Требования к непотопляемости

Способы обеспечения непотопляемости

Непотопляемостью называется способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков, образованных внутри корпуса судна водонепроницаемыми переборками, палубами и платформами.

Поступление забортной воды в корпус судна,в результате его повреждения или намеренного затопления отсеков, приводит к изменению характеристик плавучести и остойчивости, управляемости и ходкости.

Перераспределение сил плавучести по длине судна вызывает дополнительные напряжения в корпусе судна, который должен сохранить при этом достаточную прочность.

Кроме того, решение задачи об обеспечении непотопляемости транспортного судна затрагивает ряд очень важных технико-эксплуатационных показателей.

В процессе расчета непотопляемости определяют посадку судна и остойчивость судна после затопления одного или нескольких водонепроницаемых отсеков. Если оказывается, что аварийный крен, минимальная высота аварийного надводного борта и остойчивость поврежденного судна лежат в пределах, предусмотренных требованиями к непотопляемости, то непотопляемость судна считается обеспеченной. В противном случае принимают меры к улучшению аварийной посадки и остойчивости.

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

Непотопляемость, которая является одним из важнейших качеств судна, обеспечивается конструктивными и предупредительными организационно-техническими мероприятиями.
Конструктивно непотопляемость обеспечиваю, разделяя корпус судна на ряд отсеков с помощью водонепроницаемых переборок, палуб и платформ.
Палубу, до которой доходят главные водонепроницаемые переборки, принято называть палубой переборок. Конструктивно непотопляемость судна обеспечивается также устройством на судне осушительных систем, мерительных труб, водонепроницаемых закрытий и т.п.
Большое значение дпя обеспечения запаса плавучести, остойчивости и прочности судна после затопления отсеков имеет также правильный выбор соотношений главных размерений судна.

Не менее важное значение для обеспечения непотопляемости имеют предупредительные организационно-технические мероприятия.
Наиболее важными из них являются: правильная организация личного состава в борьбе за непотопляемость; систематическая и тщательная подготовка по вопросам непотопляемости; поддержание в исправном состоянии всех водонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин, иллюминаторов); строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких грузов, балластировки судна в условиях штормовой погоды и устранению свободных поверхностей жидких грузов; регулярный контроль водонепроницаемости корпуса судна путем замеров уровней жидкости в льяльных колодцах и танках двойного дна.

В аварийной ситуации личный состав борется с распространением воды и добивается восстановления остойчивости и спрямления поврежденного судна (уменьшение его крена и дифферента). Особенно важно сохранить достаточную положительную остойчивость после аварии.
Известно, что потеря судном плавучести в результате постепенного затопления является процессом относительно медленным; опрокидывание же судна вследствие потери остойчивости происходит неожиданно и обычно влечет за собой гибель судна и человеческие жертвы.
Таким образом, обеспечение непотопляемости транспортного судна охватывает большой комплекс вопросов как теоретического, так и практического характера, решение которых представляет значительные трудности.

В зависимости от характера затопления различают три категории затопленных отсеков: отсек первой категории, затопленный полностью; отсек второй категории, затопленный частично (имеющий свободную поверхность жидкости), но не сообщающийся с забортной водой; отсек третьей категории, затопленный частично и сообщающийся с забортной водой через пробоину в наружной обшивке.
Наиболее просто выполняются расчеты посадки и остойчивости поврежденного судна после затопления отсеков первой и второй категории. Так при затоплении отсеков первой категории проникшая в них забортная вода может рассматриваться как принятый на судно твердый груз; тогда элементы посадки и остойчивости судна могут быть определены по формулам, по которым определяют эти элементы при приеме твердого груза.
В случае затопления отсеков второй категории вода в них может рассматриваться как жидкий груз, принятый на судно. При этом должно быть учтено влияние его свободной поверхности на остойчивость.

Особенно сложны расчеты при затоплении отсека третьей категории, имеющего свободную поверхность и сообщающегося с забортной водой через пробоину. В этом случае количество воды в отсеке изменяется при изменении посадки судна, а посадка, в свою очередь, зависит от количества влившейся воды. Такие расчеты выполняются только в процессе проектирования судна.

РОЛЬ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫХ ПЕРЕБОРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

В процессе проектирования транспортных судов вопрос об их непотопляемости, в конечном счете сводится к проверке правильности выбора количества и мест расположения водонепроницаемых переборок.
Такая проверка имеет своей целью установить соответствие их размещения тем требованиям, которые предъявляются регистром. Для морских транспортных судов нормирование посадки после затопления одного или группы отсеков производится по предельную линию погружения, которая проходит по борту ниже бортовой линии палубы переборок на расстоянии 76 мм (3 дюйма) по всей длине судна. Установить предельную линию погружения необходимо, т.к. нельзя допустить, чтобы запас плавучести судна был вовсе потерян.

Таким образом, критерием непотопляемости судна после затопления одного или группы отсеков является положение ватерлинии ниже предельной линии погружения. Решение вопроса об удовлетворении этому критерию сводится к установлению такой предельной длины затопления в различных частях корпуса судна (предельной длины отсека), при которой указанное условие будет соблюдено. Придельной длиной затопления называется длина некоторого условного отсека, при затоплении которого действующая ватерлиния касается предельной линии погружения, не превышая ее.

Непотопляемость судна. Требования к обеспечению непотопляемости судов

Непотопляемость – это способность судна оставаться на плаву после за-топления части отсеков, сохраняя при этом остойчивость и частично другие мореходные качества. Она обеспечивается запасом плавучести: чем больше запас плавучести, тем больше забортной воды оно может принять, оставаясь на плаву. Запас плавучести равен внутреннему объему надводной части корпуса, имеющей водонепроницаемые закрытия. Пробоины в корпусе выше ватерлинии, а также открытые иллюминаторы в надводной части снижают запас плавучести, так как водонепроницаемый надводный объем уменьшается до нижней кромки этих отверстий.
Масса влившейся внутрь корпуса воды изменяет посадку, остойчивость и другие мореходные качества судна. Выбор числа переборок на судне (помимо ряда других обстоятельств) определяется с учетом влияния затопления каждого из отсеков на посадку и остойчивость судна.
Объем любого отсека или их группы должен быть меньше запаса плавучести, а уменьшение остойчивости при затоплении отсека или группы отсеков не должно сопровождаться опрокидыванием.
Количество непроницаемых переборок и расстояния между ними определяют с использованием кривой предельных длин отсеков, получаемой путем выполнения специального расчета. Ординаты кривой представляют собой наибольшие длины отсеков, которые может иметь судно, чтобы при затоплении какого-либо из них оно не погружалось глубже предельной линии погружения, проходящей на 76 мм ниже бортовой линии палубы переборок (палуба, до которой доходят поперечные непроницаемые переборки).
При установке на судне продольных водонепроницаемых переборок необходимо тщательно анализировать их влияние на непотопляемость. С одной стороны, наличие этих переборок может вызвать недопустимый крен после затопления отсека, с другой — отсутствие переборок отрицательно скажется на остойчивости из-за большой площади свободной поверхности воды.
Таким образом, деление судна на отсеки должно быть таким, чтобы при бортовой пробоине плавучесть судна исчерпывалась ранее его остойчивости: судно должно тонуть без опрокидывания.
Для спрямления судна, получившего крен и дифферент в результате пробоины, производят принудительное контрзатопление заранее подобранных отсеков с одинаковыми по величине, но с обратными по значению моментами. Эта операция выполняется с использованием таблиц непотопляемости — документа, с помощью которого можно с минимальной затратой времени определить посадку и остойчивость судна после повреждения, выбрать отсеки, подлежащие затоплению, а также оценить результаты спрямления до его выполнения на практике. Впервые принцип контрзатопления был предложен в конце прошлого века ученым-кораблестроителем С. О. Макаровым и в дальнейшем разработан академиком А. Н. Крыловым, который и предложил составлять для каждого судна таблицы непотопляемости.
Непотопляемость морских судов регламентируется Правилами Регистра, разработанными на основе Международной конвенции по охране человече-ской жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74). В соответствии с этими правилами судно считается непотопляемым, если после затопления одного любого отсека или нескольких смежных, количество которых определяется в зависимости от типа и размеров судна, а также числа находящихся на судне людей (обычно это один, а для крупных судов- два отсека), судно погружается не глубже, чем по предельную линию погружения. При этом начальная метацентрическая высота поврежденного судна должна быть не менее 5 см, а максимальное плечо диаграммы статической остойчивости — не менее 10 см, при минимальной протяженности положительного участка диаграммы 20°.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Непотопляемость. Конструктивные методы обеспечения непотопляемости

Распределение нормальных и касательных напряжений по длине и высоте корпуса у судов разных типов

Непотопляемость — это способность судна сохранять плавучесть при затоплении его отсеков. Непотопляемость судна обеспечивается запасом плавучести, который используется путем подразделения корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками и платформами, ограничивающими распространение воды в подводной его части.

Степень непотопляемости судна определяется числом отсеков, затопление которых судно выдерживает. Если судно удовлетворяет Правилам Регистра Судоходства в части деления на отсеки, то к символу класса добавляется один из знаков который обозначает число смежных отсеков, при затоплении которых судно остается на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия.

Конструктивно непотопляемость обеспечиваю, разделяя корпус судна на ряд отсеков с помощью водонепроницаемых переборок, палуб и платформ. Палубу, до которой доходят главные водонепроницаемые переборки, принято называть палубой переборок. Конструктивно непотопляемость судна обеспечивается также устройством на судне осушительных систем, мерительных труб, водонепроницаемых закрытий и т.п. Большое значение дпя обеспечения запаса плавучести, остойчивости и прочности судна после затопления отсеков имеет также правильный выбор соотношений главных размерений судна.

38.Расчет непотопляемости в зависимости от категории затапливаемых отсеков.Коэффициэнт проницаемости.

Основным методом расчета непотопляемости является метод приема груза.Этот метод осуществляется следующим образом: представляем что трюм или танк или какое либо другое помещение заполнено грузом с удельно-погрузочным обьемом равным удельно-погрузочным обьемом забортной воды и ведется расчет всех необходимых величин. Также есть способ исключения отсека.

Отношение обьема влившейся в отсек воды к его теоретическому обьему vm, т.е. обьему определенному по теоритическому чертежу, по тот же уровень называется коэффициэнтом проницаемости.

Коеффициэнт проницаемости всегда лежит в пределах от 0 до 1.Если 0 то это полностью заполненные цистерны,а если 1 то это пустой отсек ограниченный лишь набором.

Коэффициэнт проницаемости зависит также от от заполнения отсека и плотности заполнения отсека.

39.Превентивные методы обеспечения непотопляемости.

Превентивные методы заключаются в борьбе за живучесть судна. Набираються специально-обученные группы людей которые знают что делать в случае угрозы потери непотопляемости судна. Также это создание и совершенствование оборудования которым будут пользоваться при борьбе за живучесть судна вышеуказанные люди.

40.На какие суда распостраняються требования Регистра по обеспечению непотопляемости морских судов.

Независимо от указанных требований пассажирские суда с числом людей на борту 400 и более должны отвечать указанным требованиям при расположении повреждения в любом месте по длинее судна.

-до принятия мер по спрямлению 15 градусов

41.Требования Регистра к непотопляемости

Эти правила состоят в следующем.Аварийная ватерлиния до, в процессе и помсле спрямления должна проходить по крайней мере на 0,3 м или 0,1+(L-10)/150 м(в зависимости от того что меньше) ниже отверстий в переборках, палубах и бортах, через которые возможно дальнейшее распостранение воды по судну.

Начальная метацентрическая высота судна в конечной стадии затопленя для ненакренненого положения, определенная методом постоянного водоизимещения, должна быть до принятия мер по ее увеличению не менее 0,05 м.

Угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать 20 градусов- до принятия мер по спрямлению и до срабатывания перетоков, 12 градусов – после принятия мер по спрямлению и после срабатывания перетоков.

Диаграмма статической остойчивости поврежденного судна, в конечной стадии затопления после спрямления должна иметь участок с положительными плечами не менее 20 градусов, максимальное плечо остойчивости должно быть не менее 0,1м , в пределах указанногй протяженности. Площадь участка с положительными плечами в пределах указанной протяженности должна быть не менее 0,0175 м*рад. В промежуточных стадиях затопления максимальное плечо должно быть не менее 0,05 м , а протяженность положительной части диаграммы не менее 7 градусов.

Указанные требования должны выполняться при затоплении любого отсека для судов, у которых N =1200 , где N=N1+2N2 а N1 – число людей обеспеченных метами в спасательных шлюпках, а N2-число людей ( включая экипаж) которых разрешено превозиь на судне в превышении числа N1.

Для пассажирских судов, у которых N больше 600, но меньше 1200, требования к остойчивости поврежденного судна должны выполняться при затоплении любых двух смежных отсеков в той части длинны судна, где поперечная переборка , соответственно разделяющая пару смежных отсеков , расположенном на расстоянии меньшим (N/600-1)*Ls от крайней носовой точки Ls и при затоплении одного любого отсека на части дляны судна, где ограничивающие отсек переборки расположены на большем расстоянии.В символ класса этих судов вноситься знак деления на отсеки.

Для пассажирских судов угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать:

-после принятия мер поспрямлению 7 градусов, при затоплении одного отсека и 12 при затоплении двух и более отсеков.

42.Сопротивление воды движению судна.Составляющие сопротивления движению судов.Буксировочная мощность. Пропульсивный КПД.

Упор винта тратиться на преодоление сопротивления. Сила сопротивления связана с вязкостью жидкости.Присоединенная масса воды движеться вместе с судном(попутный поток) и тормозит судно.

Сопротивление Rволн создается корабельными волнами. Сопротивление волн зависит от форм оконечностей.Волновое сопротивление составляет от 2 до 6 процентов от всего сопротивления но растет быстрей других с ростом скорости и при скорости 25 узлов составляет 25 процентов.Бульб уменьшает волновое сопротивление но четкой аналитической зависимости нет.

Сопротивление трения Rт может достигать 16 процентов и зависит от состояния корпуса.Его можно уменьшить если держать судно в хорошем состоянии, и ставить судно каждые 5 лет для очистки в док.

Сопротивление формы зависит от коэффициэнта общей полноты и коэффициэнта полноты ватерлинии. Его можно уменьшить , уменьшив эти коэффициэнты но в этом случае мы потеряем грузовместимость.

Для того чтобы судно двигалось с постоянной скоростью, необходимо приложить к нему силу, равную силе сопротивления и противоположно направленную.При этом будет совершать работа равная Rvt. Работа производимая силой R в единицу времени наз буксировочной мощностью и обозначается Nб

Если мощность двигателя , измеренную на выходе его вала , т.е. эффективную мощность двигателя, обозначить Ne то отношение

Характеризующее общие потери будет называться пропульсивным КПД.

43.Влияние мелководья на составляющие сопротивления и посадку судна.

При движении судна по акватории ограниченной глубины характер обтекания судна меняется. Меняется картина волн, создаваемых судном, угол фронта расходящихся волн(угол альфа) возрастает и при скорости Vk=корень из(gH) , называемой критической скоростью, где Н-наибольшая глубина, альфа стремиться к П/2. При V=Vk впереди судна образуется одиночная волна, а при скоростях V>Vk образуються только расходящиеся волны. Все это приводит к возрастанию буксировочного сопротивления, особенно резкому при приближении к скорости Vk, а при V>Vk сопротивление несколько падает и может стать меньше сопротивления на глубокой воде при той же скорости движения. Однако морские транспортные суда не эксплуатируються при закритических скоростях из-за требуемой очень большой мощности для преодоления горба сопротивления при скорости, равной критической.

Существует ряд способов приближенного расчета сопротивления судна при движении на мелководье, дающих примерно одинаковую погрешность. Приведем один из простых способов пересчета кривой сопротивления на глубокой воде на условия плавания на мелководье – способ, заключающийся в определении скорости судна на мелководье Vн , при которой его сопротивление такое же, как и на глубокой воде при скорости Vбесконечноть. Формула пересчета скоротей имеет вид:

44.Движители активные и реактивные.

Устройство, которое, получая энергию от главного двигателя ГД, создает силу, обеспечивающую движение судна, называется движителем. Движители делятся нареактивные и активные.Основным видом активного движители является парус и весла. У реактивных движителей (гребной винт, гребное колесо, крыльчатый движитель и др.) движущая сила создается при их вращении, когда появляется реакция отбрасываемой струи, передаваемая корпусу судна. Активные движители используют силу ветра (паруса и роторы).

В свою очередь, реактивные движители делятся на лопастные и водопроточные. К лопастным относятся гребные винты, гребные колеса и крыльчатые движители, к водопроточным — различные типы водометных движителей. Гребные винты устанавливают на теплоходах и дизель-электроходах, гребные колеса — на пароходах, а в последнее время и на некоторых речных теплоходах.

В водопроточном канале водометного движителя располагается осевой центробежный насос, который приводится в движение электрическим или гидравлическим двигателем. Водометные движители устанавливают на некоторых судах с подводными крыльями, на грузовых судах небольшого водоизмещения и на некоторых судах технического флота.

Достоинства водометного движителя: защищенность от плавающих предметов и возможность использования в качестве водоотливного средства. Недостатки: большие потери на трение в трубах, низкий КПД (25—30 %), неудобство размещения в корпусе судна.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 1365 ; Нарушение авторских прав? ;

Непотопляемость судна

Непотопляемостью называется способность судна оставаться на плаву при нарушении водонепроницаемо­сти одного или нескольких судовых помещений,сохраняя (в ограниченных пределах) основные мореходные качества судна.

Требования к непотопляемости непотоп­ляемость, главным образом, определяется способностью судна не опрокидываться и не тонуть при затоплении части судовых помещений (грузовых трюмов, отсеков, цистерн).

Уро­вень обеспечения непотопляемости судна определяется основными требованиями к непотопляемости : при затоплении заданного числа судовых помещений, ха­рактеристики посадки и остойчивости поврежденного судна не должны выходить за некоторые пре­делы.

Непотопляемость судна обеспечивается проектом и конструкцией судна, мероприятиями, осуществляемыми при его постройке (ремонте или модернизации), организационно-техническими мероприятиями в течение всего периода эксплуатации судна, эффективностью борьбы за живучесть, проводимой после получения судном повреждений или нарушении водонепроницаемости корпуса.

ограничение потерь запаса пла­вучести и остойчивости при повреждениях судна путем введения в конструкцию судна определенных водонепроницаемых или закрываемых элементов (водонепроницаемых дверей, клинкетных закрытий, водонепроницаемых палуб, отсеков, помещений, трюмов и т.п.)

постоянный контроль за состоянием остойчивости и плавучести судна и принятие мер по предупреждению их снижения ниже установленных пределов;

поддержание в готовности всех средств борьбы за непотопляемость;

Борьба за непотопляемость — действия экипажа судна, направленные на восстановление водонепроницаемости корпуса, его остойчивости и плавучести, а также на приведение судна в положение, обеспечивающее эффективное поддержание других мореходных качеств (ходкость, управляемость), а также дающее возможность использовать навигационные средства и обеспечивающее работу основных судовых механизмов и т. д.

Главные эле­менты борьбы за непотопляемость:

Классификация затопленных судовых помещений

В зависимости от характера затопления различают пять основных категорий судовых помещений (рис. 1.1):

I категория — судовые помещения, затопленные полностью (судовые помещения, 5 и 6);

II категория — частично затопленные судовые помещения, не имеющие сообщения с забортной водой (судовое помещение 3);

Рис. 1.1. Схема классификации за­топленных судовых помещений

V категория — судовые помещения, затопленные (частич­но) по кромку пробоины или открытого забортного отверстия (отделение 5).

Элементы затопленных судовых помещений

К элементам затопленных судовых помещений относятся:

v — объем воды в отсеке;

xv, yv, zv,- координаты центра величины (ЦВ) объема v;

S — площадь свободной поверхности воды в отсеке;

xs, ys, zs — координаты центра тяжести (ЦТ) площади S;

ix, iy, iz — собственные (центральные) моменты и цен­тробежный момент инерции площади S относительно продольной и поперечной осей судна.

При посадке судна по наклонную ватерлинию вели­чины S, xs, ys, zs, ix, iy, iz относятся к проекции свободной поверхности воды на основную плоскость (ОП). Для судовых помещений 4 категории дополнительными характеристиками являются u и рв — объем воздушной подушки и давление в ней.

Различают теоретические объемы Vт судовых помещений и фактические V, которые зависят от загрузки судна и расположения в них судовых механизмов.

Отношение вместимо­сти судовые помещения к его теоретическому объему m=V/ Vт называется коэффициентом проницаемости.

Часть 5 Правил Морского Регистра Судоходства устанавливает следующие значения коэффициентов проницаемости отдельных судовых помещений

Судовые механизмы, электростанции, технологическое оборудование

Помещения непассажирских судов, занятых грузами или запасами

Помещения, загруженные порожней колесной техникой, жилые помещения

Требования к непотопляемости

непотопляемость — непотопляемость … Орфографический словарь-справочник

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — (Unsinkability) способность судна плавать и сохранять свои мореходные и боевые качества, если какие либо его отсеки будут затоплены водой вследствие полученных пробоин. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь

непотопляемость — сущ., кол во синонимов: 1 • жизнестойкость (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Непотопляемость — НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ, способность к бля оставаться на вод? и продолжать бой, им?я подвод. пробоины; она обезпечивается: 1) разд?леніемъ к бля на отс?ки, 2) средствами для отливанія воды и 3) зад?лкою пробоинъ. Первое достигается устр вомъ ряда… … Военная энциклопедия

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться при затоплении одного или нескольких внутренних помещений (отсеков) в результате повреждения корпуса. Обеспечивается запасом плавучести и остойчивости, что достигается делением корпуса… … Большая политехническая энциклопедия

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — I. Способность судна сохранять плавучесть и необходимую остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие повреждения корпуса. Результатом затопления может быть увеличение осадки, появление крена и дифферента, снижение… … Морской энциклопедический справочник

Непотопляемость — судна, способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков; важнейший элемент живучести судна (См. Живучесть судна). В практическом смысле Н. способность судна… … Большая советская энциклопедия

Непотопляемость — ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. непотопляемый 2. Способность судна оставаться на воде и сохранять мореходные качества после затопления одного или нескольких его отделений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

непотопляемость — непотопляемость, непотопляемости, непотопляемости, непотопляемостей, непотопляемости, непотопляемостям, непотопляемость, непотопляемости, непотопляемостью, непотопляемостями, непотопляемости, непотопляемостях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — судна способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после затопления одного или неск. отсеков. Н. обеспечивается делением корпуса судна водонепроницаемыми переборками и палубами, соединением отсеков, располож. у противоположных… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Обеспечение непотопляемости корабля

В книге в систематизированном виде изложены общие принципы обеспечения непотопляемости кораблей и судов и вытекающие из них практические рекомендации. Общие положения теории иллюстрированы многочисленными примерами из практики эксплуатации и проектирования кораблей и судов, а также из опыта борьбы за их непотопляемость.
Книга рассчитана на широкий круг офицеров корабельной службы, судоремонта и аварийно-спасательной службы ВМФ, а также на специалистов судостроения и гражданского морского флота. Кроме того, она может служить учебным пособием по курсу непотопляемости для курсантов и слушателей вмузов, а также для студентов и курсантов гражданских учебных заведений кораблестроительной, судомеханической и судоводительской специальностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Глава I. Конструктивное обеспечение непотопляемости корабля
§ 1. Цель и содержание конструктивного обеспечения непотопляемости
§ 2. Запас плавучести
§ 3. Запас остойчивости
§ 4. Запас прочности
§ 5. Деление корабля на водонепроницаемые отсеки
§ 6. Изменения плавучести от затопления отсеков
§ 7. Изменения остойчивости от затопления отсеков
§ 8. Изменения крена и дифферента и их влияние на остойчивость
§ 9. Общие принципы деления корабля на отсеки
§ 10. Обеспечение прочности и водонепроницаемости переборок, палуб и платформ
§ 11. Роль конструктивной защиты в обеспечении непотопляемости корабля
§ 12. Конструктивное и материально-техническое обеспечение борьбы за непотопляемость
§ 13. Общие требования к непотопляемости
Глава II. Организационно-техническое обеспечение непотопляемости корабля
§ 14. Цель и содержание организационно-технического обеспечения непотопляемости
§ 15. Контроль за изменением запасов плавучести и остойчивости корабля и поддержание их в заданных пределах
§ 16. Поддержание водонепроницаемости и прочности корпуса корабля
§ 17. Подготовка экипажа и технических средств к борьбе за непотопляемость
Глава III. Борьба за непотопляемость
§ 18. Сущность борьбы за непотопляемость
§ 19. Принципы спрямления поврежденного корабля
§ 20. Оценка начальной остойчивости «поврежденного корабля
§ 21. Последовательность мероприятий по спрямлению корабля и восстановлению его остойчивости
§ 22. Эффективность мероприятий по спрямлению корабля и восстановлению его остойчивости
§ 23. Маневрирование скоростью и курсом в интересах непотопляемости корабля
§ 24. Посадка на отмель как средство спасения тяжело поврежденного корабля
§ 25. Примеры эффективной борьбы за непотопляемость кораблей
Литература

Непотоп­ляемость, главным образом, определяется способностью судна не опрокидываться и не тонуть при затоплении части судовых помещений (грузовых трюмов, отсеков, цистерн).

Обеспечение непотопляемости характеризуется степенью поддержания мореходных качеств, которые судно сохраняет после возможных повреждений или нарушения водонепроницаемости.

Уро­вень обеспечения непотопляемости судна определяется основными требованиями к непотопляемости: при затоплении заданного числа судовых помещений, ха­рактеристики посадки и остойчивости поврежденного судна не должны выходить за некоторые пре­делы.

1.2. Обеспечение непотопляемости

придание судну достаточных запасов плавуче­сти, остойчивости и прочности при проектировании судна;

конструктивное и материально-техническое обес­печение борьбы за непотопляемость в составе снабжения судна.

поддержание в ходовых условиях водонепроницаемости корпуса судна, а также судовых переборок, палуб и платформ;

подготовка всего экипажа судна к борьбе за непотопляемость.

Борьба за непотопляемость — действия экипажа судна, направленные на восстановление водонепроницаемости корпуса, его остойчивости и плавучести, а также на приведение судна в положение, обеспечивающее эффективное поддержание других мореходных качеств (ходкость, управляемость), а также дающее возможность использовать навигационные средства и обеспечивающее работу основных судовых механизмов и т. д.

Главные эле­менты борьбы за непотопляемость:

борьба с распространением воды — действия, направленные на прекращение распространения воды по судну, вос­становление и поддержание водонепроницаемости перебо­рок, палуб и платформ, заделку пробоин, откачку фильтрационной воды в соседних помещениях;

восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна (ликвидация или уменьшение крена и дифферента).

Классификация затопленных судовых помещений

I категория — судовые помещения, затопленные полностью (судовые помещения , 5 и 6);

II категория — частично затопленные судовые помещения, не имеющие сообщения с забортной водой (судовое помещение 3);

Рис. 1.1. Схема классификации за­топленных судовых помещений

III категория — частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой и атмосферой (открытые сверху), например судовые помещение 4 ;

IV категория — частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой, но не имеющие со­общения с атмосферой (с воздушными подушками), например, отделение 2;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *