Заявление об орксэ

Образец заполнения заявления родителей о выборе модуля ОРКСЭ

Мы, родители (законные представители) учащегося ______ «____» класса образовательного учреждения _____________________ ______________________________(Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Основы буддийской культуры»,

______________________________________ (Ф.И.О.) ___________________

______________________________________ (Ф.И.О.) __________________

Протокол родительского собрания ____ «____» класса

Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся ____ «____» класса модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

( число цифрами и письменно )

______________________________________(Ф.И.О.) ___________ (подпись)

Председатель родительского комитета класса

Лист сводной информации

о результатах выбора родителями (законными представителями)

учащихся модулей комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики».

Заявление родителей по выбору модуля ОРКСЭ

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ФИО родителей (законных представителей)

Мы, родители (законные представители) обучающегося ________ класса

__________________________________________________________________________________ ( ФИ ребёнка)

из прилагаемых на выбор модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

Основы светской этики

выбираем для своего ребенка изучение:

(подпись) ФИО родителя (законного представителя)

Директору МБОУ ___________________________

Номер материала: ДБ-432343

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Анкета-заявление для выбора модуля по ОРКСЭ

Анкета для родителей

Ф. и. о. ______________________________________________________________________

1. Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребёнка?

а) Основы светской этики

б) Основы мировых религиозных культур

в) Основы православной культуры

г) Основы исламской культуры

д) Основы буддистской культуры

е) Основы иудейской культуры

2. Ваши основные мотивы при выборе модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ

а) выбирали модуль, опираясь на собственные взгляды

б) на выбор повлияло мнение большинства родителей класса

в) руководствовались рекомендациями администрации школы или учителя

г) иные причины выбора

е) ваш вариант ответа

3. В чём вы видите риски, связанные с введением курса?

а) дополнительная нагрузка на школьника

б) принудительное навязывание веры, религии

в) обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности

г) формирование формального отношения к религии, вере

д) принудительное навязывание одного из модулей

е) снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям

ж) другое, связанное с особенностями личностного развития вашего ребёнка

4. Ваши ожидания в отношении комплексного учебного курса ОРКСЭ

а) в результате изучения детьми курса ОРКСЭ ожидаю расширения кругозора ребёнка

б) улучшение взаимоотношений в обществе

в) улучшение взаимоотношений в семье

г) патриотическое воспитание и нравственное развитие личности ребёнка

д) ничего не ожидаю от введения нового курса

е) иной вариант ответа

Мы, родители (законные представители) учащегося 3 класса _______________________ (Ф.И. ребёнка),

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»,

Директору МКОУ «Наримановская СШ»

из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

выбираем для своего ребёнка изучение модуля:

Заявление об орксэ

8(495)912-63-37
[email protected]

Регламент выбора родителями школьников модулей курса ОРКСЭ (ДОНМ)

Регламент

выбора в образовательных организациях города Москвы родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных курсов (модулей) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

1. Общие положения.

1.1. Настоящий регламент определяет условия и порядок выбора в образовательных организациях города Москвы родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных курсов (модулей) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – выбор, ОРКСЭ).

1.2. Настоящий регламент основывается на законодательстве Российской Федерации, закрепляющем преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон); право выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (части 1, 2 статьи 87 Федерального закона).

1.3. Настоящий регламент следует использовать при организации выбора в образовательных организациях города Москвы родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся иных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) мировоззренческой воспитательной направленности, указанных в части 1 статьи 87 Федерального закона.

2. Порядок выбора.

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о праве на выбор.

Организация мероприятий по выбору родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов учебных курсов (модулей) ОРКСЭ (далее – Мероприятия) осуществляется во всех общеобразовательных организациях города Москвы в феврале-апреле ежегодно.

Вопросы организации выбора в образовательной организации должны быть рассмотрены на заседании коллегиального органа управления образовательной организации с участием руководителя образовательной организации, классных руководителей 3-х классов, представителей родительского сообщества. Решением коллегиального органа управления или администрации образовательной организации должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора – руководитель (директор) образовательной организации или заместитель руководителя (директора) образовательной организации (далее – ответственный).

Не менее чем за неделю до даты проведения Мероприятия классным руководителем или иным лицом по поручению ответственного до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе (приложение 1). Информация может быть передана родителям (законным представителям) лично, через обучающихся или дистанционно. Классный руководитель обязан проверить доведение информации до родителей (законных представителей) обучающихся в своем классе и сообщить о результатах ответственному.

При общении классного руководителя с родителями (законными представителями) рекомендуется выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены во время проведения Мероприятия и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, а также проблемные ситуации, которые могут возникнуть на Мероприятии. О таких вопросах, проблемных ситуациях следует известить ответственного и по возможности подготовиться к их решению, чтобы ко времени проведения Мероприятия проблемные ситуации были максимально исключены.

При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребенка, а также на его личные интересы.

2.2. Основной этап. Проведение Мероприятий.

Следует заранее определить дату проведения Мероприятий в классах, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение 1). Информация о дате проведения Мероприятия в классе с указанием темы должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации не позднее, чем за 7 дней до даты проведения Мероприятия.

Дата проведения Мероприятия не должна изменяться менее чем за 3 дня до назначенной даты, указанной в информации, опубликованной на официальном сайте образовательной организации. На Мероприятия должны быть приглашены и присутствовать: 1) родители (законные представители) обучающихся в классе; 2) ответственный за выбор представитель администрации; 3) классный руководитель; 4) педагоги, которые предусматриваются в качестве учителей по учебным курсам (модулям) ОРКСЭ; 5) представитель Управляющего совета образовательной организации; 6) выразившие желание участвовать в Мероприятии официальные представители централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций, представленных в федеральных или региональных координационных органах, советах по ОРКСЭ.

Допускается проведение общего Мероприятия нескольких (двух и более) классов. В таком случае протоколы Мероприятия должны быть оформлены по каждому классу на основе личных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся в каждом классе.

Вести Мероприятие должен ответственный или руководитель (директор) образовательной организации.

Проведение Мероприятия рекомендуется построить по следующему примерному плану.

1) Вводное выступление ответственного или руководителя (директора) образовательной организации по теме Мероприятия.

2) Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем учебным курсам (модулям) ОРКСЭ.

3) Представление содержания образования по учебным курсам (модулям) модулям ОРКСЭ.

Представление родителям (законным представителям) содержания образования проводится ответственным или педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по учебным курсам (модулям) ОРКСЭ.

Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все учебные курсы (модули) ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся.

Представление содержания образования по каждому из учебных курсов (модулей) ОРКСЭ должно включать краткий рассказ о содержании данного учебного курса (модуля), целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно-методическом обеспечении. В представлении учебно-методического обеспечения должны использоваться учебники, учебно-методические комплексы, включенные в действующий Федеральный перечень учебников. В представлении учебников по религиозным культурам следует указать на наличие или отсутствие их экспертизы в соответствующих централизованных религиозных организациях. Следует отметить единую ценностную основу предметной области ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве. В представлении конфессиональных учебных курсов (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на Мероприятиях официальные представители соответствующих религиозных организаций.

4) Ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся.

5) Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (приложение 2).

Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы на завершающем этапе Мероприятия. Родители (законные представители) обучающихся заполняют бланк заявления самостоятельно, от руки. Допускается оформление заявления одним из родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются: 1) название образовательной организации; 2) фамилия и инициалы руководителя (директора) образовательной организации; 3) класс, в котором обучается ребёнок; 4) фамилия и имя ребёнка; 5) название выбранного учебного курса (модуля) ОРКСЭ; 6) дата; 7) личная подпись (подписи) родителя (законного представителя) обучающегося с расшифровкой.

6) Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений, проверка правильности их оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся каждого класса.

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации о выборе в Департамент образования и науки города Москвы (далее – Департамент).

По каждому классу должен быть оформлен протокол Мероприятия (приложение 3). Данные по выбору в правом столбце указываются в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п. При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль). Протокол должен быть подписан классным руководителем и представителем родительского сообщества класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на Мероприятии и получении от них заявления в более поздние сроки в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до направления данных в Департамент.

Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на Мероприятиях и добора заявлений от отсутствовавших родителей ответственный оформляет лист сводной информации образовательной организации (приложение 4), который подписывается руководителем (директором) образовательной организации и председателем Управляющего совета образовательной организации, скрепляется официальной печатью образовательной организации.

В установленные сроки (не позднее 30 апреля каждого года) информация о выборе в образовательной организации стандартным образом вносится в разработанную форму «Основы религиозных культур и светской этики» в личном кабинете ЕКИС (http://st.educom.ru/) в соответствии с прикрепленной к форме инструкцией, копии протоколов и лист сводной информации передаются в Городской методический центр Департамента образования города Москвы. К началу нового учебного года в электронном журнале МЭШ в учебные планы начального общего образования вносятся наименования учебных курсов (модулей) предметной области ОРКСЭ и создаются соответствующие рабочие программы.

В образовательной организации по итогам выбора сохраняются: 1) заявления родителей; 2) протоколы Мероприятий; 3) копия листа сводной информации. Указанная документация сохраняется в образовательной организации не менее 5 лет.

3. Особые условия.

3.1. Допускается предварительный сбор заявлений от родителей (законных представителей), которые могут отсутствовать в период выбора в образовательной организации и соответственно на Мероприятиях по уважительным причинам. В этом случае ответственный или, по его поручению, классный руководитель должен заранее выявить таких родителей (законных представителей), проинформировать их о выборе, передать им бланки заявлений, проверить их получение, обеспечить сбор правильно оформленных заявлений. Предварительно заполненные заявления родителей (законных представителей) обучающихся должны сохраняться у ответственного до проведения Мероприятий. Ответственный при необходимости должен оказать помощь классному руководителю в общении с родителями по вопросам выбора учебного курса (модуля) ОРКСЭ (содержание образования и др.), ответах на их вопросы.

3.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов и направления информации в Департамент. В этом случае родители (законные представители) обучающегося должны обратиться к классному руководителю лично или с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается классным руководителем по согласованию с педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по учебным курсам (модулям) ОРКСЭ и дальнейшим уведомлением руководителя (директора) образовательной организации. Изменение выбора должно быть оформлено новым заявлением от родителей (законных представителей) обучающегося, которое также должно сохраняться в образовательной организации, вместе с их первоначальным заявлением.

Информация

о преподавании в 4-х классах образовательных организаций предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», включающей шесть учебных курсов (модулей) по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все учебные курсы (модули), в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на мероприятии, посвященном выбору учебного курса (модуля) и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На мероприятии, посвященном выбору учебного курса (модуля), вам будет представлено содержание каждого из указанных учебных курсов (модулей), вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на мероприятии, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести учебных курсов (модулей) не допускается.

Дата, время, место проведения мероприятия:

С уважением, администрация _________________________________________

(наименование, место нахождения образовательной организации)

Заявление

Мы, родители (законные представители) учащегося ______ «____» класса образовательной организации _________________________________ (наименование, место нахождения образовательной организации) _____________________________________________________ (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор учебных курсов (модулей) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы светской этики»

выбираем для своего ребёнка изучение учебного курса (написать от руки):

Дата «___» _________________ 20___ г.

______________________________________ (Ф.И.О.) ___________ (подпись)

Протокол

выбора учебных курсов (модулей) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» ____ «____» класса

Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся ____ «____» класса учебных курсов (модулей) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»:

Число учащихся
(число цифрами и письменно)

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Дата «___» _______________ 20___ г.

Представитель родительского сообщества класса

Лист сводной информации

о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся учебных курсов (модулей) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

(наименование, место нахождения)

Название учебного курса (модуля)

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

«___» ______________ 20___ г.

Директор образовательной организации _______________________________

Председатель Управляющего совета образовательной организации

_____________________________________ (Ф.И.О.) ____________ (подпись)

Уважаемые родители! С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.

Уважаемые родители! С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс. Главная цель введения данного комплексного учебного курса — воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. В московской системе образования курс успешно преподаётся с 2012 года. Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе. Курс содержит: четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»; модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации. модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики. Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право! Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.

Уважаемые родители!

С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.

Главная цель введения данного комплексного учебного курса — воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка.

Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

  • четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
  • модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации;
  • модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!

Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого утверждена указанным ниже регламентом.

МОАУ «СОШ №71» г. Оренбург —>

Комендантский час

Администрация города напоминает,
что в соответствии с законом
Оренбургской области «О мерах
по предупреждению причинения вреда
физическому, психическому, духовному
и нравственному развитию детей на
территории Оренбургской области»
в период с 1 ноября по 31 марта
ограничивается нахождение
несовершеннолетних в общественных
местах в ночное время без
сопровождения взрослых с 22:00 до 06:00.

ОРКСЭ

Решением органов государственной власти с учетом образовательного запроса граждан России в 4-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи школьника: « Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули , в том числе по основам религиозным культурам, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления — обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей комплексного курса не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основ анному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.Основы православной культуры;

2.Основы исламской культуры;

3.Основы буддийской культуры;

4.Основы иудейской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6.Основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет носить светский характер — у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Предстоятель Русской Церкви посетил прием в честь участников II Бакинского саммита религиозных лидеров мира

Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение кафедрального собора святых Жен-мироносиц в Баку

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на месте мученической кончины апостола Варфоломея

Святейший Патриарх Кирилл посетил собор Рождества Пресвятой Богородицы в Баку

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым

Архив

Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения России новых проектов стандартов общего образования

Министерством просвещения Российской Федерации в недавнем времени опубликован проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (regulation.gov.ru, rusedu.center и др.). В данном проекте в предметной области Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) из шести предметов (модулей) по выбору, составляющих ОРКСЭ, предусматривается преподавание только двух модулей: по основам светской этики и мировых религиозных культур (https://rusedu.center/25-general-edu.html). Таким образом, из ОРКСЭ исключены Основы православной культуры и другие предметы по основам религиозных культур ислама, буддизма, иудаизма.

Также опубликован проект нового ФГОС основной ступени (5-9-й классы), где в предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), являющейся в соответствии с документами Министерства логическим продолжением ОРКСЭ, преподавание религиозных культур по выбору семьи школьника вообще не предусмотрено [1]. В целом можно говорить о предполагаемой попытке ликвидации возможностей воспитания детей с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Преподавание религиозных культур в российской школе развивается с 1990-х годов. В 2000-х годах разные курсы православной культуры изучали тысячи детей во многих регионах России. С 2009 года преподавание Основ религиозных культур и светской этики включается в основную программу школы на основе принципов добровольности и свободы выбора. В настоящее время ОРКСЭ реализуется во всех школах России, религиозные культуры изучают более полутора миллиона (1 602 025) четвероклассников. Правовые нормы о преподавании религиозных культур по выбору, полномочиях соответствующих религиозных организаций, в том числе в разработке учебно-методического обеспечения, закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год).

В текущем учебном году Основы православной культуры для своих детей выбрали почти 40% родителей. В некоторых областях Центрального и Южного федеральных округов — более 80%. Даже при искусственно сохраняющемся уже 10 лет экспериментальном минимальном объеме преподавания (всего 34 урока в одном 4-м классе) изучение детьми духовно-нравственной культуры оказывает на них положительное воздействие, о чем свидетельствуют множество учителей и родителей. Еще в начале введения ОРКСЭ в 2010 году подавляющее большинство детей заявили о желании продолжать его изучение в последующих классах, больше половины родителей высказывались за преподавание ОРКСЭ в школе не менее пяти лет. Эту позицию разделяют многие педагоги.

Вместо ожидаемого расширения преподавания религиозных культур, педагогически обоснованного преподавания по всем уровням школы проект нового ФГОСа предполагает просто ликвидировать эту практику. Все запланированные нововведения лишают граждан России права обеспечивать общее образование своих детей, соответствующее их религиозным убеждениям, которое закреплено в законодательстве Российской Федерации, международном гуманитарном праве (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, протокол 1, ст. 2).

Решения о введении ОРКСЭ, преподавании религиозных культур по выбору с участием соответствующих религиозных организаций принимались на высшем государственном уровне власти, Церкви и других российских религиозных организаций. Они были утверждены поручением Президента Российской Федерации (от 02.08.2009 № Пр-2009), распоряжением председателя Правительства России (от 29.10.2009 № 1578-р). Отказ от этой важнейшей практики воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей в российской школе нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви.

В соответствии с нормой федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о привлечении религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, модулей, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, о нравственных принципах, исторических и культурных традициях религии (ч. 6 ст. 87) Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви неоднократно обращался в Министерство просвещения Российской Федерации с предложениями, направленными на выполнение поручения Президента РФ В.В. Путина (от 15.12.2014 Пр-2876, п. 5) относительно совершенствования качества образования по ОРКСЭ. Также в Министерство просвещения неоднократно направлялись совместные предложения, согласованные всеми централизованными религиозными организациями — мусульман, буддистов, иудаистов, Русской Православной Церкви — участниками образовательного процесса по ОРКСЭ.

С сожалением констатируем, что все эти обращения не нашли должного отклика. Религиозные организации к разработке проектов новых стандартов, которые являются основным исходным элементом учебно-методического обеспечения общего образования, не привлекались.

Православные христиане, как и верующие других традиционных российских религиозных общин, являются патриотами России, ответственными гражданами, сторонниками суверенного развития Российского государства. Духовно-нравственное образование школьников на основе традиционной духовной культуры и нравственности народов России, повышение качества преподавания основ светской этики, традиционных религий (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 год) отвечает задачам укрепления Российского государства, гражданского единства, противодействия проявлениям экстремизма.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, представляя интересы православного сообщества в сфере общего образования, обращается к ответственным государственным структурам с призывом отказаться от утверждения проектов стандартов в данной редакции, выражает готовность к открытому обсуждению сложившейся ситуации и решению данной проблемы в конструктивном ключе, путем диалога, направленного на реализацию законных прав и свобод граждан России в сфере образования.

[1] Согласно методическому письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей Основы религиозных культур и светской этики и Основы духовно-нравственной культуры народов России: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *