Возврат налога при ликвидации организации

Возврат налога при ликвидации организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2014 г. N 06АП-1648/14 (ключевые темы: возврат переплаты — ликвидация юридического лица — договор цессии — ликвидационная комиссия — расчеты с кредиторами)

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2014 г. N 06АП-1648/14

Дело N А73-11218/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гричановской Е.В.,

судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Юридическая консалтинговая компания»: Сайганова О.В., представителя по доверенности от 01.10.2013;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска: Захаровой А.М., представителя по доверенности от 05.05.2014 N 27 АА 0555644;

от Дробязко Н.А.: Сайганова О.В.. представителя по доверенности от 05.05.2014 N 27 АА 0555644;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дробязко Николая Анатольевича

на решение от 30.12.2013

по делу N А73-11218/2013

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Коваленко Н.Л.

по иску общества с ограниченной ответственностью «Юридическая консалтинговая компания»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска

о взыскании 1 078 320,05 руб.

Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая консалтинговая компания» (далее — ООО «ЮКК», цессионарий) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска о возврате 1 078 320,05 руб. излишне уплаченных налогов.

В обоснование иска общество ссылается на наличие по состоянию на 21.05.2013 переплаты по налогам ликвидированного юридического лица ООО «Многоотраслевое инженерное предприятие Востока» (далее — ООО «МИП Востока»). По утверждению истца, излишне уплаченные налоги подлежат возврату учредителю общества на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 63 , 387 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 58 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», цессионарию — на основании договора цессии от 14.09.2013.

ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска иск не признала, ссылается на утрату первоначальным кредитором Дробязко Н.А. (цедент) права для возврата излишне уплаченных ликвидированным лицом сумм.

Решением суда от 30 декабря 2013 года в удовлетворении заявленного требования ООО «ЮКК» отказано.

Не привлеченный к участию в деле учредитель ООО «МИП Востока» — Дробязко Николай Анатольевич в апелляционной жалобе просит отменить судебный акт, привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотреть дело по правилам первой инстанции и требования ООО «ЮКК» удовлетворить. Заявитель является стороной в сделке, связанной с уступкой прав требования, заключенной с истцом по настоящему делу. Считает, что выводы суда об утрате им права требовать возврат излишне уплаченных ликвидированной организацией налогов, затрагивают его права на получение вознаграждения по договору цессии от 14.09.2013.

Определением от 24 апреля 2014 года суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда принято о правах названного лица относительно предмета спора, не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица. В связи с чем, перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции.

В судебном заседании представитель истца и третьего лица просил иск удовлетворить на основании норм гражданского права.

Представитель ответчика иск не признал, настаивал, в том числе в письменном отзыве, на утрате третьим лицом права требовать возврат излишне уплаченных ликвидированной организацией налогов, поскольку после ликвидации юридического лица возврат заявленной суммы лицам, не являющимся налогоплательщиками, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен. Обязанность налогового органа возместить переплату налога, представляет собой обязательство, основанное на нормах налогового права, поэтому гражданское законодательство спорные правоотношения не регулирует.

Исследовав материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция установила следующее.

Из материалов дела следует, что по информации ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска по состоянию на 21.05.2013 за ООО «МИП Востока» числилась переплата налогов на общую сумму 1 078 320,05 руб.

04.09.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО «МИП Востока» (запись N 2132723058807).

Право требования с инспекции возврата излишне уплаченных налогов в размере 1 078 320,05 руб., оставшихся после ликвидации юридического лица, по акту-соглашению от 01.08.2013 передано конкурсным управляющим единственному учредителю ООО «МИП Востока» — Дробязко Н.А., который в свою очередь по договору цессии от 14.09.2013 передал такое право ООО «ЮКК».

24.09.2013 ООО «ЮКК» и Дробязко Н.А. обратились в инспекцию с просьбой выплатить денежные средства в размере 1 078 320,05 руб., излишне уплаченные ликвидированной организацией, однако инспекция уклонилась от их выплаты.

Полагая, что вправе претендовать на возврат сумм из бюджета, ООО «ЮКК» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации ( абзац 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок возврата из бюджета сумм излишне уплаченного налога регламентируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 6 , 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В данном случае ни налогоплательщик-организация, ни ликвидатор (конкурсный управляющий), к которому в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли полномочия по управлению делами юридического лица, не воспользовались таким правом и не обратились ни в инспекцию с таким заявлением, ни в суд в случае отказа в выплате спорных сумм.

По общим правилам, лица, не обратившиеся своевременно с соответствующим заявлением, несут риск наступления последствий своего бездействия.

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации организации ее права и обязанности в порядке правопреемства к другим лицам, в том числе учредителям, не переходят, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом ( пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Истец в обоснование своей позиции о том, что излишне уплаченные налоги подлежат возврату учредителю общества, ссылается на положения пункта 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 58 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии с пунктом 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Из этих норм следует, что оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества, т.е. речь идет об отношениях по передаче имущества в сфере договорных отношений.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям публичного характера гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации прямо установлено специальное императивное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации.

В отношении принадлежащего ликвидируемому обществу имущества в виде излишне уплаченных налогов законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность его распределения между участниками общества.

Следовательно, учредители не вправе подавать заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных в бюджет сумм налога.

По тем же основаниям суд приходит к выводу о том, что такой долг нельзя уступить на основании статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения не регулируются гражданским законодательством.

Законодательством о налогах и сборах ( статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации) не предусмотрена и возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством.

Таким образом, принимая во внимание особенности характера оставшегося после ликвидации общества имущества, право требования с инспекции возврата излишне уплаченных ликвидированной организацией налогов не может быть передано учредителю.

При таких обстоятельствах, исковые требования ООО «ЮКК» о возврате излишне уплаченных налогов 1 078 320,05 руб. удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины несет проигравшая сторона на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258 , 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 декабря 2013 года по делу N А73-11218/2013 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Ликвидация организации: учредитель не может получить переплату по налогам

Нет, налоговый орган не вернет бывшему учредителю ликвидированной организации переплату. Объясним почему.

Порядок возврата налогов в случае ликвидации организации установлен в п. 4 ст. 49 НК РФ. В этой норме кодекса сказано, что суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням и штрафам. Если у компании нет задолженности перед бюджетом, то сумма переплаты возвращается ей в порядке, установленным в ст. 78 НК РФ. Срок возврата — один месяц со дня подачи организацией заявления.

Как видите, в приведенной норме Кодекса речь идет об организациях. Ведь именно они согласно ст. 19 НК РФ признаются налогоплательщиками.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ч. 9 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). Как видите, после ликвидации организация просто-напросто перестает существовать в качестве юридического лица. Поэтому подать от ее имени в налоговой орган заявление о возврате из бюджета переплаты по налогам не получится.

Не может подать соответствующее заявление и бывший учредитель ликвидированной компании. Дело в том, что при ликвидации организации ее права и обязанности не переходят в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Об этом сказано в ч. 1 ст. 61 ГК РФ, и в этой норме не сделано исключения для учредителей.

Таким образом, у бывшего собственника компании нет правовых оснований для подачи в налоговый орган заявления о возврате переплаты, которая числилась за ликвидированной организацией.

С такой точкой зрения согласны и специалисты Минфина России. Так, в письме от 12.04.2020 № 03-02-07/1/24222 финансисты указали, что Налоговым кодексом не предусмотрен возврат сумм излишне уплаченных налогов и страховых взносов собственникам ликвидируемых организаций.

Что касается судебной практики, то она тоже не в пользу бывших учредителей. Причем на самом высоком уровне.

По рассматриваемому вопросу свой подход высказал Конституционный суд РФ в Определении от 23.06.2015 № 1233-О. В этом деле был рассмотрен следующий спор.

Учредитель в процессе ликвидации организации выявил переплату по налогам. Однако заявление о возврате сумм излишне уплаченных налогов он подал в налоговый орган от своего имени уже после завершения процесса ликвидации. Налоговики отказали ему в возврате переплаты. Тогда учредитель обратился в суд. Но проиграл судебное разбирательство. Арбитры встали на сторону налогового органа на том основании, что учредитель не является плательщиком сумм налогов, подлежащих возврату.

Посчитав, что его права нарушены, учредитель обратился в Конституционный суд РФ и попытался оспорить конституционность:

— п. 1, 2 и 14 ст. 78 НК РФ, определяющих порядок возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога;

— п. 2 ст. 63 ГК РФ, регулирующего порядок составления промежуточного ликвидационного баланса юридического лица;

— п. 1 ст. 58 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ), устанавливающего порядок распределения имущества ликвидируемого общества между его участниками.

По его мнению, оспариваемые законоположения противоречат ст. 35, 45 и 46 Конституции РФ, поскольку допускают отказ в возврате сумм налога учредителю ликвидированного ООО, являвшегося налогоплательщиком.

Однако Конституционный суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. Вот что указал высший суд.

Конституция РФ не устанавливает порядок исполнения обязанности по уплате налогов. Такой порядок является элементом налогообложения и содержится в налоговом законодательстве.

По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК РФ). При этом возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется непосредственно его плательщику (ст. 78 НК РФ).

Налоговым законодательством не предусмотрено право учредителя ликвидированной организации на обращение с заявлением о возврате сумм налога, уплаченного такой организацией. Вместе с тем такой порядок не ограничивает право ликвидируемой организации обратиться с заявлением о возврате переплаты по налогам до ее ликвидации.

Что касается оспариваемых положений Гражданского кодекса РФ и Закона № 14-ФЗ, то они определяют порядок ликвидации юридического лица и не регулируют какие-либо вопросы, связанные с возвратом налогов.

Таким образом, у бывшего учредителя нет возможности вернуть переплату по налогам, которая числится за ликвидированной компанией. Поэтому рекомендуем на стадии ликвидации быть более внимательными, и не затягивать с возвратом сумм налогов, излишне перечисленных в бюджет.

Статья 49 НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Новая редакция Ст. 49 НК РФ

1. Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

2. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее одного месяца со дня подачи заявления организации.

Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов подлежат зачету, возврату налоговым органом в порядке, установленном соответственно пунктами 1.1 и 6.1 статьи 78 и пунктом 1.1 статьи 79 настоящего Кодекса.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментарий к Статье 49 НК РФ

Настоящая статья устанавливает правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Ликвидация юридического лица (организации) влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим организациям.

Организация может быть ликвидирована как в добровольном, так и в принудительном порядке.

В добровольном порядке организация может быть ликвидирована по решению ее органа, уполномоченного на то учредительными документами, по собственному усмотрению этого органа, в том числе:

— в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

— в связи с достижением цели, ради которой она создавалась.

Решение о добровольной ликвидации в связи с объявлением о своем банкротстве организация вправе принять лишь совместно с кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК РФ).

Российские организации (юридические лица) могут быть ликвидированы в принудительном порядке:

1) в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица (если при его создании были допущены неустранимые нарушения закона, иных правовых актов);

2) по решению суда в случае:

— осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, запрещенной законом;

— неоднократных или грубых нарушений закона, иных правовых актов;

— систематического осуществления некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— в связи с банкротством коммерческой организации либо потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Организация может быть ликвидирована и в других случаях, предусмотренных ст. 61 ГК РФ.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) организации (юридического лица) или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами организации (юридического лица). Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации). Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет:

— денежных средств указанной организации, находящихся на счетах в банках (статья 46 НК РФ, а также комментарий к ней);

— наличных денежных средств организации (п. 1 ст. 47 НК РФ);

— денежных средств, полученных от реализации иного имущества ликвидируемой организации.

Если имеющихся у юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов (в том числе и для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов), ликвидационная комиссия продает его имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Ликвидация иностранных организаций (в том числе и тех из них, которые не обладают правами юридического лица, а также международных) осуществляется в соответствии с законодательством государств, в которых эти организации учреждены. Филиалы и представительства иностранных организаций, созданные на территории РФ, ликвидируются по российскому законодательству. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) в любом случае (если иное не предусмотрено международным договором, действующим для РФ) осуществляется по правилам ст. 49 НК РФ.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1) полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам полного товарищества, в том числе по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 69, ст. 75 ГК РФ). При этом если участник полного товарищества — физическое лицо, то перечень видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание, касается и данного случая;

2) полные товарищи в коммандитном товариществе отвечают по таким же правилам, как и полные товарищи полного товарищества (п. 2 ст. 82 ГК РФ); участники-вкладчики в коммандитном товариществе погашают задолженности по налогам ликвидируемого коммандитного товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 82 ГК РФ);

3) участники ООО (общества с ограниченной ответственностью) и ОДО (общества с дополнительной ответственностью) погашают задолженности этих организаций также в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. ст. 87, 95 ГК РФ);

4) акционеры отвечают по налогам ликвидируемого АО в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК РФ);

5) члены производственного кооператива отвечают в рамках субсидиарной ответственности, предусмотренной уставом производственного кооператива (ст. 107 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»);

6) члены потребительского кооператива (которые не внесли дополнительные взносы для того, чтобы покрыть образовавшиеся от деятельности кооператива убытки) солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам (в том числе и в части погашения задолженности по уплате налогов и сборов) в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст. 116 ГК РФ);

7) при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения (ст. 120 ГК РФ);

8) члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации (союза) (ст. 121 ГК РФ).

Если банкротство (несостоятельность) организации вызвано учредителями (участниками, собственником имущества юридического лица) или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо могут иным образом определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Из этого же исходят и правовые акты об ответственности участников (учредителей, собственников имущества), об отдельных видах юридических лиц.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (но не пеней и штрафов) при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

4) в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

В соответствии со ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Налоговый орган обязан проинформировать ликвидационную комиссию о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте РФ по курсу Центрального банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Указанные выше правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Указанные выше правила применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов и сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы и начисленные на них проценты подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса (ст. 79 НК РФ), не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Это заявление подается в налоговый орган ликвидационной комиссией.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Другой комментарий к Ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 49 устанавливает порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

В соответствии с п. 1 ст. 61 части первой ГК ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Пунктом 2 ст. 61 ГК установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.

Согласно п. 4 ст. 61 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

В соответствии с ГК Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, предусмотрены ст. 62 ГК. Так, в соответствии с п. 2 ст. 62 ГК учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК, другими законами. Согласно п. 3 ст. 62 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Соответственно, п. 1 ст. 49 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии с комментируемой статьей обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается (см. комментарий к ст. 44 Кодекса).

2. В соответствии с п. 2 ст. 49 Кодекса в случае, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При применении данной нормы в п. 15 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 41/9 предписано учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.

Согласно п. 3 ст. 56 части первой ГК учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК либо учредительными документами юридического лица. Пунктом 3 ст. 56 ГК также установлено, что в случае, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. Как указано в п. 3 ст. 49 Кодекса, очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 64 части первой ГК при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Статьей 64 ГК также установлено следующее в отношении удовлетворения требований кредиторов:

требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64);

при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 64);

в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица (п. 4 ст. 64);

требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64);

требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64).

4. Пункт 4 ст. 49 Кодекса устанавливает правила зачета или возврата излишне уплаченного или излишне взысканного налога, сбора, а также пени при ликвидации организации:

если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном гл. 12 Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Подлежащая зачету сумма распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами (см. комментарий к ст. 78 Кодекса);

при отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации;

если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном гл. 12 Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации (см. комментарий к ст. 79 НК РФ).

5. Предусмотренные ст. 49 Кодекса положения об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации согласно ее п. 5 применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов предусмотрен ст. 355 Таможенного кодекса РФ. Следует отметить, что в ред. Таможенного кодекса РФ правила ст. 78 Кодекса о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени и правила ст. 79 Кодекса о возврате излишне взысканного налога, сбора, а также пени при зачете или возврате излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации не применяются.

Взыскание налога при ликвидации организации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пантюшов Олег Викторович

В статье с учетом судебно-арбитражной практики анализируются проблемы, возникающие при взыскании налога с организации, которая находится в стадии ликвидации . В частности, автор акцентирует внимание на соотношение прав налоговых органов при взыскании налога в обычном порядке и при ликвидации юридического лица.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пантюшов Олег Викторович

Tax collection upon liqu >In this article with the past arbitration court rulings taken into account the problems, arising at tax collection from the organization, being at the stage of liquidation, are analyzed. In particular the author emphasizes the ratio of taxing authorities at tax collection according to the normal procedure and at liquidation of a legal entity.

Текст научной работы на тему «Взыскание налога при ликвидации организации»

взыскание налога при ликвидации организации

Пантюшов Олег Викторович — адвокат, член Адвокатской палаты г. Москвы (E-mail: [email protected])

Аннотация. В статье с учетом судебно-арбитражной практики анализируются проблемы, возникающие при взыскании налога с организации, которая находится в стадии ликвидации. В частности, автор акцентирует внимание на соотношение прав налоговых органов при взыскании налога в обычном порядке и при ликвидации юридического лица.

Ключевые слова: ликвидация, взыскание, налог.

В силу п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с положениями ГК РФ, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в ст. 63 ГК РФ. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Налоговый орган должен соблюдать установленный порядок предъявления требований к должнику, в противном случае требования не будут считаться установленными, что может сделать невозможным взыскание долга.

«Ликвидатором общества составлен реестр требований кредиторов, из которого следует, что кредиторами не были предъявлены требования к обществу в установленный срок. Общим собранием участников общества от 15.01.2008 утвержден нулевой промежуточный ликвидационный баланс, согласно которому требований кредиторов не имеется, какое-либо имущество у общества отсутствует. Проанализировав доводы инспекции о наличии у общества задолженности, выявленной в ходе выездных налоговых проверок, по результатам которых приняты решения от21.01.2008 № 64, от 31.03.2008 № 14, принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения налоговым органом порядка взыскания обязательных платежей в соответствии с требованиями гл. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отсутствие доказательств обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, предусмотренном п. 4. ст. 64 ГК РФ, учитывая, что требование от 28.02.2008 № 09-39/3215 о задолженности в сумме 9 833 091 руб. 96 коп. направлено обществу 07.03.2008, то есть за пределами установленного двухмесячного срока, суды пришли к выводу

о том, что не имеется оснований считать представленный ликвидационный баланс, в котором не отражена данная задолженность, недостоверным».1

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Проблема в том, что имущества может не остаться.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ)).

В ст. 21 Закона № 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации.

В случае ликвидации организации снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, — п. 5 ст. 84 НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ.

«1. Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества» — п.1 ст. 49 НК РФ.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) исполняет обязанности организации по уплате налогов в силу прямого указания закона, поэтому банк, в котором открыт счет ликвидируемой организации, не должен исполнять выставленные налоговым органом инкассовые поручения.

«. положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности использования кредиторами ликвидируемой организации иных форм и порядка для получения причитающихся им денежных сумм. В силу статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению ликвидационной комиссии.

. С учетом изложенного Банк, не имевший соответствующих распоряжений со стороны ликвидационных комиссий, правомерно не исполнил инкассовые поручения налогового органа».2

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.

В соответствии с п.1 ст. 64 ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Согласно п. 6 ст. 64 ГК РФ: «6. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано». Таким образом, процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации.

1 ФАС Уральского округа от 29 октября 2008 г. № Ф09-7884/08-С4

2 ФАС Волго-Вятского округа от 25 декабря 2007 г. по делу № А38-1648/2007-17-164

Налоговые органы не вправе принудительно взыскивать налоги с ликвидируемой организации, руководствуясь общими правилами, установленными в ст. 46 и 47 НК РФ. Налоговые органы обязаны учитывать правила и принципы, установленные для уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) организацией, находящейся в стадии ликвидации.

«.в период нахождения общества в стадии ликвидации налоговый орган не праве осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах в банке и выставления инкассовых поручений на их списание, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика».3

«Проанализировав положения ст. 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и очередность выплат денежных средств кредиторам ликвидируемого лица, суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа права на осуществление действий по бесспорному взысканию налогов и сборов.

Суд указал, что в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ обязанность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в третью очередь.

При этом, требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Иного порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов гражданским законодательством не предусмотрено.

При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно установили, что требование № 14 от 15.01.2008 г., обязывающее уплатить указанные в нем суммы во внеочередном порядке в срок до 25.01.2008 г., направлено в нарушение установленного порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой организации, в связи с чем решение от 04.02.2008 г., принятое на его основе, обоснованно признано недействительным».4

Выставление налоговым органом инкассовых поручений в адрес организации, которая находится в процессе ликвидации, создает препятствия для удовлетворения требований кредиторов предшествующих очередей.

«Положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.

Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что налоговый орган своими действиями, выраженными в выставлении инкассовых поручений, препятствует исполнению обязательств Общества перед кредиторами первой, второй очереди, наличие которых подтверждено представленными Обществом документами (выписка из реестра кредиторов по состоянию на 01.06.2007).

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования налогоплательщика и признали незаконными действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений».5

Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований к организации, находящейся в процессе ликвидации, несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия.

«В силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении требования является основанием для обращения кредитора в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Учитывая изложенное, судом первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод, что в отношении предъявления требований к организациям, находящимся в процессе ликвидации,

3 ФАС Северо-Кавказского округа от 14 июля 2008 г. № Ф08-3982/2008

4 Постановление ФАС Московского округа от 8 декабря 2008 г. № КА-А40/10458-08

5 Постановление ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу № А55-6435/2007

установлен специальный досудебный порядок урегулирования спора, предусматривающий обязательное направление требований в ликвидационную комиссию. Данный порядок предусматривает возможность кредитора обратиться в суд только в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования либо уклонения от дачи ответа.

При этом, как правильно установлено судами и подтверждается материалами дела, управлением фонда требования, являющиеся предметом данного иска, в ликвидационную комиссию предприятия заявлены не были. В связи с этим судебными инстанциями обоснованно сделан вывод о несоблюдении управлением фонда установленного законом досудебного порядка урегулирования спора, что согласно пункту 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.

Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций об оставлении искового заявления управления фонда без рассмотрения соответствуют материалам дела и действующему законодательству».6

Долги по налогам, возможно, не будут уплачены по причине отсутствия средств у должника, хотя ликвидация будет проведена точно в соответствии с законом. В этой ситуации налоговые требования будут считаться погашенными.

«3. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации» — п. 3 ст. 49 НК РФ.

Налоговые органы являются кредиторами ликвидируемого должника и не имеют каких-либо преимуществ перед другими кредиторами. Налоговые органы не вправе отказывать в завершении ликвидации организации по причине наличия задолженности перед бюджетом, которая не может быть взыскана.

«27.10.2006 ликвидационной комиссией в инспекцию представлены документы, необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица — квитанция об оплате государственной пошлины, объявление в газете о ликвидации, ликвидационный баланс.

Решением инспекции от 02.11.2006 в ликвидации МУ «Муниципалитет» отказано по причине непредставления ликвидационного баланса. Налоговый орган признал ликвидационный баланс муниципального учреждения не представленным, поскольку в приложенном к заявлению балансе отражена непогашенная задолженность этого учреждения перед бюджетом и внебюджетными фондами. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МУ «Муниципалитет Усть-Лабинского района» в арбитражный суд.

Из материалов дела видно, что в ликвидационном балансе учреждения имеется непогашенная задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Решением суда во взыскании данной задолженности с учредителя в лице муниципального образования отказано. Обращение взыскания по налоговым обязательствам на имущество учреждения невозможно в связи с отсутствием такого имущества. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство учреждений не допускается. Таким образом, заинтересованными лицами использованы все допускаемые законодательством меры для взыскания задолженности. При наличии решения суда о ликвидации учреждения и невозможности взыскания задолженности налоговая инспекция в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» должна была принять решение о признании задолженности безнадежной ко взысканию, исключить учреждение из государственного реестра юридических лиц».7

Налоговый орган вправе самостоятельно сделать зачет при наличии у ликвидируемой организации излишне уплаченных сумм налога и наличии налоговой недоимки перед бюджетом.

6 Постановление ФАС Поволжского округа от 16 октября 2008 г. по делу № А55-15827/2007

7 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2007 г. № Ф08-6003/07

«Из положений абзацев 2 и 3 пункта 4 статьи 49 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетными и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам сумма излишне уплаченного налога не подлежит возврату ликвидируемой организации.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (пункт 5 статьи 78 НК РФ)».8

Налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку ликвидируемой организации, причем данная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки — п. 11 ст. 89 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 49 НК РФ предусмотрена дополнительная ответственность перед бюджетом участников (учредителей) ликвидируемой организации по налоговым долгам организации: «Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ».

8 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 февраля 2007 г., дело № Ф03-А51/06-2/5069

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *