Пособие на газификацию

Льготы на подключение газа

Процесс проведения газа весьма трудоемкий, но о его пользе говорить излишне, так как высокая стоимость комплекса работ в конечном итоге окупится дешевизной эксплуатации самого теплоносителя (газа). Трудоемким процесс можно назвать для обеих сторон-участниц. Для монтажников он заключается в проведении труб под землей (особенно это тяжело сделать вновь, то есть где газовые магистрали не развиты), а для потребителей сложности заключаются в оформлении большого пакета документации. Но в нашем материале будет подробно описан оптимальный план действий для рядового гражданина. Кроме того, нельзя не отметить, что после принятия новых правил по подключению частных домов к газовой системе, занимаются данным вопросом только государственные газовые службы. Также не стоит забывать о Федеральном законе «О газоснабжении», который разделяет на категории всех газопотребителей. Но в подавляющем большинстве случаев собственники частных домов, площадь домов который не превышает 250 м?, попадают под 1-ю категорию, потребляющую не более 5 м?/час газа (чего собственно и хватает для оптимального обогрева дома указанной площади).

Пошаговый порядок действий

Изначально необходимо определиться со свободным временем, которым обладает собственник частного дома, так как процесс сбора и оформления документации очень долгий и включает в себя обход многих инстанций. Сейчас на рынке услуг имеется достаточное количество компаний, которые занимаются оформлением документации, но расценки на стоимость работ целиком зависят от характера и сложности предстоящих работ. Так, средняя стоимость услуг по оформлению полного пакета начинается от 100 000 рублей.

Этап №1: Получение технических условий проекта газификации.

Получение ТУ проходит в государственной газовой службе, это может быть облгаз или горгаз. Именно они отвечают за прокладку газопроводов, а также ввод их в эксплуатацию. Кроме того, они имеют исключительное право на реализацию газа для населения. При обращении при себе необходимо иметь ряд документов:

  • Заявление в установленной форме с просьбой о выдаче технических условий для проекта;
  • Ксерокопия паспорта гражданина РФ;
  • Документы, подтверждающие право собственности на дом или участок под него. Здесь необходимо уточнить, что если дом уже введен в эксплуатацию, то достаточно будет любого документа, подтверждающего право собственности: договор купли-продажи, технический паспорт и так далее. Если же дом еще не построен, то необходимо представить договор о покупке земельного участка и оформлении его в собственность;
  • Подробный план расположения дома на местности.
  • Важным моментом является тот факт, что подключение частного дома к газу возможно лишь в случае попадания местности (где расположен дом) в общий план по газификации данного района. Причем газовые службы обращают внимание на то, чтобы подключение нового потребителя было технически возможным. То есть, потребление в 5 м?/час газа новой точкой потребления не должно снижать давление в сети (другие потребители не должны пострадать). Также учитывается фактор удаленности участка земли (или дома) от имеющейся газовой магистрали, которая не должна превышать 200 метров. Срок составления проекта длится около месяца, а стоимость его составит от 1500 до 3000 рублей.

    Этап №2: Техническое подключение.

    После составления и утверждения пакета документов, описанных выше, происходит непосредственное подведение газа к участку. Техническое подсоединение осуществляется от действующей магистрали с газом до участка земли (либо участка с домом). Примерная стоимость такой работы зависит от ее сложности и особенностей местности и может составлять от 23000 до 50000 рублей. Но это еще не завершающий этап в подключении, проведение газа в дом еще невозможно.

    Этап №3: Составление проекта по газификации дома.

    Потраченные деньги в двух первых этапах это, так сказать, «цветочки». Самый сложный и затратный этап это составление и утверждение проекта по газификации частного дома. Здесь тоже возможны два варианта: личное обращение в горгаз или облгаз, но чаще всего государственная газовая служба затягивает процесс оформления на срок более полугода, либо обращение в специальную компанию, которая имеет разрешительные документы по осуществлению данного вида деятельности. Вариант два более затратный, но более быстрый и надежный. В любом случае конечный вариант документов должен содержать:

    1. Подробные технические характеристики подключаемых приборов и их полный перечень;
    2. План-схема по расположению приборов в доме с точным соблюдением всех правил соответствия – организация дымохода и соблюдение правил техники безопасности.

    После получения «на руки» этих документов остается выбрать подрядчика для выполнения работ по конечному монтажу газовой магистрали в доме.

    Этап №4: Реализация проекта.

    После оформления всей документации приходит время для конечного монтажа трубопроводов и приборов. Лучше всего поручить выполнение работ одной организации, специализирующейся на универсальных работах (заведение газопровода в дом и монтаж приборов). Как только все работы будут завершены, необходимо вновь обратиться в горгаз или облгаз с просьбой о проведении проверки смонтированного вновь оборудования.

    Этап №5: Проверка оборудования и пуск газа.

    Представители горгаза после личного обращения собственника частного дома должны осуществить проверку. На это может уйти до 3-4 недель. Если проверка прошла успешно, то выдается справка о произведенном техническом надзоре. Далее нужно собрать абсолютно все документы (с 1 по 5 этапы) и вновь подать их в горгаз. В течение 21-го дня в частный дом должны придти работники горгаза для пломбировки газового счетчика и оформления договора по поставке газа в дом. Ввод газа осуществляется путем открытия задвижки, расположенной перед распределительной газовой арматурой, причем открывать задвижку без работника газовой службы запрещено. Далее, во избежание возможных неприятных ситуаций, лучше заказать и оплатить услугу по проверке газовой арматуры, после чего будет выдан документ, подтверждающий исправность оборудования.

    В итоге имеем суммарные затраты на оформление документации от 300000 до 700000 рублей (без учета средств, пошедших на покупку газового оборудования: котел, колонка и т.д.), 6-9 месяцев потраченного времени и полностью газифицированный дом. Звучит немного страшновато, но газовый способ обогрева дома окупается не за такое уж долгое время. Эксплуатация и затраты на теплоноситель стоят гораздо дешевле чем твердые теплоносители или обогрев за счет электричества.

    Льготы по газификации частного дома

    В нашей стране большое количество категорий населения, которые активно поддерживаются государством, путем предоставления различных льгот. К ним относятся малоимущие семьи или отдельные граждане, ветераны ВОВ или других боевых действий, многодетные семьи или одинокие многодетные родители, инвалиды. Но действующее федеральное законодательство, к сожалению, не предоставляет никаких льгот и поблажек при газификации частных домов. Имеются различные льготы по оплате того же газа и на услуги жкх, но при проведении трубопроводов льгот нет.

    Региональные льготы по подключению газа

    Отсутствие федеральных льгот не значит, что их не может быть вообще. Краями и областями России на региональном уровне все же выделяются отдельные категории граждан, которым предоставляются льготы на проведение газа. Данная льгота выражается в компенсации затрат на подключение. Как правило, такими категориями являются ветераны труда, многодетные семьи, герои Советского Союза и России, инвалиды всех 1-2 группы, участники Великой Отечественной Войны, чернобыльцы. Для получения компенсации необходимо собрать все документы, подтверждающие проведенные работы и оплату за них.

    Рассмотрим более подробно льготы по подключению газа на примере Ростовской области.

    Так, областным законом Ростовской области льготы по газификации в виде компенсации имеют:

    • Инвалиды Великой отечественной войны.
    • Участники Великой Отечественной войны.
    • Инвалиды I и II групп.
    • Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.
    • Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
    • Труженики тыла.
    • Вдовы погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
    • Многодетные семьи

    Размер компенсации составляет не более 50 % от уплаченной суммы за подключение. Но максимальная сумма, которая может быть выплачена ограничена 20 000 рублей (по состоянию на 2015 г.). То есть если фактические затраты на подключение газа, например, составили 100 000 рублей — то сумма компенсации составит — 20 000 рублей.

    Компенсация может быть предоставлена только один раз в жизни. Для получения компенсации необходимо обратиться в местное отделение Управления социальной защиты населения с заявлением, а также приложить документы, подтверждающие льготный статус и выполненные работы по газификации объекта недвижимости.

    В Ленинградской области, например, действует региональная льгота на газификацию. Там принят специальный порядок предоставления субсидий при подключении газового оборудования к распределительной газовой сети. Властями области были установлены суммы, которые будут выплачиваться из бюджета, это 110000 рублей для льготников, которые были перечислены выше, и по 70000 для всех остальных. По задумке властей с учетом субсидии конечная сумма на газификацию, которую потратит гражданин, будет составлять от 10000 до 50000 рублей. Но важным условие является то, что хозяин дома должен быть в нем зарегистрирован и проживать в нем не менее 1 года.

    Право областные власти на местном уровне принимать решение о наделении отдельных категорий граждан льготами по оплате за подключение к газу означает, что при проведении газа в частный дом необходимо узнать в местной администрации о наличии субсидий для льготников в конкретном регионе.

    Компенсация расходов на газификацию жилья

    В соответствии с Областным законом от 22.04.2008 г. № 11-ЗС «О предоставлении меры социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья отдельным категориям граждан» право на выплату денежной компенсации затрат на газификацию жилья имеют:

    — инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны;

    — вдовы погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны;

    — бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

    — лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

    — труженики тыла, инвалиды общего заболевания I и II групп;

    — многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение – до 18 лет.

    Денежная компенсация выплачивается в размере 50 процентов стоимости затрат на газификацию жилья, но не выше 20 тысяч рублей на один жилой дом (квартиру).

    Следует обратить внимание, что компенсация затрат на газификацию жилья выплачивается непосредственно льготнику, поэтому все документы, связанные с газификацией (договора, сметы, акты выполненных работ) оформляются на льготника, который может не являться собственником домовладения, но обязательно должен быть зарегистрирован в этом домовладении.

    Для целей настоящего Областного закона под домовладением понимается жилой дом или жилой дом и отдельно стоящие надворные постройки, являющиеся объектом капитального строительства, расположенные на общем с жилым домом земельном участке.

    В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.03.2012 г. №188 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление меры социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья отдельным категориям граждан» денежная компенсация расходов на газификацию жилья выплачивается гражданам не только при условии проведения работ по газификации жилья в текущем году, но и в году, предшествующем текущему.

    Затраты на газификацию жилого дома (квартиры) компенсируются при наличии договора между гражданином и организацией, которая проводит газификацию жилья, сметного расчета (калькуляции) на проведение работ и актов выполненных работ.

    В затраты на газификацию жилья включается оплата стоимости строительно-монтажных работ по устройству газовых вводов и внутридомовых газовых сетей, газового оборудования ( не более одного наименования каждого вида) и приборов учета, необходимых для газификации жилья.

    Денежная компенсация не выплачивается гражданам, получившим адресную социальную помощь на газификацию жилья из средств Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджетов других уровней.

    Для получения денежной компенсации граждане представляют в органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов по месту жительства следующие документы:

    1. письменное заявление;

    2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (с копией);

    3. удостоверение о праве на льготы (с копией); для инвалидов – справку медико- социальной экспертизы (с копией); для многодетных семей – свидетельство о браке, о рождении детей (с копиями), справки об обучении на детей старше 16 лет;

    4. справку о составе семьи по месту регистрации заявителя;

    5. копию договора подряда на производство работ по газификации с приложением расчета стоимости работ;

    6. квитанции об оплате за приобретенное газовое оборудование и приборы учета с приложением копий паспортов;

    7. квитанции об оплате выполненных работ по газификации с приложением акта выполненных работ;

    8. копию акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы;

    9. копию лицевого счета в кредитной организации (банке);

    10. правоустанавливающие документы на жилье (с копиями);

    В расчет суммы компенсации на газификацию жилья не включается:

    — сумма долевого участия в строительстве газопровода уличной сети, либо стоимости подключения к газопроводу;

    — такие виды работ как составление проектно-сметной документации, «кладка дымовых каналов», инструктаж по пожарной технике безопасности, перекладка печи под форсунку;

    — зимнее удорожание в период выполнения работ с сентября по май.

    Пофамильное распределение средств утверждается распоряжением Правительства Ростовской области.

    Единовременное пособие на газификацию домовладений

    09.04.2010 Корреспондент: Кизильский

    Управление социальной защиты населения Кизильского муниципального района сообщает

    Единовременное пособие на газификацию домовладений

    Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

    В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

    Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.





    Цифровой элемент Сетевое издание «Губерния — Южный Урал»
    Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67712. от 10.11.2016 г.
    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    Учредитель: Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния»
    Главный редактор: Казанина С.Н.
    454000, г.Челябинск, ул. Воровского, д. 30, оф. 90
    Тел./ факс: (351) 225-26-12
    E-mail: [email protected]
    Все права защищены и охраняются законом.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на сайт обязательна.
    Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    © 1992-2020 Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния»

    Размеры выплат на 01.01.2010 г.

    РАЗМЕРЫ ВЫПЛАТ С 01 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА

    Вид выплаты Сумма
    ЕДВ труженикам тыла 486,00
    ЕДВ жертвам политических репрессий 486,00
    ЕДВ ветеранам труда и приравненные к ним категории 402,00
    ЕДВ Детям Сталинграда 305,00
    ЕДВ ветеранам труда Волгоградской области 426,00
    Дополнительная ежемесячная надбавка военнослужащим 1927 г.р. 784,00
    Ежемесячное пособие членам семей погибших в следствие теракта на борту самолета ТУ-134
    Родителям 2589,00
    Супругам 1295,00
    Детям 1295,00
    Ежемесячные пособия семьям погибших военнослужащих
    Родителям 2346,00
    Детям 1174,00
    Ежемесячное пособие военнослужащим-инвалидам
    1 группа 3174,00
    2 группа 2541,00
    3 группа 2067,00
    Единовременное пособие вставшим на учет в ранние сроки беременности 412,08
    Пособие по беременности и родам, уволенным по ликвидации предприятия 412,08
    Ежемесячные детские пособия 243,00
    846,00
    356,00
    Единовременное пособие на рождение 10988,85
    Единовременное пособие (областное) 8698,00
    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 2060,41
    4120,82
    (максимальный размер — 13833,00 руб.)
    Пособие беременным женщинам 500,00
    Пособие кормящим матерям 500,00
    Пособие на питание детям от 1 года до 3 лет 300,00
    Ежегодная единовременная выплата на детей с единственным родителем-отцом 1824,00
    Ежеквартальная адресная дотация многодетным 220,00 руб. на каждого ребенка
    Единовременная денежная выплата на детей в возрасте от 6 до 17 лет из многодетных семей 330,00 руб. на каждого ребенка
    Ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг 770,00
    Единовременная выплата беременным женам военнослужащих по призыву 17402,00
    Ежемесячное пособие матерям детей военнослужащих по призыву 7458,00
    Единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью 10988,85
    Ежемесячная социальная помощь 150,00
    Единовременное пособие на газификацию 6868,00
    Единовременное пособие на погребение 4400,00
    Единовременное пособие на погребение малоимущим 1000,00

    © 2020

    403003, Волгоградская обл., р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, д.1

    Астраханцам добавили новых льгот

    Новый документ в регионе очень ждали, так как он затрагивает интересы более 210 тысяч астраханцев, среди которых те, кто действительно остро нуждается в помощи: многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей -инвалидов, пожилые люди.

    — Наращивая экономический потенциал, мы будем и дальше выстраивать социальную политику, так как один из главных приоритетов врио губернатора Игоря Бабушкина — это улучшение качества жизни астраханцев, — прокомментировала принятие закона и.о. руководителя администрации губернатора Виктория Гурьянова.

    Среди самых значимых перемен — увеличение ежегодного пособия детям из многодетных семей на приобретение школьных принадлежностей, ежемесячного пособия на оплату коммунальных услуг и проезда для льготных категорий граждан, ежемесячного дополнительного социального пособия на каждого члена семьи погибших участников боевых действий, лиц, погибших (умерших) при исполнении военной службы (служебных обязанностей).

    А еще закон вводит ежемесячное пособие на оплату телефона для региональной категории льготников — граждан с трудовым стажем не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    В документ также введена норма о монетизации льгот на проезд детям-школьникам из многодетных семей, школьникам-сиротам, находящимся под опекой (попечительством), а также детям-сиротам, обучающимся в ПТУ. Они будут получать 350 рублей ежемесячно, чтобы добираться до места учебы. Компенсации также получат семьи с детьми-инвалидами и малоимущие семьи. Им частично возместят расходы на дорогу к месту получения медицинской помощи за пределами региона.

    Кстати, пособия на детей, а также дополнительные выплаты семьям, усыновившим детей, теперь будут выплачиваться до достижения ребенком 18 лет без дополнительных условий. Новый закон упрощает получение льгот многодетным семьям: теперь для подтверждения статуса достаточно заявления от супругов о совместном ведении хозяйства. Статус многодетной семьи останется и в случае, если один из ее членов переходит на полное гособеспчение, к примеру, ребенок поступил в кадетское училище или по достижению 16 лет, работает и параллельно очно учится в ссузе или ввузе.

    С принятием закона расширяется список получателей региональных мер соцподдержки на оплату коммунальных услуг среди участников боевых действий. Сейчас льготниками являются только участники военных действий в Чеченской Республике, Дагестане и Южной Осетии. Теперь в их число войдут все, кто имеет статус «ветеран боевых действий».

    Изменяется и порядок расчета среднедушевых доходов для категорий, получающих льготы с учетом критерия нуждаемости. Так в доходах теперь не учитываются установленные областным законом соцвыплаты, субсидии на коммуналку и федеральные выплаты по уходу за детьми-инвалидами.

    Как уже было отмечено, практически все новые меры начинают действовать уже на следующей неделе. И только две из них заработают чуть позже: с 1 января 2020 года. Это расширение права на единовременную материальную помощь на газификацию домовладений и денежное пособие на питание детям из малоимущих семей, которые учатся в начальных классах.

    На финансирование нового закона только в 2020 году потребуется более одного миллиарда рублей.

    Чтобы оформить льготы, которые вступают в действие с 1 сентября, заявиться можно, начиная со следующей недели, но переходный период продлится до конца года. Так что, если льготник придет за оформлением в октябре или в ноябре, он в любом случае получит соцподдержку, начиная с 1 сентября. Для тех категорий льготников, в отношении которых происходит увеличение размеров уже предоставляемых мер никуда идти не надо, выплата повысится автоматически. Для получения новых льгот (например, компенсация абонплаты за телефон для граждан, имеющих длительный трудовой стаж) необходимо предоставить соответствующее заявление в органы соцзащиты или МФЦ.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящее Пособие имеет рекомендательный характер и используется в качестве вспомогательного материала при разработке разделов «Теплоснабжение» и «Газоснабжение» в составе генеральных планов населенных пунктов различного народнохозяйственного профиля и структурно-функционального значения.

    1.2. Пособие развивает и дополняет соответствующие положения части 7 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство», которые определяют особенности проектирования систем тепло- и газоснабжения в составе генерального плана населенного пункта.

    1.3. На разделы «Теплоснабжение» и «Газоснабжение» как главы разрабатываемого генерального плана распространяются нормы и правила, определенные Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов (ВСН 38-82).

    1.4. При разработке разделов «Теплоснабжение» и «Газоснабжение» должны соблюдаться требования отраслевых нормативных документов, перечень которых приводится в прил. 1.

    2. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ

    2.1. В разделе «Теплоснабжение» должны быть освещены вопросы современного состояния и определены принципиальные решения по перспективному развитию теплоснабжения жилой и общественной застройки населенного пункта, групп предприятий (промышленные узлы), отдельных промышленных предприятий и сельскохозяйственных комплексов, сведения о которых приведены в соответствующих разделах разрабатываемого генерального плана.

    2.3. Если в Схеме теплоснабжения не учтены тепловые нагрузки объектов промышленного и гражданского строительства, предусмотренные новым генеральным планом в связи с изменением градообразующей базы, расчетной численности населения или архитектурно-планировочной структуры населенного пункта, рекомендуется одновременно с разработкой генерального плана осуществить ее корректировку. Корректировку, как правило, выполняет организация-разработчик Схемы. Если корректировка Схемы предусматривается в более поздние сроки, чем разработка генерального плана, основные положения раздела «Теплоснабжение» для городов с численностью населения 100 тыс. человек и выше должны быть согласованы с ВНИПИэнергопромом Минэнерго СССР, а для населенных пунктов с меньшей численностью населения — с головной территориальной организацией, ответственной за разработку схем теплоснабжения в регионе. С этими же организациями следует согласовывать основные положения по теплоснабжению новых населенных пунктов, генеральный план которых разрабатывается впервые.

    2.4. Теплоснабжение населенного пункта должно рассматриваться как составная часть единого топливно-энергетического комплекса, включающего системы электро-, тепло в топливоснабжения. По этой причине вопросы развития систем теплоснабжения необходимо решать с учетом данных о перспективах развития электро- и топливоснабжения населенного пункта.

    2.5. Основная цель разработки раздела «Теплоснабжение» генерального плана состоит в определении долгосрочной перспективы развития схем теплоснабжения населенного пункта. При этом в разделе должны быть отражены следующие основные вопросы:

    количественная и качественная оценка современного состояния теплоснабжения населенного пункта;

    предложения об организации водоснабжения населенного пункта по этапам его развития с предложениями о реконструкции и расширении действующих и строительству новых источников теплоты и тепловых сетей;

    структура топливоснабжения и экономия топливно-энергетических ресурсов;

    предложения по охране окружающей среды;

    уровни капитальных вложений в реализацию предлагаемых решений по теплоснабжению населенного пункта.

    Примерный состав раздела приведен в прил. 2.

    2.6. Теплоснабжение населенного пункта должно решаться комплексно для промышленных, селитебных и других зон с учетом целесообразности централизации теплоснабжения и строительства общих укрупненных по мощности систем выработки и транспортирования тепловой энергии.

    2.7. Основные решения по теплоснабжению объектов жилищно-гражданского назначения должны быть ориентированы на повышение уровня обеспеченности их системами центрального отопления и горячего водоснабжения.

    2.8. Теплоснабжение населенных пунктов может осуществляться централизовано — от ТЭЦ и крупных отопительных, промышленных и отопительно-промышленных котельных * и децентрализовано — от котельных меньшей теплопроизводительности, в том числе местных (встроенные и пристроенные), а также от индивидуальных источников теплоты (отопительные печи, поквартирные аппараты отопления и горячего водоснабжения).

    * К котельным централизованного теплоснабжения в населенных пунктах с численностью населения от 20 до 100 тыс. человек условно отнесены котельные мощностью 23,2 МВт (20 Гкал/ч) и выше, а в городах с большей численностью населения — котельные мощностью 58 МВт (50 Гкал/ч).

    Системы централизованного теплоснабжения по сравнению с децентрализованными (особенно при использовании твердого топлива) обеспечивают лучшие санитарно-гигиенические условия жилищ, существенно сокращают или исключают (в отличие от индивидуальных источников теплоты) затраты труда на обслуживание теплогенерирующих установок, повышают надежность теплоснабжения и позволяют наиболее успешно решать проблемы экономии топлива и охраны окружающей среды.

    К достоинствам децентрализованного теплоснабжения относятся сравнительно невысокие капитальные вложения (примерно в 2 — 3 раза меньшие, чем при централизованных системах) и возможность покрытия тепловых нагрузок по мере ввода жилого фонда в эксплуатацию.

    2.9. Многообразие и широкий диапазон изменения энергоэкономических факторов (вид топлива, его стоимость, условия электро- и топливоснабжения), климатические условия (расчетная температура наружного воздуха), сложившаяся структура теплогенерирующих мощностей, градостроительные особенности населенного пункта (архитектурно-планировочные решения, уровень благоустройства зданий, численность населения), профиль и масштабы промышленного производства, грунтовые условия и т.д. в каждом конкретном случае требуют проведения технико-экономических расчетов для выбора типа системы теплоснабжения, поскольку сама по себе количественная и качественная оценка ни одного из названных факторов не может служить критерием при выборе варианта централизованного или децентрализованного теплоснабжения. Такие оптимизационные расчеты с учетом очередности развития города на основе прогнозов роста численности населения, жилищного строительства и планов развития промышленности и агропромышленных зон выполняются специализированными организациями в составе схемы теплоснабжения населенного пункта (см. п. 2.2).

    2.10. Общие предпосылки в пользу централизованного теплоснабжения таковы:

    значительная величина тепловой нагрузки;

    высокая плотность застройки, благодаря которой сокращается удельная протяженность тепловых сетей;

    наличие низкосортных углей, к.п.д. сжигания которых в крупных котельных более высокий, чем в децентрализованных источниках теплоты;

    возможность кооперирования теплоснабжающих систем селитебных зон между собой, а также селитебной застройки и промышленной зоны;

    наличие свободных территорий (включая санитарно-защитные зоны) для размещения крупных источников теплоты.

    2.11. Экономически целесообразной областью применения поквартирных источников теплоты (отопительные печи и аппараты индивидуального теплоснабжения), как правило, являются одно- и двухэтажные дома селитебной зоны с плотностью жилого фонда до 700 м 2 /га.

    2.12. В принятых решениях по организации перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта должно предусматриваться опережающее строительство или расширение ТЭЦ или котельных, а также тепловых сетей по отношению к срокам ввода жилищно-коммунальных и промышленных потребителей. В зоне действия централизованных систем теплоснабжения должно быть исключено строительство мелких котельных.

    В случаях, когда возможность отпуска и получения теплоты от теплофикационной системы отстает от темпов строительства потребителей теплоты, следует предусматривать сооружение районных отопительных котельных, которые впоследствии должны использоваться как пиковые.

    При необходимости ликвидации временного дефицита в теплоте группы зданий и сооружений, которые находятся в зоне, подлежащей в перспективе охвату централизованным теплоснабжением, допускается в качества временного источника теплоты применять комплектно-блочные или мобильные котельные.

    2.13. Для повышения надежности функционирования теплоснабжающих систем, защиты воздушного бассейна населенного пункта, экономии топлива и сокращения трудозатрат на обслуживание источников теплоты следует укрупнять существующие котельные с сохранением и реконструкцией наиболее крупных из них и ликвидацией мелких малоэкономичных котельных, в первую очередь с чугунными секционными котлами, работающими на угле.

    2.14. Выбор способа прокладки тепловых сетей должен производиться в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86. При этом в пределах селитебной застройки населенных пунктов, расположенных вне зоны распространения вечномерзлых грунтов, для теплопроводов диаметром до 400 мм включительно предпочтительно применять бесканальный способ прокладки.

    Магистральные тепловые сети диаметром 500 мм и выше целесообразно прокладывать в городских проходных коллекторных тоннелях совместно с другими инженерными коммуникациями (водопровод, силовые и телефонные кабели и др.). Такому же виду прокладки следует отдавать предпочтение при трассировке внутриквартальных распределительных сетей в новых жилых микрорайонах с плотностью застройки 5400 м 2 общей площади на 1 га и выше.

    Преимущества комплексного способа прокладки инженерных коммуникаций в проходных тоннелях следующие:

    рациональное использование городских земель, проявляющееся в сокращении примерно вдвое технической полосы по сравнению с раздельным способом прокладки;

    сокращение объема земляных работ, сроков строительства, трудозатрат;

    создание благоприятных условий при эксплуатации и ремонтах;

    повышение эксплуатационной надежности сетей, и в первую очередь тепловых.

    2.15. В составе разрабатываемого генерального плана должны быть рассмотрены вопросы надежности снабжения теплотой населенного пункта. С этой точки зрения следует оценить современное состояние системы теплоснабжения в целом и ее элементов (источников теплоты, тепловых сетей с сооружениями на них, тепловых пунктов и т.д.), а также дать рекомендации по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей. Основные из них:

    демонтаж морально и физически устаревшего оборудования ТЭЦ и котельных;

    модернизация или замена основного и вспомогательного оборудования на источниках теплоты новым современным;

    перекладка участков тепловых сетей, имеющих дефекты вследствие длительного срока службы или плохих условий эксплуатации;

    сооружение перемычек между тепломагистралями разных источников теплоты;

    построение кольцевой схемы теплосетей вместо тупиковой;

    подключение распределительных (районных) тепловых сетей к магистральным через контрольно-распределительные пункты, где осуществляется разделение температурных и гидравлических режимов работы названных категорий тепловых сетей;

    применение надежных антикоррозионных покрытий трубопроводов тепловых сетей;

    использование активной электрической защиты теплопроводов;

    организация постоянно действующего отвода грунтовых вод из зоны прокладки тепловых сетей;

    резервирование теплоснабжения потребителей I категории;

    антикоррозионная защита баков-аккумуляторов горячей воды в открытых системах теплоснабжения;

    проведение режимных мероприятий на источниках теплоты и тепловых сетях (наладка работы деаэрационных установок, гидропромывка тепловых сетей, наладка их гидравлического режима, силикатирование воды и т.д.);

    создание ремонтно-эксплуатационных баз тепловых сетей.

    2.16. С целью экономии топливно-энергетических ресурсов, а также улучшения экологической обстановки населенного пункта в генеральном плане должны рассматриваться вопросы снижения расхода теплоты объектами жилищно-коммунального сектора и промпредприятиями.

    Основными мероприятиями являются:

    повышение уровня концентрации и централизации теплоэнергетического производства на базе строительства теплоэлектроцентралей и крупных котельных и соответственно ликвидации мелких малоэффективных котельных (сокращение на 8 — 10 % расхода топлива при сжигании газа или мазута и до 20 % — при сжигании несортированного угля);

    модернизация действующего и внедрение современного энергетического оборудования (снижение на 5 — 10 % удельных расходов топлива на выработку единицы тепловой энергии);

    внедрение приборов и средств учета и контроля расхода тепловой энергии и топлива (3 — 5 % экономии теплоты и топлива);

    техническое перевооружение систем транспортирования и распределения тепловой энергии и, в первую очередь, их теплогидроизоляционных конструкций (5 — 10 % экономии теплоты от общего его количества, транспортируемого в сетях).

    Для котельных, использующих газообразное топливо, необходимо предусматривать установку за котлами контактных теплообменников с активной насадкой (КТАНов), разработанных Латгипропромом. В КТАНах за счет утилизации теплоты дымовых газов вода может быть нагрета до 40 — 60 °С, что обеспечивает годовую экономию топлива в размере 40 — 45 т топлива (условного) на 1 МВт установленной мощности котла.

    2.17. Экономию тепловой энергии при ее потреблении можно достичь в результате:

    снижения теплопотерь в строящихся жилых домах за счет совершенствования объемно-планировочных решений, в том числе увеличения ширины корпуса с устройством лестничных клеток без естественного освещения — в многоэтажных домах квартирного типа; хорошо вентилируемых кухонь с искусственным освещением — в общежитиях и домах для малосемейных; увеличения протяженности домов, уменьшения количества западающих лоджий, то есть входящих в основной контур отапливаемого объема здания (экономия 5 — 7,5 кг топлива (условного) на 1 кв. м общей площади в год);

    совершенствования проектных решений ограждающих конструкций строящихся жилых и общественных зданий — внедрения рациональной структуры наружных стен и окон, применения теплого чердака, двойных тамбуров, усиленного утепления перекрытий над подвалами и т.д. (экономия 12 — 20 кг топлива (условного) на 1 кв. м общей площади в год);

    утепления жилых домов и общественных зданий при их капитальном и текущем ремонте (сокращение до 8 % расхода теплоты на отопление и вентиляцию);

    внедрения средств индивидуального ручного и автоматического регулирования потребления теплоты (снижение на 5 — 7 % расхода теплоты на отопление и вентиляцию);

    повторного использования тепла вытяжного воздуха в общественных зданиях (экономия до 40 % расхода теплоты на вентиляцию);

    периодического отопления общественных зданий (сокращение на 5 — 8 % расхода теплоты на отопление).

    2.18. Снижение теплопотребления промышленными предприятиями может достигать до 50 % нагрузки отопления и вентиляции за счет:

    использования теплоты вытяжного вентиляционного воздуха для нагрева приточного воздуха;

    исключения излишнего остекления;

    применения ограждающих конструкций с повышенными теплозащитными свойствами;

    регулирования теплопотребления, в том числе использования периодического отопления.

    Следует рассматривать такие возможность использования вторичных энергоресурсов энергоемких промышленных предприятий.

    Существенным резервом снижения технологического теплопотребления является укрупнение единичных мощностей, ввод в действие новых энергоэкономичных агрегатов, оборудования и применение технологических процессов.

    2.19. Одним из направлений, обеспечивающим возможность значительного снижения расходов органического топлива на нужды теплоснабжения населенных пунктов и защиту окружающей среды, является использование возобновляемых источников энергии — солнечной, геотермальной, а также тепловых насосов.

    2.20. Рекомендуется использовать солнечную энергию для покрытия тепловых нагрузок и, в первую очередь, нагрузок горячего водоснабжения на объектах жилищно-гражданского назначения, расположенных в районах южнее 50° с.ш. К таким районам относятся республики Средней Азии, Кавказ, Молдавия, юг РСФСР, Украины, Казахстана.

    Существуют два направления использования активных систем солнечного теплоснабжения — децентрализованное и централизованное. Первое применяется, как правило, для покрытия нагрузок горячего водоснабжения в малоэтажных жилых домах, зданиях спортивного, рекреационного назначения и на других объектах с сезонной летней нагрузкой (прил. 3). Второе — в виде комбинированных солнечно-топливных котельных, в которых до 30 % расходуемого органического топлива замещается солнечное энергией. Перспективно также использование солнечной энергии для теплохладоснабжения общественных зданий.

    Применение солнечной энергии для теплоснабжения жилых и общественных зданий в зависимости от района строительства, типа зданий, вида гелиосистем обеспечивает экономию топлива от 0,1 до 0,15 т топлива (условного) в год с 1 кв. м солнечного коллектора.

    2.21. В регионах распространения геотермальных вод (прил. 4) для вновь строящихся зданий и сооружений должен рассматриваться вопрос об их теплоснабжении за счет геотермального источника теплоты.

    Технические решения геотермальных систем теплоснабжения должны обеспечивать возможно большую глубину срабатывания теплового потенциала геотермального теплоносителя. Это достигается за счет применения систем отопления с увеличенным расчетным перепадом температур теплоносителя, пикового догрева, тепловых насосов, предпочтительного использования геотермальной теплоты на горячее водоснабжение и систем воздушного отопления.

    Величина тепловой нагрузки, которая может покрываться за счет геотермальных вод, в каждом конкретном случае определяется специализированной организацией на основании утвержденных балансовых запасов геотермальных вод и их теплового потенциала.

    2.22. Теплонасосные установки — трансформирующие устройства, позволяющие при дополнительных сравнительно небольших затратах энергии преобразовывать низкопотенциальную тепловую энергию окружающей среды (воздуха, вода, грунта) или нагретых промышленных или коммунально-бытовых сбросов в теплоту более высокого потенциала, пригодную для использования в системах горячего водоснабжения и отопления.

    Теплонасосные установки преимущественно применяют на объектах гражданского и промышленного строительства. К ним относятся:

    гостиницы, предприятия общественного питания повышенной комфортности, кинотеатры, крытые стадионы, санаторные комплексы (для совместной выработки тепла и холода);

    санаторно-курортные комплексы, расположенные в зонах, к чистоте воздушного бассейна которых предъявляются повышенные требования;

    здания жилищно-гражданского и производственного назначения, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, в которых в качестве источников теплоты в увязке с технологической схемой ТЭЦ или котельных могут использоваться крупные теплонасосные станции, работающие, например, на сточных водах или сбросных тепловых водах промышленных предприятий.

    Теплонасосные установки целесообразно применять также в комбинации с системами солнечного и геотермального теплоснабжения.

    2.23. При оценке современного состояния и определения основных направлений развития теплоэнергетического хозяйства населенного пункта особое внимание необходимо уделять вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Должны быть выявлены источники теплоты, наиболее загрязняющие окружающую среду, намечены мероприятия по уменьшению последствий от их строительства и эксплуатации, а также сделан прогноз о возможных изменениях окружающей среды в перспективе.

    Так как двуокись азота и сернистый ангидрид обладают суммацией действия, сумма их концентраций определяется по формуле:

    где C 1 и C 2 — расчетные концентрации окиси азота и сернистого ангидрида в атмосфере.

    2.25. Для вновь строящихся и реконструируемых источников теплоты в районах с уже загрязненным воздухом выбросами от промышленных предприятий должны учитываться начальные (фоновые) концентрации вредных веществ. При этом сумма расчетной и фоновой концентрации каждого вредного вещества в атмосфере не должна превышать установленную ПДК.

    Данными о значениях фоновых загрязнений воздушного бассейна в районах строительства источников теплоты располагают санитарно-эпидемиологические службы Минздрава СССР и органы Росгидромета СССР.

    2.26. Расчеты загазованности и запыленности приземного слоя атмосферы населенного пункта по этапам его развития отдельно от каждого источника централизованного теплоснабжения, а также при их совместной работе выполняются, как правило, авторами-разработчиками Схемы теплоснабжения. На основании этих расчетов производят анализ, в результате которого должны быть получены сведения:

    о превышении (или непревышении) суммарной концентрации вредных выбросов (см. п. 2.24) от нормируемой ПДК;

    о степени влияния выбросов источников теплоты на состояние воздушного бассейна;

    об основных теплоисточниках с превышением допустимых концентраций вредных выбросов;

    о комплексе мероприятий на теплоисточниках, обеспечивающих нормируемые показатели воздушной среды;

    об ожидаемом снижении уровня концентрации вредных веществ.

    наращивание высоты дымовой трубы;

    замена существующей дымовой трубы новой большей высоты;

    первоочередное снабжение газом автономных и децентрализованных источников теплоснабжения;

    использование газа в качестве основного вида топлива на источниках централизованного теплоснабжения и мазута как аварийного;

    установка отсутствующего, модернизация действующего или установка более совершенного золоулавливающего оборудования на котельных и ТЭЦ;

    вывод из работы мелких котельных, в первую очередь твердотопливных (на угле);

    реализация мероприятий по регулированию выбросов в периоды особо неблагоприятных метеорологических условий (сжигание газа, временное снижение тепловой нагрузки).

    В перспективе следует ориентироваться на использование экологически чистых котлоагрегатов с уменьшением выбросов окислов азота в атмосферу.

    2.28. Если рассмотренные в п. 2.27 мероприятия не обеспечивают допустимую концентрацию вредных веществ в приземном слое атмосферы на границе санитарно-защитной зоны, то последняя должна быть увеличена по сравнению с нормативной. Если размеры санитарно-защитной зоны увеличить нельзя из-за существующей в ее пределах капитальной застройки, мощность источника теплоснабжения должна быть снижена до величины, при которой обеспечиваются нормируемые показатели вредных выбросов. Альтернативное решение — выселение жителей за пределы санитарно-защитной зоны.

    2.29. В разрабатываемом разделе генерального плана должны приводиться мероприятия по предупреждению загрязнения водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов при эксплуатации источников теплоты. К ним относятся:

    применение оборотных систем гидрозолоудаления;

    сооружение на площадках ТЭЦ и крупных котельных очистных установок замазученных и замасленных вод;

    внедрение бессточных схем химводоподготовки на источниках теплоты;

    использование очищенных сточных вод промышленных предприятий в техническом водоснабжении централизованных теплоисточников.

    2.30. Для укрупненной оценки затрат на развитие систем теплоснабжения новых и сложившихся городов и их районов и микрорайонов следует пользоваться данными, содержащимися в «Сборнике укрупненных показателей затрат по застройке, инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению городов различной величины и народнохозяйственного профиля для всех природно-климатических зон страны» (М., Стройиздат, 1986 г.).

    При необходимости более детальной оценки затрат на сооружение источников теплоты и прокладку магистральных тепловых сетей рекомендуется пользоваться данными, разработанными специализированными организациями (прил. 5).

    Анализ фактических затрат по отраслям городского строительства позволяет с достаточной степенью достоверности оценить затраты на строительство систем теплоснабжения. Для жилой застройки населенных пунктов они, как правило, составляют в среднем 8 — 10 % суммарных капитальных вложений в жилищно-гражданское строительство. Оценка аналогичного усредненного показателя для отдельных промышленных предприятий и промышленных зон не может быть осуществлена, так как она существенно различается в зависимости от профиля предприятий и их мощности.

    3. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ

    3.1. При разработке раздела «Газоснабжение» в составе проекта планировки населенных пунктов необходимо руководствоваться требованиями главы СНиП 2.04.08-87, Правилами безопасности в газовом хозяйстве, утвержденными Госгортехнадзором, и ВСН-38-82 (прил. 6).

    В основу раздела должны быть положены решения, которые приняты в схеме газоснабжения района (области, республики) данного населенного пункта, разрабатываемой специализированной организацией. При отсутствии такой схемы принципиальные вопросы, связанные с развитием газоснабжения города, должны быть согласованы с головной специализированной организацией данного региона.

    3.2. Основной задачей раздела «Газоснабжение» является обоснование решений генерального плана, направленных на создание комфортных условий для проживания населения, оздоровление воздушной среды, обеспечение экономии топливно-энергетических ресурсов.

    3.3. В разделе «Газоснабжение», разрабатываемом в составе генерального плана, рассматривается комплекс принципиальных вопросов, имеющих градостроительный и технологический характер, в увязке с архитектурно-планировочной структурой населенного пункта, его функциональным и строительным зонированием, природно-климатическими условиями и др.

    В прил. 7 приводится примерный состав раздела «Газоснабжение».

    3.4. Основными исходными материалами для разработки раздела являются:

    1. Генеральный план города или другого населенного пункта с расчетными показателями и характеристикой застройки, численностью населения, размещением промышленных предприятий, ТЭЦ, районных котельных и других объектов.

    2. Утвержденные схемы развития газоснабжения республики (области, края, района), данного населенного пункта.

    3. Основные положения по теплоснабжению и электроснабжению города.

    4. Отчетные материалы и данные эксплуатационной организации газового хозяйства населенного пункта о существующем состояния газоснабжения.

    5. При разработке схемы газоснабжения населенного пункта, не имеющего природного газа, основанием для проектирования является постановление правительства или решение Госплана о газоснабжении данного объекта.

    Направление использования газа

    3.5. При снабжении населенных пунктов природным газом следует предусматривать его использование на хозяйственно-бытовые нужды населения (приготовление пищи и горячей воды); технологические и санитарно-технические цели коммунально-бытовых и промышленных предприятий; отопление и горячее водоснабжение жилых и общественных зданий.

    3.6. В кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, а также в общежитиях (независимо от этажности) необходимо устанавливать электроплиты. В жилых зданиях переменной этажности — с высотой одной из частей 11 этажей и более — электроплиты следует предусматривать во всех частях здания.

    3.7. Во вновь проектируемых микрорайонах, где преобладают здания высотой 11 и более этажей, целесообразно устанавливать электроплиты во всех жилых зданиях.

    3.8. При разработке схем газоснабжения для газифицированных городов целесообразно рассматривать варианты с заменой газовых плит на электрические: в районах, где проложены ветхие газопроводы; в центральной части города; в районах новой жилой застройки; в курортных зонах.

    3.9. В городах, где одновременно попользуются сжиженный углеводородный газ (СУГ) и природный газ, проектные решения генерального плана должны быть направлены на постепенную замену СУГ природным газом.

    3.10. Замена газовых плит на электрические коренным образом меняет микроклимат в квартирах, улучшает его санитарно-гигиенические параметры.

    Особенно остро стоит вопрос о необходимости применения электрических плит в районах с суровыми климатическими условиями, где жилые здания имеют повышенную герметизации окон и дверей, а проветривание помещения в зимний период затруднено из-за обмерзания притворов.

    3.11. Сопоставление технико-экономических расчетов применения газовых и электрических плит для конкретных районов страны показали, что там, где имеется природный газ, приведенные затраты при установке электроплит в 1,7 раза выше, чем при газовых плитах. Однако такое сравнение не учитывает приведение вариантов к равным санитарно-гигиеническим условиям. Современные технические средства при установке газовой плиты не обеспечивают в квартире санитарно-гигиенические условия, идентичные условиям при использовании электрической плиты. Установка надплитного воздухоочистителя типа БЭВ практически не решает данной проблемы. Замена газовых плит на электрические должна диктоваться прежде всего требованиями безопасности при пользовании газом в домах повышенной этажности, а также необходимостью улучшения комфортных условий проживания населения.

    3.12. Сжиженный газ, используемый для приготовления пищи, в большинстве случаев по экономическим показателям уступает электроэнергии. Особенно это относится к населенным пунктам, расположенным в отдаленных районах страны и имеющим низкую транспортную освоенность.

    3.13. При разработке генерального плана выбор энергоносителя для пищеприготовления должен осуществляться в увязке с энергоэкономическими и природно-климатическими условиями, транспортной освоенностью района, характером застройки и на основании технико-экономического расчета.

    Использование электроэнергии для приготовления пищи следует предусматривать в домах с централизованным горячим водоснабжением или с электрическими аккумуляционными водонагревателями.

    В прил. 8 даны форма технико-экономического расчета и показатели, по которым должно производиться сравнение вариантов приготовления пищи на сжиженном газе и электроэнергии.

    3.14. На предприятиях общественного питания, торговли и бытового обслуживания, встроенных в жилые дома, устанавливать газовое оборудование не допускается.

    Запрещается устанавливать газовое оборудование в буфетах и кафе театров, кинотеатров, клубов, в кухнях детских яслей-садов.

    3.15. В производственных помещениях столовых общеобразовательных школ и школ-интернатов следует устанавливать электрическое оборудование и не допускается газовое оборудование.

    При отсутствии специальных электронагревательных приборов и спиртовых горелок в лабораториях зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов допускается использование природного газа, а также сжиженного от наружных баллонных установок или от портативных баллонов в соответствии со СНиП 2.04.08-87 и Правил безопасности в газовом хозяйстве, утвержденных Госгортехнадзором СССР.

    3.16. В лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждениях допускается предусматривать централизованное газоснабжение только в помещениях службы приготовления пищи, центральных заготовочных, лабораториях и стоматологических поликлиниках, размещаемых в отдельно стоящих зданиях.

    3.17. Поквартирные водонагреватели (в том числе малометражные отопительные котлы, аппараты) на газовом топливе допускается предусматривать в жилых зданиях высотой до 5-ти этажей включительно.

    Перечень газовых поквартирных теплогенераторов приводится в приложениях 9 и 10.

    Газопотребление. Расчетные расходы газа

    3.18. Годовые расхода газа для каждой категории потребителей определяют в зависимости от их количества и на основании удельных норм расхода газа.

    При составлении проектов генеральных планов городов и других населенных пунктов допускается принимать укрупненные показатели потребления газа, м 3 /год на 1 чел., при низшей теплоте сгорания газа 34 МДж/м 3 (8000 ккал/м 3 ):

    при централизованном горячем водоснабжении

    при горячем водоснабжении от газовых водонагревателей

    при отсутствии всяких видов горячего водоснабжения

    125 (165 в сельской местности).

    3.19. Система газоснабжения рассчитывается на максимальный часовой расход газа, который определяют как долю годового расхода газа.

    Коэффициент часового максимума расхода газа следует принимать дифференцированно для каждого района газоснабжения, сети которого представляют самостоятельную систему, гидравлически не связанную с системами других районов. Значения коэффициентов часового максимума расхода газа на хозяйственно-бытовые нужды в зависимости от численности населения, снабжаемого газом, приведены в прил. 11.

    3.20. Годовой расход газа, м 3 /год, на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий определяют по формуле

    где QO . B — годовой расход теплоты на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий; Вт; — низшая теплота сгорания газа, Дж/м 3 (ккал/м 3 ); h — к.п.д котлов и других теплогенераторов.

    3.21. Максимальный расчетный часовой расход газа на отопление рекомендуется определять как долю годового расхода газа по формуле

    где — годовой расход газа на отопление, м 3 /год; K sim — коэффициент одновременности использования отопительных установок; Kh — коэффициент часовой неравномерности; h — число часов использования максимума за отопительный период.

    Величину h определяют по формуле

    где t вн — средняя расчетная температура воздуха внутри помещения, ° С; — средняя температура наружного воздуха за отопительный период, сут; n о.п — продолжительность отопительного периода, сут.; — расчетная температура наружного воздуха, °С.

    Для систем центрального отопления и отопительных аппаратов величины Ksim и Kh принимают равными единице.

    3.23. Расчетный часовой расход газа для предприятий различных отраслей промышленности следует определять по данным топливопотребления (с учетом изменения к.п.д при переходе на газообразное топливо).

    3.24. Результаты расчетов по определению годовых и расчетных расходов газа сводятся в табличную форму (прил. 12).

    3.25. Расходы газа по отдельным крупным потребителям оформляются в виде таблицы (табл. 1).

    Годовой расход газа, тыс. м 3 /год

    Максимальный часовой расход газа, м 3 /ч

    Существующая отопительно-производственная котельная № 1

    Намечаемая к строительству отопительная котельная № 2

    Завод искусственного волокна

    3.26. Расчетный часовой расход сжиженного газа кг/ч, жилыми зданиями следует определять по формуле

    где n — число жителей, пользующихся газом, чел.; — коэффициент суточной неравномерности потребления газа в течение года (при наличии газовых плит, ; при наличии плит и проточных водонагревателей ); Q у — годовой расход газа на одного человека в тепловых единицах, кДж/год (ккал/год); — показатель часового максимума суточного расхода, равный 0,12.

    3.27. При снабжении города природным газом следует определить долю сжиженного газа в общем балансе газопотребления.

    3.28. В общих объемах газопотребления городом необходимо также учитывать потребность в природном и сжиженном углеводородном газе для нужд автотранспорта с целью высвобождения нефтяного моторного топлива.

    3.29. При определении потребности города в газообразном топливе и возможностей ее покрытия важно оценить удельный вес газа в общем топливном балансе города по этапам развития. Это позволит соответствующим образом формировать структуру топливного баланса и следить за реализацией генерального плана в части оздоровления воздушного бассейна города.

    Выбор системы газоснабжения

    3.30. При выборе системы газоснабжения города необходимо учитывать характер источника газа и его свойства; степень его очистки; размеры города и особенности его планировки в застройки; объемы, структуру и плотность газопотребления; количество и характер промышленных предприятий, ТЭЦ, районных котельных.

    3.31. Система газоснабжения должна обеспечивать бесперебойную подачу газа потребителям, быть безопасной в эксплуатации, простой и удобной в обслуживании. Рекомендуемый вариант системы газоснабжения города должен предусматривать строительство и ввод ее в эксплуатацию по частям в увязке с очередностью строительства данного населенного пункта.

    3.32. В настоящее время в городах и других населенных пунктах наибольшее распространение получили двухступенчатые системы газоснабжения, хотя применяются и трехступенчатые и даже многоступенчатые системы.

    По газопроводам I ступени газ с более высоким давлением подается крупным потребителям (ТЭЦ, районные котельные, газорегуляторные пункты и т.д.). По газопроводам низкого давления (II ступень) газ подается в жилые дома и на коммунально-бытовые предприятия.

    3.33. При выборе схем газоснабжения в газопроводах I ступени целесообразно принимать высокое давление II категории — при рабочем давлении газа свыше 0,3 МПа (3 кгс/см 2 ) до 0,6 МПа (6 кгс/см 2 ). Сети высокого давления обеспечивают более широкий диапазон давлений, необходимый при различных технологических процессах.

    В этом отношении газопроводы высокого давления являются более технологичными по сравнению с сетями среднего давления и экономичнее, примерно, на 25 %. Надо иметь также в виду, что системы с верхней ступенью распределения из газопроводов высокого давления являются более надежными, поскольку обладают большей полезной вместимостью (на 50 % больше полезной вместимости систем с верхней ступенью из газопроводов среднего давления).

    Сказанное выше относится только к тем городам, в которых ширина улиц и их насыщенность подземными сетями позволяет прокладывать газопроводы высокого давления с соблюдением требований к минимально допустимым расстояниям от газопровода до подземных сетей и сооружений.

    3.34. В тех городах, где ширина улиц ограничена или их насыщенность подземными сооружениями не позволяет осуществить трассировку сетей высокого давления, следует для газопроводов I ступени распределения принимать среднее давление. Очевидно, в новых городах с достаточно широкими улицами целесообразно принимать системы газоснабжения с высоким давлением газа в I ступени его распределения.

    3.35. В городских районах с малой плотностью газопотребления, а также в сельской местности имеются благоприятные предпосылки для широкого применения одноступенчатых систем газоснабжения среднего давления, что позволяет снизить металлоемкость газопроводных сетей, создать наиболее благоприятные условия для сжигания газа (при более стабильных давлениях) и тем самым повысить КПД используемого оборудования.

    3.36. С целью исключения перерывов в подаче газа желательно иметь два или несколько источников подачи газа в городскую сеть. Систему газоснабжения города следует строить по принципу двойного питания крупных потребителей и сетевых газорегуляторных пунктов.

    Для городских сетей высокого, среднего и низкого давлений принцип двойного питания осуществляется путем их кольцевания, что обеспечивает двустороннее питание потребителей. В том случае, когда система газоснабжения имеет несколько ступеней давления, по которым последовательно транспортируется газ, каждая последующая ступень должна иметь связь с предыдущей через газорегуляторные пункты в нескольких точках, что обеспечит многостороннее питание сети.

    При разработке генерального плана необходимо с учетом оценки и анализа существующего состояния системы газоснабжения наметить объемы работ по перекладке ветхих газопроводов, замене физически и морально устаревшего газового оборудования.

    3.37. При выборе системы газоснабжения на сжиженном газе следует руководствоваться следующими положениями:

    индивидуальные газобаллонные установки целесообразно применять при застройке жилыми малоквартирными домами;

    при газификации 2-этажных жилых домов допускается установка баллонов внутри помещений при числе квартир: не более четырех в домах новой застройки и не более восьми в домах существующей застройки;

    групповые баллонные установки допускаются по согласованию при невозможности применения резервуарных или для временного газоснабжения;

    для жилых домов выше 2-х этажей, а также 2-этажных многоквартирных и секционных, крупных коммунально-бытовых зданий следует предусматривать резервуарные установки.

    3.38. Расстояния от резервуарных установок, считая от крайнего резервуара, до зданий и сооружений различного назначения следует принимать не менее указанных в табл. 2.

    3.39. Число квартир, которые целесообразно снабжать паровой фазой сжиженного газа от одной резервуарной установки, приведено в табл. 3.

    3.40. В генплане должны быть рассмотрены вопросы размещения газозаправочных станций, для автотранспорта.

    3.41. В связи с тем, что схемы газо- и теплоснабжения разрабатываются разными проектными организациями, вопросы газо- и теплоснабжения не всегда бывают увязаны. Например, к зонам жилой застройки, намечаемым к присоединению в ближайшие годы к тепловым сетям от ТЭЦ или районных котельных, предусматривается прокладка газопроводов высокого (среднего) давления для перевода мелких котельных, подлежащих ликвидации, на газообразное топливо. Поэтому очень важно найти рациональные решения схем теплогазоснабжения в соответствии с имеющимися энергетическими ресурсами данного района и с учетом градостроительных требований, т.е. определить оптимальное соотношение различных энергоносителей и источников, обеспечивающих потребности в энергии.

    Здания и сооружения

    Расстояние, м, от резервуаров

    при общей вместимости резервуаров в резервуарной установке, м 3

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *