Приобретение земельного участка в собственность под ижс

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.

Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Изменились условия предоставления земельных участков

Нововведения устанавливают новый основной принцип, при котором сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как было до внесения изменений.

Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих до­кумен­тов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная до­кумен­тация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Тем самым старая процедура предварительного согласования места расположения объекта упразднена. При этом новый порядок определения границ земельного участка теперь никак не связан с основаниями его предоставления. Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Однако законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регио­нального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.

В подготовке схемы земельного участка, помимо исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года. При этом, если границы земельного участка, который образуется в соответствии со схемой расположения участка, пересекаются с границами участка или участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

Упразднена процедура получения участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта

С 1 марта 2015 г. установлен закрытый перечень до­кумен­тов — оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
  • договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;
  • договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
  • При этом по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий, сооружений, не допус­кается. Исключения из данного правила предусмотрены в п. 2 ст. 39.1 и п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (в частности, к исключениям относятся земельные участки, образованные в результате раздела участка, предоставленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерчес­кой организации).

    Следует также отметить, что новые правила не предусмат­ривают получение земли без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а основными формами предоставления публичных земель для строи­тельства являются аренда и аукцион.

    Теперь при проведении аукцио­на запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным ­законом.

    Также в соответствии с п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом. Это означает прямой запрет на включение в текст договора каких-либо «социальных» или «инвестиционных» условий, имевших место в прежней ­практике.

    Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок

    Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:

    1) в собственность за плату (ст. 39.3 ЗК РФ).

    Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;

    2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

    Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом;

    3) в аренду (платное временное пользование).

    Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.

    Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:

  • юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
  • образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
  • образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
  • для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
  • собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
  • образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
  • при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях;
  • 4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ).

    В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц. В частности, органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприя-тиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.

    Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином. Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст. 39.10 ЗК РФ;

    5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).

    Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

    Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности

    Земельный кодекс РФ в новой редакции определил особеннос­ти приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

    1). Приобретение земельного участка на торгах (ст. 39.11—39.13 ЗК РФ).

    Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке. Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории. Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если учас­ток образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не преду­сматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освое­ния территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.

    При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.

    Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.

    2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ).

    Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан. Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистичес­кого Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).

    3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).

    Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

    Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить до­говор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный ­участок.

    Все эти нововведения можно расценить как начало крупнейшей земельной реформы, которая устанавливает более понятные правила игры и облегчает условия приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти. Ожидается, что в результате реализации нового порядка на практике в оборот будет вовлечено большое количество новых участков, а государство получит дополнительный доход. Станут ли новые правила причиной нового витка судебных споров — покажет ­практика.

    Порядок предоставления земельных участков

    В соответствии с действующим земельным законодательством департаментом осуществляются следующие функции:

    предоставление в собственность (бесплатно либо за плату), аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с п. 2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, п.2 ст. 39.6, ст.39.5, ст.39.9, ст.39.10 Земельного кодекса РФ, Постановлением администрации города Перми от 04.09.2015 г. № 624 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов»

    предоставление в собственность бесплатно, аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям в соответствии с п.3 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, п.2 п.п.7 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, Постановлением администрации города Перми от 05.11.2015 г. № 912 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно, аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям»

    предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, Постановлением администрации города Перми от 04.09.2015 г. № 625 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности»

    перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (глава V.4 Земельного кодекса РФ)
    Постановление администрации города Перми от 12.10.2015 г. № 744 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности»

    выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, установлены Административным регламентом предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденным постановлением администрации города Перми от 10.07.2017 № 517. «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»

    выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящего в муниципальной собственности, в соответствии со статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

    выдача разрешения на использование земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитута», утвержденным постановлением администрации города Перми от 30.10.2017 № 968.

    согласование местоположения границ земельных участков в соответствии со ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.3.5 решения Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми»

    — утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

    заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ

    выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей
    Постановление администрации города Перми от 17.02.2012 г. № 63 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей»

    Предоставление земельных участков под жилые дома

    Предоставление земельных участков носит заявительный характер. Следует учитывать, что имеются ограничения в предоставлении в собственность земельных участков, при наличии которых следует отказ в предоставлении земельных участков.

    Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»

    Предоставление земельных участков на территории города Перми

    Согласно п.1 ст.39.3 и п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, заключение договоров аренды на такие земельные участки осуществляется на торгах, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.39.3 и п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

    Организатором аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды на такие земельные участки является департамент имущественных отношений администрации города Перми (ул. Сибирская, 14).

    Сведения о земельных участках, планируемых для продажи на торгах, размещаются на сайте администрации города Перми в разделе «Торговая площадка» и в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь.

    Таким образом, реализовать право на приобретение земельных участков можно, подав заявление в департамент имущественных отношений (ул. Сибирская, 14) на участие в аукционе по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков.

    Решения о формировании земельных участков, предоставляемых на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с полномочиями принимает департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ул.Сибирская, 15).

    Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования

    Ранее предоставленные юридическим лицам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования подлежат переоформлению в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которым предусмотрена обязанность юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 39.20, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Последствия нарушения сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до ста тысяч рублей.

    Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам необходимо обратиться в департамент земельных отношений (ул. Сибирская, 15, кабинет приема документов, цокольный этаж) с соответствующим заявлением и документами, необходимыми для принятия решения о переоформлении указанного права.

    Присвоение адреса земельному участку в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

    Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, установлен в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221.

    В случае принятия департаментом земельных отношений администрации города Перми решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории департамент земельных отношений администрации города Перми не позднее 1 рабочего дня с даты издания распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации города Перми (далее – распоряжение начальника ДЗО) направляет в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее — ДГА) копию распоряжения начальника ДЗО для присвоения адреса.

    Акт о присвоении адреса земельному участку, подлежащему образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее — Акт), утверждается ДГА в срок не более чем 18 рабочих дней c даты поступления распоряжения начальника ДЗО.

    ДГА вносит сведения о присвоении адреса в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней с даты утверждения акта.

    Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

    Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

    Что такое неразграниченный земельный участок

    Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

    Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

    Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

    Получатели услуги

    Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

    Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, ? собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  • В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

    земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, ? членам данной некоммерческой организации;

    • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства ? собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
    • земельные участки ? гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (например, многодетным семьям);
    • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
    • земельный участок ? лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
    • земельный участок ? гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
    • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, ? гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
    • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, ? лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).
    • Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

      Как составить заявление

      Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

      При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

    • сведения о ЕГРН;
    • ИНН;
    • наименование организации;
    • адрес организации;
    • организационно-правовая форма.
    • Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

    • ФИО;
    • паспортные данные;
    • СНИЛС;
    • контактные данные.
    • И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

      В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива ? аренда участка.

      Куда подавать заявление

      Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

      С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

      Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

      В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

      Сроки оказания услуги

      Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

      Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

      Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

      Три критически важных нюанса при покупке участка под ИЖС

      При покупке участка под строительство помимо общеизвестных проверок нужно обращать внимание на три важных нюанса: различие между арендой и собственностью, правовой статус участка и наличие «красных линий». Подробно об этом рассказывает руководитель юридического отдела ФРК «Этажи» на территории города Волгограда и Волгоградской области Иван Половко.

      Собственность и аренда

      В первую очередь вы как покупатель должны разбираться в понятиях «собственность» и «аренда». Если Вам предлагают купить землю, которой текущий собственник владеет на праве аренды, не обманывайте себя и называйте вещи своими именами. Вам предлагают приобрести право аренды земельного участка, а следовательно, вопрос, связанный с правом собственности на такой участок, будете решать Вы совместно с государственными и муниципальными органами. Здесь есть два негативных момента:

    • право аренды рано или поздно завершится, и Вы потеряете землю со всем, что уже успели на ней построить;
    • далеко не все земельные участки можно оформить в собственность.
    • Совет: не обращайте внимание на участки, которые принадлежат другому человеку на праве аренды. Если все-таки Вам очень понравился арендованный участок, сходите на прием к специалисту комитета по землепользованию районной администрации и задайте три вопроса:

    • На каких условиях выдается право аренды на земельный участок и есть ли какие-либо ограничения?
    • Можно ли будет оформить земельный участок в собственность и что для этого нужно?
    • И если можно, то какой срок будет отведен для выполнения условий для приобретения земельного участка в собственность?
    • Если решили купить право аренды на земельный участок, совместно с текущим владельцем обязательно отвезите уведомление о переуступке прав аренды в приемную районной администрации, даже если сам сотрудник комитета говорит, что в этом нет необходимости. В итоге у Вас на руках должно быть уведомление, на котором будет стоять штамп о том, что районная администрация это уведомление приняла.

      Правовой статус земельного участка

      Второй, и не менее важный момент, – это правовой статус земельного участка. Под словами «правовой статус» я имею в виду то, каким образом установлены границы земельного участка. Варианта опять же два: либо они установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, либо не установлены.

      Получить информацию о правовом статусе земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимого имущества (выписка ЕГРН). Интересующая Вас информация содержится в графе «Особые отметки». Не поверите, но в этой графе так и написано: «Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ». В этом случае можно выдыхать. Если же отметки имеют иное содержание, стоит вчитываться и разбираться.

      Возможным негативным последствием является то, что Вы купите участок, границы которого не будет соответствовать данным ЕГРН, и, по-простому говоря, он окажется меньше того, за который Вы заплатили.

      Красные линии

      И третья особенность, которую я назову «красные линии», на мой взгляд, самая неприятная и незаметная в покупках земельных участков. На самом деле все довольно-таки просто. Любой наш город исчерчен «красными линиями», и, как бы забавно ни звучало это словосочетание, эти линии могут сыграть с Вами очень неприятную шутку. «Красная линия», если говорить человеческим языком, это, например, линия электропередач, или центральный водопровод, или охранная зона аэропорта, или территория, в рамках которой установлен особый режим использования земель. Как я уже говорил, это очень неприятная особенность, и неприятная она потому, что Вы абсолютно без проблем можете купить землю, по которой проходит одна, две, три «красные линии» и больше. Вы будете его полноправным собственником, однако построить замок свой мечты на своем участке Вы не сможете, так как нарушите режим использования этого земельного участка. Правда, сможете поставить будку для собаки, которая будет охранять голую землю.

      Как обезопасить себя? Ну, во-первых, при покупке задайте продавцу вопрос: «Отмежеван ли земельный участок?» Если межевание земельного участка, а точнее установка границ земельного участка на местности, производилось, то всю информацию об этом земельном участке, в том числе о «красных линиях», Вы сможете увидеть в межевом деле. Если же межевания не было, Вы можете заказать в администрации градостроительный план земельного участка или территории, который будет изготавливаться 30 дней, но в итоге вы будете знать на 100 %, что, как и почему можно строить на этой земле.

      Резюмируя, можно сказать следующее. Если планируете приобретение недвижимости, обратитесь к профессионалам, которые помогут Вам и подобрать Вашу мечту, и проверить ее на юридическую чистоту, и даже приобрести ее в собственность.

      Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов

      Специалисты Правового центра ДВА М имеют обширный опыт участия в процедурах приобретения земельных участков из государственной собственности. На нашем счету – довольно обширный пул положительно разрешенных в пользу заказчиков Правового центра дел, большинство из которых требовали не только глубокого знания действующего законодательства, но и понимания принципов работы государственных органов и умения разрешать нетривиальные задачи.

      Наша цель – помочь Вам реализовать свои права на приобретение земельных участков при минимуме сопутствующих затрат.

      Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

    • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
    • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
    • осуществляет юридическое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
    • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.
    • Отказ в предоставлении земельного участка

      Действующее законодательство устанавливает формально ограниченный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность под расположенными на нем объектами недвижимости.

      Данные основания могут быть разбиты на несколько основных групп:

      1. участок не может быть предоставлен в собственность в силу установленного публичного запрета на его приватизацию;
      2. участок не может быть предоставлен в собственность исключительно данного заявителя, так как на участке расположены объекты недвижимости иных лиц;
      3. объект, расположенный на участке, не является объектом недвижимости , либо является объектом незавершенного строительства , для оформления прав на землю под которыми установлены специальные правовые режимы.
      4. Публичными запретами, исключающими возможность предоставления участка в собственность, являются:

        Наличие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иному лицу, исключает возможность предоставления земельного участка в единоличную собственность одного из них.

        В этой ситуации существует два варианта оформления прав на землю:

      5. выкуп участка в долевую собственность всех собственников объектов недвижимости, расположенных на нем, на основании их совместного заявления, если участок является неделимым;
      6. раздел земельного участка , который является делимым. В этом случае должны быть сформированы отдельные участки, занятые объектами недвижимости, принадлежащими соответствующему собственнику. После раздела каждый собственник самостоятельно обращается за выкупом земельного участка, занятого принадлежащими именно ему объектов недвижимости.
      7. В ряде случаев основанием для отказа в выкупе земельного участка могут являться претензии публичного органа к самим объектам недвижимости , расположенным на участке.

        Ни для кого не секрет, что до недавнего времени достаточно широко была распространена схема выкупа земельных участков под расположенными на них «квазиобъектами» недвижимостями: заборами, разворотными площадками, будками охраны, силосными траншеями и пр. Данные «объекты» зачастую возводились на участках на основании декларации об объектах недвижимости как вспомогательные объекты, то есть без оформления разрешений на строительство.

        Совершенно очевидно, что все указанные выше объекты не являются ни недвижимостью, ни объектами вспомогательного назначения , в связи с чем выкуп земельных участков под ними невозможен.

        В настоящее время судебная практика, как правило, также исходит из невозможности выкупа земельного участка под указанными выше объектами, а также под любыми иными объектами, которые были зарегистрированы в обход закона как вспомогательные объекты.

        В этой связи реализация подобного рода схем выкупа земельных участков становится крайне затруднительной. Кроме того, сам факт выкупа не гарантирует сохранение участка впоследствии, так как данная сделка может быть признана недействительной как по иску самого публичного органа, так и по иску органов прокуратуры.

        Также необходимо учитывать, что нахождение в собственности объекта незавершенного строительства не дает его собственнику право на выкуп земельного участка без проведения торгов.

        Законом предусмотрена особая процедура оформления прав на земельные участки под объектами незавершенного строительства , которая не предусматривает права выкупа участка ранее завершения строительства, ввода построенного объекта в эксплуатацию и оформления на него права собственности.

        Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение проектов, включающих выкуп земельных участков.

        Мы подберем наиболее эффективную организационно-правовую схему реализации Вашего проекта, защитим Ваши права на применение льготных режимов и добьемся положительного разрешения споров с контрагентами и государственными органами во внесудебном или судебном порядке.

        Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

        Приобретение земельного участка в собственность

        Земельный участок необходимо обязательно регистрировать на правах собственности через соответствующие органы, поскольку он является объектом недвижимости. Даже если вы уже поставили подпись в договоре купли-продажи и оплатили чек, то без проведения процедуры государственной регистрации по переходу права собственности распоряжаться полноправно своей землей вы не сможете, поскольку участок вашей собственностью являться не будет.

        Зарегистрировать землю можно не во всех случаях. К примеру, этого нельзя сделать, если:

        — ваша земля принадлежит к землям ограниченной оборотоспособности;
        — находится в правах третьих лиц, – вещных и/или обязательственных – в споре;
        — находится под арестом;
        — находится в залоге;
        — является предметом судебных разбирательств и/или исполнительного производства.

        Если же ваша земля не принадлежит ни к одной из данных групп, тогда ее можно регистрировать.

        Как купить землю в собственность?

        Прежде всего, покупатель должен убедиться в наличии у Продавца правоустанавливающих документов, то есть оформленной собственности на земельный участок без обременений и иных проблем.

        Приобретение земельного участка в собственность предполагает предварительный сбор документов по его истории: выписка из ЕГРП, так как свидетельств больше не выдают, или свидетельство, кем и когда был передан данный участок, к какой категории земель он принадлежит (населенных пунктов под ИЖС, сельхозназначения, садоводства и т. д.).

        Продавец предоставляет Покупателю следующие правоустанавливающие документы:

        — свидетельство о регистрации права собственности на участок земли;
        — выписку из ЕГРП или свидетельство;
        — кадастровый паспорт земельного участка.

        Если собственник земли уже умер, то у наследников должны быть документы, удостоверяющие их право на наследование. После вступления в наследство выдают такой же пакет документов, как и при купле-продаже, только правообладание другое.

        1. Подготовить пакет документов.

        Для приобретения земельного участка в собственность вам необходимо провести регистрацию сделки. Для этого Покупатель и Продавец предоставляют в Регпалату следующие документы:

        — договор купли-продажи на землю;
        — паспорт покупателя;
        — свидетельство на земельный участок или выписка из ЕГРП.

        После осуществления сделки вам будет передан кадастровый паспорт, находящийся у собственника. Если земли не прошли межевание, то вам понадобится поставить участок на кадастровый учет. Если реальная площадь участка земли не соответствует данным, указанным в свидетельстве на собственность, то в новой документации указываются актуальные размеры земли.

        2. Подать пакет документов и оплатить квитанцию.

        После сбора документов и подписания договора купли-продажи вам нужно будет оплатить квитанцию на регистрацию участка в размере 350 рублей (только для физических лиц) и подать заявление в регистрационную службу.

        3. Получить готовую выписку.

        Когда вы станете счастливым обладателем данного документа, то получите права на осуществление различных операций с вашей недвижимостью. Нахождение земельного участка в собственности подразумевает возможность его продажи, передачи в наследование, оформления в качестве залога в банк и т. д. Став собственником земли, вы сможете распоряжаться ею так, как вам того захочется.

        Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства

        Право на однократное получение земельных участков в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з имеют граждане, которые после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не осуществляли право на бесплатное получение земельных участков в собственность, а именно:

        — граждане, являющиеся участниками целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, включающих меры по поддержке индивидуального жилищного строительства;

        — граждане, исключенные из целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, включающих меры по поддержке индивидуального жилищного строительства, в связи с достижением предельного возраста участников этих целевых программ, если со дня их исключения прошло не более 3 лет;

        — граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории Ярославской области и чьи права нарушены, включены уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, в соответствии с критериями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

        — граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

        — граждане, являющиеся лицами, которым присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР», спортивное звание «мастер спорта России международного класса», «мастер спорта СССР международного класса», «гроссмейстер России», «гроссмейстер СССР» или почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер РСФСР» и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

        Право на однократное получение земельных участков в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з принадлежит гражданам (одному из родителей или единственному родителю), которые имеют трех и более родных и (или) усыновленных детей, не достигших возраста 18 лет на момент подачи заявления, и после вступления в силу Федерального закона от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» не осуществляли предоставленное Законом Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или гражданам, имеющим трех и более детей, снятым с учета в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в связи с достижением детьми возраста 18 лет до дня вступления в силу Закона Ярославской области от 14.07.2015 N 69-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и статью 9 Закона Ярославской области «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и восстановленным на данном учете (принятые на учет) в течение трех лет с момента вступления в силу Закона Ярославской области от 09.06.2016 N 31-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

        Также право на однократное получение земельных участков в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з имеют граждане, уволенные с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющиеся ветеранами боевых действий, и граждане, уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющиеся ветеранами боевых действий, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

        Заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (бланк заявления).

        К заявлению прилагаются следующие документы:

        — копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя, а также копии документов, подтверждающих полномочия представителя.

        Для многодетных семей:

        — копия свидетельства о рождении или копия свидетельства об усыновлении (удочерении) каждого из детей, копии основных документов, удостоверяющих личность детей, достигших четырнадцатилетнего возраста.

        Для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства:

        — копия документа, подтверждающего факт установления инвалидности, копии документов, подтверждающих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с федеральным законодательством.

        Для граждан, являющихся лицами, которым присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР», спортивное звание «мастер спорта России международного класса», «мастер спорта СССР международного класса», «гроссмейстер России», «гроссмейстер СССР» или почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер РСФСР» и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

        — копия удостоверения к почетным званиям «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР», спортивным званиям «мастер спорта России международного класса», «мастер спорта СССР международного класса», «гроссмейстер России», «гроссмейстер СССР», почетным спортивным званиям «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер РСФСР» либо копия документа, подтверждающего присвоение данных званий.

        Для граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющихся ветеранами боевых действий, и граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющихся ветеранами боевых действий, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

        — копия удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

        Копия документа, подтверждающего изменение фамилии, имени, отчества гражданина в случае, если в документах, приложенных к заявлению, указанные сведения не совпадают.

        Установленный выше перечень документов, представляемых заявителем (его представителем) самостоятельно, является исчерпывающим. При личной подаче заявления и документов гражданин предъявляет вместе с копиями документов их оригиналы для просмотра и заверения копий, если копии нотариально не заверены.

        Заявитель (его представитель) вправе представить иные документы, имеющие значение для рассмотрения заявления.

        Добавить комментарий

        Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        ?Ответственное структурное подразделение мэрии: Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля.?
        ?Регламентирующие документы: ? ?- Закон Ярославской области от 27.04.2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»
        Закон ЯО от 27.04.2007 № 22-з

        — Постановление Правительства Ярославской области от 14.03.2016 № 249-п «Об утверждении формы заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка и Порядка его рассмотрения и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области»
        Постановление Правительства ЯО от 14.03.2016 №249-п

        — Постановление Правительства Ярославской области от 09.08.2016 № 925-п «О восстановлении граждан, имеющих трех и более детей, на учете в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков»
        Постановление Правительства ЯО от 09.08.2016 № 925-п

        — Постановление мэрии города Ярославля от 11.08.2017 № 1143 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельных участков»
        Постановление мэрии г.Ярославля от 11.08.2017 № 1143

        — Постановление мэрии города Ярославля от 31.10.2017 № 1497 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков»
        Постановление мэрии г.Ярославля от 31.10.2017 № 1497

        ?Целевые категории граждан:
        ?Перечень предоставляемых земельных участков(с учетом предоставленных): ?

        ?Место и время приема: ?г. Ярославль, ул. Нахимсона, д.8, каб. 14

        Понедельник-четверг: с 08-30 до 12-30, с 13-18 до 17-30;
        пятница: с 8-30 до 12-30, с 13-18 до 16-30.

        ?Необходимые документы: