Прямые выплаты фсс воронеж

Прямые выплаты фсс воронеж

Проекты Фонда соцстрахования обсудят на круглом столе в Воронеже

Девятого сентября в отеле Mercure в Воронеже при поддержки издания «Аргументы и факты» состоится круглый стол «Электронные сервисы и проекты Фонда социального страхования на службе у воронежцев».

Сотрудники воронежского отделения Фонда социального страхования вместе с гостями обсудят электронные сервисы ФСС, которые реализуются территории региона, в частности, электронный листок нетрудоспособности, проект «Прямые выплаты» и мобильные сервисы. Управляющий регионального отделения Фонда Остапенко Юрий Алексеевич откроет круглый стол, рассказав о преимуществах современных технологий и электронных сервисов, позволивших обеспечивать социальные гарантии воронежцев даже в период пандемии.

Замначальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Людмила Салманова подведет итоги трех лет работы проекта «Электронный листок нетрудоспособности» в Воронежской области. А заместитель начальника правового отдела Ирина Шамардина расскажет, как проводится работа по борьбе с мошенничеством в этой сфере.

О реализации проекта «Прямые выплаты» в Воронежской области расскажет начальник отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам Стаканова Ольга.

Также в ходе круглого стола сотрудники регионального отделения Фонда представят мобильное приложение «Социальный навигатор» и информационный Telegram-канал «ФСС_info».

В работе круглого стола примут участие представители Департамента здравоохранения Воронежской области, медицинских организаций, страхователи, застрахованные граждане и представители региональных СМИ.

Круглый стол пройдет 09 сентября. Адрес: г. Воронеж, ул. Кирова, д. 6 «а», в Отеле «Mercure»

Телефон для аккредитации: 8-977-950-64-48 (Губейдулин Марат).

Пособие по временной нетрудоспособности

КУРСОВАЯ РАБОТА

Понятие пособия по временной нетрудоспособности. Характеристика круга лиц, имеющих право на его получение. Анализ практических случаев обеспечения пособиями. Основные правила определения их размеров. Обзор проблем в этой сфере и путей их решения.

  • посмотреть текст работы «Пособие по временной нетрудоспособности»
  • скачать работу «Пособие по временной нетрудоспособности» (курсовая работа)

Пособие по временной нетрудоспособности: условия, назначения и расчет #9900316

  • Содержание
  • Литература
  • О работе

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие, значение и особенности пособия по временной нетрудоспособности 5
1.2. Виды пособий по временной нетрудоспособности 7
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ 12
2.1. Условия назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности 12
2.2. Проблемы, связанные с назначением и выплатой пособия по временной нетрудоспособности 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (далее – ТК РФ) в общих формулировках устанавливает гарантии работнику при временной нетрудоспособности. Одним из таких гарантий выступает возможность получения работником пособия по временной нетрудоспособности. Особенность ТК РФ заключается в том, что его нормы в рассматриваемой сфере имеют бланкетный характер и отсылают к большому правовому массиву. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения большого правового массива, регулирующего вопросы назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Также актуализирующим фактором исследования являются проблемы назначения пособия по временной нетрудоспособности на практике.
Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся порядка назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Предмет исследования включает в себя:
? нормы действующего трудового законодательства;
? научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является изучение порядка назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
? рассмотреть общие вопросы пособия по временной нетрудоспособности как вида страхового обеспечения;
? раскрыть порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
? выявить проблемы в правовом регулировании пособий по временной нетрудоспособности;
? подвести итоги по проведенному исследованию.

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — №237. — 1993.
1.2. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №49 (часть VI). — Ст. 6895.
1.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №1 (ч. 1). — Ст. 3.
1.4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — №1 (1 ч.). — Ст. 18.
1.2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — №29. — Ст. 3686.
1.5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — №31. — Ст. 3803.
1.6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №3. — Ст. 146.
1.7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. — №21. — Ст. 1929.
1.8. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — №25. — Ст. 3042.
1.9. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. — №35. – 1994.
1.10. Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» // Российская газета. — №237. — 2002.
1.11. Приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» // Российская газета. — №148. — 2011.
1.12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 6 февраля 2007 г. №91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — №15. — 2007.

2. Материалы правоприменительной практики

2.1. Письмо Фонда социального страхования РФ от 11 марта 2011 г. № 14-03-18/05-2129 «О направлении постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года №120» // Доступ из СПС «Гарант».
2.2. Письмо Фонда социального страхования РФ от 17 июля 2013 г. № 15-03-11/12-7761 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2.3. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2013 г. №А60-40210/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Монографии и статьи

3.1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. – М.: КОНТРАКТ, 2012. – 256 с.
3.2. Берг О. Особые работы // Кадровый вопрос. — 2012. — №5. – С. 34-59.
3.3. Булыга Н.Н. Вопросы, возникающие при установлении неполного рабочего времени // Трудовое право. — 2011. — №7. – С. 51-64.
3.4. Волохова А. «Больничные» проблемы // Новая бухгалтерия. — 2013. — №10. – С. 72-80.
3.5. Зайцева Л.В. Пособия по обязательному социальному страхованию лицам, работающим неполное рабочее время // Администратор суда. — 2015. — №2. – С. 18-21.
3.6. Климова М.А. «Налоговые» аспекты трудового законодательства. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. Вып. 16. – 176 с.
3.7. Ланина И.Б. Больничные, декретные, пособия на детей и выплаты при несчастных случаях на производстве. – М.: АйСи Групп, 2014. – 240 с.
3.8. Сувернева А.И. Несчастный случай на производстве // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. — 2014. — №7. – С. 59-66.

4. Учебники, учебные пособия

4.1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова, А.К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. – 6-е изд., испр., доп. и перераб. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2014. – 1680 с.
4.2. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. – М.: Норма, Инфра-М, 2012. – 1088 с.

Тезисы:

  • На тему: Понятие временной нетрудоспособности.
  • Одним из важнейших видов социального обеспечения являются пособия по временной нетрудоспособности.
  • Цель курсовой работы -изучить правовую основу трудовой пенсии по временной нетрудоспособности.
  • Временную нетрудоспособность устанавливает медикаментозная экспертиза.
  • Пособие по временной нетрудоспособности назначают и выплачивают сотрудникам по месту их работы.
  • Расчет больничного листа по временной нетрудоспособности в 2014г.
  • Общие основания назначения выплат по случаю временной нетрудоспособности.
  • Порядок назначения выплат по случаю временной нетрудоспособности.
  • Порядок расчета выплат по случаю временной нетрудоспособности.
  • Пособие по временной нетрудоспособности выдается.

пособие по временной нетрудоспособности

Актуальность данной темы объясняется тем, что самым важным видом социального обеспечения в настоящее время является пособие по временной нетрудоспособности. Данное пособие имеют право получать граждане, работающие по трудовому договору, и те, которые в период своей трудовой деятельности подлежали обязательному социальному страхованию и граждане, вступившие добровольно в систему обязательного социального страхования. К последним можно отнести, например, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, адвокатов, членов кооператива и т.п. Пособие по временной нетрудоспособности также назначается гражданам, которые в установленном законом порядке признаны безработными. Пособие по временной нетрудоспособности это денежная выплата, предоставляемая в случаях, когда выполнение лицом, возложенных на него трудовых обязанностей или выполнение иной деятельности невозможно, так как наступило краткосрочное ухудшение здоровья, в размерах, которые определяются пропорционально заработку и другому доходу или в твердой сумме, финансируется данное пособие за счет средств Фонда социального страхования и Фонда занятости населения РФ. Законодательством установлен перечень фактов, которые порождают право граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности, сюда относится не только наступление временной нетрудоспособности субъекта права, а также и такие случаи, как травма, карантин, санаторно-курортное лечение, необходимость ухода за больным членом семьи. Данный вид социального обеспечения наиболее значимый инструмент социальной политики государства, поэтому вопросы по его установлению, назначению и выплаты обсуждались всегда достаточно широко. Целью данной работы является изучение пособия по временной нетрудоспособности. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) рассмотреть общие положения о пособии по временной нетрудоспособности; 2) дать определение понятию и изучить основные виды временной нетрудоспособности; 3) проанализировать виды условной и действительной временной нетрудоспособности; 4) изучить практические аспекты порядка назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности; 5) дать определение понятию и рассмотреть виды пособий по временной нетрудоспособности; 6) охарактеризовать размер пособий по временной нетрудоспособности. Объектом работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, существующих в настоящее время в соответствии с действующим законодательством. Предметом работы являются нормативные правовые акты, устанавливающие порядок назначения, расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, категориям лиц, установленных законом. Методологической основой исследования выступают: 1) исходные принципы познания (историзм, научная объективность); 2) логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); 3) различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический. В качестве нормативной базы курсовой работы выступили законодательные акты, принятые в установленном законом порядке и направленные на регулирование условий назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в частности, Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ряд других. Теоретическая основа данной работы строится на трудах таких авторов как Т.Л. Адриановская, Ю.А. Акимова, Л.А. Галалаева, В. Егоров, Л.В. Зайцева, О. Каганских, Д.Ю. Макаров, А.В. Менкенов, Т.К. Миронова, М.С. Сагандыков, В.В. Семенихин, В.Ш. Шайхатдинов, А.М. Шафиков и ряд других. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, библиографического списка

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов: 1) трудоспособность это способность гражданина выполнять возложенные на него трудовые обязанности. Для признания гражданина нетрудоспособным необходимо наличие сразу двух критериев: социального и медицинского. Существует несколько разновидностей нетрудоспособности, классификация которых проведена по разным основаниям. Важную роль при установлении нетрудоспособности играет врачебная комиссия, на которую возложены функции по признанию гражданина нетрудоспособным и принятия решения о возможности выполнять ему свои трудовые обязанности. 2) нетрудоспособность классифицируется на несколько видов, каждая классификация при этом имеет практическое значение. Основная классификация основана на выделение временной действительной нетрудоспособности и временной условной нетрудоспособности. Каждый из представленных видов включает в себя различные заболевания, и устанавливаются отдельные требования к оформлению листа нетрудоспособности в каждом конкретном случае. Все требования обязательны к исполнению, в противном случае работодатель может отказать в принятии больничного листа, что повлечет отказ в выплате Фондом социального страхования пособия по временной нетрудоспособности. 3) временная нетрудоспособность рано или поздно прекращается, но государство заботится о том, чтобы человек, который потерял на время возможность работать и зарабатывать, имел право в данный сложный период получать хоть какие-то денежные средства, для того чтобы выжить. Именно с этим связано закрепление на законодательном уровне социальных гарантий, одной из которых является пособие по временной нетрудоспособности. 4) действующее законодательство подробным образом регламентирует порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Федеральный закон РФ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает порядок расчета пособия, размер которого зависит от страхового стажа застрахованного лица. Для получения пособия по временной нетрудоспособности необходимо в срок не позднее шести месяцев обратиться за этим. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен. Размер пособия по временной нетрудоспособности, который причитается застрахованному лицу, рассчитывается с учетом заработной платы за 2 года, которые предшествуют наступлению временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается непосредственно работодателем по месту работы застрахованного гражданина. Если гражданин одновременно работает у нескольких работодателей, то причитающиеся пособия должны назначаться работнику по каждому месту работы. Для того чтобы определит размер пособия по временной нетрудоспособности сначала необходимо определить следующие величины: длительность расчетного периода; среднюю величину заработной платы работника за данный период; среднедневной заработок; процент от средней суммы заработной платы, используемый при вычислении размера пособия; само пособие. Пособие по временной нетрудоспособности подлежит выплате работодателем за срок не более трех дней, а далее данная обязанность возлагается на Фонд социального страхования РФ. Фонд социального страхования, выступающий страховщиком, является государственным органом и является гарантом обеспечения гражданина в период временной нетрудоспособности денежным пособием.

Курсовая работа на тему “Анализ пособий по временной нетрудоспособности”

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью для демократического государства, каким стремится стать Россия, предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своим гражданам, в том числе и в случае утраты ими трудоспособности. Уровень демократичности государства на международной арене во многом определяется объемом прав, представляемых трудящимся, и степенью их реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность пособий по временной нетрудопособности
1.1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности и основания его назначения
1.2. Развитие законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности
Глава 2. Характеристика отдельных видов пособий по временной нетрудоспособности
2.1. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
2.2. Пособие по временной нетрудоспособности при санаторно-курортном лечении
2.3. Пособие по беременности и родам
Заключение
Список использованных источников

Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью для демократического государства, каким стремится стать Россия, предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своим гражданам, в том числе и в случае утраты ими трудоспособности. Уровень демократичности государства на международной арене во многом определяется объемом прав, представляемых трудящимся, и степенью их реализации. Россия, провозгласившая себя правовым, социальным государством, для достижения поставленных целей должна в новых экономических условиях создать развитую систему социальной защиты.

Практика государств с развитыми рыночными экономиками показывает, что основой действенной системы социальной защиты должно быть социальное страхование. Процесс восстановления социального страхования в России связан с определенными трудностями. В период функционирования государства – монопольного работодателя, государства – монопольного распорядителя социальных выплат в массовом сознании сформировались стереотипы, практически исключающие ответственность работников и работодателей, важность их солидарных усилий по созданию специализированных институтов социальной защиты – обязательного и добровольного социального страхования.

В современных социально-экономических условиях, характеризующихся расслоением общества на богатых и бедных, снижением жизненного уровня населения значение социального страхования как системы правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию изменения материального и социального положения работающих граждан, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, возрастает. Особое значение в этих условиях приобретает обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в рамках которого удовлетворяются важнейшие жизненные потребности человека в выживании, безопасности и стабильности. От того, насколько полно в рамках данного вида обязательного социального страхования компенсируется утраченный заработок (доход), будет в определенной степени зависеть защищенность, стабильность работающих граждан.

Целью исследования является анализ пособий по временной нетрудоспособности

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

  • изучить понятие пособия по временной нетрудоспособности и основания его назначения;
  • проанализировать развитие законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности;
  • охарактеризовать отдельные виды пособий по временной нетрудоспособности.

Объектом исследования являются пособия по временной нетрудоспособности. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие при назначении пособий по временной нетрудоспособности. Методы исследования: обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования, количественный и качественный анализ статистических данных, сравнительно-правовой метод. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении определены цели и задачи исследования. В первой главе изучены основные понятия права социального обеспечения. Во второй главе проанализировано современное состояние права социального обеспечения. В заключении подведены теоретические и практические итоги исследования.

Проблемы пособий по временной нетрудоспособности рассматривались в работах таких авторов, как Роик В. Д., Луганцев В. М., Никонов Д. А., Мелехин А. И. и др.

Глава 1. Понятие и сущность пособий по временной нетрудопособности

1.1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности и основания его назначения

Пособие- это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.Пособие по временной нетрудоспособности – это денежная сумма, выплачиваемая за счёт средств социального страхования лицам, признанным в установленном порядке временно нетрудоспособными, с целью компенсации утраченного заработка[1].Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т.е. на основании трудового договора, и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающих граждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, адвокаты, состоящие членами коллегий адвокатов, члены старательских артелей, члены различных кооперативов.Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием.На выплату этого традиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75 %) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования.Право на пособие в связи с временной нетрудоспособностью предоставлено также гражданам, имеющим статус безработных. Пособие выплачивается им за счет средств Фонда занятости РФ, а не за счет средств Фонда социального страхования РФ. Учитывая это, пособие по временной нетрудоспособности безработных рассматривается особо, вместе с пособием по безработице.Пособие по временной нетрудоспособности — первое, наиболее раннее пособие, установленное для наемных работников, гарантирующее их социальное обеспечение при заболевании (травме), влекущем необходимость прекращения работы на определенное время. Оно введено раньше, чем другие виды пособий и пенсии для застрахованных. Такие пособия есть во всех развитых странах, зародились они на рубеже XIX и XX столетий, в том числе в России в начале XX в.

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют лица, работающие по трудовому договору, а также граждане, в период своей деятельности подлежат обязательному государственному страхованию.

Одной из наиболее важных проблем совершенствования законодательства о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности является оптимальное для современных условий определение круга лиц, подлежащих этому страхованию.

В советское время государственное (т.е. обязательное) социальное страхование распространялось на всех трудящихся, занятых в общественном производстве. Социальному страхованию подлежали все рабочие и служащие независимо от места работы (государственное, общественное, кооперативное предприятие, учреждение, организация, личное потребительское хозяйство отдельных граждан), ее характера и продолжительности, других обстоятельств. Социальное страхование охватывало также членов колхозов и иных кооперативных организаций. Наравне с рабочими и служащими страхованию подлежали отдельные категории трудящихся, не относящиеся к наемным работникам, но близкие к ним по социальному положению и условиям труда: адвокаты, члены артелей старателей. Широкая сфера действия государственного социального страхования предопределяла практически всеобщность обеспечения трудящихся при наступлении временной нетрудоспособности, а также при рождении и воспитании детей.

В экспертизе нетрудоспособности существуют два основных понятия: временная нетрудоспособность и стойкое ограничение нетрудоспособности.[2] Временная нетрудоспособность – это невозможность осуществления работником трудовых обязанностей, обусловленная медицинскими причинами, а также социальными факторами, предусмотренными действующим законодательством. К таковым относятся: болезнь (травма); санаторно-курортное лечение и медицинская реабилитация; уход за больным членом семьи, за здоровым ребенком до трех лет и ребенком – инвалидом; карантин; протезирование в условиях стационара; отпуск по беременности и родам. Основным документом, подтверждающим временное освобождение работника от производственной деятельности, является листок нетрудоспособности, который выполняет функции финансового и юридического документа.

Стойкое ограничение трудоспособности — это состояние, когда нарушение функций организма, обусловленное заболеванием или травмой, приняло необратимый или частично обратимый характер, несмотря на длительное комплексное лечение, и вынудило работника полностью прекратить всякий труд в производственных условиях или перейти к облегченным условиям труда, что часто приводит к потере основной профессии, снижению квалификации, либо значительному уменьшению объема работы или нормы выработки.

Основным критерием, отличающим временную нетрудоспособность от стойкой является характер клинического и трудового прогноза.

1.2. Развитие законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности

Развитие законодательства России о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности имеет свою историю.

С целью оказания помощи лицам, утратившим трудоспособность и как следствие источник доходов в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 31.10.1918, утвердившим Положение о социальном обеспечении трудящихся, были определены основания, круг лиц, размер и срок выплаты пособия в случае временной нетрудоспособности.[3] В первые годы советской власти принятое Положение о социальном страховании не могло не иметь черт, присущих Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, лица, эксплуатирующие труд иных людей, не могли иметь права на пособие по временной нетрудоспособности. Статья 2 Положения закрепляла, что обеспечению по социальному страхованию подлежат “все без исключения лица, источниками существования которых является только собственный труд, без эксплуатации чужого, независимо от характера и длительности работы, а также от того, работают ли они в государственных, национализированных, частных, акционерных, общественных предприятиях, учреждениях или хозяйствах, у отдельных лиц или самостоятельно». Пособие назначалось «в случаях временной утраты трудоспособности, сопровождающейся утратой заработка, независимо от причин, ее вызвавших, как-то: болезнь, увечье, карантин и т.п.». Пособия выдавались за все пропущенные в связи с нетрудоспособностью рабочие дни. Срок выплаты пособия не ограничивался какими-либо сроками: до восстановления трудоспособности или до назначения пенсии по инвалидности.

Условия выплаты пособий были достаточно жесткими. Если в результате заболевания работник не утрачивал заработок или хотя бы его часть, то пособие по временной нетрудоспособности не выплачивалось. Если работник проходил стационарное лечение, то размер пособия ему мог быть существенно снижен и только для работников, имевших иждивенцев были установлены предельные уровни такого понижения.

Размер пособия согласно Положению был достаточно высоким, как правило, размер пособия был равен заработной плате лица, получающего пособие. При этом максимальный размер пособия мог быть равен наивысшей тарифной ставке, допускаемой в соответствии с нормативно-правовыми актами того времени. Минимальный размер пособия соответственно был равен минимальной тарифной ставке.

Общее положение о тарифе, утвержденное Декретом СНК РСФСР 17.06.1920, также декларировало право трудящихся, «не явившихся на работу вследствие временной нетрудоспособности (болезни, увечья, материнства, карантина, необходимости ухода за больными членами семьи и т.п.)», на получение пособия «по установленным правилам о социальном обеспечении трудящихся».

2-й Кодекс законов о труде РСФСР включал положения о социальном страховании. В большей части положения 2-го КЗоТ РСФСР воспроизводили ранее принятые нормативные документы, но в то же время и конкретизировали их. Так, если ранее предусматривались ограничения на снижение размера пособия только для лиц, имевших иждивенцев, то начиная с 1922 года во всех случаях сокращения размера пособия, причитающееся выплате пособие не могло быть менее 2/3 тарифной ставки работника такой квалификации[4].

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Правила выдачи пособия по социальному страхованию были ужесточены в 1927 году. Возможность получения пособия стала зависеть от добросовестности работника.

Совет народных комиссаров своим Постановлением от 15 января 1927 года «О мероприятиях по борьбе с прогулами» предоставил право страховым кассам не выплачивать пособие по временной нетрудоспособности «в случаях установления нетрудоспособности вследствие острого опьянения или действий, вызванных острым опьянением (драки, ранения и т.п.), если нетрудоспособность эта продолжалась не более 3 дней; использования не по назначению отпуска, предоставленного для лечения».

В 1931 году были Постановлением ЦИК СССР от 23.06.1931 года «О социальном страховании» нормативно закреплены отдельные дискриминационные положения в части права на пособие по временной нетрудоспособности. Была введена дифференциация размера пособия в зависимости от стажа работы. Право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка имели непрерывный стаж работы более 2-х лет, при наличии общего стажа не менее 3-х лет. При этом это правило касалось рабочих и служащих, непосредственно занятых в производстве, и не распространялось а административно-управленческий персонал (конторы). Работники контор при таком же стаже получали право на пособие за первые 5 дней нетрудоспособности в размере 3/4 заработка, а с шестого дня нетрудоспособности – в полном размере. Особые условия создавались для ударников коммунистического труда, которым пособие в размере 100% среднего заработка назначалось при наличии годичного непрерывного стажа работы; по истечении года работы на предприятии получали право на пособие в размере 100% средней заработной платы и подростки, не достигшие 18-летнего возраста.

Только с 1 августа 1931 года ЦИК СССР и Совет Народных Комиссаров своим Постановлением № 12/644 уравняли права на получение пособия по временной нетрудоспособности инженерно-технических работников и индустриальных рабочих.

В 1938 году были повышены требования к стажу при назначении пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Постановлением Совета народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б) от 23.12.1938 «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле» было установлено, что рабочим и служащим, состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособий по беременности и родам) выплачивались в следующих размерах – в зависимости от стажа непрерывной работы в данном предприятии или учреждении:

а) при непрерывном стаже работы в одном и том же предприятии или учреждении свыше 6 лет – 100% заработка;

б) от 3 до 6 лет- 80%;

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

в) от 2 до 3 лет – 60%;

Была отменена практика назначения пособий работникам, не являющимся членами профессиональных союзов в размере 2/3 заработка работника. Начиная с 01.01.1939 года рабочим и служащим, не состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособий по беременности и родам) выплачиваются в половинном размере по сравнению с нормами, установленными для членов союза. В таком порядке пособия работникам, не являющимся членами профсоюза, назначались до 1991 года.

Право на сохранение непрерывного стажа так же было ужесточено. Начиная с 01.01.1939 при назначении пособий по временной нетрудоспособности стаж считается непрерывным также и в том случае, если рабочий или служащий перешел из одного предприятия или учреждения в другое на основании распоряжения администрации хозяйственного органа или учреждения. Только в 1960 году Указом Президиума Верховного Совета СССР (от 25.01.1960) “О пособиях по временной нетрудоспособности рабочим и служащим, ушедшим с предыдущей работы по собственному желанию” в отношении лиц, уволившихся с предыдущего места работы по собственному желанию, было отменено дискриминационное условие. С момента вступления в силу названного Указа Президиума Верховного Совета СССР рабочим и служащим, ушедшим с предыдущей работы по собственному желанию, пособие во всех случаях временной нетрудоспособности выдается на общих основаниях независимо от продолжительности работы на новом месте. За рабочими и служащими, уволенными по собственному желанию, сохраняется непрерывный стаж работы при условии поступления их на работу в течение трехнедельного срока со дня увольнения, если иное не установлено законодательством Союза ССР. Однако уже в 1973 вплоть до 2004 года при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин в течение 12 месяцев со дня предыдущего увольнения непрерывный стаж прерывался. Были установлены и более длительные сроки перерывов, при которых сохранялся непрерывный трудовой стаж. Так, независимо от перерыва непрерывный срок сохранялся лицам, увольняющимся в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность.

В настоящее время право на пособие по временной нетрудоспособности имеют все работники, независимо от их принадлежности к каким-либо общественным объединениям, в том числе профессиональным союзам, независимо от их социальной принадлежности.

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности регулируется Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию». Основным критерием, от которого зависит размер пособия, является страховой стаж работника.

Основная проблема, заключается в том, что размер пособия не всегда замещает в полном объеме заработную плату, в зависимости каков стаж работник он получает пособие в полном объеме своего заработка или какой-то его части.В СССР существовала достаточно зрелая система обеспечения пособием по временной нетрудоспособности наемных работников. Она сохранилась практически без изменений и в Российской Федерации после распада СССР до последнего времени.

Глава 2. Характеристика отдельных видов пособий по временной нетрудоспособности

2.1. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях.

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляет собой одну из форм социального страхования.

Любая организация в целях обеспечения своих работников пособиями во время болезни или при потере трудоспособности, пенсиями по старости и в других случаях ежемесячно производит начисление единого социального налога, порядок исчисления и уплаты которого установлен гл. 24 НК РФ.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Кроме того, помимо отчислений на социальные нужды организации производят отчисления и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве действует почти во всех развитых странах мира, и сфера действия этого вида страхования ограничивается последствиями несчастных случаев, происходящих на рабочем месте или в рабочее время (включая время нахождения в пути на работу и с работы).[5]

Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая, которым признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Статья 8 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает виды обеспечения по страхованию.

Согласно статье 9 Закона пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.

Федеральным законом от 08.02.2003 № 25-ФЗ установлен минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием: минимальный размер пособия за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Пособие по временной нетрудоспособности в минимальном размере выплачивается, когда фактический заработок работника равен или незначительно превышает уровень минимального размера оплаты труда, а сумма пособия, исчисленного с учетом непрерывного трудового стажа в процентах к заработку, меньше минимального размера пособия.

В сумму заработка, из которого исчисляются пособия, не включаются следующие виды заработка:

– заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время, включая и доплату за эту работу;

– доплата за работу, не входящую в обязанности рабочего или служащего по основной работе;

– заработная плата за дни простоя, за время очередного и дополнительных отпусков, за время военного учебного или поверочного сбора, выполнения государственных или общественных обязанностей;

– выплаты единовременного характера, не обусловленные действующей системой оплаты труда (единовременные премии, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и другие).

Все виды заработка, подлежащие учету при исчислении пособий, в том числе ежемесячные премии, выплаченные вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок по времени, за которое они начислены, а не по времени фактического получения их.

Премии (кроме ежемесячных премий, выплаченных вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждение из Фонда материального поощрения за общие результаты работы предприятия по итогам за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, доплаты к заработной плате за периоды работы, превышающие 1 месяц, учитываются в среднемесячном размере, определяемом путем деления их общей суммы, начисленной в предшествующем году, на 12 месяцев.

Работнику, получающему надбавки к заработной плате либо повышенный коэффициент к заработной плате, установленные на определенный срок или срок временного пребывания в определенной местности, пособие по временной нетрудоспособности с учетом этой надбавки либо коэффициента выдается до дня, до которого была установлена надбавка или повышенный коэффициент, либо до выезда из местности, в связи с временным пребыванием в которой они выплачивались.

2.2. Пособие по временной нетрудоспособности при санаторно-курортном лечении

Пособие при санаторно-курортном (амбулаторно-курортном) лечении выдается, если очередного и дополнительных отпусков работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования. Таким образом, необходимы два условия одновременно: недостаточность отпуска работника для пребывания его в санатории и предоставление ему путевки бесплатно либо со скидкой за счет средств социального страхования. При этом к периоду пребывания в санатории прибавляется также время, необходимое для проезда к нему и возвращения обратно.Исключение из данного правила предусмотрено для работников, больных туберкулезом (при лечении в туберкулезном санатории), для работающих инвалидов Отечественной войны I и II групп и других инвалидов I и II групп, приравненных в отношении льгот к инвалидам войны. При недостаточности основного и дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторий и обратно пособие им выдается независимо от того, за чей счет выдана путевка на санаторно-курортное лечение.

Пособие при санаторно-курортном (амбулаторно-курортном) лечении выдается, если очередного и дополнительных отпусков у рабочего или служащего недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования бесплатно или с оплатой 30 процентов ее стоимости.

Рабочим и служащим, направленным на долечивание в санаторий непосредственно из стационаров лечебных учреждений после перенесенного острого инфаркта миокарда, пособие выдается за все время пребывания в санатории.

Пособие при санаторно-курортном лечении выдается за весь срок санаторно-курортного (амбулаторно-курортного) лечения (срок путевки, курсовки) с прибавлением времени на проезд в санаторий и обратно, но за вычетом ежегодного отпуска работника. Пособие выдается за вычетом отпусков и в том случае, если они использованы до отъезда в санаторий. В этом случае работодатель предоставляет работнику на недостающие дни отпуск без сохранения заработной платы. При направлении в соответствующий санаторий на долечивание непосредственно из стационарного лечебного учреждения после перенесенного острого инфаркта миокарда, оперативного вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и после удаления желчного пузыря пособие выдается за все время пребывания в санатории без учета полагающихся работнику основного и дополнительного отпусков, т. е. как при лечении в стационаре лечебного учреждения.

2.3. Пособие по беременности и родам

В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам.

Порядок назначения и выплаты пособия по беременности и родам определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 883.[6]

Право на получение пособия по беременности и родам имеют:[7]

– женщины, подлежащие государственному социальному страхованию, – в размере среднего заработка по месту работы. Пособие выплачивается за счет средств ФСС Российской Федерации. Основанием для назначения пособия является листок нетрудоспособности;

– женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными – в размере 300 рублей, в соответствии с подп. “б” п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 883 “Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей”. Пособие выплачивается за счет средств ФСС Российской Федерации. Основанием для назначения пособия являются: заявление о назначении пособия по беременности и родам, листок нетрудоспособности, выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, справка из органов государственной службы занятости населения о признании их безработными;

– женщины, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования – в размере стипендии, установленной образовательным учреждением, но не размера стипендии, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в установленном порядке образовательным учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениям послевузовского профессионального образования на выплату стипендий. Основанием для назначения пособия является медицинская справка установленной формы;

– женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах – в размере денежного довольствия. Пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах. Основанием для назначения пособия является медицинская справка установленной формы;

– женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами Российской Федерации – в размере среднего заработка по месту работ. Пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Основанием для назначения пособия является медицинская справка установленной формы.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства.

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту работы, если оно назначается в течение месяца со дня увольнения, в случаях:

– перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа;

– болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);

– необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы.

29 декабря 2006 года был принят Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»,[8] глава 3 которого регулирует правоотношения по обеспечению пособием по беременности и родам.

В соответствии со ст.10 Закона пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей – 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.

Застрахованным лицам, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности работодателем на момент обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

Для назначения и выплаты пособий по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Работодатель назначает пособия по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

В соответствии со ст.16 Закона в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Больничный лист по беременности и родам выдается врачом-акушером-гинекологом, при его отсутствии – врачом, ведущим общий прием. В случаях если женщина временно выехала с места постоянного жительства в период дородового отпуска, листок нетрудоспособности на дополнительный период послеродового отпуска должен выдаваться лечебным учреждением, в котором произошли роды, независимо от места постоянного жительства женщины.

Срок, на который выдается больничный лист, составляет:

– в общих случаях – с 30 недель беременности единовременно на 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 дней после родов);

– при многоплодной беременности – с 28 недель беременности, причем общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 180 дней;

– при осложненных родах – дополнительно на 16 календарных дней, причем общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 156 дней;

– при наступлении родов до 30 недель беременности и рождении живого ребенка – на 156 дней, в случае рождения мертвого ребенка или его смерти в течение первых семи дней после родов – на 86 дней;

– проживающим (работавшим) в зоне отселения до переселения в другие районы и проживающим в зоне с правом на отселение, а также проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, – дородовый отпуск – 90 календарных дней, общая продолжительность отпуска – 160 дней;

– при усыновлении новорожденного ребенка – на 70 календарных дней со дня рождения. Листок нетрудоспособности при усыновлении выдается женщине территориальным родовспомогательным учреждением по месту нахождения ребенка за подписью руководителя учреждения, основанием для выдачи является решение суда, принятое в установленном порядке;

– при операции «подсадка эмбриона» – на период с момента госпитализации до установления факта беременности;

– при операции прерывания беременности (в том числе при мини-аборте) – на весь период нетрудоспособности, но не менее трех дней.

При наступлении беременности в период нахождения женщины в частично оплачиваемом отпуске или дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.

Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», действие которого введено с 1 января 2007 года, установлены новые нормы по назначению, исчислению, определению размера и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В частности, определение размера пособия теперь зависит от продолжительности страхового стажа, внесены изменения в механизм исчисления пособий (средний дневной заработок, и расчет пособия ведется в календарных днях вместо рабочих и др.) Не предусмотрена данным Законом и норма, действовавшая до 31.12.2006, согласно которой в случае если в последних 12 календарных месяцах работник не отработал 3-х месяцев, то пособие не может превышать минимального размера оплаты труда.[9]

Вместе с тем статьями 7 и 11 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие выплачивается ему в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Эта новая норма применяется к лицам, которые на момент наступления страхового случая имели продолжительность страхового стажа менее 6 месяцев.

22 марта 2007 года Конституционный Суд РФ в Постановлении №4-П[10] признал норму о максимальном размере пособия по беременности и родам, первоначально установленную частью первой статьи 15 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год” и в настоящее время действующую в редакции Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год” (часть 1 статьи 13), не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 39 (часть 2), 41 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данной нормой – в системе действующего правового регулирования – несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму.

Данная норма утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления.

В связи с введением понятия «страховой стаж» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06 февраля 2007 года №91 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.[11]

В страховой стаж включаются:

а) периоды работы по трудовому договору;

б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

– периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

– периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 года, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 года;

– периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;

– периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

– периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

– периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года.

«Родовой сертификат» – приоритетное направление национального проекта «Здоровье».

Программа «Родовой сертификат» позволяет женщине в полной мере реализовать своё право выбора учреждения здравоохранения, а также получить квалифицированную и качественную медицинскую помощь в период беременности, в период родов, в послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению ребёнка в течении первого года жизни.

Родовой сертификат является документом дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, дающий право на оплату услуг по медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению ребёнка в течении первого года жизни.

Введение с 1 января 2006 года во всех регионах Российской Федерации родовых сертификатов имело своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи. Важно, чтобы женщина с первого до последнего дня беременности была окружена вниманием специалистов и родила здорового малыша. Регулярные посещения врача акушера-гинеколога помогают женщине не только избежать многих осложнений во время беременности, но и предотвратить ряд заболеваний ребенка, получить практические рекомендации по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний во время беременности (анемии, угрозы прерывания беременности и др.), правильному питанию и поведению во время родов, грудному вскармливанию ребенка.

При этом, следует отметить, что родовой сертификат не является пособием, поскольку не является выплатой застрахованному лицу с целью компенсации утраченного заработка. По сути, родовой сертификат является лишь инструментом перераспределения денежных средств между медицинскими учреждениями.

Заключение

Пособие по временной нетрудоспособности – это страховая денежная выплата, назначаемая в случае временной нетрудоспособности, вызванной болезнью или иными, признаваемыми законом социально значимыми обстоятельствами, застрахованным лицам, освобожденным от выполняемой ими работы, с целью компенсации утраченного заработка из средств Фонда социального страхования, независимо от уплаты страхователем страховых взносов, в размерах, соизмеримых с прежним заработком.

Размер пособия как страховой выплаты должен зависеть от двух основных критериев: 1) от величины утраченного заработка, 2) от величины и продолжительности выплаты страховых взносов, а не от обстоятельств, не имеющих отношения к сути страхования (непрерывного трудового стажа, участия в каких-либо боевых действиях, количества сданной крови в определенный календарный период, участия в ликвидации последствий техногенных аварий и т.п.).

Перечень видов выплат, включаемых в заработок для определения размера пособий, должен совпадать с перечнем выплат, входящих в объект налогообложения.

Пособие по уходу за больным ребенком не должно ограничиваться предельным сроком выплаты в течение календарного года, а должно выплачиваться на весь период ухода за больным ребенком.

В целях выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства проведена систематизация действий: правоприменительного органа при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, составляющая в своей совокупности порядок, который включает в себя следующие этапы: – определение права на данный вид пособия; – определение размера пособия; – определение продолжительности выплаты пособия; – вынесение решения о назначении или отказе в назначении; – выплата пособия.

Во избежание возможного ограничения права членов кооперативов на страхование по временной нетрудоспособности было бы целесообразно специально выделить эту категорию занятых в тексте будущего закона о социальном страховании по временной нетрудоспособности.

Кроме того, законодателю следовало устранить имеющиеся расхождения в оценке правовой природы отношений, возникающие в связи с применением труда членов производственных кооперативов, принимающих личное участие в их деятельности, в законодательных актах различной отраслевой принадлежности.

Необходимо принять новую редакцию п.1 ст.7 «Виды страховых рисков. Страховые случаи» Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.: 1. необходимость получения медицинской помощи; 2. временная нетрудоспособность; 3. несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание; 2. материнство и отцовство; 3. инвалидность; 4. наступление старости; 5. потеря кормильца; 6. признание безработным; 7. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Список использованных источников

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 //Российская газета. 3237. 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс РФ (часть Вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
3. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.
4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ //Российская газета. №256. 31.12.2001.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
6. Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» // Российская газета, № 297, 31.12.2006.
7. Распоряжение Президента от 12.05.2000 г. № 151-рп. «О подписании Европейской Социальной Хартии (пересмотренной) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2118.
8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» // Российская газета, № 58, 22.03.2007.
9. Письмо ФСС РФ от 14.02.2007 № 02-13/07-721 «О порядке выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в случае, если продолжительность страхового стажа застрахованного лица составляет менее 6 месяцев» // Документы и комментарии, № 6, 12.03.2007.
10. Абрамова Э.В. Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими упрощенную систему налогообложения // Налоги (газета), 2011, № 45 – с. 18-23..
11. . Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»- М.: Норма, 2010. – 437с.
12. Виноградова З.Д. Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности // Трудовое право, 2011, № 3.- с. 11- 18
13. Глотова Ж.А. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и порядок их выдачи // Налоги (газета), 2011, № 37. – с. 34-36.
14. Глотова Ж.А. Пособие по беременности и родам // Налоги (газета), 2011, № 40. – с. 5.
15. Глотова Ж.А. Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам // Налоги (газета), 2009, № 45, 46.- с. 11-14.
16. Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности // Трудовое право, 2009, № 1, 2. – с. 3.
17. Кулаева Н.С. Отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в организациях машиностроения и металлообработки // Налоги (газета), 2010, № 32, – с. 6.
18. Луганцев В.М. О сфере действия современного трудового права / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. – М.. Норма, 2011. – 430 с.
19. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1.- М.: Проспект, 2008. – 572 с.
20. Мелехин А.И. О порядке расчета средней заработной платы застрахованным от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в 2011 году // Трудовое право, 2011, № 9.
21. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России. – М.: Юристъ, 2010.- 202 с.
22. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Маглобели Н.Д. Трудовое право. -М., Юнити, 2007. – 406 с.
23. Роик В.Д. Социальная политика времен отказа патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 2008. №2. – с. 34-40.
24. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. – Ростов-на-Дону, 2010. 502 с.
25. Трудовое право: Учебник. Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект, 2009. 510 с.
26. Трудовое право России: Учебник. Под ред. А.М. Куренного.- М.: Юрист, 2011. – 508 с.
27. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения.- М.: Проспект, 2007. – 430 с.
28. Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. Монография. – М.: Проспект, 2005. – 470 с.
29. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный).- М.: МЦФЭР, 2008.- 809 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *