она потерпевшему не производилась;

представитель потерпевшего, право которого на получение компенсационной выплаты подтверждено нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, подпись потерпевшего на которой удостоверена администрацией медицинской организации, в которой потерпевший находится на излечении в стационарных условиях.

Лицо, приобретшее в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты, вправе воспользоваться правами умершего потерпевшего, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи ему соответствующего свидетельства о праве на наследство или постановления нотариуса о предоставлении наследнику умершего потерпевшего денежных средств для осуществления расходов на его достойные похороны.»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. По требованию лиц, указанных в пункте 2 1 настоящей статьи, иск об осуществлении компенсационной выплаты по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, может быть предъявлен в течение трех лет со дня принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

По требованию лиц, указанных в пункте 2 1 настоящей статьи, иск об осуществлении компенсационной выплаты по основаниям, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 1 настоящей статьи, может быть предъявлен в течение трех лет со дня дорожно-транспортного происшествия.»;

в абзаце первом после слова «осуществляются» дополнить словами «только в денежной форме», слова «имеющих право на их получение» заменить словами «указанных в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, путем перечисления сумм компенсационных выплат на их банковские счета, сведения о которых содержатся в требованиях об осуществлении компенсационных выплат»;

в абзаце третьем слово «потерпевшим» заменить словами «лицами, указанными в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона,»;

б) в абзаце первом пункта 2 слово «устанавливаются» заменить словом «осуществляются»;

в) в пункте 3 слова «потерпевший обязан» заменить словами «лицо, указанное в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, обязано»;

слово «потерпевшего» заменить словами «лица, указанного в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона,», слово «потерпевшему» заменить словами «такому лицу», слова «на банковский счет потерпевшего» заменить словами «на его банковский счет», дополнить предложениями следующего содержания: «За несоблюдение профессиональным объединением страховщиков предусмотренного настоящим пунктом срока осуществления компенсационной выплаты профессиональное объединение страховщиков по заявлению лица, указанного в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, уплачивает ему неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера компенсационной выплаты по виду причиненного вреда. При этом общий размер неустойки (пени), подлежащей выплате профессиональным объединением страховщиков на основании настоящего пункта, не может превышать размер компенсационной выплаты по виду причиненного вреда, определенный в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«При наличии разногласий между лицом, указанным в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, и профессиональным объединением страховщиков относительно исполнения последним своих обязательств по осуществлению компенсационных выплат, в том числе при несогласии такого лица с размером осуществленной компенсационной выплаты, до предъявления к профессиональному объединению страховщиков иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по осуществлению компенсационных выплат, лицо, указанное в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, обращается к профессиональному объединению страховщиков с претензией и документами, которые обосновывают претензию и предусмотрены правилами обязательного страхования в качестве приложения к претензии, направляемой потерпевшим страховщику в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16 1 настоящего Федерального закона. Претензия подлежит рассмотрению профессиональным объединением страховщиков в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока профессиональное объединение страховщиков обязано удовлетворить содержащееся в претензии требование о надлежащем исполнении обязательств по осуществлению компенсационной выплаты или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

Профессиональное объединение страховщиков вправе отказать в рассмотрении претензии, если лицом, указанным в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, представлен неполный комплект необходимых в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта документов и невозможно достоверно установить право этого лица на компенсационную выплату, а также ее размер. Уведомление об отказе в рассмотрении претензии направляется указанному лицу в течение пяти рабочих дней со дня ее получения профессиональным объединением страховщиков.»;

д) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. К отношениям между лицами, указанными в пункте 2 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей».»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Услуга по заключению договора обязательного страхования должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика, осуществляющем заключение договоров по видам страхования, предусмотренным подпунктом 6 или 14 пункта 1 статьи 32 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков, организацию осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, а также на осуществление страхового возмещения и прямого возмещения убытков. При осуществлении страхового возмещения путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания по месту нахождения представителя страховщика последний на основании решения страховщика организует осуществление такого ремонта.»;

б) пункт 4 признать утратившим силу;

17) в пункте 1 статьи 25:

а) подпункт «в 1 » изложить в следующей редакции:

«в 1 ) организует распределение между своими членами уникальных номеров страховых полисов обязательного страхования, ведет их учет и осуществляет контроль за их использованием, обеспечивает бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, и осуществляет контроль за их использованием;»;

б) подпункт «в 3 » после слов «такого договора» дополнить словами «(уникальном номере страхового полиса обязательного страхования)»;

18) в пункте 1 статьи 26:

а) подпункты «с» и «т» изложить в следующей редакции:

«с) состава сведений, передаваемых страховщиками в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, для учета заключенных договоров обязательного страхования, договоров перестрахования, договоров сострахования, договоров страхования в рамках международных систем страхования, учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, договоров перестрахования, договоров сострахования, договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования;

т) порядка присвоения страховым полисам обязательного страхования уникальных номеров, распределения между членами профессионального объединения страховщиков таких уникальных номеров и обеспечения их бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, в зависимости от финансовой устойчивости и платежеспособности членов профессионального объединения страховщиков, а также соблюдения условий членства в профессиональном объединении страховщиков;»;

б) в подпункте «ц» слова «, в том числе в случае оформления страхового полиса на бланке строгой отчетности,» исключить;

а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Средства, полученные профессиональным объединением страховщиков от инвестирования средств, составляющих резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, а также от реализации прав требований, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона, направляются соответственно в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат.»;

б) пункт 4 после слов «на осуществление компенсационных выплат» дополнить словами «и компенсацию недостающей части активов при передаче страхового портфеля»;

а) абзац первый пункта 3 2 после слов «такого договора» дополнить словами «(уникальном номере страхового полиса обязательного страхования)»;

б) подпункт «д» пункта 7 изложить в следующей редакции:

«д) документов, представленных потерпевшим страховщику в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.»;

21) в пункте 1 статьи 31 слова «зарегистрированного на территории» заменить словами «зарегистрированного в», после слов «владелец такого транспортного средства» дополнить словами «до пересечения Государственной границы Российской Федерации»;

22) в пункте 1 статьи 32:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию проводится полицией при совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, и осуществлении федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования.»;

б) абзац второй дополнить предложением следующего содержания: «При пересечении Государственной границы Российской Федерации водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.»;

в) дополнить абзацами следующего содержания:

«Органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, осуществляют контроль за исполнением владельцами таких транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию при совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, и осуществлении иных полномочий по надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (за исключением технического осмотра самоходных машин и других видов техники). Лица, управляющие тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными машинами, по требованию должностных лиц органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, обязаны представить для проверки страховой полис обязательного страхования.

Страховой полис может быть представлен для проверки по требованию указанных в настоящем пункте сотрудников на бумажном носителе, а в случае заключения договора обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

Проверка факта заключения договора обязательного страхования может осуществляться путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.».

Внести в Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; 2012, N 31, ст. 4319; 2014, N 23, ст. 2930; 2020, N 18, ст. 2580) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 2 после слов «и которые зарегистрированы» дополнить словами «или подлежат государственной регистрации»;

2) в пункте 1 статьи 14 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

3) в части 1 статьи 17 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации».

В пункте 2 части 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4700; 2014, N 52, ст. 7535; 2020, N 18, ст. 2579) слова «пунктом 7 статьи 4» заменить словами «подпунктом «г» или «д» пункта 5 части 1 статьи 4″.

В части 8 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 27, ст. 3946; 2017, N 27, ст. 3925; 2020, N 24, ст. 3400) слова «, и действует до 30 сентября 2020 года включительно» исключить.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 32) следующие изменения:

а) подпункт «б» пункта 1 исключить;

б) пункт 2 исключить;

2) части 2 и 5 статьи 2 признать утратившими силу.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункт 8, абзац третий подпункта «а», подпункт «б» пункта 10, подпункт «б» пункта 11 статьи 2, статьи 4, 5 и 6 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования.

3. Подпункт «б» пункта 7, пункты 14, 15 и 19 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

4. Подпункт «в» пункта 7, подпункт «и» пункта 12 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2020 года.

5. Подпункты «а», «г», «д», «е» пункта 7 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 октября 2020 года.

6. Положения статей 18 и 19 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям по осуществлению компенсационных выплат, которые возникнут из требований о компенсационных выплатах, поданных после дня вступления в силу пунктов 14 и 15 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Закон об ОСАГО 2020 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  • Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  • Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  • Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  • С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  • С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  • В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.
  • Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

    • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
    • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
    • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
    • распространение поддельных полисов ОСАГО;
    • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

    Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

    Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

    Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

    Госдума приняла закон о натуральных выплатах в ОСАГО

    Европротокол с 1 июня: увеличение лимита выплат и оформление при наличии разногласий

    monkeybusiness / Depositphotos.com

    1 июня 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и Правила ОСАГО, касающиеся упрощенного порядка оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции (европротокол) (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    Предельный размер страхового возмещения по европротоколу увеличился до 100 тыс. руб. (ранее он составлял 50 тыс. руб.). При этом для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей лимит остался на прежнем уровне – 400 тыс. руб.

    Оформление ДТП по европротоколу в пределах 100 тыс. руб. теперь возможно даже в тех случаях, когда между участниками ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда (ранее – только при отсутствии разногласий). Для этого водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО (посредством предусмотренных Законом об ОСАГО технических средств контроля или программного обеспечения).

    Аналогичным образом нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП, имевшего место на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, в целях получения страхового возмещения в пределах 400 тыс. руб. При этом данный повышенный лимит европротокола применяется только при отсутствии у участников ДТП разногласий (Указание Банка России от 16 апреля 2020 г. № 4775-У).

    В бланке извещения о ДТП необходимо теперь, помимо прочего, указывать сведения об отсутствии разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо – при оформлении европротокола в пределах 100 тыс. руб. – о наличии и сути таких разногласий.

    Перечисленные правила оформления документов применяются к ДТП, произошедшим после 1 июня 2020 года.

    В период действия договора ОСАГО, заключенного до 1 июня 2020 г., заполнение водителями извещения о ДТП может осуществляться на бланке извещения по форме, действовавшей до указанной даты. В этом случае разногласия (если они есть) относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, их наличие и суть нужно будет указать в пункте 7 «Примечание» оборотной стороны извещения о ДТП.

    Энциклопедия судебной практики. Осуществление компенсационных выплат (Ст. 19 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

    Энциклопедия судебной практики
    Осуществление компенсационных выплат
    (Ст. 19 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

    1. Досудебный порядок урегулирования спора о взыскании компенсационных выплат является обязательным

    Правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора применяются и в случае предъявления иска к профессиональному объединению страховщиков о взыскании компенсационных выплат (абзац третий пункта 1 статьи 19 Закона об ОСАГО).

    Законом установлена обязанность потерпевшего обратиться с заявлением, содержащим требование о компенсационной выплате с приложением требуемых документов.

    Примечание

    До 1 сентября 2014 г. (до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 19 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора о взыскании компенсационных выплат не являлось обязательным (см. также определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 ноября 2012 г. N 33-15362, апелляционное определение Московского городского суда от 28 марта 2014 N 33-9906/14).

    2. К профессиональному объединению страховщиков применяются неустойка, финансовая санкция и штраф, предусмотренные ФЗ об ОСАГО

    Предусмотренные Законом об ОСАГО неустойка, финансовая санкция и штраф применяются и к профессиональному объединению страховщиков (абзац третий пункта 1 статьи 19 Закона об ОСАГО).

    Поскольку отказ РСА произвести компенсационную выплату является незаконным, то суд верно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика неустойки. Обязанность РСА выплатить неустойку вытекает из требований п. 2 ст. 13 и п. 2 ст. 18 указанного Закона.

    3. Неустойка за неисполнение обязательства страховщиком не может быть взыскана с профессионального объединения страховщиков

    Российский Союз Автостраховщиков не является участником правоотношений между страхователем и страховщиком, не является стороной по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не является правопреемником страховщика, у которого отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

    Учитывая, что осуществляемые компенсационные выплаты потерпевшим по своей правовой природе не являются страховыми выплатами, то с Российского Союза Автостраховщиков не может быть взыскана неустойка за неисполнение обязательства страховщиком.

    4. Компенсация морального вреда не может быть взыскана с профессионального объединения страховщиков

    Так как осуществление компенсационных выплат не регулируется положениями Закона РФ «О защите прав потребителей», то правовых оснований у суда для взыскания компенсации морального вреда также не имелось.

    Поскольку возмещение потерпевшему морального вреда профессиональным объединением автостраховщиков Законом об ОСАГО не предусмотрено, а нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» к отношениям между потерпевшим и РСА неприменимы, то оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в данном случае не имелось.

    5. На отношения между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков в связи с компенсационными выплатами Закон «О защите прав потребителей» не распространяется

    На отношения, возникающие между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков в связи с компенсационными выплатами, Закон о защите прав потребителей не распространяется.

    РСА не осуществляет страховую деятельность, в том числе по заключению договоров ОСАГО, РСА не является стороной по договору ОСАГО и не может нести предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей» ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей.

    На основании изложенного деятельность РСА по осуществлению компенсационных выплат не подпадает под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Деятельность Российского Союза Автостраховщиков направлена на защиту интересов страхователей, лишившихся возможности по не зависящим от них причинам получить страховое возмещение в обычном порядке. В частности, Российский Союз Автостраховщиков осуществляет компенсационную выплату в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевших, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена вследствие отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

    Соответственно, Российский Союз Автостраховщиков не является стороной по договору ОСАГО и не может нести предусмотренную Законом «О защите прав потребителей» ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение прав потребителей.

    РСА не является страховщиком, не обладает лицензией на осуществление страховой деятельности и не является правопреемником страховщиков, у которых отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности (ст. 1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 3.4 Устава РСА).

    Деятельность РСА направлена на защиту интересов страхователей, лишившихся возможностей по не зависящим от них причинам получить страховое возмещение в обычном порядке.

    Соответственно, РСА не является стороной по договору ОСАГО и не может нести предусмотренную Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение прав потребителей.

    Таким образом, поскольку между истцом и РСА отсутствуют взаимоотношения по возмездному договору оказания услуг, следовательно, на правоотношения между указанными лицами в рамках данного дела положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не распространяются.

    Поскольку РСА осуществляет компенсационные выплаты на основании Закона об ОСАГО, не обладает лицензией на осуществление страховой деятельности, не является страховщиком и стороной договора страхования, а также правопреемником страховщиков, у которых отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, то его деятельность по осуществлению компенсационных выплат не относится к страховой деятельности (ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации») и не регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей».

    Внимание

    Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу:

    5.1. Деятельность профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационных выплат подпадает под действие Закона РФ «О защите прав потребителей»

    Поскольку ответчик РСА отказался в добровольном порядке исполнить исковые требования истца, в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» суд обоснованно взыскал с ответчика РСА в пользу истца штраф в размере 50% от присужденной ему суммы в размере . рублей.

    6. Иски по спорам, связанным с компенсационными выплатами, подлежат рассмотрению по месту нахождения профессионального объединения страховщиков

    Иски по спорам, связанным с компенсационными выплатами, подлежат рассмотрению по общему правилу территориальной подсудности — по месту нахождения профессионального объединения страховщиков либо по месту нахождения филиала или представительства.

    Иски по спорам, связанным с компенсационными выплатами, подлежат рассмотрению по общим правилам территориальной подсудности — по месту нахождения профессионального объединения страховщиков либо по месту нахождения его филиала или представительства.

    7. Обязательство по осуществлению компенсационной выплаты в случае отзыва лицензии у страховщика наступает лишь по истечении шести месяцев после вступления в силу решения об отзыве лицензии

    Исходя из системного толкования указанных норм права [ч. 2 ст. 18, ст. 19 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ч. 5 ст. 32.8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»], суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что обязательство профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационной выплаты наступает лишь по истечении шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности, а до истечения указанного срока страховая компания обязана самостоятельно производить страховые выплаты. До истечения данного срока обязательство по осуществлению компенсационной выплаты может быть возложено на профессиональное объединение страховщиков при наличии доказательств невозможности произвести страховую выплату страховщиком вследствие отзыва у него лицензии.

    Порядок прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии урегулирован статьей 32.8 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1, из которого следует обязанность субъекта страхового дела исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям, до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии.

    Обязательство по возмещению потерпевшему страховой выплаты наступила для ОАО до отзыва лицензии 16.09.2011 года. Обязанность на осуществление компенсационной выплаты у профессионального объединения страховщиков наступает только в том случае, если страховщик не в состоянии произвести страховую выплату и невозможность проведения страховой выплаты сопряжена с отзывом у него лицензии.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    В «Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

    Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.

    См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

    При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО» использованы авторские материалы, предоставленные Михайлевской М., Раченковой Ю.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *