Виды наглядных пособий

Виды наглядных пособий

В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы. В работах М.И. Земцовой, А. И. Зотова, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака подчеркивается значение наглядных средств для формирования представлений учащихся.

Наглядное пособие — средство развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций.

Выдающийся психолог Л.С.Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя» [7, с.235].

Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, в которые чаще всего входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для учителя.

Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для математики это все, что можно пересчитать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о натуральном числе, раскрывается конкретный смысл арифметических действий. Широко используются в начальной школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с предметными картинками способствуют формированию многих математических понятий.

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении в начальной школе [21, с.358]:

Палочки особенно широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

Набор объемных пособий – кубиков и других игрушек.

Большие возможности в работе над математическими задачами открывает применение игрушек (утят, цыплят и других). Они позволяют каждому ученику представить наглядно ситуацию, данную в задаче. Учитель при этом, корригируя деятельность каждого ученика, формирует или уточняет пространственные представления учащихся.

Наборные полотна с картонными трафаретами фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и других.

Как показывает практика, при изучении многих тем и на каждом уроке успешно применяются наборные полотна, как демонстрационные, так и индивидуальные.

Трафареты могут быть выполнены из цветного картона, бархатной и другой плотной бумаги. Ко всем наборным полотнам, как демонстрационным, так и индивидуальным, обязательно иметь разрезанные цифры от 0 до 9, карточки со знаками действий сложения и вычитания, равенства и неравенства.

Индивидуальные наборные полотна дают возможность учащемуся оперировать с предметами, не терять на столе разрезные цифры, контролировать свои действия, не сдвигая прикосновением рук трафареты фигур.

Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обратной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промокательной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани. Удобно в целях экономии времени на уроках применять сразу несколько фланелеграфов, приготовив заранее на каждое из них соответствующие материалу урока задания [33, с.317].

Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен.

Наборы разрезных цифр для демонстрационных и индивидуальных полотен дают возможность обучения самостоятельному пользованию средствами наглядности, Разрезные карточки с круглыми числами для изучения нумерации многозначных чисел, изготовлены с расчетом на наложение двух других карточек с круглыми двузначными и однозначными числами. С помощью разрезных цифр и знаков учащиеся могут составить примеры, равенства и неравенства, Большие возможности получают учитель и ученик в иллюстрации проcтых и составных задач, применив фланелеграф или наборные полотна и разрезные цифры.

Сюжетные картины с прорезями.

Для ознакомления с приемами устных вычислений и для решения задач используется, например, четкое изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов. В прорези вставляются соответственно трафареты грибов, яблок, рыбок, цветов и др. предметов. Для демонстрации нужно брать только специально выполненные с четко выделенными контуром и силуэтом изображения предметов (деревьев), в некоторых случаях – с утрированной четкостью отдельных частей (ветвей), и прорезями для трафаретов (фруктов, птиц) [33, с.198]. Работа с сюжетными картинками позволяет учащимся лучше представить жизненную ситуацию арифметической задачи, дает возможность воспринимать действия учителя с предметами и самостоятельно практически выполнять различные операции над множествами. Выполнение различных упражнений с предметами способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся с различными нарушениями зрения.

1.1 Виды наглядных пособий

Наглядные пособия по русскому языку — учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. — С. 22. .

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий (Рис.1.1).

Основные группы наглядности, применяемые в школе:

Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.) Мингазов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения.. — Л, 2005. — С. 76.

1. Предметы окружающей среды.

С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала.

Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.

Рис.1.1 Виды наглядных пособий

2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.

3. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:

справочные Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. — М.: Просвещение, 2008. — С. 110. ;

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным таблицам относится также таблицы «Положение предметов», «Времена года», «Цвета», которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М, 2000. — С. 92. .

4. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.

При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

5. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:

предметный дидактический материал;

дидактический материал в виде карточек с заданиями Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. — М.:ВАКО, 2006. — С. 47. .

Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Многие наглядные пособия — таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. — могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой — они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Виды наглядных пособий

В методической литературе вопрос о классификации наглядных пособий по математике решается неоднозначно. У одних авторов основанием для классификации служит способ использования пособий (демонстрационные и лабораторные), у других — способ изготовления (натуральные пособия и их изображения). Натуральные пособия рассматриваются еще как полная или непосредственная наглядность, а изображения предметов — как наглядность опосредованная. К изобразительной наглядности относятся объемные и плоскостные наглядные пособия, а также графические пособия (графики, схемы, знаки, указывающие направление, отношения между количествами и др.). Но ни одна из предложенных классификаций не охватывает всего разнообразия наглядных пособий.

В предлагаемой классификации пособия распределены по типам, родам и видам с учетом их назначения в педагогическом процессе.

Палочки, листья и т. д.

Изображение предметов:

Рисунки, картины, картины со вставками, аппликации дробей, геометрических фигур, задач, модели геометрических тел и фигур, часов, единиц измерения.

Инструктивные: образцы рукописных цифр; алгоритмы арифметических действий; запись действий с именованными числами; запись решения задач.

Познавательные: нумерационные таблицы; таблицы законов арифметических действий; приемов сокращенных вычислений; таблица умножения Пифагора; палочки Непера; таблицы вычисления площадей; то же объемов; таблицы мер длины и веса.

Справочные: таблицы арифметических действий в пределах 20 и 100; таблицы умножения и деления в пределах 1000.

Цифровые: кассы арабских и римских цифр; таблицы Эккерта; таблицы для устного счета.

Счеты: счеты стоячие и висячие; счеты Ниманского и Арженикова; счеты Лая и Шохор-Троцкого; дробные счеты; ученические счеты.

Абаки двузначных, трехзначных и многозначных чисел.

Арифметические ящики в объеме кубического дециметра и других размеров.

Протяженности: линейки и ленты метровая и дециметровая с делениями на сантиметры, циркули.

Веса: весы и разновесы.

Емкости: кружки литровая, пол-литровая.

Площадей и объемов: модели квадратного и кубического метров, дециметров, сантиметров.

Для измерения на местности: вешки и колышки; полевой метр; рулетка; эккер; настольный полигон.

Графико-символические таблицы.

Диаграммы линейные, столбчатые, круговые и другие; графики схемы.

Дидактический материал для упражнений в вычислениях, измерениях, в решении задач.

ТИПЫ И ВИДЫ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Многообразие средств наглядности и видов наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа, вызывает необходимость их научной классификации. Отсутствие такой классификации неизбежно приводит к путанице понятий и к несовершенству методов использования наглядных пособий на уроках.

Мы считаем, что для полноты классификации наглядных пособий по истории одного признака по содержанию недостаточно, мы в них различаем содержание и форму, т. е. технику исполнения данного типа пособий.

Один и тот же сюжет может быть напечатан на бумаге типографским способом и использован в качестве настенного или настольного пособия (как раздаточный материал), воспроизведен фотографическим способом на стекле или на пленке в виде диапозитива или диафильма и показан учащимся с экрана, нарисован учителем на доске мелом или сделан учащимися в виде модели, показан при помощи стереоскопа (который почти не встречается в школьной практике), наконец, может быть показан в звуковом или немом кинофильме.

Наоборот, серия диапозитивов включает как памятники, так и реконструкции, исторические картины, схемы, карты, таблицы и т. п.

Мы делаем попытку классифицировать наглядные пособия по истории, которыми в настоящее время пользуется школа, по двум’признакам — по содержанию и по форме (по технике воспроизведения).

По содержанию мы различаем изобразительные и условные наглядные пособия.

К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции исторических памятников и их реставрации (архитектурные, бытовые), памятники письменности, живописные миниатюры и пр.; 2) портреты исторических деятелей; 3) карикатуры как свидетельство острой классовой и политической борьбы; 4) реконструкции, т. е. картины, как художественные, так и учебные, воспроизводящие деятельность народных масс, те или другие исторические события и явления общественной жизни.

К условным наглядным пособиям мы относим графически выраженные обобщения и соотношения по времени и пространству. Здесь мы различаем: 1) карты — общие, тематические и контурные; 2) схемы — экономические, социально- политические, военно- и революционно-исторические, а также культурно-исторические, таблицы — хронологические, синхронистические и текстовые.

По форме (по технике выполнения) мы различаем печатные, экранные и самодельные наглядные пособия.

Печатные наглядные пособия: 1) настенные, приспо

собленные для работы с классом, — картины, карты и аппликации; 2) настольные — альбомы и атласы (историко-географические и культурно-исторические); 3) иллюстрации в учебнике. Последние две подгруппы объединяет общий признак — индивидуальная работа учащегося над содержанием изображения. Иллюстрация учебника — наиболее доступный вид наглядного пособия, находящийся перед глазами учащегося. Под руководством учителя учащиеся могут рассматривать и делать выводы из иллюстративного материала.

Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. Они воспроизводятся фотографическим способом и экспонируются на экране при помощи светоэлектроаппаратуры. К ним мы относим диапозитивы, диафильмы и кинофильмы.

К третьей группе относятся многочисленные самодельные наглядные пособия. Поскольку они являются результатом творческой деятельности учителя и учащихся, нельзя исчерпать всего богатства их разновидностей. Мы намечаем две основные подгруппы: 1) плоскостные самодельные пособия, к которым относятся: а) схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и прочие рисунки учителя и учащихся на классной доске или на бумаге; б) аппликации — заранее заготовленные рисунки, которые дополняют и иллюстрируют схематические изображения на доске (аппликации могут быть самодельными, а также напечатанными типографским способом; они вводятся в

схематический рисунок в процессе рассказа); 2) объемные наглядные пособия по истории, которые также относятся к числу самодельных, так как фабричное производство их почти не налажено.

Таким образом, мы видим, насколько многообразны виды наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа. Классификация наглядных пособий по двум признакам нужна для того, чтобы определить методику раскрытия сюжета, содержание данного пособия, с одной стороны, а с другой — наметить способ его экспозиции для коллективной (настенные и экранные пособия) или индивидуальной работы (иллюстрации в учебнике, атласы, альбомы, раздаточный материал).

Для того чтобы дать определение любого индивидуального пособия, мы должны найти его место в каждом из двух основных отделов нашей схемы. Так, учебная историческая картина «Продажа рабов в Древней Греции» является реконструкцией, печатным настенным изобразительным наглядным пособием, а схема «Грюнвальдская битва» — печатным условным настольным пособием, иллюстрацией в учебнике по истории СССР для VII класса М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба (с. 86), изображение дворца дожей в Венеции является репродукцией архитектурного исторического памятника в «Альбоме по истории культуры средних веков» Д. Н. Никифорова (табл. 62) — изобразительным настенным пособием, а «План феодального поместья» (учебник по истории средних веков, с. 27) — настольным условно-графическим пособием и т. д.

В дальнейшем мы будем рассматривать практические приемы работы с различными видами наглядных пособий, главным образом по раскрытию их содержания, а вопросов экспозиции будем касаться попутно, в зависимости от наличия тех или других изданий наглядных пособий, которыми располагает в настоящее время советская школа.

’Особое место в классификации средств наглядного обучения занимают исторические памятники как средства монументальной пропаганды, а также технические аудиовизуальные средства обучения (кино, радио, телевидение) как средства массовой информации. Однако их нельзя считать школьными учебными пособиями в узком смысле, так как первые предполагают внеклассную экскурсионную работу, а последние — наиболее эффективное использование средств массовой информации в педагогических целях. В этом отношении делаются лишь первые шаги научной разработки методов использования массовой информации для классной работы в школе.

Мы различаем понятия средств обучения и наглядные пособия. Первые шире вторых. В учебной школьной практике мы пользуемся главным образом наглядными пособиями, во внеклассной работе — различными средствами наглядного обучения!

Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе

Виды наглядных пособий

На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности [14].

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали [10].

Виды наглядных пособий, используемых в обучении: предметы окружающей обстановки, демонстрационные изобразительные пособия, таблицы: познавательные, инструктивные, тренировочные, справочные; счетные приборы; измерительные приборы; иллюстрации; дидактический материал.

Многие наглядные пособия — таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. — могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой — они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.) [6].

С точки зрения использования наглядные пособия делят на обще классные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока — 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? — Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников [7].

Признаки хорошего наглядного пособия:

— достаточный формат для фронтальной работы;

— красочность и яркость изображения;

— соответствие содержанию изучаемого материала;

— аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

— дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

— время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями [2].

Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала [10].

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;

фиксация внимания при усвоении учебного материала;

развитие познавательного интереса;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

конкретизация изучаемых теоретических вопросов;

наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д [5].

Печатные наглядные пособия — обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. Занятия по информатике и информационным технологиям проходят в кабинете информатики — учебно-воспитательном подразделении средней общеобразовательной школы, оснащенном комплектом учебной вычислительной техники, соответствующими учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями. Это психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда [6]. Печатные наглядные пособия (плакаты) по информатике и информационным технологиям включены в Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.

Виды учебных пособий

Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.

2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.

С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.

Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Выделяют следующие виды учебных пособий:

· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);

· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);

· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);

· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).

Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.

Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).

Виды наглядных средств обучения

Средства наглядности – важный элемент системы средств обучения. Наглядность – универсальное средство обучения и воспитания, которое отражает многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учащимся реальной действительности; оказывает значительное влияние на сенсорную сферу обучающегося, развивает его наблюдательность, мышление, воображение; стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развитию интереса к учению; способствует обобщениям; повышает качество усвоения и т.д. Однако, несмотря на ценнейшие достоинства наглядности, неумелое ее использование может подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, познанию существенных связей и закономерностей. Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я. А. Коменский: «. все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [1] . Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.

Подходов к систематизации наглядных средств достаточно много. Рассмотрим две классификации. В соответствии с одной из них (Л. Ф. Меняев) наглядные средства объединяются в три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.д.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.д.); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) [2] .

Согласно другой классификации (Г. М. Коджаспирова) наглядные средства делятся на две группы: предметные и изобразительные. Носителями предметной наглядности выступают натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете. Изобразительная наглядность, в свою очередь, подразделяется на словесную, образную и символическую. Преподаватель может создать яркий образ не только при помощи видимых предметов, он располагает для этого выразительнейшими средствами языка. Применение «словесного рисования», живое и образное описание событий с использованием деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с ярким и красочным изображением образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, крылатые выражения, меткие эпитеты – все это наглядные средства, назначение которых – создать представления, эмоциональные впечатления, яркие образы. К образным средствам относятся макеты, муляжи, модели, картины, иллюстрации, рисунки; к символическим – схемы, чертежи, карты, символы.

В. Ф. Шаталов разработал методику интенсификации учебного процесса, включающую в себя новые приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их использования [3] . Центральное звено в ней – опорные сигналы. В отличие от традиционной наглядности, это не изображения, а коды предметов, явлений, процессов, понятий, событий, расположенные в некоей последовательности и пространстве, образующие соответствующую картинку, иллюстрацию или плакат и способствующие более быстрому и прочному запоминанию. Психологической основой данной методики является мнемотехника.

Классификация наглядных средств по их содержанию является одной из наиболее распространенных. В соответствии с данным критерием выделяют:

  • • естественную монументальную наглядность – подлинные монументальные памятники прошлого и памятные места (например, пирамиды Древнего Египта, Ко – лизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
  • • подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
  • • специально изготовленную предметную наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
  • • изобразительную наглядность (учебные картины, репродукции);
  • • условно-графическую наглядность (схематические рисунки, карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы, печатно-раздаточный материал);
  • • технические средства обучения – кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, авторские видеозаписи, компакт-диски.

Остановимся несколько подробнее на таком средстве наглядности, как авторская видеозапись, которая используется в учебном процессе вуза. Это видеозапись учебного назначения, созданная вне профессиональной студии, предполагающая синтез деятельности и аудиовизуализации, благодаря которому обеспечивается непроизвольное запоминание, включаются зрительный и слуховой анализаторы, что позволяет студентам максимально овладеть необходимым учебным материалом. Авторская видеозапись призвана решать конкретные учебные задачи для определенной группы студентов с учетом их интересов, психолого-педагогических особенностей и уровнем подготовки на данном отрезке времени. Организация деятельности по созданию авторских видеозаписей и их последующего применения в учебном процессе вуза включает в себя два блока: информативный и документальный.

Информативный блок реализуется па двух уровнях сложности: 1) создание видеосредства преподавателем или группой преподавателей; 2) создание видеосредства студентами при ведущей организаторской роли преподавателя. В структуру информативного блока входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, видеосъемка); применение видеосредства (выявление уровня первоначальных знаний, умений и навыков, снятие языковых и технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр созданного видеофильма, выполнение условнокоммуникативных упражнений, включающих озвучивание видеофильма, выполнение коммуникативных упражнений на базе видеофильма, выявление полученного уровня знаний, умений и навыков и сравнение полученных результатов).

Документальный блок также имеет два уровня сложности: 1) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, где главными действующими лицами являются сами студенты; 2) документализация проектов, созданных самостоятельно студенческой группой. В структуру документального блока также входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, разучивание ролей, снятие психологических, технических трудностей, съемка пробного монолога, основная съемка: монолог, диалог, полилог, проект); применение видеосредства (выявление уровня сформированности первичных умений и навыков, просмотр первичной видеозаписи, анализ результатов по схеме: студент – группа – преподаватель, вторичная съемка и анализ ее результатов, выявление достигнутого уровня сформированности умений и навыков и сравнение их с первоначальными результатами).

Критериями результативности применения авторской видеозаписи являются обученность и рефлексивность.

В учебном процессе наглядные средства выполняют информационную и познавательную функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены; с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление о сравнении или изменении характеристик явления или процесса; об устройстве предмета и принципе его действия, управлении им, технике безопасности и т.д. Группируясь вокруг речи преподавателя и взаимодействуя, наглядные средства призваны обеспечить формирование образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, проиллюстрировать ту или иную зависимость.

К наглядным средствам, используемым в процессе обучения, предъявляются определенные требования [4] :

  • 1) точное соответствие реальному объекту или явлению;
  • 2) ясное осознание преподавателем цели, времени и места введения наглядности;
  • 3) эстетическое оформление наглядного средства;
  • 4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;
  • 5) учет уровня развития и обученности студентов;
  • 6) мера в использовании наглядного средства на одном занятии; при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования;
  • 7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы нс создавать побочных ассоциаций у студентов.

Виды наглядных пособий. Требования к ним. Их использование

Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно,

согласно концепции Т. А. Ильиной, подразделить на:

  • — естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • — экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • — объёмную наглядность (макеты, фигуры);
  • — изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • — звуковую наглядность (аудиозаписи);
  • — символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • — внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Но нельзя не отметить, что средства наглядности на уроках математики имеют свои особенности. Все учебные наглядные пособия, используемые на уроках математики принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, карандаши, палочки, кубики и т. д. Среди изобразительных наглядных пособий выделяют образные, условные и экранные. К образным наглядным пособиям относят: предметные картинки, модели предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К условным наглядным пособиям относят: карточки с изображением математических символов, схематические рисунки и чертежи. К экранным наглядным пособиям относятся: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

Наглядные пособия бывают так же общеклассные и индивидуальные. Часто они бывают одинаковыми по содержанию и отличаются только размерами.

Наглядные пособия могут быть изготовлены типографским способом либо учителем или детьми. Самодельные наглядные пособия должны быть не сложными в изготовлении и отвечать требованиям эстетики и нормам школьной гигиены. Но прежде всего, надо отметить, что наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, наглядные средства обучения должны быть:

— ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. В этом плане хорошо вспомнить приемы и методы средств массовой информации и коммуникации, которые мастерски используют все возможности привлечения внимания пользователей. Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать мыслительную или творческую деятельность. Поэтому даже формулировка названия урока (темы, слайда, презентации …) играет большую роль в восприятии учебных материалов. Кроме проблемности, можно назвать метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.;

— доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать. В обратном случае, если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый материал только заучивается без осмысления;

— содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

— интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Когда предлагается ответить на вопрос, а ответ состоит из двух вариантов — «ДА» или «НЕТ». В тоже время цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, игровых коммуникативных ситуаций;

— иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия, и процесс мыслительной деятельности будет бессмысленным;

— дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой — переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие;

— эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон. Эргономические требования всегда ориентируют разработчиков наглядных пособий на уже отработанные приемы представления информации. Например, на темном фоне необходимо всегда располагать белый или очень светлый по тону шрифт текста; просмотр на уроке фрагмента видеофильма может быть только в течение 5-10 минут; на слайдах презентации текст должен быть в виде ключевых слов или лаконичных фраз; музыка обычно используется в качестве фонового звука, она должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. К каждому средству разработаны свои специфические требования, которые отражают характер подачи и восприятия информации.

В начальном обучении математике при изучении тем «Табличное умножение и деление» используются различные виды наглядных пособий:

Предметы окружающей среды. С первых же дней обучения детей действиям умножения и деления, а так же при составлении таблиц умножения и деления предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д.

Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации (рис 1). Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. Демонстрационные изобразительные пособия могут использоваться и при изучении переместительного свойства умножения (рис 2).

  • 3 + 3 + 3 = 9
  • 3 · 3 = 9

Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы: познавательные; инструктивные; тренировочные; справочные. Разумеется, это деление в какой — то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном (рис. 3). В таком виде она используется и как тренировочная.

К познавательным таблицам можно отнести и демонстрационную таблицу умножения которая наглядно иллюстрирует как находить произведение двух однозначных чисел (рис 4).

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания (рис. 5).

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время. Особо ценятся такие таблицы при закреплении таблиц умножения и деления.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, калькулятор. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем. В настоящее время очень активно на уроках используется такой счётный прибор, как калькулятор. С раннего возраста дети учатся работе с ним.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. И обычно наиболее часто используемым.

Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: — линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; — весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; — кружки литровая, пол- литровая; — циферблат; — палетка; — классный циркуль;

Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи (рис. 6).

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Еще одним видом наглядных пособий в последнее время, в связи с компьютеризацией обучения, часто используемым являются компьютерные программы, разработанные для детей 7 — 9 летнего возраста, направленные на запоминание таблиц умножения и деления.

Компьютерные технологии обучения — это совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное — совершенствовать самоподготовку обучающихся.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

Мультимедиа технологии — способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения — совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) зависят, конечно, от содержания урока, воспитательного мероприятия, целей, которые ставит учитель.

Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:

  • 1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  • 2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
  • 3. При проверке домашних работ и фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает визуальный контроль результатов.
  • 4. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Наиболее распространённой программой для создания презентация является программа Power Point.

Преимуществом использования мультимедийных презентаций является то, что учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Еще одним средством наглядности является использование интерактивных досок. Работая с интерактивной доской, преподаватель может: 1. Активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. 2. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала. 3. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 4.Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. 5. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Для медиаобразовательных средств следует дополнить перечень требований. К ним можно отнести: — адаптивные к индивидуальным возможностям обучающегося; — визуальные, т.е. реализующие возможности компьютерной визуализации учебной информации.

Следует отметить, что хотя мультимедийные средства наглядности и пользуются популярностью, учителя, в силу плохого оснащения школы и неквалифицированности в данном вопросе, чаще прибегают к традиционным средствам наглядности, что очень печально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *