Сотрудники органа опеки и попечительства

Участие органов опеки и попечительства в спорах, связанных с воспитанием детей.

В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка.

На основании ст. 65 ч.2 Семейного Кодекса Российской Федерации все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий. Органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий. При этом органы опеки и попечительства исходят из интересов самого ребенка. При необходимости органы опеки и попечительства могут привлечь для разрешения конфликтной ситуации педагога или психолога. Разъяснения органов опеки и попечительства носят рекомендательный характер и не подлежат принудительной реализации.

В соответствии с п.1. ст. 78 СК РФ, при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с п.1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст. 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение специалистов сектора опеки и попечительства муниципалитета является одним из доказательств по делу, представляется в судебное заседание по запросу суда и оценивается судом в совокупности с другими, имеющимися в деле доказательствами.

Вместе с тем, надзор за деятельностью органа опеки и попечительства осуществляет межрайонная прокуратура.

В межрайонную прокуратуру поступил материал о помещении малолетнего В. 2004 г.р. в отделение медицинской и социальной реабилитации для детей.

Несовершеннолетний пояснил, что его отец постоянно его избивает, злоупотребляет спиртными напитками. Данная информация была доведена до сотрудников сектора опеки и попечительства муниципалитета в феврале 2012 года, но только в апреле сотрудники муниципалитета забрали несовершеннолетнего В. из школы и поместили в отделение медицинской и социальной реабилитации для детей. Сотрудники муниципалитета боялись идти на квартиру к В., так как отец неоднократно судим, вел себя агрессивно.

В защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего межрайонной прокуратурой в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о лишении родительских прав его отца.

Сотрудники органа опеки и попечительства должны своевременного и адекватно реагировать на все факты семейного неблагополучия и насилия над детьми.

Бездействие органов системы профилактики, приводящее к нарушению прав детей, ставящее под угрозу их жизнь и здоровье не будет оставаться без реагирования со стороны прокуратуры.

Гагаринский межрайонный прокурор г.Москвы Н.Г. Батищев

Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства: основные положения

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

+7 (800) 550-38-47 — Россия

+7 (499) 553-09-05 — Москва

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы — это быстро и бесплатно!

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года, а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах, которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес, телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  • Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  • Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  • Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.
  • Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.
  • Полномочия органов

    В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.
  • Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на установление отцовства;
  • запрос характеристики на родителя;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика сиротства;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.
  • ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

    Обязанности при переезде подопечного

    Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

    Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

    Заключение

    В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

    1. Являются государственной структурой.
    2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
    3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

    Список законов

    Вас так же заинтересуют следующие статьи:

    Для сотрудников органов опеки напишут новые правила

    Подготовкой документа занимаются Минтруд и Минобрнауки

    Фото: Сергей Савостьянов, ТАСС

    В ближайшие месяцы ведомства должны представить приказ, в котором будут обозначены рамочные требования к профессиональным знаниям, навыкам, компетенциям, образованию госслужащих, работающих в сфере опеки и попечительства. Об этом «Парламентской газете» сообщила член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Ольга Баталина.

    Профстандарт здесь не поможет

    «Ещё в 2013 году в действующее законодательство были введены нормы, которые предусматривают создание единых требований к компетенциям специалистов органов опеки, поскольку они являются государственными или муниципальными служащими, — пояснила Баталина. — Работа над ними ведётся давно, но такого нормативного акта до сих пор нет».

    Профстандарт — пока единственное, на что могут ориентироваться работники этой сферы. Но, по словам депутата, на практике он не действует. Поскольку по закону применять профстандарты можно только к специалистам, а не к госслужащим. А в органах опеки и попечительства преимущественно работает как раз вторая категория сотрудников. «В результате профстандарт может быть использован только в качестве рекомендательного документа при составлении должностных инструкций», — объяснила Ольга Баталина.

    Проблемой, по её словам, остаётся и то, что сейчас у нас вообще нет единой системы опеки и попечительства. На региональном уровне они даже подчинены разным управлениям и департаментам.

    «Где-то органы опеки подотчётны министерствам образования, где-то — министерствам социальной защиты, где-то — министерствам здравоохранения. Раньше это было не критично, сейчас — влияет на качество работы. Система органов опеки должна быть единой, хорошо управляемой, методологически обеспеченной, единой службой. Только в этом случае мы сможем обеспечить качество выполнения тех полномочий, которые на неё сегодня возложены», — подчеркнула Ольга Баталина.

    Ещё одна головная боль — высокая текучесть кадров, признала член Координационного совета при президенте по реализации Нацстратегии действий в интересах детей Галина Семья. Так, 17 процентов сотрудников уходит из системы, не проработав и год, 22 процента — трудится в ней от года до трёх лет. Дефицит профессионального и методического инструментария приводит к тому, что многие решения принимаются субъективно и некомпетентно. Путаницу вводит и дублирование полномочий органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Самая «осуждаемая» служба

    По данным исследовательского центра ТАСС изъятие детей из семей — одна из главных тем федеральных СМИ. Кстати, единой статистики на этот счёт нет до сих пор. Так, по словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елены Мизулиной, в среднем в год у родителей отбирают 58 тысяч детей. В то же время МВД и Минобрнауки оперируют другими цифрами. Так, в МВД заверяют, что ежегодно из семей изымается не более 10 тысяч детей, а Минобрнауки — только 3 тысячи.

    Третьего апреля, во время делового завтрака, посвящённого реформе государственной системы опеки и попечительства, заместитель главы Минобрнауки Вениамин Каганов признал, что в стране не так много органов, которые так осуждались бы и в СМИ, и в обществе, как органы опеки.

    Навести порядок в их работе экспертное сообщество предлагает целым набором мер — от просьб прописать в законодательстве более чёткие критерии, согласно которым положение ребёнка в семье будет признаваться «опасным для жизни и здоровья» до предложений расширить штат сотрудников опеки и попечительства на местах (по статистике, на одного работника органа опеки и попечительства в некоторых регионах приходится до 2500 детей) и повысить их квалификацию. И если устранение всех пробелов в законодательстве потребует времени, то улучшить подготовку таких специалистов можно значительно быстрее, уверены специалисты.

    В семью пришли сотрудники органов опеки

    • Общайтесь с сотрудниками опеки вежливо, спокойно и доброжелательно. Помните, что они тоже имеют право на уважение и, вероятнее всего, просто пришли выполнять свои служебные обязанности, а не с целью нарушения каких-либо Ваших прав. При этом невежливое поведение может быть потом использовано против Вас. Ни в коем случае не допускайте насилия в отношении сотрудника органов опеки и не оскорбляйте его (за это положена ответственность по ст. 318 («Применение насилия в отношении представителя власти») и ст. 319 («Оскорбление представителя власти») Уголовного кодекса РФ).
    • Сохраняйте спокойствие. Подготовьте средства аудио- или видеозаписи для фиксации общения с опекой (например, смартфон). Ведение записи происходящего поможет Вам доказать нарушение Ваших прав, если оно будет иметь место. Кстати, целесообразно сохранять оригиналы аудио- или видеозаписи, не стирая и не перемещая их на другие устройства.
    • Не открывая дверь, вежливо попросите сообщить ФИО и должность пришедших специалистов, показать Вам документы, подтверждающие их полномочия. Попросите сообщить Вам, на каком основании и для проверки какой именно информации они пришли.
    • Перед тем, как впустить сотрудников органа опеки в дом, если Вы приняли такое решение, напомните им о том, что у Вас есть право на неприкосновенность жилища, предусмотренное Конституцией, и в силу этого права они будут обязаны покинуть Ваш дом в любой момент по Вашему требованию. Сообщите им, что только Вы вправе принимать решение о том, что они могут осмотреть в Вашем доме и, допуская их туда, проявляете любезность. Попросите их переобуться в сменную обувь и вымыть руки.
    • Фиксируйте на диктофон или делайте видеозапись всего общения с сотрудниками органов опеки с самого первого визита. В случае, если Вам начинают угрожать, требовать открыть дверь, пытаются попасть домой вопреки Вашей воле или не покидают его по Вашему требованию, пытаются незаконно увезти ребенка, нарушают иные нормы закона – немедленно обращайтесь в перечисленные ниже правоохранительные и надзорные органы. Помните, что закон защищает Ваши права: их соблюдение, как и соблюдение прав Вашего ребенка, должно определять деятельность всех государственных и муниципальных органов. В случае, если сотрудники органов опеки не предъявили удостоверение личности, уполномочивающие их документы, при обращении в правоохранительные органы следует сообщать, что Ваши права нарушают неустановленные лица, называющие себя сотрудниками органов опеки.
    • Если это возможно, как можно раньше обратитесь к квалифицированному адвокату или юристу, имеющему реальный опыт защиты прав семей в подобных ситуациях.
    • Во многих случаях этих простых знаний будет достаточно для того, чтобы защитить свою семью от разрушения и своих детей от незаконного отобрания или нежелательного вторжения чиновников в их жизнь.

      Однако эта информация охватывает далеко не весь комплекс правовых знаний, необходимых для защиты собственных прав и прав своих детей в более серьезных ситуациях, которые, увы, могут возникнуть в жизни практически любой семьи.

      Мы настоятельно рекомендуем каждой семье найти квалифицированного адвоката или юриста, являющегося профессионалом в защите прав семьи и родителей (к сожалению, опытных юристов, специализирующихся в этой области, не так много), и договориться с ним о возможности экстренного обращения за правовой помощью в случае необходимости.

      …право на неприкосновенность частной жизни

      «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

      2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».

      Таким образом, право семьи на защиту, родительские права, право на неприкосновенность частной жизни и жилища гарантированы Конституцией.

      «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

      «2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

      Таким образом, конституционные права, включая право на неприкосновенность частной жизни и жилища, а также родительские права на воспитание детей, могут быть ограничены лишь конкретной нормой федерального закона. Их не могут ограничивать региональные законы, подзаконные нормативные акты или административные решения государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, если они не приняты строго на основании норм федерального закона.

      Из этой и других правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что норма, ограничивающая конституционные права, должна быть прямой и ясной, четко указывать на конкретное ограничение конституционного права. Конституционные права не могут ограничиваться косвенными следствиями из норм федерального закона или путем их расширительного толкования. Это нарушало бы принципы, установленные самой Конституцией.

      При этом следует напомнить, что решения Конституционного суда имеют такую же обязывающую силу, как и сама Конституция:

      «[С]ледует иметь в виду, что правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц (статья 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»)».

      Необходимая правовая информация о действиях органов опеки и попечительства

      На каких основаниях сотрудники органа опеки могут решить прийти ко мне домой?

      Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве…».

      «Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны … незамедлительно информировать … орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию».

      Указанные нормы закона устанавливают обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц и граждан информировать органы опеки и попечительства о случаях утраты попечения родителей, наличии угрозы жизни и здоровью ребенка, ситуации, препятствующей его воспитанию.

      При этом в своей деятельности органы опеки и попечительства обязаны соблюдать права и свободы граждан, установленные Конституцией и Федеральными законами.

      Закон, в частности, устанавливает:

      Имею ли я право узнать, что стало причиной визита сотрудников органа опеки?

      Да, Вы имеете на это полное право. Конституция устанавливает:

      «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

      «Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы».

      Таким образом, Вы имеете полное право поинтересоваться, на основании какой именно информации сотрудники органа опеки и попечительства пришли к Вам домой, какую именно информацию они хотят проверить. В случае, если они не хотят предоставить Вам эти данные, Вы можете сослаться на свои законные права и напомнить им, что от Вас зависит (см. ниже), предоставите ли Вы им возможность провести проверку полученной информации.

      В случае, если они не хотят предоставить Вам эту информацию, Вы можете сказать, что возможность проверить полученную информацию появится у них после того, как они ознакомят Вас с ее содержанием. При необходимости можно официально запросить эту информации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» или Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

      Если Вы впустили сотрудников опеки в свое жилище, то Вы вправе в любой момент потребовать от них покинуть Ваше жилище, а также решать, какую именно информацию они вправе получить, что осмотреть, будут ли они разговаривать с Вашим ребенком (в Вашем присутствии или без него). Это также следует из ст. 25 Конституции РФ (см. выше). Следует ясно, но вежливо напомнить об этом сотрудникам органа опеки прежде, чем позволить им войти в Ваш дом (если Вы примете решение дать такое позволение).

      Какими нормами регулируются действия сотрудников опеки, проводящих обследование условий жизни ребенка?

      Обследование может проводить только уполномоченный специалист органа опеки (или другой уполномоченной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 организации. Из этого следует, что перед тем, как принять решение, впускать ли пришедших сотрудников органа опеки и попечительства к себе домой, Вы имеете право проверить документы, уполномочивающие его провести обследование.

      По результатам обследования составляется акт (он должен быть составлен, даже если Вы не впустили специалиста к себе домой), который оформляется в течение 3 дней со дня обследования и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. В течение 3 дней со дня утверждения (то есть 6 дней со дня обследования) копия акта должна быть направлена родителям ребенка.

      Акт обследования (например, содержащаяся в нем информация) может быть оспорен в судебном порядке.

      «1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

      В частности при ссылке на опасность как причину изъятия ребенка, эта опасность должна быть надежно доказана, причем нельзя полагаться только на мнение органа опеки; тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его или ее воспитания среду, сам по себе не оправдывает такую меру, как принудительное отнятие ребенка; эта мера не может быть оправдана и простой ссылкой на рискованное положение родителей, при котором могут помочь менее радикальные меры, чем разделение семьи.

      Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства только на основании письменного акта соответствующего органа власти (ч. 2 ст. 77 Семейного кодекса РФ). В отсутствие такого основания действия сотрудников органа опеки будут незаконными.

      Нет, это незаконно. Родители могут просить об этом добровольно, если временно не могут исполнять свои обязанности (ст. 155 п. 2 Семейного кодекса РФ). Если органы опеки вынуждают Вас дать такое согласие, угрожая в ином случае лишением родительских прав или отобранием ребенка – это незаконно. Вы должны принять меры к тому, чтобы зафиксировать этот факт и обратиться в правоохранительные органы.

      Куда и как можно обжаловать незаконные действия сотрудников органов опеки?

      В случае, если сотрудники органов опеки действуют незаконно, Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением (первое обращение можно сделать по телефону) в следующие органы:

    • Втерриториальную структуру Рособрнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки). В соответствии с п. 5.7 Положения о Рособрнадзоре он осуществляет контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
    • В полицию, если сотрудники органов опеки и попечительства нарушают Ваше право на неприкосновенность жилища (пытаются войти в дом без Вашего согласия или не покидают его по Вашему требованию). В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О полиции» полиция обязана защищать право каждого на неприкосновенность жилища.
    • В некоторых случаях возможны иные способы обжалования (например, в порядке гражданского судопроизводства).

      В описанных ситуациях в Вашем отношении могут быть допущены определенные нарушения закона. Перечислим основные и наиболее серьезные правонарушения такого рода:

      Предусмотренные Уголовным Кодексом РФ:

      наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

      2. То же деяние, совершенное:

      а) группой лиц по предварительному сговору;

      в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

      г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

      д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

      ж) в отношении двух или более лиц;

      а) совершены организованной группой;

      в) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, —

      1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, —

      наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

      2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —

      3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

      наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

      наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

      наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

      наказывается принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

      Предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях:

      Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации –

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

    • Если речь идет о чьих-то подозрениях, догадках и т. п. сообщениях, а не о фактах, напомните сотрудникам органов опеки, что в данной ситуации они не вправе проводить проверку полученной информации и, делая это, нарушают Ваши конституционные права.
    • По результатам беседы примите решение, готовы ли Вы впустить представителей органов опеки в свое жилище (в большинстве случаев делать это не рекомендуется), и сделаете ли Вы это прямо сейчас или в иное, отдельно согласованное с ними и удобное для Вас время. Помните, от Вас зависит, впустите ли Вы их в свой дом и когда.
    • Вы вправе открыть дверь для общения, предупредив сотрудников органа опеки, что Вы не дали своего согласия войти в дом, и что они пока не имеют на это право (воспользуйтесь цепочкой). Делать это следует, ведя видео- или хотя бы аудиозапись происходящего. Попытка проникнуть в дом через открытую дверь без Вашего согласия будет уже нарушением права на неприкосновенность жилища и уголовным преступлением. Не следует открывать дверь, если Вы не удостоверились, что это действительно сотрудники органов опеки (а не, к примеру, преступники, пытающиеся проникнуть в Ваш дом).
    • В случае, если Вы решили впустить представителей органа опеки в свой дом, делать это лучше не во время первого прихода сотрудников, а согласовав отдельное время. Это даст Вам возможность провести в доме уборку, зафиксировать состояние своего жилища (фотоснимки, видеозапись), заранее пригласить в дом свидетелей (родственников или представителей общественной организации), подготовиться к аудио- и видеозаписи визита сотрудников органа опеки.
    • Важная информация

      Здесь представлены основные нормы права, помогающие семьям и родителям с детьми защищать свои права в случае внезапного визита сотрудников органа опеки и попечительства в связи с «сигналом» о нарушении прав ребенка в семье.

      Если у Вас есть такой специалист, с ним необходимо как можно раньше связаться в случае возникновения одной из упомянутых ниже ситуаций. Если такой возможности нет, воспринимайте предлагаемые рекомендации как памятку для экстренных случаев. Но необходимо помнить: при малейших признаках серьезной угрозы мы советуем, если это возможно, как можно быстрее привлечь для защиты Вашей семьи квалифицированного специалиста. Часто это помогает избежать многих более серьезных проблем.

      Основы: Ваши конституционные права

      «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

      …право на неприкосновенность жилища

      «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

      В авторитетном «Комментарии к Конституции Российской Федерации» под ред. В. Д. Зорькина (председатель Конституционного Суда РФ) и Л. В. Лазарева (М.: Эксмо, 2008) указывается: «Право на неприкосновенность жилища относится к личным правам и свободам, призванным обеспечить охрану жизни, свободы, достоинства человека как личности и других прав, связанных с его частной жизнью. Оно обеспечивается тем, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц».

      Таким образом, право на неприкосновенность жилища предполагает запрет не только входить в жилище без согласия проживающих там граждан, но и оставаться там без такого согласия.

      …права семьи и родителей

      «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

      Конституционные права действуют непосредственно…

      …и могут ограничиваться лишь федеральным законом и лишь строго в определенных случаях.

      3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

      Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ограничения конституционных прав федеральным законом «допустимы в строго определенных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целях» и «не могут толковаться расширительно» (см. напр. абзац 3 п. 3.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.1995 №17-П), а ограничивающая конституционные права норма федерального закона «должна быть формально определенной, четкой, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения» (см. напр. абзац 2 пункта 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 №14-П).

      «Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».

      «Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка».

      «Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства».

      «Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

      В соответствии со ст. 122 п. 1 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства в этой ситуации обязаны провести обследование условий жизни ребенка, чтобы проверить полученную информацию и принять меры при наличии угрозы жизни и здоровью ребенка или утрате им родительского попечения. Такими мерами может быть немедленное отобрание ребенка, признание факта утраты им родительского попечения, подача иска о лишении или ограничении родительских прав.

      Важно иметь в виду, что приведенные выше нормы закона не предполагают обязанности сообщать в органы опеки и попечительства о каких-либо сомнениях, подозрениях и догадках в отношении семьи. Речь в них идет только о конкретной, фактической информации. Это означает, что проверять полученную информацию о догадках, подозрениях или сомнениях в отношении нарушения прав детей органы опеки и попечительства не только не должны, но и не имеют полномочий. Проведение проверки в этом случае будет нарушать ст. 23 и 24 Конституции РФ и нормы федеральных законов.

      «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

      Обязан ли я допускать домой сотрудников органа опеки? Могут ли сотрудники органов опеки войти в мой дом против моей воли?

      Нет, не обязаны. Конституция Российской Федерации гарантирует неприкосновенность жилища. Никто не может проникать в жилище гражданина против его воли иначе как на основании федерального закона или судебного решения. При этом нормы федерального закона не могут толковаться расширительно.

      Федеральные законы не содержат никаких норм, дающих сотрудникам органов опеки и попечительства право входить в жилище граждан против их воли. Ст. 122 п. 1 Семейного кодекса РФ не содержит указания на такое право, ее расширительное толкование в соответствии с Конституцией и ее обязывающим толкованием Конституционным Судом РФ недопустимо.

      Только сотрудники полиции (и иных следственных органов) могут войти в Ваш дом без Вашего согласия – в исключительных случаях, перечень которых строго установлен федеральными законами (см. ниже). Представители органов опеки могут лишь обратиться в эти органы, если полагают, что имеется основание для вмешательства правоохранителей.

      Основным нормативным актом, регулирующим действия сотрудников органов опеки в таком случае является «Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334.

      При каких обстоятельствах сотрудники органов опеки могут отобрать ребенка без суда?

      Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

      2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав».

      В соответствии с действующим законодательством органы опеки могут немедленно отобрать ребенка только на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ и только в установленном ею порядке.

      Это может быть сделано только при наличии непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью. Речь должна идти, таким образом, о прямой и объективно существующей в данный момент (а не о косвенной или вероятной в будущем) угрозе.

      Действующие в России нормы международного права (ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее обязывающем толковании Европейским Судом по правам человека) указывают на необходимость соблюдения при этом еще ряда условий.

      Если органы опеки и попечительства будут действовать вопреки этим нормам, эти действия будут иметь признаки состава уголовно наказуемых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ – ст. ст. 286 («Превышение должностных полномочий») и 330 («Самоуправство»). Следует предупредить об этом сотрудников органа опеки, если без законных оснований встанет вопрос об отобрании ребенка. Если органы опеки увозят Вашего ребенка без законных оснований, это может также рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 126 Уголовного кодекса РФ («Похищение человека»). В этом случае необходимо немедленно обратиться в правоохранительные органы.

      Могут ли сотрудники органов опеки требовать, чтобы я согласился на временное помещение ребенка в приют?

      • В Прокуратуру по месту жительства. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 21 и ст. 26) Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (это понятие включает органы опеки и попечительства), а также организациями. Найти свою прокуратуру Вы можете на сайте Генеральной Прокуратуры РФ.
      • В следственные органы, если сотрудники органов опеки совершают действия, имеющие признаки состава уголовного преступления, по подследственности, определенной ст. 151 УПК РФ. В частности, если речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ 126 («Похищение человека»), 139 («Нарушение неприкосновенности жилища»), 286 («Превышение должностных полномочий») – в территориальные структуры Следственного Комитета РФ, а статье 330 («Самоуправство») – в территориальные структуры органов внутренних дел. Не беспокойтесь – если Вы сообщите не в тот следственный орган, там будут обязаны самостоятельно передать сообщение по подследственности в соответствии со ст. 145 УПК РФ.
      • В суд (это рекомендуется делать с помощью квалифицированного юриста) – при обжаловании незаконных решений и действий сотрудников органа опеки и вышестоящих органов (например, содержания составленного ими акта обследования условий жизни ребенка, акта об отобрании ребенка и т. п.) – в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
      • Ответственность должностных лиц за нарушения закона

        1. Похищение человека —

        е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

        з) из корыстных побуждений, —

        наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

        3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

        наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

        Примечание. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

        наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

        Примечание. Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

        Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

        1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

        наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

        2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

        3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

        а) с применением насилия или с угрозой его применения;

        б) с применением оружия или специальных средств;

        в) с причинением тяжких последствий, —

        1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, —

        наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *