Порядок эвакуации материальных ценностей

—>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ —>

Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы утверждены постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303. Источник: http://30.mchs.gov.ru/document/618004.

1. Настоящие правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяют порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

2. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населённых пунктов, имеющих организации, отнесённые к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений (далее соответственно — эвакуация, населенные пункты), а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населённых пунктах (далее – рассредоточение работников организаций).

3. Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

4. Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной и органами военного управления.

5. Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации располагается вне зон возможных разрушений, опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения).

При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов Российской Федерации.

6. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

а) в федеральных органах исполнительной власти – на начальников гражданской обороны — руководителей федеральных органов исполнительной власти;

б) в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях – на начальников гражданской обороны — руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

в) в организациях – на начальников гражданской обороны — руководителей организаций.

7. Эвакуации подлежат:

а) работники расположенных в населённых пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону (далее – работники организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону), а также неработающие члены семей указанных работников;

б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население;

в) материальные и культурные ценности.

8. В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная или общая эвакуация.

9. Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируется нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

10. Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

11. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ.

12. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

13. Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.

14. Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

15. Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально — производственному принципу, в соответствии с которым:

эвакуация работников организаций , переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

16. При планировании эвакуации, рассредоточения работников организаций учитываются производственные и мобилизованные планы, а также миграция населения.

17. При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населённых пунктов районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населённых пунктах загородной зоны.

18. В исключительных случаях по решению начальника гражданской обороны — руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населённых пункта, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

19. Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

20. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

21. Население, эвакуированное из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших к этим зонам населённых пунктах, расположенных на не затапливаемой территории.

22. Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, имеющих жилые, общественные и административные здания, расположенные в безопасных районах, размещаются в указанных зданиях с членами их семей.

24. Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

а) использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;

б) выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;

в) обеспечения введения радиационной, химической, биологической, инженерной и противопожарной разведки;

г) выделение сил и средств для обеспечения радиационной, химической, биологической, инженерной защиты населения, санитарно — противоэпидемических и лечебно — профилактических мероприятий;

д) согласования перечней безопасных районов для размещения населения, мест размещения и хранения материальных и культурных ценностей;

е) возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения.

25. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время создаются:

а) эвакуационные комиссии;

б) сборные эвакуационные пункты;

в) промежуточные пункты эвакуации;

г) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

д) эвакоприёмные комиссии;

е) приёмные эвакуационные пункты;

ж) администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

26. Эвакуационные и эвакоприёмные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В состав эвакуационных и эвакоприёмных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

27. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

а) планирование эвакуации на соответствующем уровне;

б) осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;

в) организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.

28. Сборные эвакуационные пункты создаются для сбора и учёта эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Сборные эвакуационные пункты располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации.

29. Сборный эвакуационный пункт обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного транспорта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприёмными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом.

30. К сборному эвакуационному пункту прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот сборный эвакуационный пункт.

31. За сборным эвакуационным пунктом укрепляются:

а) ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

б) медицинское учреждение;

в) организации жилищно-коммунального хозяйства.

32. Промежуточные пункты эвакуации создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населённых пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;

перерегистрации и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

33. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий, осуществляют:

а) организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

б) ведение радиационной, химической, и инженерной разведки на маршруте;

в) оказание медицинской помощи в пути следования;

г) организацию охраны общественного порядка.

34. Эвакоприёмные комиссии создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населённых пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

а) планирования и осуществления приёма, размещения и первоочерёдного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

б) организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприёмных комиссий;

в) организации и контроля обеспечения эвакуации;

г) учёта и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

35. Приёмные эвакуационные пункты создаются для организации приёма и учёта прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На приёмных эвакуационных пунктах при необходимости оборудуются простейшие укрытия для эвакуированных населения, материальных и культурных ценностей, развёртывается медицинский пункт.

36. Администрация пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:

а) обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

б) организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;

в) организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

г) обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учёта и информирования соответствующих эвакуационных комиссий;

37. После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприёмные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

38. Работники эвакуационных и эвакоприёмных комиссий, сборных и приёмных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно — методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

39. Оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о проведении эвакуации проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, с использованием систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального и местного уровней, локальных систем оповещения, радиовещательных и телевизионных станций.

40. Эвакуация населения в безопасные районы осуществляется путем вывоза части населения всеми видами транспорта независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и не занятого воинскими, другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком.

41. Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.

При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается привлечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, транспортных средств других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения воинских, других особо важных перевозок по мобилизационным планам, а также для эвакуации населения.

В целях эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.

42. Финансирование эвакуации осуществляется в соответствии с законодательством РФ:

а) федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им бюджетными организациями – за счёт средств федерального бюджета;

б) субъектами РФ и входящими в их состав муниципальными образованиями – за счёт средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов;

в) организациями – за счёт собственных средств.

Эвакуация материальных и культурных ценностей

Эвакуация материальных и культурных ценностей – это комплекс мероприятий по организованному вывозу в безопасные районы материальных и культурных ценностей, имеющих особо важное значение для деятельности государства или жизнеобеспечения населения.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

  • государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);
  • производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, фонды организаций);
  • запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;
  • сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
  • запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
  • К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

  • культурные ценности мирового значения;
  • российский страховой фонд документов библиотечных фондов;
  • культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
  • электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
  • культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
  • Особо ценные документы Росархива подлежат укрытию в установленном порядке. Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

    Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности. При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, которые не привлекаются для выполнения воинских, других особо важных перевозок по мобилизационным планам, а также для эвакуации населения. В целях эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.

    Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

    Oб эвакуации материальных и культурных ценностей в мирное и военное время Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

    Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Могильников А. С.

    Текст научной работы на тему «Oб эвакуации материальных и культурных ценностей в мирное и военное время»

    ?ОЬ ЭВАКУАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУ РНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИРНОЕ И военное ВРЕМЯ

    и 1ы * А ания материальных и культурных ценностей в безопасные юны, как и эвакуация населения, является одним из основных способов их защиты Лаже современные мощные инженерные сооружения не всегда мо1у! противостоять разрушительным стихийным бедствиям землетрясениям, селям, оползням, наводнениям, пожарам и др. И ю.1ько эвакуация материальных и культурных ценное (ей может обеспечив их сохранность

    Примеров, когда вывоз материальных средств был единственным способом защшы от чрезвычайных ситуаций в мирное время, множество Что же касается эвакуации материальных и культурных ценностей во время войны, го здесь пот способ также часто был и будет едина венным и наиболее эффективным. Известно, что эвакуация может быть применена при различных сшуациях, создающих в ходе военных действий у|розу гибели ценностей или их большому материальному ущербу

    Решение на эвакуацию материальных и культурных ценностей в военное время может быть принято руководством в следующих случаях

    — из приграничных районов, где начинаются боевые действия,

    — и* зон возможною катастрофического затопления,

    — при отходе своих войск,

    — из юн массовых пожаров, в том числе в тыловых районах;

    — в условиях слабой защищенности ценностей в крупных городах.

    Во-первых, коротко рассмотрим, как же отражена в нормативных документах сама задача по эвакуации материальных т культурных ценное!ей в мирное и военное время Здесь следует отметить. 410 ре1 ламентирующих документов до 1990 года в виде отдельных руководив или наставлений но эвакуации магериальных и культурных ценностей не разраба1ывалось При этом, ни в Положении о ГО, ни в приказе 090-751 (Положение о невоенизированных формированиях ГО) и других документах вопросы эвакуации материальных и куль-|урных ценноеюй также не находили широкого и конкретного отражения Речь шла только об эвакуации населения и о формированиях, обеспечивающих эту функцию

    1ак, в приказе 090 имеет место лишь указание о формировании фаисноршых подразделений служб ГО (автомобильные колонны и оIрилы. железнодорожные эшелоны, воздушный и водный транспорт),

    обеспечивающих вывоз из городов в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, эвакуируемого населения и материальных ценностей Дана примерная организационная езруктура автомобильных ки-лонн для перевозки грузом

    Рассматривая функции РСЧС по действующему Постановлению Правительства от 5 11 95 г. X? 111л можно констатировать. чю и нем задач:? защиты материальных и культурных ценностей в прямой постанов*. Iакже •••• сражена. В Федеральном законе «О защите населения. .» (1994 I ; х ст 11 определено, что ор1аны I осу дарственной власти субъектов Российской Федерации и органы местною самоуправления (самостоятельно) «принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение»

    Но к сожалению, этот закон не уточняет какие эвакуационные мероприятия проводят органы управления на местах Или они касаются только населения, или включают и материальные ценности. Г.ели судить по названию закона, то речь идет только об эвакуации населения (кстати, указанный закон не ставит задачу органам управления министерств и ведомств по эвакуации населения, а главное — для руководителей организаций, на которые 1фиходится основная часть практических работ и мероприятий тражданской обороны. в том числе и по эвакуации персонала предприятий, его семей и. естественно, материальных ценностей)

    И лишь в 1998 году Федеральным законом «О гражданской обороне» была конкретно сформулирована задача гражданской обороны, как «основная», по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в беюпасные районы (статья 2) А для ортанов государственною управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в главе III определены полномочия я части касающейся эвакуации, в такой редакции /’которые проводят мероприятия по подготовке к эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в беюпасные районы, их размещению, раз-вертыванм.о лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшею населения»

    К сожалению, данный закон не устранил недостаток, указанный выше. А именно, задача по организации эвакуации поставлена только для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, упущены предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства

    Гели рассматривать только мероприятия по эвакуации населения, то можно согласиться с тем. что «головными и ответственными» мотуг быть территориальные органы управления, хотя предприятия и

    ортанизации ДОЛЖНЫ иметь не меньший гру і оснонной оіветственно-сіи за своих людей, за свои коллективы

    А если рассматриваль вопросы эвакуации материальных и куль* іурньїх ценностей, 10 роль и «вес ответственности» должны лежаїь в основном на ведомствах и организациях, владеющих этими ценностями

    Во-вюрых, коро і ко о юм, как же отражены вопросы по организации самой шакуации материальных и культурных ценностей в действующих нормативных актах.

    Все ранее принятые руководства по эвакуации были разработаны только в части, касающейся )вакуации населения. И не было в них места вопросам организации эвакуации материальных ценностей Так, утвержденное в 19% году «Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время» всего лишь предусматривает в составе эвакокомиссий краев, областей, республик и кагегорированных городов группы (посты) учета эвакуируемых материальных ценностей и обеспечение эвакуируемого населения предметами первой необходимости Но оно не содержит основных положений по организации эвакуации материальных и культурных ценностей Правда, есть общее указание министерствам и ведомствам. которые «организуют руководство планированием, обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов, согласовывают шіаньї эвакуационных мероприятий крупных производственных объектов экономики, организуют материально-техническое обеспечение»

    То же самое можно сказать и о «Руководстве по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», принятою в 1996 году, где вопросы защиты материальных и культурных ценностей гак же не нашли отражения

    ‘Іаким образом, в действующих руководствах вопросам эвакуации материальных и культурных ценностей, как в мирное, гак и военное время должного внимания не уделено И этот пробел необходимо устранить

    ‘Эвакуационные мероприятия следует относить к одним из самых сложных во всей системе защиты, как населения, гак и материальных ценностей Особенно в военное время, когда обстановка может быть чрезвычайно сложной, скоротечной, а угроза поражения людей и уничтожения материальных ценностей будет реальной

    Сложные мероприятия гребуют тщательного планирования, за-блаювременной подюювки и согласованных действий целою ряда сір\кі\рньіх подразделений, сил и средств

    Па наш вилял, нормативно-правовой пробел можно ликвидировать ну тем

    • доработки существующих руководств по эвакуации пасс гения, включая дополнительные главы в действующие рчково-дства:

    • разработки нового отдельного руководства, касающеюся только эвакуации материальных и культурных ценное»ей в мирное и военное время, те при чрезвычайных ситуациях различного характера.

    Если ччеси- спочифику двух эвакуаций, имеется ввиду населения и ііенносіей. их особенности, привлекаемые силы, ответственных и тд, то. наверное, следует остановиться на разработке отдельною руководства. Действующие руководства по эвакуации населения не могут обеспечить эффективного планирования, а значит организацию эвакуации материальных и культурных ценностей в случае чрезвычайных ситуаций в мирное или военное время

    До 1998 года такое положение с нормативной базой по обеспечению эвакуации ценностей можно оправдать отсутствием конкрст-ной задачи по эвакуации ценностей Но после выхода Федеральної о закона «О гражданской обороне» (1998 г.), где такая задача конкретно поставлена системе гражданской обороны России, необходимо имеющийся пробел устранить Причем разработка и принятие руководства (наставления или инструкции) по организации такуации материальных ценностей необходима не только на случай войны Такое руководство нужно и для организации эвакуации материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного времени

    Конечно, можно было бы ограничиться разработкой только плана эвакуации ценностей, где учесть основные мероприятия и порядок осуществления их Однако и для разработки таких п ланов на всех уровнях управления ГО ЧС потребуются методические рекомендации или указания, іде были бы определены основные положения по эвакуации матери&тьных ценностей Поэтому, на наш взгляд, наилучшим вариантом будет — раїработка отдельного конкретного руководства, структура и наименование глав которого будут близки к структуре двух лейст ну юлцих руководств по эвакуации населения, так как они охватывают все основные вопросы, касающиеся эвакуации Например, руководство может состоять из следующих глав

    1. Общие положения по эвакуации материальных и культурных ценностей

    2. Эвакуационные органы

    3 Планирование эвакуации материальных и культурных ценностей

    4 Организация (проведение) эвакуации

    5 Обеспечение эвакуационных мероприятий

    І Іри этом специфика, на котрую было указано выше, потребует существенно німенніь солержание них глав. Так, ;іля эвакуации материальных ценностей не требуется создания сборных, промежуточных и приемных эвакуационных пу нктов, защитных сооружений в загородной зоне, запасов воды и продовольствия, средств индивидуальной защиты И некоторых случаях не потребуется создание эвакуационных комиссий в шм составе, который необходим при эвакуации населения

    К основным особенностям жакуации материальных и культурных ненносіей можно отнести

    • особые меры охраны и повышенные требования к режиму в период проведения эвакуации уникальных ценностей и дорогое юяшего имущества,

    — заблаговременную подгоювку тары, контейнеров и других средств, обеспечивающих сохранность ценностей при транс-пор г провис и хранении в новых условиях,

    — выбор месі рассредоточения или хранения. Например, ближний район — для эвакуации в мирное время, тлубокий тыл — в случае вооруженного конфликта, район соседнего субъема РФ при чрезвычайной ситуации регионального масштаба или крупного военного конфликта, район на территории дружественного государства.

    — сгроигедьство или использование существующих хранилищ материальных ценностей,

    — создание сооїветствуюших погрузочно-разгрузочных формирований со средствами механизации.

    — планирование транспортных средств и создание запасов ГСМ на вычо* ценностей.

    — определение порядка дальнейшей охраны, хранения, выдачи, использования, учета и других вопросов движения материальных ненносі ей

    В общих положениях (їлава I) нового руководства необходимо раскрьпь следующие вопросы

    — іипы (вилы) эвакуации ценностей.

    — кто имееі право отдавать распоряжения об >вакуации материальных и культурных ценностей в зависимости от их при-нахісжносі и,

    — кто оріанизуеі и кто отвечает за своевременную эвакуацию ценностей в министерсіве, республике, области, организации. юроде, районе.

    — кю разрабаїьіваеі и утверждает планы эвакуации ценностей на различных уровнях управления.

    — что относится к материальным и культурным ценностям, кто определяет нот перечень на территориях, в ведомствах н т д.;

    — порядок определения юн (мест) эвакуации.

    — особенности эвакуации документации, цветных ценных металлов, произведений искусства и других ценностей.

    Естественно, в главу об обеспечении эвакуационных мероприятий необходимо РК-мочить описание следующих вопросов

    — порядок оповещения руководителей и подразделений, обеспечивающих эвакуацию.

    — обеспечение связью, гране портом.

    — охрана и безопасность, в том числе на маршруте,

    — разведка мест хранения и маршрутов, согласование их с военным командованием и соответствующими администрациями

    Ьланки распоряжений на эвакуацию, примерные схемы структур и подразделений, обеспечивающих >вакуацию, их задачи и обязанности. расчеты необходимого транспорта, его грузоподъемность, данные по нормам хранения в складских помещениях и другие вспомогательные данные можно включить в раздел Приложения

    В заключении необходимо отметить, что МЧС России может и должно выполнить свою организационную и координирующую роль в создании необходимых нормативных документов, по планированию и организации эвакуации материальных и культурных ценностей России в чрезвычайных ситуациях различною характера

    Основные мероприятия по обеспечению эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные районы при введении режима военного времени

    Презентация компании

    Основные мероприятия по обеспечению эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные районы при введении режима военного времени

    В подразделе проектной документации ПМ ГОЧС согласно [2, п. 1.3] эвакуации на военное время подлежат:

    • работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей указанных работников;
    • нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе работников организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;
    • материальные и культурные ценности.
    • На основании [3, п. 3.2] эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-произ­водственному принципу, в соответствии с которым:

      • эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
      • эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

      В соответствии с [4] рассредоточению подлежит персонал организаций:

      • уникальных (специализированных), для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
      • обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
      • Согласно [4, п. 5] организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного персонала организации и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей в организации возлагается на руководителя гражданской обороны – руководителя организации.

        На основании разд. 3 [3] планирование эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные и эвакоприемные комиссии при участии структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

        При планировании эвакуации, рассредоточения работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы, а также миграция населения.
        Согласно [1, п. 9] для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителем организации заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия, возглавляемая руководителем или заместителем руководителя организации. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется Положением об эвакуационной комиссии, утверждаемым руководителем гражданской обороны – руководителем организации.

        По эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные районы в организации заблаговременно в мирное время предусматриваются следующие мероприятия:

        • организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации персонала организации и членов их семей, материальных ценностей в безопасные районы из зон возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления в пределах четырехчасового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение персонала организации, продолжающего свою производственную деятельность в военное время, и персонала организации, обеспечивающего выполнение мероприятий по гражданской обороне;
        • подготовка безопасных районов для размещения персонала организации и членов их семей, материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
        • разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения персонала организации и членов их семей в безопасных районах, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
        • создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
        • Эвакуация персонала организации, переносящей производственную деятельность в загородную зону, материальных ценностей в безопасные районы планируется заблаговременно в мирное время и осуществляется в соответствии с разработанным Планом эвакуации, являющимся приложением к Плану гражданской обороны, соответствующими должностными лицами организации.

          При рассредоточении работники организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к указанным организациям безопасных районах с учетом наличия внутригородских и загородных путей сообщения, а при невозможности совместного размещения – неработающие члены семей работников размещаются в ближайших к ним безопасных районах.

          В исключительных случаях по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального образования субъекта Российской Федерации разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций и население в зонах возможных разрушений вне зон возможных опасностей.

          Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

          • использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;
          • выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;
          • обеспечения ведения радиационной, химической, биологической, инженерной и противопожарной разведки;
          • выделения сил и средств для обеспечения ведения радиационной, химической, биологической, инженерной защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;
          • согласования перечней безопасных районов для размещения населения, мест размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
          • возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
          • Размещение в безопасных районах осуществляется с учетом удаления от зон возможных опасностей, наличия жилищного фонда, дорожной сети, возможностей обеспечения защиты людей, их производственной деятельности и отдыха, условий для создания группировок сил гражданской обороны, предназначенных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах эвакуации.

            ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            от 22 июня 2004г. № 303

            Об утверждении Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

            В целях реализации Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

            1. Утвердить прилагаемое Положение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

            2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство планированием мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

            3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий информацию об основных показателях планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в составе соответствующих ежегодных докладов о состоянии гражданской обороны.

            Российской Федерации М. Касьянов

            УТВЕРЖДЕНО
            Постановлением Правительства Российской Федерации
            от 22.06. 2004г. №303

            Настоящее Положение определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, излагает цели, основные принципы и требования к организации планирования, обеспечения и проведения рассредоточения и эвакуации населения, состав и задачи эвакуационных органов, а также обязанности и ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих управление гражданской обороной, организаций и должностных лиц, граждан Российской Федерации за подготовку и осуществление эвакуационных мероприятий.

            1. Общие положения, основные принципы эвакуации населения, термины и определения

            1.1. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (далее — эвакуация) в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» является одной из основных задач в области гражданской обороны.

            Проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения для потенциального противника[1], и размещению его в безопасных районах загородной зоны является основным способом защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

            1.2. Эвакуационные мероприятия — это комплекс мероприятий по рассредоточению и эвакуации гражданского персонала организаций, всех категорий населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

            Эвакуационные мероприятия предусматриваются в планах гражданской обороны и осуществляются в целях:

            снижения потерь населения и сохранения людских и транспортных мобилизационных ресурсов для восполнения потерь Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время, а также квалифицированных кадров для обеспечения выполнения мобилизационных заданий в экономике;

            обеспечения устойчивого функционирования организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

            защиты от уничтожения, хищения или повреждения материальных и культурных ценностей при ведении военных действий или вследствие этих действий;

            обеспечения условий для создания группировки сил гражданской обороны в загородной зоне и сохранения созданных в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

            В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки, их планирование и всесторонняя подготовка проводится заблаговременно (в мирное время), а осуществление — по отдельным распоряжениям в процессе перевода гражданской обороны с мирного на военное время, при непосредственной угрозе применения потенциальным противником современных средств поражения, а также при объявлении мобилизации.

            1.3. Загородная зона — это территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуированного населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

            Для городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами Российской Федерации, загородная зона это территория за пределами их административных границ.

            1.4. Безопасный район — это территория в пределах загородной зоны, расположенная вне зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

            1.5. Эвакуация по планам гражданской обороны — это комплекс мероприятий, согласованных с органами военного управления, по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения (кроме лиц призывного возраста и имеющих мобилизационные предписания), населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления, а также материальных и культурных ценностей с вышеназванных территорий в безопасные районы.

            1.6. Эвакуации подлежат:

            гражданский персонал (рабочие и служащие) с неработающими членами семей организаций, деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами не прекращается в военное время и может быть продолжена на новой базе, соответствующей их производственному профилю и расположенной в загородной зоне;

            уникальное оборудование и страховой фонд документации;

            гражданский персонал с неработающими членами семей организаций, прекращающих свою деятельность в военное время;

            нетрудоспособное и не занятое в производстве население.

            Основанием для определения групп материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, является их экспертная оценка в соответствии со следующими критериями:

            особая государственная ценность;

            особая историческая ценность;

            особая научная ценность;

            значимость для жизнеобеспечения населения;

            значимость для устойчивого функционирования систем государственного управления;

            значимость для производственной деятельности организаций, в том числе, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

            Эвакуации подлежат следующие группы культурных ценностей:

            культурные ценности мирового значения, а также российский страховой фонд документов библиотек;

            культурные ценности общероссийского значения;

            культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации, не вошедшие в вышеуказанные группы.

            Материальные ценности, подлежащие эвакуации, могут быть подразделены на следующие группы:

            государственные ценности: золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных металлов и минералов, государственные документы и архивы, уникальные электронно-вычислительные системы и базы данных;

            производственные и научные ценности: особо ценное и уникальное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, научная база данных на электронных носителях, уникальные научные собрания и фонды организаций;

            средства первоочередного жизнеобеспечения населения: запасы продовольствия, оборудование объектов водоснабжения, сельскохозяйственные животные и запасы зерновых культур, семенные, фуражные запасы, запасы лекарственных средств, запасы материальных’ средств, для первоочередного жизнеобеспечения населения;

            запасы материальных средств, для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

            1.7. Рассредоточение гражданского персонала — это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территорий городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.

            1.8. Рассредоточению подлежит гражданский персонал:

            организаций, имеющих важное оборонное и экономическое значение, для продолжения, работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне;

            организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта, противопожарной охраны, охраны общественного порядка и связи, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

            1.9. При рассредоточении гражданский персонал размещается в ближайших к границам городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения с таким расчетом, чтобы время на организацию доставки его в город и иной населенный пункт, отнесенный к группе по гражданской обороне на работу и обратно в загородную зону на отдых не превышало установленное время. В исключительных случаях по решению соответствующего начальника гражданской обороны — главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать рассредоточиваемый гражданский персонал в зонах возможных слабых разрушений.

            Районы рассредоточения гражданского персонала в загородной зоне оборудуются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

            1.10. Одновременно с рассредоточением гражданского персонала в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены его семей. При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемого гражданского персонала размещаются в других населенных пунктах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

            1.11. Наибольшая работающая смена объектов экономики (организаций), продолжающих работу в военное время в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, должна быть обеспечена защитными сооружениями гражданской обороны, отвечающими требованиям норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

            1.12. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей осуществляется по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях, требующих незамедлительных действий, — по решению начальников гражданской обороны — глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

            Начальники гражданской стороны субъектов Российской Федерации устанавливают конкретные сроки эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из соответствующих городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

            1.13. В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженных конфликтов) и конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

            общая эвакуация проводится на территории всей страны или на территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации. При общей эвакуации эвакуируются все категории населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан призывного возраста и имеющих мобилизационные предписания. Одновременно осуществляется вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы или защита не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

            частичная эвакуация проводится заблаговременно без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (студенты, учащиеся школ-интернатов и учебных заведений начального и среднего профессионального образования, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых — совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей), а. также материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации;

            эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из приграничных зон планируется и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с оперативными планами органов военного командования;

            эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зон возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушениях водонапорных гидротехнических сооружений проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации или эвакуации из приграничной зоны. Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления за пределами 4-х часового добегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.

            1.14. Ответственность за организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуации (рассредоточения) населения (гражданского персонала), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов эвакуации в загородной зоне, жизнеобеспечение эвакуированного населения, осуществление хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

            на территориях субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований — на соответствующих начальников гражданской обороны — глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

            в федеральных органах исполнительной власти и организациях — на соответствующих начальников гражданской обороны — руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций.

            Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы гражданской обороны, федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от форм собственности, во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

            1.15. Организация планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий проводится исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств, предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в установленном порядке.

            1.16. Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по территориально — производственному принципу, в соответствии с которым рассредоточение и эвакуация гражданского персонала и неработающих членов его семей организуются и проводятся соответствующими должностными лицами объектов экономики (предприятий, учреждений, организаций), а эвакуация остального населения, не занятого в производстве, по месту жительства через соответствующие территориальные органы жилищно-коммунального хозяйства.

            Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся данные ценности.

            1.17. Эвакуация населения осуществляется, как правило, комбинированным способом, обеспечивающим в сжатые (короткие) сроки вывоз в загородную зону части населения всеми видами имеющегося транспорта независимо от его принадлежности (форм собственности), не занятого воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным01 планам, с одновременным выводом остальной его части пешим порядком. При этом предусматривается максимальное использование всех возможностей транспорта, включая личный. Перевозки населения на расстояние до 100 км выполняются, как правило, автотранспортом, местными и пригородными поездами, воздушными, морскими и речными судами.

            В первую очередь транспортом вывозятся медицинские учреждения, население, которое не может передвигаться пешим порядком (дети до-14 лет беременные женщины, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет), рабочие и служащие отдыхающих смен объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, сотрудники органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, важнейших научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро. Остальное население выводится пешим порядком до пунктов размещения в загородной зоне, находящихся на расстоянии суточного перехода (30-40 км), или за пределы зон возможных разрушений до промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ) с кратковременным размещением на них и последующим организованным вывозом (выводом) в конечные пункты размещения в загородной зоне.

            Работающие смены объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, с момента начала эвакуационных мероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется по прибытии на смену свободных (отдыхающих) рабочих из загородной зоны.

            Перевозки материальных и культурных ценностей осуществляются, как правило, автотранспортом, а также железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

            Перевозки материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляются транспортными средствами организаций и органов власти, в чьем ведении находятся данные материальные и культурные ценности. При недостатке (отсутствии) необходимых транспортных средств допускается привлечение средств транспортных или других организаций, а также частных лиц имеющих транспортные средства, не привлекаемые для выполнения воинских и других особо важных перевозок по мобилизационным планам.

            1.18. Размещение эвакуированного населения в загородной зоне осуществляется на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом местных условий. Размещение на территории соседних субъектов Российской Федерации допускается по согласованию с органами исполнительной власти этих субъектов.

            Каждому объекту экономики (организации) заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается (выделяется) органами исполнительной власти и органами местного самоуправления городов и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, район (пункт) размещения в загородной зоне. Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

            Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и осуществления хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.

            1.19. Районы размещения гражданского персонала и неработающих членов его семей объектов экономики (организаций), переносящих свою деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения гражданского персонала, продолжающего свою производственную деятельность в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и оборудуются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

            1.20. Население, не занятое производственной деятельностью и не являющееся членами семей гражданского персонала, размещается в более отдаленных районах.

            1.21. Население, эвакуированное из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на не затапливаемой территории.

            1.22. Весь жилой фонд независимо от форм собственности, и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передаются в распоряжение начальников гражданской обороны — глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного ‘ самоуправления.

            Эвакуированное население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления.

            Дня размещения сотрудников федеральных органов исполнительной власти и членов их семей планируются в первую очередь фонды вышеназванных органов, распределяемые согласно ведомственным нормативным документам по согласованию с соответствующими начальниками гражданской обороны. При недостатке этих фондов районы размещения утверждаются в порядке, определенном для федеральных органов исполнительной власти.

            Для размещения и хранения материальных и культурных ценностей заблаговременно определяются помещения или сооружаются специальные хранилища в безопасных районах, отвечающие необходимым для этого требованиям.

            1.23. Размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств и других сопредельных государств, производится при наличии соответствующих межгосударственных договоренностей. Территория Российской Федерации также может быть использована в установленном порядке для размещения эвакуированного населения из других государств.

            1.24. Федеральные органы исполнительной власти совместно с органами военного управления организуют руководство планированием, обеспечением и проведением эвакуационных мероприятий своих центральных аппаратов и подведомственных организаций, согласовывают планы эвакуации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с планами эвакуации органов военного управления, организуют и контролируют материально-техническое и другие виды обеспечения эвакуационных мероприятий.

            II. Эвакуационные органы и их задачи.

            2.1. Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, где планируется проведение эвакуации, создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и службами гражданской обороны.

            Заблаговременно (в мирное время) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями формируются следующие эвакуационные органы:

            эвакуационные комиссии — федеральных органов исполнительной власти, республиканские, краевые, областные, районные, городские, окружные, других населенных пунктов, городских районов и организаций;

            сборные эвакуационные пункты — городские и организаций;

            эвакоприемные комиссии — районные, городские, других населенных пунктов;

            приемные эвакуационные пункты;

            промежуточные пункты эвакуации;

            оперативные группы — по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей;

            группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

            администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта).

            2.2. Эвакуационные органы в практической деятельности

            руководствуются Федеральным законом «О гражданской обороне», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, настоящим Положением и рекомендациями соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

            2.3. Эвакуационные комиссии создаются в организациях с численностью 500 и более человек, а в организациях с меньшей численностью — группы управления эвакуационными мероприятиями в составе: заместитель начальника гражданской обороны по эвакуационным мероприятиям — начальник группы, его заместитель и 1-2 технических работника.

            Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместителями руководителей органов местного самоуправления; отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций.

            В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, органов, осуществляющих управление гражданской обороной, администраций организаций, мобилизационных и транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов и др.

            Лица, пребывающие в запасе, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

            Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положениями об этих органах, которые утверждаются главами органов исполнительной власти, руководителями органов местного самоуправления и организаций.

            2.4. Эвакуационные комиссии создаются в федеральных органах исполнительной власти, во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно — территориальному делению их территорий, и организациях, где планируется проведение эвакуации.

            Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

            организация разработки и корректировки планов эвакуации населения на своем уровне и в подведомственных звеньях;

            организации разработки и корректировки планов эвакуации (вывоза) материальных и культурных ценностей;

            организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

            организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;

            организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

            2.5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учреждения, организации). Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакуационными органами в загородной зоне. За каждым СЭП закрепляются автомобильный транспорт, ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, соответствующие объекты экономики, организации жилищно-коммунального хозяйства, работники которых с неработающими членами семей и остальное население, не занятое в производстве, будут эвакуироваться через данный СЭП.

            2.6. Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначаются для:

            кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

            перерегистрации и проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, оказания медицинской помощи, санитарной обработки населения и последующей организованной его отправки в места постоянного размещения в загородной зоне.

            На ППЭ также проводится (при необходимости) обмен одежды и обуви или их специальная обработка.

            2.7. Для обеспечения управления движением пеших колонн решением руководителя соответствующей (районной, городской) эвакуационной комиссии назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации населения с группами управления.

            Основными задачами групп управления являются:

            организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

            ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

            оказание медицинской помощи в пути следования;

            организация охраны общественного порядка;

            контроль за подготовкой и обеспечением содержания маршрута в надлежащем состоянии.

            Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных транспортных средствах.

            Для эвакуации (вывоза) материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые должностными лицами органов, обеспечивающих безопасность движения и сохранность материальных и культурных ценностей на маршруте эвакуации.

            2.8. Эвакоприемные комиссии создаются в районах загородной зоны при органах местного самоуправления районов, городов и сельских населенных пунктов, куда планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Они предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения в загородной зоне, а также приема и размещения эвакуированных материальных и культурных ценностей.

            Основными задачами эвакоприемных комиссий являются:

            организация разработки и корректировки планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

            организация и контроль своевременного комплектования и качественной подготовки эвакуационных органов;

            организация и контроль всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

            организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

            организация учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

            2.9. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями, организации приема, учета и последующей отправки их в места постоянного размещения в загородной зоне. Для защиты прибывающего населения ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

            2.10. Организация эвакуационных мероприятий из приграничных зон (районов) в случае возникновения локальных вооруженных конфликтов возлагается на оперативные группы (ОГ). Они формируются из представителей органов местного самоуправления и соответствующих эвакуационных органов, в их состав включаются офицеры органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, городов и населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне.

            Основными задачами ОГ являются

            организация оповещения, сбора, учета и посадки эвакуируемого населения на транспортные средства;

            организация учета и погрузки материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

            организация контроля за проведением мероприятий по защите не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

            формирование эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и сопровождение их на маршрутах эвакуации;

            контроль за обеспечением и ходом проведения эвакуации;

            информирование вышестоящих эвакуационных органов.

            2.11. Администрации пунктов посадки (высадки) формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных органов. Их основными задачами являются:

            обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

            организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;

            организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

            обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакуационных комиссий.

            2.12. Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсах гражданской обороны и совершенствует навыки практической работы в ходе учений и тренировок по тематике гражданской обороны.

            III. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий

            3.1. Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, административно-территориальных образований и организаций совместно с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

            В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии муниципальных образований при участии соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, приема, обеспечения укрытия и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

            Планы эвакуации, планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения оформляются в виде разделов в текстуальной части и приложений к соответствующим планам гражданской обороны.

            3.2. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

            совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей сообщения);

            использования транспортных средств для обеспечения перевозок эвакуируемых населения, материальных и культурных ценностей;

            выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей в процессе эвакуации;

            обеспечения ведения всех видов разведки (радиационной, химической, бактериологической, инженерной, противопожарной и др.);

            выделения сил и средств для инженерного обеспечения эвакуации, радиационной, химической и биологической защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

            согласования районов размещения населения, пунктов (баз) размещения объектов экономики, переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, пунктов размещения и баз хранения материальных и культурных ценностей;

            возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения в загородной зоне.

            3.3. Планирование, обеспечение и проведение эвакуации населения в военное время осуществляются во взаимодействии с мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) и органами военного управления и согласовываются (увязываются) с мероприятиями (планами) по переводу экономики страны с мирного на военное время, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в часта использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

            Планирование, подготовка и проведение эвакуации материальных и культурных ценностей осуществляется с учетом мероприятий по эвакуации (рассредоточению) населения в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, обеспечения финансовыми, материальными и людскими ресурсами, а также размещения и жизнеобеспечения эвакуированного населения в безопасных районах.

            3.4. Планирование и осуществление эвакуации военно-учебных заведений, других учреждений и семей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов.

            3.5. Для организованного проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно (в мирное время) планируются и подготавливаются к осуществлению мероприятия по следующим видам обеспечения;

            оповещения и связи, транспортного, материально-технического, инженерного, продовольственного, коммунально-бытового, разведки, гидрометеорологического, медицинского, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения.

            Подготовка и осуществление всех видов обеспечения эвакуационных мероприятий возлагаются на соответствующие федеральные органы исполнительной власти и объекты экономики (организации), независимо от форм их собственности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их эвакуационные органы, соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

            3.6. Финансирование мероприятий по подготовке к Эвакуации населения осуществляется:

            в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях (учреждениях) — за счет средств федерального бюджета;

            в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств соответствующих местных бюджетов;

            на самостоятельных объектах экономики (организациях), независимо от форм собственности, — за счет средств, выделяемых на административно-управленческие и эксплуатационные расходы.

            При планировании эвакуации материальных и культурных ценностей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют расчеты финансовых средств, необходимых для проведения данных эвакуационных мероприятий, а также для подготовки баз хранения материальных и культурных ценностей.

            3.7. Эвакуационные органы, транспорт для обеспечения эвакуационных мероприятий приводятся в готовность в установленном порядке.

            Начало проведения рассредоточения и эвакуации планируется в зависимости от местных условий с учетом установленных сроков.

            Начальники гражданской обороны, эвакуационные органы, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организуют выполнение эвакуационных мероприятий в соответствии с разработанными и уточненными по конкретно сложившейся обстановке планами и решениями (распоряжениями, указаниями) старших начальников.

            С получением распоряжения на приведение гражданской обороны в высшие степени готовности начальники гражданской обороны всех уровней отдают распоряжения на выполнение подготовительных мероприятий к возможному проведению эвакуации и рассредоточения населения, его размещению в загородной зоне, развертыванию

            эвакуационных органов, введению в действие планов эвакуации населения, использованию транспортных средств и систем первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения. Одновременно проводятся подготовительные мероприятия к возможному проведению эвакуации материальных и культурных ценностей.

            При получении распоряжения на проведение эвакуации начальниками гражданской обороны вводятся в действие соответствующие планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.

            Эвакуационные мероприятия проводятся в определенной планом последовательности как единый непрерывный процесс, без пауз до полного завершения.

            Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организуют и координируют работу эвакуационных, транспортных органов и всех служб гражданской обороны по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также всестороннему обеспечению эвакуационных мероприятий.

            После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии организуют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и помогают органам местного самоуправления в работе по учету, обеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения; а также по учету, обеспечению размещения и сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

            В зависимости от численности населения, удаленности районов эвакуации, климатических условий, характеристик местности, развития дорожной сети и наличия транспорта рассредоточение и эвакуация из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, должны завершаться в установленные сроки с момента получения распоряжения (сигнала) о начале их проведения. Для городов с численностью населения более 1,0 млн. человек, а также для других городов, из которых по местным условиям невозможно провести его эвакуацию в указанные сроки, порядок проведения эвакуационных мероприятий и сроки их проведения могут быть изменены.

            Время завершения приема, размещения и проведения организационных мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению эвакуированного населения в загородной зоне считается моментом завершения рассредоточения и эвакуации населения.

            3.8. Руководство проведением эвакуационных мероприятий осуществляется с заблаговременно создаваемых городских и загородных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспеченных в необходимых объемах каналами и средствами связи, а также линиями привязки к взаимосвязанной сети связи Российской Федерации. В состав расчетов пунктов управления входят представители соответствующих эвакуационных комиссий.

            3.9. Для определения степени готовности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к проведению эвакуации населения в военное время, реальности разработанных планов эвакуации, подготовки эвакуационных органов и населения к действиям при эвакуации, а также оказания практической помощи в своевременном и качественном выполнении поставленных перед ними эвакуационных задач планируются и осуществляются периодические их проверки. Порядок и периодичность проверок устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

            3.10. При планировании рассредоточения и эвакуации населения учитываются производственные планы и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, ‘решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

            [1] Другие населенные пункты, являющиеся вероятными объектами поражения для потенциального противника — населенные пункты, имеющие объекты особой важности, железнодорожные станции 1-й категории, расположенные в зонах возможных сильных разрушений, в приграничных зонах или в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *