Гражданство рф правовые основы

Правовые основы гражданства РФ

Рассмотрим содержание правовых основ гражданства РФ, которые определяют фундамент регулирования данной сферы.

12 декабря 1993 года в России приняли Конституцию, положения которой сформировали правовые основы гражданства РФ.

В статье 6 Конституции указано, что гражданство РФ является единым и равным вне зависимости от оснований его приобретения.

Конституция России регулирует только один его вид – гражданство РФ. В статье 71 подчеркивается, что решение всех вопросов относительно гражданства России отнесено к исключительному ведению РФ.

19 апреля 2002 года Государственная Дума приняла ФЗ «О гражданстве РФ». 15 мая 2002 года закон был одобрен Советом Федерации РФ, а 31 мая 2002 года его подписал Президентом РФ, 1 июля 2002 года ФЗ вступил в законную силу.

В указанном законе отражены:

– основы и принципы гражданства РФ;

– правила, которые регулируют соответствующие отношения;

– основания, условия и порядок его приобретения или прекращения.

В соответствии со статьей 2 ФЗ правовые основы гражданства РФ регламентируются Конституцией РФ, международными договорами, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативно-правовыми актами.

Согласно положениям закона гражданство РФ является единым и равным вне зависимости от оснований приобретения. Данный принцип основан на мировой практике федерализма, основанной на отказе от признания возможности присутствия одного суверенного государства в составе другого суверенного государства.

В статье 4 рассматриваемого федерального закона установлено, что проживание гражданина РФ за её пределами не означает прекращение его гражданства России. Данный принцип происходит из естественного права человека на свободу выбора места жительства, выезда за пределы страны и беспрепятственно возвращения.

Ни само по себе проживание за границами России, ни его длительность не могут выступать в качестве основания для прекращения гражданства РФ. Подобной правовой основой может стать только волеизъявление самого гражданина.

В статье 61 Конституции закреплен принцип, в соответствии с которым гражданин РФ не может быть выслан за пределы России либо выдан иностранному государству. Это создает надежные правовые гарантии защиты интересов российских граждан.

В части 6 статьи 4 ФЗ «О гражданстве РФ» указывается на поощрение приобретения гражданства России лицами без гражданства, которые проживают на территории России. Подобный подход подчеркивает приверженность России международному принципу снижения случаев безгражданства в отношении лиц, которые проживают на её территории.

В законе говорится и о принципе двойного гражданства. Так, гражданин России, обладающий также иным гражданством, определяется Российской Федерацией лишь как гражданин РФ, кроме случаев, отраженных в международных договорах РФ или федеральном законе. Приобретение гражданином России другого подданства не означает прекращения гражданства РФ.

Согласно положениям статьи 8 ФЗ заключение или расторжение брака между гражданином России и лицом без российского гражданства или его изменение одним из супругов не приводит к изменению подданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в данном браке либо усыновленных супругами детей.

В ФЗ «О гражданстве РФ» регламентированы вопросы:

– его приобретения и прекращения;

– отмены решений по соответствующим вопросам;

– гражданства детей при его изменении у родителей;

– гражданства опекунов, попечителей, недееспособных лиц.

В ФЗ определены органы, уполномоченные решать дела о гражданстве России. В нём регулируется производство по делам о гражданстве РФ, устанавливается порядок обжалования решений уполномоченных на решение соответствующих вопросов органов и их должностных лиц, определен порядок разрешения споров по вопросам гражданства России.

Таким образом, правовые основы гражданства РФ заложены в Конституции Российской Федерации.

Правовые основы российского гражданства

Правовые основы российского гражданства

Гражданство, кажущееся, на первый взгляд, явлением простым, на самом деле имеет сложную и многогранную природу. Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Оно может быть почетным; его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить. Как правило, гражданство определяется как связь индивида с государством, но очевидно, что в то же время оно представляет собой и определенное состояние основной части населения государства. Гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой институт, но и как институт социально-культурный, нравственно-психологический. Юридическая природа гражданства включает в себя понимание его и как института права, и правоотношения, и правового состояния, и субъективного права. Для того чтобы лицо могло считаться гражданином какого-либо государства, необходимо документальное подтверждение гражданства. Содержательно гражданство динамично, поскольку отражает даже малейшие изменения в государстве, политическом режиме и правовом положении граждан. Гражданство, как зеркало, отражает авторитет и положение государства в международных отношениях.

Как отмечает Томас Хаммар, смысл гражданства различен в странах эмиграции и в странах иммиграции; в государствах старых и новых; в государствах национально однородных и многонациональных; в государствах светских и религиозных; в государствах, ощущающих угрозу, и в государствах, осознающих себя в безопасности; в государствах тоталитарных и либерально-демократических 1 Хаммар Т. Государство, нация и двойное гражданство // Российский бюллетень по правам человека. 1994. № 3. С. 59. .

Институт гражданства в равной мере важен как для государства, так и для отдельной личности, поскольку связь гражданства объединяет индивида и государство, по общему правилу, посредством предварительной интеграции индивида в общество. Гражданство соединяет народ и государство посредством оформления правового состояния проживающего на территории государства населения. Непосредственно обеспечивая суверенитет государства, гражданство делает возможным преемственное развитие государственности.

Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство предоставляет личности возможность принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Подавляющее большинство граждан государства не испытывают каких-либо проблем, связанных с установлением гражданства. Как правило, они признаются гражданами государства с момента рождения и сохраняют состояние гражданства на протяжении всей жизни. Однако в случае перемещения в другую страну, что происходит по разным причинам (вынужденная миграция вследствие межнациональных конфликтов, низкий уровень жизни, интернационализация экономики, заключение брака между гражданами разных государств), могут возникнуть проблемы, связанные с изменением гражданства. При этом сама процедура прекращения прежнего гражданства и получения нового зачастую отнимает много сил и времени и воспринимается довольно болезненно людьми, которым для получения необходимых документов приходится не только обращаться в различные официальные органы, но подчас неоднократно выезжать для этого на прежнее место жительства, или же обращаться за помощью в посольские или консульские учреждения страны своего прежнего места жительства.

Необходимость углубленной разработки взаимоотношений личности и государства вытекает из провозглашения Российской Федерации в ст. 1 Конституции РФ демократическим правовым государством. Гражданство как одно из основополагающих прав человека нашло отражение и в международном праве. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Кроме того, в числе прав человека Декларация провозгласила право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13).

Конституция Российской Федерации относит гражданство к числу основ конституционного строя (ст. 6). В то же время вступление в силу с 1 июля 2002 г. ныне действующего Федерального закона от 19 апреля 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 28.06.2009 г.). «О гражданстве Российской Федерации» и внесение в него целого ряда последующих изменений свидетельствует о том, что процесс формирования института гражданства в нашей стране, как и в других бывших союзных республиках, еще нельзя признать полностью завершенным.

После распада Советского Союза для его бывших республик, ставших независимыми государствами, и проживающего в них населения вопросы гражданства приобрели особое значение. Становление института гражданства в этих государствах неразрывно связано с преодолением последствий распада СССР и формированием собственной государственности, немыслимой без гражданства. При установлении института гражданства ряд республик — стран бывшего СССР — закрепили в своем законодательстве нормы и принципы гражданства, зачастую противоречащие международным. Такая ситуация еще более обострила возникшую после распада СССР проблему национальных меньшинств, лиц без гражданства, мигрантов, а также этнических соотечественников, оказавшихся помимо своей воли в одночасье иностранными гражданами или лицами без гражданства по отношению к России, гражданами которой они хотели бы являться.

Для взаимоотношений России с другими странами и прежде всего со странами ближнего зарубежья особое значение приобрела проблема двойного гражданства, что обусловлено прекращением существования единого союзного гражданства. Массовое предоставление второго — российского — гражданства ухудшает отношения России с другими странами постсоветского пространства. Это подтверждает обострение ситуации с двойным гражданством в Туркменистане, несмотря на то, что между Россией и Туркменистаном был заключен договор о двойном гражданстве.

В заключенном 17 сентября 2008 г. Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия каждая из сторон признала за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Договаривающейся Стороны (ч. 1 ст. 8).

Чрезмерно открытое и свободное российское гражданство, просуществовавшее за десятилетие действия Закона РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР», в сочетании с накапливающимися другими нерешенными проблемами, прежде всего нелегальной и неконтролируемой миграцией, уже давно перестало соответствовать интересам национальной безопасности Российского государства и его граждан. Назрела необходимость законодательного ограничения безмерного расширения круга российских граждан, находящихся вне пределов России, путем их простого признания или облегченного приема в российское гражданство.

Преодолением затянувшегося переходного периода в развитии российского гражданства и одновременно его новым этапом стало принятие после долгой подготовки нового Федерального закона от 19 апреля 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». В то же время в целом законодательство о гражданстве нельзя сводить только к указанному Закону, поскольку оно представляет собой большой и сложный массив нормативных актов. Отношения гражданства регулируются целой системой подзаконных нормативных актов, устанавливающих процедурные вопросы института гражданства. Кроме того, некоторые федеральные законы определяют специальные правовые статусы отдельных категорий лиц, чье правовое положение определяется наличием или отсутствием российского гражданства. В их числе можно назвать базовый Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. (в ред. от 27.12.2009 г.). «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 24 мая 1999 г. (в ред. от 25.07.2009 г.). «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Не так давно был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. (в ред. от 19.07.2009 г.) № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

На государственную политику по отношению к гражданству влияет целый ряд объективных социально-политических факторов, прежде всего, связанных с миграционными процессами.

В условиях распада СССР многие сотни тысяч мигрантов оказались бы в положении беженцев, лиц без гражданства, если бы они не были приняты в российское гражданство. После распада СССР за пределами России осталось около 25 млн. русских и 4 млн. представителей других национальностей. Прежнее российское законодательство о гражданстве предоставляло в упрощенном порядке гражданам бывшего СССР российское гражданство, не требуя при этом отказа от иного гражданства. Массовое предоставление статуса российских граждан способствовало позитивному решению проблемы перемещения населения, что коснулось судеб миллионов людей.

Статистика показывает, что за 10 лет действия предыдущего Закона о гражданстве 1991 г. российское гражданство получили 4.9 млн. человек. Около 1 млн. из них приехали в Россию из Казахстана, 600 тыс. — из Украины, высоким был также уровень миграции из Узбекистана. Армении, Таджикистана.

Центральная проблема правового регулирования российского гражданства в новом Законе о гражданстве связана с проблемой соотечественников, оставшихся проживать в республиках бывшего СССР. Эта проблема остается по-прежнему острой и спустя почти два десятилетия после распада Советского Союза. Так, в начале апреля 2003 г. Туркменистан прекратил действие Соглашения от 1993 г. между Россией и Туркменистаном о двойном гражданстве. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. Президент РФ обратил внимание на необходимость изменения нового российского Закона о гражданстве в сторону его смягчения, отметив, что более миллиона человек, приехавших в Россию после распада СССР, в связи с его принятием попали в сложнейшую ситуацию.

Оптимизации правового регулирования российского гражданства способствовало принятие ряда поправок в Закон о гражданстве 2002 г.

Внесенные изменения и дополнения были направлены на облегчение приема в российское гражданство соотечественников — граждан бывшего СССР, а также некоторых других категорий лиц, например, получивших среднее или высшее профессиональное образование в российских учебных заведениях после 1 июля 2002 г., военнослужащих, не менее трех лет прослуживших по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, нетрудоспособных.

Благодаря внесенным Федеральным законом от 1 октября 2008 г. № 163-ФЗ дополнениям в Закон о гражданстве, право на прием в российское гражданство в упрощенном порядке также получили иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (ч. 7 ст. 14 Закона).

Законодательное упрощение оснований и процедуры приема в российское гражданство позволило в 2006 г. стать российскими гражданами 500 тыс. человек, тогда как за 2005 г. это удалось сделать 350 тысячам 2 Как не превратиться в проходной двор // Российская газета. 2006. 16 марта. .

С 1 июля 2009 г. прекратила действие ч. 4 ст. 15 Закона о гражданстве, в соответствии с которой имели право на получение российского гражданства в упрошенном порядке, без соблюдения ряда общий условий, иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 г., либо получившие разрешение на временное проживание в России или вид на жительство, если они до указанного срока (т.е. до 1 июля 2009 г.) не заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Впрочем, право на упрощенный прием в российское гражданство сохраняют другие категории иностранных граждан и лиц без гражданства, указанные в ст. 14 Закона. Например: лица, приезжающие в целях воссоединения семьи; те, у кого хотя бы один из родителей имеет российское гражданство; лица, состоящие в браке с российскими гражданами более 3 лет; лица, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство СССР; лица, окончившие после 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации средние или высшие профессиональные учебные заведения, и другие.

Исследование гражданства является частью более глобальной проблемы взаимоотношений личности и государства, изучением которой занимались такие видные современные отечественные ученые-юристы, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, В.Н. Бутылин. Н.В. Витрук, В.Ф. Воробьев, И.Н. Глебов, И.В. Гончаров, В. Земскова. И.Н. Зубов, В.Я. Кикоть, Е.И. Козлова. И.Т. Левченко, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев. А.С. Прудников. Н.М. Смородин, М.Л. Тюркин, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и д.р.

В международном праве гражданству посвящены работы С.В. Черниченко «Международно-правовые вопросы гражданства» (М., 1968), Ю.Р. Боярса «Вопросы гражданства в международном праве» (М., 1986). В 2008 г. была переиздана фундаментальная работа Н.В. Витрука «Общая теория правового положения личности» (М.: Норма).

Появление нового российского закона о гражданстве, естествено, не прошло незамеченным. В числе новых исследований, посвященных гражданству, следует отметить книги О.Е. Кутафина, Я. Кикотя и др.

В то же время разработка общих проблем теории гражданства в отечественном правоведении всегда отставала от потребностей практики. Становление гражданства как основы государственности, законодательная динамика, а также многогранность политических, экономических и социальных проблем, связанных с ним, свидетельствуют об актуальности и важности исследования данной темы.

Основные отношения, связанные с граждан­ством, регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

На основе данного Закона Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст.3 Закона).

Основные международно-правовые нормы о гражданстве содержатся в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), а также в целом ряде деклараций и конвенций, принятых международными организациями по широкому кругу важных проблем, затрагивающих права и интересы значительной части населения, проживающего в разных регионах мира.

Отношения, связанные с гражданством республик РФ, регламентируются в их Конституциях и соот­ветствующих законодательных актах.

Основные принципы гражданства.

1. Запрет включения в нормы о гражданстве РФ положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Аналогичный запрет устанавливают и нормы международного права (ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

2. Гражданство РФ является единым и равным для всех. Равенство гражданства подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статуса «гражданин России», места проживания.

3. Принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства). Означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не повлечет автоматического прекращения его гражданства.

4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

5. Запрет высылки граждан РФ за ее пределы и их выдачи иностранному государству. Как исключение из этого правила рассматривается только возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление на территории другой страны при условии пресечения их преступной деятельности правоохранительными органами этого государства.

6. Поощрение государством приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на ее территории.

7. Воз­можность иметь гражданство иностранного госу­дарства (двойное гражданство) в соответствии с феде­ральным законом или международным договором РФ. Признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: тре­буется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора РФ с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент РФ.

8. Принципы защиты и покровительства граждан РФ, находящихся за пределами РФ. Государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защи­щать их права.

Тема 8: Гражданство Российской Федерации § 1. Понятие, принципы и правовые основы гражданства

Понятие. Как уже отмечалось выше, конституционно-правовой статус личности неразрывно связан с гражданством. В конституционном праве гражданство рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: гражданство в субъективном смысле и гражданство как конституционно-правовой институт. Гражданство в субъективном смысле есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Таким образом, суть гражданства в субъективном его смысле — волевые отношения лица и государства по установлению между ними определенной правовой связи. Гражданство как правовая связь лица и государства обладает рядом черт, отличающих его от тех специфических правовых связей, которыми характеризуется правовое положение иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданство — это общая, длящаяся и устойчивая правовая связь лица и государства. В отличие от состояния гражданства, отношения государства с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на его территории, не носят, как правило, характера устойчивой правовой связи, прерываются, как только иностранец покидает пределы данного государства. Кроме того, в отличие от граждан, иностранцы и лица без гражданства на территории данного государства не имеют всей полноты прав и свобод, принадлежащих гражданам этого государства, и не несут ряд обязанностей.

Что касается понятия гражданства как конституционно-правового института, то под ним понимается совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы гражданства, регулирующих отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства, гражданством детей и гражданством родителей, опекунов и попечителей, недееспособных лиц, а также определенный круг отношений процессуального, процедурного и исполнительного характера.

Принципы гражданства Российской Федерации — это основополагающие идеи, выраженные и закрепленные в конституционно-правовых нормах, на основании которых существует и развивается институт гражданства в РФ. Основные принципы российского гражданства закреплены, прежде всего, в нормах Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ, в законе РФ “О гражданстве РФ”, в международно-правовых актах по правам человека.

К основным принципам российского гражданства относятся:

1) каждый человек имеет право на гражданство РФ;

2) гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом;

3) оно является единым и равным, независимо от оснований приобретения;

4) каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ;

5) гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его;

6) гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству;

7) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами;

8) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовые основы гражданства в РФ — это система действующих нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством РФ.

К ним, прежде всего, относятся нормы Конституции РФ (ст. 6, 61, 62, 63, 89 и др.); Федеральный закон № 62 от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ», с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.; Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., с изм. и доп. от 31 декабря 2003 г.; Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.; Положение о предоставлении политического убежища в РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г.; Закон РФ от 19 февраля 1995 г. «О беженцах»; Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

Конституционно-правовые основы гражданства в Российской Федерации

Понятие «гражданство»

Количество прав и свобод, которыми наделена личность и которые ему гарантируются государством (как. впрочем, и перечень его обязанностей перед государством), находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства этого государства. Гражданство регулирует отношения между личностью и государством, оно является одним из признаков любого государства. Принадлежность человека тому или иному государству означает, что данное лицо наделено определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законами этого государства, и может пользоваться его зашитой и покровительство м.

Например, согласно разлету 1 ст. II Конституции США президентом может быть избран только прирожденный гражданин США, а для избрания в состав сената и палаты представителей Конгресса США установлены 7- и 9-лстнис цензы гражданства. Иначе говоря, конгрессменом или сенатором может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее указанного срока. С этим связано и то обстоятельство, почему во многих развитых западных странах период натурализации, т.е. приема в гражданство иностранца по его заявлению, растянут во времени, а в наиболее богатых и благополучных государствах он доходит до 10-12 лет (в Швеции, Швейцарии, Дании, Норвегии и др.).

Следовательно, гражданство — это не просто наличие у гражданина паспорта или свидетельства о рождении, а правовое состояние, которое влияет на объем прав и свобод человека. Гражданство — это устойчивая правовая связь личности с государством, в результате которой на индивида распространяется суверенитет этого государства и он пользуется его защитой. Правда, состояние гражданства создает и обязанности для липа не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Международное сообщество в Конвенции о сокращении безгражданства (1961) рекомендует всем государствам сокращать число лиц, не имеющих гражданства, в целях более эффективной зашиты прав и свобод личности и формирования большей ответственности самой личности за свои действия.

Отношения между личностью и государством выражают два понятия: «гражданство» и «подданство». Исторически гражданство возникло вместе с появлением рабовладельческого государства. Однако там гражданами были лишь свободные люди, а все остальное население (т.е. зависимые) не были гражданами и не имели многих прав (например, права на брак, на справедливый суд, на жизнь и т.п.).

В феодальном государстве вместо гражданства появляется подданство, которое означает не просто подвластность населения монарху, но и всестороннюю зависимость от него. Монарх даровал высшим сословиям привилегии и права, а большинство было лишено каких-либо прав. В XVIII в. после буржуазных революций подданство было заменено гражданством, которое предполагало равноправие всех членов общества. В настоящее время термин «подданство» используется для характеристики правового положения личности в монархических государствах. Например, англичане считают себя подданными Ее Величества Королевы Елизаветы II. Однако в ряде монархических государств (Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в законодательстве на «гражданство».

Таким образом, гражданство — это устойчивая двусторонняя правовая связь человека с государством, которая обусловливает взаимные права и обязанности граждан и государства, указанные в конституции и законах.

Интересно, что в ряде стран «гражданство» означает буквально «национальность». Например, согласно ст. 34 Конституции Мексики «гражданами Республики являются мужчины и женщины, которые, будучи мексиканцами, отвечают, кроме того, следующим условиям: 1) достигли восемнадцатилетнего возраста: 2) ведут достойный об раз жизни».

32. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕН ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

В современной конституционно-правовой науке под гражданством подразумевается устойчивая правовая связь человека с государством, характеризуемая взаимными правами и обязанностями, взаимной ответственностью.

Правовые основы гражданства РФ определяются ст.

РФ (например, международных договоров РФ о двойном гражданстве), Федеральным законом «О гражданстве РФ» (2002 г.), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным указом Президента РФ.

Некоторые республики в составе РФ имеют свое гражданство, что не ограничивает прав единого российского гражданства.

Принципы российского гражданства.

1. Свободное, равное и единое гражданство, независимо от оснований и времени его приобретения.

2. Признание права человека на приобретение, изменение и выход из гражданства. Гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства, выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

3. Принцип независимости гражданства от брака — изменение гражданства одним из супругов, расторжение брака по общему правилу не влекут изменения гражданства у другого супруга или детей от данного брака.

4. Принцип независимости гражданства от места нахождения лица (на территории РФ или вне ее).

5. Принцип покровительства и защиты российского гражданина за рубежом со стороны России (осуществляется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом).

6. Принцип сокращения безгражданства (уменьшения количества лиц без гражданства (апатридов) путем предоставления им российского гражданства).

7. Принцип двойного гражданства (возможность приобретения двойного гражданства была предусмотрена с 1991 г.) в соответствии с международным договором РФ и федеральным законом. Двойное гражданство рассматривается как исключение, предоставляется указом Президента РФ на основании личного ходатайства заявителя. Наличие двойного гражданства не освобождает гражданина от исполнения конституционных обязанностей.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если судом будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Гражданство РФ понятие, правовые основы, принципы, основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ-2

Курсовая работа по конституционному праву

Содержание

Глава 1. Гражданство как институт конституционного права. 5

1.1. Понятие и значение института гражданства. 5

1.2. Содержание, принципы и функции гражданства. 12

Глава 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации20

2.1. Порядок приобретения гражданства России. 20

2.2. Порядок прекращения гражданства. 26

2.3. Двойное (множественное) гражданство в Российской Федерации. 29

Список источников и литературы. 36

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты и документы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. ФЗ от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. №237. 25 декабря; Российская газета. 2014. 7 февраля.
  2. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Ген. ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. Ст. 21 // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  3. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 2031; Российская газета. 2011. 6 ноября.
  4. О гражданстве Российской Федерации. Федеральный закон от 28 ноября 1991 г. №1948-1-ФЗ (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №6. Ст. 243. (Утратил силу)
  5. О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №34. Ст. 4029; Российская газета. 2013. 30 декабря.
  6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3032; Российская газета. 2013. 30 декабря.
  7. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 г. №4528-1 (в ред. от 02.07.2013 г.) // Российская газета. 1997. 3 июня; Российская газета. 2013. 3 июля.
  8. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон РФ от 19.02.1993 г. №4530-1. (в ред. от 25.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №33. Ст. 3348; Российская газета. 2013. 28 ноября.
  9. Литература
  10. Агеева А. Как получить гражданство России // Эж-юрист. 2011. №38. С. 12 — 15.
  11. Баглай М. Конституционное право. М.: Инфра-М, 2011. 818с.
  12. Басик В.П. Количественные и качественные изменения правовых принципов гражданства Российской Федерации // Государство и право. 2005. №6. С.90-96.
  13. Бердникова К.Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Современное право. 2012. №2. С. 21 — 24.
  14. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. 2002. №12.
  15. Горшнев П.М. Субъекты правоотношений по вопросам приобретения российского гражданства // Юридический мир. 2012. №12. С. 20 — 25.
  16. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Норма-Инфра-М, 2010. 610с.
  17. Дашян М. Без страха жалуйте к нам в гости // Юрист. 2010. №7. С. 10 — 12.
  18. Изотова Е.Н. Способы приобретения гражданства и основания отказа в этом // Юридический мир. 2012. №6.
  19. Иностранные граждане в РФ. Сборник нормативных актов. Комментарии. М.: Приор, 2012. 88с.
  20. Катков Д.Б. Конституционное право России. М.: Статут, 2012. 652с.
  21. Кашин П.В. Гражданство как юридическое условие реализации конституционного права на участие в управлении делами государства в зарубежных странах // Черные дыры в российском законодательстве. 2011. №4. С.28-31.
  22. Козлов Д. Идеология гражданства в современной России // Власть. 2013. №11. С.113-116.
  23. Кельбя И.И. Правовой институт гражданства Российской Федерации // Миграционное право. 2012. №1. С. 12 — 15.
  24. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2012. 312с.
  25. Комментарий к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» / Под ред. А.А.Сумина. М.: Норма, 2013. 122с.
  26. Конституция Российской Федерации: Научно-практический ком­ментарий. М.: Юрист, 2012. 624с.
  27. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2011. 704с.
  28. Лашкевич Н. Нелегалы поневоле // Рос. Федерация сегодня. 2012. №23. С.32-33.
  29. Петров А.В. Основания отказа в получении гражданства // Азбука права. 2014. №1. С. 12 — 14.
  30. Чиркин В.Е. Конституционное право. М.: Экзамен, 2010. 588с.

ЦЕНА РАБОТЫ: 500 руб.

КОД РАБОТЫ: Kpr_0005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *