Указ президента рф о компенсационных выплатах

Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 (ред. от 31.12.2014) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТАХ ЛИЦАМ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан постановляю:

1. Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

2. Размер компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

3. Правительству Российской Федерации определить источники финансирования предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления.

4. Признать утратившими силу с 1 января 2007 г.:

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. N 551 «О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст. 877);

абзац третий пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 758 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1945);

пункт 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 136 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий и социальных выплат» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 629);

Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2001 г. N 767 «О мерах по улучшению материального положения отдельных категорий граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст. 2741).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

26 декабря 2006 года

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 г. N 175 в пункт 1 внесены изменения

1. Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).

Порядок предоставления компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы могут усовершенствовать

belchonock / Depositphotos.com

Группа депутатов Госдумы во главе с Игорем Лебедевым инициировала принятие отдельного Федерального закона «О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы». Проект документа вчера внесен в нижнюю палату парламента.

Законопроектом 1 предусмотрено право проживающих на территории России неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), на получение ежемесячной компенсационной выплаты. Речь идет о выплате в размере 10 тыс. руб. (при условии ее индексации один раз в год исходя из уровня инфляции за предыдущий год).

Предполагается, что порядок предоставления выплаты за уход определит Правительство РФ, а выплаты будут осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Напомним, в настоящее время действует два указа Президента РФ о выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Первый (указ от 26 декабря 2006 г. № 1455) предусматривает предоставление неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе либо достигшим 80 лет, ежемесячных компенсационных выплат в сумме 1200 руб. А вторым (указом от 26 февраля 2013 г. № 175) установлена ежемесячная выплата в размере 5500 руб. за уход неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за инвалидом с детства I группы.

Не знаете, куда обратиться и какие документы представить для получения ежемесячных компенсационных выплат? Читайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Авторы законопроекта отмечают, что действующие нормы не способствуют реализации принципа справедливости и вызывают социальную напряженность среди граждан, осуществляющих уход.

В случае одобрения инициативы соответствующий закон вступит в силу с 1 января 2020 года.

1 С текстом законопроекта № 727491-7 «О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Навигация

Справка к Указу «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 1 января 2007г. ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, увеличиваются со 120 до 500 рублей.

Выплаты, составляющие в настоящее время 120 рублей, были установлены Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994г. №551 «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и не повышались с 1 августа 2001г.

Указом также устанавливается, что для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, размер компенсационных выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

Указ президента рф о компенсационных выплатах

Осуществляю уход за своей престарелой мамой. После того, как мне исполнилось 55 лет, компенсацию по уходу перестали платить. Я не инвалид, здоровье позволяет ухаживать за мамой, а денег не получаю. Правомерны ли действия сотрудников Пенсионного фонда?

Ежемесячная выплата компенсации по уходу не является оплатой труда лица, осуществляющего уход. Эта выплата носит компенсационный характер. Из Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 следует, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.

При этом по смыслу Указа под «неработающими трудоспособными лицами» понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (или не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка. Компенсация по уходу по своей правовой природе предназначена для того, чтобы частично возместить неработающим гражданам утраченный заработок.

Пенсионерам, осуществляющим уход, пенсия выплачивается в полном объеме. Утраченного дохода в данном случае нет, поэтому нет и права на компенсацию. При назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера осуществление компенсационной выплаты прекращается в соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343. Таким образом, прекращение выплаты компенсации правомерно.

Мне исполнилось 80 лет. Обратилась в Пенсионный фонд за назначением 1 380 рублей. Специалисты ответили, что эти деньги будут выплачиваться к пенсии только в том случае, если уход за мной будет осуществлять кто-то из неработающих, не получающих пенсию или пособие по безработице. Разве эта выплата не является обязательной после 80 лет?

При достижении пенсионером возраста 80 лет, специалисты Управления в беззаявительном порядке производят перерасчет пенсии, при этом фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии удваивается. Сумма увеличения на сегодняшний день составляет 2963 рубля. Перерасчет производится с даты достижения пенсионером 80-летнего возраста. Это обязательная процедура.

Компенсация по уходу не является обязательной дополнительной надбавкой к пенсии. Она не может быть назначена автоматически. Достижение пенсионером 80-летнего возраста является лишь одним из условий для возникновения права на компенсацию. Чтобы реализовать это право необходимо наличие самого факта осуществления ухода. При этом компенсационная выплата может быть назначена только в том случае, если соблюдаются установленные требования к лицу, осуществляющему уход. Он должен быть: — трудоспособным;

  • не работающим;
  • не пенсионером;
  • не получающим пособие по безработице.

К сожалению, встречаются единичные случаи, когда ради назначения компенсационной выплаты, граждане идут на различные ухищрения. В ходе проводимых проверок выявляются факты отсутствия ухода лицами, которые оформлены по документам. Вместо них уход осуществляют лица, которые не соответствуют установленным требованиям, либо уход не осуществляется вообще. В таких случаях суммы компенсации считаются выплаченными незаконно и подлежат возврату в бюджет. Выплата компенсации находится под постоянным контролем со стороны правоохранительных органов и прокуратуры, которые могут привлечь недобросовестных граждан к ответственности.

Являюсь опекуном и осуществляю уход за ребенком – инвалидом. За опекунство получаю вознаграждение по договору. Имею ли я право на ежемесячную компенсационную выплату?

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. В то же время законодательством предусмотрено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном договор об осуществлении опеки на возмездных условиях. Такой договор является гражданско-правовым договором.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на опекунов, получающих вознаграждение по договору гражданско-правового характера, распространяется обязательное пенсионное страхование. Из этого следует, что опекун, заключивший возмездный договор об опеке, относится к категории работающих лиц.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам. Опекун, получающий вознаграждение по договору об осуществлении опеки на возмездной основе, права на компенсационную выплату не имеет.
В то же время неработающему опекуну, осуществляющему опеку на безвозмездной основе и представившему все необходимые документы, ежемесячная компенсационная выплата может быть установлена.

Осуществляю уход за инвалидом I группы с 2009 года. В этом году вызвали в Управление Пенсионного фонда, где сказали, что я должен возместить переплату компенсации по уходу. Переплата образовалась в результате того, что я вставал на учет в Центр занятости населения и получал пособие по безработице в период ухода с 18 февраля 2010 года по 09 апреля 2010 года. Какую сумму компенсации следует считать необоснованно выплаченной?

Сумма необоснованно выплаченной и подлежащей восстановлению компенсации рассчитывается в соответствии с Правилами осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343. Компенсационная выплата назначается с месяца обращения за ее назначением, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату (пункт 8 Правил). Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил.

Обстоятельства, влекущие за собой прекращение выплаты компенсации в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Правил (установление пособия по безработице), были устранены с 10 апреля 2010 года. В данном случае, необоснованно выплаченной и подлежащей восстановлению будет считаться сумма компенсации, выплаченной за время получения пособия по безработице, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем установления пособия, т.е. за период с 1 марта 2010 года по 09 апреля 2010 года.

Переплата произошла в результате нарушения гражданином пункта 10 Правил, которым установлено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Выплата компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета, и на Пенсионный фонд возложены обязанности по обеспечению целевого использования бюджетных средств.
Сумма переплаты может быть возмещена должником добровольно. В случае отказа от добровольного исполнения предъявляемых требований, Управление будет вправе принять меры к взысканию в судебном порядке суммы излишне выплаченной компенсации.

Складывается впечатление, что компенсационную выплату очень трудно назначить. Не ущемляет ли это интересы нетрудоспособных граждан?

Интересы нетрудоспособных граждан ни в коем случае не ущемляются. Если вопрос заключается только в осуществлении ухода, а не в деньгах, то ухаживать могут социальные работники Центра социального обслуживания населения. Если уход осуществляет трудоспособное неработающее лицо, то все вопросы установления компенсационной выплаты урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. № 1455 и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 г. № 343. Важно лишь соблюдать все требования, установленные этими нормативными актами. При соблюдении всех требований при установлении и выплате компенсации интересы нетрудоспособных граждан, нуждающихся в уходе, будут соблюдены в полном объеме.

В целом же Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» направлен не только на защиту нетрудоспособных граждан, но и на поддержку трудоспособных людей, которые вынуждены оставить работу для осуществления ухода. Компенсационные выплаты устанавливаются неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Периоды ухода засчитываются в стаж для определения права на трудовую пенсию и включаются в размер пенсии в виде суммы возмещения нестраховых периодов.

Запорожское сельское поселение

Динамика изменения размера компенсационных выплат.

Первоначальная редакция п. 1 Указа Президента РФ № 1110 предусматривала с 01.07.1994 ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 % минимального размера оплаты труда.

В этой редакции ежемесячная компенсационная выплата в 2019 году составляла бы 5 640 руб. (исходя из МРОТ, действующего в 2019 году, – 11 280 руб.).

Указом Президента РФ от 08.02.2001 № 136 данная выплата была многократно сокращена с 01.01.2001 до 50 руб.

Причина такого глобального сокращения не была указана.

С 2020 г. утратит силу Указ Президента о выплате ежемесячной компенсации в размере 50 руб. лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком

Указ Президента РФ от 25 ноября 2019 г. N 570

С 1 января 2020 года признаны утратившими силу некоторые акты Президента РФ. Среди них — Указ от 30.05.1994 № 1110, которым установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. перечисленным в нем лицам, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Те, кому такие ежемесячные компенсации назначены до 01.01.2020, продолжат их получать до окончания установленных периодов выплаты. Также право на получение указанных выплат до окончания установленных периодов выплаты будет у граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до 1 января 2020 года.

Правительство РФ должно будет привести свои акты в соответствие с рассматриваемым Указом. А органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано:

— сохранить установленные критерии и условия назначения нуждающимся в поддержке семьям ежемесячных денежных выплат в размере определенного в субъекте РФ прожиточного минимума для детей, назначаемых в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;

— принять меры, направленные на оказание дополнительной государственной помощи нуждающимся в поддержке семьям, имеющим трех и более детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *