Получение взятки и коммерческий подкуп

Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?

Коррупция – это социальное явление, нарушающее нормальную работу государственных и частных структур и создающее препятствия для качественного развития общества. Ведь не зря в большинстве нормативно-правовых актов стран мира это явление считается уголовно наказуемым. Конвенцию о борьбе с коррупцией разработала даже ООН. Страны восточной Европы давно находятся среди лидеров мира по уровню коррумпированности социальных и политических институтов.

Сама по себе, коррупция – очень широкое понятие. Это и продвижение родственника по службе, и плата за то, чтобы ребенка взяли в школу, и льготы отдельным лицам на кредит, и еще много-много различных, часто непохожих ситуаций. Самым распространенным ее видом является взятка, а одной из молодых разновидностей этой «социальной болезни» называют коммерческий подкуп.

Что такое взятка?

Самое интересное то, что «незаконно полученные средства» на постсоветском пространстве часто считаются равнозначным коррупции.

В русском языке даже есть термин «взяточничество». Это неудивительно, ведь в России это явление имеет очень долгую и насыщенную историю.

История развития в России

Еще со времен Киевской Руси и монгольского нашествия для того, чтобы добиться расположения князя (или хана), необходимо были «приносить дары». Кроме того, летописи сохранили данные о том, как горожане с дарами ходили к посаднику (главному в городе) и просили об удовлетворении различных нужд.

После реформы Петра І государственный аппарат начал стремительно развиваться. Следовательно, массово возросло количество чиновников. Но денег на высокие зарплаты для них не хватало, поэтому единственным способом заработка для «слуг народа» были отчисления от того самого народа. А называлось тогда это явление «мзда».

Кстати, российская литература ХІХ века полна карикатур на коррупционную ситуацию в стране. Яркий пример – Гоголь и его «Ревизор».

В советское время коррупцию считали буржуазным пережитком, однако это не значит, что ее побороли. Все знали о том, что она существует, но никто о ней не говорил. Сантехник за свою работу обязательно должен был получить «бутылку», а продавщица в магазине за «вознаграждение» могла оставить вам «под прилавком» дефицитный товар. И это примеры из 1960-1980-х, в довоенное время взяточничество тоже процветало.

В современной России коррупция объявлена врагом, она запрещена Уголовным кодексом, однако по подсчетам социологов только 9% населения верят, что дачу взяток в России можно искоренить, а около 60% считают ее частью повседневной жизни. Яркая иллюстрация – проходя через большинство организаций и учреждений, граждане дают (а иногда берут) «подарок».

Сущность взятки

Смысл данной «незаконной платы» можно охарактеризовать так: у одной стороны есть желание получить выгоду от другой, и для этого она готова отдать что-либо ценное (деньги, собственное время, служебное место). Иногда стимулируют не для совершения действия, а наоборот, для бездействия (например, неоткрытие административного дела).

Существуют еще более скрытые формы «подмазывания»: умышленный проигрыш в азартных играх, предоставление бесплатного имущества и даже прощение долга. Но главное условие, прописанное в законодательстве, связанное с взяточничеством — особа обязана быть должностным лицом и именно его положение должно быть использовано для дачи или получения «выгод имущественного характера».

Что такое подкуп?

В народе его называют «торговое подмазывание» – это относительно молодой вариант коррупции. Он очень тесно связан с такими понятиями, как «рыночная экономика», «частная собственность» и «коммерческие отношения».

Эта процедура передачи лицу, связанному с управлением организацией, определенного вознаграждения для удовлетворения желаний и нужд того, кто платит. То есть, это нарушение нормальных законов рыночной экономики, в основе которой лежит здоровая конкуренция.

Это понятие имеет очень короткую историю, однако явление известно давно. В ХIX веке иностранные предприниматели в России жаловались на то, что местные бизнесмены предпочитают решать экономические вопросы не посредством конкуренции, а через плату представителям чужой компании, тем самым разграничивая для себя сферы влияния. Это вызвано не только уровнем в целом коррупции в стране, а вообще отсутствием четкого понятия частная собственность.

В Советское время из-за существования командно-административной экономики и монополию государства на собственность как такового понятия «подкуп» в юридическом смысле не существовало. Однако директора заводов и фабрик могли «превышать» свои полномочия, но часто это требовало договоренности с партийными функционерами, а это уже «мзда». В современной России коммерческий подкуп запрещен Уголовным кодексом. В общем, то находясь на управленческой должности в организации любая передача (и получение) материальных ценностей сверх контракта может расцениваться как преступление.

Что собой представляет соглашение о неразглашении конфиденциальной информации — смотрите здесь.

Основные отличия между терминами

На первый взгляд эти два понятия очень близки. Сходства действительно имеются, например в обоих случаях происходит передача определенных ценностей с целью получения выгоды. Однако, эти сходства вызваны тем, что оба термина относятся к понятию коррупции.

На самом же деле больше различий. Давайте их разберем:

  • Изначально в юридической терминологии принято две разные характеристики: взятка – это должностное преступление, а подкуп – коммерческое.
  • Отличие в объекте преступления. Так, взятка посягает на правильную работу государственных служб, то есть нормальное выполнение основных функций государства. Отсюда принято считать, что коррумпированность чиновников подрывает доверие граждан к государству. Объектом коммерческого преступления является нормальная работа лиц и организаций, осуществляющих финансовую или предпринимательскую деятельность.
  • Отличие в субъекте преступления. В случае «мзды» – это должностные лица, которые инициировали либо взяли определенные ресурсы для того, чтобы использовать должность. Субъектами подкупа признаются лица, которые выполняют управленческие функции в организации. Как правило, достаточно одной прописанной в договоре функции управления, чтобы потенциально считать лицо субъектом коммерческого преступления.
  • Время совершения преступления. Взятку можно давать как до, так и после выполнения нужного действия. Согласно законодательству РФ, подкуп совершается только до осуществления деяния, то есть, по предварительной договоренности.
  • Меры ответственности

    «Мзда» и коммерческое «подбадривание» признаются преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ. Относительно первого основными являются ст. 285, 290 и 291. Что касается финансового «отката» для управленцев, то в кодексе он проходит по ст. 204. Кроме того, существует понятие «провокация взятки» — это статья 304.

    Для взятки ключевой момент для определения наказания – размер (сумма). Так, относительно этого существуют:

  • Малый размер. Штраф равен 25-50-кратному размеру от незаконно полученной суммы. Возможен вариант, когда преступника лишают права занимать этот или аналогичный пост на 3 года.
  • В значительном размере. Штраф в 30-60-кратном размере. Также могут лишить права на должность. И еще один вариант: лишение свободы до 3-х лет.
  • В крупном размере. Размер штрафа: 70-90-кратный. Плюс все вышеперечисленное или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
  • Особо крупный размер. Штраф в 100-кратном размере от суммы, а также все варианты из вышеперечисленного либо арест на срок до 15 лет.
  • Для подкупа важен момент, за что обвиняют:

  • За передачу средств предусмотрено наказание от 10 до 50-кратного размера от суммы, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо исправительные работы на 3 года.
  • За получение средств: штраф от 15 до 70-кратной суммы от незаконной платы, запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет либо арест на срок до 3-х лет.
  • Коррупционные действия подразделяются на множество видов. В частности, это взятка и коммерческий подкуп. По своей форме (передача средств для получения некого преимущества) они схожи, однако различаются по сфере правоотношения.

    Что собой представляет взятка

    Взятка – это одна из старейших форм коррупционных действий. Предполагает передачу денежных средств должностному лицу, работающему в государственном аппарате или аппарате местного самоуправления. Взяточник – это обязательно представитель госслужбы, который исполняет административные и управленческие функции, то есть принимает значимые решения. Определение взятки содержится в статье 290 УК РФ.

    Взятка может даваться в различных формах. К примеру, это могут быть деньги в конверте, подарки, различное движимое и недвижимое имущество. В какой бы из форм ни предоставлялась взятка, она должна быть оценена в деньгах. Средства могут передаваться как самим заинтересованным лицом, так и его представителем.

    Цель взятки – выполнение или невыполнение действий должностным лицом в интересах лица, от которого шли деньги. Рассмотрим примеры этих действий:

  • Взяточник пользуется своими должностными полномочиями в чьих-либо интересах. Он выполняет какие-либо действия или допускает бездействие. К примеру, «закрывает глаза» на какие-либо правонарушения.
  • Использование своего должностного положения. То есть взяточник использует не свои полномочия, оговоренные в законе, а статус. Чиновник обладает определенным авторитетом, который он может использовать. К примеру, он может пользоваться ресурсами своих подчиненных.
  • Взяточник покровительствует заинтересованному лицу. К примеру, он дает необоснованные поощрения, допускает заступничество, незаслуженно продвигает сотрудника по службе.
  • Попустительство правонарушениям. К примеру, заинтересованное лицо совершает правонарушения, однако должностное лицо никак на это не реагирует.
  • Состав преступления обнаруживается в момент получения хотя бы части взятки. Рассмотрим ситуацию. Деньги переданы, однако взяточник не успел исполнить положенные действия. Будет ли это считаться взяткой? Да.

    К СВЕДЕНИЮ! Если деньги передаются посредником, его действия также будут преступными. Квалифицируются они на основании статьи 291 УК РФ.

    Что собой представляет коммерческий подкуп

    Коммерческий подкуп – это также передача денежных средств для незаконного достижения своих целей. Однако в данном случае происходит это не в государственной, а в предпринимательской сфере, то есть деньги будут передаваться не чиновнику, а руководителю компании. Коммерческий подкуп нарушает главные принципы предпринимательской конкуренции, а потому является правонарушением. Подкуп может осуществляться в этих формах:

    • Передача денег или ценных бумаг.
    • Передача имущества: авто, драгоценности.
    • Поставка услуг по заниженной стоимости.
    • Списание кредита.
    • Отзыв иска, поданного в судебное учреждение ранее.
    • Продажа продукции, оборудования по сниженным ценам.
    • Завышение предоставляемых гонораров.
    • Предметом подкупа не могут быть предметы, которые нельзя оценить в денежной форме. К примеру, КП не будут вещи, имеющие субъективную ценность: личные письма, фотографии.

      Чем отличается взятка от подкупа

      Рассмотрим базовые характеристики взяток:

    • Средства передаются государственному служащему.
    • Этот служащий имеет полномочия для предоставления выгод заинтересованному лицу.
    • Взаимная выгода, о которой стороны договариваются заранее.
    • Рассмотрим базовые характеристики коммерческого подкупа:

    • Средства передаются представителю управленческой структуры коммерческого субъекта.
    • Взаимная выгода лежит в плоскости предпринимательской деятельности.
    • Ответственность за подкуп возлагается на обе стороны.

    Рассмотрим существенные различия в форме таблицы:

    Взятка Подкуп
    Взяточником является должностное лицо. Деньги передаются представителям коммерческих субъектов.
    Происходит посягательство на нормальную работу госорганов, вследствие чего уменьшается уровень доверия граждан к соответствующим структурам. Происходит посягательство на адекватную предпринимательскую деятельность, на нормальную конкурентоспособность среды.
    Является должностным преступлением. Является коммерческим правонарушением.

    ВАЖНО! Эти коррупционные действия различаются и по времени исполнения. Взятка может передаваться и до, и после совершения действия к выгоде заинтересованного лица. Подкуп – это предварительное действие.

    И взятка, и подкуп – это действия коррупционного характера. У них есть и отличия, и сходства. Сходство заключается в самом выражении действия. Это передача средств. Рассмотрим остальные сходства:

  • Преступлением коррупционное действие становится в момент передачи средств или их части.
  • Основной целью правонарушения является корысть, интерес передающего деньги.
  • Коррупционное действие является умышленным. То есть взяточник понимал, что он делает и какую цель он преследует.
  • Несмотря на все сходства, эти коррупционные действия по-разному именуются и по-разному наказываются.

    Процессуальные различия

    Рассмотрим процессуальные отличия:

    Основание Взятка Подкуп
    Законодательство Статьи 290, 291 УК РФ Статья 204 УК РФ
    Сфера Государственная и административная область Коммерческая деятельность предпринимателей
    Вид нарушения Должностное Коммерческое
    Объект правонарушения Социальные отношения в сфере государственных структур Реализация прав предпринимателей, стабильность коммерческой деятельности, справедливая конкуренция
    Субъекты нарушения Взяточники, у которых есть соответствующее служебное положение Представители коммерческих организаций, у которых есть управленческие функции
    Время нарушения Получение до или после совершения действия Получение денег перед совершением действия
    Тяжесть нарушения Небольшая При передаче – некрупная, при получении – крупная

    То есть взятка и подкуп – это действия, которые регламентируются даже различными статьями УК РФ.

    Ответственность за коррупцию

    Взятка и подкуп – это преступления, которые регламентируются УК. Взятка упоминается в статьях 285, 290 и 291 УК РФ. Ответственность за подкуп накладывается на основании статьи 304 УК РФ.

    При определении наказания при взятке существенным фактором является ее объем:

  • Простая взятка в размере до 25 000 рублей (часть 1 статьи 291 УК РФ). Штраф составляет 15-25-кратный размер от переданной суммы. Альтернативное наказание – до 2 лет лишения свободы.
  • Взятка в значительном размере (от 25 000 рублей, часть 2 статьи 291 УК РФ). Штраф в 20-40-кратном объеме. Альтернативное наказание – до 3 лет.
  • Взятка за заведомо неправомерное действие (часть 3 статьи 291 УК РФ). Штраф в 30-60-кратном размере. Альтернативное наказание – до 8 лет лишения свободы.
  • Деньги даны группой лиц и в особо крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ). Штраф в 60-80-кратном объеме. Альтернативное наказание – от 5 до 10 лет.
  • Взятка в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей, часть 5 статьи 291 УК РФ). Штраф в 70-90-кратном размере. Альтернативное наказание – от 7 до 12 лет лишения свободы.
  • Наказание за подкуп определяется составом этого преступления:

  • Передача средств. Штраф в 10-50-кратном размере от подкупа, лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 3 лет.
  • Получение средств. Штраф в 15-70-кратном объеме от подкупа, запрет на дальнейшее занятие деятельностью на срок 3 года, лишение свободы до 3 лет.
  • Взятка – это более распространенное явление, однако часто встречаются преступления и против конкуренции в коммерческой области.

    Уголовный кодекс РФ дополнен новыми понятиями – мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» признаны преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

    Введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ), под которым понимается непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа.

    Этим же законом ужесточена ответственность должностных лиц за получения взятки за незаконные действия, то есть увеличен верхний предел наказания в виде лишения свободы с 7 лет до 8 лет (ч. 3 ст. 290 УК РФ). В целом же ответственность в части дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ужесточена по всем частям ст. 290 УК РФ путем увеличения максимального срока данного наказания.

    Также существенно усилена мера наказания за дачу взятки в крупном и в особо крупном размере (ч.ч. 4 и 5 ст. 291 УК РФ), теперь лишение свободы за данные преступления назначается в пределах от 7 до 12 и от 8 до 15 лет соответственно.

    Наряду с этим в Уголовный кодекс РФ введены новые статьи и такие понятия как мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Таковыми являются коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей и соответственно получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Однако одновременно предусмотрена повышенная ответственность за повторное совершение данных деяний. Осуществление предварительного расследования по уголовным делам о данных преступлениях будет осуществляться в форме дознания.

    Уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки — это должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

    Также предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на длительные сроки).

    Кроме того внесены изменения и в УПК РФ, то есть изменена подсудность уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 204 УК РФ, ч. 1 ст. 290 УК РФ, ч. 1 ст. 291 УК РФ. Согласно внесенных изменений указанные уголовные дела подсудны теперь мировому суду. Рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 204.2 и ст. 291.2 УК РФ также отнесено к подсудности мировых судей.

    Прокуратура разъясняет

    Чем коммерческий подкуп отличается от взятки? Что он за собой влечет?

    Отвечает начальник отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Виктор Викторович Балдин

    По своей правовой сути коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) очень похож на получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

    Разница в том, что статьи о взяточничестве направлены на привлечение к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц государственных и административных органов, а коммерческий подкуп подразумевает по сути ту же взятку, только в коммерческой среде.

    Уголовным кодексом за совершение этого преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от десятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа, а также лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

    Наказание за коррупцию в негосударственной сфере предусмотрено не только уголовным законодательством в отношении физических лиц. Так, установлена ответственность за нее организаций. Ее правовую основу составляет ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы, незаконно переданной от имени юридического лица с целью подкупа.

    Получение взятки и коммерческий подкуп

    Дача взятки должностному лицу и коммерческий подкуп. Общее и отличия.

    Раздел 10. Преступления против государственной власти.

    Взяточничество— это предусмотренные ст. 290 и 291 УК противоправные умышленные общественно опасные действия, подрывающие авторитет органов власти (управления), интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

    Указанные действия одновременно отражают два преступления: получение взятки и дачу взятки.

    Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве авторитета органов власти (управления), интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

    Статья 291 УК состоит из двух частей, отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления соответственно средней тяжести и тяжких.

    Присоединенное к статье примечание предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности в связи с принуждением к совершению преступления — вымогательством взятки (стечением тяжелых обстоятельств) или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

    Основные объекты преступных посягательств — установленный законом порядок деятельности государственных органов и учреждений, а также органов и учреждений местного самоуправления, интересы службы в этих органах и учреждениях. Дополнительные объекты — общественная нравственность, материальные интересы потерпевшего.

    Предметы посягательства — деньги, ценные бумаги, иное имущество. Предметом взяточничества также могут быть выгоды (услуги) имущественного характера.

    Объективная сторона взяточничества выражается в форме действия: в даче взятки должностному лицу лично или через посредника (ст. 291 УК).

    а) взятка-подкуп — даваемая (получаемая) за предстоящее активное или пассивное поведение должностного лица;

    б) взятка-вознаграждение — даваемая (получаемая) в благодарность за совершенное или несовершенное поведение. При этом не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка — до или после осуществления им обусловленного поведения.

    По законодательной конструкции составы преступлений, предусмотренные ст. 290 и 291 УК, являются формальными. Преступления окончены (составами) в момент принятия получателем (должностным лицом или его посредником) хотя бы части передаваемых ценностей.

    Если должностное лицо получает предмет взятки без намерения осуществить в пользу взяткодателя или иного представляемого им лица определенного поведения (а с целью присвоения материальных благ), поскольку такое поведение не входит в его компетенцию и он не может оказать с использованием своих служебных полномочий воздействие на данное поведение, то содеянное дающим взятку нужно квалифицировать как покушение на дачу взятки, а получателем взятки — как мошенничество.

    Аналогичным образом решается вопрос о квалификации деяния, когда лицо получает от взяткодателя предметы взятки якобы для передачи должностному лицу и, не намереваясь это сделать, присваивает их. Поведение дающего лица в данном случае надлежит квалифицировать как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

    Субъект посягательства, предусмотренного по ст. 291УК, — общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

    Субъективная сторона взяточничества характеризуется виной в форме умысла, причем прямого.

    Как правило, взяточничество совершается по корыстным мотивам. Однако может быть и иная личная заинтересованность лица, дающего взятку.

    Для наличия факта взяточничества не обязательна договоренность о передаче предметов посягательства. Иногда достаточно осознания дающим и получающим лицами того, что вручение взятки необходимо для удовлетворения интереса взяткодателя.

    Квалифицирующие признаки закреплены в ч. 2 ст. 291 УК— это получение должностным лицом или дача должностному лицу взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие), т.е. таких деяний, которые запрещены законом или явно противоречат предъявляемым законом либо подзаконным нормативным правовым актом требованиям. Причем лицо должно осознавать незаконный характер своего деяния.

    В отличие от получения взятки (ст. 290 УК) субъектом провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК) может быть любое лицо.

    Более того, в отличие от взятки (ст. 291 УК), при провокации это лицо действует с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

    Провокация взятки либо коммерческого подкупа в отличие от ее получения (дачи) является оконченным (составом) преступлением с момента попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо попытки оказания услуг имущественного характера .

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 г. Москва «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

    Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др.

    В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

    В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

    В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

    Правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

    В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве (статьи 290, 291 и 291 1 УК РФ) и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных (в частности, предусмотренных статьями 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ), и в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

    1. При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее — должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

    Обратить внимание судов на то, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в статьях 290, 291 и 291 1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

    Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

    К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

    2. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

    3. Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

    4. Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

    При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по статье 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

    5. Судам следует иметь в виду, что при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.

    Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

    К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

    Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

    6. Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (часть 3 статьи 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

    К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

    Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по части 3 статьи 290 УК РФ.

    7. Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

    8. Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

    9. Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291 1] УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

    Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

    Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

    Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

    10. Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

    Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту «в» части 5 статьи 290 УК РФ.

    11. В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки, посредничества во взяточничестве либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, сначала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

    12. В случае, если должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 291 1 УК РФ, частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ.

    Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп.

    13. Получение или дача взятки, в том числе через посредника, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

    14. Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

    Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 3 — 5 статьи 291 УК РФ) или к получению взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 2 — 6 статьи 290 УК РФ), а равно к коммерческому подкупу (часть 1 статьи 30 и соответственно части 2 — 4 статьи 204 УК РФ).

    15. Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

    В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

    При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

    Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 или статьей 204 УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (статья 291[1] УК РФ) или соучастие в коммерческом подкупе (статья 204 УК РФ со ссылкой на статью 33 УК РФ).

    16. Исходя из положений статьи 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

    В организованную группу (пункт «а» части 5 статьи 290 УК РФ и пункт «а» части 4 статьи 204 УК РФ), помимо одного или нескольких должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.

    В случае признания получения взятки либо предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 290 или статьи 204 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

    17. Решая вопрос о квалификации получения взятки или предмета коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы.

    18. Под вымогательством взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт «б» части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

    Для квалификации содеянного по пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту «б» части 4 статьи 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

    Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 или 201 УК РФ.

    19. По пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту «б» части 4 статьи 204 УК РФ следует квалифицировать получение взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки либо предмета коммерческого подкупа. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующим частям статьи 291 1 УК РФ либо как пособничество в коммерческом подкупе по части 5 статьи 33 и пункту «б» части 4 статьи 204 УК РФ.

    20. Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества или коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, получение взятки в значительном, крупном или особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников соответствующих преступлений, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

    21. От совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

    Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получены или переданы от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

    Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

    Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.

    22. Обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.

    23. Если за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

    Если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состав преступления, предусмотренный статьей 291 либо статьей 291 1 УК РФ.

    24. Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

    В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

    Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.

    25. Если должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе либо учреждении организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, заключило от имени соответствующего органа (учреждения) договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества (статья 160 УК РФ) и как получение взятки (статья 290 УК РФ).

    Если же при указанных обстоятельствах стоимость товаров, работ или услуг завышена не была, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки.

    26. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве.

    По смыслу закона, если лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, впоследствии совершило преступление, предусмотренное частями 1 — 4 статьи 291 1 УК РФ, содеянное им квалифицируется по соответствующей части этой статьи как посредничество во взяточничестве без совокупности с частью 5 статьи 291 1 УК РФ.

    В случае, когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве взятки должностному лицу либо посреднику и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным частью 5 статьи 291 1 УК РФ.

    27. При отграничении непосредственной передачи взятки по поручению взяткодателя (посредничество во взяточничестве) от дачи взятки должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица судам следует исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество.

    28. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать взятку должностному лицу, несет ответственность по статье 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, — при наличии оснований, по статье 291 1 УК РФ за посредничество во взяточничестве.

    Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившие подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконное вознаграждение, несет ответственность по части 1 или части 2 статьи 204 УК РФ, а работник, выполнивший его поручение, — по части 5 статьи 33 и части 1 или части 2 статьи 204 УК РФ.

    Привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    29. К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 291, 291 1 и частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ, в силу примечаний к указанным статьям относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки, посредничестве во взяточничестве либо коммерческом подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

    Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

    Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.

    30. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

    От передачи взятки или предмета коммерческого подкупа под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, подлежит возврату их владельцу.

    Не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 либо частями 1 и 2 статьи 204 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

    31. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 204 УК РФ, судам следует иметь в виду, что на основании примечаний 2 и 3 к статье 201 УК РФ уголовное преследование за коммерческий подкуп, совершенный лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, может осуществляться лишь по заявлению либо с согласия руководителя данной организации.

    Если незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получено руководителем такой коммерческой организации, то его уголовное преследование осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение этого руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

    Уголовное преследование осуществляется на общих основаниях в случаях, когда в результате коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, вред причинен интересам иных организаций либо интересам граждан, общества или государства.

    В таком же порядке осуществляется уголовное преследование за коммерческий подкуп в отношении лица, выполняющего управленческие функции на государственном или муниципальном предприятии либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

    32. Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ) наступает лишь в случае, когда попытка передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа и должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось их принять.

    Провокация взятки или коммерческого подкупа является оконченным преступлением с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо вопреки их отказу принять незаконное вознаграждение.

    Передача в вышеуказанных целях должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущества, оказание им услуг имущественного характера, если указанные лица согласились принять это незаконное вознаграждение в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, исключают квалификацию содеянного по статье 304 УК РФ.

    33. В связи с тем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа совершается без ведома либо заведомо вопреки желанию должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанные лица не подлежат уголовной ответственности за получение взятки либо за коммерческий подкуп за отсутствием события преступления (пункт 1 части 1 статьи 24 УПК РФ).

    34. От преступления, предусмотренного статьей 304 УК РФ, следует отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа.

    Указанные действия совершаются в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено.

    Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние. В этом случае в содеянном отсутствует состав преступления (пункт 2 части 1 статьи 24 УПК РФ).

    35. Разъяснить судам, что предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

    Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

    Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

    36. Обратить внимание судов на необходимость исполнять требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, совершившим коррупционные преступления с использованием своего служебного положения, учитывая при оценке степени общественной опасности содеянного содержание мотивов и целей, значимость обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий (бездействия), характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и данные о личности виновного.

    При наличии условий, указанных в части 3 статьи 47 УК РФ, судам следует обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному в совершении коррупционного преступления лицу дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, имея в виду, что такой вид наказания может быть назначен независимо от того, предусмотрен ли он санкцией уголовного закона, по которому квалифицированы действия осужденного.

    37. Рекомендовать судам при рассмотрении дел о коррупционных преступлениях устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению таких преступлений, особенно получению и даче взятки, посредничеству во взяточничестве, нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения законодательства Российской Федерации и в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ в каждом конкретном случае выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

    38. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу:

    постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 года N 7, от 23 декабря 2010 года N 31 и от 22 мая 2012 года N 7);

    пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 7 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»;

    пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 31 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»;

    постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 года N 7 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации

    Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *