Налог на имущество изменения в законодательстве

Налог на имущество организаций в 2020 году

Федеральным законом от 03.08.2020 № 302-ФЗ в НК РФ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2020 года объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Таким образом, движимое имущество с 01.01.2020 перестает облагаться налогом на имущество.

Однако, что именно считать движимым или недвижимым имуществом, в НК РФ не конкретизировано.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В связи с тем, что НК РФ не содержит норм, конкретизирующих признаки классификации имущества на движимое и недвижимое, использование норм и понятий из смежных отраслей права является правомерным на основании ч.1 ст.11 НК РФ.

Минфин РФ в своих разъяснениях ссылается, прежде всего, на нормы гражданского законодательства (письма от 20.12.2013 № 03-05-05-01/56232, от 04.10.2013 № 03-05-05-01/41301, от 10.09.2013 № 03-03-06/1/37238).

Налоговики в письме ФНС РФ от 01.10.2020 № БС-4-21/[email protected] разъяснили, что к недвижимости относятся земельные участки, а также объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В частности:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • помещения;
  • машино-места;
  • жилые дома, квартиры, комнаты;
  • дачи и гаражи.
  • В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН.

    При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению.

    Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

    Таким образом, принимая во внимание нормы ГК РФ, в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций, к объекту недвижимости относится также имущество, составляющее с объектом недвижимости неделимую вещь.

    Все остальное имущество признается движимым (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Движимым имуществом считаются автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства, за исключением тех, которые отнесены к недвижимым.

  • Изменение порядка исчисления налога вследствие пересмотра кадастровой стоимости
  • С 01.01.2020 начнет действовать Федеральный закон от 03.08.2020 № 334-ФЗ, который вносит поправки в НК РФ по налогу на имущество компаний и граждан, а также земельному налогу.

    Закон меняет порядок расчета имущественных налогов вследствие пересмотра кадастровой стоимости объекта. Применение нового порядка исчисления налога зависит от причин пересмотра кадастровой стоимости.

    1. Если стоимость имущества меняется по причине изменения характеристик объекта, таких как площадь, назначение и т.п., тогда налог на имущество рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН.
    2. Если изменение кадастровой стоимости имущества происходит в случае ее обжалования, тогда применяется следующий порядок пересчета налога на имущество.

    В 2020 году, если налогоплательщик оспаривает кадастровую стоимость в комиссии при территориальном Росреестре или суде, то обновленные данные для расчета налога применяют с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

    С 2020 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, будут учитывать при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления.

    Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2020 году, то плательщику пересчитают налоговые платежи с 2017 года.

    А значит, если кадастровая стоимость после 01.01.2020 года изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет вернуть или зачесть налог и за предыдущие годы

  • Новая декларация по налогу на имущество
  • С 01.01.2020 отчитываться по налогу на имущество необходимо по новой форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 04.10.2020 № ММВ-7-21/575.

    Декларация по налогу на имущество за 2020 год подает по старой форме.

    Основные изменения произошли в разделах 2, 2.1 и 3 отчетности. Рассмотрим их подробнее.

    Раздел 2. В Разделе 2 обновленной формы отражается исчисленная сумма налога только в отношении недвижимого имущества.

    Из расчета по авансовым платежам удалили строку 210. В ней указывалась остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября соответственно.

    В декларации нет строки 270. В ней отражалась остаточную стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря.

    Раздел 2.1 также скорректирован. Теперь по строке 010 нужно указывать код номера объекта. А именно:

  • «1» — если имеется кадастровый номер, указанный в ЕГРН;
  • «2» — если нет кадастрового, но есть условный номер;
  • «3» — если имеется только инвентарный номер и объекту присвоен адрес;
  • «4» — если имеется только инвентарный номер, но объекту не присвоен адрес.
  • Помимо этого, в разделе появились графы для указания адреса объекта недвижимости. Они заполняются, если у объекта есть инвентарный номер, а кадастрового или условного номера нет. Но, если объекту адрес не присвоили, в новых полях поставьте прочерки. Сейчас в отчетах надо прописать кадастровый, условный или инвентарный номер объекта.

    Раздел 3. Изменения внесены и в раздел 3 отчетности (он предназначен для расчета налога, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимости).

  • В отчетах появилось поле, в котором указывается код кадастрового номера недвижимости.
  • Код 1 — для зданий, строений, сооружений.

    Код 2 — для помещений, гаражей, машино-мест.

    В действующих формах указывают только кадастровые номера объектов.

  • В разделе 3 также добавили строки «Коэффициент Ки». В расчете это строка 085, а в декларации — 095.
  • Их нужно заполнить, если в течение года изменились качественные или количественные характеристики недвижимости. Например, поменялась площадь или назначение объекта.

    Чтобы определить коэффициент Ки, воспользуйтесь формулой:

    Новое в налогообложении 2020 года

    Алексей Валентинович СОРОКИН, начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ

    Изменение налогового законодательства — перманентный процесс. Как правило, законодательные поправки касаются как федеральных, так и региональных и местных налогов, а следовательно, оказывают значительное влияние на доходную базу субъектов РФ и муниципалитетов.

    Переходный период заканчивается

    Основными собственными доходными источниками региональных и местных бюджетов являются имущественные налоги. Происходящая в настоящее время реформа имущественного налогообложения предусматривает переход с исчисления платежей от балансовой стоимости имущества организаций и инвентаризационной стоимости имущества физлиц на исчисление от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, законодательством предусмотрен переходный период, в течение которого субъекты РФ должны утвердить законы об изменении порядка определения налогооблагаемой базы. В настоящее время эта работа проведена в 74 субъектах РФ, а 11 регионов в качестве налогооблагаемой базы еще используют балансовую стоимость и инвентаризационную стоимость объектов недвижимости.

    В 2020 году переходный период в отношении налога на имущество физических лиц заканчивается. Поэтому уже в текущем году все оставшиеся регионы должны принять законы об установлении единой даты применения кадастровой стоимости на территории субъекта РФ, на основании которых органы местного самоуправления обязаны утвердить соответствующие нормативные правовые акты. В противном случае с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц не будет считаться установленным, поскольку инвентаризационная стоимость с указанной даты в соответствии с налоговым законодательством не применяется.

    Проблемы перехода к налогообложению по кадастровой стоимости

    Основную проблему перехода к применению кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения обозначил Президент РФ в Послании Федеральному собранию РФ в 2020 году, отметив, что в ряде случаев кадастровая оценка не соответствует реальной рыночной стоимости. Правительству РФ было поручено разработать и внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие:

    совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости;

    уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц.

    Во исполнение данного поручения Президента РФ 3 августа 2020 года был принят Федеральный закон № 334?ФЗ, определяющий, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков налога на имущество физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим годом (по расчетам за 2017 год).

    Аналогичная проблема была обозначена и в Послании Президента РФ Федеральному собранию в текущем году. Она касается уже физических лиц — плательщиков земельного налога. Поручение президента реализовано Федеральным законом от 15 апреля 2020 года № 63?ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс и введена норма, предусматривающая, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога — физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим налоговым периодом (по расчетам за 2020 год).

    Федеральные законы «О государственной кадастровой оценке» и «О государственной регистрации недвижимости» предписывают субъектам РФ до 2020 года перейти на новый порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. При этом оценку должно осуществлять созданное регионом государственное бюджетное учреждение. Предполагается, что это позволит повысить достоверность оценки объектов недвижимости и тем самым уменьшить число обращений собственников в суд для оспаривания установленной кадастровой стоимости. Сегодня количество таких исков достаточно велико, а суды, как правило, встают на сторону истцов, что влечет за собой негативные последствия для бюджетов.

    Необходимо отметить, что по результатам новой кадастровой оценки будет рассматриваться вопрос о возможности налогообложения по кадастровой стоимости не только объектов, значащихся в сформированных субъектами РФ перечнях, а всех объектов недвижимости организаций. На сегодняшний день сроки перехода на применение кадастровой стоимости в отношении всех объектов имущества организаций не определены, так как последствия такого решения еще должны быть детально проанализированы.

    Не менее важной задачей для увеличения доходной базы региональных и местных бюджетов является расширение налоговой базы по имущественным налогам за счет вовлечения вновь вводимых, а также ранее не учтенных объектов недвижимого имущества в налоговый оборот путем постановки их на кадастровый учет и регистрации соответствующих прав. Для ее решения Правительство РФ поручило Минэкономразвития РФ подготовить проекты правовых актов:

    по совершенствованию процедуры внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в объеме, необходимом для признания их объектами налогообложения по соответствующим налогам, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия без дополнительного взаимодействия с правообладателями;

    по наделению органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для целей внесения данных сведений в ЕГРН.

    Критерии недвижимого имущества разработаны

    С 1 января 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс, в части исключения движимого имущества из состава объектов имущественного налогообложения. Цель нововведения — стимулирование организаций к обновлению активной части своих фондов, что в конечном итоге направлено на повышение темпов роста экономики. Безусловно, отмена налога на движимое имущество организаций не может не повлиять на доходную часть бюджета субъектов РФ. По оценке Минфина России, в 2020 году регионы недополучат 183 миллиарда рублей, по оценке Совета Федерации, выпадающие доходы субъектов РФ составят 360 миллиардов рублей. Точная цифра станет известна только после того, как будет проанализирована налоговая отчетность за 2020 год.

    Серьезная проблема, которую сегодня поднимают регионы, связана с квалификацией объектов. Понятие недвижимого имущества и его состав Налоговым кодексом не определяются, а Гражданский кодекс не содержит четких критериев разграничения движимого и недвижимого имущества, что создает правовую неопределенность в вопросах отнесения отдельных объектов к тому или иному виду. Например, спорным остается вопрос о буровых скважинах, доменных печах, сталеплавильных станках, трубопроводах и т. д. В целях законодательного урегулирования данного вопроса и определения более четких признаков объекта недвижимости Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства РФ разработало проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс, прежде всего в части установления критериев определения движимого и недвижимого имущества. В настоящее время законопроект дорабатывается в Аппарате Правительства РФ и вскоре будет внесен в Государственную думу.

    Льготы для предпенсионеров и многодетных семей

    Изменения 2020 года коснулись также и местных налогов — земельного налога и налога на имущество физических лиц. Коррективы были приняты в целях реализации поручений Президента РФ и носят социальную направленность. Напомню, что в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2020 года № 378?ФЗ с 1 января 2020 года появилась новая льготная категория граждан — предпенсионеры. То есть теперь Налоговый кодекс предоставляет льготы физическим лицам, отвечающим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2020 года, аналогичные льготам, которые есть у пенсионеров. По земельному налогу предпенсионеры имеют право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости шести соток, а по налогу на имущество физических лиц им предоставляется льгота на один объект соответствующего вида: дом, квартиру или гараж.

    Упомянутый выше Закон № 63?ФЗ предусматривает предоставление физлицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, налогового вычета по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. Кроме того, эти семьи получают дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере пяти квадратных метров в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и семи квадратных метров в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

    Механизм «двух ключей»

    Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагают расширение практики применения механизма «двух ключей». Механизм «двух ключей» — это передача с федерального на региональный и местный уровни полномочий по установлению налоговых льгот по региональным и местным налогам. В прошлом году в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие передачу субъектам РФ полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективного имущества, движимого имущества и имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря.

    Также в 2020 году Минфин России подготовил законопроект, который предусматривал передачу регионам полномочий по установлению льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу в отношении резидентов особых экономических зон, управляющих компаний особых экономических зон и участников свободных экономических зон. Однако работа над указанным законопроектом приостановлена в связи с тем, что Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона, устанавливающий единый механизм развития территорий. Этот механизм включает в себя также и меры налогового стимулирования. По решению Правительства РФ вопрос о целесообразности доработки первого законопроекта будет рассмотрен по итогам анализа законопроекта Минэкономразвития России о едином механизме развития территорий.

    Справка

    В 2014 году налог на имущество организаций исчислялся от кадастровой стоимости объектов торгового и административно-делового назначения в четырех субъектах РФ, в 2015 году — в 28 субъектах, в 2017 году — в 56 субъектах, в 2020 году — в 70 субъектах, в 2020 году — в 74 субъектах РФ.

    В 2015 году налог на имущество физических лиц исчислялся от кадастровой стоимости объектов недвижимости в 28 субъектах РФ, в 2017 году — в 61 субъекте РФ, в 2020 году — в 70 субъектах, в 2020 году — в 74 субъектах РФ.

    Туристический сбор

    В настоящее время в Российской Федерации проходит эксперимент по введению так называемого курортного сбора. Сейчас в нем участвуют четыре региона РФ, но ряд субъектов уже предложили расширить этот инструмент и сделать его не курортным, а туристическим. Инициатива поддержана Президентом РФ. Минфин России соответствующий законопроект подготовил. Предполагается, что в конце мая — начале июня этот документ будет внесен в Правительство РФ.

    Сокращение отчетности по налогу на имущество орагнизаций

    Семинары и вебинары Аюдар Инфо

    15 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 15.04.2020 № 63?ФЗ [1] , за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Об изменениях, которые внесены в порядок исчисления и уплаты, а также представления отчетности по имущественным налогам для налогоплательщиков-организаций, и поговорим.

    Транспортный налог.

    В главу 28 НК РФ внесены следующие новшества.

    Объект налогообложения

    С 2020 года весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с. будут являться объектом обложения транспортным налогом (пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ признается утратившим силу).

    Кроме того, внесены изменения в пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ. В действующей редакции данная норма устанавливает, что не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

    Теперь уточнено, что не будут облагаться транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

    Налоговые льготы

    Теперь не только налогоплательщики – физические лица, но и организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, должны представлять в налоговый орган по сво-
    ему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы; кроме того, они вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). Данный порядок действует с 2020 года.

    Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

    С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, которые внесены в ст. 363 НК РФ.

    Во-первых, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций, как и сегодня, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. По факту ничего не изменится, срок останется прежним, но в действующей редакции идет ссылка на п. 3 ст. 363.1 НК РФ, которая с 2021 года будет признана утратившей силу.

    Во-вторых, вводится новый порядок исчисления и уплаты транспортного налога (ст. 363 НК РФ дополнена п. 4 – 7).

    Сообщение об исчисленной сумме налога. Налоговые органы будут передавать (направлять) налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в следующие сроки:

  • в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
  • не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;
  • не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
  • Эти сообщения будут составляться на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.

    В сообщении должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

    Способ направления сообщения. Приоритетным способом направления сообщения налогоплательщику-организации является электронный вариант по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика. Если этот способ не работает, то сообщение будет направлено по почте заказным письмом или может быть передано руководителю организации (ее представителю) лично под расписку. Соответственно, в случае направления сообщения по почте заказным письмом такое сообщение будет считаться полученным по истечении шести дней с даты его направления.

    Порядок разрешения разногласий. В случае возникновения разногласий при получении указанного сообщения налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня его получения (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    Представленные пояснения и документы налоговики будут изучать в течение одного месяца со дня их получения. Данный срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, но не более чем на один месяц (с уведомлением об этом налогоплательщика).

    О результатах рассмотрения представленных пояснений и документов налоговый орган проинформирует налогоплательщика в течение одного месяца, а в случае, если по результатам рассмотрения сумма налога, указанная в сообщении, изменилась, налоговый орган передаст налогоплательщику уточненное сообщение в течение десяти дней после его составления.

    Если по результатам рассмотрения пояснений и документов, представленных налогоплательщиком, будет выявлена недоимка, а также если недоимка будет выявлена в случае отсутствия необходимых пояснений, налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ.

    Налоговая декларация. С 2021 года ст. 363.1 НК РФ утратит силу. Соответственно, никакой отчетности по транспортному налогу представлять будет не нужно.

    Земельный налог

    Изменения, внесенные в гл. 31 НК РФ, аналогичны новшествам, регулирующим порядок исчисления и уплаты транспортного налога. Новый порядок вступает в силу также с 1 января 2021 года.

    Соответственно, направление налоговыми органами сообщений налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков, представления пояснений и документов, их рассмотрения и направления уточненных сообщений, а также требований об уплате земельного налога в случае выявления недоимки будет осуществляться в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным п. 4 – 7 ст. 363 НК РФ (ст. 397 НК РФ дополнена п. 5). Об этом сказано выше.

    С 2021 года ст. 398 НК РФ утратит силу. Соответственно, декларацию по земельному налогу налогоплательщикам-организациям представлять в налоговый орган также будет не нужно.

    Декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

    Срок уплаты земельного налога не изменится – не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответствующие изменения сделаны в п. 1 ст. 397 НК РФ.

    Налог на имущество юридических лиц в 2020 году

    В главу 30 НК РФ внесены следующие изменения, связанные с налогом на имущество юридических лиц в 2020 году.

    Во-первых, с 2020 года налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций представлять не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ будет признан утратившим силу).

    Во-вторых, также с 2020 года ст. 386 НК РФ будет дополнена п. 1.1, который регулирует порядок представления декларации (отчета по налогу на имущество) при наличии нескольких объектов недвижимости.

    Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию (отчет по налогу на имущество) в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

    Уведомление нужно представлять ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется данный порядок, изменить который в течение налогового периода нельзя. Форма уведомления будет утверждена ФНС.

    До утверждения названной формы налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган по субъекту РФ о порядке представления налоговой декларации (отчета по налогу на имущество) в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ в произвольной форме с указанием налогового периода, за который будет применяться соответствующий порядок представления налоговой декларации.

    Приведенные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

    Реализована одна из мер упрощения администрирования имущественных налогов: отменены декларации по транспортному и земельному налогам. Их уже не нужно будет представлять в налоговые органы за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды. Таким образом, 2020 год станет последним налоговым периодом, за который представляются декларации по транспортному и земельному налогам. Заметим, что изначально планировалось их отменить с 2020 года.

    Кроме этого, с 2020 года расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (расчет налога на имущество организаций) представлять не нужно, что также сократит налоговую отчетность по налогу на имущество. К снижению административной нагрузки приведет и установление права налогоплательщика на представление единой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика.

    [1] «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

    Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество

    Налог на имущество НК РФ на протяжении последних лет продолжает целенаправленно изменяться. Рассмотрим, как эти изменения отражаются на налоге, уплачиваемом организациями.

    Таблица изменений по налогу на имущество 2014–2020 гг.

    Основы реформы налога на имущество организаций НК РФ были заложены еще в 2014 году и продолжаются по сей день. Основные изменения по налогу на имущество мы собрали в таблице.

  • Исключение инвентаризационной стоимости из объекта налогообложения.
  • Введение в качестве расчетной базы кадастровой стоимости.
  • Установление перечня объектов, стоимость которых определяют как кадастровую
  • Наиболее существенные изменения по налогу на имущество с 2015 года:

  • из перечня имущества, не облагаемого налогом на имущество организаций на спецрежимах (УСН, ЕНВД), исключено то, стоимость которого определяется как кадастровая (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
  • увеличен максимальный размер ставок налога для регионов, пошаговое изменение которых НК РФ предусмотрел еще в 2014 году (п. 1.1 ст. 380 НК РФ).
  • для вычисления налога за неполный год введен коэффициент, снижающий его сумму в пропорции к фактическому количеству месяцев, в течение которых за налогоплательщиком имелась обязанность по уплате налога (п. 5 ст. 382 НК РФ).
  • откорректирован ряд положений ст. 378.2 НК РФ (их мы подробнее рассмотрим ниже).
  • Старые правила исчисления налога на имущество организаций в НК РФ в 2015 году изменены в отношении следующих моментов:

  • из перечня объектов налогообложения исключено имущество 1–2 амортизационных групп (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • движимое имущество, не облагавшееся налогом с 2013 года, с 2015-го стало числиться облагаемым, но попало в список льготируемого; к нему не относится то имущество, которое получено либо от взаимозависимого лица, либо в результате ликвидации (реорганизации) юрлица (п. 25 ст. 381 НК РФ);
  • остаточную стоимость имущества учитывают в расчетах без стоимости затрат, предстоящих в будущем, если они присутствуют в бухучете (п. 3 ст. 375 НК РФ);
  • изменена в сторону увеличения ставка налога для железнодорожных путей, линий электропередач и магистральных трубопроводов (п. 3 ст. 380 НК РФ);
  • определены условия применения нулевой ставки для объектов газодобычи и магистральных газопроводов (п. 3.1 ст. 380 НК РФ)
  • Введены свои отчетные периоды для налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. Они соответствуют кварталам календарного года, при том что налоговым периодом остается год (п. 2 ст. 379 НК РФ).
  • Налог от кадастровой стоимости по объектам, сменившим собственника в течение отчетного периода, рассчитывается с учетом коэффициента владения, соответствующего отношению количества полных месяцев владения к общему числу месяцев в соответствующем периоде. За полный принимается тот месяц, в котором право собственности приобретено до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 5 ст. 382 НК РФ)
  • С 01.01.2020 организации платят налог на движимое имущество только в том случае, если это предусмотрено региональном законе. Если закон не принят, движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, облагается налогом на имущество по ставке не более 1,1%.
  • Подробнее об этом нововведении читайте в материале «Налог на движимое имущество организаций с 2020 года».

  • Больше организаций должны уплачивать налог на имущество с кадастровой стоимости (соответствующие региональные законы приняты в Астраханской, Калужской, Тамбовской, Омской и Ульяновской областях, Пермском крае).
  • Иностранные компании обязаны исчислять налог на имущество и авансовые платежи по налогу с кадастровой стоимости, если в течение 2020 года установят или изменят кадастровую стоимость.
  • В 2020 году (с отчетности за 2017 год) применяется новая форма декларации по налогу на имущество, утвержденная приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271)
  • В последние годы дополнительные обязанности по представлению информации по налогу на имущество НК РФ сформулированы:

  • для юрлиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ, которые сдают в ИФНС декларацию (расчеты налога) и уплачивают налог вне зависимости от факта постановки на учет по месту нахождения объекта недвижимости (п. 7 ст. 383 и п. 5 ст. 386 НК РФ);
  • иностранных юрлиц и иностранных организаций, не образующих юрлиц, которые вместе с декларацией представляют сведения о своих участниках (учредителях), имеющих долю участия более 5% (п. 3 ст. 386 НК РФ).
  • Как изменялась статья 378.2 НК РФ

    Ст. 378.2 Налогового кодекса по налогу на имущество организаций, рассчитываемому по кадастровым данным, неоднократно корректировалась (смотрите таблицу ниже).

    Корректировки ст. 378.2 НК РФ

  • Под налогообложение попали объекты жилого назначения, которые не учтены как основные средства (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
    • Для объекта налогообложения, образованного в текущем году, базовой основой для определения налога служит кадастровая стоимость на дату занесения в кадастр (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
    • Если в определении кадастровой стоимости найдена ошибка, то налог пересчитывают с того периода, в котором ее допустили (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
    • В случае изменения стоимости по кадастру в спорной ситуации новую стоимость учитывают с периода подачи заявления на ее пересмотр, но не ранее даты занесения сведений об обновленной стоимости в кадастр (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
    • Установлены признаки, по которым здание, являющееся одновременно административно-деловым и торговым центром, рассматривают как объект налогообложения (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).
    • О том, где найти перечень объектов, облагаемых в 2017 году от кадастровой стоимости в Москве, читайте в материале «Москва утвердила «кадастровый» перечень на 2017 год»

      Обязанность уплаты налога от кадастровой стоимости установлена не только для собственников имущества, но и для распоряжающихся им по праву хозяйственного ведения (подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ)

      Какие пояснения по налогу запросит ИФНС

      Перечисленные моменты существенно усложняют не только расчет имущественного налога, но и его проверку. Поскольку ИФНС не сможет с очевидной легкостью получить данные для его вычисления из бухучета, она будет запрашивать у организаций пояснения.

      Наиболее вероятными будут вопросы о расшифровке данных:

    • по движимому имуществу, взятому на учет с 2013 года, а с 2015-го относящемуся к льготируемому;
    • объектам ОС из 1–2 амортизационных групп;
    • остаточной стоимости объектов ОС, облагаемых налогом от кадастровой стоимости;
    • жилым объектам, не учтенным в составе ОС;
    • отражаемому за балансом износу жилых объектов, учтенных в ОС;
    • стоимости земельных участков, входящих в ОС.
    • Итоги

      В налоговое законодательство по налогу на имущество за последние годы внесено множество изменений и дополнений: из-под налогообложения выведено движимое имущество 1 и 2 амортизационных групп (до 2020 года под льготу попадало также движимое имущество, приобретенное после 2013 года), по отдельным объектам недвижимости налог стал рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости и другие нововведения.

      С 2020 года движимое имущество не облагается налогом на имущество, если такая возможность предусмотрена региональным законодательством. Если власти региона такой закон не приняли, движимые объекты облагаются налогом по ставке 1,1%.

      Налог на имущество организаций в 2020 году для юридических лиц: глобальные изменения

      Статьи по теме

      В 2020 году в части налога на имущество организаций произошло одно существенное, но приятное изменение — отменены отчеты по авансовым платежам в инспекцию. Кроме того, существенно сократился список облагаемых объектов. Рассмотрим подробно налогообложение имущества в 2020 году.

      Изменения по налогу на имущество в 2020 году

      2020 год подготовил ряд существенных изменений в части налогообложения имущества юридических лиц.

      Один из самых приятных — отменены ежеквартальные отчеты по начислению авансов. Пункт 2 ст. 386 НК РФ утратил силу с 1 января 2020 года на основании закона от 15.04.2020 № 63-ФЗ.

      Внесен новый пункт 1.1 в ст. 386 НК РФ, который предусматривает следующую возможность:

    • если у предприятия имеется несколько объектов налогообложения, база по которым определяется как среднегодовая стоимость, и такие объекты относятся к ответственности разных налоговых инспекций, то теперь можно отчитываться в один госорган;
    • предварительно следует подать уведомление о порядке предоставления отчетности по налогу на имущество.
    • Обратите внимание, что для имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, такой возможности не предусмотрено.

      Также напомним, что еще в 2020 году движимое имущество перестало относиться к налогооблагаемым объектам вследствие закона от 03.08.2020 № 302-ФЗ.

      Посчитать налог на имущество с учетом изменений 2020 года вы можете в программе «БухСофт». Программа сама рассчитает налог и проверит расчет по контрольным точкам.

      Облагаемое имущество в 2020 году

      Статья 374 НК РФ определяет критерии облагаемого имущества.

      К сожалению, критерии приведены очень общие. В частности, законодатели не уточнили, какое имущество считается недвижимым.

      На помощь приходят разъяснения чиновников. Обратите внимание на письмо ФНС РФ от 01.10.2020 № БС-4-21/[email protected] В данном документе идет отсылка на ст. 130 ГК РФ. Именно в ней отражен примерный перечень подобных объектов:

    • земельные участки;
    • участки недр;
    • объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также жилые и нежилые помещения и машино-места, если они подлежат кадастровому учету);
    • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, которые подлежат обязательной госрегистрации, а также иные объекты, предусмотренные российским законодательством (например, космические объекты).
    • Следует отметить и следующую статью Гражданского кодекса — 131. Она говорит о необходимости постановки на учет в госсужбах всей недвижимости (внесении записи в ЕГРН).

      Обратим внимание еще на один важный документ — определение Верховного суда РФ от 07.04.2016 № 310-ЭС15-16638. Судьи обозначили, что отсутствие госрегистрации (а значит и записи в ЕГРН) не препятствует праву считать имущество недвижимым, т. к. имущество является движимым, т. к. вещь является недвижимой либо в силу ее природных свойств, либо в силу установленного законодательства.

      Исходя из вышеприведенной информации чиновники предлагают такой чеклист в случае сомнений при отнесении имущества к неджвижимому:

    • проверить наличие записи о регистрации объекта в ЕГРН;
    • в случае отсутствия записей в ЕГРН:
      • ориентироваться на факт связи объекта с землей и невозможности его перемещения;
      • проверить нормативную базу относительно конкретного вида имущества;
      • изучить судебную практику относительно конкретного или схожего объекта имущества.
      • Если даже такой чеклист не поможет, всегда можно обратиться к налоговикам и получить консультацию.

        Необлагаемое имущество в 2020 году

        Пункт 4 ст. 374 НК РФ приводит список объектов, которые не попадут в налоговую базу:

      • земля, водные объекты и иные природные объекты;
      • имущество органов исполнительной и государственной власти и используемое для целей обороны, обеспечения безопасности и т. д.;
      • объекты культурного наследия;
      • ядерные установки;
      • космические объекты;
      • ледоколы;
      • зарегистрированные морские суда;
      • суда с ядерными энергетическими установками;
      • суда атомно-технологического обслуживания.
      • Налоговая база по налогу на имущество в 2020 году

        Для удобства информация об определении налоговой базы сведена в таблицу. Данные собраны исходя из норм ст. 375 НК РФ с учетом ст. 378.2 НК РФ.

        Порядок определения налоговой базы

        Бизнес-центры и торговые центры (включая отдельные помещения в них) при условии их включения в перечень, утверждаемый ежегодно субъектом РФ

        Помещения, назначение которых по документам или согласно их фактического использования предусматривает размещение офисов, точек общепита, торговых точек, объектов бытового назначения при условии их включения в перечень, утверждаемый ежегодно субъектом РФ

        Недвижимость иностранных юридических лиц (за исключением представительств)

        Кадастровая стоимость на 1 января 2020 года согласно проведенной оценки на территории региона

        Жилые дома или помещения в них, не учитываемые на балансе предприятия

        Среднегодовая стоимость по балансу. Определяется как результат деления суммы остаточных стоимостей на первое число каждого месяца отчетного или налогового периода и на первое число месяца, следующего за отчетным или налоговым периодом на количество слагаемых (количество месяцев отчетного или налогового периода плюс один).

        Отчетность по налогу на имущество за 2020 год

        Срок подачи годовой декларации указан в п. 3 ст. 386 НК РФ — это 30 марта. То есть за 2020 год предстоит отчитаться до 30 марта 2021 года включительно.

        Предоставлять расчеты по авансовым платежам теперь не нужно.

        Срок оплаты налога на имущество в 2020 году

        Статья 383 НК РФ для определения сроков и порядка уплаты самого налога и авансовых платежей по нему отправляет к законодательству субъектов РФ. Для каждого региона существуют свои сроки для платежей. Стоит отметить, что регионы вправе и вовсе отменить авансовые платежи.

        Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2020 года в России

        С 2020 года произошли важные нововведения для организаций и ИП в учете, порядке сдачи отчетности и уплаты налогов. Расскажем о повышении налоговых ставок, поправках в закон о бухучете, новом налоговом режиме и других изменениях в налоговом законодательстве в России с 1 января 2020 года, к которым должен быть готов каждый бухгалтер.

        В 2020 году работа бухгалтеров изменилась. НДС вырос, пониженные тарифы по взносам не продлили, а платежи по спецрежимам увеличили. Об этих и других самых важных изменениях в работе читайте далее.

        Изменения по страховым взносам с 2020 года

        Сохранение тарифов страховых взносов. Действующая ставка 30% (22% — в ПФР, 2,9% — в ФСС, 5,1% — в ФОМС) является льготной, ее действие было рассчитано до 2021 года. 3 июля прошлого года подписан закон об установлении тарифа 30% и отказе от повышения этой ставки в будущем.

        Предельная база для начисления взносов. С 1 января 2020 года нормы в главе 34 НК РФ о предельной базе для начисления пенсионных взносов законодатели предложили отменить и начислять по основной или льготной ставке абсолютно на все выплаты работнику. Соответствующий проект (№ 467706-7) был внесен в Госдуму. Однако после предварительного рассмотрения документ вернули авторам в связи с отсутствием заключения Правительства РФ.

        С 2020 года предельная база для начисления страховых взносов увеличилась. Соответствующее постановление от 28.11.18 № 1426 опубликовано на официальном сайте Правительства РФ.

        Предельная база по взносам в 2017-2020 гг. Таблица изменений

    • Прекратил свое действие п. 1.1 ст. 373 НК РФ, исключавший из числа плательщиков налога организаторов Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
    • На 2017–2020 годы установлены максимальные пределы ставок, применяемых при налогообложении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, неразрывно связанных с ними (п. 3.2 ст. 380 НК РФ).
    • В п. 25 ст. 381 НК РФ, согласно которому от уплаты налога освобождается движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013 (за исключением имущества, полученного от взаимозависимого лица или приобретенного в результате реорганизации-ликвидации юрлица), внесено уточнение, относящееся к исключениям. С 01.01.2017 из числа не освобождаемого от налога имущества исключен железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.
    • Введена новая ст. 381.1 НК РФ, установившая правила для применения налоговых льгот, поименованных в п. 24 (имущество морских месторождений углеводородного сырья, расположенных на территории РФ) и п. 25 (движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01.01.2013) ст. 381 НК РФ. Согласно тексту этой статьи применение указанных льгот с 2020 года будет осуществляться в регионе только в том случае, если этот регион принял закон о введении у себя таких льгот. Т. е. в случае отсутствия подобного регионального закона движимое имущество, учтенное после 01.01.2013 и не относящееся к 1-2 амортизационным группам, станет облагаться налогом на имущество организаций
    Страхование Предельная величина базы
    2017 г. 2020 г. 2020 г.
    Обязательное пенсионное 876 000 руб. 1 021 000 руб. 1 150 000 руб.
    На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 755 000 руб. 815 000 руб. 865 000 руб.

    Взносы ИП за себя. С 2020 года частные предприниматели должны платить в фонды больше. Если годовой доход не более 300 000 рублей, за 2020 год на пенсионное страхование придется перечислить 29 354 рубля. Плюс 1% с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей. Максимум к уплате на пенсионное страхование — 234 832 рубля (восьмикратный размер пенсионных взносов). За медицинское страхование платеж составит 6 884 рубля. По сравнению с 2020 годом страховая нагрузка на пенсионное страхование ИП вырастет более чем на 10 %. Платеж по медицинскому страхованию увеличится сразу почти на 20 %.

    Скидки к тарифам по взносам на 2020 год. Как и прежде страхователи могут рассчитывать на скидки по взносам на травматизм. Значения по видам деятельности на очередной год ФСС уже утвердил (Постановление № 85 от 03.08.18).

    Новая форма расчета по страховым взносам. С 1 квартала 2020 года сдавать отчетность по взносам надо на новом бланке. Налоговики опубликовали проект формы, электронного формата и порядка заполнения расчета на regulation.gov.ru. В новой форме меньше приложений к разделу 1, на нескольких листах расчета введены дополнительные поля, в разделе 3 вместо поля «Номер корректировки» — поле «Признак аннулирования сведений о застрахованном лице».

    ФНС разработала формы трех новых документов для налоговых проверок. Одну из них заполняют компании, две другие — налоговики. Но главбуху потребуется знать реквизиты всех трех бланков.

    Изменения по НДС с 2020 года

    Повышение ставки НДС. С будущего года базовая ставка НДС выросла на 2% — с 18% до 20% (Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ). При этом в ставках 0% и 10% изменений не будет. До 2025 года продлена нулевая ставка НДС для пассажирских перевозок на территорию Дальневосточного федерального округа, для авиаперевозок в Крым и Калининград.

    До 31 декабря 2020 года продлили применение ставки НДС 10% к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме полетов в Крым и Севастополь (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Это изменение внесли ст. 4 Закона №335-ФЗ.

    Так как НДС — налог, который прибавляют к стоимости товара, Минфин предполагает, что за повышением ставки последует увеличение цен на потребительские товары на 1-1,5%.

    Для компаний повышение НДС может обернуться убытками. Чтобы этого не произошло, поменяйте условия сделок до нового года. Налоговики даже выпустили официальную инструкцию, как рассчитать НДС по сделкам переходного периода.

    Редакция «УНП» выяснила как действовать в нестандартных ситуациях

    Возмещение НДС. Cнижен с 7 до 2 млрд рублей порог общей суммы налогов, уплаченных за три предшествующих года, для заявительного порядка возмещения НДС. Достигнув такого размера уплаченных налогов, экспортер вправе быстрее возместить НДС, без представления в налоговую банковской гарантии или договора поручительства. Изменения внес Федеральный закон от 03.08.18 № 302-ФЗ.

    Срок проведения камеральной проверки по НДС. Правительство сократило срок до 2 месяцев для камералок по НДС. Если инспекторы найдут нарушения, то смогут проверять три месяца.

    НДС для ЕСХН. С 2020 года на ЕСХН налог на добавленную стоимость надо платить по всем налогооблагаемым операциям. Получить освобождение от НДС можно, если выполняется хотя бы одно условие (пп. а п. 1 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • переход на ЕСХН в этом же году;
  • по ЕСХН сумма дохода от реализации без учета налога не превысила за 2020 год — 100 млн рублей, за 2020 год — 90 млн рублей.
  • Вычет НДС при приобретении электронных услуг у иностранных IT-компаний. Иностранные IT-организации, не имеющие обособленных подразделений в РФ, оказывающие электронные услуги российским организациям или ИП, должны платить НДС. Такие организации обязаны встать на налоговый учет в РФ и исчислять НДС из фактических цен реализации услуг по ставке 15,25 % на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (Закон №244-ФЗ).

    Изменения по налогу на прибыль с 2020 года

    Ставки налога. Ставки 17% и 3% продлят на 2021-2024 годы. Базовая ставка налога на прибыль составляет 20%, из них 17% остаются в регионе, где собран налог. 3% идут в федеральный бюджет.

    Состав расходов. С 2020 года можно будет учесть расходы на туристические путевки по России для работников. Максимальная сумма, которую можно списать в расходы, — 50 тыс. рублей в год на отдых каждого работника и родственника. Для работников Крайнего Севера новый лимит в 50 тыс. рублей не будет распространяться на расходы, которые сейчас учитывают при расчете налога. При этом траты вместе с расходами на медобслуживание работников и взносами на добровольное личное страхование не должны превышать 6 % от расходов на оплату труда.

    Списать расходы можно только по договору с туроператором или турагентом, заключенного организацией на работника или его родственников (супруга, родителей и детей до 18 лет или 24 лет, если это студенты очного отделения вуза). Работодатели смогут учесть в расходах на оплату труда стоимость проезда, проживания, питания, санаторно-курортного обслуживания, экскурсий (подп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 23.04.18 № 113-ФЗ). Дорожные расходы по турпутевке не нужно будет подтверждать проездными документами -достаточно договора.

    При оплате турпутевок работодатель обязан удержать НДФЛ. Доход в таком случае равен цене услуг по договору. Дата получения дохода — день, когда была оплачена путевка.

    Изменение МРОТ и прожиточного минимума с 2020 года

    Повышение МРОТ. С 1 января 2020 года снова вырастет федеральный МРОТ. Согласно закону о минимальном размере оплаты труда, он будет равен прожиточному минимуму за 2 квартал 2020 года. Минтруд предложил установить прожиточный минимум для трудоспособного населения за 2 квартал текущего года в размере 11 280 рублей, что больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 117 рублей (11 163 руб. — 11 280 руб.), следует из закона № 421-ФЗ.

    Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2020 года по сравнению с 1 кварталом выросла на душу населения и для трудоспособного населения на 4%. Отмечается, что причиной увеличения прожиточного минимума является рост стоимости отдельных продуктов. Соответственно, к прошлому году минимум за 2 квартал увеличился на 1,05%. А значит МРОТ с 1 января 2020 года в России также будет увеличен более чем на процент и составит 11 280 рублей.

    Повышение выплат работникам. В связи с увеличением МРОТ с 2020 года зарплату и пособия надо пересмотреть. Кроме того, выплаты работникам выросли, а значит увеличилась налоговая нагрузка по НДФЛ и взносам на работников и работодателей.

    Изменения по НДФЛ с 2020 года

    Ставки НДФЛ в 2020 году останутся прежними. Минфин пока не планирует их менять, несмотря на то что в Госдуму внесен проект закона о повышении ставки НДФЛ и введении прогрессивной шкалы налога. Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил принять проект к рассмотрению и направил запросы в Совет Федерации, Президенту, Правительству и заинтересованным ведомствам для подготовки заключения.

    Если все же закон примут, то будет действовать прогрессивная шкала ставок НДФЛ (см. таблицу).

    Ставка НДФЛ Уровень годового дохода, руб.
    5% 10 млн

    Налоговые вычеты. От НДФЛ освобождены доходы физических лиц – налоговых резидентов РФ:

  • от продажи недвижимости, если жилье находилось в собственности 3 года и было получено в порядке наследования, по договору дарения, в результате приватизации или по договору пожизненного содержания;
  • полученные в рамках программы реновации (жилые помещения и денежные компенсации).
  • Кроме того, изменился подход к предоставлению имущественного вычета по процентам. Теперь заемщик может получить вычет не только по телу кредита, но и по процентам. Право на возврат НДФЛ сохраняется и в случае перекредитования. Закон не ограничивает количество банков, в которых можно рефинансировать ипотеку по более выгодным условиям.

    Если налогоплательщик по каким-то причинам не задекларирует свой доход от продажи недвижимости, то налоговики смогут сами начислить налог по кадастровой стоимости.

    Также будет уточнен порядок признания расходов при продаже недвижимости, используемой в предпринимательской деятельности. Для индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения отменят обязательное декларирование доходов, для них чиновники уточнят порядок исчисления и уплаты НДФЛ.

    Новая форма 2-НДФЛ с 2020 года. ФНС утвердила две новые формы справки 2-НДФЛ (приказ № ММВ-7-11/[email protected] от 02.10.18). Первая имеет машиноориентированную форму и предназначена для работодателей, представляющих отчетность на бумаге; вторая форма — справка о доходах и суммах налога физического лица, которая выдается работникам по их заявлениям для представления по месту требования.

    Применять новый бланк надо будет, начиная с представления сведений о доходах физических лиц за 2020 год.

    Есть и другие нововведения. Компанию, которая верно отчиталась, не оштрафуют за просрочку НДФЛ, если заплатит недоимку, пока ее не выявили. Одно подразделение сможет отчитываться за остальные в том же муниципалитете.

    Изменения по налогу на имущество с 2020 года

    Отмена налога на движимое имущество. С 1 января 2020 года движимое имущество организаций не будет облагаться налогом на имущество. Движимые активы исключат из объектов налогообложения (п. 1 ст. 374 НК).

    Но в НК нет четких определений движимого и недвижимого имущество. Можно ошибочно определить вид объекта и незаконно занизить сумму налога. Ожидается изменения в ГК относительно формулировок, что недвижимыми считаются здания, сооружения, которые прочно связаны с землей, объекты незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс. Проект есть на сайте regulation.gov.ru (№ 62515). Пока его не утвердят, применяйте в работе выводы письма ФНС № БС-4-21/[email protected]

    Новая форма декларации по налогу на имущество. ФНС утвердила новые формы расчета и декларации по налогу на имущество организаций и электронные форматы расчета и декларации (приказ от 04.10.18 № ММВ-7-21/[email protected]).

    Введение новой формы связано с изменениями в главу 30 НК РФ, исключающими движимое имущество из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, а также изменяющими порядок определения налоговой базы в случае изменения в течение года кадастровой стоимости при изменении качественных или количественных характеристик объекта недвижимости.

    Увеличение налога на имущество для физлиц. Чиновники предложили уточнить порядок расчета налога на имущество и установить коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости. В результате таких поправок налог может быть увеличен максимум на 10% по сравнению с предыдущим годом.

    Переход на расчет налога по кадастру. Минфин планирует завершить переход к налогообложению недвижимости исходя из кадастровой стоимости.

    Подробнее об изменениях — по ссылке ниже.

    Изменения по УСН с 2020 года

    Отмена отчетности по УСН. Одно из планируемых нововведений — полная отмена налоговой декларации по УСН для тех предпринимателей, которые применяют объект «доходы» и работают с онлайн-ККТ. Поскольку все операции по кассам фиксируются и автоматически при помощи оператора фискальных данных передаются в ФНС, налоговики будут самостоятельно рассчитывать налог к уплате.

    Рост налоговой нагрузки на УСН. Госдума полностью поменяла список видов деятельности для льготной ставки взносов 20% и привела его в соответствии с новым ОКВЭД-2. Поэтому кто-то может льготу потерять, а кто-то приобрести. Эти изменения вступили в силу с 2020 года, но возможно, с 2020 года упрощенцев ждут подобные изменения.

    Новый налоговый режим с 2020 года

    С 2020 года вводится новый специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход для предпринимателей, у которых нет наемных работников, а также для самозанятых. Ставка налога будет дифференцированной: для тех, кто работает с физлицами, она будет составлять 3%, а для работающих с организациями — 6%. Также в данные платежи будут уже включены обязательные отчисления в соцфонды за себя. Лимит доходов по данной системе планируется установить в размере 10 млн рублей.

    Для исчисления и перечисления налога будет использоваться специальная программа, разработанная на основе новых информационно-технологических решений. С ее помощью налогоплательщики в автоматическом режиме, с применением специального мобильного приложения «Мой налог», смогут обмениваться информацией с налоговой, заносить все поступления. А отчетность сдавать не нужно. Постановка на учет будет производиться путем регистрации в приложении.

    Эксперимент по внедрению системы начнется с 1 января 2020 года в четырех субъектах РФ — Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан и закончится 31 декабря 2028 года.

    Новый налог не будет отменять или запрещать упрощенку — можно будет делать добровольный выбор, продолжать применять УСН или перейти на новую систему.

    Изменения по ЕНВД с 2020 года

    Новый коэффициент-дефлятор. Приказом Минэкономразвития будет утвержден новый коэффициенты-дефлятор на 2020 год, необходимый для исчисления единого налога на вмененный доход. К1 вырастет до 1,915. Это значит, что увеличится и сам налог на вмененный налог.

    Применение онлайн-касс. До 1 июля 2020 года от обязательного использования ККТ освобождены организации и ИП на ЕНВД. Вместо чека ККТ по требованию покупателя они будут обязаны выдавать квитанцию, товарный чек (или иной аналогичный документ, удостоверяющий прием денежных средств от физического лица). ИП на ЕНВД, работающие в сфере розницы и общепита без наемных работников, будут обязаны выдавать по требованию покупателя соответствующий документ, подтверждающий прием оплаты.

    Изменения по акцизам с 2020 года

    Определены повышенные ставки акцизов (Закон от 03 августа 2020 года № 301-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ»)

    Ставки акцизов на топливо. С 1 января 2020 года ставки акцизов на топливо вырастут примерно на 1/3. В новом проекте Минфин заложил изначально прописанные в НК РФ ставки акцизов на топливо. В 2020 году они увеличятся до 12 300 и 12 750 рублей за тонну моторного топлива; до 8 500 и 8 800 рублей — за тонну дизельного топлива.

    Ставки акцизов на вина. Пониженную ставку акциза в отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения предлагается отменить с 1 января 2020 года, установить единую ставку акциза на вина и шампанские, производимые на территории России и привозные. Предлагается отнести к подакцизным товарам виноград, используемый при производстве вина. Производителям, использующим в качестве сырья виноград собственного производства, предоставят налоговые вычеты с применением повышающего коэффициента.

    Предложено также приравнять к вину и винные напитки, не содержащие этилового спирта. Ставка акциза на такие напитки будет такой же, как и на шампанские (в 2020 году — 36 рублей за 1 литр).

    Акциз на «темное судовое топливо». Правительство предложило обнулить акциз на «темное судовое топливо» с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, с 1 января 2022 года акциз составит 1 тыс. рублей за тонну. В Налоговом кодексе появится определение «темное судовое топливо».

    Акциз на кальянную смесь. Правительство решило включить кальянную смесь в перечень подакцизных товаров. Соответствующие поправки в НК РФ содержит законопроект № 493989-7, внесенный в Госдуму. Поправки в статью 193 НК РФ устанавливают, что ставка акциза на кальянную смесь в 2020 году составит 457 рублей за 1 кг.

    Акциз для производителей парфюмерии и косметики. С 2020 года отечественные производители парфюмерии и косметики начнут уплачивать акциз за используемый в продукции спирт. Ориентировочная ставка — 523 рубля за литр безводного спирта, 107 рублей — за литр денатурированного спирта. Проект также предусматривает налоговый вычет, если документально подтверждено, что сырье израсходовано в процессе производства.

    Патентная система налогообложения с 2020 года

    Новые виды деятельности для применения патента. Минфин расширяет перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять патентную систему налогообложения. В этот список чиновники собираются в ближайшее время добавить: виды деятельности, связанные с растениеводством и животноводством; услуги, связанные с этими видами деятельности.

    Ограничения по применению патентной системы. Регионы получат право устанавливать ограничения для применения патента на своей территории. Такие ограничения могут быть связаны с:

  • площадью сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков;
  • числом автотранспортных средств и судов водного транспорта;
  • числом объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади.
  • Изменения в бухгалтерском учете с 2020 года

    Новый закон о бухучете с 2020 года

    С 1 января 2020 года вступит в силу закон с очередными поправками в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Изменения Минфин готовит с целью оптимизировать процедуру разработки и экспертизы стандартов бухучета госфинансов с учетом их особенностей. Чиновники планируют таким образом устранить методологические различия в подходах к ведению бухучета в секторе госфинансов и коммерческом секторе, требующие обособления при реализации процедур и методики по учету госфинансов.

    Первичные документы и регистры. Статья 9 «Первичные документы» Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете» будет дополнена пунктом, согласно которому требования главбуха, иного должностного лица, ведущего бухучет, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений), необходимых для ведения учета, обязательны для всех сотрудников организации.

    Электронные регистры бухучета подписывают электронной подписью. Поправками уточняется, что подпись должна быть усиленной квалифицированной.

    Бухгалтерская отчетность. Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности» закона № 402-ФЗ дополнена пунктом, который уточняет, что бухгалтерскую (финансовую) отчетность составляют на бумаге и (или) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Организация при необходимости обязана сделать бумажную копию электронной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если будет такая необходимость.

    С 2020 года подписывать бухотчетность сможет как руководитель, так и уполномоченное лицо. Требование о бумажном виде упраздняется.

    Стандарты бухучета. ЦБ сможет издавать нормативные акты в сфере бухучета подведомственных организаций, которые будут противоречить закону о бухучете.

    Кроме того, отменят норму, которая устанавливает, что ПБУ, принятые с 1 октября 1998 года до того, как начал действовать закон, признаны федеральными стандартами.

    Изменения в ПБУ 3/2006

    С 2020 года вступят в силу поправки в Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденные в 2017 году приказом Минфина от 09.11.17 № 180н. ПБУ устанавливает правила формирования в бухучете и отчетности информации об активах и обязательствах в иностранной валюте. С 1 января 2020 года эти правила изменятся. Разберем все изменения.

    Кросс-курс — это соотношение между двумя валютами из их курса по отношению к курсу третьей валюты. С 2020 года, если ЦБ не устанавливает официальный курс какой-либо иностранной валюты к рублю, пересчитывать стоимость актива или обязательства, выраженную в иностранной валюте, в рубли надо будет по кросс-курсу такой валюты, рассчитанному из официальных курсов других иностранных курсов, установленных ЦБ.

    Выручка сверх аванса. С 2020 года изменятся правила пересчета в рубли валютной выручки в части, превышающей сумму аванса. Эту часть выручки придется пересчитывать на отчетные даты (последний день отчетного периода — календарного года — с 1 января по 31 декабря). В результате у организации появятся дополнительные прочие доходы и расходы.

    Возможно, в 2020 году организациям придется отражать разницы по ПБУ 18/02, если не будут внесены изменения в НК РФ.

    Защита от валютных рисков. С 2020 года, если в процессе защиты от валютных рисков у организации появляются валютные активы и обязательства, то образующиеся при пересчете курсовые разницы, можно учитывать в соответствии с МСФО, в том числе в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (введены приказом Минфина от 27.06.16 № 98н).

    Для таких курсовых разниц будет отменено правило пункта 13 ПБУ 3/2006 об отражении их в составе прочих доходов или расходов.

    Зарубежные активы и обязательства. С 2020 года порядок пересчета в рубли стоимости валютных активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами России, будет распространен на такие активы и обязательства, не перечисленные в пункте 7 ПБУ 3/2006. Речь идет о вложениях во внеоборотные активы основных средствах, нематериальных активах, материально-производственных запасах и т.д. По новым правилам все валютные активы и обязательства, возникающие при ведении деятельности за границей, придется пересчитывать по официальному курсу иностранной валюты к рублю, установленному ЦБ на отчетную дату (п. 16 ПБУ 3/2006).

    Операции в валюте. Если организация ведет часть деятельности преимущественно в иностранной валюте и:

  • эта деятельность приносит доход и предполагает расходы;
  • ее результаты анализируются в организации лицами, уполномоченными принимать решения о распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;
  • по этой деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей другой деятельности организации,
  • то с 2020 года организация сможет формировать в бухгалтерском учете и в отчетности информацию о валютных активах и обязательствах по этой деятельности обособленно — по правилам, установленным ПБУ 3/2006 для учета активов и обязательств при ведении деятельности за пределами РФ (п. 19.1 ПБУ 3/2006). Такую часть деятельности следует выделить в сегмент в соответствии с ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Минфина от 08.11.10 № 143н.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *