Гл 25 налог на прибыль

Глава 25. Налог на прибыль организаций

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Глава 25. Налог на прибыль организаций

2.1. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). В силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» положения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 данного Кодекса до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» названного кодекса.

По эпизоду доначисления НДФЛ за 2011-2013 годы суды указали на отсутствие у налогоплательщика права применять метод начисления, установленный главой 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций», для учета доходов и расходов в целях исчисления НДФЛ, в связи с чем признали правомерным применение налоговым органом при исчислении размера доходов и расходов предпринимателя кассового метода.

Установив налог на прибыль организаций, Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 25), определил порядок учета доходов и расходов налогоплательщика для целей исчисления и уплаты данного налога, в частности, им введены понятия сомнительного долга и безнадежного долга (пункты 1 и 2 статьи 266). При этом суммы безнадежных долгов учитываются в расходах налогоплательщика в качестве убытков, полученных налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде (подпункт 2 пункта 2 статьи 265), а сомнительные долги — при определении расходов налогоплательщика как расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (подпункт 7 пункта 1 статьи 265).

Так, возможность использования рыночных цен, определенных с учетом статьи 105.3 Кодекса, в качестве основы для определения налоговой базы предусмотрена главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» — в целях исчисления этого налога при совершении товарообменных операций, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю, оплате труда в натуральной форме (пункт 2 статьи 154 Кодекса), главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» — в целях исчисления этого налога при безвозмездном получении имущества, работ или услуг, при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме (пункт 8 статьи 250 и пункты 4 — 6 статьи 274 Кодекса).

В своей новой жалобе Р.Н. Изофенко дополнительно, помимо ранее оспариваемой статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в том же аспекте просит проверить конституционность статей 41 и 208 этого Кодекса, которые регулируют отдельные вопросы определения доходов для целей налогообложения. В частности, данные нормы закрепляют, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» (пункт 1 статьи 41 указанного Кодекса); а также устанавливают открытый перечень доходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (пункт 1 его статьи 208). Из приведенных законоположений следует, что доходом для целей обложения налогом на доходы физических лиц федеральный законодатель признает лишь экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, возникающую у физического лица при осуществлении им хозяйственной деятельности. Такой подход позволяет на практике исключить из-под налогообложения выплаты, носящие, например, компенсационный характер или характер возмещения ущерба.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). В силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» положения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 данного Кодекса до дня вступления в силу названного Федерального закона.

В связи с этим определение остаточной стоимости основных средств индивидуальным предпринимателем в целях пункта 4 статьи 346.13 Кодекса производится по правилам, установленным подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса для организаций. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса (абзац четвертый Письма). Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ) с 1 января 2016 г. амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (до 1 января 2016 г. — более 40 000 рублей) (абзац пятый Письма).

Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды, исследовав и оценив представленные доказательства, в том числе условия договоров о выдаче векселей и соглашения о новации, руководствуясь положениями статей 171, 172, пункта 5 статьи 340, пункта 11.1 статьи 250, подпункта 5.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2015), статей 407, 414 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается с учетом отнесения на внереализационные доходы (расходы) положительных (отрицательных) суммовых разниц, определяемых, если обязательство выражено в условных единицах (с даты выдачи до даты погашения, поскольку Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в спорный период не предусматривался пересчет суммовых разниц на отчетную дату (в отличие от курсовых)); обществом необоснованно относились суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные аффинажным заводом за оказанные услуги по переработке добытого полезного ископаемого к расходам, уменьшающим стоимость единицы добытого полезного ископаемого, поскольку законодательством о налогах и сборах предусмотрено возмещение указанного налога посредством применения налоговых вычетов. Указанные выводы судов в жалобе не опровергнуты.

Доводы общества о неправильном применении судами к рассматриваемым правоотношениям положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации несостоятельны, с учетом ссылки в пункте 3 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации на пункт 1 статьи 252 названного Кодекса, согласно которому относимые на расходы затраты налогоплательщика должны быть обоснованы, то есть экономически оправданы, и документально подтверждены. В настоящем же случае, как установлено судами, данные условия обществом не были соблюдены. Вопреки доводам жалобы, намерение общества эксплуатировать рыбопромысловые суда по их прямому назначению и совершенные им действия, связанные с подготовкой судов к промыслу, об обратном не свидетельствуют.

ж) расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль организаций (расходы, относимые на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

16. Расходы на реализацию инвестиционной программы национального оператора включают следующие группы расходов:

48. Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и включают в себя следующие группы расходов:

Формирование показателей по элементам затрат, их составным частям и отражение этих показателей по соответствующим строкам формы осуществляется на основании бухгалтерского учета в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В связи с этим определение остаточной стоимости основных средств индивидуальным предпринимателем в целях пункта 4 статьи 346.13 Кодекса производится по правилам, установленным подпунктом 16 пункта 3 статьи 346 Кодекса для организаций. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ) с 1 января 2016 г. амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (до 1 января 2016 г. — более 40 000 рублей).

3. Сведения в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях (далее — Уведомление) представляются на дату получения налогоплательщиком дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главами 23 и 25 Кодекса.

начислено к уплате налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (без учета налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации); сумма налога на доходы физических лиц, скорректированного с учетом данных по работникам, занятым в сфере обороны и безопасности, исчисленная к уплате в бюджет; сумма налога на имущество организаций, в том числе исчисленная в отношении имущества, ставки по которому устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисленная к уплате в бюджет; сумма льгот, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации органами законодательной власти субъектов Российской Федерации; норматив распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации; стоимость добычи полезных ископаемых в виде общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых; объем отгруженной предприятиями алкогольной продукции, спирта этилового, вина, пива.

Согласно статье 221 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

В соответствии со статьями 52, 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст. 31; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207, N 30, ст. 4081), пунктом 2 статьи 333.6 и пунктом 3 статьи 333.7, главами 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций», 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», 28 «Транспортный налог», 29 «Налог на игорный бизнес», 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 30, ст. 5039) приказываю:

Как закреплено в ст. 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» данного кодекса.

Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций платят юридические лица на общей системе налогообложения. По общему правилу налог начисляется на разницу между доходами и расходами. В большинстве случаев налоговая ставка составляет 20%. Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на прибыль, о налоговых ставках, а также о сроках представления отчетности. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Кто платит

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ.
  • На что начисляется налог

    На прибыль, то есть на разницу между доходами и расходами.

    Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.

    Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.) и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, которые нельзя учитывать при налогообложении прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и др.

    При налоговых проверках большинство проблем возникает именно из-за расходов: инспекторы заявляют, что расходы экономически не обоснованы, первичные документы оформлены неверно и т д. и т п. Поэтому бухгалтеры, как правило, уделяют повышенное внимание документам, подтверждающим расходы.

    На что не начисляется налог

    На прибыль от видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также на прибыль предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога.

    В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль

    Существует два способа признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.

    Метод начисления предусматривает, что доходы и расходы в общем случае учитываются в периоде, когда они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денег. Например: организация по договору должна оплатить аренду офиса за август не позднее 31 августа, но арендный платеж перечислен только в октябре. При методе начисления бухгалтер должен отразить данную сумму в расходах в августе, а не в октябре.

    При кассовом методе доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком. Так, если аренда офиса за август фактически оплачена в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, а не в августе.

    Организация вправе сама выбрать, какой из двух методов — начисления или кассовый — она будет применять. Но существует ограничение: метод начисления может использовать любое предприятие, а кассовый метод запрещено применять банкам. К тому же для перехода на кассовый метод должно выполняться условие: выручка от реализации без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не может превышать один миллион рублей за каждый квартал. Этот же лимит должен сохраняться и в течение времени, когда компания применяет кассовый метод. В случае превышения предельной выручки организация обязана перейти на метод начисления с начала текущего года. Выбранный метод закрепляют в учетной политике на соответствующий год и применяют в течение этого года.

    Налоговые ставки

    Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов. В период с 2017 по 2020 год включительно 3 процента зачисляются в федеральный бюджет, а 17 процентов — в региональный.

    Для некоторых видов дохода введены другие значения. Из этих видов дохода на практике бухгалтер чаще всего имеет дело с полученными дивидендами, для которых в общем случае действует ставка 13 процентов (в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет). Заметим, что до 1 января 2015 года ставка по дивидендам равнялась 9 процентов.

    Как рассчитать налог на прибыль

    Нужно определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. По прибыли, подпадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

    Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

    Если по итогам года оказалась, что расходы превысили доходы, и компания понесла убытки, то налоговая база считается равной нулю. Это значит, что величина налога на прибыль не может быть отрицательной, сумма налога должна быть либо нулевой, либо положительной.

    Правильность расчета базы должна подтверждаться записями в регистрах налогового учета. Эти регистры каждое предприятие разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной налоговой политике. На практике регистры налогового учета аналогичны регистрам бухгалтерского учета. Два вида учета — налоговый и бухгалтерский — нужны, чтобы отразить разные правила формирования доходов и расходов, действующие соответственно в налоговом и бухучете. В некоторых случаях «налоговая» и «бухгалтерская» прибыль могут совпадать.

    Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

    В течение года бухгалтер должен начислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Существует два способа начисления авансовых платежей.

    Первый способ устанавливается для всех организаций по умолчанию и предусматривает, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Авансовые платежи делаются по окончании каждого отчетного периода. Сумма платежа по итогам первого квартала равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале. Авансовый платеж по итогам полугодия равен налогу от прибыли, полученной за полугодие, за минусом авансового платежа за первый квартал. Величина платежа по итогам девяти месяцев равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за первый квартал и полугодие.

    Плюс к этому в течение каждого отчетного периода делаются ежемесячные авансовые платежи. По окончании отчетного периода бухгалтер выводит авансовый платеж по итогам этого периода (правила расчета мы привели выше), а затем сравнивает его с суммой ежемесячных платежей, сделанных в рамках данного периода. Если ежемесячные платежи в сумме оказались меньше итогового авансового платежа, компания должна доплатить разницу. Если же образовалась переплата, то бухгалтер учтет ее в будущих периодах.

    Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются по следующим правилам. В первом квартале, то есть в январе, феврале и марте, бухгалтер начисляет такие же ежемесячные авансовые платежи, как в октябре, ноябре и декабре предыдущего года. Во втором квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной в первом квартале, и эту цифру делит на три. В результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь. В третьем квартале бухгалтер берет налог от фактической прибыли за полугодие, вычитает авансовый платеж первого квартала, и полученную цифру делит на три. Выходит сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь. В четвертом квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной за девять месяцев, отнимает авансовые платежи за полугодие, и полученную величину делит на три. Это и есть авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь.

    Второй способ — исходя из фактической прибыли. Данный способ компания может принять для себя добровольно. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе. Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь. Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль. И так далее вплоть до декабря.

    Организация, ранее выбравшая второй способ начисления авансовых платежей (то есть исходя из фактической прибыли), вправе отказаться от него, и с начала следующего года «вернуться» на первый способ. Для этого нужно подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 31 декабря текущего года. В случае «возвращения» к первому способу авансовый платеж за январь-март будет равен разности между авансовым платежом по итогам девяти месяцев и авансовым платежом по итогам полугодия предшествующего года.

    Компании, чья выручка от реализации без НДС не превышала в течение четырех предыдущих кварталов в среднем 15 миллионов рублей за квартал, должна начислять только квартальные авансовые платежи. Это правило независимо от суммы выручки распространяется также на бюджетные, некоммерческие и некоторые другие организации.

    Вновь созданные организации начисляют не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их госрегистрации. Затем бухгалтер должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС). Если она не превышает 5 миллиона рублей в месяц или 15 миллионов рублей в квартал, компания может продолжать начислять только квартальные авансовые платежи. В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на ежемесячные авансовые платежи.

    Когда перечислять деньги в бюджет

    Если отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, то авансовые платежи по итогам отчетных периодов делаются не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Ежемесячный авансовый платеж за январь следует перечислить не позднее 28 января, за февраль — не позднее 28 февраля и так далее по декабрь включительно.

    Если компания делает авансовые платежи исходя из фактической прибыли, то авансовый платеж за январь делается не позднее 28 февраля, за январь-февраль — не позднее 28 марта и так далее, вплоть до 28 января следующего года.

    Независимо от выбранного способа начисления авансовых платежей по окончании календарного года бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов. Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога, предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах. Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.

    Как отчитываться по налогу на прибыль

    Компании, чья деятельность полностью переведена на один или несколько спецрежимов налогообложения (ЕНВД, упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) могут не отчитываться по налогу на прибыль.

    Все остальные юридические лица, совершившие хотя бы одну операцию по приходу или расходу наличных, либо безналичных денежных средств, независимо от того, есть ли у них доходы, должны предоставлять в инспекцию декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных и налоговых периодов.

    Декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (года) нужно предоставлять в инспекцию не позднее 28 марта следующего года. Некоммерческие организации, у которых не возникла обязанность по уплате налога, сдают декларацию упрощенной формы. Все прочие предприятия независимо от обязанности по уплате налога сдают по итогам года декларации по полной форме.

    Компании, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Организации, для которых отчетными периодами приняты месяц, два месяца и так далее, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 февраля, 28 марта и так далее вплоть до 28 января следующего года.

    Глава «Налог на прибыль организаций» НК РФ и ее влияние на бухгалтерский учет

    Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ утверждена 25 глава Налогового кодекса РФ. Глава называется «Налог на прибыль организаций». Ее текст включает 88 статей: с 246-ой по 333-ю.

    Совершенно новым в этой главе Налогового Кодекса РФ следует признать введение системы налогового учета, который включает:

    1) первичные документы,

    2) аналитические регистры,

    3) расчет налоговой базы (статья 313).

    С принятием 25 главы Налогового Кодекса РФ бухгалтерский учет теперь будет представлен тремя видами:

    Это деление выполнено в духе англо-американской школы бухгалтерского учета. Она предполагает, что каждый факт хозяйственной жизни, возникающий в бухгалтерском учете, концептуально реконструируется в трех вариантах:

    1) в интересах государства, это и есть налоговый учет;

    2) в помощь актуальным и потенциальным собственникам, преимущественно акционерам. Это так называемый финансовый учет;

    3) в целях управления хозяйственными процессами администрация ведет управленческий учет.

    Налоговый учет имеет своим источником Налоговый кодекс. Финансовый — ПБУ, изданные Министерством финансов (хотя руководители бирж и финансовых институтов могут ввести свои правила учета, но что более вероятно, предложить ведение учета по правилам МСФО). Управленческий учет и его правила находятся в полном распоряжении собственников, и никто не в праве вмешиваться в них.

    Итак, каждое предприятие как минимум с 1 января 2002 года вынуждено будет вести три вида бухгалтерского учета. Если в управленческий учет не вмешивается никто, кроме собственников и администрации, на методологию налогового и финансового учета оказывают влияние интересы различных лиц (налоговая инспекция, банковские и другие кредитные учреждения, профсоюзные организации и т. д.), в результате чего возникают существенные противоречия. Их множество. Здесь будут отмечены некоторые из них.

    1. Учетная политика

    Теперь на предприятиях возникают две учетные политики:

    · в целях финансового учета,

    · в целях налогообложения.

    Поскольку у этих двух видов бухгалтерского учета цели разные, естественно, бухгалтером будут исчисляться, что уже и имеет место, разные финансовые результаты. Отметим в связи со сказанным, что такой подход позволяет собственникам официально занижать величины налогооблагаемой прибыли и увеличивать прибыль, выдаваемую на дивиденды. По мысли авторов Налогового кодекса это позволит вывести из тени часть доходов, до сих пор скрываемых предпринимателями.

    Наличие двух учетных политик позволяет организации легально использовать различные варианты оценки имеющихся материальных ресурсов. Например, в учетной политике, формируемой для целей финансового учета, принять метод ФИФО, что позволит увеличить прибыль, выплачиваемую на дивиденды, а в учетной политике, принятой для целей налогообложения, — ЛИФО, что приведет к снижению налоговых платежей.

    Может быть самым главным следует признать, что Налоговый кодекс РФ определяет состав доходов и расходов и то, что к доходам и расходам не относится. Это приводит к противоречиям с финансовым учетом, который исходит из правила Шера: «все, что потрачено, суть расходы».

    Налоговый кодекс РФ последовательно проводит правило Ганта, которое гласит: «все, что потрачено целесообразно, составляет расходы». Авторы Налогового кодекса пишут об «экономически оправданных» затратах.

    Последнее правило хорошо известно нашим налоговикам и бухгалтерам — часть платежей можно включать в расходы, если они укладываются в отведенные нормы, а платежи сверх этой нормы предлагается списывать за счет чистой прибыли. (По сути, это предполагает восстановление счета «Отвлеченные средства».)

    В результате себестоимость (термин, которого стараются избегать авторы Налогового кодекса) готовой продукции и услуг в финансовом учете оказывается выше, чем в налоговом. Однако величина, показанная в Налоговом кодексе, в сущности, более правильна, так как отделяет от расходов потери и тем самым автоматически раскрывает неиспользованные резервы.

    Налоговый кодекс делит все расходы на прямые и косвенные. К прямым относят:

    2) заработную плату (оплата труда),

    К косвенным — все остальные.

    Все прямые расходы должны списываться на счет основного производства, а косвенные — в дебет счета «Продажи».

    В финансовом учете общепроизводственные расходы должны списываться на счет «Основное производство», а «Общехозяйственные расходы», в зависимости от принятой учетной политики, или на основное производство, или на финансовые результаты.

    Сейчас сложилось противоречивое положение. Организации выбирают очень часто моментом реализации оплату, но полностью сохраняют принцип начисления расходов. Налоговый кодекс предписывает, что если в организации принят метод учета по оплате, то и расходы по заработной плате, по услугам и т. п. не начисляются, а показываются только в момент их фактической выплаты.

    Хотя сейчас и отмечается, что стоимостной критерий по основным средствам отменен, и, следовательно, понятие МБП исчезло из нашей учетной практики, тем не менее, в новом плане счетов МБП фигурирует под названием ИХП – инвентарь и хозяйственные принадлежности – субсчет 10/9, ибо отменены не МБП, а отменен их износ. Поскольку ИХП сохранены, постольку сохранен и стоимостной лимит основных средств, к которым теперь следует относить предметы, стоимостью свыше 2 тысяч рублей (ПБУ) и 10 тысяч рублей (Налоговый кодекс РФ, пункт 7 статьи 256). Таким образом, у бухгалтера возникают два учета и два варианта амортизации. В учете финансовом амортизацию будут начислять по одному массиву данных, а в налоговом — по другому. При этом амортизация, согласно статье 259, может быть выполнена линейным или нелинейным методом, что позволяет существенно повлиять на финансовые результаты и, соответственно, на величину налогообложения.

    В финансовом учете, как и в управленческом, может быть столько норм амортизации, сколько пожелают собственники. В налоговом — десять, но классификация основных средств устанавливается Правительством РФ.

    Надо заметить одно очень важное обстоятельство. Статья 256 трактует амортизацию не как фонд восстановления, а только как регулятив — метод списания (авторы Налогового кодекса пишут — погашения) имущества.

    В финансовом учете результаты от списания основных средств сразу относятся на результаты данного (текущего) отчетного периода, в налоговом (согласно статье 323) — или на расходы будущих периодов (в случае убытка), или на доходы текущего периода (в случае прибыли).

    Сомнительные долги могут резервироваться на основе инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на конец отчетного периода (статья 266).

    Все непогашенные на этот момент долги, если по ним не было залогов, поручительств и банковских гарантий, признаются сомнительными. Если долг просрочен свыше 90 дней — он полностью резервируется; если просрочка составляет от 45 до 90 дней, то резервируется половина долга; просрочка до 45 дней не резервируется. При этом общая величина резерва не может превышать 10 % от суммы выручки отчетного (налогового) периода.

    В финансовом учете согласно плану счетов резерв по сомнительным долгам определяется администрацией самостоятельно, исходя из вероятности возможного погашения каждого долга. При этом ограничений по величине резерва нет.

    Налоговый кодекс вводит правила образования резервов, которые отличаются от тех, что приняты в учете финансовом.

    В финансовом учете суммовые разницы капитализируются, то есть относятся на материальные активы, товары, сырье и т. п. В налоговом учете они должны быть отнесены на финансовые результаты.

    Новым можно признать то, что организации получили право уменьшать в течение (максимум) десяти лет налогооблагаемую прибыль на убытки прошлых лет. При этом в каждом отчетном периоде компенсируемый убыток не может превышать 30 % налоговой базы этого периода.

    Мы привели только некоторые примеры, которые вытекают из ста с лишним страниц довольно убористого текста. Но из этих примеров видна основная задача, которая возникает перед огромной армией счетных и налоговых работников. Грубо ее можно сформулировать так: сколько Главных книг должен вести бухгалтер?

    Возможны следующие ответы:

    1) Две. Одну — для налоговой инспекции, другую — для целей финансового учета;

    2) Одну, и из нее выводить данные и/или

    — для налогового учета,

    — для финансового учета.

    Однако сразу же возникает новый вопрос:

    (1) или положить в основу Главной книги учет налоговый, и потом по различным счетным формулам и методикам выходить на данные учета финансового;

    (2) или использовать данные финансового учета для расчета налоговой базы и составления налоговых документов;

    (3) или построить Главную книгу в виде инварианта, и из нее выводить данные для налоговой и финансовой отчетности?

    В самом Налоговом кодексе мы не находим четкого ответа, так как его авторы колеблются между ответами (1) и (2). В самом деле, пункт 1 статьи 313 гласит: «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом». Как следует из этой же, весьма пространной статьи, самостоятельная группировка фактов хозяйственной жизни возникает только в тех случаях, когда эта группировка противоречит той, которая принята в финансовом учете, с которым авторы отождествляют весь бухгалтерский учет. Таким образом, кажется, что дается ответ (2). Однако огромное число отличий, заданных уже в учетной политике, приводит к тому, что совместить в одной Главной книге возможности налогового и финансового учета будет очень трудно. Выбрать ответ (3) — это, по всей видимости, дело слишком сложное и небесспорное. Поэтому самым лучшим решением будет ответ (1), ибо учет налоговый будет жестко контролироваться, и санкции могут оказаться слишком болезненными.

    В случае, если администрация выберет вариант с ведением двух Главных книг, множество фактов хозяйственной жизни придется оформлять различными проводками в пределах общей номенклатуры счетов.

    И хотя 25 глава Налогового кодекса РФ вводится в действие только с 1 января 2002 года, на вопрос о том, как вести бухгалтерский учет, администрация предприятий должна дать ответ, в сущности, сегодня.

    Налог на прибыль организаций

    и доп., в том числе с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ), а также действующие положения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
    Налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций признается: для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями ст. 252-270 НК РФ; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
    При этом в соответствии с законодательством к доходам, для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации); внереализационные доходы.
    Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 HK РФ. Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст.250 HK РФ.
    При определении доходов из них исключаются суммы косвенных налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
    Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату признания этих доходов.
    Кроме того, следует отметить, что при определении налоговой базы учитываются положения ст. 251 и 270 НК РФ, которые соответственно содержат: обширный перечень видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (например, имущество и (или) имущественные права, работы и (или) услуги, получен
    ные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; имущество и (или) имущественные права, полученные в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая эмиссионный доход в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью) и т.д.); перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, при определении налоговой базы (например, расходы в виде сумм выплачиваемых налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода; в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество; в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и т.д.).

    Налоговой базой для целей налогообложения налогом признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
    Доходы и расходы налогоплательщика в целях настоящей главы учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ (содержащей принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения). Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом предусмотренных кодексом особенностей.
    При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. (Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ).
    При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а так
    же организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.
    Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам. Что касается кредитных организаций, то особенности определения ими налоговой базы устанавливаются с учетом положений ст. 290-292 HK РФ.
    Кроме того, положениями гл. 25 НК РФ, регламентируются особенности определения налоговой базы следующими категориями хозяйствующих субъектов, видам операций и видам доходов: страховщиками (ст. 293 и 294 НК РФ); негосударственными пенсионными фондами (ст. 295 и 296 НК РФ); профессиональными участниками рынка ценных бумаг (ст. 298 и 299 НК РФ); по операциям с ценными бумагами (ст. 280, с учетом положений ст. 281 и 282 НК РФ); по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок и при уступке (переуступке) права требования (ст. 301-305 и ст. 279 НК РФ); по сделкам РЕПО с ценными бумагами (ст. 182 НК РФ); по доходам участников договора доверительного управления имуществом (ст. 276 НК РФ); по доходам, получаемым от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (ст. 277 НК РФ); по доходам, полученным участниками договора простого товарищества (ст. 278 НК РФ); по доходам, полученным от долевого участия в других организациях (ст. 275 НК РФ).
    Важной практической проблемой для большинства налогоплательщиков с введением гл. 25 НК РФ стало требование законодательства о ведении нового вида учета, ранее не известного в практике — налогового учета. Общие положения о порядке ведения налогоплательщиками налога на прибыль организаций налогового учета установлены ст. 313 HK РФ.

    Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
    Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
    Однако бремя по организации системы налогового учета возложено на налогоплательщика. В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
    Однако в силу отмечаемой рамочности соответствующих положений НК РФ, объективной невозможности наличия правоприменительного опыта в этой сфере, введение в Российской Федерации системы налогового учета, осуществленное без должной методической подготовки правоприменителей и финансовых работников предприятий и организаций, вызвало многочисленные споры и разночтения. В настоящее время, совершенствование положений гл. 25 НК РФ направлено на устранение выявленных в ходе применения систем налогового учета недостатков, разрешения возникших правовых проблем, недостатков актов действующего законодательства о налогах и сборах в этой части[132].
    Налоговые ставки. Базовая ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 24 %. При этом поступления от налогообложения юридических лиц по этой ставке распределяются между бюджетами в следующих пропорциях: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 % , зачисляется в федеральный бюджет;
    сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в местные бюджеты.
    Законодательным (представительным) органы субъектов Российской Федерации предоставлено право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Однако и в этом случае указанная ставка не может быть ниже 10,5 %.
    Кроме того, также предусмотрены следующие размеры производных ставок (по категориям плательщиков, видам доходов).
    Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах: 20 % — с любых доходов, кроме указанных ниже исключений; 10 % — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
    К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 6 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации; 15 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
    К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки: 15 % — по доходу в виде % по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта), условиями
    выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде %; 0 % — по доходу в виде % по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде % по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.
    Особо следует отметить, что прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, с
    вязанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 %.
    Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных указанным федеральным законом, облагается налогом по базовой ставке — 24 %. Напомним, что до 1 января 2002 г. (т. е. до введения в действия гл. 25 НК РФ) Центральный банк РФ вообще не признавался налогоплательщиком и был освобожден от обязанности по постановке на учет в налоговые органы.
    Сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
    Налоговым периодом по налогу является календарный год. Отчетными периодами по налогу являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
    Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на прибыль организаций исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По общему правилу, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с
    учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. При этом размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
    Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
    Исключения из общего правила предусмотрены для организаций, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
    Вышеперечисленные налогоплательщики уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
    Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представитель
    ством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику. В этом случае налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
    Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, т.е. не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего
    налогового периода.
    Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
    Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
    Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. />По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей. Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
    В случаях, когда налог удерживается налоговым агентом, последний обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, либо в течение 10 дней со дня выплаты дохода (по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).

    Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются ст. 288 НК РФ.
    Кроме того, следует остановиться также на вопросе о порядке подачи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
    Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
    Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
    Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Организация, имеющие в своем составе обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

    Налог на прибыль: изменения в 2020 ­­году

    Мы расскажем о самых важных изменениях по налогу на прибыль, вступающих в силу с 1 января 2020г.

    Ставки налога на прибыль

    Продлено до 2024 года включительно распределение ставок по налогу на прибыль (п.1 ст.284 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2020 N 301-ФЗ):

  • 3% в федеральный бюджет;
  • 17% в бюджет субъекта РФ.
  • Причем субъект РФ вправе уменьшить региональную ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков только в тех случаях, которые прямо установлены гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» (п.1 ст.284 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ (далее – Закон 302-ФЗ)).

    Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами субъектов РФ до дня вступления в силу Закона 302-ФЗ (до 03.09.2020 г), подлежат применению до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    При этом пониженные ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на периоды 2020–2022 гг.

    Новые расходы на оплату труда

    С 1 января 2020 года будет расширен перечень расходов на оплату труда, учитываемых в целях налога на прибыль (новый п.24.2 ст.255 НК РФ введен Федеральным законом от 23.04.2020 N 113-ФЗ и п.29 ст.270 НК РФ). Работодатели смогут включить в расходы затраты на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России для работников и членов их семей (родителей, супругов и детей до 18 лет или детей до 24 лет, обучающихся по очной форме). К таким расходам будет относиться стоимость услуг, оказанных по договору, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

  • услуги по перевозке туристов по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и/или железнодорожным транспортом до места отдыха и обратно;
  • услуги проживания туристов в гостинице, объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, включая услуги питания (при условии, что они предоставляются в комплексе с услугами проживания);
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.
  • Если работодатель заключит договор непосредственно с санаторием (пансионатом) или самостоятельно организует путешествие работников, оплатив гостиницу, проезд, экскурсовода и т.п. такие расходы не будут относиться к расходам, учитываемым в целях налогообложения. Минфин РФ разъяснил, что расходы на оплату услуг по договорам, заключенным непосредственно с исполнителями услуг не могут учитываться в составе расходов на оплату труда по основаниям пункта 24.2 статьи 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 02.07.2020 N 03-03-20/45524).

    Обращаем внимание, что новая норма НК РФ будет применяться только в отношении договоров с турагентами или туроператорами, заключенными с 1 января 2020 г. (п.2 ст. 2 Федерального закона N 113-ФЗ). Поэтому встретив Новый 2020 год в пансионате, оплаченном компанией в 2020 году, уменьшить налогооблагаемую прибыль не удастся, поскольку договор с туроператором или турагентом был заключен в 2020 году.

    Расходы на оплату стоимости путевок нормируются: они не могут превышать 50 тыс. рублей за год на каждого гражданина, отправленного на отдых, при этом суммы таких расходов вместе с расходами на медицинское страхование (медицинское обслуживание) работников, учитываемые в расходах, не должны превышать 6% от ФОТ.

    При ликвидации организации доходы приравниваются к дивидендам

    С 1 января 2020 г. доход, полученный участником (акционером) организации при выходе (выбытии) из организации либо при ее ликвидации в целях налога на прибыль является дивидендами (п.1 ст.250 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ). Порядок определения доходов, полученных при ликвидации организации ее участником (акционером, пайщиком) и при выходе акционера (участника) из организации будет установлен в п.2 ст.277 НК РФ.

    Доход, являющийся дивидендами, определяется по формуле:

    Доход (дивиденды) = Рыночная стоимость полученного имущества (имущественных прав) на момент получения — фактически оплаченная (вне зависимости от формы оплаты) стоимость акций (долей, паев).

    К такому доходу применяются соответствующие «дивидендные» налоговые ставки, установленной п.3 ст.284 НК РФ (п.2 ст.275 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    Так, в отношении дохода, полученного российской организацией в виде дивидендов при выходе из организации/ликвидации может применяться нулевая ставка.

    Для этого необходимо (пп.1 п.3 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ), чтобы получающая сторона владела не менее 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале не менее 365 дней на дату принятия решения о выходе из организации/ликвидации.

    Если при ликвидации организации или выходе из организации участник (пайщик) рассчитав доход по вышеприведенной формуле и получил отрицательный результат (убыток), то такой убыток включается в состав внереализационных расходов на дату ликвидации организации (выхода (выбытия) из организации) (пп. 8 п.2 ст.265 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    Имущество (имущественные права), полученное акционером (участником) при ликвидации организации или выхода из организации в целях налогообложения прибыли принимается к учету по рыночной стоимости на дату его получения (п.2 ст.277 в ред. Федеральным законом от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    Вышеизложенный порядок расчета дохода и стоимости получаемого имущества (имущественных прав) также применяется налогоплательщиками, владеющими облигациями, при ликвидации организации — эмитента соответствующих облигаций (п.2 ст.277 в ред. Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    В отношении доходов иностранной организации от источников в РФ, получаемые в результате распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации, также уточнено, что такие доходы облагаются налогом на прибыль у источника выплаты с учетом абз.2 п.1 ч.2 ст.250 НК РФ.

    Т.е. при распределении имущества при ликвидации организации у иностранного акционера (участника) облагается разница в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации (пп.2 п.1 ст.309 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    Перечень необлагаемых доходов расширили (ст.251 НК РФ)

    «Возврат» вклада в имущество доходом не является

    Если организация – акционер (участник) делала вклад в имущество хозяйственного общества или товарищества деньгами, и теперь получает от них безвозмездно денежные средства, то в пределах суммы денежного вклада дохода у акционера (участника) не возникает (пп. 11.1 п.1 ст.251 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    Причем, такие доходы не облагаются у источника выплаты, если перечисления осуществляются в пользу иностранной организации (п. 2.3 ст. 309 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

    «Недоходные» субсидии

    Доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ) не учитываются в целях налогообложения (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ). Т.е. если организация получила субсидии на компенсацию расходов, которые не могут учитываться в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то и доходов, облагаемых этим налогом, у нее не возникает.

    Исключение составляют субсидии на компенсацию расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

    Безвозмездные работы по переустройству ОС

    С 1 января 2020 г. не включаются в налогооблагаемые доходы налогоплательщика доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, выполненные сторонними организациями в связи с созданием иного объекта (объектов) капитального строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности и финансируемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пп. 11.2 введен Федеральным законом от 27.11.2020 N 424-ФЗ). Но такое имущество амортизации не подлежит (п.2 ст.256 НК РФ).

    Повышающие коэффициенты амортизации

    С 1 января 2020 года налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, включенных в Перечень (пп. 5 п.1 ст. 259.3. НК РФ введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ).

    Такой Перечень уже утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р «Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий».

    Плата системе «Платон» учитывается в расходах в полном объеме

    С 1 января 2020 г. перестает действовать льгота по уплате транспортного налога для владельцев большегрузов (ст. 362, 363 НК РФ). Налог нельзя будет уменьшить на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

    Поэтому всю сумму платы системе «Платон» можно будет учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (пп.49 п.1 ст.264 НК РФ, Письма Минфина РФ от 06.10.2015 N 03-11-11/57133, от 27.11.2015 N 19-02-05/7/69769). С 1 января 2020 года перестают применяться ограничения, установленные п.48.21 ст.270 НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ).

    Расширен перечень задолженностей, не относящихся к контролируемым

    Как известно, в некоторых случаях в целях налога на прибыль проценты по долговым обязательствам перед иностранными лицами учитываются налогоплательщиками в расходах в особом порядке, предусмотренном п.4-5 ст.269 НК РФ, если такая задолженность является контролируемой (п.2 ст.269 НК РФ) и превышает более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика на последнее число отчетного (налогового) периода (п.3 ст.269 НК РФ).

    В ст. 269 НК РФ приведен перечень условий, при которых долговое обязательство не признается контролируемой задолженностью. С 1 января 2020 г. их будет больше.

    С 1 января 2020 г. ст.269 НК РФ будет дополнена п.7.1 (Федеральный закон от 19 июля 2020 г. N 199-ФЗ), в соответствии с которым непогашенная задолженность не признается контролируемой при одновременном выполнении следующих условий:

    • средства направлены на финансирование инвестиционного проекта на территории РФ (комплекса для производства товаров и оказания услуг, который будет введен в эксплуатацию в 2020 году или позднее);
    • начало погашения суммы долга в соответствии с условиями договора — не ранее чем через 5 лет после его возникновения;
    • совокупная доля прямого и косвенного участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации не превышает 35%;
    • местом регистрации лица, перед которым возникло долговое обязательство, является государство, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения.

    В случае невыполнения одного из вышеперечисленных условий, к непогашенной задолженности применяются положения ст.269 НК РФ с даты возникновения соответствующего долгового обязательства, т.е. проценты по такой задолженности учитываются в пределах расчетного норматива с даты возникновения такого долга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *