Где получать пособие по уходу за ребенком

Бизнес

Финансы

Неоплачиваемый декрет: кого лишат пособия на ребенка

Работающих родителей могут лишить пособия по уходу за ребенком

В России могут лишить работающих родителей выплат по уходу за ребенком до полутора лет. Минтруд предлагает платить пособие только тем россиянам, которые действительно сидят с малышом, а не просят присмотреть за детьми своих родственников. Между тем молодые родители выходят раньше срока на работу из-за того, что не могут прокормить детей на мизерные выплаты от государства.

Получать пособия по уходу за ребенком до полутора лет должны лишь те родители, которые уделяют достаточное внимание малышу. Работающие семейные россияне не могут претендовать на данный тип выплат, считают в Минтруде. Министерство уже подготовило соответствующий законопроект об изменении условий поддержки тем, кто лишь формально ухаживает за своими детьми до полутора лет. С документом можно ознакомиться на портале правовой информации.

По задумке авторов инициативы, выплаты из бюджета должен получать только тот человек, который реально сидит с ребенком на протяжении всего положенного срока. «Если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается», — значится в пояснительной записке к законопроекту.

В министерстве также уточнили, что если опекун при неполном рабочем дне проводит на работе больше времени, чем с ребенком, то деньги по уходу за малышом не должны поступать ему на карту ежемесячно. При таком раскладе

средства должны поступать на счет того, кто выполняет обязанности родителя, пока тот трудится — например, их родственникам.

Сейчас по закону выплата пособия не прекращается, если его получатель, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день. Деньги продолжают поступать даже в том случае, если мать, отец или опекун фактически работают полный день. Все дело в том, что действующее законодательство никак не регламентирует количество часов, проведенных на работе сотрудником, который официально находится в декретном отпуске. Это показатель устанавливается лично между работником и работодателем. То есть на практике руководство формально может сократить своему сотруднику рабочий день на час, что обеспечит ему право на пособие.

В итоге россияне получают и зарплату в полном объеме, и выплаты по уходу за ребенком.

Минтруд такую практику расценивает как нарушение трудового законодательства. «В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом»,— указывают в ведомстве.

Между тем в министерстве говорят, что возможное вступление в силу подобных поправок не означает, что лишать пособия будут всех работающих родителей. Получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит трудиться, пояснили принадлежащему Григорию Березкину РБК в ведомстве.

К моменту публикации материала «Газете.Ru» не удалось получить оперативный комментарий от Минтруда.

Плата за рождаемость

В настоящий момент размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет порядка 40% от среднего заработка гражданина до выхода в оплачиваемый декретный отпуск. Средства выплачиваются только тем сотрудникам, которые официально работали по трудовому договору, а работодатель исправно платил за них страховые взносы. По закону россиянин, находясь в декрете, должен получать не менее 3,3 тыс. рублей в месяц на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. При этом размер пособия не может быть выше 26,2 тыс. рублей.

Впрочем, и этих средств не всегда хватает на полноценный уход за малышом, жалуются молодые родители.По данным свежего опроса ВЦИОМ, лишь 27% россиян считают меры эффективными, в то время как больше половины опрошенных ратуют за повышение количества льгот. При этом около 52% респондентов отмечают, что только на выплаты от государства без дополнительного заработка прожить матери и малолетнему ребенку крайне сложно.

Впрочем, если на детей до полутора лет государство выплачивает все же более-менее адекватные деньги, то дальше размер выплат драматически падает, признают эксперты. Сейчас родитель, у которого на обеспечении находится ребенок от 1,5 до 3 лет, получает из бюджета всего лишь 50 рублей в месяц.

с 2020 года родители детей до трех лет будут ежемесячно получать от государства 12 тыс. рублей, обещает правительство.

Но деньги увидят только малоимущие семьи, чей суммарный доход не превышает двух прожиточных минимумов.То есть с учетом того, что такая семья обычно состоит из матери, отца и ребенка, это означает, что доход отца-кормильца семьи должен быть чуть меньше 45 тыс. рублей в месяц, отметила в разговоре с «Газетой.Ru» председатель молодежного парламента при Госдуме Мария Воропаева.

Но даже если семья подходит под категорию малоимущих, то и это не дает ей право на автоматическое получение денег. Проблема в том, что часто для того, чтобы получить эти выплаты, женщине надо пройти многочисленные «круги бюрократического ада», так как отделы социального обеспечения трактуют перечень необходимых для назначения выплат документов «кто во что горазд», указала эксперт. Например, даже в Москве эту выплату нельзя оформить через сайт Госуслуг, то есть нельзя понять, какие именно документы нужны.

Даже если родители успешно преодолеют испытания бюрократической машины, пособие выплачивается только на первого ребенка, в то время как и второй, и пятый тоже хотят кушать, отметила председатель Всероссийского общественного движения «Национальный Родительский Комитет» Ирина Волынец. По ее словам, подобные половинчатые меры по-прежнему не выступают для россиян стимулом заводить детей, что в итоге негативно сказывается на уровне рождаемости.

Тем временем естественная убыль населения в 2020 году продолжает ускоряться.

За январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2020 года,

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с рождения и до 1,5 (полутора) лет с 1 февраля 2020 и 2020 года

Вся необходимая информация о пособиях в одном приложении — «Социальный навигатор»

Дополнительные региональные программы по поддержке материнства и детства в:

Москве

Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты

Основные условия назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет

В соответствии со статья 256 Трудового кодекса РФ, женщинам, временно прервавшим трудовую деятельность в связи с рождением (усыновлением) ребенка для ухода за ним, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Но пособие выплачивается только до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет также может быть предоставлен отцу, бабушке, дедушке или любому другому члену семьи при условии, что его мать вышла на работу.

Лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком, можно разделить на две группы:

работающие (лица, подлежащие социальному страхованию)

неработающие.

Согласно пункту 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 27.01.2012)) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лица, подлежащие социальному страхованию, получают пособие по месту работы. Пособие по уходу за ребенком неработающим гражданам выплачивают органы социальной защиты населения (ОСЗН) по месту жительства.

К работающим гражданам, которые имеют право на получение пособия, относятся все лица, фактически ухаживающие за ребенком: мать, отец, другие родственники, опекуны. Работающие граждане могут брать отпуск по частям. Например, полгода за ребенком ухаживает один родитель, остальную часть отпуска — другой член семьи.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Пособие выплачивается ежемесячно в сроки, установленные для выплаты зарплаты (стипендии и т.д.). Решение о выплате пособия принимается в 10-дневный срок со дня подачи заявления о назначении такого пособия.

Если в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет у женщины наступает отпуск по беременности и родам, она вправе самостоятельно выбрать один из двух видов пособий, которые ей положены.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?

SimpleFoto / Depositphotos.com

Еще в конце прошлого месяца Минтруд России опубликовал свой проект масштабных поправок в законодательство об обязательном социальном страховании (Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании») 1 . Основной новеллой данного законопроекта является повсеместный переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС России, при котором работодатель из своих средств выплачивает работнику пособие с уменьшением на эту сумму подлежащих уплате страховых взносов, к так называемым прямым выплатам, когда пособие напрямую работнику перечисляет ФСС России, а работодатель уплачивает полную сумму страховых взносов. Проще говоря, уже действующий во многих регионах пилотный проект «Прямые выплаты» планируют наконец распространить на всю страну.

Однако широкую огласку данная инициатива получила лишь в последнюю неделю и совсем с иной стороны. 9 октября политолог и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман на своей странице в Facebook раскритиковала одно из предложенных Минтрудом России нововведений в части регулирования условий выплаты пособия по уходу за ребенком. По ее мнению, поправка «запрещает одновременную подработку (любую по времени) и получение детского пособия». «Демографическая политика такая демографическая», – с иронией добавила Шульман (https://www.facebook.com/Ekaterina.Schulmann/posts/10220572174445293).

После этого новость о грядущей отмене пособий по уходу за ребенком для работающих граждан приобрела вирусный характер и облетела множество СМИ. Громкие заголовки спровоцировали волну общественного возмущения. На Федеральном портале проектов нормативных актов законопроект получил огромное для данного ресурса количество дизлайков, а на портале Change.org была создана петиция с требованием «отмены внесения законопроекта» (https://www.change.org/p/президент-рф-мы-против-отмены-выплаты-по-уходу-за-ребёнком?source_location=petitions_browse). Вызванный данной темой широкий общественный резонанс не позволил пройти мимо ее обсуждения и многим политикам, часть из которых, судя по всему, даже не была знакома с сутью предложений Минтруда России. Так, например, на официальном сайте Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов был размещен комментарий председателя комитета Ярослава Нилова насчет «информации о возможности переадресации пособия по уходу за ребенком от работающих неполный день родителей» иным осуществляющим уход за ребенком лицам, которая «обсуждается в СМИ со ссылкой на источники в Минтруде» (http://komitet1.km.duma.gov.ru/Novosti-komiteta/item/20207230). «Если подобная идея действительно обсуждается в министерстве, то мое отношение к этому отрицательное», – заявил депутат.

Однако если попробовать разобраться в том, что именно предлагает Минтруд России, придется признать, что алармистские заключения некоторых экспертов о перспективах лишения работающих родителей права на пособие по уходу за ребенком не имеют под собой оснований.

Обратимся непосредственно к тексту законопроекта. Чиновники предлагают дополнить статью 11.1 Закона об обязательном социальном страховании нормой следующего содержания: «В случае, если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». Как видно, данная норма не устанавливает никакого запрета на выплату пособия работающим гражданам. Установлено лишь основание для лишения таких граждан права на пособие. Такие последствия наступают, если в период работы на условиях неполного рабочего времени (обратите внимание: не в течение непосредственно рабочего времени, когда, очевидно, за ребенком присматривает кто-то другой, а в целом в течение периода осуществления трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени) фактический уход за ребенком осуществляет иное лицо. Истолковать данную норму как в принципе исключающую возможность трудиться в период получения пособия по уходу за ребенком невозможно хотя бы потому, что право лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, работать на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпусках по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию напрямую прописано в ст. 256 Трудового кодекса. И менять данную норму не планируется. Факт осуществления ухода за ребенком одновременно несколькими лицами также не является основанием для лишения права на пособие. В силу ч. 4 ст. 11 Закона об обязательном социальном страховании в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (это законоположение также не планируется подвергать корректировке). Таким образом, Минтруд России в предлагаемой норме говорит о случаях, когда получатель пособия из-за работы фактически лишается возможности осуществлять уход за ребенком и эту функцию выполняет иное лицо.

И в рамках такого толкования этой поправки она вообще не устанавливает никакого нового регулирования, лишь закрепляя существующую практику, основанную на уже действующих нормах. Как уже отмечалось выше, ТК РФ определяет в качестве основания для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком фактический уход за этим ребенком. В ч. 2 ст. 11.1 Закона об обязательном социальном страховании также прописано, что право на пособие в такой ситуации сохраняется, если лицо продолжает осуществлять уход за ребенком.

Уже сейчас ФСС России и арбитражные суды нередко признают отсутствие у работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на получение пособия по уходу за ребенком именно из-за того, что характер его трудовой деятельности свидетельствует о невозможности осуществления им фактического ухода за ребенком. Так, многочисленные споры в последние годы вызывает вопрос о том, насколько именно работнику необходимо сократить рабочее время, чтобы его можно было считать ухаживающим за ребенком. Например, ФСС России в письме от 19 января 2020 № 02-08-01/17-04-13832л отмечал, что «большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности». В Фонде указали, что, хотя максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована, сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. Аналогичную оценку сокращению рабочего времени на 1 час и менее дают и судьи.

Другой пример: работник лишается права на пособие по уходу за ребенком в случае его направления в долгосрочную (на срок свыше одного месяца) командировку, поскольку длительное отсутствие работника в месте проживания ребенка свидетельствует о фактической невозможности осуществления ухода за ним (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17). Впрочем, по мнению ФСС России, выплата работнику пособия должна прекращаться даже при кратковременных командировках, однако в этом судьи со специалистами Фонда не согласны.

В любом случае следует признать, что уже сегодня действующее регулирование вполне позволяет лишать работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на пособие по уходу за ребенком, если фактически этот уход осуществляют не они, а другие лица. И Минтруд России пытался лишь зацементировать существующее положение вещей, не предусматривая ничего нового. В его инициативе вовсе не прослеживается стремление создать какие-либо дополнительные основания для отказа в выплате работникам пособия по уходу за ребенком или тем более намерение лишить работников как такового права на работу в период получения пособия.

О том же говорят и в самом ведомстве. Комментируя законопроект, пресс-служба Минтруда России заявила, что соответствующая инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие. Если лицо, формально работая неполный рабочий день, фактически проводит на работе столько времени, что это исключает осуществление ухода за ребенком, получать пособие оно не должно. Чиновники подчеркнули, что в случае принятия законопроекта «пособия, как и сейчас, будут выплачиваться лицам, работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодняшний день лица, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют».

Таким образом, адресованные Минтруду России обвинения в попытке оставить работающих матерей без пособий по уходу за ребенком несправедливы. Скорее следует поставить в упрек ведомству другое. Вместо того, чтобы наконец урегулировать действительно сложные и вызывающие многочисленные споры вопросы о том, в каких именно случаях работающее на условиях неполного рабочего времени лицо уже нельзя считать фактически осуществляющим уход за ребенком (то есть насколько должна быть сокращена продолжительность его рабочего времени, на какой срок он может уехать в командировку и так далее), Минтруд России всего лишь придумал очередную общую норму, не содержащую никакой конкретики и не вносящую ничего нового в правовое регулирование (что сам же и признает), создавая тем самым еще больше недопонимания среди правоприменителей.

Кстати, аналогичные претензии в отношении законопроекта Минтруда России недавно высказала и депутат Госдумы, первый заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Ольга Баталина, отметив при этом, что партия готовит свои поправки в закон, которые должны устранить этот пробел в нормативном регулировании. Их внесение в Госдуму запланировано на осень этого года.
_____________________________

1 С текстом законопроекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-19/00094739).

Минтруд ужесточит условия выплаты пособия по уходу за ребенком

Минтруд предложил дополнить условия выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если работник продолжает работать на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Соответствующие нормы содержит законопроект, опубликованный на Едином портале для размещения проектов НПА.

Министерство предлагает дополнить нормы статьи 11.1 закона об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 29.12.2006 № 255-ФЗ) новым правилом.

Напомним, по действующим нормам этой статьи право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. При этом в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Теперь Минтруд предлагает внести в эту статью новое правило. Оно гласит, что в случае, если в период работы работника на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право работника на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается.

В настоящее время работники ФСС часто оспаривает в суде право работников, продолжающих работать неполный рабочий день в период декретного отпуска, на пособие по уходу за ребенком. В подобных случаях ФСС пытается выявить формальное сокращение рабочего времени, которое не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком.

После принятия указанных поправок у ФСС будет дополнительное законодательное обоснование для лишения работника, продолжающего работать неполный день, права на получение пособия по уходу за ребенком.

По общему правилу, пособия по уходу за ребенком выплачиваются работодателями с последующим возмещением за счет средств ФСС. Формальное сокращение рабочего дня не является основанием для получения пособия по уходу за ребенком работающим родителем. Поэтому работодатель, выплачивающий пособие, не сможет претендовать на возмещение или зачет выплаченных сотруднику денег.

При этом в законе прямо не указывается, насколько необходимо сокращать рабочий день в целях получения пособия. Но в любом случае сокращение рабочего дня на час-полтора вызовет у ФСС подозрения в добросовестности работодателя и его сотрудника. В таких ситуациях, с точки зрения ФСС, пособие уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования.

По закону величина пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет составляет 40% среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми размер пособия не может превышать 100% среднего заработка. Индексация пособий осуществляется ежегодно с 1 февраля.

Пособие по уходу за ребенком выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, которые фактически ухаживают за ребенком и находятся в соответствующем отпуске. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Нарушения относительно выплаты пособия по уходу за ребенком.

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Статьей 1.4 Закона № 255?ФЗ [1] и ст. 8 Закона № 165?ФЗ [2] предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в частности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Расходы на выплату указанного пособия подлежат контролю со стороны ФСС, поэтому предлагаем рассмотреть несколько нарушений, выявленных по результатам таких проверок.

Выплата пособия в отсутствие справки, свидетельствующей о неполучении указанного пособия вторым родителем.

В силу ст. 13 Закона № 81?ФЗ [3] право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Названное пособие назначается по месту работы застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 13 данного закона, в размере 40% среднего заработка (ст. 15 Закона № 81?ФЗ). Правила и условия назначения данного пособия определены Порядком № 1012н [4] .

Так, в п. 54 Порядка № 1012н приведен перечень документов, которые представляются для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним, в частности, относится справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия. При этом в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит), предоставляется справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей – в соответствующих случаях).

Как следует из материалов проверки, организация назначила пособия по уходу за ребенком в отсутствие справок о неполучении по месту работы другим родителем пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный факт послужил основанием для неприятия произведенных расходов ФСС (см. Постановление АС ЗСО от 20.06.2017 № Ф04-1726/2017 по делу № А70-10159/2016).

Далее хотим обратить внимание читателей на разъяснения ФСС, приведенные в Письме от 13.09.2013 № 15?03?09/12-2494П, в котором рассмотрена ситуация, когда заявление на отпуск по уходу за ребенком написано совместителем, работающим в учреждении. Чиновники ФСС ответили, что застрахованное лицо может отказаться от выплаты ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком по основному месту работы и получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в организации, где оно работает по совместительству. При этом оно обязано представить данному работодателю заявление и необходимые документы для назначения и выплаты указанного пособия, в том числе справку с основного места работы о том, что выплата ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком не осуществляется.

Обратите внимание:

Законодательством РФ в настоящее время не предусмотрена выплата пособия по уходу за ребенком по нескольким местам работы.

Пунктом 2 ст. 13 Закона № 255?ФЗ установлено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком страхователем выплачивается по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. При этом оно исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 данного закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. Постановление АС ЦО от 22.11.2016 №Ф10-4335/2016 по делу № А62-372/2016).

Заметим, что названная норма не ограничивает застрахованное лицо в возможности получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком не по основному месту работы, а лишь предусматривает однократность выбора страхователя для реализации права на получение этого пособия. Несоблюдение данной нормы влечет за собой непризнание произведенных расходов ФСС (см. Постановление ФАС СЗО от 22.05.2014 № А56-36589/2013).

Выплата пособия работнику, работающему неполный рабочий день (неполную рабочую неделю).

Статьей 11.1 Закона № 255?ФЗ предусмотрена возможность сохранения матерью права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что она, находясь в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании ст. 256 ТК РФ, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком. При ответе на вопрос, какой режим работы соответствует осуществлению трудовых обязанностей на условиях неполного рабочего времени, нужно руководствоваться ТК РФ. В частности, из ст. 93 ТК РФ следует, что по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок. Так, работодатель обязан установить неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины. При этом под неполным рабочим временем понимается как неполный рабочий день (смена), так и (или) неполная рабочая неделя. Напомним, что в соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Как отмечается в определениях ВС РФ от 24.05.2017 № 307-КГ17?1728 по делу № А13-2070/2016, от 18.07.2017 № 307-КГ17?1728 по делу № А13-2070/2016, сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении организацией правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда. Аналогичное решение принято в Постановлении АС УО от 28.07.2017 № Ф09-3191/17 по делу № А76-24837/2016.

Конституционный суд в Определении от 28.02.2017 № 329-О отмечает, что уменьшение продолжительности рабочего дня на 30 минут не позволяет отцу, осуществляющему уход за ребенком, фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме. В то же время суд соглашается с фондом, что в ситуации, когда застрахованному лицу установлен неполный рабочий день продолжительностью шесть часов при пятидневной рабочей неделе, выплата названного пособия правомерна.

Во избежание спорной ситуации предлагаем согласовать с ФСС продолжительность неполного рабочего дня (недели), поскольку данная норма не регламентирована ст. 11.1 Закона № 255?ФЗ.

Одновременная выплата пособия по уходу за ребенком и суммы отпускных.

Как уже было отмечено выше, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 11.1 Закона № 255?ФЗ пособие выплачивается застрахованным лицам со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. При этом право на пособие сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком.

В то же время согласно разъяснениям ВС РФ ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется работнику, который находится в отпуске по уходу за ребенком и одновременно получает пособие по уходу за ребенком. Данный вывод основан на том, что использование двух и более отпусков одновременно ТК РФ не предусматривает (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1).

Таким образом, застрахованное лицо может:

  • либо находиться в отпуске по уходу за ребенком и получать соответствующее пособие;
  • либо прервать отпуск по уходу за ребенком для использования ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

Прерванный отпуск исходя из ст. 256 ТК РФ впоследствии может быть возобновлен, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначено заново. Аналогичные разъяснения приведены в Письме ФСС РФ от 14.07.2014 № 17?03?14/06?7836.

Недостоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых застрахованному лицу.

С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427, в соответствии с которым пилотный проект по выплатам работникам пособий из ФСС напрямую продлен до 31.12.2020. С 01.07.2017 в пилотном проекте участвует 59 субъектов РФ. Напомним: пилотный проект заключается в том, что расходы на выплату пособий, связанных с временной нетрудоспособностью, материнством и детством, в указанных субъектах осуществляются через региональные отделения ФСС напрямую застрахованным лицам. При этом организации-работодатели передают все необходимые сведения для назначения пособий страховщику.

В силу ст. 15.1 Закона № 255?ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Как следует из материалов проверки, организация, представляя в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком своему работнику, неверно указала количество календарных дней в расчетном периоде (451 вместо 618). В связи с этим расчет пособия был произведен неверно, что повлекло его переплату. В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности (ст. 195 ГК РФ).

На требование о возмещении убытков распространяется общий трехлетний срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, течение которого в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Таким образом, поскольку срок исковой давности не был пропущен, суд вынес решение о возмещении убытков фонда, связанных с переплатой пособия по уходу за ребенком (см. постановления АС ВВО от 28.03.2016 № Ф01-612/2016 по делу №А43-5593/2015, от 04.03.2016 №Ф01-243/2016 по делу №А43-7778/2015).

В заключение отметим, что суммы начисленных работнику излишних выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки правильности расходования средств фонда, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. Поэтому учреждениям следует избегать нарушений, связанных с назначением и выплатой пособий, финансирование которых осуществляется за счет средств указанного фонда.

[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255?ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Федеральный закон от 16.07.1999 № 165?ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

[3] Федеральный закон от 19.05.1995 № 81?ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

[4] Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздрава РФ от 23.12.2009 № 1012н.

Вычет за работу

Об этом говорится в законопроекте Минтруда России, который размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов обращает внимание, что пункт о «невыплате пособий» сформулирован так, что на практике родителей могут лишить их за сам факт подработки.

Логика минтруда такова: если, к примеру, мать трудится на полставки, а в это время за малышом ухаживает кто-то другой, ее право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет прекратится. Но в минтруде «РГ» не ответили, кто и как будет определять, ухаживает за ребенком кто-то другой, пока мать подрабатывает, или ей удается самой и им заниматься, и выполнять трудовые обязанности, скажем, на дому, когда малыш спит. Кстати, сегодня по действующему закону, если мать, отец, другой родственник или опекун, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполное рабочее время, детское пособие ему платят.

В Минтруде России пояснили, что «предлагаемая к обсуждению норма, содержащаяся в законопроекте, дополняет положения действующего законодательства». То есть уточняется условие о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком только тому, кто фактически осуществляет уход за ребенком.

Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, утверждают в ведомстве, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодня родители, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют. А предлагаемое дополнение направлено на упорядочение регулируемых правоотношений.

«В случае принятия законопроекта, — сообщили в минтруде «Российской газете», — пособия, как и сейчас, будут выплачиваться работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. То есть в том случае если за ребенком фактически ухаживает один из работающих близких родственников (мама, папа, бабушка или дедушка) ребенка. Этот родственник и будет получать пособие».

Однако, по мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, пункт о «невыплате пособий» в законопроекте все-таки не совсем точен. И он не исключает, что, когда норма вступит в силу, могут возникнуть случаи, когда родителей лишат пособий просто за сам факт подработки.

«Разберем данную ситуацию на реальных схемах, — продолжает собеседник «Российской газеты». — Мама, папа и ребенок. Например, каждый из родителей сидит по полдня дома, а полдня работает. В этом случае семья может полностью лишиться пособия по уходу за ребенком. Пропорции распределения времени по уходу внутри семьи могут быть какими угодно!»

Может ситуация быть еще круче, продолжает профессор Финансового университета. Например, мама-одиночка, вынужденно подрабатывающая из-за низкого размера пособия, может просто лишиться его, волнуется Сафонов.

«При этом проверить реальность работы можно двумя способами: через отчеты работодателей по уплаченному налогу на доходы физических лиц в налоговую службу или самозанятого гражданина, либо через слежку за родителями. Но понятно, что такие формы контроля не могут доказать факта отсутствия ухода за ребенком», — говорит Александр Сафонов.

Во-первых, может быть удаленная занятость в часы, когда ребенок спит.

Во-вторых, это может быть выполнение работы в периоды нахождения ребенка в гостях у дедушки с бабушкой.

«Предложенная конструкция имеет слабую техническую реализацию. Возникнет масса обращений в суд, где доказать «отсутствие ухода» окажется невозможным. Кроме того, как только такая норма появится, можно будет ожидать дальнейшего ухода работников в тень», — добавляет эксперт.

По словам Сафонова, сейчас минтруд пытается решить важную задачу по возвращению женщин, находившихся в отпусках по уходу за ребенком, на рынок труда. Специалистам известна проблема потери рабочих мест женщинами из-за снижения уровня компетенции. Тратятся деньги на их переобучение.

Но женщины, сочетающие уход за ребенком и работу, сохраняют свои позиции на рынке труда и «экономят» деньги по программам переобучения, трудоустройства и выплате пособий по безработице. Нельзя обходить вниманием и проблему снижения доходов семей с детьми из-за данной инициативы, констатировал Сафонов.

А теперь о цене вопроса. В этом году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 года составляет 3277,45 рубля, при рождении второго — 6554,89 рубля. Максимальное — 26 152,27.

Ольга Баталина: «Предложение Минтруда о новых правилах выплаты пособий по уходу за ребёнком создаст проблемы родителям»

Предложение Минтруда, согласно которому претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком, избыточно и может создать лишние проблемы родителям.

Не исключено, что Фонд социального страхования при назначении будет требовать документально подтвердить, что именно заявитель (мать или отец ребенка) фактически за ним ухаживает. Об этом заявила первый заместитель секретаря Генерального совета «Единой России» Ольга Баталина.

«Предложение Минтруда дополнительно установить, что претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком, считаю избыточным. Внешне безобидное, оно может создать лишние проблемы родителям.

Не исключено, что Фонд социального страхования при назначении будет требовать документально подтвердить, что именно заявитель (мать или отец ребенка) фактически за ним ухаживает. И как это сделать в семье, где вместе живут родители, бабушки, дедушки? Главное, что Минтруд в этой ситуации ничего особо не получает, так как пособие по уходу за ребенком все равно будет назначено одному из членов этой семьи, тому, кому удастся доказать фактический уход», ? отметила Ольга Баталина.

По ее словам, предложение Минтруда еще раз подтверждает позицию «Единой России» о том, что правила получения пособия по уходу за ребенком должны быть прописаны более четко и защищать интересы родителей малолетних детей. «Соответствующий законопроект в настоящее время разрабатывается Партией и осенью будет внесен в Государственную Думу», ? подчеркнула первый заместитель секретаря Генсовета Партии.

Ольга Баталина напомнила, что по действующему законодательству родитель может находиться в отпуске по уходу за ребенком, получать соответствующее пособие и работать неполный рабочий день. «Этот подход должен оставаться неизменным.

Проблемы у родителей возникают от того, что в законодательстве прямо не прописано, при каком количестве рабочих часов родитель имеет право на пособие. В случае отказа в пособии родители идут в суды, а судебная практика складывается по-разному. Необходимо это четко предусмотреть в законе», ? уверена она.

Напомним, ранее появилась информация, что Минтруд подготовил проект поправок в законы о социальном страховании и пособиях на детей, согласно которым претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком и уделяет этому достаточно времени, даже если работает неполный рабочий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *