Федеральный закон статья 28 пункт 2

Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

1.1. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.

1.2. Военный комиссариат должен уведомить в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина, признанного не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о вынесении в отношении этого гражданина заключения, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, или со дня вынесения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации решения об отказе в удовлетворении жалобы гражданина на заключение призывной комиссии, а в случае отмены указанных заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по решению суда — в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.

5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также — заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

6. Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

7. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии — в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе. Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

В статье 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. К таким условиям, согласно пункту 3 статьи 32, относится обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Данный Федеральный закон устанавливает также, что за совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 28).

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

Статья 28

  • 12.02.2020 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения, Общее образование

Сроки хранение рабочих тетрадей

Действительно, в настоящее время отсутствуют единые нормативные требования, регламентирующие порядок хранения ученических тетрадей и тетрадей для контрольных работ в общеобразовательных организациях. Ранее, данный вопрос регулировался методическим письмом Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей». В данном регламенте отмечалось, что тетради для контрольных, лабораторных и практических работ хранятся в учебном кабинете в течение всего учебного года. Однако данный «Единый орфографический режим» утратил свою силу в связи с изданием приказа Министерства просвещения РСФРС от 18.12.1987 № 224 «О признании нормативных документов Министерства просвещения РСФРС утратившими силу».

Должность педагогических работников в организации ДПО

Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

Установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации (в том числе организациям дополнительного профессионального образования), если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Какие должности могут находится в штатном расписании установлено Номенклатурой должностей работников организаций, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Также требования и наименования устанавливаются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».

Каких-либо нормативных обязательных требований к составлению штатных расписаний в настоящее время не установлено, также как не определяются требования о каком-либо нормативе количества штатных сотрудников ППС и их обязательным наличием в организации.

Промежуточная аттестация при заочном обучении в школе

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях Закона “Об образовании” в части разработки и утверждения учебной программы, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации. Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога. За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 58) и локальным нормативным актом образовательной организации.

Будет ли ошибкой прописать в локальных актах Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «»Об образовании в Российской Федерации»»?

Цитирование Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «»Об образовании в Российской Федерации» в локальных актах ошибкой не будет.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (п. 1 ст. 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В таком случае, указание на то, что локальный акт был разработан на основании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также не будет являться ошибкой.

Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ М. Сазоновой.

В разделе рабочей программы педагога планируемые результаты нужно прописывать на ступень или на каждый год?

В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об Образовании» образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы образовательной организации. Одним из разделов рабочей программы является планируемые результаты.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов — с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. (согласно «Примерной основной образовательной программе основного общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15).

Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Безруковой.

Кроме того, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» установлено, что «достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения». (гл.2)

Каковы действия муниципальных органов управления образования и руководителя школы по переходу образовательного учреждения с 6-дневной на 5-дневную учебную неделю?

Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательной организации в выборе режима работы – пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательная организация проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работыв соответствии с тем, как определяется компетенция коллегиальных органов управления организацией в уставе, например:

– на заседании педагогического совета образовательной организации принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования (в «Организационный раздел»: учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФГОС и Примерного учебного плана для образовательных организаций федерального законодательства), а также в иные образовательные программы

Ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” дает автономию образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности; разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации; разработке и принятии правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.

– на заседании управляющего совета (совета школы). Данное решение закрепляется протоколом заседания совета.

–согласно п. 5, п.7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 «Закона об образовании в Российской Федерации» издается Приказ «Об изменении режима работы образовательной организации», которым закрепляется факт переход организации на пятидневный режим работы. Копия приказа направляется в муниципальный орган управления образования.

Устав может возлагать полномочия по принятию соответствующий описанных выше решений и на другие органы.

Обучающиеся 1 класса учатся по безотметочной системе. Но уровень усвоения образовательной программы всё равно определяется. Дети пишут итоговые работы исходя из которых видно усвоил курс первого класса ребенок или нет. Тогда обучающихся первого класса, пе

Согласно п.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.(п.10 ч.3 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ установление форм, периодичности и порядка проведения текущей, промежуточной аттестации относится к компетенции школы. Школа самостоятельно принимает локальные акты по основным вопросам (ч. 2 ст. 30 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)).

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (п.2 ст.58 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Таким образом, обучающийся не з

Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Таким образом, обучающийся не зачислен в образовательную организацию на постоянной основе, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Аттестация экстернов подразделяется на промежуточную (по всем предметам учебного плана для обучающиеся, получающих образование в форме семейного образования или самообразования) и государственную итоговую за курс основного или среднего общего образования. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией.

Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн» и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. Экстерн, принятый в образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации, является обучающимся и имеет все академические права, предоставленные обучающимся в соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона.

Имеет ли право орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования издавать распорядительный акт о режиме работы общеобразовательных учреждений (заставлять 100% учащихся общеобразовательных учреждений переводить на пятидневную н

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»наделяет образовательную организацию автономией на принятие самостоятельных решений, касающихся осуществления образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов (п. 1 ст. 28 Федерального закона). В сфере принятия локальных нормативных актов образовательная организация принимает акты по основным вопросам осуществления образовательной деятельности, в частности по вопросу режима занятий обучающихся, как указано в п. 2 ст. 30 Федерального закона:

При установлении режима занятий обучающихся необходимо учитывать требования законодательства. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов является обязанностью организации, осуществляющей образовательную деятельность при реализации образовательных программ. В частности, это касается и требований об учебной, внеучебной нагрузке, режима учебных занятий, что устанавливается Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.

Таким образом, максимальная аудиторная недельная нагрузка при 6-дневной неделе составляет, в зависимости от класса обучения от 24 (2-4 классы) до 37 (10-11 классы) академических часов. При 5-дневной неделе нагрузка составляет от 21 (1 класс) до 34 (10-11 классы). Данная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Статья 28. Дееспособность малолетних

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Комментарий к ст. 28 ГК РФ

1. В комментируемой статье, посвященной дееспособности лиц, не достигших 14 лет (малолетних), первые два пункта посвящены их сделкоспособности, последний — деликтоспособности. Наименование ст. 28 следует понимать в отрицательном смысле. На самом деле малолетние недееспособны: а) при отсутствии родителей (усыновителей) над ними, как и над недееспособными душевнобольными, устанавливается опека (ст. ст. 29, 32 ГК); б) малолетние несделкоспособны, все их сделки (кроме предусмотренных в п. 2 ст. 28), как и все сделки недееспособных душевнобольных, ничтожны (п. 1 ст. 166, ст. ст. 171, 172 ГК); в) малолетние неделиктоспособны (п. 3 ст. 28); г) при регулировании отношений с участием малолетних и недееспособных душевнобольных используются сходные правила (см. п. 2 ст. 20 ГК, ср. абз. 2 п. 4 ст. 1073 и п. 3 ст. 1076 ГК); д) малолетние не могут ограничиваться в дееспособности как раз за ее отсутствием (ср. с п. 4 ст. 26, ст. 30 ГК). Право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК) и значение его воли для ряда правовых последствий (см., например, п. 4 ст. 59, п. 1 ст. 132 СК) регулирует семейное законодательство исключительно в интересах самого ребенка (а не гражданского оборота) и не доказывает наличие у малолетнего гражданской дееспособности. Закон запрещает малолетним совершать сделки самостоятельно, от их имени это должны делать законные представители — родители (усыновители) или опекуны, причем только они и никто другой (абз. 1 п. 1 ст. 28). Сделка, совершенная малолетним самостоятельно, ничтожна (п. 1 ст. 172 ГК). Легализовать ее может только фактический состав, элементами которого являются: а) экономическая выгодность сделки для малолетнего; б) инициирование его законными представителями судебного процесса по ее оздоровлению (конвалидации); в) судебное признание ничтожной сделки действительной (п. 2 ст. 172 ГК). Следует иметь в виду и погашающую силу исковой давности (гл. 12 ГК), препятствующую применению последствий недействительности ничтожной сделки малолетнего (п. 1 ст. 181 ГК).

Действия законных представителей от имени малолетнего и возможности конвалидации сделки самого малолетнего, «преодолевающие разрыв» между его правоспособностью и недееспособностью, имеют ограничения, а потому не могут и не должны касаться тех случаев, когда к сделкоспособности предъявляются особые требования (см., например, ст. 1118 ГК). Поскольку правоспособность малолетнего позволяет ему быть собственником, но его недееспособность препятствует самостоятельному совершению сделок с имуществом, правило абз. 1 п. 1 ст. 28 касается в том числе и сделок с имуществом малолетнего (абз. 2 п. 1 ст. 28). В то же время в целях недопущения уменьшения такого имущества и нарушения тем самым прав и интересов малолетнего закон: а) требует санкционирования соответствующих сделок его законных представителей органами опеки и попечительства; б) запрещает законным представителям, их супругам и близким родственникам совершать сделки с малолетним (кроме одарения малолетнего или передачи ему имущества в безвозмездное пользование), а также представлять малолетних при заключении сделок или ведении судебных дел между малолетним и супругом законного представителя и их близкими родственниками (абз. 2 п. 1 ст. 28, п. п. 2 и 3 ст. 37 ГК).

2. Запрет самостоятельного совершения сделок малолетними является общим (абз. 1 п. 1 ст. 28) и знает исключения, предусмотренные для малолетних, достигших возраста 6 лет. Перечень из трех таких исключений, доказывающих элементарную сделкоспособность лиц от 6 до 14 лет, предусматривает п. 2 ст. 28. Отсюда малолетние в возрасте до 6 лет недееспособны абсолютно, а от 6 до 14 лет — недееспособны с исключениями.

Закон не раскрывает понятия «мелкая бытовая сделка» и не приводит примерного перечня таких сделок. При квалификации сделки в данном качестве надлежит руководствоваться тремя основными критериями — стоимостным, сущностным и возрастным: а) мелкая (незначительная) цена сделки; б) наличие у сделки бытового характера (она должна удовлетворять обычные, в том числе каждодневные, потребности малолетнего или членов его семьи, например приобретение продуктов питания, билетов в кино, игрушек, канцтоваров, оплата проезда на транспорте, аренда спортинвентаря, осуществление мелкого ремонта); в) соответствие мелкой цены сделки и ее существа возрасту и особенностям развития конкретного малолетнего. Учитывая, что совершить сделку может лицо и 6, и 13 лет, а также тот факт, что не только возраст определяет уровень развития гражданина и формирование в нем личностных (интеллектуальных и волевых) качеств, понимание мелкой цены сделки не может и не должно быть одинаковым, тем более — подвергаться формализации. Мелкая бытовая сделка всегда совершается за наличный расчет и обычно исполняется при самом ее совершении, а источником ее финансирования всегда являются средства законных представителей малолетнего.

Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо госрегистрации, имеют два признака: а) должны быть безвозмездными для малолетнего (т.е. они должны позволять ему получать выгоду, не возлагая на него ответных обязательств); б) не должны сопровождаться нотариальным удостоверением или госрегистрацией (в частности, дарение и безвозмездное пользование имуществом, например библиотекой, другие случаи безвозмездного получения выгоды, например выигрыша по лотерейному билету, приобретенному малолетним самостоятельно или подаренному ему кем-то «на удачу»). Поскольку безвозмездность исключает только юридическое обязывание, но не моральный долг, чувство благодарности, зависимости, привыкания и т.п. в отношении постороннего «благодетеля», такие сделки малолетних должны контролироваться их законными представителями.

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, имеют четыре признака: а) распорядительный характер сделки (сделка направлена на распоряжение имуществом, в том числе возмездное или безвозмездное отчуждение имущества в собственность другому лицу); б) предмет сделки — средства; в) источником средств являются как законные представители малолетнего, так и третьи лица; г) средства передаются малолетнему для определенной цели или свободного распоряжения. Средства — деньги и другое имущество (например, коллекция марок, полученная малолетним для обмена отдельных экземпляров или реализации полностью), однако следует безусловно исключить имущество, распоряжение которым сопряжено с регистрацией сделки и (или) ее правового эффекта, приданием сделке квалифицированной формы и т.п. (недвижимость, транспорт, ценные бумаги и т.п.). Закон не устанавливает стоимостных ограничений в отношении предоставляемых малолетнему средств и их расходования последним, однако их размер должен соизмеряться с возрастом и особенностями развития конкретного малолетнего, зависеть от определенности или неопределенности цели их предоставления. Сказанное позволяет дифференцировать данные сделки от мелких бытовых сделок по трем признакам: а) источнику предоставления малолетнему средств; б) размеру предоставляемых средств и цены совершаемой малолетним сделки; в) направленности сделки, которая в данном случае не сводится к удовлетворению только бытовых потребностей малолетнего и членов его семьи.

Сегодняшним лицам в возрасте до 14 лет в ГК 1964 г. соответствовали лица в возрасте до 15 лет, которые могли самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Хотя п. 2 ст. 28 такую сделку не упоминает (ср. с п. 2 ст. 26 ГК), внесение малолетним вклада в кредитное учреждение и распоряжение им возможно постольку, поскольку может охватываться двумя категориями сделок, названных в п. 2 ст. 28 ГК: открытие вклада и последующее распоряжение им может быть сделкой по распоряжению средствами (подп. 3), а выплачиваемый банком процент — сделкой, направленной на безвозмездное получение выгоды (подп. 2). Тем более что ни гл. 44 ГК, ни Закон о банках не предъявляют требований к возрасту вкладчиков.

3. Все малолетние неделиктоспособны, а за отсутствием дееспособности в целом они и не могут ограничиваться в ней. Первое объясняется тем, что малолетние не могут признаваться виновными, второе — отсутствием у них в этом возрасте самостоятельного дохода и силой фактической власти законных представителей. В условиях невозможности привлечения к ответственности малолетнего именно его законные представители отвечают по всем сделкам (как совершенным ими от имени малолетнего, так и последним самостоятельно) и за причиненный малолетним вред (п. 3 ст. 28, ст. 1073 ГК). Родители (усыновители) или опекуны (в том числе опекуны по закону — п. 4 ст. 35, п. 2 ст. 1073 ГК), а также организации и лица, под надзором которых малолетний находился временно (п. 3 ст. 1073 ГК), отвечают за действия малолетнего на началах вины, т.е. всегда, если не могут доказать, что обязательство было нарушено не по их вине (или что вред был причинен малолетним не по их вине). Они отвечают за собственную вину, которая состоит в издержках воспитания малолетнего или в недостатке контроля (надзора) за ним, поэтому впоследствии лишены права регресса (п. 4 ст. 1081 ГК). При эффективном доказывании родителями (усыновителями) или опекуном того, что неблагоприятные последствия возникли не по их вине, риск убытков падает на контрагента малолетнего (на потерпевшего от его действий) или на третье лицо (например, страховщика). Малолетний не может быть субъектом гражданской ответственности, но может стать субъектом обязанности по возмещению вреда с приобретением полной дееспособности и при наличии условий, предусмотренных абз. 2 п. 4 ст. 1073 ГК.

Судебная практика по статье 28 ГК РФ

Законными представителями несовершеннолетних обучающихся могут быть, в частности, родители, усыновители, попечители, опекуны, органы опеки и попечительства (статьи 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 64, 123 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 7, 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 37 ГК Российской Федерации, распространяющимся в силу пункта 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 28 ГК Российской Федерации на имущественные отношения между несовершеннолетними детьми и их родителями, совершение между подопечными, с одной стороны, и их опекунами, попечителями, их супругами и их близкими родственниками — с другой стороны, сделок иных, кроме передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, не допускается.

Истец указал на то, что оспариваемая сделка является незаконной в силу статьи 168 Гражданского Кодекса РФ, поскольку совершена с нарушением статей 28, 37 Гражданского Кодекса РФ, статьи 60 Жилищного кодекса РФ, статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статьи 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Судом первой и апелляционной инстанций не было учтено, что на момент открытия наследства (30 марта 2014 г.) Лыскиной М.В. было 15 лет, а Лыскину Г.В. — 13 и в силу своего несовершеннолетнего возраста они не могли в полном объеме понимать и осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства, а также не были правомочны самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку в соответствии со статьей 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте, в котором Лыскина М.В. находилась на момент смерти своего отца (т.е. не достигшая восемнадцати лет), совершают сделки только с письменного согласия своих законных представителей, а за малолетних, не достигших четырнадцати лет (к которым на момент открытия наследства относился Лыскин Г.В.), эти действия согласно статье 28 ГК РФ должны осуществлять их законные представители.

Суды руководствовались статьями 26, 28, 37, 395, 810, 1110, 1112, 1120, 1132, 1152, 1153 ГК РФ, статьями 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4, пунктом 5 статьи 16, статьей 19 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее — постановление N 35).

В силу статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца (часть 1 статьи 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды руководствовались статьями 26, 28, 37, 395, 810, 1110, 1112, 1120, 1132, 1152, 1153 ГК РФ, статьями 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации, статьями ГК РФ, пунктом 1 статьи 4, пунктом 5 статьи 16, статьей 19 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее — постановление N 35).

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, руководствуясь статьями 12, 27, 28, 195, 199, 200, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», разъяснениями, приведенными в пунктах 22 — 24, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (постановление Пленума N 10/22), в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 09.09.2008 N 6132/08, обстоятельства, установленные Арбитражным судом Краснодарского края при рассмотрении дела N А32-28776/2015, пришли к выводу о наличии оснований для обязания Барыкиной Т.М. снести спорные самовольно реконструированные объекты недвижимости.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ ст 28 (ред. от 26.07.2020)

Статья 28. Порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

1. Материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд.

2. В суд вызываются несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, его родители или иные законные представители, а по усмотрению судьи и иные лица. Участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным.

3. В начале заседания судья объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, кто их рассматривает, а также представляет участников рассмотрения, разъясняет их процессуальные права и обязанности. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются материалы, указанные в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, его родителей или иных законных представителей, иных лиц, прокурора и адвоката.

4. По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

5. В постановлении судьи указываются наименование суда и фамилия судьи, вынесшего постановление, дата рассмотрения материалов, сведения о несовершеннолетнем, не подлежащем уголовной ответственности, и иных лицах, участвовавших в рассмотрении материалов, обстоятельства, установленные при их рассмотрении, а также излагается принятое решение о:

1) направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение;

2) направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение;

3) исключен. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ;

3) прекращении производства по материалам.

6. В срок содержания несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, предусмотренный пунктом 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании постановления судьи засчитываются:

1) срок предварительного заключения несовершеннолетних, если они до освобождения от уголовной ответственности содержались под стражей в порядке меры пресечения или задержания;

2) срок нахождения несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

10) утратил силу;

11) утратил силу;

12) утратил силу;

13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

2. При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Комментарий к Ст. 28 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит перечень случаев, в которых гражданам трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 комментируемого Закона, т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), по медико-биологическим и природно-климатическим основаниям. Согласно названию комментируемой статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» речь идет о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, поскольку ранее, до принятия комментируемого Закона, соответствующие случаи (подавляющее их большинство) предусматривались Законом 1990 г. о государственных пенсиях и (или) Законом 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера.

Этот перечень претерпел существенные изменения. Так, Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ из п. 1 комментируемой статьи исключены подпункты с 7 по 12, предусматривавшие, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста:

лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (подп. 7);

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 8);

мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 9);

лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 10);

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подп. 11);

лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста (подп. 12).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 27 Закона О трудовых пенсиях), эти положения перенесены, но с отдельными изменениями в положения подп. 16 — 21, введенные тем же Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ в п. 1 ст. 27 комментируемого Закона.

В отношении предусмотренных в действующей редакции п. 1 комментируемой статьи случаев, в которых гражданам трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, необходимо отметить следующее.

В соответствии с подп. 1 данного пункта трудовая пенсия по старости назначается:

женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Кроме того, в данном подпункте предусмотрено, что опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно (мужчины и женщины).

В прежней (первоначальной) редакции рассматриваемого подпункта устанавливалось, что трудовая пенсия по старости назначается женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет. Ранее данное правило было закреплено в пункте «а» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, указывавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

В действующей редакции рассматриваемый подпункт изложен в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ. Как отмечалось авторами проекта изменений, отец ребенка-инвалида, даже если он воспитывал инвалида с детства без матери, лишен такого права, что является дискриминацией и противоречит п. 3 ст. 19 Конституции РФ; кроме того, необходимо принять во внимание, что с возрастом ребенок-инвалид становится крупнее и тяжелее; при этом зачастую он не становится более адаптированным и физически приспособленным к самообслуживанию; для оказания ему помощи требуется мужская физическая сила; поэтому действующим законодательством в соответствии с Конституцией РФ, как правило, предусматриваются равные права и возможности родителей по отношению к ребенку.

Поводом для внесения изменений явилось Определение КС России от 27 июня 2005 г. N 231-О , которым установлено, что положение данного подпункта, устанавливающее для матерей инвалидов с детства условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, в той мере, в какой оно исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения восьмилетнего возраста без матерей, как по существу аналогичное положениям, признанным КС России в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П не соответствующими Конституции РФ, подлежит отмене (изменению) в установленном порядке и не может применяться судами и другими органами и должностными лицами.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 29. Ст. 3097.

В Определении КС России от 3 ноября 2009 г. N 1365-О-О , которым отказано в принятии к рассмотрению запроса об оспаривании положения подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, отмечалось следующее:
———————————
СПС.

оспариваемое заявителем законоположение обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства, отцовства, опекунства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения, что согласуется с конституционными ценностями справедливости и юридического равенства и основанным на них принципом сбалансированности прав и обязанностей. Как неоднократно отмечал в своих решениях КС России (Определения от 11 мая 2006 г. N 187-О, от 16 ноября 2006 г. N 511-О и др.), само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности досрочного назначения пенсии по старости, не затрагивает права тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу нуждающихся в повышенной социальной защите граждан, пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции РФ о социальном характере Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека, в том числе в социальной сфере (ст. ст. 2 и 7; ч. ч. 1 и 2 ст. 39);

кроме того, дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с родительскими (опекунскими) обязанностями, на которых не распространяется действие подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, в соответствии с предписаниями ст. 72 (п. «ж» ч. 1) Конституции РФ, относящей защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения России и субъектов РФ, могут быть предусмотрены законом субъекта РФ за счет средств соответствующего бюджета.

В подпункте 2 п. 1 комментируемой статьи 28 Закона О Пенсиях предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Ранее соответствующая норма содержалась в части 2 ст. 25 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера, предусматривавшей, что женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Указанная статья (как и ряд других) утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

В пункте 19 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» даны следующие разъяснения: решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 2 и 6 п. 1 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 комментируемого Закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 — 10 п. 1 ст. 27 комментируемого Закона и подп. 7 — 9 п. 1 комментируемой статьи (им соответствуют подп. 16 — 18 п. 1 ст. 27 данного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), в порядке, определяемом Правительством РФ; при этом период прохождения военной службы, а также иной, приравненной к ней, службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Согласно подп. 3 п. 1 комментируемой статьи трудовая пенсия по старости назначается инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Данное правило было закреплено в пункте «б» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, указывавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения (ст. 41 Закона): мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном в ст. 10 названного Закона. В статье 41 Закона 1990 г. о государственных пенсиях (в ред. Федерального закона от 14 января 1997 г. N 19-ФЗ) было определено, что инвалидность граждан, проходивших военную службу, в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков, считается наступившей вследствие военной травмы, если она является следствием ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, России или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4 Закона), согласно подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий: им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 названного Закона, и трудовая пенсия по старости.

В соответствии с подп. 4 п. 1 комментируемой статьи трудовая пенсия по старости назначается инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет. В прежней (первоначальной) редакции данного подпункта указывалось на ограничение способности к трудовой деятельности III степени, а не на I группу инвалидности. Изменение внесено Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ соответственно изменениям, внесенным им же в ст. 8 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

Ранее соответствующая норма содержалась в пункте «в» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, предусматривавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается инвалидам I группы по зрению: мужчинам по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет и женщинам по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет.

В подпункте 5 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Данное правило было закреплено в пункте «г» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, указывавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Согласно подп. 6 п. 1 комментируемой статьи трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Данным подпунктом также определено следующее:

гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется предыдущее положение.

Ранее соответствующее регулирование содержалось в положениях ч. ч. 1 — 3 ст. 14 Закона 1990 г. о государственных пенсиях:

пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (ч. 1);

гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч. 2);

гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 10 названного Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное ч. 2 данной статьи (ч. 3).

Данное регулирование также дублировалось в положениях ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 25 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера (эта статья (как и ряд других) утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):

пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (ч. 1);

гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч. 3);

гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (ч. 4).

Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 16 июля 1991 г. N 1-76-У «О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (п. 5) разъяснялось, что при назначении пенсии в соответствии со ст. 14 Закона 1990 г. о государственных пенсиях специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере; трудовая деятельность, указанная в ст. 12 названного Закона, к работе на Крайнем Севере приравнивается календарно.
———————————
СПС.

Как говорилось выше, в п. 19 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» давалось разъяснение о применении подп. 6 п. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с подп. 13 п. 1 комментируемой статьи 28 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Данная норма также содержалась в ст. 26 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера, указывающей, что право на пенсию на льготных основаниях имеют оленеводы, рыбаки, охотники-промысловики, проживающие постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: мужчины по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет. Эта статья (как и ряд других) утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Согласно разъяснению, данному в п. 9 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 комментируемого Закона О трудовых пенсиях (речь идет в том числе и о подп. 13 п. 1 комментируемой статьи), период его работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.).

Соответственно положениям п. 1 комментируемой статьи в п. 5 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п), предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии с данной статьей в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным в п. 2 названного Перечня, должны быть приложены документы:

подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (подп. 13 п. 1 статьи);

о рождении ребенка (подп. 1 и 2 п. 1 статьи);

о воспитании ребенка до восьмилетнего возраста (подп. 1 п. 1 статьи);

подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (подп. 1 п. 1 статьи);

подтверждающие родственные отношения с инвалидом с детства (подп. 1 п. 1 статьи);

подтверждающие, что другой родитель не является получателем трудовой пенсии по старости, установленной за того же ребенка (подп. 1 п. 1 статьи);

удостоверяющие личность и полномочия опекуна (подп. 1 п. 1 статьи);

о признании инвалидом вследствие военной травмы (подп. 3 п. 1 статьи);

о признании инвалидом по зрению, имеющим I группу инвалидности (подп. 4 п. 1 статьи);

о наличии заболевания, предусмотренного подп. 5 п. 1 статьи;

о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи 28 Закона О трудовых пенсиях при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г., т.е. накануне вступления в силу комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Как указано в п. 2 разъяснения Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 3 «О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утв. Постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22 , в данной норме речь идет о Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (Перечень изложен Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 полностью в новой редакции) .
———————————
РГ. 2003. 2 июля. N 127.

СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203; 1983. N 5. Ст. 21.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. N 347 «О Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемом при назначении гражданам пенсий в соответствии с законодательством РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» устанавливалось, что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом 1990 г. о государственных пенсиях подлежал применению этот же Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
———————————
СПС.

3. В пункте 3 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции федеральный законодатель делегировал Правительству РФ полномочие по утверждению при необходимости списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 7 — 13 п. 1 данной статьи, правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.

Пункт 3 комментируемой статьи признан утратившим силу с 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ, которым из п. 1 данной статьи исключены подпункты с 7 по 12. Соответствующее регулирование перенесено указанным Законом в ст. 27 комментируемого Закона, в том числе в п. 2 указанной статьи закреплено правовое регулирование, аналогичное тому, которое содержалось в п. 3 комментируемой статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *