Выплата денежной компенсации за ндс в беларуси

Кто платит налог на добавленную стоимость?

Плательщиками являются в первую очередь юридические организации, зарегистрированные в налоговых органах РБ, доверительные управляющие, а в некоторых случаях ИП и физические лица.

Заплатил, а спать не дают

Письма, которые рассылаются по электронной почте от имени налоговой службы, очень убедительны, в них используется официальная символика ведомства. В них сообщается, что у человека накопилась большая сумма неиспользованных налоговых вычетов. Чтобы их получить, мошенники предлагают пройти по ссылке и зарегистрироваться на сайте департамента социального обеспечения, разумеется, поддельном. После этого система сообщает гражданину, что общая сумма социальных выплат, которые ему «задолжало» государство, составляет несколько сотен тысяч рублей, и предлагает открыть «социальный счет» для перечисления денег. Нужно лишь оплатить ведомственную пошлину в 320 рублей, а также ввести реквизиты своей банковской карты. Для убедительности на сайте размещены комментарии «благодарных» пользователей, уже получивших выплаты.

Налоговые вычеты — это часть уплаченного налога на доходы физических лиц. При определенных условиях ее действительно можно вернуть, если человек тратил деньги на лечение, обучение, покупку недвижимости или покупку ценных бумаг. Но ФНС никогда не рассылает сообщения о неиспользованных вычетах.

В Федеральной налоговой службе напоминают, что для получения вычета нужно представить в налоговые органы декларацию 3-НДФЛ: лично, направив по почте заказным письмом или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Независимо от способа оформление вычета бесплатно.

Как пояснил «Российской газете» представитель ведомства, все взаимодействие налоговых органов и граждан происходит исключительно через личный кабинет на сайте ФНС.

Впрочем, и здесь нужно быть внимательными. В последнее время в Сети также появились новые клоны официального сайта налоговой службы, на которых предлагается получить налоговую компенсацию.

Ранее налоговики уже предупреждали о такой схеме. Тогда подставной сайт был заблокирован. Однако мошенники создали новые, рассказали «Российской газете» в Федеральной налоговой службе.

Страница, ссылка на которую пользователи получают через социальные сети или смс-сообщения, представляет собой копию одного из разделов сайта налоговой службы. Там предлагается ввести паспортные данные, после чего появляется диалоговое окно. В нем сообщается, что гражданин может получить налоговую компенсацию в 0,91 процента от подоходного налога. Уточняется, что компенсация положена в связи с поправками в закон за определенным номером. На деле документ с такими реквизитами не относится к налоговой тематике. Нажав на кнопку «Получить компенсацию», пользователь попадает на другую страницу, где требуется ввести данные банковской карты: номер, срок действия, имя держателя, а также трехзначный код на обратной стороне карты.

В Сети также есть ресурсы, где гражданам предлагают помощь с оплатой налоговых задолженностей. В некоторых случаях пользователь должен ввести ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) для проверки задолженности. После ее обнаружения происходит автоматический перевод на страницу оплаты. Подвох в том, что суммы долгов по налогам не соответствуют действительности, и комиссия за платеж превышает 70 процентов.

Федеральная налоговая служба напоминает, что узнать о своей задолженности, а также оплатить налоги опять же можно с помощью сервиса «Личный кабинет». Оплата налогов и задолженностей доступна зарегистрированным пользователям портала госуслуг, а также онлайн-кабинетов банков-партнеров Федеральной налоговой службы. — Читайте также: Уличные мошенники стали выдавать себя за юристов, врачей и кладоискателей.

В ФНС предупредили о мошенничестве с возвратом НДС

Федеральная налоговая служба опубликовала предостережение, в котором напомнила об участившихся случаях мошенничества, когда гражданам предлагают вернуть НДС за приобретенные товары.

«Мошенники создают фейковые сайты под названием «Единый центр компенсации налога добавленной стоимости (или невыплаченных денежных средств)», внешне напоминающие сайты государственных органов. Их адреса регулярно меняются, но принцип работы остается прежним», – сообщили в ФНС.

На сайте размещается ссылка на фейковое постановление, направленное на поддержку импортозамещения и повышение благосостояния населения. Как утверждается на этих сайтах, каждый гражданин имеет право на получение денежной компенсации затрат на оплату товаров иностранного производства. Тут же предлагается внести в заданную форму последние шесть или восемь цифр номера вашей банковской карты. Затем система выдает сообщение о сумме положенной компенсации по НДС.

При этом отмечается, что получить деньги можно только в ограниченный срок, но нужно оплатить ряд услуг: консультацию юриста, заполнение анкеты и др. Оплатив все услуги, граждане не получают обещанные мошенниками суммы.

В ФНС напомнили, что право на компенсацию НДС имеют физические лица – граждане иностранных государств при вывозе за границу приобретенных в России товаров (система Tax free). Россиянам, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей, такая компенсация не предусмотрена законодательством.

«Также следует учитывать, что при получении денежных средств в рамках государственной поддержки от получателя не требуется оплаты каких-либо услуг», – отметили в ведомстве.

Выплата денежной компенсации за ндс в беларуси

Компенсации, при выплате которых можно применить льготу по подоходному налогу.

Организации, выступающие в качестве нанимателей, обязаны производить своим работникам компенсационные выплаты, определенные Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК).

При этом многие из таких выплат освобождаются от обложения подоходным налогом. Какие именно? Это вы узнаете из предлагаемой статьи.

Читатели также смогут ознакомиться с особенностями применения льготы на практике.

Применение льготы требует соблюдения определенных условий

Виды компенсаций, а также порядок их выплаты предусмотрены гл. 9 «Гарантии и компенсации» ТК.

Компенсации – это денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей; гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав (ст. 90 ТК).

Перечень компенсаций, освобождаемых от подоходного налога, содержит подп. 1.3 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Рассмотрим его в таблице (см. с. 50).

Выплата денежной компенсации за ндс в беларуси

Компенсационные выплаты: применение льгот по подоходному налогу в 2019 году

В 2018 г. многие компенсационные выплаты, производимые нанимателем своим работникам, в т.ч. в виде возмещения понесенных ими расходов, освобождались от подоходного налога.

Сохранился ли этот порядок в 2019 г.? Сразу отметим, что сохранился. Просто многие привычные нам нормы в НК-2019 изложены в другой главе (ранее – гл. 16, сейчас – гл. 18) и новых статьях. Однако есть и некоторые новации |*|.

Давайте рассмотрим старые и новые положения, которые действуют в 2019 г.

Возмещение вреда или судебных расходов

Важно! Начиная с 2019 г. указанные доходы освобождаются от налогообложения и в случае, если они выплачиваются в соответствии с законодательством иностранных государств.

Полный текст читайте в журнале «Главный Бухгалтер», № 4/2019.

ГЛАВА 14. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

С 2019 г. признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость НДС отгрузка возвратной тары продавцом товара и ее возврат продавцу покупателем товара по аналогии с операциями по товарным займам.

В 2018 г. операции с возвратной тарой не облагались НДС в случае, если возврат тары был осуществлен в установленный договором срок.

Однако в контексте отмены с 2019 г. особенности определения налоговой базы при реализации многооборотной тары (реализация возникает, если тара не возвращена в установленный срок) администрирование отсчета этого срока и отслеживание применительно к этой дате возникновения объекта налогообложения и срока выставления электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ) повлекут дополнительные трудозатраты плательщиков. В связи с этим такие затраты с 2019 г. будут минимизированы через механизм налогообложения возвратной тары исходя из факта ее отгрузки, а не факта ее невозврата.

С 2019 г. установлено, что у экспедиторов не признаются объектом налогообложения НДС только те обороты по возмещению сумм понесенных расходов, получаемых от клиента, которые определены договором транспортной экспедиции.

С 2019 г. не будет признаваться объектом налогообложения НДС безвозмездная передача товаров (работ, услуг) бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. Одновременно у передающей стороны ограничивается вычет сумм НДС по безвозмездно переданным товарам (работам, услугам) в адрес таких бюджетных организаций.

С 2019 г. из объектов налогообложения НДС исключаются также:

  • обороты по реализации товаров (работ, услуг) у плательщиков, признанных банкротами, в процедуре ликвидационного производства;
  • передача членам профсоюзной организации (работникам нанимателя) товаров (например, новогодних подарков), работ (услуг) (например, спортивных и культурных мероприятий), осуществляемых за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя по коллективным договорам. Одновременно у профсоюзной организации ограничен вычет сумм НДС по таким товарам (работам, услугам), приобретенным за счет средств нанимателя.

С 2019 г. согласно Общей части НК предоставление имущества в аренду и лизинг не признается услугой, если иное не установлено НК. Учитывая, что такие операции являются объектом налогообложения НДС, — иное установлено в Особенной части НК для целей НДС. Так, для целей НДС эти операции признаются услугой, а в случае, если предусмотрен выкуп предмета лизинга или выкуп объекта аренды, — возникает оборот по реализации товара.

Место реализации

Принимая во внимание, что действующие нормы Общей части НК, устанавливающие порядок определения места реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, применяются преимущественно для целей НДС, с 2019 г. соответствующие нормы перенесены из Общей части НК в главу 14 «Налог на добавленную стоимость» Особенной части НК.

Одновременно уточняется, что во взаимной торговле работами (услугами) с государствами — членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, в иных случаях — согласно положениям НК.

Кроме того, с 2019 г. порядок определения места реализации товаров дополнен нормами о порядке определения места реализации товаров по договорам комиссии, поручения.

В порядке определения места реализации работ, услуг, имущественных прав:

  • приведены критерии определения основной и вспомогательной услуги;
  • актуализированы наименования услуг, связанных с программным обеспечением, хостингом, базами данных;
  • перечень электронных услуг дополнен таким видом услуг, как услуга по организации и (или) проведению азартных игр через сеть Интернет.

Льготы по НДС

В целях обеспечения комплексного регулирования вопросов налогообложения в НК включены нормы действующих решений Главы государства, определяющих перечни отдельных видов работ и услуг, освобождаемых от НДС. Это касается:

  • медицинских услуг (Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 198);
  • ветеринарных мероприятий (Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 538);
  • услуг, связанных с организацией похорон (Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 97);
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства (Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2006 г. № 316);
  • туристических услуг (Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371);
  • работ по строительству, содержанию и ремонту объектов общего пользования садоводческих товариществ (Указ Президента Республики Беларусь от 17 апреля 2010 г. № 185);
  • работ (услуг) в области космической деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2011 г. № 121).

Перечень таких товаров, освобождаемых от ввозного НДС, как технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, перенесен в НК из Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107.

Кроме того, в НК с 2019 г. включена норма Указа Президента Республики Беларусь от 9 июля 2001 г. № 374, предусматривающая льготу по НДС при реализации товаров (работ, услуг) ассоциацией общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов», творческими союзами Республики Беларусь и их фондами по перечню таких организаций, установленному данным Указом.

С 2019 г. облагаются НДС в общеустановленном порядке (упраздняется льгота по НДС):

  • работы по строительству, содержанию и ремонту объектов общего пользования садоводческих товариществ, подготовка и выдача исходно-разрешительной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и благоустройство, предпроектные работы;
  • работы по созданию музейных каталогов;
  • услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателям по приему подписки на печатные средства массовой информации и их доставке;
  • услуги почтовой связи по пересылке посылок и (или) денежных переводов, принятых от индивидуальных предпринимателей операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату.

В целях упрощения порядка применения льготы по НДС предприятиями, использующими труд инвалидов, с 2019 г. из числа условий применения такой льготы исключается наличие сертификата, подтверждающего отнесение продукции (работ и услуг) к продукции (работам и услугам) собственного производства.

С 2019 г. НК установлено освобождение от НДС:

  • при реализации услуг по подготовке клинических ординаторов.

В соответствии со статьей 61 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» клиническая ординатура — это форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, лиц, получивших высшее медицинское образование за пределами Республики Беларусь, основанная на принципе индивидуального обучения, в целях углубления профессиональных знаний и совершенствования практических навыков, освоения передовых медицинских технологий, решения задач кадрового обеспечения здравоохранения;

  • при реализации вновь построенных гаражей, машино-мест и автомобильных стоянок (долей в праве собственности на автомобильную стоянку) не только застройщиком, но и заказчиком;
  • при реализации физическим лицам услуг в области фотографии;
  • для микрофинансовых коммерческих организаций, включенных Национальным банком Республики Беларусь в реестр таких организаций, при осуществлении ими операций по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования. Такими организациями являются, как правило, ломбарды;
  • работ (услуг), связанных с представлением интересов Республики Беларусь в рамках досудебного урегулирования споров, в международных арбитражах и иностранных судебных органах по спорам между иностранными инвесторами и Республикой Беларусь. Данное положение перенесено из Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 2018 г. № 286;
  • работ (услуг), связанных с эмиссией, размещением, обращением, погашением государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь, являющихся государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг, с учетом прав на такие облигации. Данное положение перенесено из Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 2018 г. № 286.

Продлена по 31 декабря 2019 г. льгота по НДС, установленная Указом Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29, при реализации работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) принадлежащих юридическим лицам незарегистрированных эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест и землеустроительных работ в отношении земельных участков, на которых такие объекты расположены.

При этом уточнено, что под эксплуатируемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями, машино-местами понимаются соответствующие объекты недвижимого имущества, использовавшиеся до 8 мая 2003 г.

Налоговая база

В НК включены положения пункта 10 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29, установившие с 1 января 2018 г. порядок определения налоговой базы в ситуации, когда величина обязательства по договору выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте.

Порядок определения налоговой базы в ситуации, когда величина обязательства по договору выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, с 2019 г. не изменился.

Закрепленный в НК порядок определения налоговой базы по указанным договорам предусматривает также механизм корректировки налоговой базы у продавца в сторону уменьшения в зависимости от даты подписания (неподписания) покупателем дополнительного ЭСЧФ.

Дополнительно НК структурирован и уточнен порядок определения налоговой базы:

  • по договорам лизинга, аренды, безвозмездного пользования;
  • при реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
  • при реализации товаров по розничным ценам;
  • при реализации услуг транспортной экспедиции;
  • при реализации строительных и проектных работ генподрядчиками с участием субподрядчиков.

Также установлены особенности определения налоговой базы:

  • при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства;
  • при отгрузке возвратной тары, признанной объектом налогообложения НДС (одновременно исключена особенность определения налоговой базы при реализации многооборотной тары);
  • при реализации застройщиками товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) собственными силами.

С 2019 г. НК установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, увеличивается на суммы, фактически полученные ими (причитающиеся к получению ими):

  • сверх цены реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
  • в виде дополнительной выгоды по договорам комиссии.

Дата отгрузки товаров.

Дата выполнения (оказания) работ (услуг)

При реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общественном питании с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день, датой отгрузки товаров, реализованных на другой календарный день, является дата открытия этой смены, отражаемая в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием.

В целях сближения порядка определения даты выполнения работ и оказания услуг для целей бухгалтерского учета и уплаты НДС с 2019 г.:

  • отменяется обязанность исчисления НДС по неподписанным заказчиками актам как не соответствующая порядку, применяемому для целей бухгалтерского учета (в 2018 г. исполнитель обязан был исчислить НДС исходя из даты составления акта в случае, если акт покупателем не подписан до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором составлен акт);
  • установлена возможность для подрядчика (исполнителя) и заказчика включать в договор порядок определения даты выполнения работ (оказания услуг) и отражать эту дату в первичном учетном документе (в этом случае дата выполнения работ (оказания услуг), указанная в первичном учетном документе, будет приниматься для целей бухгалтерского учета и налогообложения у заказчика и исполнителя).

Действующий в 2018 г. порядок определения даты выполнения (оказания) разовых работ (услуг) зависел от того, какую дату поставит (или не поставит) при подписании акта заказчик. При этом при проставлении даты заказчиком она не всегда соответствовал фактической дате подписания;

  • предусмотрено, что установленный порядок определения даты выполнения работ (оказания услуг), выполняемых (оказываемых) на постоянной и непрерывной основе, будет применяться, если договор действует больше месяца (в 2018 г. — если более трех месяцев). Аналогичный порядок установлен и для целей бухгалтерского учета с 2019 г. Для целей исчисления НДС исключена также привязка ожидания оформленных документов до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выполнены работы (оказаны услуги) на постоянной и непрерывной основе.

С 2019 г. изменен порядок определения дня передачи имущественных прав (исключена привязка к дате наступления права на получение платы в соответствии с договором).

Определены даты передачи предмета лизинга в финансовую аренду (лизинг) в части авансового платежа, в части выкупной стоимости.

Порядок определения даты выполнения строительных работ не изменился с 2019 г. Определено лишь, что днем выполнения строительных работ, стоимость которых в соответствии с законодательством выражена в иностранной валюте и которые выполнены в месяце приемки объекта строительства в эксплуатацию, признается день подписания акта принимающей стороной, если этот день предшествует дню утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.

Учитывая специфику деятельности международных перевозчиков и практику перевозки сборных грузов, НК с 2019 г. определены даты оказания услуг при перевозке груза автомобильным транспортом.

Дата оказания услуг будет единообразно определяться всеми перевозчиками в зависимости от даты получения груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом. В случае если перевозка предполагает выполнение одной заявки по доставке грузов с их разгрузкой в нескольких местах, то дата оказания услуг будет определяться по дате получения груза в последнем (конечном) пункте разгрузки.

С 2019 г. исключено право выбора дня оказания услуг:

  • по дате заключения договора — при реализации туристических услуг;
  • по дате передачи путевки — при реализации санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями).

С 2019 г. упразднены ставки НДС в размере 9,09 % и 16,67 %.

Продлен срок применения нулевой ставки НДС по 31.12.2020 (т.е. на 2 года) при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь.

В целях обеспечения исполнения международных обязательств Республики Беларусь, обусловленных пунктом 5 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., и установления равных подходов в применении косвенного налогообложения в части ввозимых и произведенных на территории Республики Беларусь товаров с 2019 г. установлено применение ставки НДС в размере 10 % также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств — членов ЕАЭС продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства.

С 2019 г. плательщикам предоставлена возможность контролировать перевыставление сумм НДС по возмещаемым расходам через механизм исчисления НДС по договорам аренды, лизинга, безвозмездного пользования имуществом. При использовании плательщиками такой возможности:

  • ЭСЧФ выставляются со статусами «Продавец» и «Покупатель»;
  • исчисленные суммы НДС подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость;
  • предъявленные поставщиками услуг суммы входного НДС подлежат вычету по данным раздельного учета.

Применение этого механизма исчисления НДС предусмотрено реализовать как право, а не обязанность плательщика. Выбор указанного порядка налогообложения должен быть отражен в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и не подлежит изменению в течение налогового периода.

Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС

С 2019 г. упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг: упразднено заполнение и представление реестров как приложения к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость. Вместо них в качестве основания для применения нулевой ставки НДС по экспортируемым транспортным услугам, оказываемым с 1 января 2019 г., перевозчики (экспедиторы) обязаны указать в ЭСЧФ:

  • дату и номер договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов — дату и номер договора транспортной экспедиции);
  • дату и номер международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедитора — дату номера заявки (задания или иного документа));
  • маршрут перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов — маршрут экспедирования грузов).

С 2019 г. НК определено, что к экспортируемым транспортным услугам не относятся:

  • услуги, не предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие (подлежащие) возмещению экспедитору клиентом;
  • услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие возмещению экспедитору клиентом.

В целях упрощения порядка подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) из числа условий применения такой ставки НДС исключено наличие документа, подтверждающего принадлежность выполненных работ к работам собственного производства, выданного в установленном порядке.

Налоговый и отчетный периоды НДС

На 2019 г. сохраняется право выбора плательщиками отчетного периода по НДС — календарный месяц или календарный квартал.

При этом в целях устранения вопросов, возникающих на практике, плательщикам предоставляется возможность однократно изменить (аннулировать) свое решение о выборе квартального отчетного периода. Таким правом можно будет воспользоваться до 20 февраля 2019 г.

Кроме того, уточнен порядок выбора отчетного периода для:

  • реорганизуемых организаций;
  • созданных обособленных подразделений юридического лица Республики Беларусь, которые будут исполнять его налоговые обязательства и подлежать постановке на учет. При этом установлено, что такими подразделениями применяется тот же отчетный период, что и самим юридическим лицом.

В целях упрощения и единообразия выбора отчетного периода как для НДС, так и для налогов, уплачиваемых при применении плательщиками особых режимов налогообложения, предусмотрено изменение порядка информирования о выборе отчетного периода плательщиками, перешедшими на режимы налогообложения с уплатой НДС. Вместо письменного информирования в произвольной форме такие плательщики будут признаваться избравшими в качестве отчетного периода квартал исходя из факта непредставления ими налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный месяц, с которого ими принято решение об изменении режима налогообложения.

Порядок корректировки оборотов, исчисленной суммы НДС

С 2019 г. исключена норма, предусматривающая необходимость уменьшения оборота по реализации у продавца при возврате ему товара для замены, например, в период гарантийного обслуживания.

Определен порядок отражения корректировок в сторону уменьшения оборотов или исчисленных сумм НДС продавцами в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость в зависимости от даты подписания (неподписания) покупателями ЭСЧФ.

Совершенствование механизма выставления ЭСЧФ

Усовершенствован механизм предъявления плательщиками сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам и при реализации товаров (работ, услуг) через подотчетных лиц.

Во-первых, установлен пресекательный период, в течение которого может быть заявлено требование о выставлении ЭСЧФ, — 30 дней.

Во-вторых, нормативно закреплен срок выставления ЭСЧФ по заявленному покупателем требованию в привязке к дате получения продавцом такого требования (не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено требование покупателя о выставлении ЭСЧФ).

В-третьих, продавцу предоставлена возможность выставить один итоговый ЭСЧФ по нескольким заявленным требованиям от одного покупателя, что также будет способствовать сокращению документооборота и трудозатрат плательщиков.

Смещен срок выставления ЭСЧФ плательщиками, исчисляющими НДС «по оплате»: ЭСЧФ будет выставляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации (поступила оплата или истекло 60 дней с даты отгрузки (при отсутствии оплаты)).

Установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации организаций (филиалов) и при реорганизации организаций.

Исключена обязанность выставления ЭСЧФ в адрес плательщиков (ЭСЧФ будут направляться только на Портал электронных счетов-фактур (далее — Портал)):

  • которые освобождены от уплаты налогов.

Это коллегии адвокатов, адвокатские бюро, Белорусская нотариальная палата и ее организационные структуры, Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения;

  • с которыми достигнуто письменное согласие о невыставлении ЭСЧФ в их адрес при реализации им работ (услуг), имущественных прав.

К таким плательщикам отнесены: индивидуальные предприниматели, не исчисляющие НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также индивидуальные предприниматели и организации, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты НДС.

Уточнен порядок выставления ЭСЧФ по ввозному НДС:

  • при уплате НДС, взимаемого налоговыми органами, в установленный срок либо с нарушением установленного срока.

Предоставлена возможность создания одного ЭСЧФ при ввозе товаров по нескольким товаросопроводительным документам от одного продавца, если такие товары приняты на учет одной датой по одному транспортному документу и отражены в одном заявлении о ввозе товаров;

  • при уплате НДС, взимаемого таможенными органами, частями (например, когда предоставляется рассрочка), а также при специальном упрощенном прохождении таможенных процедур (когда товар выпускается до подачи таможенной декларации).

Закреплены случаи, когда дополнительный ЭСЧФ можно выставить без ссылки на исходный или исправленный ЭСЧФ. Предоставлена возможность выставления такого ЭСЧФ в целом за месяц не только на суммы увеличения налоговой базы, но и на суммы уменьшения налоговой базы.

Учитывая специфику издательской деятельности, определены особенности создания ЭСЧФ редакциями по периодическим изданиям, реализуемым по подписке через оператора почтовой связи.

Такими редакциями будет создаваться один итоговый ЭСЧФ за календарный месяц, направляемый в адрес оператора почтовой связи, а в случае если подписчиками являются физические лица (индивидуальная подписка) или нерезиденты, то ЭСЧФ будет направляться только на Портал.

Совершенствование порядка применения налоговых вычетов по НДС

Уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы НДС принимаются к вычету.

Отчетный период зависит от наличия у плательщика всех оснований для принятия к вычету НДС, в том числе от подписания (неподписания) ЭСЧФ до срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, на который приходится дата совершения операции, указанная в ЭСЧФ.

В связи с этим предоставлена возможность ускорить принятие сумм НДС к вычету, если ЭСЧФ будет подписан после представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период. В таком случае сумма НДС будет приниматься к вычету за тот отчетный период, срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за который следует после подписания ЭСЧФ (в настоящее время сумма НДС в таких случаях подлежит вычету за тот отчетный период, в котором подписан ЭСЧФ).

Пересмотрены положения, ограничивающие налоговые вычеты по НДС в случае порчи, утраты товаров. С 2019 г. налоговые вычеты ограничены в случае порчи, утраты товаров только в результате хранения, транспортировки, реализации товаров.

Определен механизм расчета налоговых вычетов, не подлежащих вычету, плательщиками, одновременно применяющими особые режимы налогообложения без уплаты НДС и осуществляющими иные виды деятельности, облагаемые НДС.

Определен порядок распределения налоговых вычетов методом раздельного учета и уточнен порядок распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в том числе с приведением формул для расчета.

Введена обязанность распределения налоговых вычетов методом раздельного учета:

  • заказчиками (застройщиками) при ведении строительства объектов недвижимости по договорам долевого строительства;
  • арендодателями по договорам аренды в отношении сумм НДС по приобретенным коммунальным услугам, при возмещении стоимости которых арендодатель принял решение производить налогообложение по общеустановленной ставке НДС в размере 20 %;
  • правопреемником по суммам НДС, полученным им от реорганизованной организации.

Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №2 за 2019 год.
В части для индивидуальных предпринимателей опубликовано в журнале «Консультант предпринимателя» №1 за 2019 год.

Мошенники: Единый Компенсационный Центр Возврата Невыплаченных Денежных Средств

Подписывайтесь на телеграм-канал Вкладер и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/vklader. Если нет Telegram, подписывайтесь по email.

Совфед одобрил закон о компенсации НДС наличными покупателям при вывозе товаров из ЕАЭС

МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Совет Федерации на заседании в понедельник одобрил инициированный правительством РФ закон об установлении дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций, в частности, о компенсации налога на добавленную стоимость (НДС) напрямую, а не через банки иностранным покупателям российских товаров при их вывозе за пределы Евразийского экономического союза.

«Предполагается в связи с расширением практики беспошлинной торговли юридическим лицам — специализированным агентам, которые обеспечивают механизм работы по возврату НДС, перечислять этот возврат на счета покупателей напрямую. Кроме того, возврат НДС также осуществляется в виде наличных средств, поэтому это тоже требует изменений в законодательство», — сказал на заседании профильного комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам заместитель министра финансов РФ Юрий Зубарев.

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность выплаты специализированными организациями, являющимися налоговыми резидентами РФ, в порядке компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств, суммы НДС, уплаченного ими при приобретении товаров в РФ, при вывозе этих товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС (в связи с введением в РФ с 1 января 2018 года системы tax free). При этом выплаты могут быть как наличными денежными средствами в валюте РФ, так и зачислением на банковские карты. Целью закона является приведение норм валютного законодательства в соответствие с нормами Налогового кодекса РФ по вопросам компенсации сумм налога гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Сейчас юридические лица — резиденты осуществляют валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках. Закон устанавливает возможность для юрлиц-резидентов осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличных рублях по компенсации сумм НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Закон также предоставляет право всем юрлицам-резидентам без использования счетов в уполномоченных банках проводить операции с наличной иностранной валютой при оплате или возмещении расходов граждан, связанных со служебными командировками за пределы РФ, а также операций при погашении неизрасходованных авансов, выданных в связи с такими командировками. Соответственно физические лица — резиденты смогут получать наличную валюту для таких целей без использования счетов в уполномоченных банках.

ФНС России предупреждает о мошенничестве с возвратом НДС

На фоне оказания государством поддержки бизнесу и гражданам активизировались мошенники, предлагающие гражданам вернуть НДС за приобретённые товары. Информация распространяется в видеороликах на YouTube и через рассылку на электронную почту и в мессенджеры.

Мошенники создают фейковые сайты под названием «Единый центр компенсации налога добавленной стоимости (или невыплаченных денежных средств)», внешне напоминающие сайты государственных органов. Их адреса регулярно меняются, но принцип работы остаётся прежним.

На сайте размещается ссылка на фейковое постановление. Оно направлено якобы на поддержку импортозамещения и повышение благосостояния населения. Как утверждается на этих сайтах, согласно постановлению каждый гражданин имеет право на получение денежной компенсации затрат на оплату товаров иностранного производства. Тут же предлагается внести в заданную форму последние шесть или восемь цифр номера вашей банковской карты. Затем система выдает сообщение о сумме положенной компенсации по НДС. При этом отмечается, что получить деньги можно только в ограниченный срок, оплатив ряд услуг: консультация юриста, заполнение анкеты и др. Оплатив все услуги, граждане не получают обещанные мошенниками суммы.

НДС – это налог на добавленную стоимость. Он исчисляется налогоплательщиком-продавцом дополнительно к цене реализуемых товаров, работ, услуг и предъявляется к оплате покупателю. Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели. Они имеют право на возврат налога на добавленную стоимость, если излишне уплатили его в бюджет. Также НДС возвращается, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает его общую сумму, исчисленную по операциям, подлежащим налогообложению.

Право на компенсацию НДС имеют физические лица – граждане иностранных государств при вывозе за границу приобретённых в России товаров (система Tax free).

Возврат налога на добавленную стоимость (компенсация сумм НДС) физическим лицам – гражданам Российской Федерации, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и не являющимся его плательщиками, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен.

Также следует учитывать, что при получении денежных средств в рамках государственной поддержки от получателя не требуется оплаты каких-либо услуг.

Напоминаем, что с актуальной информацией о налогах и сборах, в том числе о мерах государственной поддержки, можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России или обратившись в ближайшую налоговую инспекцию. Кроме того, получить консультацию можно по телефону Единого контакт-центра ФНС России 8 (800) 222 22 22.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *