Собственность урок обществознания

8 класс. Обществознание. Урок на тему «Собственность»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

  • Плак-конспект урока на тему «Собственность» , презентация к уроку содержит нагдядный материал (основные термины, схемы), а также практические задания по теме (ситуативные задачи).
  • Скачать:

    Вложение Размер
    8_klass._obshchestvoznanie_._sobstvennost.zip 1.08 МБ

    Предварительный просмотр:

    8 класс. Обществознание.

    Урок №___ Собственность.

    Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ.

    Это отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом, в основе которых лежит право на собственность.

    Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть гражданского права, регулирующего куплю-продажу, пользование, взятие в аренду, дарение, наследование и многое другое.

    Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

    — это совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных благ конкретным людям – собственникам.

    У каждого человека имеется собственность: квартира, дача, автомобиль или мобильный телефон.

    Собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению, а также имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону (продать, подарить, обменять и т.д.).

    В российском гражданском праве традиционным является представление о праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий:

    Субъекты и объекты собственности

    Субъекты собственности – это отдельные лица, их ассоциации, трудовые коллективы, социальные группы, общество в целом, владеющие ресурсами или факторами производства.

    Объекты собственности – то, чем владеет собственник и результаты производства – блага.

    Субъекты права собственности

    — коллективная

    Каким образом человек становится собственником?

    Право собственности возникает:

    — в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;

    — в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);

    — в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);

    — в результате наследования или правопреемства, дарения;

    — в законном порядке приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника: по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);

    — по праву давности владения.

    Способы приобретения собственности:

    Право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку.

    Конституция РФ ст. 35:

    1. Право частной собственности охраняется законом.

    2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

    3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    4. Право наследования гарантируется

    Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?

    Проанализируйте эту ситуацию.

    Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.

    С и т у а т и в н ы е з а д а ч и:

    1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

    2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

    3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.

    Домашнее задание: § 13, вопросы (устно).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 5 классе по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные». Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев.

    Урок обществознания в коррекционной школе без опоры на учебник по теме «Собственность» в 8 классе.

    Проверосная работа по обществознанию по теме «Деятельность».

    ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА». На протяжении многих лет специалисты в области методики пы.

    Урок математики по теме «Масштаб», 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.

    Урок для учащихся 9 класса по теме «Системы счисления. Перевод чисел». Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п.

    План-конспект урока по теме «Собственное имя объекта» 3 класс.

    Конспект урока по обществознанию на тему «Собственность» 8 класс

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    План-конспект урока «Собственность»

    Цель урока
    Обучающая: Познакомить учащихся с некоторыми особенностями гражданского законодательства РФ, реализующего имущественные права и личные неимущественные отношения, научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.

    Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по гражданскому праву.

    Воспитывающая: Воспитание уважения к праву.

    Используемые материалы: — § 13 учебника Л.Н. Боголюбова , А.И. Матвеева

    «Обществознание». М. Просвещение. 2010.

    Формируемые навыки: -умение анализировать материал.

    — Повторение предыдущего материала по теме «Основной вопрос экономики» (§ 12) с помощью тестов из сборников ГИА по вариантам. Тесты выполняются по 2-м вариантам на отдельных листах (10 минут), затем соседи по парте меняются работами и производится совместная проверка и выставление оценок на уроке.

    — Объяснение понятия «имущество» — это те вещи, которые мы имеем, наша собственность.

    — Отношения по поводу имущества называются имущественные отношения.

    Разбор понятия собственность, пользуясь презентацией Собственность

    — Возможные пути получения собственности и примеры могут привести сами учащиеся.

    5. Домашнее задание: § 13.

    Номер материала: ДБ-1289220

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Собственность

    Вопрос о собственности – это один из самых важных вопросов в разделе экономической теории. Мы попытаемся разобраться с такими сложными понятиями, как имущественные отношения, собственность, виды собственности.

    Тема: Экономика

    Урок: Собственность

    1. Имущественные отношения

    Далеко не очевидно, какие отношения складываются между людьми по вопросам владения тем или иным имуществом. Представим, что человек может воспользоваться чем-то, например, общественным транспортом, который ему не принадлежит. Возникает ситуация, когда неясно, вступает ли он в имущественные отношения или в какие-либо отношения вообще с собственником данного имущества.

    Рис.1. Троллейбус – общественный транспорт (Источник)

    Подобные вопросы экономическая теория более серьёзно начала рассматривать с конца XVIII века, и до сих пор окончательных точек над этими вопросами ещё не расставлено. Мы попытаемся охарактеризовать эти проблемы так, как принято в большинстве научных изданий.

    2. Имущество с точки зрения естественного права

    Имущественные отношения – это отношения, которые складываются между различными членами общества по вопросу обладания имуществом. В основе имущественных отношений лежит понятие собственности. И хотя кажется, что это тождественные понятия, в основе их лежит широкий спектр значений и смыслов. К примеру, вы берёте у кого-то в долг определённую сумму или хотите использовать чьё-то имущество, чтобы на этом самом имуществе заработать средства и, соответственно, за это использование платите определённую ренту.

    Рис. 2. Пример имущественных отношений (Источник)

    Рис. 3. Пример имущественных отношений (Источник)

    Все эти варианты действий (при этом можно привести ещё множество других) являются примером имущественных отношений. Таким образом, чьё-то имущество переходит во владение вами. Если вы покупаете что-то, то это специфический договор, то есть вы передаёте определённую сумму денег, либо иную форму оплаты, а вам передают какое-либо имущество.

    Рис. 4. Процесс купли/продажи имущества (Источник)

    3. Собственность с точки зрения правоведов и экономистов

    Понятие собственности в данном случае можно трактовать двояко. В науке до сих пор не существует точного и однозначного трактования термина «собственность», так как существует разница в подходах. Так, например, учёные, которые являются сторонниками идеи естественного права, считают, что понятие собственности – это одно из фундаментальных понятий естественного права, то есть предполагают, что собственность является биологической необходимостью человека и заложена в нас генетически. Смоделируем такую ситуацию – вы совсем маленький ребёнок и играете в песочнице. Вам захотелось взять совочек, который лежит рядом. Вы его взяли, но он не ваш, а принадлежит другому ребёнку. Принадлежность этой вещи определяется легко: этот ребёнок тут же начнёт отстаивать свою собственность. Вы должны будете настроить договорные отношения – либо обменяетесь вещами, которыми будете в дальнейшем играть вместе, либо попросите взаймы. Получается, что в человеке действительно биологически заложены какие-то механизмы, которые позволяют определить принадлежность какой-то вещи.

    4. Разница между терминами «владеть», «использовать» и «распоряжаться»

    Большинство же учёных-правоведов и экономистов, которые несколько по-иному смотрят на понятие собственности, считают, что собственность – это двоякая сущность. С одной стороны, это понятие имеет юридическую основу, с другой же, — экономическую. Причём они тесно взаимосвязаны. То есть экономическая основа правообладания определяется правовым аспектом. В то же время правовой аспект собственности даёт реализовать экономическую основу собственности. Собственность – это принадлежность материальных средств, денежных знаков и прочих предметов обладания, которыми может владеть и распоряжаться собственник. Также это возможность извлекать из объекта собственности какую-то выгоду.

    Владение (обладание) – это возможность собственника использовать по своему усмотрению объект собственности. Это первичная основа обладания. Но есть и другие формы распоряжения, например, использование. Использование – это возможность извлечения прибыли, выгоды из правообладания какой-то собственностью. Распоряжение – это возможность вносить изменения в собственность.

    Для лучшего понимания разницы между понятиями приведём некоторые примеры.

    К примеру, вы можете обладать какой-либо вещью (по праву наследования, либо вы это вещь сделали сами, либо приобрели когда-то и т. д.). Эта вещь ваша, и вы пользуетесь ею по своему усмотрению: любуетесь, извлекаете выгоду и прочее. Распоряжение – это вариант, когда вы передаёте эту вещь кому-либо или же сами распоряжаетесь своей собственностью, то есть вносите в неё изменения. К примеру, вы купили ноутбук, а потом сделали его индивидуальным (приклеили наклейку, перекрасили и т. д.)

    Рис.5. Пример индивидуализации имущества (Источник)

    А использование означает, что мы можем получить выгоду от использования какой-то собственностью. Например, тот же ноутбук вы можете использовать для того, чтобы зарабатывать какие-то средства. Или же вы можете передать этот объект в аренду и получать с этого выгоду.

    Другими словами, собственность – довольно многоуровневое понятие. Обладая неким объектом, вы имеете всю полноту действий.

    5. Способы вступления в права собственника

    Основные способы вступления в права собственника мы с вами уже оговорили. Например, вы можете приобрести некий объект собственности за свои личные средства. Вы можете изготовить объект собственности.

    Рис. 6. Процесс создания имущества своими руками (Источник)

    Также вы можете найти какую-то вещь, но здесь есть некоторые ограничения: нельзя найти чью-то вещь, то есть нельзя на улице, например, найти ничейную вещь, она обязательно чья-то. И если вы решите оставить эту вещь у себя, то вы, по сути, осуществляете кражу. Таким образом, найти какую-то ранее изготовленную и принадлежащую кому-то вещь нельзя. Вот если вы найдёте какую-то, например, палку, из которой потом сделаете художественный предмет, то это и будет называться «найти какую-то вещь». Помимо этого, вы можете стать собственником плодов произведённого труда. Например, если вы садовод, то всё, что вы вырастили, принадлежит вам. И вы вправе отстаивать свою собственность.

    Собственником можно стать и по наследству, то есть если вы наследуете чьё-то имущество, ранее принадлежавшее не вам, но переданное вам на законных основаниях, то вы становитесь владельцем этого имущества.

    О формах собственности мы подробнее будете говорить в старших классах в рамках курса экономической теории. Формы собственности, существующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие виды:

    1. Государственную федеральную – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация – все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;

    2. Государственную региональную – все то же самое, переданное субъектам Федерации;

    3. Муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;

    5. Общественных организаций.

    По численному признаку собственность делится на следующие виды:

    1. Частная собственность.

    2. Коллективная собственность.

    3. Общественная собственность.

    Частная собственность – это вещь, принадлежащая одному человеку. Разница же между коллективной и общественной собственностью не так очевидна, но она есть, и она довольно существенна.

    Общественная собственность – это собственность, принадлежащая всем. Такая собственность была присуща Советскому государству, хотя там тоже были некоторые нюансы.

    Коллективная собственность – это вариант, который возможен и в капиталистическом обществе (если речь идёт о, например, акционерном обществе). То есть эта собственность принадлежит группе людей, и каждый из них имеет определённую часть, или долю, в данной собственности.

    Так или иначе, мы сегодня постарались оговорить основные проблемы понятия собственности, а при дальнейшем изучении курса экономики вы рассмотрите эти вопросы более детально.

    А на следующем уроке мы поговорим о таких краеугольных понятиях экономики, как спрос и предложение, попытаемся получить представление о силе, под которой находятся все участники рынка.

    6. Вставка 1 (личная собственность)

    В ходе основного урока мы говорили, что в СССР существовала общественная собственность, то есть всё как бы принадлежало народу Советского союза. Но когда всё является народным, складывается ощущение, что у человека не остаётся личного пространства, и нет ничего своего. На самом деле это не так. Существовало такое понятие, как личная собственность. Личная собственность – это собственность, которая принадлежит конкретному человеку. Это те предметы, которыми человек пользуется и распоряжается, к примеру, одежда, книги, предметы быта. В СССР это понятие было впервые введено в 1936 году и позднее распространилось на недвижимость (квартира, дом). Но для советского гражданина проблема заключалась в том, что из личной собственности запрещено было извлекать какую-либо прибыль. То есть нельзя было, условно говоря, торговать личной собственностью или каким-то образом её использовать так, чтобы извлекать из неё выгоду: нельзя было сдавать в аренду, нельзя было на территории своей собственности организовать частное производство, чтобы получать от этого прибыль.

    Рис. 7. Советский плакат, агитирующий против капитализма (Источник)

    Интересная ситуация складывалась с советскими диссидентами. Например, у человека была своя квартира. При этом он не был большим поклонником советского политического режима. С такими людьми в 1970-е годы было принято расправляться таким образом: его просто высылали из Советского союза. Так произошло с целой плеядой наших общественных деятелей, которые были вынуждены уехать из СССР. Итак, человек уезжает, и ему будет необходимо обустроить свою жизнь в чужой стране. У него есть имущество (личные вещи, квартира), и он хочет его реализовать, но не может, так как это запрещено законом. В Советском союзе можно было только либо совершить обмен недвижимости, либо сдать государству. Именно поэтому сразу после распада СССР было введено понятие частной собственности. И впоследствии была проведена приватизация, в том числе и личного имущества граждан. На сегодняшний день большинство квартир в нашей стране является частной приватизированной собственностью.

    Список литературы

    1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

    2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

    3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. – М.: Просвещение.

    Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Современная экономическая теория (Источник).

    Домашнее задание

    1. Объясните, в чём разница между понятиями «владеть», «использовать» и «распоряжаться» в экономическом смысле.

    2. Какие формы собственности вам известны? Приведите примеры.

    3. * Каким имуществом владеете лично вы? Каким способом вы его получили? Составьте краткий список своего имущества.

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    «Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

    Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

    Просмотр содержимого документа
    ««Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»»

    Палатова Ирина Николаевна

    общеобразовательная средняя школа

    номинация «Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

    Аннотация: 8класс обществознание

    На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике.

    Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

    Тема урока: Собственность.

    Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о собственности. Способствовать самораскрытию и саморазвитию учащихся. (связь темы урока с социальным опытом учащихся, осознание актуальности темы).

    Задачи: планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные — сформировать у учащихся представление о собственности и ее формах; — раскрыть роль собственности в обществе; овладение учащимися знаниями и навыками, обеспечивающих наиболее полное понимание информации; — повышение уровня правовой культуры учащихся; — получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности.

    УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные

    — находить информацию в различных источниках;

    — владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

    — обобщать и систематизировать полученную информацию

    — планировать и ставить цели деятельности;

    — оценивать степень достижения результатов

    — понимать позицию другого;

    — излагать свое мнение, уметь его корректировать;

    — умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

    — аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

    — воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека.

    Тип занятия: занятие по изучению нового учебного материала

    Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

    Технологии: педагогика сотрудничества (уважение личности ребенка, субъектный подход)

    Формы обучения: индивидуальная и фронтальная.

    Методы обучения: метод проблемного обучения, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, эвристическая беседа, опрос, устная форма рефлексии.

    Основные термины и понятия:

    Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, физические лица, юридические лица, правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.

    Организационная структура урока

    1 Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока. Работа с понятиями, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации 3 Целеполагание. Постановка проблемы 4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. 5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление. 6 Этап проверки понимания учащимися нового материала. Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу. Объяснение учителя, групповаяработа с текстом.

    7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов. Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. (выполнение заданий формата ОГЭ)

    8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам.

    9 Подведение итогов урока. Рефлексия (обсуждение высказывания Аристиппа, Диогена)

    1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

    Добрый день, рада вас видеть, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об экономических явлениях. И рассмотрим один из ключевых экономических институтов. Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Актуализация опорных знаний ( загадки, пословицы ) О чем будет идти речь вы можете догадаться.

    -Коль трудился круглый год, будет кругленьким…?(Доход)

    -Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся . (Залог)

    -Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СОБСТВЕННОСТИ

    -Всяк хочет взять, а никто не хочет дать.

    -Своя шапка: как захочу, так и надену.

    -Не бери чужого — не бойся никого.

    -На чужой каравай глаз не порывай, а о своем заботься.

    Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

    Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

    Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

    Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном.

    Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

    Выскажите ваше мнение по данному вопросу.

    (Нужно правильно распоряжаться своим имуществом. Об этом )

    Цель урока Сформировать представление о собственности как экономической и юридической категории .

    Сегодня на уроке мы обсудим

    Имущественные отношения. Разберемся в том, что такое собственность, каковы ее формы. Узнаем, каким образом мы можем защитить свое право собственности.

    Работать мы будем с текстом учебника и документами.

    По ходу урока вы заполните рабочие листы, составите кластер «Собственность». Подпишите, пожалуйста, рабочий лист. Высказывают свое понимание мысли Аристиппа и Диогена. Отвечают на вопрос учителя.

    Открытие нового знания

    Развивать умение учащихся работать с понятиями

    из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

    1 Имущественные отношения работа с текстом стр. 161 Подумайте:

    1.Каждый ли человек владеет имуществом? 2. Каким имуществом вы владеете?

    Обобщая ответы учащихся, делаем вывод Имущество –это совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту

    Владея каким либо имуществом, мы вступаем в имущественные отношения. Но они разнообразны, ведь мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично нам.

    транспорт — принадлежит субъекту, мы покупаем билет и нас везут, т.е. мы заключаем договор с владельцем транспорта и вступаем в договорные отношения – это вид имущественных отношений.

    Совершая покупку в магазине, мы заключаем договор купли-продажи (чек) – это тоже имущественные отношения

    Вопрос: Так, что же такое имущественные отношения?

    Имущественные отношения –это отношения между людьми, в основе которых лежит право на собственность.

    2 Собственность. работа с текстом стр. 162-163 Подумайте: Что такое собственность?

    с точки зрения психологии– собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения.

    Так ребенок, в возрасте 1,5-2х лет начинает осознавать себя самостоятельным человеком и у него появляется, по словам психологов, «естественное желание собственника».

    Но мы будем говорить о собственности с точки зрения экономики и права.

    Большинство современных ученых трактуют понятие собственность в 2-х аспектах: экономическом и юридическом.

    Экономическая категория – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

    Юридическая категория – это право владения, пользования, распоряжения объектом собственности.

    Работа с документом Конституция Российской Федерации (ст.35)

    Собственность –это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам, а также право на их обладание.

    Возьмите, пожалуйста, ваши рабочие листы, запишите определение собственности.

    Какие исторические типы форм собственности вы знаете?

    ( Опережающее задание. Как проходила эволюция форм собственности нам расскажет …. )

    Эволюция форм собственности.

    Отношения собствен­ности прошли длительный путь развития, на котором происходила неоднократная смена форм собственности. Каждая исторически сложившаяся форма собственности соответствует уровню развития производительных сил и сложившейся системе экономических отношений.

    Исторически первой была общинная собственность, а так как господствующей отраслью было сель­ское хозяйство, главенствующая роль принадле­жала земельной собственности.

    Дальнейшее развитие производительных сил, специализация труда, рост производительности труда привели к производству большого количества излишек. Они присваивались отдельными людьми. Возникло имущественное неравенство. На смену общинной форме собственности пришла рабовладельческая.

    Эта форма собственности основывалась на присвоении труда рабов, которые являлись объектами собственности рабовла­дельцев.

    Феодальная земельная собственность преоблада­ла в средние века. Она базировалась на эксплуатации труда крепостных крестьян.

    Развитие товарно-денежных отношений, первоначальное накопление капи­тала, внедрение машинного производства привели к разорению мелкотоварного произ­водства. Возникла частная капиталистическая собствен­ность периода так называемого чистого капитализма. Эта собственность основывалась на наемном труде работников и равенстве частных лиц как субъ­ектов собственности.

    Таким образом, развитие форм собственности и их смена определяются развитием производства и производи­тельных сил. Вместе с изменением содержания производства меняется и его общественная форма — собственность.

    Сейчас вы узнали, что эволюция форм собственности напрямую связана с развитием производства и производительных сил, что, в свою очередь лежит в основе любой экономической системы.

    Выполняя домашнее задание, вы сравнивали различные виды экономических систем. Предлагаю выполнить задание на эту тему. Откройте, пожалуйста, учебник стр. 160, задание 3.

    Нужно распределить перечисленные признаки по соответствующим графам, отвечаете по очереди, называя по одному признаку:

    1 ряд — рыночная экономика 2 ряд — командная 3 ряд — традиционная

    (1 минута выделить, потом проверка)

    А ребята получают индивидуальное задание, работа по карточкам.

    1 ряд Рыночная: эк. самостоятельность производителей, равные права для всех форм собственности,

    Какие особенности рыночной экономики вы можете еще назвать?

    факторы производства находятся преимущественно в частных руках.

    2 ряд Командная: контроль за распределением благ со стороны государства,

    преобладание государственной собственности, принятие государственных планов, обязательных для производителей;

    поддержка государством стабильного уровня цен; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов.

    3 ряд Традиционная: господство натурального хозяйства,

    «простой труд» как основа хозяйства,

    производство продукции преимущественно для собственного потребления,

    использование производственных ресурсов на основе обычаев.

    Дополнить могут ребята, которые работали по карточкам. Проверяем карточки. Встаньте, пожалуйста, зачитайте задание.

    Вопрос: Из каких нормативно-правовых актов мы можем узнать о правах собственника?

    Конституция РФ,ГК РФ (запишите)

    Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ, право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных Федеральных законов. Так, например, в Земельном кодексе РФ закрепляется право собственности на землю граждан и юридических лиц.

    Практическое изучение нового материала.

    Полученную информацию применить на практике.

    В Конституции и Гражданском Кодексе зафиксированы формы собственности. Откройте учебник на стр. 164. Работа с таблицей Назовите какие формы собственности есть в РФ.

    Формы собственности -частная, государственная(федеральная и собственность субъектов федерации), муниципальная (органы местного самоуправления),собственность общественных организаций(собственность юридических лиц-здания), коллективная собственность(совместная собственность трудового коллектива ОАО),общественная собственность(принадлежит обществу СССР -социалистическая собственность)

    Теперь давайте разберемся, что, согласно закону, мы можем делать со своей собственностью? т. е., рассмотрим собственность как юридическую категорию (стр. 162-163)

    Юридическое содержание собственности (правомочия собственника) раскрывается через владение, пользование и распоряжение,

    Право владения – фактическое обладание вещью

    Право пользования извлечение из имущества полезных свойств

    Право распоряжения – возможность изменения его принадлежности, состояния, включая полную или частичную передачу прав.

    Продемонстрируйте на принадлежащей вам вещи свое право собственника

    Я читаю задание, дети отвечают. Задание (владеть, распоряжаться, пользоваться, владеть, распоряжаться.)

    Кто может быть собственником?

    Субъекты права собственности

    1.Граждане (физические лица) человек как носитель прав и обязанностей.

    2.Юридические лица( которые выступают как носители прав и обязанностей(предприятия, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или управлении имущество)

    3.Государство РФ(субъекты федерации)

    4.Органы местного самоуправления.

    Занесите эти данные в кластер

    личные вещи принадлежат физическим лицам,

    юр. Лицо Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственник муниципальное образование (т.е органы местного самоуправления),

    работа с источником ГК РФ Что может быть объектом собственности?

    Объекты права собственности:

    Ст.128. Объекты гражданских прав

    -вещи(наличные деньги и ценные бумаги), иное имущество(безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), нематериальные блага(принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, как жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя)

    Любое ли имущество может находиться в собственности граждан? (стр. 163)

    — Объектом права собственности граждан и юридических лиц не могут быть некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры, недра, континентальный шельф,

    — а также отдельные виды имущества владение которыми ограничено в целях нравственности и здоровья.

    Итак, мы узнали, что такое собственность, что включает в себя право собственности, рассмотрели субъекты и объекты собственности, но каким образом приобретается право собственности?

    4.Защита права собственности.

    Проблемное задание. Каким образом человек становится собственником?

    Основания приобретения права собственности ст.218 ГК (уч. стр.165)

    1.Изготовление (сам изготовил вещь)

    2.Собственник продукции, доходов полученных в результате использования имущества

    3. По наследству

    4.В результате купли-продажи, обмена, дарения и др. сделок.

    5.Приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника.

    6.Выплатив пай как член потребительского кооператива.

    Приведите примеры, иллюстрирующие возникновение права собственности.

    А вот в такой ситуации у вас есть основания приобретения права собственника?

    Задание про найденный телефон:

    Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

    2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

    Этап проверки понимания учащимися нового материала.

    Итак, предлагаю вернуться к вопросу, который у нас появился в самом начале уроке:

    Как видим, основания приобретения права собственности могут быть различными.

    Все они строго оговорены законом.

    Но бывают случаи когда люди стремятся присвоить чужую собственность.

    Вы видите, что большая часть преступлений совершается именно против собственности. Так каким образом можно защитить свое имущество?

    Наше право собственности защищает закон. Какие именно нормативно-правовые акты стоят на стражи нашего права собственника

    Право собственности защищает Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а так же

    Уголовный кодекс РФ

    Обобщить полученные знания.

    Но, ребята, согласитесь, что большую роль в защите права собственности играет государство. Прочитайте приведенное высказывание, раскрыть смысл данного высказывания: «Правительство не имеет никакой другой цели, кроме обеспечения прав собственности». Д.Локк

    Статья 210. Бремя содержания имущества

    Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Защита права собственности. Работа с текстом на стр.165 Решение проблемного вопроса. Каким образом человек становится собственником? Самостоятельная работа и проверка задания.

    Итак, результатом нашей работы является создание кластера, который отражает собственность как экономическую и юридическую категорию.

    Этот кластер поможет вам при подготовке домашнего задания. Осмысливают полученную информацию

    Закрепить знания, полученные на уроке, 1) Подготовить пересказ параграфа с опорой на план.

    2) Сообщение «Преступления против собственности» (главой 21 УК РФ)

    3. дифференцированное индивидуальное задание по заготовленным карточкам.(работа со слабоуспевающими учащимися) Приложение

    Соотнесение цели урока и результата

    Давайте вернемся к проблеме, обозначенной древнегреческим философом Аристиппом и Диогеном.«Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими».

    Что нового вы сегодня узнали о собственности и о своих правах на собственность?

    Выставление оценок за урок. Выборочно собрать рабочие листы (у тех, кто не отвечал на уроке)

    Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество.

    Анализируют свою деятельность по достижению цели.

    Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

    1) конкуренция товаропроизводителей

    2) господство государственной собственности

    3) решение проблемы ограниченности ресурсов

    4) производство товаров и услуг

    ЧЕРТЫ СХОДСТВА: ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ:

    Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

    ПРИЗНАКИ А) государство определяет количество производимой продукции

    Б) многообразие форм собственности

    В) директивное распределение производственных ресурсов

    Г) цены определяются соотношением спроса и предложения

    Д) производитель свободен в принятии решений

    2) командная (плановая)

    Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

    А) свободная конкуренция

    Б) цены на товары определяют спрос и предложение

    В) государство директивно руководит экономикой

    Г) преобладает натуральное хозяйство

    Д) решение основных вопросов экономики с помощью обычаев, хозяйственного опыта предков

    ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),

    Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).

    Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),

    И бывает личная (наклон в другую сторону).

    Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),

    ..Собственность.

    Презентация для урока по учебнику Л.Н. Боголюбова

    Просмотр содержимого документа
    «..Собственность.»

    Защита права собственности

    Примеры имущественных отношений

    Брать в долг или отдавать его

    Использование общественного транспорта

  • Вывод: Имущественные отношения — это конкретные волевые экономические отношения между субъектами по поводу определенного имущества; независимости его использования, перехода средств производства, предметов потребления и других материальных благ.
    • Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.

    • Юридическая категория — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность
      • Гражданско-правовой институт — совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.
        • Имущество — непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.
          • Владение (фактическое обладание) — расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами.
            • Распоряжение имуществом — в гражданском праве одно из правомочий собственника, позволяющее ему по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам (продавать, менять, дарить и др.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
              • Пользование — одно из основных правомочий собственника. Заключается в праве потребления вещи в зависимости от её назначения. Право пользования означает, что пользователь получил от владельца или распорядителя вещи право на её использование в течение определённого периода и на условиях, установленных собственником. Границы права пользования определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями.
              • Юридические лица — гиперссылка

                • Юридическое лицо — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
                • Частная собственность рассматривается как принадлежность средств производства и результатов производства только отдельному субъекту собственности.
                • Частная собственность обеспечивает

                  Независимость экономического поведения

                  • Общественная собственность– это принадлежность средств и результатов производства всему обществу. Общественная собственность была основой экономики СССР.
                    • Коллективная собственность – это совместная собственность членов трудового коллектива. Единственный собственник – сам коллектив, а его члены имеют право на определенную часть дохода, участие в управлении, на изъятие своей доли (в денежном выражении) при выходе из коллектива.
                    • Собственность субъектов государства

                      Собственность религиозных и общественных организаций

                      Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности равноправны .

                      Защита права собственности

                      Приобретение право собственности делятся на первоначальные (когда

                      право собственности возникает впервые) и производные. Право

                      • в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;
                      • в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);
                      • в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, мена, дарение);
                      • в результате наследования или правопреемства;
                      • по праву первого нашедшего бесхозную вещь (см. находка, клад);
                      • по праву давности владения.
                      • Право собственности на недвижимость возникает при регистрации.

                        • Мы узнали, что такое имущественные отношения, собственность. Выяснили, какие бывают формы собственности, и основания для приобретения права собственности.
                        • Презентация «Практикум к уроку «Собственность» для 8 класса по обществознанию

                          — презентация с тестами «Готовимся к ГИА»;

                          — презентация «Практикум к уроку «Собственность»

                          Формируемые понятия: — имущество;

                          Разбор понятия собственность, пользуясь стр. 102 учебника.

                          Содержание понятия «право собственности». Формула пишется на доске и поясняется:

                          ПС – право собственности;

                          ПВ – право владения;

                          ПП— право пользования;

                          ПР – право распоряжения.

                          Закрепление изученного материала по слайдам презентации «Практикум к уроку «Собственность» (слайды 2-4).

                          На слайде 2 учащиеся должны сами назвать основные составляющие права собственности, затем после нажатия мыши под стрелками появятся эти составляющие.

                          На слайде 3 и 4 учащиеся должны решить небольшие экономические ситуации и пояснить свои ответы.

                          — Пояснение понятия субъект собственности. С использованием слайда 5 разбор понятия «субъекты собственности» и виды собственности.

                          — Обсуждение вопроса – что может быть в собственности ? Разбор понятия объекты собственности с помощью слайда 6. Учащиеся сами могут моделировать варианты, в какой собственности может находиться тот или иной объект. Затем это проверяется с помощью слайда.

                          Слайд 1

                          Слайд 2

                          Слайд 3

                          Слайд 4

                          Слайд 5

                          Слайд 6

                          Слайд 7
                          Автор: Плукш Дарья Олеговна > Дарья4062

                          —> 07.05.2011 4 23242 6857

                          Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
                          стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
                          и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

                          Есть мнение?
                          Оставьте комментарий

                          Программа Word подчеркивает красным слова с орфографическими ошибками и опечатками, то есть те, что написаны, по мнению Ворда, неправильно. При этом она сверяет каждое слово со своим словарем: если слова в словаре нет, оно подчеркивается красным. Но как быть если все слова в тексте подчеркиваются красным?

                          Гордость понимается христианством (а мы изучаем в основном произведения, созданные писателями-христианами) как смертный грех. Из-за гордыни Люцифер отпал от Бога, что в результате и привело человека к смертности и страданиям. Никакого различия между «гордостью» и «гордыней» церковь не видит.

                          Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

                          Шаблон Excel «Анализатор результатов ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ + ЭССЕ — 2020, 2020» с автоматическим выводом отчета-анализа
                          Презентация «Умножение и деление на 5»

                          Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
                          Подпишитесь на рассылку E-mail
                          Установите приложение на Android

                          2007-2020 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
                          12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
                          Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
                          Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
                          Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
                          Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
                          Домен: http://pedsovet.su/
                          Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

                          Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                          Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

                          сервис вебинаров

                          О работе с сайтом

                          Мы используем cookie.

                          Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

                          При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

                          Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

                          Добавить комментарий

                          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *