Специальные законы рф пример

Приведите примеры специальных законов управления

Ответ: Специальные законы управления представляют собой законы, которые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К специальным законам относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

Рассмотрим более подробно содержание и сущность экономических и юридических законов.

Среди экономических законов, способных оказать существенное влияние на эффективность функционирования хозяйственной организации можно выделить:

Закон возрастающих временных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увеличения производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы продукции возрастают.

Закон спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществлений деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.

Закон спроса отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода времени.

Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.

Закон убывающей отдачи может быть одинаково полезен для организаций, работающих в любой сфере бизнеса. Он характеризует ситуации, когда последовательные равные приросты переменного ресурса добавляются к постоянным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресурса сокращается.

Закон убывающей предельной полезности необходим для фирм или физических лиц, являющихся потребителями различных видов продукции, работ или услуг. Указанный закон формулируется следующим образом: по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается.

К юридическим законам, оказывающим влияние на управление организацией можно отнести:

Гражданский кодекс РФ, который регулирует вопросы создания, государственной регистрации и реорганизации хозяйственных предприятий любых форм собственности и целей деятельности, а также устанавливает порядок заключения и реализации различных сделок коммерческого и некоммерческого характера.

Налоговый кодекс РФ, устанавливающий порядок, виды и формы налогообложения юридических и физических лиц в зависимости от статуса и характера деятельности.

Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе», регулирующие осуществление внешнеэкономической деятельности.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», определяющий порядок организации и разведения экспертных испытаний продукции, услуг и процессов с последующей выдачей сертификата соответствия или права пользования знаком соответствия.

Закон РФ «О стандартизации», устанавливающий правила разработки и утверждения стандартов на выпускаемую продукцию.

Закон РФ «О защите прав потребителей», предусматривающий систему мер, направленных на защиту потребителей продукции, работ и услуг от недобросовестных продавцов и производителей.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 26.12.94 № 170, устанавливающее правила и порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на территории РФ.

Закон

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право
  • Закон: понятие, признаки, виды

    Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

    • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
    • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
    • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
    • Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

      Виды законов

      В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

      Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

      К ним, в частности, относятся законы:

    • о военном положении;
    • о чрезвычайном положении;
    • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
    • об изменении статуса субъекта РФ;
    • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
    • о референдуме;
    • о судебной системе;
    • о судах основного звена;
    • о Конституционном Суде РФ;
    • о Верховном Суде РФ;
    • о Высшем арбитражном суде РФ;
    • о Конституционном собрании РФ.
    • Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

      Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

      Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

    • постоянные;
    • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

    Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
  • Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

    По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

    Теория государства и права

    Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.
    § 6. Виды законов
    С целью эффективного использования возникающего множества законов необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой.;

    Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347

    Имеется два официальных способа установления классификации законов:

    1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации — ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

    2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

    По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на: конституции конституционные законы обычные (текущие) законы обеспечительные (оперативные) законы

    1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

    Они бывают двух видов:

    • кодифицированные — представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконсти-

    Раздел IV. Теория ,

    туционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.; |

    • некодифицированные — состоят из группы законов (Вели-4 кобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования ко-| торых является особый род общественных отношений, отнесен-! ный к конституционному праву, — основы общественного и го-| сударственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде| — это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный! акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный*! акт и др. Основной конституционный документ Канады гла-| сит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на | конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет еди-‘| ной писаной конституции, а есть группа конституционных за-1 конов (статутов)’ — Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах! Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

    2. Конституционные законы —

    • законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

    • законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

    Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия)

    Статут — акт, принятый в установленном порядке в идентичной редакции обеими палатами парламента и санкционированный монархом Великобритании

    Глава I7- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 349

    приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

    К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111)

    В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118)

    Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

    а) юридической силой;

    б) предметом регулирования — особая сфера;

    в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/^ в ^»ос’

    3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с консти-

    Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию:

    упрощенная (У, конституционного состава Верховной Рады) — для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов

    (кроме разделов 1, 111, XI11);

    усложненная (2/, конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы 1. 111, XIII.

    Раздел IV. Теория пр

    туцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

    Наиболее типичными по объему регулирования являютс следующие виды обычных законов:

    а) общие законы — законы, регламентирующие определен-ную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

    Общие законы могут быть:

    — кодифицированные ‘ (например, Уголовный кодекс, Граж*! данский Кодекс и др.); |

    — текущие (например, Закон о выборах); |

    б) специальные законы — законы, регламентирующие огра-1 ничейную (специальную) сферу общественных отношений и j распространяющиеся на часть населения (например, законы о 1 пенсиях, об образовании, о милиции и др.

    4. Обеспечительные (оперативные) законы — нормативно-пра- ;

    вовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, 1 ратифицируются международные договоры и др. Их назначение i состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдель- ;

    ных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

    Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

    В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др. (см. главу «Романо-германский тип правовой системы»).

    Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 351

    Виды законов по сроку действия:

    1) постоянные — законы, действующие без ограничения срока;

    2) временные — законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

    3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

    Виды законов по субъектам законотворчества:

    — принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

    — принятые законодательным органом государства. Виды законов по границам действия:

    — законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

    К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

    Виды законов по отраслевому признаку:

    — административно-правовые и т.п. Имеются и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.

    Виды законов по сферам общественной жизни:

    законы в области регулирования экономики;

    — законы в области регулирования политики;

    — законы в области регулирования социальной сферы;

    — законы в области регулирования военной сферы и др. См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

    Раздел IV. Теория i

    Среди основных направлений развития законодательства Ущ раины можно выделить следующие: i

    • разработка новых законов, необходимость которых вытеч каст из Конституции Украины;

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ» в других словарях:

    Специальные (коррекционные) образовательные учреждения — обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений … Википедия

    Законы по миграции — Правовая база миграционной политики в России включает в себя: федеральное и региональное законодательство; подзаконные акты для конкретизации норм законодательства непрямого действия, утверждаемые постановлениями Правительства Российской… … Миграция: словарь основных терминов

    Законы и обычаи войны — в международном праве правила ведения войны, установленные обычно многосторонними соглашениями между государствами. Направлены на устранение наиболее жестоких способов ведения войны, на защиту мирного населения в условиях военных действий … Большая советская энциклопедия

    Законы военного времени — ЗАКOНЫ ВОEННОГО ВРEМЕНИ, правовые акты или нормы, действующие только в период войны и распространяющиеся на всю терр. страны либо только на р ны, объявленные на военном положении, а также на отд. отрасли гос. управления. В СССР необходимость… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Специальные регулируемые асинхронные двигатели — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. С … Википедия

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — в классической социологии определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Социологическое знание рассматривается как наука об общих и специфических законах и… … Социология: Энциклопедия

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ — cм. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ … Энциклопедия юриста

    Английские законы о бедных — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Разрушители легенд: специальные выпуски — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Стандарты парковок в мире и законы, связанные с ними — Преимущества автомобиля, который стал главным атрибутом в современном городе, зачастую обесцениваются такими проблемами, как пробки и отсутствие парковок. Власти многих городов прилагают значительные усилия по разрешению этих проблем. Сегодня… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    понятие «специальный закон» что это?

    #1 Sevil Sevil —>

    где регламентируется разница между общими и специальными законами?
    а если конкретно то Федеральный закон 162-ФЗ (о ККМ) говорит, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа подтверждающего прием денежных средств.

    А теперь читаем ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ «Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.»

    И вот, в итоге, хозяева магазинов по продаже продуктов питания и алкогольной продукции, применявшие ЕНВД, с вопросом нужно им применять ККМ или нет?

    То есть один ФЗ отменяет, другой ФЗ обязывает применять ККМ.

    При этом юристы с которыми я консультировалась говорят, что 171-ФЗ- это специальный закон, а 162-ФЗ — общий, однако обосновать это не смогли.

    Сообщение отредактировал Sevil: 24 Июль 2009 — 18:33

    #2 не сын юриста не сын юриста —>

    Дотошный, всех «дотошню» (с)

  • Старожил
  • 6 283 сообщений
  • #3 Publius Publius —>

    А посмотреть тексты обеих законов полностью (ну или хотя бы общие положения), чтобы определить предмет каждого из них, не хотите попробовать?

    #4 Сергей77 Сергей77 —>

    Сообщение отредактировал Сергей77: 24 Июль 2009 — 19:16

    #5 Adamson Adamson —>

    НОРМЫ ПРАВА СПЕЦИАЛЬНЫЕ — нормы права, действующие лишь в отношении определенной категории лиа (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

    ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА:
    — принципы права, применимые к любой сфере деятельности, к любой области правоотношений (напр., принцип равноправия государств, принцип ответственности за правонарушение и т.д.). Наряду с О.п.п. имеются отраслевые принципы, например, принцип свободы судоходства в открытом море. В ст. 38 Статута Международного Суда ООН используется понятие «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями», что отражает устаревший принцип деления наций на цивилизованные и нецивилизованные. В современной международно-правовой доктрине распространено мнение, что О.п.п. — это принципы национальных правовых систем, присущие всем демократическим нациям.

    #6 Smertch Smertch —>

  • Модераторы
  • 11 302 сообщений
  • Sevil
    Наиболее детально различие и способы различения общих и специальных норм, на мой взгляд, разработаны в нашей стране наукой уголовного права. В ходе квалификации специалисты в этой отрасли постоянно сравнивают общие и специальные составы.
    И, если воспользоваться методологие выявления общих и специальных норм, используемой уголовным правом, то выяснится, что общность или специальность нормы определяется ее гипотезой, т.е. той структурной часть, которая определяет пределы действия нормы. Грубо говоря, гипотезща любой нормы права содержит перечень обстоятельств, при наличии которых она действует. Если другая норма указывает на все те же обстоятельства плюс еще какое-то, то она специальна по отношению к первой. Если же набор обстоятельств пересекающийся, то ни одна из норм специальной не является.
    Но это теория.
    В законе у нас нигде приоритет специальной нормы над общей не установлен. Из более-менее похожих на источники права документов можно назвать лишь акты КС, который нередко ссылается на это правило.

    НОРМЫ ПРАВА СПЕЦИАЛЬНЫЕ — нормы права, действующие лишь в отношении определенной категории лиа (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

    #7 Anna V Anna V —>

    И, если воспользоваться методологие выявления общих и специальных норм, используемой уголовным правом, то выяснится, что общность или специальность нормы определяется ее гипотезой, т.е. той структурной часть, которая определяет пределы действия нормы. Грубо говоря, гипотезща любой нормы права содержит перечень обстоятельств, при наличии которых она действует. Если другая норма указывает на все те же обстоятельства плюс еще какое-то, то она специальна по отношению к первой. Если же набор обстоятельств пересекающийся, то ни одна из норм специальной не является.
    Но это теория.

    #8 Pretor Pretor —>

    понятие «общие принципы права» весьма многозначно,
    оно означает и важнейшие принципы права присущие национальной системе права,
    и, согласно распространенной в Европе терминологии, означает обладающие нормативным значением принципы, которые, согласно отечественной доктрине, следовало бы называть отраслевыми, межотраслевыми, конституционными, функциональными

    про «большую юридическую силу» специальных законов, имхо, недавно упоминал КС РФ

    162-ФЗ регулирует отношения общего характера, без отличий по сфере деятельности
    171-ФЗ регулирует отношения в узкой, специальной сфере. Приведенная Вами норма регулирует осуществление розничной продажи в городах алкогольной продукции, в целом статья 16 устанавливает Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции

    #9 Anna V Anna V —>

    про «большую юридическую силу» специальных законов, имхо, недавно упоминал КС РФ

    #10 Pretor Pretor —>

    Cunctator, quasi Praetor

  • ЮрКлубовец
  • ОбратитьсяПубликации

    Про Конституционный Суд РФ позже, пока вот такие цитаты:

    ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
    ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ
    ДЕЛО «БАРАНКЕВИЧ (BARANKEVICH) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    (Жалоба N 10519/03)
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    (Страсбург, 26 июля 2007 года)

    15. Европейский суд отмечает, что в соответствии с российским законодательством публичные богослужения проводятся в порядке, предусмотренном для митингов, шествий и демонстраций (см. § 12 настоящего Постановления). Запрет был применен на основании нормативно-правового акта, регулирующего проведение публичных собраний и устанавливающего ограничения на свободу собраний. Вопрос, связанный со свободой убеждений, в данном деле не может быть отделен от вопроса, связанного со свободой собраний. Европейский суд, таким образом, полагает, что статья 11 Конвенции имеет приоритет как lex specialis в отношении собраний, и будет рассматривать данное дело преимущественно на основании статьи 11 Конвенции, истолкованной в свете статьи 9 Конвенции (см. подобный подход в Решении Европейской комиссии по правам человека от 19 октября 1998 г. по делу «Пендрэгон против Соединенного Королевства» (Pendragon v. United Kingdom), жалоба N 31416/96; Решении Европейской комиссии по правам человека от 6 апреля 1995 г. по делу «Рэй, Оллмонд и компания «Негошиэйт нау» против Соединенного Королевства» (Rai, Allmond and «Negotiate Now» v. United Kingdom), жалоба N 25522/94; и Решении Европейской комиссии по правам человека от 17 октября 1985 г. по делу «Платформа «Врачи за жизнь» против Австрии» (Plattform » das Leben» v. Austria), жалоба N 10126/82).
    ———————————
    Lex specialis (лат.) — специальный закон, специальная норма; при расхождении общего и специального закона действует специальный закон (прим. переводчика).
    Здесь и далее по тексту слова на национальном языке набраны латинским шрифтом и выделены фигурными скобками.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
    РЕШЕНИЕ N 01-1/2-06
    (Минск, 21 февраля 2007 года)

    5. …
    Исходя из общего принципа права «lex speciales derogate lex generales» («специальный закон отменяет общий») специальный характер норм Соглашения от 20 марта 1992 года должен учитываться при решении вопроса о том, положения каких международных договоров (Соглашения от 20 марта 1992 года или Конвенций от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года) подлежат применению в государствах-участниках по толкуемым вопросам. Соответственно, государствам-участникам Соглашения от 20 марта 1992 года необходимо руководствоваться его нормами в вопросах оказания правовой помощи, выбора языка документов, признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений по хозяйственным спорам.

    ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 18 ноября 2003 г. N 19
    О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

    Подпункт «а» пункта 4
    Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)» предусмотрено специальное регулирование порядка создания и деятельности таких обществ, включая определение прав и обязанностей его участников, формирование органов управления и контроля за деятельностью этих обществ, установление порядка принятия решений общим собранием акционеров и пр. Названный Закон является специальным и имеет преимущество в регулировании содержащихся в нем вопросов. Общий Закон применяется к таким обществам в части, не урегулированной специальными законодательными нормами;

    #11 greeny12 greeny12 —>

    Во первых. понятий общий закон и специальный закон не существует. Существуют понтия общая норма и специальная норма.
    По науке общей нормой называется норма регулирующая группу отношений, а специальной нормой регулируются отдельные отношения, входящие в эту группу.

    Не согласен.
    Указания на «специальные законы» есть в федеральных законах. При наличии такого указания можно легко установить какой закон является специальным для регулирования тех или иных отношений.

    Пример: п. 4 ст. 1 ФЗ от 13.12.1994 № 60-ФЗ позволяет определить, что ФЗ от 02.12.1994 № 53-ФЗ является «специальным законом».

    #12 Pretor Pretor —>

  • 283 сообщений
  • Для начала следующие правовые позиции КС РФ:

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    от 15 мая 2007 г. N 371-О-П
    ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
    ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА ВАСИЛЬЕВА ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА
    НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ
    И ВТОРОЙ СТАТЬИ 7, ЧАСТЬЮ ШЕСТОЙ СТАТЬИ 162
    И СТАТЬЕЙ 182 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
    КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2. Статья 7 УПК Российской Федерации, устанавливающая в ходе производства по уголовному делу приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами, ранее уже была предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации. В сохраняющем свою силу Постановлении от 29 июня 2004 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4; статья 76, часть 3) иерархией международных договоров, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к числу последних относится и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 29 июня 2004 г. N 13-П
    ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 7, 15, 107, 234 И 450 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

    2.1. В Конституции Российской Федерации термин «федеральный закон» используется для обозначения всех законов, принимаемых федеральным законодателем, — как федеральных законов, принимаемых в обычном порядке, так и федеральных конституционных законов (например, статья 4, часть 2; статья 55, часть 3; статья 76, часть 5; статья 115, части 1 и 3; статья 121, часть 2; статья 125, части 2 и 4), а также в более узком смысле — для обозначения обычных федеральных законов в отличие от федеральных конституционных законов (например, статья 105, часть 2; статья 107; статья 129, часть 5). При этом Конституция Российской Федерации исходит из верховенства федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам: устанавливая, что и федеральные законы и федеральные конституционные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1), она одновременно закрепляет, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (статья 76, часть 3), и предусматривает особый порядок принятия федеральных конституционных законов (статья 108, часть 1).
    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который, как специально указывает часть первая его статьи 1, основан на Конституции Российской Федерации, в ряде своих положений также непосредственно различает федеральный конституционный закон и федеральный закон (часть четвертая статьи 31; часть четвертая статьи 355), имея в виду под федеральным законом именно обычный федеральный закон (пункты 31, 42 и 44 статьи 5; пункт 1 части второй статьи 37). Кроме того, конкретизируя предписания статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть третья статьи 1 УПК Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Кодексом, то применяются правила международного договора.
    Отсюда следует, что положения частей первой и второй статьи 7 УПК Российской Федерации — по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм — не затрагивают определенную Конституцией Российской Федерации иерархию нормативных актов в правовой системе Российской Федерации и не предполагают распространение приоритета Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на разрешение возможных коллизий между ним и какими бы то ни было федеральными конституционными законами, а также между ним и международными договорами Российской Федерации. Если же в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (который является обычным федеральным законом), применению — согласно статьям 15 (часть 4) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации — подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону.

    Сообщение отредактировал Pretor: 01 Август 2009 — 15:55

    Особые законы субъектов Российской Федерации: возможная конституционно-правовая трактовка Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ульихин Виктор Сергеевич

    Предпринята попытка обобщить имеющиеся в научной литературе взгляды на особые законы субъектов Российской Федерации . Автором отстаивается позиция о возможности отнесения к таким законам региональных конституций (уставов), законов, изменяющих конституции (уставы), а также региональных органических законов законов, принимаемых по прямому предписанию конституции (устава). Приводится дефиниция понятия « особый закон субъекта Российской Федерации », описываются отличительные черты и свойства рассматриваемых законов.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ульихин Виктор Сергеевич

    Special Laws of Subjects of the Russian Federation: Possible Constitutional and Legal Treatment

    The article contains an attempt to generalize points of view, which were made in scientific literature about the special laws of subjects of the Russian Federation. According to the authors the position it is possible to reference to such laws the regional constitutions (charters), the laws, change constitutions (charters), and also the regional organic laws (as the laws, which adopted on the direct instruction of the constitution (charter). The definition of the concept « special law of the subject of the Russian Federation » is given, distinctive features and properties of considered laws are described.

    Текст научной работы на тему «Особые законы субъектов Российской Федерации: возможная конституционно-правовая трактовка»

    ОСОБЫЕ ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНАЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ТРАКТОВКА

    © Ульихин В. С., 2014

    Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия

    Предпринята попытка обобщить имеющиеся в научной литературе взгляды на особые законы субъектов Российской Федерации. Автором отстаивается позиция о возможности отнесения к таким законам региональных конституций (уставов), законов, изменяющих конституции (уставы), а также региональных органических законов — законов, принимаемых по прямому предписанию конституции (устава). Приводится дефиниция понятия «особый закон субъекта Российской Федерации», описываются отличительные черты и свойства рассматриваемых законов.

    Ключевые слова: особый закон субъекта Российской Федерации; конституция (устав) субъекта Российской Федерации; конституционный закон субъекта Российской Федерации; органический закон субъекта Российской Федерации; региональная конституционная (уставная) модель.

    В юридической литературе в качестве относительно самостоятельной области научных исследований нередко выступают вопросы классификации законов субъектов Российской Федерации. При этом критерии, положенные в основу предлагаемых классификаций, весьма разнообразны. Предлагается деление региональных законов в зависимости от их юридической силы, формы изложения правового материала, содержания, специфики предмета правового регулирования, характера регулируемых общественных отношений, методов правового регулирования, особенностей их принятия [1], а также в зависимости от других критериев.

    Анализируя исследования, посвященные классификации региональных законов, нельзя не отметить, что ряд авторов, характеризуя отдельные виды законов субъектов Российской Федерации, прибегают при их описании к использованию слов и словосочетаний, производных от прилагательного «особый».

    Например, Т. А. Золотухина относит к региональным «законам особой формы» конституционные законы субъектов Российской Федерации, а также законы о внесении изменений и дополнений в учредительный акт региона [2], В. А. Толстик, И. Г. Дудко упоминают о существовании формы особого правового акта — закона о внесении изменений в конституцию (устав)

    субъекта Российской Федерации [3], С. Б. Сафина характеризует закон субъекта, вносящий изменение в основной закон как акт, обладающий особыми свойствами, имеющий особый статус, а закон, принимаемый по прямому предписанию учредительного акта — как закон особой категории, отличающийся особо тесной с ней связью [4].

    Указание на «особость» отдельных законов встречается и в других исследованиях [5] и не только применительно к законам регионального уровня [6].

    В юридической литературе справедливо отмечается, что даже сторонники формально-юридической точки зрения не отрицают наличия в системе законодательства актов особого рода, которые непосредственно примыкают к Конституции и своими нормами дополняют и конкретизируют ее положения [7].

    Указание на наличие законов особого рода встречается и в практике регионов России, например в Красноярском крае [8]. Однако до настоящего времени категория особого закона не встретила должной оценки со стороны юридической науки и не введена в ее оборот: отсутствуют определение указанной категории, состав законов, объединенных в группу особых законов, описание закономерностей их функционирования, места и роли данных законов в системе законодательства нашей страны.

    В этой связи научные поиски в направлении разработки теоретико-практических аспектов особых региональных законов

    носят актуальный характер. Итак, что же возможно понимать под особыми законами субъектов Российской Федерации?

    Выше уже приводились точки зрения некоторых исследователей на законы, характеризующиеся качеством особости. Как правило, упоминание о них происходит при описании классификации региональных законов в зависимости от их юридической силы и только в тех исследованиях, авторы которых дифференцируют законодательство субъектов Российской Федерации не только на конституции (уставы) и обычные законы [9], но и проводят их дополнительное деление [10].

    В этом вопросе в настоящее время весьма распространена точка зрения, что законы субъектов Российской Федерации делятся на конституции (уставы), законы о внесении изменений и дополнений в конституции (уставы), законы, принимаемые по прямому предписанию конституции (устава), обычные законы [11].

    Встречаются и другие мнения относительно этого вопроса. Например, в работе «Конституционное право субъектов Российской Федерации» отстаивается позиция о следующей иерархической взаимосвязи региональных законов: конституция (устав) субъекта Российской Федерации — закон особого рода (если таковой имеется) — обычный закон. При этом под законами особого рода понимаются законы, обладающие более высокой по сравнению с другими законами юридической силой — конституционные законы [12]. Т. А. Золотухина, подразделяя региональные законы по юридической силе на конституцию (устав) и закон, предлагает выделять в рамках категории «закон» несколько его подвидов, в частности конституционные и обычные законы [13].

    В качестве обоснования выделения в региональных системах законодательства законов особого рода называются разные теоретические положения.

    Так, например, В. А. Толстик, выделяя конституционные законы субъектов Российской Федерации, считает, что теоретическое обоснование их более высокой юридической силы по отношению ко всем нижестоящим актам определяется их содержанием, важностью общественных отношений, регулируемых ими: это ключевые государственные (конституционные) институты — народовластие, статус органов власти, атрибуты государственности [14].

    И. Г. Дудко, говоря о трехступенчатой системе конституционного законодательства республики как субъекта Российской Федерации (конституция, закон о внесении изменений в конституцию, конституционные законы), пишет, что их отличие от «обыкновенных» законов заключается в том, что указанные правовые акты регулируют сферу государственных (конституционных) правовых отношений, закрепляя основные принципы построения и деятельности республики как субъекта федерации, институтов власти, системы законодательства, правового положения личности и ряд других [15].

    С. Б. Сафина видит теоретической основой выделения конституционных законов в особую категорию доктрину о двух видах власти: учредительной и законодательной. В порядке осуществления первой принимаются конституции и поправки к ней, в порядке осуществления второй — все иные законы [16].

    Возвращаясь к понятию особых законов субъекта Российской Федерации, нельзя не отметить, что в ряде научных публикаций встречается употребление термина «особый закон» в иных смыслах.

    Нередко под особым законом понимается специальный закон, принимаемый по конкретному предмету правового регулирования [17]. А. Н. Чертков выделяет в «особую группу» законы субъектов, которые имеют аналоги в федеральном законодательстве, но не направлены на дополнение и конкретизацию соответствующих федеральных законов [18], Е. Ф. Лукьянчикова понимает под особым нормотворчеством законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации издание нормативно-правовых актов двумя и более нормотворче-скими органами путем участия в федеральном законодательном процессе [19].

    Разнообразие точек зрения на особые законы является следствием неоднозначности самого понятия «особый».

    Толковый словарь русского языка трактует слово «особый» (синоним «особенный») как «не такой как все, не обыкновенный» [20]. Следовательно, применительно к региональному закону слово «особый» призвано отражать такие признаки и свойства особых законов, которые выделяют их среди всех остальных законодательных актов.

    Очевидно, что в силу многообразия форм региональных законов, широты пред-

    мета их правового регулирования многие из них обладают своими особенностями.

    Например, закон о региональном бюджете отличается от всех других законов предметом правового регулирования, характером закрепляемых им норм, процедурой принятия, концепцией первого чтения и другими признаками. Свои особенности имеют законы о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, служащие своего рода прогнозными ориентирами развития регионов.

    В зависимости от критерия, положенного в основу выделения, в законодательстве субъектов Российской Федерации можно обнаружить множество законов, обладающих процедурными, структурными, количественными и иными особенностями.

    Неоднозначному пониманию особых региональных законов способствует также и то, что термин «особый закон» не встречается в источниках права, официально признаваемых в Российской Федерации.

    Уместно отметить, что в советский период существования нашего государства сочетание слов «особый закон» нередко использовалось в актах государственных органов и обозначало самостоятельный закон, принимаемый по определенному вопросу.

    Например, статья 5 Декрета ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» устанавливала, что порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определен особым законом, пункт 38 Положения о рабоче-крестьянской милиции, утвержденного Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 25 мая 1931 г. № 390, предусматривал, что награждение орденами Союза ССР и союзных республик производится в порядке, установленном особыми законами.

    Несмотря на чрезмерно широкое толкование термина «особый закон», следует признать, что в специальных исследованиях, посвященных региональному законодательству, он употребляется, как правило, по отношению к актам особой правовой природы — конституциям (уставам) субъекта Российской Федерации, конституционным (уставным) законам, а также законам, принимаемым по прямому предписанию конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

    На наш взгляд, имеется достаточно оснований для отнесения трех указанных видов

    региональных законов к группе особых законов субъектов Российской Федерации.

    Критериями объединения названных нормативных правовых актов в единую группу особых законов является важность регулируемых ими общественных отношений, приоритет их положения по отношению к текущему законодательству с точки зрения юридической силы.

    Большей по сравнению со всеми другими региональными актами юридической силой обладают конституции и уставы, являющиеся основой формирования региональных систем законодательства. Положения региональных конституций и уставов составляют фундамент нормативного регулирования в регионе, что и предопределяет их особое значение.

    Выделение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации среди всех других региональных законов произведено Конституцией Российской Федерации, закрепляющей, что субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (уставы) и законодательство. Особый статус указанных законов отражается в федеральных законах, прежде всего в базовом Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Особость конституций (уставов) субъектов Российской Федерации находит свое отражение в конституционной практике, признающей, что конституции (уставы) находятся в особой правовой взаимосвязи с федеральной конституцией [21].

    Однако конституция (устав) субъекта Российской Федерации не может существовать автономно. Конституционное законодательство находится в постоянном развитии, изменении, трансформации. Усложнение общественных отношений требует адаптации под них соответствующей нормативно-правовой базы. Проведение конституционных реформ влечет необходимость внесения изменений в учредительные акты регионов — конституции и уставы.

    Это обстоятельство обосновывает существование в системе региональных правовых актов законов, изменяющих конституцию (устав). В теории конституционного права такие законы обычно именуются конституционными законами.

    Далее, говоря о группе особых региональных законов как составной части системы регионального законодательства, необходимо подчеркнуть, что в рамках указанной системы они функционируют не отдельно, а тем более — не изолированно друг от друга, находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Системные связи выстраиваются для законов не только по принципу субординации (исходя из которого, строится иерархия правовых актов), но и по ряду других параметров — координации, взаимодополнения, детализации содержания актов [22].

    В рамках реализации системных взаимосвязей, в частности такого системообразующего компонента, как детализация, в региональном законодательстве появляется еще один вид особого закона: так называемый органический закон — закон, принимаемый по прямому предписанию конституции (устава). Эти законы выполняют важную функцию, детализируя положения конституций и уставов, которые призваны в обобщенном виде обозначать ориентиры, основы государственного устройства, определять векторы регионального развития. Это позволяет избежать чрезмерного расширения нормативного материала самих конституций и уставов, частого внесения в них изменений, а также создать предпосылки для регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету регулирования органических законов, на более высоком по сравнению с текущим региональным законодательством уровне.

    Необходимо отметить, что в настоящее время далеко не все субъекты Российской Федерации используют в своих системах законодательства органические законы, вследствие чего в юридической литературе указывается на нетрадиционность использования таких законов российскими субъектами [23].

    Принятие органических законов предусмотрено всего в 7 регионах Российской Федерации [24] — Республиках Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Тыва, Ингушетия, Алтай, а также в Калининградской области и Красноярском крае.

    В тех субъектах, где такие законы предусмотрены региональным законодательством, они именуются «конституционными законами» и «уставными законами». При этом региональный законодатель нередко смешивает конституционные законы (зако-

    ны, изменяющие конституцию (устав)) и органические законы, объединяя их в единую правовую форму — конституционный (уставный) закон. Такой подход справедливо подвергается критике в научных исследованиях последних лет [25].

    Предложение об отнесении региональных конституций и уставов, законов, изменяющих их, а также законов, принимаемых по прямому их предписанию, к особым законам субъектов Российской Федерации продиктовано наличием у данных актов ряда общих признаков.

    Первое, что, на наш взгляд, «роднит» данные законы — это единый предмет их правового регулирования. В силу того, что конституционные (уставные) законы непосредственно изменяют конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, становясь их частью, а органические законы субъектов принимаются по прямому их предписанию, предмет правового регулирования последних производен от предмета правового регулирования самих региональных конституций и уставов и совпадает с ним.

    Как справедливо замечает Ю. Г. Хамну-ев, «невозможно выделить четкий круг общественных отношений, который составлял бы единый для всех субъектов Российской Федерации предмет конституционно-правового регулирования. Существование большого числа факторов (географических, экономических, политических, национальных, кадровых и т. д.), порождающих определенную самобытность субъектов федерации, определяет разнообразие конституционно-правового предмета. Вместе с тем вполне возможно выделение определенного абстрактного круга общественных отношений, которые составляют основу предмета конституционного законодательства субъектов Российской Федерации и которые могли бы быть общими для всех субъектов федерации» [26].

    Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что, несмотря на множественность субъектного состава нашей страны, его неоднородность, в абстрактный предмет конституционного (уставного) регулирования входят следующие группы общественных отношений:

    1) основы конституционного (уставного) строя и статус региона как субъекта в составе Российской Федерации;

    2) основные права и свободы человека и гражданина;

    3) механизмы организации публичной власти на территории субъекта Российской Федерации (органы государственной власти, органы местного самоуправления, их формирование, полномочия и взаимоотношения);

    4) система нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, в том числе порядок их принятия, изменения и отмены;

    5) административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации;

    6) экономические, социальные, культурные составляющие организации субъекта Российской Федерации;

    7) государственные символы, иные нормы, отражающие исторические, культурные, национальные, территориальные и другие традиции региона.

    Как видно из указанного перечня, особыми законами регулируются наиболее важные правоотношения, конструирующие конституционную (уставную) модель региона.

    Важно отметить, что предмет правового регулирования рассматриваемых законов не является раз и навсегда данным и неизменным. Фактически он может изменяться как во времени, так и от субъекта к субъекту. Иными словами, субъект, действуя в рамках, установленных федеральным законодательством, способен заключить в него те общественные отношения, которые считает наиболее важными на своей территории. Отсюда следует вторая отличительная черта особых региональных законов — посредством них получают нормативное регулирование общественные отношения, которые население региона считает для себя базовыми, наиболее важными.

    Особые законы формируют конституционную (уставную) модель региона, трансформировать которую можно только путем внесения соответствующих изменений в указанные законы. Все остальные правовые акты субъекта Российской Федерации принимаются в рамках региональной модели, установленной особыми законами.

    Под конституционной (уставной) моделью в целях настоящей статьи следует понимать учрежденные в субъекте Российской Федерации основы правопорядка, определяющего механизмы организации публичной власти на территории субъекта Российской Федерации, правовой статус личности, экономические, социальные, культурные составляющие организации субъекта Российской Федерации, взаимоотношения

    региональных публичных и частных институтов гражданского общества.

    Перечисленные выше качества особых региональных законов опосредуют их большую по сравнению с другими правовыми актами региона юридическую силу, а также более усложненную процедуру их принятия. Внешние отличительные признаки особых законов являются еще одной отличительной чертой данной группы законов.

    Действуя во взаимосвязи, особые законы субъектов Российской Федерации выполняют функцию «скелета» регионального законодательства, без которого законодательство субъекта Российской Федерации представляло бы совокупность законов, не имеющую системы. Сказанное особо актуально в свете имеющихся в юридической литературе утверждений, что применительно к законодательству понятия «система», «системность» используются просто традиционно, тогда как реальные объекты уже давно стали совокупностями [27].

    В этой связи выделение в законодательстве субъектов Российской Федерации особых законов не только возможно, но и целесообразно. Такая модель построения регионального законодательства позволяет упорядочить и систематизировать совокупность региональных законов.

    С учетом изложенного особые региональные законы в их конституционно-правовом понимании можно определить как законы субъектов Российской Федерации, формирующие конституционную (уставную) модель региона путем установления правовых норм, регулирующих базовые, наиболее важные для населения данного региона правоотношения, и отличающиеся вследствие этого большей юридической силой и усложненным порядком их принятия и изменения. ^

    1. См.: Золотухина Т. А. Закон субъекта Российской Федерации как источник права. Ростов н/Д, 2005. С. 73—75.

    2. Там же. С. 90-91.

    3. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. Н. Новгород, 2002. С. 167; Дудко И. Г. Формирование системы нормативных правовых актов Республики Мордовия / / Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании : материалы науч. конф. 25-27 марта 1999 г. / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 1999. С. 91.

    4. Сафина С. Б. Законодательство субъектов РФ: вопросы теории и практики. Уфа, 2003. С. 41, 47, 49.

    5. См., напр.: Колесников Е. В. Источники российского конституционного права. С. 28; Конституционное право субъектов РФ / под ред. В. А. Кряжкова. М., 2002. С. 57; Дудко И. Г. Указ. соч. С. 91.

    6. См., напр.: Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права. М., 1988. С. 76.

    7. Доценко Т. А. Законы в Российской Федерации (конституционно-правовые вопросы) : дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 17.

    8. В соответствии с ч. 2 ст. 135 Устава Красноярского края законами края особой категории являются законы о внесении поправок в Устав края — законы, вносящие изменения и дополнения в настоящий Устав; уставные законы — законы об официальных государственных символах края, законы, регулирующие вопросы референдумов, выборов, народной инициативы и иных форм непосредственного осуществления гражданами государственной власти края и участия в ее осуществлении законодательным и исполнительными органами государственной власти края, предусмотренных в главе 1 раздела IV Устава, а также вопросы организации и порядка деятельности Законодательного Собрания края, Правительства края, Уполномоченного по правам человека в крае, Избирательной комиссии края, Счетной палаты края (см. справочную правовую систему «КонсультантПлюс»).

    9. Липатов Э. Г. Законы субъектов РФ как способы осуществления нормотворческих полномочий субъектов Федерации // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

    10. См., напр.: Карташов В. Н., Бахвалов С. В. Законодательная технология субъектов РФ. Ярославль, 2010. С. 48.

    11. Сафина С. Б. Законодательство субъектов РФ: вопросы теории и практики. С. 32—59; Дудко И. Г. Указ. соч. С. 91-95.

    12. Конституционное право субъектов РФ / под ред. В. А. Кряжкова. С. 57-59, 76.

    13. Золотухина Т. А. Закон субъекта Российской Федерации как источник права. С. 78, 88.

    14. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. С. 169.

    15. Дудко И. Г. Указ. соч. С. 95.

    16. Сафина С. Б. Указ. соч. С. 49.

    17. См., напр.: Гончаров В. В., Пефтиев И. И. О некоторых вопросах совершенствования правовых основ регулирования альтернативной гражданской службы // Юрист. 2010. № 6. С. 61; Гриб В. В. Правовые проблемы институализации гражданского общества в России // История государства и права. 2010. № 7.

    18. Чертков А. Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения / / Журн. рос. права. 2005. № 5.

    19. Лукьянчикова Е. Ф. Особое нормотворчество законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации / / Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9.

    20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1999. С. 463.

    21. См.: По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» : постановление Конституц. Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

    22. См. об этом: Марченко М. Н. Источники права : учеб. пособие. М., 2011.

    23. Пирожкова Л. В. Типология законов субъектов Российской Федерации: конституционные вопросы : дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 86.

    24. До 2002 г. органические законы, облеченные в форму конституционных законов, действовали в Республике Мордовия, но впоследствии признаны утратившими силу.

    26. Хамнуев Ю. Г. Теоретико-правовые основы формирования конституционного законодательства субъектов Российской Федерации (на примере Республики Бурятия) / под ред. Ю. И. Скуратова. Улан-Удэ, 2006. С. 78-79.

    27. Бошно С. В. Формы российского права. М., 2004. С. 9.

    Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек. (№ 237).

    Конституция Республики Алтай (Основной Закон) : принята Законом Республики Алтай от 7 июня 1997 г. № 21-4 (в ред. от 25 июня 2012 г.) // Звезда Алтая. — 1997. — 11 июня.

    Конституция Республики Ингушетия (в ред. от 8 мая 2013 г.) // Конституции Республик в составе Российской Федерации / Гос. Дума. — М., 1995. — Вып. 1.

    Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) : принята на внеочеред. 11-й сессии Верхов. Совета Республики Саха (Якутия) 12-го созыва 4 апр. 1992 г. № 908-Х11 (в ред. от 8 июня 2012 г.) // Якутские ведомости. — 1992. — 26 апр. (№ 7).

    Конституция Республики Северная Осетия-Алания : принята Верхов. Советом Республики Северная Осетия 12 нояб. 1994 г. (в ред. от 4 дек. 2013 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

    Конституция Республики Тыва : принята на референдуме Республики Тыва 6 мая 2001 г. (в ред. от 11 июня 2013 г.) // Тувинская правда. — 2001. — 15 мая.

    О социализации земли : декрет ВЦИК от 19 февр. 1918 г. // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. — 1918. — 19 февр. (№ 27).

    Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 21 февр. 2014 г.) // Собр. законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.

    Положение о рабоче-крестьянской милиции : утв. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 25 мая 1931 г. № 390 // СЗ СССР. — 1931. — № 33. — Ст. 247.

    По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан : постановление Конституц. Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П // Вестн. Конституц. Суда РФ. — 2003. — № 5.

    Устав Калининградской области : введен в действие Законом Калинингр. обл. от 18 янв. 1996 г. № 30 (в ред. от 25 апр. 2013 г.) «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области» : принят Калинингр. обл. думой 28 дек. 1995 г. // Янтарный край. — 1996. — 26 янв. (№ 20).

    Устав Красноярского края : принят Законодательным собранием Краснояр. края 5 июня 2008 г. № 5-1777 (в ред. от 4 апр. 2013 г.) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. — 2008. — 16 июня (№ 29).

    Бошно С. В. Формы российского права / С. В. Бошно. — М. : Право и закон, 2004. — 320 с.

    Гончаров В. В. О некоторых вопросах совершенствования правовых основ регулирования альтернативной гражданской службы / В. В. Гончаров, И. И. Пефтиев // Юрист. — 2010. — № 6. — С. 58—64.

    Доценко Т. А. Законы в Российской Федерации (конституционно-правовые вопросы) : дис. . канд. юрид. наук / Т. А. Доценко. — СПб., 2004. — 179 с.

    Дудко И. Г. Формирование системы нормативных правовых актов Республики Мордовия / / Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании : материалы науч. конф. 25-27 марта 1999 г. / отв. ред. С. А. Авакьян. — М., 1999. — С. 43-49.

    Золотухина Т. А. Закон субъекта Российской Федерации как источник права / Т. А. Золотухина. -Ростов н/Д : [б. и.], 2005. — 160 с.

    Карташов В. Н. Законодательная технология субъектов Российской Федерации / В. Н. Карташов, С. В. Бахвалов ; ЯрГУ. — Ярославль : [б. и.], 2010. — 368 с.

    Колесников Е. В. Источники российского конституционного права / Е. В. Колесников. — Саратов : СГАП, 1998. — 196 с.

    Конституционное право субъектов РФ / отв. ред.

    B. А. Кряжков. — М. : Городец-издат, 2002. — 864 с.

    Липатов Э. Г. Законы субъектов РФ как способы

    осуществления нормотворческих полномочий субъектов Федерации // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

    Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права / Е. А. Лукьянова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 152 с.

    Лукьянчикова Е. Ф. Особое нормотворчество законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 9. — С. 12-20.

    Марченко М. Н. Источники права : учеб. пособие / М. Н. Марченко. — М. : Проспект, 2011. — 768 с.

    Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 тыс. слов и фразеологических выражений /

    C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН, Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : Азбуковник, 1999. — 944 с.

    Пирожкова Л. В. Типология законов субъектов Российской Федерации: конституционные вопросы : дис. . канд. юрид. наук / Л. В. Пирожкова. -Саратов, 2010. — 228 с.

    Сафина С. Б. Законодательство субъектов РФ: вопросы теории и практики : монография / С. Б. Сафина. — Уфа : РИО БашГУ, 2003. — 130 с.

    Толстик В. А. Иерархия источников российского права : монография / В. А. Толстик. — Н. Новгород : Интелсервис, 2002. — 215 с.

    Хамнуев Ю. Г. Теоретико-правовые основы формирования конституционного законодательства субъектов Российской Федерации (на примере Республики Бурятия) / Ю. Г. Хамнуев ; под ред. Ю. И. Скуратова. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. — 163 с.

    Чертков А. Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журн. рос. права. — 2005. — № 5. — С. 27-34.

    Special Laws of Subjects

    of the Russian Federation: Possible

    Constitutional and Legal Treatment

    The article contains an attempt to generalize points of view, which were made in scientific literature about the special laws of subjects of the Russian Federation. According to the author’s the position it is possible to reference to such laws the regional constitutions (charters), the laws, change constitutions (charters), and also the regional organic laws (as the laws, which adopted on the direct instruction of the constitution (charter). The definition of the concept «special law of the subject of the Russian Federation» is given, distinctive features and properties of considered laws are described.

    Key words: special law of the subject of the Russian Federation; constitution (charter) of the subject of the Russian Federation; constitutional law of the subject of the Russian Federation; organic law of the subject of the Russian Federation; regional constitutional (charter) model.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *