Полномочия депутата парламента

Статья 3. Досрочное прекращение полномочий депутата Парламента, освобождение от должности в связи с утратой доверия

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 7 июля 2014 г. N 26-РЗ статья 3 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 3. Досрочное прекращение полномочий депутата Парламента, освобождение от должности в связи с утратой доверия

ГАРАНТ:

Положения статьи 3 настоящего Закона (в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 3 июня 2017 г. N 32-РЗ) применяются в отношении депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания созывов, которые избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу названного Закона

1. Полномочия депутата Парламента прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления депутата Парламента о сложении своих полномочий;

2) смерти депутата Парламента;

3) утраты депутатом Парламента гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства либо получения документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Парламента;

5) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата Парламента либо о признании его недееспособным;

6) признания депутата Парламента безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

7) избрания депутата Парламента депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, назначения судьей, на иную государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, поступления на государственную или муниципальную службу;

8) вхождения депутата Парламента в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

9) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами депутатом Парламента, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми;

10) установления фактов открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в отношении депутата Парламента в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Парламента;

Информация об изменениях:

12) несоблюдения требований, указанных в частях 4, 5 или 6 статьи 9 настоящего Закона;

13) досрочного прекращения полномочий Парламента;

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 5 ноября 2016 г. N 59-РЗ часть 1 статьи 3 настоящего Закона дополнена пунктом 13.1, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

) непредставления или несвоевременного представления депутатом Парламента сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

14) иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 5 ноября 2016 г. N 59-РЗ в часть 2 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

2. Решение о прекращении полномочий депутата Парламента по основаниям, предусмотренным пунктами 1-12 части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Парламента.

Постановление Парламента о досрочном прекращении полномочий депутата Парламента принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Парламента, а если это основание появилось в период временного прекращения проведения заседаний Парламента, — не позднее чем через 90 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Парламента либо со дня, когда Парламенту стало известно о появлении указанного основания.

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 5 ноября 2016 г. N 59-РЗ статья 3 настоящего Закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

) Решение о прекращении полномочий депутата Парламента по основанию, предусмотренному пунктом 13.1 части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Парламента.

Постановление Парламента о прекращении полномочий депутата Парламента по основанию, предусмотренному пунктом 13.1 части 1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия Комиссией Парламента по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Парламента, решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Парламента, а если указанное решение принято в период временного прекращения проведения заседаний Парламента, — не позднее чем через 90 дней со дня принятия такого решения.

3. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Республики Северная Осетия-Алания «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания».

4. Депутат Парламента, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, подлежит освобождению от должности (работы на профессиональной постоянной основе) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия депутатом Парламента мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

3) участия депутата Парламента на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления депутатом Парламента предпринимательской деятельности.

5. Депутат Парламента, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия депутатом Парламента мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

6. Решение об освобождении от должности (работы на профессиональной постоянной основе) депутата Парламента в связи с утратой доверия по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, принимается по результатам проверки, проводимой комиссией Парламента по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Парламента.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Полномочия депутата Парламента

Полномочия депутатов определяются Конституцией Республики Ка­захстан, Конституционным законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» и другими нормативными правовыми актами. Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента ЦИКом. На первой сессии Парламента на совместном заседании его Палат депутаты приносят народу Казахстана следующую присягу: «Клянусь верно служить народу Казахстана, укреп­лять целостность и независимость Республики Казахстан, строго подчи­няться ее Конституции и законам, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности депутата». Принятие присяги осу­ществляется Президентом в присутствии членов Правительства, Консти­туционного Совета, судей Верховного Суда.

Полномочия депутата Парламента по признаку их действия в про­странстве можно разделить на две группы: 1) полномочия, распростра­няющиеся на должностные лица, органы Республики Казахстан; 2) специ­альные полномочия на представительство Парламента в отношениях с должностными лицами и государственными органами других государств.

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в со­став которых он входит.

Депутат Парламента вправе:

— избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его палат;

— вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

— высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, кото­рые избираются или назначаются палатами Парламента либо согла­сие на назначение которых дается Парламентом и его Сенатом;

— вносить в бюро палат предложения по вопросам, предлагаемым для рассмотрения на совместных и раздельных заседаниях палат Парла­мента, а в случае непринятия его предложений — вносить их на рас­смотрение пленарных заседаний палат;

— предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парла­мента и его палат;

— вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных палатам Парламен­та;

— в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запро­сами;

— участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также пред­седательствующему на заседании;

— выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосова­ния, давать справки;

— вносить поправки к проектам законов, постановлений, других при­нимаемых Парламентом актов;

— знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющи­ми общественное значение;

— знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента.

Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Голосова­ние за отсутствующего депутата запрещается.

Депутатский запрос является официально обращенным на совмест­ном и раздельном заседании Палат Парламента требованием депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутатский запрос может быть устным и письменным и обращен к конкретному должностному лицу. Порядок обращения с запросом, ответа на него рассматривается в Регламенте Парламента Республики Казахстан. Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании Парламента или Палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты. Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к:

— Премьер-министру и членам Правительства;

— Председателю Национального Банка;

— Председателю и членам ЦИКа;

— Генеральному прокурору (запрос, обращенный к Генеральному про­курору, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функции уголовного преследования);

— Председателю Комитета национальной безопасности;

— Председателю и членам Счетного комитета по контролю за испол­нением республиканского бюджета.

Депутаты имеют право организовывать в Парламенте следующие объединения:

Фракция — организованная группа депутатов, представляющая по­литическую партию или иное общественное объединение, зарегистриро­ванное в установленном законом порядке, создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественно­го объединения в Парламенте.

2. Депутатская группа — объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. Принад­лежность депутата к той или иной фракции не является препятствием для вступления в депутатскую группу.

Депутатские объединения должны быть зарегистрированы в Бюро Палат.

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях:

— подачи в отставку;

— признания депутата недееспособным;

— продолжения работы в должности, которую гражданин должен ос­тавить после избрания депутатом.

Депутат Парламента лишается своего мандата:

— при вступлении обвинительного приговора суда в отношении его;

— его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Решение о прекращении или лишении депутатских полномочий при­нимается соответствующей Палатой Парламента по представлению Цен­тральной избирательной комиссии республики большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в со­став которых он избран, сессий Парламента, заседаний его Палат. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат, входящий в состав Бюро Палат, их постоянных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, вправе вносить любые вопросы и предложения на их рассмотрение, участвовать в подго­товке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним реше­ний, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в кон­троле за их выполнением. Депутат, не согласный с решением органа Пар­ламента, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Парламента или сообщить о ней в письменной форме. Депутат, не входящий в состав депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов. Внутрен­няя деятельность депутатских объединений организуется депутатами са­мостоятельно.

В соответствии с Регламентом Парламента представители депутат­ских объединений вправе от имени фракции, группы:

— вносить замечания и предложения по повестке дня заседания Парла­мента и Палат, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых во­просов;

— высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Парламентом или его Палатами либо на назначение которых Парламент дает согласие;

— предлагать поправки к проектам законов, постановлений, других ак­тов, принимаемых Парламентом, его Палатами;

— знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, приняты­ми решениями фракции, депутатской группы;

— запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности Депутат независим в осуществлении своей деятельности. Должност­ные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанно­стей перед депутатом, предоставляющие ему заведомо ложную информа­цию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат ответст­венности в соответствии с законодательством.

По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом:

— беспрепятственного посещения государственных органов и органи­заций, общественных объединений;

— правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами.

Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом.

Вано Зардиашвили официально лишили полномочий депутата парламента Грузии

Депутаты парламента Грузии на сегодняшнем пленарном голосовании 94 голосами приняли постановление о досрочном лишении депутатского мандата представителя правящей партии «Грузинская мечта» Вано Зардиашвили, сообщает агентство «Новости-Грузия».

Зардиашвили был избран в парламент страны по партийному списку, поэтому промежуточные выборы после его ухода проводиться не будут. Следует отметить, что следующий за Зардиашвили в списке «Грузинской мечты» Ираклий Заркуа отказался покидать занимаемую им должность заместителя председателя сакребуло (горсовета) Тбилиси ради работы в парламенте. Поэтому место Зардиашвили в рядах депутатов от «Мечты» займет следующий в списке за Заркуа бизнесмен Темур Гоциридзе.

Зардиашвили принял решение сложить с себя депутатские полномочия после того, как 25 сентября у него произошел конфликт с бывшей соратницей — депутатом Экой Беселия, которая была одной из ведущих фигур в «Грузинской мечте», однако в декабре со скандалом покинула партию из-за разногласий по вопросу назначения судей.

Беселия возмутилась тем, какими словами Зардиашвили упомянул ее в разговоре с депутатом Гедеваном Попхадзе и прямо на заседании юридического комитета ударила его по губам.

Объясняя свое решение покинуть парламент, Зардиашвили заявил, что правда на его стороне, однако он предпочитает уйти, чтобы не давать оппонентам повода обвинять правящую партию. Позже он также утверждал, что его уход из парламента не связан с Беселия. По данным кулуарных источников, решение об уходе Зардиашвили было принято лидером правящей партии Бидзиной Иванишвили.

Парламент КЧР прекратил полномочия депутата Салпагарова после его назначения сенатором

ЧЕРКЕССК, 14 ноября. /ТАСС/. Народное собрание Карачаево-Черкесии на очередной, третьей сессии парламента в четверг прекратило депутатские полномочия представителя партии «Единая Россия» Ахмата Салпагарова в связи с назначением на должность сенатора от республики.

«В связи с назначением Салпагарова Ахмата Анзоровича членом Федерального собрания Российской Федерации, представителем от Народного собрания Карачаево-Черкесской Республики подготовлен проект постановления о досрочном прекращении полномочий депутата», — сказал на сессии председатель комитета парламента республики по регламенту и мандатным вопросам Исмель Биджев.

Постановление по данному вопросу было принято единогласно.

По данным ЦИК, после обработки 100% протоколов партия «Единая Россия» набрала 65,04% голосов, КПРФ — 12,17%, ЛДПР — 5,04%, «Справедливая Россия» — 6,19%, «Патриоты России» — 5,93% и партия «Гражданская платформа» — 5,13%. По данным избиркома, «Единая Россия» получила 34 депутатских мандатов, КПРФ — шесть, «Справедливая Россия» и «Патриоты России» — по три, ЛДПР и «Гражданская платформа» — по два.

В единый день голосования, 8 сентября, в регионе прошли выборы депутатов Народного собрания КЧР и выборы в органы местного самоуправления двух уровней. Всего в КЧР прошло 22 избирательные кампании, 246 мандатов в ходе этих кампаний будут замещены, в том числе 50 депутатов республиканского уровня.

Статус депутата

Статус депутата в основе своей урегулирован ст. 52 Конституции. Депутат Парламента не связан каким-либо им­перативным мандатом. Депутаты Парламента обязаны прини­мать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуще­ствляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой приме­нение к депутату установленных законом мер взыскания.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые дол­жности, кроме преподавательской, научной или иной твор­ческой деятельности, осуществлять предпринимательскую де­ятельность, входить в состав руководящего органа или наблю­дательного совета коммерческой организации. Нарушение этого правила влечет за собой прекращение полномочий депутата.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыс­кания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголов­ной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совер­шения тяжких преступлений.

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случа­ях подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и в иных предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, при выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Подготовка вопросов, связанных с применением к депута­там мер взыскания, соблюдением ими требований несовмести­мости депутатского мандата с другой оплачиваемой должнос­тью или деятельностью, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности, возлагается на Цент­ральную избирательную комиссию.

Какие полномочия и ограничения есть у депутатов Государственной Думы?

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

  • участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов и поправок к ним;
  • внесение парламентского и направление депутатского запроса;
  • обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством голосов) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первооочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Законом «О статусе…» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт, либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным. Также он не может быть одновременно депутатом ГД и любого иного законодательного (представительного) органа власти и не может параллельно находиться на государственной или муниципальной службе.

Строгие ограничения установлены Законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из?за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Наконец, закон четко прописывает запрет для парламентариев иметь за границей счета или хранить сбережения в зарубежных банках. За нарушение этого требования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Еще два строгих требования Закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании — как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе, депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по Закону «депутат обязаны соблюдать этические нормы».

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

Парламент Ингушетии досрочно прекратил полномочия депутата Марьям Амриевой

Депутаты Народного собрания досрочно сняли полномочия с парламентария Марьям Амриевой, в связи с переходом на работу в правительство в качестве вице-премьера, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе регионального парламента.

«Одним из первых на заседании был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Народного собрания шестого созыва Амриевой в связи с назначением ее на должность вице-премьера правительства», — сказал собеседник издания.

По его словам, спикер Магамет Яндиев поздравил ее с этим назначением.

«Вы имеете прямое отношение к социальному блоку, который будете отныне курировать. Уверен, что, несмотря на задачи, требующие нелегких решений, вы справитесь с возложенной на вас ответственной миссией», — отметил Яндиев.

В свою очередь Амриева поблагодарила бывших коллег за совместную депутатскую деятельность, заверив, что на высоком посту приложит все усилия для внесения позитивных изменений в социальную сферу региона.

Ранее сообщалось, что 21 сентября Глава республики Махмуд-Али Калиматов своим указом назначил руководителя фракции «Единой России» в ингушском парламенте Амриеву на должность вице-премьера Ингушетии. В правительстве новый зампред будет курировать вопросы социального блока.

По данным пресс-службы, Амриева возглавляла комитет по образованию, культуре и связям с религиозными организациями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *