Справка в фсс о неполучении единовременного пособия

Соцвыплаты по-новому. Что изменилось с 2020 года

Министерство финансов с 1 января передало Министерству социальной политики контроль за частью выплат населению. Эти субвенции превратились в бюджетные программы, сообщает пресс-служба министерства.

Речь идет о помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, малообеспеченным семьям, при рождении ребенка, одиноким матерям и другое, а также выплате льгот и жилищных субсидий на ЖКУ и приобретение твердого и жидкого топлива и сжиженного газа в денежной форме.

В министерстве рассчитывают, что эти изменения позволят сократить путь прохождения средств из госбюджета до получателей пособий, льгот и субсидий, а также своевременно реагировать на нужды населения и упростить процедуры администрирования этих расходов.

Благодаря принятым решениями, правительство сможет перераспределять соответствующие расходы за 1-3 дня, считают в Минсоцполитики.

  • Ранее стало известно, что в 2020 году начнет работать Государственная социальная служба, которая будет отвечать за реализацию государственной политики в сфере контроля за предоставлением социальных выплат, соблюдением требований законодательства при предоставлении социальной поддержки.
  • 18 декабря президент Владимир Зеленскийподписал Закон «О верификции и мониторинге государственных выплат» № 324-ІХ.

В Украине изменят принцип финансирования социальных услуг

Об этом сообщила министр социальной политики Украины Юлия Соколовская, передает пресс-служба Минсоцполитики.

Отмечается, что за предоставление социальных услуг государство будет платить по принципу заказа, заказывая их у местных общин.

«Со следующего бюджетного года мы предусмотрели 150 млн грн ($6,26 млн) на то, чтобы предоставлять удобные и доступные сервисы людям в обществе. Мы откроем фронт-офисы на местах и будем оплачивать каждый прием документов. Функция фронт-офисов будет передана ЦПАУ, банкам или частным провайдерам», — сообщила Соколовская.

По ее словам, подобная практика действует в ряде европейских стран. В правительстве надеются, что введение новой модели финансирования повысит эффективность расходов государства на социальные услуги.

7 ноября стало известно, что Зеленский ветировал и вернул в Раду на доработку закон о введении верификации получателей социальных выплат.

Напомним, что Совет принял этот закон 17 октября 2019. Тогда за него проголосовало 249 депутатов.

Отметим, что верификация (проверка) получателей социальных выплат — процесс проверки фактического социального положения получателей социальных выплат, в частности выплат безработным и субсидий. Целью такой проверки является минимизация злоупотреблений при получении социальных выплат, а также коррупции в процессе назначения таких выплат.

Ранее в Конституционный суд Украины постановил, что Минфин не имеет права осуществлять проверку получателей государственных социальных выплат.

В Минфине сообщили, что будут продолжать проверять получателей социальной помощи даже несмотря на решение Конституционного суда.

Соцвыплаты на детей в 2020: от декретных до помощи одиноким матерям

04.06.2020 131181 57 3

В 2020 году Государственным бюджетом предусмотрено повышение социальных выплат на детей.

Какими будут социальные выплаты на детей в 2020 году, а также что изменит принятый в июне закон, внесший изменения в другие нормативные акты.

Декретные выплаты

Согласно украинскому законодательству право на получение денежной выплаты по беременности и родам в 2020 году имеет каждая беременная женщина. В том числе и несовершеннолетняя. Правда, размер этой выплаты в каждом конкретном случае будет разный. Все зависит от нескольких моментов: учится или работает женщина (частный предприниматель, военнослужащий) или безработная.

Эти выплаты назначаются на весь период декрета. Однако есть определенное условие – необходимо обратиться за помощью не позднее 6 месяцев с окончания декрета. Продолжается отпуск в связи с беременностью и родами 126 дней: из них 70 календарных дней до родов и 56 после. Однако есть несколько исключений. Если женщина беременна не одним ребенком, тогда продолжительность послеродового отпуска увеличивается до 70 дней. Таким образом «декретные» будут начислять за 140 календарных дней. Если речь идет о женщинах, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, они могут рассчитывать на оплату 180 дней декретного отпуска.

Как вычисляют «декретные»

Назначают помощь по листку нетрудоспособности. Выплачивают деньги по месту работы или службы в размере 100% от средней зарплаты и предоставляется она за весь период декретного отпуска. Размер пособия по беременности и родам предоставляется в полном объеме независимо от количества дней отпуска, которые были фактически использованы до родов. Эта помощь является материальным обеспечением, которое компенсирует потерю зарплаты за период отпуска по беременности и родам.

Сумма декретных выплат зависит от нескольких факторов, в частности, средней зарплаты и количества календарных дней декретного отпуска.

Размер выплат по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа:

  • 50% средней зарплаты – при страховом стаже до 3 лет;
  • 60% средней зарплаты – при страховом стаже 3-5 лет
  • 70% средней зарплаты – при страховом стаже 5-8 лет
  • 100% средней зарплаты – страховой стаж более 8 лет.

Стоит заметить, что независимо от стажа работы оплата больничного в размере 100% от средней зарплаты предоставляется женщинам, которые относятся к 1-4 категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Безработные также имеют право на декретные выплаты.

За 126 календарных дней декретного отпуска безработная женщина получит:

  • 01 января до 30 июня 2020 года – 2 207 гривен;
  • 01 июля до 20 ноября 2020 года – 2 307 гривен;
  • 01 декабря до 31 декабря 2020 года – 2 383 гривен.

За 140 календарных дней декретного отпуска безработная женщина получит:

  • 01 января до 30 июня 2020 года – 2 452 гривен;
  • 01 июля до 20 ноября 2020 года – 2 563 гривен;
  • 01 декабря до 31 декабря 2020 года – 2 648 гривен.

За 180 календарных дней декретного отпуска безработная женщина получит:

  • 01 января до 30 июня 2020 года – 3 153 гривен;
  • 01 июля до 20 ноября 2020 года – 3 295 гривен;
  • 01 декабря до 31 декабря 2020 года – 3 405 гривен.

Выплаты при рождении ребенка

В этом году много шума было вокруг помощи при рождении ребенка. Даже ходили слухи, что ее вообще отменят. Такое опасение появилось после прочтения законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Где Минсоцполитики предлагало «отвязать» более 150 выплат от прожиточного минимума. В правительстве планировали ввести адресную программу выплат при рождении, которая предусматривает предоставление помощи тем семьям, чей среднемесячный доход на одного человека не превышает 15% от размера выплат. Фактически это примерно 6 тысяч гривен – поскольку помощь при рождении ребенка составляет 41 280 гривен.

Правда, после консультаций с органами государственной власти и экспертами, действующий механизм начисления выплат оставили без изменений.

Таким образом, размер помощи при рождении ребенка составляет 41 280 гривен. Сначала выплачивается 10 320 гривен помощи, остальная сумма выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями (860 гривен).

Минимальный размер пособия по беременности и родам незастрахованным женщинам в декабря 2020 года предусмотрено в сумме 2 383,5 гривен (в 2019 году – 2 207, 1 гривен).

Изменится в 2020 году и содержание пакета малыша. Стоимость одноразовой натуральной помощи «пакет малыша» составит 5 тысяч гривен. Жителям Донецкой области, где этот пакет с начала действия программы не выдавался, предусмотрели компенсацию. Там вместо него роженицы будут получать денежный эквивалент.

Предусмотрено в бюджете 2020 года и возмещения денег на такую государственную услугу как муниципальная няня. Государство будет возмещать расходы по уходу за ребенком до 3 лет в размере 1 779 гривен.

Выплаты одиноким матерям

Поскольку социальные выплаты привязаны к прожиточному минимуму, то в 2020 году вырастет и максимальный размер пособия на детей одиноким матерям. Эту помощь оказывают в размере, который равен разнице между 100% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев. Правда в начале июня парламент принял закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты, которым увеличил размер выплат некоторым категориям населения.

Размер пособия на детей одиноким матерям в 2020 году увеличится:

  • для детей до 6 лет – с 1 779 гривен до 1 921 гривен;
  • для детей с 6 лет до 18 лет – с 2 218 гривен до 2 395 гривен;
  • для детей до 6 лет – с 2 102 гривен до 2 270 гривен;

Пособие на детей над которыми установлена опека или попечительство в 2020 году:
для детей до 6 лет:

  • с 01 января – 3 558 гривен;
  • с 01 июля – 4 647, 5 гривен;
  • с 01 декабря – 4 802, 5 гривен;

для детей с 6 лет до 18 лет:

  • с 01 января – 4 436 гривен;
  • с 01 июля – 5 795 гривен;
  • с 01 декабря – 5 987,5 гривен;

Помощь на детей-сирот, лишенных родительской опеки аналогична той, которая выдается на детей над которыми установлена опека или попечительство в 2020 году.

Социальная помощь на детей с инвалидностью, над которыми установлена опека или попечительство, с принятием в июне изменений в закон, будет составлять – 3,5 размера прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Таким образом, 0 1 июля пособие на детей до 6 лет с инвалидностью, над которыми установлена опека или попечительство составит – 6 506, 5 гривен, а с 01 декабря – 6 723,5 гривен, а от 6 до 18 лет – 8113 гривны, с 01 декабря для этой категории выплаты составят – 8 256,5 гривен.

Порядок выплаты государственных пособий

В соответствие с действующим законодательством Украины отдел денежных пособий и компенсаций управления труда и социальной защиты населения обеспечивает назначение 19 видов государственных пособий и компенсационных выплат, которые финансируются из разных бюджетов: государственные субвенции в местный бюджет, из областного бюджета, местного бюджета и Пенсионного фонда Украины. Управление труда и социальной защиты населения обеспечивает прием и выплату перечисленных ниже видов государственных пособий и компенсаций по состоянию на 15 апреля текущего года.

1. Субвенции из государственного бюджета поступают для финансирования государственных пособий, которые назначаются согласно:

Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» в связи с рождением ребенка получают следующие пособия:

— пособие по беременности и родам (студенткам, неработающим мама, некоторым категориям предпринимателей);

— пособие по рождению ребенка;

— пособие по уходу за ребенком до достижения ним 3-х летнего возраста;

— пособие на детей одиноким матерям;

— пособие на детей, лишенных родительской опеки;

— пособие малообеспеченным семьям;

Закона Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям – инвалидам» для инвалидов с детства, которые выбрали этот вид помощи:

— пособие инвалидам 1, 2, 3 группы;

— пособие по уходу;

— пособие на ребенка — инвалида;

— денежное пособие приемным семьям;

— временное пособие взамен алиментов.

— также из государственного бюджета ежемесячно перечисляются страховые отчисления за лиц, которые не работают и ухаживают за детьми до исполнения им 3-х летнего возраста, за ребенком – инвалидом, за престарелым старше 80 лет или инвалидом 1 группы и за одного из приемных родителей, которые не работают и предоставляют услуги приемному ребенку.

Заявка на финансирование (заказ денежных средств) из всех уровней проводится ежемесячно на основании выплатных ведомостей, которые ежемесячно формирует Донецкий выплатной центр по начислению социальных выплат и соответственно Центр контролирует сроки рассмотрения документов и правомерность проведенных управлением назначений пособий. Согласно утвержденному Центром графику управление для формирования выплатных ведомостей два раза в месяц передает электронную информацию по отработанным делам. На основании чего и формируются выплатные ведомости.

Порядок поступления денежных средств из государственного бюджета для выплаты государственных пособий регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2002 № 256 «Об утверждении Порядка финансирования затрат местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета». Ежемесячно до 3 числа текущего месяца (пособия семьям с детьми, малообеспеченным семьям, временной помощи на детей, родители которых уклонятся от уплаты алиментов, пособий инвалидам с детства) в управлении Государственной казначейской службы Украины в г. Краматорске управлением регистрируется заявка на финансирование в текущем месяце пособий, перечисленных в пункте 1. Для формирования выплатных ведомостей на следующий месяц (который в месяц выплаты является текущим – основной выплатной период) данные в электронном виде передаются в Центр согласно графику 20-22 числа и 23-25 числа выплатные ведомости передаются в управление для проверки и подготовки к передаче в банки. Итоговые суммы по этим ведомостям и являются заявкой на финансирование основного выплатного периода.

Поскольку после закрытия основного выплатного периода (20-22 числа месяца) продолжается обработка принятых заявлений, то есть набираются дополнительные обязательства перед получателями, то для своевременной выплаты пособий управление формирует дополнительный выплатной период, который по графику закрывается (передается в Центр) 8-10 числа текущего месяца, ведомости формируются 11-13 числа. Заявка на финансирование дополнительного выплатного периода текущего месяца регистрируется в управлении Госказначействой службы до 15 числа текущего месяца – это является уточняющей информацией о фактических начислениях в текущем месяце.

В соответствии с постановлением КМУ № 256 финансирование для выплаты государственных пособий как субвенции местным бюджетам для программ социальной защиты поступает два раза в месяц: после 10 числа текущего месяца – для основного выплатного периода и после 25 числа текущего месяца – для дополнительного выплатного периода.

Конкретной даты выплаты пособий нет! После поступления субвенций на счет управления в Госказначейской службе сразу же выплатные ведомости в электронном и бумажном виде передаются в соответствующие банки. Готовятся платежные поручения о перечислении денежных средств через Госказначейство на банки для дальнейшего зачисления денег на счета получателей.

В соответствии с Порядком назначения пособий решение о назначении (отказе) принимается в течение 10 дней после предоставления заявителем последнего необходимого документа.

Таким образом, если Вы подали заявление с полным пакетом документов 5 числа (в течении 10 дней), то решение будет принято до 16 числа, следовательно, документы будут обработаны на основной выплатной период, который закрывается по графику – 20-22 числа и выплата пособия будет проведена в следующем за месяцем обращения месяце после 10 числа. То есть в этом месяце сдал – в следующем получил.

Например, если Вы подали последний недостающий документ 20 числа, то документы будут обработаны до 31 числа, следовательно, назначенное пособие войдет в дополнительный выплатной период, который закрывается 8-10 числа следующего месяца, а финансирование поступает после 25 числа следующего месяца. То есть в конце месяца сданы документы – выплата будет в конце следующего месяца.

Если Вы подали заявление и все необходимые документы, к примеру, 18 марта, следовательно, до 28 числа по Вашему заявлению должно быть принято решение. Так как основной выплатной период на апрель закрыт 22 марта, пособия на выплату не попадают в основной выплатной период за апрель, который должен быть профинансирован до 15 апреля, а только на дополнительный выплатной период апреля, то есть выплата будет после 25 апреля.

В таблице указаны даты поступления финансирования за период январь – март 2014 года для выплаты пособий, которые поступают как государственные субвенции местным бюджетам, и даты зачисления сумм таких видов пособий: по беременности и родам (для неработающих мам), при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3-х лет, одиноким матерям, опекунам, усыновителям, малообеспеченным семьям, временное пособие взамен алиментов, инвалидам с детства и приемным семьям.

Таблица поступления финансирования для выплаты государственных пособий ( pdf,doc) :
[pdf]- 57kb
[doc]- 36kb

Что касается перечисления страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины.

Ежемесячно управление труда и социальной защиты населения проводит начисления от размера минимальной заработной платы сумму взноса за лиц, которые не работают и осуществляют уход за ребенком до 3-х лет, за ребенком – инвалидом (за одного из неработающих родителей), за престарелым лицом старше 80 лет или инвалидом 1 группы. Так сумма начисленных взносов за январь и февраль по категориям получателей составила:

— по уходу за ребенком до 3-х лет за 5308 получателей – 4 199,80 тыс. грн.

— по уходу за ребенком – инвалидом за 388 получателей – 183,40 тыс. грн.

— по уходу за инвалидом 1 группы или престарелым старше 80 лет за 368 получателей– 304,50 тыс. грн.

Поэтому этой категории получателей необходимо своевременно подавать в управление информацию об изменении обстоятельств ухода, которые влияют на право выплаты пособия и соответственно начисления страховых взносов, то есть сообщать о выходе на работу или других обстоятельствах прекращения ухода.

2.Финансирование из Пенсионного фонда Украины поступает для выплат государственных пособий, назначенных в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию и инвалидам»:

— пособие лицам, которым отказано в пенсии по возрасту для лиц старше 63 лет;

— пособие инвалидам 1, 2, 3, группы, которым отказано в пенсии по инвалидности и постановлением КМУ от 26.07.1996г. №832 «О повышении выплат некоторым категория граждан»:

— компенсация по уходу за инвалидом первой группы и престарелым старше 80 лет, период выплаты которой засчитывается в страховой стаж.

Эти виды пособий платятся ежемесячно за текущий месяц.

Согласно Методического письма о порядке финансирования органами Пенсионного фонда Украины государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию и инвалидам, компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за инвалидами 1 группы и престарелыми старше 18 лет, пособия назначаются управлением труда и социальной защиты населения, зачисляются согласно выплатных ведомостей изготовленных управлением. Выплатные ведомости на начало месяца подаются в соответствующие банки и финансируются согласно графика в области со 2 по 12 число – компенсации по уходу и с 15 по 20 число текущего месяца пособие лицам, которые не имеют права на пенсию.

Поскольку финансирование идет из Пенсионного фонда Украины таблицу с данными о поступлении и зачислении денег привести управление не может. Согласно порядку финансирования по этим видам выплат существует один выплатной период – основной. Это и обьясняет более длительный интервал между датой (месяцем) подачи заявления и датой (месяцем) выплаты пособия. Так, если заявление со всеми необходимыми документами подано, к примеру, 10 апреля, а данные для формирования основного выплатного периода ведомостей на апрель переданы 21 марта, следовательно, эти документы будут отработаны на основной выплатной период мая, который закрывается 18 апреля и выплата состоится поле 15 мая.

Пособие лицам, которые не имеют права на пенсию выплачивается 423 получателя, компенсацию по уходу – 368 получателям.

— денежного пособия лицам, в семьях которых проживают инвалиды 1 или 2 группы психического заболевания, которые по заключению ВКК нуждаются в постоянном уходе, на уход за ними;

Таблица финансирования для выплаты пособия по уходу за психбольными инвалидами 1 или 2 группы из областного бюджета ( pdf,doc) :
[pdf]- 58kb
[doc]- 37kb

Этот вид пособия получают 207 семей, где проживают инвалиды указанной категории. Пособие назначается по заключению ВКК городской психиатрической больницы на 6 месяцев. Поэтому получателям пособия для своевременного продления выплаты пособия необходимо вовремя посетить ВКК, чтобы получить медзаключение на следующий период и сразу же подать необходимые документы в управление.

4. Местный бюджет согласно постановлению КМУ от 29.04.2004 №558 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты компенсации физическим лицам, которые предоставляют социальные услуги» финансирует компенсацию за оказание социальных услуг:

— компенсация лицам, которые не работают, и оказывают социальные услуги лицам преклонного возраста и инвалидам, которые по заключению ВКК не могут обслуживать себя самостоятельно и нуждаются в постоянном уходе.

Получателей данной компенсационной выплаты на учете в управлении состоит 935 человек. Поскольку финансирование для выплаты этой компенсации поступает один раз в месяц из местного бюджета, следовательно, и заявку на финансирование управление подает раз в месяц после закрытия основного выплатного периода. В соответствие с п.11 Порядка назначения и выплаты компенсации физическим лицам, которые предоставляют социальные услуги, выплата компенсации проводится ежемесячно до 10 числа месяца, который наступает за тем месяцем, в котором физическое лицо предоставило социальные услуги.

Таблица поступления финансирования для выплаты компенсации за оказание соцуслуг из местного бюджета (пост. №588)( pdf,doc) :
[pdf]- 58kb
[doc]- 34kb

Из многолетней практики работы по назначению и выплате этой компенсации обязательства по выплате местный бюджет выполнял всегда четко. В сегодняшней непростой экономической обстановке выплата компенсации местным бюджетом проводится ежемесячно. Получателям компенсации необходимо в этой сложной ситуации набраться терпения и знать, что город выполняет свои обязательства.

По мнению граждан, звонки на телефонную правительственную «горячую линию» в случае задержки в выплате пособий и компенсаций являются двигающей и решающей силой в поступлении финансирования. Поверьте, вопрос своевременной выплаты всех видов пособий и компенсаций контролируется всеми уровнями власти. В данной ситуации не звонки являются решающим критерием, а наличие финансового подтверждения для проведения этих выплат. Финансовое подтверждение для проведения выплат пособий отделениям Госказначейства на местах дает Министерство финансов Украины, которое владеет в полном обьеме информацией о потребности в финансировании каждой области, а областное финуправление распределяет «деньги» по городам. Обязательства по проведению выплат получателям компенсаций и пособий всеми уровнями бюджетов контролируются и выполняются в полном обьеме, не смотря на непростое экономическое положение в Украине.

Управление труда и социальной защиты населения

Финансирование детских пособий может вырасти на 2 миллиарда

В Законодательное собрание внесен проект поправок в краевой бюджет на 2020-22 гг. Согласно пояснительной записке, предполагается сокращение расходов краевой казны в пользу муниципальных бюджетов, перенос сроков по некоторым инфраструктурным проектам, выделение дополнительных средств на поддержку семей с детьми.

Авторы законопроекта предлагают сократить расходы региона в 2020 году на 1,5 млрд рублей, а высвободившиеся средства направить на предоставление бюджетных кредитов муниципалитетам для сбалансированности их бюджетов в связи с прогнозируемым снижением доходов.

Одна из поправок предлагает увеличить объем средств на 610 млн рублей на ежемесячные выплаты для семей с детьми в возрасте от трех до семи лет, чей среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума. Часть этих средств в размере 177,5 млн рублей образовались в результате экономии из-за невозможности работы детских лагерей в период ограничительных мер.

По информации правительства Пермского края, дополнительные средства позволят предоставить ежемесячное пособие дополнительно более 35 тысячам прикамских семей. Для этих же целей, в конце прошлого месяца в Министерство труда и социальной защиты РФ была направлена заявка на дополнительные 1,6 млрд рублей софинансирования из федерального бюджета. Таким образом, общий объем дополнительных средств на эти цели в 2020 году может составить более двух млрд рублей.

«Последствия пандемии коронавируса безусловно отразились на бюджетной политике региона. На первых этапах перед нами стояла задача обеспечить поддержку бизнеса. Пермский край был одним из первых регионов в России, где антикризисные льготы и налоговые послабления были приняты на законодательном уровне. Сейчас важно полностью обеспечить социальные обязательства края по поддержке граждан. Поиск дополнительных средств требует от властей взвешенных решений, которые, с одной стороны, отвечают сегодняшним запросам, а с другой стороны, не мешают достижению долгосрочных целей», — отметил председатель краевого парламента Валерий Сухих.

Законопроект предполагает выделение дополнительных средств на разработку научно-проектной документации для двух инфраструктурных объектов культуры г. Перми: «ПГДК им. Солдатова» (21,5 млн рублей), а также «Дом уездного земства» (11,5 млн рублей).

Согласно одной из поправок, планируется перераспределить 1,6 млрд рублей, запланированных в 2020 году на 2021 г. (767 млн рублей) и на 2022 г. (800 млн рублей). Данные средства были запланированы на приобретение земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества в границах от станции Пермь-1 до станции Пермь-2 в рамках строительства трамвайных путей на этом участке. В пояснительной записке к проекту закона сказано, что перенос связан с длительной процедурой внесения изменений в Генеральный план города Перми.

В связи с планируемым предоставлением дополнительной рассрочки погашения задолженности бюджета Пермского края перед федеральным бюджетом, которую предусмотрело Правительство РФ, законопроект предполагает сокращение расходов на обслуживание долга.

Планируется, что проект изменений в бюджет будет рассмотрен на августовском заседании краевого парламента.

Ульяновская область. Димитровград получает только 28% причитающегося финансирования детских пособий.

Ульяновская область, 30 октября 2000, 16:43 — REGNUM Председатель комитета социальной защиты населения Димитровграда разъяснил ситуацию, сложившуюся на настоящий момент с выплатой детских пособий в городе. В 2000 году после принятия дополнений к федеральному Закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», количество получателей детских пособий уменьшилось на 64% и составило 9,5 тыс. руб. Потребность города в пособиях стала равна 700 тыс. руб. в месяц.

На выплату детских пособий в январе-сентябре 2000 года г.Димитровград получал по 250 тыс. руб. в месяц. Небольшая часть трансфертов на выплату детских пособий в этот период финансировалась по распоряжению губернатора Ульяновской области Юрия Горячева отдельным категориям семей: матерям-одиночкам, семьям с детьми-инвалидами, семьям, потерявшим кормильца. В октябре положение изменилось. Данное распоряжение губернатор отменил. Уменьшилось и финансирование из федерального бюджета. С октября город стал получать 200 тыс. руб. или 28% от своей потребности. Сейчас пособия выплачиваются только малообеспеченным семьям с доходом на одного человека не более 132 руб. в месяц, сообщила «Димитровград-панорама».

Родительский отбор. Власти собираются лишать детских пособий «за плохое воспитание»

Социальное страхование в Украине: достижения и перспективы

Антоненко Тарас Владимирович
директор Департамента политики
государственного социального страхования
Министерства труда и социальной политики Украины

Переход Украины к рыночной экономике вызвал необходимость создания адекватной модели социальной защиты населения. Каждый работающий человек должен заботиться о своей защите от тех отрицательных социальных последствий, которые сопровождают структурную перестройку экономики, приватизацию предприятий, внедрение новых форм организации производства и труда. Достижению этой цели наиболее отвечает, как свидетельствует и международный опыт, солидарная система обязательного социального страхования, способная обеспечить эффективную социальную защиту. Именно в условиях страхования можно избежать уравниловки при предоставлении пособия по общеобязательному государственному социальному страхованию, иждивенческих настроений и ослабления действенности мотивов и стимулов к труду. Такая система введена в Украине.

В соответствии с Конституцией Украины Верховным Советом Украины 14 января 1998 г. приняты Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании и законы Украины по отдельным видам социального страхования (1999, 2000, 2001, 2003 гг.).

В настоящее время в Украине действуют четыре из пяти видов социального страхования, предусмотренных Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, а именно:

на случай безработицы;

в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением;

от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которое послужило причиной потери трудоспособности;

  • пенсионное страхование.
  • Впервые в Украине введено управление фондами социального страхования на паритетных основах представителями государства, работодателей и застрахованных лиц, то есть теми, кто формирует средства этих фондов (кроме Пенсионного фонда, который на протяжении пяти лет со дня введения в действие Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” функционирует как центральный орган исполнительной власти). Такое демократическое управление дает возможность сторонам социального партнерства решать общие задачи с учетом интересов каждой стороны, что оказывает содействие прозрачности, подотчетности, финансовому контролю и надежному регулированию осуществления социального страхования.

    Внедрение общеобязательного государственного социального страхования способствовало своевременному и в полном объеме предоставлению трудящимся пособий и услуг по социальному страхованию, неоднократному повышению минимальных размеров пособий.Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.

    С 1 января 2001 года вступил в силу Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы”, которым введено общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы как система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая материальное обеспечение на случай безработицы, возникшей по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам, и предоставление социальных услуг за счет средств страхового фонда на случай безработицы.

    Существуют следующие виды материального обеспечения в случае безработицы:

    пособие по безработице (в том числе одноразовая его выплата для организации безработными предпринимательской деятельности);

    материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;

    материальная помощь по безработице, одноразовая материальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении;

    пособие на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении.

    Виды социальных услуг:

    профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации и профориентация;

    поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных и финансирования организации оплачиваемых общественных работ для безработных;

    информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.

    Внедрение системы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы принципиально изменило действующую до 2001 года в Украине систему социальной защиты от безработицы, прежде всего, путем внедрения нового механизма поддержки доходов безработных, которым установлена зависимость получения пособия по безработице от уплаты застрахованным лицом страховых взносов и страхового стажа.

    Преимущество в социальной защите предоставлено категории безработных, потерявших работу по независящим от них обстоятельствам, то есть в случае высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, увольнения по собственному желанию по уважительной причине, невозможности продолжения работы по состоянию здоровья или вследствие недостаточной квалификации и прочее.

    Материальная поддержка в случае наступления безработицы предоставляется одновременно с предложением всего комплекса мероприятий, направленных на скорейшее возвращение безработных к трудовой деятельности.

    Безработным, которые изъявили желание заниматься предпринимательской деятельностью и организовать свое собственное дело, при определенных условиях пособие по безработице может предоставляться в виде одноразовой выплаты всей предусмотренной суммы в расчете на год.

    Новая система предусматривает возможность экономического стимулирования работодателей в случае создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, в особенности из числа неконкурентоспособных, и тех, которые являются безработными длительный период времени. Это предоставление работодателю дотации на создание таких рабочих мест за счет страховых средств.

    Все виды материального обеспечения и финансирования социальных услуг осуществляются за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, ставшего правопреемником ликвидированного Государственного фонда содействия занятости населения.

    Фонд создан для управления страхованием на случай безработицы, проведения сбора и аккумуляции страховых взносов, контроля за использованием средств, выплаты материального обеспечения и предоставления социальных услуг.

    Средства Фонда формируются за счет:

    страховых взносов страхователей – работодателей и застрахованных лиц;

    ассигнований государственного бюджета;

    сумм финансовых санкций, примененных к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов и использования средств Фонда, несоблюдение законодательства о занятости населения, а также сумм административных штрафов, наложенных на должностных лиц и граждан за такие нарушения;

    прибыли, полученной от временно свободных средств Фонда, в том числе резерва средств Фонда на депозитном счете;

    благотворительных взносов предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;

    других поступлений в соответствии с законодательством Украины.

    Управление фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей, которые входят в состав правления Фонда.

    Это единственный фонд из фондов общеобязательного государственного социального страхования, в котором не потребовалось создавать исполнительную дирекцию и ее рабочие органы. Законом функции этих органов сразу были возложены на государственную службу занятости. И это дало следующие положительные результаты. Во-первых, сэкономлены финансовые ресурсы на создание данных органов, во-вторых, весь накопленный государственной службой занятости опыт по обеспечению социальной защиты населения от безработицы используется при предоставлении материального обеспечения и социальных услуг безработным в условиях социального страхования на случай безработицы.Страхованию на случай безработицы подлежат все наемные работники, то есть лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), включая тех, кто проходит альтернативную (невоенную) службу, а также тех, кто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде.

    Лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности принимают участие в страховании на добровольной основе.

    С 1 января 2006 года минимальный размер пособия по безработице для застрахованных лиц, у которых размер пособия по безработице зависит от страхового стажа, и военнослужащим, уволенным по сокращению численности без права на пенсию, увеличен и составляет 160 гривен (32 доллара США).

    Для других застрахованных и незастрахованных лиц минимальный размер пособия по безработице увеличивается одновременно с повышением прожиточного минимума для работающих и в первом квартале 2006 года составил 118 гривен (23,6 доллара США).

    Основным положительным результатом функционирования системы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы является стабильное финансовое положение Фонда. Доходы Фонда дали возможность расширить активную политику на рынке труда. Общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности.

    Одним из весомых шагов в развитии социального страхования в Украине было внедрение общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности.

    В Законе Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности” практически сохранены нормы положений о возмещении ущерба в связи с повреждением здоровья на производстве, которые до его принятия возмещались за счет средств предприятий, учреждений, организаций.

    Данный Закон вступил в силу с 1 апреля 2001 г. и положил начало новым правоотношениям в системе охраны труда.

    Его основными задачами являются:

    проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных лиц, вызванных условиями труда;

    восстановление здоровья и трудоспособности, пострадавших на производстве от несчастных случаев или профзаболеваний;

  • возмещение материального и морального вреда застрахованным лицам и членам их семей.
  • Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности” снял противоречия и споры между работниками и работодателями по вопросам материального обеспечения и предоставления социальных услуг.

    Он гарантирует социальную защиту пострадавшего на производстве независимо от финансового положения предприятия, на котором повреждено здоровье. Все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности должны осуществлять обязательное страхование своих работников по данному виду страхования.

    Нормы Закона также распространяются на лиц, которые пострадали на производстве до вступления его в действие.

    Обязательному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания подлежат лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта), заключенного с работодателем, ученики и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к каким – либо работам во время, до или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; в период прохождения производственной практики (стажировки), выполнения работ на производстве.

    Если женщина во время ее беременности получила травму на производстве или профессиональное заболевание, вследствие чего ребенок родился инвалидом, то нанесение ущерба зародышу приравнивается к несчастному случаю, который произошел с застрахованным. Такой ребенок, соответственно медицинскому заключению, считается застрахованным до 16 лет или до окончания обучения, но не более чем до достижения 23 лет, и получает пособие.

    В соответствии с Законом, страховым случаем является несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, с наступлением которых возникает право лица на получение материального обеспечения и социальных услуг.

    Пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев начиная с шестого дня временной нетрудоспособности. Первые пять дней временной нетрудоспособности оплачивает работодатель, на предприятии которого произошел несчастный случай или профессиональное заболевание. Пособие устанавливается в размере 100 процентов среднего заработка и не зависит от страхового стажа застрахованного лица. Пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до восстановления трудоспособности или установления стойкой потери профессиональной трудоспособности.

    Законом предусмотрены также одноразовые страховые выплаты застрахованному лицу или лицам, которые имеют право на получение таких выплат в случае смерти пострадавшего, и ежемесячные страховые выплаты застрахованным лицам или лицам, которые находились на содержании пострадавшего.

    Ежегодно с 1 марта увеличиваются ежемесячные страховые выплаты потерпевшим на производстве в соответствии с ростом реальной заработной платы в отраслях национальной экономики.

    В 2006 году Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 317 тысячам потерпевшим на производстве (состоящим на учете в Фонде) обеспечено увеличение размера ежемесячных страховых выплат на 20,3 % и стопроцентное финансирование текущих страховых выплат.Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением

    Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением” определил правовые, организационные и финансовые основы данного вида социального страхования.

    Право на материальное обеспечение и социальные услуги по этому виду страхования имеют застрахованные граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают в Украине, если другие нормы не предусмотрены международным договором Украины, согласие на обязательность которого установлена Верховным Советом Украины.

    Это право возникает, если страховой случай (болезнь, беременность и роды, рождение ребенка и т.п.) настал в период работы, если другое не предусмотрено законодательством.

    Лицам, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов), физическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности, лицам, которые выполняют работы (услуги) в соответствии с гражданско-правовыми договорами, а также гражданам Украины, которые работают за пределами Украины и не застрахованы в системе обязательного государственного социального страхования страны, в которой они находятся, Законом предоставлено право участия в данном виде социального страхования на добровольных началах. Они имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги по этому виду страхования при условии уплаты страховых взносов.

    Материальное обеспечение по данному виду страхования включает предоставление:

  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия при рождении ребенка;
  • пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • пособия на погребение.
  • Пособие по временной нетрудоспособности в случае наступления отдельных страховых случаев (необходимость ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, больным членом семьи, ухода за ребенком в возрасте до 3-х лет или ребенком-инвалидом до 16 лет в случае болезни матери или другого лица, которое присматривает за этим ребенком, и т.п.) выплачивается застрахованному лицу с первого дня за счет средств Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.

    Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованным лицам в зависимости от размера заработной платы (дохода) и страхового стажа.

    В страховой стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности, пребывание в отпуске по беременности и родам, время отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также периоды получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, кроме пенсий всех видов. В страховой стаж засчитывается общий трудовой стаж для назначения пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством, которое действовало до принятия Закона по данному виду страхования.

    Пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа предоставляется:

    — застрахованным лицам, отнесенным к 1 — 4 категориям лиц, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

    — одному из родителей или лицу, которое их заменяет и присматривает за больным ребенком в возрасте до 14 лет, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

    — ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”.

    Ответственность за воплощение в жизнь гарантированного государством права работающих на получение пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение действующим законодательством возложена на администрацию предприятия (учреждения, организации) и физических лиц, которые используют труд наемных работников.

    Наряду с материальным обеспечением лиц сохраняется весь комплекс мероприятий, направленных на санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных лиц и членов их семей. Это обеспечивается путем финансирования санаторно-курортного лечения, оздоровления в санаториях-профилакториях, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, частичного финансирования детских и юношеских спортивных школ, внешкольного обслуживания.

    Все виды материального обеспечения и социальных услуг финансируются за счет средств Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности, который стал правопреемником Фонда социального страхования Украины, попавшим под реорганизацию.

    Основными источниками формирования средств Фонда являются страховые взносы наемных работников и работодателей. Их размер каждый год устанавливает Верховный Совет Украины одновременно с принятием Государственного бюджета.

    С переходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимость непосредственного участия работников в финансировании Фонда, что даст им возможность самим влиять на уровень социальной защиты по этому виду социального страхования.

    Застрахованным лицам и членам их семей предусмотрено предоставление следующих социальных услуг:

  • оздоровление в санаториях-профилакториях, пансионатах, детских оздоровительных лагерях;
  • частичное финансирование детских и юношеских спортивных школ;
  • внешкольное обслуживание.
  • Затраты Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности на санаторно-курортное лечение направлены на восстановление трудоспособности работников и предупреждение возникновения рисков ее временной или полной потери. Такие затраты Фонда планируются на основании Программ отделений Фонда (в разрезе регионов) относительно восстановления здоровья застрахованных, а также членов их семей, и распределяются между регионами пропорционально численности работающих. Средства направляются на приобретение путевок для лечения в санаторно-курортных учреждениях, оздоровление в санаториях-профилакториях, пансионатах, детских оздоровительных лагерях. Фонд также финансирует приобретение медицинской аппаратуры для санаториев-профилакториев.

    За счет средств Фонда частично финансируются санатории-профилактории предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности на организацию питания, лечения и культурного обслуживания лиц в рамках нормативов, утвержденных правлением Фонда, проведение консультаций специалистами и повышение квалификации работников этих санаториев-профилакториев. При этом Фонд предоставляет методическую помощь, осуществляет контроль над организацией санаторно-курортного лечения, использованием средств, которые выделяются Фондом на частичное содержание санаториев-профилакториев. Часть средств, которые направляются Фондом на оздоровительные мероприятия, выделяются на частичное финансирование детских и юношеских школ для организации учебно-спортивной работы, приобретение инвентаря и спортивной формы.

    За январь — март 2006 года в полном объеме обеспечено финансирование выплат пособия при рождении ребенка в размере 8500 гривен (около 1700 доллара США).

    Учитывая, начиная с 2006 года, совокупный доход семьи при определении размеров пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста эти выплаты для малообеспеченных семей увеличились больше, чем в два раза (со 114 до 253 гривен).

    Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста составляет 116,05 гривен (23 доллара США).

    Размер пособия на погребение с 1 января 2006 года увеличен на 20% — до 1200 гривен.Объединение отдельных аналогичных функций страховых фондов

    В настоящее время в соответствии с законодательством сбор страховых взносов, постановку на учет страхователей, учет поступлений страховых взносов, прием отчетности, контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляют автономно четыре фонда социального страхования. Каждый из четырех фондов ведет реестры страхователей. Реестр застрахованных лиц введен лишь Пенсионным фондом Украины. Система контроля и порядок взыскания задолженности с уплаты страховых взносов не позволяет фондам, кроме Пенсионного фонда, выполнять эти функции эффективно.

    Сейчас работодатель регистрируется в четырех фондах, начисляет и ведет учет уплаты взносов за каждый вид страхования, подает четыре платежных поручения, отчитывается перед каждым из четырех фондов, проверяется каждым фондом отдельно.

    Одним из путей совершенствования системы социального страхования является сосредоточение всех функций в одном из социальных фондов – Пенсионном фонде.

    С этой целью в 2005 году Министерством труда и социальной политики Украины разработан проект Закона “О едином социальном взносе”. Законопроектом предполагается консолидация в Пенсионном фонде общих для всех фондов функций, а именно:

    — сбор единого социального взноса;

    — учет (постановка на учет страхователей, учет поступлений единого социального взноса, прием отчетности);

    — контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов;

    — взыскание задолженности по уплате единого социального взноса.

    Пенсионный фонд будет обеспечивать формирование и ведение Государственного реестра социального страхования, который будет использоваться всеми фондами. Этот реестр будет включать информационную систему сведений о плательщиках единого социального взноса и о застрахованных лицах.

    Сосредоточение материально-технической базы и других ресурсов, связанных со сбором взносов, предлагается осуществлять в Пенсионном фонде, поскольку этот фонд в данное время имеет наиболее мощное информационное и кадровое обеспечение, что позволит повысить эффективность сбора страховых взносов для всей системы социального страхования.

    Принятие Верховным Советом Украины и введение в действие вышеуказанного законопроекта обеспечит прозрачность финансовых потоков, повысит платежную и отчетную дисциплину плательщиков страховых взносов, увеличит поступления в фонды и целевое использование страховых средств.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *